Посещения патронажной медсестры. Зачем нужен патронаж новорожденного малыша медицинскими работниками? Какие советы получают молодые родители от врача и медсестры? Алгоритм и схема процедуры

Патронаж медсестры в 1 месяц Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за новорождённым выполняют полностью, частично, не выполняют.

Проведена беседа по профилактике рахита, особенностям ухода за ребёнком, обучена комплексу массажа №1.

Жалобы: нет; на_____________________________________________________________

Исключительно грудное

Смешанное

Осмотр:

Пупочная ранка: чистая, мокнет, под корочкой.

НПР : кратковременно фиксирует взгляд на ярком предмете _______, вздрагивает при резком звуке ________, первая улыбка ________, пытается держать головку лёжа на животе ________.

3.Туалет новорождённого ежедневно; умывание водой 28 0 С;

7.Гипоаллергенная диета маме: исключение острой, жареной, жирной, копчёной, сладкой пищи, полуфабрикатов, консервов, Продуктов повышающих газообразование. Использование смесей, фито - чаёв для кормящих мам – для поддержания достаточной лактации.

9.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 2 месяца Дата:

Социальная среда

Жалобы

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Смешанное, 3. Искусственное

Исключительно грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч., не срыгивает, срыгивает: редко, часто, не обильно, фонтаном.

Смешанное : грудное молоко + докорм смесь _________ по мл раз;

Причина докорма: недостаточная лактация, желание мамы, выход на учёбу, работу, другое ___________________________________________________________

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое _________.

Осмотр:

Мышечный тонус: физиологический гипертонус сгибателей, гипотонус.

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ________________________;

Без изменений: ежедневно, кашицеобразный, жёлтый, без примесей крови, зелени, слизи. _____ раз в день. Метеоризм: да, нет. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки. Характер сна___________________________________________________________

НПР : следит взором за движущейся перед глазами игрушкой ______, прислушивается____

Улыбается в ответ на речь взрослого _______, хорошо держит головку, 1-2 минуты, в вертикальном положении_______________________________________________________.

1.Питание: исключительно грудное, по требованию.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 36-37 0 C; с детским мылом 1-2 раз /нед.

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 27- 28 0 С;

4.Выкладывать на животик перед кормлением, материнский (тактильный) массаж, с 1,5 мес.- комплекс массажа и гимнастики - № 1;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

8.Консультация специалистов: невролог, окулист, хирург, УЗИ в/о + тбс, ЭХОКГ, НСГ.

9.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 3 месяца Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Смешанное, 3. Искусственное

Исключительно грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч., не срыгивает, срыгивает: редко, часто, не обильно, фонтаном.

2.1.Смешанное : грудное молоко + докорм смесь _________ по мл раз;

Причина докорма: недостаточная лактация, желание мамы, выход на учёбу, работу, другое ___________________________________________________________

3.1.Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое _________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Мышечный тонус: физиологический гипертонус сгибателей, гипотонус.

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ________________________;

Без изменений: ежедневно, кашицеобразный, жёлтый, без примесей крови, зелени, слизи. _____раз в день. Метеоризм: да, нет. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки. Характер сна___________________________________________________________

НПР : следит взглядом за игрушкой _______, прислушивается____

комплекс «оживления»________, хорошо держит голову лежа на животе, есть упор ног _________, случайно наталкивается на игрушку рукой _________, гулит _________________.

А с, А з, Э, Д о, Д р -

1.Питание: исключительно грудное, через_____ ч.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 35-36 0 C; с детским мылом 1-2 раз /нед.

3. Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 26 0 С;

4.Комплекс массажа и гимнастики - № 2;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

7.Гипоаллергенная диета маме: исключение острой, жареной, жирной, копчёной, сладкой пищи, полуфабрикатов, консервов, Продуктов повышающих газообразование. Использование смесей, фито- чаёв для кормящих мам – для поддержания достаточной лактации.

8.Консультация специалистов: невролог, ортопед, ЗРТ, ОАК, ОАМ.

9.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 4 месяца Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам введения прикормов с 4- 6 мес., особенностям НПР в 4 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Смешанное, 3. Искусственное

Исключительно грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч., не срыгивает, срыгивает: редко, часто, не обильно, фонтаном.

Смешанное : грудное молоко + докорм смесь _________ по мл раз;

Причина докорма: недостаточная лактация, желание мамы, выход на учёбу, работу, другое ___________________________________________________________

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм № 1, 2. Однокомпонентные

Фруктовый сок _________________________ по ____________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь ________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ________________________;

Без изменений: ежедневно, кашицеобразный, цвет __________, без примесей крови, зелени, слизи. _____ раз в день. Метеоризм: да, нет. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки. Характер сна _____________________________________________.

НПР : узнает мать _____, поворачивает голову на звук ________, переворачивается со спины на живот ______, захватывает подвешенную игрушку ________, громко смеётся _______, длительно гулит _______.

А с, А з, Э, Д о, Д р -

Прикормы: однокомпонентные продукты ________________________________________

Прикорм № 1______________________с______ч.л. доводить до _________________ гр.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 36-37 0 C; с детским мылом 1-2 раз /нед.

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 25 0 С;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

7.Консультация специалистов:

8.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 5 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам введения прикормов № 2, особенностям НПР в 5 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Смешанное, 3. Искусственное

Исключительно грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч., не срыгивает, срыгивает: редко, часто, не обильно, фонтаном.

Смешанное : грудное молоко + докорм смесь _________ по мл раз;

Причина докорма: недостаточная лактация, желание мамы, выход на учёбу, работу, другое ___________________________________________________________

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Аппетит хороший, избирательный.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2 однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

НПР : отличает чужих от своих _____, различает интонации ______, поворачивается со спины на живот ______, стоит не подгибая ног, при поддержке под мышки _____________, чётко берёт игрушку ______, продолжает долго гулить ______________________________

А с, А з, Э, Д о, Д р Р а -

1.Питание: грудное, смешанное, искусственное (смесь ___________ по ____гр.) через_____ ч.

Прикормы: монокомпонентные, многокомпонентные ______________________________

__________________________________________________________________________

Прикорм № 2______________________с______ч.л. доводить до _________________ гр.

Фруктовые пюре и фруктовые соки по 50 гр. (при полном введении прикормов №1 №2);

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 3;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

7.Консультация специалистов:

8.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 6 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам введения прикормов № 3, особенностям НПР в 6 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Грудное

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм:

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР : переворачивается с живота на спину _______, подползает _____________, свободно берёт игрушки из различных положений ________, произносит слоги(начало лепета)______________, снимает пищу губами при кормлении ____________________________________________.

Д о, Д р Р а, Р п, Н -

Прикормы: однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 60 гр., мясо с ½ ч. л. до 20гр.

Прикорм № 3______________________с______ч.л. доводить до _________________ гр.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 35-34 0 C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 24 0 С;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

7.Консультация специалистов: невролог, ОАК,ОАМ.

8.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 7 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 7 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша_________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Желток ____________________________________________________________________,

Мясо _________________________________по___________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: ползает ________, перекладывает игрушку из руки в руку_____________________________

Многократно произносит слоги (лепечет)_________, на вопрос «Где?» -находит предмет _______, расположенный в определённом месте _________, пьёт из чашки, которую держит мама _______.

Д о, Д р Р а, Р п, Н -

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы: однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 70 гр., желток ¼ ч. – 1-2 раза/нед., мясо до 30 гр.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 35-34 0 C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 24 0 С;

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 4;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

7.Консультация специалистов:

8.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 8 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 8 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Мясо _________________________________по___________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: самостоятельно садится и сиди _________, самостоятельно встаёт у опоры и переступает, держась за барьер _______________, игрушками занимается долго _________________________,

Громко произносит слоги __________, по просьбе выполняет «ладушки», «до свиданья»_______.

Д о, Д р Р а, Р п, Н -

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы: однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 80 гр., мясо 10-30 гр., желток по ½ ч. через день, мясо до 40гр.+ субпродукты (печень), сухарик 10-15гр., горошек, укроп, лук., кефир детский до 200гр.

Рыбный прикорм с ______ ч. л. доводить до _________________ гр.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 35-34 0 C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 24 0 С;

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 4;

6.Прогулки: ежедневно;

9.Консультация специалистов:

10.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 9 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 9 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Желток _____________________________________________________________________,

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: ходит при поддержке за обе руки ________, действует с предметами по- разному____

Подражает слогами, которые имеются в лепете ________, по просьбе находит предмет, достаёт его из массы игрушек ______, знает своё имя _______, умеет пить из чашки придерживая ее руками ____. Д о, Д р Р а, Р п, Н –

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы : однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 90 гр., мясо 10-30 гр., желток по 1/2ч. через день, мясо (фрикадельки) + субпродукты до 50 гр., рыба по 50 гр. 1-2 раза в нед., кефир 200 гр.,

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 34-33 0 C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 23 0 С;

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 4;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 10-15 мин.;

6.Прогулки: ежедневно;

7.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

8.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

9.Консультация специалистов: ОАК,ОАМ

10.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 10 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 10 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Желток _____________________________________________________________________,

Мясо _________________________________по___________________________________,

Рыба ______________________, кефир __________________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: влезает на невысокую поверхность и слезает с неё ___________________________,

Умеет открывать, закрывать, вкладывать один предмет в другой _________, подражает разным слогам взрослого __________, знает названия частей тела ______________________, пьёт из чашки _____________. Д о, Д р Р а, Р п, Н –

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы : однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 100 гр., мясо 20- 40 гр., желток по 1/2ч. через день, мясо (фрикадельки) + субпродукты до 50 гр., рыба по 50 гр. 1-2 раза в нед., кефир 200 гр.,

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 32-31C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 22 0 С;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 10-15 мин.;

6.Прогулки: ежедневно;

7.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

8.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

9.Консультация специалистов

10.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 11 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 11 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Желток _____________________________________________________________________,

Мясо _________________________________по___________________________________,

Рыба ______________________, кефир __________________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: стоит самостоятельно без опоры ________, накладывает кубики, снимает и надевает кольца пирамидки _________, произносит первые слова – обозначения ________, выполняет элементарные требования взрослых _________, сам пьёт из чашки_____________________

Д о, Д р Р а, Р п, Н –

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы : однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 100 гр., мясо 40-50 гр., желток по 1/2ч. через день, мясо (фрикадельки) + субпродукты до 50 гр., рыба по 50 гр. 1-2 раза в нед., кефир 200 гр.,

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 30-29C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 21 0 С;

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 5;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 10-15 мин.;

6.Прогулки: ежедневно;

7.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

8.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

9.Консультация специалистов

10.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 12 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 12 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Желток _____________________________________________________________________,

Мясо _________________________________по___________________________________,

Рыба ______________________, кефир __________________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: ходит самостоятельно _______________, произносит 8-10 слов ___________________, увеличивается запас понимаемых слов _________________, выполняет элементарные требования взрослых ___________________, сам берёт чашку и пьёт из неё _____________.

Д о, Д р Р а, Р п, Н –

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы : однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 100 гр., мясо 50-60 гр., желток по 1/2ч. через день, мясо (фрикадельки, паровые котлеты) + субпродукты до 50 гр., рыба по 60 гр. 1-2 раза в нед., кефир 200 гр.,

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 28-27C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 20 0 С;

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 5;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 10-15 мин.;

6.Прогулки: ежедневно;

7.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

8.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

9.Консультация специалистов

10.Дополнительно:

1. Алешина Е.И., Юрьев В.В. Практика вскармливания детей первого года жизни. СПб. -80с.

2. Афанасьева О. Детское питание. – М.: Эксмо, 2008. – 256с.

3. Боровик Т.Э., Ладодо К.С., Яцык Г.В., Скворцова В.А., Конь И.Я.: Национальная стратегия вскармливания детей первого года жизни в российской Федерации/ Практика педиатра. Детское питание, март 2008. – режим доступа к журналу:http://medi.ru. – Загл. с экрана

4. Боровик Т.Э., Скворцова В.А., Нетребенко О.К. Прикорм в питании грудных детей. Педиатрия, 2008; 87(4): с.79-85

5. Вальман Б., Томас Р. Первый год жизни ребёнка/ пер. с анг. М.: Издательство БИНОМ, 2006.- 152с., ил.

6. Гурова М.М. Современные подходы к питанию детей /М.М. Гурова/ - Москва: МедЭкспресс, 2007.-147с.

7. Грудное вскармливание. Как обеспечить успех / Практическое руководство для медицинских работников/ ВОЗ.: Копенгаген, 1997. – 135с.

8. Дружинин А., Дружинина О. Ваш ребёнок от 0 до 7 лет. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 191с.

9. Евграфова Л.Э. Практика грудного вскармливания: учебное пособие для студентов. – Архангельск, 2009. -82 с.

10. Ежова Н.В., Ермакова О.Э. вскармливание детей раннего возраста: Учебное пособие. – Мн.:Книжный Дом, 2005.- 3-46с.

11. Капранова Е.И. Основы вскармливания детей первого года жизни: учебно – методическое пособие /Е.И. Капранова и др./ - Ростов – на –Дону: Феникс, 2008.- с.87.: ил.

12. Кильдиярова Р.Р. Питание здорового ребёнка: руководство /Р.Р. Кильдиярова: - М.: – ГЭОТАР - Медиа, 2011. – 224 с. : ил.

13. Колмыкова А.С., Ткачева Н.В., Марочкина Л.И. и др. Здоровый ребенок от рождения до 7 лет. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 335с.

14. Конь И.Я. Детская диетология: достижения и проблемы /Педиатрия/2012/Том 91/ №3. – с.59-67.

15. Коровина Н.А., Захарова И.Н. К дискуссии по проблеме рационального вскармливания детей раннего возраста. Педиатрия. 2002 № 1. – с. 56-60

16. Крюгер А. Первый год жизни ребенка, М.: ООО Издательство Астрель», 2002. -317с.

17. Ладодо К.С., Дружинина Л.В. Детское питание от рождения до года. М.: Лабиринт Пресс, 2008. -240с.

18. Ладодо К.С., Дружинина Л. В. Детское питание от года до семи лет, 2008. -272с.

19. Макарова В.И., Плаксин В.А., Бабикова И.В. и др. Грудное вскармливание / методические рекомендации для студентов ФВСО. СГМУ.- Архангельск. 2006. – 40с.

20. Макарова В.И. Питание детей грудного возраста: учебное пособие/ В.И. Макарова, И.В. Бабикова, Н.Л. Избенко и др./ - Архангельск. 2003. – 35с.

21. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. М.: Союз педиатров России, 2011

22. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы Сан ПИН 23.2.1940-05 «Организация детского питания» (с изменениями от 27.06.2008г.)

23. Фрэнсис М. 52 легких способа научить детей питаться правильно / Перевод с англ. Корняковой А.В. – М.:ЗАО Центрополиграф, 2008. – 8-10с.

24. Фрэнсис М. 52 лёгких способа научить детей питаться правильно. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 191с.

25. 7. Шовкун В.А., Усейнова Н.Н. питание детей от рождения до года. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 22с.

После рождения долгожданного малыша, зачастую происходит, так что перед молодой мамой встает нелегкая задача, как правильно ухаживать за малышом, который только появился на свет..

Патронаж помогает мамочкам быть более уверенными в себе, а так же дает дополнительные знания по уходу за ребенком, чтоб он рос здоровым и счастливым. В первый месяц жизни нового человека такая помощь молодым родителям является просто неотъемлемой.

Что такое патронаж новорожденного

Патронаж детей - это программа, созданная государством с целью контроля над состоянием только что родившегося ребенка, роженицы, а также оценка социально-экономических условий жизни семьи в целом. Визиты и осмотры ведутся патронажным педиатром либо медсестрой из поликлиники, к которой относится малыш по прописке. Эта программа осуществляется на безвозмездной основе и является доступной для каждого новорожденного, независимо от социального статуса, места проживания либо наличия медицинского полюса.

Обязанности медсестры и врача

В период визита медицинский работник обязан обнаружить и предотвратить неблагоприятные условия окружающей среды не только внутри семьи, но и внешние факторы, которые могут плохо сказаться на здоровье ребеночка.

Что входит в обязанности медсестры и врача:

  • поддержка матери ребенка в период после рождения;
  • советы, как ухаживать за новоиспеченным членом семьи;
  • беседы по построению правильного режима дня;
  • консультации по правильному грудному вскармливанию;
  • консультирование по профилактике популярных детских болезней, таких как рахит, анемия, а так же инфекционные заболевания;
  • оценка самочувствия младенца и его формирование;
  • проведение осмотров ребенка ежемесячно, направление на осмотр к узкими специалистам, а также они должны делать прививки в установленные сроки.

Сроки посещения патронажа

Время наблюдения будет зависеть от самочувствия крохи и обстоятельств в семье.

Если ребенок развивается в соответствии с нормой, он совершенно здоров и растет в благоприятной обстановке, посещения медработников проходят так:

  1. в первые дни возвращения домой с роддома;
  2. раз в неделю в течении первого месяца жизни;
  3. от месяца до полугода – дважды в месяц;
  4. потом до исполнения ребенку одного года — раз в месяц;
  5. до трех лет плановый осмотр раз в квартал.

Первый патронаж новорожденного

При первом посещении медработником будет задано несколько вопросов, которые позволят в будущем выявить наследственные и хронические патологии у малыша, а так же информация, связанная с течением беременности, родами, состоянием новорожденного при появлении на свет и выписке из роддома.

  1. Физическое развитие — это наличие или отсутствие пороков и микроаномалий. Могут быть не значительные отступления от нормы, которые наблюдаются у кого-то из членов семьи.
  2. Неврологическое развитие — здесь будет приниматься во внимание поза малыша, движения и их активность, тонус мышц, развитость рефлексов. Учитывается форма и размеры головы, величина большого и малого родничка, состояние швов костей черепа.
  3. Оценка кожных покровов — оттенок кожи, наличие потницы, опрелостей. Основное внимание направленно на пупочную ранку, кожа вокруг пупка, уровень заживления, и отсутствие выделений из нее;
  4. Прослушивание дыхания и сердцебиения ребенка, дабы дать оценку дыхательной и сердечно-сосудистой систем, тем самым исключить врожденные патологии.
  5. Прощупывание животика новорожденного. Задает вопрос о периодичности и характере стула.
  6. Проверка симметричность ягодичных складок и разведение ножек в стороны для раннего выявления дисплазии болезни тазобедренных суставов.

Первичный патронаж новорожденного длится около 20-30 минут.

Второй патронаж новорожденного

Второй патронаж новорожденного ребенка происходит на 10-е сутки рождения. Доктор вторично смотрит кроху, обследуя все органы и системы с целью определения его самочувствия. Дабы это понять, медработнику следует выяснить:

  • как малыш спит;
  • поведение грудного ребенка в период бодрствования;
  • распорядок дня;
  • прибавка в весе;
  • наличие и частота срыгивания;
  • кишечные колики.

Если вышеперечисленные симптомы новорожденного не тревожат, доктор делает заключение о его хорошем приспособлении к внешним факторам.

Третий патронаж новорожденного

Третий послеродовой патронаж новорожденного осуществляется примерно на 20-е сутки появления малыша. Цель данного визита наблюдение за самочувствием и формированием грудничка, оценка его нервно-психическое развития.

После очередного приема педиатр регистрирует всю полученную информацию в историю болезни младенца и по окончанию первого месяца делает прогноз здоровья своего подопечного и определяет группы риска по развитию.

Заболевания у детей (пограничные состояния)

Часто встречающиеся пограничные состояния:

  • желтуха проявляется в связи с незрелостью ферментов печени и увеличением билирубина в крови. Проявляется на 3–4-й день после появления малыша на свет в виде желтого окрашивания кожных покровов, которое к 6-му дню усиливается, а к 8–10 сутки проходит;
  • эритема — проявляется в виде покраснении кожи и на 2-ой день жизни. Редко сопровождается сыпью, которая проходит к концу первой недели появления грудничка;
  • гормональный криз — симптомы этого состояния проявляются в нагрубании молочных желез грудничка либо кровянистые выделения из влагалища у девочек. Начало данного криза на 2–4-ый день жизни и проходит к 15-му дню.

При каждом патронаже новорожденного на дому, медицинские работники дают матери рекомендации, которые необходимо выполнять и придерживаться. Такие советы могут заключаться в уходе за кожей, а так же вопросы, связанные с кормлением грудью и частотой прикладывания ребенка к груди. Дают рекомендации, направленные на профилактику рахита, советы по закаливанию, показывают необходимые приемы массажа и гимнастики для младенца, которые в дальнейшем родители будут делать самостоятельно. Рекомендации по тяжелому процессу приспособления малыша к окружающей среде. Симптомами данного процесса могут быть срыгивания, беспричинный плач, плохая прибавка в весе. В случае выявления, каких-либо видимых патологий участковый педиатр выписывает малышу направление на консультацию к специалисту с целью более детального обследования и терапии.

Важно! Педиатр должен информировать мать обо всех состояниях грудничка, которые требуют неотложной помощи и о том, куда именно необходимо обращаться в экстренных ситуациях.

Отказ родителей от патронажа

В помощи по уходу за младенцем зачастую нуждается каждая мать, особенно, если у нее первенец. Однако многие родители не хотят получать данную помощь в поликлиниках по месту жительства, и отдают предпочтения частным медицинским учреждениям. Для того чтобы отказаться от детского патронажа достаточно написать письменный отказ участковому педиатру по месту закрепления грудничка.

Законодательное регулирование

  1. ст. 37. 1 Закона РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года.
  2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2010 года.

Новорожденного — важный этап, который проходит каждая семья. Визиты участкового врача и патронаж медсестры помогут справиться со многими возникшими проблемами. Медицинские работники обучат всему, что требуется и научат правильно заботиться о крохе с первых дней жизни.

Патронаж новорожденного

Очень важно, чтобы маленького человека, только что появившегося на свет, окружали забота и любовь. Не менее важно, чтобы за его правильным развитием следили квалифицированные специалисты. Наш центр предлагает патронаж новорожденных в Москве , который проводят опытные акушерки.

Что такое патронаж новорожденных?

Всем известно, что данные о новорожденном передаются из роддома в детскую поликлинику по месту проживания. На следующий день после выписки молодую маму и малыша посещает участковый педиатр, задача которого заключается в том, чтобы уточнить состояние здоровья ребенка и дать рекомендации родителям. Также педиатр и медсестра посещают малыша в течение некоторого времени сначала ежедневно, а затем раз в неделю.

Однако не всех молодых родителей устраивает качество бесплатного патронажа. Наш центр предлагает патронаж новорожденных на платной основе. В зависимости от ваших пожеланий вы можете выбрать один из трех вариантов послеродовых консультаций:

Программа Описание Стоимость
Акушерский патронаж Рекомендован после ранней выписки из роддома для контроля за восстановлением женщины, предотвращения возможных ошибок и проблем, а также для спокойствия и уверенности женщины и членов ее семьи. 7000 руб.
Детский патронаж Помощь в первые дни жизни с новым членом семьи: прогулки, купание, гимнастика, уход и пр. а также решение вопросов возникающих в течение первого года жизни: прикорм, проблемы с грудным вскармливанием, отлучение от груди и т.п. 6000 руб.
Слингоконсультант Помощь в выборе слинга, консультации по способам намотки, решение возникающих проблем. 1500 руб.

Опытный врач внимательно выслушает вас, осмотрит кожу и слизистые, оценит дыхание, рефлексы и активность сосания, произведет осмотр и обработку пупочной ранки. Также педиатр осматривает голову малыша, оценивает ее форму, состояние родничков. Обязательному осмотру подлежат и глаза ребенка, половые органы, симметричность складочек на ножках.

В нашей клинике – это внимательное, доброжелательное отношение, высокий профессионализм врачей, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Кому необходим послеродовой патронаж?

Послеродовое посещение мамы и ребенка необходимо абсолютно всем семьям. Если малыш испытывает дискомфорт, часто плачет, срыгивает или страдает от запоров, об этом необходимо поставить в известность врача, чтобы он смог скорректировать диету мамы или назначить прием специальных препаратов. Кроме того, врач, который приходит навещать малыша, оказывает неоценимую помощь и только что родившей женщине. Как правило, мама может получить следующие рекомендации:

  • Обучение приемам «материнского массажа» для грудничков, не достигших трех месяцев.
  • Осмотр молочных желез и обучение правильному вскармливанию грудью.
  • Подбор профилактических мер против мастита и лактостаза.
  • Помощь в ответе на животрепещущие вопросы о том, как одевать малыша, как правильно брать на руки, нужно ли пеленать ребенка, когда начинать гулять и многие другие.

Многие молодые мамы после выписки из роддома начинают сильно беспокоиться из-за неуверенности в своих действиях по уходу за новорожденным в первый месяц. Ведь появляется множество вопросов по кормлению грудью и режиму малыша. Ответы на них можно получить у участкового врача-педиатра или медицинской сестры детской поликлиники. Для этого женщине не нужно самой идти в медучреждение и уж тем более нести туда младенца. Дело в том, что в России действует система патронажа новорожденного, то есть наблюдения за новорожденными на дому.

Патронаж новорожденного проводится педиатром и медсестрой из детской поликлиники и распространяется на всех малышей независимо от наличия у их родителей постоянной регистрации и полиса общего медицинского страхования.

Главная задача медиков при патронаже новорожденного – оценить состояние здоровья ребенка, его мамы, а также социально-экономические условия семьи.

Когда ждать врача?

Из родильного дома сведения о выписке новорожденного сообщают по телефону в детскую поликлинику, к которой будет прикреплен малыш в зависимости от адреса фактического проживания семьи. В регистратуре поликлиники в специальном журнале регистрации новорожденных записывают фамилию, имя, отчество мамы и дату рождения ребенка.

Первичный патронаж новорожденного проводится в течение первых двух дней после выписки из роддома. Деток, которые относятся к группе высокого риска по развитию ряда заболеваний (недоношенность, переношенность, гипотрофия, нарушения мозгового кровообращения), участковый врач должен посетить в день выписки из роддома. Если день визита приходится на выходные или праздники, то к малышу придет дежурный педиатр. Если доктор, проводя патронажи, замечает какие-либо отклонения в здоровье ребенка либо младенец входит в группу риска, количество визитов может быть увеличено.

Если врач не пришел к новорожденному в первые два дня после выписки из роддома, то мама должна позвонить в детскую поликлинику по месту проживания и выяснить причину отсутствия патронажного доктора.

Первичный патронаж новорожденного

При при первичном патронаже новорожденного врач задаст маме много различных вопросов по поводу протекания беременности, родов, состояния ребенка при рождении и выписке из роддома, поинтересуется жилищно-бытовыми условиями, выяснит, есть ли у мамы, папы или их родственников какие-либо наследственные и хронические заболевания и т. п. Вся эта информация помогает врачу выявить группу риска по развитию у ребенка наследственных заболеваний.

Затем доктор осмотрит ребенка: оценит его физическое развитие, наличие или отсутствие пороков развития и стигмов дисэмбриогенеза (микроаномалий). Стигмы являются своеобразным микрогенетическим фоном семьи. Это небольшие отклонения от нормы, которые могут встречаться у того или иного члена семьи. Например: уплощенная спинка носа, оттопыренные уши, большие родимые пятна, низкий рост волос и т. д. Если доктор обнаруживает больше пяти-шести таких стигм, то малыш попадает в группу риска по развитию различных заболеваний.

При оценке неврологического состояния ребенка врач учитывает позу новорожденного, его двигательную активность, мышечный тонус, выраженность безусловных рефлексов. Также оцениваются форма и размеры головы, размеры и степень напряжения большого и малого родничка, состояние швов костей черепа.

Далее при первичном патронаже новорожденного доктор исследует кожу ребенка: оценивает ее цвет, наличие потницы, опрелостей и т. п. Особое внимание врач уделит состоянию пупочной ранки: осмотрит кожу вокруг пупка, степень заживления пупочной ранки, нет ли каких-либо выделений из нее.

Затем педиатр фонендоскопом прослушивает дыхание и сердцебиение крохи, чтобы оценить состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем и исключить врожденные пороки развития. После этого доктор прощупывает животик малыша.

При первичном патронаже новорожденного ребенка врач обязательно должен проверить симметричность ягодичных складок и разведение ножек в стороны для раннего выявления дисплазии тазобедренных суставов. При подозрении на эту патологию малыш должен быть проконсультирован у ортопеда и направлен на УЗИ тазобедренных суставов. При данном заболевании очень важна ранняя диагностика, так как при своевременно начатом лечении функция тазобедренного сустава полностью восстанавливается.

В завершение патронажного посещения педиатр может ответить на все вопросы по уходу за новорожденным в первый месяц (купание, гуляние, уход за пупочной ранкой, ежедневный туалет ребенка), режиму дня, вскармливанию. Особое внимание уделяется кормлению новорожденного, с тем чтобы помочь маме наладить правильное грудное вскармливание. Врач должен убедиться в наличии у женщины грудного молока, осмот­реть молочные железы (состояние сосков), понаблюдать, правильно ли она прикладывает ребенка к груди, рассказать ей о режиме кормлений крохи и о питании кормящей женщины.

Во время первичного патронажа новорожденного врач должен рассказать маме обо всех требующих срочной медицинской помощи состояниях малыша и о том, куда надо обращаться в экстренных случаях.

Визит длится в среднем 15–20 минут. Доктор может прийти в любое время дня (как правило, визит наносится без предупреждения), вместе с медсестрой или без нее.

Второй патронаж новорожденного

Второй патронаж новорожденного ребенка проводится на 14-й день жизни. Врач повторно осматривает младенца, обследуя все органы и системы для оценки процессов адаптации и определения его состояния здоровья. Процессы адаптации показывают, как малыш приспосабливается к окружающим его внешним условиям. Чтобы понять это, педиатру необходимо выяснить, как новорожденный спит, как ведет себя во время бодрствования, каков его режим дня.

Также доктор должен обратить внимание на то, как кроха прибавляет в весе, беспокоят ли его срыгивания или колики в животе. Если малыша ничего не беспокоит, он хорошо кушает и спокойно спит, врач делает вывод о легкой (или хорошей) адаптации ребенка. При затрудненном процессе адаптации (кроха плохо прибавляет в весе, срыгивает, часто беспричинно плачет и т. д.) педиатр дает маме рекомендации, как справиться с возникшими проблемами.

Кроме того, на втором патронаже врач контролирует соблюдение рекомендаций по уходу (обработка кожи, наличие потницы или опрелостей, состояние пупочной ранки т. д.) и вскармливанию, отвечает на возникшие вопросы.

Третий патронаж новорожденного

Третий патронаж новорожденного проводится на 21-й день жизни ребенка. Его целью является наблюдение в динамике за состоянием здоровья и развитием ребенка. Врач осматривает младенца, оценивает его нервно-психическое развитие и состояние здоровья в целом.

Во время посещения доктор дает маме рекомендации по профилактике рахита, обсуждает с ней вопросы закаливания грудничка, показывает некоторые приемы массажа и гимнастики для ребенка первого месяца жизни, которые родители смогут проводить каждый день сами.

Полученные данные участковый врач-педиатр после каждого патронажа регистрирует в истории развития ребенка. К концу первого месяца он составляет прогноз состояния здоровья своего подопечного и определяет группы риска. При наличии отклонений педиатр направляет новорожденного на консультацию к соответствующему специалисту (ортопеду, аллергологу и т. п.) для проведения углубленного обследования и лечения.

Патронажи медсестры

Медсестра посещает новорожденного на первой неделе жизни два раза вместе с доктором или самостоятельно, а затем еженедельно в течение первого месяца.

Медсестра при первом патронаже смотрит, есть ли все необходимое для ухода за ребенком (кроватка, ванночка, коляска и т. д.), дает рекомендации по прогулкам, показывает, как правильно купать малыша, проводить ежедневный туалет новорожденного, обрабатывать пупочную ранку. При повторных посещениях медсестра контролирует выполнение мамой врачебных назначений и рекомендаций по уходу.

Если по каким-то причинам родителей малыша не устраивает медперсонал, ведущий патронажное наблюдение, можно обратиться к заведующему поликлиникой с письменной просьбой о замене врача или медсестры.

Пограничные состояния

При патронажном посещении педиатр может спросить маму об имеющихся у нее жалобах и рассказать о пограничных состояниях, которые могут возникнуть у ребенка в первые недели жизни. Они не являются болезнью и не требуют специального лечения. Наиболее часто у новорожденных малышей встречаются следующие пограничные состояния:

  • Физиологическая желтуха новорожденных (связана с незрелостью ферментов печени и повышением уровня билирубина в крови). На 2–3-й день жизни у младенца появляется желтушное окрашивание кожи, которое к 5-му дню усиливается, а к 7–10-му дню исчезает.
  • Эритема новорожденных. Она наблюдается на 2-е сутки жизни и выражается в покраснении кожи, иногда сопровождается сыпью (папулы и пузырьки). Самостоятельно исчезает к концу первой недели.
  • Гормональный криз новорожденных. Может проявляться в нагрубании молочных желез малыша (начинается на 3–4-й день, достигает максимума к 7–8-му дню, потом уменьшается); слизистые или кровянистые выделения из влагалища у девочек появляются на первой неделе жизни и проходят к 14-му дню.

Патронаж новорожденных - специальная программа, согласно которой медицинские работники наблюдают новорожденных на дому в течение первого месяца жизни. Бдительный контроль медиков позволяет своевременно отследить нарушения в развитии малыша. Мама получает возможность получить квалифицированные ответы на возникающие вопросы, быть уверенной, что ее ребенок развивается правильно.

Как происходит патронаж

Этот периодический осмотр осуществляется медсестрой или педиатром районной поликлиники. Патронаж новорожденных проводится бесплатно для всех детей, независимо от прописки, статуса и страховок.

Сведения о каждом ребенке после выписки из роддома, передаются в детскую поликлинику по месту проживания для учета. Информация о детях, рожденных не в роддоме (дома или в другом городе), должны обязательно быть переданы в поликлинику родителями.

Первичный патронаж новорожденного происходит в 1-3 день после выписки из роддома. Малышей, которые относятся к группе риска, доктор может осмотреть уже в день выписки. После этого медицинский работник посещает ребенка ежедневно в течение первых 10 дней. Если состояние младенца не вызывает беспокойства, следующий патронаж проходит на 14-й и 21-й день.

Главные цели первичного патронажа:

  • проверка состояния здоровья ребенка;
  • проверка состояния здоровья матери;
  • оценка социально-экономических условий семьи;
  • разработка программы обучения матери уходу за новорожденным.

Обычно во время первого визита медицинская сестра расспрашивает мать новорожденного о беременности и родах, тревогах и проблемах членов семьи. Также изучает условия содержания малыша, дает рекомендации по уходу за новорожденным.

Во время обязательного осмотра медицинский работник уделяет особое внимание состоянию кожи и слизистых ребенка, оценивает рефлексы, активность сосания и характер вскармливания, плач ребенка, характер дыхания. Пальпирует животик, осматривает родничок, пупочную ранку.

Также врач или медсестра обязательно уделит внимание и кормящей маме: осмотрит грудь, понаблюдает, как мама кормит ребенка, проведет консультацию по кормлению и рациону.

Как подготовиться к визиту медработника

Патронаж новорожденного не требует какой-либо специальной подготовки. Достаточно привести в порядок квартиру, так как патронажная медсестра будет оценивать условия, в которых содержится ребенок. Также, рекомендуется создать удобные условия для осмотра ребенка. Необходимо подготовить поверхность для осмотра (лучше всего подойдет пеленальный столик), а также чистую пеленку, на которую вы положите ребенка.

Подготовьте обменную карту и все выписки из роддома. Рекомендуется, составить список интересующих вопросов. Часто от волнения мамы забывают о том, что они хотели спросить у медсестры и приходится ждать следующего посещения.

Чем может помочь медсестра

Медицинская сестра даст квалифицированную консультацию касательно режима дня и питания для улучшения лактации, правильного вскармливания новорожденного, ухода за ним. Даст совет о том, когда можно выйти на улицу, как лучше одеть ребенка. Обучит членов семьи особенностям психоэмоционального общения с малышом.

Медсестра на практике покажет маме, как правильно:

  • обрабатывать пупочную ранку;
  • купать новорожденного;
  • обрабатывать носик, уши и глаза;
  • ухаживать за ногтями.

Регулярное общение с медицинским работником придаст молодой маме уверенность в себе в вопросах ухода за ребенком. Это очень важно, особенно в первые дни жизни малыша.