Острые цитаты фаины раневской о мужчинах. Высказывания фаины раневской о любви

© ООО «Издательство АСТ», 2014

© Оригинал-макет, ООО «Книжкин Дом», 2014

© Ф. Раневская

Сквозь смех и слезы

А еще, моя хорошая, запомните: плохим людям я себя не доверяю…



А вы знаете, я цветы не люблю. Деревья – мыслители, а цветы – кокотки.

* * *


Бог мой, как прошмыгнула жизнь! Я даже никогда не слышала, как поют соловьи.

* * *

Бог мой, как я стара – я еще помню порядочных людей!

* * *

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и глупыми – чтобы они могли любить мужчин.

* * *

Боюсь играть – страшно. А играю шестьдесят лет. И все боюсь, боюсь…

* * *

Видела гнусность: «Дядя Ваня» – фильм. Все как бы наизнанку. Бездарно. Нагло, подло, сделали Чехова скучнейшим занудой, играют подло.

* * *

В Москве можно выйти на улицу одетой как бог даст, и никто не обратит внимания. В Одессе мои ситцевые платья вызывают повальное недоумение – это обсуждают в парикмахерских, зубных амбулаториях, трамвае, частных домах. Всех огорчает моя чудовищная «скупость» – ибо в бедность никто не верит.

* * *

Во время репетиции Завадский за что-то обиделся на актеров, не сдержался, накричал и выбежал из репетиционного зала, хлопнув дверью, с криком: «Пойду, повешусь!» Все были подавлены. В тишине раздался спокойный голос Раневской: «Юрий Александрович сейчас вернется. В это время он ходит в туалет».

* * *

Все, кто меня любили, – не нравились мне. А кого я любила – не любили меня.

* * *

В театре небывалый по мощности бардак, даже стыдно на старости лет в нем фигурировать. В городе не бываю, а больше лежу и думаю, чем бы мне заняться постыдным. Со своими коллегами встречаюсь по необходимости с ними «творить», они все мне противны своим цинизмом, который я ненавижу за его общедоступность…

* * *

В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернётесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает.

* * *

В театре меня любили талантливые, бездарные ненавидели, шавки кусали и рвали на части.

* * *

Воспоминания – это богатство старости.

* * *

В старости главное – чувство достоинства. А меня его лишили.

* * *

Вы не представляете, как утомительна популярность моя актерская. К примеру, к Новому году до тысячи приветствий – сижу, как каторжная, пишу ответы любезные… Старая, для того чтобы радоваться всему суетному…

* * *

В семье не без режиссера.

* * *

«Глупость – это род безумия» – это моя всегдашняя мысль в плохом переводе. Бог мой, сколько же вокруг «безумцев»!

* * *

Девушка вышла замуж за еврея. Подружки спрашивают:

– Ну как?

– Ой, девочки, я знала, что евреям делают обрезание, но чтобы так коротко!

* * *

Деляги, авантюристы и всякие мелкие жулики пера! Торгуют душой, как пуговицами.

* * *

Для меня всегда было загадкой, как великие актеры могли играть с актером, у которого нечего взять, нечем заразиться, хотя бы насморком! Как бы растолковать бездари: никто к вам не придет, потому что от вас нечего взять. Я от вас ухожу, потому что у вас нечего взять. А вообще я не признаю слова «играть». Пусть дети играют. Пусть музыканты играют. Актер должен жить.

* * *
* * *

«Души же моей он не знал, потому что любил ее». (Толстой.)

* * *

Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.

* * *

Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга – «Судьба – шлюха».

* * *

Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.

* * *

Если человек зимой, в холод, не подобрал бродячую псину, человек этот дрянь, способный на всякую подлость. И я не ошибаюсь.

* * *

Если у вас бессонница, считайте до трех. А если не поможет – до полчетвертого.

* * *

Если женщина идет с опущенной головой – у нее есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой – у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо – у нее есть любовник! И вообще – если у женщины есть голова, то у нее есть любовник!

* * *

Друга любить – себя не щадить.

* * *

Есть же такие дураки, которые завидуют известности.

* * *

Есть люди, в которых живет Бог, есть люди, в которых живет дьявол, есть люди, в которых живут только глисты…

* * *

– Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим, – требует капризная молодая актриса.

– Всё будет настоящим, – успокаивает ее Раневская. – Всё: и жемчуг в первом действии, и яд – в последнем.

* * *

Женщина в театре моет сортир. Прошу ее поработать у меня, убирать квартиру. Отвечает: «Не могу, люблю искусство».

* * *

Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна для того, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным.

* * *

Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

* * *

Жизнь моя… Прожила около, все не удавалось. Как рыжий у ковра.

* * *

Жизнь – это небольшая прогулка перед вечным сном.

* * *

Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.

* * *

Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много – в Книгу о вкусной и здоровой пище.

* * *


Или я старею и глупею, или нынешняя молодежь ни на что не похожа, – сказала как-то Раневская с горечью. – Раньше я просто знала, как отвечать на их вопросы, а теперь даже не понимаю, о чем они спрашивают.

* * *

Завадскому дают награды не по способностям, а по потребностям. Странно, что у него нет звания «Мать-героиня».

* * *

Иногда приходит в голову что-то неглупое, но и тут же забываю это неглупое. Умное давно не посещает мои мозги.

* * *

Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности. (О Ленине.)

* * *

Не лажу с бытом! Деньги мешают мне и когда их нет, и когда они есть. (Она жаловалась, что если б у нее было много денег, все узнали бы, какой у нее хороший вкус. Безденежье – верный спутник всей ее жизни.)

* * *

Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».

* * *

Как-то, когда Раневская еще жила в одной квартире с Вульфами, а маленький Алеша ночью капризничал и не засыпал, Павла Леонтьевна предложила:

– Может, я ему что-нибудь спою?

– Ну зачем же так сразу, – возразила Раневская. – Давай еще попробуем по-хорошему.

* * *

Как ошибочно мнение о том, что нет незаменимых актеров.

* * *

Знаете, есть такие крылатые слова: «Талант – это вера в себя». А по-моему, талант – это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой, своими недостатками, чего я, кстати, никогда не встречала у посредственности. Они всегда так говорят о себе: «Сегодня я играл изумительно, как никогда!», «Вы знаете, какой я скромный? Вся Европа знает, какой я скромный!»

* * *

За исполнение произведений на эстраде и в театре писатели и композиторы получают авторские отчисления с кассового сбора.

Раневская как-то сказала по этому поводу:

– А драматурги неплохо устроились – получают отчисления от каждого спектакля своих пьес! Больше ведь никто ничего подобного не получает. Возьмите, например, архитектора Рерберга. По его проекту построено в Москве здание Центрального телеграфа на Тверской. Даже доска висит с надписью, что здание это воздвигнуто по проекту Ивана Ивановича Рерберга. Однако же ему не платят отчисления за телеграммы, которые подаются в его доме!

* * *

Как жестоко наказал меня «создатель» – дал мне чувство сострадания. Сейчас в газете прочитала, что после недавнего землетрясения в Италии, после гибели тысяч жизней, случилась новая трагедия – снежная буря. Высота снега до шести метров, горы снега обрушились на дома (очевидно, где живет беднота) и погребли под собой все. Позвонила Н.И., рассказала ей о трагедии в Южной Италии и моем отчаянии. Она в ответ стала говорить об успехах своей книги!

…Как же мне одиноко в этом страшном мире бед и бессердечия.

Если бы на всей планете страдал хоть один человек, одно животное, – и тогда я была бы несчастной, как и теперь.

«Как много любви, а в аптеку сходить некому», – сказала Фаина Раневская о поклонниках, дарящих ей цветы охапками.

* * *

Как унизительна моя жизнь.

* * *

Когда мне не дают роли, чувствую себя пианисткой, которой отрубили руки.

* * *

Критикессы – амазонки в климаксе.

* * *

Кто-то заметил: «Никто не хочет слушать, все хотят говорить». А стоит ли говорить?

* * *

Когда я утром просыпаюсь и чувствую, что у меня ничего не болит – я думаю, что уже померла!

* * *

Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной. Но ведь зрители действительно любят? В чем же дело? Почему ж так тяжело в театре? В кино тоже Гангстеры.

* * *

Когда у Раневской спрашивали, почему она не ходит на беседы Завадского о профессии актера, Фаина Георгиевна отвечала:

– Я не люблю мессу в бардаке.

* * *

Кто-то сказал, кажется Стендаль: «Если у человека есть сердце, он не хочет, чтобы его жизнь бросалась в глаза». И это решило судьбу книги. Когда она усыпала пол моей комнаты, – листы бумаги валялись обратной стороной, т. е. белым, и было похоже, что это мертвые птицы. «Воспоминания» – невольная сплетня.

* * *

Куда эти чертовы деньги деваются, вы мне не можете сказать? Разбегаются, как тараканы, с чудовищной быстротой.

* * *

Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм – это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.

* * *

Люблю музыку – Бах, Глюк, Гендель, Бетховен, Моцарт. Люблю Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна – как он угадал Лермонтова в «Маскараде».

* * *

Кто, кроме моей Павлы Леонтьевны, хотел мне добра в театре? Кто мучился, когда я сидела без работы? Никому я не была нужна. Охлопков, Завадский, Александр Дмитриевич Попов были снисходительны, Завадский ненавидел. Я бегала из театра в театр, искала, не находила. И это все. Личная жизнь тоже не состоялась. …В театре Завадского заживо гнию.

* * *

Меня забавляет волнение людей по пустякам – сама была такой же дурой. Теперь перед финишем понимаю ясно, что все пустое. Нужна только доброта, сострадание.

* * *

Мучительная нежность к животным, жалость к ним, мучаюсь по ночам, к людям этого уже не осталось. Старух, стариков только и жалко, никому не нужных.

* * *

Мне попадались люди, не любящие Чехова, но это были люди, не любившие никого, кроме самих себя.

* * *

Моя жизнь: одиночество, одиночество, одиночество до конца дней.

* * *

Мысли тянутся к началу жизни – значит, жизнь подходит к концу.

* * *

…Наверное, я чистая христианка. Прощаю не только врагов, но и друзей своих.

* * *

Напора красоты не может сдержать ничто! (Глядя на прореху в своей юбке.)

* * *

Научиться быть артистом нельзя. Можно развить свое дарование, научиться говорить, изъясняться, но потрясать – нет. Для этого надо родиться с природой актера.

* * *

Моя любимая болезнь – чесотка: почесался и ещё хочется. А самая ненавистная – геморрой: ни себе посмотреть, ни людям показать.

* * *

Народ у нас самый даровитый, добрый и совестливый. Но практически как-то складывается так, что постоянно, процентов на 80, нас окружают идиоты, мошенники и жуткие дамы без собачек. Беда!

* * *

Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям – играй после этого Островского!

* * *

Недавно прочитала в газете: «Великая актриса Раневская». Стало смешно. Великие живут как люди, а я живу бездомной собакой, хотя есть жилище! Есть приблудная собака, она живет моей заботой, – собакой одинокой живу я, и недолго, слава Богу, осталось. Кто бы знал, как я была несчастна в этой проклятой жизни, со всеми своими талантами. Кто бы знал мое одиночество! Успех – глупо мне, умной, ему радоваться.

* * *

Невоспитанность в зрелости говорит об отсутствии сердца.

* * *

Ничего кроме отчаянья от невозможности что-либо изменить в моей судьбе.

* * *

Нет болезни мучительнее тоски.

* * *

Ничто так не дает понять и ощутить своего одиночества, как когда некому рассказать свой сон.

* * *

– Нонна, а что, артист Н. умер?

– То-то я смотрю, он в гробу лежит…

* * *

Ночью болит все, а больше всего – совесть.

* * *

Ну и лица мне попадаются, не лица, а личное оскорбление! В театр вхожу, как в мусоропровод: фальш, жестокость, лицемерие. Ни одного честного слова, ни одного честного глаза! Карьеризм, подлость, алчные старухи.

* * *

– Ну-с, Фаина Георгиевна, и чем же вам не понравился финал моей последней пьесы?

– Он находится слишком далеко от начала.

* * *

Одиночество как состояние не поддается лечению.

* * *

Одиночество – это состояние, о котором некому рассказать.

* * *

Однажды ей позвонил молодой человек, сказав, что работает над дипломом о Пушкине. На эту тему Раневская была готова говорить всегда. Он стал приходить чуть ли не каждый день. Приходил с пустым портфелем, а уходил с тяжеленным – вынес половину библиотеки. Она знала об этом. «И вы никак не реагировали?» – «Почему? Я ему страшно отомстила!» – «Как же?» – «Когда он в очередной раз ко мне пришел, я своим голосом в домофон сказала: “Раневской нет дома”».

* * *

(О том времени, когда начали выдавать паспорта.) «Можно было назвать любую дату – метрик никто не требовал. Любочка (Л. Орлова) скостила себе десяток лет, я же, идиотка, только год или два – не помню. Посчитала, что столько провела на курортах, а курорты, как известно, не в счет!»

* * *

Однажды начало генеральной репетиции перенесли сначала на час, потом еще на 15 минут. Ждали представителя райкома – даму очень средних лет, заслуженного работника культуры. Раневская, все это время не уходившая со сцены, в сильнейшем раздражении спросила в микрофон:

– Кто-нибудь видел нашу ЗасРаКу?!

* * *

Он умрет от расширения фантазии. (О режиссере Ю. Завадском.)

* * *

Оптимизм – это недостаток информации.

* * *

О розах: «Посмотрите, какое величие! Нельзя оторваться от них, не думать о них. Они стареют, у нас на глазах распускаясь. Первый человек, который сравнил женщину с розой, был поэтом. А второй – пошляком».

* * *

Орфографические ошибки в письме – как клоп на белой блузке.

* * *

Перечитываю Бабеля в сотый раз и все больше и больше изумляюсь этому чуду убиенному.

* * *

Очень тяжело быть гением среди козявок.

* * *

Очень завидую людям, которые говорят о себе легко и даже с удовольствием. Мне этого не хотелось, не нравилось.

* * *

О режиссере: перпетум кобеле.

* * *

О своих работах в кино: «Деньги съедены, а позор остался».

* * *

Поняла, в чем мое несчастье: я, скорее, поэт, доморощенный философ, «бытовая дура» – не лажу с бытом! Вещи покупаю, чтобы их дарить. Одежду ношу старую, всегда неудачную. Урод я.

* * *

Перестала думать о публике и сразу потеряла стыд. А может быть, в буквальном смысле «потеряла стыд» – ничего о себе не знаю.

* * *

– Ох, вы знаете, у Завадского такое горе!

– Какое горе?

– Он умер.

* * *

Пи-пи в трамвае – все, что он сделал в искусстве.

* * *

Поклонница просит домашний телефон Раневской. Она:

– Дорогая, откуда я его знаю? Я же сама себе никогда не звоню.

* * *

«Перед великим умом склоняю голову, перед Великим сердцем – колени» – Гете. И я с ним заодно. Раневская.

* * *

Понятна мысль моя неглубокая?

* * *

После очередной стычки с главным режиссером Мосфильма Иваном Пырьевым Раневская сказала, что она лучше будет принимать «антипырьин» три раза в день, чем согласится на совместную работу.

* * *

Принесли собаку, старую, с перебитыми ногами. Лечили ее добрые собачьи врачи. Собака гораздо добрее человека и благороднее. Теперь она моя большая и, может быть, единственная радость. Она сторожит меня, никого не пускает в дом. Дай ей Бог здоровья!

* * *

«Просящему дай» – Евангелие. А что значит отдавать и непросящему? Даже то, что нужно самому?

* * *

Против кого дружим, девочки? (Заглядывая в комнату, где сидели актрисы и про кого-то бурно сплетничали.)

* * *

Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.

* * *

Птицы ругаются, как актрисы из-за ролей. Я видела, как воробушек явно говорил колкости другому, крохотному и немощному, и в результате ткнул его клювом в голову. Все, как у людей.

* * *

Ребенка с первого класса школы надо учить науке одиночества.

* * *

Прислали на чтение две пьесы.

Одна называлась «Витаминчик», другая – «Куда смотрит милиция?».

* * *

Раневская кочевала по театрам. Театральный критик Наталья Крымова спросила:

– Зачем все это, Фаина Георгиевна?

– Искала… – ответила Раневская.

– Что искали?

– Святое искусство.

– В Третьяковской галерее…

* * *

Сказка – это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль – это когда наоборот.

* * *

Сегодня была у Щепкиной-Куперник, которая говорила о корректоре, который переделал фразу «…на камне стояли Марс и Венера» в «МАРКС и Венера».

* * *

Самое ужасное – обидеть, огорчить человека, ударить собаку, не покормить ее голодную.

* * *

Сегодня встретила «первую любовь». Шамкает вставными челюстями, а какая это была прелесть…

Мы оба стесняемся нашей старости.

* * *

Сейчас, когда человек стесняется сказать, что ему не хочется умирать, он говорит так: очень хочется выжить, чтобы посмотреть, что будет потом. Как будто если бы не это, он немедленно был бы готов лечь в гроб.

* * *

Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!

* * *

Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.

* * *

Сняться в плохом фильме – все равно, что плюнуть в вечность.

* * *

Соседка, вдова моссоветовского начальника, меняла румынскую мебель на югославскую, югославскую – на финскую, нервничала. Руководила грузчиками… И умерла в 50 лет на мебельном гарнитуре. Девчонка!

* * *

Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает легкий флирт.

* * *

Самое сильное чувство – жалость.

* * *

Старая харя не стала моей трагедией – в 22 года я уже гримировалась старухой и привыкла, и полюбила старух в моих ролях. А недавно написала моей сверстнице: «Старухи, я любила вас, будьте бдительны!»

Книппер-Чехова, дивная старуха, однажды сказала мне: «Я начала душиться только в старости».

Старухи бывают ехидны, а к концу жизни бывают и стервы, и сплетницы, и негодяйки… Старухи, по моим наблюдениям, часто не обладают искусством быть старыми. А к старости надо добреть с утра до вечера!

* * *

Старость – это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.

* * *

Старость – это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости.

* * *

Спутник славы – одиночество.

* * *

Стараюсь припомнить, встречала ли в кино за 26 лет человекообразных? Пожалуй, один Черняк, умерший от порядочности.

* * *

Старость – это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.

* * *

Странно – абсолютно лишенная (тени) религиозной, я люблю до страсти религиозную музыку. Гендель, Глюк, Бах!

* * *

С упоением била бы морды всем халтурщикам, а терплю. Терплю невежество, терплю вранье, терплю убогое существование полунищенки, терплю и буду терпеть до конца дней. Терплю даже Завадского.

* * *

Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.

* * *

У моей знакомой две сослуживицы: Венера Пантелеевна Солдатова и Правда Николаевна Шаркун.

А еще: Аврора Крейсер.

* * *

Удивительно, когда мне было 20 лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать.

* * *

«Еще осенний лес не жалок,

Еще он густ и рыж, и ал» – стихи молодого поэта из Тулы (по радио).

– О Бог мой, за что мне такое!

* * *

Толстой сказал, что смерти нет, а есть любовь и память сердца. Память сердца так мучительна, лучше бы ее не было… Лучше бы память навсегда убить.

* * *

То, что актер хочет рассказать о себе, он должен сыграть, а не писать мемуаров. Я так считаю.

«То, что писатель хочет выразить, он должен не говорить, а писать» – Э. Хемингуэй.

* * *

«У вас такой же недостаток, что и у меня. Нет, не нос – скромность!» – Фаина Раневская Елене Камбуровой.

* * *

– Сударыня, не могли бы вы разменять мне сто долларов?

– Увы! Но благодарю за комплимент!

* * *

Умный знает, как выпутаться из трудного положения, а мудрый никогда в него не попадает.

* * *

Узнала ужас одиночества… Большой это труд жить на свете. И такая печаль, такая печаль… Я одинока…

Цитаты Фаины Раневской знают все. В принципе, нынешняя известность Фаины Георгиевны во многом и обусловлена ее меткими остротами и афоризмами. Почему ее актерский талант не был оценен по достоинству, а вот высказывания Раневской до сих пор остаются популярны - загадка для всех… Мы собрали самые удачные цитаты Раневской.

Лучшие смешные афоризмы Фаины Раневской

Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.

Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».

Я себя чувствую, но плохо.

Почему все дуры такие женщины.

Облысение – это медленное, но прогрессивное превращение головы в ж...пу. Сначала по форме, а потом и по содержанию.

Милочка, если хотите похудеть - ешьте голой и перед зеркалом!

Многие жалуются на свою внешность, и никто - на мозги.

Когда я выйду на пенсию, то абсолютно ничего не буду делать. Первые месяцы просто буду сидеть в кресле-качалке.
- А потом?
- А потом начну раскачиваться.

Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда.

Когда у попрыгуньи болят ноги, она прыгает сидя.

Умный знает, как выпутаться из трудного положения, а мудрый в него никогда не попадет.

И что только ни делает с человеком природа.

Бог создал женщин красивыми для того, чтоб их любили мужчины, а глупыми – для того, чтоб они любили мужчин.

Королева второго плана и королева афоризмов, большинство из которых стали крылатыми, прожила долгую, насыщенную жизнь, полную драматизма и одиночества. Вполне возможно, что именно одиночество и повлияло на специфическое чувство юмора Раневской. Выдавать шутку за шуткой практически всю жизнь (прожила актриса 88 лет) сможет далеко не каждый. Многие считают, что остроты актриса придумывала специально. Но Фаина Георгиевна цитаты и афоризмы скорее даже не придумывала, а просто они рождались у нее сами по себе, непроизвольно - бах, готово новое смешное высказывание.

Меткие цитаты о мужчинах, женщинах и любви

Раневская выступала на одном из литературно-театральных вечеров. Во время обсуждения девушка лет шестнадцати спросила: - Фаина Георгиевна, что такое любовь? Раневская подумала и сказала: - Забыла. А через, секунду добавила: - Но помню, что это что-то очень приятное.

- Фаина Георгиевна, на что похожа женщина, если ее поставить вверх ногами? - На копилку. - А мужчина? - На вешалку.

Вот женишься - тогда поймёшь, что такое счастье Но поздно будет.

- Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.

Раневская возвращается с гастролей. Разговор в купе. Одна говорит: "Вот вернусь домой и во всем признаюсь мужу". Вторая: "Ну, ты и смелая". Третья: "Ну, ты и глупая". Раневская: "Ну, у тебя и память".

Отправившись - от нечего делать на гастролях днем - в зоопарк, артисты увидели необычного оленя, на голове которого вместо двух рогов красовалось целых четыре. Послышались реплики: - Какое странное животное! Что за фокус? - Я думаю,- пробасила Раневская, - что это просто вдовец, который имел неосторожность снова жениться.

Однажды Фаина Раневская спросила Анну Ахматову: - Кто муж овцы? Ахматова сказала: - Баран, так что завидовать нечему.

Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм это не извращения, - строго объясняет Раневская: Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.

- Вы не поверите, Фаина Георгиевна, но меня еще не целовал никто, кроме жениха. - Это вы хвастаете, милочка, или жалуетесь?

Если женщина идет с опущенной головой - у нее есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой - у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо - у нее есть любовник! И вообще - если у женщины есть голова, то у нее есть любовник!

Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает легкий флирт.

Настоящий мужчина - это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет - это её муж.

Больше всего в жизни я любила влюбляться.

Скандальная особа, одинокая и ранимая душа, язвительная дама с толстым голосом, доморощенный философ с сигаретой и просто актриса, способная собой заменить всю группу. Это все – Фаина Раневская. Она имеет массу всевозможных наград и званий, сыграла более четырех десятков ролей в кино и театре. При этом о своих съемках в кинолентах Раневская отзывалась совсем не лестно: «Деньги съедены, а позор остался». Несмотря на этот сарказм, образы ее киногероинь запомнились зрителям навсегда, что особенно ценно, если учесть, что главных ролей у актрисы не было. Меткая фраза про деньги - это лишь одна из остроумных фраз, которые она оставила после себя. В принципе, высказывания Фаины Георгиевны были не очень оптимистичным… Цитаты Раневской смешные и грустные одновременно.

Крылатые фразы Фаины Раневской

Как я завидую безмозглым.

Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка.

Как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи.

Паспорт человека – это его несчастье, ибо человеку всегда должно быть восемнадцать, а паспорт лишь напоминает, что ты не можешь жить как восемнадцатилетняя.

Старость, это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.

Я ведь еще помню порядочных людей… Боже, какая я старая.

Спутник славы – одиночество.

Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.

Оптимизм – это недостаток информации.

У меня хватило ума прожить жизнь глупо.

Когда мне не дают роли, чувствую себя пианисткой, которой отрубили руки.

Вторая половинка есть у мозга, ж...пы и таблетки, а я изначально целая.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.

Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень.

Народ у нас самый даровитый, добрый и совестливый. Но практически как-то складывается, что постоянно, процентов на восемьдесят, нас окружают идиоты, мошенники и жуткие дамы без собачек. Беда!

Сейчас, когда человек стесняется сказать, что ему не хочется умирать, он говорит так: очень хочется выжить, чтобы посмотреть, что будет потом. Как будто, если бы не это, он немедленно был бы готов лечь в гроб.

Мысли тянутся к началу жизни - значит, жизнь подходит к концу.

Старость – это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.

Половина лжи, которую распространяют обо мне, не соответствует действительности.

Воспоминания – это богатство старости.

Я не пью, я больше не курю и я никогда не изменяла мужу – поточу, что у меня его никогда не было.

Как много любви, а в аптеку сходить некому.

Когда мне было 20 лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать.

Они живут вместе. Как муж и жена. Хотя нет. Они живут гораздо лучше.

У них были разные вкусы: она любила мужчин, а он – женщин.

— известная и популярная советская актриса театра и кино. Сегодня многие критики и журналисты считают её одной из величайших русских актрис XX века. На её счету около 30 фильмов и бесчисленное количество спектаклей. В 1992 году английская энциклопедия «Кто есть кто» включила её в список десяти самых выдающихся актрис XX века.
Но есть и ещё одна отличительная черта, по которой актрису запомнили миллионы — это изречения, цитаты и афоризмы Раневской. Они мгновенно стали крылатыми и разошлись по всей стране и за её пределами. И даже спустя многие годы после годы, после того как её не стало, эти слова не теряют своей актуальности!

Представляем Вам лучшие фразы и цитаты Фаины Раневской. Их больше сотни:
1. Я не умею выражать сильных чувств, хотя могу сильно выражаться.
2. Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья.
3. Я заметила, что если не кушать хлеб, сахар, жирное мясо, не пить пиво с рыбкой – морда становится меньше, но грустнее.
4. Моя любимая болезнь - чесотка: почесался и ещё хочется. А самая ненавистная - геморрой: ни себе посмотреть, ни людям показать.
5. Дамы, не худейте. Оно вам надо? Уж лучше к старости быть румяной пышкой, чем засушенной мартышкой!
6. Одиночество - это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.
7. Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.
8. Душа - не жопа, высраться не может.
9. В старости главное - чувство достоинства, а его меня лишили.
10. У меня хватило ума глупо прожить жизнь. Живу только собой - какое самоограничение.
11. Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!
12. На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый - не может.
13. Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
14. Очень тяжело быть гением среди козявок.
15. Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.

16. 85 лет при диабете - не сахар.
17. Хотелось бы мне иметь её ноги - у нее были прелестные ноги! Жалко - теперь пропадут.
18. Сказка - это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль - это когда наоборот.
19. Толстой сказал, что смерти нет, а есть любовь и память сердца. Память сердца так мучительна, лучше бы её не было… Лучше бы память навсегда убить.
20. Отпускайте идиотов и клоунов из своей жизни. Цирк должен гастролировать.
21. Спутник славы - одиночество.
22. Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.
23. Ничего кроме отчаянья от невозможности что-либо изменить в моей судьбе.
24. Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа.
25. Ненавижу, когда бл@дь строит из себя невинность!
26. Понятна мысль моя неглубокая?
27. Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.
28. Кто бы знал моё одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной…
29. Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень
30. Уясните раз и навсегда, что характер вашей женщины - это отражение вашего к ней отношения. Для непонятливых: это не она стерва, это ты мудачьё.

31. Я как яйца: участвую, но не вхожу.
32. Цинизм ненавижу за его общедоступность.
33. Почему все дуры такие женщины?
34. Питаться в одиночку так же противоестественно, как срать вдвоем!
35. Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.
36. Талант - как бородавка - либо он есть, либо его нет.
37. Что за мир? Сколько идиотов вокруг, как весело от них!
38. Мне всегда было непонятно - люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.
39. Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна для того, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно 40. глупа, чтобы нравиться мужчинам умным.
41. Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.
42. Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и - глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
43. Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка.
44. Пионеры, идите в жопу.
45. Многие жалуются на свою внешность, и никто - на мозги.

46. Страшно грустная моя жизнь… а вы хотите, чтобы я воткнула в жопу куст сирени и делала перед вами стриптиз!
47. Похоже, что Бог любит страдальцев. Вы когда-нибудь видели счастливого гения? Нет, каждого трепала жизнь, как травинку на ветру. Счастье - понятие для средних во всех отношениях граждан, и справедливости тут нет никакой.
48. Одиночество как состояние - не поддаётся лечению.
49. Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много - в Книгу о вкусной и здоровой пище.
50. В моей старой голове две, от силы три мысли, но они временами поднимают такую возню, что кажется, их тысячи.
51. Научиться быть артистом нельзя. Можно развить своё дарование, научиться говорить, изъясняться, но потрясать - нет. Для этого надо родиться с природой актёра.
52. Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.
53. Успех – единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.
54. Жизнь - это затяжной прыжок из п*зды в могилу.
55. Сняться в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность!
56. Милочка, если хотите похудеть - ешьте голой и перед зеркалом.
57. Встречается такая любовь, что лучше ее сразу заменить расстрелом.
58. В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает.
59. Я как старая пальма на вокзале - никому не нужна, а выбросить жалко.
60. Никто, кроме мёртвых вождей, не хочет терпеть праздно болтающихся моих грудей.

61. Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.
62. Женщины - это не слабый пол, слабый пол - это гнилые доски.
63. Для актрисы не существует никаких нeyдoбcтв, если это нyжно для рoли.
64. Если бы я часто смотрела в глаза Джоконде, я бы сошла с ума: она обо мне знает все, а я о ней ничего.
65. Я не могу есть мясо. Оно ходило, любило, смотрело… Может быть, я психопатка? Нет, я себя считаю нормальной психопаткой. Но не могу есть мяса. Мясо я держу для людей.
66. Вторая половинка есть у мозга, жопы и таблетки. А я изначально целая.
67. Ребенка с первого класса школы надо учить науке одиночества.
68. Одиночество - это состояние, о котором некому рассказать.
69. Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы: «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…», - у меня ничего не получается.
70. Орфографические ошибки в письме - как клоп на белой блузке.
71. Склероз нельзя вылечить, но о нём можно забыть.
72. Мысли тянутся к началу жизни - значит, жизнь подходит к концу.
73. Чтобы получить признание - надо, даже необходимо, умереть.
74. Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм - это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.
75. Красивые люди тоже срут.

76. Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить.
77. Сейчас долго смотрела фото - глаза собаки удивительно человечны. Люблю их, умны они и добры, но люди делают их злыми.
78. Бог мой, как я стара - я еще помню порядочных людей!
79. Женщины умирают позже мужчин, потому что вечно опаздывают.
80. Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
81. Я устала симулировать здоровье.
82. Вы знаете, милочка, что такое говно? Так оно по сравнению с моей жизнью - повидло.
83. Что-то давно мне не говорят, что я бл@дь. Теряю популярность.
84. Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.
85. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.
86. Главное - живой жизнью жить, а не по закоулкам памяти шарить.
87. Боже мой, несчастная страна, где человек не может распорядиться своей жопой.
88. Мужики от начала дней до их конца за сиськой тянутся.
89. Я вас ненавижу. Куда бы я ни пришла, все оглядываются и говорят: «Смотри, это Муля, не нервируй меня, идёт».
90. Грустной жопой радостно не пукнешь.

91. Каждый волен распоряжаться своей жопой, как ему хочется. Поэтому я свою поднимаю и у*бываю.
92. Нет толстых женщин, есть маленькая одежда.
93. Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».
94. Или я старею и глупею, или нынешняя молодёжь ни на что не похожа! Раньше я просто не знала, как отвечать на их вопросы, а теперь даже не понимаю, о чём они спрашивают.
95. Не лажу с бытом! Деньги мешают мне и когда их нет, и когда они есть.
96. Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!».
97. Кино - заведение босяцкое.
98. Как я завидую безмозглым!
99. Старость - это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идёт на анализы.
100. Поклонников миллион, а в аптеку сходить некому.
101. Есть люди, в которых живет Бог; есть люди, в которых живет Дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты.
102. Когда у попрыгуньи болят ноги, она прыгает сидя.
103. Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
104. Пи-пи в трамвае - все, что он сделал в искусстве.
105. Я себя чувствую, но плохо.
106. Здоровье - это когда у вас каждый день болит в другом месте.
107. У него голос - будто в цинковое ведро ссыт.
108. Талант - это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.
109. Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать,что сегодня актеры играли как никогда.
110. Я провинциальная актриса. Где я только ни служила! Только в городе Вездесранске не служила!..
111. Если у тебя есть человек, которому можно рассказать сны, ты не имеешь права считать себя одиноким…
112. Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.
113. Ох уж эти несносные журналисты! Половина лжи, которую они распространяют обо мне, не соответствует действительности.
114. Люди как свечи: либо горят, либо в жопу их.
115. Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.
116. Он умрёт от расширения фантазии.
117. Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.
118. Жизнь - это небольшая прогулка перед вечным сном.
119. Старость, это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.
120. Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью.

121. Я уже так стара, что стала забывать собственные мемуары.
122. В театре меня любили талантливые, бездарные ненавидели, шавки кусали и рвали на части.
123. 8 марта - мое личное бедствие. С каждой открыткой в цветах и бантиках вырываю клок волос от горя, что я не родилась мужчиной.
124. Всё сбудется, стоит только расхотеть…
125. Не имей сто рублей, а имей двух грудей!
126. Старость - это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости. Господи, уже все ушли, а я все живу. Бирман - и та умерла, а уж от нее я этого никак не ожидала. Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!
127. Паспорт человека - это его несчастье, ибо человеку всегда должно быть восемнадцать, а паспорт лишь напоминает, что ты можешь жить, как восемнадцатилетняя.
128. Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает легкий флирт.

Сколько нужно было иметь таланта, чтобы, практически не играя главных ролей, прослыть одной из лучших актрис своего века? Трагикомической актрисой, так и не сыгравшей своей самой главной роли. Она была обречена на одиночество из-за своего таланта.

Афоризмы Раневской удивительно популярны, частоте цитирования ее «фирменных» выражений может позавидовать любой писатель. Театр она воспринимала как отдельный уникальный мир. Она была беззаветно влюблена в него. Очевидно, на таких людях искусство и держится.

Ее настоящее имя Фаина Гиршевна Фельдман. Отца ее звали Гирш Хаимович Фельдман, а мать - Милька Рафаиловна Заговайлова. Псевдоним “Раневская“ девушке придумают лишь спустя двадцать лет. Девочка родилась 27.08.1896 г. в семье таганрогского промышленника, на стыке серебряного и железного веков. Душа ее всецело принадлежала веку Пушкина. И ей суждено было пройти яркий и трагичный своим одиночеством путь. Именно об этом - красноречивые афоризмы о жизни, сказанные ею самою.

Детство, юность

Характер девочки проявился еще в гимназии. Она напрочь отказалась посещать Мариинскую гимназию из-за изучения точных наук. Зато с удовольствием уделяла много времени литературе, пению. Фаина Раневская в молодости уже была неисправимой идеалисткой. Забегая наперед, скажем, что такой же она и осталась на всю жизнь. Тогда тактичные родители перевели дочь на домашнее обучение.

В 15 лет девушка твердо решила стать актрисой, и обучалась в творческой студии, а в 19 уехала в Москву, чтобы стать актрисой.

Московские мытарства. Помощь балерины

Фаина была в отчаяньи: она самостоятельно не смогла устроиться ни в один столичный театр. Фаина Раневская в молодости походила на андерсеновского гадкого утенка. В высокой, стеснительной и нескладной девушке режиссеры не рассмотрели божий дар актрисы. Денег на жизнь не было (родители эмигрировали). В отчаянии Фаина попросила денег у бывшего делового партнера отца, но тот отказал.

Однако тут, очевидно, вмешалась судьба. Просто на улице ее, не имевшую средств к существованию, сиротливо и безысходно опершуюся на колонну оперного театра в Москве, увидела известная балерина Екатерина Гельцер. Она пожалела “самую несчастную в мире девочку“.

Благодаря ее участию Раневская Фаина Георгиевна устроилась актрисой в дачный театр подмосковной Малаховки, в труппу мадам Лавровской. Именно в тот период с легкой руки актеров Малаховки за ней закрепилось прозвище, ставшее затем сценическим псевдонимом “Раневская“. Одноименной чеховской героине “Вишневого сада“, как известно, было свойственно сорить деньгами. Фаина Георгиевна действительно в этом отношении походила на нее. Порой погруженность в свой внутренний мир у нее преобладала над здравым смыслом...

Однажды в Керчи, где дачный театр гастролировал, Раневская пошла в банк, чтобы получить свою зарплату. Выйдя на улицу, она, задумавшись, держала купюры в руках. Когда внезапно налетевший поток ветра их унес, девушка лишь вспромоглась сказать: “Как грустно, когда они улетают!“ После этого эпизода по фамилии Фельдман ее уже никто не называл... Но полусамодеятельная труппа не могла долго питать ее талант.

В отчаянии от обмана и бездарности коллег-плутов на гастролях в Феодосии (ей не выплатили заработанные деньги) актриса оставляет их и едет в Ростов.

Действительно, дачный театр мог стать для Фаины Георгиевны лишь промежуточной вехой в творчестве. На поверку он не был даже похож на храм искусства. Нетворческие люди на должностях актеров и режиссеров, бытовая неустроенность. О несоответствии актерских идеалов и реальности свидетельствуют многие высказывания Раневской.

Помощь актрисы Павлы Вульф

Будущая народная артистка, тогда лишь грезившая о сценах столичных театров, опять нищенствовала... Выступающая в Ростове блистательная актриса Павла Вульф оказалась именно тем творческим педагогом, который был нужен романтичной, влюбленной в искусство девушке. Пониманием сущности актерской профессии отличаются многие афоризмы Раневской.

Она научила Фаину действительно творчески работать над ролью подобно демиургу: вначале поняв ее, изучив до малейших нюансов, постигнув саму душу героини, а затем вдохновенно вдохнув в нее жизнь своей игрой. Бесспорно, благодаря ей девушка состоялась как творческая личность, а ее неповторимый талант получил должную огранку. Павла Вульф научила свою лучшую ученицу не играть, а жить на сцене, видеть написанное автором между строк и отображать его.

В тяжелые времена Павла Вульф приютила ее, спасла от ужасов гражданской войны, увезя в относительно спокойную Феодосию. А уже там они обе сумели противостоять голоду, жадно хватаясь за абсолютно любые роли. Большим подспорьем была помощь проживающего невдалеке от них (а именно в Коктебеле) Максимилиана Волошина. Без рыбы, которую он им приносил, было бы совсем голодно...

НЭП. Театральная оттепель

В 1923-1924 гг. начался период НЭПа. Наконец страна насытилась, отошла от голода! Это была эпоха джаза, который в то время ассоциировался со свободой нравов. Пресса перестала отображать исключительно декреты, и люди жадно читали о знаменитостях, узнавая, что:

  • поэты Бальмонт и Есенин многоженствовали и пили;
  • Ахматова, влюбившись в Блока, развелась с Гумилевым и затем безоглядно вступила в ряд браков;
  • А. Блок не живет со своей супругой, а В. Маяковский живет с чужой.

Молодая, полная творческих сил актриса мечтала о зрительской славе, она желала не просто играть на сцене, а жить искусством. Высказывания Раневской об этом свидетельствуют.

В то бурное время Павла Вульф и Фаина Раневская получили приглашение на один сезон от Казанского театра. Затем обе переехали в Москву. Раневская Фаина Георгиевна познакомилась с ведущим актером МХАТа В. И. Качаловым. Дружба с этим человеком связывала ее до конца его жизни. Ее мечтой было выступать в этом театре. Однако, видать, в то время осуществить ее было не суждено. Василий Иванович даже организовал для нее встречу с Немировичем-Данченко, но Раневская до того на ней смутилась и растерялась, что тот назвал ее “сумасшедшей”.

Игра в разных театрах СССР

В 1925 году Раневская Фаина Георгиевна успела сыграть в трех театрах: московском МОНО, в санаторном театре г. Артемовска, в Бакинском рабочем театре. В последнем она познакомилась с актером Ей блистательно удаются роли в спектаклях “Наша молодость” и “Ураган”.

В 1926-1927 гг. Павла Вульф и Фаина Раневская выступали вначале в Гомеле, затем в Смоленске. В их исполнении ожил спектакль по произведению К. А. Тенева “Любовь Яровая”. Затем Фаина Георгиевна сменила еще два театра: Архангельский и Сталинградский. Именно в последнем благодаря содействию режиссера Бориса Пясецкого Раневская сама начала придумывать для себя роли. Он нашел ключ к ее таланту. “Мне надо, чтобы Вы играли!” - говорил он актрисе. Именно так она сыграла в “Законе чести”, “Шторме”.

Затем, исколесив почти весь Советский Союз, Фаина Георгиевна возвращается в Москву. Правда, еще на два сезона: в 1930 и 1931 гг. Павла Вульф и Раневская едут в Баку. Первую пригласили на педагогическую работу, вторую - в Театр рабочей молодежи. Режиссер Савченко благодаря своему тонкому видению настоящего духа классики импонировал актрисе. Она уже не была той наивной девочкой, приехавшей учиться театральному искусству.

Фаина Раневская о женщинах, пожалуй, сказала больше афоризмов, чем любой классик-драматург. Между актрисами театров существовала жесткая конкуренция. Не всегда честная, иногда вредящая искусству. Однако Раневская благодаря развитому образному мышлению одной лишь фразой могла вывести на чистую воду, показать, кто есть кто. Ее характеристики глубоки и образны:

  • смесь полевого колокольчика и гремучей змеи;
  • против кого дружим, девочки (сказано актрисам, перешептывающимся за кулисами);
  • у неё не лицо, а копыто.

Ее властно манил к себе МХАТ. Впрочем, начала она покорение Москвы с Камерного театра режиссера Александра Таирова. Это время не прошло зря. Философия маэстро о том, что правда искусства часто не совпадает с правдой жизни, заставляли Раневскую играть так, чтобы зрители почувствовали сюжет частью своей реальной жизни. Роль Зинки в “Патетической сонате” Кулиша заставила знатоков театра (например, профессора ГИТИСа Голубовского) говорить о ней как о звезде первой величины.

В Центральном актриса Фаина Раневская впервые встретилась с режиссером, к которому питала антипатию и с которым ей впоследствии пришлось работать многие годы. Речь идет о Юрии Александровиче Завадском. “Ну как меня сейчас назвала Фаина?” - притворно-смиренно вопрошал Завадский. Действительно, Раневская на фразы не скупилась, вот лишь некоторые:

  • Гертруда (режиссер носил звание Героя Социалистического труда);
  • Пушок (он был лыс);
  • лилипут, вытянутый в длину (из-за высокого роста).

А еще Завадский был влюбчив, морочил голову многим подругам Раневской: Марине Цветаевой, дочери Павлы Вульф. Действительно, веские причины для антипатии имелись.

Впрочем, говоря объективно, Раневская должна была быть благодарной Завадскому за то, что тот фактически сберег живыми всех актеров труппы, добившись в 1936 году перевода театра в Ростов. Вместе с Раневской там были Вячеслав Плятт, Павла Вульф, Николай Мордвинов.

В траурные дни по смерти Максима Горького Раневской выпало впервые и блистательно играть роль его Вассы Железновой (пьеса пролежала под сукном 25 лет). Ее игра тогда потрясла всю театральную Москву. Казалось бы, мечты сбываются: она дождалась приглашения режиссера Судакова из Малого театра. Однако Советская власть не приветствовала перемещение кадров по их инициативе. Режиссер Попов (Завадский передал ему должность) устроил настоящую травлю актрисе. Логика была классически совковая: “Сегодня ты “летун”, а завтра - враг народа!” Однако Раневская все же ушла! Со скандалом, оставшись без жилья. Выручила ее опять Павла Вульф, приютив у себя.

Театральная травля. Бегство в кинематограф

Актриса осталась без театра. Усилиями партократов и интриганов ей так и не удалось подняться на подмостки Малого театра, где блистали Грузинский и Гоголева, Владиславский и Головин. Опять она нищенствовала, продавала свои вещи... Шутки, афоризмы Фаины Раневской того периода отличаются чеканной резкостью. Они действительно обличают. Например, эта, на фото ниже.

Фаина Раневская пришла в кинематограф. Ее пригласил режиссер на роль госпожи Луазо в немом фильме “Пышка” по произведению Мопассана. Актриса благоговейно относилась к высокому искусству, поэтому прочла новеллу в подлиннике и на съемках артикулировала по-французски. увидевший это, был в полнейшем восторге. Ленту ждал успех в мире, французы даже закупили фильм. Второстепенная героиня госпожа Луазо затмила главную героиню Пышку! Однако заслуженной артисткой России стала игравшая Пышку.

Затем у Фаины Георгиевны была эпизодическая роль попадьи в фильме “Дума про козака Голоту” режиссера Савченко. Раневской дали свободу в конструировании образа попадьи, отсутствующего в оригинальном произведении. Что было? Это получилось действительно смешно. Съемочная группа держалась за животы. Эпизод стал украшением киноленты.

Народная любимица

Впрочем, настоящую славу ей принесла роль мадам Скороход в фильме “Подкидыш”(1939 г.), которую она возненавидела за то, что та отравила ей жизнь. Клише “Муля, не нервируй меня” повторил даже Л. И. Брежнев, вручая ей орден Ленина. Когда за ней на улице очередной раз увязывались дети, выкрикивая эту фразу, она картинно оборачивалась к ним и произносила: “ПионЭры, идите в ж..у” (эта фраза также стала популярной).

Почему Раневской удавалось играть гениально? Возможно, на это частично ответил Ираклий Андронников, утверждавший, что ей удавалось показать в роли не только “существо человека”, но и “личное отношение к нему”. Ей свыше было дано чутье того, как следует углублять и развивать авторский замысел. По жизни - скромная, неустроенная, вечно сомневающаяся в себе, Фаина Георгиевна блестяще играет женщин властных, бесцеремонных, нагловато-хитрых.

Роли в фильмах

В 1942 году она снялась в фильме “Александр Пархоменко”, блестяще сыграв фактурную тапершу: в стиле повзрослевшей Веры Холодной, грызущей монпасье и в затяжку курящей. В 1943 году Раневская возвращается в Москву. Там она играет в Театре драмы множество ролей: начиная с бабушки Олега Кошевого, заканчивая женой профессора Лосева.

В это время столичные актеры, изголодавшиеся по работе, массово возвращаются из эвакуации. Фаина Георгиевна снимается в кинолентах “Человек в футляре” и “Свадьба” (1943), “Небесный тихоход” (1945), “Слон и девочка” (1946), “Ошибка инженера Кочина”, “Золушка”, “Весна” (1947). На съемках “Весны” она знакомится с Любовью Орловой, которая высоко оценила ее игру.

Режиссер фильма “Золушка” Евгений Шварц позволил Раневской, к ее восторгу, редактировать роль мачехи как ей заблагорассудится. И она внесла в эту роль свое ноу-хау: “сказочное свинство”, которое зиждется на “сети нужных людей”, да таких, что “король позавидует”.

В кино она пришла относительно поздно, уже известной театральной актрисой, в 38 лет. Ее единственная главная роль в фильме "Мечта" настолько запомнилась зрителям, что те ей проходу на улице не давали, восторженно декламируя: "Муля, не нервируй меня!" Афоризмы Раневской пополнились этой ничего не значащей фразой, ставшей синонимом мужчины-подкаблучника.

Многие ценители ее таланта удивляются, почему же у нее столь немного киноработ? Она сама ответила на этот вопрос короткой, отточенной фразой: "Сняться в плохом фильме - означает плюнуть в вечность!"

Противостояние: актриса Раневская и режиссер Завадский

В 1949 году режиссер Завадский пригласил Фаину Раневскую в свой театр. Зрители шли “на Раневскую”. Ее роли украшали спектакли “Ярмарка тщеславия” и “Шторм”. Но однажды Завадский выбросил из спектакля “Шторм” ее эпизод в угоду приме театра, своей бывшей жене Вере Марецкой. Конечно, Фаина Георгиевна обиделась. Ее пребывание во МХАТе отнюдь не было безоблачным. Ни для кого не секрет, что Фаина Георгиевна чувствовала и понимала искусство тоньше и многогранней, чем руководивший ею человек - режиссер МХАТа Завадский. Их словесные дуэли, происходящие на протяжении десятков лет, походили на корриду. Причина ясна: режиссер не желал признавать первенство Фаины Георгиевны, а та не могла, в свою очередь, "понизить свою планку". Как бы то ни было, но книга афоризмов Фаины Раневской включает и эти ее перлы:

Она сменяла театры (Пушкинский, Моссовета, Красной Армии, Малый театр, Театр драмы). Выступала во многих городах СССР. Однако все же вернулась в театр Моссовета, где проработала до своего прощального (в 86 лет) бенефиса в спектакле, где ее партнером был Ростислав Плятт.

В последнее десятилетие своей сценической деятельности Раневская столкнулась с таким явлением, как чрезмерно вольное трактование классики режиссерами и актерами-недоучками. Она вполне мотивированно заявляла о вреде такого подхода и называла варварством, когда, например, на сцене деформировалось содержание произведения того же Островского.

Актриса-философ

Кроме актерского таланта, ей был дан богом и талант другой, философский - умение образно думать и формулировать мысль. Цитаты и афоризмы Фаины Раневской порой даже грубоваты, но точны удивительно. По ее убеждению, Добро должно быть активным, а Правда - сказанной прямо в глаза. По-разному рождались у нее выражения, многие из которых потом стали крылатыми в народе. Чаще всего сразу, немедленно и именно в контексте той жизненной ситуации, которая их инициировала. Ее остроумие было врожденным, оно походило на рефлекс (современные специалисты считают IQ актрисы предельно высоким).

Фаина Георгиевна в принципе не приемлела компромиссов, и всегда с открытым забралом отвечала мощными харизматичными фразами на грубость или подлость в свой адрес. Как у актрисы, у нее была одна сильная черта, с которой были вынуждены считаться все: превращать эпизодическую роль в шедевр. Поэтому режиссеры, тайно желавшие ограничить ее на сцене, из-за такой игры были вынуждены все-таки опять давать ей роли. Ведь публика шла в театр из-за Фаины! Она одна была способна заменить всю труппу. Известны случаи, когда при незаконченном спектакле, в котором актриса заканчивала играть свой локальный эпизод, публика, досмотрев игру великой актрисы, просто вставала и уходила.

Одиночество

Афоризмы Раневской о жизни в своем большинстве грустны. Да и какими им еще быть? Судьба оставила ее одну, без родственников. Она так и не вышла замуж, не родила детей. Поэтому сама выстроила свою судьбу, совершенно не похожую ни на чью другую. Фаина Раневская была немногословной, когда речь шла лично о ней. Впрочем, известно, что она не любила мужчин. Возникающие дважды у нее в детстве и молодости чувства к противоположному полу сталкивались с хамством и бесцеремонностью. В первый раз, когда мальчик-гимназист одновременно пригласил на свидание ее и свою настоящую подругу, Фаина, заплакав, лишь сказала им: “Бог вас накажет!”

Работая же в театре “Моно”, она влюбилась в ведущего актера. Тот сам назначил свидание у нее дома. Однако явился туда пьяным и с гулящей женщиной. После этого эпизода Фаина подвела черту под своими отношениями с мужчинами.

Как складывались у нее отношения к коллегам по артистическому цеху? Совершенно по-разному. Однако всегда она оставалась по-доброму ироничной. Известны афоризмы Раневской о мужчинах, в которых она подтрунивает над ними за легкомысленность и неразборчивость в выборе подруг. Биографы-искусствоведы называют имена близких ей женщин: Павла Вульф и Анна Ахматова.

Впрочем, по данным биографов, связи с мужчинами и даже беременности у Раневской были, но она их прерывала, подстраиваясь под будни Театра. Так и пришла старость: не согретая смехом внучат, не обрадованная приездами детей.

Смерть, потрясшая страну

После смерти близких подруг - Павлы Вульф и Анны Ахматовой - Фаина Раневская проживала самый страшный, завершающий акт трагедии, где главной актрисой была она же.

На стене ее любимой комнаты, совмещенной с кабинетом и гостиной, висели портреты знакомых ей и уважаемых людей: Майи Плисецкой, Марии Бабановой, Анны Ахматовой, Владимира Маяковского.

Когда она еще могла ходить, то подобрала полузамерзшую дворнягу и приютила ее у себя в квартире. Была еще одна отрада: томик самого любимого поэта - Пушкина. Страшное, ужасное одиночество.

Однажды женщина, присматривающая за 86-летней актрисой, войдя в квартиру, обнаружила ее умершей, а рядом выл от горя пес.

Заключение

Сама Фаина Георгиевна Раневская сетовала, что реализовалась в творчестве всего-то на 1% из 100% возможных. В искусстве она была абсолютным максималистом, о чем свидетельствуют ее афоризмы. Раневской-актрисе была присуща такая черта, как постоянная творческая неудовлетворенность уровнем своего личного исполнения ролей. Возможно, поэтому ее уровень толкования роли на порядок превышал по глубине режиссерские установки. К сожалению, зачастую последние, имея организационную власть, буквально ревновали уникальную актрису к искусству, обрекая ее амплуа на эпизоды. Цитаты и афоризмы Фаины Раневской свидетельствуют о нерастраченной на сцене энергии уникальной актрисы...

Как-то раз группа детишек из соседней школы пришла навестить Фаину Георгиевну. А у нее, бедняжки, разыгралась мигрень (кто хоть раз испытал — поймет). Звонок. С трудом добравшись до двери, открывает ее, видит сияющие лица школьников, которые задорно сразу верещят какие-то «речевки», и понимает, что надо сказать что-то детям в ответ... Но голова так раскалывается, что, перебрав несколько вариантов, Раневская останавливается на самом коротком и произносит: «Пионэры!.. Идите в жопу!» — и захлопывает дверь...

Как-то после спектакля, уже обнажившаяся для переодевания в гримерной, Раневская курила... Вошел режиcсер или... ну, в общем, мужчина. Пауза?!.. Раневская после очередной затяжки: «Вас не смущает, что я курю?!..»

Сегодня мы напомним вам самые яркие высказывания Раневской о жизни, работе и мужчинах:

Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.

— Фаина Георгиевна, как ваши дела?
— Вы знаете, милочка, что такое говно? Так вот оно по сравнению с моей жизнью? повидло.

На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый — не может.

Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много — в Книгу о вкусной и здоровой пище.

Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.

Если женщина идет с опущенной головой — у нее есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой — у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо — у нее есть любовник! И вообще — если у женщины есть голова, то у нее есть любовник!

Дама может уже сама выбирать, на кого ей производить впечатление.

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.

Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

Глядя на прореху в своей юбке: «Напора красоты не может сдержать ничто!»

Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке.

Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье.

Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.

На вопрос: «Вы заболели, Фаина Георгиевна?» — она привычно отвечала: «Нет, я просто так выгляжу».

Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.

Спутник славы — одиночество.

Он умрет от расширения фантазии.

Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот.

Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.

Я себя чувствую, но плохо.

Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.

Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.

Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.

Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.

Мне попадаются не лица, а личное оскорбление.

Старость — это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.

Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.

Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность.

Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда.

Успех — единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.

Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.

Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!»

Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.

Старость — это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.

Настоящий мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет, — это ее муж.