татьяна сергеева
«Страна геометрических фигур». Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе
Занятие по ФЭМП 2-я младшая группа .
Место проведения : МАДОУ № 57 2-я младшая группа
Воспитатель : Сергеева Татьяна Иннокентьевна
Страна геометрических фигур .
Программное содержание :
1. Познакомить детей с геометрическими формами – кругом , квадратом, треугольником.
2. Учить малышей обследовать фигуры (обводить пальцем контуры; называть их; находить сходства с предметами окружающей среды; группировать геометрические фигуры по форме , отвлекать от цвета и величины) .
3. Упражнять детей в правильном назывании форм : «круг» , «квадрат» , треугольник.
4. Развивать логическое мышление детей (учить выбирать ненужный объект из прочих; учить чередовать фигуры , опираясь на цвет и форму) .
5. Воспитывать усидчивость, интерес к познавательной деятельности.
6. воспитывать умение работать в коллективе.
7. обучение ориентироваться в пространстве .
Предварительная работа :
Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.
Пособия : 2 игровых поля (одно с цветовыми домиками, второе с цветными геометрическими фигурами квадратами , треугольниками и кругами); дорожка с цветными кругами, мяч.
Организация занятия : перед входом в группу лежит дорожка с цветными кругами. Занятие проводится в группе . Стулья детей стоят полукругом. На ковре два поля с цветовыми домиками и геометрическими фигурами .
Ход непосредственно образовательной деятельности
За дверью группы . Дети, вы любите играть в мяч?
Посмотрите, какой у меня мяч :
Мой веселый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь
Красный, синий, голубой
Не угнаться за тобой!
Открываю дверь в группу :
Ребята смотрите, а здесь дорожка из кругов давайте по ней пройдем и, посмотрим куда же она приведет.
Подходят к ковру, садятся на стульчики.
Куда же мы попали? В страну геометрических фигур . Давайте посмотрим, какие же геометрические фигуры здесь живут . Беру круг. Как называется эта геометрическая фигура ?
Правильно это круг. Обведём его пальцем вот так. А теперь, ко мне подойдёт Настя и покажет, как надо обводить пальцами круг. (При этом воспитатель учит детей проговаривать слово «круг» ). Давайте все вместе нарисуем пальчиком в воздухе круг.
(Все дети вместе со взрослым делают нужные движения) .
А вот это, ребята, какая геометрическая фигура ? Правильно квадрат.
Мы тоже обведём его пальцем, только теперь у меня палец делает движения вот так : сначала прямо, потом угол, палец поворачивает вниз до угла, затем снова угол, от угла ведём пальцем влево, угол, и ведём пальцем вверх. Ярослав, покажи, как надо пальчиком обводить квадрат.
(Дети обводят пальчиком контур квадрата, при этом воспитатель учит детей выговаривать слово «квадрат» ).
Теперь все вместе нарисуем пальчиком в воздухе квадрат. Кто, знает, как называется эта фигура ? Это треугольник у него три угла давайте обведем его пальчиками. Никита нам покажет.
(Попеременно, показывая круги и квадраты, треугольники разных цветов, спрашиваю у детей их название и цвет).
Вера, как называется эта фигура ? А какого она цвета? Правильно, это круг. Красный. Сева, а как называется эта фигура ? И какого она цвета? Правильно, это квадрат. Он синего цвета.
Максим, а как называется эта фигура ? Правильно это треугольник, он красного цвета.
Физкултьминутка
Пау-пау-паучок паутиновый жучок
Он на веточке сидел
Да на солнышко смотрел
Паутинку выпустил
Покачался и уснул
Здравствуй, здравствуй солнышко
Солнышко-веселнышко.
На ковре игровое поле с домиками (разного цвета) для геометрических фигур . Рядом лежат в рассыпную геометрические фигуры разного цвета . Ребята, но у нас здесь есть не только геометрические фигуры , но и их домики. Наши фигурки заблудились и не могут найти дорогу к себе в домик, давайте поможем нашим фигуркам найти свой домик .
Как ты думаешь, Максим, у синего треугольника какого цвета будет домик, а у зеленного?
А, теперь давайте все вместе поселим фигурки в их домики . Если фигуры поселены неправильно, предложить исправить ошибки. Дети «заселяют» домики геометрическими фигурами .
Можно сравнить по величине (большой, меньше) и по количеству один много.
Итог занятия . Ребята, сегодня мы познакомились с геометрическими фигурами , как они называются? Помогли им вернуться домой и, поэтому жители страны геометрических фигур дарят нам набор геометрических фигур , чтобы мы их помнили. Скажем всем спасибо и до свидания, а нам пора возвращаться в детский сад.
Задачи:
1. Учить определять отношения предметов по длине: длиннее — короче.
2. Закреплять представление о:
Геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник;
Пространственных отношениях: справа — слева.
Демонстрационный материал : игрушка кот; шарфы — длинный и короткий; ковер из геометрических фигур — круг, квадраты, треугольники; ленточки; ширма.
Раздаточный материал: треугольники; квадраты.
Ход занятия
Дети сидят на стульях. Раздается звук: «Мяу!» Воспитатель вносит игрушку кота и читает стихотворение В. Берестова «Кот у ворот»:
Дрожа от лютой стужи,
Кот просит: Отвори!
Как холодно снаружи!
Как голодно внутри!
Согрейте, пожалейте
Несчастного кота!
Пустите, накормите!
Вот будет красота!
— Ты, наверное, замерз? Нельзя ходить в такой холод без шарфика! Воспитатель показывает детям 2 шарфа разной длины.
Кот . Какие красивые шарфы. Но они разные. Чем же они отличаются?
Дети объясняют Коту, что шарфы разной длины.
— А как это проверить?
Воспитатель вместе с детьми с помощью приема наложения показывают Коту разную длину шарфов.
— Мне повяжите на шею длинный шарф.
Воспитатель предлагает ребенку найти длинный шарф и повязать его Коту.
А короткий шарф я возьму своему другу.
Воспитатель приглашает детей пройти к ковру, который состоит из геометрических фигур: круг, квадраты, треугольники.
Кошка вышила ковер.
Посмотри, какой узор.
Смотрит кот на ковер:
— Что за фигуры,
Что за узор?
Понять никак не может,
Кто ему поможет?
Дети объясняют Коту, из каких геометрических фигур состоит ковер.
— Спасибо вам, ребята, что вы познакомили меня с этими геометрическими фигурами. У вас устали ножки? Пойдемте по дорожке.
Дети проходят на дорожку, отмеченную двумя ленточками, и встают друг за другом — колонной. С правой стороны от них лежат треугольники, с левой — квадраты. Кот предлагает детям поиграть в игру «Справа — слева».
— Возьмите фигуру справа от вас. Что вы взяли? Положите на место.
— Возьмите фигуру слева от вас. Что вы взяли? Положите на место.
— Какие геометрические фигуры лежат справа (слева) от вас?
— Молодцы, ребята! Мяу! Мяу! До свидания!
Воспитатель уносит кота за ширму.
Кот выходит на забор —
Он идет в ночной дозор,
Чтобы в подпол не проник
Даже самый хитрый Шмыг!
ирина лупанова
Конспект занятия во второй младшей группе по Фжмп «Геометрические фигуры. Закрепление»
Конспект занятия по ф . э. м. п.
Тема : «Геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, шар,куб. Закрепление .»
Цель : совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, куб, шар.
Задачи : закрепить знания и умения в определении фигуры в дидактических играх : «Найди лишнюю фигуру » , «Построим фигуру » , «Чудесный мешочек» , повторить основные цвета .
Материалы и оборудование : разноцветные геометрические фигуры разного размера и цвета, палочки (4 красного и 3 зелёного цветов,верёвочки, кубы и шары в мешочке.
1. Организационный момент.
Сегодня, ребята, мы с вами будем играть с разными геометрическими фигурами . Давайте их вспомним.
Пальчиковая игра «Фигуры » .
В предметах прячутся фигуры :
В столе- квадрат,
А в крыше- треугольник,
В огурчике- овал,
В окне- прямоугольник,
А тарелку мы возьмём
И сразу круг мы в ней найдём.
На каждую строчку ребята загибают по одному пальчику.
2. Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру »
Ребята, сейчас я буду поочерёдно показывать карточки с изображением разных геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника) - по 3 карточки, вам нужно определить, какая фигура лишняя и почему .
2 круга и квадрат;
2 красных квадрата и один синий;
2 маленьких круга и один большой;
2 треугольника и квадрат;
2 квадрата и один треугольник;
2 маленьких треугольника и один большой;
Чем отличаются данные фигуры ?
Чем похожи фигуры ?
3. Дидактическая игра «Построим фигуру »
У каждого из вас на столике 4 красные и 3 зелёные палочки, верёвочка. Составьте из красных палочек квадрат. Покажите его стороны.
Составьте из верёвочки круг, обведите его пальчиком.
Составьте из зелёных палочек треугольник, покажите его стороны и углы.
4. Подвижно- дидактическая игра «Найди фигуру »
На полу лежат карточки с изображение фигур . По команде ребятам нужно взять именно ту фигуру , которую назвал воспитатель. Нужно поднять карточку над головой и показать всем.
Игра выполняется 3 раза.
5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» .
«Я- чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
В этом мешочке лежат большие и маленькие кубы, шары разных цветов. Ребятам нужно на ощупь определить объёмную геометрическую фигуру , достать её и назвать, какого она цвета.
6. Рефлексия. Подведение итога.
Публикации по теме:
Дидактическая игра «Геометрические фигуры» для второй младшей группы. Цель: формировать у детей 3-4 способность подбирать геометрические.
Цель проекта: формировать у детей представления о геометрических фигурах (круг, квадрат). Задачи: Формирование опыта знаний.
Конспект ООД по ФЭМП во второй младшей группе «Геометрические фигуры» Тема: «Геометрические фигуры» Целевые ориентиры: ребенок правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает.
Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Геометрические фигуры» Тема: «Геометрические фигуры». ИОО: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы. Виды деятельности: игровая,.
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) «Геометрические фигуры» в старшей группе ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ Рыгун Елена Владимировна. Непосредственно - образовательная деятельность: «Путешествие в страну Геометрию».
Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе "Геометрические фигуры" Цель: Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры:.
Конспект занятия по математическому развитию во второй младшей группе «Закрепление понятия «один» Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию во второй младшей группе №2 на тему: «Закрепление понятия «один, много».
Конспект занятия фэмп во второй младшей группе: «Геометрическая страна»
Цель:
Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Задачи:
Развивать мышление: учить видеть закономерности в расположении фигур, воспроизводить их;
Развивать внимание и память;
Воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, умение действовать сообща.
Ход занятия
Дети заходят в комнату, перед ними на полу выложена дорожка из геометрических фигур, вырезанных из цветного картона.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путь по волшебной дорожке из геометрических фигур, в страну, где живут фигуры и все вокруг состоит из них.
Дети садятся за столы, пройдя по дорожке.
Воспитатель: Вы попали в страну, жители которой приготовили вам несколько заданий, выполнив которые, вы вновь попадете домой. Вы готовы? (На доске перед детьми изображения человечков, на рубашках, которых геометрические фигуры, а также картинки из фигур.)
Дети: Да!
Воспитатель: Первое задание - фигур в стране очень много, а вы назовете и покажете только те, с которыми вы знакомы. (Демонстрация воспитателем цветных круга, квадрата, треугольника) А теперь, покажите мне точно такие же и того же цвета. (Дети работают с раздаточным материалом).Молодцы, верно! Скажите мне, а чем отличается от других фигур круг, что он умеет делать, а другие фигуры нет?
Дети: Круг можно покатить, у него нет уголков, как у треугольника и квадрата.
Воспитатель: Верно, а еще одно свойство круга вы узнаете, выкладывая фигуры из палочек. Но, прежде чем приступить к работе с палочками, давайте разогреем и оживим ваши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Наши пальчики бежали,
По дорожке вверх скакали,
Мы немножко отдохнем,
Дружно палочки возьмем.
Дети выкладывают геометрические фигуры из счетных палочек и испытывают затруднения при выкладывании круга.
Воспитатель: Можно ли выложить круг из палочек?
Дети: Нет! А квадрат и треугольник можно.
Воспитатель: Да. Ребята, мы с вами в волшебной стране, выложите не просто фигуры, а изображение какого-либо предмета, к примеру, домика, и назовите фигуры, которые вы использовали для его строительства.
Дети: Крыша – треугольник, дом – квадрат.
Воспитатель: Правильно. А теперь, внимание! Не только увидев, мы сможем назвать, но даже потрогав, мы сможем узнать. Одно из заданий жителей страны фигур, игра в «Чудесный мешочек». Проводиться дидактическая игра с плоскими геометрическими фигурами, которые дети называют, узнавая на ощупь, опуская руку в мешочек.
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы тоже справились. А сейчас, жители предлагают вам поиграть в игру «Найди свой домик». Каждая фигура живет в своем домике, и с наступлением вечера возвращается в тот дом на двери которого изображена соответствующая фигура. Вы тоже должны найти свой домик, а фигура, которая у вас в руке, подскажет вам кто, где живет. Играем два раза.
На полу в обручах лежат геометрические фигуры, дети в руках держат такие же из цветного картона. По команде воспитателя «день», они прыгают, ходят, изображают разные виды деятельности. По команде «ночь» , занимают места в круге, в соответствии с фигурой в руке. После игры сели на стулья за столы.
Молодцы! Выполнили! Наше путешествие закончилось, с заданиями жителей волшебной страны вы справились, дорожка расколдована, вы можете вернуться обратно домой!
4. Рефлексия:
Где мы побывали?
Что нового мы сегодня узнали (Познакомились с кругом, квадратом и треугольником).
Почему же круг можно покатить, а квадрат и треугольник нет?
5. Приложения:
Приложение:1
Приложение 2
Занятие по ФЭМП «Геометрические фигуры»
2 младшая группа
Образовательные задачи :
Закрепить знание геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).
Учить узнавать и называть цвета.
Закрепить умение определять величину предметов, результат сравнения отражать в речи: большой, маленький, поменьше.
Развивающие задачи :
Активизировать память, внимание, мышление.
Активизировать словарь детей: вводить в речь слова, определяющие величину предметов.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение слушать воспитателя,
Аккуратность при работе с карандашами,
Развивать коммуникативные навыки,
Учить детей работать небольшим коллективом дружно.
Материалы:
Демонстрационный: лисичка, коробка – сюрприз, фигурки -человечки.
Раздаточный: картинки для раскрашивания на каждого ребенка, наборы цветных карандашей по числу детей.
Ход занятия
1 часть. Вводная.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла в гости лисичка. Давайте поздороваемся с ней (дети здороваются). Лисичка хочет с вами поиграть, и поэтому она принесла с собой вот такую красивую коробку. Давайте посмотрим, что лежит в этой коробке (воспитатель заглядывает в коробку и начинает загадывать загадки). Только тот, кто будет внимательным, сможет поиграть с лисичкой.
2 часть. Знакомство с геометрическими человечками.
Итак, слушайте первую загадку:
Нет углов у меня и похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Угадайте, друзья, кто же я?
Дети : Круг.
Воспитатель : Верно, молодцы. А кто это у нас (воспитатель достает круглого человечка). Это круглый человечек. У него есть ручки. Какие они?
Дети: Круглые.
Воспитатель : У него есть ножки. Какие они?
Дети : Круглые.
Воспитатель : А что еще есть у круглого человечка?
Дети : Глазки, ротик. Они тоже круглые.
Воспитатель : Совершенно верно. А какого цвета человечек?
Дети : Человечек – желтый.
Воспитатель : А теперь найдите в нашей группе что-нибудь круглое. (Дети называют предметы круглой формы).
Воспитатель: Слушайте следующую загадку от лисички:
Три вершины, три угла, три сторонки у меня. Кто же я?
Дети : Треугольник.
Воспитатель : (показывает треугольного человечка). Познакомьтесь, это треугольный человечек. Какого он цвета? Что у него есть?
Дети : Человечек красного цвета, у него есть ручки, ножки, глазки, ротик. Они все треугольные.
Воспитатель : А что похоже на треугольник?
Дети : Флажок, пирамидка, крыша домика.
Воспитатель : Какие вы молодцы! А у нас с лисичкой еще есть загадки и отгадают их только самые внимательные.
Что похоже на открытку,
На конверт и на платок?
Что сравнить скажите можно
С одеялом и ковром?
Какая это фигура?
Дети : Прямоугольник.
Воспитатель : У нашего прямоугольного человечка руки круглые?
Дети : Нет. Они прямоугольные.
Воспитатель : А ножки, глазки, ротик на какую фигуру похожи?
Дети : На прямоугольник.
Воспитатель : Покажите длинные стороны у прямоугольника, короткие стороны. Хорошо. А какого цвета наш прямоугольник?
Дети : Прямоугольник – зеленый.
Воспитатель : А теперь вспомните, что вы видели на улице прямоугольное?
Дети : Окна, двери, кирпичи.
Воспитатель : Молодцы! Слушайте следующую загадку:
Не овал я и не круг, треугольнику не друг,
Прямоугольнику я брат.
И зовут меня...
Дети : Квадрат.
Воспитатель : Познакомьтесь – это квадратный человек. А почему он называется так?
Дети : Человек похож на квадрат.
Воспитатель : Что еще есть у квадратного человечка?
Дети : Ручки, глазки, ножки, ротик. Они квадратные.
Воспитатель : Посмотрите внимательно на нашу группу и найдите что-нибудь квадратное.
Дети : книжка, окно, кубик.
Воспитатель : Лисичка спрашивает у вас, какого цвета квадратный человечек?
Дети : Синего.
Воспитатель : Я думаю, что лисичке очень понравилось с вами играть. А сейчас мы отдохнем. Я приглашаю вас поиграть в «Трех медведей».
3 часть. Физкультминутка.
1,2,3 – повернись и в медведей превратись.
Три медведя шли домой (изображают медведей)
Папа был большой-большой (поднимают руки вверх)
Мама с ним поменьше ростом, (руки перед грудью)
А сынок – малютка просто, (присесть)
Очень маленький он был
С погремушкою ходил. (руки в кулачках, изображают погремушку)
Дзинь-дзинь-дзинь.
1,2,3 – повернись и в ребяток превратись.
4 часть. Практическая.
Воспитатель: А сейчас нас ждет еще одна интересная работа. Я вас приглашаю в Волшебный сад.
Дети садятся за столы. Для каждого ребенка – лист с заданием: закрасить яблоки на высокой яблоне желтым цветом, а на низкой яблоне – красным.
Воспитатель: Посмотрите, сколько яблонь в саду. Ребята, яблони одинаковые или разные?
Дети: Разные. Одна высокая, а другая низкая.
Воспитатель: Лисичка просит вас раскрасить яблоки. Возьмите желтый карандаш и раскрасьте яблоки в желтый цвет на высокой яблоне. А красным карандашом раскрасьте яблоки на низкой яблоне.
(Дети выполняют задание, те, кто справится быстро предложить раскрасить стволы и сами деревья). Обратить внимание, что яблоки на яблонях круглые, раскрашивать надо аккуратно – не выезжать за контур.
Воспитатель: Ну, как, нравится вам в нашем Волшебном саду? Какой аромат от ваших спелых яблок! Вы сегодня порадовали и меня и лисичку своей игрой. Поэтому, она хочет угостить вас яблочками (лисичка угощает детей и прощается).