Требования предъявляемые к верхней женской одежде. Основные потребительские свойства и требования к одежде. II. Изучение нового материала

Одежда выполняет гигиенические функции, к которым относятся теплозащитные свойства, гигроскопичность, паропроницаемость, воздухопроницаемость, пылеемкость и др. Кроме того, одежда служит для защиты тела от механических и химических воздействий.

Основным назначением одежды является создание у поверхности кожи человека искусственного микроклимата, обеспечивающего сохранение определенной температуры тела.

Создаваемый одеждой микроклимат представляет собой тонкую прослойку воздуха, располагающуюся непосредственно над поверхностью кожи, и у взрослого человека в одежде составляет около 20 - 30 л.

Зона комфорта этого микроклимата характеризуется температурой 28 - 32"С при относительной влажности 40 - 60% и содержании углекислоты 0,04 - 0,05%.

Самочувствие человека в большей степени зависит от микроклимата, чем от условий окружающей среды.

Одежда должна обладать определенными эксплуатационными, экономическими и эстетическими свойствами.

Гигиенические свойства

При проектировании одежды прежде всего к ней должны предъявляться гигиенические требования, характеризующие соответствие одежды назначению. Одежда при учете климатических условий окружающей среды должна обеспечивать условия комфорта для труда, отдыха и спорта.

Совокупность физиологических процессов организма, поддерживающих постоянную температуру тела, называется терморегуляцией.

Теплоотдача с поверхности кожи зависит от теплозащитной способности одежды, ее конструкции и метеорологических факторов, наиболее важными из которых являются температура воздуха, скорость ветра и относительная влажность.

Современная одежда представляет собой сложную конструкцию и состоит из нескольких слоев (пакета) - белья, платья (костюм, свитер и др.) и пальто. Вес такой одежды достигает 10 кг и более.

К тканям, вырабатываемым для демисезонных и зимних пальто, предъявляются разнообразные требования. Ткани должны быть легкими, толстыми, прочными, ветростойкими, малотеплопроводными, паропроницаемыми, несминаемыми, износоустойчивыми. Проектирование и выработка тканей с учетом таких разнообразных требований практически невозможны. Теплозащитные функции разных слоев пакета для зимнего пальто неодинаковы, поэтому их структура и физико-механические свойства должны быть разными.

Современная теория проектирования теплозащитной одежды возлагает особо ответственные функции на покровную ткань, которая воспринимает основную механическую нагрузку, защищает тело человека от ветра, дождя и имеет большое эстетическое значение. Поэтому покровная ткань должна быть прежде всего прочной, износоустойчивой, легкой, мягкой, несминаемой и наряду с этим она должна быть красивой.

Повышение теплозащитных свойств должно достигаться не использованием толстых, тяжелых и плотных тканей особой структуры, а применением соответствующего теплоизоляционного материала (вата, ватин, пенопласт) и соответствующей ветростойкой прокладки. При оценке теплозащитных свойств одежды воздухопроницаемость является одним из решающих факторов.

Теплозащитные свойства одежды, покрывающей тело, которое выделяет значительное количество влаги, претерпевают изменения.

Одежда с высокими гигиеническими свойствами должна быстро поглощать влагу (пот) и так же быстро отдавать ее во внешнюю среду. Лучшими в этом отношении являются ткани из растительных волокон, особенно льняные.

Пылеемкость и вес одежды зависят от структуры тканей. Пылеемкость и вес шероховатых, ворсовых, начесных тканей больше, чем гладких, шерстяных, шелковых и хлопчатобумажных.

Эксплуатационные свойства

Соответствие назначению и условиям эксплуатации обеспечивается правильным выбором изделия по виду, модели, конструкции, материалу и обработке. Правильное сочетание этих факторов обеспечивает максимальное соотношение изделия условиям эксплуатации и, в первую очередь, удобству пользования.

Большое значение имеют такие свойства одежды, как прочность, срок службы, надежность в эксплуатации и способность сохранять форму.

В процессе эксплуатации изделие подвергается различным напряжениям, истиранию, воздействию светопогоды, атмосферных осадков и т. д. При различных движениях тела происходит многократный изгиб ткани и растяжение в различных направлениях. Поэтому одежда должна иметь определенную износоустойчивость, т. е. обладать способностью оказывать сопротивление изнашиванию и разрушению в определенных условиях эксплуатации.

Износ одежды в значительной мере зависит от ее покроя и конструкции, свойств ткани, качества изготовления, особенностей фигуры и условий эксплуатации. Наибольший износ происходит в местах постоянного или периодического изгиба и истирания материалов. При этом в первую очередь разрушается система нитей, выступающая на поверхности материала.

Многократные действия небольших растягивающих нагрузок вызывают усталость материала, которая проявляется в образовании на деталях выпуклостей (в области колен, локтей, карманов и др.). Вследствие деформации материала ухудшается внешний вид изделия.

С целью укрепления и предохранения изнашиваемых мест в изделиях применяются подкладки, прокладки, накладные детали, пропитки, материалы с повышенной износоустойчивостью. Сохранить форму изделия можно, придавая ему жесткость или используя упругие (несминаемые) материалы.

В первом случае в изделии создается своего рода каркас, в конструкции его предусматриваются различные прокладки (бортовая, прокладка в воротник, пояс и др.) и специальная обработка для придания жесткости и упругости (стежка лацкана, подворотника и т. д.).

Во втором случае сохранение формы достигается благодаря применению несминающихся материалов, а также благодаря приданию деталям изделия форм, заданных самой конструкцией, и фиксации этих форм при помощи различных строчек и швов. Комбинация этих способов обработки дает наилучшие результаты для сохранения формы изделия.

Экономические свойства

Экономические свойства определяются дешевизной и доступностью одежды для массового потребителя при ее высоком качестве. Одним из решающих условий выпуска добротных, красивых и разнообразных по потребительным свойствам моделей одежды является качество исходных материалов.

Все большее значение в швейной промышленности занимают химические волокна, искусственная кожа, пленочные материалы, искусственные меха. Применение материалов и тканей новых структур позволяет создавать совершенно новые изделия, расширять ассортимент и повышать качество продукции, их эксплуатационные и потребительные свойства.

Стоимость основных и вспомогательных материалов в общей себестоимости одежды составляет 80 - 90%. Уменьшение расхода материалов только на 1% дает возможность в масштабах швейной отрасли сэкономить десятки миллионов рублей. Экономное расходование материалов обеспечивается правильной организацией нормирования расхода основных и вспомогательных материалов на швейных предприятиях. Главное заключается в том, чтобы на основе опытных раскладок лекал рассчитать минимальные нормы расхода ткани с учетом изготовления обмеловок для различных сочетаний лекал моделей предусмотренных ростов и размеров. Не менее важное значение имеет расчет кусков ткани, настилание ткани без остатков.

Экономичность одежды в большой степени зависит от технологичности конструкции моделей. В процессе конструирования и изготовления одежды необходимо шире использовать цельнокроеные детали, унифицированные узлы, точный крой, клеевое соединение деталей, совершенную унифицированную технологию, направленную на замену ручного труда машинным.

Следовательно, разработка технологичных конструкций должна проводиться при усовершенствовании конструкции и технологии, улучшении качества и эксплуатационных свойств одежды.

Технологичные конструкции должны способствовать созданию красивой, элегантной, модной, хорошо сидящей на фигуре человека, удобной при различных условиях труда и климата одежды.

Технологичность конструкции зависит от таких факторов, как конструктивная и технологическая преемственность моделей, типизация, унификация и стандартизация деталей изделий, усовершенствование конструкции и т. д.

Конструктивная и технологическая преемственность моделей выражается в том, что в новой модели применяют детали и узлы, ранее разработанные и освоенные производством. Это особенно важно при проектировании на одной конструктивной основе нескольких моделей (семейства моделей).

Использование единых конструктивных основ при проектировании новых моделей одежды позволяет значительно расширить ассортимент изготовляемых изделий, в несколько раз сократить трудовые затраты на разработку чертежей и технической документации, облегчить запуск новых моделей в производство и сократить время на их освоение. Одновременно с этим повышается качество изделий, так как технология новых моделей аналогична уже освоенным моделям.

Типизация предполагает сведение разнообразных конструкций изделий к минимально необходимому количеству типовых конструкций определенных размеров, форм и качеств.

Унификация конструкций одежды состоит в приведении разнообразных деталей и узлов конструкции каждого типа к единообразию без ухудшения качества и внешнего вида изделий.

Нормализация и стандартизация сводится к установлению единых норм по величине измерений отдельных элементов конструкций унифицированных деталей одежды.

Усовершенствование конструкции деталей и узлов одежды производится путем исключения лишних швов (по краю борта, воротника и др.), упрощения формы отдельных деталей без ухудшения качества и внешнего вида изделия. Конструктор должен выбрать более рациональное конструктивное решение того или иного узла или изделия в целом, использовать стандартные детали, что позволит механизировать и автоматизировать процессы технологической обработки изделий.

Эстетические свойства

Улучшение эстетических свойств одежды достигается созданием моделей, отвечающих современным нормам художественного оформления и законам зрительного восприятия.

История искусства показывает, что понятие о красоте является относительным и изменяется с течением времени. Всякая система эстетических закономерностей и оценок отражает внутренние тенденции процесса познания окружающего мира. Возникнув, эта система действует и приобретает известную самостоятельность. Люди не могут произвольно ни уничтожить, ни создать эстетический-закон. Более того, всякую свою деятельность они должны согласовывать с ним. Все свойства закона проявляются и в моде.

Гегель* заметил, что следовать моде нелепо, а не следовать смешно. Не подчиняться и не признавать моду - значит восставать против очевидных тенденций развития эстетического сознания и деятельности. Эстетическое начало присуще любой производственной деятельности, оно проявляется в той мере, в какой исполнителю работы удается освободиться из-под гнета внешних принуждающих обстоятельств, производить по собственной инициативе, вдохновляясь самим процессом труда.

Переход от обычного утилитарного производства к искусству выражается прежде всего в том, что способу исполнения работы, осмысленному формированию материала, технике его обработки придают первостепенное значение, не вызванное какой-либо насущной потребностью.

Отчасти красота, присущая самому предмету, является следствием искусного исполнения, отчасти она как бы вносится из вне, достигается декоративным преобразованием формы.

Значение декоративного оформления заключается в том, что оно позволяет выявить скрытые существенные стороны предмета, его конструктивное устройство, утилитарную и социальную функции, сделать их доступными непосредственному чувственному восприятию.

Задача модельера не ограничивается поисками рационального решения, необходимо учитывать впечатления, которые производят те или другие конструктивные линии, требуется, чтобы решение выглядело соответственным, логичным, было бы приемлемым для эстетического чувства. Таким образом, декоративное решение не столько повторяет конструкцию, сколько согласуется с ней, является развитием и дополнением художественного замысла.

Существенной особенностью эстетически оформленной модели является ее завершенность, все ее части определенным образом согласованы и уравновешены друг с другом.

Эстетические свойства моделей одежды основываются не на субъективных вкусах художников-модельеров, а определяются понятием красоты современного художественного стиля.

Художественный стиль нашего времени рождается в горячих спорах и смелых творческих исканиях архитекторов, художников и художников-модельеров. Решающее слово в оценке моделей одежды принадлежит тем, для кого они создаются. Утверждаются лишь такие художественные - решения, которые отвечают подлинным потребностям общества.

----------------------
*Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1831) - крупнейший немецкий философ, объективный идеалист, наиболее всесторонне разработал идеалистическую диалектику.

В зависимости от назначения одежды, условий ее эксплуа­тации, возраста, пола и социального статуса потребителя к ней предъявляются определенные требования. Их можно подразделить на социальные, функциональные, эргономические, эстетические, надежности и безопасности.


ляющими общественную потребность и возможность реализации одежды.

Общественная потребность оценивается показателями соци­ального адреса и потребительского класса (типажа) изделий. По­казатель социального адреса и потребительского класса одежды характеризует соответствие выпускаемых изделий структуре по­требностей определенной социальной группы потребителей.

В зависимости от ориентации на определенную группу пот­ребителей устанавливают потребительский класс (типаж). Так, потребительский типаж бытовой одежды включает мужские, жен­ские, детские изделия, а среди них изделия, отличающиеся по мо-дельно-конструктивным и размерным признакам.

Социальный адрес одежды отражает семейное, служебное и об­щественное положение человека. Одежда должна соответствовать конкретной обстановке труда и отдыха, образу жизни, возрасту, типу личности, уровню доходов, культурным традициям. В совре­менном мире одежда имеет более утилитарный характер, однако ее социальное значение не уменьшается.

Возможность реализации оценивается по соответствию модели оптимальному ассортименту, сезонности спроса, моральному из­носу и конкурентоспособности. Основной причиной морального износа является изменение потребностей.

Функциональные требования предусматривают соответствие одежды своему назначению и условиям эксплуатации. Требова­ния, предъявляемые к зимней одежде, отличаются от требований к одежде летнего ассортимента.

На степень удовлетворения функциональных требований ока­зывают влияние несколько факторов: структура и свойства мате­риалов, модельно-конструктивные особенности одежды (степень прилегания, степень замкнутости одежды, количество слоев и т. п.), различные виды специальной обработки (водонепроницаемая, фор-моустойчивая и т. п.), цвет и др.

Эстетические требования предполагают соответствие одеж­ды основным направлениям моды, сложившемуся стилевому на­правлению, рациональности ее формы, целостности композиции, совершенству изготовления.



Швейные товары

С помощью одежды человек формирует свой внешний облик, поэтому к художественному оформлению одежды предъявляются высокие требования, а создание моделей одежды относится к об­ласти декоративно-прикладного искусства.

Требования к информационной выразительности отражают способность одежды быть знаковой, оригинальной, соответство­вать моде и стилю.

Под знакоеостью понимают воспроизведение в форме изделий различных эстетических идей и представлений. Наиболее знако­выми являются изделия для детей. Оригинальность изделия харак­теризуется наличием в форме его совокупных признаков, которые обусловливают отличия (непохожесть) от изделий аналогичного назначения по материалам, отделочным деталям, форме карманов, воротника. Одежда должна соответствовать основному направле­нию моды по силуэту, покрою, стилю, применяемым материалам, конструкции, цвету, виду швов и т. п.

Целостность композиции характеризует органичную взаимо­связь элементов и формы, единства частей и целого. Она прояв­ляется в объемно-пространственной структуре, тектоничности, пластичности, упорядоченности графических и изобразительных элементов, колорите и декоративности.

Объемно-пространственная структура характеризуется вза­имным расположением и размерами (объемами) отдельных эле­ментов.

Тектоничностъ выражается во взаимосвязи формы и конструк­ции изделия со свойствами материала. Пластичность формы из­делия выражается в мягкости, текучести, зрительной связности, плавности переходов от одной части формы к другой.

Эстетическое восприятие изделий обусловлено своеобразием их внешнего оформления, которое во многом определяется коло­ритом и декоративностью материала. Колорит характеризуется определенной системой цветовых тонов, их сочетаний, взаимоот­ношений. Колорит является важнейшим средством эмоциональной выразительности изделия, средством воздействия на потребителя. Колорит может быть теплым (в основном красные, желтые и оран-190


жевые тона) и холодным (в основном синие, зеленые и фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым.

Декоративность материала определяется его фактурой, тек­стурой, наличием или отсутствием блеска, прозрачностью и др. Например, фактура тканей определяется видом пряжи, ее волок­нистым составом, круткой и т. п.

Рациональность формы характеризует особенность вырази­тельности формы и конструкции изделия и соответствие их функ­циональному назначению. Рациональны такие форма и конструк­ция одежды, посредством которых максимально проявляется ее назначение.

Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуют чистоту исполнения конструктив­ных линий, соединения деталей, узлов одежды. Степень соответ­ствия этим требованиям определяют качество выполнения швов и отделки одежды, качество и четкость исполнения маркировки.

Соответствие одежды эргономическим требованиям способ­ствует созданию комфортных условий при носке одежды, при ее надевании, снятии и уходе за нею. Эргономические требования определяют соответствие одежды антропометрическим, гигие­ническим, психофизическим и психофизиологическим, а также психологическим особенностям человека.

Антропометрические требования предъявляются к соразмер­ности одежды и антропометрических характеристик человека. Одежда должна соответствовать форме и размерам тела человека как в статике, так и динамике. Она должна обеспечивать благопри­ятные условия для дыхания, кровообращения, выполнения различ­ных движений, предотвращать утомление. Конструкция одежды должна предусматривать ее удобство в эксплуатации.

Гигиенические требования обеспечивают комфортные условия жизнедеятельности человеческого организма. Это - требования к микроклимату пододежного пространства (температура, влаж­ность, газовый состав, загрязненность и др.), теплозащитные тре­бования, требования электризуемости и т. п.

Регулирование микроклимата одежды и создание комфортных условий для человека обеспечиваются как соответствующими



Швейные товары

свойствами материалов одежды, так и ее конструкцией и обра­боткой. При этом оцениваются такие показатели, как пылеемкость, воздухо- и грязепроницаемость, отстирываем ость, гигроскопич­ность, теплопроводность, электризуемость и пр.

Психофизические и психофизиологические свойства характе­ризуют соответствие одежды силовым, слуховым, зрительным, вкусовым, обонятельным, осязательным возможностям человека. Для удовлетворения этих требований большое значение имеют показатели массы одежды, ее жесткости и величина трения между слоями пакета одежды и кожей человека.

Удовлетворение психофизических и психофизиологических требований особенно актуально для детской одежды, спортивных и специальных изделий.

Психологические свойства характеризуют соответствие изделия навыкам, восприятию, мышлению и памяти человека. Психоло­гические требования выполняются, если одежда приспособлена к особенностям функционирования органов чувств человека, его привычкам! Например, расположение карманов - на вогнутых участках вблизи центра тяжести; направление застежки, не меша­ющее при выполнении движений, - слева направо в мужской одеж­де и справа налево в женской; легкость застегивания. Это объясня­ется наличием у человека устойчивых навыков таких действий.

Требования к надежности одежды. Одежда должна в тече­ние определенного промежутка времени выполнять свои функции, удовлетворяя предъявляемые к ней требования. При этом должны обеспечиваться ее долговечность, сохраняемость, ремонтопригод­ность и безотказность.

Соответствие одежды требованиям долговечности позволяет сохранять ее потребительские свойства до разрушения. Долговеч­ность одежды определяется ее износостойкостью, т. е. способно­стью противостоять действию изнашивающих факторов, резуль­татом которых является износ.

Причиной износа является воздействие физических, хими­ческих, биологических и комбинированных факторов. Степень влияния тех или иных факторов зависит от назначения и условий эксплуатации одежды. Например, решающее влияние на износ


верхней одежды оказывают истирание, действие многократных растяжений и изгибов, инсоляция. Износ же бельевых изделий в большей степени происходит вследствие комплексного воздейст­вия моющих средств и других факторов стирки, глаженья, а также трения белья о другие слои одежды.

Сопротивление одежды действию изнашивающих факторов зависит от свойств материалов, конструкции изделия и техноло­гической обработки (качества выполнения операций соединения, формования и отделки). Уменьшение интенсивности использова­ния одежды (эксплуатация с перерывами для "отдыха"), а также систематический уход за изделиями (отпаривание, глаженье) спо­собствуют увеличению долговечности одежды.

Изнашивание отдельных участков одежды происходит неравно­мерно. В связи с этим различают общий и местный износ одежды. Местами наиболее интенсивного изнашивания являются области колена, локтя, сидения брюк, сгибы низков рукавов, брюк, низа изделий, выпуклые рельефные швы и др. Для увеличения срока службы одежды указанные участки усиливают вторым слоем ма­териала (ластовицы, наколенники и др.) или специальной тесьмой (низки брюк).

Сохраняемость определяется условиями хранения и транс­портирования. При хранении одежды в условиях повышенной влажности может произойти значительная усадка материалов, изменение ее размеров, повреждение микроорганизмами, а при неудовлетворительных условиях транспортирования - искажение формы, механические повреждения.

Ремонтопригодность одежды зависит от ее конструкции и методов обработки. Одежду с большим количеством отрезных деталей сложной формы труднее перекроить и переделать, чем одежду простых форм с небольшим количеством деталей. Изделия с клеевым и сварным соединением деталей и узлов не могут быть перелицованы и переделаны из-за высокой прочности соединений, невозможности удаления следов клея с изнанки материала.

Требования безотказности - это требования к способности одежды сохранять свою работоспособность в течение некоторо­го времени или некоторой наработки. Например, это может быть

1 оваронедение и экспертиза промышленных товаров.



Швейные товары

число чисток, стирок или глажений одежды за определенный пе­риод ее эксплуатации.

Требования безопасности характеризуются сведением к ми­нимуму риска для жизни и здоровья человека при использовании одежды. Требования безопасности строго регламентированы законо­дательными актами и нормативными документами. В зависимости от назначения требования безопасности могут меняться. Наиболее жесткие требования предъявляются к детской одежде, особенно к одежде для новорожденных и детей ясельного возраста.

Требования безопасности одежды распространяются на содер­жание вредных веществ (бензол, толуол, формальдегид, тяжелые металлы и пр.), биологическую безопасность, соответствие раз­меров одежды и т. п.

Тема урока: Основные требования к одежде.

Стили и силуэты.

Цели урока:

познакомить учащихся с историей моды, с понятиями силуэта и стиля в одежде, требованиями, предъявляемыми к одежде; воспитать эстетический вкус,

чувство красоты, аккуратность и внимательность к окружающему миру.

МТО урока: литература Р.И.Егорова «Учись шить»

Л.В.Мельникова «Обработка тканей», плакат «Стили

одежды», наглядные пособия (силуэты и стили одежды),

цветные карандаши, карточки с изображением одежды, учебник,

рабочая тетрадь.

Ход урока
1. Организация урока.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока.

2. Повторение пройденного материала.
Опрос учащихся по вопросам:

Как правильно распределить калории на день?

Какие 6 групп продуктов по калорийности вы знаете?
3. Изучение нового материала.
Одежда, будучи произведением прикладного искусства утилитарного назначения, сочетает в себе духовное, идейно-познавательное и материальное начала. Она одновременно является предметом потребления человека и объектом массового производства. В процессе проектирования к одежде, в зависимости от ее назначения, предъявляются различные требования. К основным требованиям относятся: эстетические, гигиенические, эксплуатационные и экономические.

Эстетические требования к одежде

Эстетические свойства изделий определяются понятием красоты современного художественного стиля, они должны отвечать современным нормам художественного оформления и законам зрительного восприятия.

При создании моделей художники-модельеры должны стремиться к тому, чтобы изделия образно отображали действительность, отвечали подлинным потребностям общества, отличались красотой, удобством, завершенностью.

Одежда играет большую роль в формировании внешнего облика человека. Можно говорить об определенных эмоциях, которые вызывает тот или иной костюм, о характере одежды - строгий, сдержанный, динамический, спокойный, величественный, простой, суровый или жизнерадостный.

При проектировании одежды передача различных эмоций, образности изделий выражается через композицию, т. е. через совокупность составных частей одежды (пропорции деталей, силуэт, линии, фактуру, цвет и рисунок ткани, внешнюю отделку изделий), необходимых для выражения и воплощения содержания, вкладываемого в ту или иную модель. При этом следует учитывать размеры, особенности телосложения, возраст и внешние данные человека.

Гигиенические требования к одежде

Гигиенические требования предъявляются к одежде с целью обеспечения свободы дыхания и кровообращения. Гигиеничность одежды выражается в необходимой для определенных условий воздухопроницаемости, гигроскопичности, оптимальном весе, достаточных теплозащитных свойствах, влаго- и лучеотталкивании и т. д. Стоит отметить, что это может быть одежда для детей или для взрослых. Она разная.

Между одеждой и телом человека за счет воздушной прослойки создается искусственный микроклимат, который определяется температурой, относительной влажностью и содержанием углекислоты. Для того, чтобы создать благоприятный микроклимат, одежда в зависимости от назначения должна обладать перечисленными качествами.

Климатические и профессиональные условия носки одежды предъявляют к ней свои требования. Для зимнего времени необходимо создать такую одежду, в которой не происходило бы охлаждения тела человека. В летнее время, в жару, одежда должна предохранять тело от перегревания, поддерживать определенную влажность и содержание углекислоты. К профессиональной одежде предъявляются требования в соответствии с условиями работы, например, одежда рыбака должна обладать ветрозащитными и водоотталкивающими свойствами, одежда металлурга - огнеупорными свойствами и т. д.

Одежда, насколько это возможно, должна быть прочной, мягкой и легкой. На самочувствие человека оказывает влияние вес одежды. Тяжелая одежда давит на плечи, вызывает усталость. Например, вес зимней одежды для взрослого человека в условиях средней полосы составляет 8-10 кг, Крайнего Севера - 14-16 кг.

Кроме того, одежда должна обеспечивать свободу движений и кровообращения, быть несминаемой, легко надеваться, сниматься, чиститься, стираться, гладиться и т. д. Все предъявляемые к одежде гигиенические требования достигаются благодаря определенной конструкции и выбору материалов.

Эксплуатационные требования к одежде

В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. При движении человека одни участки одежды подвергаются растяжению, другие - сжатию, трению, сминаемости, изгибам, истиранию, воздействию атмосферных осадков. Выносливость изделий зависит от упругих свойств тканей.

Со временем ткань изнашивается, истирается, масса ее уменьшается и изделие становится непригодным к носке. Под износоустойчивостью ткани понимается ее сопротивление различным механическим, физико-химическим и биологическим воздействиям. Износоустойчивость изделия зависит от условий его носки, свойств ткани, качества и вида обработки. Например, для большей износоустойчивости в верхней одежде на полах прокладывают бортовую прокладку, в низках рукавов - коленкор, в карманах - долевики.

В последнее время для лучшего сохранения первоначальной формы одежды и физико-механических свойств ее стали применять химические пропитки, используемые, например, для укрепления ткани в области локтей и колен в школьной форме, для сохранения устойчивости складок, плиссе, гофре на юбке.

Экономические требования к одежде

В общей себестоимости изделий стоимость основных и вспомогательных материалов составляет 85-90%. Экономичность изделий во многом зависит от затраты времени на изготовление их, технологичности конструкции моделей и расхода материала, который определяется экономичным раскроем - рациональной раскладкой лекал. Чем сложнее контуры деталей, тем труднее их разложить на ткани без потерь, тем больший процент межлекальных выпадов.

Большой экономический эффект дает унификация деталей и узлов швейных изделий, позволяющая применять одни и те же детали для различных моделей и видов одежды. При использовании унифицированных деталей возможна наиболее совершенная технология обработки изделий и максимальное использование совершенного оборудования. Это предполагает повышение производительности труда, расширение ассортимента изготовляемых изделий, а также улучшение качества и эксплуатационных свойств одежды.

Стили одежды.

Прежде чем приступить к изучению стилей одежды, мы должны познакомиться с такими терминами как:

Костюм - это совокупность предметов, формирующих внешний облик человека: одежда, обувь, головные уборы, украшения.

Историческое развитие костюма обусловлено стилем эпохи и модой.

Стиль - это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру.

Мода - произошло от латинского слова «modus»- мера, способ, образ действия и означает непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, преимущественно в одежде и остальных компонентах костюма.

Каждая историческая эпоха характеризуется определенным стилем одежды. (Обратите внимание на стенд).

Так: для древнегреческого костюма (11 века) характерно выявление пластических форм тканей за счет драпировок. Прямоугольные куски тканей, скрепленные в некоторых местах застежками, не подчеркивали форм тела. Эти одеяния назывались туника, тога, гиматий, хитон.

Готический стиль - стиль средневековой Европы 12-13 века заключается в подчеркивании вертикальных линий в одежде. Платье средневековых женщин имело очень высокую линию талии, декольте удлиненной формы, узкие длинные рукава, юбку, собранную в складки обычно только с одной стороны. Причем юбка расширялась книзу и переходила в длинный шлейф. Дополняли этот наряд конусообразным головным убором, который напоминает башни готического собора, и остроносая обувь.

Для ренессанса (14-16 века) характерно усиленное внимание к устойчивости и монументальности фигуры. Женская одежда становится широкой и удобной, более мягкого женского силуэта, обнажаются шея и руки.

Одежда стиля барокко (17- начало18 века) характеризовалась сложностью и многослойностью. Наряд женщин отличался контрастом форм: тонкий стройный стан сочетался с пышной, куполообразной юбкой.

Одежда стиля рококо(середина 18 века) не претерпела сильных изменений по сравнению с одеждой стиля барокко. Лишь линии стали еще более изощренно изящными.

Классицизм (конец 18 века) в одежде характеризуются строгостью линий, четкостью пропорций, простотой форм.

Стиль ампир (19 век) освободил женское тело от корсета. Платье легкое, прозрачное, из воздушных муслиновых и батистовых тканей плотно облегало талию под грудью, подчеркивая естественную стройность фигуры.

Романтизм (конец 19 века)- вновь в платье появляется кринолин - бедра увеличиваются до небывалых размеров, под пышными формами платья тело почти скрывается.

Стиль модерн - (начало 20века) характеризуется стремительным изменением форм платья- от легкого, полуприлегающего к тяжелому, плотному, с пышными рукавами, с турнюрами, которые зрительно увеличивают нижнюю часть торса.

Современный стиль (наше время) одежды характеризуется простотой и художественной выразительностью, разнообразием форм и материалов.

В настоящее время современный стиль подразделяется на три вида (показ иллюстраций):

1) Спортивный стиль не обязательно связан с занятием спорта. Девушки, предпочитающие этот стиль, активны во всех областях жизни, просты в общении.

2) К классическом стилю одежды относится строгая, подчеркнуто деловая картина моды. Костюм- классическая форма одежды, которую можно носить на все случаи жизни.

3) Романтический стиль одежды создан для нежной, женственной девушки. В одежде этого стиля встречаются кружева, воланы, рюши, банты,жилеты по народным мотивам.

Просматривая в модных журналах статьи, подписи к рисункам, мы прежде всего встречаемся с понятием «силуэт» . Это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его «тень».

Т.О. Силуэт - это плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды, имеющих четкие внешние контуры в виде правильной тени. Силуэты бывают: прямой, полуприлегающий, прилегающий и трапеция (показ иллюстраций). Прямой силуэт- наиболее универсальный, его можно рекомендовать для всех возрастов и фигур, так же как и слегка расширенный книзу в виде трапеции.

4.Практическая работа.

Зарисовать в рабочей тетради три модели современного стиля: спортивный, классический и романтический.

Зарисовать в рабочей тетради модели разных силуэтов (прямой, полуприлегающий, прилегающий, трапеция).

Заключение.

Сущность и внешность человека находятся в зависимости друг от друга. Очень ярко проявляется духовная сущность человека в выборе стиля одежды.

5.Подведение итогов урока. Уборка кабинета.

    Оценить практическую работу и выставить оценки

    Домашнее задание: проанализировать свой гардероб и выяснить: какой преобладает стиль и силуэт.

Потребительная ценность швейных изделий, как и любого товара, определяется комплексом свойств, удовлетворяющих различные требования потребителей. Для потребителя важно, чтобы одежда была прочной, гигиеничной, удобной и красивой. В настоящее время разнообразие выпускаемых материалов и высокоразвитая технология швейного производства позволяют создавать изделия практически с любыми заданными свойствами.

Все требования, предъявляемые к одежде, условно можно разделить на три группы: эстетические, гигиенические и эксплуатационные (определяющие срок службы). Одежда удовлетворяет той или иной группе требований благодаря своим свойствам. Так, одежда удовлетворяет гигиеническим требованиям тогда, когда она имеет хорошие теплоизоляционные свойства, достаточные гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость. Эксплуатационным требованиям одежда отвечает, когда имеет высокую износостойкость, а эстетическим - при выборе удачных материалов, композиции элементов формы, сочетаний цвета и т. д.

Эстетические требования к одежде. Одежда для человека имеет немаловажное значение, она создает определенный его внешний облик. Художественность выполнения в ряде случаев для одежды является основным требованием.

На эстетические требования к одежде большое влияние оказывают современная мода и стиль. Стиль - исторически сложившаяся устойчивая общность системы средств и приемов художественной выразительности в искусстве, архитектуре и оформлении предметов потребления, в том числе и одежды. Художественный стиль охватывает сравнительно длительные этапы развития, человеческого общества и отражает художественный вкус целой эпохи, а поэтому он определяет коренные изменения внешних форм предметов быта и одежды*. Частичные изменения в эстетическом оформлении одежды в пределах данного стиля относятся к моде. Мода в одежде - непродолжительное «господство» в определенной общественной среде тех или иных вкусов по отношению к внешнему оформлению одежды.

* Слово «стиль» применяется иногда и в другом значении, когда дается определение характера композиции изделия, ее эмоциональная оценка - одежда делового стиля, спортивного, романтического, инфантильного, женственно элегантного и др.

Современный внешний вид одежда приобретает благодаря созданию моделей, отвечающих представлениям о красоте ее формы, цветовом решении и композиции на данный период. Объемно-пространственная форма одежды сложна. Она характеризуется линиями, размерами и пропорциями элементов и всего изделия. Общий контур, внешнее очертание изделия создает силуэт изделия. Объемно-пространственную форму одежды наиболее полно характеризуют два силуэта - фронтальный и профильный.

Силуэт характеризуется степенью прилегания изделия к фигуре по линии талии, высотой и шириной плеча, оформлением линии низа и покроем рукава.

По степени прилегания к фигуре по линии талии различают четыре основных силуэта: плотноприлегающий, полуприлегающий, прямой и свободный (рис. 35). Силуэт является одним из важнейших элементов художественного оформления изделия, причем элементом, самым подвижным в отношении моды. Любое сколько-нибудь крупное изменение моды касается прежде всего изменения силуэта, а затем уже более мелких элементов - положения линии талии, высоты плеча, длины изделия, длины рукава и т. д.

Рис. 35. Виды силуэтов: 1-4 - женская одежда полуприлегающего, прямого, свободного (трапеция) и плотнооблегающего силуэтов; 5-6 - мужские пиджак и пальто полуприлегающего и прямого силуэтов.

Впечатление от одежды, т. е. ее эмоциональная оценка, определяется не только ее объемно-пространственной формой, но и тем, как эта форма решена, - ее композицией.

Главное в создании композиции одежды - добиться гармоничного сочетания элементов объема, цвета, материалов, отделки. Композиция создает зрительно воспринимаемый образ одежды и может иметь разный характер - строгий, веселый, деловой, торжественный, праздничный, официальный. Так, для одежды деловой, официальной характерны симметричное расположение деталей, вертикальные или горизонтальные прямые подчеркнутые линии, равномерный ритм в расположении деталей, отделки. Одежда праздничная, нарядная часто имеет плавные асимметричные линии, контрастное расположение объемов, контрастное сочетание цветов.

Все многообразие композиционных решений формы можно объединить в две группы - одежда строгой формы и одежда формы фантази (рис. 36). Для одежды строгих форм характерны прямые, сдержанные линии, минимум отделки, совпадение декоративных линий с конструктивными - линиями середины переда, спинки, бокового шва и проймы.

Рис. 36. Одежда строгой формы и фантази: 1 - куртка мужская строгой формы; 2 - куртка мужская форма фантази (полочки выполнены с подрезами, в которых помещены карманы); 3 - женское платье строгой формы; 4, 5, 6 - женские платья формы фантази; 4 - рукав цельнокроеный, 5 - рельефы - вытачки от проймы, 6 - рукав реглан, декоративные складки и строчки.

Для одежды формы фантази характерны разнообразные оригинальные сечения, асимметрия, различный ритм отделки, наличие декоративных линий, не совпадающих с конструктивными. В пределах одного силуэта форма одежды может быть разработана по-разному - варьируют размеры и формы воротника, лацканов, манжет, выявляются рельефы по контурам деталей, линии талии, меняются формы кокеток, складок. Варианты разнообразных сочетаний линий конструктивных и декоративных неисчерпаемы и меняются с изменением моды Подобная разработка формы называется фасоном .

Гигиенические требования к одежде. Человеческий организм очень чувствителен к изменению условий пододежного микроклимата, а поэтому к швейным изделиям предъявляются высокие гигиенические требования: они должны поддерживать температуру тела на постоянном уровне, выводить в окружающую среду излишнее количество углекислоты и паров воды, не затруднять дыхания и кровообращения, не повреждать кожных покровов, а материалы, из которых они изготовлены, не должны оказывать вредного или неприятного воздействия на кожу и весь организм в целом.

Для того чтобы удовлетворить этим требованиям, одежда должна иметь ряд свойств, основными из которых являются способность к теплоизоляции, проницаемость, сорбционные свойства и электризуемость. Большинство из перечисленных свойств одежды полностью определяется свойствами материалов, из которых она изготовлена (проницаемость для паров воды, воздуха, газов, пыли и света, гигроскопичность, способность адсорбировать твердые и жидкие вещества, электризуемость).

Ряд свойств, например способность к теплоизоляции, зависит как от свойств материалов, так и от конструкции одежды. Количество тепла, уходящего из-под одежды или получаемого человеком извне, будет зависеть при прочих равных условиях от того, из скольких слоев материалов состоит одежда, от величины воздушных прослоек между этими слоями и телом, от наличия преград в виде воротников, шарфов, манжет, поясов или, наоборот, от величины выреза горловины, ширины рукава и т. п.

Создание нормальных условий для дыхания и кровообращения зависит от соответствия изделия форме и размерам тела, что определяется правильным выбором прибавок на свободное облегание, расчетами и построением чертежей при конструировании одежды. При движении форма и размеры мышц тела человека изменяются. Следовательно, если одежда будет рассчитана на форму и размеры тела в состоянии покоя, в котором снимаются измерения, то в условиях эксплуатации такая одежда будет стеснять дыхание, затруднять кровообращение, стягивая тело в отдельных участках.

На гигиеническую оценку одежды оказывают влияние цвет и вес изделия, пылеемкость и электризуемость. Известно, что если белый цвет почти полностью (до 98%) отражает световой поток, то черный - до 99,5% поглощает его, что оказывает большое влияние на процесс теплоизоляции.

Современная теплозащитная одежда представляет собой сложную конструкцию, состоящую из нескольких слоев и обладающую значительным весом. Так, например, комплект мужской зимней одежды 48 размера третьего роста весит 9-10 кг и состоит в среднем из 10 слоев (нижнее белье, сорочка, свитер, костюм и зимнее пальто).

На пылеемкость одежды оказывают влияние характер поверхности ткани, вид волокна и конструкция одежды. Гладкие блестящие ткани меньше задерживают на своей поверхности пыль. Изделия, имеющие минимальное количество швов, рельефов, складок, также меньше запыляются. На загрязнение одежды воздействует и электризуемость тканей: частички пыли, имеющие заряд, противоположный заряду ткани, притягиваются и удерживаются на ее поверхности.

Эксплуатационные требования к одежде. Одним из важных потребительских требований, предъявляемых к одежде, является достаточная продолжительность срока эксплуатации изделия или величина срока его службы. Срок службы зависит от стойкости одежды к физическому износу и ряда других факторов. Физический износ представляет собой видимое разрушение или ухудшение свойств изделия в результате действия различных факторов - механических (трение, изгиб, кручение, растяжение), физико-механических (воздействие солнечного света, окислителей, щелочей, кислот, воды, температуры), биологических (действие микроорганизмов).

Чаще всего физический износ одежды наступает в результате комплексного воздействия нескольких факторов (трение в сочетании с воздействием солнечного света, кислорода воздуха, влаги и т. д.), степень влияния которых зависит от назначения и условий эксплуатации.

Стойкость изделий к физическому износу зависит от свойств материалов, из которых изготовлено изделие, от способов соединения деталей (ниточное, клеевое, сварное), правильности соблюдения технологических режимов обработки, интенсивности пользования, условий носки и ухода за изделием. На срок службы одежды влияет и сохранение изделием формы в процессе эксплуатации. Изделия, объемная форма деталей которых получена путем пластического формования (тепловая обработка увлажненной ткани), чаще теряют форму при воздействии влажности, давления, смятия и труднее восстанавливаются. Объемные формы, полученные путем механического формования (вытачками, рельефами) легко восстанавливаются с помощью обычной утюжки.

На срок службы, кроме стойкости к физическому износу, влияет и удобство пользования одеждой (удобство ее надевать, снимать, застегивать, чистить, гладить, ремонтировать, изменять размеры и т. п.). Удобство надевать, снимать, застегивать определяется длиной и шириной изделия, наличием, формой и расположением застежки, карманов, пояса, хлястиков, манжет и других деталей. Так, для удобства пользования рабочей одеждой карманы должны располагаться в легко доступном месте, а длина прорези входа в карман быть достаточно большой. Одежда для повседневной носки не должна иметь застежек с большим количеством мелких пуговиц и петель. Тяжелую длинную одежду (пальто, шубы) в этих же целях проектируют распашной с застежкой спереди. Длина сорочки или блузки должна быть не менее чем на 20 см ниже линии талии, чтобы при подъеме руки сорочки и блузки не выдергивались из-под пояса юбки или брюк.

Прекращение срока службы может наступить и в том случае, если эстетические свойства изделия на данном этапе времени перестают оцениваться как полноценные. Это происходит при изменении моды, когда меняются критерии оценки объемно-пространственной формы одежды (силуэта, длины, пропорций), цвета и фактуры материалов. В подобном случае наступает так называемый «моральный» износ. Воздействию морального износа больше всего подвержена одежда сложных форм с ярковыраженными модными деталями, особенно женское легкое платье, затем верхняя женская и мужская одежда, меньше - домашняя, спортивная, ведомственная, рабочая и другие виды одежды. Поэтому требования потребителей в отношении срока службы часто сводятся не к максимальному, а оптимальному, когда сроки физического и морального износа совпадают.

Одежда формирует внешний облик человека, поэтому в комплексе требований, предъявляемых к ней, эстетические требования занимают особое место. эстетический потребительский оценка качество

Эстетические требования к одежде заключаются в соответствии ее современным духовным потребностям человека и общества, выраженным в эстетических идеалах, сложившемся стилевом направлении и моде.

Эстетическая оценка реальных изделий выявляется при сопоставлении их с идеалом, т.е. представлением человека о прекрасном. Понятие "прекрасное" складывается в сознании человека под влиянием ряда факторов: уровня жизни общества, условий труда, уровня культуры и производства, климатических, национальных особенностей и др. Кроме того, на формирование эстетического идеала влияют индивидуальные особенности человека - возраст, образ жизни, род занятий, место жительства и др. У каждого человека свое представление о красивом, в соответствии с которым он формирует свой гардероб, украшает свой дом, отдает предпочтение тем или иным произведениям искусства. Общественное представление о прекрасном изменяется и совершенствуется под влиянием множества различных факторов, и в первую очередь в связи с развитием производительных сил общества, его культуры.

Одежда является объектом декоративно-прикладного искусства и в то же время предметом личного пользования человека. Поэтому она должна удовлетворять эстетическим требованиям как общества в целом, так и индивидуумов. Хотя эстетические вкусы и требования каждой личности и индивидуальны, у людей, живущих в одном обществе, в одно время и в одинаковых условиях, вырабатывается более или менее общее представление о прекрасном в одежде и предметах быта.

Понятие "прекрасное" как положительное выражение эстетического отношения человека к действительности означает не просто красоту формы, но и ее полезность, истинность, нравственность. Понятие "эстетическое" означает эмоциональное восприятие действительности. Эстетические свойства одежды характеризуют не только ее художественную сторону, т.е. красоту, но и утилитарные свойства. Форма красивого изделия органически связана с содержанием, т.е. с его утилитарностью.

Эстетические потребности человек удовлетворяет благодаря способности к восприятию. Чувство эстетического восприятия одежды возникает у человека в момент эмоционального воздействия ее на органы чувств. Эмоциональное воздействие на человека оказывают такие свойства одежды, как геометрическая форма, размеры, масса, цвет, свойства материалов (мягкость, шероховатость, туше и т.д.). Наиболее сильно воздействует на человека цвет изделия. Поэтому в первую очередь он воспринимает и оценивает ощущения от цветосветовых характеристик одежды и ее объемно-пространственной структуры, а потом - другие ее свойства, характеризующие внутреннее строение, содержание и назначение.

Условно форму одежды можно рассматривать в трех аспектах. Функциональная форма определяется назначением одежды, ее утилитарными функциями. Конструктивная форма характеризуется строением одежды - объемом, пропорциями, рациональным использованием свойств материалов. Эстетическая форма удовлетворяет предъявляемое к изделию требование красоты и художественной выразительности. Речь о высокой эстетической ценности одежды может идти только в том случае, если изделие имеет единую форму, созданную с учетом комплекса важнейших требований: функциональных, эргономических, эстетических.

Эстетические требования к одежде в значительной степени зависят от стиля и моды. Стиль - исторически сложившаяся устойчивая общность системы средств и приемов художественной выразительности. Стилевое единство характерно для архитектуры, искусства, для предметов -трудa и быта, одежды и выражается в общей системе организации формы. Стиль охватывает продолжительный период развития общества. Стиль эпохи складывается под влиянием социально-экономических условий жизни общества, преобладающих в нем философских идей, эстетических идеалов, обычаев, природно-климатических и других факторов. Существенные изменения исторических условий предопределяют смену стилей и, следовательно, коренные изменения господствующих форм в искусстве, предметах быта, одежде и др. Так, в эпоху средневековья готический стиль в одежде выразился в предпочтении удлиненных форм. А в эпоху господства стилей барокко и рококо одежда изобиловала украшениями в виде бантов, складок, кружев и других отделок.

Мода в отличие от стиля - временная общность средств художественной выразительности. Мода в одежде выражается в непродолжительном господстве в определенной общественной среде тех или иных привычек и вкусов в оформлении изделий. Возникновение моды в одежде как общественное явление связано с естественной потребностью человека в постоянном обновлении, улучшении изделий и приведении их в соответствие с меняющимися условиями жизни и вкусами. Человек не может всю жизнь носить одно и то же платье или костюм. Форма одежды меняется с возрастом, под влиянием природно-климатических и других условий. Большое влияние на моду оказывают социальные и экономические условия жизни общества.

Периодические изменения моды в одежде можно объяснить и психологическими причинами. Стремление человека к новому и оригинальному побуждает его приобретать новые модные изделия, заметно отличающиеся от старых. Утверждается новая мода на одежду вначале робко и неуверенно, но постепенно количество ее поклонников увеличивается. К моменту наибольшего распространения модных форм одежды, когда мода становится господствующей, наступает психологическое утомление потребителей от однообразия и возникает желание обновить устоявшиеся формы. Происходит резкий, контрастный переход к новой моде, к новым формам одежды. Таким образом, осуществляется циклическое развитие моды. Каждый цикл существенного изменения моды имеет продолжительность от 3-4 до 7-15 лет. Необходимо отметить, что циклические изменения моды происходят по спирали. Это означает, что новая мода содержит элементы старой, но не повторяет их в точности. Например, мини-юбки в женской одежде господствовали в 70-х годах, затем они сменились макси-юбками, а в конце 80-х годов появились вновь, но уже других силуэтов.

Изменения моды обычно проявляются в отдельных элементах формы одежды - силуэте, высоте плеч, форме отдельных деталей, длине изделия, его ширине на различных уровнях (талии, низа и др.) и т.д.

Анализ развития моды показывает, что, несмотря на стихийность процесса смены ее, возможно прогнозирование и управление модой. Учитывая наиболее благоприятное соотношение (равенство) сроков морального и физического износа, можно установить оптимальную продолжительность цикла изменения моды.

Отношение к моде людей разного возраста неодинаково: молодежь активно принимает смелые предложения модельеров, а представители старшего поколения подходят к ним осторожно. Неодинаково принимают моду жители города и деревни, представители различных социальных групп.

Мода в современных условиях должна быть ориентирована на массового потребителя и на промышленное производство одежды.

Таким образом, одежда должна соответствовать довольно сложному комплексу эстетических требований: назначению, условиям эксплуатации, внешности, индивидуальным особенностям и вкусам потребителя, стилю и современному направлению моды, национальным традициям. При этом она должна быть оригинальной, выразительной, все ее элементы должны гармонировать друг с другом и выражать основную эстетическую идею.

Для реализации столь многосторонних эстетических требований одежда должна обладать соответствующими свойствами. Соответствие одежды ее функциональному назначению - комплексное свойство, для всесторонней оценки которого необходимо учитывать условия эксплуатации: климат, сезон, пол и возраст потребителей, целевое назначение (повседневная, выходная, для занятий спортом и отдыха и др.).

Одежда создается художниками в соответствии с законами гармонии. С помощью средств гармонизации ей придается не просто красота, а целостность формы, согласованность и соподчиненность отдельных ее элементов общей композиции изделия, уравновешенность и взаимосвязанность их друг с другом и окружающей средой. Благодаря соответствию законам общей гармонии одежда соответствует назначению, конкретным условиям деятельности человека.

Соответствие современному стилю и моде является важнейшим свойством одежды, от которого зависит потребительский спрос на нее. Социологические исследования показывают, что потребители при выборе одежды едва ли не самое главное внимание уделяют именно этим свойствам.

На эстетические свойства одежды непосредственно влияют ее геометрическая форма и свойства материалов. Геометрическая форма одежды оказывает значительное эмоциональное воздействие на человека и воспринимается им как объем, масса изделия, его силуэт. Она может создавать впечатление массивности или легкости, стройности фигуры. Наряду с формой сильное эмоциональное воздействие на человека оказывают свойства.материалов. Используя материалы различного колористического оформления и свойств (жесткость, драпируемость, пластичность и др.), можно создавать изделия высокой эстетической ценности