Что должен уметь в 11 мес. Развитие детей в одиннадцать месяцев

11-ый месяц в жизни малыша для многих родителей становится одновременно очень сложным и очень приятным: у них нет ни минуты покоя из-за попыток уследить за своим энергичным чадом, но в то же время, ребенок в 11 месяцев – это сплошное очарование! Большинство детей в этом возрасте необыкновенно энергичны, шаловливы и требуют постоянно внимания и присмотра, ведь им хочется как можно больше узнать об окружающем их мире, а возможности карапуза еще слишком ограничены, вот и приходится постоянно звать родителей на помощь. Зато большинство младенческих проблем и капризов уже позади, а до первых возрастных кризисов еще далеко и пока можно просто наслаждаться обществом своего малыша. В этом возрасте не стоит сильно беспокоиться, если ваш малыш еще не умеет ходить или самостоятельно есть ложкой, главное – знать, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, по мнению врачей и детских психологов, чтобы вовремя заметить признаки нарушения в развитии.

Физическое развитие ребенка в 11 месяцев

К концу 11-го месяца ребенок обычно набирает 300-400 гр и прибавляет в росте 1-2 см.

К этому возрасту появляется некоторая разница в физическом развитии у мальчиков и девочек : представители сильного пола весят больше, около 10 кг, и немного «выше» — примерно 72-74 см, девочки чуть-чуть отстают от них – 9 и 70-72 см соответственно.

В 11 месяцев точно оценить физическое развитие малыша достаточно трудно, кто-то в этом возрасте уверенно ходит, может сам подниматься и спускаться по лестнице, а другие отказываются даже ползать, предпочитая все время находиться на руках или спокойно сидя в манеже. И то, и другое – вполне нормально для 11-тимесячного ребенка, поэтому родителям, обеспокоенным темпами развития их малыша, стоит ориентироваться только на те базовые навыки, которыми должны овладеть все дети этого возраста.

Они включают в себя : умение самостоятельно садиться и сидеть без опоры, попытки ребенка ползать, вставать и ходить, держась за прутья кроватки или манежа.

Также ребенок в этом возрасте должен ходить с поддержкой родителей и достаточно хорошо владеть своим телом – в 11 месяцев движения детей становятся более координированными. Они уже гораздо реже падают, врезаются в разные предметы и могут уверенно держать игрушки в обеих руках и перекладывать их.

Малыш в 11 месяцев должен быть очень активным и любознательным, родителям стоит насторожиться, если их ребенок не пытается выбраться из кроватки или манежа, не хочет слезать с рук и не пытается активно изучать окружающие его предметы. «Правильное» поведение почти годовалого ребенка – это постоянный поиск новых впечатлений, жажда открытий и общения , которая часто доводит родителей до исступления. Поэтому, если ваш ребенок начинает озорничать, сразу же как-то он проснулся, тут же переворачивает вверх дном весь дом, не отстает от вас ни на минуту и постоянно куда-то лезет, что-то разбирает и чем-то заинтересован, вам стоит порадоваться – он развивается, как раз, по возрасту.

Нервно-психическое развитие ребенка

В 11 месяцев у большинства детей постоянно хорошее настроение, главное, вовремя их кормить и укладывать спать. Режим дня малышей в этом возрасте не сильно отличается: 4-5 разовое кормление, 1-2-х кратный дневной сон, а вот ночной сон может сократиться до 8-9 часов в сутки, в зависимости от того, сколько ребенок спит днем. К концу первого года жизни малыши постоянно радуют родителей и всех окружающих своими улыбками, пением, первыми словами и звонким смехом, при этом не забывая громко кричать и плакать всякий раз, когда сразу не получают желаемого. Но справиться с капризами и плохим настроением ребенка в 11 месяцев не так уж сложно – их легко отвлечь, переключив на какой-то другой предмет или игрушку или предложив капризуле поиграть, побегать или попрыгать.

Одиннадцатимесячный малыш уже умеет очень много – он складывает пирамидки, собирает кубики, умеет есть с ложки и может катать мячик и машинки. В этом возрасте дети не просто играют с игрушками, у них появляются первые заметные предпочтения, например, любимый заяц или машинка, с которыми малыш не расстается. А также они учатся играть в сюжетные игры: качают и кормят куклу, гудят и «бибикают» катая машинку, что-то «пишут» и рисуют» пальчиковыми красками и фломастерами.

Многие дети уже не только произносят разные звуки и звукосочетания – это входит в обязательный «минимум» к 11 месяцам, но и пытаются проговаривать первые слова : «мама», «папа», «баба» и так далее. Причем научившись произносить какое-то слово малыш будет обозначать им не только сам предмет или человека, но и все остальные действия и вещи, как связанные с ним. Например, слово «мама» будет обозначать саму маму, ее платье или купание ребенка, ведь оно всегда происходит с мамой! Также многие дети, научившись произносить какое-то слово, через несколько дней перестают повторять его, утрачивая к нему интерес, и учатся говорить что-то новое, беспокоиться в таких случаях не стоит – через некоторое время ребенок начнет употреблять все слова, которые сможет произнести.

В период активного речевого развития ребенка очень важно, чтобы он слышал только правильную, четкую речь – никаких ласкательно-уменьшительных окончаний и «присюсюкиваний» быть не должно , это может затормозить речевое развитие и стать причиной коверканья слов ребенком.

Для ускорения развития речи необходимо не только постоянно разговаривать с ребенком, но и читать ему детские стихи и книжки с картинками, так у него не только вырабатывается чувство ритма, он еще и учится соотносить изображенные на картинках предметы с их звуковым обозначением.

В 11 месяцев малыш становится несколько самостоятельнее, он уже не хочет все время проводить наедине с мамой и близкими родственниками, его интересуют и другие люди, в первую очередь дети – ровесники и малыши постарше. Ребенок может с интересом следить за их действиями, подражать им или пытаться подружиться с детьми. Но родителям стоит в это время быть постоянно настороже и не оставлять детей одних – малыши могут ударить или укусить друг друга, подраться из-за игрушки или заинтересоваться глазками, волосами и другими частями тела друг друга.

По мнению педиатров, здоровый 11-ти месячный ребенок должен уметь:

  • самостоятельно вставать и садиться, ходить с поддержкой;
  • пить из чашки, есть из ложки;
  • знать назначения бытовых предметов и уметь ими пользоваться – то есть, если вы даете ребенку чашку, он пытается из нее пить, а если расческу – то проводит по волосам;
  • держать игрушку пальцами, а не всей ладонью;
  • собирать пирамидки, ставить кубики один на другой, открывать и закрывать коробочки;
  • показывать на картинках и приносить по просьбе взрослого игрушки, предметы обихода и так далее;
  • понимать обращенную к нему речь взрослого и выполнять несложные поручения – «дай мне мячик», «покажи, где у нас кроватка», «пойдем гулять» и так далее;
  • ориентироваться в своем доме, знать, где что лежит и уметь использовать предметы по назначению;
  • произносить первые слова и обозначать звуками свои действия и действия окружающих.

Мальчики и девочки в 11 месяцев

В 11 месяцев становится заметна разница не только в физическом развитии детей разного пола, меняется и их поведение и привычки. Заметнее всего эти изменения в выборе игр и игрушек мальчиков и девочек. Малышки предпочитают мягкие игрушки, куклы, коляски и так далее, они с восторгом укачивают пупсов, пытаются их кормить, им нравятся яркие бусы, красивые платья, а некоторые модницы даже уже пытаются воспользоваться маминой помадой или украшениями.

Наши детки растут очень быстро. Наблюдать за маленьким человечком не только интересно, но и полезно. Ведь это поможет выявить и своевременно устранить отставания в развитии.

Каждому возрасту малыша должны соответствовать определенные успехи. Что должен знать и уметь ваш ребенок в 1 год и 11 месяцев?

Физиология малыша в возрасте 1 года 11 месяцев

В таблице приведены нормы, установленные нашим Министерством здравоохранения. Ребенок, которому через месяц исполнится 2 года, приблизительно должен соответствовать этим параметрам.

Не стоит отчаиваться и поддаваться панике, если ваша кроха не соответствует указанным параметрам.

Каждый ребенок индивидуален!

Конечно, чтобы быть спокойным за развитие своего малыша, можно обратиться к доктору.

Что умеет делать ребенок в 1 год и 11 месяцев?

Рассмотрим подробно, на что может быть способен маленький человечек всего за месяц до своего двухлетия.

  • Речь

Активно речь малыша начинает развиваться с полутора лет. В возрасте год и 11 он имеет уже достаточный для общения словарный запас. В его лексиконе присутствуют порядка 200 слов, которые он успешно складывает в небольшие предложения.

В этом возрасте нужно разговаривать с ребенком как можно больше. При этом не нужно сюсюкаться с ним, подражая его речи.

Напротив, при разговоре со своим крохой нужно четко выговаривать каждое слово. Тогда и речь его быстрее будет становиться правильной и понятной.

Очень полезно читать малышу детские стишки, напевать небольшие песенки. В возрасте год 11 месяцев малыш впитывает информацию, как губка. Он быстро схватывает отдельные фразы и слова, успешно повторяя их и расширяя свой словарный запас.

  • Коммуникабельность

Совсем скоро вашему любимому человечку исполнится 2 годика. Вы устроите праздник, пригласите на него других деток. А умеет ли ваш малыш общаться со своими сверстниками?

За месяц до своей второй годовщины со дня рождения ребенок должен проявлять активное любопытство, стремиться к общению со своими ровесниками, пытаться идти первым на контакт с ними . В этот период между детьми наблюдается своеобразное сотрудничество. Они пытаются вместе выполнить какую-либо работу, к примеру, построить домик из кубиков.

К сожалению, между малышами могут возникать разногласия или ссоры. Кроха, если за несколькими малышами наблюдает один взрослый, может потребовать к себе повышенного внимания, показать задатки будущего характера.

В год и одиннадцать малыш понимает, когда к нему обращаются с просьбой или замечанием. При этом он реагирует на интонацию, выделяя в вашем голосе недовольство, просьбу или одобрение.

Большинство малышей в возрасте года и 11 месяцев охотно идут на контакт даже с малознакомыми людьми.

  • Физическое развитие

Если ваш ребенок развивается нормально, то к году и 11-ти месяцам он уже многие вещи делает.

  • Ходит и бегает без посторонней помощи.
  • Поднимается и спускается по лестнице, при подъеме опираясь на каждую ступеньку только одной ножкой.
  • Повторяет танцевальные движения, приседает и раскачивается под музыку, марширует.
  • Подпрыгивает на двух или на одной ножке, не падая и не наклоняясь набок.
  • Ловит мяч, бьет по нему в указанном направлении.
  • Умеет пятиться назад.

К двум годам малыш должен быть активным, с интересом играть в подвижные игры и обладать хорошей координацией движения.

Чем ближе двухлетний возраст, тем активнее у детей развивается любопытство и любознательность. Они с интересом изучают все новое и незнакомое.

Для чего нужен режим ребенку? Каким он должен быть у малыша в 1 год 11 месяцев?

Режим дня дисциплинирует малыша и приучает его к порядку. Он знает, что после того, как он проснулся, нужно умыться и почистить зубки. Прием пищи в одно и то же время способствует хорошему аппетиту. Регулярный дневной сон успокаивает нервную систему ребенка.

Распорядок дня малыша в этом возрасте мало отличается от режима полутора или двухлетнего ребенка. Небольшое отличие существует между режимом детишек, которые сидят с мамой дома и теми, кто ходит в ясли. В первом случае утром кроха может поспать подольше. В детсад или ясли маленького человечка придется поднимать утром не позднее 7 часов.

Примерный распорядок малыша, который сидит дома с мамой или бабушкой выглядит приблизительно так:

  • 09-00 — 9-30 Подъем, водные процедуры и зарядка
  • 09-30 — 10-00 Завтрак
  • 10-00 — 10-30 Развивающие занятия с взрослыми (лепка, рисование)
  • 10-30 — 12-30 Прогулка и активные игры
  • 12-30 — 13-00 Свободное время (игры с любимыми игрушками)
  • 13-00 — 14-00 Обед
  • 14-00 — 16-00 Дневной сон
  • 16-00 — 16-30 Полдник
  • 16-30 — 18-00 Прогулка
  • 18-00 — 18-30 Развивающие игры с взрослыми (лепка, рисование)
  • 18-30 — 19-00 Свободное время
  • 19-00 — 19-30 Ужин
  • 19-30 — 20-30 Чтение книжек, успокаивающие игры
  • 20-30 — 21-00 Водные процедуры перед сном
  • 21-00 — 9-00 Сон

Данный распорядок дня не является эталоном. Маленькие дети, как и взрослые, делятся на сов и жаворонков. Подстройте режим дня под биологические часики вашего малыша .

Чем кормить ребенка: питание карапуза в 1 год и 11 месяцев

Организм маленького человека значительно отличается от организма взрослого, поэтому для нормального развития и роста малышу необходимо оптимально сбалансированное питание, соответствующее его возрасту. В год и 11 ребенок хорошо управляется со столовыми приборами и умеет пережевывать пищу.

В ежедневном меню обязательно должны быть разнообразные продукты.

  • Курица, говядина или телятина, нежирная свинина . Суточная норма этих продуктов составляет не менее 90 грамм. Обычно мясо подают в виде паровых котлет или мелких и хорошо потушенных кусочков. Можно давать ребенку сосиски или сардельки, но только отличного качества.
  • Рыба . Так как малыш не сможет самостоятельно выбрать косточки, готовить рыбные блюда нужно из филе. Рыбу можно отваривать или тушить с овощами, готовить малышу из нее суп.
  • Печень . Этот продукт очень полезен маленькому организму, так как содержит легко усвояемые высококачественные белки, минеральные соли, гликоген (природный крахмал) и витамины. Печень способствует нормальному пищеварению, благотворно влияя на кровь.
  • Молоко и молочные продукты . В сутки малыш должен потреблять до 200 мл кефира и 600 мл молока (не только в чистом виде, но и с молочными кашами). Кроме того, крохе жизненно необходим творог. Если он не любит кушать его в чистом виде, испеките ему вкусные сырники или сделайте творожную запеканку, а если отказывается от молока, сварите какао. Давайте малышу сливочное масло до 15-20 грамм в сутки.
  • Овощи и фрукты содержат большое количество витаминов и минералов, способствуют нормальному пищеварению. Оптимальным вариантом является использование продуктов, собранных со своего дачного участка. Но если у вас нет такового, старайтесь покупать овощи и фрукты на рынке у мелких российских продавцов, которые продают продукцию со своих приусадебных участков. Там, по крайней мере, не будет нитратов. В сутки малышу достаточно 250 граммов овощей и фруктов плюс 200 граммов картофеля. Не забывайте добавлять в овощные блюда зелень — лук, укроп или петрушку.
  • Крупа . Каши из различных крупяных изделий составляют большую часть рациона ребенка в год и 11 месяцев. Не обязательно варить кашу на молоке. Из круп можно приготовить гарнир, запеканку, биточки или оладьи.
  • Яйца . Продукт содержит такие полезные вещества — лецитин, цистеин и метионин. Вкусный воздушный омлет станет прекрасным завтраком для малыша.
  • Напитки . В магазине имеется огромное количество соков для детей младшего возраста. К ним добавляется обычный (но не крепкий) черный или зеленый чай, компоты из сухофруктов или свежих ягод и кисели.

Приучайте ребенка кушать с хлебом, неважно с каким — пшеничным или ржаным. В нем имеются разные полезные компоненты.

Не давайте малышу блюда с острыми приправами. Кроме того, пища ребенка должна быть немного не досолена.

Досуг ребенка в 1 год и 11 месяцев: обучающие и развивающие игры

Чтобы малыш не отставал в развитии от своих сверстников, ему нужно уделять максимум внимания. Если ребенок ходит в детсад, там с ним занимаются методисты и воспитатели. Домашний же малыш может научиться чему-то новому только от близких людей.

В возрасте год и 11 нужно продолжать занятия и игры на развитие мелкой моторики . Рисование, лепка из пластилина, глины или теста, сборка пазлов, нанизывание бусинок не только укрепляют ручки малыша, но и способствуют развитию его речи.

Чтобы развивать интеллектуальные способности крохи, предложите ей разложить по цветам кубики или другие игрушки (красный к красному, зеленый к зеленому и т. д.).

Учите ребенка понятиям большой и маленький . Если у него есть матрешка или другие одинаковые игрушки разного размера, предложите ему выстроить их по росту. С тем же успехом можно разделить игрушки на мягкие и твердые.

Чтобы малыш не заскучал за монотонными ежедневными занятиями, проявите смекалку, и каждый день учите его чему-нибудь новому . К примеру, когда он освоит понятие твердый и мягкий, предложите ему найти и показать все мягкие или твердые предметы в вашем доме.

Чтобы маленький человечек развивался гармонично, уделяйте ему как можно больше времени . На прогулке рассказывайте обо всем, что вас окружает — о растениях, животных, домах или машинах.

Не забывайте уделять достаточно времени активным играм на свежем воздухе.

Чтобы развить коммуникативные способности, особенно если малыш не ходит в садик, гуляйте с ними на площадке, где много других детишек.

Общайтесь со своим любимым человечком каждую свободную минуту!

Ребенку 11 месяцев. Развитие малыша идет ускоренными темпами: активный исследователь стремится познать неизведанное, узнать всё больше и больше нового. Стоит отметить, что развитие и питание ребенка в 11 месяцев - это период особенный и очень важный не только в жизни малыша, но и его родителей. Чем самостоятельнее он становится, тем больше времени должны посвящать ему взрослые. Развивающие игры, прогулки, режим дня и правильное питание - всё это поможет малышу в формировании его личности. Впереди один самых важных праздников в истории любой семьи, воспоминания о нем - о первом дне рождения вашего малыша, займут одно из главенствующих мест в вашем сердце и семейном фотоархиве. Самое время озаботиться подготовкой к этому торжеству.

Что новенького?

Большинство деток к концу первого года своей жизни умеют осознанно произносить несколько слов. Это не случайная комбинация повторяющихся слогов, а самая настоящая речь. Ребёнок может называть некоторые предметы, произносить «мама», «папа», «баба», «дай» и другие, не слишком длинные слова. Способность понимать обращённую к нему речь также сильно возросла и намного опережает умение разговаривать.

Многие малыши в этом возрасте понимают и сами используют «имитирующие» слова, например «ав-ав» («гав-гав»), «ко-ко», «хью-хью» («хрю-хрю»). Чаще всего детки не слишком чётко выговаривают буквы и их речь на первых порах немного «смазана». Очень хорошо ползает, встаёт у опоры, ходит, держась за опору или с поддержкой «под руки». Лазает по ступенькам. В бытовом плане может использовать предметы по их назначению: расчёсывается расчёской, пьёт из кружки, кушает из ложки. Действует «с оглядкой» на родителей: нуждается в похвале и поощрении своих действий. Машет ручками в знак приветствия или на прощание. Отказываясь от чего-нибудь, машет головой из стороны в сторону, кивает в знак согласия.

Возможно ходит самостоятельно или у опоры. Однако большинство детей только учатся ходить, опираясь на руки родителей или держась за мебель. Делая первый шаг, ребенок поднимает руки как крылья, балансирует, широко расставив ноги, сгибает коленки, слегка наклоняется вперед. Приобретя некоторый опыт, он сможет поддерживать равновесие с помощью одной руки, зажав в другой игрушку.

В период между десятым и двенадцатым месяцем у малыша резко возрастает потребность в человеческом общении. Раньше контакты ребенка с окружающими людьми ограничивались тем, что он пытался сообщить о том, в каком состоянии он находится, весело ему или грустно, хорошо или плохо, доволен он или беспокоится. Двух-трехмесячному младенцу удавалось подавать лишь отдельные условные сигналы. Теперь у ребенка появились более широкие возможности для общения. Иногда родителям, постоянно находящимся рядом с малышом, труднее, чем посторонним наблюдателям, заметить происходящие в нем изменения. Часто речевые успехи малыша первыми замечают пришедшие в гости знакомые или бабушка с дедушкой.

Проявляет свою любовь. Отмечаются проявления симпатии или предпочтения, отказа или протеста по отношению к лицам, игрушкам или еде. Отмечаются чувства гнева, ревности. Малыш нуждается в вашем руководстве, чтобы научиться выражать свои негативные чувства приемлемыми способами.

Для родителей как никогда раньше встаёт вопрос безопасной организации досуга малыша. Одиннадцатимесячные дети активны и любознательны, если раньше их в основном интересовали яркие игрушки и пищалки, то теперь они больше внимания уделяют вещам из мира взрослых. Детки и прежде «засматривались» на мобильный телефон, кипящий чайник, пульт от телевизора и родительский ноутбук, однако теперь детская тяга во всём подражать взрослым и пользоваться их вещам стала просто непреодолимой. А поскольку они не понимают опасности, исходящей от некоторых предметов, детское любопытство может стать причиной серьёзных травм.

Как выглядит ребенок в 11 месяцев






Физическое развитие ребенка в 11 месяцев

Половина детей в возрасте 11 месяцев ходят, держась за одну руку взрослого.

К концу 11-го - началу 12-го месяца малышу официально положено уметь самостоятельно стоять на расставленных ногах в течение всего лишь нескольких секунд. Но некоторые дети устойчиво стоят без опоры и даже начинают делать первые шаги без опоры от одного объекта к другому. Залезает на низкий диван, кресло или кровать и слезает с них. Если положить на полу рядом со стоящим ребенком интересующий его предмет, то ребенок пытается присесть и взять его. Но встать после этого, не хватаясь руками за окружающие предметы, еще не может.

Бытовые навыки ребенка в 11 месяцев

Большая часть детей умеют помогать при одевании, половина детей в этом возрасте могут самостоятельно снять расстегнутую, расшнурованную обувь. Можно начинать учить ребенка использовать ложку для еды.

Мелкая моторика и игра ребенка в 11 месяцев

Совершенствуется захват мелких предметов большим и указательным пальцами. Причем пинцетообразный захват сменяется более эффективным щипцообразным: малыш берет предметы теми же указательным и большим пальцами, точнее, их подушечками, но при этом пальцы уже не выпрямлены («пинцет»), а согнуты («щипцы»).

Ребенок начинает различать величину предметов, поэтому в этот период необходимо приобрести первый конструктор с наличием различных геометрических форм разных размеров и цветов. Размер фигур должен быть таким, чтобы ребенок не смог их взять в рот и проглотить. Умение различать «большое - маленькое» способствует формированию навыка вкладывать меньший по размеру предмет в значительно больший. Сначала малыш осваивает действия по вашему примеру, а затем ему достаточно словесного указания: «положи» и проч. При этом может надеть и снять свободно снимающееся кольцо на стержень пирамидки.

В этот возрасте для развития малыша необходимо приобрести картинки с изображением отдельных предметов, а также кубики с картинками и буквами. Для развлечения ребенка можете купить ему заводные игрушки, в том числе звучащие и плавающие. Не забудьте об игрушечных машинках. Для игры с куклой или мишкой нужны чашечка, кроватка и другие предметы. Можно купить и корзиночки, сумки, обруч, игрушечную тележку. Давая ребенку новые игрушки, надо обязательно называть их. Именно в этом возрасте у малыша может появиться любимая игрушка. Чаще всего плюшевая: белка, зайчик, мишка.

В возрасте от 10–11 месяцев до 1 года 2 месяцев - 1 года 3 месяцев дети постепенно перестают обращаться с предметами механически, случайно. Они начинают пользоваться ими целенаправленно, по назначению.

Например, ребенок уже не стучит чашкой по полу, а пьет из нее. Не царапает расческой кроватку, а пытается расчесываться и т. д. Все больше понимает назначение используемых в быту предметов. Совершает действия с предметами домашнего обихода в соответствии с их функциональным значением: «разговаривает» по телефону (игрушечному или настоящему), нажимает кнопки телевизионного пульта.

Когда ребенок подрастает, то игрушками становится все. Особенно привлекают малыша предметы быта, ведь с ними «играют» взрослые. Интерес к любым игрушкам угасает одинаково быстро, и здесь у предметов быта есть еще одно преимущество: они не пылятся на антресолях, а возвращаются к своим «прямым обязанностям». Можно использовать в качестве игрушек деревянную ложку и миску, мамину расческу и резинки, оставшуюся от потерянной пары кожаную перчатку, неудачные фотографии, старый будильник, пластиковые бутылочки, самые разные коробочки, фотопленки. Основная задача этих игрушек - дать ребенку как можно больше разнообразных тактильных и слуховых ощущений.

Для поддержания интереса ребенка к игрушкам и действиям с ними надо периодически приводить в порядок игрушки, собирать их, раскладывать по местам и привлекать внимание малыша к этому.

Активно использует для общения и различные жесты. В знак возражения или протеста двигает головой из стороны в сторону (жест «нет»). Показывает пальцем на ту вещь, которая его интересует или которую он хочет. Часть детей начинают это делать еще с 9–10 месяцев, но большинство пользуется этим жестом с 11,5 месяца. Если такого навыка еще нет, то чаще показывайте пальцем сами на окружающие предметы и называйте их при этом.

Любит повторять действия, которые забавляют взрослых. Если когда-то в ответ на определенные действия малыша взрослые смеялись, выражая свое радостное удивление, ребенок стремится опять развеселить взрослого.

Понимание речи ребенком в 11 месяцев

Если за последний месяц вы уже научили ребенка водить куклу, кормить собачку, катать машинку, давая ему в руки эти игрушки, то в 11 месяцев достаточно попросить ребенка поиграть в них, называя эти игрушки, но не давая ему их в руки. То есть он уже должен понимать вашу словесную инструкцию без показа той игрушки, с которой вы предлагаете ему поиграть.

Кроме повторения ранее заученных движений («до свидания», «дай ручку», «ладушек-ладушек») можно обучить ребенка более сложному движению, выполняемому затем по словесной команде: «Покажи воздушный поцелуй». Некоторые дети начинают понимать обобщения (обобщающие слова): на просьбу взрослого «дай куклу» может принести любую куклу из тех нескольких кукол, что видит в массе игрушек, на просьбу «дай мяч» - любой мяч и т.д.

Речевое развитие ребенка в 11 месяцев

К этому возрасту каждого ребенка можно научить подражать звукам, издаваемым некоторыми животными. «Как лает собачка?» - «Гав-гав». «А как мяукает кошечка?» - «Мяу». И так далее.

В речи малыша появляются упрощенные (лепетные) слова, в которых используются ударные слоги знакомых ребенку слов, например: «ка» («каша»), «пу» («капуста»). Первые слова ребенка обычно обозначают близких ему людей «ма», «па», «ба», а также действия или предметы, которые его окружают и часто называются родителями. Например: «ам» или «ам-ам» - еда, или «ав» или «в-ав» - та же еда или собака, или «би-би» - автомобиль, игрушечная машинка, или «кис-кис», «бай» и т.д. Лепетные слова ребенок использует уже вполне целенаправленно, соотнося их с конкретным объектом (игрушка, кошка и др.) или действием. Слова «дай» и «на» обычно появляются чуть позже.

Какой режим у ребенка в 11 месяцев

Ваш ребенок уже спит ночью от 10 до 12 часов. И еще два раза в день по 1,5–2 часа. Убедитесь, что ему этого достаточно - продолжительность сна играет большую роль в развитии ребенка. Также важно придерживаться постоянного расписания дневного сна. Если этот график скользящий, то, велика вероятность, что ребенку будет трудно заснуть и он будет часто просыпаться в течение ночи. Такой график сна сохранится примерно до года - полутора, потом ребенок постепенно перейдет на 1 дневной.

Питание по-прежнему 5-разовое, таким оно и сохранится до 2 лет.

Основные режимные моменты:


  • Кормление (5 раз через 4 часа).

  • Сон (общее время сна 14 часов, из них 9–11 часов - ночной сон, 3–5 часов - дневной сон (2 раза по 1,5–2 часа)).

  • Бодрствование (общение с родителями, развивающие игры).

  • Гигиенические процедуры (утреннее умывание, подмывание (по мере необходимости), купание (3–4 раза в неделю), приучение к горшку).

  • Прогулки (2 раза по 2,5–3 часа).

  • Массаж и гимнастика (общеукрепляющий массаж - тот, который вы делали крохе регулярно, специальный массаж - по показаниям ортопеда или невролога).

К 11 месяцу уже можно определить биологические часы ребенка, пытаться перестроить режим дня малыша под себя практически никогда не удается, намного проще вам приспособиться к нему, так вы сэкономите немало нервов, сил и времени. К примеру, если кроха просыпается рано, вставайте вместе с ним, с утра занимайтесь домашними делами, а спать ложитесь пораньше, чтобы у вас была возможность полноценно отдохнуть. И напротив, когда ребенок «сова», то есть поздно встает и долго играется, не отказывайте себе в удовольствии утром понежиться в кровати подольше, это позволит вам без усилий играть с малышом до поздней ночи. Не нарушать биологический ритм деток рекомендуют многие педиатры, поскольку, вмешиваясь в систему функционирования организма, вы создаете для него стрессовую ситуацию, что не очень хорошо сказывается на дальнейшем поведении и формировании нервной системы.

Время прогулок уже не такое пассивное и расслабленное. Теперь вам придется побегать. Возраст 11 месяцев самое время начинать учить малыша одеваться самостоятельно. Главное - не торопите его. Прогулки в коляске не должны быть правилом. Пусть он стоит, держась за коляску, возит ее. Не кричите ему в след «Упадешь», вы не оставляете ему выбора, лучше предупредите «Смотри под ноги», будь внимателен и прочее.

Уделите внимание первой обуви вашего малыша. Это очень важный момент. Если вы ещё не приобрели обувь на первые шаги, именно сейчас пора покупать первую обувь. Стопы крохи очень нежные, поэтому подойдите к этому вопросу ответственно. Лучше всего подойдёт специальная ортопедическая обувь для детей, фиксирующая лодыжку и снабжённая посередине специальной подушечкой - супинатором - для профилактики плоскостопия. Поскольку мышцы крохи в 11 месяцев развиты слабо, стопа иногда вывернута внутрь.

Посоветуйтесь с ортопедом, какую именно обувь - лечебную или профилактическую вам стоить купить. Однако в любом случае она должна быть правильной!

Для предотвращения проблем с зубами надо начинать чистить их малышу с момента появления. Как только прорезался первый зуб, нужно знакомить его с зубной щеткой. Она должна быть самая мягкая и небольшого размера. Зубная паста должна быть промаркирована соответственно возрасту малыша.

Как кормить ребенка в 11 месяцев

Если вы кормите ребенка грудью, то стоит обратить внимание на несколько моментов. Увеличивается число кратковременных прикладываний к груди в течение дня. Кормление грудью и насыщение понравившимся продуктом для ребенка - разные, никак не связанные процессы. Малыш может запивать еду маминым молоком. Ночью сохраняются активные подутренние кормления между 4 и 8 часами.

Благодаря тому, что у малыша уже есть несколько зубов, продолжаем развивать жевательные навыки и прививаем аккуратность во время еды. Одиннадцатимесячные карапузы с удовольствием грызут морковь, едят каши с добавлением кусочков овощей: капусты, кабачков, тыквы, моркови. Можно давать сушки - сушёные яблоки, абрикос, сливу - детки их сосут и пробуют «на зуб».

Полезно знать

Кроме мягких пюре, необходимо с 11–12 месяцев давать ребенку твердую пищу, например кусочки яблока, сухари, печенье (не очень сладкое). Это нужно для правильного развития зубов и прикуса.

Будьте внимательны, вводя твердую пищу. Не оставляйте малышей во время одних, кроха может откусить слишком большой кусок и подавиться. Будьте внимательны!

За предыдущие месяцы в меню малыша было введено множество новых продуктов. Если у него не выявилось аллергии и непереносимости некоторых из них, для мамы открывается огромный простор для приготовления разнообразных блюд. Самое приятное, что ребенок 11 месяцев уже способен есть взрослую пищу, то есть мама не обязательно должна варить для него отдельно. Разумеется, пища должна быть приготовлена на пару или сварена, без соли и других специй, которые родители могут положить себе в тарелку дополнительно.

Пример режима питания и меню ребенка в 11 месяцев:


  • 6:00 - грудное молоко или молочая смесь.

  • 10:00 - молочная каша, фруктовый сок или кисель.

  • 13:00 - суп с фрикадельками или мясной бульон с корочкой ржаного хлеба, мясоовощное пюре и фруктовый сок.

  • 16:00 - фруктовое пюре с печеньем и чай.

  • 18:00 - кефир с сухариком.

  • 21:30 - грудное молоко или молочная смесь.

Полезно знать
К 12 месяцам ребенок уже может получать до 200 г молочной каши и овощного пюре, 60–70 г мясного пюре, до 50 г творога и других кисломолочных продуктов, а также хлеб, сухари и сливочное масло.

Однако сколько именно должен кушать ребенок в данном возрасте, точно сказать врачи не берутся. Главное следить не за тем, в каких количествах ест малыш, а за соответствием показателей веса и роста, психомоторного развития нормам. Не забывайте, каждый малыш индивидуален, поэтому и кушать будет так, как требует его организм.

До сих пор питание ребенка в 11 месяцев не должно содержать шоколад, орехи, колбасы и копчености, а также цитрусовые.

Блюда, предназначенные для крохи, должны быть в основном приготовлены на пару. При этом жареные блюда лучше полностью исключить.

Несмотря на то, что пища для ребенка этого возраста уже не пюреобразна, в ней до сих пор не должны попадаться слишком большие кусочки. Лучше, если она будет кашеобразной: малыш в этом случае учится жевать, при этом не давится.

Для того чтобы малыш научился самостоятельно кушать, необходимо устраивать совместные трапезы.

Питание ребенка в 11 месяцев должно содержать и различные напитки: сок, слабый чай, несладкий компот, отвар шиповника. Молоко является очень важным компонентом в питании, поэтому крохе необходимо получать либо смесь, либо грудное молоко. Введение коровьего молока лучше отложить, так как оно сложнее переваривается, и может стать аллергеном. Последнее кормление перед ночным сном в идеале должно состоять из грудного молока или смеси, либо кефира.

В этом возрасте дети очень активны, они уже умеют ползать, сидеть, вставать и некоторые даже пытаются ходить. Это самый подходящий период для того чтобы отучить ребенка от соски. Поэтому старайтесь чаще давать ребенку напитки из чашки, а не из бутылочки. В этот период можно начинать приучать ребенка есть самостоятельно. Главное, чтобы это не вызывало у малыша раздражения и неудобств. Если ему эта затея не нравится, отложите до следующего раза. Ложку для кормления и посуду, желательно выбирать ярких цветов, чтобы привлекали внимание малыша. Посуда должна быть подходящих размеров, неглубокой и желательно пластиковой.

Еще одним ключевым моментом в кормлении ребенка является то, что кушать он должен только по желанию и не стоит стараться запихивать в него еду, если он того не желает. Готовить желательно в домашних условиях и только из свежих продуктов. На сегодняшний день существует достаточно большой выбор детского питания промышленного производства, которое тоже подходит для кормления ребенка 11 месяцев. Его удобно использовать в поездках и при нехватке времени. Но не стоит злоупотреблять такими продуктами, а наоборот, лучше стараться больше готовить самим. Все-таки продукты промышленного производства содержат различные консерванты, с помощью которых, увеличивают срок их годности.

Какой стул у ребенка в 11 месяцев. Сколько раз он писает.

Кратность мочеиспускания такая же, как и в предыдущие месяцы. Стул каждый день или через день. Если вы ещё не начали, то можно начинать приучать кроху к горшку.

В этом возрасте высаживание на горшок дает положительные результаты: малыш начинает понимать, что нужно делать и может контролировать процесс мочеиспускания. Это далеко не все, что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Ни в коем случае нельзя сравнивать детей, ведь каждый развивается по своему собственному «сценарию».

Как играть с ребенком в 11 месяцев

Ребенок в 11 месяцев совершенствует ранее полученные навыки. Именно в этот период родители могут уделить особое внимание играм и общению с малышом.

Сюжетные игры с ребенком.
Можно не только выполнять с игрушками простейшие действия (кормить, укладывать спать), но и предложить ребенку выбрать предложенный вами сюжет игры: «что делает сейчас кукла, спит или кушает?». Усложните игру с добавлением эмоционального контекста, например, кукла приготовила кушать, покушала, пошла в гости.

Игры с картинками.
Показывая различные картинки, вы можете сопровождать их рассказами или сочетать с показом такой же игрушки. Это поможет усвоить навыки обобщения, способствует накоплению словарного запаса, развитию речи.

Игры с детьми.
Ребенку 11 месяцев и в этом возрасте ему уже требуется общение с другими детьми. Вы наверняка заметили, с каким интересом ваш малыш смотрит на других деток, пытается с ними общаться. Пора знакомить его со сверстниками. Это могут быть походы в гости, прогулки на детских площадках или развивающих центрах. Хотя в этом возрасте они еще не умеют играть вместе, но будут с удовольствием наблюдать за старшими малышами и делать пробы присоединиться к игре. В этом возрасте старайтесь комментировать для малыша каждый шаг другого ребенка, помогайте ему справляться с более сложными заданиями во время игры.

Как может играть малыш в 11 месяцев, и как разнообразить его досуг? На помощь родителям приходят классические игрушки: мяч, пирамидка, неваляшка, а также толокары, различные сортеры, кубики и музыкальные книжки. Ребенок в 11 месяцев уже может складывать мелкие игрушки или предметы в емкость, пробует играть с сортером, подбирая нужные детали. Он с удовольствием собирает и разбирает пирамидку, строит «замки» из кубиков, играет с неваляшкой и нажимает на кнопочки, ожидая в награду знакомую мелодию. Мастерство одиннадцатимесячного ребенка еще не отточено, но с каждым днем движения становятся все увереннее и точнее.

Примеры игр с 11-месячным ребенком.

Покачу машинку с горки!
Сделайте малышу небольшую горку, с которой можно спускать машинки, мячики, кубики и т.п. Покажите, что мячик скатывается очень быстро, машинка - тоже, а вот кубик - нет.

Коробка с сюрпризом
Спрячьте в небольшой коробке с вещами любимую мягкую игрушку малыша и предложите ему посмотреть, что там лежит интересненькое. Заинтригуйте. Найденная игрушка вызывает удивление, радость и даже восторг. Потом можно прятать другие по форме предметы и твердые/плоские/пластмассовые и т.д.

«Покажи!»
Во всех действиях с малышом, будь это одевание на прогулку или обед за столом, постоянно разговаривайте с крохой, побуждайте его отвечать на вопросы: «Покажи, то, что надо надеть на ножки? Где у нас лежит кофточка? Чем ты моешь ручки?» и т.д.

Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.

Дочки-матери
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.

Юмор
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?

Чувство ритма
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.

Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля. Наденьте куклу на руку Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.

Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.

«Гимнастическое бревно»
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.

Клейкая бумага
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их. Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.

Помогите малышу спуститься с лестницы
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)

Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.

Пусть малыш, покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)

Босиком по полу
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве. Принятие решений Печенье в коробочке Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.

Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.

Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.

Как обуть туфли
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.

Ам! Никому не дам!
Предложите крохе свою ладошку, поставьте на нее его пальчик, и, стуча его по ладошке, приговаривайте:
«Папа, мама, есть хочу. Хлеба с маслом не хочу. А конфетку - ам!»
На последнем слове быстро закройте ладонь и поймайте его пальчик со словами:
«Никому не дам!»

Найди мне такой!
Подберите много мелких предметов (геометрические фигурки, животные, пробки от бутылочек, большие пуговицы, палочки счетные и т.д.) Главное условие - все по паре.

Возьмите, к примеру, красную пуговицу и попросите его найти точно такую же. Поиграйте с ним, учите его отличать похожие предметы по ряду признаков (цвет, форма, величина и т.д.)

Ближе к году новорожденные уже становятся полноценными личностями, со своими привычками и предпочтениями. Для 11-го месяца характерны изменения поведения, проявление самостоятельности и яркое проявление характера и собственного мнения.

К 11 месяцу вес малыша может варьироваться от 8 до 12 кг при росте 70-80 см, однако это общие показатели, и они могут незначительно колебаться, что не является причиной для волнений. Так как кроху уже сложно носить на руках, постарайтесь делать это как можно реже, исключительно в крайних случаях, например, когда ребенок упал, или его что-то беспокоит.

Количество зубов и питание

В 11 месяцев практически все малыши имеют 6 и больше зубов, что позволяет максимально разнообразить рацион их питания. Если раньше вы предлагали грудничку перетертое пюре и измельченные каши, то с 11 месяца следует окончательно отказаться от такого варианта питания. Развитие пищеварительной системы уже полностью завершено, к тому же наличие зубов и достаточно крепкие десны позволяют крохе без труда пережевывать небольшие кусочки. Замените пастообразные и кремовые блюда следующими видами пищи:

  • мясные и рыбные паровые котлетки или тефтели;
  • отварные овощи, порезанные кубиками или полосками;
  • обычные супы;
  • фрукты в целом виде – яблоки, персики, груши, сливы, бананы, абрикосы, виноград (без косточек) и пр.;
  • молочные продукты – творожки и йогурты с кусочками ягод;
  • не перетертые молочные каши из риса или гречки;
  • соки, компоты, кисель и прочие виды напитков из натуральных фруктов.

Если какой-то продукт не вызывает симпатии малыша, не стоит насильно заставлять его есть. Лучше всего откажитесь от использования такого компонента на время, а через неделю-две предложите ребенку это блюдо опять. Проявляя настойчивость, вы можете навсегда отбить охоту к определенным ингредиентам, лучше вводить продукты в рацион постепенно.

Сон малыша

Есть два мнения. Подстраиваться под режим сна ребенка в 11 месяцев или подстраивать этот режим под себя.

Если вы считаете, что не следует нарушать биологический ритм деток, как рекомендуют многие педиатры, поскольку, вмешиваясь в систему функционирования организма, вы создаете для него стрессовую ситуацию, что не очень хорошо сказывается на дальнейшем поведении и формировании нервной системы, тогда вставайте с малышом с утра вместе с ним, занимайтесь домашними делами, а спать ложитесь пораньше, чтобы у вас была возможность полноценно отдохнуть. И напротив, когда ребенок «сова», т. е. поздно встает и долго играется, не отказывайте себе в удовольствии утром понежиться в кровати подольше, это позволит вам без усилий играть с малышом до поздней ночи.

Есть другое мнение по этому вопросу, которое говорит о том, что режим сна и бодрствования — это просто привычка. Причем, как для взрослых, так и для детей. Если вы склоняетесь к этому мнению, то вам необходимо будет пытаться медленно сдвигать часы засыпания. Если вы хотите, чтобы он лег спать пораньше, то его стоит или чуть пораньше разбудить, в течение дня двигать дневные сны или делать так, чтобы ребенок больше устал в течение дня. Насколько это реально сделать в вашем случае, покажет только практика. Главное помнить о том, что это необходимо делать крайне аккуратно и во всем требуется мера, чтобы не мучить ребенка и себя, пытаясь четко выстроить ему график сна.

Развитие речевого аппарата

Развитие речевого аппарата к 11 месяцу уже практически завершено, малыш уже может произносить слоги, кто-то уже умеет говорить отдельные слова, но есть и исключения. Если раньше ребенок произносил звуки неосознанно, то теперь определенно четко может назвать отдельные предметы (звуками, слогами или даже словами) и приветствуют знакомых соответственными именами или звуками – мама (ма), папа (па), еда (ням).

В это время стоит активно знакомить ребенка с новыми словами и явлениями, используя для обучения не только картинки и книжки, но и интерактивные игрушки, которые воспроизводят звуки или слова, главное следить, чтобы слова были корректны в произношении.

Стоит разговаривать с ребенком нормальным человеческим языком, машина, а не бибика, яблоко, а не ням-ням. Ребенок должен слышать чистую правильную речь, новые слова в правильном и полном произношении. Стоит рассказывать ему о том, что вы делаете, что он видит. Учить его соотносить слова и изображения в детских книжках.

Двигательный аппарат

Двигательный аппарат к 11 месяцу уже вполне окреп, поэтому примерно в это время вы можете стать свидетелями первых самостоятельных шагов крохи. До этого малыш уже свободно передвигался вдоль опоры и прогуливался по территории манежа, сейчас же он может попробовать сделать шаги по квартире. Многие детки после первого раза падают и начинают плакать, временно прекращая предпринимать попытки вольной ходьбы. Это нормально, не заставляйте малыша повторять эксперимент, но способствуйте проявлению интереса к этому. Стоя в одной стороне комнаты, покажите ребенку новую игрушку и предложите пройтись за ней, если маленький хитрюга подползет к вам на четвереньках, отойдите в другую сторону, предварительно приподняв малыша на ножки, тем самым показывая ему, что именно вы от него хотите. Постепенно малыш проявит самостоятельность, и вы с сожалением вспомните то время, когда желали, чтоб он быстрее начал ходить.


Есть мнение, что в возрасте около года дети уже все прекрасно понимают и умеют делать собственные выводы, что позволяет им успешно манипулировать взрослыми. К примеру, заметив, что на плач родители приходят значительно быстрее, нежели при попытке обратить на себя внимание посредством агукания, кроха может плакать специально.

В некоторых книгах рекомендуют не бежать сломя голову к ребенку, а немного выждать момент, поскольку впоследствии это может привести к постоянным капризам малыша, который будет крайне нетерпелив. Это совсем не означает, что нужно игнорировать малыша, просто не реагировать на крик и плач молниеносно. Как относится к этому мнению, решать вам.

Для 11 месяцев характерно стремление малыша познавать мир самостоятельно, не ограничивайте его в этом. Разрешите передвигаться по всей квартире, предварительно обезопасив ее от электрических шнуров и острых углов. Конечно, вы не сможете и не должны полностью ограждать его от падений и ушибов, однако предупредить частоту травм вам вполне по силам.

Только пробовав предметы на вкус и на ощупь, ребенок может понять, что такое горячо, холодно, сладко, кисло и так далее. Например, поднесите кроху к горячей плите и объясните, что дотрагиваться до нее нельзя, поскольку получится ожог, так как это горячо.

Ребенок в этом возрасте может кидать все на пол со стола, так как его увлекает сам процесс, ведь это взрослый знает законы физики и знаком с законом притяжения, а для малыша это явление — новинка!

Чтобы ребенку проще было адаптироваться к окружающему миру и лучше развиваться, в 11 месяцев следует обеспечить его общением со сверстниками, старшими детьми и взрослыми. Малышу это будет не только интересно, но и крайне полезно, так как будут закладываться первые навыки социального общения, что поможет крохе в будущем находить общий язык с незнакомыми людьми, что значительно упростит его вливание в новый коллектив в детском саду, в школе и в дальнейшем в жизни.

В 11 месяцев , для этого приучать его к такому предмету следует еще с полугода, хотя детей, которые с такого возраста приучаются к горшку, можно встретить очень редко. Чаще всего приучить ребенка к горшку к данному времени не удается, но ничего страшного, можно заняться данным вопросом сейчас.

Что умеет малыш в этом возрасте

Ребенок в этом возрасте может уметь:

  • ходить за ручку или с поддержкой, вставать, садиться;
  • есть с помощью ложки, обмазываясь при этом едой с головы до ног;
  • указывать на предметы, иметь предпочтения к отдельным игрушкам;
  • произносить первые слова, слоги, обозначать звуками предметы или действия;
  • пытается копировать действия детей или взрослых;
  • откликается на обращение к нему.

Помните, что все детки развиваются по собственному графику, и если ваш малыш к 11 месяцу еще не умеет ходить или не начал разговаривать, это вовсе не значит, что его развитие отстает, просто определенные навыки у него проявятся немного позже.

Екатерина Ракитина

Время на чтение: 4 минуты

А А

Ваш малыш растет и развивается. Каждый день он приобретает новые навыки и знания, каждый день открывает для себя что-то интересное. 11 месяцев уже довольно серьезный возраст, ведь всего через 30 дней у крохи будет первое празднование Дня Рождения. Особого контакта с ровесниками у малышей в такой период еще не бывает. Все его общение ограничивается родителями и близкими людьми. Глядя на любимое чадо каждая мама знает, что ее малыш самый умный и самый лучший. Но соответствует ли его развитие возрасту? А вдруг он опережает или отстает? Чтобы разобраться в этом необходимо знать, что должен уметь делать ребенок в 11 месяцев.

Физические навыки

В 11 месяцев малыш уже активно ползает и ходит, придерживаясь опоры. Многие детишки уже «гуляют» с родителями за ручку. Ребенок учится удерживать равновесие в вертикальном состоянии - он может присесть, чтобы поднять любимую игрушку, а затем снова выпрямиться. Длительное время может сидеть без опоры, вытянув вперед ножки.

В этом возрасте детишки уже могут осилить подъем по небольшой лестнице. Зачастую этот процесс происходит на четвереньках и достаточно долго, но факт остается фактом. Ведь раньше такого малышу не удавалось.

Дети в 11 месяцев становятся более самостоятельными и могут передвигаться по дому без помощи родителей. Необходимо позаботиться об их безопасности и убрать все колющие, режущие предметы и вещи, которые могут навредить ребенку.

Для этого родителям рекомендуется опуститься на уровень малыша и хорошенько рассмотреть все предметы вокруг, которые хочется схватить, перетащить или попробовать на вкус. На все ящики нужно поставить специальные зажимы, чтобы любопытный малыш не прищемил свои крохотные пальчики. Продается специальная обивка для углов мебели.

Ваш ребенок еще только учиться ходить. Сильное падение или удар о предмет могут напугать его и оставить негативные впечатления. Это первый шаг к возможной дальнейшей задержке физического развития. Ребенок будет просто бояться и отказываться вставать на ножки. Поэтому пока его навыки в передвижении не окрепнут, лучше изолировать и смягчить все углы. Конечно, от всего уберечь малыша невозможно, и не нужно расстраиваться, если он упадет и разобьет себе коленку. Но лучше постараться максимально его обезопасить.

Становятся более точными мелкие моторные функции. Если раньше карапуз пытался схватить интересный предмет всей пятерней (и это не всегда удавалось), то сейчас он уже может аккуратно взять понравившуюся вещь двумя пальчиками. Он перекладывает ее с ладошки на ладошку, внимательно рассматривает, пробует. У него появляются любимые игрушки, с которыми он не расстается и везде таскает их за собой. Иногда малыши даже отказываются выходить на прогулку без любимой куклы или машинки.

Ребенок в 11 месяцев может похвастаться умением, практически не расплескивая жидкость, пить из чашки. Очень часто в этом возрасте они начинают тянуться за ложкой, чтобы покушать самостоятельно или попытаться накормить маму и папу. То же самое происходит и с расческой. Малыш берет в руки гребешок и пытается сделать «прическу».

Одиннадцатимесячный малыш уже чувствует себя довольно самостоятельным и для того, чтобы одеваться. Он сам пытается просунуть ручку в рукав, надеть ботинки и шляпку. Родители должны всячески поощрять такое стремление и помогать ребенку справиться с новыми задачами.

Откручивание крышек от бутылок может стать любимым развлечением крохи. Он крепко одной ручкой держит бутылку, прислоняя ее к себе, а другой откручивает крышку. Обычно, после получения нужного результата, интерес к бутылке пропадает и ставить крышку на место приходится уже родителям, в то время как карапуз ищет новых приключений.

К этому возрасту ребенок уже точно понимает где мама, где папа, где кукла, где мишка и т. д. Он очень охотно и с нескрываемым удовольствием приносит различные предметы по просьбе родителей. Также он начинает ориентироваться в пространстве и понимает понятия «спереди», «сзади», «сбоку», «наверху», «внизу».

Этот возрастной период лучше всего подходит для того, чтобы постепенно начать усложнять игры. То есть просить малыша не просто принести куклу, а покормить ее, уложить спать, переодеть и т. д. Эти так называемые «ролевые» игры очень стимулируют развитие мышления и физических навыков у ребенка.

Если вам кажется, что малыш не так активен, как должен быть, то постарайтесь простимулировать его. Разбросайте игрушки в разных концах комнаты и попросите его собрать их. Это заставит кроху ходить или активно ползать. Собирайте и разбирайте с ним пирамидку, пытаясь соблюдать очередность элементов по величине. Объясните малышу, почему правильно будет именно так собрать игрушку, а не иначе. И вы удивитесь, как быстро он вас поймет и начнет делать тоже самое уже самостоятельно.

Очень порадовать малыша в этот период может посещение какого-нибудь нового места. Возьмите его на прогулку в парк или в гости к друзьям. Это улучшит это адаптивные социальные навыки.

Также огромное удовольствие малышам доставляют «контактные зоопарки». В возрасте 11 месяцев они уже могут отличить игрушечный предмет от живого, поэтому поход к цыплятам, утятам, гусятам будет сопровождаться бурей положительных эмоций, и позволит малышу проявиться свои новые умения.

Очень важны в этот период тактильные ощущения, поэтому позвольте вашему ребенку побегать босиком по травке, погладить домашних животных, пособирать цветочки.

В это время уже можно потихоньку приучать малыша ходить на горшок. Доктор Комаровский считает нормальным «затягивание» этого процесса до 1,5 - 2 лет. Так что не переживайте, если ваш кроха не сразу поймет чего вы от него добиваетесь.

Психическое развитие

В 11 месяцев малыш понимает обращенную к нему речь не только по интонации. Он различает смысл большинства слов. Кроме того, он активно пытается их повторить. В этот период малыши учатся произносить разнообразные новые звуки, подражая людям или животным. Очень часто это сопровождается соответствующей мимикой. Например при выражении «дай», ребенок вытягивают руку. Появляется осознанное «отрицательное» или «положительное» покачивание головой, махание рукой при приветствии и/или прощании.

Ребенок осознает слово «нельзя». Это не значит, что он не будет делать то, что ему запрещают. Скорее всего он будет. Но также уже может осознавать, что за этим вероятно последует наказание.

Нужно стараться учить с ребенком новые слова. Для этого отлично подходят различные детские стихотворения и песенки, где есть многократные повторения одних и тех же слов.

Малыш может еще долго не начинать разговаривать (особенно мальчики), но повторять элементарные звуки («кар-кар», «хрю-хрю», «пи-пи») должен легко и охотно.

Обычно детишки изобретают «свои» слова и постоянно повторяют их («бах», «бум», «ляля», «баба», «бобо» и т.д).

Игра в «ладушки» и «сороку-ворону» также актуальна в этот период. Ребенок более тщательно изучает свои части тела и учиться с ними правильно обращаться.

Малышу в этом возрасте невероятно интересно знать, что из чего состоит и что к чему подходит. Поэтому он пытается раскрутить или разломать игрушки, выдвигает ящики, передвигает предметы мебели. Это абсолютно нормальный интерес, так что не надо думать, что ваш малыш все «крушит и ломает», он просто пытается добраться «до сути».

Эмоциональное развитие

Начиная с 11 месяцев детки тянутся к сверстникам. Причем они уже осознанно выбирают с кем хотят играть, а с кем нет.

Нужно обеспечить малышу общение с такими же крохами как он, чтобы сформировать социальные навыки.

Это облегчит в будущем его адаптацию в садике, школе, институте. Ведь все самое важное закладывается с малых лет еще на подсознательном уровне. Во время его общения с такими же карапузами внимательно следите за поведением вашего ребенка. Он не должен проявлять беспричинной агрессии и обижать других детишек. Если он отнимает игрушки - это не проявление агрессии, скорее просто интерес или любопытство. Негативные эмоции младенцы выражают громкими гневными криками, слезами, попыткой ударить или укусить обидчика. Все остальное - нормальное поведение одиннадцатимесячного ребенка.

Ребенок уже научился четко проявлять симпатию и антипатию и периодически выражает протест по поводу того, что ему не нравится.

Малыш в одиннадцать месяцев с каждым днем все активнее начинает использовать свой детский лепет для выражения эмоций, придавая ему самую неожиданную окраску. Если вы понаблюдаете за ребенком, то удивитесь насколько четко он может передать удивление, восторг, радость, гнев и т. д.

Очень важным в этот период является постепенное приучение малыша к мысли, что мама не всегда будет рядом. Периодически нужно оставлять его наедине с близкими родственниками и друзьями. Это также облегчит отказ от кормления грудью.

Отдельно хочется указать те моменты, в которые родителям действительно нужно насторожиться и задуматься, что с их чадом что-то не так:

  • ребенок не может сидеть самостоятельно с вытянутыми вперед ножками;
  • не предпринимает попыток встать на ноги;
  • пьет из кружечки только с помощью родителей.

Все малыши особенные и паниковать заранее не нужно, но проконсультироваться с педиатром и неврологом будет не лишним.