Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад “Росинка” города Ядрина Чувашской Республики
Рабочая программа
совместной деятельности
по конструктивно- модельной деятельности
Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие».
(средняя группа)
на период с 01.09.2016 по 31.05.2017
по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования
“От рождения до школы” Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева
Составитель:
воспитатель
Серина Татьяна Александровна
г. Ядрин 2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа по конструктивно-модельной деятельности образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе непосредственно образовательной деятельности, определены наиболее оптимальные и эффективные для детей средней группы содержание, формы, методы и приёмы организации образовательного процесса с целью формирования целевых ориентиров, соответствующих ФГОС. Раздел «по конструктивно-модельной деятельности образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»» составлен на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Осуществляется в ходе совместной деятельности в первой половине дня 1 раз в неделю длительностью 20 минут.
Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: - Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015
Предпочтительными формами организации образовательного процесса адекватными возрасту детей по конструированию у детей среднего дошкольного возраста является совместная и самостоятельная деятельность, проходящая в групповой, подгрупповой и индивидуальной формах.
Количество занятий в год 36.
Срок реализации с 01.09.2016 по 31.05.2017
Виды интеграции образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы:
- «Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
- «Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности
- «Социально-коммуникативное развитие» - формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса:
- «Речевое развитие» - использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественно-эстетическое развитие».
Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их домов, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части. Продолжать развивать способность различать и называть строительные летали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели. Развивать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, вверху - перекрытие, крыша; в автомобиле - кабина, кузов и т.д.). Развивать умение самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»). Предлагать сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения достроек. Развивать представления об архитектурных формах. Обучать приемам конструирования из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому - окна, двери, трубу; к автобусу - колеса; к стулу - спинку). Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т.д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.
Календарно-тематическое планирование по конструктивно-модельной деятельности.
Месяц | № дата | Тема образовательной деятельности | Программное содержание | Учебно-методическое и информационное обеспечение программы |
|
Обязательная часть | Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
||||
Сентябрь | «Загородки и заборы» | Упражнять в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цветов и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). | Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб,кирпич, брусок); учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения | Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр.13 |
|
«Дерево» | Учить работать ножницами, соблюдать пропорции деталей. Учить работать по словесной инструкции и показу. Упражнять детей в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии сгибов. Воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно. | Способствовать выработке навыков работы с различными материалами, развитию конструкторской деятельности. Развивать внимание, память, воображение, эстетическое восприятие, творческую фантазию. | Бумага, ножницы. |
||
«Терема» | Развивать конструктивные навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, украшая крыши различными деталями; упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур. | Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия. | Л.В.Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 28 |
||
«Веселые зверушки» | Закреплять навыки выполнения базовой формы «Треугольник». Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, складывать квадрат по диагонали. Расширять коммуникативные способности детей. | Развивать пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление. | Л.В.Куцакова Конструирование из строительного материала. |
||
«Лесной детский сад» | Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом. | Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности, развивать конструкторские способности, формировать представления о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление. | Л.В.Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 34 |
||
октябрь | «Домики, сарайчики» | Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов. | Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению. | Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 21 |
|
«Грузовые автомобили» | Дать детям обобщенные представления о грузовом транспорте; упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям; дать представление о строительной детали – цилиндре и его свойствах (сравнение с бруском); | Уточнять представления детей о геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений. | Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 37 |
||
«Мосты» | Дать детям представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов; закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету. Комбинировать их. | Познакомить с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами), упражнять в работе с ней, в сравнении фигур в выделении их свойства и различия. | Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 45 |
||
«Корабли» | Дать детям представление о разных видах судов; о том что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в плаированиидеятельности. | Развивать конструкторские навыки | Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 49 |
||
Октябрь | «Самолеты» | Дать детям представление о самолетах, их видах, зависимости их строения от назначения; подвести к обобщению: у всех самолетов есть крылья, салон, кабина пилота, хвост, шасси. | Упражнять в конструировании самолетов по образцу, преобразовании образца по определенным условиям, в придумывании своих вариантов построек. | Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 51 |
|
«Улица нашего города. Светофор» | Учить детей строить машины из деталей конструктора и светофор из коробки. | Развивать внимание, быстроту, двигательные умения. | Белый картон, карточки с изображением красного, желтого, зеленого сигналов светофора, конструктор, коробочка из-под зубной пасты. |
||
ноябрь | «Волшебное зеркальце» | Учить работать с квадратом: делить по полам, по диагонали; складывать боковые стороны от угла. Учить детей конструировать птиц (ворону). | Формировать художественный вкус, воображение, развивать пространственное мышление. | Заготовки: квадраты черного цвета, обрезки разных цветов, фломастеры, ножницы, клей. |
|
«Постройки» | Закреплять представления детей об объемных геометрических телах; упражнять в их различении, в соотнесении реальных и изображенных объемных геометрических тел. | Строительные наборы. |
|||
«Кроватка для куклы» | Учить детей делать постройки, соразмерные игрушкам; различать длинные и короткие кирпичики, правильно называть их; самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки.. | Учить выполнять постройку по готовому образцу, воспитывать интерес к конструированию | Деревянный конструктор |
||
декабр ь | «Гирлянда» | Учить ровно по контуру вырезать фигуры, складывать их пополам, аккуратно приклеивать детали. | Цветной картон, выкройки звездочек, флажков. |
||
«Домик для друзей» | Развивать умение детей отыскивать внешние сходства между строением тела животного и комбинацией определенных геометрических фигур; развивать умение создавать условные схематические образы фигуры некоторых животных по готовому образцу; развивать умение "читать" схемы-развертки деталей. | Геометрические фигуры. |
|||
«Шапочки из бумаги» | Учить складывать бумагу, совмещая углы и стороны. | Развивать мелкие мышцы кисти рук. | Листы белой бумаги. |
||
«Елочка» | Формировать умение на основе анализа незнакомой игрушки «узнавать» знакомый способ конструирования и переносить его в новые условия. | Формировать умение соотносить размеры геометрических фигур (квадратов и треугольников) друг с другом. Продолжать воспитывать аккуратность в работе. | Цветная бумага (зеленая). |
||
Январь февраль | «Веселые снеговики» | Закрепить понятия детей о приметах зимы, о зимних забавах. Обогащение словарного запаса, развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к предмету. Продолжать учить ориентироваться на плоскости, закрепить понятия «в правом, левом верхнем и нижнем углу», «посередине». свое рабочее место. | Закрепить умение пользоваться ножницами и клеем, делать детали снеговиков сминанием салфеток, составлять композицию из отдельных деталей. Учить передавать настроение. Убирать после работы | Салфетки бумажные, ножницы, картон. |
|
«Ранним утром, на заре, Вырос терем на горе». | Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями; упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур, в штриховке. |
| Деревянный конструктор. |
||
«Будка для собачки» | Учить изготавливать простые поделки из бумаги на основе нового способа конструирования - складывания бумаги пополам. Учить анализировать бумажную поделку: выделять части, их пространственное расположение относительно друг друга, расположение деталей на плоскости, учить складывать лист бумаги пополам (вдоль, поперек). Учить закруглять у квадрата два угла, таким образом, чтобы получился полуовал. | Продолжать учить аккуратно работать с клеем, салфеткой. | Бумажные салфетки, клей. |
||
«Конструи-рование зоопарка» | Упражнять детей в сооружении загородок разной конфигурации и площади, в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур. | Способствовать выработке навыков работы с различными материалами, развитию конструкторской деятельности. | Деревянный конструктор |
||
«Перевозим грузы» | Закрепить представления детей о грузовом транспорте; упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям; расширять представление о строительной детали – цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском); уточнять представления детей о геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений. | Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия. | Деревянный конструктор. |
||
«Бинокль» | Учить конструировать бинокль из бумаги, скручивать в трубочку бумагу, соединять детали в целое. | Познакомить с профессиями армии. | Картон, картинки моряка, танкиста, летчика. |
||
«Открытка в подарок папе» | Учить детей складывать в технике оригами галстука из квадрата. Совершенствовать навыки работы с клеем и ножницами. | Развивать воображение, мышление, творческие способности. Вызвать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров. Воспитывать уважение к папе. | |||
Март Апрель | «Постройки» | Закреплять представления детей об объемных геометрических телах; упражнять в их различении, в соотнесении реальных и изображенных объемных геометрических тел; | Упражнять в моделировании по схеме. | Строительные наборы. |
|
«Букет роз» | Учить изготавливать розу из бумаги, симметрично располагать цветы и листья. Воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами, развитию конструкторской деятельности. | Развивать внимание, память, воображение, эстетическое восприятие, творческую фантазию. | Цветная бумага. |
||
«Корабль для путешествий» | Дать детям представление о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки. | Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу. | Строительные наборы. |
||
«Чудесная веточка» | Цветная бумага, салфетки, клей. |
||||
«В гости к старичку Боровичку» | Учить детей конструировать поделку из природного материала, соединяя детали кусочками пластилина. Развивать воображение, внимание, усидчивость. Формировать художественный вкус, развивать творчество и интерес к созданию образа. | Пластилин. |
|||
« Белая птица По небу мчится » | Развивать умение детей отыскивать внешние сходства между строением самолета и комбинацией определенных геометрических фигур; развивать умение создавать условные схематические образы фигуры некоторых кораблей по готовому образцу; развивать умение "читать" схемы-развертки деталей. | Развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук. | Плоскостные геом. фигуры. |
||
«Волшебный цветок» | Закреплять конструкторские навыки, развивать умение комбинировать детали. Продолжать учить детей конструировать из бумаги, действовать по образцу. | Совершенствовать элементарные навыки пространственной ориентации; развивать творчество, эстетический вкус. | Цветная бумага. |
||
«Друзья Кубика» | Упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки. Формировать художественный вкус, развивать творчество и интерес к созданию образа. | Способствовать выработке навыков работы с различными материалами, развитию конструкторской деятельности. Воспитывать аккуратность, умение находить нестандартные решения творческих задач. | Строительный набор. |
||
«Выращиваем кувшинку» | Учить детей мастерить, пользуясь любым подручным материалом, фантазировать и делать поделки своими руками. | Учить доводить начатую работу до конца. | Шаблон на большом листе, картон, цветная желтая и белая бумага. Клей, ножницы, простой карандаш, кисточка, фломастеры, Образец кувшинки. |
||
«Цветы» | Пробуждать творческую фантазию детей. Продолжать складывать квадрат пополам по диагонали, загибать углы по линии. Воспитывать любовь к природе. | Тонкие квадратные листы бумаги разных цветов, ножницы, палочки, полоски бумаги, фломастеры. Образцы цветов. |
|||
«Цепочки из колец» | Учить сенсорному анализу. Развивать мелкую моторику. Научить разрезать бумагу несколькими движениями ножниц. Научить склеивать из полосок бумаги кольцо – баранку. | Развивать аккуратность, внимание, умение доделывать свою работу до конца. Усвоение математических понятий «один», «много», «по одному». | Цветная бумага, клей, ножницы. |
Планируемые результаты освоения рабочей программы по конструктивно-модельной деятельности.
К пяти годам при успешном освоении программы достигается следующий уровень овладения необходимыми навыками и умениями по конструированию:
Расширяются знания и представления о конструируемых объектах;
Расширяются представления о деятельности людей, связанной со строительством, созданием техники, предметов, вещей;
Дети учатся анализировать постройки, конструкции, рисунки;
Формируются представления о строительных деталях, их названиях и свойствах;
Дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции;
Совершенствуются конструктивные навыки;
Развиваются навыки пространственной ориентации;
Дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с ними;
Развивается творчество, изобретательность;
Дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос способом складывания их пополам;
Дети учатся мастерить элементарные игрушки оригами;
Упражняются в изготовлении поделок из бросового и природного материала;
Аккуратно наклеивают изображения предметов, состоящие из нескольких частей;
Составляют узоры из растительных форм и геометрических фигур;
Развивается деловое и игровое общение детей;
Приучаются к аккуратности в работе и порядку.
Елена Хрулёва
Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие",
раздел "Конструктивно-модельная деятельность ". (Вторая младшая группа )
Вид : Занятие
Тема : «К Мишке на помощь »
Цель : Формирование простых конструктивных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи :
Закреплять умение сооружать простейшие постройки из деталей разного цвета и формы, делать их устойчивыми;
Формировать умение располагать кубики в соответствии с образцом, подбирать цвета в соответствии с образцом;
Использовать приёмы приставления и накладывания;
Воспитывать желание прийти на помощь , эмоционально откликаться на чью-либо просьбу.
Словарная работа : закреплять в речи детей слова – кубик, пластина, сверху, снизу.
Оборудование : 2 схемы дома, строительные наборы с кубиками разного цвета на каждого ребёнка, игрушка медведь.
Ход занятия:
У нас сегодня много гостей, давайте поздороваемся.
Здравствуйте!
Ребята, как можно здороваться? (ответы детей – улыбкой, рукопожатием, обняться, помахать друг другу рукой).
Дети здороваются друг с другом, потом с гостями, слышится звук шагов (звукозапись - шаги)
Дети, послушайте, Вы чьи-нибудь шаги слышите? (дети - Да)
Ой ребята тише, тише, что-то странное я слышу. Кто-то к нам сюда бежит, кто-то к нам сюда спешит!
А кто к нам придёт, Вы узнаете, отгадав мою загадку.
Загадка :
Он всю зиму долго спал,
Лапу правую сосал,
А проснулся – стал реветь.
Этот зверь – лесной … (дети - Медведь) .
Как вы догадались? (ответы детей – Медведь спит зимой, просыпается Весной)
Мишка здоровается с детьми (Дети здороваются с Мишкой ) .
Дети, что-то Мишка сегодня грустный . Давайте спросим у него, что случилось?
Мишкина просьба :
Без нужды и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до Весны
И смотрел цветные сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит капает – беда!
Вокруг себя пошарил лапой,
И вскочил. Кругом вода!
Пришла Весна,
Мишка очень огорчён ,
Весь в водице Мишкин дом !
Что же делать ребята? (ответы детей – построить новый дом)
Из чего можно построить дом для Миши? (ответы детей – из кирпича, досок, веток, соломы, бумаги, кубиков и т. д.)
Верно, но у нас в группе нет ни веток , ни кирпичей, ни досок. Как же нам быть? (ответы детей) . Воспитатель подводит детей к мысли построить дом из кубиков.
Этапы выполнения работы :
Прежде чем начать строить дом из кубиков, нам для этого потребуются рисунки домов, я вам предлагаю 2 рисунка, какой выберете Вы? Какой Вам нравится? (выбор детей) . Закрепить схему на мольберте.
Анализ образца, повторение названий строительных деталей :
Какого цвета кубики на нашей схеме?
Ребята, а откуда нам нужно начать строительство : сверху или снизу?
Давайте поэкспериментируем. Скажите, а можно начать строить дом с крыши? Почему?
Какие кубики мы поставим вначале?
Какие потом? (проговариваем)
Физ. минутка :
Грустный наш Мишка , давайте с ним немного поиграем и развлечём его.
(Встаём с ним в круг. Медведь в центр круга) :
Топай Мишка (топают ногами)
Хлопай Мишка (хлопают в ладоши)
Приседай со мной братишка (приседают)
Лапы вверх, вперёд и вниз (движения рук)
Улыбайся и садись (Садятся на свои места)
(Предложить детям взять каждому коробку с кубиками, и сесть за столы)
Педагог предлагает построить дом по выбранной схеме (включает музыку : Лентяево – Строим Дом) . Дети строят по образцу.
Анализ работ :
Как вы думаете, Мишке понравились Ваши домики? Почему? (ответы детей)
Сюрпризный момент :
Миша благодарит Вас за постройку дома. И за ваш труд вручает медали строителей.
Итог занятия :
Кому мы сегодня помогали ? Как?
- Мишка очень рад и будет жить в ваших домиках. Но Мишка живёт в лесу , и его дом находится именно там, предлагаю «посадить» (поставить) деревья, чтобы Мишка наш жил в настоящем лесу. Дети «садят» (ставят) пластмассовые деревья вокруг своих домов. Педагог предлагает поиграть с медведем, переводя детей в самостоятельную деятельность .
Фотоотчёт :
Публикации по теме:
Конструктивно – модельная деятельность. В нашей группе № 1 «Почемучки» дети очень любят заниматься конструктивно – модельной деятельностью.
На первой недели осуществления проекта мы выполняли из фольги "морских животных". «Морские жители». Цель: Продолжать закреплять знания.
Конструктивно-модельная деятельность, конспект занятия в подготовительной группе «Мебель» Конструктивно-модельная деятельность конспект занятия в подготовительной группе «МЕБЕЛЬ» Цель: Учить детей из выкройки пластин изготавливать.
СодержаниеСобрались мы как то на этой недели с ребятами прогуляться в весенний лес. Потеплее оделись (подвижная игра "Шапки надеваем. ").
"Конструктивно-модельная деятельность". - обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На.
Леворукие дети в детском саду заслуживают особого внимания, т.к. многие из них могут иметь набор трудностей обучения. Леворукому ребёнку не так-то просто в нашем мире, т.к. всё у нас приспособлено...
Сценарий занятия, с помощью которого вы расскажете дошкольникам о ябедничестве. Учитель-логопед проводит занятие совместно с педагогом-психологом. ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК Участники: дети старшего дошкольного возраста Цель: сформировать нравственные представления о добре и зле в контексте ябедничества Задачи: упражнять слоговой анализ, синтез и подбор синонимов; развить...
Какие стороны готовности к школе особенно важны Это умение точно воспринимать и выполнять задание; запоминать последовательность действий, необходимых для его выполнения; развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций; умение осуществлять звуковой анализ...
Конкурс чтецов на тему: «Книга - источник мудрости» Задачи конкурса: создание условий для познавательно-речевого развития детей; воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; развитие художественно- речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений; выявление лучших чтецов...
Любовь Борисова
Занятие по конструктивно-модельной деятельности во второй младшей группе «Деревья»
Цель : Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из мелких клочков зелёной бумаги, познакомить с разными приёмами разрывания бумаги (на полоски, на мелкие и большие клочки, учить обрывать края бумаги на глаз и получить материал для изображения листьев; продолжать учить работать вместе и получить от этого радость; создать пейзажную композицию.
Материал : изображение больших лиственных деревьев без кроны (слайд, небольшие полоски мягкой бумаги зелёного цвета разных оттенков.
Ход занятия
1. Воспитатель загадывает загадку :
Нога – одна, стоит на месте. А рук вокруг – сто или двести (Дерево )
(слайд деревьев без кроны )
Рассмотреть дерево , уточнить, что дерево имеет ствол и ветки . Ствол у дерева один , а веток много, отсюда и загадка такая. Ещё раз прочитать загадку, дети произносят отгадку хором. Уточняют, что ствол у деревьев бывает толстый и тонкий, высокий и низкий, но один.
Что ещё у дерева бывает ? (Листья)
Листья образуют у дерева крону , под неё можно спрятаться летом от жары. Под кроной дерева тень , прохладно.
А есть ли крона в наших деревьев ? (Нет, нет листьев)
У нас есть плакат с изображением деревьев без кроны . Давайте мы сделаем листики и украсим наши деревья – сделаем им крону .
2. Дети работают за столами. Воспитатель объясняет и показывает, как правильно рвать бумагу, чтобы получились маленькие круглые листья. Дети работают самостоятельно, под руководством воспитателя.
Во время работы целесообразно провести гимнастику для пальцев «Дерево » .
У дерева ствол , на стволе много веток,
А листья на ветках зелёного цвета.
(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены
и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами).
Физкультминутка :
Ветер тихо клён качает Раз наклон, два – наклон,
Вправо, влево наклоняет. Зашумел листвой он.
4. Дети с помощью воспитателя анализируют коллективную работу, видят положительное в работе товарищей, красоту пейзажной композиции и рассказывают об этом.
Рефлексия.
1. Что есть у дерева ?
2. Как называются листья у дерева ?
3. Что нового вы узнали на занятии ?
Публикации по теме:
Подготовила: Воспитатель Абросимова Елена Петровна ГБОУ ООШ №21 с. п. «Детский сад «Терем- теремок» Методическая разработка по конструктивно.
Одной из годовых задач нашего дошкольного учреждения являлась совершенствование работы педагогического коллектива, направленная на развитие.
Фронтальное занятие для детей средней группы. Лексическая тема: «Осень. Деревья» Фронтальное занятие для детей средней группы. Лексическая тема: «Осень. Деревья.» Тема занятия: составление рассказа об осени. Цели: .
Конспект непосредственно-образовательной конструктивно-модельной деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с.
Конспект НОД по конструктивно-модельной деятельности в старшей группе «Юные архитекторы» Цель: учить создавать постройку и схему к этой постройке. Задачи: Образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (конструктивно.
Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности в средней группе «Мосты» Тема:"Мосты" Цель:дать детям представления о мостах, их назначении. строении; упражнять в строительстве мостов;закреплять умение анализировать.
НОД по конструктивно-модельной деятельности в старшей группе «Космические строители» Цель: Обустройство планеты путём постройки жилища для её обитателей из конструкторов нового поколения. Форма организации занятия – творческое.
Коровина Ирина Владимировна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №21 "Теремок"
Населённый пункт:
город Дубна
Наименование материала:
Статья
Тема:
Конструктивно-модельная деятельность в детском саду
Дата публикации:
21.09.2016
Раздел:
дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№21 «Теремок» города Дубны Московской области
«Конструктивно-модельная деятельность в детском саду»
(из опыта работы)
Подготовила и провела
Зам. зав по ВМР, воспитатель
Коровина И.В.
г. Дубна, 2015 г.
В
соответствии
с
ФГОС
дошкольного
образования
содержание
психолого-
педагогической
работы
осуществляется
по
следующим
направлениям:
«Познавательное
развитие»,
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Речевое
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Раздел
«Конструктивно-модельная деятельность
»
входит
в
состав
образовательной
области
«Художественно-эстетическое
развитие».
По
образовательной
программе
дошкольного
образования
«От
рождения
до
школы»
конструктивно-модельная деятельность
происходит во всех возрастных группах.
Конструирование из различных материалов –
форма активности ребенка,
которая
развивает
у
него
пространственное
мышление,
формирует
способность
предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает
речь.
Виды конструктивно-модельной деятельности:
-из строительных материалов;
-из коробок, катушек и другого бросового материала;
-из природного материала;
- из бумаги.
Педагоги нашего ДОУ строят свою работу по развитию конструктивных навыков и
умений у дошкольников на основе примерной общеобразовательной программы «От
рождения до школы», парциальной программы Конструирование и художественный
труд в детском саду» под редакцией Людмилы Викторовны Куцаковой.
Ранее занятия проводились педагогами во всех возрастных группах ежемесячно,
так как данный раздел входил в образовательную область «Познавательное развитие».
В данный момент
занятия со строительным материалом проводятся в 1 группе
раннего возраста еженедельно. В остальных возрастных группах
конструктивно-
модельная деятельность проводится как часть какого-либо интегрированного занятия,
в совместно-партнерской
и самостоятельной деятельности
.
В связи
с этим,
требуется
уделять
больше
внимания
конструированию
планировании
совместно-партнёрской деятельности.
Основным принципом
работы воспитателей
является
системность и
последовательность.
г. Дубна, 2015 г.
В первой группе раннего возраста
(от 1-2 лет)
педагоги знакомят детей с
некоторыми формами: кубик, кирпичик, призма, цилиндр, опредмечивая их (цилиндр –
столбик,
труба;
призма
–
крыша). Знакомит
со
способами
конструирования
–
прикладыванием,
накладыванием,
приставление
побуждает
детей
обыгрывать
постройки. В летнее время на прогулке проводит игры с песком
и природным
материалом,
поощряет
самостоятельное
включение
детьми
в
сюжетные
игры
предметов-заместителей.
Во второй группе раннего возраста (от 2-3 лет)
педагоги продолжают знакомить
детей
с
настольным
и
напольным
строительным
материалом
(кубик,
кирпичик,
пластина,
призма,
цилиндр);
учат
детей
сооружать
постройки
по
образцу
и
пользоваться
дополнительными
сюжетными
игрушками,
соразмерными
масштабам
построек (маленькие машинки для маленьких гаражей) и т.д., по окончании игры
приучать убирать постройки на место. В летнее время на прогулке проводит игры с
песком
и природным материалом, поощряет самостоятельное включение детьми в
сюжетные игры предметов-заместителей.
В младшей группе (от 3-4 лет)
воспитатели совершенствуют конструктивные
умения,
используя
разные
способы
постройки,
учат
различать
и
называть
строительные детали, изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали на
другие или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и
длинный поезд); развивают желание сооружать постройки по собственному замыслу;
приучают детей аккуратно складывать детали в коробки после игры.
В средней группе (от 4-5 лет)
воспитателиобращают внимание детей на
различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада, на прогулках более
подробно
рассматривают
машины,
тележки,
автобусы
и
другие
виды
транспорта,
выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к большей части;
учат
анализировать образец постройки: выделять основные части, устанавливать
пространственное
расположение
этих
частей;
соблюдать
принцип,
заданный
воспитателем, («Построй такой же домик, но высокий»); обучать конструированию из
бумаги: сгибать прямоугольный лист пополам, совмещая стороны и углы (альбом,
открытка, флажки и т.д.), приклеивать к основной форме детали (к дому- окно, трубу; к
автобусу – колеса; к стулу – спинку); приобщать детей к изготовлению поделок их
г. Дубна, 2015 г.
природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы,
соломы, шишек и т.д.
В старшей группе (от 5-6 лет)
педагоги продолжают развивать конструктивные
умения, учат выделять основные части и детали конструкций, строить по рисунку,
самостоятельно
подбирать
строительный
материал,
конструировать
сообща,
уметь
работать коллективно.
В подготовительной группе (от 6-7 лет)
воспитатели закрепляют навыки
коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с
общим замыслом, не мешая друг другу; продолжают учить сооружать постройки,
объединенные общей темой (улица, машина, дома); знакомят детей с разнообразными
пластмассовыми
конструкторами
и
учат
создавать
различные
модели
(здания,
самолеты, поезда и т.д.):
1.по рисунку,
2. по словесной инструкции воспитателя,
3.по собственному замыслу.
Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами.
Учить
разбирать
конструкции
при
помощи
скобы
и
киянки
(в
пластмассовых
конструкторах).
Учить
создавать
конструкции,
объединенные
одной
общей
темой
(детская площадка, стоянка машин и т.д.)
Практикум «Занимательные игры по конструированию»
«Создай схему»
Задача
: создать пособие
по плоскостному
моделированию для детей младшего
дошкольного
возраста
из
предварительно
вырезанных
картонных
геометрических
фигур и клея.
«Геометрические задачи с палочками»
г. Дубна, 2015 г.
Задача:
выложить палочками (8 шт.) квадрат, добавить ещё четыре палочки, чтобы
получилось четыре маленьких квадрата. Сколько фигур получилось? Какие фигуры
получатся, если убрать две палочки? Сколько всего фигур?
«Найди ошибку в чертеже»
Задача:
найти ошибку в моделировании.
г. Дубна, 2015 г.
«Меняясь местами»
Играют двое. Детей сажают спиной друг к другу и каждому предлагают построить
дом из предложенных фигур. Затем игроки меняются местами, внимательно смотрят
на постройку соседа, разбирают постройку и строят такую же.
Используема литература:
1.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой, - Мозаика-Синтез, 2015 г.
2.
Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и
конспекты занятий./ Л.В. Куцакова – М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
г. Дубна, 2015 г.