Комплекс дидактических игр по развитию мышления среднего дошкольного возраста. Развитие мышления дошкольников: игры и упражнения, особенности

Игра - любая игра! - развивает творческие и мыслительные способности малыша, учит и терпению, и настойчивости, развивает чувство юмора.

Именно игра делает обучение для ребёнка интересным и желанным занятием. Она, в сущности, его главная деятельность. для взрослого же игра выступает как инструмент всестороннего развития ребёнка. Правильно применяя игровые моменты, можно свести на нет любой каприз, любую ситуацию направить к лучшему результату.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР на развитие

мышления у детей дошкольного возраста

ЧТО БЫВАЕТ, ЧТО НЕ БЫВАЕТ

Цель: Развивать логическое мышление и слуховое восприятие.

Описание: Называйте самые элементарные ситуации и не реальные. Например: Папа пошел на работу; Поезд летит по небу; Мы будем пить чай; Яблоко очень солёное…

Если такого не бывает, дети должны затопать ногами. Если ситуация правдивая – покивать головой.

Игру можно проводить с мячом. Называя фразу и одновременно бросаем мяч, если ситуация правдива, ребёнок должен ловить мяч, если нет – то отбрасывать.

ДОГОВОРИ СЛОВО

Цель: Развивать мышление, слуховое восприятие, сообразительность и речевую активность.

Описание: Говорите ребёнку первые слоги знакомых ему слов, а он должен закончить слово.

СКАЗКА НА КАРТИНКАХ

Цель: Развивать мышление, фантазию, зрительное восприятие.

Описание: Положите перед ребенком картинки. Читайте ребенку сказку согласно подобранным картинкам. Во время чтения ваш малыш должен раскладывать картинки по порядку событий.

ЧТО ВНУТРИ

Цель: Развивать мышление, воображение, речь и слуховое восприятие.

Описание: Называйте тот или иной предмет или место и побуждайте ребёнка называть то, что может находиться внутри этого предмета или места.

Например: Дом – стол; шкаф – свитер; холодильник – кефир; тумбочка – книжка; кастрюля – суп; нора – лиса; больница – врач; магазин – продавец; автобус – пассажиры; пузырек – лекарство; улей – пчелы и т.д.

КТО, ЧТО ЛЮБИТ?

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

НАЗОВИ, ОДНИМ СЛОВОМ

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ...; птицы - ...

КЛАССИФИКАЦИЯ

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

ЧЕРЕДОВАНИЕ

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ

Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним».

Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор).

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

ЧТО ЗАБЫЛ ХУДОЖНИК

Взрослый: Посмотрите на картинку. Что забыл нарисовать художник?

Ребёнок: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок,

На ковре не раскрашены некоторые полоски …

(приемы – анализ картинки, сравнение ее с предполагаемым мысленным стандартом).

НАЙДИ МАМУ МАЛЫШУ

Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.

КТО ГДЕ ЖИВЕТ

Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.

ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК

В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.

ЗИМА – ЛЕТО

Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа…)

СКАЖИ НАОБОРОТ

Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.

ЛЕТАЕТ, ПЛАВАЕТ, ПОЛЗАЕТ

Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать…» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)

ЗАГАДКИ

Предложите детям отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц) ; Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) и т.д.

НАЙДИ ПОХОЖЕЕ

Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.


Игра «Чем похожи и чем отличаются? »

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

Игра «Подбери пару к слову».

Оборудование: мяч.

Дети встают в круг. Воспитатель с мячом - в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла».

Игра «Что это? Кто это? »

Цель: развитие мышления и речи.

Оборудование: 24 предметные картинки.

Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.

Игра «Разложи карточки»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка) ; поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.

Игра «Разложи картинки по группам»

Цель: развитие навыков анализа и синтеза.

Оборудование: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты: яблоко, груша, персик; посуда: чашка, тарелка, чайник; инструменты – молоток, пила, лопата и т. д.

Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные) .

Задание «Закрой лишнюю картинку»

Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Оборудование: карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4 см) (для каждого ребенка) .

Перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком.

Задание «Нарисуй и зачеркни»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям:

Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру.

Игра «Подбери парную картинку»

Цель: развитие логического мышления, памяти и речи.

Оборудование: магнитная доска; 12 пар предметных картинок: мотоцикл – колесо, аквариум – рыбки, кровать – подушка, книжный шкаф – книги, теплоход – якорь, молоток – гвоздь, батон – колосок, пчела – соты (мёд, корзина – подосиновик, лошадь – жеребёнок, белка – орех (шишка, ваза – тюльпан (гвоздика) .

На магнитной доске прикреплены картинки. Расположение картинок: верхний ряд – мотоцикл, аквариум, кровать, книжный шкаф, теплоход, молоток, батон, пчела, корзина, ваза, лошадь белка; нижний ряд - жеребенок, якорь, подосиновик, соты, подушка, книги, рыбки, колесо, колосок, орех, гвоздь, тюльпан. Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда. Дети поочередно составляют пары и объясняют свое решение.

Игра «Подбери четвертую фигуру»

Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать фигуры и на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях.

Оборудование: карточки к заданию и простой карандаш (для каждого ребенка) .

На столе каждого ребенка находятся карточки и простой карандаш. Воспитатель привлекает внимание детей к отличительным признакам изображенных фигур, к принципу их очередности, и предлагает правильно закончить ряд, выбрав один из данных справа рисунков. (Нужный рисунок обводится карандашом) .

Игра «Придумай загадку»

Цель: развитие речи и мышления.

Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы.

На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.

Игра «Составь предложение по двум картинкам»

Цель: развитие внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты; пары предметных картинок: : бабушка – кофта (чашка, ваза, девочка – кролик (фасоль, лыжи, мальчик – кот (велосипед, коньки, аист – гнездо и т. д.

Воспитатель поочередно прикрепляет к магнитной доске пару картинок и предлагает детям составить по ней как можно больше предложений.

Игра «Любимая еда»

Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Оборудование: предметные картинки, например: корова – сено, кролик – капуста, медведь – мед, кошка – молоко и т. д.

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

Игра «Скажи мне наоборот»

Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.

Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.

Игра «Нелепицы»

Цель: развитие речи, внимания, мышления.

Оборудование: карточка к заданию.

Воспитатель предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле.

Задание «Дополни фразу»

Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи.

Если песок мокрый, то.

Мальчик моет руки, потому что.

Если переходить улицу на красный свет, то.

Автобус остановился, потому что.

www.maam.ru

Развитие логического мышления у дошкольников

Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр.

Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж» на котором формируются психические функции организма. Поэтому, навыки и умения, которые приобретает ребенок, будут служить фундаментом для развития способностей в старшем возрасте. Ребенку, который не овладел логическим мышлением будет очень трудно в дальнейшем обучении . В результате этого может пострадать здоровье ребенка. Ослабнет, а то и вовсе пропадет интерес к познанию нового.

Всестороннее развитие дошкольника можно осуществить на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируется воображение, приобретается опыт общения со сверстниками.

Благодаря использованию игровой технологии процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

И как педагог-практик, я понимаю, что с развитием научных тенденций нужно «отходить» от типовых программ, внедряя лучшие новаторские идеи.

Ребенок стремится к активной деятельности, но само по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются, поэтому свою работу с детьми я построила на игровой технологии.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. »

В. А. Сухомлинский.

Начиная работать с детьми старшего возраста, я заметила, что они часто сомневаются в своих ответах, не могут сосредоточиться. Это меня насторожило, и я провела срез знаний, с помощью которого смогла выявить детей, нуждающихся в моей помощи.

я поставила цель: Способствовать развитию мышления дошкольников средствами игры. Это позволить реализовать и следующие задачи:

Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;

Повышение интереса к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь;

Развитие речи ребенка, конструктивных способностей;

Развитие пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать и сопоставлять.

Прежде всего создала в группе предметно-развивающую среду, о содержании которой говорить подробно не буду, так как у меня есть содокладчик.

Разработала тематический план развития логического мышления ребенка в игре, куда вошли занятия, дидактические, сюжетно –ролевые, другие развивающие игры типа «Что, где, когда? », «Что изменилось? » и пр.

Начиная с младшей группы основные роли в игре брала на себя, но давала возможность каждому ребенку высказаться, предложить свой вариант подбора игрушек в игре, предметов-заместителей. Обращала внимание на то, почему ребенок выбирает палочку вместо колбаски, палочку вместо микрофона. Это заставляло ребенка думать, вспоминать, на что похож предмет, а полный ответ способствовал развитию речи.

Словесные методы - объяснение педагога, рассказ, знакомство с содержанием игры, анализ достигнутого результата, являлись образцом для подражания.

Наглядные методы использовала в более старшем возрасте. Мы рассматривали с детьми схемы, мнемотаблицы, знакомились с персонажами игровых ситуаций.

Практические методы- манипуляции с играми, самостоятельная деятельность в уголке природы, в экспериментальной деятельности, при составлении мини-проектов способствовали более полному закреплению полученных знаний, развитию умений сравнивать, обобщать и делать выводы.

Приведу пример игры-экспериментирования с различным материалом, например, с тенью, с водой, со светом, с бумагой и т. д. Если солнышко утром встает над ребенком, то тень будет сзади, в полдень тень будет впереди, вечером- сбоку. Все это проверяем вместе с детьми практически. Со светом: игры с использованием театра теней. Брали белую простынь, двое детей держат, а другие дети сзади простынного экрана показывают фигуры, другие дети узнают, какой персонаж был показан. В чем суть развития мышления? В том, что ребенок догадывается, сравнивая тень с образом персонажа, вспоминает, представляет воображаемы объект, а это способствует развитию его мысли.

Дидактические игры: «Сложи картинку», «Продолжи ряд», «Найди различия» и т. д. Это игры дети используют в повседневной жизни. Их в группе достаточно.

Развивающие игры: Блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, кубики В. Никитина, «Колумбово яйцо» - самые главные в развитии логического мышления, так как они заставляют думать, включают воображение, учат операциям сравнения. обобщения, анализа. Давайте вместе попробуем, используя простые спички без серы сложить несколько фигур. (Практическая работа).

Любая игра имеет широкий диапазон действий: Например, в одну и ту же игру можно играть от 3 до 7 лет. Это возможно, потому что в ней есть упражнения как в 1-2 действия для малышей, так и многоступенчатые задачи для старших детей.

Например, «Угадай, что спрятано», «Пары картинок», «Волшебная коробочка». Многофункциональность одной игры – может решить большое количество образовательных задач, незаметно ребенок изучает, запоминает цвета, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление. Внимание, память, воображение. Я предлагаю ребенку младшей группы угадать, что спрятано в этом мешочке. (Практическая работа с педагогами, в мешочке овощи, фрукты). Теперь я предлагаю узнать, что в мешочке ребенку старшего возраста. (Задание педагогам, в мешочке камешки, ракушки, пуговицы и другой материал). так же можно усложнять содержание таких игр, как «Найди свой домик», «Подбери матрешкам платочки», «Найди такой же» и т. д.

Развитие логического мышления детей происходит не только при помощи дидактических игр, но и в самостоятельной деятельности детей: например, в ролевой игре «Семья»: играя в дочки – матери, ребенок думает о том, куда пошла мама, тем самым выстраивая дальше логическую цепочку: чем она будет заниматься, что будет делать потом. Что случиться, когда она вернется домой и т. д. Этот вид деятельности очень важен для развития мышления ребенка. В таких играх ребенок закрепляет полученные знания, развивает интеллект, появляется неограниченная возможность придумывать и творить, а значит, развивается его мыслительная деятельность. В старшем дошкольном возрасте игра усложняется. Если ребенок имеет определенные знания о работе водителя, то он не только будет оперировать с рулем, но он будет работать на торговой базе, куда будет привозить материалы, в ремонтной мастерской, таксистом и пр. В игре «Рыбаки» он будет не просто сидеть на берегу и ловить удочкой рыбу, как это он может делать в младшей группе, а придумает сюжет, в котором он может выполнять роль бригадира рыбацкой бригады, вместе с другими детьми они могут сплести сети, ловить рыбу сообща, подкармливать рыбу. Для чего? Чтобы был лучше улов? Чтобы рыба была крупнее? Здесь же могут и работать водители, которые будут увозить рыбу на рынок, на завод и т. д. Т. е. знания ребенка, его воображение, умение мыслить, вспоминать, сравнивать как раз и помогает развивать сюжет игры. Работая в этом году с детьми младшей группы, я научила ребят играть в такие ролевые игры, как «магазин», в котором они продают и покупают не только игрушки, но и продукты, одежду, инструменты, используют кассу, деньги, причем в начале развития игры это были рисованные купюры, сегодня дети заменяют их простыми фантиками, листочками с деревьев, что свидетельствует о том, что ребенок уже мыслит, фантазирует. В игре «Парикмахерская» раньше только причесывали друг друга, к концу года – моют голову, накручивают бигуди, стригут, делают прическу, сравнивают клиента до начала операции и в конце, говоря такие слова: какая красивая прическа получилась, вам это нравится, вам это идет и пр. В игре «Больница» действует не только врач, который раннее только слушал и делал уколы. Сегодня врач уколы не делает, а по его рекомендации укол делает медицинская сестра. Прежде чем сделать укол, они обрабатывает место укола воображаемым спиртом, использует вату, обязательно спросит: «Вам не больно? ». Кроме того, несмотря на маленький возраст, дети пытаются создать в этой игре разные ситуации: на приеме у врача зубного, оториноларинголог, даже хирурга. Это так важно в развитии мышления дошкольников. И здесь, главное, не упустить время, сделать все возможное для развития сюжета игры, для повышения уровня знаний детей.

Успех в работе по развитию логического мышления детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями, поскольку знания, полученные в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Родители помогают в изготовлении атрибутов к играм, улучшении развивающей среды. Мною была проведена консультация по теме: «Развитие логического мышления посредствам сенсорного воспитания », я предложила родителям создать дома сенсонографы, придумать варианты фланелеграфов, разучили с родителями ряд дидактических игр, которые они позже использовали дома с детьми.

Реализуя работу в данном направлении в системе, мною была проведена диагностика уровня знаний, умений, и навыков в начале и в конце года. Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика в показателях развития логического мышления.

Таким образом, можно сделать вывод, что игра является основным фактором развития логического мышления дошкольников.

www.maam.ru

Мышление – это высшая функция психики, помогающая составить полное представление об объективной реальности и установить связь между объектами и явлениями в этом мире.

Виды мышления и их поэтапное развитие

Мышление дошкольников представлено 3 видами, каждый из которых является ведущим на соответствующем возрастном этапе:

  • наглядно-действенное (до 3 лет) ;
  • наглядно-образное (от 3 до 5 лет) ;
  • словесно-логическое (от 6 до 7 лет) .

Наглядно-действенная форма

Ребенок ближе к 3-4 годам все еще проявляет действенное мышление, то есть познание внешних и внутренних свойств предмета происходит через физические манипуляции с ним. Проще говоря, ребенок исследует все объекты, трогая их, разбирая на части, ломая и опять собирая.

Если малыш сломал машинку, значит, он ее просто изучал. Внешние ее характеристики ему известны, а интерес вызывает скрытое от глаз.

Эта форма мышления создает предпосылки для развития более сложного вида – наглядно-образного.

Наглядно-образная форма мышления

Дошкольникам ближе к 5 годам свойственно не только совершать практические действия с окружающими объектами, но и оперировать их образами и представлениями о них без наличия предметов под рукой.

Характерной чертой этой формы мышления является подражание взрослым. Это помогает ребенку смоделировать образ и построить его в своем воображении. Очень часто дети проявляют эту особенность в игре, где посредством одной вещи представляется другая.

Наблюдаются активные ролевые игры между детьми и при игре в куклы, машинки, солдатики. Проявляется повышенный интерес к изобразительной деятельности. Речь становится четкой, предложения имеют более сложные конструкции.

Именно в данный период закладываются основы развития логического мышления. Это проявляется в понимании схематических рисунков и обозначений.

Словесно-логическая форма

Эта форма интеллектуальной деятельности ребенка появляется к концу дошкольного периода – к 5-7 годам. Дети оперируют абстрактными понятиями, не опираясь на наглядные или модельные формы, а основываясь на рассуждения и доказательства. Они учатся делать умозаключения.

Например, из суждения о том, что промокли ноги, делается умозаключение о возможности заболеть после этого.

Практические упражнения для развития мышления дошкольников

Родители и воспитатели должны способствовать развитию разных форм мышления у дошколят. Для этого существуют специальные игры и задания.

Для наглядно-действенного мышления

  • Игры в конструктор (деревянный, металлический, пластмассовый) .
  • Лепка из пластилина.
  • Выкладывание геометрических фигур из спичек.
  • Работа с ножницами и бумагой.
  • Игры типа «покормить мишку», «уложить спать куклу», где руководящая роль у взрослого, но без подавления инициативы ребенка.
  • Создание поделок из круп и сыпучих материалов.
  • Рисование пальчиковыми красками.
  • Прохождение лабиринтов по словесной инструкции.
  • Рисование и раскрашивание.
  • Работа с конструктором по заданному образцу или по задумке ребенка.
  • Ролевые игры.
  • Задания типа «найди лишний предмет», «составить рассказ по картинке», «соединить 2 части одного предмета».
  • Собирание пазлов.

Для словесно-логического мышления

  • Головоломки типа кубика Рубика.
  • Задания типа «соединить слова с подходящей картинкой», «найти рисунок-отгадку к загадке», «разделить предмет на равные части», «образовать прилагательное от существительного».
  • Задания на разделение предметов по группам.
  • Задания на подсчет букв и звуков в слове.
  • Дополнение и раскрашивание картинки.
  • Повторение рисунка по клеточкам из заданного образца.
  • Решение легких примеров по математике.
  • Нахождение отличий на 2 картинках.

Все приведенные примеры упражнений являются лишь частью их огромного разнообразия. В детских магазинах есть книги с заданиями по возрасту. Достаточно просто купить пару из них и уделять выполнению задач 20-30 минут в день.

Главное – не переусердствовать и не утомить ребенка.

Источник mam-sovet.ru

Заседание клуба «Дошколенок» по теме: «Дидактические игры для развития логического мышления и воображения»

4) Детям дать задание, в котором предлагается самостоятельно заполнить пропуски в следующих предложениях:

а) Чашка – это посуда для …

б) Масленка – это посуда для …

в) Конура – это дом для …

г) Берлога – это дом для …

д) Яблоня – это дерево …

ж) … – это дом для пчел

з) … – это посуда для хлеба

и) Ручка – это предмет, которым …

к) … – это человек, который водит машину.

В данном упражнении закрепляются навыки и умения по составлению определений.

5. Что плавает, что тонет?

Игра на развитие любознательности, наблюдательности, логического мышления. Вряд ли ваш ребенок задумывался над тем почему одни предметы удерживаются на поверхности воды, а другие тонут.

Помогите ему провести эксперимент и самому догадаться о существующей закономерности. Для этого подберите предметы из металла и дерева: линейки, ложки, пуговицы, карандаши, гвозди и другие пещи из этих материалов, какие найдутся в доме.

Предложите ребенку угадывать, что из них утонет, а что поплывет. (Предметы нужно предлагать в случайном порядке.) Свои предположения малыш проверит, бросая предметы в ванну или в таз с водой. Плавающие пещи пусть ребенок складывает на один табурет, тонущие – на другой.

Когда все предметы будут опробованы (а может быть и раньше) , малыш, наверное, догадается, что плавают деревянные, а тонут металлические вещи. Если ему это сразу не удастся, «натолкните» его па правильный вывод.

6. Чудесные превращения.

Игра развивает творческое мышление и воображение. Для нее нужны 1–2 небольшие карточки, на которых изображены условные обозначения предметов: 2–3 полоски разной длины или 2–3 цветных кружка. Кроме того, вам с ребенком потребуются листы бумаги и цветные карандаши.

Вы показываете малышу карточку, предлагаете придумать, что это такое и нарисовать на своем листе картину. Хорошо, если к каждой карточке будут нарисованы не одна, а несколько картин. Например, о 2 полосках разной длины можно сказать, что это мальчик с мамой, или девочка с кошкой, или дядя с собакой и т.д.

Готовые картинки рассматриваются, обсуждаются и оцениваются; учитывается их соответствие карточке, наличие сюжета, полнота, эмоциональная выразительность и оригинальность.

7. Бывает – не бывает.

Эта словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь.

Если он ответит правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу) а неправильно – очередь пропускается. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу» «Волк на дереве сидит», «В кастрюле чашка варится», «Кошка по крыше гуляет», «Собака по крыше гуляет», «Лодка по небу плывет», «Девочка рисует домик», «Домик рисует девочку» и т. п. Можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч, произнеся фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает.

Игра пройдет веселее и интереснее, если ваши фразы и фразы ребенка будут разнообразными и, может быть, неожиданными. Ошибайтесь иногда – это только сделает игру веселее.

В начальной школе учителю необходимо будет не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, а также учить детей самостоятельно мыслить и творчески работать. К развитию этих качеств необходимо приступать как можно раньше, вот здесь-то и нужна помощь родителей.

Библиография.

1. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Аст Пресс, 1996.

2. Светлова И. Е. Логика. М., 2001.

3. Степанов В. А. Веселая математика для детей. М., 2001.

4. Сухин И. Г. 50 литературных викторин для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2002.

5. Шмаков С. А. Игры в слова и со словами. М., 2000.

Добавить комментарий

Материал с сайта dohcolonoc.ru

Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников - Электронная библиотека - Скачать бесплатно

Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников

Авторы: И. В. Стародубцева, Т. П. ЗавьяловаНазвание: Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольниковФормат: PDF (в zip-архиве) Размер: 1,6 МбАннотация:

В настоящее время читателям предлагается немало печатной продукции, которая, по уверениям ее производителей, способствует развитию умственных и творческих способностей детей.

Родители и специалисты сферы дошкольного образования покупают развивающие игры, выпускаемые на бумажных и электронных носителях, усаживают детей за столы и компьютеры, ожидая скорых и удивительных превращений...

Однако, как показывает практика, такая подача образовательной информации, лишая ребенка-дошкольника естественной для его возраста двигательной активности, далеко не всегда оказывает благоприятное влияние на состояние его здоровья.

Как помочь ребенку развить умственные и творческие способности, не лишая его главной биологической потребности - потребности в движении? Этот вопрос волнует родителей, ученых, педагогов-практиков.

В предлагаемом пособии представлены диагностические методики и методические рекомендации, раскрывающие сущность и особенности развития основных познавательных процессов - памяти, внимания, мышления и воображения - у детей 4-7 лет.

Особый интерес для работников сферы дошкольного образования представляет подборка игрового материала: подвижных игр, игровых упражнений, игр сюжетно-ролевого характера, предназначенных для стимулирования развития того или иного психического процесса в соответствии с возрастом ребенка.

Данное пособие адресовано прежде всего педагогам и специалистам дошкольных образовательных учреждений, а также может быть интересно и полезно студентам педагогических вузов, слушателям институтов и факультетов повышения квалификации.

  • Перцептивные процессы: ощущения и восприятие
  • Возрастные особенности восприятия у дошкольников
  • Диагностика восприятия у дошкольников
  • Подвижные игры и упражнения для развития перцептивных процессов у дошкольников
  • Внимание
  • Возрастные особенности внимания у дошкольников
  • Диагностика внимания у дошкольников
  • Подвижные игры и упражнения для развития внимания у дошкольников
  • Память
  • Возрастные особенности памяти у дошкольников
  • Диагностика памяти у дошкольников
  • Подвижные игры и упражнения для развития памяти у дошкольников
  • Мышление
  • Возрастные особенности мышления у дошкольников
  • Диагностика мышления у дошкольников
  • Подвижные игры и упражнения для развития мышления у дошкольников
  • Воображение
  • Возрастные особенности воображения у дошкольников
  • Диагностика воображения у дошкольников
  • Подвижные игры и упражнения для развития воображения у дошкольников

Другие книги по теме

Материал e-bookshelf.info

Дошкольное развитие, Развивающие игры

Что такое логическое мышление и почему его нужно развивать?

Мышление человека - это один из видов высшей психической деятельности. В результате логических рассуждений люди познают действительность благодаря тому, что раскрывают связи и взаимоотношения между предметами и явлениями реального мира.

Развитию логического мышления у людей всех возрастов нужно уделять особое внимание. Потому что с его помощью осуществляется анализ проблемы и поиск оптимального решения и выхода из этой ситуации. Логическое мышление позволяет находить закономерности, взаимосвязи между причинами и последствиями.

Без постоянной тренировки логического мышления гибкость и подвижность этой функции утрачивается. Поэтому его нужно постоянно тренировать. Желательно начинать с самого раннего возраста.

Так, есть возможность избежать формирования мышления, основанного на стереотипах.

Этапы формирования логического мышления

Для того чтобы мышление сформировалось оно должно пройти несколько этапов, которые тесно взаимосвязаны с возрастом:

  1. предметно-действенное мышление; только этот вид мышления и существует у детей досадовского возраста, они все ощупывают, тянут в рот, разбирают и ломают - это и есть характеристики самого простого вида мышления; и во взрослой жизни, когда человек сталкивается с чем-то новым, то он обязательно сделает все чтобы осмотреть, ощупать, повертеть этот предмет и исследовать все возможности его применения;
  2. наглядно-образное мышление; это вторая стадия развития мышления у детей 5-6 лет или дошкольников, на этом этапе у ребенка формируются образы и представления от зрительных и тактильных, до слуховых и вкусовых;
  3. абстрактно-логическое мышление; оно развивается, когда человек начинает оперировать понятиями, которые не имеют материального выражения, это отвлеченные понятия, цифры и символы.

Высшая степень развития логического мышления - это умение подходить к решению задач, не используя шаблонов, а применяя творческий подход, изобретая и выдумывая то-то свое. Поэтому регулярное решение задач на логику позволяет развить интеллект и воображение.

Примеры развивающих игрна развитие логического мышления

Игры на развитие логического мышления у дошкольников имеют своей целью сформировать такие элементы мышления как анализ, классификация, сравнение, синтез и обобщение. Осуществлять логическое развитие можно разными способами: беседами, решением головоломок и ребусов, решением графических заданий, настольными и компьютерными играми.

Графические игры.

Примеров таких игр очень много от поиска выхода из лабиринта и нахождения отличий у двух рисунков, до раскрашивания и дорисовывания по образцу.

Речевые игры.

В таких заданиях нужно только говорить, никаких вспомогательных материалов. Примером может служить игра «Верю- не верю», когда взрослый говорит высказывание, а ребенок должен сказать правда это или ложь. Причем ему нужно обосновать свой ответ.

По мере совершенствования дошкольника ему можно предлагать вопросы с неоднозначным ответом.

Второй пример таких игр - ассоциации. Здесь ребенку предлагается найти все слова, которые по его мнению связаны с главным словом, которое задает взрослый.

Головоломки.

Название говорит за себя. Все задания где нужно подумать и поломать голову относятся к этой категории. Примером может служить задание, в котором нужно найти набор деталей, из которых получится человечек на картинке.

Настольные игры.

Всевозможные варианты игр, в которых нужно непросто перемещаться по клеточкам, но и отвечать на сопутствующие вопросы. Составление пазлов.

Читайте также:

Материал razvitiedetei.info

Дидактические игры на развитие мышления

Мышление одна из высших форм деятельности человека, а также является социально обусловленным, психическим процессом, неразрывно связанным с речью. В процессе мыслительной деятельности каждого человека вырабатываются определенные приёмы или операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.

Существует три вида мышления:

1) наглядно-действенное (дети познают мир с помощью манипулирования предметами) ;

2) наглядно-образное (дети уже могут преставлять предметы или явления окружающей среды) ;

3) словесно-логическое (дети пользуются понятиями, умеют рассуждать) .

с особой интенсивностью развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Дети знакомятся со свойствами предметов, учатся оперировать предметами, устанавливать отношения между ними, а также решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное . Это мышление образами, представлениями, превращения ситуации в образной форме.

Оно возникает тогда, когда у ребёнка есть достаточный опыт практических действий и, вместо реалий, он прибегает к умственным попыткам изменить ситуацию, представляя необходимые действия и полученные результаты. Также наглядно-образное мышление позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести – семи годам начинается более интенсивно формироваться у дошкольников словесно-логическо е мышлени е , которое связано с использованием и преобразованием понятий. Мышление выступает теперь не только в виде практических действий, а также не только в форме наглядных образов, а, прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Однако словесно-логическое мышление не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы, а в то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует от ребёнка словесных обобщений.

Чтение художественной литературы, конструирование, различные игры, лепка, рисование и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

В развитии мышления и других психических процессов дошкольниковбольшое значение имеет игра, процесс которой связан со свойствами предметов (их формой, весом, величиной, цветом, особенностями) , произведением с ними различных действий. Это способствует комплексному изучению этих предметов, создает условия для одновременного взаимодействия различных органов чувств.

Примеры игр на развитие мышления дошкольников.

1) «Собери большую семью»

Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед детьми раскладываются эти картинки и даётся задание собрать большие семьи»

2) «Любимая еда»

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными иотдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

3) «Найди маму малышу»

Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.

4) «Назови одним словом»

Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.

5) « Волшебный мешочек»

В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.

6) «Собери друзей»

Детям дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

7) «Разложи картинки»

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий.

В заключение дети составляют рассказ по картинкам.

8) «Что лишнее?»

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п.) , а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.

9) «Чередование»

Предложите дошкольникам нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности, например за цветом: красная, синяя, жёлтая, зелёная и т.д. Таким же образом можно предложить нарисовать разноцветный забор, или же выложить его на столе из разноцветных палочек и т.д.

10) «Найди лишнее слово»

Взрослый читает серию слов, например: животные, овощи, фрукты и т.п. и предлагает дошкольникам хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат лишнее слово, можно также выбрать ребёнка, который объяснит, почему слово лишнее, к какой группе он бы его соотнёс.

11) «Кто быстрее»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.

12) «Профессии»

Взрослый показывает детям картинки с профессиями людей и просит назвать чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д. Можно заменить показом мимикой и пантомимикой.

13) «Скажи мне наоборот»

Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.

14) «Угадай»

Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать детям конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко) .

15) «Отгадывание загадок»

Предложите детям отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц) ; Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) и т.д.

16) «Перелётные и зи мующие птицы»

Перед дошкольниками раскладываются картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, а также две одинаковые картинки с изображением дерева. Им нужно на одно дерево посадить всех перелётных птиц, например: ласточка, скворец, грач, кукушка, жайворонок и т.д., а на другое – зимующих, например: синица, воробей, ворона, снегирь и т.д.

17) «Летает, плавает, ползает»

Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать…» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)

18) «Найди похожее»

Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.

19) «Домашние и дикие животные»

Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.

20) «Наша любимая зима и любимое лето»

Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа…)

Игры на развитие логического мышления

Дидактические игры на развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры для развития логического мышления детей младшего дошкольного возраста.

В своей работе с детьми дошкольного возраста очень часто использую игры на развитие логического мышления. Часто придумываю их сама, они несложные, но в то же время развивают память и логическое мышление детей.

Эти игры помогут детям закрепить понятия «цвет и форма», повторить геометрические фигуры, делают детей внимательнее и учат логически мыслить.

Вот, например дидактическая игра «Платье для мамы» для 2-ой младшей группы. Перед детьми заготовка платья для мамы. Его нужно украсить.

Кружки раскрасить красным цветом, а квадраты синим.

«Раскрась бусы» - нужно раскрасить, кружки чередуются: красный, синий.

Дети с удовольствием раскрашивают.

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация) .

Выделяют три вида мышления: 1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами) 2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений) 3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений) .

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления -наглядно-образное . Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формированиесловесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Особенности мышления у детей с ЗПР

Мышление ребенка с задержкой психического развития в возрасте 5-6 лет находится на уровне его житейского опыта. Он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает выделение существенных признаков предметов, объединение различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т. д. Все эти навыки у детей с задержкой развития сформированы значительно хуже, чем у сверстников.

Игры и упражнения.

КТО, ЧТО ЛЮБИТ? Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...

КЛАССИФИКАЦИЯ Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя.

Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним».

Примеры: Мыло, метла, зубная паста, шампунь; Береза, дуб, сосна, земляника; Книга, телевизор, радио, магнитофон.

ЧЕРЕДОВАНИЕ Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

СЛОВА НАОБОРОТ Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.

БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ) Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет?

Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор) . Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий.

В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал.

А ты бы испугался?

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет.

Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

НЕЛЕПИЦЫ Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

1) Игра «Догадайся»

Показываются картинки с такими изображениями: колесо, руль, педаль.

Восп.: Догадайтесь, что это может быть?

Дети: Машина, велосипед …

Восп.: А какой еще транспорт вы знаете?

(приемы - синтез, классификация)

2) Игра «Что забыл художник?»

Восп.: Посмотрите на картинку. Что забыл нарисовать художник?

Дети: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок,

На ковре не раскрашены некоторые полоски …

(приемы - анализ картинки, сравнение ее с предполагаемым мысленным стандартом) .

Таким образом, логика, пусть не в чистом виде, а в виде простейших ее форм и приемах имеет весомое место в дошкольной системе образования

4. Особенности развивающей среды в средней группе.

Игра - как ведущий вид деятельности.

Одной из особенностей средней группы является яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста все отчетливее начинают проявлять черты более старшей возрастной ступени.

Исходя из этого, развивающая среда должна обязательно включать в себя игровой материал разного уровня сложности.

Для I уровня (младший - средний возраст) рекомендуется иметь лото, парные картинки, магнитную, крупную и гвоздиковую мозаики, набор кубиков из 4 - 9 штук, развивающие игры («Сложи узор», «Сложи квадрат») , игры с элементами моделирования и замещения, легкий модульный материал, строительные наборы (напольные, настольные) .

Для развития мелкой моторики рук необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, шнуровки (с «пришиванием», составлением узора) . С этой же целью можно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров.

II уровень (средний - старший возраст) . Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции) , группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей («Танграм», пазлы) , на сериацию по различным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (смена примерно 1 раз в 2 месяца) .

15% игр должно быть предназначено для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

Для развития воображения будет лучше, если вместо некоторых реальных предметов предложить предметы - заместители, имеющие определенное сходство с оригиналом, например: геометрические объемные фигуры - «овощи», брусок - «утюг», палочка - «градусник», коробка - «телевизор».

Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами побуждают у него интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр» - место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств (шумовые предметы, баночки с запахом и т.д.)

Игры с песком, водой, глиной, красками, пеной, зеркалом организуется в специальном месте для детского экспериментирования.

Средний возраст - начало сензитивного периода развития знаково - символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В среде группы надо использовать символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать все можно не только словами, но и графически.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника.

Младшие дошкольники играют чаще в одиночку, но в своих предметных, конструкторских играх они уже совершенствуют восприятие, воображение, память, мышление.

К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными. Главное в этих играх - имитация определенных действий и отношений, выделение правил игры и следование им.

В старшем возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок строит что - полезное, нужное в быту. В игре ребенок учится пользоваться предметами домашнего обихода, учится планировать свои действия. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции.

«Большое значение игры в развитии личности ребенка - дошкольника определяется не тем, что в ней упражняются отдельные психические процессы, а тем, что отдельные психические процессы совершенствуются в игре, благодаря тому, что игра поднимает личность ребенка, его сознание на новую ступень развития. Ребенок в игре сознает свое «я», учится действовать, подчиняя желанной цели свои действия и определяя их в зависимости от цели.

Игра, следовательно, является школой такой деятельности, в которой необходимость выступает не как внешняя, навязанная извне, а как желанная… Она является прототипом будущей серьезной деятельности...» (Д. Б. Эльконин)

Игры для детей 3, 4 лет на развитие логического мышления

Игры на развитие логического мышления, игры на расширение кругозора, игры на анализ и синтез, игры на развитие творческого воображения.

Рыбка - червячок

Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор

Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг, журналов; открытки) .

Как играем: сначала читается стихотворение:

Зайчик любит морковку,

Материал с сайта edu.tatar.ru

Картотека игр и упражнений для развития наглядно-образного мышления

детей старшего дошкольного возраста.

I этап

  1. «ДОСТАНЬ МЯЧ!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Затем просят: «Расскажи мальчику, как достать мяч». В случае затруднения понимания изображенной ситуации педагог использует прием припоминания: «Вспомни, как ты доставал игрушку, которая была на высоком шкафу». Если этот прием не помогает выполнить задание, то создается реальная ситуация. Ребенка просят достать мяч со шкафа, а затем рассказать о выполненном действии. После организации практической ситуации ребенку снова предлагают рассмотреть картинку и рассказать мальчику, как достать мяч.

  1. «ПОКОРМИ КРОЛИКА!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку, а затем рассказать мальчику, как достать морковку. В случае затруднения создается реальная ситуация: ребенка просят достать морковку из банки, т.е. выполнить задание в наглядно-действенном плане. После этого ребенок рассказывает, как он выполнил задание, т.е. его подводят к более полному осмыслению ориентировочно - исследовательской деятельности и к установлению причинно-следственных отношений. Затем ребенку снова предлагают рассказать мальчику, как достать морковку, т.е. выполнить задание в наглядно-образном плане.

  1. «ПОЛЕЙ ЦВЕТОК!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. Затем просят рассказать девочке, как полить цветок. В случае затруднения педагог говорит: «Вспомни, во что мы наливаем воду, чтобы полить цветок». Если и после этого ребенок затрудняется выполнить задание, используется прием наблюдения за выполнением реального действия сверстником, а затем ребенок рассказывает о наблюдаемых действиях, т.е. фиксирует последовательные действия в речи. После этого ребенок снова выполняет задание в наглядно-образном плане.

  1. «ДОСТАНЬ КЛЮЧИК!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и говорят: «Мальчик хочет завести игрушку, но он не знает, как достать ключик. Расскажи мальчику, как достать ключик». В случае затруднения ребенку задают уточняющие вопросы: «Что хочет достать мальчик? Что ему надо взять, чтобы достать ключик? Почему ему надо взять большую лавку? Куда он ее поставит? А теперь расскажи все по порядку, что мальчику надо сделать, чтобы достать ключик».

  1. «КАК ПОСТРОИТЬ ПОЕЗД?»

Ребенку предлагают рассмотреть сюжетную картинку и рассказать мальчику, как присоединить вагончики между собой и присоединить к паровозику. В случае затруднения педагог помогает ему проанализировать сюжет, задает вопросы: «Где паровоз? А где вагончики? Что хочет мальчик перевезти в вагончиках? Что ему надо сделать, чтобы получился поезд? Как надо соединить вагончики между собой? А к паровозу как их присоединить? Что находится рядом с вагончиками? Зачем нужны винтики? Чем их лучше укреплять, завинчивать? Расскажи мальчику, что ему надо делать». Если эти вопросы не помогают ребенку решить задачу, то организуется наблюдение за реальными действиями сверстника. Затем ребенку предлагают рассказать о выполненных действиях. После целенаправленного наблюдения ребенка снова просят рассказать мальчику, как построить поезд.

  1. «КАК ДОСТАТЬ КОЛПАЧОК?»

Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать, как девочка должна достать колпачок от пирамидки. В случае затруднения он помогает ребенку понять ситуацию, изображенную на картинке: «Кто здесь нарисован? Что делают девочки? Что хочет достать девочка из-под шкафа? Чем она достанет колпачок?» Если ребенок не может ответить на вопросы и понять ситуацию, изображенную на картинке, организуется ситуация наблюдения за действиями сверстников. Затем ребенку снова предлагают выполнить задание в наглядно-образном плане.

Приемы наблюдения и припоминания, а также уточняющие вопросы педагога помогают ребенку как в восприятии и понимании целостной ситуации, изображенной на картинке, так и в составлении осмысленного последовательного рассказа.

  1. «В ПЕСОЧНИЦЕ»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и ответить на вопросы: «Кто нарисован на картинке? Во что девочка хочет поиграть? Что ей для этого нужно? » В случае затруднения педагог обращает внимание ребенка на предметные картинки и просит его выбрать нужные предметы для девочки. Если и после этого ребенок затрудняется ответить, используется прием припоминания: «Чем ты берешь песок, когда делаешь куличики? Во что ты насыпаешь песок? Посмотри на картинки и скажи, что надо взять девочке, чтобы делать куличики?»

  1. «ПОСТРОЙ ЗАБОР ВОКРУГ ДОМА!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и помочь мальчику: «Расскажи мальчику, как строить забор». При этом обращают внимание на предметные картинки.

В случае затруднения педагог использует прием припоминания: «Чем удобно забивать колышки, гвозди? А чем ты забиваешь гвозди? Ты видел, чем забивали колышки? Расскажи мальчику, что ему надо взять, чтобы построить забор».

  1. «ПОМОГИ РЫБКАМ!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и помочь рыбкам. Педагог говорит: «Девочка хочет опустить рыбок в их домик, в аквариум, но не знает, как это сделать.

Расскажи девочке, как достать рыбок из банки и переложить их в аквариум». Если ребенок все-таки пытается решать задачу практическим путем, т.е. пытается взять рыбку в руку и поднести ее к аквариуму, то необходимо организовать ему наблюдение за действиями сверстника. После чего ребенок рассказывает, как надо достать рыбок из банки и опустить их в аквариум.

  1. «КАК ДОСТАТЬ ШАРИК?»

Ребенку предлагают рассмотреть ситуацию, изображенную на картинке, и рассказать о том, во что хотят поиграть дети. В случае затруднения педагог помогает ребенку воспринять и понять целостную ситуацию, изображенную на картинке. Он задает уточняющие вопросы: «Кто изображен на картинке? Что хочет мальчик? Во что дети хотят поиграть? Что хочет достать девочка? Чем она достанет шарик? Расскажи девочке, как достать шарик из банки». Если эти вопросы не помогают ребенку решить задачу, используется прием припоминания или наблюдения за действиями сверстников.

II этап

  1. «Да-нет»

Ребенку задаются вопросы, а тот, подумав некоторое время, должен ответить «да» или «нет». Если он ошибается, нужно снова задать ему тот же вопрос и попросить подумать еще раз. Если ребенок опять даст неправильный ответ, то его надо поправить и объяснить в чем его ошибка.

  1. «Какое время года»

Перед ребенком положить четыре карточки с разными временами года. Далее задать ребенку вопросы, касающиеся каждого времени года, а он должен указать на ту из арточек, которая ему соответствует.

  1. «Что каким бывает»

Спросить ребенка «Что бывает высоким?», а он предлагает разные варианты ответов. В ходе игры выяснится, что высоким могут быть и дом, и подъемный кран, и человек, и дерево, и шкаф.

  1. «Чего не бывает»

Сказать ребенку: «Я покажу вам картинку, а вы посмотрите на нее внимательно и найдите то, чего на самом деле не бывает». Дети находят несуществующее на картинке и рассказывают о нем полным предложением. Например: «Морковь растет не на дереве, а на грядке»; «Ежик должен быть под деревом, а не летать в небе».

  1. «Разложи по порядку»

Задания ребенку: I вариант. Разложить по порядку картинки с временами года. II вариант. Разложить картинки с изображением членов семьи, от самого старшего к самому младшему. III вариант. Разложить по порядку картины с одними и теми же героями: что было сначала, что потом, что в конце.

  1. «Разложи на группы»

Перед ребенком разложить комбинацию из 15 карточек, предлагая ему объединить карточки по тематике «Домашние животные», «Одежда для девочки», «Мебель» и найти одну картинку лишнюю. Ребенок должен найти и показать ее, а также ответить, почему именно эта карточка оказалась лишней.

  1. «Подбери похожее»

Задача детей – найти соответствие геометрических фигур и предметов. Детей можно разделить на группы и провести мини-соревнование. Побеждает та группа детей, которая быстрее и успешнее справилась с заданием. Для усложнения упражнения вы предлагаете детям самим подобрать к каждой геометрической фигуре соответствующий предмет так, чтобы он не совпадал с предметом другого участника.

  1. «Ходит-бегает-ездит»

Вы предлагаете ребенку подумать, что или кто может идти, а что или кто – бегать или ездить. Затем вы даете рассмотреть картинку и найти на ней объект, который не может идти (велосипед). При этом надо объяснить, что остальные нарисованные объекты идут. Ребенок, осознав это, должен указать, кто из нарисованных объектов может еще бегать (лошадь, человек).

  1. «Где моя тень»

Вы раскладываете перед детьми цветные картинки и каждому раздаете по одной черной. После этого объясняете, что каждый черный силуэт – это тень, которая из-за чего-то обиделась на своего хозяина и решила от него убежать. Дети очень помогут, если вернут каждую тень ее хозяину. Каждый должен подобрать к тени родную картинку.

  1. «Назови похожее»

Детям называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Нужно назвать как можно больше аналогов для него, то есть других предметов, которые сходны с ним по существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они, подбирались. Например, в данном случае могут быть названы: «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства) и др.

  1. «Для чего это пригодится»

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Задача ребенка – назвать как можно больше различных способов ее применения: книгу можно использовать как подставку для чего-нибудь, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

III этап

  1. «На что похоже»

Вы кладете перед детьми один из простых рисунков (треугольник, квадрат, круг и т.д.). Задача каждого из них – найти в рисунке определенный смысл, образ и сказать, что бы это могло быть. Все участники предлагают свои варианты ответов. Чем больше их в конечном счете будет, тем лучше.

  1. «Вопрос-ответ»

Дети садятся в один ряд. Вы задаете им вопросы, а они по очереди отвечают. Вопросы могут быть следующие: что бывает высоким? что бывает узким? Что бывает глубоким? Что бывает круглым? И т.д.

  1. «Составь предложение»

Ребенку предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание – составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

  1. «Нарисуй целое»

Разложить перед ребенком разрезную картинку и попросить нарисовать целую картинку, не складывая ее. Ребенок рисует, а затем называет предмет, который он нарисовал. После этого педагог просит его сложить картинку и снова нарисовать ее.

  1. «Назови три предмета»

Назови мне три предмета голубого (красного, черного) цвета;

Назови мне три предмета, которые меньше твоего мизинца;

Назови мне три предмета, которые больше чем автобус;

Назови три предмета, которые могут находится в земле;

Назови три предмета, которые могут летать;

Назови три предмета, которые стоят;

Назови три предмета, которые сделаны из бумаги (дерева, металла).

  1. «Рисунок из палочек»

Детям раздаются комплекты палочек и им показываются разные картинки, на которых изображены различные предметы (ежик, домик, самолет, елка, пароход, юбка, флажок и т.д.). затем спросить у детей, могут ли они выложить из палочек, те предметы, которые видят на картинках. Затем дети пробуют отгадать кто какие предметы выложил.

  1. «Что общего между?..»

Ребенку предлагается найти в двух объектах общие признаки. Начинать лучше со сравнения предметов, имеющих много общего, например лимон и апельсин. Постепенно следует предлагать для сравнения предметы, внешне не похожие.

  1. «Что можно сделать из?..»

Ребенку предлагается придумать множество вариантов использования хорошо знакомого предмета (газета, консервная банка, фольга, карандаш и т.д.), а также комбинировать и сочетать в одном предмете признаки и свойства других предметов.

  1. «Бывает – не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

  1. «Опиши предмет»

На столе разложены карточки с перевернутыми вниз картинками. Дети по очереди берут карточку, но не показывают ее остальным участникам. Ребенок должен описать предмет, изображенный на картинке, не называя его. если после рассказа остальные участники не смогли угадать, что нарисовано на картинке, то они могут задавать наводящие вопросы.

  1. «Веселый зоопарк»

Дети удобно усаживаются и по очереди изображают разных животных. Один из детей получает задание изобразить, к примеру, веселого крокодила. При этом остальные дети об этом не знают. Ребенок изображает животное с помощью жестов и определенных движений. А вы по наводящим вопросам помогаете угадать, кого изображает ребенок.

Список использованной литературы:

  1. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. – М.: Книголюб, 2004. – 56с.;
  2. Круглова А.М. Простые упражнения для развития логического мышления/ А.М.Круглова. – М.: РИПОЛ классик, 2013. – 96с.;
  3. Модестова Т.В. Скоро в школу: Экспресс программа подготовки и развития. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 160с.:ил.;
  4. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога/ Е.А. Стребелева: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 256с.: ил.;
  5. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн.для педагога-дефектолога/ Е.А.Стребелева. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 180с.: ил.

Дети думают иначе, чем взрослые. Поэтому крох иногда так сложно понять. Дети любознательны и неусидчивы. Они стремятся как можно быстрее познать окружающий мир. Период с рождения и до младших классов школы сензитивен для развития мышления. И задача взрослых – помочь детям в это время.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста происходит в четыре этапа:

  • Этап. Наглядно-действеннный. Такой тип мышления формируется в возрасте до двух лет и зависит от действенного потенциала. Дети на данном этапе размышляют через движения. Они изучают мир, касаются предметов, берут в руки. Иногда они могут смять или сбросить предмет, чтобы узнать, как он поведет себя в такой ситуации. Для родителей важно – поощрять любознательность детей и помогать им.
  • Этап. Наглядно-образный. Развитие наглядно образного мышления в дошкольном возрасте начинается с двух до шести лет. Ребенок изучает мир, прикасаясь к нему, анализируя его особенности. Для дошкольников представление об окружающем складывается в образы. Дети рисуют что-либо так, как это представляют в сознании. В речи они также говорят о сложившихся образах.
  • Этап. Словесно-логический. В возрасте от пяти до семи лет дети анализируют вещи и используют выводы в речи. Поэтому важно в этом возрасте давать детям логические задания для конструктивного и действенного познания окружающего мира. Они лучше понимают, как все устроено, поэтому дают всему логичную оценку. Например, домашний питомец ассоциируется не только с именем и с тем, что он живет дома. В представлении дошкольников это животное, которые питается определенной едой и ведет какой-то свой образ жизни. Подражая взрослым, ребенок старается как можно больше услышанных слов употреблять в речи. Ему интересно значение каждого слова.
  • Этап. Творческий. Этот этап не зависит от возраста дошкольников. Каждый человек наделен фантазией от рождения. Любой малыш способен на интересные и творческие решения. Главное для родителей – создать среду, в которой дети смогут развить в себе творческое начало.

Особенности конструктивного развития наглядно-действенного мышления

Для действенного развития этого этапа мышления, а также улучшения мелкой моторики, помогут игры с разными текстурами. Предложите малышу перебирать маленькие камушки, пересыпать песок. Дайте кусочки тканей. Покажите, что шелк и бархат на ощупь совершенно разные.

Важно на этом этапе развития объяснить, что есть горячие и острые предметы, которых необходимо опасаться. Для этого покажите малышу, что если прикоснуться к теплой батарее будет слишком жарко.

Тогда ребенок поймет особенности предметов, что горячее обжигает и его нельзя касаться. Также и с острыми предметами. Покажите, что прикоснуться к чуть заостренному предмету неприятно. Не стоит проводить такие уроки с обжигающими и острыми предметами, так вы можете навредить малышу.

Особенности конструктивного развития наглядно-образного мышления у дошкольников

Для действенного развития наглядно-образного мышления помогут творческие игры. Вот небольшая картотека из них:

  • Незаконченные картинки. Нарисуйте на листе одинаковые фигуры. Предложите дорисовать что-нибудь к фигуркам. Например, из квадрата можно сделать домик, тумбочку. Пару кружочков превратить в лицо человека, мордочку кота или пуговицу. Такие игры, которые требуют творческого подхода, не предполагают правильного ответа. Ребенок мыслит образами, когда пробует дорисовать картинку, что необходимо для конструктивного развития.
  • Нарисуй мои слова. Скажите детям какое-нибудь предложение. Проявите фантазию. Например, такое творческое задание: нарисовать фразу «Заяц скачет на медведе». Помогайте с рисунком. Но основную часть картинки из упражнения малыш должен нарисовать сам.
  • Угадайка. Предложите малышу угадать слово. Опишите его так, чтобы в голове у него возник конкретный образ. Например, апельсин. «Это фрукт. Он круглый и оранжевый. На вкус кисло-сладкий»
  • Фигуры. Такие игры требуют подготовки. Распечатайте карточки с предметами разных форм. Затем сделайте карточку с квадратом, кругом, треугольником и прямоугольником. Разложите карточки с предметами и предложите положить квадратные предметы к квадрату, круглые – к кругу и так далее. Выбирайте различные фигуры и предметы для этого упражнения, постепенно усложняя задачу.

Особенности конструктивного развития словесно-логического мышления у дошкольников

Формирование речи неотрывно связано с логикой. Для действенного и конструктивного развития словесно-логического мышления проводите с детьми развивающие игры. Например, такая картотека упражнений для тренировки речи:

  • Ситуации. Для игр этого типа подготовьте несколько карточек, на которых будут нарисованы части одной истории. Предложите ребенку выстроить карточки в логическую цепочку и рассказать историю.
  • Синонимы-антонимы. Для действенного развития речи можете поиграть с детьми в синонимы. Называйте слово и просите подобрать такое же или обратное по значению. Например, терять – находить, друг – враг.
  • Часть-целое. Объясните детям, что в речи есть слова, которые обозначают множество объектов, а есть те, которые показывают что-то конкретное. Называйте ребенку слова. Пусть он сам попробует понять, где часть, а где целое.

Особенности конструктивного развития творческого мышления у дошкольников

На протяжении всей жизни ребенку пригодятся навыки творческого подхода. Предлагая малышу упражнения творческого типа, вы развиваете действенное и быстрое мышление. Лучше всего записать его в кружок, где он сможет раскрыть все грани творческого потенциала. Например, в музыкальную школу или на уроки рисования. Предпосылки того, какой вид творчества детям будет интересен, легко вычислить, наблюдая за ребенком. Может, ваш любит танцевать или постоянно рисует.

Уделяйте достаточно времени для игр с чадом, и вы сможете с легкостью пройти вместе с ним все особенности этапов развития мышления.