Примитивные породы по FCI. Происхождение собак, японские аборигены акита и сиба-ину

ПРИМИТИВНЫЕ ПОРОДЫ СОБАК.

Примитивные аборигенные собаки сильно отличаются от собак заводских пород, потому что они сформировались в результате естественного отбора в условиях свободной жизни и тесного взаимодействия с людьми. Каждая из них является уникальным произведением природы, временных рамок и ареала, и наиболее похожи на зоологические подвиды. В то же время они исторически связаны с этническими группами и культурами.

Термин «примитивный» иногда оспаривается, как неподходящий и унижающий аборигенных собак. Слово «примитивный» в контексте собак означает естественный, функционально обоснованный и неискаженный по внешнему виду, поведению и здоровью. Еще одна причина для такого названия аборигенных пород связана с их свободным, неконтролируемым образом жизни в странах их происхождения.

Диапазон изменения внешнего вида у аборигенных собак не так широк, как у культурных. В целом, разнообразие аборигенных собак увеличивается с севера на юг, наряду с увеличением разнообразия дикой фауны. Это также свидетельствует об их происхождении в процессе эволюции. Таким образом ездовые собаки зоны полярной пустыни очень схожи везде вокруг их ареала в приполярной зоне. Чуть далее на юг, в тундровой зоне, аборигенные собаки становятся более разнообразными из-за наличия ездовых собак, оленных пастушьих собак и некоторых охотничьих лаек. Еще дальше на юг, в зону бореальных лесов, охотничьи лайки северо-восточной Европы и Сибири еще более разнообразны по размерам и строению. Они представляют собой десятки пород и подпород, связанных с этническими народами северо-восточной Европы и Сибири. Далее к югу, в пустыни, горы, субтропические и тропические ландшафты Евразии и Африки, разнообразие среди аборигенных собак становится максимальным: дингоподобные дикие собаки, похожие на охотничьих лаек разных размеров, собаки для охоты по-зрячему нескольких типов и собаки для охраны скота. Во многих районах сосуществуют несколько видов аборигенных собак различного назначения.

Подобное увеличение вариаций с севера на юг можно проследить и у вымерших аборигенных собак Америк. Аборигенные собаки, найдены на малых островах Тихого океана похожи на собак ближайших крупных островов и континентов. Многие из них вымерли, некоторые почти исчезли, а некоторые все еще существуют в разной степени метизации с привозными собаками. Например, новогвинейская пастушья собака - островная форма динго, ныне вымершая, сохранилась в неволе. Так называемый теломиан - еще один представитель дингоподобных островных собак. В Индонезии существуют несколько не признанных, но на самом деле дингообразных аборигенных собак. Их можно увидеть на снимках, сделанных путешественниками.

Некоторые вариации могут иметь признаки генетического загрязнения, но изменчивость внешнего вида любой примитивной породы в ее подлинном состоянии намного превышает те рамки, которые считаются приемлимыми для шоу-пород. Когда аборигенную породу решают вести как чистокровную, чтобы «спасти от вымирания», неоднократно повторяют одну и ту же ошибку: выбирается единственный тип, который, как кажется, встречается наиболее часто, а остальные вариации отбрасываются. Например, все охотничьи лайки определяемые как чистокровные должны иметь закрученный кольцом хвост и высоко посаженные стоячие уши. Среди аборигенных предков лаек даже в пределах одной этнической группы эти черты более разнообразны. Хвост может опущен вниз и иметь серповидную форму, уши могут быть высоко и низко посаженные, с закругленными или заостренными кончиками и т.д. Местное население не заботится о деталях внешнего вида своих собак, но уделяют гораздо больше внимания их рабочим качествам. В каждом сообществе вариативность особей поддерживается за счет обмена собаками во время путешествий и торговли. Поэтому аборигенные собаки стойбищ и деревень имеют менее однородный внешний вид, чем современные породистые собаки.

Примитивные аборигенные собаки отличаются от культурных пород способностью переходить к дикой жизни по крайней мере в наиболее благоприятное время для размножения и для успешного выращивания щенков. Репродуктивная биология аборигенных собак варьирует в зависимости от географического расположения, и зависит от их образа жизни и окружающей обстановки. У австралийских динго и дингоподобных собак Юго-Восточной Азии, Индии и Африки период размножения имеет сезонность, связанную с наиболее благоприятным временем для выкармливания щенков. Суки достигают половой зрелости достаточно поздно - к 1-2 годам - имеют одну течку в год, рожают относительно некрупные пометы (от 1 до 7 щенков), и могут размножаться без защиты и помощи людей. Тем не менее даже дикие собаки отличаются от волков, не имея жестких связей внутри стаи. Все половозрелые собаки могут пытаться размножаться. Суки северных ездовых собак имеют 2 течки в год. Охотничьи лайки имеют одну течку в год, обычно в феврале-марте, как волки. Другие лайки имеют одну течку в год независимо от времени года, а некоторые - две течки. Суки собак, охраняющих скот, в Центральной Азии и суки аборигенных борзых, таких, как салюки и тайганы, имеют одну течку в год. Суки собак, охраняющих овец, и борзые в странах их происхождения способны делать свои собственные логова для щенения и выращивать щенков, охотясь на мелких млекопитающих, без помощи людей. Австралийские динго стали удивительно приспособленными к жизни в пустыне и могут выращивать щенков вдалеке от воды, так как мать приносит воду и отрыгивает ее в рты щенкам. В сообществах динго отец и живущие с ними более старшие братья и сестры будут помогать в уходе за щенками. Затем старшее поколение потомков будут изгнаны с территории, а другие потомки затем могут остаться с родителями и помочь вырастить следующий помет. Есть данные, что у диких аборигенных собак Индии и Ближнего Востока оба родителя остаются вместе, и кобели также помогают выкармливать и защищать щенков. У специализированных пород, живущих в тесных отношениях с людьми, роль отца в уходе за щенками постепенно отпала, эта функция перешла к владельцам-людям. Тем не менее даже среди более домашних собак, когда они имеют достаточно свободы и время для размножения, некоторые кобели занимаются воспитанием щенков, например, принося куски мяса для матери и щенков.

Примитивные аборигенные собаки чутко реагируют на изменения окружающей среды. Это адаптация для выживания. Они независимы, свободолюбивы, несколько диковаты и необычайно осторожны. Их поведение разборчивое и твердое в отношениях с другими собаками и людьми, или при выборе партнера для спаривания, а также при защите своей территории. Привязанность к определенной территории и людям происходит естественно в щенячьем возрасте, и становится важной частью «рабочей среды». Если собака работает в своей домашней обстановке, она легко разучивает и слушается голосовых команд и жестов, если они соответствуют ее природным задаткам и склонностям, таким, как тянуть упряжку, охранять скот и т.д. Если же им нужно работать в новых условиях, находящихся далеко от дома, им нужно некоторое время для адаптации. Дрессировщики, привыкшие иметь дело с культурными породами, находят аборигенных собак ужасно непослушными, невнимательными и с отсутствием интереса к изучению простых задач. Такая собака скорее всего создает впечатление бестолковой, чтобы справиться с какой-нибудь работой. Это может быть абсолютной правдой, если эта работа требует тесного контакта с человеком и немедленной реакции в ответ на его команды в среде, наполненной необычными искусственными объектами.

Основные элементы рабочего поведения в каждой породе удивительно постоянны, вариативность практически отсутствует. На самом деле это определяющая черта каждой рабочей аборигенной породы. Функция стоит на первом месте, и внешний вид определяется функцией. Все аборигенные борзые будут преследовать и ловить зайцев и лис. Все собаки, охраняющие скот, будут оставаться со стадом и нападать на бродячих собак и диких хищников для защиты стада. Точно также оленные собаки будут находиться со своим стадом оленей и предотвращать их побеги, ища и возвращая отставших животных, и защищая их от хищников. Все охотничьи породы лаек будут искать белок и другую мелкую дичь и лаять у основания дерева на добычу. Все ездовые собаки тянут нарты с энтузиазмом. Некоторые собаки могут работать лучше, чем другие, но если некоторые из них не работают вообще, скорее всего они не принадлежат этой породе. Физически интенсивные и сложные работы, выполняемые специализированными аборигенными собаками в их родных странах сложно назвать примитивными, потому что они гораздо более сложные и изощренные, чем могут показаться наблюдатели, незнакомому с этими собаками. Например, лайки применяют различные тактики при работе с разными видами дичи, такие, как белки, тетерева, лоси, соболи и медведи. Они по-разному лают, и охотник, слушая стиль лая своей собаки, может сказать с высокой степенью вероятности, что происходит и какую дичь обнаружила собака. Собака знает, когда использовать «мягкую пасть», а когда кусаться сильно. Ездовые собаки не просто тянут сани, они работают в команде, сотрудничают с каюром, проходя по местам с тонким льдом, скрытым под снегом, находят правильное направление в метель во время полярной ночи и т.д. Собаки, охраняющие скот, курсируют по периметру стада и принимают собственные решения при возникновении угрозы. В любом случае поведение аборигенных собак естественно и происходит в зависимости от их назначения, также как и внешность собаки. Хотя каждый элемент поведения собаки может быть получен из поведения, присущего волку, рабочие качества собак значительно изменились, часто стали совершенно новыми, не присущим волку. Например, специализированные стили лая лаек, которые служат для сигнализации человеку-партнеру. Предпочтение охоты на добычу, неприятную собакам в качестве пищи, например, животные семейства куньих, чьи шкурки имеют высокую стоимость. Или такое поведение, как нападение на агрессивных, больших и опасных хищников, защищая скот или жизнь хозяина, также является примером этого. Некоторые кавказские овчарки настолько специализированы для охраны и настолько верны, что их нельзя продать или передать, потому что они никогда не примут нового владельца.

Условия жизни примитивных аборигенных собак были и остаются жестокими. Если собака получает травму, она или умирает или выживает, как правило, без лечения, потому что ветеринарная помощь там недоступна. Но хорошие ездовые собаки, как правило, здоровы, и это качество поддерживается путем отбора, при котором выживают наиболее приспособленные.

Санные упряжки формируются в основном из кобелей, которые крупнее и сильнее. В сообществе инуитских ездовых собак присутствует доминантный пес (вожак), который помогает каюру и контролирует всю стаю. Если начинается собачья драка, вожак быстро пресекает ее, чтобы сохранить мир в группе. Когда вожак становится стар, ему бросают вызов и нередко убивают его. Тогда происходит драка между более низкоранговыми собаками, пока новый вожак не займет его место. Вожак - один из наиболее вероятных отцов щенков. Ведущая собака в упряжке никогда не является вожаком.

Сук немного, но их также запрягают. Текут они дважды в год. Если сука беременна, она по прежнему продолжает работать в упряжке. Если она родила помет щенков, щенки гибнут, пока ее владелец не захочет сохранить их. Он заворачивает их в шкуры животных и везет на санях, позволяя им сосать мать на остановках.

Самое худшее, что может случиться с северными кочевниками - это потеря возможности передвижения. Если он окажется на дрейфующей льдине, он может прибегнуть к убийству собак для пропитания, чтобы спасти свою собственную жизнь. Можно предположить, что лучшие собаки будут убиты последними, чтобы дать преимущество для выживания. Для северной ездовой собаки упряжка является частью ее повседневной жизни. Собаки редко доживают до глубокой старости и причина смерти, как правило, носит насильственных характер. Тем не менее какая-то эмоциональная привязанность к собакам присутствует даже в этой среде. Известны случаи, когда владелец выдающейся собаки защищал ее и хорошо кормил до самого преклонного возраста.

Примером другого образа жизни являются охотничьи лайки традиционных семей манси. Манси обычно содержат 2-5 собак. Собаки живут на улице и им разрешается перемещаться свободно. Некоторые пары лаек склонны уходить на один-два дня. Во время охотничьего сезона, когда собаки могут потребоваться для работы, их привязывают рядом с жилищем, при этом в охоте принимает участие только одна собака. Если охота прошла успешно, части туши, бесполезные для людей, оставляют собакам. Если убито большое животное, например лось, у собак появляется много еды. Охотник может вернуться домой без собак, оставив их, чтобы они могли съесть все, что захотят. Собаки возвращаются домой через час или позже. Когда необходимо покормить собак, охотник манси бросает куски мяса своей лучшей/доминантной собаке, а затем подчиненным в порядке убывания, чтобы избежать драки. Летом собак не кормят и они добываю себе еду охотой. Для разведения отбирают сук, проверенных на охоте. Это потому, что суки являются единственным известным родителем щенков, хотя отцом часто является доминирующий кобель, свободно перемещающийся по окружающей территории. Тем не менее другие кобели могут прийти издалека, чтобы принять участие в собачьей свадьбе. Когда у охотника имеется достаточное количество собак, нежелательный помет уничтожается. Ленивые собаки и те, которые не очень хорошо показали себя в охоте убиваются для изготовления варежек и мокасин. Небольшие группы семей манси проживают в рубленых домах в глуши на расстоянии около 10-50 миль от других групп. Собаки одной семьи или группы могут стать инбредными в течение нескольких поколений до момента, когда появляется возможность поторговать собаками с соседями. Хорошая новая лайка может быть приобретена на торговом посте или региональной ярмарке. Манси, ханты, эвенки, нанайцы и другие сибирские народы ценят собак за их охотничьи качества, но игнорируют различия во внешнем виде до тех пор, пока они не мешают работоспособности. Их собаки сохраняют определенный тип только за счет изоляции бездорожьем. Несмотря на жесткие условия содержания собак, эмоциональная привязанность между отдельными лайками и охотниками имеет место. Собаки, которые спасли жизнь своему хозяину от нападения медведя, получают лучшую заботу. Особенно талантливых рабочих лаек помнят и упоминают об их выдающихся способностях в охотничьих рассказах.

Салюки кочевников засушливых равнин и пустынь имеют большее уважение и уход, чем описанные северные собаки. Салюки считаются чистыми, в отличии от других собак, и получают лучший уход. Им позволяется жить в палатке или доме, и кормят их той же пищей, которую едят люди. В Сирии, если собаки должны жить вне дома, им оборудуют укрытие из камней, похожее на улей. Такая конструкция обеспечивает превосходную защиту от летнего зноя и от порывов зимнего ветра. Собак накрывают вышитыми покрывалами для защиты от непогоды. Сук в течке тщательно изолируют от других собак, чтобы повязать ее с кобелем, который зарекомендовал себя в охоте на зайцев. Современные описания салюки подчеркивают гламурную сторону их жизни, с хорошим отношением и уходом у состоятельных кочевников и людей с высоким статусом. Тем не менее многие из этих собак живут намного более суровой жизнью, особенно те, которые принадлежат бедным людям. Собаки едят остатки со стола или им выдают одну лепешку в день, что, конечно, недостаточно для собаки такого размера. Для того, чтобы дополнить свой рацион они едят падаль и отбросы или охотятся на мелких млекопитающих, таких, как суслики, тушканчики и сурки. Не смотря на уважение к этим собакам, которые являются важной составляющей культуры кочевых народов, большинство их них живут не долго, достигая пика производительности (в ловле дичи) в возрасте 4-5 лет. Однако существуют люди, которые содержат собак до самой старости. Есть данные из Казахстана, Кыргызстана, что тазы, а также тайганы и салюки иногда становятся верными другим людям, другу семьи или родственнику, живущему поблизости, если они кормят собак, относятся к ним доброжелательно и берет их на охоту. Эта часть их жизни не сильно отличается от типичных диких дингообразных или деревенских собак. Необходимость выживания берет верх над любовью и верностью одному хозяину.

В высокогорных областях Кыргызстана у местных жителей имеются охотничьи собаки только одной породы - тайганы. Функция тайганов - найти и поймать большую дичь, такую, как горный баран. Они также держат в страхе и убивают волков. Такие собаки считаются очень ценными. На равнинах тайганов сменяют тазы, которые лучше адаптированы к жаркому климату и используются для ловли мелкой дичи: зайцев и лис. В предгорьях и долинах находятся большие популяции как тайганов, так и тазы, а также их помеси. Тайганов никогда не привязывают и редко приводят в дом. Суки сами делают себе норы для щенения, используя особенности рельефа местности, и кормят щенков добытыми сурками и другими мелкими млекопитающими.

Защита скота - это ежедневная работа собак, разводимых для этих целей. Она также требует навыков диких собак, чтобы позаботиться о собственном благополучии. Работа этих собак требует выносливости и смелости. На Кавказе их кормят один раз в день зерном, приготовленным с молочными продуктами. Весной и в начале лета собаки поедают последы скота, которые они находят после окотов. Кроме того они ловят сусликов, сурков и других мелких млекопитающих. В Таджикистане, когда сурки многочисленны, собак не кормят вообще, и они находят себе пропитание самостоятельно, подобно диким собакам. Для работы используют и кобелей, и сук, но рабочие качества кобелей, которые крупнее, сильнее и агрессивнее ценятся выше. Согласно древней традиции кобелей проверяют на боях. Это делается во время национальных праздников и на других мероприятиях и торжествах. Два кобеля должны сражаться в кругу зрителей. Их выступления судят уважаемые и опытные люди. Это не имеет ничего общего с боями питбулей на деньги в США и некоторых других странах. Бой длится недолго и не заканчивается смертью проигравшего. Собаки прекращают бой самостоятельно, когда одна их собак демонстрирует подчинение. Эти турниры необходимы для выяснения лучших кобелей для сторожевой службы. Лучшие бойцы имеют достаточно смелости, чтобы противостоять бродячим собакам, волкам и даже медведям. Кочевой образ жизни владельцев стад особенно при отгонном животноводтсве, представляющем собой полукочевой образ жизни для выпаса скота (как правило овец и коз) в Португалии, Испании, Кавказе, Балканах и в некоторых регионах Центральной Азии. Владельцы скота живут рядом с их стадами в долинах и низинах зимой. А весной они уходят на более высокогорные пастбища, чтобы избежать жары и гнуса, и выпасать животных на зеленых альпийских пастбищах. Осенью они возвращаются обратно в предгорья и долины. Некоторые кочевки завершаются ярмарками, где продается много животных. Некоторые проходят сотни километров. Сторожевые собаки играют важную роль в жизни людей, применяющих отгонное скотоводство, не имеющих заборы и амбары. Они способствуют генетическому обмену между популяциями охранных собак на больших участках их ареала. Из-за сурового образа жизни и отбора наиболее приспособленных и способных к работе производителей гетерозиготность в аборигенных популяциях собак должна быть высокой, и именно поэтому эти собаки здоровы как дикие животные. Фольклорные рассказы указывают на определенный уровень эмоциональной привязанности между владельцами и выдающимися сторожевыми собаками, которые были отмечены за их мастерство в защите скота, а также владельца и его семьи от хищников.

Средиземноморские охотничьи собаки, такие, как мальтийская собака для охоты на кроликов (Kelb tal-Fenek) и родственные породы также отбираются по своим рабочим качествам. Владельцы их не балуют. Некоторые посетители из США были в ужасе, когда они увидели, как живут собаки. Например, собаки спят на плоской крыше дома в течение дня, и им позволено свободно бродить ночью. Они питаются отварным картофелем с рыбьими головами. Однако, на самом деле эта пища гораздо здоровее для собак, чем большинство популярных промышленных кормов.

Все аборигенные собаки, специализирующиеся в выполнении конкретной работы, конкурируют друг с другом, чтобы показать свои способности, ища внимания и благосклонности их владельцев. Лучшие собаки получают преимущества в виде защиты и питания, которые могут стать критичными в суровое время года. Это увеличивает шансы на выживание и успешное размножение.

Когда модернизация традиционного уклада жизни произвела радикальные изменения в ранее примитивные обществах, люди перестали нуждаться в этих естественных породах собак. Они отказались от своих собак, и они были уничтожены или генетически засорены бродячими импортированными собаками заводских пород и их помесями. Аборигенные собаки замещаются собаками культурных пород во всем мире. На самом деле этот процесс не нов; это началось, когда появились первые цивилизации и переполненные человеческие сообщества.

Каждый вечер я засыпаю, не заводя будильника. С приходом рассвета исчезает и тишина. Монотонное «у-у-у-у» раздаётся из клеток на первом этаже. Постепенно звук становится всё сильнее и резче. Всё новые голоса присоединяются к хору, пока мой собачий «будильник» не выходит на полную мощность. Собаки пытаются сказать мне — каждое утро — что они проснулись и хотели бы выйти наружу. Единственный шанс отдохнуть от этой рутины я получаю, когда уезжаю на соревнования по обидиенс. Это не потому, что я не беру своих собак туда — наоборот, я безумная фанатка обидиенс с примитивными собаками. На самом деле на выездах они молчат потому, что главарь шайки дрыхнет рядом со мной и не желает вылезать из постели до полудня. Лодырь.

Мы с мужем делим кров с пятью шиба-ину, метисом пастушьей собаки, тибетским мастифом и новогвинейской поющей собакой. Выглядит так, будто у нас смесь совершенно разных собак, но у всех них есть одна общая черта — их примитивная натура. Поясню: говоря о примитивной собаке, я имею в виду, что в этой породе сохранился примитивных дух предков. Такие собаки вплетаются в группы традиционных пород, создавая прелестный гобелен из форм, размеров и историй. Но когда вы начинаете разбираться, тут проявляется их независимая и чувствительная древняя душа этих собак, готовая сказать, что они знают лучше. Некоторые примеры примитивных собак — африканис, акиты, аляскинские маламуты, армянский гампр, басенджи, ханаанская собака, каролинская собака, чау-чау, финский шпиц, норвежский элькхунд, фараонова собака, салюки, самоед, шарпей, шведский лаппхунд. Этот далеко не полный список… даёт представление о разнообразии форм, размеров и предназначений этих собак, их сильном сходстве со своими предками и/или породной селекции, сохранившей поведенческие и психологические черты 1000-5000-летней давности.

Жизнь с примитивными собаками отличается от жизни с собаками других пород. Конечно, все они собаки. Но жизнь с примитивными породами — это не отношения между владельцем и домашним питомцем. Это больше чем соглашение между соседями. У таких собак свои особенные желания и нужды, и если вы не сможете понять их и найти способ управлять ими, то поимеете серьёзные проблемы. Как поговаривает мой муж: «Вы не дрессируете примитивную собаку, а приходите к взаимопониманию с ней», — и он совершенно прав. Многие тренеры клеймят таких собак как необучаемых, себе на уме, упрямых или доминантных. Ярлыки эти приклеиваются только тогда, когда тренер или владелец бодаются со своей собакой и её по-настоящему честным темпераментом. Я называю это честным темпераментом, потому что такие собаки совершенно последовательны и ожидают того же от вас. Они убедительные коммуникаторы, использующие для самовыражения широкий ряд сигналов примирения. Игнорирующие их тренеры и владельцы часто фрустрируют на том конце поводка или ещё хуже — оказываются покусанными до крови.

Я никоим образом не предполагаю, что примитивные собаки гораздо более агрессивны, чем остальные. Однако я верю, что их толерантность к грубому обращению, принудительной дрессировке и грубым взаимодействиям с другими собаками значительно меньше, чем среди пород, выводившихся, чтобы быть более терпимыми. Мы создавали примитивные породы до великой викторианской генной манипуляции, не подозревая, что они окажутся в центре внимания всей семьи. Вместо этого собаки выводились с целью либо охотиться и убивать других животных, охранять имущество, тянуть поклажу, либо пасти. Не используемых собак бросали на произвол судьбы. Они с рождения знают, что им нужно для счастья, и обычно добрая часть этого — чтобы их оставили в покое. Примитивные собаки обычно очень чувствительны и быстро становятся нетерпимыми к дискомфорту. Если переусердствовать с дрессировкой, то они перестанут хотеть работать с вами и в итоге станут агрессивными.

Сейчас всё больше становится любителей собак с независимым характером, и очень важно, чтобы кинологи ознакомились с тем, как успешно работать с примитивными породами. Ко мне всё время приходят клиенты, которые говорят, что их предыдущие инструкторы ненавидели примитивных собак, что они очень агрессивны или что их невозможно обучить без принуждения. Слышать это владельцу невыносимо, и многих таких собак свозят в приюты или обрекают на существование в прачечной или в уличном вольере. Обязанность современных прогрессивных кинологов — принять растущий интерес к примитивным собакам и лучше понять их поведение, мотивацию и потребности. Когда вы это поймёте, владеть, управлять и дрессировать собак примитивных пород станет легко и приятно.

5 советов по дрессировке примитивных собак

1. Ошибка собаки — это ваша вина

Извините, но примитивные собаки — очень честные собаки. Это значит, что если скорость поощрения низкая или если задача слишком сложная — или слишком простая — примитивной собаке будет плевать на вас. Чем чаще это будет происходить, тем меньше она будет хотеть общаться с вами, а ваши отношения станут ухудшаться, пока собака не начнёт активно избегать вас. Продолжайте заниматься легко, недолго и будьте в любой момент готовы сделать два шага вперёд. Больше 5-6 повторов достаточно, чтобы надоесть большинству примитивных собак, и если они сделают прыжок в обучении, догоняйте их. Не толкайте их назад, а то они решат, что ваша «игра» тупая, и уйдут.

2. Вы НЕ заставите примитивную собаку сделать что-либо

Механика учит примитивную собаку лишь избегать контакта с вами. Наведение учит её вынюхивать лакомства, прежде чем ей захочется работать с вами. Отбор поведения и подлавливание, похоже, самые эффективные способы дрессировки примитивных собак. Они очень умны и, когда дать им возможность решать оперантные задачки, обычно быстро оказываются на высоте. Но это работает в обе стороны. Если такая собака поймёт, что рычание и укусы — единственный способ заставить вас прекратить делать то, что ей не нравится, то она перестанет подавать сигналы примирения и будет толкаться, только почувствовав дискомфорт. Если это не поможет, собака укусит. Вот поэтому для счастливой жизни с примитивной собакой жизненно важно знать язык тела и научиться понимать, что она говорит.

3. Они знают вас лучше вас самих

Примитивные собаки всегда наблюдают и разрабатывают систему. Каждое ваше движение и каждый жест запускают процесс в их головах. Они знают разницу между подзывом для поощрения и подзывом, который означает конец игры, потому что пришло время поработать. Они знают, есть у вас лакомство или нет. Это может разочаровать хозяина, потому дрессировка идёт лишь «когда предъявлено печенье», равно как разочаровывают тревога разлуки, охрана ресурса, агрессия во время хендлинга и на поводке. Когда зовут кинолога для решения поведенческих проблем, чрезвычайно важно, чтобы он детально увидел всё происходящее до проблемной ситуации, чтобы понять, чем в действительности руководствовалась собака. Причина может быть совсем не в том, что кажется владельцу.

4. Руководство к действию — их личный интерес

В своём доме я пользуюсь весьма красочным языком нежности при общении с собаками. Это ласковые шутки. Но для многих владельцев это не шутка. Для многих трудно смириться с тем, что их собаки ищут во всём личную выгоду. Как я упоминала раньше, примитивная собака — это скорее ваш сосед по комнате, нежели домашний любимец. Она, хотя и любит вас, пойдёт на всё, чтобы заполучить желаемое. Чтобы жить с собакой в гармонии, стоит следовать методам типа Протокола уважения Карен Оверолл (Deference Protocol — прим.пер.) и других, когда собака получает то, что хочет, после того как я получаю то, чего хочу. Мне нравится думать, что когда Премак формулировал свой принцип, он имел в виду примитивных собак, потому что именно этот принцип продвинет вас в дрессировке дальше всего.

5. Держите сердце открытым

Ты не можешь злиться на этих собак, потому что они просто уйдут, пописают и лягут вздремнуть. Катитесь к чёрту со своими тычками, уважайте независимую натуру своей собаки и смейтесь над своими ошибками. В противном случае эти собаки засядут у вас в голове и сведут с ума. Вам понадобится знать несколько способов научить поведению, и не бойтесь начать с классического обусловливания. В большинстве случаев причина, по которой с такими собаками сложно, состоит в том, что они испытывают эмоциональный дискомфорт, а не в том, что они тупые или упрямые.

Перевод: «Плохие собаки»


Если говорить о характерных чертах примитивных собак, то в первую очередь хочется выделить признаки их экстерьера и поведения. Примитивные собаки, или аборигенные отличаются сухостью, поджаростью, но не такой как у уиппета и всех борзых. Борзых человек создавал целенаправленно для быстрого, молниеносного бега. Это отменные бегуны, резвые и страстные в большей своей части. Их «вежливость», которую П. Мачеварианов характеризует как: «не соблюдение светских приличий, но то качество, когда она (собака) послушна - повинуется свисту и голосу охотника, не бросается ни на людей, ни на собак, ни на других домашних животных, несмотря на то, что азартна, жадна и злобна на дикого зверя» (Мачеварианов, 1876 (2006)), культивировалась параллельно со скоростными качествами. Аборигенные собаки не таковы. Посмотрите и пообщайтесь с тайским риджбеком, мексиканской голой собакой или фараоновой собакой! Это никаких признаков тяжести экстерьера как у молоссов, но и не с такой линией верха как у борзых. Это отстраненные собаки. С холодным темпераментом. Новичкам лучше не заводить таких собак. Лучшим правилом для их выращивания служат: Любовь, Терпение и Прощение. Так называемая «социализация» с аборигенами это не глупое знакомство со всеми в разных условиях, а точное понимание того, что искусственный отбор этих собак обошел. Другими словами, они жили возле человека с традиционными взглядами на жизнь, природу, религию. Отбор был. Но в первую очередь на жизнеспособность, витальность, стойкость к климату. Это те собаки, которые участвовали в древних ритуалах, эзотерических действах. Социализация это не накопление суммы знаний, не накопление опыта. Это строгое соответствие иерархии инстинктов стабильным факторам среды. Форма стабильности задается селекционерами. Если селекционер - человек из традиционного сообщества, то из века в век выращивание, кормление, лечение, общение, ритуальные мистификации принимают характер функционирования наследственных координаций. А как мы знаем, адаптивны только те формы поведения, включая научение, которые наследственно модифицируемы (Лоренц, 1973 (1998)).

Настороженность аборигенных собак - это их сущность. Их малоэмоциональность, но не такая как у чау-чау или японских акит, - то же самое! Примитивы малозвучны, молчаливы, но с богатыми обертональными красками в голосе в случае выказывания хозяину подчинения или просьбами дать еду, пойти гулять или при нападениях на разных животных. Их органы чувств «заострены» и «подточены» самой природой. Те полудикие условия проживания рядом с традиционными сообществами человека и создавали из века в век неприхотливую в климатическом плане собаку. Их кровеносная система особо адаптивна. Иммунная система достаточно сильна. В крови повышенное содержание (по сравнению с культурными, английского происхождения породами) эритроцитов, число осажденных эритроцитов и уровень гемоглобина (Kimura et al., 1992). Ушная раковина у всех аборигенов как у диких животных. Она высоко поднята над черепной коробкой. Ухо формы равнобедренного треугольника. В раннем онтогенезе, проблем с поднятием уха, т.е с переходом гиалиноого хряща в твердую форму, не наблюдается (по сравнению, например, с ризеншнауцерами, либо с любыми породами с типом конституции: грубый, рыхлый). Свойство вислоухости и связанной с ней депигментации (наличие белых пятен) и появления «шакальего подхалимства» свойственно для одомашненных форм. В процессе «ломки» поведения, морфо-физиологические изменения, указанные выше, проявляются у всех млекопитающих, от мыши до лисицы (Беляев, 1981). Так же мной в диссертации было показано изменение поведения у дикой водяной полевки (Arvicola terrestris L.) с наличием белых пятен (Брагин и др., 2002). Эти звери были менее агрессивны в тестах парного ссаживания и более игривы, а также значительно чаще проявляли разного типа обонятельные контакты, по сравнению с непятнистыми полевками. Причем, данные были получены как на особях рожденных в естественных условиях, так и в условиях вивария ИСиЭЖ СО РАН. Как я уже говорил, настороженность поведения аборигенных форм собак - базовая этологическая особенность. В чем же заключается эта настороженность? В чем её адаптивная значимость? ЗАЧЕМ она им? Приведу три примера. Это наблюдения за породными различиями в естеcтвенных условиях (никакого эксперимента) за мексиканской голой собаки стандартного размера и цвергшнауцером. Оба кобеля принадлежат мне.

1 случай. Мы гуляем в академгородке Новосибирска вечером весной. Как всегда собаки не на привязи. Гуляют свободно. Проходим мимо ресторана. На его крыльце какой-то мужчина. Собаки пробегают мимо рысцой. Вдруг, он подскальзывается и резко подпрыгивает и чуть не падает удерживаясь с трудом на ногах. Каково же было поведение собак двух противоположных по происхождению пород? Одна - абориген, вторая - культурная немецкая порода, берущая свое начинание с 19 века от дворняги западных земель Германии - миттельшнауцера. Абориген ТАК отскочил!!! Скорость отскока огромная. За долю секунды он отлетел на 10 метров и остановился молча в настороженной позе ожидая дальше лишь дальнейших изменений во внешней среде. И, в случае дальнейшей опасности, Викинг (так зовут этого аборигена) просто отбежал бы дальше. Шнауцер повел себя как и подобает собаке, отнесенной МКФ к служебной группе пород. Он тут же зарычал с клокотом в горле. Весь напрягся и поставил шерсть гребнем от затылочного бугра до основания хвоста! Он приподнялся на цыпочках. Не отбегая! Всем своим видом он говорил: «Что происходит? Эй? Слышишь что? Спятил? Сейчас получишь у меня!».


2 случай. Мы идем с кобелями по лесу академгородка. Я с коляской, где спит мой 2-й сын. Сзади нас догоняют два человека с двумя немецкими овчарками и крупной дворнягой. Я решаю их пропустить, чтобы потом спокойно также дальше идти гулять. Кcоло (мексиканца) беру на поводок. Он с мощными охотничьими инстинктами, но на человека совершенно не ориентирован агрессивно. Цверг бегает рядом. Когда собаководы подошли близко я узнал их. Мы встречали их прошлым летом. Я воскликнул: «О, старые друзья!». И мы решили отпустить собак побегать, чтобы они пообщались. Хозяйка немца-кобеля сняла с него намордник и отцепила поводок. Ксоло подбежал к немцу и остановился за 5 м в напряжении изучая огромного чепрачного кобеля, зачуяв что-то неладное, то ли по запаху, то ли визуально и аккустически. А в это время, мой белый цверг уже стоял под брюхом этого кобеля и как обычно пытался доминировать со всеми сопровождающими позами и жестами и звуками, яко бы говоря: «Эй, слышишь, ты откуда? А? Кого знаешь, а? Вали вон! Я сейчас тебе надеру зад!». Немец как рванул его!!! Как тряпку!!! Быстро разняли. Лечил недельку. Швы и дренаж удалось избежать слава Богу!

3 случай. Возвращаемся из леса с прогулки. Нужно пройти через дворы. Цверг бежит рядом, а ксоло на поводке-удавке. Мы поравнялись с углом дома, где обычно проходим. И вдруг ксоло, идя слева на удавке, начал уходить с силой и настойчиво вперед-вправо. А угол дома слева. Ксоло был настолько настойчив, что я уступил и пошел за ним. Свернув вправо я посмотрел, что там слева-то было? Там ничего особенного не было, только на 3 этаже кирпичной 4-х этажки меняли оконные деревянные стеклопакеты на пластиковые. Это насторожило аборигена! А цверг совершенно не обратил внимание на опасность свыше и отважно как солдат гордо семенил рядом со мной домой.
Эти естественные данные показали, что аборигены постоянно находятся в базовом состоянии осторожности. У них повышена мотивация страха. Собак примитивных пород нельзя воспитывать как собак служебных пород. То есть, если ротвейлер или ризеншнауцер требуют четких доминантно-субординантных отношений, и в случае потери и ослабления этой связи и ослабления привязанности к хозяину, метод дрессировки будет основан в том числе и на физическом воздействии на собаку, что при необходимой степени воздействия не повлияет на привязанность к хозяину, то на аборигенов с их повышенной мотивацией страха, как базы для сверхосторожности, такая метода не повлияет положительно. Только последовательная мягкость в отношении собаки-аборигена создадут и привязанность к человеку и необходимые иерархические отношения! Примитивы сканируют окружающую обстановку постоянно. Их органы чувств поразительно настроены на такое сканирование! И нельзя сказать, что аборигены «туповаты как борзые». Во-первых, борзые традиционно не воспитываются в духе служебников, об этом писал и Л. Сабанеев и П. Мачеварианов. Служебно-рабочая дрессура напрочь может заглушить поимистость зверя. Ольга Бондарева в своей прекрасной книге «Жизнь в четырех собаках» (2010) удивительно четко, подробно и с огромной любовью описывает поведение русской борзой как интеллектуального существа с прозорливостью, смекалистостью, определенной долей хитрости и мн. другими качествами нашей исконно русской породы! А что касается аборигенных пород, то мой Викинг (мексиканская голая) зимой в Сибири СПЕЦИАЛЬНО пытался показать моему шнауцеру как перебираться по доске через канаву с трубами в земле. Данное видео есть в моей соц. группе «Этология, зоопсихология в Новосибирске» https://vk.com/videos-56579919?z. А однажды я был свидетелем, как Викинг, как обычно, вместе со шнауцером, своим другом, напали дома на кота. Кот всегда провоцирует, нападает, и убегает в спальню, куда собаками вход воспрещен. Табу! И вот кот, попал в две пасти и восемь лап двух моих собак, затеял кучу-малу, и не успел даже выбежать из кухни в спальню, т. к. за долю секунды мексиканец просто-напросто молниеносно ЗАРАНЕЕ сэкстропалировал и перекрыл телом выход с кухни! Повторяю, это было внезапно, молниеносно и впечатляюще по своей методике! И каков бы не был шнауцер со своей культурной селекцией в генах, НЕ ОН перекрыл коту выход, ЗАРАНЕЕ предвосхитив ситуацию. Думаю, что в знаменитой модели оценки умственных способностей животных чл.-корр. АН СССР Л.В. Крушинского (Крушинский, 1986) аборигенные породы собак заняли бы место где-то между врановыми и волком.

Собака – одна из самых любимых домашних животных. Человек, решив завести домашнего питомца, порой теряется в огромном количестве пород. Под породой подразумевается определенная группа собак, которые схожи внешне. Все особи в пределах породы несут генетические особенности от животного–родоначальника. Породы – не результат эволюции, а «дело рук человека», который вывел множество пород в своих целях.

Все породы собак относятся к подвиду Canis lupus familiaris , который, в свою очередь, выделяется из вида волков семейства псовых. Характерные особенности каждой породы получены в результате селекции. Стоит отметить, что породы собак – не признанная биологической классификацией категория.

Интересно! Понятие породы не применимо к диким животным. Оно соотносимо с понятием подвида, расы, популяции в классификации диких сородичей собак.

Все породы собак обладают следующими чертами:

  • состав каждой породы – определенное количество индивидуальных животных, которые из поколения в поколение передают морфологические и полезные для человека свойства;
  • собаки одной породы схожи между собой внешне и по поведению, так как они являются потомками одного и того же набора предков, которые искусственно отбирались человеком в процессе селекции;
  • принадлежность собаки к своей породе подтверждается в ходе генетического анализа или ее письменной регистрации ее происхождения. Племенные книги – именно так называются записи, которые ведутся организациями, клубами любителей собак или отдельными людьми;
  • порода собак – это результат одомашнивания животных, осуществленной людьми. Работая над породой, человек может ее менять в желаемом направлении.


На Земном шаре насчитывается около 400 пород собак. Численность животных внутри породы самая разнообразная. Есть породы, насчитывающие громадное количество собак, распространенных по всему миру, например, немецкие овчарки, йоркширские терьеры, чихуахуа . Существуют породы, численность которых может составлять несколько десятков особей или собаки популярны только в определенной местности. Так, тибетских мастифов редко встретишь на улицах и ли в качестве питомца знакомых, друзей. Эти животные охраняют монастыри в Тибете. А португальскую водную собаку редко встретишь даже в Португалии. В начале прошлого века эта порода даже была на грани исчезновения, но благодаря энтузиазму одного португальского бизнесмена началась программа их разведения.

Что такое аборигенная порода собак?

Важное условие для идентификации породы – это признание ее какой-либо кинологической службой, клубом любителей собак. Но есть группы собак, в отношении которых не велась целенаправленная племенная работа. Это так называемые естественные, аборигенные породы собак .

Появление у них специфических характеристик экстерьера и поведения стало возможным благодаря действию конкретных условий внешней среды, влияющих на протяжении длительного времени. Отличие этих пород в том, что они официально не зарегистрированы и документированы, и идентифицируются только по внешним признакам и функциям. Некоторые аборигенные породы с течением времени признаются кинологическими организациями. Так произошло с породой «алабай» : она перестала быть аборигенной, когда была признана кинологами как «среднеазиатская овчарка ». Это одна из самых древнейших пород, возникших в результате бессознательного естественного отбора народной селекции. Собаки алабай появились еще 4 тысяч лет назад и служили для охраны скота и домов.

Что отличает аборигенные породы собак?

  • некоторые специалисты отмечают у подобных порода отсутствие таких черт, как адаптация к городским условиям и половой диморфизм (внешние анатомические различия между самцами и самками);
  • наибольшее генетическое разнообразие и минимальная испорченность человеческим вмешательством – преимущество перед селекционными породами. Утрата генетического разнообразия сыграла злую шутку с породами, которые подверглись сильной селекции. Наследственные болезни и пороки на генетическом уровне – одна из их признанных проблем.

Классификация пород. Фото собак как свидетельство многообразия пород


В основе классификации пород собак лежит сходство в экстерьере и выполняемым функциям. После одомашнивания первые собаки помогали человеку в охоте и охране жилья. Сторожевые и охотничьи породы появились раньше, чем декоративные.

В современности деление на группы: сторожевые, охотничьи и декоративное – условное. Так, многие охотничьи собаки давно уже стали домашними питомцами, то есть выполняют декоративную функцию. А некоторые охотничьи породы используются, например, в социальной сфере или в полиции.

Международная кинологическая федерация существующие 400 пород собак подразделяет на 10 групп. Специалисты Российской кинологической федерации, являющейся членом МКФ, придерживаются того же принципа.

  • Группа 1. Овчарки и скотогонные собаки за исключением швейцарских скотогонных пород


Представители данных пород предназначены для охраны скота. Первые пастушьи собаки появились в кочевых племенах Азии. Их основной функцией являлась охрана скота от диких животных. После того, как породы собаки стали известны в Европе, жители западных стран решили совершенствовать породы. Так, собаки колли оказывают помощь не только на пастбищах, но и могут присматривать за детьми.

  • Группа 2. Пинчеры, шнауцеры, молоссы, швейцарские скотогонные собаки


Это многочисленная и разнообразная группа, куда входят собаки, выполняющие охранные, боевые функции. Молоссы (доги и мастифы) использовались в качестве телохранителей.

  • Группа 3. Терьеры


Название группы произошло от латинского слова terra , означающего «земля». Оно отражает специфику пород в данной группе: они предназначены для охоты под землей, в норах. Условно все породы 3ей группы можно разделить на 4 секции:

  • той-терьеры, буквально игрушечные терьеры;
  • мелкие терьеры типа «буль»;
  • средние и крупные терьеры.

В пределах одной группы отмечается большое разнообразие размеров. Так, эрдельтерьеры, не зря прозванные королями терьеров, имеют высоту в холке до 60 см, а йоркширский терьер отличается крошечными размерами, дающим ему сходство с домашними тапочками.

Всем представителям группы Терьеры, несмотря на размер, свойственны невероятное самозабвение в охоте, азарт и стойкость перед противниками, превосходящими их в размере.

  • Группа 4. Таксы


Слово «такса» означает с немецкого «барсучья собака». Породу начали выводить еще 16 веке в Германии. В пределах группы отмечаются три секции такс: стандартная, миниатюрная, кроличья. По особенностям шерсти выделяются короткошерстные, жесткошерстные и длинношерстные особи.

Смелая, самостоятельная, с охранными качествами – именно такие эпитеты можно применить к таксе. Она незаменима во время охоты на барсуков, лисиц и енотов.

  • Группа 5. Шпицы и примитивные породы


Многочисленная группа включает в себя северные сторожевые и пастушьи, северные охотничьи и ездовые собаки, азиатских и европейских шпицев. Так же к группе относятся 3 секции примитивных собак, достаточно редко встречающихся, например, тайский риджбек, поденко исибенко, ханаанская собака.

  • Группа 6. Гончие собаки и родственные породы

В группу входят большое количество охотничьих пород, основное назначение которых – найти след дичи и преследовать, пока изнеможения преследуемого объекта и пока его не нагонит хозяин.

Для гончих характерны верность, настойчивость в преследовании, звонкий лай, хорошее чутье и послушание.

  • Группа 7. Легавые собаки


К группе относятся:

  • островные легавые, напрмер, английские породы: пойнтеры, сеттеры, ирландские и шотландские сеттеры;
  • континентальные . Для них характерно происхождение в какой-то конкретной стране. Так, во Франции существует 12 пород легавых, а в Германии – 8 пород. В России наиболее известными и распространенными являются такие породы, как немецкие курцхаар и дратхаар, венгерские выжла и легавая, эпаньол бретон.

Назначение легавых собак – помощь в охоте на пернатую дичь, обнаружение ее. Все легавые имеют сухую крепкую конституцию, отличаются средним ростом до 70 см, с висячими ушами.

  • Группа 8. Ретриверы, спаниели и водяные собаки


Один из самых известных ретриверов в мире – это лабрадор-ретривер. Он совместно с золотистым ретривером, прямошерстным ретривером, чесабик бей ретривером и курчавошерстным ретривером составлет 1ую секцию группы. Также в группу относятся спаниели: немецкий, американский кокер, кламбер спаниель, суссекс спаниель (2 секция). Состав 3 секции – лаготто романьоло (итальянская водяная собака). Стоить отметить, что русский охотничий спаниель не признан МКФ.

Собаки этих пород предназначены для того, чтобы приносить хозяевам из воды подбитую дичь.

  • Группа 9. Декоративные и собаки-компаньоны


К ней относятся собаки маленького роста и отличающиеся крепкой привязанностью к человеку. Среди них: мопсы, бишоны, болонки, пудели, чихуахуа, пекинесы, японские хины. Каждая страна может похвастаться породами декоративных собак, выведенных там.

Эти породы не предназначены для служебных целей, основная их задача – скрашивать досуг хозяев, радовать их и дарить положительные эмоции.

  • Группа 10. Борзые собаки


Породы борзых собак включают в себя охотничьих ловчих животных, предназначенных для безоружейной охоты: салюки, афганская борзая, ирландский волкодав, испанский грейхаунд, польская борзая.

Их отличает сухая мускулатура, тонкие ноги, длинное туловище, длинная острая морда. Они могут долго преследовать добычу: копытных, волков, зайце, лисиц — на открытой местности благодаря выносливости и высокой скорости бега.

В современности, когда псовые охоты редки, борзые собаки принимают участие в соревнованиях, например, гоняясь за механическими зайцами.

На фото всех пород собак, представленных на сайте, можно познакомиться со всем многообразием удивительного мира собак.

Введение

Все началось еще в каменном веке. Когда человеческая популяция увеличилась и расширила свои географические границы, появилась новая экологическая ниша для животных в виде груд мусора вблизи поселений человека. Идея, что волки были одомашнены через адаптацию при поедании человеческих отходов, была предложена Реймондом Коппингером (2001) и основана на археологических и зоологических данных, и наиболее правдоподобно объясняет то, почему и как волки превратились в домашних собак. Взятие и ручное выкармливание щенков как компаньонов, возможно, также способствовало этому, но оно стало возможно практически только после того, как «помоечный» волк изменился настолько, что стал более смирным и «совместимым» с жизнью возле людей. В начале в условиях умеренно южной среды люди особо не нуждались в собаках, кроме как компаньонов или в качестве источника мяса. Скорее всего это произошло в Юго-Восточной Азии (Olsen, S. J and JW Olsen. 1977; Savolainen, 2002). Обычай есть собачье мясо — очень старый в Юго-Восточной Азии и Китае, и до сих пор широко распространен. Когда оба вида начали заселять регионы с неблагоприятной окружающей средой и резкими сезонными изменениями, такие, как засушливые равнины, высокие горы, бореальные леса, тундры и полярные пустыни, они стали нуждаться друг в друге для выживания. Это стало особенно очевидно на севере, где люди и собаки просто не могли выжить друг без друга. Сначала просто охота, затем охота в сочетании с содержанием домашних травоядных млекопитающих открыли новые направления для применения и эволюции собак. В процессе этого собаки изменились, стали более дружелюбными, стали меньше бояться людей, менее хищными, более разборчивыми в своих взаимоотношениях с другими видами животных, и стали лучше общаться с людьми эмоционально, физически и во время работы. Их анатомия также изменилась в результате адаптации к местным условиям и различным видам деятельности. После того, как собаки полностью одомашнились, они претерпели дальнейшие эволюционные изменения в различных частях мира, собаки значительно повлияли на продолжающееся увеличение плотности и расширение человеческой популяции.

Реймонд Коппингер (2001) наблюдал жизнь диких собак и их отношения с местным населением в Африке. Он назвал их «деревенские собаки». Остается не ясным были ли эти собаки дикими местными (коренными) или помесями с импортированными из других стран собак. В этом контексте этот вопрос имеет второстепенное значение, так как любые домашние собаки, если они были брошены, могут вернуться к подобной жизни при условии, что климатические условия достаточно мягкие и нет волков. Как объясняет Коппингер, деревенские собаки и жители сосуществовали без антагонизма и собаки были бесхозные. Они занимали одно и то же пространство, как мы живем рядом с другими животными-комменсалистами. В этих отношениях людей и деревенских собак, однако, присутствовал один важный дополнительный момент. Хотя люди не были владельцами этих собак, они легко переносили их близкое присутствие, и кроме того, Коппингер видел, как собаки ели еду, которую им иногда давали. Они также звали собак, чтобы преследовать и убивать мелких хищников, и совместно занимались этой деятельностью. Эти две формы взаимодействия с собаками, кормление и охота, являются важными факторами, способствующими эволюции от «помоечного» волка к диким собакам, и далее к собакам, специализирующимся на различных видах деятельности и полезных для людей. Похожие отношения между местным населением и коренными дингоподобыми дикими собаками до сих пор сохраняются на обширных территориях сельских районов Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Это то, на что были похожи отношения австралийских аборигенов и динго, когда туда впервые прибыли европейцы. Эта старая форма отношений между бесхозными собаками и людьми легко возникает вновь при благоприятных условиях, когда брошенные собаки возвращаются к дикому образу жизни. Основная поведенческая адаптация собак диких или нет, чтобы выжить, — это оставаться рядом с людьми, которые обращаются с ними достаточно любезно и кормят их по крайней мере иногда. Все естественные типы собак, специализирующиеся на выполнении конкретной работы, развились естественным образом из более примитивных дингоподобных диких собак, именно поэтому мы называем их естественными породами. Они по-прежнему сохраняют многие дикие черты своих предков, собак, приспособленных к «дикой» жизни. В то же время они обладают уникальными рабочими качествами, которые стали их новыми адаптациями для выживания, активному сотрудничеству с людьми и помощи им в охоте, управлении другими животными или работе в упряжке. Это стало решающим фактором для выживания обоих видов в экстремальных условиях. Уникальность собаки заключается в ее чрезвычайных когнитивных способностях, что позволяет этому животному участвовать в нашей жизни эмоционально на работе и на досуге. Такая специфическая адаптация собак для жизни с людьми и влияния на них в свою пользу позволила собакам придать себе значение в человеческом обществе. Этот своеобразный признак не может быть прослежен непосредственно в палеонтологической летописи, но древние совместные захоронения людей с собаками и артефактами свидетельствуют о том, что трансформация волка в собаку была завершена уже 15000 лет назад. Собаки и люди заключили договор с дикой природой, и с тех пор они вместе противостояли всему миру. Естественные собаки приспособились жить с людьми и служить им, и в то же время остались членами местной географической фауны — пока развивающаяся и расширяющаяся цивилизация не начала уничтожать их всех.

Когда увеличилась популяция людей и появились древние цивилизации, собаки постепенно потеряли свою свободу выбора и стали частью общества собственников. В результате этого возможности собак влиять на наше поведение уменьшились, но со все возрастающей скоростью продолжились их эволюционные изменения, потому что люди стали разводить собак в изолированных группах и сознательно изменять их. Так был создан новый тип пород, который можно назвать культурными (искусственными, созданными человеком). Культурные породы стали более одомашненными, более покорными и легче обучались новым видам работ. Их внешний вид также изменился, став более разнообразным, поскольку конкретные черты внешности, помогавшие различать породы, стали выгодными. Культурные породы становились все более популярными, заменяя естественные породы, которые были вынуждены отступить на обочину цивилизации; некоторые из них до сих пор сохранились в районах, удаленных от густонаселенных, экономически развитых центров цивилизации.

И, наконец, с конца XIX века и далее разведение собак для выставок изменило их роль еще раз; взаимодействие между собаками и людьми во время охоты и других работ было в основном ликвидировано, наряду с большим эмоциональным обменом, который сопровождает эти виды деятельности. Собаки с радостью разделяют с людьми все виды физической активности, но многие не любят выставки, где конкурс собак заменился соперничеством владельцев. Собаководы стали заводчиками-селекционерами, похожие на селекционеров других организмов, таких, как золотая рыбка, змеи, грызуны и декоративные растения. Охотничьи и другие рабочие породы прошлого стали чистокровными домашними любимцами горожан, и старый договор с дикой природой был нарушен. Хотя некоторые охотничьих и других служебных собак по-прежнему разводят и используют согласно их первоначальному назначению, популярность выставочных и собак-компаньонов растет во всем мире. Они численно превосходят, засоряют генетически и поглощают не только примитивных аборигенных собак, но и те культурные породы, которые еще работают по своему назначению.

История одомашнивания собак, со всеми ее породами, — это ничтожно короткий срок по сравнению с историей жизни на Земле. Это может вызвать вопрос: зачем беспокоиться по поводу эволюции собак и пород собак? Адаптивные и экологически значимые изменения генетической структуры природных популяций являются частью эволюционной биологии. Они — микроэволюционные явления. Хотя собаки живут под контролем человека, их адаптивные изменения связаны с одомашниванием, и их успешная специализация для выполнения различных задач — интересные и увлекательные темы для микроэволюционных исследований.

Культура собачьих выставок, с ее концепцией чистокровных собак, была создана до появления генетики как науки. Даже после того, как генетики сделали ряд важных открытий в природных популяциях, заводчики породистых собак продолжали игнорировать обнаруженные факты превосходной жизнеспособности гетерозиготных особей. Всеобщая одержимость соперничеством на собачьих выставках противоречит здравому смыслу и сочувствию собакам, которые испытали на себе непреднамеренный результат генетического насилия, иногда в виде хронической боли, страданий и преждевременной смерти. Наиболее приспособленные собаки чаще всего гетерозиготные, они могут быть найдены среди естественных беспородных рабочих аборигенных собак, которые зарабатывают себе на пропитание охотой, пастьбой, тасканием саней или охраной. Поэтому я начну напоминать любителям собак об истории и значении открытий, сделанных при изучении генетики природных популяций.

Природные популяции

Для понимания эволюции важно понимание того, что наследственный материал передается в неизменном виде от одного поколения к другому; он не модифицируется благодаря жизненному опыту особи, который несет его. Грегор Мендель открыл основные законы генетики путем скрещивания сортов гороха в монастырском саду и в 1866 г опубликовал свою «Versuche über Pflanzen-Hybriden». Однако эта работа оставалась незамеченной на протяжении 30 последующих лет. Тем временем немецкий зоолог Август Вейсман заложил важную основу для дальнейшего понимания, настаивая на «непрерывности зародышевой плазмы», хотя в то время физического объяснения наследования еще не существовало. Работа Менделя была вновь открыта в 1900 г тремя исследователями независимо друг от друга, а в 1902 г Саттон признал, что поведение хромосом во время размножения точно соответствует «факторам» Менделя. Эту публикацию можно считать основным событием современной генетической науки. В 1915 г Т.Х. Морган с коллегами опубликовали «Механизм менделевской наследственности», детально изложив теорию наследственности. В 1920-х гг Сьюэл Райт, Р.А. Фишер и Д.Б.С. Холдан основали современную науку популяционной генетики. Эти открытия заложили прочную базу для теории эволюции Дарвина, которая затем стала основой современной биологии. Гены имеют все свойства, необходимые для объяснения эволюционного процесса: они представляют собой структурные единицы, они постоянны, но могут изменяться в результате мутаций, не смешиваются между собой, передаются в неизменном виде от родителей потомству, перетасовываются в каждом поколении и взаимодействуют множеством специфических способов, и, как правило, имеют максимальный положительный эффект в гетерозиготном состоянии. Таким образом, произошло слияние генетики, систематики и дарвиновской теории, в результате чего они стали одной объединенной биологической наукой. Понятие вида и подвида приняли свой современный вид.

Тувинская овчарка

Теперь вы понимаете как популяция, или система из нескольких генетически изменчивых субпопуляций, изменяются во времени и пространстве. Генетическое разнообразие — это нормальный атрибут природной популяции и результат сложного процесса с привлечением мутаций, генетической рекомбинации в мейозе, а также генетического обмена между субпопуляциями с помощью отдельных особей. Генетическое разнообразие в каждой популяции проходит проверку естественным отбором, и полезные гены и генные комбинации преимущественно передаются последующему поколению. Различия между природными популяциями могут быть описаны с помощью частот аллелей, вызывающие морфологические, поведенческие и другие вариации, возникающие различными способами, такими, как хромосомы с различным расположением генов или вариации ферментов или других белков. Недавний прогресс в методах ДНК-анализа предоставляет мощные инструменты для исследований и позволяет сделать детальные сравнения для установления родства между особями и географическими популяциями.

Лишь малая часть существующих генетических вариаций проявляется в форме, доступной для непосредственного визуального наблюдения; большинство из них остается скрытыми, так как они выражаются только в виде физиологических или поведенческих различий, в устойчивости к патогенам и т.д., признаках, которые могут быть проанализированы только в лабораторных или экспериментальных условиях. Многие количественные отличия, такие, как размер тела, пропорции частей тела, качество кожи, перьев или цвет волос и т.д. находятся под контролем нескольких генов, каждый из которых оказывает лишь небольшое влияние на фенотип. Большая часть наблюдаемого генетического разнообразия называется «нейтральным», потому что нам до сих пор не удалось найти каких-либо преимуществ или недостатков наличия определенных аллелей. Иногда незначительные изменения в последовательности ДНК не изменяют генный продукт вообще.

Гены с определенными эффектами выживания, плодовитости, выносливости и т.д. представляют большой интерес для биологов-эволюционистов, и им уделяется особое внимание. Каждый ген может иметь один эффект на фенотип с очевидным воздействием на приспособленность, но он также может иметь несколько эффектов на несколько различных признаков организма, некоторые из которых могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие в зависимости от окружающей обстановки. Кроме того система становится еще более сложной, потому что каждый ген действует не по отдельности, а во взаимодействии с другими генами, и тот же самый ген может быть вредным в одном сочетании, и выгодным или нейтральным в других. Вот так генетическое разнообразие внутри популяции служит буферной системой для воздействий окружающей среды и повреждающего эффекта вновь возникших мутаций.

Владимир Береговой — биолог, окончил Пермский государственный университет в 1960 г и защитил диссертацию в 1964 г, ему была присвоена степень кандидата наук Института биологии Уральского отделения Академии наук СССР, где он работал в качестве зоолога. Преподавал в Кубанском государственном университете в Краснодаре. Во время работы зоологом он путешествовал по Уралу, Западной Сибири, Поволжью, Казахстану и Северному Кавказу. В 1979 г Владимир Береговой эмигрировал с семьей в Вену (Австрия), а в 1980 г в США (штат Орегон). Он работал над рядом научно-исследовательских проектов в Государственном университете Северной Дакоты и в 1989 г стал главным аграномом в Департаменте энтомологии Университета штата Оклахомы, где он работал до выхода на пенсию в 2000 г. С 1991 по 1996 г, он импортировал 5 западно-сибирских лаек (3 кобеля и 2 суки). В настоящее время он живет со своей женой Эммой и любимой лайкой на небольшой ферме в штате Вирджиния. Владимир Береговой опубликовал несколько статей в популярных журналах и две книги: «Primitive Breeds-Perfect Dogs» и «Hunting Laika Breeds of Russia». Он также советник и куратор Общества примитивных и аборигенных собак (PADS), а также член редколлегии газеты PADS.