Все о развитии ребенка: месяц двенадцатый. Ребенок в двенадцать месяцев - развитие и навыки

Двенадцатый месяц не является переломным в жизни ребенка, но он завершает первый год жизни, самый ответственный и сложный. За эти двенадцать месяцев ваш малыш подрос на 25 см, масса его тела увеличилась почти втрое. У него прорезалось 8 зубов.

На двенадцатом месяце последнее кормление можно заменить на кефир или коровье молоко. Мама уже может при необходимости прекратить грудное вскармливание, тогда нужно надевать туго затягивающий грудь бюстгальтер или бинтоваться широким бинтом, меньше пить жидкости, и через 2-4 дня выделение молока может полностью прекратиться. Нельзя отнимать ребенка от груди в жаркое время года, или когда он нездоров, или если ему сделана профилактическая прививка.

К году ребенок начинает ходить самостоятельно, умеет взбираться на ступеньки. Если он делает это неуверенно, это скорее всего связано с неприятными воспоминаниями: падением, ушибом и т. п. Малыш боится оторваться от вас или от стенки - дайте ему в руки игрушку, за которую он будет как бы держаться, можно предложить ему держаться за коляску и т. д.

Приобретая малышу обувь, помните: косточки у него очень мягкие, они только начинают твердеть. Старайтесь выбрать обувь, которая хорошо держит лодыжку. Никаких швов, складок, никакого давления на пальцы. Подошва должна быть гибкой (но не очень) и иметь удобный изгиб, каблучок обязателен. Обувь должна быть просторной. Нормальное расстояние между большим пальцем ноги и носком ботинка -- 0,5-1 см. Проверять размер обуви надо тогда, когда ребенок стоит, в этом положении нога занимает наибольшую площадь.

Обувь нужна не на целый день - час-два ребенок может оставаться дома босиком или в тонких, и тоже не тесных, носочках.

Летом было бы полезно походить по траве, песку, мелкой гальке, а сейчас - по ворсистому ковру, паласу. Это и закаливающая процедура, и упражнение, укрепляющее стопу. Когда ребенок подрастет, вы сможете включать в его гимнастический комплекс и более эффективные упражнения. Например, после года - ходьбу по ребристой доске. Дело в том, что ребенок рождается с плоскостопием, и неправильная обувь, недостаток физической активности могут это закрепить. Пусть ходит, ползает, топает - ив ботиночках, и босиком!

«Нельзя» и «надо»

Овладение ходьбой и речью не всегда идет параллельно. Ребенку словно не хватает сил, чтобы одновременно преуспевать в двух таких сложных областях. У хорошего ходока нередко запаздывает слово, а быстро набирающий словарный запас отстает в ходьбе. Мальчики обычно начинают говорить позднее девочек. Но среди тех и других есть упорные молчуны, которые до полутора-двух лет говорят очень мало, и вдруг - лингвистический взрыв, обвал, фонтанирование слов.

В норме ребенок к году произносит 10-15 коротких слов, но понимает гораздо больше. Да и вообще он сейчас понимает и хочет больше, чем умеет. Такой разрыв порождает у некоторых детей повышенную капризность, боязливость, требование, чтобы мама была постоянно рядом. Проявите терпение, знайте: чем активнее ребенок начнет ходить, чем больше говорить, тем спокойнее будет становиться.

К нему уже можно, и нужно, обращаться с просьбами типа: «Подними платочек», «Принеси кубик», «Дай мне лялю», «Положи ложку», «Открой ротик».

С ним пора рассматривать детские книжки, рассказывать, что там нарисовано, спрашивать: «Что это?», «Кто это?». Он умеет показать, где глаза, нос, уши у него самого, у мамы, у папы, способен к некоторым обобщениям - знает, что и живая кошка Мурка, и игрушечная, и нарисованная в книжке - это все «кис-кис». Узнает на фотографии хорошо знакомого человека и радостно смеется, сделав это открытие.

При одевании, раздевании, укладывании спать пытается быть не только объектом ваших действий, но и активным участником. Это стремление надо поддерживать, направлять. Говорите ему: «Подними ручки», «Повернись», «Давай натянем колготки». В процессе такого партнерства, сотрудничества лучше и скорее развивается речь.

Вы уже успели прочувствовать характер своего малыша - покладистый ли он, спокойный, ласковый, или строптивый, своевольный, настойчивый. Во многом это объясняется врожденными свойствами, а они очень устойчивы. «Обломать», переделать, скажем, строптивого, импульсивного упрямца, вырастить его послушным тихоней невозможно, разве что ценой развития у него невроза. Да и вам бы это стоило немалых нервов. Так что не ставьте себе подобной задачи. Мудрость воспитания в другом: открыть, поддержать, развить в ребенке все хорошее и скорректировать, смягчить, приглушить все нежелательное.

Ребенок не так прост, как кажется. Иногда создается впечатление, что он уже и сам изучает вас, пробует разные модели поведения.

«На!» - протягивает он вам свой измусоленный сухарик и испытующе смотрит. Обязательно возьмите, скажите «спасибо», похвалите за доброту. «Бах!» - с размаху бросает он на пол ложку и опять испытующе смотрит. Сделайте строгое лицо, покачайте сокрушенно головой, всячески покажите ему, что вы огорчены, недовольны.

Среди слов и понятий, которые ребенок должен усвоить, есть два ключевых, важнейших, это: «нельзя» и «надо». На них, в сущности, зиждется нравственное воспитание человека, его будущие жизненные установки. А пока - они оберегают безопасность малыша, помогают лучше ориентироваться в окружающем мире, который теперь становится для него все более открытым.

И педагоги, и врачи единодушны в том, что запретов не должно быть слишком много. Это не дает желаемых результатов, скорее наоборот.

Во всем, что допустимо, уступайте ребенку; то, чего действительно нельзя, - запрещайте твердо. Это правило надолго, на все детство. Но е,сли старшему вы можете объяснить, почему нельзя, малыша лучше переключить, отвлечь от запретного.

Приноровился он, например, сидя на руках у бабушки, сдирать с нее очки да еще бросать их.

«Нельзя!» - говорите вы ему. Не послушался? Можно просто спустить его на пол - это наказание. Есть другой вариант: попытаться переключить, перестроить озорной жест на ласковый. Потянулась рука к очковой оправе, перехватите ее, скажите: «Поправь у бабушки очки, поцелуй, погладь бабушку...»

Или добрался малыш до книжки и рвет ее. «Нельзя!» - строго говорите вы и забираете ее у него. А взамен приносите, к примеру, картинки на толстом картоне - их не порвешь, зато можно перебирать, рассматривать. Хорошо на такие случаи иметь в запасе несколько привлекательных для малыша вещиц, которые он редко видит, показать ему что-то неожиданное. На языке физиологии, это называется «создать новый очаг возбуждения».

Или: невзлюбил ребенок умываться, капризничает, вырывается. «Надо, надо», - ласково приговариваете вы, а сами делаете воду потеплее, осторожнее действуете руками. А умыв, причесав, подводите к зеркалу: «Посмотри, какой ты чистенький, красивый». В зеркало дети обычно смотрятся с большим интересом, хотя себя в этом возрасте толком еще не воспринимают, и этот интерес сможет смягчить, загладить впечатление от только что пережитых неприятностей.

В общем, ваша тактика должна быть гибкой, вариантов компромисса много. Главный же принцип: стараться, чтобы каждому «нельзя» противопоставлялось альтернативное «можно», а каждое «надо» осуществлялось наименее обременительным для ребенка образом.

Между младенчеством и детством

Двенадцатый месяц - последние четыре недели младенчества, с года начинается раннее детство. Может быть, у вашего малыша оно уже началось, а, может, он еще немного дольше побудет младенцем. Ведь биологический возраст - определенный уровень зрелости организма - не всегда точно совпадает с возрастом хронологическим. Но при всех условиях пора понемногу готовиться к новой ступеньке роста.

На двенадцатом месяце более тонкими становятся вкусовые ощущения ребенка, он уже не опасается новых блюд и с любопытством заглядывает в тарелки взрослых: что там такое они едят? Как бы это попробовать?

Конечно, ему можно еще далеко не все, однако, стол после года будет приближаться к общему. С этого возраста разрешается (если нет диатеза) не только желток, а целое яйцо; в меню завтраков присутствуют селедочный паштет, хлеб с маслом и тертым сыром, омлет, ленивые вареники со сметанным соусом, обед начинается с овощной закуски - тертой свеклы, моркови, помидорного салата, на второе - рыбные и мясные суфле; в полдник к молоку или кефиру - печенье, кукурузные хлопья.

Что-то из перечисленного уже можно попробовать и сейчас. Но основной режим питания, как и весь распорядок дня, остается прежним: четыре кормления, два дневных сна, две, а лучше три, прогулки. В холодные дни разумнее вместо двух прогулок, скажем, по два часа погулять по часу-полтора, но зато три раза. Впрочем, ребенок уже достаточно закален, чтобы гулять в любую погоду, была бы правильно подобрана одежда. Гигиенисты считают наиболее подходящей для зимы одежду в три слоя. Первый - домашнее платье, костюмчик, второй - шерстяная кофточка и рейтузы, третий - шубка, пальто, а в идеале - утепленный комбинезон. На голове плотная шерстяная шапочка, на ногах - теплые сапожки.

Сам, без поддержки, ребенок ходить еще не очень-то умеет. Поводите его за ручку, попеременно то за правую, то за левую, помогите взобраться на маленькую горку, сойти с нее, покажите, как можно, держась за спинку санок, толкать их вперед. Дети способны прозаниматься этим довольно долго - а лучшего упражнения и не надо!

Копать снег лопаткой, строить горку он еще не сможет, но с интересом будет наблюдать, как это делает мама. Хочется мамину горку растоптать? Пожалуйста! Возводить, разрушать возведенное, снова строить - это ведь любимое детское занятие, буквально, потребность. Вы увидите это не раз, когда ребенок станет старше и будет самозабвенно играть с песком или снегом.

Дети любят проверять, «что получится, если...». Пусть пошагает по свежевыпавшему снежку, а потом разглядывает свои следы. Может и мама пошагать рядом: вот какие у мамы следы большие, а у него - маленькие! А если потопать ножками (согреться!), будут они глубже? А может, стоит посмотреть, нет ли на снегу следов вороны, собаки?

Нарисуйте палочкой на снегу солнышко, домик, елочку. Скоро и у вас дома будет елка - первая елка вашего ребенка. Он подойдет к ней, сам, рассмотрит игрушки, найдет под елкой свой первый подарок от Деда Мороза. Пусть на такой счастливой ноте и начнется его раннее детство, пусть будет оно счастливым!

О том, как происходит развитие ребенка 12 месяцев, и какой уход он должен получать, чтобы чувствовать себя комфортно, читайте в статье.

Вот малыш и приблизился к первому серьезному юбилею (ему исполнился год) и, естественно, родители должны знать, как происходит развитие ребенка 12 месяцев .

За это время ваше чадо приобрело множество новых знаний и умений.

Физическое развитие ребенка 12 месяцев

Малыш начинает набирать вес и вытягиваться в длину все медленнее, но все же изменения с его телом происходят.

За месяц вес ребенка, получавшего правильное питание и уход, увеличивается, как минимум, на 350 граммов, рост – на 1,5 см.

Окружность головы и груди тоже увеличиваются в объеме.

Изменения, что произошли с телом малыша, видны в этой таблице:

Вы видите, что младенец со дня своего рождения стал тяжелее на 5–8 килограммов и длиннее – на 20–30 см.

Замедление темпов роста и веса ребенка связано с тем, что малыш начал много двигаться в течение дня, а поэтому пищу, которую дитя получает, его организм использует для переработки в энергию, а не в жировые отложения.

Двенадцатимесячный ребенок продолжает обзаводиться зубами.

Их количество во рту может варьироваться от 6 – до 12. У некоторых малышей может быть и больше 12 зубов.

Если вы сомневаетесь, нормальными ли темпами прибывают зубики во рту ребенка, проконсультируйтесь с педиатром.

Ваша задача – обеспечить ребенка продуктами питания, содержащими кальций, фтор и витамины.

Психологическое развитие ребенка 12 месяцев


12 месяцев – возраст активного психологического и эмоционального развития младенца.

В плане психологии ваше дитя продвинулось гораздо дальше, чем – физиологии.

К несчастью для родителей в этот период они сталкиваются с первыми психологическими кризисами своего чада: он или она часто капризничает, настаивает на своем при помощи крика и плача, охотно демонстрирует свои эмоции, как радость, так и недовольство или обиду.

Если в его присутствии плачет какой-то ребенок, то малыш может и сам зайтись плачем в знак сочувствия к ровеснику.

Особенность психологического развития ребенка 12 месяцев – истерики (дитя бросается на пол, начинает сучить ножками, громко требовать то, что ему нужно).

Родителям не стоит начинать кричать на карапуза, следует успокоить его и лишь когда он начнет улыбаться, объяснить, почему вы не разрешили ему сделать это.

Хоть это и невероятно трудно, но нельзя во всем потакать малышу, ведь он должен понимать слово «Нет».

Ваше сокровище не устает узнавать ежедневно что-то новое, наблюдать за вами и копировать ваши повадки, действия.

Дома он ведет себя невероятно расковано, пытаясь до всего дотянуться, исследовать все уголки вашей квартиры.

А вот в незнакомом месте он будет вести себя более сдержанно и, если заинтересуется чем-то, то попросит маму сопровождать его.

Его эмоциональная связь с матерью невероятно крепка: он по-прежнему боится потерять ее, так что родительницам не следует оставлять свое сокровище на длительное время, чтобы не травмировать его.

Вы и не заметите, как совсем скоро малыш станет независимым, и тогда уже вы будете просить его внимания.

Развитие ребенка 12 месяцев: его знания, умения и навыки

Все дети уникальны, поэтому темпы их развития и скорость, с которой они постигают новые знания, может быть разной.

И все же большинство ребятишек в возрасте двенадцати месяцев обладает следующими знаниями, умениями и навыками:

  1. Самостоятельно встают и садятся, когда сами того хотят.
  2. Ходят понемногу.
  3. Могут даже бежать, если их поддерживает за руку кто-то из взрослых.
  4. Расширяют свой лексикон за счет произнесения новых слов.
    Многие дети в этом возрасте произносят от 10 и больше слов, при помощи которых они общаются с родителями.
  5. Обращаются к маме, папе и другим близким людям, напрямую, называя их по имени или же «мама», «папа», «деда», «баба».
  6. Могут ходить на горшок, если мама вовремя посадит на него.
  7. Лишь немногие начинают проситься на горшок, если ваш малыш этого не делает – не расстраивайтесь.
  8. С удовольствием играют в сюжетные игры со своими любимыми игрушками, охотно копаются в песке, катают по полу машинку или тянут ее за веревочку, строят что-то из кубиков и т.д.

Питание и сон ребенка 12 месяцев, обеспечивающие его нормальное развитие

Ежедневно малыша ожидает так много интересного, что он начинает проводить во сне все меньше и меньше времени.

Если его ничего не беспокоит (он себя хорошо чувствует), то ночью ребенок спит 8–11 часов, не просыпаясь для кормежки. 12 месяцев – самое время переводить младенца на такой режим: один длинный (1–3 часа) послеобеденный сон и ночной сон.

Если вы по-прежнему будете пытаться уложить его спать дважды днем, то с ночным укладыванием возникнут серьезные проблемы.

Переход на однодневный режим дневного сна может быть весьма болезненным для дитяти и часто родителям приходится тратить не менее месяца, чтобы помочь своему чаду адаптироваться к новому режиму.


Если вы до сих пор кормили своего ребенка грудным молоком, то можно подумать о том, чтобы начать отлучать его от груди, ведь малыш получает достаточно витаминов и микроэлементов с взрослой пищей.

Срок грудного вскармливания карапуза зависит лишь от него самого и мамы, поэтому некоторые родительницы продолжают подкармливать свое чадо грудным молоком, пока он сам не отказывается брать грудь (мамы, кормящие грудью трехлетних детей, – не такая уж и редкость).

Рацион двенадцатимесячного карапуза значительно расширяется за счет запеканок, котлеток и тефтелей из мяса и рыбы, каш, молочных продуктов, овощей и фруктов, выпечки.

По-прежнему сохраняется запрет на острое, соленое, копченое, на сладости (особенно – шоколад) и продукты, что могут вызвать аллергическую реакцию у ребенка (помидоры, апельсины и прочие).

В 12 месяцев младенец уже может самостоятельно орудовать ложкой или пить с чашки, поэтому постепенно начинайте учить его есть, как это делают взрослые.

Не будет лишней и информация со следующего видеоролика,

где также описывается развитие малыша в 12 месяцев:

    Ваше задание в это время – обезопасить своего ребенка от неприятностей, которые поджидают его на каждом углу.

    Пока еще малыш не понимает, что утюг может быть горячим, кошка, если он сделает ей больно, может его оцарапать, а падение с дивана станет болезненным.

    Вы должны объяснить ему все это, чтобы он познавал окружающий мир в полной безопасности.

    Отношения родителей с ребенком 12 месяцев напоминают схватку характеров и соревнование «Кто сильнее».

    Если малыш пытается сделать что-то плохое или опасное, вы должны запретить ему это, несмотря на все его требования и истерики.

    Причем, запрещать брать ваш мобильный телефон (это лишь пример) следует всегда, а не только тогда, когда у вас плохое настроение или он нужен вам самой.

    Детка не поймет запретов, если сегодня вы разрешаете ему играть с вашим телефоном, а завтра – запретите.

    Чрезмерная опека и ограждение от всего мира способно принести ему вред, а не пользу.

    Не стоит продолжать панически бояться микробов, запрещать младенцу играться со сверстниками, бежать прочь от песочниц или опасаться выходить зимой на улицу.

    Скоро ваше дитя пойдет в детский сад, затем – в школу и без адаптации ему будет трудно.

Вот так идет развитие ребенка 12 месяцев , такой уход он должен получать, чтобы чувствовать себя комфортно.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Как же долго вы ждали наступления этого заветного дня! Сегодня вашему любимому малышу исполнился 1 год! Позади остались тревоги и сомнения, связанные с первым купанием, первой прогулкой, ночным беспокойством, частыми коликами и первым прикормом. Сейчас вы вспоминаете все эти моменты с нежностью и трепетом.

На ваших глазах родной карапуз делает первые неловкие шаги в самостоятельную жизнь. За прошедшие 12 месяцев он приобрел основные жизненно необходимые навыки, которые в будущем ему необходимо немножко усовершенствовать. Давайте рассмотрим вместе, что должен уметь ребенок в годик.

Рост и вес малыша в 1 год

За 12-й месяц ребенок прибавит в весе на 300-400 гр и вытянется на 2-2,5 см. Принято считать, что при нормальном развитии ребенка, вес малыша к году должен утроится, по сравнению с весом при рождении. Среднестатистические показатели роста и веса ребенка на 12 месяце жизни приведены ниже в таблице.

Чему малыш научился за год

Для правильной оценки развития вашего малыша нужно обратить внимание на то, что должен уметь делать ребенок в 1 год. Основные навыки, которые малыш приобретает к этому возрасту:

Задержка развития или особенности ребенка?

Довольно часто родителей тревожит ситуация, когда сверстники крохи уже самостоятельно ходят и повторяют слова, а их малыш и не собирается этому учится. Давайте вместе рассмотрим симптомы, которые помогут взрослым распознать, что ребенок отстает в развитии. Стоит бить тревогу, если к году малыш:

  • не реагирует на свое имя;
  • не обращает никакого внимания на музыкальные игрушки;
  • не хочет идти на контакт с другими детьми;
  • не пытается самостоятельно стоять возле опоры;
  • не совершает попыток повторять за взрослыми слова (“на”, “дай”, “мама”, “папа”);
  • проявляет частые беспричинные приступы агрессии.

В данной ситуации лучшим советчиком будет грамотный невропатолог, к которому нужно обратится при наличии вышеперечисленных симптомов. Только врач, оценив информацию про протекание беременности, периода родов,наличие врожденных и приобретенных заболеваний, сможет дать адекватное заключение о развитие ребенка и, при необходимости, назначить курс лечения. Специалист поможет вам советом о нюансах воспитания ребенка и развеет возникшие сомнения. Не нужно этого бояться, так как упущенное время в столь раннем возрасте даст о себе знать серьезными проблемами через несколько лет.

Учимся говорить вместе

Первое «агу» и первый лепет остался позади. К 12 месяцу жизни малыш активно пытается произносить первые слова, стараясь четко дать понять взрослому свои желания и приоритеты. В лексике годовалого ребенка можно насчитать до 10 слов. Несмотря на то, что эти слова бывают очень сумбурными и не всегда понятными даже самым близким людям, речевое развития ребенка нужно стимулировать и развивать каждый день.

Как же это правильно делать? Специалисты советуют обучать ребенка только в игровой форме. Называйте малышу цвета игрушек, формы геометрических фигур, рассматривайте вместе детские книжки, описывайте увиденное на каждой странице. Важной составляющей частью развития ребенка является хорошая ориентация в месте, где он проживает. Комментируйте малышу все, что вы делаете, показывайте и называйте ему обобщенные названия комнат (кухня, спальня, ванная комната), предметы интерьера (кресло, диван, стол) и столовые приборы (тарелка, ложка, кастрюля).

Не упускайте драгоценную возможность познать новое и во время прогулки. Покажите крохе собачку и котика, озвучьте какие звуки они произносят. Получите массу положительных эмоций от совместного кормления голубей в парке. Захватите несколько орешек с собой, а вдруг вам повезет встретить белочку. Эти простые вещи приносят ребенку море позитивных впечатлений и стимулируют развитие речи.

Пойдите вместе на детскую площадку. Дайте ребенку возможность понаблюдать за тем, как играют другие детки, что они делают в песочнице, как спускаются с горки и как общаются между собой.

Как развивать ребенка в годик

Детки после 12 месяцев отлично поддаются обучению необходимых навыков и знаний с помощью игры. Для проведения свободного времени с пользой отлично подойдут:

  • пальчиковые краски;
  • пластилин;
  • развивающие карточки;
  • разноцветный конструктор с крупными деталями;
  • пирамидка;
  • обучающие кубики с изображением букв или цифр;
  • набор детской посуды.

При покупке новых игрушек или материалов для проведения игр обязательно обратите внимание на безопасность и не токсичность материала, из которого изготовлено изделие, наличие сертификата качества и отсутствие мелких деталей. Ни в коем случае не оставляйте без наблюдения ребенка с пальчиковыми красками или пластилином!

Во время игры будьте рядышком с малышом, направляйте его и поддерживайте, если у него что-то не получается.

Нужен ли годовалому ребенку режим дня?

Ответ однозначный и не подлежит обсуждению. Да, режим не просто нужен - он необходим! И если до этого времени у вас, по определенным причинам, не получилось его установить, то немедленно займитесь этим вопросом. Лучше всего, чтобы режим дня вашего малыша был очень похож тот, по которому работают в детских садах. В этом случае через год-два адаптация ребенка к условиям детского сада пройдет намного быстрее и менее болезненно для детской психики. В таблице представлен приблизительный режим дня, рекомендуемый для 12-месячных детей.

8.00 - 8.15 Подъем, проведение гигиенических процедур
8.15 - 8.30 Зарядка
8.30 – 9.00 Завтрак
10.00 - 12.00 Прогулка и игры на свежем воздухе (возможен сон во время прогулки)
12.30 - 13.00 Обед
13.00 - 15.30 Дневной сон
16.00 - 16.30 Полдник
16. 30 - 18.30 Игры, массаж и гимнастика, прогулка
19.00 - 19.30 Ужин
20.00 - 20.30 Проведение гигиенических процедур, купание
21.00 Ночной сон

Некоторые детки еще не готовы перейти на один дневной сон. Не переживайте и не пытайтесь это изменить. Ничего страшного не будет, если малыш дополнительно вздремнет еще и в первой половине дня.

Важно не забывать о необходимости ежедневных прогулок. С ребенком такого возраста можно гулять 2 раза в день. В осенне-зимний период (при температуре до -8°C) прогулка может длится на протяжении 1,5 - 2 часа, а весной и летом это время можно увеличить до 3-4 часов. Обязательно возьмите на прогулку любимые игрушки малыша и влажные салфетки (которые вам понадобятся, чтобы протереть ручки любопытному исследователю).

Для того, чтобы вечером уложить ребенка спать без капризов, придумайте свои определенные «ритуалы» (купание, прочтение детских книг, колыбельная).

Как же правильно поступить родителям в случае отсутствия даже намека на определенный режим дня у малыша? В первую очередь стоит объективно оценить собственный “семейный режим”. Если вы не смогли выработать определенный график, который ежедневно облегчает трудовые будни вашей семьи, то нужно приступить к этому вопросу уже сегодня. Дети любят порядок и своеобразную определенность действий. Психологи утверждают, что режим дня является не отъемлимой частью гармонического развития ребенка (как физиологического, так и психологического).

Поэтому для начала начните с себя - выработайте время, которое подходит вашей семье для подъема с утра и для отхода ко сну, для принятия пищи(завтрак, обед и ужин) и для развивающих игр. Учитывая биоритмы малыша, подберите момент, когда его проще всего уложить спать днем и в вечернее время. Теперь вам остается строго соблюдать выбранное время и не менять его ни под каким предлогом. Даже если ребенок (по определенным причинам) плохо спал днем и захочет спать к шести часам вечера, то постарайтесь отвлечь его любимыми играми или книгами, чтоб немного оттянуть время и уложить его спать как обычно. Все остальное сделает время и привычка. Спустя неделю-другую малыш сам подскажет что пора делать в определенное время суток.

Вырабатываем навыки гигиены

12-месячный возраст ребенка - это самый подходящий период для прививания основных принципов гигиены. Приучайте малыша умываться после пробуждения, чистить зубы два раза в день (утром и вечером), мыть руки после возвращения с прогулки и перед едой.

Для этих целей лучше всего выбирать детские гипоаллергенные средства проверенных фирм, которые имеют соответствующие сертификаты качества.

Можно ли переходить на общий стол?

Можно, но очень осторожно и постепенно. Многие родители спешат перевести своего годовалого карапуза на еду из общего стола. Возможно вам такой перевод облегчит приготовления пищи, но наличие нескольких зубов и умение пережевывать твердую пищу еще не означает, что ребенок готов питаться взрослыми блюдами.

Запретными продуктами для малыша остаются:

  • грибы;
  • консервы;
  • копчености.

По возможности, лучше не спешить с жаренными блюдами, цитрусовыми, орехами и шоколадом. Специалисты не рекомендуют так рано нагружать ферментативную систему ребенка такими продуктами.

Для 12-месячного малыша стоит продолжать готовить пищу способом варки, запекания или приготовления на пару. По прежнему, для питания карапуза нужно выбирать только свежие продукты и чистую кипяченную воду.

Основную часть рациона, как и раньше, составляют молочные блюда. Уже наступило подходящее время, чтобы предложить малышу макаронные изделия с молоком, полноценные молочные каши и пудинги. Из творога можно приготовить запеканку и суфле.

Нежирное мясо и рыбу стоит давать в виде фрикаделек, паровых котлеток или запеченного суфле. С разнообразными сосисками, сардельками и колбасами нужно повременить!

При условии отсутствия аллергии годовалого ребенка можно угостить фруктовым салатом с нежирными сливками или йогуртом.

Не нужно забывать о питьевом режиме! Поите ребенка столько, сколько он требует. Помимо чистой кипяченной или детской воды, малышу можно предложить:

  • фруктовые соки (яблочный, морковный, персиковый, абрикосовый);
  • не крепкие травяные чаи (ромашка, мята, мелисса, фенхель);
  • компоты из сухофруктов и свежих ягод;
  • настой шиповника.

Маме малыша нужно все так же тщательно следить за реакцией маленького организма на каждый новый продукт!

Пример приблизительного рациона 12-месячного карапуза:

В промежутках между едой, ребенку можно предложить галетное печенье, кукурузные палочки без добавок, яблоко или банан. Чрезмерное злоупотребление “перекусами” между основными приемами пищи грозит малышу отсутствием чувства голода и плохим аппетитом во время обеда или ужина.

Кормление грудью все еще не теряет своей актуальности. Помимо определенной пищевой ценности, теперь оно несет больше психологический смысл. Малыш знает, что самый родной человек рядом, под грудью он быстрее успокаивается и засыпает. Поэтому не стоит спешить отлучать ребенка. Определенного срока прекращения грудного вскармливания не существует. Малыш сам вам подскажет, когда будет готов к этому.

Как побороть капризулю?

В один прекрасный день родители замечают, что их покладистый и послушный ребенок стал проявлять характер и не слушаться. Несомненно это беспокоит и мам, и бабушек, и посторонних тетушек на улице, которые так и норовят вам прочитать лекцию о правильном воспитании детей. Дорогие наши, наберитесь терпения! Вы отлично воспитываете своего малыша, просто в этом возрасте путем капризов проявляется его стремление к самостоятельности!

Как помочь ребенку справится с истериками и непослушанием? Вот несколько советов:

  • Разговаривайте с малышом!
  • Каждый запрет должен быть подкреплен объяснениями.
  • Учите малыша находить компромисс и меняться игрушками с другими детками.
  • Отвлекайте ребенка! Переключайте его внимание на что-то другое, более интересное в данный момент.

С этого возраста начинает закладываться фундамент будущего характера малыша. Учите его быть добрым и отзывчивым, благодарите за любую попытку оказать вам помощь и хвалите за успехи и достижения! Уделяйте ребенку как можно больше внимания и времени!

Правила безопасности

Несмотря на то, что ребенок с каждым днем становится более самостоятельным, пренебрегать основными правилами безопасности ни в коем случае нельзя. Даже наоборот, любопытство малыша толкает его на новые подвиги и исследования окружающего мира. Поэтому родителям нужно внимательно следить за действиями малыша, создать в доме максимально идеальные (в смысле безопасности) условия для периода бодрствования.

Хотим обратить отдельное внимание на место, где вы храните лекарства, легковоспламеняющиеся и моющие средства. Эти предметы должны находится вне зоны свободного доступа вашего ребенка. Яркие и красочные упаковки таблеток или средств для уборки дома, коробки со спичками или зажигалки, которые находятся на видном месте, так и притягивают интерес детей. С целью своего спокойствия и избежания несчастного случая, специалисты рекомендуют спрятать все, что может быть опасным для карапуза, в недоступное место.

Следующим пунктом является кухня. Напоминаем еще раз, что это не самое лучшее место для игр. Особый интерес у детей этого возраста, по прежнему, вызывает кухонная плита. Ни в коем случае не оставляйте горячий чайник или кастрюлю на краю плиты, все ручки сковородок отворачивайте от вас, чтоб малыш случайно не перевернул содержимое на себя.

Не оставляйте ребенка без присмотра взрослых! Он еще очень маленький, чтоб быть самостоятельным, но уже достаточно большой, чтоб что-то вытворить.

Подведем итоги

Вот и подрос ваш малыш. Из категории грудничков он перешел в годовасики. Нужно каждый день помнить о том, что ребенок - это личность со своими желаниями, прихотями и нравами. И пускай сегодня карапуз не может описать словами свои чувства и эмоции, но он прекрасно понимает все, что происходит вокруг него. Основная задача близких людей - создать уютную и комфортную атмосферу для ребенка, объяснять ему “что такое хорошо, что такое плохо”, прививать малышу качества, которые бы они хотели увидеть в нем спустя несколько лет и подкреплять все объяснения собственным примером.

Проводите все свое свободное время вместе с любимым карапузом! Сейчас самым главным для него является ваша любовь, поддержка и забота. Совсем скоро он будет твердить о своей самостоятельности решительным «Я сам!!!», поэтому пока наслаждайтесь тем, что малыш нуждается в вашем присутствии и помощи.

И пусть заветное желание, загаданное при задувании первой свечки на праздничном торте, обязательно исполнится в скором времени!!!

Развитие ребенка от 11 до 12 месяцев

Физическое развитие

Завершается первый год жизни ребенка. Антропометрическая динамика за прошедшие двенадцать месяцев колоссальная! Вы хорошо помните, как выглядело это розовое нежное создание триста шестьдесят пять дней назад? Достижения чада за это время удивительны и огромны! Кроха вырос на 25 сантиметров и набрал приблизительно 7 килограмм массы тела от момента рождения! Уже шесть-восемь зубов в арсенале маленького человека! А разве не достижение – навык покорения пространства?!

На этом этапе различия в двигательном развитии малышей сохраняются. Маленькие исследователи много и уверенно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Более ловкие дети ходят самостоятельно или придерживаясь за руку взрослого или мебель. У малыша начинает вырабатываться контроль собственных движений, он пробует удерживать равновесие с помощью одной руки, для того чтобы в другой можно было держать игрушку. Сидящий на полу ребенок не теряет равновесие даже тогда, когда вы поднимаете ему ножку (например, надевая ботиночек).

Движения руки тоже становятся более координированными. Пытаясь захватить одновременно несколько предметов, малыш раскрывает ладошку соответственно их размерам. Развиваются сочетанные движения обеих рук: ребенок может брать игрушки одновременно двумя руками. Появляется «щипковый захват» – ребенок захватывает мелкие предметы и игрушки согнутыми большим и указательным пальцем. Малыш постепенно учится быть более самостоятельным - сам ест печенье или сушку, пытается пить из чашечки, держать ложку.

Ребенок начинает постигать пространственные отношения. Ему нравится вынимать игрушки из коробок и банок. Складывать предметы обратно у малыша не всегда получается. Ему трудно понять, как вложить один предмет в другой. Особенно это заметно, если вы дадите малышу две круглые формочки – большого и маленького размера. Вместо того, чтобы вложить маленькую формочку в большую, он пытается всунуть большую в маленькую и предпринимает неоднократные попытки для достижения желаемого результата.

Осваивая первые шаги, малыш учится одно¬временно выполнять другие действия: толкать перед собой игрушку на колесиках, нести в одной или двух руках предмет, тянуть за собой машинку на веревочке. Малыши, которые начали ходить до года, продолжают осваивать новые движения -учатся приседать, ло¬житься без помощи взрослого, кидать и катить мяч и следить взглядом за его движением.

Психическое развитие

Малыши начинают открывать для себя новые закономерности – они понимают, что спрятанная на их глазах игрушка не пропадает, а остается на том же месте, где ее спрятали. Ребенок внимательно следит за вашей рукой, когда вы прячете игрушку, и сразу ищет ее там, где вы ее положили. Спрячьте кубик под небольшой коробкой – малыш приподнимет коробку, возьмет кубик и, довольный собой, покажет его вам.

В этом возрасте малышей можно начинать учить простым манипуляциям с игрушками – тянуть машинку к себе за веревочку, класть мишку «спать» в кроватку рядом с собой. Дети продолжают изучать непознанное. При этом способы исследовать новые предметы остаются старыми: ребенок трясет, стучит и тянет в рот и съедобное, и несъедобное. Он может пытаться кусать игрушку, похожую на фрукт, который недавно пробовал. Ощупывая и прикасаясь к различным предметам, малыш может показать вам, что ему приятны далеко не все тактильные ощущения. У некоторых малышей в этом возрасте может отмечаться повышенная тактильная чувствительность: им не нравится трогать желе или влажные мягкие предметы, вставать босиком на песок и т.п. Ребенку, бесспорно, нужен разный тактильный опыт, но с новыми ощущениями знакомьте его постепенно. Позволяйте малышу как можно больше ходить босиком по разным поверхностям: по полу, по траве и песку, влажному и сухому. Дотрагивайтесь до спинки и ручек малыша мягкой пуховкой, кусочками меха, теплыми и прохладными предметами. Любимой игрой малыша надолго становится игра «входит и выходит». Не случайно детские психологи называют этот возраст ребенка возрастом «Иа-Иа». Малыши часами могут скла¬дывать предметы в емкости, а потом доставать их оттуда.

Ребенок становится все общительнее и с удовольствием встречает уже знакомых взрослых, радуется встрече с ними и стремится быть в центре событий. Он все больше и больше нуждается в разнообразии. Игры малыша становятся более осмысленными. В этот период хорошо выделить специальное время для игр с ним. Очень важно, чтобы с ребенком как можно чаще играл папа. Игры пап и мам отличаются. Папы играют с малышами в «шумные» игры, поднимают их вверх, подбрасывают, учат пинать мяч.

Многие малыши проявляют все больший интерес к рассматриванию картинок в книжках. Это не мешает им использовать книжку как игрушку: малыш вертит книгу, стучит ею об пол, дергает за страницы. Именно поэтому первые книги для малышей должны быть небольшого формата, легкие, с картонными страницами. Покупайте книжки с картинками без текста. Не мешайте малышу играть с книжкой. Яркие картинки обязательно привлекут его внимание. Показывайте ребенку изображения знакомых предметов. Громко называйте их, читайте короткие стишки.

Ребенок требует большего внимания со стороны родителей. Он хочет общаться и ищет доступные ему средства коммуника¬ции. Малыш вырабатывает понятную родителям систему звуко¬вого сопровождения своих просьб - звуками и жестами нетерпения выражает желание пить, есть, указательным жестом выражает желание получить понра¬вившуюся игрушку или интересующий его предмет.

Ребенок учится произносить новые звуки и активно тренируется в их произношении. Он может произносить отдельные звуки и звукосочетания, повторяющиеся слоги («ма-ма», «па-па», «ба-ба»), которые у некоторых детей становятся первыми словами. В этом возрасте некоторые дети могут произнести пер¬вое слово. В чем разница между сочетанием звуков и словом? Слово всегда соотносится с определенным человеком, предметом или действием. Сочетания звуков, в отличие от слов, произносятся сами по себе, «в никуда», и не несут смысловой нагрузки. Вы замечаете, что, не умея говорить, ребенок многое понимает: не только слова, но и фразы. По просьбе мамы или папы малыш машет ручкой: «пока-пока», хлопает в ладошки, перестает совершать какие-то действия, реагируя на запрет родителей. Количество слов, которые ребенок понимает, значительно превосходит набор слов, которые он может произнести. Малыш понимает и выполняет простые просьбы: «дай мне», «покажи мне», «достань мячик». Кроха показывает на себя, когда его называют по имени, смотрит в сторону родителей, если о них говорят. Он начинает понимать слово «нет», но не всегда реагирует на запрет, например, на какое-то время перестает делать то, что не нравится родителям, чтобы потом продолжить снова.

Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: игрушки-гнезда (принцип матрешек), пирамидки и игрушки с надевающимися на стержень деталями, кубики, игрушки с прорезями, заводные игрушки (машинки, курочки, утята), игрушки-каталки с длинной ручкой, куклы, мягкие и резиновые игрушки-зверята, наборы детской посуды, музыкальные игрушки, куклы-бибабо, рамки-вкладыши.

Время бежит незаметно. Совсем недавно ваш карапуз появился на свет, и вы носили на руках маленький комочек. Теперь его не узнать: малыш кардинально изменился внешне, он многое умеет и понимает. Развитие ребенка в 12 месяцев еще больше направлено на познание окружающего мира. Этот период является переходным, поэтому в некоторой степени сложен для малыша и родителей.

В 12 месяцев ребенок имеет вес 9.5 – 10.5 кг (±1 кг) и рост 74 – 76 кг (± 3 см). Прибавка массы и длины тела существенно не отличается от предыдущего месяца.

Что умеет нового в двенадцать месяцев ваш малыш?

  1. Ходит за ручку или самостоятельно. Но может продолжать активно ползать на четвереньках.
  2. Ребенок в 12 месяцев может одной ручкой взять два маленьких предмета, а двумя – три или горсть.
  3. Уверенно подает предмет взрослому и отпускает его. Умеет захватить пуговицу на вашей одежде при помощи согнутых большого и указательного пальцев.
  4. Малыш уже может приседать или садиться без опоры.
  5. Моторное развитие ребенка в годик позволяет ему построить башенку из нескольких кубиков и надевать кольца на палочку.
  6. Малыш продолжает осваивать жесты, кроме тех, что уже усвоены (см. ребенок в 10 и 11 месяцев), еще может: послать воздушный поцелуй (если вы его научите), поцеловать маму, дует на горячее.
  7. В 12 месяцев ребенок делает попытки кушать ложкой самостоятельно, при условии, что вы ему это показываете и позволяете сделать самому.

Что нового в психическом развитии:

  • К году ребенок понимает более 20 слов и знает названия предметов, которые видит вокруг каждый день. Произношение слов пока отдаленно напоминает должное, могут переставляться местами слоги, не все буквы выговариваются. Малыши вкладывают несколько значений в одно слово.
  • Ребенок в 12 месяцев начинает тянуться к другим ребятишкам, но пока не умеет общаться без конфликтов.
  • Теперь кроха хорошо понимает, как и с кем в семье можно себя вести. Он чувствует мягкость матери и позволяет себе шалить или даже манипулировать ею. Знает, что с папой такое не прокатит.
  • С ребенком к 12 месяцам становится все сложнее играть, он может устанавливать какие-то свои, не приемлемые для вас, правила в играх и упорствовать в том, что делать нельзя: кидаться песком, дергать за хвост кошку.
  • У детей примерно с этого возраста начинает проявляться долговременная память. Малыши могут запомнить, что происходило вчера или несколько дней назад. Есть люди, которые уже будучи взрослыми, способны вспомнить себя в годик.
  • Когда малыш слушает музыку, то пытается подпевать, а стоя – пританцовывать.
  • Выполняет простые просьбы. (см. ребенок в 11 мес.)
  • Приблизительно, начиная с 9-го месяца, но чаще всего в один год, у детей может наступить трудный переходный момент, когда они становятся будто не похожими на себя и кардинально меняются – это кризис первого года. Как он проявляется:
    • Трудновоспитуемость (непослушание, упрямство);
    • Резкое повышение самостоятельности (отказ от помощи);
    • Обидчивость и плаксивость;
    • Противоречивое поведение (ребенок может раздражаться, когда что-то не получается и ждать помощи от вас, но сразу отказаться от нее).

У любой мамы возникают вопросы: почему ребенок начал так себя вести? Что это: вредность или я его избаловала? Не стоит слишком переживать и бурно реагировать на перемены. Вот причины, из-за которых меняется поведение малыша:

  • У ребенка постепенно формируется воля, которая все чаще начинает сталкиваться с волей взрослого, из-за чего возникает протест со стороны малыша.
  • Мироощущение ребенка с 12 месяцев полностью меняется: он осознает первые признаки того, что он отдельная личность, что родители – это взрослые, которым позволено больше, чем ему.
  • С приобретением все большего количества навыков, у ребенка растет уверенность в себе, и он все больше проявляет самостоятельность. В то же время, малыш пока не может оценивать адекватно свои возможности, распределять силу, предвидеть ситуацию. Поэтому ребенок как бы переоценивает себя и из-за этого терпит неудачи, которые, конечно же, выводят его из себя. Ребенок не может принять мысль: «что у него не получается сделать то, что хочется, ведь мама это умеет».
  • Запреты воспринимаются ребенком как препятствие взрослыми к познанию им мира.

Тест на развитие детей в 12 месяцев:

  • Малыш уже должен уметь ползать, стоять с поддержкой и сделать несколько шажков, если вы держите его за ручки.
  • Ребенок в 12 месяцев должен использовать 1 – 2 жеста: махать ручкой, кивать «да» или «нет».
  • Ребенок должен говорить хотя бы одно осмысленное слово: мама, папа.
  • Должен уметь выполнить простые просьбы: дай, возьми.
  • Кроме того, должны присутствовать навыки, полученные в предыдущих месяцах. (см. ребенок в 10 и 11 мес.)
  • К концу первого года у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна – свидетельство того, что зубик растет.

Если хоть по одному из пунктов теста результат отрицательный, то обязательно нужно посетить детского врача.

Развитие ребенка по месяцам. 1 год / 12 месяцев видео

Режим – сон и питание

Родители многих годовалых детей сталкиваются со сменой режима. Приходится это делать потому, что теперь ребенка становится трудно уложить днем в такое же время, поэтому дневной сон приходится отодвигать. Так проявляют себя «совы», которые утром просыпаются в 9 – 10 часов, а днем укладываются в 14 – 15 часов. Таким образом, получается, что такие дети начинают спать днем один раз по 2 – 3 ч, примерно с 14 до 17 часов, а ночной сон у них начинается только в 22 часа или даже позднее.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

В связи с этим приходится приучать малыша к другому режиму питания. Если ребенок перешел на один длинный дневной сон, то пять раз покормить его не получится. Такие малыши кушают 4 раза, например: завтрак в 9.00, в 13.00 — обед, в 17.00 – полдник и ужин в 21.00.

Если режим вашего малыша не подвергся изменениям, то все остается по-прежнему. (см. ребенок в 11 мес.)

Как помочь малышу развиваться


  • Продолжайте периодически носить ребенка на руках. (см. «холдинг» ребенка в 10 мес.)
  • Развитие ребенка в годик все так же направлено на совершенствование речи и мелкой моторики, поэтому продолжайте занятия, которые развивают эти функции. (см. ребенок в 10 и 11 мес.)
  • Самый главный навык, который сейчас приобретает ваш кроха – это ходьба. Как бы вам не захотелось, чтобы ребенок начал ходить, важно, чтобы он был к этому готов. Если малыш освоил ползание и с легкостью передвигается, то можно подталкивать его к тому, чтобы он начинал ходить, но отучать ползать его не нужно. Для этого:
    • Поместите любимые игрушки малыша на доступную для него высоту. Как только вы заметите, что малыш встал и тянется за предметом, перенесите его чуть подальше от ребенка, чтобы кроха проделал несколько шагов сторону цели. Не торопите малыша, опорно-двигательный аппарат постепенно привыкает к новым нагрузкам. Увеличивайте расстояние постепенно.
    • Когда ребенок научится проделывать самостоятельно подряд несколько шажков от опоры до опоры, создайте ему несколько таких целей в виде игрушек. Пусть малыш переходит от одной опоры до другой: от стула к кроватке, от кроватки к креслу.
    • Очень часто малышу мешает сделать первый шаг чувство неуверенности и страх потерять равновесие. Дайте малышу в руки игрушку для равновесия, отойдите на пару шагов и попросите принести вам предмет. Многим деткам этого достаточно, чтобы осмелиться ходить самостоятельно.
    • Когда ходите гулять с ребенком, обращайте внимание ребенка на других детишек, которые уже ходят. Чужой пример заразителен.
    • Не злоупотребляйте ходунками, они могут сформировать неправильную осанку (). Лучше использовать игрушки-каталки или вожжи. Поддерживайте малыша за предплечья или кисти, но не за подмышки. Когда кроха сможет делать несколько шагов самостоятельно, можно страховать сзади, поддерживая за капюшон. Теперь старайтесь меньше пользоваться коляской.
    • Падения – важная составляющая в процессе обучения ходьбе. Не бросайтесь к нему сразу же после падения, пусть малыш сам попробует встать. Помогайте, если ребенок действительно не может встать или ударился и заплакал.
    • Если у вас есть, где походить по травке, по песку или просто по земле, то будет полезным выпускать погулять ребенка босиком. По жесткому полу учить ходить малыша нужно только в специальной детской обуви. Причина в том, что при ходьбе в стопе напрягаются определенные группы мышц, что происходит только при передвижении по естественным поверхностям (земля, песок, камушки). Когда ребенок ходит по жесткому полу, то стопа расслаблена или не полностью напряжена, что приводит к различным нарушениям в походке и голеностопе. Следует заметить, что первые башмачки должны быть не просто тапочками или нарядными босоножками, а ортопедически правильными ботинками. Желательно, чтобы они были на шнуровке и с высоким задником — для устойчивой фиксации голеностопа и с каблучком 5 мм — для профилактики плоскостопия. Конечно, не нужно держать постоянно ребенка в ботинках, но когда малыш учится ходить – одевайте.

Читаем статью