Конспект занятия по предметному рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры. Конспект занятия в подготовительной группе по рисованию на тему: «Сказочная Гжель». Роспись гжельской посуды

Рисование способствует раскрытию творческих способностей ребёнка, помогает почувствовать красоту, активизирует развитие мелкой моторики, логического и абстрактного мышления, воображения и фантазии, сенсорного восприятия предметного мира. Важно стимулировать природную любознательность и познавательную активность старших дошкольников увлекательными заданиями творческого характера. Тема поможет расширить знания о народно-прикладном искусстве, приобрести умение прорисовки узоров для украшения предметов, используя различные декоративные элементы (полоски, геометрические формы, точки), усовершенствует навыки выбора наиболее гармоничного цветового сочетания.

Задачи, приёмы и особенности декоративного рисования в подготовительной группе

Декоративное рисование - создание абстрактных ритмических узоров и композиций для украшения предметов. Рисование орнаментов оказывает благотворное воздействие на развитие творческих способностей, мелкой моторики, воображения и фантазии, абстрактного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.

Задачи

  • развивать чувство цвета, учить находить интересное и гармоничное сочетание красок;
  • закреплять умение рисовать по образцу, обучать рисованию узоров на основе свободного замысла;
  • совершенствовать технические навыки владения карандашом и кистью:
    • рисовать кончиком и всей поверхностью кисти точки, завитки, волнистые, прямые, закруглённые линии;
    • свободно менять направление движения кисти;
    • уметь регулировать набор краски и смешивать разные цвета для получения нужного оттенка
  • развивать умение составлять декоративный узор с помощью прямых и пересекающихся линий, а также ритмического сочетания точек, мазков, геометрических фигур, растительных узоров, других элементов декоративной росписи;
  • развивать свободное плавное движение руки и зрительный контроль;
  • продолжить знакомство с народным орнаментом, развивать навыки оформления плоских и объёмных форм в стиле традиционной росписи.

Приёмы

  • Линия - прямая, ломаная, волнообразная, закрученная в спираль, может быть разной длины, толщины и ритма и помогает создать основу для узора и прорисовать декоративные элементы.
  • Штриховка цветными карандашами - простой, но выразительный и эффективный способ передачи ритмического образа растительного или геометрического орнамента. Кроме того, рисование штрихом помогает развить мелкую моторику, что очень важно для решения задачи подготовки руки к письму.
  • Растушёвка - помогает добиться разной степени насыщенности цвета в зависимости от степени нажима карандаша. Детям следует пояснить, что прорисовка сетки узора и декоративных элементов требует более сильного нажима, чем закрашивание фона.
  • Точка кончиком кисти, ритмический мазок, примакивание всей поверхностью кистью.

Особенности

Детские работы по декоративному рисованию (фотогалерея)

Сюжетная композиция в стиле дымковской традиции Оформление изделия растительным орнаментом (ветка рябины) Золотая хохлома Роспись декоративными элементами (ягоды, завитки, полоски, точки) Роспись растительным орнаментом (ягоды клубнички, травка, листочки) Огненные краски хохломы (ягоды, завитушки, травка) Рисование завитков и травки на высоком изделии Декоративная роспись растительным орнаментом

Конспект занятия по декоративному рисованию

В подготовительной группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение одного занятия по рисованию в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.

Схема занятия:

  1. Организационная часть (3–5 минут). Практическую часть занятия можно предварить не только чтением сказки, стихотворений или загадок, но и просмотром познавательных картинок, презентаций, фрагмента развивающего фильма или мультфильма. Информационно-ознакомительный этап предполагает пробуждение у детей интереса к заданию, знакомство с элементами росписи для украшения предметов. Необходимо подключить сюрпризные моменты, элементы театральной или дидактической игры, стимулирующие творческую активность, создающие психологически комфортную обстановку.
  2. Практическая часть - воспитатель поясняет суть задания (3–5 минут). Старшим дошкольникам предоставляется больше свободы в процессе рисования, показ образца, подготовленного воспитателем, всё реже используется для срисовывания, чаще для демонстрации новых технических приёмов или его уточнения последовательности выполнения работы. Приёмы, которые уже освоены, не требуют дополнительного показа.
  3. Самостоятельная работа детей (15–20 минут). Воспитатель подсказывает и помогает в случае возникновения затруднений или непонимания у детей во время рисования.
  4. Заключительная часть - анализ и оценка детьми своих работ и рисунков своих товарищей. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и словесно выражать эстетическое восприятие творческих работ (3–5 минут).

Конспект занятия на тему «Синяя гжель» (автор Е. Улимова)

Цель работы : приобщение старших дошкольников к основам декоративно-прикладного искусства
Оборудование:

Предметы декоративно-прикладного искусства (жостовские подносы, палехские шкатулки, филимоновские свистульки, хохломская посуда, матрёшки (семёновские и др.), выставка гжельской посуды и куклы в «гжельских» костюмах (В начале занятия она прикрыта синим и белым шифоном), Разрезные картинки к дидактической игре «Собери картину и угадай роспись», Рисунок гжельской посуды, закрашенный белой краской так, чтобы проступали синие узоры, контурные заготовки гжельской посуды, синяя гуашь, кисти №1 и 2.
1. Организационная часть.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А для этого мы должны улыбнуться друг другу и поздороваться.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, лёгкий ветерок!
Здравствуй, маленький листок!
Мы живём в родном краю.
Всех я вас приветствую! (Дети повторяют движения за воспитателем)
Воспитатель. Народное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. В народе всегда была потребность украшать свой быт, вещи, которые их постоянно окружали. Что же расписывали народные художники? (Дети перечисляют предметы, лежащие на столе)
Все эти красивые и полезные вещи сделали народные мастера своими руками. Они подарили нам и всем людям настоящий праздник. Считают, что все эти вещи не только необходимы в быту, но и украшают нашу жизнь.
Подойдите, пожалуйста, сюда. Здесь лежат детали мозаики.Соберите из кусочков целую картинку и посмотрите, что у вас получится.
Дидактическая игра «Собери картинку и угадай роспись»
Беседа в ходе игры. Что у тебя на картинке? А какая это роспись? Какие элементы городецкой росписи можно увидеть на этом рисунке? Какую посуду расписывали в Городце? Чем отличаются Филимоновские игрушки от всех других? Какие узоры рисовали на филимоновских свистульках? А в каком селе делали такие красивые игрушки? Какие элементы составляют дымковские узоры?
А у меня для вас приготовлена очень красивая картина. Посмотрите, какие на ней волшебные синие гжельские узоры. Ой, что это такое, ничего не пойму?
Кто же это сделал? Все синие узоры закрасил, будто заморозил……
Воспитатель. Ну и дела. Синюю Гжель зима снегом замела. (подходим к столам). И нашу посуду, которую мы вчера расписывали, снежинки засыпали и узоров никаких не видно. Даже нечем пап и мам удивить. Придётся нам заново потрудиться, вернуть узоры на посуду. Может, тогда и Гжель к нам вернётся.
2. Практическая часть.
Я думаю, что сделать вам это будет несложно,ведь вы - настоящие умельцы, мастера своего дела. Сначала давайте вспомним, как называют роспись,элементы которой мы использовали вчера, расписывая посуду? (Гжельская роспись)
Какая краска нам потребуется?
Какими приёмами работы кистью вы пользовались при росписи? (Рисование всей кистью, кончиком кисти, примакивание, мазок)
3. Самостоятельная работа детей.
Воспитатель. А теперь садитесь поудобнее и приступайте к работе. Не спешите, помните пословицы, которые придумал русский народ о тех, кто спешит. (Поспешишь - людей насмешишь. Наскоро делать - переделывать.)
4. Итоговая часть.
Готовые работы несите на выставку. Анализ работ.

Образцы и описания порядка выполнения работ

Городецкая роспись - русский народный промысел, появившийся в середине XIX века в районе города Городца, отличается лаконичностью форм (цветочные узоры, фигурки коней, птиц, сюжетные сцены), выполняется свободным мазком.

Презентация на тему «Городецкая роспись» (фотогалерея)

Стихотворение, посвящённое искусству городецкой росписи Описание особенностей городецкого промысла Этапы выполнения работы В цветовой гамме преобладают ярко-розовые и ярко-жёлтые цвета декоративные элементы (ромашка, листики, купавка, роза, орнамент в полосе) Расположение деревни Гжель Цветочная роспись Мотивы «конь» и «птица» Сюжетная роспись Этапы прорисовки птицы

Видео: Как рисовать цветок Купавку - замалёвок, теневка и 3 вида разживка

«В мастерской Городца» - рисование основных элементов росписи (ромашка, бутон, роза)

Инструкция:


«Городецкая роспись» - декорирование разделочной доски

Материалы: вырезанные из бумаги заготовки разделочной доски, акварельные и гуашевые краски, средняя и тонкая кисти.

Инструкция:

  1. Простым карандашом нанести эскиз узора на бумажную доску.
  2. Средней кистью закрасить фон заготовки акварельными красками.
  3. Тонкой кистью прорисовать подмалёвок для ромашки.
  4. Аналогичным образом, используя другой цвет, закрасить подмалёвок для бутона.
  5. Гуашью прорисовать тенёвку купавки и ромашки.
  6. «Оживить» прорисовку цветов белой гуашью.
  7. Нарисовать листочки, прорисовать мелкие декоративные элементы (завитки, веточки, ягодки).
  8. Готовые работы.

«Сказочная птица» - городецкая роспись

Материалы: деревянная разделочная доска или тонированная заготовка из бумаги, гуашь, кисти разных размеров.

Инструкция:

  1. В верхней и нижней части заготовки нарисовать цветы.
  2. Лёгкими движениями нанести тонкие изогнутые контурные линии спины, грудки и хвоста. Кисть держать вертикально по отношению к поверхности.
  3. Закрасить туловище и хвост, кончиком тонкой кисти прорисовать клювик и ноги.
  4. Тонкими дугообразными линиями изобразить лапки, тремя точками прорисовать коготки.
  5. В форме листочка нарисовать крыло, остроконечными зубчиками оформить хохолок.
  6. Мазками изобразить оперение.
  7. Узорами из точек, полосок, мазков украсить туловище и крыло.
  8. Края изделия оформить окантовкой.
  9. Детские работы.

«Конь вороной» - традиционная народная городецкая роспись

Этапы прорисовки:


Видео: обучающий фильм «Золотая хохлима»

«Золотая хохлома» - роспись бумажной заготовки в виде чашки травяным узором с фото

Травяной орнамент наносится без создания предварительного карандашного рисунка. Особенности нанесения декоративных элементов:

  • «осочка» - кончиком кисти сверху вниз;
  • «травинки» - прорисовываются плавно с утолщением;
  • «капельки» - приёмом примакивания;
  • «усики» - закрученная в спираль линия;
  • «кустик» - комбинация из симметрично расположенных «осочек».

Дети расписывают заготовки, вырезанные из бумаги.

Выставка детских работ.

«Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» - рисование восковыми мелками и акварелью

Инструкция:

  1. Нарисовать восковым мелком жёлтого цвета внизу тарелочки три листика.
  2. Красным восковым мелком дорисовать ягоды клубники.
  3. Нарисовать листочки-капельки.
  4. Между листочками изобразить завитки.
  5. Добавить мелкие цветочки и завитки в верхней части тарелки.
  6. Тонировать всю тарелку чёрной акварелью.

«Чаша» - поделка из солёного теста

Инструкция:

  1. Тесто аккуратно нанести от центра внутренней части формочки к краям и равномерно распределить по поверхности.
  2. Дождаться высыхания и снять с формочки.
  3. Толстой кистью закрасить жёлтым цветом фон, оставляя полосу по краю неокрашенной.
  4. Кистью среднего размера окрасить кайму по краю чаши в красный цвет.
  5. Тонкой кистью прорисовать завиток, который попеременно закручивается вверх и вниз.
  6. На кончиках завитков дорисовать ягодки клубничек.
  7. Прописать зелёные листики.
  8. Тонкой кистью оформить травный узор - ритмические мазки с небольшим утолщением.
  9. Жёлтым цветом сделать «оживку» в виде прожилок на листиках и точек на ягодках.

«Жостовский букет» - роспись подносов

Материалы: заготовка бумажного подноса из чёрной бумаги, гуашь, кисти.

Этапы работы:

  1. Замолёвок - в центре заготовки нанести силуэты цветов.
  2. Тенёжка - придать цветам объём, прорисовав тени.
  3. Бликовка - белой гуашью прорисовать тонкие линии на цветах и листьях.
  4. Чертёжка - тонкой кистью прорисовать прожилки на листьях и края изображения.
  5. Готовые работы.

Видео: Гжельская роспись

Основные элементы: сеточка, капелька, мазок с тенью, декоративные бордюры.

«Снеговики в технике гжель»

Рисунок строится на смешении белого и синего цветов, это позволяет получить большой диапазон оттенков от насыщенного синего до ослепительно белого. Допускаются контрастные цветовые переходы и плавные, которые получаются благодаря растушёвке.

Дети работают с опорой на образец.

Необходимо нарисовать силуэт снеговика, декорировать его лепестками с тенью, дорисовать посох со спиралевидным концом и завитушками.

«Кувшин в технике гжель» - рисунок в комбинированной технике (акварель и фломастер)

Инструкция:

  1. Обвести простым карандашом картонную заготовку, дорисовать линии основной части кувшина.
  2. Дно и крышку оформить сеточкой, на ручке и носике прорисовать растительный и геометрические узоры.
  3. Нарисовать нижний контур туловища - волнистую линию (клюв, шея, животик).
  4. Добавить идущую от клюва вверх ещё одну линию (голова и шея).
  5. Прорисовать хохолок, клювик и лапки.
  6. Добавить два овала (крылья) и хвостик.
  7. Декорировать крылья сеточкой, прорисовать перья.
  8. Дорисовать цветок над птицей.
  9. Детские работы.

«Гжельский теремок» - рисунок фломастером с последующей размывкой

Инструкция:

  1. Нарисовать линию земли, затем главный прямоугольник, над ним низкий прямоугольник.
  2. Внутри главного прямоугольника дорисовать домик.
  3. Надстроить треугольные и в форме маковок крыши терема.
  4. Нарисовать узор балюстрады, прорисовать горизонтальные линии брёвен, декорировать крышу. Добавить линию пригорка и избушку на ней.
  5. Нарисовать крышу с трубой, деревья и облака.
  6. Размыть рисунок с помощью мокрой кисти.

Детские работы (фотогалерея)

Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами

«Полхов-майданская» роспись матрёшки

Инструкция:

  1. Приготовить заготовки бумажных матрёшек с прорисованными овальными контурами передника и лица.
  2. Простым карандашом нарисовать цветок.
  3. Дорисовать ягодки.
  4. Мазками закрасить контурное изображение цветка гуашью.
  5. Зелёным цветом нарисовать листочки.
  6. Прорисовать лицо (носик, ротик, глазки и щёчки), закрасить платок, накидку и нижнюю часть фигурки.
  7. Работа детей над росписью матрёшки.

Конспект НОД по изобразительной деятельности

с детьми подготовительной группы

на тему: «Синеглазая посуда»

Задачи:

  • Расширить представления детей о народном промысле Гжели.
  • Развивать умение видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.
  • Закреплять умение составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр.
  • Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
  • Воспитывать чувство сострадания, сопереживания, желания прийти на помощь.

Материалы для занятия:

  • Выставка изделий гжельских мастеров;
  • Кукла Маша нарисованная с частями гжельского чайника;
  • Гуашь;
  • Стаканчики с водой;
  • Кисть белочка№5;
  • Салфетки.
  • Вырезанные из бумаги формы посуды.

Предварительная работа:

  • Беседа о гжельском промысле.
  • Рассматривание узоров гжели.
  • Изучение нанесения основных мазков, используемых при росписи гжели.

Ход занятия:

Дети проходят в группу в игровую зону и находят гжельскую вазу.

Воспитатель : Проходите, не стесняйтесь,

Возле вазы собирайтесь.

Рассмотрите-ка ее,

Не напомнила чего ? (Гжельская посуда).

Правильно. Давайте отыщем в группе посуду гжельских мастеров и организуем выставку гжельского фарфора.

Дети выполняют, любуются.

Ребенок читает стихотворение

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Тут слышится плач, и воспитатель заносит нарисованную девочку с частями разбитой гжельской посуды(нарисованной)

Маша: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Машенька.

Дети здороваются.

Воспитатель: - Машенька, а откуда ты к нам пришла? И почему так горько плачешь?

Маша: - Пришла я к вам из страны Рисовандии со своей бедой. Не знаю, сможете ли вы мне помочь?

Воспитатель : - А что случилось-то? Расскажи нам про свою беду. А мы с ребятами чем сможем, обязательно поможем!

Обращается к ребятам за поддержкой

Поможем, мальчики и девочки?

Маша : - Раз так, то слушайте. Решила я мамочке помочь по хозяйству и взялась посуду мыть. Перемыла, перетерла, а стала на полку убирать, так со стула упала и всю посуду разбила. Вот от нее осколки остались. (Плачет)

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, из чего она была сделана?

Дети: - Глина, керамика, стекло.

Воспитатель:- Из чего бывает сделана посуда?(ответы детей) Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? (ответы детей) Конечно нет, только бы роспись пострадала. А металлическая? (показ и ответы детей) Такая, как у нас дома? Эта уж точно осталась бы цела. А пластиковая посуда? (ответы детей) А стеклянная? (ответы детей) Маша, а твоя посуда какая была?

Маша: - Белая, а на ней синенькие узоры: завитки, цветочки, листочки.

Воспитатель : - Ребята, вы догадались какая это посуда?

Дети:- Посуда гжельских мастеров.

Воспитатель: - Машенька, вот посмотри, сколько здесь гжельского фарфора. Выбирай любую посуду!

Маша: - Нет, мне такая посуда не подойдет. Она правда очень красивая. Но я ведь к вам из необычной страны пришла. Там все предметы и люди настоящие как у вас, но когда мы попадаем в ваш мир, то становимся как будто нарисованными. Мне бы вот нарисованную посуду, вот как эта. (протягивает кусочки гжельской посуды)

Игра «Собери посуду»

Воспитатель:- Ну, вот, ребята, посмотрите какая посуда-то была, а мы же сможем ее с вами восстановить. Вот тут у нас есть формы, только они белые, осталось ее расписать. И тогда мы сможем с вами помочь Машеньке.

В: Давайте вспомним, какие узоры использовали гжельские мастера?

Дети выбирают себе образец и садятся на свои места.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что используется только синяя гуашь и на доске находятся образцы росписи - они там в помощь детям.

Физкультминутка «Посуда»:

Вот большой стеклянный чайник,

(«Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.

(Другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

(Приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг)

Рисование посуды (звучат русские народные мелодии)

После окончания работы, Маша благодарит ребят за помощь и прощается с ними. А дети приводят в порядок свои рабочие места.


Конспект образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе. «В гостях у гжельских мастеров» (чайный сервиз)

Цель: Научить детей оформлять изделия элементами гжельской росписи.

Задачи: Учить выделять характерные особенности промысла, рисовать основные элементы гжельской росписи: гжельскую розу в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, спирали, травинки, завитков, волнистых линий. Совершенствовать навыки рисования всей кистью, её концом, без прорисовки узора карандашом. Расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.

Развивать мелкую моторику, воображение, память, эстетический вкус, творческие способности, диалоговую речь.

Воспитывать уважение к людям труда, мастерам своего дела. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Предварительная работа: Проведение занятий по ознакомлению с народными росписями, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации «Синее чудо», изделий народных мастеров.

Материал: гжельская посуда для выставки, краски, вода, кисти №2, №5, салфетки, бумажные заготовки для росписи: чашки, блюдца, аудиозапись русской народной музыки, набор картинок для демонстрации элементов, дем. таблица с изображением пошагового рисования гжельской розы.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня нас пригласили в мастерскую одного из старинных промыслов. А, что это за промысел мы узнаем если отгадаем загадку.

Воспитатель: Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (да)

Ну, что ж тогда слушайте.

Синие птицы по белому небу.

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка –

Глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая… (Гжель)!

Воспитатель: Ребята, почему данный промысел называют гжельским? (По названию подмосковной деревни Гжель)

Из чего мастера делают гжельские изделия? (Из глины)

Да, верно давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.

Воспитатель: А какие изделия изготовляют мастера из глины?

Дети: Чайники, фигурки, сахарници.

Воспитатель: Значит, разные вещи можно расписывать гжельскими узорами?

На столе стоит корзина с изделиями гжельских мастеров.

Воспитатель достает изделия гжельских мастеров.

(Дети рассматривают посуду)

Рассмотрим роспись поближе, обращая внимание на характерные особенности.

Какой цвет использовали мастера?
-Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
-Что нарисовано на ложечке?
-Где расположен цветок?
-Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
-Где закрашено синей краской полностью?
Обращает внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
А что ещё создают гжельские мастера?

Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.

Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.

Дети выкладывают морфологическую дорожку гжельского промысла.

1 карточка – белая глина
2 карточка – цвет росписи
3 карточка – элементы росписи
4 карточка – предметы промысла.

Воспитатель: Давайте мы сейчас вспомним какими узорами украсили мастера свои изделия. Как же они называются?

Дети: Кружки, точки, полосы, бордюры, капельки

Воспитатель: Все-то вы знаете. Это значит, что пришла пора стать вам народными умельцами. У меня есть для вас работа. Давайте попробуем создать чайный сервиз.

Воспитатель: А кто из вас знает, что такое сервиз?

(Дети приводят варианты ответов.)

Воспитатель: Сервиз – это полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое число человек. И на сервизах все узоры одинаковые. Поэтому каждый на своей посуде будем рисовать вот такой узор. (На доску выставляется образец) И у нас получится настоящий сервиз. Для работы нам понадобится краска синего цвета. Узор всегда расположен в центре изделия. Основным элементом росписи будет роза.

А какие элементы еще составляют узор? (Линии, веточка, капельки) .

Каким цветом мы будем рисовать дополнения? (Голубым, синим)

Показать детям мазок, объяснить, что он состоит из цвета и оттенка.Чтобы нарисовать такой мазок, нужно положить синюю краску на палитру, намочить кисть и влажной кистью набрать краску с одной стороны. Теперь кистью нарисовать широкую линию, как мазок.

Дети рисуют несколько мазков на листочке для упражнений, затем на чашке (блюдце).

После того, как роспись завершена, сервиз раскладывается на отдельный столик.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

А из чего делают гжельскую посуду?

А что можно расписывать гжелью?

А что такое сервиз?

(Дети: Это полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое число человек. Роспись на всех приборах одинакова.)

В конце занятия рассмотреть все узоры, выбрать те, где хорошо получились двойные мазки.

Конспект НОД по познавательной деятельности для детей подготовительной группы на тему «Посуда»

Программные задачи:
1. Закрепить знания детей о видах посуды, ее назначении
2. Уточнить представления о материалах, из которых изготовлена посуда
3. Развивать творческое воображение
4. Развивать навык рисования кистью и акварелью
5. Развивать интерес к изобразительной деятельности
6. Воспитывать аккуратность, усидчивость

Необходимый материал:
1. Посуда из разного материала
2. Презентация «Расписная посуда»
3. Картинка «полочка»
4. Картинки «посуда»
5. Плоское изображение тарелочки на всех детей (для расписывания)
6. Акварель
7. Кисти
8. Непроливайка с водой
9. Салфетки

Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад к нам пришла посылка. На ней написано «Ребятам подготовительной группы». Это нам?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда, давайте ее откроем


(Дети помогают воспитателю открыть посылку)
Воспитатель: Что вы здесь видите?
Дети: Посуду (игрушечную)
Воспитатель: Что такое посуда?
Дети: Это предметы, из которых мы принимаем пищу
Воспитатель: Какую посуду вы видите?
Дети: кастрюлю, тарелку, кружку, ложки, вилки, сковородку, дуршлаг, чайник, поварешку и т.д.
Воспитатель: Какие есть виды посуды?
Дети: Столовая, чайная и кухонная.

Воспитатель: Тогда, поиграем в игру «Поставь на нужную полочку» . Верхняя полочка предназначена для чайной посуды, средняя полочка – для столовой, а нижняя – для кухонной посуды.
На магнитной доске прикреплено изображение полочки


Воспитатель раздает детям картинки с изображением посуды, дети прикрепляют с помощью магнита на нужную полочку.

Воспитатель: Знаете ли вы, для чего нужен каждый предмет посуды?
Дети: Кружка – пить чай, кофе, сок, воду. Тарелка - для супа, борща. Кастрюля – для варки. Сковорода – для жарки и т.д.
Воспитатель: Все верно. А теперь, давайте превратимся с вами в посудку.

Физминутка
Вот большой стеклянный чайник (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик».)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)
Только стукни, разобьются. (Хлопают в ладоши, топают.)
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, (Нагнулись, вытянулись.)
Он посуду нам принёс.

Воспитатель: Посуда бывает из разного материала: из стекла, из керамики, из фарфора, из глины, из металла.
Игра «Из чего?» (воспитатель предлагает вариант материала, а дети называют прилагательное, например: посуда из стекла – стеклянная, из металла – металлическая)

Воспитатель: Есть такие мастера – художники, которые расписывают посуду. Рисуют на ней различные узоры. Такая посуда очень красивая. (Показ презентации "Расписная посуда")

Давайте, мы попробуем побыть художниками, и разрисуем тарелочки.
(Воспитатель раздает детям плоские изображения тарелочек, распечатанных на листах формата А4).


Дети самостоятельно расписывают тарелочки
Воспитатель: Здорово, у нас получилось. Ребята. Я предлагаю вам, отправить ответную посылку Фее, а положить в нее можно наши расписные тарелочки. Ва согласны?
Дети: Да
Воспитатель: Как вы думаете, зачем нам добрая Фея прислала нам посудку?
Дети: Для того, чтобы мы изучили ее, узнали для чего она нужна
Воспитатель: Правильно. Но раз она игрушечная, то значит ею еще можно и играть. Возьмите посудку, отнесите ее в уголок. Я предлагаю вам поиграть в игру «Встречаем гостей» (Дети самостоятельно придумывают и развивают сюжет игры)

Презентация на тему: Посуда

Екатерина Родионова

Цель :

1) Создавать художественный образ, используя известные приемы.

2) Закрепить представление о цвете , форме, размере посуды .

3) Продолжать учить умело, пользоваться красками, наносить мазки в одном направлении не выходя за контур предмета .

4) Воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в группе .

Оборудование : Мультимедиа, отрывок из мультфильма «Федорино горе » , картинки чайника и чашки, цветные карандаши, альбомные листы.

Предварительная работа : чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе » , беседа о посуде , игры с кукольной посудой .

Ход занятия:

1) Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, подойдите все ко мне. Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из одного мультфильма. Смотрите внимательно, потом вы должны сказать, как он называется.

(Дети смотрят отрывок) .

Воспитатель : Скажите, как называется этот мультфильм?

Дети : «Федорино горе »

2) Основная часть.

Воспитатель : Правильно. Как вы думаете, почему от Федоры убежала посуда ?

Дети : Она её не мыла, била и т. д.

Воспитатель : Почему посуда решила вернуться к Федоре ?

Дети : Посуда пожалела Федору , простила и т. д.

Воспитатель : Вы, ребята, помните, что у Федоры много посуды разбилось . Она очень расстроилась. Как вы думаете, как можно ей помочь?

Дети : Нарисовать для неё новую посуду .

Воспитатель : А какую посуду вы знаете ? (Ответы детей) . Федора сказала мне по секрету, что она хочет, чтобы вы нарисовали для неё чашку и чайник.

(Рассматривание чайника и чашки) .

Воспитатель : А какие виды чашек вы знаете? (Керамические, стеклянные, деревянные, фарфоровые, алюминиевые, железные, глиняные).

Воспитатель : Для чего нужна чашка?

Дети : Чашка нужна для питья чая.

Воспитатель : Какой она формы? (Округлой) .

Воспитатель : Да, у чашки узкое донышко, а к верху она шире. У каждой чашки обязательно есть ручка, чтобы было удобнее пить из неё разные напитки. Как вы думаете, что будет с чашкой, если она упадет?

Дети : Разобьется.

Воспитатель : Из каких частей состоит чайник? (У чайника есть ручка; крышка закрывающая отверстие, в которое мы наливаем воду; маленький носик из которого мы выливаем воду; донышко).

Воспитатель : Чашка и чайник могут быть разных размеров и разного цвета. Обратите внимание на размер чайника, он больше, чем чашка.

Воспитатель : Подумайте над тем, какой у вас будет узор? Узор должен быть у чайника и чашки одинаковый.

Воспитатель : Ребята, а с чего вы начнете рисовать ?

Воспитатель : Что вначале вы будете рисовать ?

(Ответы детей) .

Воспитатель : Давайте с вами в воздухе покажем, как будем рисовать чайник (сначала проведем линию – это будет стол, затем нарисуем круг, потом донышко, ручку, крышечке).

Воспитатель : А теперь каждый садится за стол на свое место. И приступаем к рисованию .

Самостоятельная работа детей : рисование чашки и чайника . Украшение их. Наблюдаю за действием детей и при необходимости оказываю им помощь и поддержку.

Воспитатель : Какие чашка и чайник вам понравились больше всего? Почему?

Воспитатель : Какие чашка и чайник получились самыми яркими? Почему?

Воспитатель : Чтобы вы посоветовали Федоре сделать с посудой после чаепития ? И почему?

Дети : Помыть посуду , чтобы она снова не убежала от неё.

Публикации по теме:

Тема: «Тарелочка для бабушки Федоры» Программное содержание: Дать элементарные представления об овощах; цвете овощей. Совершенствовать знание.

Тема: «Посуда» Цель: создание условий для развития речевой активности детей через составление описательного рассказа. Задачи: создавать.

Цели: Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме «Посуда». Коррекционно-образовательные: уточнить и расширить представления.

Конспект НОД по предметному рисованию в подготовительной группе «Мишка-шалунишка» Задачи: Закреплять умение рисовать животное - медведя, соблюдая пропорции, форму и строение тела. Совершенствовать способность рисовать.

Конспект по предметному рисованию «Снег для зайки» Конспект по предметному рисованию в младшей группе «Снег для зайки» Цель: Развитие способности у детей наносить ритмичные мазки кисточкой.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Посуда». Программные задачи: Расширять и активировать предметный словарь и словарь.