К определению понятия «дошкольная педагогика. Объект, предмет и функции дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика - многозначный термин. Под ним понимается:

Особая специфическая область общественной жизни, которая во многом отражает идеологию развития общества, при этом специфика дошколь­ной педагогики определяется в первую очередь своеобразием возраста детей (дошкольным) и отношением общества к детям данного возраста;

Наука о воспитании, обучении и образовании детей от рождения до поступления в школу;

Отрасль возрастной педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарные формы обучения детей в возрасте, пред­шествующем поступлению в школу.

Родоначальником дошкольной педагогики как важной отрасли педагоги­ческой науки является Я. А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие по­ложения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.

Как и любая другая наука, дошкольная педагогика имеет свой пред­мет изучения и категориальный аппарат. Предмет - это то, на что на­правлена мысль, что составляет ее содержание. Предметом дошкольной педагогики как науки является изучение закономерностей воспитания и обучения детей как явления общественной жизни от рождения до посту­пления в школу.

Современная дошкольная педагогика изучает: процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности. Дошкольная педагогика выполняет и прикладную функцию - занимается разработкой новых, более совершен­ных программ и методов воспитания и обучения. Будучи наукой социаль­ной, дошкольная педагогика теснейшим образом связана с требованиями современного общества в области образования подрастающего поколения. Несомненна прогностическая роль дошкольной педагогики, посколь­ку она изучает тенденции и перспективы развития системы образования, организации воспитания. На основе научного прогноза создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изуча­ются теоретические основы и технологии воспитания детей в условиях семьи и дошкольного учреждения, исследуются особенности образова­тельного процесса в дошкольных учреждениях разных видов, в том числе и альтернативных.

Основными задачами дошкольной педагогики выступают:

Разработка и содержание личностно-ориентированного образования и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях и в се­мье;

Обоснование видов творческой деятельности детей и возможностей ее организации таким образом, чтобы при поступлении в школу они не теряли того творческого потенциала, который приобрели в детском саду;

Обоснование закономерностей воспитания, обучения и развития ре­бенка дошкольного возраста;

На основе изученных закономерностей - разработка педагогических технологий, методов и приемов педагогического воздействия на детей.

Дошкольная педагогика как наука тесно связана с другими науками о человеке: философией, психологией, анатомией и физиологией, отрасля­ми медицинских наук и другими науками.

Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межотраслевой научный подход к ним.

Формирование - процесс становления личности ребенка в результате объективного влияния наследственности, среды, воспитания и собствен­ной активности личности.

Под развитием понимается процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием факторов внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых. Развитие - это процесс движения, изме­нения, переход от старого к новому качественному состоянию.

Воспитание - (в социальном смысле) понимается как социальное яв­ление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастаю­щего поколения к жизни. Воспитание (в широком педагогическом значе­нии) - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых. Воспитание (в узком педа­гогическом значении) - специальная воспитательная деятельность, имею­щая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Обучение детей дошкольного возраста - это специально организованный процесс взаимодействия воспитателя и детей, направленный на развитие познавательных способностей, передача им в доступной форме знаний, уме­ний, навыков, действий, предусмотренных программой воспитания и обуче­ния, а также развитие любознательности и познавательной активности.

Образование как процесс - освоение в учреждениях дошкольного, об­щего, профессионального и дополнительного образования, а также в ре­зультате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта позна­вательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отно­шений; как результат - достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образова­тельных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Детство - этап в развитии человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием выс­ших психических функций.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-1.jpg" alt="> Лекция 1. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции."> Лекция 1. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции. План: 1. Предмет, объект, задачи и методы дошкольной педагогики 2. Понятийный аппарат дошкольной педагогики. 3. Связь дошкольной педагогики с другими науками 4. Теоретические основы отечественной дошкольной педагогики 5. Методологические основы дошкольной педагогики 6. Современные педагогические теории и концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника 7. Теории развития личности.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-2.jpg" alt="> 1. Предмет, объект, задачи и методы дошкольной педагогики "> 1. Предмет, объект, задачи и методы дошкольной педагогики Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, общине, когда старшие учили, показывали, увлекали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки. Практически до начала XVII в. педагогика (в том числе и дошкольная) существовала как система философских знаний. Как самостоятельную науку педагогику вычленил английский естествоиспытатель и философ Френсис Бэкон. Он и ввел собственно термин «педагогика» . Вслед за ним педагогику как самостоятельную науку признал выдающийся чешский ученый и философ Я. А. Коменский, изложив ее основные постулаты в своих трудах. Френсис Бэкон. Ян Амос Коменский

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-3.jpg" alt="> Педагогика как самостоятельная отрасль теоретического знания стала оформляться в XVII в. Дело"> Педагогика как самостоятельная отрасль теоретического знания стала оформляться в XVII в. Дело в том, что к этому времени ощутилась острая потребность в науке, призванной улучшить существовавшую педагогическую практику, расширить границы и возможности воспитания и образования. Нужда в педагогике как науке возникла в силу следующих социально-экономических причин. XVII в. был временем больших перемен, которые переживал мир благодаря эпохе великих географических открытий, вследствие бурного развития городов, ломки средневековых устоев жизни. Прибавьте к этому расцвет культуры, науки, зарождение промышленности и т. д. Образование стало играть особую роль в жизни людей, во всем общественном развитии. С повышением качества образования, созданием массовой образовательной системы выдающиеся мыслители связывали надежды с прогрессом человеческого общества. Дошкольная педагогика относится к числу молодых дисциплин в системе педагогических наук. Ее возникновение связано с именем Я. А. Коменского

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-4.jpg" alt="> В трудах «Всеобщий совет» и «Великая дидактика» Я. А. Коменского представлен проект"> В трудах «Всеобщий совет» и «Великая дидактика» Я. А. Коменского представлен проект стройной системы всеобщего образования, поставлены вопросы об общегосударственной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, о классно-урочной системе. Опираясь на то, что было добыто предшествующими поколениями, проанализировав практику подготовки детей к жизни, Я. А. Коменский пришел к выводу о наличии объективных закономерностей учебно- воспитательного процесса, сформулировал законы, правила воспитания и обучения, имеющие не сиюминутное, а долгосрочное перспективное значение. В главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654) Я. А. Коменский изложил теоретические основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современной школе, дошкольном учреждении. Ян Амос Коменский Великая дидактика (Избранные главы)

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-5.jpg" alt="> Целостная система дошкольного образования и воспитания представлена "> Целостная система дошкольного образования и воспитания представлена в его книге «Материнская школа» . Он отразил цели и задачи, формы и методы воспитания и обучения. Среди них особенно важны следующие: цель воспитания – познание внешнего мира, умение владеть вещами и самим собой, развитие моральных качеств. По мере развития педагогической науки ее постулаты дополнялись идеями ученых и философов (Джон Локк, Ж. Ж. Руссо, Песталоцци). Джон Локк Жан-Жак Руссо Иоганн Генрих Песталоцци

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-6.jpg" alt="> Последователем идей Я. А. Коменского "> Последователем идей Я. А. Коменского стал основоположник российской педагогики К. Д. Ушинский. Он отмечал важность трудового воспитания как ведущего фактора развития индивидуума, целью воспитания видел формирование творческой и активной личности, подготовку ребенка к Константин Дмитриевич Ушинский умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. С его идеями перекликаются утверждения более поздних педагогов (Е. И. Ильина, В. Ф. Шаталова), которые утверждают, что важнейшая задача педагогики состоит в том, чтобы привить ребенку позитивное отношение к труду, людям, творчеству. Виктор Фёдорович Шаталов

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-7.jpg" alt="> Существенный вклад в развитие педагогической науки внесли такие видные российские ученые, как"> Существенный вклад в развитие педагогической науки внесли такие видные российские ученые, как А. Н. Джуринский, И. П. Подласый, Ф. А. Фрадкин, В. В. Краевский. Современные педагоги определяют дошкольную педагогику как науку о взаимосвязи обучения, образования и воспитания, направленных на всестороннее развитие личности.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-8.jpg" alt=">Дошкольная педагогика – отрасль возрастной педагогики, которая исследует взаимосвязь обучения, развития и воспитания"> Дошкольная педагогика – отрасль возрастной педагогики, которая исследует взаимосвязь обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Предмет дошкольной педагогики- изучение процессов развития и формирования личности дошкольника. Объектом дошкольной педагогики является человек (ребенок – дошкольник), чье развитие обусловлено воспитательными отношениями.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-9.jpg" alt=">Задачи дошкольной педагогики определяются ее теоретической и прикладной ролью, социально-педагогической значимостью: 1) Изучение"> Задачи дошкольной педагогики определяются ее теоретической и прикладной ролью, социально-педагогической значимостью: 1) Изучение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста. 2) Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию и способов их практической реализации (появление комплексов «детский сад – школа» , групп кратковременного пребывания детей в ДОУ требует их теоретического обоснования, определения условий их эффективной деятельности). 3) Создание госстандарта дошкольного образования (в настоящее время утверждены федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования). 4) Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ. 5) Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмов их действия).

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-10.jpg" alt=">6) Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации"> 6) Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий. 7) Изучение, обобщение, теоретическое обоснование передового педагогического опыта. 8) Конструирование методов оценки хода и результатов образовательного процесса в ДОУ. 9) Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации. 10) Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-11.jpg" alt=">Для решения стоящих перед дошкольной педагогикой задач существуют специфические методы, которые можно"> Для решения стоящих перед дошкольной педагогикой задач существуют специфические методы, которые можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся исследовательские методы, позволяющие получить необходимые знания для постановки цели и решения намеченных задач. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ помогают изучить и обобщить данные педагогической практики. К этим методам можно отнести беседы, анкетирование, наблюдение, эксперименты, анализ специальной литературы, анализ работ дошкольников. Ко второй группе относятся методы обучения и воспитания, дающие возможность управлять педагогическими процессами. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ представляют собой способы целенаправленной взаимосвязанной деятельности педагога и дошкольников, при которой дети усваивают умения, знания и навыки, формируется мировоззрение, развиваются заложенные способности. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ –наиболее общие способы достижения воспитательных задач.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-12.jpg" alt="> 2. Понятийный аппарат дошкольной педагогики. Педагогика, как"> 2. Понятийный аппарат дошкольной педагогики. Педагогика, как и всякая другая наука, оперирует своими понятиями: воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность, педагогический процесс. Сущность педагогики, закономерности воспитания, обучения, педагогического процесса раскрываются с помощью таких понятий, как метод, средство, прием, принцип, урок, занятие и др. Кроме того, педагогика использует понятия, которые очень важны для нее, но основными являются для других наук (развитие, среда, формирование, деятельность, личность и др.). Каждая наука имеет свой предмет, т. е. она изучает определенную область действительности. Для педагогики такой областью действительности является воспитание. Она изучает сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования. Поэтому самое основное понятие педагогики – воспитание

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-13.jpg" alt="> Основные категории дошкольной педагогики. ВОСПИТАНИЕ В социальном смысле – социальное явление, "> Основные категории дошкольной педагогики. ВОСПИТАНИЕ В социальном смысле – социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. В педагогическом смысле – целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру. Цель воспитания дошкольников сформулирована в Концепции дошкольного воспитания (1989 г.) как всестороннее гармоничное развитие ребенка, которое предусматривает охрану и укрепление здоровья, обеспечение полноценного физического развития, всестороннее психическое развитие. И формирование личности ребенка.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-14.jpg" alt="> Воспитание в социальном смысле понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается"> Воспитание в социальном смысле понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. На это направлены усилия всего социального устройства общества: ребенка готовят к жизни семья, детский сад, школа, средства массовой информации, церковь и др. Воспитание в педагогическом смысле - это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Воспитание может иметь своей целью развитие личности в целом (целостное воспитание осуществляется в детском саду, школе, семье). В таком случае обычно говорят о воспитании в широком педагогическом смысле. Взрослые могут целенаправленно воздействовать на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств (аккуратности, любви и привязанности к семье, интереса к книге и т. д.). Тогда имеется в виду воспитание в узком педагогическом смысле.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-15.jpg" alt="> Специфика воспитания как социального явления заключается в том, что оно возникло с"> Специфика воспитания как социального явления заключается в том, что оно возникло с момента становления человеческого общества, существует столько, сколько существует общество, и будет действовать, пока существует общество. Воспитание категория вечная и общая, порожденная потребностью сохранить жизнь детей, обеспечить их развитие, установить преемственность между поколениями. Содержание и характер воспитания в разные исторические времена не остаются неизменными. Изменения происходят под влиянием экономических условий жизни общества, способов производства материальных благ, а также политики, культуры, религии. Следовательно, воспитание -явление историческое. Воспитание это всегда воздействие на воспитуемого извне. Однако не все внешние воздействия оказывают воспитывающее влияние на ребенка.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-16.jpg" alt="> Основные категории дошкольной педагогики. ОБУЧЕНИЕ - Процесс активного целенаправленного "> Основные категории дошкольной педагогики. ОБУЧЕНИЕ - Процесс активного целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью усвоения ими некоторого отрезка содержания социального опыта. Обучение предполагает не только овладение знаниями, способами деятельности, но и системой отношений к окружающему, опытом творческой деятельности (И. Я. Лернер). ОБРАЗОВАНИЕ - Процесс и результат овладения воспитанниками системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей (Ю. К. Бабанский).

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-17.jpg" alt="> Образование - результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных"> Образование - результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. В древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» - большая доля истины. Немало людей поражают нас феноменальной памятью, знанием огромного количества конкретных фактов. Начитанность, энциклопедическую осведомленность нередко принимают за образованность. Это не соответствует действительности, если человек неспособен устанавливать причинно следственные связи, если у него нет собственных мыслей.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-18.jpg" alt="> В течение дошкольного детства ребенок должен усвоить определенный объем знаний, умений и навыков."> В течение дошкольного детства ребенок должен усвоить определенный объем знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников. Развитие детей дошкольного возраста предполагает их постоянное взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие должно быть тем более разнообразным, чтобы дошкольник мог как можно успешнее реализовать свои способности, творческое начало. Воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подогнать» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов. При этом следует использовать наиболее подходящие для дошкольников виды обучения. Это могут быть разнообразные развивающие игры, постановка детских спектаклей, занятия в кружках по различным тематикам. Очень важна деятельность в коллективе. Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является ее наглядно действенный и наглядно образный характер. Поэтому знания дошкольников существует в виде представлений, образов, отражающих познанные предметы, явления, их некоторые особенности, действия с ними ребенка. В связи с этим знания ребенка характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщенные, не связанные между собой. Таким образом, подчеркивается интегративный характер образования как единства близких педагогических процессов воспитания, обучения, просвещения.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-19.jpg" alt=">Основные категории дошкольной педагогики. СУБКУЛЬТУРА ДЕТСТВА Детская субкультура – это все, что"> Основные категории дошкольной педагогики. СУБКУЛЬТУРА ДЕТСТВА Детская субкультура – это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; способ освоения ребенком путей вхождения в мир взрослых, культуру социума; специальный набор признаков, ценностей, по которым представители данного возраста осознают, утверждают себя в качестве «мы» , отличного от других возрастных сообществ. Это особая система бытующих у детей представлений о мире, ценностях, отношениях; проявляется в вопросах, словотворчестве, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора. По мнению Р. М. Чумичевой, детство – это мир, где функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов (эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений).

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-20.jpg" alt="> Основные категории дошкольной педагогики. Под развитием понимают происходящие в человеке последовательные"> Основные категории дошкольной педагогики. Под развитием понимают происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психике и его биологической природе. Развитие это процесс движения, изменения, переход от старого к новому качественному состоянию. В педагогике говорят о развитии возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту), индивидуальном (индивидуальные особенности развития), личностном (возникновение у ребенка личностных качеств, их особенности). Формирование - это изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних, природных и социальных, объективных и субъективных. Формировать - это организовывать всю жизнедеятельность человека, осуществлять воспитание и обучение, воздействовать на него так, чтобы развить то или иное качество. Можно, например, формировать у детей приемы запоминания, культурно-гигиенические навыки, понятия о друге и дружбе.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-21.jpg" alt=">Основные категории дошкольной педагогики. Навыки –компоненты практической деятельности, способность к автоматическому выполнению необходимых"> Основные категории дошкольной педагогики. Навыки –компоненты практической деятельности, способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений. Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретенные навыки. Знания – отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-22.jpg" alt=">Основные категории дошкольной педагогики Педагогический процесс это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное"> Основные категории дошкольной педагогики Педагогический процесс это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних. В ходе педагогического процесса происходят изменения во всех его участниках.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-23.jpg" alt="> 3. Связь дошкольной педагогики с другими науками Дошкольная педагогика использует язык"> 3. Связь дошкольной педагогики с другими науками Дошкольная педагогика использует язык наук, изучающих человека, и как наука непосредственно связана с науками о человеке. Ближе всего к дошкольной педагогике стоит детская психология – наука о сознании и поведении ребенка, открывающая законы развития личности ребенка. Философия составляет методологический фундамент дошкольной педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию). Социология дает знания о социальной среде формирования личности ребенка и его социальных отношениях. Физиология является естественнонаучной базой педагогики и психологии: чтобы сформировать личность ребенка- дошкольника, необходимо знать его организм, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность и т. п. Этика и эстетика – знание о морали и природе эстетического – образуют основу нравственного и художественного воспитания дошкольников. Экономика обогащает дошкольную педагогику знанием об экономических процессах, влияющих на образование.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-24.jpg" alt="> В последнее столетие человечество значительно продвинулось в изучении человека на всех возрастных этапах"> В последнее столетие человечество значительно продвинулось в изучении человека на всех возрастных этапах его развития. По мере роста запаса новых знаний, распространения педагогической мысли на разные области реальной жизни появляются новые отрасли педагогики. Фундаментом системы наук о воспитании является общая педагогика, которая изучает закономерности воспитания человека, разрабатывает основы учебно воспитательного про цесса в воспитательных учреждениях любого типа и вида. Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания и обучения детей в соответствии с особенностями возрастного развития на всех этапах детства: от рождения до перехода к состоянию взрослости. Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии. Вопросами обучения и воспитания глухих и слабослышащих занимается сурдопедагогика, вопросами обучения и воспитания слепых тифлопедагогика, с речевыми нарушениями логопедия, вопросами обучения и воспитания умственно отсталых олигофренопедагогика. История педагогики изучает развитие педагогических идей в единстве с педагогической практикой в различные исторические эпохи. Педагогика наука развивающаяся, быстро реагирующая на те изменения в обществе, которые влияют на образовательный процесс. Как и любая другая наука, она имеет два аспекта: то, что уже исследовано, и то, что предстоит изучить.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-25.jpg" alt=">4. Теоретические основы отечественной дошкольной педагогики Философские основы В организации"> 4. Теоретические основы отечественной дошкольной педагогики Философские основы В организации и осуществлении педагогического исследования и педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики – науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики и др.).

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-26.jpg" alt=">Естественнонаучные основы Учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей о"> Естественнонаучные основы Учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей о высшей нервной деятельности (В. М. Бехтерев, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский, 6 П. К. Анохин, Н. М. Щелованов, Н. И. Касаткин, Н. М. Аксарина и др.). Нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условнорефлекторный характер, на их формирование большое влияние оказывают как процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в том числе воспитание. Исследованиями установлена целесообразность начала воспитания ребенка с момента рождения, так как одна из закономерностей развития условнорефлекторной деятельности состоит в том, что каждый последующий рефлекс у ребенка образуется быстрее и легче предыдущего. Учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма, единстве психического и физического развития является физиологическим обоснованием организации педагогического процесса в ДОУ. Учение о динамическом стереотипе лежит в основе построения режима дня дошкольников.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-27.jpg" alt=">Психологические основы дошкольной педагогики Культурно-историческая теория развития психики Л. С. Выготского, разработанная"> Психологические основы дошкольной педагогики Культурно-историческая теория развития психики Л. С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятия о «сензитивных периодах» , «зоне ближайшего развития» , теория развивающего обучения; Учение А. Н. Леонтьева о деятельности как условии и средстве развития психики ребенка; Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, труды Н. Поддъякова, Л. А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период; Теория «амплификации» детского развития А. В. Запорожца; Психология детской игры и периодизация психического развития Д. Б. Эльконина и др.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-28.jpg" alt=">Историко- педагогические основы отечественной дошкольной педагогики Народная педагогика и прогрессивные идеи философов,"> Историко- педагогические основы отечественной дошкольной педагогики Народная педагогика и прогрессивные идеи философов, педагогов разных эпох. Заложенные в истории гуманистические идеи воспитания и обучения детей в дошкольный период (уважение личности, необходимость развития потенциала каждого дошкольника и др.) легли в основу современной теории дошкольного образования. Исследования по раз дошкольного образования в советский период, после 7 создания общественной системы дошкольного воспитания (в 1960 году создан первый в мире Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР, директором которого до 1981 года был А. В. Запорожец).

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-29.jpg" alt="> Заложенные теоретические основы являются отправной точкой появления новых теорий и технологий дошкольного"> Заложенные теоретические основы являются отправной точкой появления новых теорий и технологий дошкольного образования. Функции дошкольной педагогики: 1 - Описательная – накопление педагогических фактов и явлений, их классификация. 2 - Объяснительная – раскрытие сущности педагогических явлений, т. е. их происхождения, структуры, закономерностей. 3 - Проективно-конструктивная – разработка конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе. 4 - Прогностическая – прогнозирование развития педагогических систем на основе познания закономерностей воспитания и обучения. 5 - Мировоззренческая – активное формирование педагогического сознания в общественной среде.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-30.jpg" alt="> 5. Методологические основы дошкольной педагогики Методология педагогики – это система знаний об"> 5. Методологические основы дошкольной педагогики Методология педагогики – это система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах рассмотрения педагогических явлений и методах их исследования, о путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования. Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-31.jpg" alt=">АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Определение совокупности приобретенных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. "> АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Определение совокупности приобретенных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к развитию дошкольников это ценности здоровья, культуры (коммуникативной, психосексуальной, этнической, правовой), ценности познания, радости общения, игры, труда. Это непреходящие ценности при воспитании детей. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Был обоснован в работах А. Дистервега и получил развитие в трудах К. Д. Ушинского. Учет условий места и времени, в которых родился и живет человек, специфики его ближайшего окружения и исторического прошлого страны, города, региона, основных ценностных ориентаций народа. Диалог культур – основа приобщения детей к традициям, обычаям, нормам и правилам общения своего места проживания.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-32.jpg" alt=">СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Система – это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, "> СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Система – это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое. Педагогическая система (ДОУ) рассматривается как совокупность цели образования, субъектов педагогического процесса (воспитатели, дети, родители), содержания образования (система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения), методов и форм организации педагогического процесса, материальной базы (средств). ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Определяет особое место ведущих деятельностей, обеспечивающих возможность реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Большое значение в развитии ребенка и имеет игра как ведущая деятельность, творческая по характеру, самостоятельная по организации и эмоционально- привлекательная для проявления себя «здесь и теперь» . В ФГТ к ООП дошкольного образования перечислены детские виды деятельности: двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательно- исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение художественной литературы

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-33.jpg" alt=">ДЕЯТЕЛЬНОСТНО- ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД Раскрытие потенциала каждого ребенка, его способности к активности, творчеству, инициативности. "> ДЕЯТЕЛЬНОСТНО- ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД Раскрытие потенциала каждого ребенка, его способности к активности, творчеству, инициативности. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД Развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка. Предпочтение отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания. Смысл педагогической позиции заключается в поддержке: взрослый помогает лишь тому, что уже имеется в наличии, но еще не достигло должного уровня, т. е. развитию самостоятельности ребенка. СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Рассмотрение каждого участника образовательного процесса (воспитанники, педагоги, родители) как субъектов саморазвивающейся подсистемы. Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию, самосовершенствованию. Ребенок способен к самоорганизации и постоянной 10 обратной связи с педагогом (так, на занятии педагог с помощью вопросов выясняет, насколько усвоен прежний материал, и последующее объяснение зависит от результатов усвоения).

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-34.jpg" alt="> 6. Современные педагогические теории и концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника Педагогическая"> 6. Современные педагогические теории и концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника Педагогическая теория – система знаний, описывающая и объясняющая строго очерченный круг педагогических явлений, структурными элементами которой являются идеи (исходные положения), понятия; законы и закономерности, принципы, правила, рекомендации. Педагогическая концепция – это система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и методах осуществления. В качестве методологических ориентиров в совр дошкольной педагогике выделяют следующие концепции детства.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-35.jpg" alt="> Концепция Д. Б. Эльконина Природа"> Концепция Д. Б. Эльконина Природа детства рассматривается в контексте конкретно -исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменения детства человека. Детство рассматривается как социально- психологическое явление в жизнедеятельности человека, как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей, овладения человеческой культурой. Роль взрослого – оказание Даниил Борисович Эльконин помощи ребенку в овладении родным языком, практическими действиями, культурой.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-36.jpg" alt="> Концепция Д. И. Фельдштейна явление социального мира. "> Концепция Д. И. Фельдштейна явление социального мира. Детство – особое Функционально детство – необходимое Фельдште йн Дави д состояние в системе развития общества, Ио сифович (род. 30 состояние процесса вызревания подрастающего ноября 1929, Воронеж) - советский, российский педа поколения, подготовки к воспроизводству гог и психолог, специалист будущего общества. Содержательно детство – в области возрастной и это процесс постоянного физического роста, педагогической психологии, психологии развития, накопления психических новообразований, психологии определения себя в окружающем мире, личности; профессор (1974), собственная самоорганизация в постоянно академик и вице- расширяющихся и усложняющихся контактах и президент. Российской академии образования, взаимодействиях со взрослыми и другими действительный член детьми. Сущностно детство – особое состояние АПСН. социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, значительно проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-37.jpg" alt="> Концепция Ш. А. Амонашвили Детство определяется как"> Концепция Ш. А. Амонашвили Детство определяется как безграничность и неповторимость, как особая миссия для себя и для людей. Ребенок наделен от природы неповторимым индивидуальным сочетанием возможностей и способностей. Взрослый должен помочь ему вырасти, создать условия доброжелательности и заботы, и тогда ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям радость. Шалва Александрович «Человек нужен человеку, и люди Амонашвили рождаются друг для друга. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией»

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-38.jpg" alt="> Концепция В. Т. Кудрявцева Кудря вцев, Влади мир "> Концепция В. Т. Кудрявцева Кудря вцев, Влади мир Детство определяет бытие культурного То виевич (род. 13 целого и судьбу отдельного индивида. марта 1961, Москва) - Ценность детства во российский психолог. Доктор взаимодетерминации культуры и психологических наук, профессор, заведующий детства как сферы самой культуры. кафедрой теории и истории Выделяются две ведущие психологии Института взаимодополняющие задачи, которые психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, решает ребенок – культуроосвоение и заведующий лабораторией культуросозидание. Эти же задачи психолого-педагогических решает и взрослый, который основ развивающего поддерживает и обогащает опыт образования Института развития дошкольного взаимодействия ребенка с культурой. образования РАО, Президент Результатом их решения для детей и Автономной некоммерческой для педагога будет субкультура детства. организации «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева» .

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-39.jpg" alt="> Концепция детства В. В. Зеньковского Подчеркивается особая роль игры"> Концепция детства В. В. Зеньковского Подчеркивается особая роль игры в детстве. В игре ребенок активен, он фантазирует, воображает, творит, переживает, создавая образы, которые всплывают в сознании и которые служат средством выражения эмоциональной сферы, а сама игра служит целям телесного и психического выражения чувств ребенка. Василий Васильевич Зеньковский

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-40.jpg" alt=">Педагогические теории подразделяются на глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной"> Педагогические теории подразделяются на глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности. Теории соотношения обучения, воспитания и развития ребенка- дошкольника. ПЕРВАЯ ТЕОРИЯ рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс. Представители: А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. Эта теория не признает развивающего обучения. Главное – спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли. Ей соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-41.jpg" alt=">ВТОРАЯ ТЕОРИЯ базируется на взаимосвязи развития и обучения. Представители: Г. С. Костюк, Н."> ВТОРАЯ ТЕОРИЯ базируется на взаимосвязи развития и обучения. Представители: Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская и др. Развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение практически тождественны другу.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-42.jpg" alt="> Согласно ТРЕТЬЕЙ ТЕОРИИ, развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л."> Согласно ТРЕТЬЕЙ ТЕОРИИ, развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л. С. Выготский). Взрослый, опираясь на зону ближайшего развития, забегает немного вперед, опережая развитие ребенка. Он ведет за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть средство развития у ребенка не природных, а культурно- исторических особенностей. Данные идеи конкретизированы в работах А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и др. На этой базе было обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии, выявлены психолого- педагогические условия развивающего обучения (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов.) Педагогическая теория развивающего обучения предполагает быстрый темп обучения, непрерывное повторение учебного материала в новых условиях, воспитание у детей положительной мотивации учения и познания, гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей. Идея развивающего обучения реализуется в программах «Истоки» , «Развитие» , «Детство» , «Из детства – в отрочество» , «Школа 2100» . Приоритетом деятельности дошкольной ступени становится развитие воображения и творческих способностей детей посредством игры, конструирования, чтения сказок, самостоятельного сочинительства, символического замещения, моделирования, экспериментирования (А. Агаева, О. М. Дьяченко, А. З. Зак, З. А. Михайлова, Н. Н. Поддьяков и др.).

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-43.jpg" alt=">Педагогические теории должны учитывать пути развития детей. Акселерация (искусственное ускорение развития) зачастую принимает"> Педагогические теории должны учитывать пути развития детей. Акселерация (искусственное ускорение развития) зачастую принимает форму симплификации, т. е. чрезмерного упрощения и обеднения (А. В. Запорожец), когда развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений. Оптимальным вариантом А. В. Запорожец считал амплификацию детского развития, т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Подлинными источниками развития должны стать специфические виды детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная и конструктивная деятельность, детский труд и др.). Именно в них формируются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим. При этом знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство полноценного развития личности ребенка. В общении и деятельности взрослый встает на позицию сотрудничества, партнерства. Таким образом, современное дошкольное образование в целом может быть названо развивающим (В. Т. Кудрявцев), а дошкольная педагогика – педагогикой развития.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-44.jpg" alt="> 7. Теории развития личности. КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ (Ж."> 7. Теории развития личности. КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ (Ж. Пиаже) Выдвигают на первый план воспитание ума, интеллекта, развитие познавательной сферы. В нравственном воспитании учитывается «автономность морали» ребенка, его неумение встать на точку зрения взрослого (эгоцентризм) Жан Вильям Фриц Пиаже (9 августа 1896, Невшатель, Швейцария - 16 сентября 1980, Женева, Швейцария) - швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-45.jpg" alt="> ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Берн,"> ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Берн, А. Адлер и др. Рассматривают развитие потребностно- мотивационной сферы и формирование полоролевого поведения. Поднимается вопрос о гендерном воспитании и психосоциальном развитии Зигмунд Фрейд (отношения ребенка с Эриксон близкими людьми). Эрих Фромм Э рик Ле ннард Берн (Леонард Бернстайн) Альфред Адлер

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-46.jpg" alt="> ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) Джо н Бо"> ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) Джо н Бо улби (Эдвард Джон Мостин Боулби) (26 февраля 1907, Лондон– Центральное место занимают 2 сентября 1990, Скай) - первые отношения ребенка с английский психиатр и психоаналит ик, специалист в области близкими взрослыми, прежде психологии развития, психологии всего, с матерью. В семьи, психоанализа и психотерапии, американской и европейской основоположник теории педагогической психологии 14 привязанности. появляется все больше исследований, в которых В 1969 г. Мэри доказывается решающее Эйнсворт предложила эксперимент «незнакомой влияние взаимной ситуации» , который теперь привязанности ребенка и принято считать матери на самые разные «парадигмой привязанности» (Ainswort et аспекты жизни ребенка: al. , 1969) успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т. д.

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-47.jpg" alt="> БИХЕВИОРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ (Дж. Уотсон, А. Бандура, Б. Скиннер и"> БИХЕВИОРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ (Дж. Уотсон, А. Бандура, Б. Скиннер и др.) Рассматривает развитие личности через научение ее способам поведения. Научение через подражание является главным способом приобретения новых форм Джеймс Дьюи Уотсон поведения. Слабая сторона этой теории Альберт Бандура состоит в переоценке сознания человека, его воли и собственной активности Беррес Фредерик Скиннер

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-48.jpg" alt="> ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер) "> ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер) Предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию. Сюда можно отнести личностно- Карл Рэнсом Роджерс ориентированную педагогику, Абрахам Маслоу «воспитание в духе мира» и др. Шарлотта Бюлер

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-49.jpg" alt="> ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев)"> ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев) Предполагает развитие личности в деятельности и благодаря ей. Лев Семёнович Выготский Даниил Борисович Эльконин Алексей Николаевич Леонтьев

Src="http://present5.com/presentation/3/155578389_453637863.pdf-img/155578389_453637863.pdf-50.jpg" alt=">БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ ">

Раздел 1. Основы дошкольной педагогики

Педагогика – «наука о сущности развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного процесса».

Основы педагогики начали формироваться с началом человеческого общества (первобытнообщинный строй) в виде обобщения опыта воспитания.

Как научная дисциплина педагогика формировалась в рабовладельческом обществе, когда появились первые учебно-воспитательные учреждения. Вначале педагогика была представлена в форме педагогической мысли, отдельных суждений, высказываний о содержании и задачах воспитания, чаще практического плана. Истоки теоретической педагогической мысли мы находим в истории философии (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит). Окончательно как наука педагогика «родилась» в 17 веке благодаря великому чешскому педагогу, гуманисту Яну Амосу Коменскому, который получил образование в университетах Германии, создал свою педагогическую систему обучения и воспитания от рождения до зрелости, заложил основы педагогики как самостоятельной области знаний, отразив все это в многочисленных фундаментальных педагогических трудах. В России «отцом педагогики» общей и дошкольной является К.Д. Ушинский.

Дошкольная педагогика – одна из отраслей в системе педагогических наук. Как любая наука, дошкольная педагогика имеет свой предмет, научные методы исследования, понятийный аппарат, категории.

Предметом дошкольной педагогики являются проблемы развития и воспитания детей от 3 до 7 лет. Это есть то, что изучает дошкольная педагогика.

Задачи современной дошкольной педагогики:

Способствовать воспитанию и обучению детей в соответствии с общественными функциями дошкольного образования;

Разрабатывать новые концепции, технологии, программы воспитания и обучения дошкольников на основе научных исследований и передового педагогического опыта;

Создать единую комплексную науку о ребенке дошкольного возраста;

Разработать систему педагогического просвещения родителей.

Задачи видоизменяются в связи с изменениями, происходящими в обществе.

Дошкольная педагогика выполняет следующие функции:

Гносеологическую (гносеология - познание), т.е. изучения педагогической деятельности, педагогических закономерностей;

– прогностическую, т.е. научного прогноза путей совершенствования дошкольного образования;

– творческо-преобразовательную, т.е. разработки новых технологий, программ, внедрения данных научных исследований в практику.

Дошкольная педагогика располагает следующими научными методами исследования: наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, изучение педагогической документации, анализ литературы, математические методы обработки данных, изучение продуктов детской деятельности, моделирование, анкетирование, метод экспертных оценок и др. Дошкольная педагогика использует язык наук, изучающих человека, и как наука непосредственно связана с науками о человеке. Ближе всего к дошкольной педагогике стоит детская психология – наука о сознании и поведении ребенка, открывающая законы развития личности ребенка.

Теоретические основы дошкольной педагогики выстроены данных философии, естественных наук (биологии), теориях отечественных ученых в области детской психологии и истории педагогической мысли, передового педагогического опыта. Отсюда в общих теоретических основах дошкольной педагогики можно выделить четыре основных аспекта: философский, психологический, естественнонаучный и историко-педагогический.

Философские основы. В организации и осуществлении педагогического исследования и педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики - науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики и др.).

Бабунова Т. М. характеризует использование философских подходов в дошкольной педагогике следующим образом.

Аксиологический подход позволяет определить совокупность приобретенных ценностей в образовании, воспитании, саморазвитии человека, ребенка. Применительно к дошкольникам в качестве таких ценностей будут выступать такие ценности, как коммуникативные, этнические, культурные. Данный подход рассматривает здоровье, культуру, игру, общение как непреходящие ценности в воспитании ребенка – дошкольника.

Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет ребенок, ближайшее окружение, историю страны, города, региона. Данный подход ориентирован на приобщение детей к традициям, нормам, культуре.

Системный подход предполагает организацию работы с детьми в соответствии с системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, методов, форм, условий, способов развития, воспитания детей.

Деятельностный подход определяет особое место ведущей деятельности, обеспечивающей возможности реализации основных потребностей ребенка, осознание ребенком самого себя как субъекта и творца. Позволяет взрослому раскрыть потенциал каждого ребенка с помощью использования ведущей деятельности.

Личностный подход обеспечивает развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка при условии содержательной профессиональной педагогической деятельности.

Синергетический подход позволяет рассматривать каждого участника образовательного процесса как субъекта саморазвивающейся системы. Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию.

На современном этапе общества развитие ребенка. Связывают с герменевтическим подходом. Слово «герменевтика» с греческого языка переводится как «разъясняющий», «истолковывающий». Применительно к ребенку дошкольного детства оно означает умение педагога растолковывать, раскрывать, интуитивно чувствовать и даже угадывать в каждом личность, его внутренние и потенциальные возможности: талант, способности, уникальность, индивидуальные особенности. (Н. Ф. Голованова)

Герменевтический подход (А. Ф. Закирова, В. П. Зинченко, Ю. В. Сенько, И. И. Сулима). В основе этого подхода лежит философская герменевтика - философская теория понимания и интерпретации гуманитарных явлений, построенная на основополагающих идеях В. Дильтея, Г. Гадамера, Э. Гуссерля.

Естественнонаучные основы дошкольной педагогики определяют учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и проведенные их учениками и последователями – В.М.Бехтеревым, Н.Е.Введенским, А.А. Ухтомским, П.К. Анохиным, Н.М. Щеловановым, Н.И. Касаткиным, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной и др. – исследования развития высшей нервной деятельности в онтогенезе. Они показали, что нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условнорефлекторный характер, на их формирование в дошкольном детстве большое влияние оказывают как процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в том числе воспитание.

Психологические основы дошкольной педагогики составляют:

Культурно-историческая теория развития поведения и психики человека JI.С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения;

Учение А.Н. Леонтьева о деятельности как условии, средстве и источнике развития психики ребенка;

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, труды Н.Н. Поддьякова, JI.А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период;

Теория «амплификации» детского развития в дошкольном детстве А.В. Запорожца;

Психология детской игры и периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;

Основными учебными пособиями по дошкольной педагогике являются: Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: «Академия», 2002; Дошкольная педагогика / О.В. Солнцева, В.М. Крулехт, Т.И. Бабаева.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005; Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. – М.: Сфера, 2007; Турченко В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Турченко.- Магнитогорск: МаГУ, 2011.

Ведущими специалистами по отечественной дошкольной педагогике являются: Козлова С.А., Комарова Т.С., Гогоберидзе А.Г., Чумичева Р.М. и др.

Надежда Прудникова
Дошкольная педагогика как наука

Подходы к определению дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до поступления в школу (Н. В. Микляева).

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе).

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, которая изучает сущностные признаки образования детей дошкольного возраста (Н. Н. Сазонова).

Из выше сказанного следует, что дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.

Признаки дошкольной педагогики как науки.

Педагогика это наука, которая сопровождается восьмью признаками: предмет, цели, задачи, методология и т. д.

Дошкольная педагогика это все-таки отрасль.

Объектом науки является образование на разных ступенях, где знания, умения, навыки, ценностные установки и опыт деятельности осуществляется под развитием интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического воспитания для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей.

Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования привело к трансформации направлений образования.

В 1989 г. была «Концепция дошкольного воспитания», где впервы были законодательно закреплены направления обучения и воспитания дошкольника. Направления предполагали физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

В ноябре 2009 г. были введены «Федеральные государственные требования (ФГТ) к общему образовательному положению дошкольного образования (ООП ДО) №665 от 23.11.2009 г.». В рамках данного документа направления развития были дополнены образовательными областями: физическое развитие (физическая культура, здоровье, художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество, познавательно-речевое (коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социально-личностное (социализация, безопасность, труд).

В июне 2013 г. был принят документ об «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» (ФГОС ДО) – были пересмотрены образовательные области, где направлений развития не выделяется. До общественного обсуждения в проекте ФГОС ДО было обозначено четыре образовательных областей. В принятом же ФГОС ДО утверждены пять образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.

Предметом дошкольной педагогики являются особенности, признаки и сущность дошкольного образования. Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике. С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.

Ученые доказали, что образование может осуществляться по спонтанным и реактивным программам обучения. Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство педагога заключается в переходе на реактивные программы.

Разработка педагогической технологии дошкольного образования детей предполагают следующие задачи: это воспитание культуры общения, контроль когнитивной (познавательной) деятельности воспитанника и организация работы с родителями.

Методологическая платформа как наука.

Данный раздел дошкольной педагогики изменяется в связи с изменением ведущих педагогических теорий, нормативно правовой базы регламентирующие процессы образования.

Основные признаки методологической культуры педагога:

1. Познание различные понятий образования;

2. Понимание процедур закрепленных за основными понятиями педагогики;

3. Потребность воспроизводить практику образования в понятиях и терминах педагогики;

4. Критическое отношение к самоочевидным положениям педагогики;

5. Рефлексия результатов собственной познавательной деятельности.

Методология педагогики гораздо шире, чем методология дошкольной педагогики. Базовыми педагогическими теориями организации образования являются:

1. Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитие (например, тематические недели);

2. Целостный подход – ориентация на выделение в педагогической системе и развивающиеся личности интегративных инвариантных (постоянных) связей и отношений (ФГТ – интегративные качества);

3. Диалоговый подход – образование коммуникативного единства субъектов педагогического процесса, благодаря которому происходит саморазвитие и взаимораскрываемость (методы игрового обучения);

4. Антропологический подход – образование предполагает учет образовательных потребностей и интересов человека, но в рамках реализуемой образовательной системы.

Методология дошкольной педагогики предполагает разработку образовательной программы дошкольного учреждения, куда будут включены не более 60% материалов общей образовательной программы (ООП) и не менее 40% материалов детского сада.

Теоретико-методологическая основа ООП ДО:

1. Культурологический подход основан на взаимосвязи аксиологического, технологического и личностного творческого компонентов образования;

2. Деятельностный подход предполагает специальную работу по формированию деятельности ребенка по поводу его в позицию субъектов.

3. Личностный подход – опора

Культурологический подход в педагогики основан на психологической теории КИТРВПФ («Культурно-историческая теория развития высших психических функций» автор Л. С. Выготский).

1 идея. Л. С. Выготский считал, что биологический фактор меньше влияет на психику человека, чем социальный: «Ребенок – социальное существо с самого рождения»;

2 идея. Спонтанная программа обучения дошкольника всегда имеет конкретно тематический характер;

3 идея. Л. С. Выготский доказал влияние среды на развитие ребенка, в дошкольной педагогике этот научный тезис трансформировался в понятие предметно-развивающей среды, в рамках ФГТ были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды в дошкольных группах детских садов (шесть центров);

4 идея. Обучение определяет развитие, поэтому в рамках дошкольной педагогики педагог-мастер обладает образованием календарного и тематического планирования.

Деятельностный подход – это психологический подход.

Дошкольная педагогика предполагает формирование умений и навыков у детей восьми базовых видов деятельности:

1. Физическая культура – двигательной деятельности;

2. Социализация – игровая деятельность;

3. Труд – трудовая деятельность;

4. Коммуникация – коммуникативная деятельность;

5. Познание – познавательно-исследовательская и продуктивной (конструктивной) деятельности;

6. Чтение художественной литературы – восприятие художественной литературы;

7. Музыка – музыкально-художественная деятельность;

8. Художественное творчество – продуктивная деятельность.

Форма игры в образовательном процессе ДОУ – это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности.

Методы дошкольной педагогики:

1. Методы изучения педагогического опыта;

2. Методы педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, беседа, анкетирование.

Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности на получение новых знаний о закономерностях образования.

Законом целостного образовательного процесса является эффективное взаимодействие педагога с воспитанником.

Объект, предмет, понятие дошкольной педагогики

Замечание 1

Дошкольная педагогика представляет собой одну из отраслей общей педагогики. В самостоятельную науку дошкольная педагогика была выделена только в $19$ веке.

Дошкольная педагогика занимается изучением закономерностей воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Объектом в дошкольной педагогике является ребенок в возрастной группе от момента рождения до поступления его в школу. Данный возраст характеризуется значительными и существенными изменениями, имеющими определяющее значение для последующей жизнедеятельности человека.

Дошкольная педагогика как научная дисциплина носит прикладной и теоретический характер. Теоретическая составляющая заключается в специальных исследованиях теории воспитания и обучения дошкольников. Практическая составляющая включает в себя обобщение закономерностей, формирование выводов и их апробацию на практике.

Педагогика дошкольного возраста обладает своим понятийным аппаратом, которым она оперирует. Сюда относятся факты, обучение, игра воспитание и другие понятия.

Предметом данной отрасли педагогики являются:

  • средства,
  • содержание,
  • методы.

Задачи дошкольной педагогики

Задачи дошкольной педагогики могут носить теоретический и прикладной характер. Задачи теоретического характера заключаются в изучении специфики восприятия детьми различных методов воздействия, Они решаются учеными, исследователями посредством анализа и обобщений единичных новаторских воплощений идей педагогов.

Прикладные задачи заключаются в следующем:

  • разработка содержания и методов воспитания, обучения;
  • изучение мирового передового опыта в педагогике;
  • планирование и экономика образования;
  • изучение содержания, а также методов подготовки профессиональных кадров.

Прикладные задачи решаются работниками образования.

Методология в дошкольной педагогике

Дошкольная педагогика является общественной дисциплиной и имеет свою специфическую методологию:

  • развитие ребенка и формирование его как личности происходит под влиянием окружающей среды и целенаправленного воздействия окружающих;
  • развитие ребенка социально детерминировано;
  • важную роль в развитии ребенка играет наследственность;
  • дошкольная педагогика носит общественный, исторический, классовый характер;
  • воспитание и обучение детей должно происходить в процессе деятельности.

Принципы дошкольной педагогики

Принципы педагогики дошкольного возраста тесно связаны с ее методологической основой:

  • воспитание должно проходить в процессе разнообразной деятельности, в частности трудовой и игровой;
  • содержание воспитания и обучения должны быть связаны с социальной действительностью;
  • различные стороны воспитания должны находиться в единстве и взаимосвязи;
  • общественное и семейное воспитания, при ведущей роли последнего, должно проходить в единстве;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.