Виды дидактических игр. Как дидактические игрушки помогают в развитии ребенка

Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста

дипломная работа

2.1 Дидактическая игрушка и ее значение в развитии детей

В начале второго года жизни, когда дети свободно передвигаются, они активнее, чем раньше, приобретают действенные представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего, игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Они нужны для успешного развития детей, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, а так же способствовали обогащению активного и пассивного словаря.

Игрушка - неотъемлемая часть маленького человечка. Они помогают ребенку уточнить представления об окружающем мире, способствуют развитию мышления и речи, дают возможность ее содержанию, дают возможность ребенку оживить мир игры, приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, получить знания, проверить умения и ловкость, сообразительность и находчивость. Она занимает главенствующее положение в жизни каждого ребенка, ребенок сам выбирает себе маленького друга в друзья, она будет сопровождать его на протяжении всего детства. Ведь с игрушками он растет, дружит, фантазирует, разговаривает, заботиться, осваивает новое, переживает и взрослеет. Так же она помогает ребятам полнее и ярче отображать впечатления окружающей действительности.

Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представление о людях разных профессий, разных национальностей, она в то же время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватку, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры.

Цель дидактических игрушек - передача детям разных знаний; развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества и пр.

Однако дидактическая игрушка требует особенного подхода. Чтобы малыш смог действовать с ней, а не просто манипулировать, необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней. Так, с помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину), выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые.

Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему средств, связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает "прямые" и "обратные" действия. Он познает свойства предметов (большой - маленький), их качества (твердый - мягкий, легкий - тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок знакомится и с другими особенностями: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и пр.

Аппликация из ткани в дошкольном образовательном учреждении

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А. Сухомлинский говорил...

Влияние IT технологий на развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству

Дошкольное детство - время активного вхождения ребенка в широкий мир. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный, непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный...

Влияние гимнастики Стрельниковой А.Н. на формирование правильного дыхания детей старшего дошкольного возраста

Наука о дыхании - это наука о жизни. Из всех научных дисциплин и тайных знаний она считается самой важной и наиболее трудной для достижения. Чтобы в совершенстве овладеть наукой о дыхании, человеку надо не только обладать определенными знаниями...

Дидактические игры в детском саду

Игра -- один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность...

Дидактические игры в развитии речи детей-сирот 2 года жизни

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследо-вателей детского развития (В. Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В то время...

Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности...

Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой»...

Коррекция зрительных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках рисования

Среди разнообразных видов деятельности одно из ведущих мест занимает рисование. Особая задача всех видов рисования - коррекция недостатков развития детей с недоразвитием интеллекта...

Музыкальные развлечения, основанные на народных традициях как форма организации музыкально-художественной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Фольклор. Всё чаше это слово радует слух взрослых и вызывает восторг у детей. Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только радость, эмоциональный и творчески подъём...

Обучение детей сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования

Особенности развития произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактических игр

Как уже говорилось выше, дидактические игры имеют большое значение для всестороннего развития личности ребёнка. Они оказывают влияние на умственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание детей дошкольного возраста...

Развитие количественных представлений у детей 5-ти лет

Что же дает ребенку художественная литература, в части сказка? Как влияет на формирование его личности? Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать, внутренне содействовать персонажам...

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Анализируя игру как вид деятельности, следует, прежде всего, раскрыть ее природу. В иностранной психологической литературе широко распространены биологизаторские теории игры...

Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего школьного возраста

Физкультурные занятия - основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков...

Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Основное значение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух...

Классификация дидактических игр позволяет проследить их сущностные особенности, использование которых обеспечивает соответствующий учебно-воспитательный эффект. В дошкольной педагогике дидактические игры различают по учебному содержанию, игровым действиям и правилам, организации и отношениям детей, роли воспитателя.

Распространенной является классификация дидактических игр по характеру материала, согласно которой выделяют:

1. Игры с предметами.

Распространены они в народной педагогике, которая, учитывая потребность ребенка в познании предметов, создала сюжетные (куклы, предметы быта, овощи и т.п.) и бессюжетные (шары, цилиндры, пирамидки и др.) дидактические материалы.

Использование сюжетных дидактических игрушек имеет много общего с сюжетно-ролевыми играми. Бессюжетные игрушки используют для закрепления знаний о свойствах и качестве предметов (размер, количество, цвет, форму). В народных дидактических игрушках заложен принцип самоконтроля. Это означает, что матрешка, пирамидка, грибок не закроются, если их части подобраны неправильно. В процессе игровых действий (разъединение, соединение, снятие, нанизывание и др..)

По определенным правилам ребенок осваивает способ решения дидактической задачи. Во время игр с предметами и игрушками дети знакомятся с их свойствами и признаками, сравнивают, классифицируют их. Постепенно их игровая деятельность усложняется, они начинают выделять, объединять предметы по одному признаку, что способствует развитию логического мышления. Детей все больше привлекают задачи, требующие осознанного запоминания, обязывают к поиску недостающей игрушки. В этом процессе дошкольники обогащают знания о материале, из которого изготавливают игрушки, предметы. Игры с природным материалом организуют во время прогулок. Они способствуют закреплению знаний о природе, формированию и развитию мыслительных процессов.

2. Настольные игры.

Классификация игр по материалу отмечает их направленности на обучение, познавательную деятельность, но она лишь поверхностно раскрывает основы дидактической игры. Этой цели подчинена классификация дидактических игр, предложенная специалистами, по которой выделяют:

1) игры-путешествия

Они призваны усилить впечатление, придать познавательного содержания, сказочной необычности, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают. Это может быть путешествие в намеченное место, преодоления пространства и времени;

2) игры-поручения

Игровое задание что-нибудь сделать: «Собери в корзину все игрушки такого-то цвета», «Достань из мешочка предметы круглой формы» и др..; 3) игры-предположения. их игровое задание выраженное в названиях: «Что было бы …?», «Что бы я сделал, если бы …?» и др.. Они побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения;

4) игры-загадки

Развивают способность к анализу;

5) игры-беседы

Основой является общение воспитателя с детьми, детей между собой, которое предстает как игровое обучение и игровая деятельность.

В соответствии с характером игровых действий дидактические игры делятся на:

  • Игры-поручения. Основываются на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, составлять, разъединять, соединять, нанизывать т.п.;
  • Игры по отысканию предметов, их особенностью является неожиданное появление и исчезновение предметов;
  • Игры с «угадыванием загадок». Выстраиваются они на выяснении неизвестного: «Узнай», «Отгадай», «Что изменилось? »;
  • . Игровые действия, предусмотренные в них, заключаются в отражении различных жизненных ситуаций, в исполнении ролей (покупателя, продавца, волка, гусей и др..) Функционально все виды дидактических игр сориентированы на то, чтобы обучать и развивать детей через игровой замысел. Это их автодидактическое свойство обусловливает особенности работы педагога по использованию игровых приемов в развитии ребенка.

Наталья Карасева
Дидактическая игрушка как средство развития речи ребенка раннего возраста

В этой статье оснащена актуальность дидактической игрушки . Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также для родителей.

Воспитатель Карасева Наталья Викторовна

ГБДОУ № 47 комбинированного вида Фрунзенского района СПб

За несколько лет работы с детьми разного возраста , я столкнулась с проблемой речи у детей . В наше время, почти каждый ребенок , испытывает проблемы с речью. Это связано с резкими изменениями условий жизни, экономическими и национальными катаклизмами, болезнями. В этот период необходима помощь, как от педагога, так и от родителей.

В начале второго года жизни, когда дети свободно передвигаются, они активнее, чем раньше, приобретают действенные представления о свойствах и назначении предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего, игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Они нужны для успешного развития детей , чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, а так же способствовали обогащению активного и пассивного словаря.

Игрушка - неотъемлемая часть маленького человечка. Они помогают ребенку уточнить представления об окружающем мире, способствуют развитию мышления и речи , дают возможность ее содержанию, дают возможность ребенку оживить мир игры , приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, получить знания, проверить умения и ловкость, сообразительность и находчивость. Она занимает главенствующее положение в жизни каждого ребенка , ребенок сам выбирает себе маленького друга в друзья, она будет сопровождать его на протяжении всего детства. Ведь с игрушками он растет , дружит, фантазирует, разговаривает, заботиться, осваивает новое, переживает и взрослеет. Так же она помогает ребятам полнее и ярче отображать впечатления окружающей действительности.

Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка . Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития . Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представление о людях разных профессий, разных национальностей, она в то же время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Дидактические игрушки - это игрушки , направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу , соответствующую возрасту . Это могут быть задачи на развитие восприятия , памяти, мышления. Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватку, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста . Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу , условия решения которой заложены в самой игрушке , ее конструкции или содержании игры.

Цель дидактических игрушек - передача детям разных знаний; развитие речи , мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества и пр.

Однако дидактическая игрушка требует особенного подхода. Чтобы малыш смог действовать с ней, а не просто манипулировать, необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней. Так, с помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину, выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые.

Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т. п. Они входят в дидактическую систему средств , связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка , способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции : анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает "прямые" и "обратные" действия. Он познает свойства предметов (большой - маленький, их качества (твердый - мягкий, легкий - тяжелый, их количество (один, много, мало, форму (шар, куб, круг, кольцо) . Ребенок знакомится и с другими особенностями : шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами : устойчивостью и пр.

Игрушки , подобранные по цвету , форме, величине, количеству, соотношению частей, являются прекрасным средством развития маленьких детей . Основная задача взрослого здесь состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить подбирать их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов, развиваются различные мыслительные операции.

Дидактические игрушки развивают мелкую моторику , вызывают у детей желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с игрушками учат ребенка запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т. е. развивают память и воображение. Сенсорное развитие детей - основа познания мира.

На каждом возрастном этапе меняются интеллектуальные задачи, стоящие перед малышом, соответственно им подбираются и игрушки , необходимые для решения этих задач.

Вывод : Занятия с дидактическими игрушками :

1. Сформировать практический опыт действия в зависимости от объективных свойств предметов.

2. Стимулировать их речевую активность. Такие игры-занятия способствуют речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечными персонажами или с взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей раннего возраста .

3. Научить простым поисковым действиям по методу проб и ошибок в решении практической задачи.

4. Укреплению правильного произношения звуков.

5. Постоянно обогащать свою речь за счет общения в процессе игры. Следовательно, занятия с дидактическими игрушками , связанные с выполнением игровых действий, имеющих логику, оказывают всестороннее воздействие на развитие малышей , а так же на их словарный запас.

Список используемой литературы.

1. Борисенко М. Г., Лукина Н. / А Мне купили игрушку . – С-Пб.: Паритет, 2004

2. Борисенко М. Г., Лукина Н. / Начинаем говорить. – С-Пб.: Паритет, 2005

3. Бородич А. М. / Методика развития речи детей . – М.: Просвещение, 1996

4. Васильева М. А. и Гербова В. В. / Программа воспитания и обучения в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2009

5. Гербова В. В., Максаков А. И. / Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада – М.: Мозаика-Синтез, 2008

6. Гербова В. В. / конспект занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе с 2-7 года– М.: Власов, 2002

Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствуют возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Часто при покупке и выборе игрушек возникает вопрос, полезна ли она малышу, чему она может научить, как с ней играть, подходит ли она по возрасту ребенку?

Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержания игры. Однако дидактическая игрушка требует от родителя собственного подхода к ней. Чтобы малыш смог действовать с ней, а не просто манипулировать, родителю необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней.

Так с помощью игрушки можно научить ребенка выделять выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину), выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые …

Главное правило в работе с дидактическими игрушками заключается в том, что не следует выкладывать весь игровой материал перед ребенком одновременно, лучше чередовать игрушки для того, чтобы интерес к игре не пропадал. Однако чтобы ребенок начал играть такими игрушками, ему надо показать, как это делать. Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка. Так на первых этапах, лучше начать с небольшого количества деталей и постепенно увеличивать их. Помните о том, что эти игры должны быть организованы родителями.

На каждом возрастном этапе меняются интеллектуальные задачи, стоящие перед малышом и соответственно им подбираются и игрушки, необходимые для решения этих задач.

После года малышу можно предложить так называемые «почтовые ящики», которые представляют собой пластиковую коробку. На ее стенках вырезаны геометрические формы или контуры, и в эти отверстия дети вставляют предметы, соответствующие контуру.

Погремушка, барабан, ксилофон, металлофон, свистульки, органчики, бубны - все это музыкальные игрушки. Их назначение - способствовать развитию музыкального слуха, ритма, поэтому они должны иметь звук чистого тона.

Покажите ребенку, как «строить» домик, цветочек, и, начав собирать по образцу. В этом возрасте к прочим игрушкам можно добавить пазлы. Начинайте с небольшого количества элементов (от 6 штук), крупных по размеру. Обращайте внимание на картинку. На ней не должно быть изображено много мелких предметов, сейчас достаточно одного или двух. Все фигурки должны резко выделяться из фона, поэтому выбирайте пазлы с контрастными цветами и так, чтобы предмет ограничивался 2-3 элементами. Несколько раз собрав пазлы вместе с ребенком, вы убедитесь, что вскоре он будет действовать без помощи взрослого. По мере его успехов увеличивайте число элементов.

Интересным для ребенка этого возраста окажется «волшебный мешочек», с вложенными в него игрушками и формами, которые ребенку нужно распознать на ощупь, запустив ручку внутрь. Здесь главное, чтобы предмет был знаком ребенку, поэтому в мешочек сначала можно прятать любые игрушки малыша. Да и сам мешочек может быть условным, например, вложить какой-нибудь предмет в шапочку и получится тот же результат. Такая игрушка способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, образного мышления. Можно организовать семейные игры, например «Лото», «Домино» с изображением предметов и животных. «Кто что дает», «Где чей детеныш», «Ассоциации»...