Правильное обучение чтению ребенка-дошкольника. Надо ли учить ребенка читать до школы

Метелкина Т.Н.,

Ст. преподаватель кафедры психологии КГПУ

Уметь читать до школы, учить ребенка чтению в дошкольном детстве – хорошо это или плохо? Умение читать для первоклассников – это «плюс» или «минус» для успешности его обучения? Этот вопрос дискуссионный, часто обсуждаемый в психолого-педагогической теории и практике. В обществе бытует достаточно распространенное мнение, о том, что ребенок должен пойти в школу уже читающим. Родители зачастую гордятся рано начавшим читать ребенком. Более того, ряд школ выдвигают это условием для поступления в первый класс, и это является совершенно неправомерным. С каждым годом количество «читающих» детей в первых классах увеличивается. Как умение или неумение читать при поступлении в первый класс отражается на его эмоциональном благополучии, на эффективности обучения? Считать ли ребенка умеющего читать безусловно готовым к обучению. Вот те вопросы, которые побудили нас провести небольшое психологическое исследование.
В психологической теории и практике существует разные представления о составляющих структурных компонентах, определение содержания готовности ребенка к обучению в школе. Исследования по этому вопросу занимались Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова.Н.И., Поливанова, Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин включает в структуру готовности к школе три основные линии развития. Линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, а также линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Л.И Божович предлагает включить еще и линию мотивационной готовности. Согласно трактовке автора учебника «Возрастной психологии» В.С. Мухиной, готовность к школе предполагает навыки самоконцентрации и самооценки, наличие определенного уровня умственного, волевого, личностного развития, сформированности познавательной деятельности и познавательных интересов. Готовность к обучению в школе складывается из психологической, социальной, физической зрелости. Но, так или иначе, во всех представлениях речь идет именно о развитии ребенка как главного вопроса при определении готовности к обучению. Наличие в какой-то мере сформированных умений и навыков «школьного» характера не является обязательным. Указания на обязательное наличие умения читать не встречается ни в психологической теории, ни в официальных документах. Исследуя ребенка, необходимо обращать внимание на определенный уровень развития речи, говорить о развитии фонетико-фонематического слуха, восприятия, анализа, о знании букв. Программа дошкольного обучения и воспитания также не предполагает обязательного обучения навыку чтения как в предшкольный период, так и на более ранних этапах. Однако, в последнее время обучение присутствует в дошкольном возрасте, при этом он носит исключительно интеллектуалистический подход. Однако можно уметь и читать, и считать, но не быть готовым
Исследование проводилось в первых классах школ города Красноярска. На момент окончания адаптационного периода (ноябрь-декабрь) во всех первых классах обучалось 82 ученика. Из них 23 (28.0%) ученика умели читать на момент поступления в школу, и 59 (72.0%) учеников – не умели. На первом этапе было проведено исследования уровня тревожности всех школьников первых классов. В работе использовался детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS) Дж.Тейлор-А.М.Прихожан. Авторы теста выделяют пять уровней тревожности. Первый - состояние тревожности испытуемому не свойственно, что говорит о том, что подобное «чрезмерное» спокойствие может иметь, так и не иметь защитного характера. Второй - нормальный уровень тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Третий - несколько повышенная тревожность, часто связанная с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. Четвертый - явно повышенная тревожность, носящая «разлитой» генерализированный характер, и пятый - очень высокая тревожность. Дети, имеющие пятый уровень тревожности, входят в группу риска. В результате проведенного исследования отмечается, что количество детей в первых классах, имеющих нормальный уровень тревожности всего 18 процентов от общего количества. При этом достаточно большое количество детей имеют явно повышенную (17%) и очень высокую тревожность (28%). Но у самого большого количества первоклассников (36,6%) наблюдается третий уровень тревожности. Этот уровень, согласно тесту, связан с «ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни», предположительно, именно с ситуацией школьного обучения.
На втором этапе работы мы предположили, что дети не умеющие читать на момент начала обучения чтению оказываются менее подготовленными, чем их «читающие » сверстники. Так как количество «читающих» детей больше, то, вероятнее всего, педагог в своих требованиях ориентируется именно на их уровень подготовленности. Это может спровоцировать возникновение ситуации неуспешности для «не читающего» ребенка, вызвать эмоциональный дискомфорт, нервную напряженность, появления повышенного уровня тревожности, связанной с обучением. Таким образом, рабочей гипотезой стало предположение, что в группе детей, не умеющих читать к началу обучения чтению, количество детей с нормальным уровнем тревожности будет больше в процентном соотношении, чем в группе «читающих» детей. Первоклассники были разделены на две группы. Группу детей, не умеющих читать на момент начала обучения чтению мы обозначили как условно экспериментальную (Э). Группу детей, умеющих читать на момент начала обучению чтению как условно контрольную (К).
На втором этапе мы разбили всех обследованных детей на две группы по наличию навыка чтения на момент поступления в школу. Из общего количества обследованных детей 23 (28.0%) ученика составили группу «нечитающих» и 59 (72.0%) учеников – группа «читающих». Процентное распределение детей по уровням тревожности в каждой группе представлено в таблице 1.

Распределение учащихся первых классов в соответствии с выявленным уровнем тревожности.

Уровень Кол-во «читающих» Кол-во «нечитающих»
тревожности учеников учеников

V 16 27,1% 7 30.4%
IV 10 16,9% 4 17.4%
III 23 39.0% 7 30,4%
II 10 16,9% % 5 21,73%
I 0 0% 0 0

Анализ результатов исследования показал, что процент детей, испытывающих разлитую, генерализованную тревожность в обеих группах составил 16,9% («читающие») и 17,4% («нечитающие»), разница незначительная. Процент количества детей, составивших группу риска в группе «нечитающих» оказался выше, чем в группе «читающих». Процент, приходящийся на третий уровень тревожности, связанной с ситуацией в группе «читающих» выше (39%), чем в группе «нечитающие» (30,4%). Процент первоклассников, имеющих нормальный уровень тревожности в группе «нечитающих» выше (21,7%),чем в группе «читающих» (16,9%). Суммарное процентное количество детей имеющих уровень тревожности выше нормального в группе «нечитающих» составляет 78,2%. В группе «читающих» - 83,0%. Таким образом, процент количества высокотревожных первоклассников в группе детей, умевших читать на момент поступления в школу выше, чем в группе детей, не умеющих.

Первоначальная гипотеза не подтвердилась.
По полученным данным был проведен теоретический анализ. Мы более подробно рассмотрели и сравнили ситуации развития, в которых оказывается ребенок «читающий» и «нечитающий» ребенок до школы и с началом обучения навыку чтения в школе. Формирование навыка чтения не является обязательным компонентов возрастного развития дошкольного детства. Тогда возникает вопрос: как, при каких обстоятельствах возникает у дошкольника умение читать, и какую роль оно призвано выполнять? Встречаются случаи, когда родители приглашают специалистов для преднамеренного, организованного обучения навыку чтения в дошкольном детстве. В таком случае возникает вопрос о целесообразности с точки зрения решения задач возраста и о способах дальнейшего включения этого навыка в ход развития ребенка. Чаще всего, эта задача не решается должным образом. В иных случаях дети начинают читать либо стихийно, самостоятельно, по подражанию, либо под руководством ближайшего взрослого окружения. Оценивать это умение как полноценный навык чтения аналитико-синтетическим способом было бы неверно. Чаще это контекстное воспроизведение знакомых слов как буквосочетаний по памяти чтение, как способ познания утрачивает свою роль. Зачастую дети не понимают смысла прочитанного в случае чтения небольшого связного текста.
С точки зрения онтогенетического развития дошкольник 6-7 лет находиться в ситуации наступающего кризиса семи лет. К семи годам, готовясь к школе, ребенок постепенно готовиться к новой социальной роли - роли «ученика», постепенно формируется самооценка, для ребенка личностно значимым становиться ситуация успешности. Умение читать становится для него достижением, позитивно одобряемым взрослыми. Родители, подчеркивают значимость, с гордостью демонстрируют навык чтения своего ребенка. Более того, от ребенка ждут дальнейших успехов достаточно высокого уровня, транслируя ему высокий уровень требований.
С началом школьного обучения ситуация начинает меняться. Количество читающих детей в классе часто превышает количество не читающих. Можно предположить, что учитель будет сориентирован на эту группу учеников. Но методика и программа, определяющие содержание урока, предполагает формирование аналитико-синтетического навыка чтения. Таким образом, с одной стороны у «читающего» первоклассника происходит переформирование уже имеющегося навыка чтения, могут возникнуть сложности в звукобуквенном анализе слова. А с другой стороны, ребенок справедливо полагает, что он уже умеет читать, и поэтому не понимает, почему он должен учиться читать снова, по слогам. И как следствие, первоклассник дезориентирован в происходящем, возникают эмоциональные проблемы, снижается интерес к обучению. Привычная ситуация успешности может смениться на ситуацию неуспешности, которая на фоне высоких требований к ребенку со стороны близких, вызывает страхи несоответствия ожиданиям окружающих и проверки знаний, эмоциональный дискомфорт, нервное напряжение, и состояние повышенной тревожности, связанное именно со школой.
Для преодоления обозначенных проблем, снижения уровня тревожности, эмоционального дискомфорта «читающих» детей в школе необходима, прежде всего, корректная педагогическая тактика в учебно-воспитательном процессе, индивидуальный подход к ребенку, оптимизация детско-родительских отношений. А так же определение и конкретизация единых требований к уровню и составляющим подготовленности ребенка к школе и приведение в соответствие с ними процесса подготовки ребенка к школе, как в системе дошкольного воспитания, так и среди детей, не посещавших детский сад

Сейчас очень модно раннее развитие малышей. Едва ребенку исполнится год, как его уже начинают обучать читать и считать. Но уже доказано, что это чревато последствиями для формирующейся психики детей. Убеждение, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше - ошибочно. По мнению невропатологов, родители, стремящиеся к очень раннему обучению, могут навредить своему малышу.
Давайте разберемся, как происходит формирование ребенка.
● С ранних сроков беременности и вплоть до трех лет происходит формирование первого функционального блока мозга, который отвечает за эмоциональное, познавательное и телесное восприятие ребенка.
● В трехлетнем возрасте и до пяти лет - восьми лет формируется второй функциональный блок мозга. Он управляет восприятием: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.
● Как считают офтальмологи раннее обучение ребенка чтению чревато последствиями для глаз - может развиться близорукость от преждевременных зрительных нагрузок. Специалисты не рекомендуют учить читать раньше, чем в пять-шесть лет. До этого возраста происходит формирование цилиарной мышцы, которая отвечает за остроту зрения.
● Развитие сознательной психической деятельности ребенка происходит в возрасте от семи до пятнадцати лет.
● Функциональные блоки мозга формируются последовательно. Все попытки родителей «перепрыгнуть» какой-либо из этапов, негативно скажутся на развитии природных процессов, которые происходят в организме ребенка в тот или иной период. Попросту происходит искажение в естественном развитии малыша. Последствия раннего обучения ребенка могут проявиться не сразу. Тем они и чреваты. Спустя годы это может отразиться на эмоционально-личностных отношениях с людьми. А также может вылиться в непредсказуемую форму: заикание, тики, неврозы, в различные нарушения речи и навязчивые движения.
Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?
● у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;
● у ребенка отсутствуют логопедические нарушения. Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;
● ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо - влево;
● фонематический слух ребенка достаточно развит - он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.

В заключении подчеркнем еще раз: раннее чтение совсем не обязательно для ребенка. Если ваши занятия ребенок отвергает, значит, ему еще рано заниматься несвойственной его возрасту деятельностью. Будьте милосердны, подарите ребенку радость общения, радость детства.

Разворачивающийся перед глазами ребенка мир несет ему информацию более широкого содержания, чем освоение букв и цифр. Обучение чтению можно рассматривать как деятельность прикладного значения, аккуратно, по желанию малыша, в игровом плане входящую в его жизнь. Всему свое время.

Психофизическое благополучие ребенка, как и взрослого, предполагает физическое, психическое, эмоциональное здоровье.

И это главное в период детства.

Читающий до школы ребенок – это гордость не только для мамы и папы, но и для бабушки и дедушки. Даже если он больше практически ничего не знает и не умеет – это не особо важно. Главное, что он умеет читать. А так ли это важно для ребенка, которому до школы еще далеко? Когда следует начинать учить ребенка читать и нужно ли это вообще делать?

Конечно, если ребенок умеет читать, то это хорошо не только для мамы, но и для самого ребенка. Маме это хорошо тем, что ей не нужно будет тратить много времени на чтение книг для ребенка, можно просто подать ему книжку. Для ребенка это хорошо тем, что ему нет необходимости ждать, пока у мамы появится свободная минутка для того чтобы почитать ему книжку.

Ученые доказали, что у ребенка есть особый период, который называется периодом его «речевой одаренности». Он наступает, когда ребенку исполняется 5 лет. Именно в это время научить ребенка читать буде намного проще, чем во все остальные возрастные периоды.

Так все таки, учить ребенка читать или нет?

Плюсы того, что ребенок умеет читать, несомненны.

Но, при решении начинать учить ребенка читать, необходимо учесть еще один факт. Этот факт – желание учиться читать в настоящее время самого ребенка. Если ребенок сам желает научиться читать, то, конечно, необходимо ему в этом помочь. В настоящее время существует множество методик, которые помогают учить ребенка читать в игровой ненавязчивой форме, например , . Но прежде чем начинать учить ребенка читать, следует убедиться, что он знает все буквы из алфавита. Иначе ничего просто не получится.

Если ребенок не хочет учиться читать, то заставлять его не следует. Если ребенка заставлять учиться читать, то он просто потеряет весь интерес не только к чтению, но и к занятиям вообще. Поэтому учеба в школе будет для него трудным испытанием.

Можно ли привить ребенку любовь к чтению и к книгам? Конечно можно, если его окружают люди, которые любят читать. Если мама будет с желанием каждый день читать ребенку книжки, а затем они вместе будут рассуждать о ее содержании, то через какое-то время ребенок сам проявит желание научиться читать.

Таким образом, нет ничего плохого в том, что ребенок любит и умеет читать. Главное, чтобы чтение не стало для ребенка наказанием, иначе желание читать у ребенка может пропасть на всю жизнь.

Практически для всех современных родителей научить ребенка читать и писать стало своего рода спортивным соревнованием. С появлением моды на всевозможные методики раннего развития, родители буквально устраивают перегонки: чей ребенок научился раньше читать.

Ни для кого не секрет, что времена, когда мы считались самой читающей страной в мире, ушли безвозвратно. Теперь мы не можем похвастаться таким культурным уровнем, однако в этом не стоит винить развал Советского Союза. Появление компьютеров, видеоигр, телешоу и самых разнообразных фильмов намного больше привлекают молодежь, чем книги. Однако психологи и педагоги утверждают, что существует еще одна причина снижения у молодого населения любви к книгам - это раннее обучение чтению .

Зачастую, как уже было сказано, родители воспринимают умение ребенка читать как некое собственное достижение. Желание и заинтересованность в этом процессе самого ребенка заботливых мам совсем не интересует. Вот и получается, что обучая малыша читать, мы одновременно прививаем большую неприязнь к этому действу. Когда дети вырастают, и мамы уже не так сильно влияют на них, они просто перестают читать, ведь книга ассоциируется у них с ужасной скукой и обязаловкой.

Так все-таки , есть ли определенный период, когда ребенка нужно учить читать? Как узнать этот момент и как правильно начать обучение, чтобы не отбить навсегда желание читать у своего малыша?

Модные методики

Сейчас, в период огромного количества информации и новых педагогических и психологических теорий, в мир воспитания ребенка ворвалась мода на раннее развитие. Большое количество психологов хором утверждает, что познавательная активность ребенка наиболее интенсивна в период от 3 месяцев до 3 лет . Объясняют свой выбор возраста психологи тем, что именно в этот период человеческий мозг впитывает всю информацию, которую получает.

Один из основных идеологов раннего обучения - японский ученый Масару Ибуки даже выпустил книгу «После 3 уже поздно», в которой утверждает, что до трех лет ребенка можно научить практически всему. Возможность перегрузить ребенка информацией педагог отбрасывает, говоря о том, что детский мозг перестает воспринимать информацию, когда ее слишком много и просто отключается.

Кроме Масару Ибуки, существует огромное количество солидарных с ним ученых, например Глен Доман, Зайцев и так далее. Все они утверждают, что чем младше ребенок, тем легче и быстрее он воспринимает новую информацию.

Будучи уверенными, что рано развитые таланты обеспечат ребенку успешную жизнь родители не подозревают, что в раннем обучении существуют подводные камни.

Почему же раннее обучение получило такую неимоверную популярность среди молодых родителей? Этому есть различные объяснения. Одним из них является попытка родителей компенсировать свои неудачи в прошлом . Они хотят сделать из своего ребенка вундеркиндом не для его блага, а для того чтобы удовлетворить свое самолюбие. Возможно, кто-то не достиг желанных целей, не добился той жизни, которой хотел и теперь через ребенка пытается реализовать себя. Не стоит думать, что эти родители - монстры и намеренно издеваются над малышом. Зачастую такая мотивация воспитать ребенка-гения у них абсолютно не осознана, и они искренне верят, что ребенок сам этого хочет, что ему это интересно и что родители стараются для своего малыша. Но будучи уверенными, что рано развитые таланты обеспечат ребенку успешную учебу и дальнейшую жизнь родители даже не подозревают, что в таком раннем обучении существуют подводные камни.

Что там, в голове?

Существуют три основных этапа развития и созревания мозга. Процесс этот длительный и происходит от рождения и до 15 лет.

С начала беременности и до трех лет в детском мозгу формируются те структуры и системы, которые будут отвечать за физическое, эмоциональное состояние ребенка, а также за его познавательные способности. Эти структуры называются первым функциональным блоком мозга.

После трех и до 7-8 лет развивается второй функциональный блок. Этот блок отвечает за восприятие малыша. Органы зрения, слуха, обоняния и осязания будут контролироваться именно этим блоком.

До 12-15 лет развивается последний третий блок. Этот блок контролирует и организовывает активную и сознательную психическую деятельность ребенка.

Вы видите, что существует определённая последовательность развития функций мозга. Без первой ступени не может развиваться вторая и так далее. Когда мы пытаемся перепрыгнуть один уровень развития, мы рискуем прийти к негативным последствиям. Сбой программы развития мозга может повредить те процессы, которые происходят в мозгу и которые должны развиваться в определенное время и при определенных условиях.

Разумеется, негативного эффекта раннего обучения можно и не заметить в течение нескольких лет, однако они все равно рано или поздно проявятся. А проявиться такие сбои в программе мозга могут в виде неврозов, заикания, нервных тиков , да и просто в проблемах с социальными контактами.

Что касается именно раннего чтения, то стоит сказать, что этот процесс из-за своей тяжести для маленького ребенка, вызывает сильный приток крови к головному мозгу, ослабляя тем самым кровоснабжение дыхательных и пищеварительных органов.

К тому же не стоит забывать о вреде для зрения . Все офтальмологи дружно заявляют, что учить читать ребенка, не достигшему пятилетнего возраста - это значит своими руками портить ему зрение. Цилиарная мышца, которая отвечает за зрение, развивается как раз до 5-6 лет, заставляя ребенка так сильно перегружать глаза до этого возраста, вы рискуете разить у ребенка близорукость.

Верить ли в раннее обучение?

Подобные методики действительно заинтересовывают не только с педагогической точки зрения, но и с точки зрения любящих родителей. Кто бы не хотел, чтобы ребенок знал английский язык уже с шести лет, решал задачи уровня средней школы, будучи в первом классе. Картина действительно привлекательная и как утверждают авторы методик - реальная и выполнимая. Но об эффективности этих методик мы слышим только от самих авторов, а вот про их вред в один голос говорят многие врачи и педагоги. Помогает и статистика, согласно которой дети, позднее научившиеся читать и писать, в школе учатся намного успешнее своих «ранних» сверстников.

Юные дарования

Еще одним минусом, о котором никогда не упоминают авторы методик раннего развития - это десоциализация ребенка . Дело в том, что возраст от 3 до 7 лет - это период, когда основная деятельность ребенка - это общение и познание основных моральных норм и законов. В этом возрасте малыш должен постоянно общаться со сверстниками и взрослыми, учиться контактировать с людьми, находить общий язык, свободно чувствовать себя в социуме. А вместо этого ему нужно сидеть за книгой вместе с вами. Разумеется, в такой ситуации, ни о какой адаптации к обществу не будет идти и речи, ведь у ребенка просто отбирают возможность заниматься тем, чем он должен заниматься в этом возрасте.

Если вы все-таки решились учить ребенка читать, то помните, что самое главное в этом процессе - его желание и заинтересованность.

Основная форма деятельности ребенка в этом возрасте - это игра . Именно играя, ребенок учится общению, разделяет добро и зло, хорошие и плохие поступки. Этап обучения наступает у малыша позже - когда он идет в школу и уже готов к этому. Поклонники же раннего обучения, не дожидаясь психологической готовности малыша, сразу же окунают его в процесс обучения, не задумываясь о том, что это крайне сложно для ребенка этого возраста.

Именно и поэтому новоиспеченные одаренные дети, которые читают с двух лет, пишут с трех и знают наизусть несколько десятков стихов так и не находят друзей среди сверстников. Зачастую они замкнуты и малообщительны, не умеют находить общий язык с окружающими, и не идут на контакт.

Еще более опасной является сегодняшняя тенденция обучать ребенка не только чтению, но и точным наукам в возрасте до пяти лет. Таким образом, у ребенка напрочь отключается воображение , образное мышление, а ведь это так важно для развития малыша.

Как же учить?

Если вы все-таки решились учить ребенка читать, то помните, что самое главное в этом процессе - его желание и заинтересованность . Если вы сами понимаете, зачем ребенку уметь читать, вы без труда объясните ему это и мотивируете на обучение.

12664

любой нормально развивающийся ребенок именно в дошкольный период начинает проявлять интерес к буквам () и к процессу чтения и письма () и задача родителей поддержать и удовлетворить этот интерес.

другой вопрос, как это сделать? существует множество методик - , динамические , развивающая и т.д. все эти методики подробно описаны и доступны для изучения.

традиционным методом обучения был и остается звуко-буквенный метод (или как его еще называют – звуковой), при котором мы видим буквы, соотносим их со звуками и складываем в слоги, а затем в слова. по этому методу, ребенку, как вы понимаете, сначала нужно выучить буквы (не обязательно все), а затем научиться прочитывать их в слогах и словах.

изучаем буквы и звуки

к 2-4 годам дети начинают интересоваться буквами. буквы для ребенка - это абстрактные, ни с чем не связанные значки. и чтобы ребенок смог их запомнить, он должен иметь возможность играть с ними, чувствовать их, слышать и видеть. поэтому знакомство с буквами должно происходить в непроизвольной форме: раскрашиваем буквы, соединяем их по точкам, пишем мелом на асфальте, палочкой на песке; лепим буквы из пластилина, выкладываем из пуговиц, шнурка или счетных палочек; сворачиваем из проволоки, находим на магнитной доске; обводим по трафаретам; запоминаем по азбуке, узнаем большие буквы в ; показываем буквы на уличных вывесках и т.д.

развесьте буквы по всей квартире! периодически просите ребенка отыскать ту или иную букву или, наоборот, назвать показываемую вами букву.

таким неосознанным образом к четырем-пяти годам большинство детей знают уже 10-15 наиболее употребляемых букв (а, о, у, и, н, м, г, п, в, д, т, р и др.). только следует называть не буквы [эм] или [бэ], а звуки [м], [б]. т.е. когда мы говорим буква «м» или «б», мы все же имеем в виду звук [м] или [б]. это связано с тем, что ребенку потом будет трудно понять, как из звуков [дэ] [о] [эм] получается слово «дом».

мало кто из родителей, обучая своего ребенка чтению, объясняет ему, чем отличаются буквы (это то, что мы пишем и видим) от звуков (то, что произносим и слышим), как узнать гласные («поются») и согласные звуки, какие бывают согласные звуки (твердые, мягкие, звонкие, глухие), сколько звуков в слове, а сколько букв и т.д. и все же, не зная всех этих понятий, дети начинают читать! значит, изучение гласных и согласных никакого отношения к чтению не имеет. поэтому не стоит «загружать» детей звуко-буквенным анализом. с этим им еще предстоит столкнуться в первом классе. однако учить выделять последовательность звуков в словах - надо. иначе ребенок не сможет понять структуру слова и будет испытывать трудности при записи слов.

к 5 годам большинство детей начинают проявлять интерес к чтению, например, пытаются читать вывески на магазинах или делают вид, будто читают книгу. в таком случае можно попробовать начать учить ребенка читать. но будьте осторожны: обучение чтению – довольно однотипное и монотонное занятие, и дети часто теряют к нему интерес. поэтому все должно происходить в игре. в помощь родителю и ребенку желательно выбрать подходящее интересное, грамотно составленное, обучающее пособие.

выбор пособия

это довольно не просто - выбрать среди множества , азбук, рабочих тетрадей, книг с наклейками, настольных игр, которые призваны научить ребенка читать, именно то, что нужно вам и вашему ребенку!

при выборе пособия обратите внимание на следующие критерии:

Задания в пособии должны располагаться по принципу «от простого к сложному»: сначала чтение слогов, коротких слов, длинных слов и, наконец, предложений.

Подача материала - в игровой форме: яркая и эмоционально насыщенная. но в то же время есть «что почитать» - ведь для совершенствования навыка чтения нужны систематические тренировки.

Материал в пособии должен способствовать расширению словарного запаса, развитию познавательных процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения), речи.

Иллюстрации должны быть выполнены в спокойной цветовой гамме, не отвлекающие от чтения и не подсказывающие названия слов. с этой целью слова могут располагаться вверху страницы, а все предметные картинки к этим словам - внизу.

Шрифт должен быть крупный, постепенно уменьшающийся; на первых этапах слова разделены на слоги.

содержание занятия

занятие должно состоять не только из чтения слогов, слов или предложений. необходима смена видов деятельности: почитали, написали буквы или слова, что-то закрасили, полепили, выполнили задание на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), подвигались и т. д.

время занятия

выбирайте подходящий момент для обучения. ребенок должен быть в хорошем настроении и не уставшим. помните, чтением с ребенком 4-5 лет надо заниматься не более 5 минут, 5-6 летним – 10 минут, 6-7 летним – 15 минут. как только вы заметите, что ребенок отвлекается, прекратите занятие, даже если еще не прошло отведенное время.

поддерживайте ребенка

для ребенка важно внимание к его деятельности. он будет с большим удовольствием заниматься, если вы будите принимать непосредственное участие в его занятиях и будете радоваться его успехам. в конце занятия обязательно похвалите ребенка за его «работу», отметьте достижения. не бойтесь перехвалить! хвалите и хвалите.

давайте навыку чтения закрепиться

бывает, что ребенок научится читать слоги, но никак не может соединить их в слова. наберитесь терпения: значит, ребенок еще морально «не готов», всему свое время. также полезно делать однодневные перерывы в занятиях, а после 3-4 недель даже недельные перерывы! это позволит материалу лучше усвоиться. и вы увидите, что после отдыха ребенок начнет читать значительно лучше.

воспитывайте читателя

обязательно каждый день читайте ребенку стихи, сказки, рассказы. каждодневное чтение приобщает ребенка к книгам, показывает, как это интересно и полезно - уметь читать.

и наконец, самое главное: как же правильно начать обучать ребенка чтению?

обучение чтению ведется по следующему сценарию «от слогов к текстам»:

чтение слогов с первой гласной а, о, у, ы, э, и (обратные слоги) (аг, аб и т.д.). ребенку нужно назвать буквы в слоге по порядку «а, м» - «ам». для этого ребенок тянет первую букву, пока не сможет присоединить к ней вторую букву: ааааааааам.

на первых порах вторая буква в слогах должна быть фиксированной: ас, ос, ус. ребенок будет уже готов к тому, что вторая буква всегда с. далее усложняем упражнения: делаем в слогах фиксированной первую букву, например: аб, ав, ан.

примеры слов: ус, он, ам, уж, ав, ох, ах и т.п.

чтение слогов-слияний с гласными а, о, у, ы, э, и.

для начала можно играть в игру «угадай слог». вы спрашиваете ребенка: «какой слог получится, если соединить «б» и «а» (ба), «в» и «о» (во)?» на следующем этапе показываете на слог и пропеваете с ребенком хором слоги с одной фиксированной гласной (га, ба, ма и т.д., потом го, бо, мо). затем ребенку нужно самому учиться прочитывать слог: «тянуть» первый согласный звук и, когда он увидит гласную, с которой он соединяется, прочитать слог. постепенно ребенок научится видеть сразу две буквы. но если ваш ребенок все же читает не по слогам ма, а по буквам м а - ма – не переживайте. просто навык еще не закрепился. через пару недель он перейдет на слоговое чтение.

примеры слов: на, му, но, пи.

простые для чтения трехбуквенные и четырехбуквенные слова.

на этом этапе важно научить ребенка читать примыкающую букву в слогах типа ро-т. ребенок читает первый слог, запоминает его и проговаривает оставшуюся букву. трудность может заключаться в том, что ребенок будет читать не [т], а [тэ] – мягко поправляйте его. при чтении слогов типа и-ра, ка-ша нужно прочитать первый слог, запомнить его, прочитать второй, запомнить, а затем соединить в единое слово. если при чтении ребенок встречает букву и не помнит, как она называется – предложите обратиться к азбуке или сами напомните ему. в такой забывчивости нет ничего страшного: постепенно ребенок запомнит все буквы. предлагайте ребенку читать одни и те же слова по несколько раз. ведь дети любят делать то, что они уже умеют.

пример слов: кот, ира, сук, зуб, рак, оса, мыло, коза, губы.

чтение слов с обратными слогами (ут-ро, ок-но и т.д.) .

примеры слов: овца, утка, изба, игла.

чтение слогов-слияний с йотированными гласными е, е, ю, я.

примеры слов: ме, бе, мя-у.

чтение обратных слогов с йотированными гласными е, е, ю, я.

ребенок называет первую букву, которая в данном случае будет состоять из двух звуков [йэ] [йо] [йу] [йа] и примыкает согласную.

примеры слов: еж, ем, юг, ян.

сложные для чтения слова.

особую трудность вызывают слова типа с-то, г-рад. ребенку нужно назвать примыкающую букву, а затем оставшийся слог.

примеры слов: слон, стол, волк, хлеб, спал, парта.

чтение длинных слов (кар-тош-ка).

слова читаются по слогам.

примеры слов: молоко, машина, восток, телефон.

чтение адаптированных предложений.

если ребенок читает неправильно окончание слова или немного коверкает прочитанное, но, тем не менее, понимает смысл – не исправляйте его неточности. это будет расстраивать чтеца. главное, чтобы он понял, о чем прочитал. а погрешности уйдут сами собой.

чтение коротких адаптированных текстов.

адаптированные тексты - это небольшие, простые для восприятия произведения. детям должно быть интересно читать такие рассказы, они должны затрагивать эмоциональный мир ребенка. на начальных этапах сами прочитывайте ребенку произведение, а если оно длинное, то прочитывайте только его начало. это поспособствует заинтересованности ребенка. затем предложите малышу самому прочитать текст. после прочтения произведения задайте несколько вопросов по тексту.

после обсуждения текста предложите прочитать еще раз. вряд ли ребенок сможет пересказать прочитанный текст. он еще для этого слишком медленно читает. чтобы не отбить охоту к чтению – не заставляйте ребенка читать неинтересные и недоступные для его понимания тексты.

начинаем писать

на протяжении всего процесса овладения навыком чтения необходимо учить ребенка написанию слов, так как это помогает устранить затруднения при обучении чтению. нужно научить ребенка выделять в слове последовательно каждый звук. для этого полезно проводить игры «какая первая буква в слове», «какая последняя», «какая буква идет после д или стоит перед к» и т.д. затем нужно учить ребенка делить слова на слоги, выделять в слоге каждый звук и обозначать его буквой.

все дети развиваются по-разному. одни к поступлению в первый класс научатся читать только слоги, другие - слова, третьи - предложения. бегло, выразительно читать и при этом понимать и усваивать прочитанное - это конечный результат, которого дети достигают, уже обучаясь в школе. но так даже лучше - иначе ребенку будет слишком просто в первом классе, и он утратит интерес к учебе.

Материал к занятию.