Как узнать натуральный камень или нет. Натуральный камень или подделка: как отличить настоящее от искусственного

В настоящее время, когда на рынке все чаще встречаются ювелирные изделия с синтетическими камнями, остро встает вопрос их идентификации и отличия от природных камней. Мы не призываем Вас вообще не покупать синтетики, наоборот, Вы можете смело ее приобретать и наслаждаться ноской.

Главное - не переплатить, заплатить реальную цену и не стать жертвой мошенников. При этом нет никакой гарантии, что Вас не обманут как на рынке, так и в фешенебельном ювелирном салоне. Обман может быть как осознанным (с подделкой документов, липовыми сертификатами или убедительными устными заверениями), так и по незнанию (продавец сам был введен в заблуждение).

Мошенничеством является продажа синтетики по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Даже если Вам продали якобы хризоберилловые бусы за 15 долл., это еще не уголовное преступление и даже вообще не нарушение (радуйтесь удачной покупке!!). Но если с Вас за подделку и обман запросили 70 долл. и выше, это уже мошенничество и административное правонарушение, а при незаконной наценке и обмане свыше 110 долл. уже уголовно наказуемое преступление (в Украине). Подделка любого сертификата соответствия есть преступление вне зависимости от суммы сделки. Вам должны помочь в ближайшем отделении милиции и обществе защиты прав потребителей по месту продажи слишком дорогой и фальсифицированной подделки.

Большинство имитаций сегодня выполняется из стелка различного качества с различными добавками (камни Савровски, стекланные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Ряд других синтетических камней более ценные, они имеет свою химическую формулу (фианит, корунд, сапифр, улексит, цитрин, аметист, аметрин, венская бирюза и неолит).

Почему важно отличать природные камни от синтетических? Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня, особенно на большие экземпляры. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с природными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни. Бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат. Синтетический рубин (корунд) такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень, а корундовое сырье продается на килограммы.

В мире имеются значительные запасы некондиционных или малоценных сортов топаза, агата, нефрита, бирюзы, горного хрусталя, халцедона и др. Это обусловило необходимость разработки технологических процессов облагораживания самоцветов.

Какие из признаков природных, облагороженных и синтетических камней позволяют отличить их друг от друга? В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до (максимум) нескольких месяцев. Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от природного камня.

На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп. Ранее для диагностики синтетических ювелирных камней экспертам достаточно было лишь стандартного геммологического оборудования, включающего в себя лупу, полярископ, дихроскоп и ультрафиолетовую лампу. В настоящее время, когда технологии синтеза постоянно совершенствуются, работать экспертам становится все сложнее и сложнее; зачастую стандартного оборудования недостаточно для однозначной диагностики, поэтому приходится прибегать к помощи более сложных лабораторных методов. Основным требованием, предъявляемым к методам идентификации камней, является их неразрушающее воздействие на исследуемый образец.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ. В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. Так, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) - о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения. О синтетических алмазах ювелирного качества читайте подробній материал.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ (КОРУНДЫ). Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Практически все красные камни в ювелирных изделиях являются синтетическими корундами. Большинство натуральных рубинов имеют внутренние дефекты. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методом Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Но визуально синтетические корунды выглядят безупречно. Более того, именно синтетические корунды являются достаточно дешевыми и практически вечными красными и темно-розовыми вставками в ювелирные изделия. Это очень красивый синтетический самоцвет. К сожалению, сегодня красные корунды стали очень редкими в ювелирных магазинах, а синтетические сапфиры найти вообще практически невозможно.
Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) - платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нeправильные микроструктуры роста.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД. В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения, коричневатые включения оксидов железа. В обычных ювелирных магазинах отличить натуральные изумруды от синтетических можно исходя из того, что большинство натуральных изумрудов в наших ювелирных изделиях несовершенны, имеют трещины и видимые глазом внутренние дефекты, неравномерную окраску, местами непрозрачны. Слишком бледно окрашенный камень может выявиться не изумрудом, а обычным бериллом. Совершенные темно-зеленые и идеально прозрачные изумруды лучше передать на анализ независимым специалистам, так как слишком высока вероятность приобрести очень качественную синтетику, выдаваемую за натуральные камни (особенно в импортных золотых изделиях). Синтетические изумруды имеют весьма характерный насыщенный голубовато-зеленый цвет, который отчасти выдает их происхождение, хотя почти такой же оттенок имеют некоторые колумбийские изумруды. Синтетические изумруды гидротермального происхождения обычно содержат мелкие жидкие или газообразные включения. Природные изумруды часто имеют включения пластинок и микропластинок слюды и кристаллы пирита (даже засоренный слюдой природный изумруд намного дороже своего идеального синтетического аналога). При выборе, что купить: зеленый синтетический циркон или синтетический изумруд предпочтение нужно по возможности отдавать изумруду, так как он намного красивее и долговечнее.
Существует еще одна разновидность изумруда, который находится в промежуточной стадии между синтетическим и облагороженным. Они представляют собой неювелирные бериллы, не представляющие в исходном сырье ювелирной ценности, но покрытые слоем нарощенного синтетического изумруда толщиной от 0,3 мм и более. Цвет таких камней бледно-зеленый. При использовании популярного сегодня гидротермального метода слой изумруда толщиной 0,8 мм нарастает за сутки. Структура камней несовершенная, трещины и структура камня как бы подчеркнуты. Камни непрозрачные или просвечивают, характеризуются трещиноподобными линиями в поверхностном слое, которые выглядят при погружении в жидкость как тонкий интенсивно-зеленый ободок. В ювелирных магазинах появляются изделия из серебра, усеянные такими облагороженными бериллами. В магазинах самое дорогое гигантское куполообразное серебряное кольцо, усыпанное этими бериллами, стоит около 200 долл, небольшие кольца стоят до 50 долл.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ. Синтетический горный хрусталь прозрачен. Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия. Синтетический аметист обычно очень прозрачный, чистый, яркий, без внутренних дефектов и неоднородностей, может достигать больших размеров при сохранении чистоты. Некоторые его разновидности могут слегка изменять цвет при солнечном и искусственном освещении (на фото с монетой). Другой важной разновидностью синтетического кварца является амитрин (присутствуют зоны фиолетовой и желтой окраски), производство которого гидротермальным методом ведется.
Розовый кварц после ионизирующего облучения становится дымчатым (вплоть до мориона). При отжиге 450-500 o С аметисты теряют окраску, которая восстанавливается при ионизирующем облучении. При температуре 700 o С изменения необратимы.
Синтетический цитрин может быть получен при многочасовом обжиге (запекании) при температуре около 500 o C аметиста (сиреневого и фиолетового кварца, получается оранжево-желтый и желто-коричневый цитрин) или раухтопаза (дымчатого кварца, получается нежно-желтый цитрин). Природный цитрин часто мутный (непрозрачный) с зонами белого непрозрачного кварца. Большие прозрачные кристаллы цитрина или слишком темные высокого качества кристаллы обычно говорят об искусственном происхождении камня.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ АЛЕКСАНДРИТ. Камни, продававшиеся в ювелирных изделиях до 1973 года под видом александрита, являлись разновидностями синтетической шпинели и синтетического корунда с добавками ванадия. Многие синтетические александриты в действительности являются или синтетическими корундами, окрашенными ванадием и обладающими лиловатой окраской, сменяющейся более красной при искусственном освещении, или синтетическими шпинелями, имеющими более густую зеленую окраску. В 1973 году в продаже появились изделия с синтетическими александритами, для которых также характерно эффектное изменение цвета, но от пурпурно-синего до розового, а не от зеленого до красного. На фото левее представлен синтетический корунд, имитирующий александрит, на фото правее - синтетическая шпинель, меняющая цвет (редкий и дорогой камень). Технологии выращивания александритов (близких к природным) сложны и дорогостоящи, поэтому цена на синтетические александриты такова, что позволяет использовать их в качестве центральных камней в дорогостоящих изделиях.

ФИАНИТЫ И ЦИРКОНЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ. Даже синтетические, алмазы стоят все равно дорого. Красота бриллианта определяется его специфическими свойствами: высоким коэффициентом преломления, высокой дисперсией (белый цвет раскладывается на семь цветов радуги, которые дают бриллиантовую игру), твердость предохраняет от царапин и повреждений. Материал-имитатор должен обладать всеми этими свойствами, но самое главное - быть дешевым. Эту задачу решали разные люди разными путями, и на сегодняшний день самым популярным имитатором алмаза является фианит. Название происходит от аббревиатуры ФИАН (Физический Институт Академии Наук), где начале семидесятых годов XX века был создан этот минерал. Из-за рубежа ввозят "циркон" или "цирконий", которые на самом-то деле фианиты, выращенные по советской лицензии или просто советской технологии, но замаскированный под этими коммерческими названиями. Это не алмаз вообще, не природный минерал и не химический элемент (металл) цирконий. Окрашенный в какой-либо цвет фианит своей бриллиантовой игрой создает совершенно отличный от любого природного камня неповторимый образ (коэффициент преломления у циркона намного выше, чем у любого драгоценного цветного самоцвета, кроме цветных алмазов). В таблице Менделеева есть элемент, металл цирконий (Zr), в природе встречается минерал циркон - силикат циркония (фактически соль), имеющий самостоятельное ювелирное применение, в лаборатории выращивают фианит (кубический циркон) - оксид циркония с добавками редкоземельных элементов и кристаллизующийся в алмазоподобной кубической сингонии, в отличие от природного циркона, который кристаллизуется в тетрагональной сингонии. То есть цирконий, циркон и фианит - разные материалы.

Для ювелирного дизайнера фианиты (цирконы) - это палитра, материал, с которым можно смело экспериментировать (особенно с мелкими камнями). Но нельзя сказать, что цирконы стоят мало, - они вполне сравнимы по ценам с природными самоцветами низких ценовых групп или некоторых камней, купленных напрямую у производителя. Более того, крупные и удачно ограненные под бриллиант фианиты стоят довольно дорого и редки в ювелирных изделиях (создателю этой электронной энциклопедии удалось купить такое кольцо аж за 5 лет поисков). Обычно небольшие и мелкие дешевые цирконы используют в "обсыпке", и таких изделий очень много на наших прилавках. Существуют особенности ювелирного применения циркона. Он требует бережения при закрепке (грубо говоря, его нельзя как корунд заколачивать молотком). Он может лопнуть при закрепке. Он легко крошится, выход готовых камней при машинной огранке часто не превышает 15-20%. При огранке различия показателей преломления алмаза и фианита маскируются путем изменения соотношений углов между гранями (циркон с неполной бриллиантовой огранкой наоборот низким и приземистым). Циркон очень чуток к поверхностному загрязнению и сразу перестает блестеть, его нужно постоянно протирать и чистить. Циркон почти в два раза тяжелее бриллианта и тяжелее других драгоценных камней. Кроме того, ребра ограненного фианита слегка закруглены, что также качественно отличает его от огранки бриллианта.
Визуально новые ограненные мелкие цирконы (фианиты) и мелкие бриллианты с неполной бриллиантовой огранкой, уже вставленные в украшения, крайне трудно отличить друг от друга, но инструментальные методы позволяют безошибочно их диагностировать. Не специалистам проще всего прочитать во внушающем доверие ювелирном магазине бирку (ни один нормальный магазин или фабрика на новых изделиях обманывать не будут под страхом уголовной ответственности и примитивности диагностики обмана), а сомнительный б/у камень не в новом изделии лучше всего показать мастеру в ближайшей ювелирной мастерской. Можно поцарапать камнем стекло, но нужно знать, что стекло царапают и алмазы, и корунды, и бесцветные топазы, и бериллы, и кристаллы горного хрусталя и т.п.
В ювелирных магазинах природный циркон встретить практически нереально. Окраска синтетических цирконов за счет примесей самая разнообразная: бесцветная, коричневая разных оттенков, красная, зеленая, желтая, черная, голубая и т.п. Им имитируют алмаз и почти все другие равномерно окрашенные не хамелеонообразные прозрачные камни. Бесцветные цирконы, хотя они и характеризуются алмазным блеском и сильной игрой, легко отличить от алмаза по их низкой твердости и низкому светопреломлению (что позволяет значительной части света, падающего на площадку камня с бриллиантовой огранкой, ускользать из нижней части). Хороший блеск дают только синтетические цирконы большого размера с более низким чем у бриллианта павильоном (нижней частью камня). Хороший циркон должен быть открытым в изделии для света со всех сторон. Мелкие цирконы могут быстро потерять в изделиях свой изначальный вид и блеск, если за ними постоянно не ухаживать. Красные синтетические цирконы, имитирующие рубин и шпинель, лучше не приобретать, а поискать синтетические корунды (рубины), они имеют более товарный вид, тверже цирконов (почти вечные) и проще в уходе.

К сожалению, на сегодняшний день очень часто в ювелирных магазинах под видом настоящих драгоценных камней за сумасшедшие деньги можно приобрести обыкновенную стекляшку. При этом о подделке продавцы ювелирных лавок могут даже не догадываться – очень часто аферы «проворачиваются» на значительно более высоком уровне.

Драгоценные камни – инструкция по выбору

Безусловно, покупая ювелирные украшения в именитых мастерских, хочется верить в их подлинность. Однако небольшая проверка никогда не помешает. Так, безусловно, самым верным способом проверить, настоящие ли драгоценные камни украшают купленное вами ювелирное изделие, будет обращение за помощью к профессионалам. Геммолоическая экспертиза определит подделку, даже если она будет идеально замаскирована.

С другой же стороны, экспертиза – дорогостоящая процедура, отнимающая и время, и финансы. Есть ли какая-нибудь альтернатива? Можно ли провести подобие экспертизы в домашних условиях? Конечно же, да! Для этого вам предварительно необходимо ознакомиться с тем, какими особенностями обладают те или иные драгоценные камни. Эти знания помогут вам избежать покупки ювелирных украшений с поддельными драгоценностями. Покупая украшения, внимательно смотрите на структуру камней, их цвет, форму.

Ювелирные украшения с изумрудами.

Выбирая ювелирные украшения с изумрудами, в первую очередь, необходимо обратить внимание на состояние поверхности камня. Изумруды обладают уникальной структурой, в которой просматривается специфический рисунок – линии роста, которые заметны под лупой. Очень часто в натуральных изумрудах встречаются дефекты и трещинки. Имейте в виду, что спиралевидные или трубчатые вкрапления в структуре камня, вероятнее всего, свидетельствуют о его синтетическом происхождении. Выбирая изумруды, их важно потрогать – как и большинство натуральных драгоценных камней, они отдают прохладой.

Особенность изумрудов в том , что их можно перепутать не только с собственными двойниками, но и с другими драгоценными камнями, такими как берилл, перидот, турмалин. Именно поэтому, для того чтобы получить 100-процентно точное заключение, касающееся подлинности изумруда, необходимо обращаться к специалисту.

Ювелирные изделия с рубинами.

Если вы увидели алый камень по низкой цене, не обольщайтесь. Существует очень мало шансов того, что перед вами настоящий рубин. Второй аспект выбора – размер. В природе рубины обыкновенно вырастают до небольших размеров, крупные экземпляры встречаются значительно реже и стоят соответственно. Как и все остальные настоящие драгоценные камни, рубин не отличается идеальностью. Не ставьте крест на камне, внутри которого просматриваются дефекты, напротив – вкрапления и микротрещины свидетельствуют о натуральности. Внутри рубинов также могут встречаться небольшие пузырьки, цвет которых полностью соответствует окрасу камня.

Среди основных характеристик рубина можно выделить следующие:

Высокая прочность – поцарапав рубином камень с меньшей твердостью, можно получить заметные следы повреждения;
- цвет настоящего рубина с одной стороны кажется глубоким красным, а с другой – нежно розовым;
- под ультрафиолетовом освещением поддельные драгоценные камни приобретают оранжевый оттенок;
- положив рубин в стеклянную посудину, можно увидеть ярко-красное излучение.


Ювелирные украшения с сапфирами.

По статистике, чаще всего подделываются сапфиры. Именно поэтому, покупая ювелирные украшения с сапфиром, необходимо быть особенно внимательным. Настоящий сапфир прозрачен. Он обладает ярким и насыщенным голубым цветом. Как и любой другой натуральный камень, сапфир имеет небольшие дефекты и трещинки на своей поверхности. Чтобы проверить, настоящий ли перед вами самоцвет, можно провести по его поверхности другим камнем. На оригинальном камне не останется ни царапины. Сапфиры – очень холодные камни, по этой характеристике их также можно отличить от подделок.

Имейте в виду, даже если вы выбрали ювелирные украшения с натуральным сапфиром, но в нем присутствует слишком много трещин, камень совсем скоро потеряет блеск. Более того, под влиянием высоких температур он может даже рассыпаться.

Как проверить драгоценные камни на прочность.

Прочие часто подделываемые камни: топазы, янтарь, аметист, жемчуг. Во всех случаях подделку определить очень легко.

Топаз не может быть идеально чистым.
- Янтарь проверяется кусочком шерстяной ткани – после соприкосновения с ней камень электризуется и притягивает частицы пыли.
- Фальшивый жемчуг обычно скрывается за очень доступной ценой. Кроме этого самоцвет можно попробовать на зуб – настоящий камень должен слегка поскрипывать.
- В любом природном аметисте обязательно должны быть внутренние дефекты и вкрапления.

Купить ювелирные украшения с драгоценными камнями.

У нас в интернет-магазине вы сможете купить ювелирные украшения или изготовить на заказ. Наши специалисты инкрустируют ваши ювелирные украшения любыми драгоценными или полудрагоценными камнями в зависимости от пожеланий. В качестве же ювелирных украшений от «Myuvelir» сомневаться не придется!


Почти во всех сувенирных магазинчиках, торгующих камнями, есть эти подделки. Речь идёт не о выдавании дешёвых минералов за более дорогие, как в случае с крашеной "бирюзой" из говлита или "цитринов" из жжёного аметиста, а об искусственных имитациях полудрагоценных камней. Безусловными лидерами тут являются кошачий глаз, авантюрин и "лунный камень" .

Поддельный кошачий глаз

В большинстве сувенирных ларьков продаётся именно это боросиликатное стекло.

Выбор - на любой вкус и цвет!


Кроме стекла, для имитации "кошачьего глаза" используются синтетические минералы - кетсайт и улексит.

На самом деле, "кошачий глаз" это даже не конкретный камень, а название эффекта ирризации, свойственного некоторым минералам. Этот оптический эффект действительно напоминает глаз кошки.
Натуральный "кошачий глаз" хризоберилл (цимофан) стоит очень дорого, как алмазы и рубины. Естественно, в сувенирных лавках такие камни не продаются. В магическом плане "кошачий глаз" считается защитным камнем. Не нужно огорчаться из-за его недоступности, ведь существуют также другие разновидности глазковых камней - тигровый, соколиный и бычий глаз. Они не являются редкостью, стоят недорого, поэтому обычно их не подделывают. Изделия из тигрового глаза есть практически во всех лавках.

Натуральный "кошачий глаз" хризоберилл

В стеклянном "кошачьем глазе" нет ничего плохого - это прекрасный, яркий и недорогой материал для украшений. Но если продавец называет его натуральным, это уже обман. Хотя очень часто продавцы в сувенирных лавках сами не разбираются в своём товаре и искренне верят в натуральность стекляшек. Да что говорить, если в казалось бы, серьёзных энциклопедиях по минералам в качестве иллюстраций используются подделки. Вот к чему приводит экономия издателей на копирайтерах и лень самих копирайтеров, не умеющих нормально пользоваться гуглом.

Такие сверкающие золотистыми блёстками бусины обычно продаются под видом авантюрина. Это не минерал, а особое авантюриновое стекло с крошкой оксида меди, кобальта, железа или хрома.

"Современная стекольная промышленность имеет множество составов авантюриновых стекол, полученных в разные годы в разных странах. Известны авантюриновые стекла с блестящими включениями, содержащие оксиды кремния, алюминия, кальция, магния, марганца, железа, хрома, фосфора, натрия, калия, титана, никеля, кремния (SiO2, Al2O3, CaO, MgO, MnO, Fe2O3, Cr2O3, P2O5, Na2O)и др. Как видим.задействуется значительная часть периодической системы элементов. Недостатками таких составов стекла являются высокая температура варки стекломассы (до 1430-1460 оС) и низкая твердость получаемого стекла (650-730 кг/мм2) . Это приводит к высокой себестоимости изделий из авантюринового стекла из-за больших энергозатрат и снижает их потребительские свойства, поскольку полированная поверхность стекла с низкой твердостью быстро теряет свое качество в силу истирания.

Сейчас перед технологами и химиками этой отрасли стоит задача получения авантюринового стекла высокой микротвердости и механической прочности, расширения его декоративных свойств, а также снижение стоимости процесса и состава за счет использования более дешевого сырья. Это требование современного дизайнерского искусства и возросших промышленных возможностей. Поэтому научными институтами совместно с заводами ведутся разработки в направлении удешевления авантюриновых стекол, и одним из вариантов является использование сырья с содержанием до 60% шлака в шихте. Проходит испытание авантюриновое стекло на основе высокожелезистых шлаков. Наряду с хорошими декоративными свойствами оно имеет улучшенные физико-химическими свойства: повышенную микротвердость и щелочеустойчивость, температуру размягчения примерно 650 °С, и показатель преломления до 1,596 единиц.

В последние годы нашим ученым удалось получить стекольные сплавы повышенной твердости и улучшенных прочностных характеристик введением оксидов бора, расширения цветовой гаммы, усиления авантюринового эффекта за счет введения оксидов меди, хрома, титана, кальция и других различных металлов.. Большие достижения в изобретении авантюриновых сплавов принадлежат ученым Государственного научно-исследовательского и проектного института азотной промышленности и продуктов органического синтеза, достойный вклад внесен изобретателем А.В.Кочановой из г. Липецка и многими другими учеными. Эти изобретения имеют мировое значение и защищены патентами.

Технология получения таких стекол довольно сложна. Сначала подготовленную шихту плавят в печах большой мощности при 1350-1400 oС в течение примерно часа, затем температуру несколько уменьшают, и после непродолжительной выдержки проводят отжиг при 750 oС. Для получения стекла используют продукты обогащения апатито-нефелиновых руд и полевошпатового минерального сырья в составе с гранулированными доменными и конвертерными, феррохромовыми шлаками, подбирая их в соответствии с требуемым соотношением компонентов. Для увеличения прочности и устойчивости состава вводят оксиды бора (В2О3),добавляют оксиды лантана, цезия, самария и др (La2O3, CeO2, Sm2O3) для расширения цветовой гаммы, оксиды титана, калия и меди (ТiO2, К2О, Сu2О) способствуют окрашиванию не смешиваемых областей во все цвета радуги, что и фиксируется на стеклах в виде застывших разноцветных узоров с блестками кристаллов хрома, марганца и меди (Сr2O3, MnO, Сu2О).Полученное стекло имеет твердость 850-880 кг/мм2, непрозрачно, его поверхность рисунчатая, а в массе - золотистые, розовые, зеленые блестки размером от 0,5 до 2,0 мкм." ссылка

Чаще всего в лавках продаётся авнатюриновое стекло кирпичного цвета, но оно бывает также синим, чёрным, зелёным...

А вот так выглядит настоящий авантюрин

Природный авантюрин это разновидность кварца, в нём действительно есть маленькие искорки - включения пластинчатых или чешуйчатых минералов (зеленой слюдки-фуксита, вишнево-красного гематита и др.), которые вызывают мерцание камня при его повороте. В авантюриновом стекле блёсток много и размера они одинакового, тогда как в камне блёсток обычно мало, они разного рамера и яркости. Авантюрин камень недорогой, поэтому имеет смысл поискать настоящий в специализированных магазинах. В простых сувенирных лавках есть только стекло.

"Лунный камень" - матовое стекло

Красивое, правда? Но это всего лишь стекло, которым забиты наши сувенирные лавки.

В нём действительно есть что-то лунное...

"Лунный камень" - народное, а не минералогическое название. "Лунными камнем" называют минерал адуляр, а также иногда беломорит и лабродорит ("тёмный лунник").

Не секрет, что женщины любят драгоценные камни. Некоторые мужчины (а может и большинство), надо сказать, тоже понимают толк в драгоценностях, стремясь выгодно инвестировать в золото-бриллианты или же просто порадовать свою любимую.

Делая инвестиции в бриллианты стоит быть внимательным: есть специальные инвестиционные, а не ювелирные бриллианты.

Правила игры сейчас диктует потребитель, потому что предложение на ювелирном рынке очень сильно превышает спрос. Ювелиры заинтересованы в каждом клиенте, ведь украшение не является предметом первой необходимости, и покупателя нужно успеть заинтересовать, иначе он может потратить деньги на что-то другое, более необходимое.

Потребность приобрести ювелирное изделие с драгоценным камнем возникает по особым поводам: к свадьбе, юбилею, дню рождения и к другим праздникам. Изучив, или , мы обычно переходим к следующим вопросам:

— как отличить натуральный камень от синтетического?

— как отличить натуральный драгоценный камень от подделки?

Чтобы ответить на первый вопрос, сперва сделаем краткий обзор, какие минералы на ювелирном рынке чаще всего реализуются.

Сравнение природных и синтетических минералов

Приобретая драгоценный камень, хочется быть уверенными в том, что он – натуральный. Однако многие готовы покупать и носить синтетические аналоги, например, синтетические рубины или бриллианты и в этом нет ничего плохого. У каждого свой вкус и предпочтения. Главное – чтобы под видом природного Вам не продали синтетический, потому что это мошенничество и обман покупателя.


Уважающие себя ювелирные дома и бренды не вводят потребителей в заблуждение и не будут выдавать один камень за другой. На обман могут идти мелкие производители или продавцы, которые на вопросы: какой самоцвет вставлен в изделие? и кто производитель?, отвечают: «не знаю», и начинают туманно рассуждать о долгом пути из Ирана через Австралию, в ходе которого сведения о производителе безвозвратно утеряны. На бирке таких продавцов скромно указан вид изделия (серьги, например) и цена. Может еще быть от руки написано – «рубин», но, как можно понять из вышесказанного, написать можно все, что угодно, и обычно — тот камень, с которым больше всего внешнее сходство.

Обман при реализации синтетического камня может заключаться только в завышенной цене. Если изделие с искусственно выращенным хризобериллом продается за 10 долларов, то никакого мошенничества в этом нет. Другое дело, если за то же изделие запросят в 10 раз больше, 100 долларов, например, выдавая, таким образом, за натуральный самоцвет.

В ювелирных магазинах, как правило, не указывается какой камень – натуральный или синтетический, особенно, если изделия относятся к так называемой «бюджетной» нише. Но продавец, конечно же, легко подтвердит происхождение камней из лаборатории и даже грамотно даст понять почему синтетические камни лучше натуральных.

А вот созданный синтетическим образом бриллиант – – даже дороже своего природного «родственника».

Итак, вот как соотносятся цены на природные и синтетические камни:

Синтетические и натуральные камни - отличия по цене

Камень Натуральный неограненный Натуральный ограненный Синтетический неограненный,
цена за 1 карат
Синтетический ограненный,
цена за 1 карат
Рубин от 10 $ и выше в зависимости от качества
75- 915 $ - низкого качества;
1455-4375 -
хорошего качества;
11250-23150 $ - отличного качества -
0,01-0,02 $ 1-2 $
Сапфир от 10 до 75 $ - низкого качества
от 75 до 150 $ - хорошего качества
от 150 $ и выше - отличного качества
Васильковый - с тепловой обработкой - от 300 $, без - от 1000 $
Высокого качества крупные сапфиры - до 30 000 $
1-2 цента 3-5 $
Изумруд от 10 $ и выше 350-375 $ - низкого качества
620-2700 $ - хорошего качества
5000-8500 $ - отличного качества
5-8 $ 30-85 $
Алмаз (Муассанит) от 4 $ с характеристикой 1/1 - 35 000 $ нет на рынке 70-150 $
Александрит от 100$ 1500 - 6000 $ 6 $ 20-30 $
Кварц (аметист, цитрин) от 10 $ за килограмм! в зависимости от вида и обработки - от 10 $ 0,1 $ 2-5 $
Опал от 5 $ за шт. в зависимости от качества и вида - от 10 $ - 3-5 $
В таблице сделано сравнение по цене на натуральные и синтетические камни

Можно сделать вывод, что натуральные самоцветы имеют очень большой разброс цен из-за своей индивидуальности. В отличии от них, синтетические — при идеальных чистоте и цвете гораздо доступнее по цене (за исключением муассонита).

Как отличить драгоценный камень от подделки?

Гораздо хуже, если вместо одного природного камня, дорогого по определению, продавец предлагает другой, тоже природный, но по цене в разы дешевле. Тут в помощь могут прийти информация о том, какие камни чаще всего подделывают и на что обратить внимание при их покупке.

Итак, самые распространенные подделки, это:

– ее подделывают чаще всего. Более половины выдаваемых за бирюзу самоцветов – это подделки. Материалы, которые используют для подделки – стекло, пластмасса, дешевый минерал говлит. Кроме того, подделки изготавливаются из порошка бирюзы или ее мелких частиц, которые склеивают. Отличить такие подделки в домашних условиях довольно сложно от натурального минерала. Понятно, что дома можно с тыльной стороны поцарапать камень, чтобы убедиться в его натуральности, а при выборе в магазине вам вряд ли дадут царапать изделие и проводить с ним другие манипуляции. Поэтому просто знайте, что натуральную бирюзу найти очень сложно и лучше не приобретать ее на рынке или с рук.

– за рубин обычно выдается корунд. Натуральный рубин очень дорогой, к тому же на вид он далеко не идеален – мутноват, не особенно чист, не говоря уже о скромных размерах. Если перед Вами прекрасного качества рубин по доступной цене – это или синтетический рубин, или же подделка. Поэтому основное правило определения подлинности рубина – соответствие цены и качества. Так, кольцо с рубином, имеющим характеристики по цвету и чистоте 3/3 и величиной в полкарата будет стоить около 300 долларов.

Есть всего несколько камней, подделки которых довольно легко отличить

Вернее, конечно – т. Во-первых, законодательство регламентирует производство и маркировку изделий с бриллиантами и, тем самым, потребитель в значительной степени защищен. Кроме того, всем известно простое свойство бриллианта царапать стекло, а также игра лучей в нем – ее просто невозможно подделать, а вот рассмотреть в качественном бриллианте множественное преломление лучей и потрясающую игру света – очень легко.

Также легко отличить натуральный опал от его имитации – у него расплывчатые границы узоров, в отличие от четких в подделке, а сами узоры никогда не повторяются друг с другом, следует внимательно их рассмотреть. Кроме того основной фон опала натурального остается без изменений, не зависимо от рисунка. Есть еще способ, придуманный многие столетия назад (видимо уже тогда занимались подделками камней) – надо посмотреть через опал на солнце, натуральный камень отбросит свечение одного оттенка, а поддельный – яркие многоцветные блики.

Циркон – его можно узнать «на глаз», не прибегая к каким-либо манипуляциям совсем. Для натурального циркона свойственен блеск, похожий на алмазный и одновременно смоляной или жирный. Блеск плюс цвет – и циркон легко определяется.

Как отличить природные полудрагоценные и драгоценные камни от имитаций - подделок.

Как известно - прогресс дает не только плюсы, но и минусы в повседневный быт человека. Люди научились подделывать как полудрагоценные камни, так и драгоценные и сейчас мы попробуем разобраться - как отличить натуральный камень от подделки.

Аквамарин

Все имитации из стекла на ощупь кажутся более теплыми в отличие от настоящего камня. Если камень не вправлен в оправу, надо, удерживая его пинцетом (чтобы не нагреть от рук), прикоснуться к нему кончиком языка - камень должен быть холодным. Синтетические аквамарины на ювелирном рынке отсутствуют. Имитации, которые продают под этим названием, в действительности представляют собой голую шпинель или стекло.

Алмаз


При осмотре алмаза невооруженным глазом или с помощью десятикратной лупы, нужно учитывать, что он обрабатывается таким образом, что практически весь свет, входящий в камень через коронку, полностью отражается от его задних граней, как от ряда зеркал. Поэтому, если через ограненный бриллиант смотреть на свет, будет видна только светящаяся точка в камне. Кроме того, если посмотреть через бриллиант, находящийся в надетом на палец перстне, то увидеть сквозь него палец невозможно.

Химик Клапрот определил, что капля соляной кислоты не действует на алмаз, зато на цирконе оставляет мутное пятно.

Алмаз оставляет царапину на поверхности стекла, а также и на полированной поверхности других камней. Плотно приложив ограненный алмаз ребром к поверхности образца, можно заметить, что алмаз "цепляется" за него, оставляя видимую царапину, которая не исчезает, если потереть мокрым пальцем. Для такой пробы выбирают наименее заметное место.

Чтобы отличить алмаз от шпинели и синтетического сапфира, камни опускают в бесцветную жидкость с показателем преломления, близким к показателям преломления шпинели и сапфира (йодистый метилен или однобромистый монофтлен). Шпинель и сапфир просто не будут видны в жидкости, а алмаз будет ярко блестеть. Аналогичный, но менее отчетливый эффект "исчезновения" фальшивого бриллианта дают простая вода и глицерин. Таким же способом выделяют более простые и дешевые подделки под алмаз - богатое свинцом хрустальное стекло.

В основе методики получения этого минерала лежали представления о превращении графита в алмаз. Еще в конце XVII в. И. Ньютон высказал предположение, что алмаз-этот самый твердый минерал - должен гореть. Кристалликом алмаза для опыта пожертвовала Флорентийская академия наук. Оказалось, что, прежде чем сгореть, алмаз при температуре 110 °С превратился в графит. Ученые решили, что возможно и обратное превращение в алмаз. Искусственные алмазы пытались получить многие ученые. Но успеха все не было, пока работы велись без знания законов синтеза. Для имитации алмаза используют бесцветный циркон, синтетический рутик, титанит стронция, синтетическую бесцветную шпинель, синтетический бесцветный сапфир.

Гранаты

Гранаты относятся к драгоценным камням, обладающим силой магнитного притяжения. По магнитности определяют и некоторые другие камни. Для этого камень (предварительно взвешенный) помещают на высокую пробку (чтобы отделить от металлической чашки весов), которую кладут на чашу. После уравновешивания весов к камню медленно подносят небольшой подковообразный магнит до тех пор, пока он почти не коснется поверхности камня.

Если минерал обладает заметной магнитностью, то равновесие нарушится, когда магнит будет находится от камня в 10-12 мм. Записывают минимальный вес, который "удерживается" магнитом. Разница между ними истинным весом будет характеризовать притяжение камня к магниту.

Изумруд

Характерные признаки синтетических камней - перекрученные вуали.

Синтетические изумруды в течение многих лет изготавливались только в лаборатории Кэролла Чэтема, химика из Сан-Франциско. Теперь в промышленных масштабах изумруды выпускаются рядом фирм, а методы производства синтетических изумрудов постоянно совершенствуются, так что синтетические изумруды практически неотличимы от природных.

Кварц

Кварц можно отличить от стекла, прикоснувшись к камню и стеклу кончиком языка. Кварц гораздо холоднее.

Рубин

Это первый драгоценный камень, который стали получать в начале XX века на промышленной основе в больших масштабах. По последним сведениям, объем производства синтетических рубинов достиг миллиона каратов. Искусственные рубины применяются для украшений, причем разница в ценах природного и синтетического очень большая.

Прежде всего необходимо помнить, что чистые, густо окрашенные крупные в природе встречаются крайне редко. Уже один этот факт ставит под сомнение природное происхождение крупного рубина.

Сапфир


Если камень погрузить в жидкость с определенным коэффициентом преломления, в нем можно наблюдать следующее распределение окраски: в синтетическом камне всегда имеются изогнутые, различно окрашенные полосы, в природном - полосы прямые и располагаются параллельно одной или нескольким граням.

Топаз


Исключительно легко полируется и иногда его можно определить на ощупь по характерной "скользости". Синтетический корунд различных оттенков розового цвета применяют для имитации розового топаза. При этом он выглядит слишком хорошо, чтобы быть настоящим.

Хрусталь


Настоящий горный хрусталь всегда прохладен на ощупь.

Циркон

Ни один камень, за исключением опала и алмаза, нельзя определить так легко, как циркон. Невооруженным глазом или с помощью простой лупы. Его особенный блеск, несколько напоминающий алмазный и в то же время жирный или смоляной, в сочетании с характерной цветовой гаммой, часто позволяют узнать камень с первого взгляда. Используя лупу, можно при наблюдении через верхнюю часть камня увидеть потертые ребра граней.

Янтарь


Природный янтарь электризуется от трения, правда, некоторые имитации (из пластика) тоже электризуются. Но если электризации нет - явная подделка. Очень эффективен следующий метод определения имитаций янтаря. Если лезвием ножа провести полоску по поверхности янтаря, он даст мелкую крошку, а имитация закрученную стружку.

В отличие от синтетических материалов, янтарь легко истирается в порошок. Янтарь будет плавать в соляном растворе (10 чайных ложек (без верха) поваренной соли на стакан воды), а имитации, кроме полистрола, затонут. После проверки изделие следует тщательно промыть в проточной воде, чтобы не образовалась соляная корка.

Бирюза

Кристаллы, изготовленные из толченой бирюзы с клеем, трудно отличить от настоящих. И лишь со временем подделки приобретают грязноватый оттенок.

Жемчуг


Секрет выращивания жемчуга открыт в Китае, и промысел этот процветал там на протяжении семи столетий. В 1890 году японцы переняли опыт выращивания жемчуга и создали целую отрасль промышленности. Одними из последних японцы разработали выращивание жемчуга без ядра, при котором в разрезы в мантии моллюска вводят кусок мантийной ткани другого моллюска. Жемчужины растут быстро, выход продукции высок. Если моллюск после изъятия из него жемчужины вновь вернуть в море, можно вновь от него получить жемчужины. Такой жемчуг еще называют культивированным.

С 1956 года индустрия выращивания жемчуга начала развиваться в Австралии. Слово "жемчуг" без определений разрешается использовать только для природного жемчуга. Крупные жемчужины считаются коллекционными и продаются отдельно по более высокой цене. 70% жемчуга продают в виде бус.

Шпинель


Синтетическая шпинель поступила на рынок в 20-е годы. Шпинель легко спутать с аметистом, хризоберилом, гранатом, рубином, сапфиром, топазом. Но специалисты ее отличают очень просто - по отсутствию у нее двупереломления.

Синтетические камни с хорошей репутацией могут также, как и драгоценные, повышаться в цене и пользоваться спросом, а редкие экземпляры могут даже стать предметом коллекционирования. Вообще можно сделать вывод, что синтетические драгоценные камни могут мирно сосуществовать с природными, скорее, дополнять друг друга, чем соперничать. На современный ювелирный рынок поступают искусственные драгоценные камни нескольких видов.

Драгоценные камни синтезированные (выращенные); синтезированные кристаллы соединений группы редкоземельных элементов, которые в природе не встречаются, например фианиты (имитация алмаза); имитация драгоценных камней из известного стекла, которые в основном применяются в бижутерии и легко "на глазок" отличаются от драгоценных камней по низкой твердости; а также дуплеты - составные драгоценные камни, склеенные из двух различных минералов.