Методика социально-нравственного воспитания дошкольников. Курсовая работа "социально-нравственное воспитание дошкольников"

Воспитание детей требует комплекса различных методов. В дошкольной педагогике принята такая классификация методов социально- нравственного воспитания детей:

  • - методы формирования навыков и привычек поведения;
  • - методы формирования нравственных представлений, суждений, сценок;
  • - методы коррекции поведения.
  • 1. Методы формирования навыков и привычек поведения. Эта группа методов обеспечивает накопление у детей практического опыта социального поведения.

Сюда относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т.п.). К этому они приучаются с помощью упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях).

Метод поручения дает наибольший аффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значения и активном влиянии на личность ребенка.

Большое значение имеет метод целенаправленного наблюдения, организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.

Очень важен метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.). Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и правил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания.

  • 2. Методы формирования нравственных представлений, суждений оценок включают:
    • - беседы на этические темы,
    • - чтение художественной литературы,
    • - рассказ,
    • - рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов;
    • - метод убеждения.

Эти методы широко используются как на замятиях, так и в повседневной жизни детей. При этом воспитатель должен избегать морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на фоне их положительного эмоционального состояния. Формирование у детей правильных оценок поведения и отношений людей способствует превращению моральных представлений в мотивы поведения.

3. Методы коррекции поведения. Если методы первых двух групп относятся к основным методам социально-нравственного воспитания, то методы этой группы - вспомогательные. Это методы поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка.

Поощрение (воспитателя) может проявляться в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о положительных поступках ребенка в кругу семьи или перед сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поручение ответственного дела, поход в кино, парк и др.

Поощряя, нужно учитывать следующие педагогические требования:

  • 1. Поощрять нужно своевременно и умело.
  • 2. Поощрение предусматривает конкретные определения, например: "добрый", "вежливый" и др. Этими словами подчеркивается нравственный смысл поступков.
  • 3. Поощрение должно быть заслуженным. Поощрять нужно только те поступки, которые требуют физических, умственных, нравственных усилий.
  • 4. В любом поощрении нужно знать меру, не следует захваливать одних и тех же детей.
  • 6. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности.

Наказание нельзя рассматривать как обязательней метод воздействия. В воспитании дошкольников можно обойтись без наказаний при условии индивидуальным особенностям, при такой организации педагогического процесса, когда все дети заняты содержательной нравственно направленной деятельность". Современная педагогика исключает физические наказания, запугивания, обидные характеристики; наказания, унижающие достоинство личности ребенка; наказания трудом, лишением еды, сна, прогулки.

Наказание может осуществляться в следующих формах: замечание, лишение ласки, временный отказ от бесед и разговора с ребенком, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждения, что про поступок узнают другие, обсуждение поступка всеми членами семьи или в коллективе сверстников.

Требования к использованию наказаний:

  • 1. Прежде чем наказать, нужно выяснить причину непослушания. Наказание должно быть справедливым, за аморальный поступок,
  • 2. Наказание не является обязательным методом воспитания.
  • 3. Наказание требует большого такта, терпения, осторожности.
  • 4. Наказания нужно сочетать с требовательностью. Взрослый должен быть непоколебим в своем решении, иначе ребенок будет надеяться на его отмену.
  • 5. Воспитателю надо предусматривать реакцию детей на наказание, стараться, чтобы они осознали неприемлемость их действий.
  • 6. Наказание базируется на уважении к личности ребенка.
  • 7. Взрослым нужно помнить о мере наказания. Вред частых наказаний очевиден: ребенок начинает обманывать, чтобы избежать наказания или перестает реагировать на него. Частые наказания говорят о беспомощности воспитателя.
Социально-нравственное воспитание в детском саду.

Введение.

Средства и методы нравственного воспитания.

Формирование положительной Я-концепции.

Заключение.

Список литературы.

Развитие личности ребенка дошкольного возраста в процессе социализации в человеческом сообществе и нравственного воспитания всегда было в центре внимания исследователей. Исследования Л.С. Выготского, Л.А.Венгера, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина сделали их имена бессмертными в детской психологии и дошкольной педагогике именно потому, что эти ученые попытались сформировать целостный взгляд на развитие ребенка не просто как на процесс и результат качественных изменений в психике, но как на цель и результат нравственного развития и воспитания ребенка, как на процесс его «вращивания» в человеческую культуру.

Стратегия взрослого при этом может быть различной. Традиционно называют такие стратегии, как авторитарная, либеральная и демократическая. При этом авторитарная стратегия ассоциируется с самым негативным вариантом развития ребенка. Однако сегодня многочисленными исследованиями уже доказано, что это не так. Наиболее проблемным для развития ребенка является вариант, связанный с реализацией либеральной стратегии. Исследователи считают, что это связано с тем, что ребенок при этом не в состоянии сформировать целостное представление о себе, окружающих людях и мире в целом и, при наличии неустойчивой системы требований взрослых, теряет ориентиры, необходимые для « вращивания» в человеческую культуру, для достижения эффективных результатов социально- нравственного воспитания.

На мой взгляд, в подобной ситуации находятся сейчас и взрослые, воспитывающие ребенка. Уже давно приняты Декларация прав ребенка, Конвенция «О правах ребенка», Концепция дошкольного воспитания, разработано огромное количество вариативных программ и методик, которые опираются на личностно- ориентированный подход к развитию, воспитанию и обучению ребенка в детском саду и семье, однако до сих пор никто не может дать четкого ответа на вопрос: почему в условиях гуманитарно-ориентированного домашнего и общественного образования формируется искаженная картина мира и образ себя у современных детей, нарушающие преемственность между поколениями семьи и обществе???

В дошкольном возрасте берут свое начало практически все нравственные качества: и гуманность, и трудолюбие, и умение жить в коллективе, отзывчивость и взаимопомощь, и чувство собственного достоинства и другие.

Конечно, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, так как процесс становления личности и ее нравственной сферы продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но в дошкольном возрасте закладываются азы нравственной культуры человека.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для его приобретения. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. А знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках и поведении, которые берут на себя функцию обратной связи и позволяют проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, механизм нравственного воспитания выглядит так: знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное начало.

Этот механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого нравственного (или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания состоит в отсутствии принципа взаимозаменяемости: каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

Например. Можно представить, что произойдет, если мы решим воспитывать такое нравственное качество как доброта и станем воспитывать у ребенка только представления о том, что такое доброта. При этом не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым, то есть мотивацию. Или не создадим условия для проявления доброты.

Действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста ребенка.

Например, понятно, что у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя опираться на осознание важности формирования того или другого качества личности. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственность? Конечно, нет. Можно изменять последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практически поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

В дошкольной педагогике выделяют 3 группы задач нравственного воспитания:

  1. формирование нравственного поведения, то есть элементарных навыков организованного, дисциплинированного поведения, положительных взаимоотношений, самостоятельности;
  2. формирование нравственных чувств и отношений, то есть воспитание первых гуманных чувств: доброта, заботливость, внимательность, доброжелательность. Необходимо формировать такие качества, которые требуются в современном обществе. То есть эта группа задач подвижна, ее создание зависит от исторического этапа, конкретных условий жизни.
  3. Например, в советский период самым значимым было воспитание коллективизма, патриотизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, предприимчивость и др. Хотя и формирование умения жить в коллективе и начал патриотизма также важно.
  4. формирование нравственного сознания, то есть первых нравственных убеждений, которые должны стать регуляторами действий и поступков человека.

Средства и методы нравственного воспитания.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп: Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и др.

Эта группа важна, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети очень живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. Художественные средства наиболее эффективно помогают формированию у детей моральных представлений и чувств.

  1. Природа является значимым средством воспитания чувств и поведения: дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.
  2. Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Она необходима при воспитании практики нравственного поведения.
  3. Особое место занимает общение, которое выполняет задачи корректировки (уточнения) представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
  4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера доброжелательная, с любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка – это средство воспитания чувств, представлений, поведения.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста детей, уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Методы нравственного воспитания можно объединить в 3 группы:

  1. Методы формирования нравственного поведения: приучение, упражнение, руководство деятельностью.
  2. Методы формирования нравственного сознания: убеждение, разъяснение, внушение, беседа.
  3. Методы стимулирования чувств и отношений: пример, поощрение, наказание.

Эффективный результат любые методы дают лишь при определенных условиях:

  1. Любой метод (группа методов) должна быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного, и школьного.
  2. Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения. Например, иногда родители и воспитатели используют прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Конечно, реальный результат в нравственном развитии ребенка в таком случае получить трудно. Или, что часто бывает, в качестве наказания используется угроза (что тоже плохо): «Вот не будешь слушаться, отдам тебя чужому дяде; уведу в лес и оставлю волкам на съедение; сдам тебя в детский дом!». С одной стороны, родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают. Вначале такие угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. С другой стороны (особенности психики ребенка), дети понимают все буквально, такой ребенок растет неуверенным, сомневающимся, с низкой самооценкой, он не отрицает своей ценности, с чувством постоянного страха (за любой поступок в детдом, появляется страх увертки, изворотливость, обман и т.д.)Обещанное всегда надо выполнять!
  3. Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат.
  4. Методы воспитания следует применять тактично. Ребенок не должен чувствовать, что его воспитывают. Наилучший эффект дает опосредованное воздействие – это большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку.
  5. Подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты их воздействия на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию – от выбранного метода следует отказаться.
  6. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. В дошкольном возрасте нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Нужно с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той, форме, какой мы ожидаем
  7. . (Например, воспитание правильной речи у заикающихся дошкольников).
  8. Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Например, такой метод – пример взрослого как образец для подражания. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у детей. Очень важно организовать наблюдение за поступками взрослого, а также практику поведения.
  9. Методы нравственного воспитания применяются не изолированно, а в комплексе.

Формирование положительной Я-концепции .

Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. В отечественной психологии это называется самооценкой.

Определяют 4 стадии развития Я-концепции. Важно с самого начала сформировать положительную Я-концепцию.

I стадия. От рождения – 18 лет.

Ребенок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру, то есть ребенок должен чувствовать, что его любят. Как этого добиться? Его не надо бросать в дом ребенка. Нужно любить, его нужно ласкать, целовать, брать на руки (существует мнение, что ребенка не надо брать на руки). Американцы исследовали, что такой человек не будет хорошим, любимым партнером.

II стадия. 1,5 – 3-4 лет. Ребенок осознает свое индивидуальное начало, а самого себя как активно действующее существо. До этого ребенок называл себя третьим лицом. Теперь «Я». Главный позитивный результат развития на этой стадии – достижение чувства независимости. На I стадии ребенок полностью зависел от взрослых, на II стадии – относительно. Ребенок нуждается в этот период в поддержке, в воодушевлении.

По возможности следует избегать конфликтов, связанных с запретом. Все запрещать не можем. Разумно запрещать то, что абсолютно не допустимо, то есть то, что содержит в себе опасность для жизни ребенка. Нужно быть последовательным и постоянным (нет, так нет).

III стадия. В 4 года. В это время у ребенка появляется первые представления о том, каким он может стать человеком. Одновременно он определяет для себя границы дозволенного. Очень энергичной становится познавательная деятельность ребенка, в которой проявляется любознательность. Очень важной является реакция взрослых на эти проявления. Главная опасность на этом периоде – появление у ребенка чувства вины за свою любознательность и активность.

IV стадия охватывает школьные годы ребенок включается в системную организованную деятельность и осуществляет ее самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. На основе этой деятельности ребенок старается завоевать уважение к себе.

У ребенка должна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях, он должен воспринимать ее как повод научиться чему-то, а не как дефект.

Как осознать свою Я-концепцию? Нужно составить шкалу само восприятия.

Качества, которые присущи данному человеку (мне) оценить качество

Умный это радует

Красивый огорчает

Зануда безразлично

Чем > положительных, тем > Я-концепция

(Я-концепция включает физическое, умственное, экономическое, социальное.) Если зануда, но это радует, то это положительная Я-концепция.

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигается задача воспитания счастливого ребенка.

Ранее в отечественной педагогике такая задача не ставилась.

Господствовала традиционная концепция: воспитывая ребенка, для него как бы выстраивали такую перспективу: вот будешь слушаться старших, будешь хорошо учиться и т.д. – тогда станешь счастливым человеком). Сейчас же первостепенную важность приобретает задача воспитания счастливого ребенка.

Например, в американской педагогике есть такой принцип – «воспитывать счастливую личность». Если у нас традиционно выстраивается перспектива постепенного формирования счастливого человека, то есть отдаленный результат, то американцы все «перевернули»: ты родился счастливым человеком и поэтому можешь хорошо учиться, весело жить, у тебя все получиться, тебе все по плечу. Такое положение, на мой взгляд, особую важность приобретает для детей с ОПФР, для многих детей с различными нарушениями речи.

Счастливый ребенок уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общается с людьми – взрослыми и детьми. Он оптимистичен, все воспринимает с радостью, любознателен и т.д. но воспитать такого ребенка можно, если и родители, и воспитатели проникнутся глубоким уважением к личности ребенка и научат его чувству собственного достоинства и умению жить среди людей.

  • Воспитание гуманности;
  • Воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться;
  • Коллективизма, отзывчивости и взаимопомощи;
  • Усвоение нравственных норм, культуры поведения и взаимоотношений;
  • Воспитание начал патриотизма и гражданственности.

В каждом из этих блоков работа ведется по двум взаимосвязанным направлениям: необходимо воспитывать у ребенка соответствующие нравственные качества и создавать условия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.

Заключение:

На мой взгляд, именно аспект духовно-нравственного развития и воспитания детей может обеспечить целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом, в процессе реализации совершенно разных направлений развития личности ребенка: социально- нравственного, обще интеллектуального и общекультурного.Это связано с тем, что духовно – нравственное воспитание предполагает формирование у ребенка ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие личности человека.

В процессе духовно – нравственного воспитания осуществляется воспитание у детей чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других качеств,способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

Список литературы :

  1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М., 1989
  2. Князева Л.П. Этические беседы в детском саду. Пермь, 1972
  3. Как организовать коллектив дошкольников. Пер\=евод с японского. М., 1991
  4. нравственное воспитание дошкольников / Л.А. Пеньевская и др. м., 1972
  5. Баркан А.И. Его Величество Ребенок, какой он есть. М., 1996

Зейнаб Махмудова
Социально-нравственное воспитание дошкольников

Введение.

«Наши дети- это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»

А. С. Макаренко

«Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»

В. А. Сухомлинский

Это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду , когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

Нравственность любого ребёнка начинается в семье. Воспитание доброты , честности, справедливости, правдивости может быть в семье, где царит здоровая нравственная атмосфера, в которой не допускается лицемерие, ложь, нечестность и фальшь в отношениях. Нравственность ребёнка возможна там, где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома, где в случившимся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают. Но поддержка должна быть правдивая, честная, справедливая. Основа нравственного воспитания – правдивость и объективность семьи, отсутствие у ребёнка боязни за то, что он сделал что-то не так. Ребёнок должен не бояться, а стыдиться за свой плохой поступок, переживать из-за него, мучиться и страдать, чтобы подобное никогда не произошло с ним.

Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы (по С. А. Козловой) :

Предварительного,

Базового,

Художественно-ознакомительного,

Эмоционально-действенного.

За период дошкольного детства у детей формируются :

а) представления о социальном окружении , об общественных событиях, доступных их пониманию (о родном доме, родном крае, неповторимости его природы и красоты, о народном эпосе, сказаниях, о подвигах, мужестве и смелости героев, их славных делах, рождающие чувство гордости, начала патриотизма;

б) знания о труде людей; о том, что все окружающее – результат труда многих поколений, создавших материальные и духовные ценности общества : дом, в котором живет ребенок; школа, в которой он будет учиться; лес, парк, речка, сад, которые сохраняются благодаря труду людей;

в) знания о природе, растительном и животном мире, которые становятся основой для воспитания любви к Родине , побуждают к заботе о животных и растениях родного края, вызывают чувство восхищения, поддерживают эмоционально положительное состояние;

г) знания о себе как субъекте деятельности, отношений, интересов. Осознание своего «Я» , адекватная самооценка своих знаний, возможностей, достижений, отношения к людям вызывают стремление стать лучше, доброжелательнее, активнее в проявлении моральных качеств;

д) знания о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях, обычаях, а также в правилах, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма. Наполненные чувствами, эти знания становятся мотивами поведения детей, побуждают к нравственно ценным поступкам, к сопротивлению негативным действиям и отрицательному отношению к ним.

Таким образом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника . Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить : пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.

Социально-нравственное воспитание дошкольников закладывает основы личности ребенка. Ведь именно в дошкольном возрасте малыш получает первый опыт общения, он учиться как правильно вести себя с близкими ему людьми и ровесниками, он усваивает традиции и культуру своего народа.

Роль родителей и воспитателей великая , именно они знакомят малыша с окружающим миром, учат быть самостоятельным. В детском саду ребенок впервые в жизни испытывает чувство дружбы, и учиться уважать старших. Мы, педагоги, стараемся советовать родителям – какую литературу почитать с ребенком дома, на какие качества и особенности его развития обратить внимание и т. д.

Задачи :

Формирование нравственного сознания;

Формирование социальных эмоций , нравственных чувств к разным сторонам социального окружения ;

Формирование нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;

- воспитание полезных навыков и привычек поведения;

Формирование доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистической направленности личности дошкольника .

Для решения задач нравственного воспитания необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы создать максимум условий, способствующих реализации заключенных в ней возможностей. Только в соответствующих условиях в процессе самостоятельной разнообразной деятельности ребенок учится использовать известные ему правила в качестве средств регуляции отношений со сверстниками.

Методы и приемы.

Существует несколько классификаций методов социально-нравственного воспитания .

Например, классификация В. И. Логиновой, основанная на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания :

Методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование) .

Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью) .

Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы) .

Классификация Б. Т Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает :

Методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций).

Воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку).

Организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования) .

В качестве методов, направленных на осознание ребенком смысла и справедливости моральных правил, исследователи предлагают : чтение литературы, в которой значение правил раскрывается путем воздействия на сознание и чувства дошкольника (Е. Ю. Демурова, Л. П. Стрелкова, А. М. Виноградова) ; беседы с использованием сравнения положительных и отрицательных образов персонажей (Л. П. Князева) ; решение проблемных ситуаций (Р. С. Буре) ; обсуждение с детьми приемлемых и неприемлемых способов поведения по отношению к окружающим; рассматривание сюжетных картинок (А. Д. Кошелева) ; организацию игр-упражнений (С. А. Улитко, игр-драматизаций.

В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают :

Ознакомление детей с разными сторонами социального окружения , общение с детьми и взрослыми;

Организация деятельности детей - игры, труд и др. ,

Включение детей в предметно-практическую деятельность, организация коллективных творческих дел;

Общение с природой;

- художественные средства : народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.

Формы, виды.

Формы организации социально-нравственного воспитания могут быть представлены в следующих видах :

– организации совместной деятельности взрослых и детей, под которой можно понимать деятельность двух и более участников процесса социально-нравственного воспитания по решению задач социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности, предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками ;

– организации самостоятельной деятельности детей, под которой понимается общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, а также менять способ организации своей активности : с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел.

Этапы социально-нравственного воспитания .

Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р . С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания :

1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

2 этап – накопление знаний и формирование нравственных представлений;

3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте :

У детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

Возрастает действенность нравственных представлений;

Возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Комплексное использование методов и средств нравственного воспитания поможет успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого ребенка.

В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает , что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

Социально-нравственное воспитание детей должно проходить следующим образом :

Прочитайте ребятам сказку и постарайтесь добиться дискуссии; пусть дети подумают, кто прав и, кто виноват в сложившийся ситуации;

Четко, кратко и ясно объясняйте правила поведения, аргументируя, почему себя нужно так вести;

Чаще играйте с ребятами в игры, которые учат сотрудничеству и взаимопомощи.

Социально-нравственное воспитание детей препятствует развитию вредных привычек.

Условия социально-нравственного воспитания в детском саду .

Условия социально - нравственного воспитания в детском саду , должны соотносится с условиями реализации других направлений развития детей, так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса : например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников .

Основные способы социально-нравственного воспитания детей :

Приучение

Упражнение

Воспитывающие ситуации

Поощрение

Пример для подражания

Разнообразие словесных методов

Разъяснение

Воспитание социально -нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения и становления личности. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.

Только объединив усилия, мы сможем возродить утраченные социально - нравственные ценности, что позволит решить социально -экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущему.

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Роза Семеновна Буре

Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие

Посвящается моим учителям,

коллегам и ученикам.

Введение

Проблемы социально-нравственного воспитания дошкольников находятся в центре внимания отечественной педагогики.

В настоящее время особо острое значение приобретают исследования, направленные на разработку теоретических и методических основ социального становления личности дошкольника, воспитания осознанного отношения к разным сторонам общественного окружения и поведения, соответствующего нормам морали.

За последние десятилетия значительно изменились взгляды на ребенка дошкольного возраста. Все более весомо утверждается положение о том, что дошкольный возраст имеет непреходящее значение в формировании личности ребенка, является «фундаментом гармонической личности» (А. В. Запорожец); получены новые данные о процессе социального становления личности дошкольника. Исследователями обосновано положение о том, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, и на его основе – навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности; формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе, социально приемлемые мотивы складывания личностных механизмов поведения. Старшему дошкольнику становится доступным осознание объективности и справедливости моральных норм, понимание их относительной значимости в ситуациях морального выбора.

Большое значение дошкольного детства в развитии личности требует разработки более совершенных методов и средств, способствующих социальному становлению личности дошкольника, позволяющих не упустить оптимальные сроки формирования основ его гармонического развития.

Важное значение приобретают доказательства того, что ребенка дошкольного возраста следует рассматривать не как объект педагогических воздействий, а как субъект реализации его потребностей, интересов и устремлений.

Подход к решению задач формирования морального облика ребенка, признавая его субъектом воспитания, требует изменения направленности воздействий взрослого, разработки средств и методов, позволяющих представить дошкольнику моральные нормы через его личностное восприятие. Результатом воздействий педагога должно стать развитие у дошкольника социальных чувств (удовлетворения, собственного достоинства, недовольства собой, стыда и др.), оценки себя с позиции «Я среди людей», «Я для людей», «Я вместе с людьми».

Методы нравственного воспитания должны быть направлены не на передачу моральных норм с целью формирования соответствующего практического опыта, а на то, чтобы поставить ребенка в условия, при которых поступок, соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно значимым.

Решению задач социально-нравственного развития способствует организация педагогического процесса на основе личностно ориентированной модели, которая предусматривает тесное взаимодействие детей с педагогом, допускающим и учитывающим наличие у дошкольников собственных суждений, предложений, несогласий. Общение в таких условиях принимает характер диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений.

Существенное значение в дальнейшей разработке проблем социального становления личности дошкольника имеют исследования, обосновывающие значимость эмоциональной регуляции поведения, направленные на формирование способности предвосхищать результат своего предполагаемого поступка, оценивать его смысл для себя и для окружающих. Исследования раскрыли значительную роль в воспитании дошкольника социальных эмоций и чувств, которые становятся «механизмом эмоциональной коррекции поведения» (А. В. Запорожец).

Таким образом, результаты исследований педагогов и психологов позволяют продолжать разработку проблемы социального становления личности дошкольника и обосновывают ее актуальность.

В данном пособии представлены в кратком изложении взгляды философов на суть и содержание моральных норм общества; теоретические проблемы, методы и средства, способствующие развитию у детей способности к самостоятельному выбору действий и поступков, взаимоотношений со сверстниками, соответствующих нормам морали, воспитанию нравственно-волевых качеств.

Представленные в книге методы и средства воспитания у дошкольников гуманных чувств опираются на положение о том, что отношение рождается только при чувственном восприятии социальных явлений, а знания становятся основой формирования мотивов, побуждающих к нравственно ценным поступкам. Воздействие на эмоциональную сферу не только позволяет дошкольнику освоить понятия «хорошо» и «плохо», но и вызывает стремление следовать хорошему и противостоять плохому под влиянием не установленных правил, а развивающихся гуманных чувств.

В книге обсуждается необходимость совершенствования методов социального становления личности дошкольника на основе подхода к ребенку как к субъекту деятельности и построения отношений, удовлетворения его потребности в самостоятельности, выражающейся уже в трехлетнем возрасте в утверждении: «Я сам!»

Значительное место занимает обсуждение положения отечественной педагогики и психологии о ведущей роли деятельности в воспитании и обучении. Рассматриваются педагогические условия, при которых деятельность становится средством формирования личности дошкольника; анализируются методы воспитания основополагающих качеств: самостоятельности, настойчивости, адекватной самооценки своих поступков и результатов деятельности, гуманистической направленности личности.

Методы воспитания гуманистической направленности личности дошкольника представлены с различной полнотой c учетом объема их публикации в научной и методической литературе.

Большое место отведено рассмотрению диссертационных работ, выполненных на кафедре дошкольной педагогики МГПУ в последнем десятилетии.

При рассмотрении методических сторон обсуждаемых проблем автор посчитал целесообразным привести содержание формирующих экспериментов с целью конкретизации излагаемых методических приемов, а также некоторые примеры из опыта работы педагогов (беседы, общение с детьми и др.) с последующим анализом их воспитательной значимости.

Автор выражает глубокую благодарность Л. М. Волобуевой, Т. И. Ерофеевой, О. В. Никифоровой за неоценимую помощь в создании монографии, бескорыстную поддержку и доброжелательное отношение. Благодарит лаборанта кафедры дошкольной педагогики А. Ефимову за помощь при подготовке рукописи к печати.

Теоретические основы формирования у детей осознанного отношения к социальному окружению и нормам морали

Мораль определяется в философии как «общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достаточной и счастливой жизни».

Мораль представляет собой «систему норм и ценностей, которые, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека».

«Мораль как социальное явление порождается необходимостью согласования поведения каждого отдельного человека с интересами других людей и общества».

Такие определения философов обосновывают роль морали как теоретической основы нравственного воспитания.

Мы всегда находимся среди людей. «Но готовы ли мы, хотим ли и умеем вести себя со всеми окружающими нас людьми так, чтобы и сами, и они чувствовали взаимное удовлетворение общением?» – обращается к читателю И. В. Дубровина.

Как ответить на этот вопрос? Как оценивать свое поведение и поступки других людей? На что надо ориентироваться, чтобы жить в согласии с обществом?

О. Г. Дробницкий, как бы отвечая на эти вопросы, пишет о том, что в обществе «возникает нужда в создании особых норм, систем предписаний и ограничений, понуждений и запретов, а также социальных санкций, призванных согласовать массовое поведение с общественными потребностями».

Таким средством являются нормы морали, то есть объективные требования к поведению людей в обществе, выражающие необходимость соотнесения личных и общественных интересов в возникающих конкретных ситуациях, опирающиеся на силу и авторитет общественного мнения, но обращающиеся к нравственному сознанию личности.

В этих требованиях проявляется императивность (повелительность) и одновременно направленность на осознание личностью их сущности и правомерности.

Моральные нормы отражают также исторический опыт поколений, дошедший до нас в виде обычаев, традиций, заповедей. До настоящего времени среди людей живет древняя заповедь, получившая название «золотое правило нравственности»: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Евангелие от Луки. 6:31)… (Не) Поступай по отношению к другому, как ты не желаешь, чтобы он поступал по отношению к тебе».

Моральные нормы осуществляются практически и воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений.

Моральные нормы – это обобщенные понятия. Они заключают в себе не содержание конкретных поступков, а общий тип поведения, образ поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к самому себе, к природе.

В современном мире эти отношения проявляются в гуманизме, трудовой направленности, чувстве собственного достоинства, экологической культуре (осознании своей ответственности за жизнь и развитие животного и растительного мира). Все эти отношения проявляются в реальных ситуациях в виде поступков, которые всегда содержат в себе осознанность и добровольность. В поступках оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим особую роль в моральной регуляции приобретает формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля (отсюда же такие понятия, как совесть, чувство личного достоинства, честь) . Например, С. Я. Маршак в стихотворении описывает действия неизвестного героя, который увидел в окне горящего дома ребенка. Герой спрыгнул с подножки трамвая, добрался до девочки по водосточной трубе и спас ее. Его никто не принуждал к таким действиям, он добровольно и осознанно совершил героический поступок, побуждаемый мотивом сочувствия страдающему человеку; в его поступке отразилось отношение. Следовательно, формирование поступков есть формирование отношений.

Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребенком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того, как его воспитывают, от социальной среды, в которой он живет. Немаловажную роль играют также общественные отношения, семейная атмосфера, эмоциональный климат в группе детского сада и другие социальные и экономические факторы.

В силу конкретности мышления дошкольнику недоступно освоение этих норм в общей абстрактной форме. Поэтому возникает задача конкретизации норм морали для понимания ребенком их смысла и воспитания опыта поступков, соответствующих нормам морали.

Взрослый «переводит» моральные нормы в правила, служащие ребенку регуляторами поведения, и действия, которые, с одной стороны, соответствуют этим нормам, а с другой – ситуациям, возникающим в повседневной жизни и заключающим в себе моральный смысл.

Трудности в формировании у дошкольников поступков, соответствующих моральным нормам в конкретных ситуациях, заключаются и в том, что в силу незначительного опыта дети (особенно младшие дошкольники) далеко не всегда могут понять суть возникшей ситуации или перенести на нее знакомое правило. Например, малыш плачет, потеряв игрушку. Увидев это, сверстник начинает гладить его по голове, так как знает правило: «надо пожалеть того, кто плачет». Но такое действие не соответствует сути возникшей ситуации, в которой следовало бы помочь малышу найти игрушку.

Какие же методы способствуют формированию осознания детьми смысла и справедливости моральных правил? Как добиться того, чтобы ребенок мог самостоятельно находить выход, соответствующий моральному правилу и сложившейся ситуации?

Актуальной становится задача разработки таких методов формирования представлений о нормах морали, которые бы обеспечили дошкольнику овладение способами саморегуляции поведения и деятельности.

В отечественной педагогике и психологии утвержден ведущий принцип воспитания и обучения в деятельности. В исследованиях П. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. П. Рубинштейна и других ученых обоснованы положения о ведущей роли практической деятельности в развитии психических процессов, организации и регуляции собственного поведения, в усвоении общественного опыта отношения к социальному окружению и взаимоотношений с людьми.

Так, А. Н. Леонтьев подчеркивает: «Какой бы частный процесс психической жизни ребенка ни взяли, анализ движущих сил его развития неизбежно приводит нас к основным видам деятельности ребенка, к побуждающим их мотивам».

«Именно в деятельности создаются возможности для преодоления формализма в знаниях детей о моральных нормах, формируется нравственная культура личности, то есть единство нравственного сознания и поведения, объединяющая в себе знание моральных норм, убежденность в их значимости и справедливости и умении самостоятельно использовать эти знания в собственном практическом опыте, находить им адекватную форму поведения, которые постоянно возникают не только в проблемных, но и в элементарных ситуациях морального выбора».

«Если уделять внимание лишь формированию нравственных представлений, – пишет А. В. Запорожец, – не заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи «нравственного формализма», когда дети хорошо знают правила, нравственные нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами эти нормы нарушают, не считаясь с интересами окружающих». Для предупреждения подобного расхождения знаний и реального поведения необходимо, чтобы «нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения… Чтобы у него возникло не только понимание, но и положительное эмоциональное отношение к своим нравственным обязанностям».

Такая задача может быть решена только при организации разнообразной деятельности детей, в которой они получают практический опыт использования моральных норм в качестве средств регуляции своего поведения, а также для оценки поступков сверстников. Дошкольник активно входит в мир социальных отношений, усваивает элементарные моральные требования, приучается их выполнять. Это осуществляется в соответствующих возрасту видах деятельности. Ребенок становится субъектом деятельности, овладевает не только конкретными продуктивными действиями, но и такими компонентами деятельности, как целеполагание, самооценка и др., что отражается на его социально-эмоциональной сфере.

Большое значение практическому опыту, активной деятельности ребенка в формировании желаемого поведения придавал А. С. Макаренко, подчеркивая, что между знаниями о том, как следует поступать, и самостоятельными поступками есть «маленькая канавка, которую надо заполнить опытом». Накопление практического опыта приводит к развитию устойчивого поведения: ребенок начинает поступать правильно потому, что иначе не может, потому что он так привык. Но не следует думать, что, организуя труд, игру, общение детей, педагог автоматически достигает целей воспитания. Деятельность как таковая может быть «нейтральной» в деле воспитания (А. С. Макаренко), а усвоенные правила – лишь формальными, но не реально действующими (Т. И. Ерофеева, Я. З. Неверович) знаниями, то есть не оказывающими достаточного влияния на воспитание у ребенка трудолюбия, гуманного отношения к сверстникам, саморегуляции поведения и др.

Для решения задач нравственного воспитания необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы создать максимум условий, способствующих реализации заключенных в ней возможностей. Только в соответствующих условиях в процессе самостоятельной разнообразной деятельности ребенок учится использовать известные ему правила в качестве средств регуляции отношений со сверстниками. На основе этих положений педагоги и психологи провели многочисленные исследования, раскрывающие возможности разных видов деятельности в воспитании у детей личностных качеств и взаимоотношений. Содержание педагогических условий организации деятельности дошкольников раскрывается ниже.

Ознакомление с разными сторонами окружающего мира и воспитание на этой основе чувств, отношений и мотивов поступка является одной из важнейших задач нравственного воспитания дошкольников.

За период дошкольного детства у детей формируются:

а) представления о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию (о родном доме, родном крае, неповторимости его природы и красоты, о народном эпосе, сказаниях, о подвигах, мужестве и смелости героев, их славных делах), рождающие чувство гордости, начала патриотизма. Такие знания побуждают к деятельности, продолжению славных дел отцов и дедов; вызывают интерес к жизни других народов, создавая возможности для формирования эмоционально положительного отношения к ним;

б) знания о труде людей; о том, что все окружающее – результат труда многих поколений, создавших материальные и духовные ценности общества: дом, в котором живет ребенок; школа, в которой он будет учиться; лес, парк, речка, сад, которые сохраняются благодаря труду людей. Это духовные ценности, созданные учеными, писателями, поэтами; это первый букварь, по которому ребенок учится читать; это труд учителя, раскрывающего перед детьми все богатство знаний, обучающего необходимым умениям и помогающего познавать мир; это книги, которые становятся источниками знаний, учебники, знакомящие с разными сторонами жизни, что станет предметом специального изучения в школе; это увлекательные сказки, рассказы и повести о жизни замечательных людей, о приключениях и борьбе героев со злом, их мужестве, стойкости, умении преодолевать трудности, невзгоды. Такие примеры вызывают у детей желание подражать. Это увлекательные, забавные истории из жизни сверстников, полные юмора; стихи и песни, наполненные оптимизмом, создающие приподнятое настроение. Это произведения художников, искусство балета, театра, вызывающие восхищение, эмоциональный заряд, рождающие чувство прекрасного, побуждающие к творчеству в своей деятельности.

Знания о труде сочетаются со знаниями о роли тружеников в создании материальных и духовных благ, о лучших качествах человека труда (трудовой героизм, мастерство, любовь к своей профессии, личностные качества (ответственность за свое дело, настойчивость, смекалка, доброжелательное отношение к соратникам, бескорыстная помощь и требовательность), желание передать свои знания, умения, опыт, отношение к своему делу подрастающему поколению, призванному продолжить славные традиции тружеников);

в) знания о природе, растительном и животном мире, которые становятся основой для воспитания любви к Родине, побуждают к заботе о животных и растениях родного края, вызывают чувство восхищения, поддерживают эмоционально положительное состояние;

г) знания о себе как субъекте деятельности, отношений, интересов. Осознание своего «Я», адекватная самооценка своих знаний, возможностей, достижений, отношения к людям вызывают стремление стать лучше, доброжелательнее, активнее в проявлении моральных качеств. Переживаемое чувство вины, недовольства собой осознается ребенком как возможная ошибка в поведении или деятельности и побуждает к самостоятельной коррекции. Осознание себя как члена сообщества сверстников побуждает дошкольника к активности в достижении общей цели, проявлению ответственности, стремлению оказывать помощь или опираться на поддержку сверстников в ситуациях собственного неблагополучия и реализации своих замыслов;

д) знания о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях, обычаях, а также в правилах, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма. Наполненные чувствами, эти знания становятся мотивами поведения детей, побуждают к нравственно ценным поступкам, к сопротивлению негативным действиям и отрицательному отношению к ним.

Наблюдения в окружающем мире – один из ведущих методов воспитания и обучения в дошкольной педагогике. В процессе наблюдений детям представляется возможность замечать действия окружающих людей, происходящие в ближайшей среде события, изменения в природе и т. д.

Последовательность наблюдений состоит в демонстрации детям конкретных фактов, на основе которых формируются представления, а обобщение ряда представлений позволяет формировать понятия.

И. М. Краснобаев утверждает, что у детей старшего дошкольного возраста некоторые понятия, такие как патриотизм, долг, честь, нередко задерживаются на уровне элементарных эмпирических знаний. Дети не вкладывают в эти понятия их социальную ценность и не осознают свое поведение как социально значимое.

Разрабатывая проблему формирования у дошкольников системных знаний, В. И. Логинова предполагает своеобразный алгоритм последовательности знаний о труде людей: сначала ставится вопрос о том, как удовлетворить потребности людей в самых разных вещах. На конкретном примере рассматривается последовательность:

а) задуматься о том, что надо изготовить (конкретизирует: надо сшить шапочку для куклы), то есть поставить цель;

б) подготовить все необходимое (подобрать подходящий материал, нитки, иголки, выкройку и пр.);

в) разложить все «по порядку», то есть в последовательности использования материалов;

г) определить очередность действий (выкроить, сшить);

д) проверить качество изготовленного предмета;

е) оценить значимость деятельности в обобщенной форме: труд есть средство удовлетворения потребности людей.

В качестве еще одного примера можно привести последовательность действий крестьянина наглядно представлена К. Д. Ушинским в рассказе «Как рубашка в поле выросла».

По-иному определяет последовательность наблюдений детей при ознакомлении их с деятельностью труженика Е. И. Радина, решая задачу воспитания уважения к их труду. Учитывая положение психологов о недостаточном развитии у дошкольников произвольного внимания, автор предоставляет детям возможность увидеть внешние действия, производимые тружеником. Так, наблюдая труд столяра, дети обращают внимание на летящие из-под рубанка кудрявые стружки, которые характерно пахнут, слышат звук скользящего по доске рубанка и т. д.

Опираясь на эти непосредственные наблюдения, автор решает первую задачу – заострить внимание на действиях рабочего (что он делает? Каково качество этих действий?).

Обсуждение дальнейших вопросов уже требует интерпретации педагога (какое отношение проявляет рабочий в своей деятельности? Какой он? Какие качества его характеризуют?).

В заключение подводится итог всех наблюдений: труд рабочего имеет общественное значение – он удовлетворяет потребности людей.

Примеры формирования системных знаний о жизни животных на основе наблюдений за ними, бесед и рассматривания картин содержатся в исследовании С. Н. Николаевой.

Обобщая приведенные выше примеры, сделаем вывод о разработке последовательности наблюдений за другими объектами окружающего мира (на примере ознакомления с явлениями живой природы осенью).

Сначала детям преподносится факт: листья на деревьях становятся желтыми, падают на землю.

Создается возможность чувственного восприятия: дети бегают по дорожкам, засыпанным листьями, собирают листья в букеты, делают из них гирлянды и украшают ими свои постройки и т. д.

Во время одевания на прогулку педагог обращает внимание ребят еще на один факт: одежда меняется, дети надевают свитеры, сменяют панамки на теплые шапочки, а туфельки – на ботинки.

На основе обобщения фактов формируются представления об осени: изменения в природе – часто идет дождь, становится холоднее, опадают листья с деревьев и т. д. – это приметы осени. Обобщение примет всех сезонов сводится в общее понятие «времена года».

Подобным образом разрабатывается и последовательность наблюдений за другими объектами окружающего мира.

Результаты наблюдений углубляются и расширяются при использовании других методов (рассматривание картин, чтение художественной литературы, просмотр видеозаписей и др.).

Действенным средством ознакомления дошкольников с разнообразием поступков и оценкой их нравственной значимости является художественная литература, в которой описываются конкретные ситуации, близкие к опыту детей, действия персонажей и последствия этих действий.

Обращаясь к анализу художественных произведений, содержащих ситуации, имеющие моральный смысл, можно выделить ряд форм, в которых они преподносятся, с целью определения степени сложности осознания дошкольниками нравственного смысла действий литературных героев и выделения оценки их поступков с точки зрения соответствия моральным нормам.

Самая доступная восприятию детей форма – описание конкретного поступка и его оценка писателем. Например:


Этот чистит валенки,
Моет сам галоши.
Он хотя и маленький,
Но вполне хороший.
Этот в грязь залез
И рад, что грязна рубаха.
Про такого говорят:
«Он плохой, неряха».
В. Маяковский

Преподнесение детям поступков, соответствующих и противоречащих нормам морали (в приведенном примере – конкретизирующих моральную норму: «вещи созданы трудом людей, и их надо беречь»), легко осознается, побуждает к положительным действиям, вызывает желание следовать им в своем поведении.

Обсуждение вопросов «За что поэт одного мальчика хвалит, а на другого сердится? На кого бы вы хотели походить?» и др. закрепляет представления о хорошем и плохом, побуждает к выбору положительных поступков и обоснованию их значения.

Нередко в произведениях описываются не только отрицательные действия персонажей и их последствия, но и действия, направленные на исправление героями своих ошибок. Например, в ходе беседы по рассказу К. И. Чуковского «Федорино горе» дети осознают необходимость исправления неблаговидных поступков.

Подобным образом может быть построена беседа по произведению «Мойдодыр». Важно обратить внимание детей на эмоциональное состояние мальчика-неряхи в ситуации возмущения крокодила его внешним видом и радости после приведения себя в порядок. А «гимн воде» вызывает эмоциональный подъем у слушателей, и они без разъяснений педагога осознают, к чему приводит несоблюдение морального правила.

Несколько сложнее предстают перед детьми ситуации, в которых отрицательный поступок лишь описан. Слушателям предстоит оценить их и самостоятельно найти способ исправления. Примером может служить рассказ Н. Калининой «Разве так играют?». При обсуждении действий ребенка, забравшего себе много игрушек, появляется возможность убедить детей в справедливости правила совместного пользования игрушками и пособиями в группе.

К этой же форме преподнесения моральных норм можно отнести рассказы, в которых приводится положительный пример, но суть его не разъясняется и действия персонажей не оцениваются автором («Просто старушка», «Трудный вечер» Н. М. Артюховой).

Следует подчеркнуть, что нравственную суть поступков персонажей дети понимают не сразу: они начинают перечислять действия героев и не оценивают моральный смысл действий мальчика. Такие вопросы, как «Почему мальчик завесил лампу?» или более сложные «Как мальчик выполнил просьбу папы позаботиться о маме?», вызывают затруднения.

Обсуждения помогают ребятам осознать моральную суть положительных поступков персонажей, их соответствие моральной норме: «Надо приходить на помощь, заботиться о других!»

Такие рассказы сложны для осознания дошкольниками сути ситуаций и поиска выхода, используя моральное правило. Необходимой становится этическая беседа, в процессе которой педагог приводит их к выводу о том, как изменить ситуацию, что посоветовать герою произведения для исправления его поступка или помогает оценить положительный смысл действий героя. Активизирует детей вопрос: «А как бы ты поступил на его месте?» Ребенок погружается в ситуацию, чувствует себя ее участником, выбирает выход, соответствующий положительной оценке.

В другой форме литературные произведения знакомят детей с положительными поступками героев, которым автор не дает прямой оценки. В таких произведениях детям предстоит самостоятельно оценить не только действия персонажей с точки зрения соответствия моральным нормам, но и их личностные качества. Например, дошкольникам доступен образ Айболита из произведения К. И. Чуковского. Описание поступков доктора вызывает положительный отклик, активное обсуждение; в ответ на вопросы «Что вы можете сказать про доктора Айболита? Каким он был?» дети оценивают моральный облик образа: «Он был заботливый», «Он любил зверей», «Он был храбрый» и т. д.

Схожим примером является очень короткий, но наполненный глубоким смыслом рассказ «Шарик в окошке» А. Митта. В нем представлен поступок мальчика, который проявил сочувствие к больному другу, сумел развеселить его, послав ему воздушный шарик с нарисованной на нем веселой рожицей.

Несколько сложнее воспринимается детьми смысл действий Вовки, героя произведения А. Барто «Добрая душа». Следует обратить их внимание на описание ситуации (младенцы плачут, солнце сильно припекает) и состояние людей (старушки устали, люди утомлены от жары); помочь понять, что в простых действиях Вовки проявляется его забота о людях: он придумал, как надо поступить: поплясать перед младенцами, чтобы их успокоить; сделать для бабушек веера.

Таисия Комарова
Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, задачи, содержание, методы нравственного воспитания . По-разному интерпретировался сам, термин «нравственное воспитание » , иногда подменялся понятием «духовное воспитание » , «моральное воспитание » . Мораль -общественное явление, включающее в себя нормы и правила, определяющие и ограничивающие поведение человека в конкретном обществе, в конкретной ситуации развития. Нравственность, в отличие от морали, - это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, поведение человека. Значение понятия «социально-нравственное воспитание » значительно шире : социально все , что касается человека, живущего в обществе. Оно тесно связано с понятием «социализация » , рассматриваемого как совокупность социальных процессов , благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (И. С. Кон) . Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду , когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто оно не бывает адекватным требованиям морали. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям . Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое : способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы, возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства . Чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации : в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает , что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

Таким образом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника . Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить : пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.

Социально-нравственное воспитание дошкольников закладывает основы личности ребенка. Ведь именно в дошкольном возрасте малыш получает первый опыт общения, он учиться как правильно вести себя с близкими ему людьми и ровесниками, он усваивает традиции и культуру своего народа.

Роль родителей и воспитателей великая , именно они знакомят малыша с окружающим миром, учат быть самостоятельным. В детском саду ребенок впервые в жизни испытывает чувство дружбы, и учиться уважать старших. Мы, педагоги, стараемся советовать родителям – какую литературу почитать с ребенком дома, на какие качества и особенности его развития обратить внимание и т. д.

Основной задачей нравственного воспитания является развитие и воспитание у ребенка моральных чувств, позитивных навыков и привычек поведения.

Дошкольный возраст , как раз подходит для развития чувств. Положительное влияние на развитие чувств оказывает просмотр мультфильмов, чтение поучительных стихов, сказок и рассказов, где главная роль отводиться победе добра над злом. Под впечатлением от мультфильма или сказки малыш начинает анализировать поведение героев; так ребенок учиться разбираться и в своем поведении, он начинает размышлять над своими поступками.

Родители должны прививать малышу определенные навыки и привычки. Научите ребенка дисциплине, самостоятельности. Приучите к полезным навыкам, к примеру, вежливости, чистоте, аккуратности, послушанию. Социально-нравственным воспитанием ребенка займутся воспитатели , они научат малыша правильно излагать мысли, общаться с взрослыми, приучат, говорить правду, играть вместе со всеми детками, выработают привычку к труду и взаимопомощи.

Социально-нравственное воспитание детей должно проходить следующим образом :

Прочитайте ребятам сказку и постарайтесь добиться дискуссии; пусть дети подумают, кто прав и кто виноват в сложившийся ситуации;

Четко, кратко и ясно объясняйте правила поведения, аргументируя, почему себя нужно так вести;

Чаще играйте с ребятами в игры, которые учат сотрудничеству и взаимопомощи.

Помните, что социально-нравственное воспитание детей препятствует развитию вредных привычек.

Таким образом, особенностями нравственного развития детей в дошкольном возрасте являются :

У детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

- возрастает действенность нравственных представлений;

Возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Комплексное использование методов и средств нравственного воспитания поможет успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого ребенка.