Очень красивые куклы разных народов с открытым. Куклы разных народов. Архивы рубрики ‘Куклы народов мира’. Куклы народов Африки

Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают кукол, выражая в них свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов – дерева, глины, соломы, только в 18-19 столетии их стали выполнять из воска, фарфора, а в 20 столетии и пластика.

Если мы обратимся к традициям Японии, то узнаем, что первой куклой была Кокэси – деревянная игрушка без ног и рук, чем-то напоминающая русскую матрешку. Изготавливали кокэси из вишни, клена, кизила, расписывали вручную растительными и цветочными мотивами. Считается, что сначала куколки использовались шаманами для проведения обрядов, их использовали также в качестве поминальных кукол.

Постепенно куклы стали обычными игрушками – их давали детям, чтобы развлечь их, а взрослые начали изготавливать куда более трудоемкие забавы – из дерева, лоскутов, японской бумаги, в 20 столетии появились большие интерьерные куклы, которые чаще были изображением гейш. Причем кимоно для таких кукол вышивалось вручную, его украшали драгоценными камнями и золотой нитью, поэтому и стояла такая красота на верхних полках, куда не могли дотянуться дети.

Куклы у эскимосов и ненцев долгое время символизировали связь с потусторонними силами, им приписывалась своя энергетика, поэтому долгое время народные мастера изготавливали их, не прорисовывая нос, глаза, уши, рот. Считалось, что обретая людские черты, кукла может оживать и испугать малыша. Кукол в семьях северных народов было много, девочки рано выходили замуж, поэтому в их приданое обязательно входили и любимые игрушки. Постепенно куклы приобретали людские черты, их одевали в национальные костюмы, дабы сохранить культуру.

Славяне изготавливали кукол из подручных материалов – золы, соломы, глины, лоскутов тряпок. Считалось, что игрушка, сделанная из льна, отводит от малыша все болезни, поэтому они считались еще и оберегами. Изготавливали и так называемых десятиручек – символов благополучия и счастья, крупеничек – символ достатка. Крупеничку наполняли зерном, а потом его первым и сеяли – считалось, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. У каждой крупы было свое значение: рис считался праздничным зерном, гречиха – символом богатства, перловка – сытости, овес – силы.

Другие распространенные куклы – стригушки, создавались на скорую руку из пучка стриженной травы, чтобы ребенку не было скучно, когда мама работает в поле. Лоскутные куклы тоже служили для игры, девочки постарше самостоятельно шили для них наряды, раскрашивали, заплетали волосы.

Во многих музеях выставлены этнические экспозиции кукол разных народов мира. Их можно безошибочно узнать по характерным чертам лица и нарядам.

В странах Африки кукол изготавливали вручную, передавали из поколения в поколение. Их сплетали из травы, вырезали из дерева. Этнических кукол использовали в религиозных обрядах, одевали в красочные ткани, украшали браслетами, бусами. Использовались самые различные материалы – ткани, шерсть, бисер, пальмовые листья, трава, початки кукурузы, глина. Как правило, куклы изображали не детей, а уже взрослых замужних женщин, одетых в традиционные одежды. Были и куколки, изготавливаемые шаманами специально для ритуала – здесь уж к их качеству и внешнему виду особо не придирались.

Кукол находят и на Американском материке, они тоже могут рассказать многое о том, как жили коренные народы. У индейцев такое ремесло было в чести, у каждого племени куклы были особыми, техники и материалы тоже существенно отличались, ведь жили люди в разной природной среде. Для изготовления кукол использовали волокна болотных растений, мех, кожу, початку кукурузы, перья, дерево, полотно. По кукле можно было определить, каким племенем она изготовлена: к примеру, индейцы навахо считались прекрасными охотниками, поэтому и куклы были украшены кожей и мехом, куклы индейцев холи изготовлены из дерева, иннуитов – из початков кукурузы.

Если присмотреться, то в каждой кукле вы увидите традиционные национальные черты. В последнее время все больше производителей выпускает этнические коллекции игрушек, одетых в наряды разных народов мира. Наиболее популярна – Барби. Вот Барби-мексиканка, вот – кенийка, а вот – полинезийская Барби.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Народные японские куклы. Японские традиционные куклы или «нингё» что в переводе с японского означает «кукла». Существует множество видов японских кукол, некоторые из них изображают детей, другие - императорский двор, воинов и героев, сказочных персонажей, богов и демонов. Большая часть кукол изготавливается для обычных подарков или для праздников, таких так Хинамацури - Праздник девочек. Другие куклы изготавливаются с целью продажи в качестве сувениров для туристов.

3 слайд

Описание слайда:

Наиболее древние куклы, найденные при раскопках, были отнесены к периоду Дзёмон. Первоначально куклы выступали в роли оберегов или талисманов. Период расцвета искусства создания кукол пришёлся на эпоху Эдо. Начиная с этого периода стали изготавливаться куклы различных форм и назначения. С 1936 года в Японии искусство изготовления кукол получило статус официально признанного. Каждую весну начиная с 1955 года лучшие мастера по изготовлению кукол могут быть удостоены японским правительством титула «Живое национальное сокровище» (нингэн кокухо). Материалами для изготовления японских кукол служат дерево, бумага, ткань, глина или даже живые хризантемы.

4 слайд

Описание слайда:

Виды японских кукол Хина-нингё - куклы для праздника «Хинамацури», изображающие императорскую семью. Эти куклы очень ценные, их изготавливают из дорогих материалов, и в японских семьях они передаются по наследству. Гогацу-нингё (дословно майские куклы) или муся-нингё - куклы для праздника «Танго но секку» (сейчас - «День детей»). Часто это изображения самураев в доспехах, исторических персонажей (император Дзимму, императрица Дзингу), героев японского эпоса (Момотаро), а также фигурки тигров и лошадей. Каракури-нингё - механические куклы.

5 слайд

Описание слайда:

Госё-нингё - небольшие фигурки в виде толстощёких детей, вырезанные из дерева и покрытые специальным составом из толчёных раковин устриц - «гофун». Изначально эти куклы изготавливались мастерами императорского двора, отсюда и происходит их название - «дворцовые куклы». Госё-нингё часто дарят как талисман перед долгим путешествием. Кимекоми-нингё - деревянные куклы, оклеенные тканью. Происхождение этого вида кукол связывают с храмом Камо в Киото, где в начале XVIII века монахи мастерили амулеты и сувениры для продажи. Современные кимекоми-нингё изготавливаются из древесно-клеевой массы, в отличие от более ранних кукол, которые просто вырезались из дерева. Чаще всего используется дерево паловния. На корпусе куклы делаются специальные надрезы, куда затем заправляются края ткани (в переводе с японского киме - деревянная грань, коми - заправлять).

6 слайд

Описание слайда:

Хаката-нингё - керамические куклы. Первые подобные статуэтки, согласно одной из легенд, изготавливали в префектуре Фукуока с начала XVII века. В 1900 году куклы хаката демонстрировались на Парижской выставке. В 1924 году куклы хаката, изображающие трёх танцующих девочек, выиграли серебряную награду на Международной парижской ярмарке. Кокэси - выточенные из дерева и раскрашеные куклы. Дарума - кукла-неваляшка. Кику-нингё - куклы из живых хризантем. Состоят из бамбукового каркаса, на котором закрепляются выкопанные из земли с корнями хризантемы с мелкими цветками. Для того, чтобы хризантемы дольше не увядали, их корни заворачиваются в мох. Высота таких кукол приблизительно равна человеческому росту. Лицо, руки и другие детали кукол изготавливаются из папье-маше. Множество подобных кукол изготавливается для традиционных выставок в городах Нихонмацу и Хираката, которые проводятся каждую осень в период цветения хризантем.

7 слайд

Описание слайда:

Русские народные куклы Ещё в середине XX века почти в каждой семье – в деревне и в городе – дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти. Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие. Традиционная тряпичная кукла несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка (глиняная либо деревянная). Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.

8 слайд

Описание слайда:

Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.

9 слайд

Описание слайда:

Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута. Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупной ткани – ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала XX века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды.

10 слайд

Описание слайда:

Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили кукол, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В старину на праздник Введения Богородицы во Храм, когда начинались зимние гуляния на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок “козырные” санки с куклами. Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. “Домодельные” куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения.

11 слайд

Описание слайда:

В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов.

12 слайд

Описание слайда:

Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой такой задачи: ведь куклу творили, как целостную форму. Это важный принцип: кукла – не манекен для переодевания, а самоценный образ. костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по кукольному выразителен. пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. При этом именно костюм всегда определял этнический конкретный тип в кукле, отвечал реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле №женке” не дозволялось играть роль “невесты”.

13 слайд

Описание слайда:

Китайские народные куклы Куклы, являясь одним из предметов изобразительного искусства, существовали практически у всех народов мира. В Китае и Японии куклы имеют древнейшую историю, первые находки датированы 3-м тысячелетием до н.э. Изначально куклы предназначались для совершения магических обрядов, которые существуют и до сих пор во многих странах Африки и Латинской Америки, например магия вуду. Но на востоке предназначение кукол со временем изменилось.

14 слайд

Описание слайда:

Помимо простого игрового предназначения для детей, в результате развития культуры и общества, в VIII веке куклы стали основой первых кукольных театров. Позднее в эпоху Эдо в Японии сформировалось искусство изготовления кукол из разных материалов и назначения, в зависимости от провинции. В 1936г., после успешных выступлений на многих международных кукольных выставках, императором Японии изготовление кукол было признано искусством. При изготовлении кукол используется самый разный подручный материал, но наибольшее восхищение вызывают цветочные куклы и изящество кукол из глины и фарфора. В Японии куклы передаются по наследству, по женской линии, и являют собой защиту от злых духов, и бытовых неприятностей. Также куклы преподносятся как оригинальный подарок к дню свадьбы. Как правило, кукол изображают в виде персонажей императорского двора или культовых и легендарных личностей.

15 слайд

Описание слайда:

Изготовление китайских и японских фарфоровых кукол сейчас по праву занимает видное место в мировой культуре. Изделия из слоновой кости в Китае и на Дальнем Востоке были известны с давних времен. Затейливые шахматные фигурки, статуэтки, нэцкэ, куклы... Особенно ценным материалом у себя на родине слоновая кость не считалась, так как имела ряд недостатков - желтела от времени и трескалась от сухого воздуха. Но в XVIII веке, когда Европа наладила торговлю с Востоком, слоновая кость была высоко оценена европейцами. Особенно им понравились куклы, сделанные из этого материала, так похожего цветом на человеческое тело.

16 слайд

Описание слайда:

Китайские куклы просто приводили европейцев в восторг. И их отлично понимаешь, когда видишь эту прелесть. Белоснежные лица искусно вырезаны из слоновой кости и тонко раскрашены, волосы уложены в изящную прическу. Миниатюрные руки выглядят совсем как настоящие - на них виден каждый ноготок. Помимо всего прочего, материал был дорогой, а работа требовала особого искусства. Сейчас слоновой костью для изготовления кукол не пользуются, и увидеть такие изделия можно только в музеях и коллекциях. Приметы: Нельзя дарить детям уникальные фарфоровые китайские куклы. Если такая кукла сделана в одном экземпляре и у нее был реальный прототип, “душа” игрушки может навредить ребенку.

17 слайд

Описание слайда:

Индийские куклы Традиционная одежда Индии - не далекое прошлое, а живое полотно современной жизни, ведь Индия - одно из немногих мест на земле, где все эти костюмы носят ежедневно. Их можно увидеть в домах и на улицах, в городах и деревнях, в будни и праздники. Стремясь познакомить зрителей с самыми интересными из населящих Индию 800 народностей, Музей Шанкара, видимо, стоял перед нелегким выбором. Одна из крупных народностей живет в штате Махараштра - краю отважных и мужественных воинов - маратхов. Мы видим благополучную семью с характерными нарядами и украшениями. Костюм мужчины очень узнаваем - такую одежду мы часто видели на деятелях национально-освободительного движения в Индии, поскольку многие из них были именно маратхи. У женщин Махараштры характерная манера носить сари - оно драпируется на ногах на манер мужского дхоти.

18 слайд

Описание слайда:

Штат Раджастхан - засушливый край, где живут потомки непокорного и воинственного народа раджпутов - правителей и воинов Северной Индии. Раджпуты - "сыны царя" - это особая каста воинов, предками которых были скифы, вторгшиеся в Индию в начале новой эры и смешавшиеся с местным населением, скорее всего, бхилами. Раджпуты славились особым рыцарским кодексом и мужеством женщин, при военных поражениях мужей совершавших обряд самосожжения. Раджастханки носят обувь, юбку, чоли и казакинчик. Одежду мужчин отличает многоцветный, пестрый тюрбан. Яркая одежда жителей словно компенсирует неяркость красок этого края. В штате Андхра Прадеш, расположенном в южной части Индии, проживает самый крупный дравидийский народ Индии - телугу или андхра. Дравиды - это народы, населяющие главным образом Южную Индию. Их считают потомками древнего доарийского населения Индии. Женщины здесь одевают прочные хлопчатобумажные сари, а отсутствие чоли и покрывала в обычном костюме не только указывает на жаркий климат, когда сари вполне достаточно, но и выдает пережитки матриархата, присущие этим народам.

19 слайд

Описание слайда:

Народности Ассама - востока Индии - находятся под сильным влиянием христианства, поэтому белый цвет, обычно траурный для индуса, в их одежде вполне допустим. Женщины обычно носят домотканную одежду из грубого полотна - юбку и недлинное сари. Для мужчин характерны украшения из камня. Куклы представляли также наиболее крупные и своеобразные племена. Например, цыганку банджара из кочевых племен Индии, пришедших в страну в древности, ассимилировавшихся, но сохранивших свои традиции. Для нее характерна одежда, расшитая зеркалами и кольца на ногах. Племя багди, которое проживает в западных, пограничных районах страны, представлено необычной, "жанровой" фигуркой девушки, продающей серебряные украшения. Она - представительница невысокой касты - это видно по ее жестам, роду деятельности, выражению лица. Багди часто торгуют безделушками на рынке, носят длинные юбки, дупатту и множество серебряных украшений. В маленьком горном штате Сикким климат довольно суров. Мужчины в холод одевают жилеты, шерстяные шапки и кожаные ботинки, а женщины носят баку (безрукавку) поверх блузки с длинными рукавами. Матриархальный уклад, традиционно почетное положение женщины заметно и во взгляде, и в позе этой куклы.

20 слайд

Описание слайда:

Очень выразительная женская фигурка в белом, с вышивкой, наряде, представляет одно из самых больших племен в Индии - племя санталов, живущих в Центральной Индии, на плато Бихар. Санталы занимаются земледелием, известны своеобразными танцами, способностями к целительству и предсказаниям. Они хорошо знают травы и являются постоянными поставщиками лекарственного сырья. На окраине их поселений обычно расположена священная роща, в которой проводятся праздники, увязанные с сельскохозяйственным циклом. Одна из самых больших народностей среди племен Центральной Индии и Махараштры - бхилы. Слово "бхил" в переводе с дравидийского языка означает "лук", а произошло это племя, согласно легенде, от тигра.

21 слайд

Описание слайда:

Племя тода - одно из самых древних и необычных даже для Индии. Это небольшое пасторальное общество, насчитывающее чуть больше тысячи человек. Проживают они на юге Индии, на холмах Нилгири. У них европейские черты лица, они говорят на языке тода (одном из дравидийских наречий). Есть предположение, что они ведут свое происхождение от шумеров. Матриархальный уклад жизни тода тесно связан с культом богини Тейкирзи, которая, согласно легенде, создала тода и буйволов, которых они разводят и которым поклоняются. Они питаются только зерном и молоком буйволиц, не носят оружия, не играют в агрессивные спортивные игры и даже не возделывают землю. Мужчины и женщины носят своеобразную одежду - покрывала с ярко-красными полосами.

22 слайд

Описание слайда:

Мы можем назвать индийских кукол маленькими послами, произведениями искусства, этнографическими экспонатами, представителями ведической традиции Индии, но ни одно понятие не сможет охарактеризовать их в полной мере. Как любые послы, они представляют лишь небольшой срез находящейся за их плечами культуры. Как любые произведения искусства, они обращаются к сердцу зрителей, заставляя их задуматься о красоте мира. Как представители древнейшей традиции, они могут лишь намекнуть на скрытую за ней философию. И вместе с тем они продолжают быть загадкой. Мы называем их куклами, потому что не можем найти другого слова. А кто они на самом деле - может быть, об этом знал только сам Шанкар Пиллаи.

25 слайд

Описание слайда:

Разумно предположить, что белка была кукольной, и приводилась в движение с помощью нитей, спрятанных в пышном хвосте. Между тем, наблюдать придерживался аналогичного мнения. Известно также, что иногда шаманы «вызывали духа», который появлялся в виде маленького человечка, который сначала высовывал голову, затем открывался по пояс, потом в полный рост, и тут же исчезал. Эта последовательность повторялась несколько раз. Решение загадки оказалось простым – в небольшой и специально подготовленной ямке устанавливался ящик, в котором и находилась кукла. Такие случаи были довольно частым явлением, и все куклы имели столь же ограниченный набор жестов. В итоге действие получалось бессюжетным, но это, несомненно, было первым шагом к современному кукольному делу. Следующим шагом стали куклы племени хопи – земледелов, с давних времен занимавшихся разведением кукурузы. Поскольку, в их засушливых землях дожди выпадали редко, то перед началом весеннего сева проводилась многодневная церемония по призыву осадков, конечным элементом которой было небольшое кукольное представление. Воспринимались куклы как особые, сверхъестественные существа, на что указывают особые условия их изготовления, хранения, всеобщее почитание и несомненное уважение кукловодов в селениях.

Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают кукол, выражая в них свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов – дерева, глины, соломы, только в 18-19 столетии их стали выполнять из воска, фарфора, а в 20 столетии и пластика.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают кукол, выражая в них свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов – дерева, глины, соломы, только в 18-19 столетии их стали выполнять из воска, фарфора, а в 20 столетии и пластика.

Если мы обратимся к традициям Японии, то узнаем, что первой куклой была Кокэси – деревянная игрушка без ног и рук, чем-то напоминающая русскую матрешку. Изготавливали кокэси из вишни, клена, кизила, расписывали вручную растительными и цветочными мотивами. Считается, что сначала куколки использовались шаманами для проведения обрядов, их использовали также в качестве поминальных кукол.

Постепенно куклы стали обычными игрушками – их давали детям, чтобы развлечь их, а взрослые начали изготавливать куда более трудоемкие забавы – из дерева, лоскутов, японской бумаги, в 20 столетии появились большие интерьерные куклы, которые чаще были изображением гейш

Причем кимоно для таких кукол вышивалось вручную, его украшали драгоценными камнями и золотой нитью, поэтому и стояла такая красота на верхних полках, куда не могли дотянуться дети.

Куклы у эскимосов и ненцев долгое время символизировали связь с потусторонними силами, им приписывалась своя энергетика, поэтому долгое время народные мастера изготавливали их, не прорисовывая нос, глаза, уши, рот. Считалось, что обретая людские черты, кукла может оживать и испугать малыша. Кукол в семьях северных народов было много, девочки рано выходили замуж, поэтому в их приданое обязательно входили и любимые игрушки. Постепенно куклы приобретали людские черты, их одевали в национальные костюмы, дабы сохранить культуру.

Славяне изготавливали кукол из подручных материалов – золы, соломы, глины, лоскутов тряпок. Считалось, что игрушка, сделанная из льна, отводит от малыша все болезни, поэтому они считались еще и оберегами.

Изготавливали и так называемых десятиручек – символов благополучия и счастья

Крупеничка – символ достатка. Крупеничку наполняли зерном, а потом его первым и сеяли – считалось, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. У каждой крупы было свое значение: рис считался праздничным зерном, гречиха – символом богатства, перловка – сытости, овес – силы.

Другие распространенные куклы – стригушки, создавались на скорую руку из пучка стриженной травы, чтобы ребенку не было скучно, когда мама работает в поле. Лоскутные куклы тоже служили для игры, девочки постарше самостоятельно шили для них наряды, раскрашивали, заплетали волосы.

Матрешка считается русской национальной расписной куклой нашей страны. Далеко не всем известно о том, что она берет свое начало в Китае, а вот в России их стали делать после того, как в конце XIX в. в Москву А. Мамонтова привезла фигурку японского старичка, которая раскрывалась. В середине первой находилась такая же статуэтка, только меньших размеров, а за ней еще и еще.

Фигурки раскрывались до той поры, пока на днепоследней не обнаруживалась самая крохотная. Русские мастера создали и разрисовали игрушку, состоящую из восьми фигурок. Все они изображали женщину, а на самой маленькой нарисовали младенца. Назвали игрушку Матрешкой в честь наипопулярнейшего тогда в Москве имени - Матрена.

« Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское

Филимонские игрушки

Дымковские игрушки

Во многих музеях выставлены этнические экспозиции кукол разных народов мира. Их можно безошибочно узнать по характерным чертам лица и нарядам.

В странах Африки кукол изготавливали вручную, передавали из поколения в поколение. Их сплетали из травы, вырезали из дерева. Этнических кукол использовали в религиозных обрядах, одевали в красочные ткани, украшали браслетами, бусами. Использовались самые различные материалы – ткани, шерсть, бисер, пальмовые листья, трава, початки кукурузы, глина. Как правило, куклы изображали не детей, а уже взрослых замужних женщин, одетых в традиционные одежды. Были и куколки, изготавливаемые шаманами специально для ритуала – здесь уж к их качеству и внешнему виду особо не придирались.

Кукол находят и на Американском материке, они тоже могут рассказать многое о том, как жили коренные народы. У индейцев такое ремесло было в чести, у каждого племени куклы были особыми, техники и материалы тоже существенно отличались, ведь жили люди в разной природной среде. Для изготовления кукол использовали волокна болотных растений, мех, кожу, початку кукурузы, перья, дерево, полотно.

По кукле можно было определить, каким племенем она изготовлена: к примеру, индейцы навахо считались прекрасными охотниками, поэтому и куклы были украшены кожей и мехом, куклы индейцев холи изготовлены из дерева, иннуитов – из початков кукурузы.

Если присмотреться, то в каждой кукле вы увидите традиционные национальные черты. В последнее время все больше производителей выпускает этнические коллекции игрушек, одетых в наряды разных народов мира. Наиболее популярна – Барби. Вот Барби-мексиканка

вот – кенийка Вот - полинезийская Барби.

Более старые игрушки в основном хранятся в музеях или частных коллекциях. Это действительно предметы искусства, ими хочется любоваться, ведь они несут в себе отпечаток старинной культуры.

Тильда – это некий предмет, выполненный из ткани в виде куклы, зверька или какого-то предмета. У данного вида игрушек есть несколько особенностей: они с мягкими и плавными силуэтами, лица и мордашки тильд очень условны, и все они между собой похожи узнаваемой цветовой гаммой с насыщенными и спокойными оттенками.


Игрушки, как причудлив и разнообразен их мир, создавая кукол люди выражают свое понятие мира. В самом начале эти создания изготавливались из природных материалов таких, как солома, глина, дерево, начиная с 18 века стали появляться куклы из фарфора, воска, 20 век принес нам пластмассовых очаровашек.

Вы не всегда сможете быть со своим ребенком рядом, но можете сделать для него куклу оберег своими руками, и поможет вам мастер-класс по изготовлению куклы мотанки.

Давай те же узнаем какие куклы были у других народов, например у японцев Кокэси деревянная кукла без ног и рук, сделанная из древесины вишни, кизила, клена. Расписывали их вручную цветочно-растительными мотивами, они были чем то похожи на нашу матрешку. Сначала они служили шаманам для обрядов, и как поминальные куклы.

Со временем куклы стали обычной игрушкой, их стали давать детям для развлечения, взрослые стали использовать для их изготовления — лоскуты, бумагу и многое другое. В 20 веке изготавливали большие интерьерные куклы в образе гейш, кимоно было расшито вручную, драгоценными камнями, золотой нитью.

У эскимосов, ненцев долгое время не прорисовывались глаза, рот уши, нос, считалось, что куклы связаны с потусторонними силами, она может ожить и испугать малыша. У детей северных народов было очень много кукол, девочки выходя замуж получали их в приданное. После у кукол одевали в национальные костюмы, у них появились глаза, рот, нос, уши, они стали похожи на людей.

Славянский народ изготавливал кукол из глины, соломы, золы, тряпок и нитей. Игрушка из льна отводит все болезни, поэтому она стала оберегом. Дясетеручка — эта кукла символ счастья, благополучия, кукла крупеничка — символ достатка. Крупеничка наполнялась зерном, которое потом первым сеяли и считали, что будет отличный урожай и у семьи будет достаток. Почти все крупы были символами, рис — праздичное зерно, овес — сила, гречиха — богатство, перловка — сытость.

Еще были куклы стригушки их делали из пучка стриженной травы, пока мама работала в поле для развлечения малыша. Лоскутные куклы — их уже могли делать девочки постарше, шить им одежду, наряжать.

Африканские куклы изготовлены вручную, передавали из поколения в поколение, их плели из травы, вырезали из дерева. Этнические куклы использовали в обрядах, одевали в красочные ткани, наряжали бусами, браслетами. Куклы были похожи на взрослых женщин, мужчин, они были одеты в традиционные одежды. Также шаманы изготавливали специальных кукол для ритуалов.

Индейцы также изготавливали кукол, у каждого племени они были разные, особенные, изготовленные из разных природных материалов. В ход шло все — початки кукурузы, перья, дерево, полотно, мех, кожа, волокна болотных растений. Индейцы навахо были отличными охотниками, куклы у них из меха, кожи. Индейцы холи делали кукол из дерева, иннуиты из початков кукурузы.

Присмотритесь каждая кукла отражает традиционные национальные черты, сейчас очень часто изготавливают этнических кукол одетых в одежду разных народов мира.

Старые раритетные игрушки хранятся в музеях либо в частных коллекциях, это произведения искусств, их хочется рассматривать, любоваться, они несут в себе старинную культуру.

Наверное, сейчас достаточно сложно встретить человека, которого бы не привлекали куклы народов мира. Почему? Собственно говоря, причин для этого несколько.

Конечно же, в первую очередь хотелось бы подчеркнуть необычность и оригинальность данного вида игрушки. А вот в культурном плане ее роль вообще сложно переоценить. Согласитесь, коллекция кукол народов мира как нельзя лучше может познакомить школьников, да и взрослых людей, с обычаями, традициями и поверьями представителей абсолютно разных уголков нашей планеты. Может быть, как раз в этом и кроется секрет популярности? Попробуем разобраться вместе.

Какова же она - самая большая коллекция кукол народов мира?

Куклы в той или иной мере присутствуют в жизни каждого человека. Правда, происходит это чаще в детстве, и особенно у девочек. Так или иначе, не встретишь сейчас того, кто не сможет дать более или менее вразумительное определение этому понятию.

Некоторые взрослые также с ними не расстаются, ведь для нас, согласитесь, кукла может выполнять сразу несколько функций. Например, выступать в качестве частички детства, талисмана, дополнения к интерьеру или даже удивительного экземпляра заботливо собранной коллекции.

На сегодняшний день настоящими охотниками за подобными игрушками стали коллекционеры. Их интересуют редкие куклы в костюмах народов мира, они отслеживают выпуски новых моделей, скрупулёзно ухаживают за своими, уже найденными, образцами.

Ни для кого не секрет, что истинный коллекционер позволяет себе тратить внушительные деньги на приобретение все новых и новых вещей. Есть такие собрания кукол, которые вполне могут считаться настоящей исторической и культурной ценностью.

Самыми известными коллекционерами в Москве считаются Е. Лосева и Н. Бартраму. Их редкие куклы в костюмах народов мира стали основой для создания Московского Музея Игрушки. Также очень знаменита коллекция «Вахтановъ», которая состоит из современных художественных экземпляров.

Кроме этого, многие коллекционеры приобрели известность благодаря Барби, которые стали мега-популярными в 1990-х. Самое крупное собрание таких утонченных девушек с шикарными волосами принадлежит Леониду Celluloid Boy.

Нельзя не отметить, что коллекция Барби в Германии, принадлежащая Б. Дорфман, на сегодняшний день насчитывает 6025 моделей, 4000 собрано И. Рибель в Голландии, а вот в Великобритании самое крупное собрание принадлежит Т. Матиа.

Кроме современных экземпляров, коллекционеры собирают и другие виды. Например, обладательницей и автором крупнейшей подборки ценных удивительно похожих на известных людей, является художник О. Пауэлл. Т. Финнангер из Норвегии прославилась благодаря созданию тильд. А страшные куклы-монстры uglies принесли всемирную популярность своим проектировщикам Д. Хорвату и С. Киму.

Как и когда возникли первые игрушки такого плана

Куклы разных народов имеют очень длинную и насыщенную историю. Как известно, еще древние люди давали своим деткам поиграть, правда, не кукол в современном понимании этого слова, а разные камушки и деревяшки. А вот дети персов и индейских племен уже имели самых настоящих фей, колдуний и волшебниц, сделанных из дерева или ткани с прорисованными глазами.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что в древние времена некоторые куклы народов мира, фото которых сейчас можно встретить практически в каждой энциклопедии, были неотъемлемой частью религиозных ритуалов, и играть с ними малышам строго запрещалось.

Первые детские куклы были найдены в Египте. Их возраст составляет примерно 4500 лет. Они украшались бусинами, имели настоящие волосы и двигающиеся руки и ноги.

В Древней Греции и Риме огромной популярностью у мальчишек пользовалась игрушка в виде с фигурками солдат внутри. Изделия создавались из глины и воска и ярко окрашивались.

В античность эти фигурки уже начали изготавливать из дорогих материалов, и среди них самой дорогой считалась та, что была сделана из слоновой кости.

Куклы народов России чаще всего отождествляются с игрушками, выполненными из тряпок или соломы.

Кукольный театр на улицах города

Этот необычный род представлений берет свое начало еще от языческих обрядов, применявшихся для поклонения богам. Изначально он присутствовал в виде коротких фарсовых миниатюр со скверными высказываниями в сторону высших особ в Древнем Египте в XVI в. до н. э., и в Древнем Риме - во ІІ в. до н. э.

Чуть позже, начиная приблизительно с XI в. н. э., в Европе, в католических церквях, прихожане с особым рвением стали устраивать евангельские инсценировки с главным персонажем в виде девы Марии. Правда, нельзя не отметить, что эти сценки вызывали огромное неодобрение у местных властей и находились под строжайшим запретом.

В конце XVI в. на площадях и ярмарках создался образ глупого, непристойного, но смелого, простодушного, ловкого и сметливого обжоры и увальня по имени Пульчинелла, с которого и началась эра европейских кукол.

В Англии, кстати, таким героем стал плут и драчун Патч, вечно ссорящийся с женой. Во Франции излюбленным персонажем был горбун и задира Полишинель, совсем не умеющий хранить секреты. В Германии - вульгарный простак Касперль с грубыми шутками. В Чехии любимейшим героем считался добродушный балагур и шутник Кашпарек, известный своим крепким словцом.

Отметим, что такие персонажи присутствовали практически у всех народов. Например, Дания часто ассоциируется с Местером Якелем, Нидерланды - с Яном Клаассеном, Греция - с Фазулисом и т. д.

А вот в России особую популярность и любовь приобрёл шут и драчун Петрушка.

Особенности японских игрушек

Куклы народов мира даже представить себе невозможно без японской Кокэси.

Первоначально она не имела конечностей и внешне очень напоминала русскую матрешку. Таких куколок изготавливали из вишни, кизила и клена, а потом, уже вручную, расписывали цветочными и растительными мотивами.

Сначала Кокэси использовали шаманы для совершения ритуальных обрядов и поминок. Однако со временем их начали давать детям и делать из дерева, лоскутов и бумаги.

В XX в. появились так называемые больших размеров, напоминающие гейш, с вышитым вручную кимоно. Они щедро украшались золотой нитью и драгоценными камнями.

Культура эскимосов и ненцев. Кукла народов Севера

Ненцы и эскимосы очень долго использовали различного рода статуэтки для связи с потусторонними силами. Эти игрушки были без глаз, ушей, рта и носа.

Считалось, что куклы народов мира такого типа обладали особой энергетикой, и, имея прорисованное лицо, могли оживать и пугать маленьких детей. Семьи северных народов обладали большим количеством кукол, и приданое молоденьких девушек обязательно насчитывало не один десяток таких изделий.

Для сохранения культуры позже им сделали лицо и одеяние в виде

Славянские экземпляры

У славян куклы изготавливались буквально из всего. В случае необходимости в ход шли солома, глина, зола, лоскуты и древесная кора… Люди считали эти фигурки оберегами.

Например, славяне верили, что игрушка, сделанная изо льна, отгонит от ребенка все болезни, а «десятиручка» принесет в семью счастье и благополучие, достаток придет с «крупеничкой», наполненной зерном. Кстати, разное зерно имело свое значение: рис - праздник, гречка - богатство, перловка - сытость, овес - сила.

Популярностью пользовались и “стригушки”, сделанные из пучка стриженой травы, а девочки постарше любили играть куклами из лоскутов.

Куклы народов Африки

В Африке куклы в костюмах народов мира, в данном случае африканского континента, передавались из поколения в поколение. Они вручную создавались из травы или вырезались из дерева. Потом изделия украшались красочными нарядами, бусами и браслетами.

В основном африканские куклы были одеты в традиционные наряды и изображали взрослых замужних женщин. А вот шаманы для своих обрядов отдельно изготавливали специальные ритуальные статуэтки.

Русская матрешка

Матрешка считается русской национальной расписной куклой нашей страны. Далеко не всем известно о том, что она берет свое начало в Китае, а вот в России их стали делать после того, как в конце XIX в. в Москву А. Мамонтова привезла фигурку японского старичка, которая раскрывалась.

В середине первой находилась такая же статуэтка, только меньших размеров, а за ней еще и еще. Фигурки раскрывались до той поры, пока на дне последней не обнаруживалась самая крохотная.

Русские мастера создали и разрисовали игрушку, состоящую из восьми фигурок. Все они изображали женщину, а на самой маленькой нарисовали младенца. Назвали игрушку Матрешкой в честь наипопулярнейшего тогда в Москве имени - Матрена.

Красотка прошлого века: кукла Барби

Кукла по имени Барби - это, пожалуй, предмет вожделения всех без исключения девочек и самая знаменитая в мире кукла. Вряд ли кто-то станет отрицать тот факт, что эта привлекательная модница поистине стала эталоном женской красоты.

Создала этот шедевр Рут Хэндлер. А дело было так. В 40-х годах ХХ в. пока еще никому не известная женщина совместно с мужем открыла компанию, специализирующуюся на изготовлении картинных рам. По ходу производства оставалось много деревянных отходов, из которых Рут придумала делать маленькую деревянную мебель для кукол.

После поездки 1956 г. в Швейцарию, в которой Рут увидела куклу Лилит - блондинку с вызывающими формами и модным гардеробом, она решила и сама создать образ, который стал бы для девочек осуществлением мечты о взрослой жизни. Рут сделала из вульгарной Лилит, авторские права на которую она, кстати, выкупила, положительную и всеми любимую красавицу. Имя свое кукла получила в честь дочери изобретательницы - Барбары. Первые наряды Барби шились у Диор и Живанши. В 1958 году Барби была запатентована. К слову, Кена придумали и назвали в честь сына изобретательницы - Кеннета.

Сейчас кукла Барби входит в первую десятку самых продаваемых товаров мира.

Современные куклы-тильды

Такую милую игрушку придумала норвежская художница Т. Финнангер. Тильда - это некий предмет, выполненный из ткани в виде куклы, зверька или какого-то предмета. Первую тильду художница создала в 1999 году, когда ей было 25 лет.

Сейчас продаются брендовые материалы и аксессуары для уюта с одноименным названием, а их создательница дает советы по устройству женского мира вокруг своего детища.

У данного есть несколько особенностей: они всегда пухленькие, с мягкими и плавными силуэтами, лица и мордашки тильд очень условны, и все они между собой похожи узнаваемой цветовой гаммой с насыщенными и спокойными оттенками. Тильды-куклы в костюмах народов мира в последнее время стали встречаться все чаще и чаще.