"афганская девочка" с зелеными глазами - символ страдания целого поколения женщин и детей

Стали положение женщин в Афганистане и помощь, которую может оказать им мировое сообщество. Форум организован Фондом Первого президента РК - Елбасы и казахстанским Министерством иностранных дел. На конференцию прибыла представительная делегации афганских женщин, которые обсудили пути взаимодействия с представительницами деловых кругов нашей страны. Накануне конференции в столице Афганистана побывал корреспондент сайт и поговорил с женщинами, которые каждый день отстаивают свои права.

Большинство женщин в Афганистане полностью зависимы от мужчин / Фото Григория Беденко

Сколько людей сегодня проживает в Афганистане, точно не знает никто. Предполагается, что население этой крайне нестабильной азиатской страны насчитывает около 34 миллионов человек. Из них более половины - а это 17 миллионов - составляют женщины. Их права, а точнее, полное отсутствие каких-либо прав во время правления в стране теократического режима талибов стало одной из главных мировых гуманитарных проблем начала XXI века. Сегодня афганские женщины постепенно возвращают себе утраченную социальную роль, но это весьма непросто.

Главное занятие афганцев - торговля / Фото Григория Беденко

Говорить о мире в Афганистане, спустя почти 17 лет после свержения "Талибана", не приходится. Мира в стране как не было, так и нет. Население подвергается постоянным террористическим атакам. Относительно хрупкое благополучие установилось в городах, но и то благодаря присутствию иностранного военного контингента и активной помощи из-за рубежа в различных сферах. Самостоятельно себя поддерживать и обеспечивать хотя бы элементарную безопасность Афганистан сегодня не в состоянии. На этом фоне возникают серьёзные опасения за будущее самой незащищённой части афганского общества - женской.

Кабул сегодня / Фото Григория Беденко

Что же говорят сами афганские женщины относительно своей дальнейшей жизни в этой стране?

Лия Джавад, руководитель правозащитной организации афганских женщин / Фото Григория Беденко

Лия Джавад

Лия Джавад возглавляет женскую правозащитную организацию. Живёт и работает в Кабуле.

Я родилась и выросла в Кабуле. Когда мне было 15 лет, моя семья уехала в Пакистан, где мы прожили в статусе беженцев 20 лет, - рассказывает Лия. - После событий 2001 года мы вернулись на родину и сейчас живём в Кабуле.

Житель Кабула на горе Раббани / Фото Григория Беденко

Всё моё детство для меня было очень радостным, потому что у меня была большая дружная семья. Мы жили вместе с родственниками отца. Нас, детей, было много в доме. Семья наша очень образованная. Мой отец был на тот момент профессором Кабульского университета. В 7 лет я пошла в школу, но не смогла полностью закончить 12-летнее образование, так как тогда было принято выдавать девочек замуж в раннем возрасте. Я вышла замуж, а потом мы переехали в Пакистан.

Государственный флаг Афганистана развевается над Кабулом / Фото Григория Беденко

В Пакистане я закончила вуз по специальности "Экономика". 12 лет я преподавала в университете. Возможности задумываться о том, чем я занимаюсь сейчас, тогда не было. В 2002-м году, когда режим талибов был свергнут, мы переехали в Афганистан, и тогда я начала думать о том, что необходимо поднимать некоторые проблемы, которые на протяжении долгих лет замалчивались. Первым нашим шагом было открытие школы в провинции Лагар. Мы открывали учебные заведения подпольно, в домашних условиях, в подвалах. Обучали детей грамоте, не разделяя мальчиков и девочек. В моей семье были большие сомнения, смогу ли я работать, выдержу ли. Очень сильно переживали отец, муж. Они помогли мне выстоять, потому что поступали угрозы и было очень сильное противодействие со стороны фундаменталистов в отношении нашей работы.

Афганские мальчишки на скотном рынке / Фото Григория Беденко

В период правления талибов все школы были закрыты, - продолжает далее г-жа Джавад. - Книги для детей мы привозили на лошадях через горы, нелегально. С приходом правительства Хамида Карзая в 2002-м году мы начали работать официально. Я училась на специальных курсах в Англии в течение трёх месяцев. Там получила небольшой теоретический опыт общественной деятельности. Затем, это был уже 2006-й год, я поняла, что мне необходимо открыть свой офис.

Лии Джавад постоянно угрожают представители движения "Талибан", которое в Афганистане сегодня считается оппозиционным / Фото Григория Беденко

Потом, когда я находилась на конференции в Мазари-Шарифе, на наш офис напали. Позднее я получила угрожающее письмо о том, что я должна прекратить свою деятельность. Нам пришлось переехать в другой, отдалённый район Кабула под названием Кош-Кархан. Там мы вели свою деятельность уже подпольно.

Боевики на улицах Кабула / Фото Григория Беденко

Мне рекомендовали максимально ограничить все передвижения, а также те обращения, которые мы публиковали, призывая к справедливости в отношении тех или иных событий. Целый год мы никуда не выезжали, очень сложно было добираться до работы, домой. Дома была напряжённая обстановка. Корни моей семьи из провинции Лагар. Мы не виделись с родными.

Пожилая жительница афганской столицы / Фото Григория Беденко

Тем не менее мы продолжали свою деятельность, так как в Афганистане всегда есть люди, которым нужна помощь, в первую очередь психологическая. Работа нашего офиса началась с того, что мы начали помогать женщинам, которые овдовели, мужья которых погибли во время войны. Основной нашей задачей было показать, что они могут нормально жить, и вернуть их в общество. Мы помогали этим женщинам получить работу, организовали курсы кройки и шитья. На небольших швейных фабриках, которые есть в Кабуле, мы искали вакантные места, договаривались с хозяевами и устраивали этих девушек на работу. Они могли заработать деньги, содержать детей, - возвращались в общество.

Афганцы не теряют оптимизма / Фото Григория Беденко

Очередную угрозу мы получили в конце 2015 года, - продолжает рассказ афганская правозащитница. - Я и ещё 9 мужчин получили письма от движения "Талибан" с требованием прекратить нашу деятельность. В наш адрес была вынесена фетва. За полгода до этого в одном из домов Кабула мулла убил девочку. Мы собрали пресс-конференцию и призвали власти к тому, чтобы мечеть, из которой был тот мулла, закрыли. При мечети работало медресе. Но никакой поддержки от государства мы не получили. Нам лишь порекомендовали какое-то время пожить за пределами страны. На протяжении шести месяцев мы всей семьёй жили в Индии.

В афганской провинции царят средневековые нравы / Фото Григория Беденко

Я периодически приезжала в Кабул. Старалась поддерживать работу. Мы получали угрозы теперь уже постоянно. Мужу звонили по телефону и требовали, чтобы он на меня повлиял. Мы думали о том, чтобы даже живя в Индии нанять телохранителей себе и детям. Спецслужбы предложили мне приобрести оружие, чтобы я его носила с собой.

Парни возвращаются домой после работы в поле / Фото Григория Беденко

Основа нашей работы состоит в том, чтобы изменить систему предвзятого отношения к женщинам, - рассказывает Лия Джавад. - Я неоднократно посещала Америку, Англию, Голландию. Мне много раз предлагали оформить статус беженца и остаться в этих благополучных странах. У меня есть много друзей, которые использовали эту возможность - уехали. Они постоянно меня уговаривают уехать, чтобы не подвергать опасности семью. Но моё решение работать на благо народа остаётся неизменным. Моя семья оказывает мне моральную поддержку. Все понимают, что Афганистан - это наша родина и мы должны помочь нашей стране.

Вооружённые люди встречаются в Афганистане повсеместно / Фото Григория Беденко

Если считать то, как живут женщины в столице Афганистана, нормой для нас, то можно сформировать неверное представление о ситуации в стране. Даже то, что показывают сейчас средства массовой информации, - это лишь маленькая толика того, что на самом деле происходит сегодня. Удручающая экономическая ситуация, отсутствие хоть какой-то работы в регионах. Нет необходимости говорить, в каком положении находятся наши женщины.

Совсем недавно в уезде Баграми в провинции Кабул была сожжена молодая женщина. Виновным в преступлении оказался её муж. Как стало известно, муж этой женщины является государственным служащим. И врач, лечивший эту женщину, обратился к начальству мужа с предложением подать в суд, чтобы были какие-то юридические последствия этого преступления. Однако ответ был такой: "Если вы не замолчите, мы убьём всю вашу семью!"

Фото Григория Беденко

Сегодняшняя ситуация такова, что в стране очень много разводов, несмотря на то что Афганистан - исламское государство. Есть даже случаи, когда супруги разводятся через месяц после свадьбы. Для исламской страны это нонсенс, - продолжает Лия. - Далеко не все женщины могут спокойно жить дальше после развода. Такие женщины находятся под мощным давлением окружающих. Лишь единицы - достаточно состоятельные или образованные - могут повторно выйти замуж, родить детей. Но, как правило, женщина у нас после развода остаётся одна до конца жизни. Менталитет нашего народа таков, что вся вина за развод ложится на женщину. Согласно законам, дети до восьми лет должны оставаться с матерью и только после этого могут перейти под опеку отца. Но реальная ситуация такова, что детей забирают. В настоящее время мы помогаем таким женщинам. В нашем МВД есть специальное подразделение по борьбе с насилием против женщин. Туда очень часто обращаются, и мы помогаем пострадавшим довести дело до суда, чтобы официально оформить развод, и чтобы дети по возможности остались при матерях.

В сельской местности Афганистана существуют традиции, которые могут показаться дикими жителю цивилизованной страны / Фото Григория Беденко

Есть у нас такая традиция "бача-пуш". К счастью, она не получила широкого распространения. В силу нашей ментальности афганский народ очень любит мальчиков в семье. Когда рождается мальчик - это большая радость, родители делятся ею со своими близкими, друзьями и соседями. Когда рождается девочка, многие воспринимают это как трагедию. Традиция "бача-пуш" получила развитие в тех семьях, где много девочек. Если положение не позволяет взять вторую, третью жену, чтобы они родили мальчиков, семья принимает решение переодеть одну из девочек в мужскую одежду, дают ей другое имя. И она становится мальчиком. Все соседи в округе видят, что в этой семье есть мальчик. Всё меняется с возрастом. Когда у девочки появляются отчётливые женские черты, многие семьи запирают этих детей дома, никуда не пускают. И такие дети потом вырастают с больной психикой.

Рождение мальчика - большая удача для афганской семьи / Фото Григория Беденко

По словам правозащитницы, с 2001-го года в Афганистане отмечаются положительные изменения. Но только в крупных городах. Если смотреть на ситуацию с правами женщин, то можно сказать, что женщинам удаётся реализовать около трети своих прав. Но во многих провинциях, уездах и по сей день нет даже элементарных школ, где могут обучаться дети, не говоря уже о девочках.

Афганские бойцы в кишлаке Гузар / Фото Григория Беденко

Я сама каждый день молюсь за будущее Афганистана, - говорит Лия Джавад. - Но, к сожалению, реалии таковы, что мне оно видится сейчас достаточно смутным. И ожидания достаточно пессимистичные. В первую очередь из-за того, что Афганистана сегодня не может обеспечить свою безопасность. У нас нет налаженного производства, мы вне экономического рынка. Мы не можем существовать без иностранной помощи. Американское руководство вынесло на рассмотрение вопрос о полном выводе иностранного контингента из страны. Причина в том, что ежегодно тратится порядка 48 миллионов долларов на его содержание. Исследования показали, что если ввести в страну частные военные компании, расходы сократятся до 8 миллионов долларов.

Если иностранные силы выйдут из нашей страны, не исключено, что Афганистан столкнётся с мощнейшим кризисом. В настоящее время, несмотря на то, что в Афганистане есть крупные месторождения полезных ископаемых, страна не способна их самостоятельно разрабатывать. Нам необходима международная помощь, в первую очередь - в обучении специалистов. К сожалению, сейчас большая часть нашей молодёжи, которая получила образование в стране или за рубежом не может найти работу. Уровень безработицы растёт, и несмотря на официальные заявления властей, большая часть населения находится за чертой бедности. Я уверена в том, что если иностранная помощь перестанет поступать в Афганистан, ситуация серьёзно усложнится. И в самом ближайшем будущем Афганистан столкнётся с крупным кризисом, - убеждена правозащитница.

Кабульский пейзаж / Фото Григория Беденко

Супруг Лии Джавад - преподаватель Кабульского медицинского университета. У неё шестеро детей - двое мальчиков и четыре девочки, а также восемь внуков. Две дочки живут за рубежом. Одна из них окончила американский университет по специальности "Финансы и бухгалтерия". Все дети получили образование. Младший учится на пятом курсе медицинского университета. Первое образование Лии было экономическое. Но сейчас работа требует знания права, поэтому она изучает юриспруденцию.

Хасина Маджиди, афганская предпринимательница / Фото Григория Беденко

Хасина Маджиди

Хасина Маджиди работает в местном представительстве ООН, а также владеет собственной швейной мастерской.

Я родилась в провинции Парван, - рассказывает девушка. - Семья моя по местным меркам считается интеллигенцией. Живу с матерью и отцом. Практически всё своё детство я провела в Иране в связи с тем, что талибы захватили мою страну. Там я закончила начальную среднюю школу. Когда власть "Талибана" свергли, мы вернулись, и я закончила школу уже в Афганистане. Конечно, любое детство имеет свои яркие воспоминания, у меня их тоже немало, но, к сожалению, всё у меня связано со статусом беженца в чужой стране. Мы постоянно переезжали из одного города в другой.

В швейной мастерской Хасины / Фото Григория Беденко

Хасина не замужем, живёт с родителями, младшими братьями и сёстрами. В семье шестеро детей.

Хасина обеспечила работой шесть афганских женщин / Фото Григория Беденко

В 2010 году я закончила школу, потом поступила в вуз по специальности "Английская литература", - рассказывает Хасина. - В 2016-м году закончила вуз, но, к сожалению, не работаю по этой специальности, а занимаюсь своим небольшим бизнесом.

Девушки шьют на заказ одежду и различные изделия для дома / Фото Григория Беденко

Идея открыть свой бизнес пришла в 2014-м году. Так сложилось, что надо было зарабатывать деньги. После окончания обучения я переквалифицировалась, открыла свой небольшой швейный цех. Основная идея была в том, чтобы не только я, но и другие женщины могли иметь работу. В настоящее время я также являюсь сотрудником местного представительства ООН, но это не мешает мне работать здесь. Ко мне приходят женщины, которые хотят работать, но по каким-то причинам не могут устроиться где-то в другом месте. Лично моя цель - расти дальше, чтобы показать обществу, на что способна афганская женщина.

Девочки также учатся работать в мастерской / Фото Григория Беденко

Конечно, в частном бизнесе очень много сложностей, - продолжает Хасина Маджиди. - К сожалению, сейчас мы не чувствуем поддержки государства. Было бы неплохо получить какую-то организационную помощь. С 2017 года я невольно стала основной опорой в семье. Помогаю родителям, братьям и сёстрам. Мы понимаем, что сейчас роль и место женщин в афганском обществе незначительная. Но мы стремимся исправить это.

Хасина считает, что главное для афганской женщины - это образование / Фото Григория Беденко

Сейчас по сравнению с прежними годами статус женщины в Афганистане значительно изменился. Женщины представлены и в государственном, и в частном секторах, и в международных организациях. Это большое достижение для нас. Необходимо и дальше расширять такие возможности. Афганистан - это моя родина. Очень хотелось бы верить, что страна выйдет из того кризиса, в котором мы пребываем сейчас. В первую очередь надо менять менталитет самих женщин. Многие наши женщины сами уверены в том, что их место дома. И здесь выход прежде всего - образование, в том числе и с иностранной помощью. Образованная женщина сама выберет, что ей интересно и в какой сфере она может дальше развиваться, - считает Хасина Маджиди.

Адела Раз, заместитель министра иностранных дел Афганистана / Фото Григория Беденко

Адела Раз

Адела Раз занимает должность заместителя министра иностранных дел Афганистана по экономическим вопросам.

Если говорить о женщине в нашей стране сегодня - она сильна и очень серьёзно вовлечена в общественную жизнь, - рассказывает Адела . - Когда я впервые выехала за границу из Афганистана на учёбу, тогда действовал режим "Талибан". В те годы женщина не то что учиться или работать - из дома не могла выйти. Если бы меня тогда спросили, будет ли афганская женщина представлять интересы своей страны в мире, я бы однозначно сказала "нет". Но сегодня всё изменилось, есть поддержка женщин со стороны афганских властей в политике, общественной жизни. Сегодня женщины представлены не только в государственном, но и в частном секторе. Но тем не менее мы сталкиваемся с серьёзными вызовами, о которых вы хорошо знаете. Главный из них - неприятие растущей роли женщины определённой частью общества.

Министерство иностранных дел Афганистана - здание советской постройки / Фото Григория Беденко

У нас есть некоторые положительные изменения в различных сферах - в образовании, медицине и т.п. Я уверена, что борьба за свои права, которую ведут наши женщины и которая будет продолжаться, принесёт положительные результаты. Но на это необходимо время. Хочу также отметить, что права женщин сегодня ущемляются не только в Афганистане, но и в регионе Южной Азии в целом. Существуют определённые вызовы в политике и в экономике.

Мальчик из Кабула / Фото Григория Беденко

Очень важную роль играет экономическая независимость женщины, - продолжает г-жа Раз. - В Афганистане женщины сильно зависимы от мужчин, которые содержат семьи. Наши власти концентрируют внимание на развитии частного сектора для наших женщин. К счастью, в этом отношении у нас развитие идёт неплохо. Женщины сегодня имеют собственный бизнес и поддерживаются правительством.

Фото Григория Беденко

Наш президент Ашраф Гани всегда подчёркивает, что женщины являются важнейшей составляющей афганского общества, - говорит Адела Раз. - Главной темой конференции в Астане является экономическое развитие женщин Афганистана. Практически на всех подобных мероприятиях, которые проходили ранее, не учитывались мнения афганских женщин. Но на этот раз всё по-другому. Хочу поблагодарить за это правительство Казахстана.

Вертолёт над зданием американского посольства в Кабуле / Фото Григория Беденко

Хотелось бы ещё поблагодарить правительство Казахстана и за предоставление образовательных грантов для афганской молодёжи, в том числе для афганских девушек. Я надеюсь, что эта программа будет продолжена. В состав нашей делегации входит директор независимого департамента профессионально-технического образования. Она будет разговаривать уже конкретно о том, по каким специальности необходимо будет предоставлять гранты в перспективе. Мы сегодня остро нуждаемся в профессиональных кадрах, в том числе, женщинах, имеющих хорошее образование. Афганистан - развивающая страна, нам необходимо все, прежде всего специалисты в сфере медицины и образования, - считает Адела Раз .

Представляем вниманию наших читателей документальный фильм о борьбе афганских женщин за свои права, часть материала для которого наш корреспондент Григорий Беденко снимал во время командировки в Кабул. Оператор Эдуард Галеев .

Strana media team по заказу Фонда Первого Президента РК - Елбасы.

Лет 10 назад в парикмахерской, куда я периодически наведывалась, появилась новая мастерица. У нее были огромные черные глаза, великолепные волосы и великолепные руки: она стригла и делала прически быстро, легко и красиво. Смуглая кожа подсказывала, что она приехала издалека. Однажды мы разговорились, и она сказала, что ее родина - Афганистан. Вместе с мужем она уехала, а точнее, сбежала оттуда после прихода в власти движения "Талибан". "Нас хотели убить". В прежней жизни парикмахерша была учительницей, а ее муж - врачом. Она призналась, что очень тоскует по родине, но вряд ли туда вернется - до сих пор слишком страшно.

Тогда я не успела расспросить парикмахершу поподробнее, а потом она куда-то уехала и я позабыла о ней. Тоненькая смуглая женщина с огромными грустными глазами вспомнилась мне лишь тогда, когда на глаза попались материалы о положении женщин при режиме талибов - режиме, создавшем самую изощренную систему угнетения женщин в 20 веке.

Т.наз. Исламский Эмират Афганистан, он же государство талибов, был создан в 1996 году, а к концу 2000 года движение «Талибан» контролировало около 90 % территории страны. Талибан взял власть в руки в стране, изрядно потрепанной войной и разрухой, но еще помнящей рухнувшую в 1992 году Демократическую Республику Афганистан. Можно как угодно относиться к социалистическому режиму, но факт остается фактом: 13 октября 1978 года правительством был принят декрет о предоставлении женщинам равных прав с мужчинами, в дальнейшем были введены запрет принудительных браков, возрастные ограничения при их заключении и отменён обычай калыма. Социалистическое правительство ввело единую бесплатную 10-летнюю трёхуровневую систему школьного образования для всех детей независимо от пола. Поощрялось обучение женщин в вузах, и к концу существования ДРА в стране появилась прослойка женщин-специалистов, прежде всего врачей и учителей. (В королевском Афганистане, несмотря на известную возможность встретить на улице Кабула женщину в короткой юбке, женщины с высшим образованием были редкостью).


Директорка базово-экспериментальной школы имени Мухаммеда Эти-бара в Шахре-Нау Махмуда Азиз и заведующая учебной частью Парвин Расули. Декабрь 1981 года.

Конечно, идеализировать тогдашнюю афганскую действительность бессмысленно: в провинции, особенно в горных кишлаках, все оставалось по-прежнему, но в городах и особенно в столице процесс эмансипации женщин медленно, со скрипом - но все же пошел. Гражданская война, начавшаяся после падения ДРА, его приостановила. А потом пришли талибы, исповедовавшие, по их мнению, самый чистый ислам. Религиозная доктрина, положенная в основу государственной идеологии, создала чудовищного монстра - государство, практиковавшее гендерный апартеид.

Гендерный апартеид означал вытеснение женщин из всех сфер общественной жизни, включая банальное передвижение по улицам. В число лиц, подвергаемых комплексной дискриминации, входили все лица женского пола, начиная с 8 (восьми) лет. С этого возраста им запрещалось входить в любой контакт с мужчиной, если это не муж или родственник; учиться чему бы то ни было (да и до этого им позволяли изучать лишь Коран); выходить из дому без сопровождения мужа/родственника. Им запрещали работать вне дома (исключением стали лишь женщины-медики, и то по необходимости, т.к. мужчинам-врачам лечить женщин запретили). В результате, как свидетельствует Википедия, в одном Кабуле 7793 учительницы были уволены, а 63 школы закрылись из-за острой нехватки кадров. Но талибов данное обстоятельство не смутило: зачем школы и книги, если есть Коран?

Разумеется, суровые сторонники "чистого ислама" не могли пройти мимо внешнего вида женщин. Сначала запретили яркую одежду, потом облегающую одежду, потом каблуки, потом косметику с парфюмерией, и в конце концов остановились на обязательном ношении паранджи - мешка тусклого цвета с сеткой для глаз, в которой очень "комфортно" в летнюю жару. Как заявил пресс-секретарь талибов, открытое лицо женщины может ввести мужчину в порок, даже если он «морально чист».


Стандартный внешний вид женщины при режиме талибов.

В этом заключалась одна из главных проблем режима: как минимизировать вред, причиняемый женщинами? Ведь они так и норовят ввести в грех истинного мусульманина. Положим, их почти нет на улицах, но ведь в домах за толстыми стенами они есть! И если подойти к окну и заглянуть... о, можно увидеть женщину с непокрытым лицом! Как тут не впасть в соблазн? Чтобы облегчить мужские страдания, все окна первых этажей зданий должны были быть закрашены/заделаны, чтобы женщин внутри не было видно с улицы.

Отлично, живых женщин уже не видно. Но правоверный мусульманин может случайно увидеть фотографию или портрет женщины! А это двойной грех, поскольку пророк запретил изображать людей. Потому не позволялось фотографировать/снимать на видео, их изображения были запрещены в газетах, книгах, журналах и даже дома.

Женщин заперли в домах с законопаченными первыми этажами, им запретили свободно передвигаться, работать, учиться, читать, присутствовать на любых мероприятиях, заниматься спортом, посещать бани и больницы; им запретили даже громко разговаривать в присутствии мужчины; их больше не фотографировали и не рисовали, но зато могли продать в 10 лет, как овцу, могли насильно выдать замуж; могли избить за "неподобающую" одежду или посещение подпольной парикмахерской, за попытку научиться грамоте, за попытку выжить. Известность получил случай с женщиной по имени Латифа, которую жестоко избили за то, что она одна ходила по улице. У Латифы не осталось ни одного мужчины в роду, и она вынуждена была нарушить закон, чтобы заработать на хлеб. "Мой отец был убит в сражении… у меня нет мужа, нет брата, нет сына. Как мне жить, если я не могу ходить в одиночку?». Из-за запрещения врачам-мужчинам лечить женщин и существенного сокращения женского медперсонала смертность женщин, особенно при родах, резко пошла вверх. Женщин забивали камнями и расстреливали за "подпольную" работу; отрезали пальцы за то, что ногти на них были покрыты лаком, избивали плетьми за одежду не того цвета или фасона.

Окончательно решить "женский вопрос" все же не удалось: женщины нужны были для продолжения рода, но зато получилось вытеснить их из информационного пространства и даже из языка. Все словосочетания, где присутствовало слово "женщина", изменялись, например, "женский двор" на "весенний двор". Женщины исчезли как гражданки, как специалистки-профессионалы, как горожанки, как читательницы и зрительницы, собеседницы и соседки, как пациентки и медики, учительницы и ученицы, оставшись лишь в качестве домашней прислуги и носительниц маток. Если говорить совсем коротко и нецензурно - это был полный пиздец.

Однако не стоит думать, что афганские женщины согласились на роль безмолвных жертв. В тех условиях любое банальное действие приобретало характер акта сопротивления. Накрасить губы. Украдкой прочитать старый журнал. Выйти на улицу. Некоторые женщины-учителя продолжали преподавать в «подпольных школах» в своих домах, обучая местных детей или других женщин. За это им угрожала виселица - но они не могли иначе. А где-то в горах для женщин продолжался тот же кошмар, что и в средние века. И продолжается по сей день.

Примечательно, что апартеид талибы оправдывали заботой не только о мужчинах, но и о самих женщинах. Это так знакомо, не правда ли - оправдывать угнетение заботой об угнетаемом. Так и талибы вовсе не хотели обидеть женщин, наоборот: им создавали совершенно безопасную среду, где они могли сохранить своё достоинство и целомудрие. И еще одно: осуществлением режима угнетения занималась не только религиозная "полиция нравов", но и куча добровольных помощников. Как пишет Википедия, "многие женщины подвергались публичному наказанию без участия талибов, сами же талибы выступали против того, чтобы их члены принимали участие в наказании, описывая это так: мы не можем напрямую наказывать женщин за их проступки и поэтому возлагаем эту задачу на таксистов и продавцов, которые могут удачно давить на женщин и подавлять их, чтобы те не забывали, кто является главным в патриархальном обществе".

Не стоит думать, что с падением Исламского Эмирата Афганистан все закончилось. В настоящее время Талибан фактически контролирует около 70% территории Афганистана, в том числе провинции Гильменд, Кандагар, Пактия, Урузган, Нуристан, Кунар, Бадахшан, Забул, Газни и другие. Там по-прежнему женщины лишены прав, школы взрывают, а непокорных убивают. Да и в самом Кабуле ситуация отнюдь не радует - насилие над женщинами процветает. И конца этому пока не видно:(.


В 2010 году фотография этой афганской девушки появилась на обложке журнала "Time". Нос и уши, с одобрения одного из талибских командиров, ей отрезал ее собственный муж - в качестве наказания за попытку убежать. Ее выдали замуж в 12 лет в качестве расплаты за кровную месть - отдали против воли в семью мужа – боевика-талиба.


Женщина держит на руках ребенка перед приемом у врача в поликлинике на западе Афганистана. Она по-прежнему не смеет обнажить лицо.


1. Две женщины на склоне горы. В Афганистане Вы редко сможете увидеть несопровождаемую мужчиной женщину. 18-летняя Нур Ниса беременна и у нее только что отошли воды. Ее муж, первая жена которого умерла во время родов, вез ее в больницу города Файзабад, что находится в четырех часах езды от их деревни в области Бадахшан, но его автомобиль сломался и он отправился на поиски другого транспортного средства.


2. Ранее, когда Афганистаном правили талибы, единственные женщины, которых можно было встретить на улице, были нищие, либо же жены мужчин-инвалидов. По пятницам, талибы проводили публичные казни на стадионе в Кабуле. А десять лет спустя, на митинге одного из кандидатов в президенты, на этом же стадионе, большинство присутствующих женщин, были даже без паранджи.


3. Герат – святыня Шахзада Касим, потомкам пророка Мухаммеда уже больше тысячи лет. Раз в неделю, часть помещения огораживается, и женщины имеют возможность прийти сюда на поклонение. В святыне Герат женщины должны быть окутаны чадрами, которые покрывают тело с головы до пят (похожее правило существует в Иране).


4. Очень не просто сфотографировать афганскую свадьбу. На них женщины часто предстают в довольно открытых платьях, и используют даже косметику для лица. Фотография в таком виде – очень большая редкость. На этом снимке вы видите свадьбу в Кабуле, где женится Амин Шахин – сын режиссера Салима Шахина. Его избранница – 18-летняя Фершита.


5. На фотографии 19-летняя Биби Айиша. В 12 лет девочку отдали замуж за мужчину, который был значительно старше ее. Со дня свадьбы, он постоянно бил девушку. Однажды он едва не избил ее до смерти, и испуганная девушка решилась на побег. Чтобы наказать ее за то, что она ушла без разрешения, муж увез ее в отдаленную горную местность и отрезал ей нос, уши, и волосы. “Если бы у меня была возможность, я убила бы его”, – говорит искалеченная девушка. В августе Айиша прибыла в США для прохождения курса обширной восстановительной хирургии.


6. Телеведущая Рокшара Азами, которую боготворят все молодые афганские девочки, работает на популярной в стране телевизионной передаче, где дозвонившиеся люди, могут заказывать видеоклипы. Запрещенное, под управлением талибов, телевидение, нынче пользуется огромной популярностью в стране.


7. Эфиопский хирург (в зеленой шапочке, по центру) демонстрирует женскому персоналу, из роддома Малалаи, что находится в Кабуле, как удалять свищ в отверстии, между влагалищем и мочевым пузырем. Такое заболевание, часто встречается у молодых мам после родов.


8. В Афганистане большинство женщин рожают дома, даже без акушерок. На фотографии: больница в городке Файзабад. Доктора больницы, медсестры, и акушерки работают тут круглосуточно. У этих афганских женщин, которые обучались в Кабуле и, даже некоторые, в России, есть навыки и оборудование для борьбы с различными осложнениями во время родов.


9. Всем деревенским женщинам предлагается посетить санитарно-гигиенические классы, на которых преподает профессиональная акушерка, работающая в мобильной клинике, спонсируемой фондом Организации Объединенных Наций и международной группой медицинской помощи Мерлин. Они показывают женщинам, живущим в изолированных областях страны, как надо заботится о себе в до- и послеродовой период.


10. Эта мать шла пять часов, чтобы встретится с акушеркой в мобильной клинике деревни Корех-е Бала. Она ждет медицинской консультации, относительно своего десятимесячного ребенка, который болен с самого рождения.


11. Афганские женщины-полицейские обучаются пользованию винтовками AMD-65 на полигоне, за пределами Кабула. Они проходят подготовку у итальянских карабинеров, присланных сюда НАТО. Вступление в афганскую полицию – очень смелое решение со стороны женщин, ведь всем известны довольно частые случаи нападения повстанцев на полицию. Также, для зачисления, женщинам необходимо получить письменное разрешение мужа и остальных родственников мужского пола. Из 100 000 офицеров страны, около 700 – женщины. Их месячная зарплата составляет, приблизительно, 165 $.


12. Эти молодые афганские женщины, являются частью команды, которая в 2012 году отправится на летнюю Олимпиаду в Лондоне, где состоится официальный дебют женского бокса, как олимпийского вида спорта. Спортсменки уже одержали победу, уговорив родных, на их участие в спортивных состязаниях.


13. Кабул. Эти две девочки наряжены в честь свадьбы их родственника. Перед такими мероприятиями, многие афганские женщины и девочки делают макияж и часами засиживаются в парикмахерских.


14. С открытым лицом и волосами, афганская актриса Трэна Амири и ее подруга, катаются по Кабулу в пятницу. Они слушают свои любимые песни, поют и веселятся. Даже в относительно прогрессивном Кабуле, проезжающие мимо недовольные мужчины что-то выкрикивают ей. Это естественно, ведь она символизирует образ свободной, сильной женщины, к которому они совсем не привыкли. Амири сбежала от своего мужа, который держал ее дома и избивал, семь лет назад, оставив даже своих троих сыновей. Она не планирует снова выходить замуж, но знает, что ей, возможно, придется это сделать, иначе в Афганистане можно и не выжить.


15. Заключенная женщина, в тюрьме Мазар-е Шприф, была только что проинформирована о своем освобождении, что вызвало у 22-летней Майды Хал слезы радости. Когда ей было 12 лет, ее выдали замуж за 70-летнего парализованного мужчину. “Я была настолько маленькой, что не могла даже поднять его. Из-за этого, его братья постоянно избивали меня”, – вспоминает девушка. Четыре года назад, она попросила развода, за что и попала в тюрьму.


16. Пустые стручки опиума, валяются по дому женщины, которая пристрастилась к наркотикам. Область северного Афганистана, Балх.. Она рассказывает, что собирала мак еще будучи ребенком, и к 12 годам уже серьезно увлекалась поеданием и курением наркотика. “Опиум – мой сын, моя дочь”, – говорит она. “Всю зиму у меня не было пищи. Опиум был моей пищей”. Теперь она полностью зависит от соседей, которые присматривают за ней. Афганистан, является мировым лидером, по поставкам опиума, который используют для приготовления героина.


17. “Я взяла бутылку бензина и подожгла себя”, – рассказывает 11-летняя Фариба. “Когда я пошла в школу, все дети смеялись с меня, говоря, что я уродка”. Теперь она сожалеет о содеянном. Фариба рассказывает, что причиной послужила женщина, которая пришла к ней во сне, и сказала сжечь себя. Самосжигание – очень распространенно в Афганистане, так как многие женщины полагают, что самоубийство, является единственным спасением от оскорбляющих достоинство, браков, бедности, и холодной войны.


18. В Больнице Эстэтклал, что находится в Кабуле, доктора пытаются спасти 15-летнюю Захру, которая облила бензином и подожгла себя, после того, как была обвинена соседями в воровстве. Девочка из Мазар-е Шариф, получила ожоги более 95 процентов тела. Она умерла спустя три дня после того, как был сделан этот снимок.


19. Гулам Фарок, солдат афганской Национальной Армии, раздает хлеб вдовам и другим женщинам около святыни поэту и философу Кважа Абдулла Ансари в Герате. В стране насчитывается 35-процентная безработица, а также 36 процентов населения, живущих ниже черты бедности.


20. Капрал Ланс Элизабет Рейес, из американской Морской Пехоты, болтает с афганскими женщинами и их детьми в клинике, области Гильменд, которая является одной из самых опасных в стране. Она – член относительно новой женской команды взаимодействия. Такие команды общаются, и пытаются завоевать доверие афганских женщин, которым не разрешается разговаривать с мужчинами за пределами своих семей.


21. Хабиба Сараби, из области Бамиан, единственная женщина-губернатор в Афганистане, прогуливается утром, вместе со своим охранником. Область Бамиан, известная гигантской статуей Будды, которая была разрушена талибами, является одной из наиболее благоприятных областей для женщин, которые в состоянии ездить и работать за пределами дома.


22. Молодые женщины, большинство из которых учится на педагогов, отдыхают в Женском Саду парка, около города Бамиан. Созданный женским губернатором области, Хабибой Сараби, сад, является спокойным местом для отдыха, под открытым небом.


23. Большинство девочек в Афганистане не получают образования вообще. Даже те, кто идет в школу, обычно, учатся там всего четыре года. На фотографии: Дипломированные специалистки кафедры языка и литературы в Кабульском Национальном Университете. Талибан запретил образование женщин, но учеба возобновилась после падения их режима в 2001 году.

Афганистан – одна из самых древних стран мира. В 6 веке до н. э. Афганистан вошёл в состав персидской империи Ахеменидов. Страна поочередно находилась под властью индийских, греческих, арабских, иранских и монгольских правителей. В Афганистане нет официального языка, так как население в разных регионах говорит на узбекском, персидском, туркменском и многих других языках.

В стране очень слабо развито образование и медицина, а также высока женская смертность. Афганские женщины необыкновенно терпеливы, им приходится жить в нелёгких условиях, в стране действуют законы шариата. По оценкам ООН, 90 % афганских женщин страдают от насилия в семье в той или иной его форме.
До сих пор невозможно забыть историю афганской девушки Аиши Мухаммадзаи , которой в 17 лет муж отрезал уши и нос.Девушке удалось бежать и спустя некоторое время, лицо Аиши попало на обложку журнала "Time" . Афганка Аиша стала популярной на весь мир и превратилась в символ угнетенных женщин Афганистана .
Большинство известных афганок вынуждены заниматься музыкой, актёрской мастерством, модельной карьерой за пределами своей страны, так как в самом Афганистане такая женщина может быть жестоко наказано. В Топ-11 самых красивых афганок вошли известные актрисы, певицы, модели и победительницы конкурсов красоты, которые имеют афганские корни.


8. Энн Мари Кхан / Anne Marie Khan (род. 1990 г Онтарио, Канада) - канадская модель и писательница, её отец - афганец, мать из Шри-Ланки.


3. Мозда Джамалзада / Mozhdah Jamalzadah (род. 7 декабря, 1985 г, Кабул, Афганистан) - афганско-канадская поп-певица.


Международному дню солидарности трудящихся женщин всего мира посвящается этот пост.

До конфликта и гражданской войны положение женщин в Афганистане было неплохим. Афганские женщины получили право голоса в 1919 году, в 1950-х отменили ношение паранджи, а в 1960-х годах женщины добились равенства, которое было закреплено законодательно - в Конституции Афганистана.

Два либеральных правителя

«Женский» вопрос возник в Афганистане около 120 лет назад. В 80-х годах XIX века страной правил эмир Абдур Рахман-хан, и он первым предпринял попытки запретить ранние и насильственные браки, законодательно закрепить права женщин. Жена эмира подавала собственный пример: не носила чадру, представляла мужа на заседаниях суда, каталась на лошади, участвовала в политической жизни. Абдур Рахман-хан хотел дать право женщине инициировать развод.

В 1920-е годы, после англо-русского соглашения, который гарантировал независимость Афганистана, правящий эмир Аманулла-хан, внук Абдур Рахмана, начал модернизировать Афганистан. Он провел политические и социальные изменения, которые расширяли личную свободу и гарантировали равные права всех афганцев. Социальные реформы дали возможность женщинам и мужчинах носить западную одежду.

Его жена, королева Сорайя, призвала женщин стать свободнее, и подавала свой пример. В 1926 году Сорайя обозначила свое мнение о положении женщин: «не думаю, что наши женщины созданы только для того, чтобы служить мужчинам. Женщины также должны принимать участие в общественной жизни, вносить свой вклад в развитие Афганистана, и этот вклад невозможно сделать без знаний. Поэтому я считаю, что необходимо давать женщинам знания».

Амануалах Серадж аль Банет, участница борьбы за права женщина, была согласна с Сорайей: «знание не должны быть монополизированы мужчинами. Женщины заслуживают того, чтобы быть образованными».

В 1920-е эмансипация женщин идет по всему миру, и афганки принимали участие в этом движении. В 1921 году была открыта первая школа для девочек «Мастурат». Среди выдающихся выпускниц были будущие министры, члены правящего совета и профессора университетов. В 1923 году женщинам юридически предоставили права на свободу в выборе супруга.

В 1928 году первая группа афганских женщин покинула страну, чтобы посещать школу в Турции. Одна из них была матерью основательницы афганской женской организации в Торонто, Адины Ниязи. Адина вспоминает: «Моя мать чувствовала, что ей очень повезло, ведь она одна из первых афганских женщин получила образование за рубежом».

Положение женщин в 1960-х

После того, как женщины получили право получать высшее образование, в 40-х и 50-х годах появилось много учителей, врачей и медсестер. Много женщин училось на юридическом факультете Кабульского университета. К 1960-м годам женщины могли свободно двигаться без паранджи по улицам Кабула без сопровождения мужчин.


Женщины получали высшие государственные посты, первые женщины-сенаторы были назначены 1965 году. В период 1966-1971 году 14 женщин получили пост судей исламской юрисдикции. В этот период появилось много технических специалистов-женщин, административных работников-женщин, афганки работали в Министерстве здравоохранения и образования. Были женщины и в полиции, армии, они работали в авиакомпаниях и в промышленности: текстильной, керамической и пищевой. Были даже афганки-частные предприниматели.


В 1973 году Мухаммед Дауд стал во главе Афганистана. В это время фундаменталистские экстремисты начали работать против Дауда и его реформ.
Важным периодом в развитии курса на улучшение положения женщины были и 80-е годы, период так называемого коммунистического правления и присутствия в Афганистане советских войск. Работали программы по борьбы с неграмотностью среди женщин.


Для них создавались специальные образовательные и профессиональные курсы, возможность получать высшее и среднее специальное образование за рубежом. Афганки могли устроиться на работу в государственные структуры, при равной с мужчинами оплате труда. Все эти мероприятия способствовали повышению уровня самосознания афганок, их вовлеченности в общественную жизнь.

Книжный магазин в Кабуле в годы "советской оккупации":


Мода в Афганистане

В 1960-е больше двух третей женщин Кабула одевались на западный манер. Афганское пальто стало визитной карточкой модного Кабула. Одной из культовых фигур афганской моды стала Жанна Бичер. Бичер создала швейную школу при поддержке Vogue Pattern Services - это одна из немногих компаний, которая имеет право копировать модели известных дизайнеров.

В 1969 году молодой дизайнер Сафия Тарзи привлекла внимание журнала Vogue.


Тарзи помогла размыть границы между мужской и женской одеждой, «мешала» западный и восточный стиль в одежде. Разрабатывала тюрбаны и жилеты на западный манер, чтобы их можно было носить с юбками и чулками. В 1969 году был выпущен знаменитый номер Vogue, в котором представили историю афганской моды и назвали «Афганской авантюрой». Помимо моделей и древних руин в номере появилась Сафия Тарзи.

Жанна Бичер после выхода журнала заметила интерес кабульских женщин к западной моде. Она создала план по организации швейной школы в Кабуле, чтобы научить женщин жить одежду по западным лекалам. Жанна Бичер смогла договориться с Vogue Pattern Services, чтобы кампания пожертвовала 200 моделей для школы. Курсы окончили 32 афганки, которые учились шить под руководством дух американских инструкторов. В школе подготовили 15 модельеров, что для того времени было прорывом в области Высокой моды Кабула.

Гражданская война

Однако начавшаяся гражданская война приостановила, а затем, после смены режима, и вовсе повернула вспять процесс социально-политической модернизации Афганистана. Сотни тысяч афганок были вынуждены покинуть родину, многие погибли или были ранены во время боевых действий, стали вдовами. Нищета, социальная и юридическая незащищенность, пережитый психологический шок свели на нет все усилия предыдущих десятилетий.

Последним сокрушительным ударом по гендерному равноправию стал приход к власти талибов, и установление средневекового режима, основанного на слепом следовании буквальному пониманию норм шариата.

В 1994 году талибы появились в Кандагаре, а затем пришли к власти в Кабуле в 1996 году. Они сразу же навязали свои понятия и жизнь женщин по «законам Шариата», хотя это больше напоминало «гендерный апартеид». Женщинам запретили работать, закрывались школы для девочек. Женщины лишись всех прав, которых добивались и над которыми работали в последние десятилетия. Теперь им даже не разрешалось покидать свои дома, они могли это сделать только в сопровождении родственника мужского пола и полностью окутанные в паранджу. Женщины были заключены в тюрьму, подвергнут пыткам и казнены за «моральные преступления», такие как «проституция» и «неверность», их часто избивали талибанские полицейские за то, что был видны лодыжки или запястья. Департамент талибов по поощрению добродетели и предотвращению порока становился все более мощным, и находил новые способы наказания за несоблюдение правил в отношении женщин и девочек.