Понятие семьи, ее роль в обществе. Семья и общество: взаимосвязь и взаимовлияние

Никто из нас не выбирал, в какой стране родиться, на каком языке говорить и в какой семье жить. Это изначальная данность земного существования человека. Нам с вами повезло и довелось родиться в такой великой стране, имя которой – Россия.

В русской традиции все социальные проекты исследовались на предмет их нравственной целесообразности и духовной пользы для русского народа. Российское государство – это множество семей, связанных единой исторической судьбой. Самосознание поднимает простого обывателя на духовную высоту гражданина Отечества, который добровольно обязывается служить ближним и Родине не из чувства страха, но по совести. Отличительной чертой русского менталитета является единство для творческой самореализации личности в лучшем – в добродетелях. Благодаря доброжелательности русского народа на территории России были сохранены все малые народности с их религиозной самобытностью. Историческая судьба российского государства – это история народа-победителя, который, защищая свою Веру и земли, возрастал в силе и Духе. Семейные ценности возводились в ранг государственной идеологии. Духовно-нравственное воспитание было органично востребовано в народе. Уклад семьи в российской государственности создавал условия для становления совестливого, выносливого, сильного духом гражданина своего Отечества. Как религиозные праздники, так и годовщины военных побед были одновременно и общенациональными, и семейными праздниками.

Очевидно, что государство состоит из семей, но и семья существует в государственной системе. Эта взаимосвязь структурирована следующим образом:

– микросистема (семья, родственники);
– мезосистема (школа, улица, соседи);
– экзосистема (общественные структуры, социальные институты);
– макросистема (культура, государство).

Семья проживает в территориальных границах государства. Поэтому государственная идеология влияет на психологическое пространство семьи. Существования семьи неразрывно и взаимообусловлено. Личностные качества членов общества формируются в семье, а отношение общества к институту семьи формируется государством. Если государство не своего прямого предназначения противостоять злу, то в общественном сознании происходит подмена понятий нравственности и утрачиваются духовные ориентиры. Уличная брань, пропаганда секса и насилия, насмешки над семейными ценностями, забвение исторически значимых для народа событий, поругание религиозных чувств – всё это порождает в обществе разнузданность страстей и вседозволенность пороков. Такое состояние общества, вторгаясь в пространство семьи, разрушает её извне. Тогда семья, растерявшая духовные ориентиры, в ответ на это поставляет обществу нравственно ущербных людей с девиантным поведением.

Государство, законодательно укрепляющее традиционные ценности и заботящееся о материальном благополучии семьи, имеет историческую перспективу. Государство, законодательно разрушающее институт семьи, подрывающее его материальное благополучие и финансирующее детоубийство, обречено на самоуничтожение.

В сложные исторические периоды, когда государственная идеология оказывается духовно несостоятельной, а общество поражается унынием и апатией, только духовно здоровая семья способна противостоять агрессии зла и социальной безнравственности, сохраняя многовековые традиции русской культуры и воспитывая полноценных граждан общества. Достойные наследники Святой Руси способны созидать добро внутри себя и влиять на оздоровление государства в целом.

Необходимо перечислить те социально-психологические факторы, которые угрожают институту брака.

Апостасия – отход от Божественных законов бытия. Человек, отвергающий христианские заповеди жизни, имеет точкой отсчёта лишь свой взгляд на жизнь. Собственные прихоти возводятся в ранг культа, капризы становятся способом самовыражения, а безумие похотливых влечений рассматривается как право на личностную свободу и независимость. С таким человеком невозможно выстроить долговременных отношений, так как он непредсказуем даже сам для себя. Если соединяются двое молодых людей с такими взглядами на жизнь, то договор, совет, доверие в такой паре невозможны. Отсутствие единства жизненных правил и обязательств изначально разрушает структурный фундамент отношений.

Оккультизм – верования в астрологию, магию, другие культы. Растеряв благодать христианской веры и чувствуя свою беспомощность, человек в трудные минуты жизни начинает обращаться к тем, кто рекламирует себя вершителями судеб людей: экстрасенсам, колдунам, прорицателям. Возникает большой соблазн выстраивать свои отношения с избранником или избранницей при помощи заклинаний, приворотов, отворотов. Порой психический эффект в таких случаях, по разным причинам, может быть достигнут, но отношения будут изуродованы: они лишаются свободы, любви, чистоты, радости и искренности. Самые страшные последствия понесут дети, чаще всего через психические заболевания.

Гламур – роскошный стиль жизни, внешний блеск, натуралистический эротизм. Либерально-гедонистическая философия потребления создала для современной молодёжи некий образец, туманный горизонт заветной мечты о счастье. Гламурное коммуникативное информационное пространство СМИ навязывает такую систему ценностных координат, где жизненный успех выражается исключительно в товарно-денежном эквиваленте. Значимость, ценность, достоинство человека определяются наличием у него денежного состояния, дорогой одежды, шикарных автомобилей, других предметов не первой необходимости. Тот или иной предмет аксессуара возводится в пафосный культ и служит паролем «свой-чужой» в гламурной «тусовке». Человек измеряется вещами и сам становится вещью. Развлечения, азарт, бездумные траты объявляются особым образом жизни, признаком элитарности, уделом избранных. Гламур – это обман, иллюзии, соблазн, манящий неискушённых людей тем, что на самом деле не имеет и может дать счастье. За вычурной подачей внешних форм скрывается пошлость низменных влечений, под циничной риторикой – унижающие человеческое достоинство корысть и предательство. Эпатаж, эйфория пустых обещаний, демонстративное оправдание социального безделья и нравственной безответственности, наркотический кайф, запрет на серьёзный разговор о серьёзном, обман и игривость «всех со всеми» – всё это препятствует возникновению между мужчиной и женщиной глубоко личностных отношений, возможности построения семьи, осознанному рождению и воспитанию детей.

Алкоголизм, наркотизация, сексуализация подростков . Пропаганда в молодёжной среде опьянено развратного образа жизни привела к тому, что две трети подростков уже в возрасте от 13 до 16 лет регулярно выпивают, рано начинают сексуальную жизнь, пробуют те или иные виды наркотиков. Подростковые девиации провоцируют интерес к маргинальности, приводят к тому, что на пороге ранней взрослости, того периода, когда возможно создавать семьи, более 83 % молодых людей склонны к алкоголизму, 20 % супружеских пар бесплодны.

Агрессивность – умышленное причинение вреда другому. Закрепление в общественном сознании дарвинского понимания человеческой природы, а также обоснование и «узаконивание» в психоанализе животных проявлений человека, вынужденного выживать среди своих и себе подобных, привело к тому, что современные люди стали не способны к эмоциональной саморегуляции: разум перестал управлять чувствами, а воля лишилась власти над аффективными вспышками. Высвобождение агрессивности произошло как в мужском стиле поведения, так и в женском. Мужчины стали позволять себе избивать близких, а женщины – оскорблять. Жизнь в семье с агрессивными людьми превращается в непрекращающиеся ссоры, скандалы, доходящие до трагедий.

Гендерные революции – отрицание естественных про природе норм полоролевого поведения. Извращения сексуальных влечений, существующие с давних времен, всегда понимались как маргинальные явления, тесно связанные с развратом и психическими заболеваниями. Но никогда болезнь или порок не заявляли о себе с такой воинствующей агрессивностью , как это случилось в конце XX века. Выразилось это (прежде всего на Западе) в небывалой пропаганде гомосексуализма, что дало резкий рост численности и активности сексуальных меньшинств.

Репрессивная толерантность, навязывающая общественному сознанию необходимость признать право пропаганды «свободной сексуальной ориентации», провоцирует сначала на сексуальное экспериментирование в подростковой среде , а затем приводит к полному вовлечение части их в маргинальную среду «секс-индустрии». Антитакты, проповедо­вавшие вседозволенность, пытаются насадить небрежное отношение к непорочности и легкомыслие к телесным грехам. Молодые люди, выросшие на идеях гендерной революции с большим трудом способны к целомудренному браку и благочестивой семейной жизни.

Главными рупорами идей постмодернизма в нашей стране являются специфические ТВ-передачи и либеральные СМИ. Во всем присутствует дегуманизация и демонизация. Вечные человеческие ценности: семья, дружба, порядочность объявлены идефиксами, которые препятствуют творческой реализации. Удовлетворение низменных инстинктов названо свободой, современным способом самовыражения.

Вместо заключения необходимо процитировать великого русского мыслителя Ивана Александровича Ильина, сказавшего про сущность семьи следующее: «В действительности человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть целый остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи».

Известное утверждение "сильная семья — основа сильного государства" находит практическое подтверждение. На законодательном уровне проводится поддержка малоимущих ячеек общества, многодетных, а также попавших в трудную ситуацию. Органы опеки следят за соблюдением прав детей, инвалидов, сирот. Если в результате проверки обнаруживают неблагополучные условия жизни, то в судебном порядке извлекают ребёнка из дома. Методы защиты общества регулирует законодательство.

Для чего поддерживать брачные союзы?

Важное утверждение гласит: сильная семья — основа сильного государства. Так ли это? Через традиции, моральные устоявшиеся отношения, происходит передача мудрости следующим поколениям. Дети питают от родителей самые важные знания. Модель поведения закладывается в полноценной ячейке общества.

Индивиды лишены самого главного — уважения к традициям. Они не обращаются к памяти предков в решении важных для общества вопросов. Такие люди духовно пусты, ими движет желание обеспечить только себя всем необходимым. Только сильная семья — основа сильного государства. Проявляя заботу о близких, можно приобрести чувство ответственности за свои действия и полностью «прикипеть» душой к родному месту.

Сильная семья — основа сильного государства, когда человек уже сопоставляет благополучие близких с порядком в стране. Поднимать восстание не всякий готов, имея дома маленьких детей и хороший доход на работе. Устойчивость экономики зависит от сознательных граждан, а ответственность закладывается старшими во время воспитания малышей.

Значимые моменты

Определение "сильная семья — основа сильного государства" содержит следующие значения:

  1. Через семью происходит единение с государственностью, закладывается понимание слова "родина". Брак становится первым шагом к созданию прочного союза. Для подрастающего поколения жизнь начинается в кругу женщины и мужчины, давших ему жизнь. Домашний очаг представляет высшую ценность как символ всего лучшего и ценного на Земле.
  2. Воспитание происходит в кругу семьи. Закладываются основные ценности, прививаются общепринятые нормы.
  3. Даже в диком племени образуются крепкие союзы, поддерживаемые старейшинами. Вырастить настоящего гражданина можно только в семье.
  4. Союз между мужчиной и женщиной не несет никакой цели. Люди создают браки потому, что есть внутреннее желание. Все происходит инстинктивно, чего не способен повторить ни один государственный механизм.

Цели создания союза

От чистоты помыслов граждан зависит государства. В основу семьи заложены базовые принципы, которые описывают здоровые брачные отношения.

Принципы крепкого брака:

  • Семья возможна только между людьми разного пола.
  • Все решения о заключении брака принимаются добровольно без попыток обогащения либо принуждения со стороны родителей брачующихся.
  • Проживание членов семьи происходит на одной территории. В общности быта достигаются нужные для государства цели.
  • Важным моментом при описании семьи являются цели создания брака — мужчина и женщина сходятся для рождения, воспитания детей.

Духовная составляющая союза

Семья — основа государства, а из этого следует утверждение о важном влиянии на общество духовного мира людей, проживающих вместе. В сравнении с животными в союзе проявляется только один аспект существования — цели продолжения рода, а также забота о У человека эти моменты обрастают дополнительными сложными связями.

Семью можно описать следующими показателями:

  • Людей объединяют духовные взаимоотношения.
  • Существенную часть жизни занимает материальное взаимовыгодное существование.
  • Облегчение психологических страданий в моменты упадка сил.
  • Восстановление физической энергии благодаря заботе близких.
  • Забота о молодых с целью получения помощи в старости.

Рассматривают как необходимость не только для продолжения потомства, но и в целях собственного духовного развития. Мужчина и женщина -сущности разной полярности. При соединении двух начал в единое целое появляется стимул к свершению великих жизненно важных шагов.

Пути поддержки ячеек общества

Если семья основа сильного государства, то значит, задача общества сохранить важные звенья крепкой империи. Ведь если кому-то понадобится разрушить любую страну, то сначала надо разлучить детей от родителей. Тогда подорвутся исходные принципы формирования сознания индивида, люди станут разобщаться. В итоге сработает политическая уловка "разделяй и властвуй".

Семьи поддерживаются на законодательном уровне:

  • Государство берет заботу об одиноких детях, инвалидах, больных и стариках.
  • Выплачивает материальные пособия недееспособным гражданам.
  • Поддерживает рождаемость выплатами по беременности, за второго ребенка, детскими пособиями.
  • Социальная поддержка безработных, многодетных семей, адресная помощь малоимущим.
  • Организация мероприятий оздоровительных, обучающих, выдача путевок отдельной категории граждан, пенсионное содержание людей.
  • Работают надзорные органы за соблюдением прав ребенка в семье.

Государство старается сохранить крепкие семьи, выдавая льготное жильё. Формируется фонд защиты социального положения заслуженных рожениц, когда в семье проживает более 5 малолетних детей. Выдается дополнительная помощь людям, взявшим на себя ответственность воспитывать приемного ребенка.

Основы союза

Крепкая семья — основа государства, а базируется она на чувствах внутренних, чистых и непоколебимых. Это происходит естественным путем. Независимо от образования родителей ребенок с малых лет познает суть взаимоотношений между людьми. Для него мать и отец становятся высшим жизненным идеалом. Ребенок покорно подчиняется установленным правилам, не испытывая унижения.

В основе общества также существуют негласные деления на классы. Новое поколение в семье приучается мировому порядку и старается чтить негласные законы. Он принимает от старшего поколения традиции общества, национальные идеи и духовно-религиозные нормы.

В последние годы в нашем обществе происходит переоценка подходов к семейной политике.

В условиях патерналистской системы государство стремилось подменить семью, взять на себя выполнение значительной части ее функций. "Проводимая в последнее время интенсивная ликвидация государственного попечения, во всяком случае, в рамках широко провозглашаемой либеральной идеологии, - отмечает Н.М. Римашевская; - приходит в противоречие с менталитетом основной части общества, их привычными представлениями, стереотипами поведения и усвоенными населением в течение многих десятилетий ценностями. На смену идеологии всеобщего покровительства "сверху" приходит либеральная идеология суверенитета семьи и личности "снизу". Всеобщим достоянием становятся идеи, провозглашаемые в средствах массовой информации, в законодательных актах и правительственных решениях о том, что семья суверенна и ответственна перед собой в принятии решений относительно ее экономического и демографического воспроизводства, сознательного родительства, а также реального поведения женщины и мужчины, которые имеют одинаковые права, обязанности и равные возможности во всех сферах жизнедеятельности".

Развивая новую концепцию семейной политики, необходимо обосновать принцип саморазвития, самообеспечения семьи, который является основополагающим в социальной политике. Важно подчеркнуть, что речь идет о создании государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производственного, воспитательного и другого потенциала. Переход семьи в позицию субъекта социальной политики предполагает существенное перераспределение прав и взаимной ответственности между семьей и государством. В то же время "семья как реальность, обусловлена предыдущим развитием нашей страны, находилась и находится в состоянии объекта”. Что касается принципа социальной защиты, то он применим к тем семьям, которые объективно оказались не в состоянии справиться с экономическими проблемами, выйти на минимальный стандарт уровня жизни. Социальная защита должна играть вспомогательную роль.

Однако необходимо отдавать отчет в том, что абсолютизация, искаженное понимание таких принципов организации жизнедеятельности семьи, как автономия, самообеспечение, саморазвитие, могут привести к другой крайности. Так, на первых этапах проведения реформ государство резко сократило уровень своей поддержки социальной сферы, сориентировав ее на коммерциализацию и самостоятельное выживание. При этом семья и население оказались не подготовленными к переходу к новым экономическим отношениям, выживанию в условиях кризиса. Проблема социальной адаптации (психологической, экономической, профессиональной и т.д.), как правило, решается односторонне, исключительно как проблема самой семьи, как процесс только ее приспособления к происходящим негативным переменам. "Как ни парадоксально это звучит, - отмечает А.И.Антонов, - но... семья вынуждена "подстраиваться под нужды политиков".

Негативное воздействие дезадаптации на жизнедеятельность семей, их крайне бедственное положение усугубилось утратой развитой социальной инфраструктуры, многих социальных ценностей, созданных в предшествующий период развития. В частности, были дезорганизованы и во многом разрушены системы дошкольного, внешкольного воспитания и оздоровительного отдыха детей. Известно, что в СССР это были достаточно мощные системы, включающие разветвленную сеть учреждений, материальную базу, подготовленные кадры. Они играли особую роль в развитии семейно-демографических процессов, позволяли родителям совмещать семейные обязанности с трудовой занятостью.

Нельзя не согласиться с тем, что "необходимы глубокие изменения, направленные не на одностороннюю, а взаимную адаптацию семьи и экономики. В целом они должны вести к повышению внутренних ресурсов семьи для самообеспечения, поддержания здоровья и личностного развития ее членов". "...Присущий семье здоровый консерватизм со стремлением ее к адаптации, - считает председатель Национального Совета по подготовке и проведению Международного года семьи В.Ф.Шумейко, - позволяет семье, как социальному институту, выстоять в условиях происходящего в кризисных формах реанимирования общества и государства, но адаптационные возможности семьи не беспредельны. И об этом следует всегда помнить в первую очередь, принимая новые меры в экономике или политике".

Государство как партнер семьи призвано активно участвовать в процессе ее адаптации к новым социально-экономическим условиям, постоянно корректировать эти условия, исходя из социально значимых интересов самой семьи, ее жизнедеятельности. Речь идет не об опеке семьи или подмене ее функций, а о создании необходимых макроусловий через законы, указы, различные правительственные решения, которые во многом определяют жизнедеятельность семьи в обществе, активизируют или, напротив, усложняют ее функционирование.

Важнейшим принципом идеологии семейной политики является перенос центра тяжести в системе социальной помощи семьям с денежных выплат на оказание прямых социальных услуг. В связи с этим важно разграничить понятия "социальное обслуживание" и "социальная защита". Социальное обслуживание предполагает новый для нашей страны вид социальной помощи семье, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных, других проблем и осуществляется через сеть специализированных социальных служб. Что касается социальной защиты, то она направлена не на все семьи, а на определенную социально уязвимую их часть. Кроме того, это система чрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления. Такое разделение дает представление лишь об основных принципиальных подходах. Практика социальной защиты и социального обслуживания интенсивно развивается, стирая иногда грани между двумя рассматриваемыми сферами.

В условиях социально-экономического кризиса в России семейная политика государства имеет особое значение и должна быть направлена на создание благоприятного пространства для функционирования семьи, придание реформам "семейного аспекта", превращение семей в движущую силу проводимых преобразований, на проведение экспертизы государственных решений с точки зрения воздействия на жизнедеятельность семьи и регулирование социальной напряженности в обществе на основе развития партнерских отношений семьи и государства. Кроме того, как отмечается в официальном обзоре Российской Федерации в связи с подведением итогов Международного года семьи, представленном на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, роль демократического государства в процессах развития семьи "должна состоять в проведении адекватно провозглашенным целям законодательного регулирования, распределении ресурсов, находящихся в его распоряжении, проведении политики экономического поощрения действий, направленных на цели социально-экономической поддержки семьи и женщины, принимаемых иными участниками процесса - предпринимателями, общественностью, частными лицами".

1.1 Понятие семьи, ее роль в обществе

Семья – это главная ячейка общество, социальный институт и малая социальная группа.

Выражение «семья – ячейка общества» является более политизированным, она демонстрирует внимание к семье со стороны государства и общества. По сути, это выражение отражает, что семья является своего рода «клеткой в организме общества». Семья является основополагающей ячейкой общества еще и потому, что именно здесь складываются те модели отношений между людьми, которые, затем, переносятся в другие сферы жизни общества.

Безусловно, семья является социальным институтом, так как сохраняет в себе устойчивые, исторически сложившиеся связи.

Семья является и малой социальной группой, согласно представлениям американского социолога Ч. Кули (ограниченная совокупность непосредственно взаимодействующих людей).

Семья – это сложное социальное образование, которое можно определить как исторически сложившуюся систему взаимоотношение между супругами, родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью.

Важно понимать, что семья в философско-этическом смысле является тем место, где человек проявляет себя альтруистически, то есть готов идти на определенные уступки и брать на себя ответственность для обеспечения благополучия других людей.

Роль семьи в современном обществе определяется системой функций, которые этот социальный институт выполняет.

Строгой классификации функций семьи нет, но большинство исследователей отмечают как наиболее важные следующие функции:

1. репродуктивная – биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

2. воспитательная – духовное воспроизводство населения, формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие на каждого члена семьи;

3. хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми, ведение домашнего хозяйства;

4. экономико-материальная – поддержание одних членов семьи другими;

5. организация досуга (рекреационная функция) – поддержание семьи как целостной системы, совместный отдых членов семьи;

6. функция социального контроля – ответственность семьи за поведение отдельных ее членов;

7. эмоциональная – удовлетворение ее членами потребностей в любви, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите;

8. сексуально-эротическая – удовлетворение сексуальных потребностей членов семьи (супругов), при этом очень важно, чтобы семья регулировала сексуальное поведение ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

В целом, функций у семьи столько же, сколько существует потребностей у ее членов, так как каждая потребность создает необходимость ее удовлетворения.

Функции семьи определяют ее важную роль как основного субъекта воспроизводства населения. Несмотря на альтернативные способы рождения детей (суррогатное материнство, клонирование и др.), семья не утратила своей определяющей для всего общественного развития роли, так как помимо непосредственного рождения новых людей, только семья может наделять их определенными социальными характеристиками и позволяет им в полной мере усваивать те ценности и установки, которые приняты в данном обществе.

Функции семьи и ее роль складывались в течение истории всего человечества.

История эволюции семьи и брака – важная часть в исследовании института семьи в целом, и отдельных аспектов его функционирования на современном этапе.

В настоящее время существует несколько основных подходов к изучению брака и семьи.

Естественно, что эта проблема интересовала еще мыслителей Древнего Мира.

Например, у знаменитого древнегреческого историка Геродота в его фундаментальном труде «История», отмечалась идея группового брака, который указывал на общность жен у целого ряда народов.

Платон продвигал идею о патриархальности семейного уклада жизни, его идеи о семье развивал и Аристотель, как отвечающие природе человека.

В XIX веке серьезными прорывами в исследовании семейно-брачных отношений были такие труды как вышедший в 1861 году труд швейцарского историка И. Бахофена «Материнское право. Исследования гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы» и вышедший в 1865 году труд шотландского юриста Дж.Ф. Мак-Леннана «Первобытный брак».

Новаторство в идеях Баховена представляет его концепция гетеризма, которая основана на материнском праве, утверждении, что все народы на пути к моногамии прошли через стадию гинекократии (или матриархата) при котором существовало высокое положение женщин в обществе. Таких же взглядов придерживался и Мак-Леннан.

Идеи исторического развития семьи нашли отклик и в работах таких исследователей как Льюис Генри Морган и Фридрих Энгельс.

В их работах «Древнее общество» (Морган) и «Происхождение семьи, государства и права» (Энгельс) в качестве причины, по которой произошел переход от материнского рода к отцовскому и возникла моногамная семья, был переход от коллективной собственности к частной.

Идеи Бахофена, Мак-Леннана, Моргана и Энгельса о браке и семье получили в науке название эволюционистского подхода.

Известный российско-американский социолог Петерим Александрович Сорокин обозначил основные положения этого подхода и стадии эволюции семьи и брака:

1. почти у всех исследованных народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу;

2. на первичной ступени половых отношений, наряду с временными моногамическими сношениями, господствует широкая свобода брачных сношений;

3. эволюция брака состояла в постепенном ограничении этой свободы половой жизни;

4. эволюция брака заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

Согласно эволюционистскому подходу семейные отношения проходят в своем развитии путь от низших форм к высшим, этот процесс является социально обусловленным, предопределенным самой историей человечества. Этот подход можно подвергнуть критике в наши дни, когда институт семьи претерпевает серьезные изменения и появляются новые типы семьи, в целом «входит в моду» воспитание детей родителями (чаще всего матерями) одиночками, внебрачные дети и т.д.

Другой важный подход – функциональный. Французский социолог Эмиль Дюркгейм, который является основным представителем структурно-функционального направления в изучении семьи, обратил свое внимание на сплоченности семьи, той роли, которую играет каждый его член. Семейные отношения являются производным от образа жизни семьи и уклада, обуславливаются функциями семьи, которые, в свою очередь, строятся на системе социальных ролей и ожиданий общества, связанных с семьей и браком.

Большое внимание функционалисты обращают на анализ исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам Известный американский социолог, представитель Чикагской школы эмпирической социологии Эрнест Берджесс уже на рубеже ХIX-XX веков говорил о переходе от семьи-института к семье-товариществу. У. Огборн говори об изменении семьи от основанной на следовании определенным социальным стереотипам, предписаниям к семье, в основе которой лежат межличностные предпочтения.

Важно, что в функциональном подходе одно из ключевых мест занимает ответственность. Изначально семья предполагалась как ответственность перед своим обществом и государством за воспроизводство населения, что усиливалось религиозными взглядами, но позже наиболее весомую роль стала играть ответственность перед членами своей семьи.

Интересен этологический подход.

Согласно мнению представителей этой научной концепции, существовало три основных типа семейно-брачных отношений:

1. полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами);

2. полиандрия (одна женщина и несколько мужчин);

3. моногамия (один мужчина и одна женщина).

Необычность этого подхода заключается в том, что, по мнению его сторонников, предки человека изначально жили в моногамных браках, а затем, на какой-то стадии эволюции были вынуждены перейти к групповому (полигамному браку). И в дальнейшем, люди могли менять формы брака в зависимости от условий.

Также сторонники этого подхода утверждали, что моногамия не является идеалом с точки зрения естественного отбора, так как обнаружена разница в биологических мотивах брачного поведения, открыто явление избыточной гиперсексуальности человека и др.

Этот подход можно подвергнуть критике, так как он не учитывает историческую обусловленность моногамии как наиболее эффективной формы организации семьи в социальном и экономическом плане, а также уже сложившиеся в современном обществе стереотипы представлений о семье и браке.

Достаточно психологичен и интересен сциентистский подход, сторонниками которого были такие выдающиеся социологи и психологи как Чарльз Кули, Уильям Томас, Флориан Знанецкий, Зигмунд Фрейд.

Этот подход отражает важные социально-психологические моменты становления семьи, такие как, собственно, межличностные отношения, значимость близких родственных отношений. Семья представляется как «единство взаимодействующих личностей».

Известный психолог У. Джемс считал, что человек имеет столько же социальных Я, сколько существует индивидов, с которыми он взаимодействует, которые признают его и имеют о нем свои представления.

Ступени психологического изучения роли других людей, в первую очередь – членов семьи: «социальное Я» Джемса – «зеркальное Я» Кули – «обобщенный другой» Мида – «референтная группа» Хаймана. Все эти концепции фокусируют внимание на ролях других людей в достижении человеком идентичности. «Значимыми другими» являются те люди, которые выполняют главные роли в жизни человека.

Резюмируя, можно сказать, что большинство исследователей считают, что европейский тип брака, который существует у нас сейчас, закреплен юридическими и моральными нормами возник более 300 лет назад.

Половые отношения, естественно, существовали и до брака и вне его. Но брак привнес определенные обязанности и права субъектов семейных отношений. Первоначально не существовало брака, а, следовательно, не было и семьи, существовали так называемые родовые союзы. Эти отношения называются гетеризмом.

Следующим этапом развития семейно-брачных отношений является моногамный брак. Его появление связывается с возникновением частной собственности. При этом роль женщины сводилась к рождению детей, которым отец мог передать наследство. Патриархат по своей психологической сути выражает власть отца, так как он связан, в первую очередь, с правом наследия.

Постепенно моногамия из доминирующего поведения становится одной из главных общественных ценностей. Моногамные семьи создаются на основе любви, верности и добровольного выбора.

Большим достижением Великой Французской буржуазной революции было установление равенства мужчины и женщины, что подразумевало брак по взаимному согласию, система процедуры развода, отмена деление детей на законно и незаконно рожденных.

Естественно, что важнейшую роль в формировании моногамной семьи, как и в регулировании других социальных отношений, сыграла религия. Для европейского менталитета и России большое значение имеет христианство различных направлений. Понятно, что на современном этапе, когда роль социального института церкви становится менее значительной, существуют проблемы, которые касаются непосредственно института семьи, а именно, появление новых типов семьи.

Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью, неповторимым набором эмоциональных отношений. Основой семьи является брак - исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая общественная форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Исходным признаком семьи и брака выступает кровное родство - установление и сохранение общности происхождения от одного предка (родителя) по линии отца или матери. Семья становиться родом если имеет как минимум три поколения. Родство в традиционном обществе является основной формой социальной организации. В современном обществе социальные признаки семьи признаются ведущими. Семья - это малая социальная группа и институт общества, так как статусы и роли членов семьи обычно получают одобрение и поддержку со стороны общества и в правовом отношении узакониваются государством, за исключением гражданских браков. Она испытывает воздействие основных социальных институтов, обладая в то же время относительной самостоятельностью и значительной локальностью. Семья проходит ряд этапов в своем становлении и существовании. Их последовательность составляет ее жизненные циклы: образование семьи - вступление в брак; рождение первого ребенка; рождение последнего ребенка; «пустое гнездо» - вступление в брак или выделение из семьи последнего ребенка; прекращение существования семьи - уход из семьи или смерть одного из супругов. Брак и семья относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на все многообразие жизни людей огромное число политических, экономических, духовных и иных институтов и организаций, практически в каждом обществе семья выступала и выступает отчетливо выраженной социальной единицей. Семья - один из наиболее древних и значимых социальных институтов. Необходимость ее возникновения и сохранения обусловлена потребностями физического, социального и духовного воспроизводства человека, населения. Для семьи характерны также особое ведение хозяйственной жизни, взаимная моральная ответственность ее членов, свои социальные статусы и роли. Семья выполняет ряд функций. Одной из основных является репродуктивная функция - воспроизводство человека, сохранение человеческого рода. Положительное воздействие на осуществление этой функции оказывает физическое здоровье супругов, их любовь, взаимочувствование и взаимопонимание, материальный достаток в семье и комфортный быт. Негативно влияет на репродуктивную функцию серьезные болезни супругов и,возможных детей, разводы, неустроенный быт, конфликты и войны в обществе. Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает ведение домашнего хозяйства, образование бюджета семьи и его использование, приобретение необходимых материальных средств жизнедеятельности. Здесь значение имеет проблема «семейной власти», а также социализация имеющихся детей и подготовка их к самостоятельной жизни. Наиболее признанной является тенденция установления равноправия между супругами. Однако на практике известны варианты семейной власти, которые могут устраивать супругов или становиться причиной размолвок и разводов. Имеющиеся в семье дети во многом зависят от родителей. Семейное воспитание также многообразно. Оно бывает удачным и менее удачным. He редки примеры, когда воспитание детей «отдается» на воспитание дошкольным учреждениям и школе, а также «улице». Семейное воспитание детей - изначальное их социальное формирование, требующее от родителей необходимых знаний, умений и навыков, гибкости, такта, и терпения. Далеко не все родители располагают такими качествами или формируют их у себя. В семье тем не менее легче и эффективнее использовать один из лучших методов воспитания - индивидуальный подход. Основу семьи составляет брачная пара, которая регистрирует создание семьи в государственных органах. Ho есть семьи, которые венчаются в церкви, а также устанавливают семейные отношения на основе добровольного согласия мужчины женщины вне всяких регистраций со стороны государства или церкви. Количество семей, возникающих по добровольному согласию, в последнее время заметно увеличилось. Социологи отмечают снижение желания и готовности населения к регистрированию брака в государственных органах, а также в церкви, что особенно характерно для современных развитых стран. Основой таких решений, как считается, выступает индивидуальное осознание гражданских прав и свобод, а также возросшая личная экономическая независимость. Существуют и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще. В Российской Федерации сегодня насчитывается примерно 40 млн семей, около 70% имеют детей. За последние 10 лет количество браков и разводов составляют примерное соотношение 3:1. Ежегодно без отца остается около 300 тыс. детей. Неполные семьи составляют 20% всех типов семей. Растет число внебрачных детей. Исследование проблем, связанных с семьей, приобретает все большее значение как в теоретическом, так и в практическом, жизненном плане. Известно, что нестабильность семьи, проявляющаяся в росте числа разводов, характерна практически для всех развитых стран мира. Это объясняется влиянием урбанизации, возросшей самостоятельностью жизни граждан, интенсивной миграцией населения, эмансипацией женщин, научно-технической революцией, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера. В настоящее время институт семьи переживает трудные времена. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость женщины от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов. В этих условиях определяющее значение для стабильности брака приобретают внутренние факторы, присущие семье. Исследования показывают, что в основе развода в подавляющем большинстве случаев лежит конфликт между супругами, достигший такой непримиримости, что разрешить его можно только путем расторжения брака. Причины, вызвавшие конфликт, могут быть самыми разнообразными. Ho по времени возникновения их можно разделить на две большие группы: причины, которые объективно существовали до момента создания семьи; причины, возникшие непосредственно во время брака, во время совместной жизни и общего ведения хозяйства. 1. Группу причин, объективно существовавших до момента создания семьи, называют факторами риска, так как наличие их в период добрачного знакомства уже таило в себе опасность будущего развода. Факторы риска связаны как с личностью человека, его происхождением, воспитанием, так и с условиями заключения брака. К факторам риска относятся: существенные различия в образовании и в возрасте; склонность к алкоголизму одного из супругов или обоих; легкомысленное отношение к браку и семье (низкий уровень социальной зрелости); слишком ранний возраст вступления в брак; вероятность скорого рождения ребенка; малый срок знакомства; несогласие родителей на заключение брака; брак по принуждению, без взаимного согласия или по расчету. Эти факторы проявляют себя уже в первые месяцы и годы совместной жизни. Они во многом обусловливают то обстоятельство, что более трети разводов приходится на семьи, имеющие стаж совместной жизни от одного года до трех лет. Результаты опросов показывают, что около 1/3 молодых людей вступали в брак на основе мотивов, лежащих вне семейной сферы: желание уйти из родительского дома, совершить «ответственный» самостоятельный шаг, отомстить кому-либо или по примеру друзей. Такое поверхностное, несерьезное отношение к браку, отсутствие соответствующей мотивации приводят к тому, что перед молодыми супругами задачи самоопределения семьи вырастают неожиданно и становятся неразрешимыми. Среди причин разводов встречается такая, как разочарование в партнере и утрата на этой основе первоначального чувства любви. Эта опасность подстерегает в первую очередь тех супругов, срок знакомства которых до свадьбы был непродолжителен. Таким образом, есть факторы, отрицательно влияющие на прочность брака еще до создания семейного очага. 2. Большая часть разводов происходит из-за причин, возникающих в процессе совместной жизни супругов. Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25-30 лет, когда супруги становятся достаточно самостоятельными в материальном плане, успели неплохо узнать недостатки друг друга и убедиться в невозможности жить вместе. В то же время они достаточно молоды, чтобы создать новую полноценную семью и иметь детей. Много разводов приходится также на возраст около 40 лет. Это связано с тем, что дети выросли и нет необходимости сохранять семью ради них, а у одного из супругов фактически имеется другая семья. Наличие в семье детей прямым образом влияет на прочность брака. В многодетных семьях, где количество детей более трех, процент разводов существенно ниже среднего уровня. При разводе в качестве основных указываются три группы причин. Бытовые аспекты: плохие жилищные условия, неумение или нежелание одного из супругов вести домашнее хозяйство, материальная необеспеченность, вынужденное раздельное проживание. Межличностные конфликты: утрата чувства любви и привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, болезнь одного из супругов, ревность, односторонняя принципиальность, мнительность. В этом блоке главным фактором являются грубость и неуважение супругов друг к другу. Для женщин, которые становятся инициаторами развода, эти причины чаще оказываются связанными с алкоголизмом супруга, откуда и проистекают грубость, побои, оскорбления, угрозы и т.д. Для мужчин же, как правило, грубость жены имеет принципиально другое содержание. Это прежде всего неуважение к мужу, неверие в его способности, нежелание считаться с его интересами, пренебрежение к производственным (профессиональным) успехам и неудачам, попреки, мелочная опека, нелюбовь к друзьям мужа и пр. К ним тесно приближен такой фактор, как различие взглядов на жизнь - так называемое несходство характеров. Оно имеет гораздо большее значение для мужчин, чем для женщин. Внешние факторы: измена, появление новой семьи или нового чувства у инициатора развода, вмешательство родителей и других лиц. Все три группы причин разводов тесно переплетаются. Ho нега- тивно-печальное их проявление от такого переплетения только усиливается. Разные люди по-разному переживают распад своей семьи. Весьма распространенными последствиями являются снижение трудовой активности, высокая вероятность нервных стрессов, психических расстройств. Для общества особенно тягостно, что ослабляется влияние родителей на воспитание детей и дети становятся предметом серьезных конфликтов между разводящимися супругами. Часто такие конфликты выходят далеко за рамки предразводной и разводной стадий и продолжаются в течение многих лет. Нестабильность брака создает острые проблемы и для тех, кто хочет создать семью, и для тех, чья семья оказалась разрушенной. Вместе с тем развод нельзя рассматривать как только отрицательное явление. Свобода расторжения брака - одно из средств обеспечения социальной справедливости в семейно-брачных отношениях, способ сохранения их моральных устоев. Принципиально неверны как злоупотребление свободой развода, так и огульно негативный подход к осуждению разводов независимо от индивидуальной ситуации. Вместе с тем существенную роль в профилактике разводов может сыграть служба семьи. Об эффективности ее работы в Москве свидетельствует тот факт, что 2/3 супружеских пар, бывших на грани развода и обратившихся к специалистам, изменили свое решение и сумели урегулировать семейные отношения. Профилактике разводов способствует также улучшение организации бытового обслуживания, решение жилищной проблемы, наличие детей. На основе рассмотренного материала можно конструктировать, что семья как малая социальная группа и институт общества воздействует на общество и процессы социализации личности стабильностью семьи, проблемой рождаемости и ролью в регулировании бытовых отношений. Высокий уровень разводов не означает распада семьи и брака как институтов общества. Напротив, семья остается безусловной культурной ценностью, основной ячейкой социализации личности. Качество семейных отношений требует постоянного совершенствования. Современные государства и общественные организации проявляют устойчивую заинтересованность в обеспечении стабильности семьи, ограждении ее от деструктивных факторов. Существуют системы правовых норм, защищающие права матери и ребенка, молодых семей. В этом заключены важные основы сохранения семьи, совершенствования семейной политики государства. Основные понятия Семья, брак, кровное родство, функции семьи, семейные конфликты, причины семейных конфликтов, разводы, причины разводов, семья как регулятор населения, семья и социализация личности. 6.2.