Учимся работать ножницами. Техника безопасности с ножницами: основные правила Интересные идеи обучения детей работе с ножницами

Умение пользоваться ножницами зачастую дается маленьким дошкольникам нелегко. Ведь для того чтобы овладеть этим навыком, ребенок должен уметь использовать указательный, средний и большой пальцы отдельно от безымянного и мизинца. Несмотря на то что дети начинают пользоваться ножницами уже с трех-четырех лет, полностью этот навык развивается у них только к шести годам. Вы можете помочь вашему дошкольнику овладеть умением вырезать ножницами с помощью специальных упражнений, развивающих мелкую моторику.

Как научить ребенка дошкольного возраста пользоваться ножницами

1. Развивайте навыки моторики

Существует много интересных идей для развития навыков мелкой моторики и двусторонней координации ребенка, применять которые необходимо с самого раннего детства, еще до того, как он начнет пользоваться ножницами.

  • Пусть ребенок перемещает кубики или другие предметы с помощью кухонных щипцов, ему это непременно понравится.
  • Попросите ребенка выжимать воду из водной игрушки или губки во время купания.
  • Наполните пипетку для закапывания глаз краской и попросите ребенка нарисовать картину, понемногу выдавливая краску из пипетки.
  • Предложите ребенку пробивать дыроколом отверстия в листе картона, это укрепит его мышцы рук.
  • Пусть ребенок почаще играет с пальчиковыми куклами-марионетками. Это великолепный способ научиться использовать пальцы по отдельности.
  • Ребенку также понравится рвать бумагу на мелкие кусочки. Это поможет развить сноровку и ловкость.
  • Закрепление прищепок по краям бумажной или пластиковой тарелки идеально подходит для развития двусторонней координации.

2. Выбирайте правильные ножницы

Обдуманно подходите к выбору подходящих ножниц для вашего малыша. Не существует универсальных ножниц, которые подходили бы всем. Попросите ребенка опробовать ножницы, чтобы убедиться, что они достаточно остры и подходят ему по руке.

  • Ножницы для правшей и левшей. Ножницы, которые вы покупаете ребенку, должны соответствовать доминированию одной из его рук. Большинство ножниц рассчитано на правшей. Тем не менее ребенок-левша должен пользоваться ножницами, предназначенными специально для левшей. У ножниц для левши верхнее лезвие расположено слева, чтобы ребенок мог видеть линию отреза. Существуют ножницы, которые рекламируются как универсальные, но такие модели могут не дать левше четкий обзор данной линии.
  • Адаптивные ножницы. Детям со слабыми мышцами рук, особыми потребностями или любыми другими ограничениями требуются адаптивные ножницы. Существует несколько форм и конструкций таких ножниц, которые соответствуют определенным потребностям. Бывают ножницы с пружиной, которые сами раскрываются после сжатия; настольные ножницы для работы пользователей с одной рукой и учебные ножницы, которые прекрасно подходят для обучения ребенка правильно располагать ножницы в руке.
  • Безопасные ножницы. Некоторые специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, предпочитают пользоваться ножницами с тупыми (закругленными) концами для начинающих. Их обычно называют безопасными ножницами. Покупать нужно такие, которые будут хорошо резать бумагу, так как некоторые из ножниц данного типа практически не режут. Если ребенку будет слишком трудно резать бумагу, у него может пропасть желание обучиться навыкам вырезания ножницами.

3. Обучайте ребенка правилам безопасного использования ножниц

Важно обучить ребенка правилам безопасного обращения с ножницами и повторять эти правила перед каждым занятием с ними. Есть два основных момента, которые следует особо подчеркнуть. Во-первых, дети должны знать, что ножницами можно резать только бумагу и больше ничего. Во-вторых, следите за тем, чтобы ребенок не ходил и не бегал с ножницами. Если малышу необходимо куда-то пойти, покажите ему, как нужно правильно держать ножницы при ходьбе, то есть с сомкнутыми лезвиями, в кулаке и кольцами сверху. Его руки должны находиться рядом с телом.

4. Научите детей правильно держать ножницы

Начните с правильного положения рукоятки в руке. Продемонстрируйте малышу правильный способ держать ножницы и попросите его повторить ваши действия. Вам, возможно, придется помочь ребенку разместить пальцы в соответствующих отверстиях. Учите и показывайте, что большой палец всегда идет в меньшее отверстие, а указательный и средний - в большее отверстие. В этом вам могут помочь рисунки со схематичным изображением правильного положения ножниц в руке. Пусть ребенок также тренируется разжимать и сжимать ножницы. Это поможет ему обрести силу, необходимую для работы с ними.

5. Вырезайте с детьми по линии

Для того чтобы ребенок научился управляться с ножницами, он должен сначала научиться резать по линии. При этом используйте относительно плотную бумагу, а не слишком тонкую и легкую, которая легко складывается и сгибается. Помогите малышу, на первых порах направляя его руку своей рукой, пока он не освоит это умение на должном уровне.

6. Вырезание форм

После того как ваш ребенок освоится с предыдущими этапами, он может переходить к вырезанию различных форм. Вы можете сами рисовать разные формы и фигуры фломастером с толстым наконечником или использовать цветные напечатанные изображения треугольников, кругов или квадратов , а также других изображений.

7. Вырезание с поворотом бумаги

Покажите ребенку, как нужно вырезать, поворачивая бумагу. Помогайте ребенку, когда он будет пробовать одной рукой вырезать, а другой поворачивать лист. Это поможет ему научиться не переворачивать ножницы вверх «дном» (что происходит довольно часто). Научите его вырезать не спеша, постепенно, при этом контролируя положение и ножниц, и бумаги.

Умение вырезать - важный навык, который предстоит освоить малышу. А всё потому, что работа с ножницами развивает мелкую моторику, мышление и координацию, учит концентрироваться, быть внимательным и усидчивым. Рассказываем, как помочь ребёнку научиться вырезать и какие картинки выбрать для первых шагов.

KUMON-вырезание

Ножницы - сложный инструмент. Малыши не с первого раза понимают, как их правильно держать, каким образом вести по картинке и как оставаться в пределах линии. Первые опыты с инструментом часто неудачные. Но учить ребёнка вырезать можно уже с двух лет.

Эдьютейнмент - обучение через игру - особенно привлекает детей. Ведь ребёнок готов регулярно заниматься лишь тем, что ему нравится. Поэтому в тетрадях «KUMON. Давай вырезать!» есть пазлы, лабиринты и «вкусные» картинки и сюжеты с забавными животными.

Выбираем хорошие ножницы

Учиться вырезать нужно с помощью хорошего инструмента - правильных ножниц.

  • Выбирайте ножницы с закруглёнными концами.
  • Ребёнку должно быть удобно их держать.
  • Дырочки для пальцев должны быть подходящего размера.
  • Выбирайте ножницы, которые малыш может легко открывать и закрывать.

После того, как вы выбрали ножницы, научите малыша правильно их держать.

  • Попросите ребёнка просунуть большой палец в маленькое отверстие в рукоятке ножниц, а указательный и средний пальцы - в большое отверстие.
  • Для удобства малыш может просунуть в большое отверстие и безымянный палец. Безопасные пластиковые ножницы подходят для малышей, но в их большое отверстие сложно просунуть больше двух пальцев.
  • Убедитесь, что во время вырезания ребёнок направляет кончики ножниц от себя.


Задание из тетради «KUMON. Давай вырезать! Забавные животные»

Учимся вырезать

  • Уверенность. Проверьте, получается ли у ребёнка открывать и закрывать ножницы одним движением, держать их под правильным углом к бумаге. Как правило, поначалу малыши неровно разрезают бумагу. Не волнуйтесь: постепенно ребёнок научится уверенно работать ножницами.
  • Рабочее место. Не стоит вырезать фигуры на полу или диване: ребёнку гораздо удобнее работать за столом. Так локти малыша лежат на опоре, а спина остаётся ровной. Наш копирайтер Лиана и на личном опыте убедилась, что это неудобно.
  • Диагональ. Вырезать фрагменты по диагонали довольно сложно. Не переживайте и напоминайте ему направлять ножницы вдоль линии отреза.

  • Держать лист.
  • Аккуратность. Возможно, сначала всё будет очень неаккуратно. Поэтому следите, чтобы ребёнок разрезал бумагу той частью лезвий, которая находится у самого их скрепления. Откройте ножницы и отрежьте 2–3 сантиметра, затем снова откройте ножницы и отрежьте ещё немного. Повторяйте, пока не вырежете картинку. Так получится намного аккуратнее.

Что вырезать

Картинки должны быть яркими, понятными, без лишних деталей. В тетрадях «KUMON» много сюжетов, которые понравятся малышу. Вот, например, задание из серии «Первые шаги» «KUMON. Давай вырезать!» : ребёнку нужно сделать размер по диагонали. А затем соединить две части корабля.


Задание из тетради «KUMON. Давай вырезать! Первые шаги»

Когда ребёнок освоит первые шаги, предложите ему задания посложнее. Вот в этом упражнении ребёнку нужно резать по линии, поворачивая лист. Не огорчайтесь, если края разреза получатся неровными. Главное - чтобы малышу понравилось выполнять задание.


Задание из тетради

Виктория Некрич
НОД по художественно-эстетическому развитию детей средней группы «Знакомство с ножницами»

Тема: Знакомство с ножницами

Цель: Знакомить детей с ножницами как орудием труда, которым режут и вырезают.

Образовательные – учить детей правильно держать ножницы, сжимая и разжимая кольца; учить правилам безопасности при работе с ножницами; упражнять детей в резании широкой полоски, по узкой стороне на одинаковые отрезки бумаги (шпалы);

Развивающие – развивать в детях любознательность, мышление, мелкую моторику; умение создавать из элементов целостную композицию.

Воспитательные - закреплять приемы аккуратного пользования бумагой, клеем и салфеткой.

Ход занятия Дети играют в групповой комнате. Раздается стук в дверь, входит почтальон и отдает воспитателю телеграмму.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, нам принесли телеграмму. Интересно кто нам ее прислал, давайте прочитаем.

«Здравствуйте мальчики и девочки! На железной дороге, по которой я езжу, сломались шпалы. Помогите мне, пожалуйста, иначе я не смогу довезти своих пассажиров до станции Ромашково. Паровозик из Ромашково.»

Посмотрите, в конверте лежит картинка. Действительно, нет шпал на железной дороге. Вы хотите помочь Паровозику? (Ответы детей)

Для того, чтобы помочь нашему другу, нам понадобиться один очень важный предмет. Послушайте загадку: Чем мы режем, вырезаем

И бумагу и лоскут?

В парикмахерской красиво

Ими волосы стригут.

Что же это за предмет,

Дайте мне скорей ответ.

Ответы детей: Ножницы

Воспитатель : Да, конечно, дорогие! Это ножницы стальные. Видели ли вы когда-нибудь ножницы? Где вы видели ножницы? У вас дома есть ножницы? (Ответы детей)

Чтобы хорошо ножницы держать, надо пальчики размять.

Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять.

Воспитатель : Хорошо, все готовы к работе. Садитесь за столы. Посмотрите внимательно на свои ножницы. Сколько ножей у ножниц? Ножи ножниц похожи на клюв птички. Посмотрите, как я открываю и закрываю клювик ножниц. Сколько окошек? Как вы думаете, для чего нужны эти окошки? (Ответы детей) Сколько пальчиков мы будем вставлять в окошки? (Ответы детей). И еще есть в ножницах очень важная деталь – гвоздик, который соединяет ножницы.

Посмотрите, ваши ножницы соединены гвоздиком? (ответы детей).

Сегодня мы будем учиться пользоваться ножницами и резать бумагу на полоски. Мы же должны помочь нашему Паровозику, но сначала надо узнать правила обращения в острыми предметами .

1. Брать и резать ножницами можно только с разрешения и в присутствии взрослых.

Пожалуйста, все вместе повторим правило. (Дети повторяют)

2. Не размахивать ножницами, чтобы не поранить кого-либо (дети повторяют)

3. Держать ножницы прямо от себя, не раскрывать их широко (воспитатель показывает)

4. Передавать ножницы друг другу можно только при закрытых клювиках-ножах, окошками- колечками вперед (воспитатель показывает)

5. Закончив работу надо поставить свои ножницы в стаканчик окошками-колечками вверх.

Напомните мне, пожалуйста, как надо обращаться с острыми предметами. (Дети отвечают)

Правильно, молодцы! Чтобы пальчики были здоровы, будем правила мы соблюдать.

Мы немного засиделись, не пора ли нам размяться.

Физминутка

Есть у ножниц 2 колечка,

2 ножа и гвоздь-сердечко.

Они песенку поют

Они режут и стригут.

Разрезаю я полоску

Вот так, вот так!

Домик сделаю, березку,

И готовы как один

Прийти на помощь друзьям своим.

Тихо садитесь за столы, и мы с вами начинаем учиться правильно пользоваться ножницами.

Возьмите ножницы, как я, вставьте большой пальчик – в верхнее окошечко - колечко, средний пальчик – в нижнее, а указательный пальчик будет поддерживать окошечко- колечко снизу, вот так. (Воспитатель смотрит за тем, как дети держат ножницы. Помогает правильно зафиксировать пальцы в колечках.)

Все правильно поставили пальчики? Теперь попробуйте открыть клювики - ножи, как я. Открыли – закрыли (несколько раз). Хорошо, у всех получилось. А сейчас я покажу вам, как резать бумагу: в левую руку беру кусочек бумаги и разрезаю его на полоски.

Клювик ножниц открываю и полоски отрезаю. Деталь для железной дороги готова. Теперь вы возьмите в левую руку полоску бумаги и разрежьте ее по пунктирной линии.

Самостоятельная работа детей. Воспитатель следит за тем как дети держат ножницы, отрезают полоски. Помогает детям, которые пока не справляются.

Хорошо, у нас получилось много шпал для железной дороги. Давайте наклеим шпалы на картинку. Воспитатель следит, как дети пользуются клеем и салфеткой.

Ребята, посмотрите, мы починили железную дорогу для Паровозика. Вы рады? Ответы детей .

Закрыли ножницы, положили их в стаканчик.

Понравилось вам наше занятие? Что больше всего понравилось?

А вы все правила запомнили? Можно брать ножницы без разрешения взрослых?

Можно размахивать ножницами?

Можно ножницы широко раскрывать?

Я правильно поставила ножницы в стаканчик (вверх ножами?

Как надо держать ножницы, когда передаешь их другому человеку?

Молодцы, все запомнили!

Вам понравилось резать ножницами?

Радостные ответы детей .

За вашу помощь паровозик передал нам мультфильм о его путешествиях. Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково».

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы с Вами поговорим о том, как научить ребенка пользоваться ножницами, как научить ребенка вырезать ножницами. И поможет нам в этом раннее развитие детей.

Дети с рождения знают, что такое ножницы. Ведь они постоянно видят, как взрослые подрезают им ногти. Естественно, что процесс пользования этим приспособлением вызывает у них явный интерес. Но, родители задаются рядом вопросов, связанных с этим предметом. Например, когда можно начинать давать ребенку в руки ножницы, как научить его обращаться с ними, как уберечь кроху от травм?

Однозначного ответа нет. Ведь все дети разные. Присмотритесь внимательно к карапузу. Если он проявляет к ножницам интерес и может нормально держать их в руках – обязательно дайте попробовать резать и научите ими правильно пользоваться.

Некоторые родители вообще не дают малышам ножницы в целях безопасности. Но, подобный запрет – это не лучший способ защиты, он наоборот больше стимулирует познавательную деятельность крохи.

Как научить ребенка пользоваться ножницами? Покупаем безопасные ножницы.

Знаете ли Вы, что для детского творчества есть специальные модели – безопасные. Они, как правило, небольшие по размеру, адаптированы под детские руки, легкие, удобные, с закругленными кончиками. Они защищены от того, что ребенок может пораниться во время работы. Существуют даже ножницы, у которых лезвия закрыты пластиком.

Покажите малышу, как правильно нужно держать ножницы в руках и как резать. Первые движения по раскрытию и закрытию ножниц проделайте без бумаги, потренируйтесь в воздухе. После того, как карапуз поймет принцип действия, переходите на бумагу.

Обязательно объясните крохе правила безопасного обращения с ножницами:

1. Ножницы – это инструмент для резки, и совсем не игрушка. Они острые, поэтому – опасные. Если их неправильно использовать, можно пораниться.
2. Ножницами можно резать картон, бумагу, ткань, нитки, вырезать различные элементы для аппликаций, и нельзя бросать, махать, бегать с ними, прыгать, подносить к лицу, брать без разрешения.
3. Передавать ножницы нужно только закрытыми (с сомкнутыми лезвиями), кольцами вперед.
4. С этим инструментом можно работать только, сидя за столом.
5. Каждый раз после работы ножницы нужно класть на место.

Не разрешайте ребенку играть и баловаться с ножницами. Они должны использоваться строго по назначению.

Как научить ребенка пользоваться ножницами? Как научить ребенка вырезать ножницами?

Какими должны быть первые занятия с ножницами?

Сначала ребенок должен научиться нарезать бумагу на кусочки и делать «бахрому». Помните, что процесс разрезания и нарезания хорошо влияет на развитие , усидчивости, терпеливости и других полезных качеств.

В каком возрасте ребенок способен научиться пользоваться ножницами?

С трех-четырех лет дети уже могут делать небольшие разрезы на бумаге, а к 5-6 годам хорошо резать.

Как правильно держать ножницы?

1. Ребенок должен держать руку так, чтобы большой палец находился вверху. Взрослому нужно надеть на пальчик одно из колец ножниц.
2. Во второе кольцо малыш сам должен продеть указательный палец.
3. Для удобства, во второе кольцо можно продеть и кончик среднего пальца.
4. Мизинец и безымянный палец нужно подогнуть, чтобы они упирались в ладонь.
5. Для того чтобы научить ребенка правильно держать ножницы, поднимите лист бумаги выше уровня его глаз. Если кроха захочет ее порезать, он автоматически возьмет ножницы правильно.
6. Помните, что работать с ножницами нужно, сидя за столом. Ноги ребенка должны упираться в пол. Локти – лежать на столе. Колени – согнуты под прямым углом.
7. В процессе вырезания руки должны быть немного прижаты к телу.

Чему должен научиться малыш, и в какой последовательности?

1. Правильно держать ножницы.
2. Открывать и закрывать их.
3. Проявлять интерес к ним.
4. Разрезать либо отрезать кусок бумаги, нарезать «бахрому».
5. Отрезать кусок бумаги, делая два, и более, последовательных надрезов.
6. Разрезать лист пополам.
7. Вырезать квадрат и любую другую геометрическую фигуру.
8. Вырезать более сложную фигуру.

Как научить ребенка вырезать ножницами? Какие задания можно использовать, чтобы закрепить навык резания?

1. Разрезать полоску бумаги на квадраты, которые можно использовать в аппликациях.
2. Нарезать из бумаги тонкие полоски.
3. Косо срезать у прямоугольного листа концы.
4. Из квадрата вырезать круг, постепенно округляя его края ножницами.
5. Сложить прямоугольный листик бумаги пополам и вырезать из него половину формы какого-то фрукта, гриба, бабочки, цветка, дерева так, чтобы на развороте получилась целая композиция.
6. Вырезать снежинки и цветы, складывая бумажный квадрат несколько раз.

Вот так, соблюдая несложные правила и используя простые задания можно быстро научить ребенка резать и пользоваться ножницами.