Виды мышления у детей дошкольного возраста. Развитие мышления у детей

Многие психологи и педагоги рекомендуют родителям обучать ребёнка чтению и счёту, начиная с 5-6 лет. А в 2-3 года для малыша очень важно учиться познавать окружающий мир. Дети расценивают всё, что находится вокруг них посредством образов, поскольку в этом возрастном периоде стремительными темпами происходит развитие воображения, фантазии. С греческого языка «эйдос» переводится, как «образ». По этой причине именно эйдетика поможет ребёнку правильнее запомнить, что и каким образом функционирует в нашем мире.

Эйдетика – весьма молодая наука, которая насчитывает около 100 лет своего существования. Но, несмотря на это, благодаря ей дети могут запоминать насыщенные образы и без затруднений их воспроизводить.

Для чего необходима эйдетика?

Многие родители могут усомниться в результативности этой неизвестной науки и начнут сомневаться, а необходима ли она ребёнку. Чтобы получить ответ, следует проверить, как кроха справляется с запоминанием. Для этой цели достаточно провести несложный тест, по итогам которого вы сможете понять, как ребёнок может , в какой степени у него развиты двигательная, зрительная и слуховая память.

Медленно и чётко скажите 5-10 слов (это зависит от того, сколько лет малышу), продемонстрируйте 5-10 картинок, а также совершите 5-10 движений. После этого малыш должен всё в точности повторить.

Если ребёнок выполнил задание лишь наполовину, значит, он не владеет информацией, как осуществлять запоминание. А это очень важная способность, которая пригодится малышу в школе, в высшем учебном заведении, в процессе работы. Если природа обделила кроху способностью запоминать большое количество информации, в дальнейшем ему придётся просто зубрить. Однако от этого знаний и навыков не увеличится. Кроме того на сегодняшний день не многие дети пользуются своим воображением и пытаются что-то запомнить.

В тридцатых годах прошлого века специалисты решили провести эксперимент среди учащихся обычных школ. В результате было выявлено, что многие ученики являются эйдетиками, другими словами их фантазия была на высшем уровне. Через 70 лет исследование повторили, и количество учеников, которые продемонстрировали способность к образному мышлению, уменьшилось практически в половину. Почему же так происходит? Специалисты утверждают, что всему виной развитие науки и техники. Ведь раньше наши родители, тёти и дяди, бабушки и дедушки на ночь читали книжки, представляя героев рассказа и их путешествия по далёким странам. Сегодня детям достаточно включить или компьютер, где они могут видеть образы в мультфильмах. Кроме того воображение перестаёт развиваться, если малыш играет в игры на телефоне или планшете. А, как известно, образность мышления это не только творческий компонент, она даёт возможность гармонично развиваться, улучшать внимание, усиливать концентрацию, что весьма важно для ребёнка в будущем.

Какое существует восприятие?

Данная наука включает в себя весьма простые и увлекательные для ребёнка методики усовершенствования памяти, которые не только эффективны, но и помогут непоседливым малышам избавиться от скуки. Поскольку эти методики стимулируют все направления поступления к малышу сведений: кинестический, аудиальный и визуальный.

Аудиальный путь

Как же работает эйдетика? К примеру, аудиальное направление представляет собой методику, которая способствует запоминанию слов. Ребёнку предлагают ряд слов, из которых он должен попытаться составить оригинальный рассказ. Специфичность рассказа заключается в том, что слова в нем должны идти в установленном порядке, строго друг за другом.

Если малыш сможет без чей-либо помощи придумать удивительную историю с участием этих слов, то, скорее всего, он без труда её запомнит.

Данный метод результативен и при использовании обычных слов, которые известны малышу и он их каждый день употребляет в своей речи. К примеру, скажите малышу по порядку, какие вещи ему стоит надеть перед выходом на улицу или же составьте список действий, которые следует сделать утром перед походом в школу.

Ещё одним довольно сложным вариантом является составление стихотворения из заранее подобранных слов. В этом случае вы можете помочь малышу. Произнося рифмованные строчки, малыш должен обязательно себе в воображении картинку и очерёдность предметов. Примером таких стишков может быть: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Такой стишок знают абсолютно все, и запоминается он буквально с первого раза.

Для запоминания движений, к примеру, в садике малыши должны разучить танец, то в этом случае малыш должен вспомнить своих любимых героев мультфильмов. Безусловно, запомнить, сколько прыжков необходимо сделать вправо, а сколько влево, когда хлопнуть в ладоши, а когда повернуться – для ребёнка весьма сложное задание. А объясняется это тем, что танец не интересен малышу. Ребёнок любит смотреть мультфильм про черепашек ниндзя, воспользуйтесь этим образом. Придумайте, как черепашка уклоняется от ударов врагов, прыгая сначала вправо, потом разворачивается влево, приседает, разворачивается и выхватывает оружие. В первое время такие рассказы вам придётся придумывать самостоятельно, а когда малыш поймёт принцип их действия, начнёт добавлять что-то своё.

Кинестический путь

К кинестической методике запоминания причисляют известную всем мамам и папам весёлую «Посмотри, что изменилось». Расположите на столе какие-либо предметы: книги, кубики, машинки, карандаши. Ребёнок должен перечислить все предметы и постараться запомнить их. Затем поставьте их в другой последовательности или же спрячьте один предмет. Малыш должен сказать, что стало не так.

Визуальный путь

Визуальный метод эйдетики предполагает запоминание тех или иных картинок и образов. В данном случае следует научить ребёнка трансформировать задуманное или где-то увиденное в историю. Подготовьте карточки, на которых будут изображены животные, транспорт, предметы обихода и так далее. Собрав из каждой группы по 5-10 карточек, предложите ребёнку составить историю на определённую тему, к примеру, путешествие, учёба, дружба.

Специалисты эйдетики уверяют, что многие дети лучше и быстрее запоминают информацию, если она нарисована. Именно по этой причине при заучивании стихов рекомендуется использовать ассоциативный рисунок. Безусловно, стишки нравятся всем детям, а вот попытаться повторить правильно все строчки удаётся не многим. И даже желая быть «звездой» на утреннике, многие дети не могут запомнить четверостишье, выйти и без подсказок взрослых и заминок красиво рассказать его. Слова вылетают из головы, строчки путаются, неуспех в этом деле отражается на желании ребёнка в дальнейшем участвовать в каких-либо выступлениях.

Однако не стоит расстраиваться раньше времени, поскольку данная проблема разрешима. Просто нарисуйте стихотворение. Так ребёнку будет более понятно. Конечно, некоторые слова вы не сможете изобразить с помощью рисунка, но это вполне нормально. Рисунок поможет малышу повторить стишок, а после 5-7 повторения оно закрепится в памяти.

Эйдетика является интересной игрой, которая даёт возможность научить малыша запоминать всю необходимую информацию в виде чисел, слов, дат, и так далее. Запоминание в этом случае осуществляется без зазубривания, напряжения. Всё происходит на основе ассоциаций и отличительных особенностей того или иного предмета.

Используя методику этой науки, вы поможете малышу развить образное мышление, которое так важно для дальнейшей жизни.

Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста

1. Вопросы развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста современной психолого-педагогической литературы

Высшей ступенью познания является мышление. Мышление человека не только включает в себя различные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение), но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что позволяет ученым-исследователям говорить о существовании различных видов мышления. Так, по словам Карвасарского Б.Д., в зависимости от характера решаемой задачи, от того, с чем оперирует мысль, выделяют три вида или уровня мышления:

  1. предметно-действенное, или ручное, мыслительные операции происходят в действиях с конкретными предметами;
  2. наглядно-образное, в котором основной единицей мышления является образ;
  3. словесно-логическое, или понятийное.

Указанные виды мышления развиваются в процессе онтогенеза последовательно от предметно-действенного к понятийному. Онтогенетическое развитие мышления ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, освоение общественного опыта, а особую роль играет целенаправленное воздействие взрослого в форме обучения и воспитания.

В соответствии с переходом ведущего вида мышления с наглядно-действенного на наглядно-образный уровень, в отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления, когда ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но то, что он знает по своему прошлому опыту, а оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации и значительно расширяет границы познания.

Таким образом, по определению Петровского А.В., наглядно-образное мышление, это вид мышления, связанный с представлением ситуаций и изменений в них, с помощью которого наиболее полно воссоздается всё многообразие разных фактических характеристик предмета - в образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения.

Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. В случаях же, когда свойства предметов, существенные для решения задачи, оказываются скрытыми, их нельзя представить, но можно обозначить словами или другими знаками задача решается с помощью отвлеченного, логического мышления, являющегося, по определению Петровского А.В., наиболее поздним этапом исторического и онтогенетического развития мышления, вид мышления, характеризующийся использованием понятий логических конструкций, функционирующий на базе языковых средств - словесно-логическое мышление. По мнению Ж.Пиаже (1969), Л.С. Выготского (1982), овладение знаками развития знаково-символической функции - одно из основных направлений в умственном развитии ребенка.

Исследования уровня развития наглядно-образного мышления в массовых диагностических обследованиях детей ежегодно (начиная с 1979г.) проводимых коллективом сотрудников под руководством Д.Б.Эльконина, показали, что дети с высоким уровнем образного мышления в дальнейшем успешно обучаются в школе, их умственное развитие в условиях школьного обучения протекает благоприятно, а для детей с низким уровнем образного мышления в последующем был характерен формализм в усвоении знаний и способов действий, наблюдали большие трудности в формировании логического мышления.

Роль образного мышления объясняется тем, что оно позволяет наметить возможный способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации. При недостаточном уровне развития образного мышления, но высоком уровне логического последнее в значительной степени берет на себя ориентировку в конкретной ситуации.

Рассуждение дошкольника начинается с постановки вопроса, свидетельствующего собой о проблемности мышления и приобретающего у дошкольника познавательный характер. Наблюдение тех или иных явлений, собственный опыт действий с предметами позволяют дошкольникам уточнять представления о причинах явлений, приходить путем рассуждений к более правильному их пониманию. На основе наглядно-действенной формы мышления дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимися в слове, то к концу дошкольного возраста, благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер, отражая не все особенности предмета, ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения той или иной задачи, появляется возможность переходить к решению задачи в уме.

В дошкольном возрасте у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения притом, что познание действительности происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию словесно-логического (понятийного) мышления. Перестройка между умственными и практическими действиями обеспечивается включением речи, которая начинает предварять действия.

По мнению Коломинского Я.Л., Панько Е.А. итогом интеллектуального развития дошкольника являются высшие формы наглядно-образного мышления, опираясь на которые ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношение между предметами окружающей действительности, без особого труда не только понимать схематические изображения, но и успешно пользоваться ими.

Поддъяков Н.Н., Говоркова А.Ф. резюмируя серию экспериментальных исследований развития плана представлений дошкольников в возрастной динамике, пришли к выводу, что в условиях специально организованной подражательной деятельности в течение 2-3 занятий, у всех детей дошкольного возраста было сформировано умение представлять скрытые перемещения предмета и на их основе ориентировать свои практические действия, а у некоторых (особенно в возрасте 4-5 лет) наблюдались стремительные скачки в развитии данной способности - от неумения решить в плане наглядно-образного мышления даже самые элементарные двухходовые задачи к верному решению задач с объемом в 5 действий. Также исследователи выявили в качестве предпосылок, лежащих в основе развития у детей плана представлений, овладение детьми такими отношениями, как «часть-целое» и «модель-оригинал».

Поддъяков Н.Н. и Говоркова А.Ф. пришли к выводу, что благодаря специально организованным подражательной и модельной деятельности во всех возрастных группах дошкольников значительно увеличивается объем действий во внутреннем плане, что позволило им принять этот объем за мерило (критерий) сформированности образного мышления/25,115/.

Таким образом, можем сделать заключение, следуя многочисленным аспектам ученых-исследователей, о необходимости возникновения и развития в дошкольном возрасте наглядно-образной формы мышления, обеспечивающей познание действительности ребенком в настоящем и формировании в будущем высшей - словесно-логической (понятийной) формы мышления.

По мнению Урунтаевой Г.А., актуализировав способность мыслить, решать проблемные задачи в образном плане представлений, ребенок расширяет границы своего познания: он научается понимать объективные законы логики, ставя проблемные вопросы, выстраивая и проверяя собственные теории. В практической деятельности ребенок начинает выделять и использовать связи и отношения между предметами и явлениями, действиями. От выделения простых связей он переходит к более сложным, отражающим взаимосвязи причины и следствия. Опыты ребенка подводят его к выводам, обобщенным представлениям.

Речь начинает предварять действия. Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений.

Исследования показали, что способность оперирования конкретными образами предметов возникают в 4-5 лет, а в условиях специально организованной подражательной и модельной деятельности эти способности становятся доступны и младшим школьникам (2 года 6 месяцев - 3 года).

Как заметили многие исследователи важной особенностью наглядно-образного мышления является возможность представления и других ситуаций, связанных с исходной проблемой, и установления непривычных и невероятных сочетаний образных представлений предметов и их свойств, что включает в процесс мышления и воображения, открывая перспективы именно творческого созидающего мышления.

Усвоение форм образного познания формирует к концу дошкольного возраста у ребенка первичную картину мира и зачатки мировоззрения. Помимо участия в формировании основ личности ребенка к концу дошкольного возраста развивается и само наглядно-образное мышление, достигает своей высшей формы - наглядно-схематического мышления, средства для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений.

2. Условия развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста на занятиях по конструированию из бумаги (оригами)

В процессе развития сенсомоторного (наглядно-действенного) интеллекта ребенка формируются сенсомоторные схемы, обеспечивающие отражение существенных свойств окружающих предметов и явлений, тем самым, создавая предпосылки для перехода к наглядно-образному мышлению. Ведущую роль в формировании такой возможности отводится внутренней имитирующей деятельности, подражанию. Ведущее значение в формировании образного мышления имеют игровая и подражательная деятельности. Для формирования наглядно-образного мышления большое значение имеет ориентировка на существенные связи ситуации - усвоение знаний о пространственных отношениях вещей.

Умение выделять наиболее существенные для решения задачи стороны действительности и устанавливать между ними определенные связи и отношения, необходимые для развития мышления, формируются в процессе овладения действиями наглядно-образного моделирования, источником которого является моделирующий характер конструирования, игры, рисования, аппликации и прочих видов деятельност.

Отношение детей к конструированию существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно сделать определенные игрушки, а путем складывания из бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов. Конструируя из бумаги, дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая их характерные признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги) приемами сгибания, складывания частей в определенной последовательности. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, это не мешает ребенку узнавать их, дополняя в воображении недостающие детали.

Через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применения разных способов и приемов дети учатся осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Конструирование из бумаги представляет для дошкольника некоторые трудности, так как бумагу - плоский материал - надо перевести в объемные формы. Потому с самого начала нужно научить детей простейшим приемам складывания. Воспроизведение действий, показанных взрослым, не является для ребенка простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соизмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали, что требует известного волевого и мыслительного напряжения. Для достижения наибольшей выразительности поделок следует варьировать окраску и величину квадратов. При этом необходимо помнить, что на качество изделий влияет не только выбор заготовки, а, в первую очередь, тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому, прежде всего, нужно научить детей приемам складывания квадрата.

Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки - это базовые формы, умение складывать которые - залог успеха в достижении результата. Поделки для детей среднего дошкольного возраста основаны на базовых формах «треугольника», «конверта», «воздушного змея».

Для того, чтобы вызвать у детей интерес с конструированию (оригами) и эмоционально настроить его на него как на творческую продуктивную деятельность, в которую нужно включить в смысловые поля, то есть культурно-смысловые контексты («упаковки») - поля изготовления продуктов деятельности для игры и познавательной деятельности, создание коллекций, создание макетов, изготовление украшений-сувениров, изготовление предметов для «театра». Все развивающие задачи на занятия продуктивной деятельностью целесообразно облекать в рамки интересного дела. Также, ввод игровых персонажей создает игровую мотивацию, вызывая распространение эмоций на всю ситуацию и задачу. То есть создается необходимое эмоциональное отношение

Развитию мышления дошкольника способствуют все доступные ему виды деятельности, при этом должны организовываться условия, способствующие углубленному познанию того или иного объекта. Необходимым условием развития творческого мышления является включение детей в деятельность.

3. Список использованной литературы

1. Анастази А.Психологическое тестирование./Под редакцией К.М. Гуревича, В.И. Лубовского.

2. Ахунджанова С.Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности.//Дошкольное воспитание - 1983 - 36 - с.34-36.

3. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С.Общая психодиагностика. - СПб.:Речь - 2000- 40с.

4. Булычева А.Решение познавательных задач: возможные формы занятий//Дошкольное воспитание, 1996 - № 4 - с.69-72.

5. Венгер Л.А., Мухина В.С.Развитие мышления дошкольника//Дошкольное воспиатние - 1979- 3 7 - с.20-37.

6. Галигузова Л.Ранний возраст: развитие процессуальной игры.//Дошкольное воспитание. - 1993 - №4 - с.41-47

7. Гальперин П.Я.Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии6Психология мышления - М., 1981

8. Давидчук А.Н.Развитие у дошкольников конструктивного творчества - М., 1976.

9. Лысюк Л.Г. Эмпирическая картина становления продуктивного целеполагания у детей 2-4 лет.//Вопросы психологии; - 2000, - №1 - с.58-67

10. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология - Спб: Питер, 2007 - 959с.

11. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. - М.:Просвещение, 1988-190с.

12. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду6обучение и творчество - М., 1990.

13. Короткова Н.Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание - 2001 - 311 - с.29-40

14. Кудрявцев В.Инновационное дошкольное образование, опыт, проблемы, стратегия развития//дошкольное воспитание, 1996 - 3 10 - с.73-80.

15. Методы психологической диагностики. Выпуск 2-Под.редакцией Воронина А.Н. - Мю; 1994 - 202 с.

16. Мухина В.С.Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта - М., 1981.

17. Мясищев В.Н., Карвасарский Б.Д., С.С.Либиек, тонконогий И.М., основы общей и медицинской психологии - Л.:Медицина, 1975 - 224с.

18. Немов Р.С.Психология - М.:ВЛАДОС, 1999 - кн.3:Психодиагностика. Ведение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики - 632 с.

19. Парамонова Л., Урадовских Г.Роль конструктивных задач в формировании умственной активности (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание - 1985 - № 7 - с.46-49

20. Психология:Словарь/Под общ.ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - М.:Политиздат,1990 - 494 с.

21. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/под редакцией Н.Н.Поддъякова, А.ф.говорковой - М:Педагогика - 1985 - 200с.

22. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 книгах: Кн.1: Система работы психолога с детьми раннего возраста. - М.:Владос-Пресс/ИД ВЛАДОС, 2004 - 384 с.

23. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии - Спб: Питер, 2002 - 720с.

24. Синельников В.Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач//Дошкольное воспитание. - 1996- №8 - с.93-100.

25. Трифонова Г.Е.О детском рисунке как форме игры//Дошкольное воспитание. - 1996 - № 2 - 26. Трубников Н.Н.О категориях «цель», «средство», «результат», М., 1968г.

27. Поддяков Н.Н.Развитие комбинаторных способностей//Дошкольное воспитание, 2001 - 310 - с.90-99.

28. Поддъяков Н.Н.Мышление дошкольника - М., 1977

29. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по дошкольной психологии - М.:Академия, 1998- 304с.


В этой статье:

У детей дошкольного возраста образное мышление является доминирующим среди остальных видов мышления. От того, на каком уровне развития находится именно образное мышление, будет зависеть готовность ребенка к учебе в школе и освоению школьной программы.

Что такое образное мышление?

Образ, по мнению Ожегова, это облик, а также вид и результат отображения явлений и предметов реального мира в сознании человека, то есть то, как он наглядно его представляет.

Образное мышление - это некий процесс отображения реальности в образах, которые могут носить разный характер, начиная от зрительного и заканчивая осязательными и звуковыми. Если сравнивать образное мышление с логическим, в ходе которого реальность отображается в виде каких-то понятий, или с наглядно-действенным, когда с предметами осуществляются какие-то практические действия, то оно имеет существенные отличия.

Дело в том, что в процессе «игры» с образами предметов ребенок получает возможность понять задачу ввиду ее наглядного представления и найти для нее правильное решение за оптимально короткое время.

У детей дошкольного возраста образное мышление позволяет выработать отзывчивое отношение ко всему хорошему и прекрасному, что есть в жизни. Без образного мышления не существовало бы креативных специалистов высокого класса, например дизайнеров, конструкторов, писателей, да и просто творческих, инициативных, уверенных в себе и всесторонне развитых личностей.

В процессе представления образа в сознании воспроизводятся пережитые ранее восприятия. Когда же речь идет о пространственном представлении, то подразумевается способность
человека, в данном случае дошкольника, видеть мир в трехмерном изображении, красочным, способным меняться в пространстве.

Малыш может себе нарисовать образ реального предмета или явления, или того, что в действительно не существует, как, например, это происходит в воображении художников или скульпторов. Прежде чем их произведения появляются на свет, образы возникают в сознании создателей.

Почему важно развивать образное мышление?

Развитие образного мышления в детском возрасте - важный процесс, пренебрегать которым нельзя по нескольким причинам:

  1. Чтобы найти решения для каких-либо задач, дошкольнику важно научиться оперировать образами, уметь наглядно представлять себе ситуации.
  2. Развитое образное мышление позволяет детям дошкольного возраста, а потом и взрослым учиться эмоционально реагировать на эстетические образы реального мира, развивая тягу к прекрасному.

Именно поэтому детей в дошкольном возрасте нужно приобщать к процессам, влияющим на развитие наглядности в обучении.

Варианты развития образного мышления

Развивать образное мышление у детей дошкольного возраста можно несколькими способами. Самые эффективные и доступные из них:


Заниматься с детьми дошкольного возраста необходимо, соблюдая определенную последовательность действий:

  1. Демонстрировать;
  2. Рассказывать;
  3. Практиковать занятия совместной деятельностью;
  4. Предложить поработать самостоятельно, используя образец;
  5. Предложить создать что-то самостоятельно без примера.

Работать с дошкольником рекомендуется в благоприятной обстановке, мотивируя его на положительный результат, обязательно подбадривая и одобряя. Когда малыш освоит технику работы с разными видами материалов, нужно постараться его не захваливать, приучая оценивать собственные возможности и умения адекватно, без завышения самооценки.

Специалисты рекомендуют родителям не бояться работать с детьми над, казалось бы, очень сложными заданиями. Важно научить их верить в себя, убеждая в том, что любое задание может быть выполнено, если хорошо подумать, причем как самостоятельно, так и коллективно.

Оригами как эффективный метод развития образного мышления

Способность выделять самые подходящие для решения заданий варианты ответов вырабатывается в результате многократных тренировок и упражнений, направленных на развитие образного мышления. Многие из них построены на конструировании моделирующего характера - технике оригами.

Дети, особенно дошкольного возраста, не слишком заинтересованы
в конструировании из бумаги до момента, пока не увидят результаты манипуляций - игрушки и фигуры, созданные своими руками.

Работая с бумагой, дети самостоятельно и вместе со взрослыми придумывают и создают миниатюрные модели предметов и явлений, людей и животных, стараясь исключать второстепенные детали и выделяя самые яркие элементы. В результате у них получается совершенно новый образ, умещенный в особую угловатую форму.

Естественно, что это связано с особенностями техники работы с бумагой, требующей сгибаний. И пусть визуально полученные поделки напоминают оригинал весьма отдаленно, малыш получает огромное удовольствие от результата и спокойно домысливает недостающие элементы в уме.

Осмысление образов предметов, которые дети дошкольного возраста передают во время изготовления фигур из бумаги, происходит в процессе применения различных методик и приемов, цель которых - передать красоту и неповторимость предмета в новой форме.

Сложности и решения

Конструировать, используя бумагу, детям в дошкольном возрасте очень непросто, ведь бумага - это плоский материал, которому действительно сложно придать форму объемной фигуры.

Именно поэтому для того, чтобы дети сохраняли интерес к процессу, начинать нужно с обучения их самым простым приемам складывания бумаги, демонстрируя техники на личном примере. Наблюдая за процессом, ребенок будет думать, анализировать, стараться сгибать бумагу аккуратно, придерживаясь правил -
«подгоняя» углы друг под друга. Все это потребует от малыша немалого волевого напряжения и терпения.

Чтобы поделки получились особенно яркими и красивыми, нужно экспериментировать с размерами квадратов, их цветом. При этом до малыша нужно донести, что результат, а именно качество поделки, во многом зависит не от выбора заготовок, а от того, насколько аккуратно будет осуществляться сгибание и заглаживание сгибов. Именно поэтому изначально нужно показать крохе, как правильно складывать бумагу – до того, как он приступит к процессу создания фигуры.

Большую часть фигур, полученных в результате использования техники оригами, складывать нужно до определенного момента аналогично друг другу. Умение дошкольника делать такие заготовки поможет ему освоить складывание более сложных фигур в будущем.

Как развивается образное мышление у дошкольников с ЗПР?

Образное мышление имеет прямую связь с речью, от степени развития которой зависит закрепление образов-представлений.

Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют одну особенность: они отстают в развитии всех форм мышления. У таких детей снижена мотивация, что отрицательно влияет на познавательную активность и выливается
в нежелание поддаваться интеллектуальному напряжению, вплоть до категорического отказа от выполнения задания.

Кроме того, такие дети в большинстве случаев неспособны поставить перед собой цель, а также составить план для ее достижения опытным путем. Они неспособны к анализу, обобщению, синтезу и сравнению из-за незрелости операционного компонента.

Диагностика уровня развития образного мышления у детей с задержкой психического развития неоднозначна. Некоторые дети с легкостью справляются с поставленными заданиями, подавляющее же большинство нуждаются в многократном повторении задачи и помощи в ее решении. Каждый десятый ребенок с ЗПР не может справиться с заданием, несмотря на повторы и помощь.

Принимая во внимание особенности таких детей, можно отметить, что для развития образного мышления необходимо стимулирование познавательной деятельности, а также других видов мышления.

Особенности образного мышления у слабослышащих детей

Имеющие слабый слух дети изначально вынуждены расти в неблагоприятных для их развития условиях, связанных с нарушениями ориентации в пространстве и восприятия звука. Такие дошкольники
позже начинают взаимодействовать с предметами, поэтому для них характерно отставание в развитии восприятия.

Дети дошкольного возраста с такими нарушениями начинают проявлять интерес к действиям с предметами не ранее третьего года жизни, причем действия эти сводятся по большей части к манипуляциям. Именно поэтому происходит задержка практической деятельности с предметами, что приводит к отсутствию практического опыта и задержкам процесса развития образного мышления.

Специалисты в области изучения развития мышления всех типов у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха утверждают, что успех в решении задач образно-действенного характера во многом связан с деятельностью дошкольника. Обычно у него не вызывают сложностей задачи, в ходе которых не нужно думать над связями, лежащими на поверхности.

Несколько же вариантов ответов могут привести малыша к определенным затруднениям в принятии решения. Но еще сложнее слабослышащим детям с нарушениями слуха будет выявить менее очевидные связи, которые требуют оценки и построения схемы из нескольких действий.

Если сравнить слабослышащих детей дошкольного возраста со здоровыми детьми, то варианты действий, которые они используют для решения задач, будут заметно отличаться от вариантов, используемых нормально слышащими детьми.

Здоровый ребенок, в процессе случайно обнаруживший важный компонент, не задумываясь свяжет его с решением задачи, тогда как у детей с нарушениями слуха такие попытки часто не ведут к оцениванию ситуации и являют собой не более чем перебор самых примитивных связей и компонентов. Это связано с тем, что внимание дошкольников с нарушениями слуха направлено не на средства достижения цели, а непосредственно на саму цель.

В итоге такие дети неспособны проанализировать собственные ошибки и могут несколько раз повторять нерациональные попытки решения. Кроме того, позитивный опыт слабослышащие
дошкольники также не связывают с другими аналогичными ситуациями, что препятствует формированию способности к обобщению.

Со временем у детей появится прогресс в решении задач наглядно-действенного характера, хотя, конечно, по сравнению с темпами развития мышления у здоровых детей, происходить это будет не так быстро.

Тем не менее со временем такие дети смогут использовать выделенные закономерности, свойства и отношения зафиксированных образов предметов, что подтвердит развитие планирующей речи. Все это будет возможно, только если наладить коррекционную работу со слабослышащими детьми, развивая их образное мышление с раннего детства.

Принципы развития мышления у дошкольников с нарушением слуха

Нормально функционирующий речевой аппарат у дошкольников с нарушениями слуха открывает возможности для развития мышления. Способствовать процессу его развития можно и нужно, используя комплексный подход к развитию личности таких детей.

Процесс воздействия должен быть построен с учетом имеющегося уровня развития и компенсаторных возможностей. Очень важно, чтобы в ходе работы с ребенком
удалось, вопреки дефекту, выправить процесс становления личности с всесторонним развитием психики.

Во время работы особое внимание уделяется воссозданию либо корректировке самых важных психических функций. Внимание уделяют формированию речи, памяти, стараются создавать подходящие условия для расширения возможностей, способных стать компенсаторами дефекта.

Большое значение для развития образного мышления у слабослышащих детей имеет использование наглядных средств, которые должны не только выступать в качестве иллюстрацией к произведениям, но и помогать детям лучше понимать их содержание.

Особенно важны наглядно-действенные методы и средства, с помощью которых получится сформировать представления и понятия на наглядно-образном уровне обобщений. Речь идет об инсценировке, пантомиме или драматизации.

Особенности образного мышления у детей с дефектами речи

Связь между дефектами речи и некоторыми сторонами психического развития у детей дошкольного возраста является основной причиной некоторых особенностей их образного мышления. Детей с нарушениями речи по типу невербального интеллекта можно разделить на три группы:


В процессе изучения особенностей образного мышления было сделано заключение о том, что дети дошкольного возраста в отношении успеваемости при выполнении заданий несколько отличаются. Всех детей с нарушениями речи можно разделить на тех, что показывают невысокий уровень решения задач наглядного типа, и тех, что справляются с заданием на одном уровне со здоровыми детьми.

Наиболее очевидным фактором, тормозящим процесс развития образного мышления у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, считается ограниченный объем знаний о мире, а также о функциях и свойствах предметов. Это связано с очевидными нарушениями самоорганизации, которые в свою очередь легко объясняются недостатками мотивационной сферы и отсутствием постоянного интереса к заданиям.

Дети с нарушениями речи не всегда могут быстро войти в предложенную им ситуацию, спровоцированную для решения проблемы, либо же, наоборот, пытаются слишком быстро начать выполнять задание, оценивая его поверхностно и не вникая в особенности. Еще одна категория таких дошкольников - это дети,
которые начинают делать задание, но быстро теряют к нему интерес, даже если справляются с задачей.

Важно отметить, что при всем этом возможности последовательного осуществления мыслительных процессов у таких детей сохраняются, если помочь им достичь высокого уровня самоорганизации и расширить запас знаний.

Отсутствие специального обучения, направленного на развитие способностей анализировать, сравнивать и группировать, приведет к существенному отставания в процессе формирования наглядно-образного мышления.

Развитие образного мышления на разных этапах дошкольного возраста

На каждом из этапов дошкольного возраста дошкольник принимает особое решение, работая над задачами на развитие наглядно-образного мышления. Так, например, дошкольники младшего возраста ориентируются на внешние действия. Дети используют метод проб и ошибок до тех пор, пока не найдут походящее решение для поставленной задачи. Найденный правильный вариант малыш запоминает и может повторно использовать при решении аналогичного задания.

Ребята из группы детей среднего дошкольного возраста, придерживаясь того же метода проб и ошибок, стараются совершать действия в уме, после чего при необходимости решения задачи
пробуют на практике тот вариант, который в уме показался наиболее эффективным.

В старшем дошкольном возрасте дети способны на обобщение практического опыта, решают задачи в уме, используя обобщенные образы, отображая лишь те особенности предмета, которые помогут найти правильное решение для задачи.

Во время игр, конструирования, рисования у детей развивается знаковая функция сознания, в процессе чего они учатся строить наглядно-пространственные модели, которые являются отображением реальных связей вне зависимости от намерений и желания дошкольников. В итоге дети, не создавая эти связи намеренно, используют их в процессе решений задач.

Развитие художественно-образного мышления у дошкольников

Понятие художественно-образного мышления можно разделить на компоненты: «художественное» - является отражением особенностей восприятия для раскрытия образа, и «образное» - способность анализировать, обобщать, группировать.

Оптимальным способом стимулировать развитие художественно-образного мышления является приобщение к искусству. Специалисты уверены, что у дошкольников нужно формировать позитивную картину мира с самых ранних лет, окружая их поэзией, музыкой, приобщая к живописи.

Развитие художественно-образного мышления с
использованием практических приемов и методов позволит детям правильно оценивать ситуации, находить верные решения для задач, а также придумывать инновационные идеи.

С детьми можно заниматься, используя музыкальные игры, основанные на ряде действий, схожих со звучанием музыкальных инструментов. Также дошкольников можно обучать находить правильные ассоциации во время прослушивания музыки, прививать способность замещать элементы музыкальной речи символами, развивать словарь эмоций и музыкальное мышление.

Творческие задания и игры с необходимостью демонстрации эмоциональных переживаний, выстраивания игровых действий на основе сюжетной линии, а также вариации музыкальной деятельности стимулируют развитие художественно-образного мышления у дошкольников.

Объектом умственной деятельности человека являются познавательные задачи, которые имеют разное содержательное основание и обуславливают разное соотношение предметно-действенных, перцептивно-образных и понятийных компонентов в их решении.

В зависимости от этого различают три основных вида мышления:

– характерно тем, что при решении задач используются предметно-практические процедуры, - действия с предметами. Генетически это наиболее ранняя стадия развития мышления – в филогенезе и онтогенезе (младший возраст) оно свойственно и взрослым.

Наглядно-действенное мышление - это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Особенности наглядно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывает по частям свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя.

Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому этот вид мышления еще называют ручным». Не следует думать, что предметно-действенное мышление не встречается у взрослых. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате, при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходимым, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора).

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.

«В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план и, познавая объект, ребенку вовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Именно наглядность является характерной особенностью мышления ребенка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями, являющимися их источником и опорой. В содержание его понятий первоначально входят только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. В данном случае наглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить, потому что он красный или потому что это Вовин кораблик».

Взрослые также пользуются наглядно-образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Именно образы обоев, цвета потолка, окраски окон и дверей становятся средствами решения задачи, а способами становятся внутренние пробы. Наглядно-образное мышление позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы. Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннее строение земного шара и тд. В этих случаях образы носят условный характер.

Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать наглядный материал.

В то же время даже самое отвлеченное мышление никогда полностью не отрывается от наглядно-чувственного опыта. И любое абстрактное понятие имеет у каждого человека свою конкретную чувственную опору, которая, конечно, не может отразить всей глубины понятия, но в то же время позволяет не отрываться от реального мира. При этом чрезмерное количество ярких запоминающихся деталей в объекте может отвлекать внимание от существенных основных свойств познаваемого объекта и тем самым затруднять его анализ.

По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое . В психологии, например, долгое время изучался только теоретический аспект мышления как направленного на открытие законов, свойств объектов. Теоретические, интеллектуальные операции предшествовали практической деятельности, направленной на их реализацию, и в силу этого противопоставлялись ей. Всякое действие, не являющееся воплощением теоретического мышления, могло быть лишь навыком, инстинктивной реакцией, но только не интеллектуальной операцией. В результате сложилась альтернатива: либо действие не носит интеллектуального характера, либо оно является отражением теоретической мысли.

С другой стороны, если вопрос о практическом мышлении и ставился, то обычно сужался до понятия сенсомоторного интеллекта, который рассматривался неотрывно от восприятия и от прямого манипулирования с предметами. Между тем в жизни мыслят не только «теоретики». В своей блестящей работе «Ум полководца» Б.М.Теплов показал, что практическое мышление - это не начальная форма мышления ребенка, а зрелая форма мышления взрослого. В работе любого организатора, администратора, производственника и т.д. ежечасно встают вопросы, требующие напряженной мыслительной деятельности. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще сложнее, чем теоретическое мышление. Возможности пользоваться гипотезами у «практики» несравненно более ограничены, так как проверяться эти гипотезы будут не в специальных экспериментах, а в самой жизни, и не всегда есть даже время для подобных проверок. По степени развернутости мышление может быть дискурсивным, поэтапно развернутым процессом, и интуитивным, характеризующимся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.

Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное ) и воспроизводящее (репродуктивное ). Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. Так, например, ученик, выполняя опыт по химии, открывает новые, неизвестные ему лично свойства данного вещества. Однако то, что эти свойства были неизвестны ему, не означает, что они были неизвестны учителю. В качестве препятствий развитию творческого мышления может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих). В отличие от творческого мышления репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений. В тех случаях, когда в процессе применения знаний осуществляется их проверка, выявление недостатков и дефектов, говорят о критическом мышлении.

Рис.2. Основные виды мышления

Под мышлением мы понимаем человеческую способность рассуждать, отражая действительность через слово, понятие, суждение, представление. По форме различают следующие его виды: наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое.

Первое из них больше присуще людям творческих профессий. Его суть составляют психологические отношения и связи с людьми, предметами, событиями, обстоятельствами, процессами.

Образное мышление это процесс познания, при котором в сознании человека формируется мысленный образ, отражающий воспринимаемый объект окружающей среды. Образное мышление реализуется на основе представлений того, что человек воспринимал раньше. Образы при этом извлекаются из памяти или создаются воображением. В ходе решения мыслительных задач эти образы могут претерпевать такие изменения, которые приводят к нахождению новых, неожиданных, неординарных, творческих решений сложных задач.

Как мы используем образное мышление?

Благодаря образному мышлению можно научиться находить выход из сложных ситуаций, решать непростые проблемы. Например, можно использовать с этой целью следующий приём визуализации:

1. Представьте свою проблему в виде картинки-образа. К примеру, у Вас проблемы в бизнесе. Представьте его в виде увядающего деревца.

2. Придумайте и нарисуйте образы, отражающие причину происходящего и образы-«спасатели», которые помогут найти решение. Например, избыток солнца (слишком много устаревших, давлеющих, принятых кем-то ранее решений, которые мешают мыслить креативно. Избыток солнца может также олицетворять, например, усилившуюся конкуренцию). Подумайте, что нужно для того, чтобы спасти растение: полив (новые идеи и решения), или защита от солнца, или приглашение специалиста-садовода, или удобрение почвы, или что-то ещё?

3. Не торопите себя, переосмысление не наступает мгновенно, но вскоре оно непременно приходит в виде озарения.

Образное мышление может помочь нам успокоиться, обеспечивая психологическую защиту от нервирующей ситуации или неприятного человека. Мы склонны принимать происходящее близко к сердцу, и поэтому нуждаемся в защите психики от перегрузки. Чаще всего используется приём представления обидчика в абсурдном или комичном виде. Например, Вас задела и обидела чья-то скупость. Не обижайтесь, лучше представьте запасливого хомячка с большущими, набитыми щеками. Ну не может он без припасов, так устроен. Стоит ли обижаться? Лучше улыбнитесь. Беспощадного сатрапа представьте совершенно голым – это смешно и нелепо, и его крик больше не будет иметь над Вами власти.

Есть предположение, что способность визуализации будущего увеличивает шансы на его воплощение. Чем красочнее и подробнее визуализировать, тем лучше. Правда, есть оговорка: как и во всем хорошем, в данной визуализации следует соблюдать меру. Главный принцип – «не навреди».

Использование образного мышления делает жизнь интереснее, а общение и самореализацию – полнее.

Развитие образного мышления

Как же развить образное мышление?

Вот некоторые упражнения, которые могут в этом помочь:

— Посмотрите на любой выбранный предмет. Рассматривайте его в течение некоторого времени. Закрыв глаза, визуализируйте его в подробностях. Откройте глаза, проверьте, насколько полно и точно всё представили и что «недоглядели».

— Вспомните, как выглядит вещь, которую Вы вчера надевали (обували). Подробно опишите её, постарайтесь не упустить ни одной детали.

— Представьте какое-нибудь животное (рыбу, птицу, насекомое) и подумайте над тем, какую пользу или вред оно может принести. Вся работа должна происходить мысленно. Нужно «видеть» животное и ясно представлять всё, что с ним ассоциируется. Например, собака. Увидьте, как она встречает, как радостно машет хвостом, лижет руки, смотрит в глаза, играет с ребёнком, защищает Вас во дворе от обидчиков… Все события должны происходить, как в киноленте. Дайте волю фантазии. Это упражнение можно выполнять разными способами: используя несвязанные ассоциации или как фильм с последовательно развивающимся сюжетом с логическим продолжением.

Образное мышление у детей

Дети легко представляют в своём воображении и предметы, и обстоятельства, это для них так же естественно, как дышать. В детстве воображение так сливается с мышлением, что их и не разделить. Развитие мышления ребёнка происходит во время игр, рисования, лепки, конструирования. Все эти занятия заставляют представлять то или иное в уме, что и становится базой образного мышления. На этой основе впоследствии сформируются вербальное и логическое мышление, без которых не обойтись на занятиях в школе.

Детское восприятие мира через образы способствует развитию воображения, фантазии, а также становится основой развития творческого потенциала, столь важного для достижения успеха в любом деле.

Какие упражнения способствуют развитию образного мышления у детей?

1. Читаем или рассказываем сказки с мимикой, жестами, эмоциями.

2. Играем, перевоплощаясь. Играем вместе с детьми, меняем роли и образы. Поощряем детские игры с перевоплощением.

3. Рисуем – и вспоминаем, и сочиняем, и допридумываем. Пусть ребёнок вспоминает персонажа из прочитанной недавно сказки или мультяшного героя. А потом пусть дорисует ему нового друга или просто нового персонажа. Получилась «каляка маляка»? Дорисуйте её так, чтобы вышло что-то новое или что-то узнаваемое.

4. Сочиняем. Можете начать сами – о том, что видите: об этом маленьком росточке, пробившемся между камней, об этом неутомимом муравьишке, тянущем ношу втрое больше его самого, об этом кузнечике… Сочиняйте вместе, не бойтесь фантазировать и поощряйте фантазию ребёнка.

5. Загадки – настоящая находка. Их можно загадывать по дороге, их можно придумывать. Они заставляют рассматривать предметы и явления с разных сторон, мыслить нестандартно и не сдаваться.

6. Наблюдаем и подмечаем: на что или на кого похоже это облако, этот камушек, эта коряга?

Игры на мышление очень помогут Вашему ребёнку получать новые знания, сопоставлять, запоминать, раскрывать отношения между явлениями, познавать мир и развиваться.

Образное мышление у взрослых

Существует несложный тест-проверка, позволяющий понять, хорошо ли развито Ваше образное мышление. Для этого нужно выбрать любую картинку (не старайтесь сразу брать сложные изображения, начните с простых), разглядывать её в течение некоторого времени (около минуты), стараясь учесть все нюансы – расположение линий и предметов, цвет и оттенки, сюжет и прочие нюансы. После того, как почувствуете, что все подметили, закройте глаза и мысленно добейтесь детального воспроизведения. Увидьте её с закрытыми глазами четко и ясно. Получилось? Отлично! Это означает, что нужно только поддерживать уже имеющийся у Вас уровень образного мышления. А вот если картинки не получилось, если были проделы или расплывчатые формы – тренируйтесь, выполняя это упражнение.

Усложнённый вариант – визуализация абстрактных картинок. Можете сами нарисовать такую из точек, изломанных линий, узоров, используя разные цвета и формы, а потом запомнить. Обращайте внимание на детали и отдельные признаки. Игры для развития мышления несложно найти в Интернете, на сайтах, посвящённых саморазвитию. Помогают в этом и развивающие тренажёры . Например, в игре «Пирамидстрой» образное мышление вкупе с воображением помогут запомнить совершенно не связанные между собой слова, соединив их в невероятный рассказ. Тренировки и игры для развития мышления очень помогают поддерживать мозговую деятельность в тонусе, им стоит уделять внимание в течение всей жизни.

Развитие образного мышления улучшает творческие способности, благоприятствует проявлению креативности, генерированию новых идей. Кроме того, благодаря развитию образного мышления улучшается запоминание, облегчается усвоение нового, улучшается интуиция, появляется гибкость мышления.

Желаем Вам уверенности в своих силах и успешного в саморазвития!

Образное мышление имеет ряд особенностей, превращающих его в универсальный инструмент, который можно и нужно использовать в своей жизни любому человеку