Как живется малышу в мамином животике? Разговор с животиком

Как заниматься воспитанием и развитием еще не родившегося ребёнка. Например, с помощью вот таких развивающих игр.

Для многих родителей уже не секрет, что общение с ребенком еще в то время, когда он находится в утробе матери, способствует дальнейшей его адаптации, восприятию мира, эмоциональному, физическому и интеллектуальному развитию.

Применительно к процессу развития можно сказать, что раннее начало, раннее побуждение к ответу способствует развитию соответствующих отделов головного мозга и образованию действующих связей между клетками головного мозга, что и обеспечивает хорошие приспособительные реакции и полноценное развитие ребенка.

Полезные советы для будущих родителей

❧ Не только мама, но и папа активно общаются с еще не родившимся малышом, это заранее дает ему уверенность и чувство безопасности.

❧ Необходимо помнить, что ежедневное общение способствует выработке у малыша явных различий между папой и мамой.

❧ Рекомендуется как мамам, так и папам активно общаться с ребенком, рассказывать ему, как его любят и ждут его появления на свет, как родители счастливы, что у них скоро родится такой замечательный малыш. Разговор непременно должен сопровождаться поглаживанием живота мамы.

Игра: Мы тебя любим и ждём

Цель игры: развитие навыков общения.

Тихая, спокойная музыка (П.И. Чайковский «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Для самых маленьких» и т. д.).

Рекомендации: родителям необходимо проанализировать, какая музыка особенно «нравится» малышу. Это можно определить по его реакции: если спокоен, то мелодию принял, если ворочается, «пинается», то, значит, что-то не нравится.

Ход игры.

1-й вариант . В минуты отдыха или в то время, когда малыш беспокоен, маме следует принять удобное положение тела, включить музыку, сделать глубокий вдох и медленный выдох, постараться расслабиться, при этом положить руку на живот, в то место, куда наиболее часто ударяет ребенок, и начать неторопливую беседу. При этом можно ласково поглаживать живот. Вы заметите, что ребенок быстро успокаивается.

2-й вариант. Если папа дома, то он может принять участие в игре. Папины руки лежат на животе у мамы, и он говорит с малышом.

3-й вариант . Папа и мама поочередно общаются с ребенком.

Игра: Здравствуй, малыш

Цель игры: развитие навыков общения.

Ход игры: утром, когда еще родители в кровати, и папа, и мама желают ребенку доброго утра и здоровья, причем и тот, и другая кладут руку на живот мамы и поглаживают его.

Игра: Спокойной ночи, малыш

Цель игры: развитие навыков общения.

Необходимые материалы и наглядные пособия: тихая спокойная музыка.

Рекомендации: не только мама, но и папа желает ребенку спокойной ночи. Текст колыбельной песенки необходимо периодически менять (варианты колыбельных песен вы найдете в главе «Бабушкин сундук»), до тех пор, пока не найдете ту, которая нравится малышу. Сделайте так, чтобы родители имели свои собственные песни: мамина колыбельная и папина колыбельная песня.

Ход игры.

1-й вариант. Перед сном мама и папа, включив тихую музыку и положив руки на живот мамы, желают ребенку спокойной ночи: «Спокойной ночи, наш родной», «Спокойной ночи, маленький».

2-й вариант. Мама или папа поют ребенку колыбельную песенку, обязательно положив руку на живот мамы и поглаживая его.

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут гули сон, сон.

Спокойной ночи, малыш

Стали гули ворковать,

Стал малыш наш засыпать.

Ходит сон по горе,

Носит дрему в рукаве,

Всем детишкам продает,

А нашему так дает.

Игра: Малыш, посмотри, как вокруг красиво

Цель игры : развитие навыков общения, восприятия окружающего мира.

Ход игры: находясь на прогулке, общайтесь с малышом, рассказывайте ему обо всем, что вы видите, не забывайте о том, что необходим контакт с ребенком через ваши прикосновения.

«Солнышко светит, яркими лучиками бродит по моей руке, согревает, тепло, приятно...»

«Листопад, деревья сбрасывают листья, листья разноцветные, красивые, на душе спокойно и радостно...» и т. д.

Игра: Малыш, я твой папе (твоя мама)

Цель игры : развитие навыков общения и возможной дифференциации между папой и мамой.

Ход игры: папа, при любой возможности, поглаживая живот мамы, говорит своему малышу: «Малыш, я твой папа, я тебя очень люблю и жду» (варианты самые различные). У мамы возможностей для общения значительно больше, но ребенок должен знать, что прикосновения мамы отличны от прикосновений папы и голос у нее не такой, как у папы. Поэтому папа и мама играют с малышом попеременно, чтобы он уловил разницу.

Игра: Малыш, ты скоро родишься

Цель игры: навык общения, выработка уверенности и положительного настроя у ребенка.

Ход игры.

1-й вариант . Мама, разговаривая с малышом, говорит ему, как она его ждет и любит: «Малыш, наконец-то я тебя увижу, я так жду тебя, я люблю тебя» (один из вариантов обращения к ребенку), при этом поглаживает свой живот.

2-й вариант. Папа ведет с малышом подобный разговор: «Малыш, я так тебя жду, мне хочется тебя обнять, взять на руки, защитить» (один из вариантов обращения к ребенку), при этом папа поглаживает живот мамы.

3-й вариант. Мама и папа сообща разговаривают с малышом, при этом необходимо подтверждают контакт с ребенком через прикосновения.

Беременность – это не только ожидание чуда, но и время подготовки. Прежде всего – себя к новому статусу, а еще малыша – к новой жизни. Уже в животе можно начать растить будущего меломана, гурмана и даже лингвиста, причем начинать можно уже со второго триместра, к этому времени и токсикоз отпустит, и интересное положение начнет приносить радость. Рассказываем, как.

1. Формируем режим дня

Уже с самых ранних сроков беременности будущего малыша можно приучать к определенному распорядку дня. Делать это лучше в музыкальной форме.

Разработайте с малышом свою систему звуков, которые будут сигналами к определенным действиям. Например, таким образом можно «запрограммировать» пробуждение. Каждое утро в одно и то же время (оптимально в 7 утра) пойте ребенку определенную приветственную песенку. Самый простой текст можно придумать самим или найти в интернете. Со временем малыш начнет узнавать знакомые звуки и реагировать на начало нового дня. А вечером – колыбельная, сигнал к тому, что на сегодня общение закончилось.

В течение всего дня аналогичным образом формируем культуру питания: перед каждым перекусом исполняем отдельную «гастрономическую» композицию. Кроха запомнит эти звуки и будет знать, что сейчас к нему придет еда. Все эти песенки пригодятся после рождения, они помогут малышу «вспомнить» внутриутробный распорядок и быстрее наладить режим кормления и сна уже в большом мире.

2. Развиваем слух

Уже в 12 недель малыши прекрасно слышат, и если их беспокоят резкие звуки снаружи, то инстинктивно закрывают ушки руками. Самый главный и приятный звук для крохи – голос его мамы. Ведь только он проходит через амниотическую жидкость, а голоса всех остальных – через воздух. Поэтому с ребенком нужно постоянно разговаривать. Только голос мамы обладает уникальным ритмом и успокаивающими модуляциями для ребенка.

Дети, с которыми много разговаривают, быстрее сами осваивают речь, а их развитие часто опережает развитие сверстников

3. Записываемся в хор

Значение пения для беременных сложно переоценить. Это самый верный способ работы с дыханием и голосом, который поможет во время родов. А для малыша это и массаж диафрагмой, и терапевтическая гимнастика, которую дает ритмичное дыхание. А об акустике и говорить нечего, ведь при правильном, «широком» пении звуки, вибрируя, проходят через позвоночник. Усилить эффект можно тактильным сопровождением, в такт музыке поглаживая и постукивая живот. Заниматься вокалом можно самостоятельно, а еще лучше в группе, состоящей из других будущих мам.

4. Развиваем музыкальный вкус

Ребенок может реагировать на музыку активными движениями. Одним калифорнийским акушером доподлинно зафиксирован факт, как во время УЗИ малыш на 33-й неделе «танцевал» под пятую симфонию Бетховена. Поэтому животику необходимо включать музыку. Но не каждая мелодия будет полезной.

Врачи рекомендуют остановить свой выбор на классике и проводить музыкальную терапию не дольше одного часа. Музыка должна быть приятной и спокойной, ведь от правильного выбора аудиозаписей зависит психологическое состояние будущего ребенка, его здоровый сон и самочувствие в целом.

Ритмы влияют и на поведение ребенка в утробе матери: учащается дыхание, изменяется тонус мышц.

5. Учимся общаться

Взаимодействовать с малышом женщина может не только посредством голоса. Уже на шестом месяце своего развития малыш начинает осязать и реагировать на прикосновения. Поглаживания, постукивания и похлопывания развивают у крохи навыки общения.

На каждое его шевеление нужно отвечать – повторять движения малыша в том же месте и с той же силой. А можно и пригласить малютку к «разговору»: если вы нежно погладите животик и ласково с ним заговорите, то он наверняка ответит тем же.

6. Играем

По сути, для малыша ваш животик – это большая люлька, и здесь открывается столько возможностей. Например, кружимся-кружимся и резко останавливаемся. Добавим к происходящему игровую интонацию, и человечек внутри вас будет смеяться. Поймет, что мама с ним играет. Песни тоже приобретают новый, увлекательный характер, если покачиваться в такт. Поэтому петь лучше стоя.

7. Учим первые слова

Покажется невероятным, но еще не рожденный ребенок может запомнить некоторые слова. Дело в том, что звуки касаются нервных клеток и закрепляются в полушариях мозга, и потом ребенок может их использовать в своей будущей жизни.

Малышу можно даже привить предрасположенность к иностранным языкам.

Конечно, малыш не поймет смысла произнесенных слов, но звуковые импульсы оставят след в памяти малыша. Есть наблюдение, что дети, которые слышат иностранную речь с самого раннего возраста, легче обучаются иностранным языкам в школе или детском саду.

8. Растим гурмана

На 18-й неделе у ребенка уже сформирован глотательный рефлекс, и он начинает пробовать амниотическую жидкость. Самое время развивать вкусовые привычки. Вместе с амниотической жидкостью, а затем и грудным молоком мама передает малышу определенный гастрономический код, который в будущем определит вкусы ребенка. Например, если беременная злоупотребляет сладким, то и ее ребенку потом придется серьезно противостоять тяге к вредным продуктам.

Еще в утробе крохе можно открывать новые вкусы, расширять и обогащать его пищевые предпочтения. Лучше есть полезную и вкусную еду: разнообразные овощи и фрукты, кисломолочные продукты, пить натуральные соки. Потом все это более гладко и естественно станет основой детского рациона. Чем он будет шире, тем проще будет ввести новый продукт.

9. Посылаем лучики добра

Каждую секунду своего нахождения в мамином животе малыш получает новые впечатления. Именно они и формируют его как личность, накладывая неизгладимый отпечаток на всю его последующую жизнь. Для развития еще не родившегося малыша важно мамино душевное спокойствие, ведь сейчас у них эмоции одни на двоих. Поэтому будущей маме надо забыть о раздражителях: неприятных людях и делах.

Только радуга, розовые единороги и позитив!

Когда мама улыбается, человечку внутри передается ее радость, спокойствие и уверенность. И он знает, что его ждут и все хорошо.

10. Привлекаем пап

Если мужчина сюсюкает и играет с животиком, значит, он уже стал папой. С появлением крохи глава семейства станет еще главнее, поэтому очень важно наладить с малышом контакт еще до рождения. Тем более папы могут то, что мамам недоступно. Например, поцеловать крошечную ручку или ножку через животик и послушать, как там живет малыш.

Но говорить с наследником нужно утрированно громко и четко, как тоже умеют мужчины. Ведь слышимость у крохи не самая хорошая: как если засунуть голову в ведро и в таком виде попытаться поговорить.

Раньше, когда говорили о беременности, о ребенке упоминали лишь как о плоде. А плод, он что – растет, развивается, шевелится… С конца 80-х г.г. о ребенке стали активно говорить как о человеке. Врачи иногда говорят не плод, а ребенок, психологи считают, что ребенок у мамы в животе еще не личность, но и рождается он не «чистым листом» – это тоже давно известно. Во многих центрах (а скорее всего во всех), где супружеским парам помогают подготовиться к рождению ребенка, большое внимание уделяют установлению контакта и общению с ним.

Отношение людей к этому очень разное: одни считают саму постановку вопроса полным абсурдом: «С кем там еще общаться?», другие каждый день поглаживают животик и так общаются с малышом, третьи утверждают, что чувствовали ребенка и общались с ним еще до зачатия.

Давайте же разберемся, можно ли общаться с ребенком до рождения, как это можно делать, и что это дает ребенку и будущим родителям.

Для того, чтобы ответить на вопрос «С кем там общаться?» достаточно обратиться к исследованиям внутриутробной жизни младенца, которые проводились различными специалистами в разных странах с самого начала ХХ века.

Сейчас доподлинно известно, что, начиная с 6 недель, можно зафиксировать мозговые импульсы ребенка, он начинает реагировать на свет. 10 – 11 недель – время, когда малыш начинает чувствовать прикосновение, тепло, вибрацию, боль, давление и не только чувствовать, но и реагировать. Если ощущение ему «не нравится» – он отстраняется или отворачивается. 18-20-недельный ребенок уже проявляет свой характер. Там, где «тихоня» слыша громкие звуки, пугается, более активный – может рассердиться. Мимика ребенка выражает удовольствие, гнев, крик, плач, появляется улыбка. Ребенок уже хорошо слышит и «запоминает» отдельные слова и фразы, различает голоса, имеет музыкальные предпочтения. Известно, что детям больше нравится мелодичная музыка, особенно любят малыши Моцарта и Вивальди. На шестом месяце развивается вестибулярный аппарат – это значит, что ребенок начинает различать положение своего тела в пространстве и переворачиваться. В это же время появляется вкус, а обоняние разовьется только к девятому месяцу.

Так что сомнений не остается – общаться есть с кем. Более того, это маленькое существо ждет общения, а иногда активно добивается. Очень часто приходится слышать от будущих родителей, что пока папа руку на живот не положит, ребенок не угомонится и маме заснуть вечером не даст. Детка может требовать вечернюю прогулку, купание перед сном или любимую песенку, а иногда душевный разговор.

И вот мы уже говорим о том, как общаться. Поскольку слух у ребенка развивается раньше всего, а к моменту рождения малыш уже может узнавать маму и папу по голосам и интонациям, то конечно, с ним можно разговаривать. Не просто мысленно общаться или что-то тихонечко нашептывать, а именно говорить.Одно исследование показало удивительную связь такого общения с развитием ребенка после рождения. В семьях, где ожидался ребенок, папы в одно и то же время дня должны были похлопывать по животу и говорить одни и те же слова: «Я твой папа!». Когда детки родились, то выяснилось, что они меньше плакали, дольше и внимательнее слушали, когда родители с ними разговаривали, и раньше начали говорить сами, чем те дети, с которыми родители до рождения не общались. А ведь это только эксперимент, в жизни общение может быть и более разнообразным и более эмоциональным. Расскажите ребеночку, как вы его любите и ждете, какой он у вас замечательный, умный, добрый, любящий и талантливый, что чувствуете в своем сердце нежность и теплоту, и как вы счастливы, что он пришел к вам. И еще многое, и многое, что вам захочется сказать ему от самого сердца.

Еще один прекрасный способ общения – это пение. Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. И, конечно же, ребенок тоже ощущает более сильные импульсы от своей мамы – не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание и все тело как бы пропитывается этими вибрациями.

Вы можете вместе слушать музыку. Малыш узнает, что нравится вам, а вы по его поведению вскоре начнете чувствовать, что нравится ему. Вкусы детишек очень разнообразны: одним нравится спокойная мелодичная музыка, другим – более динамичная, ритмичная музыка, третьи не прочь «потанцевать» и немного подвигаться в такт. Наверное, в этом они схожи с нами – у них разные вкусы, и они любят, чтобы музыка соответствовала настроению. Есть свидетельства, что ребенок может запоминать ту музыку, которая воспринималась мамой наиболее эмоционально. Например, описывался случай, когда один музыкант по памяти сыграл музыкальное произведение, которого прежде не слышал. Оказалось, что его мама, во время беременности исполняла это произведение, и это было единственное время, когда молодой человек мог его услышать. Эта музыка как бы звучала внутри него, было похоже, что он помнил ее всем телом.

Мы говорим об общении с ребенком до рождения. Но разве здесь речь не о воспитании? Ведь очевидно, что хороший музыкальный вкус, манеру разговора, тон и преобладающую эмоциональную окраску общения с людьми ребенок впитывает не только с молоком матери, но и гораздо раньше.

Образ жизни современной женщины часто бывает малоподвижным, особенно если работа связана с компьютером. Давно известно, что маленький человечек хорошо развивается, когда мама много двигается: ходит, совершает разнообразные движения, меняет положение тела. Все это способствует развитию мозга ребенка. Уже упоминалось, что во время беременности развивается вестибулярный аппарат ребенка, для этого и нужно движение. Когда мама ходит, ребенок ощущает покачивания, когда наклоняется – пространство ребенка тоже меняет положение, когда переворачивается – малыш тоже переворачивается. Все это готовит ребеночка к появлению на свет, ведь здесь, в условиях гравитации, очень важно уметь координировать свое тело, чувствовать верх и низ для того, чтобы научиться переворачиваться, ползать, а потом ходить. Делая упражнения, вы наверняка заметите, что одни из них ребенку нравятся, другие – не очень, и, выполняя их, вам придется приспособиться к малышу – когда-то делать чуть медленнее, может быть выбрать меньшую амплитуду движения, больше расслабиться и т.п. Все это тоже общение, потому что гимнастику вы делаете вместе.

С какого момента можно общаться с младенцем? А что говорят об общении в народе? «Друг сердечный», «сердцем чувствую», «сердечная связь»… Вот и ответ. Общаться можно еще до того, как ребенок начинает слышать, ощущать прикосновения и видеть, еще до того, как мы почувствуем его первые еле заметные движения.

С 18 дней бьется сердечко ребенка и отвечает на импульсы наших чувств и эмоций. В этом и парадокс, и объяснение того, что многие женщины чувствуют свое дитя в утробе еще до того, как появились какие-либо признаки беременности. Когда мы поем ребенку, говорим о своей любви и нежности к нему, когда кладем руку на живот, когда видим красивую природу или творения человеческих рук – наши сердца общаются, и устанавливается та самая сердечная связь, которая помогает родителям и дальше понимать своего ребенка без слов.

Итак, общение с ребенком до рождения безусловно для него и хорошо, и полезно. Но что оно дает нам, его будущим родителям?

Природа удивительно мудра: у нас есть целых 9 месяцев, чтобы привыкнуть и освоиться с мыслью о родительстве. Даже если беременность желанная и запланированная, даже если это не первый ребенок, все равно ничего нельзя знать наперед, все равно жизнь внесет свои коррективы. Время ожидания ребенка – это урок длиной в 9 месяцев – урок безусловной любви. Нам не дано знать наверняка, кто родиться – мальчик или девочка, каким будет этот ребенок – талантливым математиком, мудрым философом или веселым менестрелем, мы не знаем его характера, привычек и предпочтений, цвета глаз и волос, тембра голоса. И все-таки это уже наш ребенок – частичка нас обоих – мамы и папы, плод нашей любви. Общаясь с ним, мы учимся быть чуткими и внимательными, учимся понимать свои чувства и ощущения (ведь именно этот язык используют все новорожденные и все детки, особенно те, что не умеют говорить), мы учимся быть терпеливыми и открытыми, потому что беременность – это ожидание – таинство вынашивания и созревания нового человека. Иными словами у нас есть уникальная возможность развить в себе качества, нужные родителям, и приблизиться к тому, чтобы стать хорошими родителями именно для этого ребенка.

Трудно передать чувства женщины, узнавшей о зародившейся внутри нее новой жизни. Радость, смятение, тревога, гордость… И все же у будущей мамы есть счастливая возможность показать окружающим свои чувства (как знакомы мамочкам ручьи слез и приступы смеха), рассказать близким о своих переживаниях. А как же малыш? Он еще совсем кроха, но это не значит, что он ничего не чувствует. Что же происходит с малышом в такой прекрасный период жизни женщины, когда она с трепетом ощущает, как растет и развивается внутри нее маленький человечек? С самого момента зачатия ребенок (а для счастливых будущих мамочек это уже их любимый малыш, а вовсе не эмбрион или плод!) без устали развивается, растет, адаптируется к своей новой жизни. Впереди столько всего интересного, приходится начинать учиться еще в животике у мамы! Тактильная, или кожная, чувствительность возникает примерно на 8 неделе внутриутробной жизни и дальше совершенствуется с каждым днем. Еще никто не догадывается о Вашей беременности, малышу исполнилось только 9 недель внутриутробного развития, а с помощью ультразвука уже можно увидеть, как малыш двигает ручками и ножками, сжимает кулачки, открывает ротик, глотает и даже пробует сосать свой пальчик. А это что? Какой-то интересный канатик! И его потрогаем! Он такой толстенький и упругий. Игра с пуповиной тоже помогает развивать кожную чувствительность. Давление на животик, при котором происходит изменение объема матки, также не остается незамеченным. Если будущая мама задумается и положит во время чтения книжку на свой живот, часто следует незамедлительная реакция - малыш начинает толкаться! Будущие родители могут пообщаться со своим чадом путем прикосновений. Во время бодрствования малыша, когда он начинает двигаться, можно тихонько погладить или нежно постучать по животику мамы в том месте, где ощущаются движения. Ребенок скорее всего ответит Вам, толкнув Вашу руку своей ножкой или ручкой. Ласковые прикосновения мамы очень важны для развития крохи. Мама делает массаж своего округлившего животика, смазывая его кремом или маслом?- Малыш при этом тоже получает свою порцию нежных поглаживаний. Малыш по мере "взросления" становится чувствительным к эмоциям, которые испытывает будущая мамочка. Если мама чем-то взволнована, то ребенок тоже переживает похожие чувства - стресс, возбуждение, радость. Гормоны, появляющиеся в крови матери во время таких переживаний, передаются и малышу. Например, мама испытывает страх, в кровь выбрасывается гормон адреналин, часть которого через плаценту передается малышу и вызывает у ребенка сердцебиение, возбуждение и резкие движения. Мамочка включила любимую музыку, отдохнула, успокоилась - малыш успокоился тоже. Такие стрессы, если они не постоянные, а происходят только иногда, даже полезны для развития крохи - он узнает разные эмоции и учиться реагировать на них. Поэтому, если Вы расстроены, устали или даже пережили очень сложный эмоциональный момент, нужно постараться расслабиться самой, погладить животик и поговорить с Вашим чадом, уверив его (и себя!), что все будет хорошо, а горести проходят, и вы вместе со всем справитесь. Так и будет! Научные исследования показали, что чувство слуха у малышей начинает развиваться уже на 15-20 неделе после зачатия. Если на живот женщины положить какой-нибудь источник звука, то у ее ребенка, достигшего 25 недель внутриутробного развития, возникает учащенное сердцебиение, и он начинает активно толкаться. Можно попробовать представить, какие звуки слышит Ваш еще не рожденный малыш. Приложите ухо к груди кого-нибудь из ваших близких (хорошо подойдет могучая грудь любимого мужа!). Что можно услышать? - удары сердца, урчание в животе, бульканье, шелест. Подобные звуки слышит и Ваш ребенок, только они приглушены околоплодными водами. И после рождения такие звуки будут утешать и успокаивать малыша, ведь они сопровождали его 9 месяцев! Известно, что многие новорожденные успокаиваются, если слышат сердцебиение мамочки, записанное на кассету! Голос любимой мамы особенно привлекает внимание крохи. Он учится различать интонации, тембр голоса и после рождения выделяет ее голос из множества других. Также малыш может слышать голос папы, особенно если будущий папа будет "разговаривать" с животиком. Может быть, это выглядит немного забавно, но дает возможность и папе, и малышу наладить контакт еще до момента рождения ребенка. Старшие дети тоже могут поучаствовать в таком общении. Моя дочка в возрасте 1 год 3 месяца ложилась ухом на мой округлившийся живот, где, как она знала, "живет ляля" и кричала "да-да-да", как она обычно разговаривает по телефону! Конечно, звуки, доносящиеся до ребенка в животике мамы, звучат по-другому, чем снаружи, так как приглушаются жидкостью, в которой плавает малыш - околоплодными водами. Когда мы находимся под водой, например, в бассейне, то можем слышать голоса и звуки, но они доносятся до нас немного искаженными, глухими. Примерно так воспринимает звуки внешнего мира и ребенок. Нельзя не отметить, что малыши в животиках очень музыкальны, при этом они имеют свои пристрастия. Обычно классическая музыка успокаивает малышей, а громкая ритмичная может вызвать возбуждение. Если будущая мамочка будет часто слушать определенную мелодию, допустим, перед сном, или напевать колыбельную, то родившийся малыш узнает эту мелодию или песенку, и она поможет ему быстрее заснуть. И все звуки, которые малыш слышит еще до рождения, стимулируют развитие ребенка, служат для познания внешнего мира. Может ли видеть еще не родившийся ребенок? По-настоящему зрение ребенка начнет "действовать" только после его рождения, а примерно до 25-26 недели глазки малыша еще прикрыты веками. Да и что рассматривать в полости матки? Вот если мамочка решила позагорать на солнышке и животик греется под прямыми солнечными лучами, то меняется уровень освещенности в "домике" малыша, и он может забеспокоиться - увеличится частота сердечных сокращений, он будет больше двигаться. Но глазные мышцы все равно нужно тренировать: уже с 16 недели беременности можно зафиксировать движения глазных яблок, которые постепенно становятся интенсивнее. С 25 недели кроха может приоткрывать веки и моргать. Такие навыки пригодятся после рождения, когда придет время увидеть мир во всем его многообразии. Питается малыш пока еще с помощью мамочки - через пуповину, но прекрасно умеет различать вкус предлагаемой пищи. Уже на 10 неделе происходит закладка вкусовых рецепторов языка, а к шестому-седьмому месяцу внутриутробного развития их становится даже больше, чем у взрослого человека. Такие детки способны уже различать соленое, горькое, кислое и сладкое. Малыш, плавая в околоплодных водах, не забывает иногда глотать немножко, но не для того, чтобы покушать. Околоплодные воды содержат гормоны, белки, другие вещества, а также соль и сахар, а через плаценту поступают еще различные "вкусовые добавки" (в зависимости от того, что поела мамочка!). Малыш, пробуя околоплодную жидкость, обучается различать вкусовые оттенки и формирует свой вкус. Если мамочка любит острые приправы и будет часто употреблять их во время беременности, вполне возможно, что малыш после рождения разделит ее вкусовые пристрастия. Как мы видим, все 9 месяцев беременности малыш уже вовсю готовится к новой жизни, учится, развивается, общается с нами. Жизнь нашего любимого крохи начинается не в момент рождения, она началась еще в момент зачатия, и важно как можно раньше наладить близкую связь с малышом, и уже сейчас, когда он еще в животике, говорить ему слова любви, дарить ему ласковые прикосновения и петь колыбельные. И тогда мы сможем радостно сказать новорожденному крошке "Здравствуй! Вот мы и встретились, наконец! Я так тебя люблю!"