Дидактические игры по правовому воспитанию. Правовое воспитание в ДОУ – формируем у детей гражданскую позицию

Организуя работу по вопросам правового воспитания я, в первую очередь, опираюсь на такие виды деятельности как игровая и художественно-продуктивная. Игра предназначена детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры по правовому воспитанию»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка № 7 Дзержинского района Волгограда»

400137, г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, 36

ИНН/КПП 3443905565 / 344301001, ОГРН 1023402981030

Тел. 31-61-93, 53-69-39 (факс)

Дидактические игры

«НАШИ ПРАВА»,

«ЧИТАЕМ СКАЗКУ -УЧИМ ПРАВО»

(подготовительная к школе группа)

Разработала воспитатель

Земкова Наталья Геннадьевна

Волгоград

Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации.

Организуя работу по вопросам правового воспитания я, в первую очередь, опираюсь на такие виды деятельности как игровая и художественно-продуктивная, Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) доступна система знаний о правах человека, четко структурно оформленная и опирающаяся на следующие принципы отбора:

– права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни;

– права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми;

– права, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обобщений.

Предлагается 2 игры на освоение детьми правовых знаний.

Дидактическая игра «НАШИ ПРАВА»

Эта игра дает возможность углубить знания детей о своих правах на труд, на отдых, игру, учебу через предметные и сюжетные картинки.

Материал: * маленькие карточки с различными предметами,

отражающими труд, отдых, игру, учебу;

* сюжетные картинки, отражающие права детей на труд,

отдых, игру, учебу.

Играть могут от 2 до 4 человек. Проводит игру воспитатель.

I вариант:

Маленькие карточки раздаются детям. Воспитатель уточняет знания детей о правах через сюжетные картинки, затем спрашивает, у кого карточка подходит к той или иной сюжетной картинке (картинки лежат перед детьми). Дети по очереди кладут свои карточки рядом с сюжетной картинкой (или на сюжетную картинку).Например: сюжетная картинка «Дети трудятся» - рядом выкладываются маленькие карточки: ведро, совок, лейка, молоток и т.д. Выигрывает тот, кто первый выложит все свои карточки.

II вариант:

Перед детьми на столе лежат маленькие карточки.

Дети договариваются, кто на какую тему собирает карточки, затем находят сюжетные картинки и кладут их к своим карточкам. Воспитатель закрепляет знания детей прав на труд, отдых, игру, учебу. Выигрывает тот, кто быстрее сориентировался в сюжетных картинках и правильно назвал права.



Дидактическая игра «ЧИТАЕМ СКАЗКУ - УЧИМ ПРАВО»

Игра знакомит детей с основами прав и свобод с подачей материалов в легкой интересной форме через сказочных героев, помогает детям найти ответы на вопросы:

    Что люди могут делать и чего не могут?

    Что они обязаны делать и что не обязаны?

    На что они имеют право, а на что не имеют?

Правила игры:

На картинках нарисованы ситуации из жизни сказочных героев. Дети рассматривают картинку, затем воспитатель читает вопрос и варианты ответов. Ребенок должен выбрать правильный ответ.





1. Нарушение каких прав изобразил художник?

а). право на владение личным имуществом

б) право на свободу

в) право на неприкосновенность жилища

г) право на жизнь

2. Кто нарушил эти права?

3. Найди на рисунке то, что досталось в наследство старшему сыну, среднему, младшему.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.

    Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР,2007

    МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

    МячинаЛ.К., ЗотоваЛ.М., ДаниловаО.А. Мои права: Рабочая тетрадь у учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права».

    Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Елена Магурова
Дидактические игры по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Игра «Кто, где живёт?»

Цель игры: формировать знания детей о праве на гражданство, о странах, народах, которые живут в них.

Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч и называет страну. Ребёнок возвращает мяч и называет жителей этой страны (в Германии – германцы, в Киргизии – киргизы) и т. д.

Игра «Кто это?»

Цель игры: закреплять знание о праве на индивидуальность, познакомить с новой игрой, формировать знания о том, что все дети разные, но у них много общего: игры, интересы, эмоции, желания, мечты.

Ход игры: один ребёнок – отгадчик. Другие выстраиваются в цепочку позади него. Отгадчик не должен видеть, кто стоит сзади. Дети спрашивают отгадчика: «Кто стоит за тобой?». Отгадчик может задавать три вопроса. Например: «Это мальчик или девочка? Какие у него/ неё волосы?» и т. д. Если – неправильно, то отгадчиком становится другой ребёнок.

Игра «Вопрос – ответ»

Цель игры:

Ход игры: дети по музыку двигаются по группе. Как только она затихнет, Дети должны найти себе пару и задать друг другу любой вопрос: «Твоя любимая еда, цвет, время года? У тебя есть братья и сёстры? Куда бы ты хотел отправиться в путешествие?». Воспитателю необходимо игнорировать сложившиеся пары, следить, чтобы все дети поучаствовали в игре.

По окончании игры детям предлагается оформить выставку из своих фотографий «Вот мы какие!».

Игра «Назови ласково»

Цель игры: Познакомить детей с ласковыми именами.

Ход игры : Каждый ребёнок называет своё имя. Воспитатель просит сказать как его ласково называют дома. За каждый вариант имени даётся фишка, В конце игры вручается приз имени с самым большим количеством вариантов.

Игра «Руки вверх».

Цель игры: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход игры: дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий, ему завязывают глаза. Воспитатель раскручивает водящего на месте и подводит к какому-нибудь ребёнку. Водящий должен догадаться, кто перед ним, ощупывая руками его одежду, волосы, лицо. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не примут в ней участие.

Игра с мячом «Кому, какой дом».

Цель игры: закрепить названия жилищ зверей и насекомых, формировать знания детей о праве на жильё.Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.

Ход игры: все становятся в круг, воспитатель кидает мяч одному из детей, называя животное, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного.

Медведю – берлога

Белке – дупло

Волку – логово

Птице – гнездо

Пчеле – улей

Человеку – дом

Игра «Я живу на…».

Цель игры: закрепить знания детей своего домашнего адреса, номер этажа, на котором живут, закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. Аналогично можно провести игру «Мой домашний адрес».

Игра «На одну букву».

Цель игры: закрепить умение находить предметы, которые начинаются на заданную букву. Выяснить, что знают это потому, что есть у детей право на образование, и они им пользуются.

Ход игры: Воспитатель просит детей оглядеть помещение в группе и назвать все предметы, которые начинаются на букву «К» (кубики, книги, краски, котёнок и т. д.)

Игра «Назови виды спорта».

Цель игры: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.

Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

Игра «Прогулка по ручью».

Цель игры: закрепить право детей на отдых, учиться совместному отдыху.

Ход игры: на полу изображён ручеёк – то извилистый, то широкий, то узкий. Все дети – туристы. Они становятся друг за другом в цепочку, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширине плеч впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где начинается их путь, и передвигаются дальше все вместе, меняя ширину ног и направление движения, ступая по берегам ручья. Оступившийся становится в конец цепочки.

Игра «Спасатели».

Цель игры: Закрепление права на жизнь. Дети должны спасти игрушки, которые оказались на льдине (на острове, в горящем доме). На линии старта дети получают задание и инструкции по способу его выполнения.

Ход игры:

1. Встать в позицию «паучок», добежать до обруча, взять игрушку, положить её себе на живот и вернуться назад.

2. Встать парами, взяться за руки, добежать до обруча – «льдины», взять игрушку, положить её на руки и вернуться назад.

3. Встать парами. Взявшись за руки, добежать до обруча, взять игрушку и принести её на линию финиша, удерживая головами.

4. Встать парами. Добежать до обруча. Один из спасателей упирается руками в пол, другой кладёт на спину партнёра игрушку, берёт его за ноги, дети возвращаются к финишу.

Игра может проводиться в виде эстафеты. В этом случае используются два обруча. Если все движения отработаны, можно предложить детям самостоятельно выбрать «способ спасения» игрушки.

Игра «Я умею».

Цель игры: закрепить представление детей о праве на жизнь. Уточнить, что жизнь дана на добрые дела.

Ход игры: дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею…», называя те добрые дела, которые они совершают по отношению к близким.

Игра «Найди себе пару».

Цель игры: закрепляем знания имён, учимся подбирать рифмующиеся имена.

Ход игры: воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого кто-нибудь из ребят назовёт своё имя, а то, чьё имя, похоже (рифмуется) с названным, должны откликнуться. Например, Оля – Коля, Галя – Валя, Тома – Рома и т. д.

Игра «Жмурки в кругу».

Цель игры: закрепляем знание права на имя.

Ход игры: для игры начертить на полу круг, водящему завязать глаза. Он старается поймать и узнать кого-нибудь из ребят. Если имя названо правильно, водящим становится узнанный. Выходить из круга нельзя. Если водящий выходит за пределы круга, дети говорят ему об этом.

Игра - пантомима «Помогаю взрослым».

Цель игры: закрепить с детьми понятие обязанности.

Ход игры: ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать «их товарищ.

Игра «Моих родителей зовут…»

Цель игры: Закрепляем знания имени и отчества родителей.

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

Игра «Поводырь».

Цель игры: развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу, формировать у детей понятие о праве на особую заботу.

Ход игры: в комнате разложены и расставлены предметы-препятствия. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает повязку, ведущий ведёт его, рассказываю, как двигаться. Например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдём его». Затем ведущий и ведомый меняются ролями.

Игра "Разрешается - запрещается"

Цель игры: формировать знания детей о правах и обязанностях ребенка при помощи дидактической игры.

Ход игры (педагог читает текст,а дети отвечают)

1. Куда пойдем мы в воскресенье:

На каток или в кино.

Вот семья вопрос решает

Выбрать мнение одно.

Взрослые на деток смотрят, смотрят - удивляются.

Слушать мнение ребенка конечно (разрешается).

2. Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

3. С мамой дети должны жить,

Не грустить и не тужить -

Это (разрешается).

4. Дитя незаконно похищают,

Мать с ребенком разлучают.

Это (запрещается).

5. Рисовать и петь учиться,

Если заболел - лечиться,

Это - (разрешается).

6. Много трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Конечно (запрещается).

7. Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить -

Это (разрешается).

8. Когда слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

Публикации по теме:

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста Введение Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в разрыве от психического развития,.

Осень приходит неслышно, но ярко, перекрасила все листья в разные цвета, золотом украсила все парки и скверы, ярко горят гроздья рябины,.

Предлагаю вашему вниманию цикл игр для детей старшего дошкольного возраста, по развитию речи, для их реализования использую шаблоны осенних.

Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Действующие лица: Ведущий, доктор Пипеткин, Великан, Дядя Степа - взрослые; Чебурашка, крокодил Гена, кукла Галя, Cолнечные Зайчики, Мальчик-с-Пальчик с братьями - дети старших групп.

Под «Утро» Э. Грига дети парами (среди них дети, исполняющие роли Cолнечных зайчиков) вбегают в зал и становятся по кругу.

Ведущий (В.). Ребята, вы, конечно, узнали музыку, которая прозвучала. Сам композитор написал о ней так: «Это настроение утренней природы, где …при первом же форте солнце прорывается сквозь облака». Солнце восходит, и его сияющим лучам радуется все живое. Мы слышим, как флейты подражают щебету птиц, как светло и умиротворенно звучит мелодия утра.

1-й ребенок.

Утро лучиком проснулось,

Приоткрылись глазки.

Все на свете потянулось,

Улыбнулось лаской.

2-й ребенок.

Это солнышко-колоколнышко.

Протяни свои ладошки,

И оно тебе подарит

Солнышка немножко.

3-й ребенок.

Солнышкины дети

Заглянули в дом.

Мы их приглашаем,

Мы привет им шлем!

Дети стоят парами по кругу напротив друг друга.

1. Хей, хей! - машут друг другу рукой.

Привет тебе! - оба партнера переходят вправо.

Хей, хей! - приветствуют нового друга.

Привет тебе! - опять двигаются вправо.

С четвертым партнером исполняют припев с движениями, которые придумывают и выучивают заранее, поют: «Дып, дып, ды-пи-ду, ды-пи-ду, о ды-пи-ду».

2. Носу - легко прикасаются к носу друг друга.

Ушкам - одновременно прикасаются к мочкам ушей партнера.

Привет-привет! - двигаются вправо (повторить 2 раза).

Припев.

3. Спинке - легко похлопывают партнера по спинке.

Привет-привет! - двигаются вправо (повторить 2 раза).

Щечкам - легко касаются щек партнера.

Привет-привет! - двигаются вправо (повторить 2 раза).

Припев.

Варианты движений в припеве: ладушки, касания боковой частью ступни, покачивание спинами, «вертушка», боковой галоп в двух кругах.

Раздается стук в дверь, и входит Чебурашка.

Чебурашка. Здравствуйте, я по объявлению.

Чебурашка протягивает объявление ведущему, тот читает: «Каждый, кто хочет иметь друга, пусть приходит к нам. Ребята из детского сада №…»

Снова раздается стук, и входят крокодил Гена и кукла Галя.

Крокодил Гена. Здравствуйте!

Кукла Галя. Мы по объявлению.

Чебурашка. Это я по объявлению.

Кукла Галя . Кто вы такой? Как вас зовут?

Чебурашка. Не знаю.

1-й Солнечный Зайчик. Но ведь каждый ребенок имеет право на имя!

Разыгрывается отрывок из повести-сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Кукла Галя. А вы, случайно, не медвежонок?

Чебурашка. Может быть, я медвежонок.

Крокодил Гена. Нет, он даже ни капельки не медвежонок. У медведей глаза маленькие, а у него вон какие здоровые!

Кукла Галя (задумавшись). Так, может быть, он щенок!

Чебурашка. А щенки лазают по деревьям?

Крокодил Гена. Нет, не лазают. Они больше лают.

Чебурашка. Как?

Крокодил Гена. Вот так: ав-ав!

Чебурашка. Нет, я так не умею. Значит, я не щенок.

Кукла Галя. А я знаю, кто вы такой. Вы, наверное, леопард.

Чебурашка. Наверное, я леопард.

Крокодил Гена и кукла Галя опасливо отодвигаются от Чебурашки.

Кукла Галя. Давайте посмотрим в словаре, там все слова объясняются, на любую букву.

Чебурашка берет большую толстую книгу, на которой написано «Словарь».

Чебурашка. А на какую букву будем смотреть?

Кукла Галя. На букву «РР-РР-РЫ», потому что леопарды рррычат.

Крокодил Гена. И на букву «К», потому что леопарды к…кусаются.

Чебурашка. Но я не рычу и не кусаюсь. Значит, я не леопард. Скажите, а если вы так и не узнаете, кто я такой, вы не станете со мной дружить?

Крокодил Гена. Почему? Если вы окажетесь хорошим товарищем, мы будем рады подружиться с вами. Правильно?

В. Конечно. Будем очень рады.

Чебурашка (высоко подпрыгнув). Ура! Ура!

Кукла Галя. Ребята, а вы, случайно, не знаете, как его зовут?

Дети отвечают, что Чебурашка. Дети стоят в шахматном порядке парами, мальчики за девочками.

1. Чебурашку мы в кино

Много раз видали.

Дети выполняют наклоны в разные стороны, мальчик выглядывает из-за спины девочки, оба партнера поочередно закладывают ладонь то правой, то левой руки за ухо.

Чебурашку мы давно

В гости поджидали.

Поочередное выставление ног на пятку в разные стороны.

тра-ля-ля-ля, ля, ля.

Пружинка в стороны.

Чебурашку мы давно

В гости поджидали.

Кружатся парами.

2. Чебурашка в детский сад

В двери к нам стучится,

Чтобы в праздник у ребят

Польке научиться.

Бегут парами по кругу.

Припев: Тра-ля-ля, тра-ля-ля,

тра-ля-ля-ля, ля, ля.

Чтобы в праздник у ребят польке научиться.

Повторяют движения первого припева.

3. Чебурашка, веселей

Ножками притопни.

Четыре тройных притопа в стороны, стоя в паре лицом друг к другу.

А теперь кружись быстрей

и в ладошки хлопни.

Кружатся по одному.

По три хлопка справа и слева.

Припев: Тра-ля-ля, тра-ля-ля,

тра-ля-ля-ля, ля, ля.

Пружинка в стороны.

А теперь кружись быстрей и в ладошки хлопни.

Кружатся парами, по три хлопка справа и слева.

В. Чебурашка, а у тебя есть семья?

Чебурашка. А что такое семья?

2-й Солнечный Зайчик. Каждый ребенок имеет право на любящую и заботливую семью.

В. Мы тебе песенкой расскажем, что такое семья.

1. Что такое семья?

Папа, мама и я,

И сестренка моя -

Вот и вся у нас семья…

Ну а как же бабушки?

Ну а как же дедушки?

2. Что такое семья?

Папа, мама и я,

Баба Зоя, баба Зина,

Дедушки: Егор, Василий,

И сестренка моя -

Вот и вся у нас семья.

Ну а как же дяди?

Ну а как же тети?

3. Что такое семья?

Папа, мама и я,

Баба Зоя, баба Зина,

Дедушки: Егор, Василий,

Тетя Аня, тетя Таня.

Дядя Вова, Дядя Ваня,

И сестренка моя -

Вот и вся у нас семья…

А братишек и сестренок

Всех двоюродных назвать –

Чебурашка. Нет, у меня нет семьи.

В. А где же ты живешь?

Чебурашка. Я живу в телефонной будке.

3-й Солнечный Зайчик. Но ведь каждый ребенок имеет право на жилье!

В. Чебурашка, ребята расскажут тебе о своем доме.

Дети читают стихотворение В. Степанова «В новом доме я живу».

1-й ребенок.

Раз - этаж,

Два - этаж,

Десять раз по дважды

Достает до неба наш

Дом многоэтажный.

2-й ребенок.

Раз - окно,

Два - окно,

В каждом светит солнце,

Словно с нами заодно

Новый дом смеется.

3-й ребенок.

В новом доме я живу -

В гости всех друзей зову!

4-й ребенок.

Приходите,

Прибегайте -

Раз, два, три, четыре, пять!

Приезжайте,

Прилетайте -

Будем петь и танцевать!

Действующие лица инсценировки: Папа, Мама, Бабуся, Ребенок.

У Папы шляпа и большой галстук, у Мамы шляпка, бусы, сумочка, у Бабуси платок, у Ребенка на руках игрушечная кошка.

Все действующие лица выстраиваются перед нарядным столиком, сервированным игрушечной посудой, со стульчиками.

1. Самый лучший в мире дом -

Дом, в котором мы живем.

Поют все действующие лица.

Папа. Папа.

Мама. Мама.

Бабуся. И бабуся.

Ребенок. Я и наша кошка Муся.

Поют по ролям.

Проигрыш. Все рассаживаются за столом, «пьют» из чашек.

2. Каждым утром за столом

Молоко мы дружно пьем.

Поют все, сидя за столом.

Папа, мама и бабуся,

Я и наша кошка Муся.

Поют по ролям.

Проигрыш. Выходят из-за стола, становятся в шеренгу боком к зрителям Папа, Мама, Бабуся, Ребенок напротив них, он отдает кошку Бабусе.

3. Ребенок.

Я шагаю в детский сад,

Провожает весь отряд:

Папа, мама и бабуся.

Поют по ролям.

А за ними кошка Муся.

Поют все.

Проигрыш. Ребенок уходит, все машут на прощанье.

В. Каждый день ребята из своего дома приходят в другой добрый дом - детский сад. Здесь много игрушек и разных игр.

4-й Солнечный Зайчик. Каждый ребенок имеет право на игру!

В. Давайте пригласим Чебурашку жить в нашем детском саду и сейчас построим ему дом.

Игра-эстафета «Кто быстрее построит дом для Чебурашки».

В эстафете соревнуются две команды, которые строят дом из крупного строительного материала. Вместе с детьми в игре участвуют Чебурашка, крокодил Гена и кукла Галя.

Чебурашка. Я осень рад! Штроили мы, штроили и наконец поштроили! Да ждравствуют мы! Ура!

В. Ах, Чебурашка, как же ты говоришь, совсем неправильно!

Давайте научим Чебурашку говорить привильно.

Игра «Язычок».

Речевая игра «Мышка».

Текст игры произносить ритмично.

Мышка сушек насушила (трут ладошку о ладошку).

Шу-шу-шу, шу-шу-шу (шелестят разноцветными султанчиками из гофрированной бумаги).

Мышка мышек пригласила (руки сжаты в кулачок, «подзывают» то левым, то правым указательным пальчиком).

Шур-шур-шур, шур-шур-шур (встряхивают мешочки с орехами).

Мышки сушки кушать стали (трут кулачком о кулачок).

Хрум-хрум-хрум, хрум-хрум-хрум (коробочки спичечные или пластмассовые от «киндерсюрпризов» с наполнителем).

Зубы сразу же сломали (стучат кулачками).

Зум-зум-зум, зум-зум-зум (маракасы из бутылочек из-под йогурта с наполнителем из круп, фасоли, гороха).

Мышки в норке тихо сели (стучат указательными пальчиками друг о друга).

В щелки на кота смотрели (смотрят сквозь раздвинутые пальцы).

Тсс-с (прикладывают палец к губам).

Мышка, мышка, берегись (грозят пальчиком)!

Мы кота прогоним (ритмично топают).

Брысь (громкий хлопок).

Дети убегают на свои места.

Можно придумать на занятиях вместе с детьми свою модель игры.

В. В детском саду дети не только играют, но и развиваются.

1-й ребенок.

Здесь нас учат дежурить, трудиться,

Думать, строить, лепить, веселиться.

5-й Солнечный Зайчик. Каждый ребенок имеет право на всестороннее и полноценное развитие.

В. Каждый день ребята начинают с зарядки.

Чебурашка. Я совсем не умею делать зарядку.

В. Мы научим тебя.

Смотрит солнышко украдкой

(руки к плечам, вверх, к плечам, вниз),

Смотрит небо и листва

(движения повторить),

Как мы делаем зарядку

(наклоны в стороны).

Раз, два, раз, два

(две пружинки)!

Раз и два! И все в порядке

(руки к плечам, вверх, к плечам, вниз)!

Будет дождик - не беда

(движения повторить)!

Тот, кто делает зарядку

(наклоны в стороны),

Не болеет никогда

(две пружинки)!

Раз, два! Раз, два

(ритмичные шаги на месте)!

Чебурашка. Апчхи! Апчхи!

В. Но если все-таки кто-нибудь заболеет, на помощь придут…

Дети. Врачи.

6-й Солнечный Зайчик. Потому что каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь!

Ведущий по телефону вызывает врача. Приходит доктор Пипеткин.

Доктор Пипеткин. Здравствуйте! Где больной? Дышите, не дышите. Что ж, будем лечить Чебурашку. А вы, ребята, мне помогайте.

От болезней и от скуки

Могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки,

Песни, пляски, шутки, смех.

Доктор Пипеткин. Какие музыкальные у вас дети!

В. Мы не сразу и не вдруг развиваем детям слух.

Приготовились, детишки,

Инструменты в руки взять!

Будем вальс мы исполнять.

Доктор Пипеткин.

В искусстве музыкальном

Вы преуспели, без сомненья.

Желаю крепкого здоровья,

Хорошего желаю настроенья!

А мне пора к больному, до свиданья.

Доктор Пипеткин уходит.

В. Ребята развиваются в детском саду, а в сентябре они пойдут учиться в школу.

7-й Солнечный Зайчик. Потому что каждый ребенок имеет право на образование!

В. А образование после детского сада продолжается в школе.

С криками о помощи вбегают Мальчик-с-Пальчик и его братья.

В. Успокойтесь, пожалуйста, и расскажите, кто вы и что с вами случилось.

Мальчик-с-Пальчик.

Я всем известный Мальчик,

Я ростом ровно с пальчик.

Это мои братья. За нами гонится Великан, он скоро будет здесь!

В. Не волнуйтесь, мы что-нибудь придумаем, чтобы помочь вам.

8-й Солнечный Зайчик. Каждый ребенок имеет право на защиту от жестокого обращения и притеснения!

В. Как же нам справиться с Великаном?

Дети предлагают свои варианты, кто-нибудь предлагает вызвать милицию.

Входит Дядя Степа.

Дядя Степа.

Все милицию зовут,

А она уж тут как тут!

В. Здравствуйте, Дядя Степа.

Дядя Степа.

Разрешите представиться.

Милиционер Степанов,

Гроза для хулиганов.

В. Дядей Степою гордится

Вся милиция столицы.

Дядя Степа.

Я скажу вам по секрету,

Что в милиции служу,

Потому что службу эту

Очень важной нахожу!

В. Уважаемый Дядя Степа, задержите, пожалуйста, Великана, он гонится за Мальчиком-с-Пальчик и его братьями.

Забегает Великан.

Великан. Где эти гадкие мальчишки?! О, да тут много мальчишек и девчонок, хватит мне на завтрак, обед и ужин.

Дядя Степа (обращается к Великану). Вы задержаны за жестокое обращение с детьми.

Дядя Степа уводит Великана.

Мальчик-с-Пальчик благодарит детей.

Кукла Галя. Уважаемые граждане!

Крокодил Гена. Уважаемые гражданки!

Чебурашка. Уважаемые гражданятки!

Кукла Галя. Сейчас вам Чебурашка скажет речь.

Чебурашка. Ну что я могу сказать? Мы, маленькие дети, счастливей всех на свете, потому что у нас есть права.

В. Так давайте устроим большой хоровод,

Каждый пусть улыбнется, и каждый споет.

На вступление к танцу дети образуют два концентрических круга.

Танец «Два притопа, три прихлопа» (С. Насауленко, «Колокольчик»).

1. Мы, маленькие дети,

Счастливей всех на свете.

Мы весело живем,

Танцуем и поем!

Дети идут противоходом, останавливаются, дети внешнего круга поворачиваются лицом в круг, дети внутреннего круга поворачиваются лицом к детям внешнего круга.

Припев:

Два притопа, три прихлопа

(выполняют движения по тексту),

А потом наоборот

(дети двух кругов топающим шагом поворачиваются спиной друг к другу):

Три прихлопа, два притопа

(выполняют движения по тексту)

И круженье - поворот

(кружась, возвращаются в исходное положение танца).

2. Мы не сидим на месте,

Танцуем дружно вместе.

Мы повторим 100 раз,

Смотрите все на нас.

Повторить движения первого куплета.

Припев.

3. Мы ходим, как козлята

(идут в кругах противоходом, высоко поднимая колени и сделав «рожки», к концу строки дети внутреннего круга поворачиваются лицом к детям внешнего круга),

Играем, как щенята

(«играют лапками» в парах),

Как лягушата - прыг

(две пружинки в стороны, пальцы растопырены, на прыжке присесть)

И как мышата - шмыг

(«лапки» перед грудью, покружиться вокруг себя, присесть).

Припев.

1-й ребенок.

По солнышку ромашек, по небу незабудок

Шагает детство наше, простое, словно чудо.

2-й ребенок.

У детства есть защита: права имеют дети.

Пусть их не нарушает никто на всей планете!

Ведущий приглашает на выставку детских работ.

Предварительный просмотр:

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

КАРТОТЕКА ИГР

№1 Игра «Наши имена»

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает (катит) мяч одному из них. Поймав мяч, ребенок называет свое имя и возвращает мяч воспитателю.

Очень красиво звучат ваши имена, правда? А ведь они еще могут красиво выглядеть, посмотрите, как вы и ваши родители изобразили имена. (Воспитатель обращает внимание детей на выставку поделок совместного творчества детей и родителей «МОЕ ИМЯ».)

№2 Игра «Как растет имя?»

(на примере фотографий воспитателя в разном возрасте).

Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии и рассказывает:

Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Иринка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Ирина. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Иринка. Мои дети зовут меня «мама». Друзья зовут Ириной. А в детском саду я для всех Ирина Петровна. Вы растете, и имена ваши тоже растут вместе с вами.

__________________________________________________________________

№3 Словесная игра «Назови полное имя»

Цель.

(В игре можно использовать имена детей, которые присутствуют на занятии).

Первый вариант: Воспитатель называет неполную форму имени, а дети – полное имя:

Яшенька, Яша – Яков

Тема, Темочка – Артем

Коля, Николенька, Колечка – Николай

Настенька, Настюша – Анастасия

Леша, Алешенька – Алексей

Леня, Лёнечка – Леонид

Второй вариант: Воспитатель называет полную форму имени, а дети – неполную:

Екатерина – Катя, Катенька, катюша

Людмила – Люда, Людочка, Мила

Елена – Лена, Леночка и т.д.

__________________________________________________________________

№4 «Ласковое имя» (Игра с мячом.)

Цель: учить ласково называть имена сверстников. Формировать положительное отношение к сверстникам. Развивать интонационные стороны речи. Развивать коммуникативную компетентность.

Ход игры. Дети стоят или сидят в кругу. Глядя в глаза, друг другу они передают мяч и произносят имя соседа ласково.

__________________________________________________________________

№5 «Когда я стану взрослым»

Цель: учить называть «взрослые» имена людей; развивать речь.

Ход игры. Воспитатель называет имя, а дети говорят полное имя. (Например, Таня – Татьяна). В игре можно использовать мяч.

_________________________________________________________________

№6 «Назови полным именем»

Цель: закреплять знания детей о своем имени, фамилии, отчестве. Развивать коммуникативную компетентность. Воспитывать уважительное отношение к именам людей.

Ход игры. Дети называют свое полное имя – Ф.И.О. (имя мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.) В игре можно использовать мяч.

_________________________________________________________________

№7«Назови по-другому»

Цель. Развивать коммуникативную компетентность, мышление. Учить обращаться к сверстникам, по-разному называя его имя.

Ход игры. Воспитатель называет имя, а дети говорят, как можно сказать по-другому. Например,

Оля – Ольга, Оленька, Олюшка, Лёля.

Екатерина – Катя, Катюша, Катенька.

Людмила – Люда, Людочка, Людмилка, Мила.

Елена – Лена, Леночка.

Сергей – Сережа, Сереженька.

Владимир – Вова, Вовочка, Володя, Володечка.

Яша, Яшенька – Яков.

Тема, Темочка – Артем.

Коля, Николенька, Коленька – Николай.

Настенька, Настюша – Анастасия.

Лёша, Лёшенька – Алексей.

Лёня, Лёнечка – Леонид.

Емеля – Емельян.

Тимошка – Тимофей.

Егорка – Егор.

Сенька – Семен.

Ваня, Ванечка, Ванюшка – Иван.

Маша, Маня, Марья, Маруся – Мария.

__________________________________________________________________

№8 «Образуй отчество»

Цель: учить образовывать отчества от мужских имен; развивать речь.

Ход игры. Воспитатель называет мужское имя, а дети образуют от него отчество. (Например, Игорь – Игоревна, Игоревич). В игре можно использовать мяч.

__________________________________________________________________

№9 «Я знаю …» (Игра со скакалкой).

Цель: Развивать коммуникативную компетентность, мышление.

Ход игры. Ребенок прыгает через скакалку и называет имена девочек или мальчиков на каждый прыжок. Игра может проводиться в виде соревнования.

__________________________________________________________________

№10 «Четвертый лишний»

Цель: развивать внимание. Развивать коммуникативную компетентность.

Ход игры. Воспитатель называет четыре имени, а дети определяют лишнее в группе, давая свое объяснение.

Настя, Таня, Миша, Люба.

Коля, Толя, Ваня, Оля.

Иван, Анатолий, Петя, Фёдор.

Иванов, Петров, Семён, Соловьёв.

Ивановна, Аркадий, Васильевна, Мироновна.

__________________________________________________________________

№11 «Назови имена сказочных героев»

Цель. Развивать коммуникативную компетентность.

(Незнайка, Чебурашка, Золушка и т.д.) Порассуждать о том, как образовались эти имена.

__________________________________________________________________

№12 «Назови одним словом»

Цель. Р азвитие мышления, речи, памяти, умения классифицировать.

Ход игры. Воспитатель называет несколько слов, а дети классифицируют группу.

Лена, Наташа, Оля. Света – имена девочек.

Коля, Игорь, Миша, Олег – имена мальчиков.

Иванов, Петров, Кузнецов – фамилии.

Ивановна, Сергеевна, Васильевна – отчества.

Мама, папа, брат, сестра – семья.

__________________________________________________________________

№13 «Я имею право …»

Цель: дать правовые знания.

Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы и т.д.)

Ход игры: дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право …» (шаблон выполнен в виде знака +). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.

__________________________________________________________________

№14«Я не должен …»

Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах. Развивать коммуникативную

компетентность.

Оборудование: серия сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир.

Ход игры: дети раскладывают около шаблона «Я не должен …» (знак -) картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми. Между человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.

__________________________________________________________________

«Камуфляж»

Для этой игры необходимо спрятать 20 ниток шерсти трех цветов. Дети делятся на три команды, каждая команда должна найти нить своего цвета. Побеждает команда, нашедшая больше всего ниток. (Вероятно, выиграет команда, которая ищет ярко окрашенную нить, потому что её задача легче).

Воспитатель задаёт детям вопросы:

Справедливо ли построена эта игра?

Если мы будем играть снова, в какой команде вы хотели бы играть?

Можно ли игру сделать справедливой?

А справедливо ли обижать своих друзей, не принимать их в какую-нибудь игру?


Информационная карта проект а .

Тип проекта: индивидуальный, долгосрочный, практико-ориентированный.

Направление деятельности: нравственно-социальное.

Цель проекта:

Формирование у детей основ социально- правового сознания.

Задачи:

1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.

2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.

3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.

Краткое описание проекта.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.

Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.

Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.

Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы:

использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);
решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком... , если бы я поймал золотую рыбку... , если бы я вдруг превратился в...;
дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?"

Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включал цикл мероприятий: «Мое право на имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья», направленные на элементарное ознакомление с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми. Воспитательно-образовательный процесс проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные особенности детей, я проводила ознакомление с правами ребенка на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» - право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» - право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д.

Большую часть времени я посвящаю практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, я провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Было опрошено 33 родителей моей группы.

% (12 чел.) - не знают о существовании Конвенции о правах ребенка.

20 % (16 чел.) – слышали, но в его содержание не вникали.

15% (5 чел.) – знают о существовании Конвенции о правах ребенка.

Исходя из первоначальных показателей, и того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, я наметила следующую задачу: разъяснение Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально – нравственного и педагогического значения.

Предложив родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции», я выяснила, что родители, прежде всего, хотели бы поучить теоретические знания. Затем родители заинтересованность к таким формам работы, где бы они непосредственно были активными участниками вместе со своими детьми. Поэтому в план моей работы включены такие мероприятия, как диспуты, беседы – тренинги, совместное проведение праздников, оформление выставок.

Подводя итоги работы с родителями, я отметила, что наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками, и где ребенок выступал как полноправная, полноценная личность. Взаимоотношения между детьми и родителями постепенно переходили от авторитарного стиля к демократическому, т. е. к личностно - ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка

Количество участников проекта: 61 человек (из них 30 детей старшей группы, 1 педагог, 1 помощник воспитателя, 29 родителей).

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях играх, повседневной жизни жизни).

Гипотеза:

Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Повышение уровня правового воспитания

2. Формирование навыков нравственно- патриотического поведения

3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.

4. Повышение социальной компетентности дошкольников.

5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.

6. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

7. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

8. Создать картотеку игр правового содержания.

Актуальность проекта

Человеческое достоинство-это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.

В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми. Исчезает культура семейного воспитания, в 90-е годы была прервана связь между поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения. Родители больше озабочены материальным благополучием семьи: купить компьютер, машину, иметь квартиру, поехать за границу и т.д., подменяя заботу, эмоциональный комфорт в семье материальными благами.
Иногда происходит «перекос» в воспитании своих собственных детей – либо полное безразличие к ребенку, его переживаниям, либо в семье существует гиперопека по отношению к ребенку. Родители не всегда могут справиться с собственными «чадами», бывают растеряны, не знают, что делать, как вести себя в той или иной ситуации, от бессилия применяют «рукоприкладство». Возникает удобная позиция: «отдавать» своих детей в руки специалистов, считая, что их детей будут и развивать и воспитывать вместо них. Иногда можно услышать от родителей такие слова: «Мы вам его привели, вот и воспитывайте!», «Я хочу, чтоб вы его сделали послушным, приветливым, активным и т.д.»
Существует и такая сторона (если можно так сказать) воспитания – пренебрежительное отношение к нуждам собственного ребенка. Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.

Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.

Защита прав - это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.

Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на мой взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.

Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И я убеждена, что воспитывая (или не воспитывая) уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.

План реализации проекта

Первый этап. Накопление информационной базы для работы над проектом.

Создание условий для проведения проекта.

Составления плана.

Разработаны программы, перспективное планирование занятий по ознакомлению детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка. Разработана картотека игр по формированию нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте- консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Принятие задач.

Создание игровой мотивации, доступно для понимания детей дошкольного возраста, с опорой на детский личный опыт. Заинтересовать каждого ребенка.

Цикл занятий с детьми по ознакомлению прав.

Цикл занятий с детьми по развитию речи и ознакомление с художественной литературой.

«конвенция о правах ребенка»

«Право на имя»

«Право на жизнь»

«Я имею право жить и воспитываться в семье»,

«Моя семья»,

«Право знать своих родителей и право на их заботу»

К. Чуковский «Доктор Айболит»

К. Чуковский «Федорино горе»

Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка»

А. Толстой «Золотой ключик»

Сюжетно – ролевые игры.

Игра «Спасатели»

  • Ознакомление с профессией спасателя и правилами поведения в экстремальных ситуациях.
  • Расширение тематического словаря, совершенствование диалогической формы речи; развитие слухового восприятия и логического мышления.
  • Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки

Игра «Дружная семья»

Цель: Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства.

Беседы

«Я люблю свою мамочку».

«Беседы об ответственности и правах ребенка».

«Ознакомление дошкольников с конвенцией о правах ребенка».

«Беседы о правах ребенка».

«Дети и взрослые. Что такое «право».

«Правила поведения по которым живем».

Совместная деятельность воспитателя и родителей

Оформление уголка для родителей «Я человек и я имею право!»

Побуждение к созданию благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимопонимания.

Беседы, «Ребенок и его права», «Семь правил для всех», «Права ребенка - соблюдение их в семье».

Анкетирование «Какой вы родитель?

Родительское собрание «Повышение правовой культуры родителей»

Сотворчество детей и родителей (подбор стихов, открыток, фотографий, пополнение и оформление коллажей по данной теме: изготовление «Генеалогического древа», выставки рисунков «Моя семья», «Дом в котором я живу», изготовлении папок: «Я и моя семья», «Мое имя»).

Конкурс «Что я знаю о своем ребенке»

«День семьи», в ходе которого каждая семья планирует и организует (совместно с детьми) - игры, конкурсы, викторины сюрпризы, совместное чаепитие детей и взрослых.

Второй этап. Организационно-практический

Занятия художественно-творческого цикла

Цикл бесед и занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром.

Рисование «Цветочки для любимой мамочки»,

«Подснежники зимой (по сказке «Двенадцать месяцев»)»

Лепка «Красивый букет милой маме»

Аппликация «Гадкий утенок»,

Тема: «С кем ты живешь»

Тема: «Мое право на имя, отчество и фамилию»

Тема: «Что такое семья?»

Тема: «Чем порадуем»

Сюжетно-дидактические игры.

Цель: Побуждать детей проявлять интерес к действиям детей, оказывать друг другу посильную помощь, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам

«Подбери пуговицы для костюма, платья, кофты, блузок.

«Дружная семейка», «Семейный праздник», «Назови по имени», «Поликлиника», «Спасите Чипполино», «Как исправить Бармалея?», «Помогите Буратино», «Найди ошибку и исправь».

Словесные игры:

Играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели.

«Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Можно – нельзя»

«Приветствие», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Покажи», «Моих родителей зовут…»

Проблемные ситуации:

Сказка «Репка»

У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?

Средства связи

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Дети рисуют

У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.

Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?

Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась на ковер. Девочка в растерянности смотрит на лужицу. К ней подходит мама. Что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.

Коммуникация:

Беседы о правовых праздниках: «День прав человека», «День защиты детей» , «День народного единства».

Оформление фотоальбома «Мои самые любимые» с рисунками и рассказами детей о своей семье.

Разучивание стихотворения О. Бундура «Большая семья».

Физическая культура:

Подвижные игры: «Поводырь», «Разноцветный букет». Хороводные: «Друг, дружочек, становись в кружочек», «Угадай по голосу», «Я знаю много имен девочек мальчиков».

Музыка:

Организация совместного с родителями праздника, посвященного Дню Матери. Слушание и обсуждение песни «Мамонтенок».

Экологические игры:

Цель: Формировать целостный взгляд на взаимоотношения человека с окружающей средой, подводить к осмыслению взаимосвязей явлений в природе, бережному отношению к ней.

«Что было бы, если из леса исчезли…».

«Береги природу».

Список использованной литературы:

1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми).
2. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
3. Доронова Т.Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М.: Просвещение, 2006.
4. Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. - Изд. 2-е переработанное. /Сост. – Волгоград: ИТД «Корифей».
5. Зеленова Н. Г.,Осипова Л.Е. Я –ребенок, и я имею право.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009-96с
6. Имя вашего ребенка. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007
7. Имена, именины, именинники. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007.
8. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
9. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ - М.:ТЦ Сфера, 2007 (Библиотека руководителя ДОУ).
10. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина... Практическое пособие для работников ДОУ, - М.: АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).
11. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007
12. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).
13. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.
14. Колокольчик №39 – 2007 («Чудо – осень», «Урок России») - учебно-методический и литературно-музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей.
15. МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
16. МячинаЛ.К., ЗотоваЛ.М., ДаниловаО.А. Мои права: Рабочая тетрадь у учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права».
17. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб. – метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. (Воспитание и доп. Образование детей).
18. Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника)
19. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №9 сентябрь – 2008
20. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
21. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
22. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М. Права ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
23. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
24. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (вместе с детьми).
25. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей 3-6 лет). – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

Полную версию работы можно .