Азербайджанская помолвка традиции. Современные свадебные традиции азербайджана

На днях была на свадьбе одной из подруг. На торжестве мое внимание привлекла пожилая женщина лет 70-ти. Несмотря на возраст, она много танцевала, и танцевала как-то по-особенному, словно проживала в танце какую-то историю из своей жизни.

Я не выдержала, подошла к ней и выразила свое восхищение ее танцем. Она улыбнулась и сказала, что танцует по правилам, так, как принято было танцевать на свадьбах во времена ее молодости. Кифаят ханум, как звали женщину, оказалась подругой бабушки жениха. "Разве это свадьба, то, что сегодня устраивают?" - сказала она даже немного грустно.

Но поговорить нам не дали, мою собеседницу снова увели в круг танцующих, а потом я и вовсе потеряла ее из виду...

Встреча на той свадьбе вызвала у меня много вопросов. Задать их самой Кифаят ханум я, к сожалению, не смогла, но очень захотелось поговорить о них, наших, азербайджанских свадебных традициях. Совершить как бы экскурсию в прошлое. А поможет мне в этом кандидат философских наук, доцент, завкафедрой "Европоведение" в Бакинском Славянском Университете Севда Ахундова .

Пусть название кафедры вас не смущает. На самом деле оно очень соответствует рассматриваемой нами сегодня теме, потому что на этой кафедре преподается этнография, история культуры и искусства ряда стран, в том числе и Азербайджана.

Во все времена у всех народов свадьба считалась одним из самых важных событий в жизни человека. У каждого народа она проходила согласно своим древним обычаям и традициям. В Азербайджане культ семьи существовал во все времена и, кстати, остался непоколебимым и сегодня, поэтому свадьбе у нас всегда уделялось просто "космическое" значение.

Выбор

В более ранние периоды в Азербайджане родители договаривались о свадьбе, даже не поставив детей об этом в известность и тем более не спросив их согласия

Поскольку брак в старину считался не столько союзом между мужчиной и женщиной, сколько союзом между двумя семьями, родами, родители начинали искать невесту для сына чуть ли не с раннего детства, рассказывает Севда Ахундова. В более ранние периоды в Азербайджане родители договаривались о свадьбе, даже не поставив детей об этом в известность и тем более не спросив их согласия. Однако сегодня этот обычай постепенно изжил себя, и нынешние азербайджанские парни и девушки в большинстве сами выбирают себе половинок. Но, несмотря на это, принцип одобрения выбора со стороны родителей и получения их согласия, остается незыблемым. Благословение, "хейир-дуа" родителей - очень важный фактор для счастливого будущего молодой семьи. Не будет благословения родителей, не будет и счастья...

Не знаю, может это и совпадение, но многие браки, заключенные без благословения родителей одной из сторон, почему-то действительно не бывают счастливыми. Чем бы это объяснить?..

Чайная церемония

Но пойдем дальше. Чтобы получить согласие родителей девушки, чаще всего родители жениха и несколько из близких родственников приходят к ним. Самый старший и самый уважаемый из гостей вскоре затевает разговор, и наступает удобный момент, когда можно оповестить о цели. Теперь родители невесты должны дать ответ. А происходит этот ритуал, своеобразная чайная церемония, когда будущая невеста подает гостям чай. Это самый важный момент визита - если чай сладкий, значит, родители девушки согласны на ее брак с молодым человеком.

Хотя, если говорить по правде, то в Азербайджане все решалось задолго до чайного обряда и в более неофициальной обстановке. Впрочем, так оно происходит и сегодня. После того, как обе стороны наведут справки о воспитании, статусе, материальном положении невесты и жениха, дело в свои руки берут женщины, которые во время малых "переговоров" решают судьбу молодых людей, и поэтому во время сватовства мужчины уже знают о предстоящем ответе.

Дело в свои руки берут женщины, которые во время малых "переговоров" решают судьбу молодых людей, и поэтому во время сватовства мужчины уже знают о предстоящем ответе

Башлыг

Одним из древних обычаев, по словам Севды ханум, который уже не имеет применения в современный период, является "башлыг" - "гарант за голову". Башлыг - это определенная сумма, которая выплачивается со стороны жениха и выделяется на подготовку свадьбы и даже на покупку приданого.

А вот еще один интересный момент - в старину свадебные торжества оплачивала сторона невесты. Вот бы порадовались сегодняшние женихи, если бы этот обычай вернулся на повестку, как хнаяхты, который, кстати, у нас тоже оплачивает жених...

Хонча

Спустя некоторое время начинается процесс нишана - обручения, которое обычно проводится в доме невесты. В этот день жених и невеста обмениваются кольцами. Оглан эви дарят подарки невесте и ее родным, разложенные на красочно оформленных хонча. По традиции, хонча должно быть 7 - как символ счастья. Сегодня содержимое хонча - косметика, наряды, аксессуары, нижнее белье. Ну и, конечно, конфеты, сладости, ювелирные украшения. В старину ни о каком пеньюаре или наборе румян речи быть не могло. Зато особую роль играли украшения, золото, дорогие ткани. Отдельно делались подарки родственникам невесты. Интересно, что после нишана хончи возвращаются в дом жениха с ответными дарами, называющимися хялят. Впрочем, так те, кто знают традиции, поступают и сегодня.

Кроме того, издревле к хонча запрещалось притрагиваться мужчинам, вдовам, старым девам, а нести эти дары должны были молодые девушки и счастливые в браке женщины.

Издревле к хонча запрещалось притрагиваться мужчинам, вдовам, старым девам, а нести эти дары должны были молодые девушки и счастливые в браке женщины

Традиции для него и для нее

День свадьбы назначает сторона жениха, но обычно с согласия родителей невесты. Во времена наших отцов и дедов самым веселым и ожидаемым предсвадебным днем являлся хамам. Об этой традиции, наверное, хорошо знакомо всем, кто видел фильм "О олмасын, бу олсун". В церемонии принимали участие друзья жениха, которые совершали обряд "очищения".

Позволю себе сделать небольшое отступление. В наше время традиция хамама уже потеряла свою актуальность, хамам имеется в каждой квартире, и вряд ли сегодняшних 20-летних соблазнит перспектива посещения общей бани, пусть даже так принято. Мальчишники проводятся сегодня в виде тусовок, посиделок в ресторане. А один знакомый устроил себе мальчишник в ночном клубе с участием гого-герлз и выпивкой до рассвета. Узнав об этом, будущая невеста чуть не вернула кольцо. Но потом простила, уж больно убедительно суженый клялся, что это в последний раз...

Итак, если церемония хамама для жениха сегодня не особо популярна, то традиции, связанные с невестой, возвращаются в оборот с большой охотой. Речь о хнаяхты, древнем обряде, которому сегодня уделяют внимание наши невесты не меньше, чем самой свадьбе.

Если мысленно обратиться к старине, то в этот день в доме невесты собирались ее подружки и молодые родственницы, чтобы в последний раз повеселиться вместе, ведь подруга, выйдя замуж, уйдет из их жизни. Это сегодня понятие "подруга" сохраняется и после свадьбы. У жен есть свой круг общения, они болтают с подругами по телефону, могут посидеть вместе в кафешке, встречаться, дружить семьями. А в прежние времена об этом, конечно, не могло быть и речи.

Так вот, хнаяхты по традиции проводился почти перед самой свадьбой. Собравшиеся в доме невесты рассматривали подарки, приданое, веселились. А название обряда происходит от слова хна, потому что именно она была "главной героиней" такой церемонии - делаются узоры на руках у девушки и ее подруг. Эта церемония имела мистическое значение.

Гыз тои, оглан тои

И вот мы приближаемся к самой свадьбе.

Восток - штука тонкая, поэтому пригласить надо всех

Помимо подготовки, издревле очень важным компонентом этого процесса считалось приглашение гостей. Восток - штука тонкая, поэтому пригласить надо всех. Если забыть про одного человека, то это будет серьезная обида. Именно поэтому азербайджанская свадьба всегда отличается своей массовостью. Да-да, оказывается, совсем не случайно в наших шадлыг эви открывают залы на 500 человек. Азербайджанские свадьбы были очень обширными всегда, и только в наши дни они постепенно превращаются в посиделки с друзьями человек эдак на 100...

Традиционно, отметила Севда Ахундова, жених и невеста на азербайджанской свадьбе - лишь символ и первопричина торжества, но никак не его активные участники. Более того, раньше свадьбы проводились раздельно - "мужская свадьба" и "женская свадьба", на которой соответственно присутствовали только женщины или мужчины. На женской пели песни, в основном, грустного содержания, под которые невеста обязательно должна была заплакать, в знак печали, что покидает отцовский дом.

Прошу не путать с сегодняшними гыз тои и оглан тои. В наше время это практически одинаковые по своему содержанию торжества, как правило, на ней присутствуют гости с обеих сторон и обоих полов. И жених с невестой - на своем месте, только на "женской свадьбе" невеста не в белом платье, а, например, в розовом. Отличаются эти две свадьбы только особенностями внесения денег в качестве подарка.

Однако кому не хочется заморачиваться на два торжества, проводят одну свадьбу. И таких большинство.

С музыкой и танцами родственники и друзья жениха приезжают в дом невесты, чтобы забрать ее из отцовского очага под звуки "Вагзалы". Сегодняшние невесты встречают суженого в белом подвенечном платье. Эта традиция, по словам Ахундовой, пришла в нашу культуру из Европы. А в старину азербайджанские невесты в день свадьбы надевали ярко-красный наряд.

Прежде, чем покинуть отцовский дом, невеста в сопровождении отца обходит вокруг лампы, что означает "тепло нашего дома мы передаем в новый дом, которое мы будем продолжать делить"

"Хотела бы отметить и еще один уникальный обычай - прежде, чем покинуть отцовский дом, невеста в сопровождении отца обходит вокруг лампы, что означает "тепло нашего дома мы передаем в новый дом, которое мы будем продолжать делить". Раньше этот процесс совершался вокруг костра", - рассказала Севда ханум.

Символическое значение имеет и зеркало, которое дарит невесте жених. Это зеркало в день свадьбы несут перед девушкой, как символ чистоты и целомудрия. Кроме того, по словам моей собеседницы, "зеркало несет в себе символику отражения холостяцкой жизни, которая остается за спиной".

Еще один обряд, доживший до наших времен, - это повязывание красной ленты вокруг талии невесты, что обычно делает самый младший из братьев жениха или его племянник, приговаривая традиционные пожелания о долгой счастливой жизни, семи сыновьях и дочери-красавице. Как правило, желая достатка и благополучия молодой семье, невесту также принято было осыпать монетами и конфетами. Данный обряд в понимании азербайджанцев призван обеспечить финансовое благополучие молодым в дальнейшей семейной жизни.

В свой новый дом невеста обязательно входит с правой ноги, при этом, необходимым условием является то, что она должна разбить ногой чайное блюдце. "Вместе с этой разбитой тарелкой уйдут все несчастья и беды", - пояснила Ахундова. А еще принято, чтобы невеста брала на руки ребенка - обязательно мальчика, который является символом плодородия. Ну, и для того, чтобы первенцем был наследник, конечно же...

Обычаи и традиции в Азербайджане интересны и своеобразны. Их много и уделить внимание всем в масштабах одной статьи очень сложно. Свадьба в нашей стране - этот тот праздник, где можно прикоснуться к удивительной культуре, ощутить на себе восточное гостеприимство и унести с собой массу положительных эмоций. Но самым главным является не сам процесс, а счастье, которое вместе с рождением новой семьи приходит в дом.

На протяжении столетий во всем мире одним из самых значимых событий в жизни людей является бракосочетание. Это мероприятие символизирует переход мужчины и женщины на новую жизненную ступень и продолжение рода. Не стал исключением и Азербайджан, страна, в которой даже сегодня к браку относятся не менее серьезно, чем сотни лет назад.
Если говорить в двух словах об азербайджанской свадьбе - то это настоящая феерия, роскошный и богатый праздник, связанный с десятками различных обычаев и национальных обрядов, которые частично воспроизводятся даже сегодня. А в подготовке свадебных мероприятий по-прежнему принимают участие семьи невесты и жениха, а также все родственники, близкие друзья и даже соседи.

Выбор будущей невесты

Самым большим счастьем для азербайджанских девушек считается замужество, поэтому им с самого детства внушают, что нужно быть скромными и целомудренными. Чтобы избежать ненужных опасностей в виде поцелуев при луне и прогулок за ручку со своей первой любовью, дочерей растят в строгости, заставляя общаться только с девушками и избегать любых контактов с мужчинами. Даже в наши дни, когда проблемы с общением благодаря интернету просто не существует, в Азербайджане мужчина самостоятельно выбирает себе невесту, поскольку молодые девушки не общаются с незнакомцами и даже с женихом практически не контактируют до свадьбы.

Выбрав достойную кандидатуру, молодой человек не советуется с родителями, а сразу просит у них разрешения и благословения. Большинство семейств поддерживают своих детей. Если же они против невесты, парень чаще всего вынужден изменить свое решение, ведь авторитет родителей не поддается сомнениям.

Следующий этап называется «послание». Жених ищет надежную посредницу, которая должна добыть информацию о внешности, состоянии здоровья, образовании и личных качествах избранницы, материальном и социальном положении, а также репутации ее семьи в обществе. Кроме того, свахе надлежит выяснить, подходит ли выбранной девушке этот жених, поскольку за мужчину, который не сможет обеспечить будущей жене хотя бы такой же уровень жизни, родители не отдадут свою дочь и откажут сватам. А вот возраст азербайджанской девушки редко принимается в расчет. Для мусульман 14-15-летняя девочка считается полноценной невестой.

Если на этом этапе все складывается удачно для жениха, его семья посылает сваху к родителям своей избранницы, чтобы поставить их в известность о намерениях юноши и, при согласии последних, оговорить дату, на которую будет назначено официальное сватовство.

Сватовство

Азербайджанское сватанье подразделяется на две части:

  • Малое сватовство.
  • Большое сватовство.

На этапе малого сватовства отец юноши обсуждает вопрос женитьбы сына с родственниками, причем оценивается каждое суждение родни. Решив это в своём кругу, семья парня отряжает сватов к родителям девушки. Сначала в гости идут женщины: мать и тетка юноши, его старшая сестра или бабушка, поскольку азербайджанцы уверены, что только мать сможет понять, что скажет сердце невесты.

Женщины обговаривают детали, а затем приходит время для встречи отцов семейств. Отец юноши и еще трое родственников или почитаемых в этом поселении мужчин приходят в дом невесты, чтобы еще раз заявить о желании жениха. Но ее родители не дают ответ сразу, а говорят, что им необходимо узнать о намерениях своей девочки. Если она дает согласие, то должна скромно молчать и не отвечать на вопросы о будущей свадьбе. Сваты уходят и ожидают официального решения, которое озвучивается на следующем этапе.

После этого родители жениха вновь приглашают родню, чтобы переговорить о свадьбе. В то же время женщины идут к невесте, чтобы она высказала свои предложения относительно торжества и решила вместе с ними, когда будет проведено большое сватовство.

На церемонию последней части сватовства приглашаются не только посланники жениха, но и родственники невесты. Однако новобрачная с матерью не присутствует на торжестве, они в это время уходят из дома, чтобы не слышать разговоры мужчин. Представители сильного пола сначала обсуждают местные новости, а также другие далекие от цели визита вещи. И в самом конце задается главный вопрос, отдадут ли родители свою прекрасную дочь их сыну или нет. Если семья девушки решила, что парень ей не подходит, они отказывают, максимально смягчая свое решение. Если же родственники и невеста согласны, то об этом они тоже не говорят прямо, а просят время для принятия решения, а значит, сватам нужно будет приехать еще раз.

Ко второму визиту сватов снова накрывается стол и зовутся гости. Мать невесты уже допускается к застолью, но ей нельзя что-либо говорить, она должна слушать и присматриваться к сватам. После разговоров на обыденные темы сваты снова задают сакральный вопрос, спрашивая, что же скажет отец невесты. Как правило, родитель уже не отказывает, а дает свое согласие, проговорив: «Да хранит молодых Аллах!»

Напоследок сватам приносят крепкий чай, фрукты и испеченные сладости, а сестра невесты бежит поздравлять свою родственницу со сватовством, поскольку та все это время пребывает у своей подруги. Только после того как гости уйдут восвояси, девушке можно будет вернуться домой, где все ее поздравляют со скорым вступлением в брак, радуются и плачут.

Обручение малое и большое

Обручение в Азербайджане также осуществляется в несколько этапов.

После того как от семьи девушки было получено согласие на свадьбу, проводится малое обручение продолжительностью в месяц. Так, близкая родня юноши приходит в дом невесты, где в окружении незамужних подружек сидит его избранница. К ней подходит один из сватов, надевает кольцо и платок, а также выбирает сладость и откусывает от нее небольшой кусочек, а остальное несет жениху в качестве подарка от его суженой. После их ухода в доме у новобрачной накрывают стол для присутствующих гостей, подружек и самой невесты, а после застолья начинается пышный девичник.

Интересно, что сладости присутствуют во время всех обрядов и этапов азербайджанской свадьбы. В культуре этого народа они означают плодородие, богатство и изобилие. А чего еще можно пожелать молодой семье?

Раньше девичник проходил не менее интересно, чем само обручение, и на нем проводился обязательный обряд. Во время него невеста должна была подойти к каждой незамужней подружке и положить ей на голову свою руку, держа девушку пока та примеряет ее кольцо. Считалось, что молодая, которой оно подойдет первой, сыграет вскоре собственную свадьбу. Также подружки забирали со стола пару сладостей, чтобы на ночь положить их под подушку и увидеть во сне своего суженого.

Вторая часть, большое азербайджанское обручение, организовывается через несколько месяцев. Это настоящий праздник, к которому тщательно готовятся обе семьи. Оформление праздничного стола доверяют родичам невесты, хотя часто многие продукты, например, сладости, муку, мясо и вино приобретает родня жениха. На праздник приглашают не только близких, но и дальних родственников, а также ближайших соседей, поскольку огромное значение имеют не столько личные отношения молодых, сколько тот факт, как свадьба будет рассматриваться в ближайшем обществе.

Раньше присутствие уважаемых людей на всех этапах празднества считалось необходимым условием организации торжественных мероприятий, поскольку согласно поверьям, выказанное уважение к ним сделает брак предельно крепким. Кроме того, присутствующие могли замолвить слово за молодую семью перед членами общины.

Все родные и близкие жениха во время большого обручения дарили подарки невесте, как залог ее будущей счастливой и богатой жизни. При этом запрещено было преподносить обувь, так как туфли приносила девушке будущая свекровь.

Презенты укладывали в сундуки с перевязью из алых лент, а небольшие сувениры складывали на подносы, изготовленные из меди и украшенные специально подготовленными к торжеству покрывалами из дорогой ткани. Хонча, так назывались подносы, которые передавались из поколения в поколение или же изготавливались на заказ. Они являлись обязательным атрибутом множества азербайджанских свадебных обрядов. Иногда не забывают использовать хончу и в наши дни, отдавая дань уважения традициям.

Некоторые семьи нанимали музыкантов, которые сопровождали вручение подарков музыкой и песнями. Обычно азербайджанской невесте приносили:

  • Сладости.
  • Предметы быта, которыми украшали дом молодых.
  • Браслеты, серьги, кольца и другие ювелирные изделия.
  • Отрезы узорчатой ткани.
  • Цветные покрывала и шарфы.

Как правило, такими дарами новобрачная не пользовалась до свадьбы, а складывала, чтобы они составили часть ее приданого.

Затем девушке опять дарили кольцо, которое играло роль обручального, после чего все родственники садились за стол обсуждать вопросы свадьбы и выкупа молодой. Его сумма зависела от целого ряда факторов: материального положения девушки, ее моральных качеств, отношения общества к семье. Обычно деньги с выкупа шли на оплату свадебных расходов и покупку приданого. Кроме того, подписывался договор, гарантирующий девушке финансовую компенсацию при разводе. Ну а после окончания церемонии семья поздравляла будущую невесту и дружно рассматривала подарки.

Между большим обручением и свадьбой должно было пройти определенное время. В некоторых случаях речь шла о месяцах, а иногда даже о годах. Девушка жила с родителями, но семья жениха не оставляла ее без участия и материальной поддержки, присылая одежду, аксессуары для дома, украшения, сладости и фрукты. Проявлять щедрость приходилось не только семье жениха — родня невесты также должна была прислать своим будущим родственникам подарки на уже знакомых медных подносах. Первый поднос предназначался самому жениху, на второй складывали презенты для мужской половины его семьи, а на третьем раскладывались презенты для всех женщин дома. Остальные подносы заполнялись сладостями и фруктами.

В день преподношения этих даров семья жениха накрывала стол для небольшой семейной трапезы. Во время неё сваха должна была рассказать, кому предназначается тот или иной поднос, а мать будущего мужа — отблагодарить ее и семью девушки за подарки.

Предсвадебные хлопоты

Азербайджанская свадьба — это большой праздник, соединяющий не только жизни двух людей, а две семьи, которые становятся родными людьми. Поэтому в торжествах участвуют все без исключения родственники. В список обязательных мероприятий входит разговор, назначаемый отцом юноши. Во время него родственники обоих молодых людей оговаривают день бракосочетания, выбирая максимально благоприятную дату, решают вопрос проведения церемонии, количества гостей, меню праздничного стола, музыки и подсчитывают финансовые затраты, связанные с организацией свадьбы.

Как правило, все расходы берет на себя семья юноши, но часто, желая продемонстрировать свое состояние, родичи невесты возлагают финансовое бремя на свои плечи. Разговор заканчивается согласием обеих сторон по всем вопросам, а затем будущие родственники, желая друг другу всего лучшего, расходятся.

Свадебные подарки и приданое

Жених и его семья дарят невесте подарки в течении длительного периода, вплоть до свадебного торжества. Кроме того, существует традиция преподносить ей на один из праздников платье, аксессуары в национальной стилистике, красный платок, хну, а также приводить молодого барашка с покрашенными рогами, которого закалывают для угощения гостей. Затем подаренной хной девушке расписывают ноги и руки, прося Аллаха подарить ей счастливую семейную жизнь.

Приданое невесты перед самой свадьбой перевозят в ее будущий дом, перевозчику при этом свекровь обязательно дарит презент. А затем в гости приходят подружки молодой, которые убирают и украшают комнату молодоженов, готовят им брачное ложе и раскладывают приданое по местам, за что тоже получают небольшие дары.

Церемония «парча бичини»

В переводе с азербайджанского языка словосочетание «парча бичини» означает покрой одежды, хотя в данном обряде используется немного другой контекст. Этот ритуал проводится перед свадьбой взрослыми женщинами, задача которых — выбрать для невесты хорошую наставницу. Ее роль сводится к тому, чтобы привести девушку в новый дом, вымыть, разрисовать ноги и руги, надеть наряд, а также рассказать об обязанностях молодой жены. В наставницы выбирают пожилую женщину, обладающую опытом общения с детками и имеющую репутацию мудрой и порядочной жены и матери.

Приготовление хлеба

Как и во многих других культурах, в Азербайджане всегда ценился хлеб, который является символом богатства, благоденствия и изобилия. В обязательном порядке невеста, перед уходом из отчего дома, трижды обходит свежеиспеченный хлеб, чтобы родные жили благополучно, когда её уже не будет с ними. Чтобы обезопасить свою будущую семью от шайтана и подарить ей изобилие, девушка должна взять хлеб, испеченный матерью.

Раньше обязательно пекли хлеб и к свадьбе, за пару дней до торжественной церемонии. Его готовили в одном из домов, а затем уходили, отблагодарив хозяйку, разрешившую выпекать лаваш в ее доме.

Махр (выкуп)

Махром называют деньги и материальные ценности, которые старательно откладываются и должны по закону перейти в собственность жены при разводе или смерти мужа. Таким образом девушка сможет обеспечить будущее себе и свои детям.

Если мужа решит покинуть сама женщина, тогда она не имеет права забрать даже часть общего имущества, а также презенты, подаренные к свадьбе. Дети в таком случае остаются с покинутым мужем.

Проводы невесты

Проводы являются древней и очень почитаемой традицией в Азербайджане. Вначале гости со стороны будущего мужа гуляют в доме невесты, которая ждет их прихода в закрытом помещении и не выходит даже поздороваться. После того как приглашенные подарят родителям щедрый презент, те наконец благословляют дочь, опоясывают ее красным кушаком, накидывают покрывало на лицо и ведут во двор, где трижды обводят вокруг разожженного ритуального костра. Затем ей вслед кидают камень, чтобы отчий дом не развалился без нее, и льют под ноги воду, считая, что так девушка не будет плакать о покинутом крове.

Возле нового дома невеста должна разбить приготовленную тарелку и взять на руки мальчика, чтобы родить сына-первенца. В ее честь гости зарезают молодого барана, кровью которого смазывают лоб и наряд девушки. Такой ритуал должен помочь ей стать частью новой семьи, а во время его проведения, свекровь гладит волосы девушки, в знак взаимоуважения. Затем суженую обсыпают рисом и мелкими сладостями, проводят в убранную подругами комнату, где она будет принимать поздравления. Во время каждого действия под ногами присутствующих должны крутиться подружки невесты, чтобы получить за новобрачную небольшой подарок в качестве выкупа.

«Шах» невесты

В обязательном порядке подруга делает своими руками невесте шах — украшение из дерева, в которое добавлен осколок зеркала, кусочки свечи, ткани, фруктов и сладостей. Когда шах готов, родители подружки накрывают стол в ожидании молодого жениха с его неженатыми друзьями. Он забирает украшение и везет его своей невесте, а по дороге друзья стреляют из ружей, веселятся и поют. Невеста обязательно надевает шах на свадьбу, чтобы ее будущая семья жила в достатке.

Азербайджанские танцы на свадьбах

Во время азербайджанской свадьбы обязательно вызываются музыканты, которые играют на традиционных музыкальных инструментах. Во время мероприятий приглашенные гости периодически начинают танцевать зажигательные народные танцы и петь. Это является частью праздника, без которой свадьба считается неполноценной.

Послесвадебные традиции

Большинство азербайджанских традиций охватывает период и после свадьбы. Так, например, первая брачная ночь оканчивается приходом родственников молодых, желающих осмотреть простынь, служащую доказательством невинности и честности молодой жены. Если девственность доказана, все идут есть плов, а молодые остаются в своих покоях. Они там проводят три дня, познавая друг друга и пытаясь зачать наследника. Во время этого периода мать юной жены имеет право приходить в ее дом и приносить молодоженам различные блюда для подкрепления сил.

Выход невесты

Попав в дом мужа, новобрачная две недели не должна видеть своего свекра. Поэтому в день их встречи свекровь накрывает небольшой стол с национальной едой, а свекр лично зовет свою новую дочь к столу и преподносит ей небольшой сувенир. Так невестка официально становится частью нового азербайджанского семейства.

Послесвадебные визиты

После окончания свадебных торжеств и первых дней притирания осуществляется ряд обязательных визитов:

  • Приход матери к замужней дочери. Спустя некоторое время после свадьбы теща с родней приходит в дом своей дочери. К их приходу молодожены накрывают стол и получают от пришедшей родни жены подарки.
  • Поездка к родителям невесты. Спустя сорок дней после первой брачной ночи молодая жена должна посетить с мужем его отчее гнездо. Там их ждут накрыты столы, а после гуляния жена на пару дней остается жить у родителей, после чего ее забирает домой молодой муж. Теперь ей разрешено приходить в жилище родителей в любое время.
  • Посещение родственников. Молодых в послесвадебный период активно приглашает в гости родня с обеих сторон, чтобы преподнести подарки новой семье. Разумеется, такое посещение является обязательным.

Азербайджанская свадьба представляет собой яркое и незабываемое мероприятие, проводимое в соответствии с древними обычаями и старинными ритуалами. Такой праздник определенно вызывает интерес и восхищение у каждого, кому выпала честь на него попасть.

Свадьба в любой стране и у всех народов мира считается одним из самых значительных событий в жизни людей. Это событие, свидетельствующее начало нового жизненного этапа, создание новой семьи – высшей ценности в отношениях между мужчиной и женщиной. Азербайджан свято чтит традиции и обряды своего народа на протяжении тысяч лет. Азербайджанская свадьба – это настоящий пир на весь мир, фееричное торжество с участием большого количества многочисленных гостей и родственников.

Традиции азербайджанской свадьбы отличаются от русских свадебных традиций.

В традициях воспитания азербайджанских девушек заложена скромность, уважение к родителям и страшим родственникам, забота о младших и слабых. И, конечно, при выборе невесты жених и его семья сделают выбор в пользу девушки, воспитанной в духе обычаев их народности.

Это нужно сделать еще до сватовства для того, чтобы жених смог оценить сможет ли он составить ей достойную пару и поддержать для нее привычный уровень жизни после свадьбы.

Если родители невесты сочтут жениха не достаточно подходящим для их дочери, то он рискует получить отказ еще на стадии малого сватовства.

Еще, родственница жениха должна разузнать о состоянии здоровья невесты, ее образовании и готовности и способности к ведению хозяйства. Ведь и жениху не все равно на ком жениться.

В случае если и родители жениха, и родители невесты согласны на брак своих детей, то назначается дата .

Так как Азербайджан – это мусульманская страна, то возраст для замужества не столь важен. Девушек начинают сватать с 14-15 лет.

Сватовство

По азербайджанским обычаям сватовство проходит в два этапа. Это, так называемые, малое и большое сватовство.

  • Малое сватовство

Сначала в дом невесты идут старшие женщины семьи жениха. Пойти могут мать, ее сестра, старшая сестра жениха и другие авторитетные женщины семьи.

Как и в предыдущий раз, сначала происходит общение на общие темы, а после, один из сватов должен задать вопрос, чтобы выяснить окончательное решение семьи невесты о замужестве их дочери.

В случае согласия, отец невесты должен просто высказать свое благословение в адрес молодой пары. После, принято подавать сладкий чай. А итог сватовства, по обычаю, невесте должна сообщить старшая сестра, которая идет за невестой в дом подруги.

После завершения сватовства, когда уже и гости разъехались, девушка возвращается домой, где ее поздравляют с предстоящей свадьбой близкие родственники. Невесте, по традиции, положено плакать в этот момент.

Обручение

По аналогии со сватовством и обручение в азербайджанской традиции происходит в два этапа.

  • Малое обручение

После получения согласия со стороны родителей невесты, в течение месяца положено провести обряд малого обручения. Происходит это следующим образом: близкие родственники жениха приходят в дом к невесте, где в ожидании их находится невеста.

Невеста в этот день окружена множеством своих подруг. Один из сватов по традиции должен надеть кольцо невесте на палец и платок ей на голову.

После этого он должен попробовать кусочек сладкого угощения, но не съесть его полностью, а вторую половинку оставить для жениха. После того, как родня жениха уйдет, принято накрывать стол со всевозможными сладостями.

Считается, что сладости, присутствующие в изобилии на всех этапах азербайджанской свадьбы, привнесут в молодую семью достаток и плодородие. Начинается девичник.

Девичник

Есть поверье, что первая из подруг, примерившая кольцо будущей невесты и сама вскоре станет невестой.

Еще один обряд принятый по азербайджанским традициям у незамужних подруг невесты: нужно взять две одинаковые сладости и положить их под подушку, считается, что в эту ночь девушке должен присниться будущий муж.

  • Большое обручение

Этот этап проходит спустя несколько месяцев после малого обручения. Семьей будущей жены устраивается большой праздник, но семья жениха по традиции присылает множество разных продуктов на этот праздник.

Не принято присылать только лук, так как он является предвестником горечей и печалей в будущей молодой семье.

Приглашается множество гостей, от самых близких и дальних родственников, до соседей и просто знакомых.

Деньги, полученные в качестве выкупа, по традиции, тратились на свадьбу и покупку приданного. Кроме того, во время выкупа заключали , по которому, невесте полагалось денежное вознаграждение, в случае, если жених решит расторгнуть брак.

С момента обручения до самой свадьбы могло пройти от нескольких месяцев до нескольких лет. Все это время семья жениха отсылала подарки невесте, а сама невеста продолжала жить в родительском доме.

Спустя некоторое время после большого обручения, в дело вступала семья невесты и отсылала подарки семье жениха. Подарки эти было принято преподносить все на тех же медных подносах – хончах.

Первый из подносов был для жениха, второй – для мужчин семейства, а третий для женщин. Остальные подносы заполняли разными вкусностями и фруктами.

Дары от семьи невесты сторона жениха принимала с накрытым столом, но гостей в этот раз уже так много не приглашалось.

Подготовка к свадебному торжеству

Дату свадебного торжества назначает отец жениха. Для этого главы двух семейств встречаются, выбирают дату в соответствии с поверьями. Кроме того, обсуждают все детали предстоящего мероприятия.

По традиции все расходы несет семья жениха, хотя бывает и наоборот. Семья невесты может выразить желание взять расходы на себя.

Перед днем торжественного бракосочетания, мужчина – родственник из семьи невесты привозят в дом будущего мужа приданое, личные вещи, предметы бытового и хозяйственного назначения.

А обычай обязывает свекровь сделать подарок этому мужчине, привезшему в дом приданое невесты.

После ухода этого мужчины в дом приходят девушки – подруги невесты. Они расставляют все привезенные вещи по местам, прибираются и украшают дом. Хозяйка – свекровь так же должна одарить девушек подарками.

Парча бичини


Название этой церемонии переводится на русский как «раскрой одежды». Она проводится за несколько дней до свадьбы.

В этой церемонии участвуют женщины с обеих сторон. Обычай проходит с азербайджанскими песнями, танцами и гуляньями.

Во время этих гуляний выбирается женщина-наставница для невесты (почти как ). Как правило, это должна быть женщина в возрасте, состоящая в браке, имеющая детей и обладающая хорошей репутацией в обществе.

По традиции она должна будет раскрасить невесте руки и ноги хной в день свадьбы, одеть ее, и привести молодую жену в дом супруга.

Хлебные традиции


У многих народов мира «хлеб – всему голова» и с ним, как с символом достатка и плодородия связаны многие обычаи.

В азербайджанской свадебной традиции есть обычай, когда невеста трижды обходит вокруг испеченного хлеба в знак того, чтобы у семьи ее родителей и без нее всегда был достаток и изобилие.

А чтобы в новой семье тоже присутствовало изобилие, она брала с собой кусочек хлеба из родительского дома. Обычай с хлебом проводится за 2-3 дня до свадьбы.

Проводы невесты замуж

Это очень красивый и символичный азербайджанский обряд. За невестой приезжают родственники жениха, с танцами и песнями вручают подарок родителям невесты и после этого получают ключ от комнаты, в которой находится невеста.


Родители благословляют дочь, накидывают ей на голову вуаль и перевязывают талию красной ленточкой, затем выводят во двор.

Во дворе, по традиции разжигают большой костер и проводят ряд символичных обрядов:


После чего невесту забирали из родительского дома в дом жениха, а гости со стороны невесты, подруги, соседи преграждали путь прося за пропуск символический выкуп.

После свадьбы

В азербайджанской свадебной традиции присутствует и не мало послесвадебных традиций:


Множество обрядов и традиций азербайджанской свадьбы делают ее по истине масштабным и красивым событием, запоминающимся на всю жизнь не только самим молодоженам, но и всем многочисленным свидетелям.

Важнейшим и грандиозным событием в жизни молодых людей в Азербайджане является свадьба, на которой есть место как веселью, так и уникальным традициям и обрядам, которые делают этот праздник просто незабываемым.

Готовятся к торжеству в Азербайджане заблаговременно, тщательно выбирая пару для семейного союза и собирая деньги на организацию шикарного праздника. Классические азербайджанские свадьбы проводят в несколько этапов, каждый из которых имеет свое значение:

Что собой представляет каждый из этапов такого уникального праздника, как азербайджанская свадьба, расскажет портал Свадебка.ws.



Жених обычно сам себе выбирает невесту, а родители уже одобряют или нет его выбор на основе фактов, собранных о девушке. Обычно этим занимается женская особа из рода жениха, например, его старшая сестра, которая узнает, насколько богаты родители невесты, какой у них статус в обществе и т.п.

Если невеста подходит жениху, его мать с близкой родственницей отправляются в дом новобрачной для малого сватовства (как и согласно казахским свадебным традициям). Семья невесты не дает сразу положительного ответа, а оставляет за собой право подумать.


После посещения дома невесты отец жениха с родственниками собираются на совет, чтобы принять решение о проведении большого сватовства , которое проводят следующим образом. В назначенный день в дом девушки направляется отец жениха с тремя уважаемыми членами их семейства. После обсуждения общих тем сваты заводят разговор о свадьбе, но даже если семья невесты готова выдать ее замуж, отец не дает положительного ответа, а назначает еще один день для сватов. В этот день семья невесты готовит стол для сватов, которые только сейчас получают положительный ответ.

Во время сватовства, как и в случае этого же обряда на цыганской свадьбе , невеста не должна присутствовать дома, а остается у подруги в ожидании решения обеих семей. Когда решение принято, за ней приходят сестры и родственники и провожают до дома, где она получает поздравления. Долгий обряд сватовства в Азербайджане подходит к концу!

Обручение, как и сватовство, состоит из двух этапов. Малое обручение проводят в течение месяца после сватовства: отец жениха приезжает в дом невесты с кольцом, которое надевает ей на палец. Голову девушки покрывают платком и дают откусить лакомства, оставшуюся часть которого отвозят жениху. На такое событие накрывают стол и приглашают близких родственников (около 30 человек).


Большое обручение происходит через некоторое время после малого. Все это время в дом девушки семья жениха привозит подарки. Что обычно дарят невестам на азербайджанскую свадьбу? Дорогие ткани, сладости, украшения и т.п. Вот, как происходит выкуп невесты в Азербайджане! После этого организовывается праздник, во время которого на палец девушки надевают кольцо. Затем семейства садятся за стол, чтобы отпраздновать обручение и обсудить размер выкупа за новобрачную.


После обручения собираются главы семейств с близкими родственниками, чаще всего, мужчинами, чтобы обсудить детали свадьбы. Оплачивает праздник обычно семья жениха, однако, с недавних пор в этом может поучаствовать и сторона невесты.

Официальное заключение брака

Регистрацию брака в Азербайджане проводят за несколько дней до самой свадьбы (раньше этого вообще не делали). По давней традиции молодожены составляют брачный договор, в котором прописывается, сколько получает жена, если ее муж захочет развестись или покинет этот мир. Если решение о разводе примет жена, она ничего не получит.

Празднование свадьбы в Азербайджане

Вечером перед свадьбой в доме азербайджанской невесты совершают церемонию помазания хной, в которой согласно старинным традициям участвуют представительницы женского пола с обеих семей. Родственницы и подружки прощаются с новобрачной, которая завтра покинет их дом. Еще одной важной задачей подружек невесты является украшение дома жениха и подготовка его к новой жизни супругов. Туда обычно свозят разную мебель, предметы обихода, текстиль и т.п. А девушки все расставляют по своим местам, создавая уют в доме.


Свадебное торжество начинается с того, что жених с родственниками приезжает за невестой, которая выходит из дома только после вручения ей подарка от семьи жениха. Родственники девушки прощаются с ней и благословляют. Талию ей перевязывают красной лентой, накидывают на голову платок и выводят во двор, где согласно азербайджанским традициям проводят несколько символичных ритуалов, например:

  • Вслед невесты бросают камешек, чтобы стены покинутого дома были крепки и нерушимы.
  • Под ноги ей наливают несколько капель воды, чтобы в новом доме она не грустила и не горевала.



Затем молодожены с гостями отправляются к дому жениха, где их ожидают родственники парня. Там также проводят интересные обряды, которые имеют определенный смысл:

  • На пороге нового дома невесте под ноги кладут тарелку, которую она должна разбить ногой «на счастье».
  • На руки ей садят маленького мальчика, чтобы первенцем в семье был наследник.

Согласно традициям азербайджанской свадьбы, невеста может посетить дом родителей только через сорок дней после торжества в сопровождении мужа и новых родственников. Проводится небольшой банкет по этому поводу, новоиспеченная жена остается ночевать у родителей еще несколько ночей. И только после этого она может сама наведываться в гости к своей родне.

Портал www.сайт рассказал вам, каким интересным и символичным является азербайджанское торжество! Поражает не только размах празднования, но и красота уникальных обрядов и необычных традиций на свадьбе в Азербайджане!

    Первый визит сватов

    Согласно традиции, с первым визитом к невесте идут 2-3 женщины. Родителям невесты они рассказывают о семье жениха. Родители девушки сначала не дают положительного ответа. Они говорят, что нужно серьезно поразмыслить об этом юноше, а если у семьи невесты возникают какие-либо сомнения, то сваты сразу получают отказ. Родные невесты в этом случае заявляют: “То, чего вы хотите, у нас нет”. В случае получения положительного ответа, второй визит сватов происходит уже с отцом, дядей жениха и другими родственниками.

    Второй визит сватов

    В знак согласия родители невесты накрывают сладкий стол и подают сладкий ароматный напиток с добавлением свежей заварки. Этот напиток символизирует породнение двух семейств и сладкую жизнь новобрачных.
    При первом визите сватов женщины (мать, бабушка, сестры и тети), которые представляют сторону жениха, сообщают родителям невесты о своем намерении, а уже во время второго визита сватов стороны определяют день получения согласия.

    Помолвка

    Во время церемонии аксакалы, которые представляют сторону, как жениха, так и невесты, обмениваются рукопожатиями, а аксакал со стороны жениха трижды спрашивает: “Выдашь ли ты родное дитя (имя) за моего сына (имя)?” “Да, выдам”, – ответ аксакала со стороны невесты также должен прозвучать трижды. В этом коротком диалоге выражается согласие, достигнутое двумя семействами.

    В знак согласия родители невесты накрывают сладкий стол и подают сладкий ароматный напиток с добавлением свежей заварки

    Церемония обручения

    Первый визит жениха в дом невесты

    Церемония обручения молодых происходит через несколько дней после того, как получено согласие. К невесте в дом приходят родственники жениха, их, как правило, насчитывается от 6 до 10 человек. Девушке преподносят в дар кольцо, несколько нарядов и платок. Во время обручения брат жениха, или же его близкий родственник, надевает на палец невесте кольцо, на котором выгравированы имена жениха и невесты. При этом он обязательно произносит: “Я дарю тебе это кольцо судьбы, любите друг друга, обзаведитесь мальчиками и девочками”.

    Некоторые семьи практикуют несколько иной обряд, когда в день обручения в дом невесты из дома жениха отправляют традиционные азербайджанские сладости, мясо или другие продукты. В этот день невесте преподносят в дар кольцо, дорогую одежду и головной платок. По традиции, показывает принесенные подарки гостям счастливая в браке женщина, чтобы и невеста в своей новой семейной жизни испытала только счастье. После обручения жениху также дарят кольцо. Данный этап обручения называют первым визитом жениха в дом невесты.

    Во время обручения брат жениха, или же его близкий родственник, надевает на палец невесте кольцо, на котором выгравированы имена жениха и невесты

    Знакомство родственников

    Следующим этапом обручения следует знакомство родственников. В эти дни родные жениха преподносят невесте разные дары и восхваляют ее ум и красоту. В этот же период родные невесты с дарами и сладостями для семьи жениха вместе со своими близкими родственниками отправляются с ответным визитом в дом новобрачного. Родственники молодых устраивают совместное торжество.

    Сосредоточение

    После церемонии знакомства родственники совместно решают, какой будет численность гостей, приглашенных на свадьбу, каким будет угощение на свадебном столе, а также назначается день, когда пройдет церемония преподнесения и демонстрации даров для невесты и, собственно, сам день свадьбы. Этот этап обручения носит название – сосредоточение.

    Официальный брак регистрируется в присутствии свидетелей со стороны жениха и невесты за пару дней до свадебного торжества.

    Церемония преподнесения и демонстрации даров

    Во время церемонии демонстрации нарядов в дом жениха сходятся его родственники. Они вместе осматривают подарки для невесты, и собирают их в специальные чемоданы, которые украшены красными лентами. В этот день для украшения дома заказывают множество букетов и украшают подносы со сладостями. Затем все родственники жениха направляются к дому невесты.

    Дары невесте и родственникам по женской линии

    В доме невесты чемоданы открывают и устраивают своеобразный смотр вещей, преподнесенных в дар не только невесте, но и ее матери, бабушке, сестрам и братьям. Главными лицами на этой церемонии являются пожилые женщины, которые выступают доверенными лицами со стороны невесты и жениха. Женщина со стороны невесты сопровождает новобрачную в дом жениха, там она отрезает небольшой кусок ткани, который называют “Палтар кести” (в переводе – раскрой наряда), и этот кусок в дальнейшем хранится в доме молодых. Женщина со стороны жениха преподносит своей “коллеге” деньги в качестве откупного.

    В подарке для невесты может быть абсолютно все: от золотых колец, до душистого мыла или крема для тела

    Опись приданного

    На этой торжественной церемонии принято подавать фрукты и сладости, обед состоит из нескольких национальных блюд, таких как долма, бозбаш, мясные тефтели и довга. Для мужчин организовывается отдельный званый обед. После окончания церемонии родственники молодых составляют опись приданого невесты, которое затем переносится в дом жениха. В это же время в дом новобрачного отправляются две женщины для того, чтобы украсить комнату невесты.

    После этого в доме жениха собирается так называемый “совет свадьбы”, на котором родственники решают, кто из них будет “свадебным дедом” (Хан-гора), т.е. человеком, который будет руководить свадьбой, следить за порядком и ходом торжества. По завершению подготовительных работ начинается свадьба.

    Начало свадьбы

    В помещение, где будет проходить свадьба, сходятся многочисленные гости. На самом почетном месте восседает тамада, управляющий торжеством и певцы. У входа в зал устанавливают столы с конфетами и цветами. Гости произносят пожелания молодым, берут горсть конфет и дарят новобрачным деньги.

    Первый день. Церемония – помазания хной

    В первый день, вечером, близкие родственницы и подруги невесты проводят церемонию “помазания хной”. Родственники жениха приходят в дом невесты, чтобы нанести новобрачной хну на пальцы, затем они дарят ей подарки.

    Близкие родственницы и подруги невесты проводят перед свадьбой церемонию “помазания хной”

    Второй день. Обряд – открывание двери

    На второй день, ближе к полудню, приглашенные гости в сопровождении музыкантов отправляются к невесте. Певцы веселят гостей. Богато разукрашенные автомобили останавливаются у дома невесты. Ее близкие родственники встречают гостей. Гости со стороны жениха по очереди танцуют. Группа женщин во главе с доверенной жениха идут в комнату невесты. Дверь к новобрачной, как правило, закрыта, поэтому доверенная дает выкуп за открытие двери. Данный обряд носит название – открывание двери.

    Обряды для невесты – украшение лица, лента на левой руке

    Зайдя в комнату, доверенная женщина от жениха передает невесте деньги для “украшения лица”. Доверенная невесты, шафер и подружки помогают девушке с нарядами и макияжем. Родители девушки также подходят к дочери и дают ей последние напутствия перед праздником. Брат жениха завязывает ленту на талии новобрачной, а затем вкладывает ей в правую руку деньги. Брат невесты дает ей деньги уже в левую руку и привязывает их лентой к руке. Если брата у невесты нет, то эта миссия достается ее близкому родственнику. Этот обряд символизирует вечную привязанность к мужу, который станет ей твердой опорой и надежным спутником жизни.

    Невеста оставляет отчий дом

    Под звуки “Вагзалы” в комнату невесты также заходят музыканты. В сопровождении доверенных женщин девушка покидает свой дом. Одна из доверенных держит в руках зеркало, другая – горящую свечу или зажженную лампу. Лампа или горящая свеча возле невесты символизируют ее защиту от злых духов и сглаза. Зеркало также служит защитой от нечистой силы. Зеркало, принесенное невестой в дом к мужу, символизирует девственность, опрятность, целомудрие, чистоту и верность девушки.

    Когда невеста выходит за порог своего дома, ее, по традиции, осыпают рисом, пшеном и мукой. В свадебную корзину (хончу) родные девушки кладут пироги и сладкий хлеб, чтобы в дом мужа она принесла изобилие.

    Дорога к жениху. Обычай – заграждение дороги

    Дорогу свадебным машинам преграждает молодежь, требуя своеобразный выкуп. Этот обычай носит название «заграждение дороги». Отец новобрачного торгуется с ними и дает выкуп. Родственники жениха стараются взять какие-нибудь вещи невесты из ее дома, и, когда свадебный кортеж трогается, через открытые окна демонстрируют то, что им удалось взять. Эта традиция говорит о том, что приданое, как и сама невеста, уже не вернутся в отчий дом, а вещи, взятые украдкой из ее дома, означают, что они вместе со своей хозяйкой навсегда поселятся в доме мужа.

    У дома жениха. Обычай – пустая тарелка

    После того, как свадебный кортеж останавливается у дома жениха, музыканты и певцы исполняют традиционную песню “В дом пожаловала невеста”. Девушку встречает свекор с ягненком на руках. Положив его к ногам невесты, свекор приносит его в жертву, а затем кровью ягненка обмазывает ее ноги и лоб. Музыканты при этом играют “Узун дере”, “Терекеме”, “Хейвагюлю”, “Яллы” и другие свадебные мелодии. После этого, на глазах у собравшихся гостей, невеста раздавливает ногой пустую тарелку. Этот обычай как бы говорит за невесту: “Если я совершу вероломство по отношению к мужу и этому дому, тогда пусть и я буду раздавлена, как эта тарелка”.

    В доме жениха

    Широкое распространение получила традиция, когда невесту осыпают сладостями, как только ее нога ступит в дом жениха. Этот обряд символизирует желание жениха всегда видеть ее милой и ласковой. Затем к голове невесты родственники жениха прикладывают ломоть хлеба. Этот ритуал означает, что невеста питалась честным отцовским хлебом и благодатным материнским молоком. Часто в свадебную корзину (хончу) вместе со сладким хлебом кладут и мед, и, после того, как невеста входит в дом жениха, ей преподносят кусок хлеба с медом. Это выглядит как просьба – быть всегда ласковой и нежной.

    После того, как свадебный кортеж останавливается у дома жениха, музыканты и певцы исполняют традиционную песню “В дом пожаловала невеста”

    Дары и песни для невесты

    Ступив в дом своего мужа, невеста не садится, а его родители подносят ей дары: кольца, серьги, деньги или телят и баранов. Затем невеста садится, и ей на руки тут же сажают ребенка, обязательно мальчика, чтобы ее первенцем стал именно мальчик – продолжатель рода. В комнате, где будет жить невеста, в дверь вбивают гвоздь, чтобы девушка навсегда осталась в этом доме, и стала настоящей хозяйкой. После приезда невесты певцы исполняют песни “Насурмленная девушка, ступающая по воде”, “Твои губы озарила улыбка”, также звучат мелодии “Сулеймани”, “Хейвагюлю” и “Газахи”.

    Церемония – восхваления жениха

    Для бека (жениха) устанавливают стол, покрывают его красным сукном, и украшают его цветами и сладостями. Затем шафер бека с музыкантами под звуки веселой музыки приглашают жениха присоединиться к свадебному торжеству. Аксакалы говорят обязательную фразу: “Бек должен станцевать на свадьбе, чтобы в его жизни было изобилие”. Жених начинает танцевать, к нему присоединяются его многочисленные друзья и знакомые. Свадебный пир продолжается.

    Церемония – трехдневка

    На следующее утро для невесты готовится сладкая мучная каша на масле, снова собираются родственники и соседи, а на стол гостям подается традиционный плов. Эта трапеза символизирует непорочность невесты.

    На следующее утро после свадьбы для невесты готовится сладкая мучная каша на масле, снова собираются родственники и соседи, а на стол гостям подается традиционный плов

    В Азербайджане принято, чтобы невеста 3 дня после свадьбы не показывалась на людях. После этого срока к молодой жене приходят ее сестры, доверенная невесты и близкие родственницы (кроме матери). Они приносят в дом мужа различные блюда, фрукты и подарки. Эта церемония называется «трехдневка».