Во сколько новорожденные начинают ползать. Во сколько месяцев и когда ребенок начинает ползать на четвереньках

Многих родителей после появления долгожданного малыша интересует вопрос, который, казалось бы, подразумевает односложный ответ. Вопрос о том, с какого возраста начинает ползать ребенок, на деле оказывается не таким простым, потому что он касается одного из самых важных этапов развития маленького человечка и ответ на него зависит от многих факторов:

  1. Скорость развития ребенка.
  2. Состояние его здоровья.
  3. Обстановка, в которой он растет (в том числе и психологическая).

На самом деле этот этап развития малыша стоит воспринимать не буквально, а в более широком смысле: ребенок учится передвигаться самостоятельно, и это самое важное в процессе ползания. Ведь кроха может пропустить такой способ передвижения и сразу пойти, однако от этого не изменяется важность события и меры предосторожности, которые следует предпринять родителям после того, как их малыш сделал первое движение в сторону самостоятельности.

Когда ребенок должен начать ползать

В среднем дети начинают ползти в возрасте 7-8 месяцев после того, как уверенно держат голову и сидят. Однако если ребенок начал это делать немножко раньше, например, в 6 месяцев, или чуть позже, в 9-10, то это считается нормой. Чем раньше малыш начинает ползать, тем скорее он сделает свой первый шаг. Это происходит из-за физической подготовки: во время ползания требуется усиленная работа мышц, которые развиваются и помогают ребенку легче перемещаться. Соответственно, для первого шага нужны определенные физические данные, которые малыш нарабатывает в процессе ползания.

Вероятно и то, что малыш сразу встанет на четвереньки, при этом раскачивая попой и переставляя ручки. При этом не важно, какую траекторию выбирает кроха: по кругу, боком или по-пластунски. Главное – результат, который заключается в ползании на четвереньках. Безусловно, с первой попытки редко кому удается проползти большое расстояние (в соотношении возможностей ребенка), однако каждый раз при попытке достичь цели этот навык будет совершенствоваться.

Во сколько дети начинают ползать самостоятельно

От того, во сколько месяцев ребенок пытается начать ползать, зависит скорость овладения навыком самостоятельного передвижения: чем раньше он начинает ползти, тем, вероятно, больше понадобится времени для начала независимого передвижения из-за недостаточных физических возможностей. Все-таки, более взрослому организму легче справиться с балансированием на четвереньках.

Если ползание началось в пределах 7-8 месяцев, то обычно достаточно нескольких недель для того, чтобы малыш пополз сам. На первых этапах родители должны помочь ему, ежедневно стимулируя в игровой форме к тому, чтобы он пытался добраться к цели. Например, можно на большой и упругой кровати разложить игрушки недалеко от ребенка. Расскажите ему, какие они красивые, попытайтесь продемонстрировать, как с ними играть и позовите малыша с помощью голоса и жестов. Находитесь в это время рядом с ним, не оставляя ни на минуту, чтобы он не упал с кровати.

Если вы хотите ускорить развитие этого навыка, тогда готовьте малыша уже с 6 месяцев: выкладывайте его на пол (важно, чтобы он был теплым и мягким: лучше всего постелить одеяло в пододеяльнике), обложив игрушками. Конечно же, его что-нибудь заинтересует за пределами выделенного игрового пространства, и он попытается этого достичь. Всякое движение исходит от импульса желания, поэтому нужно, чтобы малыш сам захотел перебраться в другую область.

Помощь родителей

Вне зависимости от того, со скольки месяцев ребенок начал ползать – слишком рано или поздно, ему нужна помощь взрослых, которая заключается в психологической и физической поддержке для того, чтобы он решился на такой ответственный шаг – освоить неизведанную территорию.

«Топ, топ, топает малыш», – поется в веселой детской песенке. Это событие произойдет примерно через год после появления ребенка на свет, а к тому времени он успеет освоить много других полезных умений.

Прежде чем начать ходить, дети пытаются перемещаться, переползая с места на место. Почему и когда ребенок начинает ползать? Обязательно ли это должны уметь делать все детки?

Когда начинает ползать?

Новорожденный младенец с первых минут жизни начинает познавать окружающий мир. Он рассматривает все вокруг, прислушивается, трогает и пробует на вкус любую вещь, к которой может дотянуться. И вот, когда в зоне досягаемости руки не остается неизученных секретов, естественная пытливость побуждает малыша проявить интерес и к другим предметам.

Этот период активной познавательной деятельности начинается несколько раньше, чем дети учатся ходить. Поэтому, чтобы дотянуться до яркой игрушки или маминого мобильного телефона, малыш пробует двигаться вперед другими доступными ему способами.

Сначала у него начинает хорошо получатся перекатываться на бок и на живот. Потом он сможет, отталкиваясь ножкой или ручкой, развернуться в другую сторону, передвинуться вперед или назад. А когда малыш окончательно поймет и освоит свои новые возможности – он научится ползать в нужном ему направлении.

Обычно первые попытки ползти отмечаются у детей уже с пятимесячного возраста. Самые активные и настойчивые малыши к семи месяцам умеют ползком преодолевать довольно большие расстояния.

Такие данные о том, во сколько месяцев ребенок начинает ползать, нельзя считать нормой, поскольку в младенческом возрасте развитие детей происходит сугубо индивидуально.

Период, когда малыш станет ползать, зависит от нескольких критериев:

  1. Степень развития опорно-двигательного аппарата . Чем быстрее окрепнут мышцы рук и спины, тем увереннее будет чувствовать себя ребенок, опираясь на ручки, и в скором времени начнет ползать.
  2. Степень развития нервной системы . Осмысление принципа передвижения путем переползания – результат напряженной работы головного мозга. К этому моменту у младенца должны быть сформированы нейронные связи, отвечающие за координацию движений, развитие чувства пространства и расстояния.
  3. Особенности развития . Каждый малыш осваивает окружающий мир в своем ритме. Некоторые отдают предпочтения тактильным ощущениям и тогда они раньше начинают ползать. Другие сразу хотят понаблюдать и только потом пытаются потрогать.

Кроме этого, считается, что временной период, во сколько начинают ползать девочки, наступает немного раньше, чем у мальчиков. Также установлено, что недоношенные дети делают это немного позже, примерно в десятимесячном возрасте.

  1. Телосложение . Обычно пухленьким карапузам тяжелее научиться передвигаться ползком, поэтому у них данный процесс может занимать больше времени.
  2. Стимулирование . Создание благоприятных условий для формирования умения ползать может поспособствовать более раннему развитию этого навыка.

Таким образом, нельзя точно спрогнозировать, когда малыш научится ползанию. Нередко бывает, что ребенок в 8 месяцев еще не ползает, а уже начинает учиться стоять, перешагивать от предмета к предмету. У него потребность в перемещении ползком может не появиться совсем.

Способы ползания

Способ передвижения карапуз выбирает сам в зависимости от того, как ему удобнее или как больше нравится. Различают три основные манеры ползать:

  • на животе;
  • по-пластунски;
  • на четвереньках.

Однако младенец не может приподняться, а, наоборот, прижимается животом к полу. Это, скорее, можно назвать сованием.

При таком способе малыш не может быстро перемещаться. Часто, ползая на животе, он движется не вперед, а назад. Умение ползать таким образом хорошо укрепляет мышцы спины и шеи, помогает избавиться от кишечных колик и улучшает работу ЖКТ. О других методах избавления от коликов смотрите в курсе Мягкий животик >>>

Способ, когда ребенок начинает ползать по-пластунски, очень похож на то, как это делают взрослые.


Основные отличия от предыдущей модели ползания заключаются в движении ног. Младенец, лежа на животе, широко расставляет ноги и сгибает их в коленях. А затем, отталкиваясь от пола, выпрямляет ножки и таким образом продвигается вперед. При этом он приподнимается на руках, подтягивая тело.

Ползание по-пластунски помогает формировать у детей навыки чередования движений и является отличной профилактикой дисплазии тазобедренных суставов.

Ползание на четвереньках считается самым сложным способом, ведь ребенок должен удерживать свое тело в приподнятом положении. Кроме этого ему необходимо уметь держать равновесие, координировать свои движения.

«На четвереньках»

Сначала младенец выполняет все движения не очень уверенно, часто стоит на одном месте, покачиваясь вперед и назад. Однако когда он полностью освоит технику ползания на четвереньках, то будет передвигаться довольно быстро. Такой способ очень полезен для формирования изгибов позвоночника, умения правильно распределять нагрузку на тело во время движения и управлять направлением перемещения.

Малыш может сразу научиться самому элементарному способу ползания, а потом перейти к другой технике. Наиболее сложным считается умение ползать «перекрестным» методом.

Отказ от ползания: есть ли повод насторожиться

Умение двигаться ползком очень важно для развития младенца. Если ребенок не хочет ползать, не стоит пропускать это мимо внимания, рассматривая ползание просто как переходный этап между сидением и ходьбой.

Ведь когда малыш начинает ползать, формируются первые признаки самостоятельности, он располагает большей свободой и возможностями.

Кроме этого ползание очень полезно для:

  • тренировки мышц спины и конечностей;
  • формирования скелета и развития опорно-двигательного аппарата;
  • развития координации движений и умения ориентироваться в пространстве;
  • подготовки к прямостоячей ходьбе;
  • улучшения психомоторного развития (при ползании с опорой на ладошки ребенок получает большое количество тактильных ощущений);
  • развития нервной системы, головного мозга.

Умение ползать влияет на развитие полушарий головного мозга, между ними устанавливается прочная взаимосвязь и не наблюдается преобладания одного из них над другим. Дети, научившиеся перемещаться ползком, обладают способностями, как к точным, так и к гуманитарным наукам, имеют творческие задатки.

Невропатологи считают, что период ползания более важен для развития нервной системы ребенка, чем первые шаги.

Также умение ползать положительно влияет на своевременное развитие речи, отсутствие логопедических проблем.

Поэтому при отсутствии у малыша желания ползать в возрасте 8 месяцев, желательно установить причину такого поведения и постараться исправить ситуацию (нужно помнить, что период, во сколько начинают ползать мальчики, может наступить немного позже).

Нежелание двигаться ползком может быть вызвано несколькими факторами.

  1. Проблемы со здоровьем . Может наблюдаться слабость мышц, отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, нервной системы.
  2. Темперамент . Дети в разной степени проявляют свою любознательность и активность. Некоторым больше нравится наблюдать, чем пытаться достать и потрогать предмет. Такой малыш не выражает особого интереса к ползанию.
  3. Нахождение в закрытом пространстве . Проводя большую часть времени в кроватке, малыш просто не понимает, что за ее пределами есть большой и интересный мир, который он может изучать.
  4. Ребенку не дают полежать на животе. Выкладывать ребенка на живот специально - не нужно, а вот стимулировать его активность нужно любыми способами.
  5. Вес . Даже полные детки будут стараться двигаться всеми доступными способами. Чаще всего крупный ребенок не ползает на четвереньках, поскольку ему трудно удерживать свое тело.
  6. Нет потребности в ползании . Слишком старательные родители настолько опекают свое чадо, что спешат помогать ему в любой ситуации. У младенца просто нет необходимости пытаться что-то достать, ведь мама услужливо преподносит все, к чему только он проявляет интерес.

В большинстве случаев причина нежелания ползать не является очень серьезной и проблему можно решить. Главное знать, как научить ребенка ползать и проявить немного терпения.

Ползание – это естественный рефлекс , который присутствует у детей с самого рождения, но со временем угасает. Поэтому родителям не нужно пытаться учить своего карапуза ползать. Достаточно создать для него необходимые условия и просто наблюдать за поведением малыша лишь слегка направляя его действия.

Важно помнить! Прежде, чем пытаться учить ребенка ползать, убедитесь, что ребенок развивается нормально, и у него нет проблем со здоровьем.

Помощь родителей должна заключаться в следующем.

  1. Вызывать у ребенка желание ползти:
  • почаще класть его на пол, окружая интересными вещами и движущимися предметами;
  • нужно заинтересовать, поманить его яркой игрушкой или звонкой погремушкой;
  • в процессе попыток научиться ползти важно почаще хвалить ребеночка и подбадривать;
  • в качестве примера для подражания продемонстрировать ему, как нужно ползать.
  1. Развивать опорно-двигательный аппарат:
  • делать укрепляющий массаж (если у ребенка проблемы с физическим развитием следует обратиться к услугам профессионального массажиста);
  • делать с малышом гимнастику (самые простые упражнения нужно начинать делать с первого месяца после рождения);
  • правильно носить на руках.
  1. Учить ориентироваться в пространстве и управлять своим телом:
  1. Обеспечить соблюдение мер предосторожности и гигиенических требований:
  • класть малыша на чистый пол, покрытый ковриком или пледом (не нужно учить ползать по кровати или стелить матрас на полу);
  • убрать предметы, которые малыш может стянуть на пол, укоротить длинные шторы;
  • убрать мелкие и острые предметы;
  • убрать шнуры от электроприборов, сетевые удлинители и переноски;
  • одевать младенцу одежду, которая не будет стеснять его движений.

Соблюдение всех этих пунктов в скором времени приведет к положительным результатам. Самое главное для родителей – понять: чтобы начать ползать, малыш должен сам этого захотеть, а от обычных тренировок никакого эффекта ждать не стоит.

Вместе с развитием навыка ползания малыш превращается из пассивного наблюдателя, лежащего у мамы на руках, в кроватке или на развивающем коврике, в активного исследователя окружающего мира. Разумеется, родители с нетерпением ждут, когда ребенок начнет ползать. В каком возрасте ждать появления такого важного умения, нужно ли помогать малышу и как вообще дети начинают ползать – на эти вопросы мы постараемся вам ответить в этой статье.

Ползание – необыкновенно важный этап развития ребенка, ведь с его помощью дети не только укрепляют мышцы и позвоночник, улучшают координацию движений, развивают макро- и микромоторику, но и учатся принимать решения и, можно даже сказать, мыслить. Когда ребенок начинает ползать, это становится неким рубежом в его восприятии внешней среды – ведь теперь кроха может достать сам то, что раньше мог лишь рассматривать издалека. Он учится управлять собственным телом, а его мозг при этом всесторонне развивается.

На форумах часто можно встретить некую абстрактную цифру – 6 месяцев, якобы являющуюся отправной точкой для появления навыков ползания и сидения. Но, поверьте, сколько малышей, столько и вариантов их развития.

Когда должен начать ползать ребенок? Комаровский и простой здравый смысл

«Сидение, ползание, стояние, хождение… Всё вышеперечисленное ребенок захочет сделать сам, и сам сделает, без особой вашей помощи. Роль родителей лишь в одном – так воспитывать, чтобы сидение, ползание, стояние и хождение не превращались в тяжелый труд: закалять, развивать мускулатуру, предпринимать меры для профилактики рахита».

Как вы уже поняли, точных возрастных критериев, когда ребенок начинает ползать, сидеть, ходить, не существует. Есть ряд факторов, влияющих на формирование данных двигательных умений конкретного ребенка:

  • его состояние здоровья;
  • физические и личностные особенности малыша (худенький-пухленький, активный-спокойный);
  • психологическая обстановка в семье.

Как видите, из-за отличий индивидуальных характеристик детей говорить о том, с какого возраста ребенок ползает, довольно сложно.

Одно можно сказать точно: вопрос «когда, во сколько месяцев должен ползать ребенок?» - совершенно некорректен. Да, ползание – нужная «ступенька» развития, но некоторые малыши ее пропускают, переходя сразу к ходьбе, и это тоже считается вариантом нормы.

Во сколько месяцев дети начинают ползать?

Во сколько месяцев ребенок начнет ползать, предугадать невозможно. Но если малыш уже умеет переворачиваться на животик (подробнее о переворотах читайте в статье ) и любит лежать в таком положении, скорее всего, скоро он попробует перемещаться в пространстве самостоятельно.

«Ползать дети начинают между 5-м и 6-м месяцем и хорошо ползают к 7 месяцам».

При этом необходимо учитывать, что способы ползания у детей бывают разные. Кто-то начинает ползать по-пластунски с 4-5 месяцев и долго продолжает передвигаться именно так. Другие же дети сразу переходят от лежания на животике к ползанью на четвереньках; обычно это происходит у них позже, в 7-8 месяцев, и это тоже абсолютная норма.

Примерный временной диапазон, на который ориентируются врачи-неврологи – 5-9 месяцев.

Если говорить о средних цифрах, то обычно ребенок самостоятельно ползает, хорошо и уверенно, в возрасте 7-8 месяцев. Если ваш малыш не ползает, рекомендуем вам прочитать статьи и

Как ребенок учится ползать: этапы ползания

Обычно этот вопрос беспокоит родителей первенца, поскольку им бывает сложно представить, как малыш вдруг сам от лежания на одном месте вдруг перейдет к перемещению «из пункта А в пункт В». Обычно это не происходит в один момент.

Ползать дети учатся поэтапно. Существуют такие примерные этапы ползания:

1) Ползание по-пластунски , на животе. Вы даже не понять, что ребенок пополз, потому что такое движение может быть направлено не вперед, а вбок или вообще назад. Передвигаться таким способом малышу проще всего – он задействует минимум энергии, ползая, как маленькая гусеничка.

2) На следующем этапе кроха может попытаться, встав на четвереньки и выставив вперед руки, подтягивать ноги по одной . Или, как вариант, он выдает то же, но лежа на животе – внешне это может напоминать подобие прыжка. Эти забавные попытки предваряют настоящее ползание.

3) После долгих тренировок ребенок настолько совершенствует координацию своих движений, что приступает к перекрестному ползанию . При этом движения рук и ног четко чередуются (правая рука и левая нога, затем левая рука и правая нога). Перемещаются таким способом дети очень шустро. Им нравится собственная ловкость и быстрота, с которой получается добраться до желаемого объекта. Перекрестное ползание укрепляет мышцы и всесторонне развивает ребенка.

Многие родители, с нетерпением ожидающие новых умений малыша, спрашивают: «ребенок сначала сидит или ползает? » . Скажем так. Нормой считается, что ребенок вначале поползет по-пластунски, а после – научиться сидеть. Вообще с сидением не стоит слишком торопиться, форсировать его и учить кроху сидеть (подробнее – читайте в нашей статье ). Сидение создает вертикальную нагрузку на позвоночник, для которой ребенок должен созреть. Сконцентрируйте свое внимание именно на ползании – оно будет способствовать физическому развитию и умению сидеть в частности. Бывает, что малыши сначала садятся сами и учатся вставать на четвереньки, почти не ползая по-пластунски, а вскоре начинают ползать сразу перекрестным способом. Это тоже нормально.

Часто родители интересуются, как правильно должен ползать ребенок . По мере развития мышц и координации движений этот навык у крохи совершенствуется. Способ ползания обычно проходит вышеописанные этапы, при этом некоторые малыши могут ползать на животе, словно пятясь; другие крутятся вокруг своей оси, кто-то двигается как бы вбок. Перекрестное ползание у детей также может быть разным: на четвереньках и на выпрямленных ногах, встречается и «однобокое» движение – с помощью одной коленки или одной вытянутой ноги. Некоторые дети ползают уж совсем странно, на спине или на попе, подгибая одну ножку под себя и отталкиваясь другой . Родителей это очень беспокоит. Почему ребенок ползает на попе, нормально ли это? Успокоим вас: ползание на попе, назад себя, на спине – всё это своеобразные, но вполне нормальные варианты ползания. Малыш не знает о том, как это, «нормально», и выбирает самый легкий для себя способ. Покажите ему, как двигаться по-другому, возможно, он скоро порадует вас традиционным ползанием.

Иногда после начала развития навыка ползания мамы замечают, что малыш начал крутиться и пытаться ползти ночью в кроватке. Почему ребенок ползает во сне ? Причины такого явления очень просты – полугодовалые малыши часто учатся спать на животе, а во время сна нервная система отрабатывает новые знания и умения. Результат налицо: некоторые детки встают в сонном состоянии на четвереньки, другие ползают, а третьи постоянно крутятся вокруг своей оси. Что делать в таком случае? Просто подождать. Кроха обязательно перерастет такой «лунатизм».

Ребенок ползает, но… (тревоги родителей)

Если малыш ползает – это отлично! Но мамы всегда найдут, о чем попереживать. Ответим на часто задаваемые в сети вопросы: «что делать, если…»:

Ребенок ползает в 3 или 4 месяца

Несмотря на то, что все дети развиваются по-разному, общие закономерности всё же есть. Если ваш ребенок ползает в 3 месяца, скорее всего, вы немного преувеличиваете или принимаете барахтанье, слабые попытки к движению и кручение малыша за настоящее ползание. На пятом месяце ребенок может начать ползать, но это скорее редкость.

Ребенок ползает в 5 месяцев

Радуйтесь! Малыш замечательно развивается, не ищите поводов для беспокойства.

Ребенок ползает, но не сидит

Если ребенок ползает, но не садится самостоятельно – скорее всего, дело в том, что еще недостаточно окрепли его позвоночник и мышцы. Помните: форсировать перевод в вертикальное положение не нужно!

Ребенок ползает, но не ходит

Часто бывает, что ребенку скоро год, он отлично ползает, а ходить не хочет. Здесь принцип такой же, как и с сидением – всему свое время.

И напоследок хотелось бы пожелать всем заботливым родителям – пусть ваши малыши развиваются своевременно, радуя вас новыми достижениями день ото дня! Очень скоро они поползут, научатся ходить и разговаривать, а вы с улыбкой будете вспоминать свои волнения о том, когда же это случится…

Тот момент, когда кроха самостоятельно проявляет попытки ползания по квартире, обследуя все вокруг, родители ждут с нетерпением. Ведь это начало нового витка взросления и развития малыша во всех сферах. Так во сколько месяцев ребенок начинает ползать, и как правильно на это следует реагировать? Об этом можно узнать, прочтя статью до конца.

Возрастные особенности обучения навыкам ползания

Многих родителей, воспитывающих грудных детей, волнует вопрос о том, со скольки месяцев ребенок проявляет робкие усилия ползать. Как правило, происходит это в промежутке между 6 и 9 месяцами, когда моторика, мышцы спины и рук еще сильнее окрепнут и наберутся силы. Бессознательно тянуться за понравившимся объектом малютка может уже в 5 месяцев отроду, что обязательно должно происходить под контролем взрослых, чтобы ребенок нечаянно не получил травму.

Стадия, когда ребенок начинает ползать, тесно связана с тем этапом, когда кроха пытается самостоятельно сидеть и переворачиваться. Поэтому данные аспекты не стоит пропускать ни в коем случае. В том случае, если крепыш появился на свет достаточно упитанным, то не нужно ожидать первых попыток ползти аж вплоть до 8 месяцев.

Если так и случилось на самом деле, то имеет смысл показать маленькое чудо педиатру, который может произвести осмотр и назначить курс разрабатывающего мышцы массажа. Считается, что самая правильная поза для передвижения ползком — четвереньки, когда опора тела осуществляется на колени и ладони.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, так и девочки могут начинать ползать совершенно по-разному. На этот процесс влияют индивидуальные особенности развития детей. Кто-то ползет, опираясь на живот, кто-то «червячком», а кто-то сразу встает на четвереньки и двигается вперед. Здесь, как и во многих вопросах, все сугубо индивидуально. Некоторые детки, подобно гусеницам, ползут, перемещая сначала руки, а затем ноги, а некоторые копируют прыжки лягушки, медленно перемещаясь на животе, после чего совершая резкий скачок.

Бывает и так, когда ребенок легонько раскачивает туловище, постепенно поднимается и начинает самостоятельно ползти животе, локтях или четвереньках. Представив данную картину в деталях, можно легко «обрисовать» в голове все попытки самостоятельного движения.

Во сколько ребенок начинает ползать – Комаровский и его личное мнение

Многие родители на форуме Комаровского очень гордятся тем фактом, что кроха, пропустив ту самую «ползучую» стадию развития, сразу же встал на ножки и пошел. Тем не менее, передвижение ползком для каждого ребенка имеет колоссальную важность. Так как подобные движения принимают непосредственное участие в формировании позвоночника малютки и буквально «лепит» красивую осанку.

Известный врач Комаровский утверждает, что ползание на коленках оказывает положительный эффект не только на мышечный каркас крошки, но и на деятельность головного мозга. Кроме того, намного быстрее происходит становление интеллекта, ведь во время такой разминки нагрузку получает не только тельце, но и мозг. Соответственно, начинать ползать не только не вредно, но даже полезно!

Как научить ребенка ползать на четвереньках при помощи массажа и гимнастики?

Рассмотрим 3 способа:

  • Перекрестный . Среди разновидностей обучения, одним из сложных является перекрестное ползание – это когда поочередно вперед выставляются сначала правая нога и левая рука, а затем наоборот. Стоит вполне справедливо заметить, что при таком передвижении, малютка чаще всего падает на спину, нежели на животик.
  • Используя резиновый мяч . Если крохе требуется разработка мышц всего тела, то отличным выходом является применение лечебных упражнений на резиновом мяче, а также разнообразных массажных техник. Такие занятия хорошо развивают группы мышц отвечающих за ползание ребенком на четвереньках. В итоге, кроха быстрее других детей учиться новым навыкам.
  • Классическое поглаживание тела . Научить малыша ползать, также можно с помощью поглаживаний. Для домашнего расслабления мускулатуры подойдут легкие движения по активным зонам.

Смотреть видео по теме с канала Ютуб

Если же речь идет о более глубоком воздействии и релаксации, то имеет смысл обратиться к профессиональному врачу, владеющему в совершенстве всеми техниками и приемами грамотной телесной терапии. Обычно поле таких процедур замечено, когда дети начинают ползать на месяц раньше своих сверстников.

Самым подходящим временем для проведения массажа считаются первые полчаса до и после осуществления ритуала кормления. Такая манипуляция может с легкостью улучшить перистальтику кишечника и пищеварение, решив проблемы со стулом и сном младенца. Массаж для ползания ребенка лучше проводить ни чаще, чем 1 раз в день. Что касается рук матери, в это время на них не должно быть ни колец, ни перчаток, ни всего того, что может доставить маленькому ангелочку дискомфорт.

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков