Яблочный спас: история праздника и традиции. Суть Яблочного Спаса: история, традиции и обычаи праздника

Преображение Господне. Яблочный спас история происхождения праздника.

Яблочный спас - второй из Спасов после Медового, которые отмечают православные верующие. Именно он считается самым главным из трех. Этот праздник не «плавающий», всегда проходит в один и тот же день. Так какого числа Яблочный спас 2015? Он недалеко «ушел» от Медового. Как и в предыдущие годы, Яблочный спас 2015 выпадает на 19 августа (6 августа по старому стилю). Он входит в список 12 наиболее значимых православных праздников.

Как в случае и с у Яблочного есть множество других названий - Великий Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Осенины. А если говорить о религиозном названии, то в этот день церковь отмечает Преображение Господне.

Яблочный спас продолжает традиции сбора первого урожая, более того в этот день славяне подмечали первые проявления осени, что сейчас как раз и можно наблюдать, поскольку сместилась с жары в прохладу.


Яблочный спас: история праздника

История происхождения Второго спаса очень давняя полуреальная-полумистическая, однако же и она связана с язычниками. Церковь решила заменить праздник сбора урожая яблок на что-то более близкое ей. Но Преображение Господне в народе всегда именуют Яблочным спасом.

Впрочем традиции с того времени не сильно поменялись, если «безбожники», как называли язычников христиане, освещали яблоки на алтаре (чтобы поскорее стали зрелыми и съедобными), то сами христиане святят плоды в церкви. Что те, что другие до Праздника первых плодов яблок не ели. Язычники верили, что яблоки в этот день наделены особой силой — они несут здоровье, красоту, силу и счастье.


Преображение Господне в православной церкви называют еще Спасом на горе. Верующие знают, что 19 августа — ровно за 40 дней до распятия Христа, Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Иисус начал молиться, его лицо вдруг осветил неземной свет, а одежды превратились в белоснежные. Так Иисус Христос преобразился на глазах у Петра, Иоанна и Иакова, открыв им свое предназначение.

В этот миг будущий Спаситель узнал, что ему суждено во имя людей умереть мученической смертью на кресте, а потом воскреснуть. Христос строго-настрого запретил своим ученикам рассказывать об этом чудесном событии. Вернувшись к людям, сын Господа Бога велел собирать яблоки, чтобы Отец мог освятить их. Отмечать Яблочный спас начали в 4 веке, после того, как на горе Фавор был открыт храм, увековечивший Преображение Господне.

Западные христиане празднуют этот день 6 августа, а православные - 19 августа по новому стилю, что соответствует 6 августа по юлианскому календарю.

Праздник посвящен воспоминанию евангельского повествования о Преображении Иисуса Христа (Мф. 17:1-13, Мк. 9:1-12, Лк. 9:28-36). Как описывают Евангелия, за сорок дней до смерти Иисус вместе с апостолами Петром, Иоанном и Иаковом поднялся для молитвы на гору Фавор и там лик Его преобразился, а одежда сделалась белой.

С преобразившимся Христом беседовали явившиеся пророки Моисей и Илия, которые олицетворяют Закон и служение пророков. Беседующих осенило облако, из которого раздался голос Божий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте".

Христианское вероучение истолковывает это событие как открытие тайны Божественного промысла о спасении человека: в Преображении не только раскрывается в славе Божество самого Иисуса Христа, но и показано обoжение всей человеческой природы, совершившееся через Его воплощение.

В некоторой степени Праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником Кущей. "Если хочешь, сделаем здесь три кущи", - говорит Петр Иисусу (Мф. 17:4). Ёту связь подтверждает и традиция совершать в праздник Преображения (как и во время праздника Кущей) освящение плодов. На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть этого урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства Евхаристии.

В христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение: в Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении всех людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.

В тех странах, где не растет виноград (в том числе и в России), установился обычай освящать вместо винограда яблоки. Поэтому в народе праздник Преображения получил также название яблочный Спас.

Праздник Преображения отмечается Восточной Церковью с IV века. В календарь Западной Церкви он был введен папой Каликстом III в 1457 году. В традиции Армянской Церкви праздник Преображения включен в пасхальный цикл, является подвижным и отмечается в седьмое воскресенье после Пятидесятницы

Яблочный Спаснародный праздник, приуроченный к православному торжеству Преображения Господня, в котором тесно переплелись церковные и народные традиции - в 2018 году, как и ежегодно, празднуют 19 августа.

В древние времена праздновали несколько Спасов, которые были приурочены ко времени созревания зерновых культур, овощей, фруктов и других даров земли - по сей день сохранились Медовый, Яблочный и Ореховый, которые отмечают в августе.

В церковном календаре все три Спаса связаны с Иисусом Христом и с его деяниями — слово "Спас" сокращенная форма от слова Спаситель.

Второй Спас или Спас на горе

Яблочный Спас, который также называют Второй Спас, Праздник первых плодов, Средний Спас, Горохов день, Первые осенины и так далее, напоминает о великой силе природы и ее неоценимых дарах.

Праздник плодородия в дохристианские времена отмечали в середине августа, на который приходилось окончание сбора урожая. В благодарность земле за хороший урожай люди приносили богам в жертву плоды и устраивали веселые народные гулянья с песнями и танцами.

С принятием христианства церковь связала это народное торжество с праздником Преображения Господня. Согласно Писанию, Иисус полностью преобразился, когда молился на горе Фавор со своими учениками — лицо Его просияло, а одежды стали ослепительно белыми.

© photo: Sputnik / Grigory Sisoev

Благодаря этому божественному явлению праздник стали называть - Спас на горе. Глубокий смысл этого праздничного дня заключен в соединении воедино божественной и человеческой сущности Иисуса Христа.

В Яблочный Спас каждому следует задуматься о праведности своей жизни, постараться преобразиться к лучшему.

Традиции и обычаи праздника

Во всех действующих православных храмах в этот день проходят праздничные службы — верующие идут в церковь для исповеди и причащения. Люди издавна считали, что в Яблочный Спас Бог посылает на людей Свое благословение.

После Богослужения освящаются фрукты - этот обычай восходит к Ветхому Завету, когда люди несли в храм гроздья винограда и злаки для благословения и в знак благодарности Богу.

На Руси виноград рос далеко не везде, поэтому традиция преобразовалась, и стали освящать яблоки, сбор которых приходился на Яблочный Спас. Соответственно яблоки, которые олицетворяют достаток и благополучие, стали главным символом праздника.

По традиции, прихожане по сей день несут в церковь корзинки с виноградом, яблоками и другими плодами, которые можно употреблять в пищу, только после проведения торжественного обряда освящения.

© photo: Sputnik / Alexander Kondratyuk

По древнему поверью, на Яблочный Спас ангелы на небесах, угощают души детей яблоками, а женщина, вкусившая плод раньше наступления праздника, лишала душу ребенка угощения. Поэтому после освящения плодов в церкви, родители, потерявшие детей, шли на кладбище и часть яблок оставляли на могилах или раздавали угощение в храме.

В наши дни после церковной службы принято идти на кладбище, чтобы почтить помять всех почивших родственников, а не только детей.

Чтобы благословить посев, люди часто приглашали священника и на поля.

На праздник запрещаются любые работы по дому, шитье, стирка и строительные работы — дозволяется только приготовление пищи и сбор урожая.

На Спас, пекут пироги, чаще всего используют начинку из яблок, добавляют мед и грецкие орехи. На столах, также присутствуют блинчики с различными начинками, сладкие каши, пирожки, печеные яблоки, компот из свежих фруктов. Угощали по традиции всех друзей и соседей, а вечером шли в поле и с песнями провожали лето.

Поскольку во время Яблочного Спаса продолжается Успенский пост, запрещена любая пища животного происхождения, но в праздник Преображения Господня - 19 августа церковный устав допускает вкушение рыбы и немного вина.

По старинному обычаю, в этот день хозяйки совершали ритуал очищения дома, для которого использовали яблоки и восковую церковную свечу. В частности, яблоко разрезали на две половинки и доставали сердцевину - в одну половинку ставили свечу и с ней обходили дом, читая молитвы и прося Господа защитить жилье от невзгод, а семье даровать мир и согласие.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Икона "Спас Нерукотворный"

Затем воск со свечи перекладывали в другую половинку яблока, крепко связывали две половинки плода веревкой, уносили подальше от дома и закапывали в земле. Завершив обряд очищения, хозяйки начинали готовить угощения.

В Яблочный Спас устраивались торги, на которых выставляли целые телеги с яблоками, а люди, имевшие сады, считали своим долгом в этот день угостить плодами больных, нищих и сирот.

Приметы и поверья

С Яблочным Спасом связано очень много примет и поверий, которые сохранились до наших дней.

Так, по народному поверью, первое съеденное яблоко, расскажет, чего ожидать от судьбы в ближайшем году. Если яблоко будет кислым, то впереди ждут неприятности, а вот если окажется сладким, то и жизнь будет полна радости и счастья. Кисло-сладкий плод всегда означал - крепкую семью, покой и уют в доме.

Девушки, съедая первое яблочко, часто обмакивали его в мед и загадывали свое самое заветное желание. В старину считали, что загаданное обязательно исполнится, если помыслы чисты и просьба идет от сердца.

Много примет связано было и с погодой — дождь на Второй Спас сулил мокрую и холодную зиму. А вот солнце и тепло в праздник - обещали снежную зиму, без сильных морозов.

Люди верили, что в этот день нельзя прогонять мух, если они садятся на руку — можно спугнуть счастье, поэтому нужно было подождать, пока она сама улетит.

Колосья пшеницы уродятся крупные, если во время посева дует северный ветер.

Если пчелы собираются в рой, и начался мелкий дождь, скоро наступит холодная и дождливая осень, а если на мед слетаются пчелы, то достаток в доме обеспечен.

Если листья на деревьях пожелтели на Яблочный Спас, значит в скором времени сильно похолодает.

Кто занимается шитьем на праздник — будет лить слезы всю жизнь.

Много скворцов на деревьях - к суровому январю.

Жениться и выходить замуж в этот день, как и в другие дни Успенского поста, категорический запрещалось, так как это считалось большим грехом. Есть поверье, что молодые, обручившиеся в дни Успенского поста, никогда не будут счастливыми.

По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Яблочный Спас – известный праздник урожая (в настоящее время больше известен как церковный) и второй по счету спас (первый – медовый). Он приурочен к сбору урожая яблок и овощей, и, согласно народным приметам, означает, что осень уже совсем близко.Когда начинается яблочный спас


Праздник яблочный спас - древнее языческое празднество, но сегодня этот праздник больше связан с церковным праздником Преображения Господня. По аграрному календарю сбор яблок начинается с середины августа, а какого числа отмечают яблочный спас? По старому стилю этот праздник славяне отмечали 6 августа, в настоящее время второй по счету спас отмечают 19 августа.

Яблочный спас - история праздника


История праздника яблочный спас уходит глубоко в прошлое. Еще славяне-язычники первые урожаи яблок и всевозможных овощей приносили в жертву богам, а также проводили особый ритуал по благословению урожая и приношению благодарности матери - земли. До начала яблочного спаса в давние времена никто не кушал яблоки, так как считалось, по одной версии, что яблоки еще не приносят пользу, несмотря на то, что созрели, а по другой - что детям, которые покинули временный мир, не достанется гостинцев, если кто-то из родителей съест яблоко раньше времени.

Обряды на яблочный спас


Так как 19 августа наши предки считали днем, когда стирается грань между потусторонним и нашим миром, то неудивительно, что в этот день проводится большое количество всевозможных обрядов. Наиболее распространенные обряды на яблочный спас - это обряды на привлечение финансового благополучия, любви, обряд омоложения, обряд очищения дома и другие.

Например, обряд на очищения дома или обряд на очищение от негативной энергетики в доме советуют проводить таким образом. В праздник яблочного спаса необходимо взять обычное яблоко, разрезать на две половины, вынув из одной половинки сердцевину. Затем следует зажечь натуральную восковую свечу и обойти с ней дом (квартиру), останавливаясь в каждом углу, в оконном и дверном проемах, совершая круговые движения свечой три раза (обязательно по часовой стрелке). Воск, который стек со свечи, нужно аккуратно слить в ту половинку, в которой нет сердцевины, затем накрыть другой половиной и крепко скрепить яблоко ниткой. Чтобы окончательно завершить обряд по очищению, следует отнести яблоко на улицу и закопать подальше от своего дома.



Самыми главными традициями яблочного спаса являются обязательное угощения друг друга яблоками и приготовление всевозможных блюд из яблок. Еще одной традицией можно считать обязательное провожание заката солнца песнями.

Приметы на яблочный спас

Приметы на яблочный спас в основном связаны с природными прогнозами. Например, сухой яблочный спас - будет сухая осень, если дождливый, то и осень будет дождливой, ясный яблочный спас предрекает лютую зиму.

Изначально посвящёнными сбору урожая. И все они являются праздниками церковными. Например, Яблочный Спас, традиции и история которого очень близки простым людям, - это второе, народное название прекрасного дня Преображения Господня.

Светлый праздник

В трёх Евангелиях рассказано о Преображении нашего Господа сладчайшего, Иисуса Христа. Это случилось на в присутствии Его учеников. Это был последний год пребывания Господа на земле. Иисус Христос знал о грядущих страданиях и понемногу начал открывать ученикам то, что Ему предстояло пройти.

Слова Учителя, конечно, опечалили апостолов, и он пожалел их скорбь, показав Петру, Иоанну и Иакову ту немеркнущую славу, которой Он облечётся по Слову Отцову. Взойдя на вершину горы, они начали долгую молитву, во время которой утомлённые апостолы уснули. Именно тогда и преобразился Господь: лик Его изменился и засиял, одежды стали белыми и блистающими. Проснувшиеся апостолы не могли поверить своим глазам: Христос тихо беседовал с и Моисеем о предстоящих Ему страданиях. Пётр дерзнул вклиниться в беседу, предложив поставить здесь три скинии - Христу и пророкам Его. То есть он всё ещё смотрел на Учителя земными глазами. Христос ответил, что никто из них не нуждается в скинии, пока Отец Небесный укрывает их светлым облаком. И пока Он говорил это, облако осенило их, и глас раздался: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный..."

Апостолы в страхе пали на землю, и слава Господня вместе с пророками скрылась от них. Иисус подошёл, чтобы успокоить учеников, и тут, подняв глаза, они никого больше не видели, только Господа Иисуса. По просьбе Его апостолы молчали о Преображении, пока Он не принял страдания и не воскрес на третий день.

Второй, или Яблочный Спас

Празднуется Преображение Господне 19 августа по новому стилю, как раз во время поспевания яблок. Приметы и традиции на Яблочный Спас наполнились за прошедшие века только добром. На Руси в этот день яблоко съедал даже самый последний нищий, потому что плоды везли целыми возами, чтобы раздать бедным. Таков Яблочный Спас, традиции и обычаи которого направлены на созидание, добрососедские отношения, веру, стремление к свету и тихой радости.

До этого дня ни овощи, ни фрукты есть не позволялось, разрешались только огурцы и ягоды. Православный календарь показывает в это время, поэтому 19 августа народ с радостью нёс в храмы яблоки и фрукты для освящения.

и орехи

Трижды народ чествует дары природы в августе. Первый Спас - Медовый, он празднуется 14 августа. В этот день пасечники впервые достают соты с мёдом из ульев. После Литургии в храме освящённым мёдом угощали всех нищих, малоимущих и детей. Но мёд - не главное в этот день.

В храмах празднуется очень знаменательное событие: люди поклоняются Животворящему Кресту Господнему, происходит Крестный ход. И наконец-то возвращаются те времена, когда единство было во всех добрых порывах, едины были и общество, и религия.

Яблочный Спас, приметы и традиции которого будут более подробно рассматриваться в этой статье, отмечается одновременно с праздником Преображения Господня, 19 августа. Во всех храмах служат литургию, куда люди приходят с плодами, в праздничной одежде и приподнятом настроении. В народе очень любят этот праздник - Яблочный Спас. Традиции и обычаи помнят и соблюдают.

Холст и хлеб

Третий Спас - Ореховый или Хлебный, тоже весьма популярен в народе как Он отмечается 29 августа (новый стиль). Орехи уже вызревают, и первый сбор обязательно освящают в храме. Но главное в этот день - первый хлеб из зерна нового урожая. Его торжественно несут в церковь, после освящения благоговейно вкушают, последний кусочек заворачивают с чистую холстинку и хранят за иконами. Ореховый, как и Яблочный Спас, традиции и обычаи бережёт: существует примета, что с новым хлебом в дом неминуемо притягивается всяческое благополучие.

Православие знает этот день как Перенесение Образа Нерукотворного. Эта история о том, как Христос помог живописцу, у которого никак не получалось написать портрет Его. Иисус умылся и вытер лицо холстом, на котором чудесным образом отобразился лик Господень. Вот потому сплелись в один праздник и народные. Спас на холсте - другое название этого дня. Начало продажи новых домотканых тканей из льна. Благодать: мёд, яблоки, орехи, свежий хлеб - чем ещё могла ублажить народ религия?

Яблочный спас: приметы и традиции

Народ охотно лакомился дарами лесов, садов, полей, пасек, совершенно обоснованно считая, что всё, что даёт земля в это время, накопило такое количество положительной энергии, что её должно хватить на целый год. Таким образом приобретается удача, здоровье, благополучие.

До христианства на земле тоже росли яблоки, и люди, ещё не узнавшие нашего Бога, тоже имели праздник сбора яблок в определённый день, до которого они считались незрелыми. Язычники плоды тоже приносили к алтарям и верили, что после освящения они принесут здоровье, силу, красоту и счастье. Так приобрёл Яблочный Спас приметы, обычаи, традиции, пришедшие из древних языческих времён.

Начало осени, Осенины, как говорили в народе - время, когда заканчивается уборка хлебов, начинаются заготовки на зиму. Приметы подмечали обязательно и ошибались редко: ясный день на Яблочный Спас - суровая зима, дождит - к мокрой осени, сухо - тоже плохо, сухая осень - плодовым деревьям зимовать трудно будет.

Праздник урожая

"Как приходит Спас - так всему час". За изобилие и щедрость природы люди благодарили Господа. Зерновые старались убрать до Преображения Господня, чтобы успеть позаботиться об озимых: по ночам холодает, даже заморозки возможны. "Пришёл к нам Спас - бежит лето от нас. Пришёл к нам Спас - шубу шей про запас".

Народный календарь говорит о том, что даже природа с этого дня переживает преображение. Люди прощались с летом, гуляния длились до самого заката - провожали солнце, пели обрядовые песни.

Освящённое яблоко считалось чудотворным и способным исполнять желания. Эти плоды были 19 августа повсюду: в блинах, пирогах, варёные и печёные. Тесто, разумеется, было постным, но сытным, душистым, а начинка яблочная - ах, как вкусна! За год по яблокам, конечно же, соскучились. Порадовался, порадовался народ на Яблочный Спас!

Традиции и обычаи наших дней

Современники тоже чтут этот прекрасный праздник. Народные гуляния проходят практически в каждом населённом пункте, а уж в больших городах культурно-развлекательные программы поистине грандиозны. Литургии служат во всех храмах, освящают яблоки и другие фрукты.

Даже за рубежами нашей страны и даже в неправославных странах этот день непременно отмечают наши бывшие соотечественники. С хороводами, народными забавами: скоморохи, ходули и, конечно же, угощение сезонными фруктами. Православные греки, например, благословляют виноград, который и упоминается в Писании. У нас яблоки заменили виноград - "лозные плоды", поскольку раньше он на Руси вряд ли произрастал.

А в глубинках России, Белоруссии и Украины в этот день традиционно празднуют до заката, прощаясь с недолгим летом, стараются быть добрыми к окружающим и щедрыми к неимущим. Это главный обычай праздника Преображения.

Яблочный спас - популярное в народе название важного церковного праздника, именуемого Преображением Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Известно, что Преображение Господне входит в список 12 наиболее значимых православных праздников. Великий день христиане отмечают ежегодно 19 августа. Он приходится на самый короткий, но очень строгий пост, продолжающийся до дня Успения Божией матери. Яблочный спас моложе других важных церковных дат, но его история не менее загадочна и интересна.

Любимые августовские праздники - три Спаса

Всего в церковном календаре три Спаса. Первый, именуемый Спасом на воде, приходится на 14 августа. В этот день верующие спасались от эпидемий и инфекций, усиленных летней жарой, с помощью святой воды, выносимой из церкви. Другое известное название - Медовый Спас, праздник получил по той причине, что с этого дня было дозволено есть мед.

Самым главным из трех считается Второй Спас - Яблочный или Праздник первых плодов. После него разрешается употреблять в пищу яблоки и другие фрукты. Особенно строго в древние времена относились к запрету родители, потерявшие детей. Считалось, что если отказываться от лакомства плодами, то на том свете умерших деток угощают гостинцами и золотыми яблочками. Верующие люди утверждают, что яблоки в этот день обладают особой волшебной силой, и лакомство ими помогает осуществлять загаданные желания.

Третий Спас в народе называют Ореховым, в церковном календаре он значится 29 августа. Обычно к этому сроку орехи становятся зрелыми и пригодными в пищу. Также православные зовут его Спасом на полотне, в знак того, что лик Иисуса отпечатался на куске ткани. В этот день коробейники традиционно устраивали распродажу холстов и полотен.

Корни и история Яблочного Спаса

Историки утверждают, что Второй спас пришел на смену дохристианскому празднику сбора яблок. В старинные времена плоды до этого дня считались незрелыми и несъедобными. Лишь после освящения у алтаря сочные фрукты разрешалось употреблять в пищу без ограничений. Язычники верили, что яблоки в этот день наделены особой силой - они несут здоровье, красоту, силу и счастье.

Преображение Господне в православной церкви называют еще Спасом на горе. Верующие знают, что 19 августа - ровно за 40 дней до распятия Христа, Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Иисус начал молиться, его лицо вдруг осветил неземной свет, а одежды превратились в белоснежные. Так Иисус Христос преобразился на глазах у Петра, Иоанна и Иакова, открыв им свое предназначение.

В этот миг будущий Спаситель узнал, что ему суждено во имя людей умереть мученической смертью на кресте, а потом воскреснуть. Христос строго-настрого запретил своим ученикам рассказывать об этом чудесном событии. Вернувшись к людям, сын Господа Бога велел собирать яблоки, чтобы Отец мог освятить их. Отмечать Яблочный спас начали в 4 веке, после того, как на горе Фавор был открыт храм, увековечивший Преображение Господне.

Традиции Праздника первых плодов

Празднование Преображения Господнего начинается с утренней церковной службы. Во время богослужения крест выносят в центр храма. В первую очередь совершается обряд поклонения, а затем - Крестный ход и освящение плодов. Во время литургии поют канон о Великом Преображении. Прихожане обязательно одеваются в белоснежные одеяния, белый - главный цвет чудесного праздника.

Традиционно в этот день верующие несли в церковь корзины с виноградом, яблоками, грушами, сливами и другими плодами и ягодами, созревшими в саду. Урожай следовало собирать рано утром, чтобы на румяной кожице сохранились капельки росы. Хозяйки пекли на праздник постные пироги и блины с фруктовыми начинками, преимущественно с яблочной. 19 августа разрешалось не только есть яблоки, но и начинать их заготавливать: варить варенье, джемы, сушить.

Самый главный обычай Второго Спаса - угощение малоимущих и голодных людей яблоками. Верующие никогда не скупились в этот день и охотно делились собранным урожаем с теми, кто нуждался в помощи. Также освященные плоды обязательно несли на кладбище, причем угощения оставляли не только на могилах своих родных, но и на холмиках, оставшихся без присмотра.

Яблочный Спас всегда символизировал начало осени, в народе его именовали Осенинами. До этой даты нужно было успеть убрать урожай пшеницы и заготовить лекарственные травы. Согласно приметам, ясный день в Преображение Господне предвещает суровую зиму, дождь - к мокрой осени, а сухая погода - к засушливой осени.