Сценарий праздника в детском саду «День урожая. Осенний праздник для учащихся начальных классов

Сценарий праздника «День урожая»
Цель:

1.Формирование интереса к изучению овощей, их выращиванию.

2.Дальнейшее знакомство с применением и использованием овощей

3.Воспитание бережного отношения к окружающей природе

4.Эстетическое воспитание учащихся в ходе проведения мероприятия

Оборудование:

1.Книжная выставка «Удивительный мир овощей»

2.Овощная выставка.

3.Рисунки учащихся

4.Поделки из овощей

5.Экспозиция «Советы бабушки Аграфены»

6.Экспонаты полевых культур, выращиваемых наУОУ

7.Творческие работы учащихся

8. Репродукции картин на тему: «Осень»

9.Музыкальный центр.


Участники:

Учащиеся 1-8 классов.

Праздник «День урожая».

1 ведущий: Незаметно пролетело лето.

Наступила осень золотая,

Журавли курлычат в небе где- то,

В вышине над нами пролетая.
2 ведущий: В свой шатёр, волшебный и прекрасный.

Осень нас на праздник позвала.

Всюду разбросала свои краски,

И природа чудно расцвела.

1 ученик: Рыжая осень устроила бал,

Пышный, нарядный, цветной карнавал:

В жёлтом берёзы, в пурпурном осины,

Алые бусы на ветках рябины.


2 ученик: Ели и сосны в наряде зелёном.

Ивы серебряны, в золоте клёны.

Осень ковёр расстелила из мхов.

В нём разноцветные шляпки грибов.


3 ученик: Чтобы в садах было ярко и пышно,

Груши развесила, яблоки, вишни.

Дождик на струнах вам песни сыграет,

Осень на бал всех детей приглашает.


1 ведущий : Песню об осени исполняют ребята 5 класса.

(дети исполняют песню «Золотая осень»)
Сегодня у нас ПРАЗДНИК ОСЕНИ, ПРАЗДНИК УРОЖАЯ . Мы все готовились к этому дню: рисовали рисунки, делали аппликации, собирали выставку овощей и поделок. Все наши работы были перед нами и вы, я думаю, их уже рассмотрели.
Итак, награждаются активные участники конкурса осенних композиций.

(Презентация «Овощная фантазия»)
На школьном участке ребята вырастили хороший урожай овощей.

Слово предоставляется учителю биологии Сухих Надежде Сергеевне.

Весь собранный урожай овощей используется для питания учащихся в школьной столовой.

В исполнении учащихся 2 класса послушайте песню о мальчике Антошке, который с друзьями потрудились на славу.

2 ведущий : На наш праздник пришла осень со своими дарами. В исполнении учащихся 6 класса прослушайте инсценировку « Репка»

А сейчас мы ещё раз вспомним, какие же овощи растут в огороде, что растёт в поле? Мы будем загадывать вам загадки, а вы отгадайте:


  1. Любопытный красный нос по макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке зелёные прядки. (морковь)

  1. Скинули у Егорушки золотые пёрышки,
Заставил Егорушка плакать всех без горюшка. (лук)
3. Круглолица, белолица, любит вдоволь пить водицу,

У неё листочки с хрустом, а зовут её….. (капуста)


1 ведущий : 4. А на этой грядке выросли загадки,

Сочные да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени – краснеют. (помидоры)


  1. Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире,
Честь мундира берегу - служу людям как могу. (картошка)
Молодцы, все загадки угадали правильно. Все овощи очень полезные и важны для нас. Но картошку мы едим чаще всех других овощей. Скажите, вы все помогаете дома копать картошку? …….дети отвечают…..
А учащиеся ……4 класса сейчас споют об этом удивительном овоще.

Песня «Эх. картошечка»


2 ведущий: А знаете ли вы, что есть важный овощ, который зимой надо есть побольше, он всю хворь выгонит, аппетита прибавит. Догадались?

Конечно же, лук.


1 ведущий : Значит следующая песня про лук?
2 ведущий : Нет, следующая песня про сырую погоду, когда есть лук просто необходимо.
В исполнении учащихся 7»б» класса прозвучит песня « Осень»
Еще одну песню об осени споют учащиеся 3 класса…
Но, как поется в песне, у природы нет плохой погоды…

И как раз об этом следующий номер 2 класс «Макарена»

2 ведущий : А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим другие инсценировки. они тоже об овощах.

« Овощная сказка » так называется инсценировка в исполнении театральной студии под руководством Шакировой Айвики Аркадьевны.

…………………………………………………..

Спасибо всем ребятам.
2 ведущий:
Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу!
Вот овощи спор завели на столе:

Кто лучше, вкусней и нужней на земле?

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка иль свекла?


1 ведущий:

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу.Ох!


Накрытые крышкой в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла.Ох!

И суп овощной оказался неплох!


2 ведущий:

…………………………………………..

Овощи кроме питательной ценности имеют и лечебные свойства. Давайте послушаем, какие народные рецепты подготовили нам ребята.

Итак, на нашем празднике рубрика «Советы бабушки Аграфены»(зачитать некоторые рецепты)

А сейчас послушайте басню «Огород-наоборот».

Её прочитает ученица …8…класса……………………………………

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки,

Он принес чемодан,

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена-

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал,

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды.

Но, когда садовод нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

«Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!»

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел и моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник,

А таких баклачков да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Мы корзину несли и решить не могли,

Как же быть с овощами такими?

То ли жарить их нам,

То ли парить их нам,

Ну, и съели их просто сырыми.


Мы надеемся, что среди вас, ребята, нет таких юннатов.
2 ведущий:

Что же приготовил нам 7 «а?»


(Инсценирование))

1-й ведущий: А ещё, осенью, убирают самый главный урожай. Вот отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят» (колос)

Правильно, ребята, это колос. А что получают из колоса? (зерно)

А что можно получить из зерна? (муку)

А что мы испечём из муки? (хлеб)


Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.

А может быть кто- нибудь помнит пословицы про хлеб? …………………….

Очень хорошо, я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу.

2 ведущий:

Убран хлеб

И тише стало.

Жарко дышат закрома.

Поле спит. Оно устало.

Приближается зима.


Но не сразу зёрна стали

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!


Слава миру на земле!

1 ведущий :

Слава хлебу на столе!

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!


Над селом дымки плывут.

Пироги в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Добрым хлебом угощайтесь!


()

2-й ведущий : Мы с вами живём в маленьком селе. Но это село находится в огромной стране, которая зовётся красивым именем: РОССИЯ. Это наша с вами РОДИНА. Мы её любим.

(запись песни «Наш край»……………………………………………………
Мы благодарим всех за участие в нашем празднике и надеемся, что вы узнали много нового и интересного.

Литература:

1.Журнал «Биология в школе»,№3,5 2000 год

2.Журнал «Начальная школа», №8, 2006, №9,2009 год

Осенний праздник, 5-6 класс. Сценарий

Сценарий внеклассного мероприятия «Праздник урожая» для среднего звена.

Черкашина Ирина Александровна, воспитатель КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха», Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск.
Цель: проведение мероприятия «Праздник урожая»
Задачи: организовать досуг учащихся среднего звена,
закрепить знания осенних примет,
развивать творческие способности учащихся,
корректировать внимание, мышление.
Описание: данной разработкой могут воспользоваться воспитатели, учителя для проведения осенних праздников. Данное мероприятие проводилось для детей с нарушениями слуха в среднем звене. Ведущий – воспитатель, остальные действующие лица - дети средних и старших классов: Красавица Осень, Осень Непогодица, Баба Яга, Сентябринка, Октябринка, Ноябринка, Шишимора Бесцветная.

Ведущий. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса. (А.С. Пушкин)
О каком времени года я прочитала стихотворение?
Дети. Это стихотворение про осень.
Ведущий. Кто написал это стихотворение?
Дети. Александр Сергеевич Пушкин.
Выходит Осень Непогодица.


Я - Осень Непогодица,
Грустная, неприметная, приношу с собой мелкий дождик. Называют меня поздней осенью.
А это моя дочь – Ноябринка.
Ноябринка . Я, ребята, - Ноябринка
Холодинка и снежинка.
Ведущий. Подождите, какая поздняя осень? Какая Ноябринка? Скажите, ребята, разве сейчас поздняя осень?
Дети. Нет.
Ведущий. А месяц сейчас какой?
Дети. Октябрь.
Ведущий. А где же наша осень ранняя, твоя сестра?
Раздаются голоса.
Мы здесь, здесь
Выходят Баба Яга, Шишимора Бесцветная.


Шишимора Бесцветная. Всем здрасьте. Я – Шишимора Бесцветная. А это - наша Осень Красавица (показывает на Бабу Ягу).
Ведущий. Ранняя?
Баба Яга и Шишимора Бесцветная бегают по залу, дают всем попробовать мухомор.
Хотите попробовать?
Дети. Нет!
Баба Яга и Шишимора Бесцветная. Ну и зря!
Ведущий. Мало того, что пришли без приглашения сюда, так ещё и всякую гадость предлагаете детям! Ребята, скажите, это – съедобный гриб?
Дети. Нет!
Ведущий. Правильно, несъедобный. А ещё назовите несъедобные грибы.
(ответы детей). А вы назовёте грибы, которые можно кушать? (ответы детей).
Входит гриб Боровик.


Боровик. Ух, устал.
Ведущий. Ещё один грибочек съедобный.
Боровик. Ух, как долго был в пути я. Сколько же гостей пришло на праздник!
А вы что здесь делаете? (обращается к Бабе Яге, Шишиморе).
Вы ждали меня, наверное? (Обращается к залу). А не этих непрошенных гостей! (Указывает на нечисть).
Я – гриб Боровик
И к порядку привык.Но сейчас хочу с вами поиграть. Играть хотите?
Дети. Да, хотим.

Подвижная игра «Катание мячей» (Мяч нужно прокатить клюшкой зигзагом между кубами-препятствиями)

Ведущий. Послушай, Боровичок, а ты не знаешь куда запропастилась Осень Красавица?
Боровик (почёсывая затылок, поглаживая бороду). Догадываюсь. Без Бабы Яги и Шишиморы здесь дело не обошлось.
Баба Яга. Чуть что, сразу Баба Яга. Это Шишимора, она всё! (Показывает на Шишимору пальцем).
Шишимора Бесцветная. Я только всё заколдовала. Ну ни одной яркой красочки здесь больше не будет. Всё так и будет сереньким, как я!

Ведущий. Так значит ты украла Красавицу Осень?
Шишимора Бесцветная. Нееееет, я красочки лишь у неё забрала. Ненавижу яркие цвета! И вас таких же бесцветненькими сделаю!
Ведущий. Не надо! Такими серыми мы не будем. Ребята, ведь правда?
Шишимора Бесцветная. Хотите вы или не хотите, а придётся вам делать так, как мы хотим.
Баба Яга. Да – да, придётся. Ха- ха- ха!
Ведущий. Что нам делать?
Осень Непогодица. Послушай, Шишимора Бесцветная, давай попробуем с тобой договориться.
Шишимора Бесцветная. Как это?
Осень Непогодица. В этой школе учатся умные ребятки, которые легко ответят на мои вопросы. И если они правильно ответят на все вопросы, то ты вернёшь Осень и сама уйдёшь.
1. Листья каких деревьев осенью краснеют?
2. Как называются птицы, которые улетают на юг?
3. Назовите зимующих птиц.
Ведущий. Боровичок, может ты знаешь какие-то волшебные слова?
Боровик. Да, старый, забывать стал. О! (Вытаскивает из кармана свиток)
Как много красок на Земле!
Где же все их взять мне?
Краски солнца,зорьки, неба
Подари нам, Осень Красавица!
Выбегает Баба Яга с кулаками на Боровика.
Баба Яга. Ух ты, старый, вспомнил всё таки заклинание! Зачем ты всё испортил!
Ведущий. Ну что, Баба Яга, где Осень Красавица?
Баба Яга. Щас приведу. Так уж и быть, выходи, Осень Красавица (Говорит кривляясь и гримасничая)
Ведущий. Бабуся Ягуся, опять?
Баба Яга. А чо? Я ни чо.
Выходит Осень Красавица.


Осень Красавица. Здравствуйте, мои ребятки!
Расскажу всё по порядку.
Запоздала я в пути,
Не успела в срок прийти.
Шишимора Бесцветная
Забрала у меня краски,
А злая, старая Яга
Упекла в свою избу.
Но грустить не будем мы,
Предлагаю всем сыграть во вкусную игру.

Игра «Угадай на вкус и опиши» (У ребят завязаны глаза. Им даётся кусочек овоща или фрукта. Участник пробует и отвечает что это и как выглядит)

Ведущий. Осень, кого ты с собой привела?
Сентябринка. Я, ребята, Сентябринка,
Паутинка, серебринка.
Листья крашу в яркий цвет.
Поспевать велю плодам,
Урожай отличный дам.


Я хочу вам предложить разгадать загадки, которые сейчас и загадаю.
Он очень горький - но очень нужный!
Охраняет от болезней!
Враг микробам, нам он - друг
Потому что это - ... . (Лук)


Спелое и сладкое,
Зелёное и красное,
Взрослые любят
И маленькие детки. (Яблоко)


Её копают из земли,
Жарят, варят и пекут.
«Русский хлеб» зовут. Что это? (Картошка)


Ведущий. Всё для тебя, Осень Красавица!
Октябринка. Листьям - время опадать,
Птицам – время улетать.
Я, ребята, - Октябринка,
Золотинка и дождинка.
Много дел и у меня:
Шубу зайчиков проверю,
Приготовлю им кору.
И листвою постараюсь
Потеплей укрыть нору.


Ведущий. В платке паутины
И в листьях по плечи,
В одном из проулков глухих.
Промокшая Осень,
Присев на крылечко,
Грустит…
Чему-то уже и вовеки не сбыться.
И грустно бредёт наугад,
Надев на себя ожерелье рябины.

Игра «Собери рябиновые бусы» (Дети с помощью иголки и нитки нанизывают ягоды рябины для создания бус. Игра длится на время. Побеждает девочка, у которой бусы длиннее)


Ведущий. Жёлтый кружится листок,
Путается в сучьях.
Неба синий лоскуток
Затерялся в тучах.
Поздний серенький рассвет
В поле над овином
Растревожится нет-нет
Криком журавлиным. (Я.Аким)
Ведущий. Ну что, Осень Непогодица, вот и твой черёд настаёт, даже как-то холодом пахнуло.
Осень Непогодица. Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, в тёплые края
Улететь хотят. (И. Токмакова)

Ноябринка. Я, ребята, Ноябринка,
Холодинка и снежинка.
Задремали лес, поляны
На луга легли туманы.
Спит и пчелка и жучок,
Замолчал в углу сверчок.
Лишь весёлая синица
Вдруг вспорхнёт – ей не сидится.
Птиц не будем забывать,
Им придётся зимовать.
Пищи надо им так мало,
Ты подвесь кусочек сала.

Описание: Предлагаю вашему вниманию сценарий осеннего праздника для детей начальной школы. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы для проведения осеннего праздника.
Лисунова Ольга Михайловна, учитель начальных классов МКОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа» Курчатовского района Курской области.

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени.

Задачи: устанавливать связь между сезонными признаками природы.

К празднику «Урожая» зал оформляют осенними листьями, воздушными шарами, рисунками с изображением овощей и фруктов. Можно организовать небольшую выставку плодов.
Ведущий 1:
Вот к нам сколько листьев прилетело. И желтые, и красные, очень красивые! Правда? А знаете, кто так красиво украсил наш лес? Это волшебница- Осень!
Проходите, проходите! Осень, будь нашей гостьей, мы очень рады твоему приходу!
(Под музыку входит Осень)


Вот послушай, какие стихи приготовили для тебя ребята.
1 листок клена:
Быстро лето улетело
Перелетной птицей вдаль,
Осень чудно расстелила
Увядающую шаль.

2 листок дуба:
Незаметно пролетело лето.
Наступила осень золотая,
Журавли курлычут в небе где — то
В вышине над ними пролетая.

3 листок березы:
Рыжая осень устроила бал,
Пышный, нарядный цветной карнавал:
В жёлтом берёзы, в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.

Ели и сосны в наряде зелёном.
Ивы серебрены, в золоте клёны.
Осень ковёр расстелила из мхов.
В нём разноцветные шляпки грибов.

4 листок рябины:
Так давайте славить Осень
Песней, пляской и игрой.
Будут радостными встречи,
Осень, это праздник твой!

Осень:
Здравствуйте, мои друзья!
К вам пришла на праздник я!
Все кругом я нарядила,
Темный лес озолотила!
Целый год мы не видались,
А сегодня повстречались.

Ведущий:
Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим:
Что в подарок принесла?

Осень:
Принесла я вам муки.
Ведущий:
Значит, будут пироги.

Осень:
А уж яблоки, как мёд.

Ведущий:
На варенье и компот.

Осень:
Принесла вам мёду, полную колоду.
(Осень спросим. Е. Благинина)

Ведущий:
Спасибо, Осень, что нас не забываешь и так щедро одариваешь!

Ведущий:
Много яблок, много груш,
Овощей тяжёлый груз.
Загружай, не зевай.
Что же это? (Урожай).

Конечно же, урожай! Праздник Урожая — всемирный праздник. Его отмечают во всех странах мира. Этот праздник посвящён плодородию и семейному благополучию. Празднуется он, когда завершены полевые и садовые работы: жатва, вывоз хлеба, сбор овощей и фруктов. Чем богаче урожай, тем лучше будет жить людям.

Исполнение шуточной песни « Антошка»(Сл. Ю.Энтин, муз. В. Шаинский)

В старину этот день обязательно устраивалась большая трапеза. К праздничному столу готовили угощенье. Ну, какой же праздник без игр и весёлых конкурсов.
Конкурс «Отгадайте, кто мы?»
Ведущий вызывает 2 участника. Каждому дает по корзине.
Дети должны в разные корзины собрать урожай. В одну корзину — фрукты, в другую — овощи.
Дети 1 класса исполняют осенние частушки.
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Пропоем мы вам частушки
Очень замечательно.

Мы осенние частушки
Пропоем сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши,
Веселей встречай нас!

Петя рано — рано встал,
Все грибы в лесу собрал.
Хвалится грибочками
С беленькими точками.

Как красиво всё кругом
Золотым осенним днём:
Листья жёлтые летят,
Под ногами шелест

Осень — чудная пора,
Любит осень детвора!
В лес с корзинками мы ходим,
Много там грибов находим.
Ведущий:
И какие только сюрпризы не преподносит нам природа. Осенью часто идут дожди.
Вижу я на горизонте
Туча по небу летит.
Поскорей раскрою зонтик
От дождя он защитит.


Игра « Веселые лужи».
2 участника по сигналу перепрыгивают через «лужи»(листы белой бумаги).Выигрывает тот кто это сделает быстрее и не наступил ни разу на лужи.

Ребята приготовили инсценировку стихотворения «Овощи»(Ю. Тувим)
«Спор овощей».

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
Конкурс «Заморочки из мешочка»
Приглашаем по очереди разных участников, которым завязывают глаза и достают из мешочка предмет, предлагают на вкус, на ощупь, на запах определить какой это плод.

Осень загадывает загадки.
Ведущий:

А ещё, осенью, убирают самый главный урожай. Чтобы вырастить и собрать богатый урожай, надо много трудиться людям самых различных профессий с ранней весны до осени:и агрономам,и трактористам,и комбайнерам.

Вот отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят». (колос).
-Правильно, ребята, это колос. А что получается из колоса? (зерно)
-А что можно получить из зерна? (муку)
-А что можно испечь из муки? (хлеб)

Хлеб — наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба — самая главная. Мы должны беречь хлеб.

Над сеном дымки плывут.
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Добрым хлебом угощайтесь.

Ведущий:
Мы с вами живём в маленьком селе. Но это село находится в огромной стране, которая зовётся красивым именем: Россия. Это наша с вами РОДИНА. Мы её любим.

Исполняют песню « Наш край»(Сл. А. Пришельц, муз. Д. Кабалевский)

Ведущий:
Ребята, а вы знаете, почему об овощах и фруктах придумано так много стихов, пословиц, поговорок, загадок?
-Верно, потому что все они богаты витаминами, все дают здоровье людям. Ведь помимо того, что их можно съесть, из различных растений можно сделать много полезного. Из семечек подсолнуха, например, делают это..... как его, забыл.....(масло).
-А из свеклы? (сахар)
-Правильно!
Игровой конкурс «Счастливое яблоко».
Звучит весёлая мелодия, под которую дети пляшут. На полу лежат яблоки (яблок на одно меньше, чем числа участников). Когда музыка смолкает — все берут с поля по яблоку. Тот, кто остался без предмета, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний участник.

Викторина.
. Какие овощи называют «синенькими»? (баклажаны)
. Дары осени — что это? (урожай, ягоды, грибы)
. Какой овощ бывает и сладким, и горьким? (перец)
. Частые подарки с неба осенью. (дожди)
. Нос снеговика (морковь)
. Заготовка для кареты Золушки (тыква)
. Боксёрский фрукт (груша)
. Фрукт для стрельбы (яблочко)

Игра «Богатый урожай»
Детей делят на 2 команды. Перед каждой командой лежат в обруче овощи и фрукты. Впереди на расстоянии 10 метров стоит корзина. По сигналу ведущего «Раз-два-три! Урожай собери» первые участники берут любой фрукт или овощ из обруча и на ложке переносят в корзину и возвращаются обратно. Далее урожай собирают остальные участники команды по очереди. Выигрывает команда, собравшая урожай первой.

Чтение стихотворений об осени.
Падают, падают листья-
В нашем саду листопад...
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят. (М. Ивенсен)

Игра «Лесной светофор»
Участвуют три команды, в каждой по 2 человека. Задача — собрать листья одного цвета (жёлтые, зелёные, красные в букет). Команда, сделавшая это раньше других победитель.
Осень:
Очень весело мне было!
Всех ребят я полюбила.
Что поделать? ждут дела!
До свидания, друзья!
Я всем хочу сказать спасибо и пожелать:
Чтобы хлеб был всегда на вашем столе.
И счастье в каждом доме на земле
Пусть на земле не будет никогда беды.
Пусть зреет колос и цветут сады!

Сценарий внеклассного общешкольного мероприятия «День урожая». Для учащихся 1-9 классов основной общеобразовательной школы.

Цели мероприятия:
Воспитание бережного отношения к природе и уважительного отношения к труду.
Обучение умению слушать и слышать поэтическое слово, классическую музыку.
Способствовать сплочению детского коллектива, созданию для детей развивающей среды, освоению активного стиля общения

Подготовительная работа: изготовление поделок из природного материала и овощей, организация выставки, оформление зала флористическими композициями, праздничными стенгазетами, в которых отразилась трудовая деятельность в летнее и осеннее время на пришкольном участке, набор учащихся из 1-9 классов в команды для участия в конкурсах.

Форма проведения: Литературно-музыкальная развлекательная программа.

Оборудование: презентация, экран, звуковые колонки, проектор, поделки учащихся, стенгазеты, флористические композиции.

Объявление:
Ой, вы, красны девицы, ой, вы, добры молодцы, Приглашаем вас всех праздновать день великий – День урожая! Погуляем на празднике нашем, Не найдете вы праздника краше. Ждет вас множество затей. Приходите поскорей! От души повеселиться, Сладкого чайку напиться!
Ф. И. Тютчев « Есть в осени первоначальной …» слайд 3 (исполняет В. Бохон под музыкальное сопровождение А.П. Бородина Музыкальная картина « В Средней Азии» Исполняет оркестр Би-Би-Си под управлением Д.Саймона.)
Ведущий: Добрый день, дорогие ребятки, гости званые и желанные. Сегодня особый праздник у нас: День урожая, день завершения всех сельскохозяйственных работ в поле и на огороде.

Сегодня соревнуются между собой 2 команды учащихся из 1-9 классов: « Ранетки» и « Огурчики»

(приглашаются на сцену участники команд)

Осень! Славная пора! Любим осень мы, ура! В лесу, в огороде, в поле все поспело! Все собрали и убрали! И на праздник всех позвали. Только сегодня, только сейчас, Только у нас и только для вас – День урожая!
За окном листопад…Так и падают желтые листья- это осень – урожайница, осень-чаровница и волшебница торопится к нам на праздник.
Едет осень на пегой кобыле, Под дугой – золотой бубенец… А навстречу ей, в облаке пыли, То обоз, то отара овец. В поле сено душистое мечут, В поднебесье летят журавли, Грибники, выбегая навстречу, Ей охотно – поклон до земли. Ей крылами малиновки машут, Ходят лоси, счастливо трубя: – Здравствуй, осень, кормилица наша! В гости милости просим тебя! (Т. Белозеров)

Звучит « Осень» А. Вивальди
Появляется осень-урожайница.

Осень: Как вы славно веселитесь!
Здравствуйте, друзья,
В день осенний, в день чудесный
Рада вас увидеть я.
Желтой краской крашу я Поле, лес, долины, И люблю я шум дождя. Назовите-ка меня!
Я – Осень-урожайница,
Поклон вам мой, друзья!
Давно уже мечтала о встрече с вами я.

Ведущая: В платье, сотканном из листьев,
Осень к нам явилась в зал,
Как прекрасная царица –
Открывает бал.
И возникает, словно волшебство,
Осенних красок и нарядов колдовство.

1 конкурс: Нарисовать наряд осени без помощи кисточек и карандашей, используя только пальчиковые краски, засушенные цветы и листья, клей.
Пока юные художники пишут свои картины, мы предлагаем вашему вниманию стихи об осени Владимира Степанова.

В лесу осиновом.

В лесу осиновом дрожат осинки –
Срывает ветер с осин косынки.
Он на тропинки косынки сбросит –
В лесу осиновом наступит осень.

Осы.
Осы к осени желтее,
Полосатее и злее, –
Видно, бабушкин компот
Им покоя не дает.
И варенье, и повидло
Есть у нас, а им – Обидно.

Разноцветный ветер.
Следом за летом
Осень идет.
Желтые песни
Ей ветер поет,
Красную под ноги
Стелет листву,
Белой снежинкой
Летит в синеву.

Осень: Спасибо Вам за чудесные стихи и прекрасные картины!
А я хочу представить всем своих гостей.
Аплодисментами встречаем свиту овощей!
Эта свита за загадками скрыта.
Кто быстрее отгадает, тот и овощи узнает! (загадки).

2 конкурс «Заморочки из бочки» (Каждая команда по очереди отвечает на загадку. Кто ответит правильнее?)

Загадки:
Орехи в земле, листья на земле. (картошка)
Над землей трава, под землей – алая голова. (свекла)
Рос ребенок не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем. (капуста)
Сидит баба на грядках – вся в заплатках, кто заплатку оторвет, тот заплачет и уйдет. (лук)
Растет на грядке зеленая ветка, а на ней – красные детки. (помидор)
Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой. (огурец)
За кудрявый хохолок лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, на вкус – как сахар, сладкая. (морковь)
Что это за голова, что только зубы и борода (чеснок)
Я вырос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слез доведу. (лук)
Раскололся тесный домик на 2 половинки, и посыпались в ладони бусинки-дробинки. (горох)
Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка, Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка. (капуста)
Развалились в беспорядке на своей перине-грядке Сто зеленых медвежат, с сосками во рту лежат, Беспрерывно сок сосут и растут. (огурцы)

Ведущий: Какой овощ не был назван в загадках, а знаете вы его с самого раннего детства? (репка).
А сейчас мы с вами для нашей гостьи Осени покажем сценку «Репка». Желающие принять участие получают роли и готовятся в течение 5 минут. (Эту шуточную сказку можно разыграть без предварительной репетиции. Тексты следует приготовить заранее и раздать участникам перед выступлением, при этом каждый вытягивает себе роль. Чтобы дед не запутался, на головы участников мы надевали бумажные “шапочки” с изображением морковки, картошки…)
А пока игра с залом на внимание: «Что растет на грядке?»

Что растет на грядке:
огурцы, горошек сладкий,
помидоры и укроп для приправы и для проб.
Есть редиска и салат –
наша грядка просто клад…

Если слушал ты внимательно –
Запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку:
Что растет на нашей грядке?

СКАЗКА ПРО РЕПКУ (сценка)

Ведущий:
Дедка репку посадил…
Дедка репке говорил:

Дед:
Ты расти, расти большая.
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться.
Принесу тебе водицы,
Удобрений ведер пять…
Ох, устал, пора поспать.

(Ложится недалеко от репки и засыпает.)

Ведущий:
Спит дедулька без забот.
Репка между тем растет,
Да воюет с сорняками:
Их ногами, и руками…
Вот уж осень на дворе.
Зябким утром в сентябре
Дед проснулся, испугался.

(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)

Дед:
Ах, я старый разоспался.
Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть.
Ай, да репка уродилась!
Мне такая и не снилась.

(Хватает репку и тянет.)

Ведущий:
Хвать, но репка возмутилась.

Морковка:
Экий, дедка, ты неловкий!
Я – не репка, я – морковка.
Не умыл ты видно глаз.
Репки я стройней в сто раз.
И оранжевей к тому же.
Коль салат корейский нужен,
Без меня ты пропадешь…
Сок морковный не попьешь,
В супе мне замены нет…
И еще один секрет.
Я богата витамином
Всем полезным каротином.
Я – отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Что такое, что за чудо,
Может, выспался я худо?
Репку сеял я весной.
Ладно, батенька, постой,
Репку вытяну другую.

Картошка:
Ой, ой, ой,
Я протестую!
Я – не репка. Я – Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
Я для чипсов слышишь, дед,
Самый главный компонент.
В жарком масле, вот смотри –
Стать могу картошкой фри,
Я – твой главный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Я ж опять пойду по репку.
Как сидит в землице крепко!
Ай да репка, вот те на!

Капуста:

Право, я возмущена!
Дед, ты сникерсов объелся,
Сериалов насмотрелся,
Может с печки ты упал?
Раз капусту не узнал.
Я на репку непохожа,
У нее одна одежа,
У меня ж их целых сто!
Все без пуговок…
А то…
Я – хрустящая капуста!
Без меня в салате пусто,
А со мной любой обед
Голубец иль винегрет…
Станет в 10 раз полезней!
И потом меня, любезный,
Можно квасить и солить…
И до лета аж хранить.
Можно есть меня всю зиму!

Дед:
Милости прошу… в корзину.
Это что за чудеса?
Вот уж битых два часа
Я провел на огороде.
Где же репка! Эта вроде…

Свекла:
Снова дед не угадал.
Знать очки ты потерял,
Или бес тебя попутал?
Свеклу с репой перепутал.
Я в сто раз ее красней,
И полезней и вкусней!
Свеклы нет и нет борща,
В винегрете и во щах…
Я одна – источник цвета!
А свекольная котлета –
Это просто объеденье!
Сто процентов – похуденье.
Я – отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
И тебе найдется место.
Только все же интересно
Где же репка? Может эта?

Лук:
Я почти того же цвета,
Но не репка, старичок,
Я – твой репчатый лучок!
Пусть немного и коварен,
Но в народе популярен.
Самый вкусный шашлычок
Тот, в котором есть лучок.
Все меня хозяйки знают
В суп и в кашу добавляют,
В пирожки, в грибы, в отвар…
Я для вирусов – кошмар!
Даже грипп меня боится…
Хоть сейчас готов сразиться.
Я – отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Вечер уж к концу подходит.
Месяц на небо выходит.
Да и мне домой пора.
Завтра с самого утра
Стану репку вновь искать,
А теперь охота спать.
Ух, тяжелая корзина,
Пригодилась бы машина…
Знатный вырос урожай!
Бабка, занавес давай,
Сказочке пришел конец.
Тот, кто слушал, молодец.
Ждем от Вас аплодисментов,
Ну и прочих комплиментов…
Ведь артисты-то старались,
Пусть слегка и растерялись.

Ведущий: Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Осень: Я смотрю и удивляюсь – это что за чудеса! Перед нами, перед нами настоящий вернисаж.

3 конкурс поделок из природных материалов и овощей «Подарок осени».

Уборочная, ты итожишь
Совхозный труд за целый год.
В четыре короба не сложишь
Твоих бесчисленных забот.
Все в сроки – от прибивки влаги
До вспашки зяби – дни в трудах.
Зато итог не на бумаге,
А в полновеснейших пудах.
Здесь будни горячи недаром:
В лугах – высокие стога,
В полях – пшеница гулким валом
В лесные бьется берега. (В. Колыхалов)

4 конкурс – игра « Живой сноп» Каждая команда образует «сноп» и обвязывается веревкой. Кто быстрее?
5 конкурс на лучшее исполнение частушек «Осенние веселушки» (Готовые частушки раздаются членам команды. Кто исполнит частушку лучше всех?).

На участке мы с весны
Славно поработали:
И копали, и пололи,
Между грядок топали.

Эх, лапти мои, довели до школы,
Вижу: детки на участке трудятся, как пчелы.

Посадили мы всего,
Что на зиму надо.
Много вырастили, братцы,
Мы весной рассады.

Эх, лапти мои, поднимитесь в гору,
Ведь у школьников ребят крепки помидоры.

С сорняками мы сражались –
Пусть живут, не тужат
Свекла, редька и морковь,
Лук нам тоже нужен!
Эх, лапти мои, поглядел я – диво!
Не увидел в огороде лебеды, крапивы!
Как пришли копать картошку,
Удивились – ах да ох!
Ведь на каждом на кусточке
Красный вырос там «горох»

Эх, лапти мои, правы вы, касатики!
Одолели нынче нас жуки-полосатики.

Вырастили овощей
Для щей и борщей.
А излишки продали –
Денег заработали!

Осень: А вот интересно, знаете ли вы, что нужно сделать, чтобы всю зиму лакомиться овощами, кроме как вырастить урожай? Совершенно верно, собрать его и сохранить. А для этого урожай нужно собрать в мешки, правильно?

6 конкурс – игра «Собери урожай» . Для этой игры мне нужны по одному смельчаку от группы. Выходите. Так вот, я приготовила для вас мешки-скороходы, забираясь в которые вы превращаетесь в урожай. И тот, кто быстрее и без падений оббежит кеглю и возвратится обратно, будет считаться самым удачливым и рачительным хозяином, сохранившим свой урожай от холодной зимы. Задание понятно? Итак, на старт, внимание, марш…

7 конкурс «Диагностика».
От команды приглашается несколько участников, которым завязывают глаза и предлагают на запах, на ощупь, на вкус определить, какое растение у них в руках.

1. патиссон, чеснок, репа, укроп, морковь
2. петрушка, лук, кабачок, мята, свекла.

8 конкурс- эстафета «Осенний винегрет».
Напротив каждой команды стоят большие тазы, в которых плавают ингредиенты для винегрета: морковь, свекла, картошка, соленый огурец. Нужно без помощи рук достать эти овощи и положить в корзину своей команды. Кто быстрее?

9 конкурс «Непогода». Под музыку участники каждой команды ходят по залу и по сигналу снимают с себя вещи оставляют на стульчике (осенняя одежда: куртка, шарф, берет, зонтик ) По сигналу «Кажется, дождик начинается» необходимо быстро одеться. Кто быстрее?

Давайте срочно веселиться,
Пусть долго праздник ещё длится.
Пусть осень дождику назло
Нам дарит радость и тепло.

10 конкурс «Разноцветные гроздья». Воздушные шары, наполненные водой, осторожно передаются членами команды друг другу, а потом и всем зрителям, которые расписываются на шарах. У кого останутся целыми все шары, и кто наберет больше автографов?

Ведущий:
Вот и праздник прошел! Вы довольны друзья? Значит все хорошо, Мы встречались не зря.
За беседой и сладким чаем осень – урожайницу мы привечаем!
Приглашаем всех на чаепитие!

Список использованной литературы:
1. « Досуг в школе» №22001 г. Приложение к народным праздникам.
2. В.Г. Лысаков « 1000 загадок» 2002 г.
3. Н. Болтачева « Сказка про репку» (интернет)
4. С.Я Маршак « Азбука в картинках» 2007 г. (иллюстрации художников: Бордюг С.И., Трепенок Н.А., Запесочная Е.А.)
5. А. Береснев « Подснежник» (иллюстрации С. Ким) 1986
6. Сборник « Трудный колос» 1977 г.
7. « Последний звонок» (частушки из « Праздника урожая с выходом на природу» Г.Н. Шулепина)
8. Т. Белозеров « Листопад» 2007 г.
9. Картинки овощей в презентации все из интернета
10. Фотографии поделок и букетов из личного фотоархива.
11. Стихотворение Ф.И. Тютчева « Есть в осени первоначальной…» фонохрестоматия к учебнику литературы 5 класса под редакцией В.Я. Коровиной.
12. А.Вивальди « Осень»

Праздник урожая «Огородные истории»

Лето быстро пролетело, ветерком прошелестело.

Осень к нам в окно глядит, частым дождичком стучит.

Двери ветром распахнула,

Листьев веер развернула,

Птиц в дорогу собрала,

Нам гостинцев принесла.

(входит Осень)

Здравствуйте, мои друзья!

Рада всех вас видеть я.

Целый год мы не видались,

А сегодня повстречались.

Принесла вам угощенье –

Не конфеты, не печенье.

Фрукты, овощи, рябину –

В них помногу витаминов.

А теперь спрошу вас дети:

Как работали вы летом?

Может взрослым помогали

Или просто отдыхали?

Сейчас я листьями взмахну

И время в прошлое верну.

(Осень разбрасывает листья и в зал под музыку вбегают дети в костюмах овощей)

Жили на одном огороде овощи.

Здравствуйте, гости, ребята и взрослые.

Свёкла.

Круглая я, словно шарик.

Меня за вкус все уважают,

Добавляют в винегрет:

Полезней свёклы в мире нет.

Я и репчатый. И зелёный,

Я и сушёный, и солёный.

Как приправа к блюдам

Я полезен людям.

Морковь

Я девица из темницы,

Вот зелёная коса.

Я всегда могу сгодиться

Витамин дарю вам А!

Картофель.

Я посажен весной,

Летом я окучен.

И за то, что я полезен,

Грамота мне вручена.

Редиски.

Мы редиски, мы – подружки.

Мы уже готовы

Быть в салате вместе с луком –

Ешьте на здоровье.

Помидор.

И я – томат, вас видеть рад.

Я полон витаминов,

Несу здоровья я заряд

Не хуже витаминов.

Огурец.

Я – огурчик для салата,

Я расту на грядке.

Ешьте люди, огурцы –

Будет всё в порядке!

Капуста.

Полезней сока моего

ничего на свете нет.

Пейте сок капустный, люди,

Доживёте до ста лет

Хозяйка любила свой маленький огород и каждый день поливала его.

Хозяйка.

Я полью свой огород,

Он ведь тоже воду пьёт.

С каждым днём они росли,

Зрели и не ссорились.

Но однажды помидор

Вдруг решил, что он важней,

Всех главней на огороде

И начал хвалиться.

Помидор.

Я на свете всех вкуснее,

Всех круглее, зеленее.

Меня взрослые и дети

Любят больше всех на свете.

Огурец.

Слушай, это просто смех –

Хвастать, что ты лучше всех.

Не поймёт никак он братцы,

Некрасиво задаваться!

Вед. А помидор всё своё твердит.

Помидор.

Я на свете всех вкуснее,

Всех круглее, зеленее.

Меня взрослые и дети

Любят больше всех на свете.

Хвалился, хвалился и с куста свалился.

В это время пришла хозяйка собрать овощи на обед.

Всех с собой взяла, а помидор не заметила.

Ворона.

Не хотел быть с нами дружен,

Будешь никому не нужен!

Вед. Стыдно стало помидору и покраснел он от стыда.

Помидор.

Вы меня, друзья, простите,

Вы меня с собой возьмите.

Хотите, верьте, хотите - нет,

Но с тех пор помидоры становятся красными.

Осень.

Хороши, ребята, овощи и фрукты.

Трудно было их растить.

Надо прополоть, полить,

Защитить от сорняков,

И от тлей и от жуков.

Выбегает сорняк - Пырей .

Пырей.

Кто нас тут упоминал?

Наше имя называл?

Я сорняк – пырей ползучий,

Огородный генерал!

Эй, бригада, стройся в ряд,

Выходите на парад!

Под музыку выбегают и строятся Осот, Лебеда, Лопух.

Я –Пырей ползучий.

Я – осот колючий.

Лебеда – для дачника беда.

Где произрастаем,

Всех там забиваем

Я – Лопух!

(его отталкивают остальные сорняки)

Ну вот, и так всегда!

Осот.

Луку и картошке не попасть в окрошку,

Будете клубнику зря искать.

Если мы собрались,

В огород пробрались,

Урожая век вам не видать.

Сорняки разбегаются по залу.

Сорняк погубит огород.

Кто работы не боится,

Тяпки в руки и - вперёд.

Песня «Битва с сорняками» на мотив «Песенки Стампа» 74

Сегодня самый трудный день.

Постройтесь, дети, над рядками.

Сегодня самый трудный день –

Сегодня битва с сорняками.

Друзьям по тяпке раздадим –

Ведь молодцы средь них найдутся.

Мы овощи освободим,

И сорняки переведутся.

Когда последний враг упал,

Труба победу заиграла.

(говорит Лопух)

Лишь в этот миг я осознал,

Насколько нас осталось мало.

Загадки.

Осень.

Помидоры подросли,

И картошка расцвела.

Не успели оглянуться,

Напасть новая пришла.

Выходит колорадский жук.

Здравствуйте, дети,

Меня зовут Фредди.

Полосатый и красивый весь я тут.

Мой дом – Колорадо,

Будьте мне рады,

И гордитесь,

Что у вас нашёл приют.

На ботве картошки

Покачаюсь, крошки,

Не видать вам, дети,

Чипсов и пюре.

Я люблю томаты,

Для меня в радость

Съесть на завтрак

Баклажаны на заре.

Дети.

Что ж, угощайся, к новой пище приобщайся.

(опрыскивают жука)

Ах, беда, караул!

Дети.

Дуста он не потянул.

Возвратился в Колорадо.

Или лапки протянул.

Вед. А картошка загляденье,

Коль растить её с уменьем.

Уж копать её пора!

Выходите, детвора!

Песня «Антошка»

Это что за крики там?

Кто поднял здесь тарарам?

Вбегают бабочка Капустница и Слизень, в руках кочан капусты.

Баб-ка. Мне отдай!

Сл-нь . Нет, мне отдай!

Баб-ка . Не отдам, не приставай!

Сл-нь. Я в капусту заберусь,

Холодов не побоюсь!

Жизнь в капусте – будь здоров!

Тут и пища есть и кров.

Баб-ка. У тебя одна забава –

Объедаться до отвала.

Мне же нужно поскорей

Подселить сюда детей.

Пусть выводятся, растут,

Здесь и пища и уют.

Сл-нь . Мне отдай!

Баб-ка. Нет, мне отдай!

Сл-нь. Не отдам, не приставай!

Вед. До того они кричали,

Что их птицы услыхали.

Прилетел к ним старый дрозд

И решил этот вопрос.

Вед. Быстро времечко идёт,

Вот и убран огород.

Раз закончено всё дело,

Веселиться можно смело.

Танец с листьями

Осень. Рада вашему веселью.

Делу время, играм час.

Кто здесь ловкий и умелый?

Посмотреть хотим на вас.

Игра. «Вершки и корешки»

Ведущий называет растения, а дети говорят, что у этого растения съедобно – вершки или корешки.

Осень. Все работали, трудились,

Словно пчёлы, не ленились.

Вашему труду я рада,

По работе и награда:

Осень фруктами богата,

Вот вам яблоки, ребята,

Вот конфеты и печенье,

И полезное варенье.

(показывает на стол)

Всё ребята, мне пора.

До свиданья, детвора!

Белый гриб боровичок

Притаился и молчок!

Вот попробуй-ка, найди:

Походи да погляди.

В лес берёзовый пойдёт

Каждый знающий грибник.

Там на суп всегда найдёт

Вкусный подберёзовик.

Пряники печатные –

До чего нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

Карие глазёночки

Стояли у сосёночки,

Стояли, улыбалися,

Кого-то дожидалися.

Соберём из листьев веер,

Яркий и красивый.

Пробежит по веткам ветер,

Лёгкий и игривый.

И послушно ветру вслед

Листья улетают.

Значит, лета больше нет –

Осень наступает.

Паутинки кто-то тянет,

И легко листва летит.

Кто куда теперь не глянет –

Всюду золото блестит.

Разогрелись клён и липа,

Это кто же там без слов

Столько солнышек рассыпал

На дорожке у домов?

Меж зелёных веток ловко

Кажет слива чёрный глаз,

Краснощёкая морковка

С грядки лезет напоказ.

В небе дымка голубая,

Журавлей отлётных строй…

Это осень молодая

Отмечает праздник свой.

По лесным тропинкам ходит-бродит осень,

Сколько свежих веток у зелёных сосен!

Сколько алых ягод у лесной рябинки!

Выросли волнушки прямо у тропинки.

В ягодах брусники на зелёной кочке

Вырос гриб-грибочек в красненьком платочке.

Разыгрался ветер на лесной поляне –

Закружил осину в красном сарафане.

Сонно сыплется из тучки

Мелкий дождичек грибной.

Тёплый, словно солнца лучик,

Нежный, ласковый такой.

Что-то шепчет усыпляя,

В лужах вовсе не звенит.

На деревьях отдыхая,

В листьях тихо шелестит.

Влагу медленно, спокойно

Пьют земля и мох лесной –

Через день под синью хвойной

Вырастает полк грибной.

В нём лисички и маслята,

Сыроежки, моховик,

Грузди, рыжики, опята

И красавец боровик.

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший соберём из них.

Мы букет поставим посреди стола.

Осень золотая в гости к нам пришла.