Объяснение часов для детей. Как научить ребенка определять время по часам быстро и продуктивно

Как формируется понимание времени, чувство времени у ребенка? Как объяснить малышу то, что нельзя увидеть и пощупать? А как вы ощущаете время? Для вас оно летит незаметно, тянется очень долго или вы прекрасно распоряжаетесь своим временем? Какой бы ни был ответ, всегда можно научиться управлять своим временем вместе с ребенком.

Для чего ребенку понимать время

Ориентирование во времени и пространстве – это базовые навыки, и закладываются они в дошкольном, младшем школьном возрасте. Вовремя научим ребенка – ускорим его дальнейшее развитие. Нужно помнить, что это процесс длительный, не на один год.

Понимание временных промежутков, того, что время нельзя остановить, вернуть назад; что оно идет только вперед, и его можно измерить – это то, что даст ребенку изучение этого важного вопроса. И это далеко не полный список, восприятие времени ребенком поможет ему:

  • приучиться к дисциплине;
  • легче соблюдать режим дня;
  • постепенно научиться планировать свое время;
  • организованный ребенок вырастает успешным взрослым.

Когда начать

Начать обучение ребенка понимать время по часам можно в 3 года, в 4-5 или 6-7 лет. Решать вам. Психологи и педагоги советуют приступить к обучению примерно в шестилетнем возрасте, когда ребенок умеет считать до 100 и складывать цифры. Знание таблицы умножения на 5 тоже может помочь в этом.

Значит ли это, что не нужно затрагивать тему времени до достижения ребенком шести лет? Нет. Даже младенец чувствует смену дня и ночи. Подрастающего малыша постепенно знакомим с понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь». Рассказываем, какое время суток для сна, игры, прогулки. Ближе к двум годам изучаем времена года, месяцы и дни недели. Планируем режим дня вместе – малыш узнает, что такое до и после, какие бывают отрезки времени. «После завтрака посмотрим мультик», «будем гулять до обеда», «почитаем книжку перед сном», «через 10 минут пойдем играть», «через час придут гости» – так и приходит время для ребенка знакомиться с часами.

Играем с малышами

Почему играем? Так ведь в игре обучение проходит легко и приятно, не утомляя деток. В 2,5 – 3 года это будут игры во времена года, в части суток, затем и знакомство с циферблатом, стрелочками, часами и минутами.

В помощь родителям всевозможные мультики про времена года, слайды, книги, яркие картинки, ассоциативные карточки, лото с картинками, тематические стихи. Что-то можно приобрести в магазине, часть самим смастерить или распечатать из интернета. Хорошо работают ассоциации.

  • Зима – холодно, снег, лед, Новый Год, Дед Мороз, елка, теплая одежда, санки.
  • Весна – тает снег, первые почки, первые зеленые листочки, первые подснежники.
  • Лето – солнечно, жарко, море, песок, ягоды, фрукты, мороженное, легкая одежда.
  • Осень – листья желтеют и опадают, дожди, зонт, резиновые сапоги, птицы улетают на юг.

Можно использовать карточки, картинки или лото для этой игры. А можно поиграть и в слова. По такому же принципу строится игра в части суток. Показывайте детям картинки, обращайте внимание на то, что происходит за окном.

Солнце высоко или низко, на улице смеркается или уже темно. Привязывайте ко времени суток конкретные действия малыша. Утром – проснулся, умылся, почистил зубки, покушал. День – игры, прогулка, обед, дневной сон и так далее.

К 4-5 годам ребенок обычно знает цифры от 1 до 20, можем приступать к изучению стрелок. Обратите внимание, в какую сторону двигаются стрелки, как называются, чем отличаются. Одна короткая – показывает часы вторая длинная – отсчитывает минуты. Первая стрелка часовая, передвигаем ее по кругу и спрашиваем ребенка, который час она показывает. Покажите малышу, что в это время минутная стрелка на 12.

Получается? Переходим к минутной стрелке. Покажем, что она делает полный оборот за час. Как показать отрезок времени 5 минут? Сдвинем стрелку с 12 на 1, потом с 1 на 2 – это 10 минут и так далее. С половинами и четвертями не спешим, ребенку сложнее их усвоить. Пока двигаем стрелку по кругу и считаем пятерками.

Игры с часами для старших деток

В 6-7 лет учиться определять время по часам для ребенка легче. У него активно развивается логика, внимание и память. Ребенок за несколько занятий поймет, как обращаться с часами, и время для него уже не будет таким абстрактным понятием.

В этом возрасте дети хорошо усваивают временные обозначения, правильно их употребляют. Сложности все еще возникают с пониманием временных интервалов. Ребенок часто не знает, сколько же длится минута, 5 минут, … Кто-то думает, что за это время можно успеть покушать, сходить на прогулку, в магазин. Как часто мы слышим: «Мама, пожалуйста, еще 5 минут!», а через условленное время видим искреннее удивление ребенка. Это время прошло незаметно для него.

Обучение шестилеток проводим тоже в виде игры. Играем со стрелочками настоящих часов или муляжа, рисуем и раскрашиваем часы и дорисовываем стрелочки. Играем, как и с пятилетками, но уже комбинируем стрелочки – часовую и минутную. Устанавливаем стрелки в любом положении и просим ребенка назвать время. Получается хорошо? Можно усложнить задание, попросив его записать полученное, как на электронных часах.

Следующий шаг – мы называем время, а ребенка просим расположить правильно стрелки. После этого переходим к изучению отрезка времени длиной в минуту.

Детям довольно сложно ориентироваться в коротких промежутках времени. Справиться с этим поможет одна простая и увлекательная игра «сколько дел можно сделать за минуту». Кто-то нарисует рисунок за это время, кто-то выпьет сок и съест все печенье. На что способен ваш ребенок? Играем, экспериментируем, находим свои варианты, засекаем одну минуту, две, пять. Пусть процесс обучения будет веселым и забавным. Засекаем, сколько времени уходит на повседневные дела – завтрак, умывание, чистка зубов, одевание, прогулка, мультик. Можно подарить ребенку красивые наручные часы или яркие, веселые часы с крупными цифрами в детскую.

Четверть, половина, час

Когда ребенок немного разберется с часами, сможет называть время, можно приступать к изучению таких понятий, как четверть и половина. Для наглядности нарисуем часы и заштрихуем или раскрасим отрезок в 15 минут, в 30 минут. Объясним, как понимать выражения «без десяти минут», «без пятнадцати минут». Расскажем, что без двадцати час это 12 часов и 40 минут.

Отличным примером может послужить яблоко. Целое яблоко – час. А если разрезать на две половины? На 4 части?


Наглядным пособием для ребенка может быть разрезанная на четыре части круглая пицца, круглый торт или пирог. За какое время ребенок сможет съесть кусочек? За четверть часа или быстрее? Предлагаю поиграть, это будет по душе любому ребенку.

Заниматься можно на любых часах с циферблатом, настоящих или муляже. Может быть, вы задавались вопросом о том, почему именно механические часы, когда у каждого ребенка есть различные электронные гаджеты. Да и время так выучить кажется проще, но это неправильное решение. Электронные часы не дадут представления о ходе времени. Не стоит переживать, ребенок легко перестроится на электронные часы после обучения на механических.

Для того чтобы научить ребенка понимать время по часам, можно купить часы-муляж. Еще лучше смастерить самим. Это очень просто и не займет много времени. Вариантов очень много, выбирайте то, что подойдет именно вам.

Часы из двух одноразовых пластиковых тарелок – на одной тарелке пишем цифры от 1 до 12, на другой минуты – 5, 10, 15 и т.д., добавляем самодельные стрелки. Все скрепляем между собой кнопкой и надрезаем края тарелок. И приступаем к занятию. Можно взять две тарелки разного диаметра. На меньшей пишем часы, на большей – минуты. Скрепляем так же, только не надрезаем.

Часы можно сделать из картона. Берем квадратный лист картона, чертим круг циркулем или обводим тарелку. Отмеряем центр, рисуем цифры, вырезаем из картона стрелки. Все скрепляем. Можно оставить часы квадратными или вырезать круг. Или предложить ребенку поучаствовать и придумать свой дизайн. Ему будет вдвойне интересно заниматься по часам, сделанным своими руками.

Закрепляем результат

Занятия с ребенком эффективны, когда они непродолжительные и проводятся регулярно, в игровой и доступной форме. Занимайтесь каждый день и с удовольствием, не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится. Проговаривайте время вслух, обращайте его внимание на стрелки, в каком положении они находятся в данный момент. Не торопите своего ребенка, у каждого свой темп развития, в частности в понимании времени. А полное понимание приходит лишь к десяти годам. Используйте на практике новые знания. Дайте ребенку возможность самому говорить, который час. Он может напоминать вам, что через 5 минут нужно включить мультик, а через полчаса вы договорились почитать вместе книжку. Скоро он привыкнет пользоваться часами, определяя в какое время пора выходить из дома или ложиться спать.

Научившись планировать время, ребенок станет ответственным и перенесет этот навык в свою взрослую жизнь. Стоит объяснить ребенку, что такое пунктуальность. Не опаздывайте и вы, берегите свое время и не растрачивайте его по пустякам. Самый действенный метод – своим примером показывать малышу, как важно успевать вовремя. И еще важнее успевать любить своего ребенка и уделять бесценное время ему.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Как научить ребёнка узнавать время по часам? Этот вопрос довольно часто встречается в ваших письмах. Многих родителей интересует, с какого возраста ребёнка нужно учить следить за временем. Мнения специалистов расходятся. Одни считают, что говорить с малышом о часах и минутах стоит только тогда, когда он научится считать как минимум до шестидесяти. Другие утверждают, что ненавязчивое обучение должно начинаться с самого рождения. Кто же прав?

На наш взгляд, правы и те, и другие. Действительно, даже общаясь с грудничком, можно говорить: «Через час мы с тобой пойдём гулять», «В два часа Катюша будет обедать», «Ты проспал целых три часа» и т.п. Конечно, кроха не сможет понять, о чем идёт речь, но на уровне подсознания у него сформируется понимание временных явлений.

По-настоящему же обучение стоит начинать, когда между вами и малышом произойдёт примерно такой диалог:

Когда мы пойдём гулять?

Через час.

А час - это сколько? Это много или мало?

Как правило, это происходит, когда ребёнку исполняется 5,5–6 лет. К этому времени большинство детей уже знают цифры и умеют считать в пределах ста. Они уже понимают, что значит вчера, сегодня и завтра, а также разбираются во времени суток. С чего же начать обучение? Чтобы помочь вам, мы подготовили некоторые рекомендации и советы.

Зачем нужны часы?

Определение времени по часам - очень непростой навык. Ребёнку трудно разобраться в том, что нельзя увидеть или потрогать. Поэтому прививать малышу понятие времени следует постепенно, давая ему время, чтобы осмыслить новые знания. Лучше всего проводить занятия в игровой форме, совершив вместе с ребёнком небольшую экскурсию в историю часов. Начните со стихотворения:

Часы бывают разные:
Есть детские, есть важные.
Будильники пузатые,
Настенные глазастые,
Карманные почтенные,
Наручные надменные,
Настольные серьёзные
И башенные грозные.
Бегут часы по кругу,
И всё им нипочём.

Шаги часы-минуты
Чеканят день за днём.

(К. Абоимов)

Спросите малыша: «Как ты думаешь, для чего нужны часы? Что бы случилось, если бы все часы на свете исчезли?». Если кроха затрудняется с ответом, расскажите ему о том, что важно всё делать вовремя и никогда не опаздывать. Фантазируйте вместе с ребёнком.

Обсудите с малышом, как раньше люди обходились без часов, расскажите про живые часы - различные растения и птичек, подкрепляя рассказ показом заранее приготовленных картинок. Затем загадайте загадку:

Ходят по двору часы -
Хвост невиданной красы.
Ноги голенасты,
До чего горласты!

Если у вас есть песочные часы, то покажите их карапузу, расскажите, как они работают. Вместе посмотрите, как падают песчинки. Заинтересовать малыша можно, если замерить песочными часами время, пока он умывается, кушает или одевается на прогулку. Попросите ребёнка ответить, понравились ли ему живые и песочные часы, удобны ли они.

После этого можно переходить к рассказу о современных часах - стрелочных или электронных. Пусть малыш вспомнит, где он видел часы: дома, у папы на руке, на городской башне. Спросите ребёнка, хочет ли он научиться понимать по часам. Если ваша беседа заинтересовала карапуза, то ответ обязательно будет положительным.

Как научить малыша определять время

Для того чтобы занятие было успешным, вам понадобятся обучающие часы. Их можно приобрести в магазине, но гораздо интереснее изготовить своими руками - конечно, с помощью ребёнка. Вырежьте из картона большой циферблат и прикрепите цифры и стрелки. Они должны легко сниматься и снова устанавливаться. Во время творческого процесса поясните крохе, что самая короткая и толстая стрелка - часовая, длинная - минутная, а тоненькая - секундная.

Три стрелки служили
В Часах под стеклом,
Где Время по кругу
Спокойно текло.
Секундная стрелка
Скакала: ТИК-ТАК.
Минутная чётко
Чеканила шаг.
А следом за ними,
Всегда поспевая,
Со знанием дела
Ползла часовая.

(И. Калиш)

Обучение ребёнка часам можно проводить по следующей методике:


На планете круглой Сутки
Жили карлики Минутки.
Были ростом все Минуты -
Коротышки, лилипуты.
Через горы-океаны
Проживали великаны,
Наклонясь под небесами,
И звались они Часами.
Рядом с ними все Минутки -
Как малютки, как малютки.
Рядом с ними коротышки -
Просто мышки, просто мышки.

(Г. Дядина)

Обсудите с малышом его распорядок дня, привязывая все события к определённым часам. Возьмите большой лист ватмана и нарисуйте на нём несколько циферблатов часов, а рядом наклейте картинки. К примеру, 7:30 - малыш просыпается, 8:00 - завтракает, 10:00 - прогулка и т.д. Плакат повесьте в детской комнате возле кроватки ребёнка.

Обязательно проведите с малышом беседу о том, что время нужно использовать с толком, не терять его даром. Прочитайте крохе поговорки и объясните, какой смысл в них заложен:

  • Всему своё время.
  • Делу время, а потехе час.
  • Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.
  • Порядок время бережёт.
  • Пропущенный час годом не нагонишь.

Посмотрите вместе с малышом старый детский фильм «Сказка о потерянном времени» и мультфильм «Не теряй времени».

Ну вот, уважаемые родители, мы надеемся, что наши рекомендации оказались для вас полезными и вы с успехом сможете научить своего ребёнка узнавать время по часам. Владение чувством времени поможет вашему малышу:

  • стать более организованным и дисциплинированным;
  • выполнять вовремя все задания и поручения;
  • приобрести самостоятельность.

Желаем вашим карапузам больших успехов, а вам - терпения. До новых встреч! До свидания!

Чувство времени хорошо развито даже не у всех взрослых, ведь время — это абстрактное понятие, его нельзя пощупать или увидеть. Что уж говорить о том, как его воспринимают дети... Пройдет несколько лет, прежде чем ребенок научится четко осознавать протяженность времени, пользоваться часами и планировать свое время.

Понимание времени — категория непростая, но уже вскоре после рождения малыш чувствует его течение: он привыкает к режиму кормления, чувствует и видит смену дня и ночи. Становясь чуть старше, он уже более четко осознает смену времен суток, овладевает понятиями "утро, день, вечер, ночь".

Чуть позже ребенок узнает о временах года, месяцах, днях недели. Все эти категории плавно подведут малыша к знакомству с часами.

Для ребенка время часто связано с каким-то конкретным событием. Он никогда не скажет: "Я был на море в июне", "Я ел мороженое в три часа", а скажет: "Я познакомился с Никитой, когда был на даче" или "Я ел мороженое, когда мы ходили в зоопарк".

Часы являются средством, с помощью которого можно научить ребенка ориентироваться во времени и определять его. Как в домашних условиях ненавязчиво и с интересом знакомить ребенка с часами?

С чего начать?

Используйте часы с большими четкими цифрами и легко вращающимися стрелками. Или пусть это будет макет часов, на котором отражены только часы (без минут) и присутствует одна часовая стрелка.

Расскажите ребенку, что эта стрелка показывает именно часы и поэтому называется "часовая". Покажите, в какую сторону она движется, и скажите, что такое направление движения называется "по часовой стрелке". Пусть ребенок покрутит стрелку в нужную сторону.

Отработайте с малышом понятие "ровно час" — такого грубого разделения для начала будет достаточно. Для этого установите стрелку на какой-то определенный час и проговорите с ребенком, что это, например, "три часа ровно". Когда малыш освоится, попросите его выставить какое-нибудь время. После отработки этого навыка, выставляйте часовую стрелку на определенный час и научите ребенка определять и показывать положение часовой стрелки через час (два и т.д.) или, наоборот, час назад (два и т.д.).

Часовая и минутная

Когда малыш освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной. Добавьте ее на макет часов. Обратите внимание ребенка, что минутная стрелка — длинная и тонкая, а часовая — короткая и толстая. Прежде чем переходить к следующему этапу, закрепите знания малыша о часовой и минутной стрелках, пусть он научится четко их различать.

Расскажите, что за один час минутная стрелка проходит целый круг, и когда часовая стрелка показывает "ровно" час, два и т.д., минутная стрелка всегда поднята ровно вверх на отметку 12. Теперь отработайте понятие "ровно" с часовой и минутной стрелками.

Потом постепенно переходите к половине. Покажите малышу, где стоит стрелка на циферблате, если прошел не целый час, а половина. Пусть он потренируется устанавливать минутную стрелку на половину часа и называть время.

Когда все вышеперечисленное будет отработано и малыш научится ориентироваться, можно идти дальше. Переходите к положению минутной стрелки, когда проходит 5, 10, 15... 60 минут. Используйте для этого макет часов, на котором около цифр, изображающих количество часов, есть цифры, показывающие количество минут.

Зачем это нужно?

Умение определять время по часам — навык нелегкий. Чтобы ребенку было легче и интереснее осваивать это умение, важно показать его ценность. Малышей можно заинтересовать временем, если связать его с событиями, которые им близки и интересны: например, просмотр интересных передач, поход на прогулку, в гости и т.п.

Подчеркните, что знать время важно, чтобы никуда не опаздывать. Нарисуйте дома плакат, на котором будут изображены большие часы с обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому времени соответствует. Например, в 8 часов ребенок встает: на картинке родители изображают часы со стрелкой на 8 часах, а рядом изображение утреннего подъема, процесса умывания, завтрака. Для начала достаточно будет 4-5 событий, повторяющихся каждый день в одно и то же время утром, днем и вечером. Спрашивайте малыша: "Во сколько мы ходим на прогулку?" или "Во сколько мы смотрим "Спокойной ночи, малыши!"?". Ребенок, глядя на часы-картинку, будет учиться называть время. Постепенно можете менять события и, соответственно, время. Так ваш малыш без труда освоит базовые навыки. А уже после их освоения можно будет переходить к минутам.

Статья предоставлена сетью центров раннего развития "Бэби-клуб"

Обсуждение

Моя дочка время стала понимать только в третьем классе.Ну, вот так как то не сразу нам это все далось, но ничего сейчас мы просто унички)))

для начала ваш ребенок должен освоить временные сутки:утро-день-вечер-ночь,после освоить понятия:сегодня-завтра и вчера
выполняются шаблоны т.к восприятие ребенка на данном этапе должно быть наглядным,и как только только все это освоится переходите к изучению времени
ребенку дошкольнику знать определение времени как такового не нужно,можно лишь научить как называются стрелки часовые,а вот школьнику дл изучения времени хорошо подойдет шаблон часов или шаблон времени

Комментировать статью "Как научить ребенка определять время? Игры с часами"

Время. Мозговой штурм.. ...затрудняюсь выбрать раздел. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в Время. Мозговой штурм. Сегодня отвезу младшую в местный лагерь, останусь со старшей и мне надо приложить усилия обучить ее часам.

Если ребенок пропустил контрольную работу обязан ли он ее написать и как эта оценка будет выставлена в журнал, если в день Пока спустится темпа, пока устоится, за это время можно за все пропущенные д/з сделать. При 37.3 у меня ребенок вполне уже способен делать д/з без...

Обсуждение

Если ребенок пропустил контрольную работу обязан ли он ее написать и как эта оценка будет выставлена в журнал, если в день пропуска стоит"н".

23.03.2016 09:53:23, ТМА

Нет. Потому что образование - это право ребенка, а не обязанность.

Учим ребенка определять время и тренируем память: знакомство с распорядком дня, циферблатом, часовой и минутной стрелкой. Как научить ребенка понимать время? Вот учу - учу его понимать по стрелкам, и никак... Есть ли какие-нить приемы, методики, как помочь...

Обсуждение

Купить электронные часы наручные и если например мультики по телевизору смотрит- пусть сама следит за началом. Ну или что она любит, но делает это в опред. время- главное самой отслеживать.

Научилась, когда появилась потребность знать время.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Все шикарно выучила быстро и без проблем. Сыну я поменяла домики на паровоз во всю стену над кроватью повесила.

Обсуждение

Для этого нужно очень хорошо заучить состав чисел до 10. Эти знания жизненно необходимы при решении примеров на сложение и вычитание. Для того чтобы хорошо запомнить состав числа надо просто очень много раз повторить пары составляющие это число. Есть приложение для iPad и iPhone которое облегчает ребенку этот процесс превращая его в игру с привлекательными фишками и звуками. Приложение уже опробовано многими пользователями в течении нескольких лет. Это приложение несмотря на его простоту очень эффективно, о нем очень хорошо отзываются специалисты в Сингапуре, и его используют в своей практике многие образовательные учереждения по всему миру. Специально для посетителей.сайт мы дарим 5 подарочных промокодов для этого приложения:
6H3LW7LMHHJ3
HJNPJPHNAMFT
W7K9W6MHPXAP
T94P34NEPYJN
4KP94RPEF3YR
Вы можете скачать приложение Состав числа до 10 в App Store:
[ссылка-1]
Для лучшего эффекта стимулируйте ребенка на прохождение игры и обязательно повторите прохождение через пару дней.

Чо делаеш

31.10.2017 11:43:56, Настюшы ТВ

С детьми надо по- детски с юмором, как бы это сказать легче на все смотреть, не грузиться, ведь главное какие отношения останутся после. Как приучить ребенка к самостоятельности, если без помощи родителей он сделать уроки не может? Только старые опытные педагоги...

Обсуждение

Летом на предмет обязательного чтения нами был найден один ход. Я спрашиваю свою девицу: "Когда ты планируешь сесть читать? Когда играть на скрипке?"
-Читать в 2 часа, играть-гогда погуляю.
-То есть играть в 18 часов?
-Да, зови меня в 16, я посмотрю "..." и поиграю.

Если у меня возникали сомнения по поводу того, что играть после телевизора она будет со скрипом (пардон за каламбур), то озвучивала эти сомнения. Если они подтверждались, то в следующий раз мной говорилось:
-В прошлый раз после телевизора пошло очень плохо. Давай-ка ты перед передачей это сделаешь.

Иногда она соглашалась, иногда-нет. И имели опять "со скрипом" . Ну, исправляли "методом естественных последствий".

Почему-то назначенное самим ребенком время более обязательное, что ли. Чем то,которое назначил кто-то другой.

А кроме школы есть еще какие-то занятия? ИМХО, когда ребенок ограничен во времени, он более собран.

Моя знает, что до четырех (условно) должна сделать уроки, потому что потом бежать на какие-нибудь занятия. А вечером лучше телек, книжка или настольная игра, чем мама, пришедшая после работы злобно шипящая про несделанные уроки:-D

Ну и кроме того у нас помогает "Не будешь успевать с уроками, "отключим газ" :-) (Отлучим от танцев, лошадей - пока действует...) Правда уроки она делает под контролем бабушки или дедушки, но процесс вроде бы не затягивает, до сканадала не доходит.
Английский вечером делаю с ней сама (вернее контролирую и отвечаю на непонятности), но садится делать без особых скандалов (хотя конечно не сразу - кому охота:-)...)

Собственно я к тому - может быть завести какое-нибудь любимое занятие, ради которого дочка готова будет быстренько сделать "обязаловку" и заняться любимым делом?

А вот интересно, когда детей учат время определять? Ребенку какого возраста может быть полезен этот гаджет? Чтобы детям хотелось их носить, эти часы похожи на взрослые электронные браслеты - фитнес-трекеры или смарт- часы.

Время - странное понятие, имеющее абстрактную природу: его нельзя увидеть или потрогать. А ведь определять время, понимать часы и пользоваться ими должен научиться каждый ребёнок. Не научившись это делать вовремя, ребёнку трудно будет придерживаться режима дня и планировать своё время, когда он пойдёт в школу. Умение определять время - важная и необходимая составляющая развития ребёнка. Из нашей статьи вы узнаете, как научить этому малыша.

Учим часы

Понимать время - не простое умение. Когда новорождённый подрастёт и сам будет ощущать течение времени, например, кушать в одно и то же время, распознавать, где день, а где - ночь. Окрепший малыш вскоре овладеет понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь», а немного позже научится узнавать времена года, месяцы, а также дни недели. Все названные категории очень нужны, чтобы начать понимать часы. Ведь часы - это средство, посредством которого ребёнок будет уметь ориентироваться во времени, правильно определять его. С чего же начать родителям, чтобы в домашних условиях познакомить малыша с часами?

Формируем подготовительные навыки

Итак, для того, чтобы начать лёгкое, ненавязчивое и интересное обучение малыша понимать часы, нужно разобраться, какие навыки у него уже сформированы. Если вы выясните, что ребёнок овладел ещё не всеми необходимыми навыками, то нужно сосредоточить своё внимание на то, чтобы он приобрёл их прежде, чем приступать к активному обучению определения времени.

Ребёнок должен:

  • от 1 до 12
  • распознавать цифры 1 -12
  • считать по порядку от 1 до 12
  • узнавать часовую и минутную стрелки
  • показывать направление движения стрелок
  • считать до 30
  • считать до 30 «пятёрками» - 5, 10, 15.

«Если вы начнёте учить ребёнка понимать часы, одновременно обучая его счёту от 1 до 12, то не справитесь с поставленной задачей».

Начинаем учить часы

  1. Шаг первый. В начале обучения можно взять часы крупного размера (лучше круглые, без лишних декоративных элементов, или детские, игрушечные). Можно использовать макет часов, изготовив его из картона или бумажной тарелки. На часах должны быть крупно и чётко изображены цифры - пока только часы, без минут. Стрелки должны легко вращаться. Сначала нужна только часовая стрелка.

Макет учебных часов легко сделать своими руками

  1. Шаг второй. Покажите и расскажите, что такое «циферблат».
  2. Шаг третий. Расскажите малышу, что стрелка указывает на часы, а потому имеет название «часовая». Продемонстрируйте, в какую сторону она движется и поясните, что такое движение имеет название «по часовой стрелке». Предложите ребёнку закрепить полученное знание, покрутив стрелку в нужную сторону. Объясните, что часовая стрелка отсчитывает часы.
  3. Шаг четвёртый. Потренируйтесь с малышом в закреплении понятия «ровно час». Для этого нужно установить часовую стрелку на любую цифру, озвучить значение (например, «ровно два часа»), а потом пробовать выставлять её на разное время. Научите ребёнка двигать часовую стрелку по цифрам и называть время: «Один час, два…» и далее. Расскажите и покажите ребёнку, что означает понятие «час назад».

«Совет. Лучшее, что можно сделать для того, чтобы заинтересовать малыша учиться понимать часы, - это смастерить их вместе с ребёнком. В процессе совместного творчества кроха поймёт, для чего предназначены те или иные элементы часов».

Ориентируемся во времени

Для того чтобы малышу легче и приятнее было приобретать умение легко ориентироваться во времени, родителям нужно показать его ценность. Например, временем можно заинтересовать, связав его с важными для ребёнка событиями: прогулкой, походом в кукольный театр или цирк, просмотром вечерней сказки по телевизору. Сделайте упор на том, что время нужно знать, чтобы никуда не опоздать и ничего интересного не пропустить.

Красочный плакат поможет ребёнку осознать ценность понимания времени

Как это просто донести ребёнку?

Можно нарисовать красочный плакат, на котором будут отмечены на часах важные для малыша события: во сколько прогулка, во сколько поход в гости, во сколько начинается любимая телепередача. Снабдите плакат не только крупными изображениями часов и времени на них, но и красочными картинками, символизирующими те или иные события. Такой же плакат можно изготовить для запоминания режима дня ребёнка. Кроха, глядя на плакат-подсказку, будет учиться не только никуда не опаздывать и делать всё вовремя, но и начнёт ориентироваться во времени. Видя, что малыш понимает, далее можно будет менять события и время: так он, не особо напрягаясь, освоит и закрепит основные навыки ориентации во времени. А дальше можно будет смело переходить к изучению минут.

Определяем время по часам и стрелкам

Познакомив с часовой стрелкой, начинаем изучать минутную

Если малыш уже понял, что показывает часовая стрелка, то можно знакомиться с минутной:

  1. Добавьте минутную стрелку в ваши учебные часы или их макет.
  2. Расскажите, что минутная стрелка - тоньше и длиннее, чем часовая. Пусть ребёнок потренируется и хорошенько запомнит различия между двумя стрелками.
  3. Объясните крохе, что за один час минутная стрелочка проходит весь круг.
  4. Покажите, что если часовая стрелка чётко показывает один час (два, три, четыре…), то минутная стрелка всегда вверху на отметке 12. Потренируйтесь, закрепляя это понятие.
  5. Приступая изучать половину, покажите, где расположена стрелка на циферблате, в том случае, когда прошла только половина часа. Пусть ребёнок сам поместит минутную стрелку на половине часа (на цифре 6) и потренируется называть время.
  6. Далее можно переходить к изучению положения минутной стрелки, когда прошло 5, 10, 15 минут и т. д. Тут уже нужно, чтобы на учебных часах или макете часов появились изображения цифр, показывающих минуты.

Что такое сутки?

Ребёнку важно научиться узнавать разное время суток

Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь легко отвечать на вопрос: «Какое сейчас время суток?».

Как этому научить?

  1. Используйте красочные (картинки), где доступно показано, что дети обычно делают в то или иное время.
  2. Тренируйте этот навык в повседневном общении с ребёнком: «Утром ты просыпаешься и завтракаешь, днём - играешь, обедаешь и спишь, вечером - смотришь сказку, ужинаешь и готовишься ко сну, а ночью - спишь». Предлагайте ребёнку составлять свои варианты, чем обычно занимаются утром, днём, вечером и ночью. Перечисляйте время суток в прямом и обратном порядке, вразброс.

После того, как кроха будет хорошо понимать и различать время суток, можно начать учить его дням недели :

  1. Расскажите ребёнку, что такое неделя.
  2. Учите ребёнка отвечать на вопрос «Какой сегодня день недели?».
  3. Объясните ребёнку о порядке дней недели. Для этого существует множество детских стихов, песенок и считалок.
  4. Тренируйтесь запоминать дни недели, используя термины «вчера», «сегодня», «завтра». Чаще спрашивайте ребёнка: «Какой день недели был вчера?», «А какой день будет завтра?». Общайтесь ежедневно на тему, что было вчера, а что собираемся делать завтра.

Игры с часами

«Игр для обучения ребёнка пониманию времени великое множество: словесные, с картинками, компьютерные. Все они будут эффективны, если их подобрать в соответствии с уровнем развития ребёнка и его предпочтениями».

Смотрите обучающее видео, которое поможет вашему ребёнку научиться понимать по часам

Предлагаем ознакомиться с простыми играми, в которые вы можете поиграть с ребёнком дома:

  1. «Который час?» Возьмите учебные часы или их картонный макет, установите на них какое-то время, допустим, семь. Попросите малыша назвать, где расположена часовая стрелка (короткая). Спросите его, который час? Помогите малышу, если он не может ответить сразу, а потом спросите опять.
  2. «Который час – 2». Меняйте положение часовой стрелки и задавайте вопросы о том, сколько времени. Сначала идите вправо, по часовой стрелке, а потом, когда вы увидите, что навык закрепляется, меняйте положение стрелки в произвольном порядке.
  3. «Понарошку». Скажите ребёнку, что сейчас понарошку нужно прожить весь день. Задавайте вопросы, чем в разное время будет заниматься малыш. Пусть он связывает утренние, вечерние, дневные и ночные часы с типичными для него видами деятельности.
  4. «Сейчас шесть?». Задайте ребёнку череду вопросов: «Сейчас шесть часов?» или «Сейчас восемь?» и т. д. Ребёнок должен отвечать утвердительно или отрицательно. Можно помогать малышу наводящими вопросами. Так он будет учиться ориентироваться во времени.

«Совет. Чтобы упражнения и игры по пониманию времени не утомляли ребёнка и не навевали на него и скуку, старайтесь вводить их в реальную жизнь. Допустим, подросшему малышу можно поручить проследить за временем, собираясь куда-то: «Напомнишь мне, что через 20 минут мы должны выйти из дому, чтобы не опоздать на представление» или «Скажешь, когда будет три часа?». Когда готовите на кухне: «Я ставлю пирог на 30 минут. Посмотри на часы и скажи, когда он будет готов?»

Здорово понимать время и уметь пользоваться часами

Дорогие родители, не заставляйте ребёнка учить понимать по часам, пока он сам не проявит интерес. А чтобы он проявил интерес – нужно ему помочь: дать информацию для размышления – показать весёлые тематические картинки или познакомить с забавными стихами. Во время обучения старайтесь связать задания с реальной жизнью. Пусть ребёнок как бы напоминает, который сейчас час, какое время суток и т. д. Самое лучшее – когда вам удастся выработать свой ребёнка. Тогда малышу будет интересно, и он достаточно быстро научится понимать по часам и пользоваться ими. Помните, что этот навык не приобретается за один день, а формируется постепенно. Так что будьте терпеливы, последовательны и тогда всё получится.

Уметь планировать свое время, а, следовательно, и разбираться в нем, полезно не только взрослым, но и детям. Но восприятие времени субъективно и зависит от различных факторов. Так, стоит ребенку к новому или интересному занятию, и оно незаметно пролетает. Зато при выполнении неинтересных заданий или в томительном ожидании каких-либо событий даже пятнадцать минут кажутся вечностью.

Кроме субъективности понимание времени осложняется и абстрактностью: его невозможно потрогать или пощупать, но оно есть и его ход ощущает на себе каждый из нас. При этом большинство 6–7 летних детей обладают наглядно-образным типом мышления и поэтому с трудом оперируют абстрактными определениями.

С чего начать обучение?

Перед тем как приступить к обучению, ваш ребенок должен уже многое уметь и знать:

  • свободно считать как минимум до 60;
  • разбираться в основных временных понятиях: в прошлом году, завтра, вчера вечером, через год, месяц назад и т. п.;
  • знать и понимать последовательность времен года;
  • знать наименования дней недели и их очередность;
  • иметь представление о таких понятиях, как минута и секунда. Лучше всего это сделать в игровой форме, например, отвечая на вопрос: «Что можно успеть за одну секунду?», и тут же отвечать, сопровождая ответ определенным действием: моргнуть, подпрыгнуть и т. д.

Если же у ребенка наблюдаются трудности в одной из перечисленных областей, то знакомство с часами лучше отложить до тех пор, пока общие временные понятия не будут им усвоены. Для этого чаще говорите с ребенком, планируйте ближайшее будущее, обсуждайте то, что было некоторое время назад, чаще проговаривайте последовательность каких-либо событий или действий (например: сначала пришли с прогулки, потом разулись, затем помыли руки и, наконец, сели обедать).

Как изучить время по часам со стрелками?

После того как ребенок уяснил суть временной последовательности различных событий, понятия прошлого, настоящего и будущего и т. д., можно переходить непосредственно к часам.

Для этого вам понадобятся часы довольно большого диаметра и с двигающимися стрелками. Можно использовать как игрушечные механизмы, так и настоящие. Последние должны быть без стекла и прочих элементов, затрудняющих доступ к стрелкам. Циферблат в любом случае должен быть однотонным, чтобы не рассеивать внимание ребенка на узоры, картинки и т. п. Кроме того, на простом одноцветном фоне стрелки и цифры видны гораздо лучше.

При желании часы можно нарисовать и на картоне, но уже без стрелок. В их роли могут выступить карандаши, ручки. Нарисованные часы также не должны быть перегружены излишними деталями: только четкие крупные цифры и секундные деления.

Начинать обучение следует с разъяснения самых простых понятий. В первую очередь расскажите ребенку о стрелках : для чего они служат, в каком направлении и с какой скоростью движутся.

Установив минутную стрелку на 12, начните перемещать часовую по циферблату, озвучивая время при каждой смене позиции. Затем предложите ребенку самому выставить часовую стрелку и определить время. С первого раза это может и не получится, поэтому будьте готовы проявить терпение.

После того как часовая стрелка освоена, переходите к минутной. Передвиньте ее с 12 на 1, объяснив ребенку, что «прошло» 5 минут. Сдвиньте ее еще раз и снова назовите время, но часовую стрелку при этом не трогайте, пусть она стоит на одном месте.

Разобравшись со стрелками по отдельности, можно приступать к изучению их совместного движения . Лучше начать с простых примеров – 1:05, 3:20, 7:45 и т. д. Затем можно перейти к более сложным сочетаниям – 2:48, 6:17, 8:09). Не забудьте и такое положение стрелок, когда они находятся на одной линии и смотрят в одном направлении – 1:05, 2:10, 3:30 и т. д.

На последнем этапе обучения можно приступать к усложненным заданиям. Установив стрелки на любых числах, попросите ребенка показать время, которое наступит через:

  • 3 часа;
  • 40 минут;
  • 1 час и 45 минут и т.д.

Аналогично приведенным выше примерам можно попросить ребенка указать время, которое было определенное количество часов и минут назад. Ну а после этого можно начинать осваивать и такие сложные понятия, как «без четверти», «полвторого», «без двадцати» и пр. Ребенок достиг значительных результатов, научившись определять время по стрелкам часов, значит, и такие термины сможет освоить без труда.

Как совершенствовать навыки?

Не забывайте, что любые знания и умения усваиваются гораздо легче, если проводить их в игровой форме . Устройте с ребенком тематическую олимпиаду или викторину. Заранее подготовьте задания и предложите ребенку придумать их и для вас. Когда подойдет ваша очередь отвечать на вопросы, периодически давайте неверные ответы, чтобы у ребенка была возможность проверить и исправить их. Такая мыслительная работа поможет закрепить полученные им знания, а вы сможете убедиться, что ваш ребенок научился правильно определять время.