Приучение к горшку за семь дней. правил, которые помогут научить ребёнка читать

Школа – новый, важный и ответственный этап в жизни ребенка. На уроках он не только получает знания, но и учится работать. Занятия в классах с другими детьми воспитывают в детях трудолюбие и способность систематизировать полученную информацию.

Умение самостоятельно учиться и выполнять домашнее задание очень важно для школьника. Родителям же надо направить ребенка в нужное русло и приучить к ответственности

Не последнюю роль в этом процессе обучения играет выполнение домашних заданий. Однако домашняя атмосфера разительно отличается от той, которая присутствует в школе. Во-первых, дома малыш может отвлекаться от уроков на другие занятия, во-вторых, отсутствует такой фактор контроля, как оценки, ведь родители двойку не поставят. Плюс, учебник всегда под рукой и в него можно подглядывать, не боясь наказания. Подобная свободная обстановка имеет две стороны медали. Она способствует привитию интереса к учебе и знанием, но в то же время опасна тем, что может привести к безответственности.

Занятия с ребенком дома

В первую очередь следует понимать, что современная школа сильно отличается от тех школ, в которых училось старшее поколение. В настоящее время школьный процесс обучения построен так, что родителям необходимо уделять некоторое время на помощь в выполнении заданий своему ребенку. Можно выделить 3 основных направления, где от мам и пап требуется дополнительное вмешательство:

  1. Объяснение материала. Ребенок не всегда все сразу понимает на классных занятиях, а иногда и не все слушает. Первый шаг - объяснить упущенные и непонятые им моменты в изучаемой теме.
  2. Выполнение домашнего задания. Здесь нужен контроль, для того чтобы школьник занимался уроками, а не просто скучал над тетрадью.
  3. Проверка уроков. Всегда следует просматривать, как ребенок сделал домашнее задание.

Когда кроха начинает посещать школу, многие родители возлагают надежды на то, что в ней учителя сами все донесут ученикам и воспитают их. Однако в классе обычно около тридцати человек и проконтролировать все ли все усвоили просто невозможно. В результате объяснить ему то, что он не смог понять на уроке могут либо сами родители, либо репетитор. В том или ином случае ответственность за это ложиться на плечи родителей.



Современная школа сильно нагружает детей домашним заданием, поэтому стоит поддержать ребенка, особенно в первые два года обучения, но и уроки делать за него категорически нельзя

Занимаясь с ребенком дома важно не злиться на то, что приходится тратить свое время, и не ругать его за то, что он чего-то не может понять. Следует учитывать, что на занятии достаточно сложно усвоить все, ведь в классах находится сразу много детей, и у каждого из них индивидуальный темп и способность воспринимать материал. Кроме этого - шум и множество других отвлекающих вещей. Так что не стоит раньше времени списывать непонимание на глупость или лень. Вероятнее всего, причина связана с концентрацией внимания или организацией самого учебного процесса.

Контроль выполнения уроков

Контроль над школьником во время выполнения домашнего задания сводится к тому, чтобы сидеть с ним рядом или периодически приходить и проверять, чем он занят и как продвигаются дела. В противном случае, он быстро может переключить свое внимание на постороннее занятие, и тогда процесс может затянуться надолго.

Однако по опыту многих мам, такое постоянное присутствие и надзирательство над крохой требуется вплоть до третьего класса, после необходимость в этом отпадает. Подобный феномен легко объясняется. Дело в том, что у всех детей младшего школьного возраста имеется дефицит произвольного внимания. Это не является болезнью, просто так устроен детский мозг. Со временем ребенок это перерастает. С возрастом он будет становиться усидчивее, внимательнее и сосредоточеннее.

Что касается популярного диагноза «СДВ(Г)», который звучит, как синдром дефицита внимания и гиперактивность, то его можно отнести как минимум к половине детей, учащихся в первом-третьем классах. Лечение в этом случае не требуется, но организовать оптимальные условия выполнения домашних занятий необходимо. В будущем это поможет избежать скандалов на протяжении всего времени обучения в школьных стенах.

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Степень контроля над тем, как малыш делает домашнее задание, напрямую зависит от его возраста. Очень важно установить для первоклассников и второклассников четкий режим и порядок действий после возвращения домой из школы. Сначала небольшой отдых в течение часа или полутора часов. За это время ребенок уже достаточно отдохнет от классных занятий, но еще не успеет устать или сильно возбудиться, играя и развлекаясь. Дети должны привыкнуть к тому, что им ежедневно необходимо делать уроки.

В случае посещения малышом других внеклассных кружков, например, если он занимается спортом, танцами или рисованием, можно перенести выполнение уроков на более позднее время. Однако не стоит оставлять их на вечер. Для учеников на второй смене идеальным временем для того, чтобы делать домашнее задание является утро.

Процесс адаптации к школе может длиться до полугода. На этом этапе родители должны оказывать помощь крохе, чтобы он придерживался нового распорядка. Несколько полезных советов, которые сделают занятия дома более эффективными:

  1. Определенный ритм работы. Например, делать каждые 25 минут перерыв на 5-10 минут.
  2. Ко второму году учебы необходимо научить ребенка самостоятельно распределять свое время. С этого момента родитель подключается только, если малыш сам просит помочь. Иначе можно заставить думать кроху, что мама или папа и так все сделают вместо него.
  3. Приоритетность учебы. Когда ребенок садится делать домашнее задание, его не должно от этого ничего отвлекать, ни просьба вынести мусор, ни уборка в своей комнате. Все это можно отложить на потом.

В младших классах ребенок еще не адаптировался, не привык к выполнению домашних заданий. Ему необходимо делать перерывы в работе

Средняя и старшая школа

В старшем возрасте дети обычно сами распределяют собственное время. Для этого они уже хорошо запоминают что, в каком объеме и на когда было заданно. Однако почему-то далеко не все школьники справляются с уроками дома. Этому есть ряд причин и объяснений:

  1. Слишком высокая нагрузка, с которой кроха не справляется. В современных школьных учреждениях на дом задают достаточно большой объем, в результате чего еще дополнительные внеклассные занятия ведут к перегрузкам. Конечно, внеклассные занятия, наподобие уроков рисования или курсов иностранного языка, необходимы для более полноценного развития малыша, но очень важно, чтобы они были не из-под палки и не носили характер повинности. Ребенок должен получать от занятий удовольствие и отдыхать на них от школьной нагрузки. Кроме того, желательно не ставить временные границы выполнения уроков. Следует просто учить ребенка ставить перед собой реальные цели, которые он может достичь.
  2. Привлечение внимания. Постоянные упреки, ссоры и скандалы будут только поощрять плохое поведение. Особенно это касается тех случаев, когда малышу достается внимание только в результате непослушания или провинности. Похвала - первый шаг к тому, чтобы ребенок смог научиться все делать самостоятельно.
  3. Знание того, что уроки сделают за него. Часто ребенок просто не спешит делать уроки сам, так как понимает, что кто-то из родителей, в конце концов, сядет с ним рядом и поможет. Со стороны родителей помощь должна заключаться в том, чтобы направить ход мыслей крохи в нужную сторону и просто объяснить задание, а не решать его.

Быстрое и небрежное выполнение домашнего задания

Довольно распространена ситуация, когда школьник хочет быстрее сделать уроки, чтобы освободить время для игр и прогулок. Задача родителей некоторый период регулярно проверять качество выполненной работы. Не стоит прибегать к наказанию за плохо сделанные уроки. Лучше выяснить у ребенка причину, по которой это произошло. Необходимо дать понять, что только после выполнения домашних заданий, он сможет заняться делами по душе.


Если ребенок с самого начала процесса обучения приучен к правильному режиму дня, то выполнение домашних заданий не станет непреодолимым делом

Важно также не привязывать кроху к оценкам, а прививать любовь к знаниям, так как в приоритете у него должны стоять именно они. Из слов и действий родителей ребенок должен делать вывод, что не зависимо от его оценок и мнения учителей, его будут всегда любить. Осознание этого служит хорошим поводом для стараний и прилежности в учебе.

Основные принципы выполнения домашних заданий

После того, как родителям удалось научить ребенка делать уроки самостоятельно, без истерик и приказов, им стоит освоить простые правила работы дома. Они помогут избежать возвращения проблем с выполнением уроков. Эти принципы следующие:

  1. Режим и отдых. После занятий у школьника должно быть время на отдых, как минимум час, чтобы он мог без спешки поесть и расслабиться. Идеально, если кроха будет делать уроки всегда в одно и то же время. Плюс необходимы 10 минутные перерывы в процессе, чтобы ребенок не переутомлялся.
  2. Трудоемкие задания делать в первую очередь. Кроме того, лучше приучить школьника сперва все писать в черновике. Только после того, как взрослый проверит задание, он сможет переписать задание в тетрадь. Также больше доверяйте малышу и не контролируйте весь процесс. Ребенок обязательно это оценит.
  3. При обнаружении ошибок при проверке важно сначала похвалить кроху за его труд, а потом деликатно указать на них. Таким образом, обеспечивается спокойное восприятие ребенком своих промахов и поощряется в нем желание исправить их самостоятельно.
  4. Во время занятий никогда не нужно повышать голос на ребенка, критиковать или обзывать его. Это приведет к потере уважения и доверия к родителям.
  5. Из-за сложности даваемого в современной школе материала, мамам и папам лучше заранее изучить ту тему, в которой они неуверенны, чтобы качественно объяснить ее ребенку, если понадобится.
  6. Не делать уроки за малыша. Помогать стоит только в затруднительных ситуациях, а решать, писать и рисовать он должен сам. Главное, чтобы он приобрел знания, а хорошая оценка - дело второстепенное.

Важно не отказывать ребенку в помощи, даже при других планах. За детей несут ответственность родители, и именно им надо организовать режим дня и мотивировать его учится.

Наказывать за невнимательность неправильно, так как это возрастное свойство, которое школьник еще не умеет контролировать. Заставить сделать уроки - тоже не самый лучший подход. Лучше доступно объяснить значимость получаемых знаний.

Научить ребенка складывать буквы в слова, а слова в предложения – задачка не из простых. На этом нелегком пути от родителей потребуются терпение, аккуратность и последовательность. Сегодня мы ответим на основные вопросы: как научить ребенка читать по слогам без помощи педагогов, и какие упражнения для обучения чтению дома наиболее эффективны.

Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?

По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению – от 4,5 до 6 лет. На практике научиться читать ребенок стремится в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если вы не укладываетесь в общепринятые сроки, это говорит только о том, что процесс обучения следует немного отложить.

Существует целый ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые важные из них:

  • Нет проблем с произношением – у ребенка соблюден правильный темп и ритм речи, поставлены все звуки;
  • Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые в произношении слова;
  • Достаточное владение речью – богатый словарный запас, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои мысли;
  • Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
  • Свободная ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верх/низ.

Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет показывать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неправильно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.

Известные методики обучения детей чтению

Методика Как действует
Обучение по методу Домана Глобальное чтение – таким словосочетанием можно охарактеризовать методику Домана. Она предусматривает обучение чтению целыми словами и опирается на особенности работы мозга малыша. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка написанными на ярких карточках/плакатах словами («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запомнить и удерживать накапливающийся объем простых слов. Начинать следовать методике можно уже с 5-6 месяцев.
Метод чтения по слогам Традиционная методика, которая из года в год остается самой популярной у родителей, желающих научить ребенка читать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем – в слова. У детей старше 4,5-5 лет этот метод приносит быстрый результат. Материал легко закрепляется в игровых заданиях. Этот способ обучения используется в детских садах и школах, что несомненный плюс.
Метод чтения по складам В данной методике не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Например, слово «чашка» будет читаться не «чаш-ка», а «ча-ш-ка». Склад может состоять из одной буквы, из согласной и гласной, или из согласной и твердого/мягкого знака. Несмотря на то, что методика очень распространена, есть вероятность того, что ребенку придется переучиваться в школе – ведь там используют метод чтения по слогам. Привычка дробить слова на склады может укорениться, что будет впоследствии затруднять восприятие текста и замедлять чтение.
Кубики Зайцева Методика помогает освоить азы чтения с помощью восприятия слогов. Разнообразные таблицы, красочные кубики разных цветов с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединения буквы в слоги. Большой эффективности занятия с помощью кубиков Зайцева достигают при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития детей и т.д.). Рассматриваемая методика помогает получить максимальный результат за минимальное время у тех малышей, которым трудно усидеть на одном месте.

Мамам и папам, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, следует быть очень деликатными в подходе к этому важному вопросу. Чтобы у ребенка не пропал интерес к чтению с первых занятий, мы предлагаем вам познакомиться с актуальными советами. Они помогут в процессе обучения привить малышу любовь к книге.

Алфавит с раннего возраста

Пусть ребенок с грудничкового возраста «впитывает» в себя, как губка, название букв в песенно-игровой форме. Короткие запоминающиеся стишки о буквах отложатся в детской памяти, и ближе к двум годам ребенок сможет вполне осознанно их рассказать. Включайте время от времени различные песенки и мини-мультфильмы про алфавит, тем более, что в такой подаче буквы запоминаются играючи.

Ненавязчивое обучение

Для дошкольника игра – это главный процесс, через который он познает окружающий мир, в том числе и при освоении навыков. Скучные занятия и зубрежка не принесут должного результата, более того, ребенок может напрочь разлюбить чтение. Преподносите информацию в теплой обстановке, терпеливо, и ребенок усвоит нужные знания в том темпе, который подходит конкретно ему.

Занимайтесь каждый день

Если вы начали делать первые шаги в чтении слогов, и они прошли безрезультатно, рано опускать руки. Можно сделать перерыв в 1-2 дня, и затем попробовать вновь. У ребенка получилось прочесть пару слогов из гласных букв? Здорово, значит первоначальные навыки чтения получены и их нужно развивать. Занимайтесь регулярно, и результат не заставит себя ждать.

Заинтересовывайте чтением

Часто трудности в обучении возникают с теми детьми, которым в детстве практически не читали, и родственники не подавали собственный пример чтения книг. Это можно исправить. В вашем доме должны появиться рассказы, сказки, детская художественная литература, интересная вашему ребенку. Сделайте семейную традицию – чтение маленького произведения перед сном. Малыш не откажется от родительского внимания, а интересная история побудит его интерес к книге.

От простого к сложному

Бывает, что ребенок знает названия букв, но не знает звуки. Ребенок не сможет освоить чтение до того момента, как он хорошо выучит произношение звуков. Занимайтесь в этом случае поэтапно:

  1. изучайте звуки;
  2. переходите к чтению по слогам;
  3. научите ребенка слитию слогов.

Только после прохождения данных трех этапов можно приступать к обучению чтения полноценных слов.

Подробное видео с советами от педагога – учимся читать:

Первые шаги к чтению: знакомство с буквами

Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книгам и буквам с раннего возраста. Как правило, в 2-3 года малыши начинают проявлять внимание к алфавиту. Родителям очень важно обеспечить в этот момент правильное развивающее пространство.

Визуализация

Ребенок довольно быстро запомнит буквы, если в поле его зрения будет находиться яркий плакат с русским алфавитом. Кроха показывает на букву – произнесите соответствующий звук. Возможно, что вам придется не раз возвращаться к «А» и «Б» и повторять их, но именно так малыш быстрее их запомнит. Для занятых родителей хорошим подспорьем будет интерактивное панно с буквами – оно само озвучивает ту букву, на которую нажмет ребенок.

Осязание

Для запоминания букв алфавита ребенку важно задействовать и осязание. Для развития абстрактного мышления малыша предложите ему познакомиться с буквами, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона. Обращайте внимание на схожесть предметов и букв – турник похож на «П», а бублик – вылитая буква «О».

Чаепитие к буквами

Процесс изучения букв будет очень веселым и вкусным, если предложить ребенку съедобный алфавит. С помощью фигурных макарон можно сварить суп «Абвгдейка», а на десерт испечь собственноручно вылепленные печеньки – азбуку.

Магнитные развлечения

С помощью магнитной азбуки можно превратить процесс изучения букв в веселую и запоминающуюся игру. Например, малышей 1-2 лет можно завлечь, просто прикрепляя букву к поверхности холодильника и произнося её. «Дай мне буковку! Что это у нас? Это буква А!» Если ребенку уже есть 3 года, то ему понравится игра в «магнитную рыбалку». Нужно все магнитные буквы в контейнер, и сделать импровизированную удочку из палки и веревочки с магнитиком. Выловив «рыбку», произносите её название, проводя аналогию со словом. «Это рыбка Ж! Посмотри, как она похожа на жука!»

По клавишам

Дети очень любят повторять действия взрослых. Дайте малышу вволю понажимать кнопки в открытом текстовом редакторе – его заинтересует появление букв на экране. Покажите, как набрать самое простое слово «мама». Можно распечатать первое письмо, и вручить его ребенку. Даже если там будет совершенно немыслимое сочетание, это будет своеобразным толчком к запоминанию алфавита. Также для осваивания букв можно отдать ребенку «на растерзание» старую клавиатуру от компьютера.

Освоение принципа чтения по слогам

Обычно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется время, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть это естественное затруднение.

Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подобрать иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.

На заметку! Обязательно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»

Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий.

Важно! Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении трудного для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет значительно быстрее.

Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.

Большинство букварей для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» – «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» – «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.

Совет! Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно учить ребенка читать ежедневно.

Игры, способствующие обучению ребенка чтению

Навык чтения требует усердия и регулярных занятий. Чтобы обучение проходило с легкостью, рассматривайте картинки в книгах, обсуждайте ситуации, изображенные на этих картинках, составляйте по ним истории. Больше общайтесь и разговаривайте с ребенком – это поможет ему развить мышление и связную речь.

Для открытия чудесного, интересного и огромного мира книг мы предлагаем вам игры на изучение слогов, их правильное произношение и запоминание. Упражнения в данных играх подойдут для детей от 3 до 7 лет.

Игры для изучения букв Игры на умение складывать слоги Игры на развитие навыка чтения
Создайте вместе с ребенком образы букв, с которыми он сможет поиграть. Они должны быть яркими и запоминающимися. Можно самостоятельно сделать карточки с буквами и изображенными на них животными/предметами (А – АИСТ, Б – БАРАБАН и т.д.). Простая и в то же время интересная игра – «Составь слово». В основе: круги с написанными слогами и картинки, которые подсказывают ребенку, какое слово составить. Например, картинка с изображением реки. Ребенок должен выбрать два круга. На первом круге слог РЕ, на втором – КА. Картинка с изображением каши: выбираем круги со слогами КА и ША. Игра «Составь слово». Ребенку нужно составить слово из перепутанных местами слогов и букв. Например: создаем игровую ситуацию – внучка Маша решила сделать бабушке подарки и записала их, чтобы не забыть. Вдруг налетел сильный ветер и все перемешал. Давай поможем Машеньке вспомнить, что она хотела подарить бабушке, составив из перепутанных местами слогов и букв правильные слова.
Для запоминания буквы и звука рассказывайте короткие стихи-ассоциации, например:

А-ист А-збу-ку ли-стал,

На А-вто-бус о-поз-дал.

На Кар-тин-ку смо-трит Кот,

На Кар-тин-ке Кит плы-вет.

О-слик ви-дит О-бла-ка,

О-тра-жа-ет их ре-ка.

Игра «Найди загаданное слово». Нужно выложить перед ребенком дорожку из разных слов. Задача читателя: выбрать то, что вы загадали. Например, среди слов: «кошка, качели, стул, морковь», найти «живое» слово – животного, овощ, предмет мебели, детское развлечение. Игровое упражнение «Прочти быстро». Ребенок должен с максимально быстрой скоростью произнести слова:

– мыла, мыла, мыла, мила, мыла;

– сыр, сыр, сыр, мир, сыр;

– пила, пила, пила, липа, пила;

– соль, соль, соль, сел, соль;

– река, река, рука, река, рука.

Конструируйте с малышом буквы из подручных материалов – карандашей, спичек, счетных палочек или соленого теста. Игра «Слово в слове» очень интересна детям возраста 5-6 лет. Нужно найти слово поменьше в большом слове, например Э-ЛЕК-ТРО-СТАН-ЦИ-Я: КОТ, НОС, ТРОН и т.д. Игра «Назови, что видишь». Смысл игры – ребенок должен назвать на определенную букву все то, что он видит вокруг себя. Также можно называть на определенную букву животных (КОТ, КРЫСА, КРОЛИК), игрушки (МЯЧ, МАШИНА), или имена героев мультфильмов (КАРЛСОН, КРОШ).
Создайте альбом-раскраску, где на каждой страничке будет жить определенная буква. Для букв можно нарисовать домик, или украсить букву рисунком, начинающимся на неё (А- АСТРА, Б – БЕРЕГ и др.). Игра «Составь слог из половинок». Для игры нужно написать различные слоги на карточках из картона, и разрезать их пополам по горизонтали, затем перемешать. Задача ребенка состоит в том, чтобы собрать карточки и прочитать написанные на них слоги. Игровое упражнение «Догадайся, что неверно». Ребенку предлагается посмотреть на картинку, под которой написано слово с ошибкой. Задача состоит в том, чтобы прочитать слово по слогам, найти ошибку и заменить её нужной буквой (например, КО-РО-ВА и КО-РО-НА)
Для изучения букв можно использовать настольные игры – домино, лото с алфавитом. Лото с буквами родитель может сделать самостоятельно. Для изготовления потребуются 8 картонных карточек с написанными буквами, а также маленькие картинки с буквами, которые ребенок будет называть для поиска на карточках. Игры-ходилки хорошо помогают понять принцип чтения слогов. Такие игры можно приобрести или сделать самим, взяв готовые игры-ходилки за основу. В пустые клеточки надо вписать различные слоги. По ним необходимо передвигать фишку. Во время игры ребенок кидает кубик. Малыш должен читать слоги, встречающиеся на его пути. В процессе могут получиться звуковые дорожки, состоящие из 4-6 слогов. Победит в игре тот, кто быстрее прочитает все слоги и доберется до финиша. Игровое упражнение «Что в тарелке». Перед едой попросите ребенка по слогам произнести, что из продуктов находится перед ним. Помогайте произносить слова с большим количеством слогов, при этом задавайте темп произношения (КА-ША, МО-ЛО-КО, ПЮ-РЕ, ОВ-СЯН-КА).

Одним из интересных вариантов данной игры может быть игра в «повара». Задача ребенка – составить меню на обед из слов на выбранную букву, например «М». Если на одну букву получается мало слов, то можно предложить найти в холодильнике продукты, начинающиеся на 2 буквы и т.д.

Обратите внимание! Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал от процесса обучения и не терял интереса? Нужно заниматься с ним регулярно, но в то же время недолго. Для первых занятий будет достаточно 5-7 минут. Постепенно это время можно увеличить до 15-20 минут. Если вы будете проводить занятия в игровой форме, ребенку будет легко и не скучно познавать навык чтения.

Упражнения со словами: закрепляем навык

Как только ребенок научится сливать буквы в слоги, родителей можно поздравить с половиной пройденного пути. Теперь самое главное – закрепить полученный навык. В этом деле пойдут в ход веселые и интересные задания.

Во что играть Что делать
Кто что ест? Напишите в столбик названия животных: КОШ-КА, КО-РО-ВА, СО-БА-КА, БЕЛ-КА, КРО-ЛИК, МЫШ-КА. А справа и слева от слов нарисуйте картинки: рыбку, траву, кость, орех, морковь, сыр. Задача ребенка – прочитать слово и «накормить» с помощью стрелочек каждого питомца правильной едой.
Кто лишний? Напишите в столбик несколько слов: ГРУ-ША, ЯБ-ЛО-КО, А-НА-НАС, ПО-МИ-ДОР. Попросите ребенка зачеркнуть лишнее слово, причем обязательно объяснить свой выбор. Так можно поиграть с названиями овощей, одежды/обуви, цветов, деревьев, птиц и т.д.
Большой и маленький Напишите в верхней части листа слова ДЕ-РЕ-ВО, ГО-РА, ГРУ-ЗО-ВИК, ЖИ-РАФ, Я-ГО-ДА, КАП-ЛЯ, БУ-СИ-НА. Ниже нарисуйте две картинки – дом (большой) и цыпленка
(маленький). Пусть ребенок прочитает слова, и определит, какие из них большие и маленькие, и соединит линиями с подходящими картинками (ягоду, каплю и бусину – к цыпленку, остальные слова – к дому). Подобным образом можно делить слова на сладкие и кислые, тяжелые и легкие и др.
Кто где живет? Вперемешку запишите названия дикий и домашних животных: ВОЛК, ЛОСЬ, ЛИ-СА, КА-БАН, КО-РО-ВА, КО-ЗА, КОШ-КА, СО-БА-КА, ЁЖ. Под словами изобразите с одной стороны лес, с другой – деревенскую избушку с забором. Пусть ребенок прочитает слова и стрелочками изобразит, где живет каждый из зверей.

Формируем привычку читать книги с младенчества

В начале этой части советуем вам ознакомиться с опытом мамы. Как научить ребенка читать по слогам (видео):

Личный пример

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Известное выражение как нельзя кстати приходится к формированию у ребенка понятия о важности чтения. Если кроха будет часто видеть с книгой своих родителей, родственников, то для него чтение станет частью жизни. Пусть малыш с ранних лет знает, что чтение – это интересно, и хорошая книга вполне может заменить собой компьютерную игру или просмотр мультфильма.

Яркие иллюстрации

Выбирая книгу для начала чтения, не забывайте о том, что детям важны картинки. Благодаря выразительным, ярким рисункам следить за сюжетом ребенку будет легче и интереснее.

Регулярное чтение

Любовь к книгам формируется не в один момент. Если взрослый будет регулярно вслух читать ребенку небольшие сказки, уже спустя месяц-другой малыш будет сам проявлять больше интереса к произведениям. Первые прочитанные слова зачастую те, что изображены на обложке любимой книги.

Возможность выбора

Ребенку должно быть интересно то, что вы планируете с ним прочитать. Уже в 4 года маленький читатель способен определить, насколько ему интересна та или иная книга. В этом возрасте самое время для первого похода в библиотеку – позвольте малышу выбрать самому книгу в соответствии с собственным желанием.

Ограничение просмотра TV

Чтение, конечно же, требует от ребенка определенных интеллектуальных усилий. Чего не скажешь о телевидении – оно в прямом смысле отбирает возможность пофантазировать, предоставляя готовые образы. Совсем лишать просмотра мультфильмов не стоит, но ограничить время нахождения за экраном и строго подбирать разрешенные телепрограммы имеет смысл.

Чтение — один из трех учебных навыков, который необходим человеку наравне с умением писать и считать

60 слов в минуту — именно с этой цифры начинается понимание прочитанного текста. Ребенок, читающий меньше — не понимает, о чем шла речь в тексте или в задаче, а следовательно, ему гораздо труднее учиться, чем читающему от 60 слов

6 класс или 12-13 лет , именно к этому возрасту у человека формируется его постоянная скорость чтения. Именно в этот период она выходит на «плато» и больше не растет или растет медленно, если не использовать специальные техники, разгоняющие чтение (например, фоточтение или скорочтение)

Средняя скорость чтения человека колеблется между 180-300 словами в минуту

Нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению называется дислексия

При оценивании скорости чтения учитывают три фактора: скорость, количество ошибок и понимание прочитанного.

Как научить ребенка читать?

Это можно делать и в три года, и в пять.

Необходимо скачать, распечатать книжку и вырезать домик с окошечком.

Методика чудесный домик в первую очередь предназанчена для детей, которые не умеют читать или для детей, которые читают по слогам и вы хотите перейти к словесному чтению.

  • ничто не отвлекает внимание ребенка во время чтения
  • ребенок читает и запоминает только указанную букву, слог
  • увеличивается темп чтения
  • ребенок может составлять слова, имена и т.д.
  • можно взять с собой в дорогу, в поликлинику и т.д.

Как пользоваться домиком — в видео ниже:

Как повыстить скорость чтения ребенка?

После того, как ребенок научился соединять буквы в слоги (чтение в русском языке слоговое), необходимо преобразовать новое умение в навык.

Предлагаем вашему вниманию подборку простых, но действенных техник, которые увеличат скорость чтения в два или три раза.

Способ первый — Секундомер

Для этого нужно засечь, сколько слов ребенок прочитает за 1 минуту. Далее, ребенок читает второй раз тот же самый текст, ровно одну минуту. Прогресс фиксируется.

В течение недели тренируемся на разных текстах. Лучше всего для чтения подойдут тексты-диктанты соответствующего класса, в котором учится ребенок. Таким образом, кроме скорости чтения, повышается грамотность ребенка.

Способ второй — Чтение стихотворений

Для этого способа подойдут стихотворения С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, которые ребенок читает в течение недели.

Неделя — одно стихотворение. Благодаря этому способу, чтение для ребенка становится простым, он видит прогресс, а так же переходит от слогового чтения к чтению «словами».

Способ третий — Лучший результат

Выбираем текст (это может быть текст учебника по литературе, или любой другой по возрасту ребенка)

Здорово, если в чтении на время примет участие вся семья, и каждый зафиксирует свой прогресс. (соревнование проходит не друг с другом, а самим с собой — первое и второе время соответственно)

Чтение — не единственный, хотя несомненно важный навык школьника.

На что еще обратить внимние при подготовке ребенка к школе? Что важно, а что второстепенно?

Как используя лучшие методики и 20% действий получить 80% результата?

На тренинге вы узнаете:

  • Что желательно знать и уметь будущему первокласснику перед школой?
  • Психологическая готовность ребенка. Как проверить и исправить
  • Интеллектуальная готовность ребенка. Как узнать на сколько ребенок готов.
  • Готовность родителей. Как не «наломать дров»
  • Как говорить с ребенком о школе?
  • Адаптация первоклассников. Что делать, чтобы она прошла легко и незаметно?
  • Как мотивировать ребенка учиться?
  • Как выбрать портфель, пенал и школьные принадлежности
  • Как составить правильный режим дня первоклассника
  • Как развить внимания ребенка
  • Полезные навыки первоклассника
  • Знакомство с первым учителем. Как и что сделать, чтобы учитель стал лучшим другом, а не врагом.

Тренинг поможет родителям будущих школьников разобраться во всех моментах подготовки к школе и сделать ее проще

Потом необходимо понаблюдать за малышом, чтобы понять для себя: может ли ребенок контролировать работу кишечника и мочевого пузыря? Если нет, то процесс обучения к горшку принесет только разочарование и родителям, и ребенку.

Затем необходимо решить вопрос: когда начать приучение к горшку?

Самое главное - до того, как Вы начнете приучать ребенка к горшку, маме необходимо обучить его определенным навыкам, которые облегчат сам процесс.

Во-первых, необходимо научить ребенка обслуживать себя - снимать штанишки, трусики, а потом натягивать их обратно. Очень часто детки уже могут ходить на горшок самостоятельно, но отсутствие навыков обслуживания себя приводит к их отказу от горшка.

Основные признаки готовности к приучению:

  • ребенок старше 18 месяцев;
  • после дневного (полуденного) сна ребенок просыпается сухим, и его пеленки (подгузники) остаются сухими на протяжении еще двух часов. Это свидетельство того, что малыш умеет контролировать мочевой пузырь;
  • ребенок чувствует, что готов сходить по-большому: затихает, выглядит сосредоточенным и, когда покакает, говорит о том, что он сделал;
  • ребенок понимает и выполняет простые инструкции: например, сходи туда, принеси то, положи что-то туда-то и т. п.;
  • ребенок не против участвовать в раздевании: хочет сам снять носочки, штанишки, ботиночки. Понимает, что означает «одеть и снять трусики»;
  • знает и показывает части тела;
  • умеет сидеть спокойно в течение 5–10 минут, разглядывая игрушку или смотря мультик.

Если ребенок не проявляет вышеперечисленных признаков, то он не готов к освоению горшка.

  • на первом этапе приучения важно "донести горшок до ребенка, а не довести ребенка до горшка".
  • форма горшка должна быть простой, устойчивой и широкой без изображения животных и т. п. Избегайте сложных фасонов и конструкций;
  • купите восемь пар штанишек большого размера, чтобы ребенок мог легко снимать и надевать их;
  • в период приучения к горшку надевайте на ребенка короткие маечки, которые не надо поднимать вверх, чтобы не замочить. Одежда малыша должна быть без сложных застежек и бретелек;
  • заведите таблицу успехов ребенка и отмечайте в ней звездочками, как часто ребенок справился с задачей и сходил на горшок самостоятельно. Хвалите его за успехи;
  • знакомьте ребенка с горшком задолго до того, как Вы начнете приучать его. Не разрешайте играть с горшком, учите на нем сидеть;
  • когда идете в туалет, не стесняйтесь брать ребенка с собой, объясните, что туда мама будет делать «пи-пи», а ребенок в это время может сесть на свой горшочек. Потом мама говорит, что уже сделала «пи-пи» и надо одеть трусики и штанишки. Помогите ребенку надеть трусики;
  • научите ребенка различать сухое и мокрое. Научите выбирать между сухим и мокрым полотенцем, чтобы вытереть руки;
  • определите, какими словами будете описывать действия («пи-пи» и «ка-ка»), уточните, как в садике, в который будет ходить ребенок, называют эти процессы;
  • НИКОГДА НЕ ПРОЯВЛЯЙТЕ НЕДОВОЛЬСТВО ИЛИ ГНЕВ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕЧАЯННО ПРОМАЗАЛ. Дети очень восприимчивы и могут понять Вашу реакцию как неприятие и осуждение. Многие начинают отказываться ходить на горшок. Не давите на ребенка: он подумает, что сделал что-то плохое, и будет стараться сдерживать работу кишечника.

Как учить. Первый этап

Если все признаки налицо, поощряйте сидеть и пытаться сходить на горшок, пока Вы готовите вечернюю ванну. Хорошенько хвалите. Но избегайте слов «хороший мальчик» или «хорошая девочка», чтобы малыш не думал, что мама его одобряет только, когда он ходит в туалет.

Пытайтесь усаживать на горшок после завтрака, перед полуденным сном или после. Не волнуйтесь, если ребенок ничего не сделал: это будет тренировкой.

Если ребенок в течение недели успешно сидел на горшке, можно надеть на него штанишки.

Избегайте приучения к горшку, если Вы знаете, что будете слишком заняты некоторое время, приближаются праздники, Вы переезжаете, меняете работу, место жительства, Ваш ребенок недавно оправился от болезни, у Вас вскоре ожидается появление младшего ребенка, у старших проблемы со сном, старший проявляет признаки ревности и т. п.

Второй этап

Большинство детей готовы ко второму этапу в промежутке между одной-двумя неделями после начала первого. Но если ребенку уже три года, то это произойдет быстрее.

Основная задача мамы в это время - быть максимально свободной от домашних дел и проявлять максимум желания сотрудничать с ребенком. Если есть старшие дети, то лучше начинать обучение в выходные, когда за старшими может приглядывать муж.

Пусть в течение дня ребенок ходит дома в одежде, а не с голенькой попой. Так, сделав дело в штанишки, ребенок научиться различать состояния "сухое-мокрое".

Как правило, малыши к трем-четырем годам уже контролируют процесс мочеиспускания и самостоятельно пользуются горшком. Однако в ряде случаев приучение к горшку затягивается до пяти-шести лет или ночное недержание возвращается после длительного «сухого» периода. Поэтому родителям следует понимать, что такое детский энурез и как помочь малышу справиться с этим недугом, не навредив детской психике.

Приучение к горшку за семь дней

В первый день, после того, как ребенок проснулся, оденьте трусики. Не одевайте больше никакой одежды, кроме короткой футболки: так будет удобнее. Объясните, что, когда ребенок захочет в туалет, ему надо будет сходить на горшочек или сказать об этом маме. Продолжайте брать с собой в туалет, показывать и рассказывать, что Вы делаете.

В первые дни каждые 15 минут напоминайте о том, что надо сходить на горшок. Усаживайте, и пусть ребенок сидит 5–10 минут. Сядьте рядом и читайте книжку.

Когда он успешно воспользуется горшком несколько раз, можно увеличивать промежуток между высаживаниями.

Похвала и объятия сделают свое дело

Помните, что ребенку должно нравиться ходить на горшок.

Цель второго дня - стимулировать необходимость ходить на горшок без Вашего напоминания. Горшок должен быть доступен ребенку регулярно. Старайтесь организовать день так, чтобы ребенок не был слишком загружен играми и мог сам вспомнить, что ему надо сходить в туалет.

К третьему дню надо определиться, как часто ребенку необходимо ходить на горшок.

Не пытайтесь надевать на ребенка подгузники: все пойдет насмарку. Подгузники остаются только на ночь. На прогулку берите запасные штанишки.

К четвертому дню большинство деток уже умеют ходить на горшок без напоминания. Если в течение двух часов ребенок ни разу не воспользовался горшком, обязательно напомните ему об этом.

К концу первой недели неплохо обучить ребенка ходить на унитаз.

Постепенно ставьте горшок все ближе к ванной или туалету, чтобы в итоге горшок всегда стоял там.

Какие способы приучения ребенка к горшку использовать НЕЛЬЗЯ

Помните, что приучение к горшку заключается в формировании у ребенка рефлекса «позыв – горшок - опорожнение». Многие мамы по совету бывалых женщин старшего поколения начинают приучение слишком рано, высаживая ребенка на горшок и стимулируя мочеиспускание или дефекацию своеобразными звуками «пи-пи», «а-а» или звуком льющейся воды.

Этот способ приучения использовать категорически нельзя, потому как вследствие этого у ребенка формируется рефлекс «горшок – позыв - опорожнение», а переучить потом будет намного сложнее.

Следует отметить, что мальчики начинают контролировать процессы мочеиспускания и дефекации несколько позже, чем девочки. Поэтому, если у вас растет сын:

  • не ориентируйтесь в сроках начала приучения к горшку на успехи других деток,
  • определяйте готовность ребенка в соответствии с вышеперечисленными признаками.

Более того, перед многими молодыми мамами, воспитывающими мальчиков, встает вопрос: «Приучать малыша писать стоя или сидя?». Обращаем Ваше внимание, что приучение мальчика к горшку следует начинать именно с усаживания, поскольку у маленьких детей мочеиспускание нередко происходит одновременно с дефекацией. Только после того, как малыш научится четко разграничивать свои позывы, тогда можно показать ему, что писать можно стоя.

Хвалите малыша за успехи. Помните, что у детей до трех лет могут случаться неудачи, особенно когда они перевозбуждены во время игры или утомлены, но никогда не ругайте их за это. Стимулируйте ребенка помогать Вам убирать результат его оплошности, чтобы он понимал последствия своих действий.

Наблюдая за тем, как растёт наш ребёнок, мы думаем, что многим вещам он научится сам. Но приходит время, и становится понятно - не всё так просто, как кажется.

Кто бы мог подумать, что ребёнка надо будет учить жевать! Встречаются дети, которые, привыкнув к жидкой или мягкой пище с рождения, отказываются жевать и глотать более твёрдую еду даже после появления у них жевательных зубов. Это очень расстраивает мам. И часто беспокойство это оправданно, ведь употребление протёртой пищи может вызвать нарушение формирования прикуса, замедление созревания ферментных систем в желудочно-кишечном тракте и недостаточное очищение кишечника. Поэтому мама должна знать несколько несложных правил, или можно даже сказать «хитростей», которые помогут привить ребёнку желание жевать пищу самому.

Нужны такие хитрости и тогда, когда малышу приходит пора учиться пользоваться горошком и чистить зубы и, наверное, причины, по которым ему нужно это уметь объяснять не надо. Стоит лишь отметить, что начинать учить его этим необходимым навыкам желательно как можно раньше, но, естественно не до того, как малыш научиться сидеть или у него вырастут зубы.

Точно так же помощь родителей нужна ребёнку, когда он проявляет начальные попытки ползать или ходить. Ведь чем быстрее ребёнок научится двигаться, тем больше у него будет возможностей к познанию мира. К тому же ползание способствует укреплению двигательных мышц, формированию правильного физиологического изгиба позвоночника, что в дальнейшем поможет ему быстрее и легче встать на ноги в прямом смысле этого слова. Помогая малышу научиться ползать и ходить, вы избавляете его от некоторых трудностей, которые могут привести к неуверенности и отсутствию желания вообще куда – либо ползти или идти. Но будьте осторожны – всему своё время и организм ребёнка должен быть готов к такой нагрузке, иначе ваша помощь может только навредить.

Иногда врачи, при наличии той или иной патологии (чаще всего опорно-двигательного аппарата) рекомендуют родителям осознанно препятствовать статическим и двигательным нагрузкам на неокрепший организм ребёнка. Учитывая это, совсем не лишним будет, если родители будут иметь более подробную информацию о том, как, и когда учить ребёнка ползать и ходить.

И наберитесь терпения – у вашего ребёнка всё обязательно получится, а когда и как быстро – зависит только от вас.

Но иногда в жизни бывает так, что мама, ожидая этих счастливых моментов, со страхом понимает, что её ребёнок совсем не так развивается, как другие дети. И тогда нужно срочно обращаться за помощью к детскому невропатологу. Для того, чтобы избежать грустных эпизодов в жизни вашей семьи и написан раздел сайта как научить ребёнка…, посвящённый вопросам обучения детей различным навыкам.