История вышивки: виды, история возникновения и ее развитие. История вышивки и ее развитие

История возникновения и развития вышивки крестом

Вышивка крестом – это наиболее распространенный вид народного искусства. Точно неизвестно о том, когда и где впервые начали вышивать . Но история возникновения вышивания предположительно идет вместе с появлением первого стежка, который был сделан каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Материалом для вышивки крестом служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка и шерсти, также применяли натуральный волос. Как и в первобытные времена, вышивка крестом применяется для украшения одежды, обуви и жилища.

Со временем искусство украшения материалов с помощью нитей и иглы совершенствовалось и развивалось. На сегодняшний день под вышивкой понимают искусство украшения тканей и готовых изделий орнаментом или сюжетным рисунком. К тому же вышивка может выполняться не только ручным, но и машинным способами.

Сохранившаяся вышивка помогает нашим современникам ощутить всю атмосферу прошлого, понять особенности каждого народа в отдельности.

Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, созданы были еще на территории Древнего Китая и ученые относят их к VI-V векам до н.э.

Русская вышивка имеет свою многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, которые относятся к IX-XII векам. Люди издавна передавали красоту природы, свои ощущения условными знаками и узорами: крестами, линиями, ромбами и многими другими способами. Также и наши предки выражали свое восприятие к непонятным явлениям природы, к окружающему миру с помощью условных знаков – символов. По народным поверьям, вышивка крестом должна была не только украшать одежду, предметы быта, но и оберегать от любого зла. Особенно ценными в этом плане считались обыденные полотенца. Над созданием такого полотенца работали одновременно несколько мастериц. Если же они начинали делать работу на рассвете и заканчивали ее до того, как сядет солнце, то изделие считалось способным оберегать от различных болезней, от злых сил или стихийных бедствий.

Первоначально на Руси была занятием для избранных, в их число входили монахи и представители знати. Материалом для работы служили дорогие ткани – шелк или бархат, жемчуг, драгоценные камни, серебряные или золотые нити. Подобной вышивкой украшали не только одежду бояр и членов царской семьи, но и облачения церковнослужителей, убранство для храмов. Одной из самых искусных мастериц того времени была Ксения - дочь известного русского царя Бориса Годунова. До наших дней сохранилась ее работа, выполненная в 1601 году. Это было покрывало, которое она сделала специально для царского престола. Начиная с XVIII века, вышивка перестает быть привилегией знати. Она переходит в разряд обязательных занятий простых крестьянских девушек. Безусловно, их работы выполнялись не из дорогих материалов. Но художественная ценность их была ничуть не меньше. Крестьянские рукодельницы умело подбирали узоры, сочетали цвета и мастерски выполняли различные стежки, все это помогало им создавать невероятной красоты шедевры.

Вышивкой в то время занимались, в основном, женщины. Девочек начинали учить вышивать уже с 5 -6 лет, а к 13 - 15 годам они должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые крестом скатерти, подзоры, полотенца (их было около ста) и головные уборы. Уже перед самой свадьбой устраивали публичный показ приданого, что свидетельствовало о трудолюбии, аккуратности и мастерственевесты.

Русская вышивка была очень подвержена влиянию рукоделия со стороны Византии. Поэтому переплетение стилей часто присутствует в работах мастериц. Но сочетание исконно русских мотивов с наследием иностранных школ вышивания нисколько не портит, а даже наоборот, привносит в этот вид рукоделия особые прелесть и неповторимость.

Вышивка крестом современного мира немного видоизменилась, но все же начало она берет именно из древних времен. Сейчас мода на изделия ручной работы, а особенно на вышивку крестом, то проходит, то появляется вновь, заставляя брать в руки иголку и нитки не только женщин, но и мужчин. Многие представители сильного пола увлекаются именно вышиванием крестиком и создают великолепные полотна.

Умение вышивать крестом позволяет внести в интерьер нотку самобытности и романтики, реализовать свои творческие способности и фантазию, сделать подарки родным и близким, и, наконец, скоротать вечер за приятным занятием. Вышивать крестом довольно легко и просто, достаточно всего лишь научиться прокладывать наклонные стежки, а со временем придут умение и опыт, которые позволят вам быстро и аккуратно выполнять работы любой сложности.

Надеемся, что данная история возникновения и развития вышивки крестом поможет вам глубже изучить истоки вашего любимого вида рукоделия. Давайте и мы постараемся сохранить этот великолепный вид искусства, и будем радовать не только себя, но и людей, которые смогут полюбоваться вашей работой, вышитой крестом.



Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины

на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.
Бесконечно разнообразны виды швов:
для «глухой» вышивки, то есть по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.;

для «строчки», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями,
мережка, «перевить», настил, гипюр и др.
Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок — «свободной» вышивкой (по нанесённому заранее контуру).
Главные выразительные средства вышивки как вида искусства:
выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т. д.);
использование свойства линий и цветовых пятен узора вышивки дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов;
эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным вышивке по фактуре и цвету…


Ажурная вышивка (ришелье)
Вид вышивания, при котором основные линии узора обшиваются гладьевым валиком, после чего ткань вокруг узора вырезается. Возникла вышивка в эпоху Возрождения, в XIV веке, в Италии. Изделия, выполненные ажурной вышивкой по свободному контуру, в которой отдельные элементы узора соединялись перемычками (бридами), были привилегией знати. Особенно любил этот вид вышивки кардинал Ришелье, по имени которого она и получила свое название. В настоящее время, все виды ажурной вышивки по свободному контуру с перемычками называют «ришелье».


Ассизи (от ит. assisi)
В вышивке крестом рисунок получается путем вышивания узора по канве. Оказывается, существует и противоположный способ работы, своеобразный негатив, называемый сейчас ассизской техникой вышивки или, для краткости, вышивка ассизи, а то и совсем просто — ассизи (assisi). Техника вышивания, в которой зашивают фон, а узор получается из незаполненных участков. Своим названием эта техника обязана местечку Ассизи в Италии, где родился святой Франциск, который, согласно легенде, привез образец арабской вышивки из Крестовых походов, на основе которого итальянские мастерицы разработали свой уникальный стиль вышивки — ассизи.

Багет
Гладкая или профилированная планка, предназначенная для изготовления рам к вышитым картинам и др. Иногда так называют уже готовые рамки и другую фурнитуру для оформления картин.


Бискорню (от фр. biscornu - изогнутый), «кривулька»
Вышитое или расшитое бисером миниатюрное объемное изделие из двух квадратов канвы, повернутых относительно друг друга на 90 градусов и сшитых по периметру и в центре. Обычно используется в качестве аксессуара (игольница, подвеска, кулон).


Блэкворк (от англ. blackwork — чёрная вышивка)
Счетная вышивка, выполняемая нитями одного цвета по контрастной основе. В чёрной вышивке чаще всего используется стежок «назад иголку», а также стежок Гольбейна — «двойной намёточный». Иногда, Гольбейном называют и сам стиль чёрной вышивки.


Бэкстич (от англ. backstitch — шов «назад иголку»)
Шов используется для обозначения границ в вышивке, окантовки. Однако так часто называется и стиль вышивки с использованием этого шва.

Владимирский шов или чаще Владимирские швы.
Односторонний декоративный шов, разновидность глади. Контур этого шва не обшивается. Обычно вышивается красным цветом в сочетании с другими — черным, синим. Стежки располагаются на одной линии контура на небольшом расстоянии: они как бы западают, что придает вышивке своеобразную красоту.


Вышивка крестом (крестиком).
Техника вышивания, при которой выполняются два перекрещивающихся диагональных стежка. Порядок выполнения швов: нижний стежок выполняйте из левого нижнего угла в правый верхний, а верхний стежок - из нижнего правого угла в левый верхний. Для ряда крестиков одного цвета сначала выполняйте нижний ряд в одном направлении (полукрест), потом верхний - в обратном порядке (полный крест). Все верхние стежки должны смотреть в одну сторону. Если крестики одного цвета расположены недалеко друг от друга (не более 3 см), то рабочую нитку не отрезают, а делают протяжки с изнаночной стороны., т. е. от одного крестика до другого нитку закрепляют(продевают) под стежками.


Вышивка лентами.
Вид вышивания, в котором вместо ниток мулине Gamma используются тонкие отрезы шёлковой или искусственной ленты. Специальные стежки и сама фактура материалов позволяет создавать объёмные фигуры. Чаще всего в вышивке лентами выполняются цветочные мотивы.

Гладь.
Вышивка прямыми или косыми стежками, заполняющими полностью или частично узор по переведенному на ткань свободному контуру. Для вышивки может быть использована любая ткань с гладкой поверхностью — тонкая и плотная, хлопчатобумажная, шелковая, с любым переплетением нитей. Гладь бывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая, или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и свободная или рисованная. Гладь выполняется на пяльцах по плотно натянутой ткани, в противном случае рисунок

Гладь вприкреп.
Разновидность глади, которая используется для быстрого заполнения деталей большой площади одним цветом.

Гладь с настилом.
Двусторонняя гладь, которая выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, для предания вышивке объёма, выпуклости. Гладью с настилом вышивают стебли, цветы и листья.

Гладьевой валик.
Ряд плотно прилегающих друг к другу параллельных стежков. Бывает прямой и с наклоном. Чтобы шов получился ровным, стежки нужно укладывать равномерно, не слишком свободно и не очень туго затягивая нитку.


Гобелен (от фр. gobelin).
Стенной безворсовый ковёр, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой. Сегодня гобеленами называют не только ковры и ткани, но и большие вышитые картины.

Гобеленовый стежок.
Стежок, которым обычно вышивают большие работы — картины, ковры. Стежок очень простой и выглядит как обычный полукрест. Но в технике выполнения стежков есть принципиальные различия, что позволяет картинам, вышитым гобеленовым стежком, не перекашиваться.

Гольбейн.
Двойной намёточный стежок. Очень часто используется в технике вышивания блэкворк (blackwork), которую иногда так и называют — гольбейн. Манжеты и кружева, выполненные в этой технике, можно увидеть на портретах художника Ганса Гольбейна Младшего, в честь которого шов и получил своё название.

Иглы для вышивания.
Иглы для вышивания делятся на два типа: с острым и тупым концом. Для вышивания на плотной ткани используется первый тип игл. Для вышивки по канве или ткани равномерного плетения, в которых не нужно прокалывать дырочки, используют иглы с тупым концом. Для того чтобы было удобно продевать нитки мулине, вышивальные иглы делаются с длинным ушком. Игла по диаметру должна соотноситься с толщиной дырочек в канве.

Канва.
Сетчатая сквозная хлопчатобумажная, реже льняная ткань из кручёной пряжи, отбеленная или подкрашенная, сильно аппретированная. Вырабатывается полотняным или перевивочным переплетением. Применяется как основа или трафарет для вышивания.

Канитель (от фр. cannetille).
Тонкая металлическая (обычно золотая или серебряная) нить в виде винтовой спирали. В современных нарядных тканях чаще всего используют плоские разрезные нити из алюминиевой фольги, например люрекс. Сюда же можно отнести и понятие Металлик.
Металлизированные нитки для вышивания и рукоделия, придают вышивке особую красоту и выразительность.

Карта цветов мулине.
Таблица в которой нитки мулине представлены названием, цветовой картинкой и определённым номером. Существуют сводные таблицы мулине, в которых сведены номера, закреплённые за каждым цветом разными производителями.

Каунт (от англ. count — номер).
Цифры после названия канвы, показывающие количество «квадратиков» или нитей на один дюйм (2.54 см). Чтобы понять, сколько «квадратиков» или нитей будет в 10 см, нужно номер канвы разделить на 2.54 и умножить на 10. Чем больше номер канвы, тем мельче клеточки, и тем плотнее сам материал.

Ковровая техника вышивания крючком.
Вышивка на виниловой канве, которая выполняется специальным крючком. С его помощью через переплетения канвы протягиваются отрезы шерстяной или акриловой пряжи и завязываются в узелки.

Лонгстич (от англ. longstitch — длинный стежок).
Это название носят и отдельные стежки и техника вышивания. Лонг стич (long stitch) — стежок, который используется на ряду с бэкстичем для оформления вышивки, обводки контуров. Техника лонгстич — это разновидность счётной глади. Выполняется на канве или ткани равномерного переплетения по нанесённому контуру рисунка. Внутри контура ткань равномерно заполняется длинными стежками вертикального или горизонтального направления.

Меланж.
Нить, в которой цвет плавно перетекает из одного в другой. При окрасе нити цвет используется только один, но по всей длине варьируется его интенсивность, от светлого к тёмному. Иногда так называют и изделия, выполненные такими нитками или пряжей.

Мережка.
Сквозная узорчатая прошивка на ткани, сделанная посредством выдергивания поперечных ниток. Она выполняется нитями в тон ткани по продернутым нитям и позволяет получить восхитительные ажурные дорожки разной ширины и формы.

Мулине (от фр. moulinet).
Появились они благодаря компании DMC, которая в конце XIX века запатентовала новый вид хлопковых, не линяющих ниток для вышивания, дав им название мулине. Позднее и другие компании стали называть нити для вышивания именно этим термином.

Несчётный крест.
Техника вышивания по контурам, заранее нанесённым на ткань.

Пасма.
Пучок из шести ниточек мулине. Пасма однако может быть и из ниток Ириса или шерстяная.

Паспарту (фр. passe-partout).
Изначально кусок картона или бумаги с вырезанным в его средине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием, род рамки, в которую вставляют вышивку.

Петельный шов.
В основе петельных швов лежит простая цепочка. Ее можно выполнять с различными вариациями толстой или тонкой нитью. Все швы этой группы состоят из петель, закрепленных короткими стежками. Их используют как для вышивки контуров, так и для заполнения внутренней части узора. При заполнении внутреннего пространства вышивают ряды цепочек в одинаковом направлении.

Печатный крест.
Техника вышивания по рисунку, полностью напечатанному крестиками на ткани.

Плоская гладь.
Разновидность двухсторонней глади, при которой стежки плотно укладываются друг к другу.

Полукрест.
Техника вышивания, которая используется как самостоятельный шов для заполнения фона, для создания пространства в картине, для обозначения тени предмета.

Прорезная гладь.
Сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани отверстия разной формы и размера, обшитые гладьевым валиком или петельным швом. Часто называется также ажурной вышивкой или техникой»ришелье».

Пяльцы.
Инструмент для рукоделия в форме рамы или на подставке, на который туго натянута ткань для вышивания.

Страмин.
Наиболее крупная (27 клеток на 10 см), сетчатая, жесткая канва которую используют для вышивания гобеленов, ковров, подушек и т.п.

Схема для вышивания.
Разбитое на цветные или символьные квадратики изображение, по которому выполняется вышивка. Обычно в наборы для вышивания входит цветная или черно-белая схема, отдельно печатается схема со стежками бэкстич. Иногда схема может наноситься сразу на канву. Схемы входят в наборы для вышивания, а также могут продаваться отдельно.

Счётный крест.
Вышивка по канве или ткани равномерного переплетения без нанесённого рисунка.

Теневая гладь
Разновидность глади. Выполняют ее косой или прямой гладью с «настилом» или без него нитками одного цвета, но нескольких тонов (2-3, от светлого тона до темного). В одноцветной теневой глади цветовой эффект образуется за счет разного направления стежков и различного отражения света от вышитой поверхности. Для теневой глади лучше использовать блестящие шёлковые нитки или мулине. Натяжение ниток не тугое, верхней нитки слабее нижней, чтобы на лицевой стороне изделия не было видно следов нижней нитки.

Удаляемая канва (накладная канва).
Канва, с помощью которой можно перенести узоры крестиком на ткань, не предназначенную для таких вышивок, например на блузку, рубашку, занавески, скатерти, украсить детскую одежду или любимые джинсы. Удаляемая канва накладывается на ткань, а по завершении вышивки нити канвы выдёргиваются или растворяются.

Французский узелок.
Стежок, которым вышивают уже по готовой работе мелкие детали. Например, узелками можно вышить середину цветов, создавая тем самым эффект тычинок. Величина узелка зависит от количества витков нитки или ленты вокруг иголки.
1. 2. 3.

Хардангер (hardanger)..
Техника вышивки хардангер (названа по имени фьорда на севере Норвегии) - современный вариант старинной скандинавской техники строчевой вышивки. История возникновения данного рода вышивки до сих пор неясна. Но вероятно, что вышивка Хардангер создавалась как имитация кружева, которое было популярно в 1600-ых и 1700-ых в Европе. Так же Хардангер — ткань для вышивания. см. Hardanger.

Шов «вперёд иголку».
Шов выполняется стежками разной длины справа налево. Длина стежков, частота и расстояние между ними зависят от назначения шва.

Aida.
Самый распространённый тип канвы, который был изобретён известной фирмой Zweigart в начале ХХ века. Благодаря своей специальной технике переплетения 4 на 4 нити эта ткань образует четкие квадраты, что очень удобно при вышивке крестом. Обычно канва Aida маркируется цифрами: 8, 11, 14, 16, 18, 20. Эти цифры (каунты) означают количество клеток на 1 дюйм (2,54 см).

Davosa 18
100% хлопоковая канва с 18 нитями на дюйм или 71 клеткой на 10 см. Это мягкая ткань высокого качества с особым плетением — пересекающиеся нити не жестко переплетены между собой. Игла без усилия проходит через промежутки между нитями. Ее чаще всего используют для вышивки скатертей, салфеток, дорожек.

Evenweave (от англ. weave — переплетение нитей в ткани, even — однородный, равномерный).
Ткани равномерного переплетения, используемые в качестве основы для вышивания. К ним относятся Linda (100% хлопок), Lugana (52% хлопок и 48% вискоза). В отличие от канвы Aida Gamma K04, ткани равномерного переплетения не имеют четко выраженных «квадратиков», из-за чего вышивать на них труднее, приходится в процессе работы отсчитывать нити. Но результат вышивания получается гораздо лучше, так как незаполненная крестиками часть работы представляет собой равномерное полотно, без видимых квадратов и дырочек. На ткани равномерного переплетения крестиком обычно вышивают через 2 нити (для одного крестика отсчитывают 2 нити по горизонтали и 2 по вертикали), в этом случае количество крестиков будет в два раза меньше, чем количество нитей. Например, для канвы Linda 27 количество крестиков в 10 см будет 53.

Hardanger.
Хлопковое плотное на ощупь полотно с переплетением 2х2 нити, плотностью 87 клеток на 10 см. Между собой нити не переплетаются, поэтому нет четко выраженных квадратов, поэтому вышивать крестиком не очень удобно, рекомендуется использовать для вышивки счетной гладью, техникой блэкворк (blackwork), и т.д.

Linda 27
100% хлопоковая канва с 27 нитями на дюйм. Легкая ткань с равномерным переплетением нитей. Используется для шитья одежды, постельного белья, скатертей, салфеток, так как у неё легко обрабатываются края, она хорошо драпируется. Но в отличие от канвы Aida, где квадратик не делим, Linda позволяет выполнять вместо одного крестика два узких крестика в горизонтальном или вертикальном направлении.

Lugana 25
Смешанная хлопковая ткань (52% хлопок и 48% искусственный шелк) 25 нитей на дюйм. Одна из самых популярных тканей от Zweigart. Изящная ткань для скатертей подушек и других декоративных изделий. Отлично подходит для вышивки крестом.

17.03.2010

Многих рукодельниц интересует, откуда берет свое начало вышивка, то есть история ее возникновения. Также интересно исследовать хронику ее развития и распространения среди разных народов. В данной статье мы рассмотрим историю искусства вышивания, ее главные моменты, а также сделаем краткий экскурс по каждому виду вышивки.

Вышивка в первобытный период

Да, как ни странно, но вышивка берет свое начало именно в это время. Наши пра-пра-прабабушки впервые начали вышивать не иначе как в первобытный век. Конечно, эта вышивка была мало похожа на современные красивые творенья, но все же данное начало много значит в жизни каждой рукодельницы!

Первобытные женщины в своей работе использовали все подручные средства, которые можно было бы сравнить с современными иголками, нитью и тканью - точеный камень в виде иглы, острые кости, жилы и кожу животных, волосы, шерсть и т.д. Согласитесь, не очень привлекательно бы смотрелась в нынешнее время вышивка крестом, выполненная волосами и приукрашенная жилью. Но в те времена других материалов в природе не существовало, а с чего-то надо было начинать.

Первые стежки несли скорее практическую пользу: женщины сшивали куски кожи, которые они носили в качестве одежды. Затем они начали приукрашивать свои одеяния примитивными орнаментами. Это стало первым предназначением вышивки как эстетического украшения и послужило дальнейшему развитию данного рукоделия.

Первые вышивки на тканях

Зафиксировано, что в истории такие вышивки впервые появились в Древнем Китае. Конечно, это весьма относительная информация об их первенстве, но все же считается, что именно в Китае, в VI-V веке до нашей эры, вышивали на шелковых тканях. Рисунки были связаны с природой, также часто изображали птиц. Кстати, там же, в Китае, начали производить первые шелковые ткани. Они стоили очень дорого, поэтому вышивкой занимались исключительно женщины из знати.

Известно также, что первые ткани, которые были пригодными для вышивки, делали из шерсти. Но пальму первенства заняла ткань льняная, которая отличалась белизной и подходящей структурой. Ее родиной является Древняя Индия, где был выращен первый лен.

Языческие времена у славян

В языческие времена славяне начали сильно придавать значение вышитым орнаментам. Все, что ни вышивалось, несло какой-то «подтекст». Особенно в почете были вышитые полотенца. На них изображали пестрые мотивы, которые символизировали достаток в доме и здоровье. С их помощью проводили разные ритуалы. Также обшивали повседневную и праздничную одежду, постельное белье, занавески и др.

Христианство

В это время женщины поддерживали рукодельные традиции своих предков язычников, а также придумывали новые орнаменты. Именно тогда начали украшать вышитыми полотенцами иконы, и именно во время христианства начали очень часто использовать технику «вышивка крестом». Крест носил не только эстетическую ценность, но и обладал (по тогдашним верованиям) весьма магическими свойствами - оберегать от порчи, «плохого глаза», а также от нечистой силы. В XII-XV веке начали часто вышивать узоры, сложенные из ромбов и крючков.

Ромбы с крючками в русской вышивке XII-XV вв., кликните для увеличения (на картинке обозначены: 1 - изображение вышитого покрова на приписываемой А.Рублеву иконе «Престол уготованный», XV в.; 2 – узор по мотивам вышивки на фронтисписе Московского евангелия, XV в.; 3 – изображение вышивки одежды на ярославской иконе архангела Михаила, конец XIII в.; 4 – шитый золотом позумент из клада XII-XIII вв. в Чернигове).

Так как все материалы, необходимые для вышивания, были очень дорогими, то примерно до XVII-XVIII ст. н. э. это занятие было прерогативой женщин из богатых семей, а также монахинь. После этого переломного периода вышивкой начали заниматься и обычные крестьянки. Они скрупулезно сидели над вышивкой крестом и мечтали уже с детских лет, как будут выходить замуж в собственноручно вышитых одеждах, имея при себе приданое из вышитых вещей (одеяла, подушки, полотенца и др.).

На Руси женщины обычно вышивали такими видами шва: вышивка крестом, полукрест, счетная гладь, мелкая белая строчка, сквозное шитье.

Что касается других стран, то в Риме и Греции очень почитали вышивку золотыми нитями. Это были неимоверно роскошные орнаменты, часто они украшали шелковые ткани.

Вышивка в наши дни

Современные рукодельницы перестали обращать столь пристальное внимание на значение орнаментов и стежков, хотя крест и теперь считается хорошим знаком. Порой женщины вышивают обереги для родных и близких. Но чаще всего вышивка делается для души - она плавно перекочевала из занятия мистического в хобби.

Сейчас намного легче подобрать интересный узор, ведь есть прекрасная возможность купить книгу, журнал со схемами, или готовые . В древние времена узоры передавались по наследству - от бабушки маме, от мамы - дочери и т.д., а также, как говорится, «из рук в руки» - к примеру, близкие подруги часто менялись готовыми узорами.

В наши дни появилось такое направление как машинная вышивка.

Краткий экскурс в историю разных видов вышивки

  • Вышивка крестом появилась еще в первобытный век. Это наиболее популярный вид вышивки, который обрел большую известность с приходом христианства.
  • Вышивка гладью впервые украсила полотно в Китае в I-II веке до н.э. Эта страна всегда выступала впереди других по части рукоделия.
  • Первая вышивка золотыми нитками по легенде принадлежит Фригийскому царству (запад Малой Азии). Также она была распространена в Риме и Греции.
  • Вышивка лентами - достояние Франции. Она появилась во второй половине XVIII века и являлась очень любимым занятием Людовика XV.
  • Вышивка бисером появилась примерно тогда, когда изготовили бисер (первый бисер появился в Египте около III тыс. лет до нашей эры).
  • родом из Франции - именно там, в 1821 году, появилась первая машинка для вышивания.
  • Вышивка Ришелье появилась в Европе в XVII веке и была названа в честь своего «первооткрывателя» - кардинала Ришелье.

Искусство шитья и вышивки бурно развивалось тысячелетиями и таки сумело превратиться в любимое занятие многих женщин по всему миру.

Внимание! Все статьи на сайте сайт являются собственностью администрации сайта. Публикация на других сайтах возможна только с указанием активной гиперссылки на сайт

Встречается на многих элементах одежды, в составляющих дизайна дома. Это и неудивительно, ведь человеку было всегда свойственно украшать себя, свою одежду и свое жилище.

История вышивки начинается еще в древнем мире, хотя вопрос о том, в какой именно стране она появилась впервые, до сих пор вызывает споры среди ученых-археологов. По мнению одних, впервые вышитые узоры появились в древней Азии, по мнению других - в Древней Греции.

В пользу того, что богато расшитая одежда и различные предметы обихода появились именно в Азии, свидетельствуют записи древних историков о войнах Александра Македонского с персами. Именно у них молодой завоеватель впервые увидел расшитые золотом шатры и приказал своим мастерам изготовить ему такие же. В древние века вышивка свидетельствовала о социальном статусе семьи. Чем богаче и ярче был узор, чем дороже материалы одежды и нити для вышивания, тем выше положение человека в обществе. В качестве узоров использовались в основном стилизованные растительные и животные орнаменты или религиозная символика, принятая у того или иного народа.

История вышивки развивалась и продолжает развиваться в наши дни. За сотни лет своего существования, в зависимости от народов, верований, моды для изображения нитками рисунка на ткани или других материалах, возникло множество швов и Узор может быть вышит в одном стиле, а может в зависимости от умений и художественного вкуса мастера быть создан с помощью различных фактурных нитей и различных техник вышивки. Такое сочетание придает вышивке оригинальности и шарма.

Наиболее популярна вышивка гладью. Она может быть тоже разной: вышивание рисунка одним цветом чаще всего идет как дополнение к вышивке в технике ришелье, обычно выполняется в белом цвете и называется белой гладью. Художественная гладь с переходами цветов - очень красива и достаточно трудна в исполнении. Счетная гладь - количество стежков считают, а длина стежка, как правило, равняется расстоянию между параллельными сторонами рисунка. Счетная гладь обычно применяется при вышивании стилизованных орнаментов, имеющие некрупные элементы в своем мотиве.

История вышивки гладью берет свое начало где-то в III веке Гладь считалась вышивкой для украшения знати и их домов, а также для храмовых полотен с религиозными изображениями. Для этого использовались золото и серебро. Остальное население больше тяготело к орнаментальным узорам и более простым техникам, таким, как вышивка крестом, полукрестом, стебельчатым и др. История вышивки знает немало интересных фактов в своем развитии. Например, у славянских народов на Руси существовало поверье: если начать вышивку с восходом солнца и закончить до заката, то вещь с таким рисунком становилась талисманом или оберегом для человека, которому предназначалась.

В прошлом столетии вошла в моду вышивка лентами или тесьмой. Она не очень сложна в исполнении, но требует определенных навыков и умений, аккуратности и терпения от мастерицы. Но думать, что это новый виток в развитии вышивальных техник, ошибочно. История начинается в 14 веке во Франции. Лентами украшали шляпки и платья знатных дам, затем такие узоры настолько прочно вошли в моду, что на вышивку одного платья тратилось несколько сотен метров шелковых или атласных лент.

История вышивки не стоит на месте. Талантливые рукодельницы добавляют в узоры стразы, бисер, бусины, подвески и прочие элементы, которые помогают добавить изделию неповторимости и элегантности, а модниц заставляют оглядываться вслед.

В первобытном обществе, когда люди еще жили в пещерах и охотились на мамонтов, уже появилось рукоделие . Предпосылкой к его возникновению послужило одно событие. После удачной охоты на мамонтов, мясо убитого животного съедалось, а шкура использовалась в качестве одежды, или утепления обители. Таким образом, когда возникла необходимость скрепить шкуру мамонта, был сделан первый стежок, положивший начало искусству, живущему и развивающемуся много веков.

Некоторое время развивалось только как средство сшивать одежду, но со временем стало применяться в декоративных целях. У женщин всегда были проблемы с одеждой. Действительно, кому захочется выглядеть так же, как и все остальные? В стремлении выглядеть оригинальнее и выделяться из толпы, женщины стали осваивать вышивание и привносить в него что- то свое. Сначала они просто скрепляли шкуры по своему вкусу, составляя тем самым новые модели, а потом начали такими стежками украшать одежду.

С тех пор вышивка определяется как украшение разных уже готовых изделий орнаментом, выполняемым вручную. Самые древние вышивки были найдены учеными в Древнем Китае и датированы примерно пятым веком до нашей эры. Рисунок на этих вышивках выполнен волосом, золотыми и серебряными нитями. Из Китая и других стран востока вышивка распространилась и на страны Европы по Великому шелковому пути.

В каждой стране развивалась по собственному пути. В восточных странах изображали сказочных птиц и животных, используя при вышивке самые яркие цвета и самые сложные орнаменты. В Западной Европе наиболее распространенной темой вышивок была церковная. Они выводили Библейские тексты и сюжеты. Каждый народ изображал в вышивке свое понятие красоты. Через вышивку можно понять мечты о будущем, мировоззрения. Что касается России, то в нашей стране вышивкам придавали значение оберегов. Каждый узор на вышивке имел свой особый смысл.

История вышивки крестом в России

Любимым занятием русских женщин всегда было рукоделие. Вышивать умели все: от самых юных до старух; от самых богатых до оборванных крестьянок. На Руси вышивке всегда придавали особое значение, ведь вышивание связано с традициями русского народа. Особенно это относится к кресту. Крест считался оберегом, способным защитить от сглаза и нечистой силы. Во времена язычества основные изделия, которые расписывались вышитыми узорами, это полотенца, простыни, занавески. Расшивались также рубахи, сарафаны, свадебные платья.

Когда же Русь приняла христианство, украшать стали окна, зеркала; когда рождался ребенок, непременным атрибутом были прекрасные работы рукодельниц. Каждый символ в узоре скрывал особый смысл. Круг например означал солнце, а крючковатый крест- пожелание добра, счастья и других жизненных благ. Часто вышивальщицы изображали мифических животных и райских птиц. Одежды знатных людей были расшиты шелками, золотом и другими безумно дорогими материалами.

В царском дворце имелись мастерские, изготавливавшие одежды царским домочадцам. Царица тоже занималась рукоделием. Дочь царя Бориса Годунова Ксения в 1601 году вышила покрывало, которое предназначалось для убранства царского престола. Это покрывало было вышито серебряными и золотыми нитями, бархатом и драгоценными камнями. Из- за тщательного ухода за этим произведением искусства, оно сохранилось до наших дней.

В начале 18 века вышивать стали и крестьянки. Разумеется, они использовали обычные нитки, а не шелка, но от этого работы не становились хуже. Мастерство рукодельниц-крестьянок не уступало мастерству придворных мастеров. С семи лет девочки в крестьянских семьях начинали заготавливать себе приданое. Этого могли быть , покрывала, одежда на несколько лет вперед. Перед свадьбой на всеобщее обозрение выставлялись все работы, изготовленные за несколько лет невестой. Таким образом оценивалось мастерство, прилежность и аккуратность девушки.

Выделяется две группы вышивок: вышивки средней полосы России и вышивки северной части России. Каждая группа имеет свои особенности. Так, например, вышивки средней полосы отличаются яркостью, разнообразием цветов и узоров, а вышивки северной части выполнялись красными нитями по белой ткани. Поскольку в начале второго тысячелетия Русь находилась в очень тесных отношениях с Византией, эта страна оказывала огромное влияние на культуру России. Таким образом, постепенно происходило развитие такого искусства, как вышивка, преумножая культурное богатство нашей родины.

История вышивания крестом в современности

В настоящее время продолжается развитие одного из старейших искусств, доживших до наших дней. Множество мастериц продолжают дело своих предков, не забывая старые традиции и создавая новые. Миллионы людей любуются на огромные, ужасно дорогие гобелены, на создание которых потрачены многие недели и огромное количество ниток. Выделиться из толпы мечтают абсолютно все, но не стоит забывать, что можно просто украсить свою одежду вышивкой, которая придаст ей оригинальность и изысканность на зависть окружающим. Модников не пугает сложность ухода за этим бесценным украшением, они внимательно соблюдают все инструкции и предписания по уходу за такой красотой.

Сейчас вышивать узоры стало намного проще, ведь в магазинах можно купить любой оттенок ниток, любую иглу, даже позолоченную. Можно купить канву с узором, где уже сделана половина работы – нанесен рисунок и остается только вышить его, чем и занимаются тысячи человек.