Свадебный кортеж. Русский свадебный обряд

Не так давно мы с женой побывали на деревенской свадьбе. Для меня, сугубо городского жителя поездка в деревню была как путешествие в другой мир…

До места нам пришлось ехать 12 часов. По приезду, мне сразу бросилось в глаза, как тихо, размеренно идет там жизнь. Без спешки и суеты к которой я привык за 29 лет жизни в большом городе.

Правда исключением из этого правила была жизнь в доме невесты где мы жили. Там полным ходом шла подготовка к свадьбе.

Вообще свадьбы в деревне, обычно, играются осенью после уборочной или зимой. Летом на это просто нет времени. В полях полным ходом идет работа. Поэтому если у непосредственных участков процесса бракосочетания и найдется это время, то вот гостей зазвать будет проблематично. Почти все будут заняты.

Свадьба проходит по два дня: первый день организует сторона жениха, а другой сторона невесты.

Но если после свадьбы у родителей с одной из сторон (жениха или невесты) не осталось больше неженатых или незамужних детей, то на третий день участники свадебной процессии направляются к ним домой. Там они «забиваю кол». То есть на самом деле у этих счастливых родителей во дворе забивается кол, символизирующий, что они полностью выполнили свои обязанности и вывели в люди всех детей. Конечно же, все это опять сопровождается застольем и весельем.

Мы погостили у родственников несколько дней до свадьбы, помогая в ее подготовке и просто наслаждаясь чистым воздухом и спокойствием осенней природы. За всем этим незаметно подошел и день свадьбы.

Выкуп невесты

Свадьба, как и везде, началась с выкупа. Никаких отличий от выкупа в городе я не заметил. Хотя, может быть, это произошло потому, что, большую часть выкупа готовила моя жена Вера. Ну и я ей немного помогал. А мы – люди городские. Поэтому и сделали все так, как это происходит у нас в городе.

Жених как то очень быстро прошел все испытания, почти ни разу не ошибившись. У нас всех возникли смутные подозрения, а не невеста ли выдала ему все наши замыслы. Но даже если и так, то что теперь поделаешь. Любовь!

После выкупа и небольшого фуршета пришла пора выходить из дома и отправляться в ЗАГС. Но это не так то просто было сделать. По местной традиции жених, невеста и их свидетели должны были выйти из дома цепочкой, взявшись друг с другом за руки через платочки. Это делается для того, чтобы нечистой силе не пришло в голову сглазить жениха и невесту по дороге в ЗАГС.

А так как от выхода их отделяла длинная череда узких коридоров с извилистыми поворотами, то эта задача представлялась не такой уж и легкой. Но все участники этого действа с блеском справились со своей задачей. «Вагоны» импровизированного паровозика вышли из дома без происшествий и направились к приготовленному свадебному кортежу. За ними последовали и остальные гости.

Регистрация брака в ЗАГС

Когда все расселись по автомобилям, свадебная процессия отправилась в районный центр на регистрацию брака в ЗАГС, время которой уже подходило.

Так как станица, где расположен районный центр, была относительно небольшая, то ЗАГС там совместили с местным кинотеатром. И регистрация браков, соответственно, происходит в фойе этого кинотеатра.

Но сделано это не так давно. Раньше на регистрацию браков не ездили в районный центр, а проводили ее прямо в деревне на сцене местного клуба. Говорят, что посмотреть на это собиралась вся деревня. А сейчас местные бабушки страдают от того, что не видят, как регистрируются браки их односельчан.

Сама процедура регистрации почти ничем не отличалась от таковой в нашем городе. Единственным отличием было то, что свадебная процессия не вся сразу вошла в зал регистрации. Сначала вошли гости, и встали вдоль стен, образовав, таким образом, коридор. А уже потом, по этому коридору в зал торжественно вошли жених и невеста под громкие аплодисменты и марш Мендельсона. Это, конечно, было несколько не обычно. А еще не обычнее было то, что жених и невеста тоже встали к стене в нашем ряду, и простояли там всю церемонию. Поэтому приходилось высовываться из ряда гостей, чтобы увидеть жениха и невесту и сделать фотографии.

Еще немного покоробило то, что в конце церемонии регистрации брак ведущая попросила жениха назвать ФИО его жены. Он назвал, используя ее навою фамилию. Тут ведущая и говорит: «Новый человек родился. Поприветствуем его!». У меня сложилось такое впечатление, что мы присутствовали не на свадьбе, а во время родов.

Поздравив по очереди молодую семью по окончании церемонии, гости потянулись к выходу из ЗАГС. Сфотографировавшись у памятника Ленину и погуляв немного в парке, свадебная процессия разместилась в автомобилях, и двинулась в путь.

Но ни тут то было. Какие то предприимчивые «господа» перекрыли дорогу, устроив так называемый «перетяг» (местная свадебная традиция, когда соседи новобрачных и просто незнакомые люди перегораживают дорогу свадебному кортежу, требуя выкуп). Успокоились они, только получив выпить, и закусить.

Интересно, что в течение всего времени, пока мы находились у перетяга, за нами стояло и все движение на дороге. Но никто не сигналил, и не проявлял беспокойство. Видно в этом месте перетяги обычное дело и все уже давно привыкли.

После обретения местными страждущими столь вожделенного для них напитка свадебный кортеж сделав два круга вокруг местной церкви, находящейся неподалеку от ЗАГС, символизируя тем самым два свадебных кольца, отправился к еще одной местной достопримечательности – березовой роще. Там получаются очень красивые фотографии. Поэтому все молодожены стараются посетить это место во время своей свадебной прогулки.

Но на этот раз «вредный» оператор–фотограф не пустил нас вместе с молодоженами в рощу, взяв с собой только свидетелей. Поэтому то, что он делал с молодоженам осталось в роще для всех нас тогда осталось загадкой. Правда, впоследствии я посмотрел видеозапись этого уединения. Оператор в роще устроил форменный допрос молодоженов: когда и как познакомились, что подумали друг о друге и так далее. Хоть новобрачные и сильно смущались, но получилось все равно довольно познавательно и интересно. Тем более, что все это действо было обставлено на видео различными спецэффектами.

После того как молодые вышли к теряющим терпенье гостям, свадебная процессия отправилась к дому жених на проведение обряда «хлеб-соль». Не долгая свадебная прогулка была завешена. В деревне особенно не разгуляешься – не много примечательных мест.

На подъезде к дому жениха наш кортеж вновь был остановлен – соседи жениха соорудили «перетяг», перекрыв дорогу сразу в двух местах. Немного поторговавшись и получив причитающийся выкуп, они удалились восвояси, пожелав молодым счастья.

Обряд "Хлеб-соль"

Далее все переместились к дому жениха, где его родители встретили молодых «хлебом-солью». Правда произошло это так стремительно, что когда мы подъехали к дому жениха (наша машина была последней в кортеже) все уже завершилось.

Но самое интересное, как оказалось, нас ждало еще впереди. Когда все гости вслед за новобрачными пошли ко входу в дом жениха, из двери высунулась его мать и со всего маху кинула в толпу горсть монет и конфет (у ЗАГС обсыпание не производилось). Как она никому глаз не выбила, непонятно: моей жене конфета попал прямо в лоб. Пострадали и еще несколько человек. Просто мать жениха с непривычки не рассчитала силу. Последующие броски были более удачны.

Свадебный банкет - день первый

После небольшого фуршета свадебный кортеж направился к месту проведения свадебного банкета. А время было между тем, всего первый час дня. Так как у нас в городе свадебный банкет начинается обычно в 17 часов, то я был несколько озадачен таким ранним началом празднования. Неужели в деревенских людях настолько больше здоровья по сравнению с городскими, что свадебный банкет им требуется начинать настолько раньше?

Как впоследствии выяснилось, тут была своя особенность. В летнее время в деревне выгоняют коров в стадо. Пригоняют их назад примерно к семи часам вечера. Так вот в это время большинство гостей разошлось встречать своих коров, и зал опустел. Тут мне стала понятна такая ранняя причина начала свадебного банкета.

Здесь нужно сказать, что в деревне свадебные банкетные залы в дефиците. Поэтому гулять пришлось в сельской столовой и, что самое неприятное, готовить, мыть полы и посуду, подавать на стол нужно было самим организаторам свадьбы. Своей была и посуда.

По традиции, первый день организует и проводит сторона жениха, а второй день, соответственно, сторона невесты. Поэтому всю ночь перед свадьбой родственникам жениха пришлось готовить, и накрывать столы в столовой на всех гостей, которых к слову насчитывалось около 90 человек. Впрочем, всю ночь перед вторым днем этим же занимались и родственники невесты.

Кода все гости расселись за столы, и прозвучали первые поздравления, от тамады, пришло время гостей преподносить свои подарки. Причем организовал тамада это таким образом, что гости по очереди подходили к столу молодоженов, читали свои поздравления, и вручали подарки. Свидетельница при этом все записывала.

И все бы ничего, но гостей быдло 90 человек, в то время как маленькая сельская столовая была рассчитана человек на 50. Поэтому около жениха и невесты образовалось столпотворение. На робкие попытки гостей попросить тамаду изменить порядок вручения подарков так, чтобы сваты подходили к гостям поочередно с подносом на места, ни к чему не привели.

При этом тамада попался такой веселый, что все время раскручивал гостей на дополнительные подарки. Например, гости говорят, что дарят микроволновую печь. Тамада и говорит: а давайте добавим к этой микроволновой печи 100 КВт электроэнергии. Маша (т.е. свидетельница), записывай. Или говорят, что подарят корову. А давайте к корове подарим 100 кг сена. Маша, записывай.

В результате этого действа помимо других подарков, молодые стали богаче на 4 «микроволновки» и два электрических чайника. Так же им досталась неплохая сумма денег.

В конце дня, по традиции, невеста бросала свадебный букет, выстроившимся в шеренгу незамужним девушкам, присутствующим на свадьбе. Поймала его, младшая сестра невесты. Причем, она же поймала букет и на нашей свадьбе. Далее началось самое интересное. Стоявшая рядом с ней подружка, накинулась на нее и, оцарапав ей руку, выхватила этот букет. Потом, естественно, последовали, объятия и извинения. Мотивировала она свой поступок тем, что у нее весной должна состояться свадьба, и ей этот букет необходим.

Как я и говорил. Около 19 часов зал опустел. Почти все гости разошлись встречать своих коров. Но предстоял еще второй день свадьбы, как впоследствии оказалось, не менее интересный, чем первый. И готовить его предстояло нашей стороне...

С чего должен начинаться свадебный день, чем заканчиваться? И в каком порядке вообще должны следовать мероприятия друг за другом? После подачи заявления в ЗАГС перед будущими молодоженами возникает масса вопросов.

Традиционно свадебный день начинается выкупом невесты. Это самый любимый и один из интереснейших обрядов. Со временем свадебный выкуп изменился, но суть осталась прежней. Рано утром в дом к невесте собираются ближайшие родственники и подруги, чтобы помочь ей завершить приготовления к свадьбе. К выкупу, конечно, придется тщательно подготовиться: придумать задания для жениха и его друзей, развешать плакаты около дома или в подъезде, перегородить дорогу к дому невесты.

Организует выкуп невесты ее свидетельница. В последнее время для этой цели иногда принято приглашать тамаду. Обратите внимание, чтобы конкурсы были необидными и не ставили жениха в глупое положение, ведь ему придется быть на этом этапе главным действующим лицом.

Нельзя начать совместный быт без благословения родителей. Ранее для православного брака этот момент был принципиально важен. Да и сегодня родительское благословение – самый трогательный и эмоциональный этап свадьбы. Он проходит на пороге дома невесты сразу после ее выкупа женихом. Зачастую в ритуале участвуют также крестные родители. Для обряда благословения обязательно следует приобрести в церковной лавке иконы Спасителя и Богородицы. Молодые опускаются пред ними на колени, а родители невесты читают молитву или говорят слова напутствия. Эти иконы отправляются в дом к новобрачным. Считается, что они их должны оберегать и охранять. После благословения родители целуют молодых, всем присутствующим гостям предлагают выпить шампанское за здоровье молодых.

Затем следует отправляться в ЗАГС. Там работник ЗАГСа проведет регистрацию, узаконив ваши отношения. Как правило, в ЗАГС отправляются все гости, кто-то приезжает непосредственно к ЗАГСу. Время и место бракосочетания сообщается гостям заранее. Во время того, как работник ЗАГСа произносит торжественную речь, молодожены и гости слушают молча. Затем ставят свои подписи в книге регистраций и скрепляют отношения поцелуем. После этого новобрачных по очереди поздравляют все гости. Сегодня для непосредственной регистрации брака необходимо присутствие только молодых, даже наличие свидетелей необязательно. Церемония займет не более 30 минут.

После официальной церемонии

При выходе из дворца бракосочетаний можно осыпать молодых лепестками роз. Потом молодожены с друзьями отправляются на прогулку. Во время нее они посещают знаковые места города и окрестностей, например, возлагают цветы к Вечному Огню и пр. Почти в каждом городе есть такое место, где молодые муж и жена оставляют свой замочек как символ нерушимого союза.

Родители и некоторые гости в прогулке не участвуют и приезжают к банкету. Время его начала также должно быть точно оговорено и сообщено заранее. Этот свадебный этап проходит в кафе или ресторане. Перед входом в банкетный зал жениха и невесту встречают родителя жениха, часто с караваем, от которого один и другой новобрачный откусывают свой кусок. Кто больше откусит, будет в доме хозяином.

Далее тамада рассаживает всех за стол. В центре молодожены, по правую руку от жениха садится его свидетель, далее родители. То же самое по левую руку от невесты. Вся свадебная церемония сопровождается фото- и видеосъемкой. Тамада организует много интересных конкурсов. Традиционными на любой свадьбе является бросание букета невесты незамужним подругам и подвязки неженатым друзьям жениха.

Во время застолья гости одаривают молодых, говоря теплые слова. В конце вечера молодожены благодарят всех пришедших. В настоящее время свадебная церемония часто завершается фейерверком.

В ваши планы может входить обряд венчания. Он совершается на следующий день после официальной церемонии.

Народные приметы

Неудача поджидает невесту, если до свадьбы она увидит себя в зеркале в полном свадебном наряде: свадьба может не состояться. Поэтому принято во вре­мя примерки какую-то часть туалета не надевать; напри­мер, одну перчатку. Если наряд неполный - это уже не наряд.

Жениху и невесте, едущим в загс или в церковь венчаться, нужно обязательно воткнуть в одежду булавки, чтобы новобрачных во время свадьбы не сглазили.

Неожиданный дождь в день свадьбы - к богатству в молодой семье.

Невеста не должна позволять подруге становиться перед зеркалом впереди себя - уведет жениха.

Доброй приметой считается перегораживание дороги свадебному кортежу. В старину для остановки свадебного поезда клали жердь или перегораживали путь веревкой. Проезд без выкупа не только был бесчестьем для жениха, но и считался приметой несчастья. Перегораживание в современном исполнении это не только требование выкупа, но и одновременно поздравление молодых. Как и прежде, выкуп выплачивают водкой или вином, иногда конфетами. Выкуп зависит от количества и состава перегораживающих, а также от умения обеих сторон торговаться.

Жених к невеста не должны фотографироваться на свадьбе после регистрации порознь - иначе они расстанутся.

Жениться с родительскими кольцами - повторить их семейные отношения.

Если дотронешься до колец жениха и невесты на свадьбе, скоро будешь на своей свадьбе гулять.

Если у невесты на свадьбе порвалось платье, то свекровь будет злая.

Кто из новобрачных вперед ступит на коврик в зале загса или в церкви во время венчания, тот в семье будет хозяином.

Если в свидетели брать не­замужнюю (при этом не разведенную) - это к счастливой семейной жизни.

Согласно поверьям, по пути к венчанию злые пожелания и проклятия имеют особую силу, молодые доступны влиянию злых сил и колдовства. В целях оберега во время венчания просят звонить в колокола, чтобы отогнать нечистую силу.

Дождь во время венчания знаменует богатство или счастливую жизнь молодых, но иногда и слезы, солнце чаще предвещает светлую, веселую жизнь, но иногда и бедность.

Плотная фата скрывала невесту от любопытных глаз и торжественно снималась после церемонии бракосочетания. Это означало переход невесты под власть мужа. Если невеста сама сбрасывала фату, то этим она демонстрировала стремление быть с супругом на равных.

Перед отправлением к венцу обычно происходили своды - символическое соединение жениха и невесты, совершавшееся под соответствующие песни посреди избы или во дворе. Дружка или сват подводил их друг к другу и соединял или связывал им руки полотенцем (платком). Распространенный вариант - троекратно водят жениха и невесту по кругу, иногда вокруг стола, дежи (кадки для теста). Стол и дежа - символы дома, поэтому обвождение вокруг них подобно обвождению в церкви вокруг аналоя (тоже трехкратному).

Встречается обычай, когда на свадебный стол ставят две бутылки шампанского, перевязанные лентой, на каждую надевают по бублику.


"Свадебные быки"

Во время застолья жениху и невесте наливают одновременно из обеих бутылок. Пустые бутылки молодые хранят целый год.

В одних областях для предохранения молодых от порчи при выходе из дома невесты их переводили через зажженную на пороге лучину, в других - горящие пучки соломы клали на пути от венца к дому жениха: на дороге, в воротах и на пороге. Дружка обходил поезд с иконой и кропил его святой водой.

Иногда дружка в качестве предохранительной меры от злых духов щелкал кнутом или стрелял в воздух из ружья.

Перед отправлением к венцу жених и невеста одновременно вставали одной ногой в лукошко с овсом. Осыпание очень распространено и на современных свадьбах. Но теперь вместо зерна чаще используются конфеты, иногда добавляют металлические деньги. То есть обряд постепенно теряет прежнее значение, символизирующее плодородие.

Когда молодые покидают загс после регистрации брака или церковь после венчания, им на головы обрушивается рисовый «дождь» - это чтобы у них родились хорошие, здоровые дети.

К свадьбе пекут «рощу» - свадебный пирог, украшенный фигурками из теста на палочках. Фигурки символизируют жениха и невесту, палочки - рощу, в которой все деревья вместе, а не поодиночке. Тесто - символ плодородия, благополучия.

Выйдя из церкви после венчания, жених и невеста как можно дольше хранят молчание. Считается, что тот, кто дольше промолчит, будет главным в семье. Во-первых, следует с максимальным почтением отнестись к такому событию, как венчание. Во-вторых, слово - серебро, а молчание - золото. И часто так бывает, что один потратит свою энергию на то, чтобы выговориться, и слово второго оказывается последним и решающим.

Когда невеста выходит из церкви, кто-либо из домашних разбивает сырое яйцо. Это действие ассоциируется с пожеланиями легких родов и множества детей.

Когда молодожены после бракосочетания впервые переступают порог своего дома, муж должен непременно взять жену на руки - чтобы уберечь ее от дурной напасти.

На следующий день после свадьбы теща зятя блинами кормит. Изживший себя обычай сообщать присутствующим о целомудренности невесты. Если жених выедал середину блина и откладывал его в сторону тарелки, это значило, что невеста не сберегла девственности.

При свадебном обряде молодым нужно разломить на две части лавровую ветку. Оба, и жених и невеста, должны хранить свою половинку всю жизнь. И пока эти половинки у них хранятся, их семейная жизнь не будет омрачена невзгодами.

Сватать, как правило, отправлялись после захода солнца (по-видимому, во избежание сглаза).

Если в день свадьбы идет дождь, брак будет счастливым. Примета имеет силу в сельской местности, где дождь - символ урожая. А будет урожай, будет и достаток в доме.

Более удачными считаются браки, заключенные после полудня.

Не следует выходить замуж в зеленом платье. А вот старая обувь на невесте принесет удачу в семейной жизни. Именно потому рекомендуется перед свадьбой походить хотя бы день в новой обуви, приготовленной к свадьбе.

После того, как невеста уехала венчаться, в ее доме надо вымыть полы. Тогда уж она точно не вернется обратно к родителям, потому что будет счастлива с мужем.

Молодым, едущим в ЗАГС или в церковь венчаться, нужно воткнуть в платье и в рубашку булавки, чтобы новобрачных во время свадьбы не сглазили.

Если вдруг у невесты во время бракосочетания зачесалась левая ладонь, значит, будет жить богато, а если правая- в доме всегда будет полно гостей и веселья.

Вслед жениху и невесте бросают старую, изношенную обувь. Делается это для того, чтобы все старое, пройденное, изношенное оставалось для молодых в прошлом. И чтобы никогда не вспоминалась, как не вспоминается изношенная обувь.

Новобрачных за столом надо посадить на шубу, вывернутую вверх шерстью, чтобы жили богато.

Для того, чтобы быть счастливой в браке, невеста в день свадьбы должна поплакать.

Чтобы брак был удачным, невеста должна надеть что-нибудь старое, что-нибудь новое, что-нибудь чужое и что-нибудь голубое (эта традиции появилась совсем недавно и пришла к нам из западных культур).

В день свадьбы мать невесты передает дочери какую-либо семейную реликвию. Этот предмет невесте нужно держать при себе, чтобы обеспечить благополучие.

Перед отправлением на бракосочетание невеста, желающая, чтоб ее сестры быстрее вышли замуж, должна слегка потянуть за скатерть, которой покрыт стол.

Раньше при первом приезде молодых после бракосочетания в дом жениха свекровь давала молодой яблоко. Молодая изо всех сил бросала это яблоко через дом. Если она перебрасывала его - это считалось хорошим предзнаменованием в жизни молодой семьи.

Перед тем, как молодоженам в дом войти, под порог кладут незапертый замок. Как только вошли - замок запирают на ключ и выбрасывают. Замку и действиям с замком и ключом в семейной магии уделяется особое место. С одной стороны, замок - это мощный оберег семейного счастья, с другой - сильное оружие в руках колдуна.

На свадьбе всегда кричат «Горько!» Этот обычай имеет давнюю историю. Раньше невеста обходила гостей с подносом, гость клал на него деньги, брал чарку, выпивал и говорил: «Горько!», - подтверждая, что выпил именно водку, а не воду. После этого он целовал невесту. Те, кто денег не давал, просто выпивали, говорили: «Горько!» и довольствовались тем, что наблюдали за поцелуями других. Постепенно этот обычай заменился шутливым требованием все новых поцелуев от самих молодоженов.

Свадебный венок выбрасывать нельзя. Во время венчания венок служил оберегом, так как раньше в него вплетались обереговые растения, например базилик. Именно поэтому и нельзя выбрасывать венок, как нельзя выбрасывать оберег.

Монеты, положенные во время свадьбы в рюмки жениху и невесте, нужно хранить дома под скатертью - будет всегда достаток.

Первый бокал с шампанским молодожены разбивают на счастье.

Итак, решено: быть свадьбе! Но с чего же начать?
Сегодняшняя свадьба, конечно, отличается от той, давней, участниками которой были наши прабабушки и прадедушки, а может, и более отдаленные предки, но суть ее осталась прежней. Свадьба — это многоактное действо, причем порой довольно продолжительное.
Как у любой пьесы, у свадьбы есть пролог, завязка, кульминация и эпилог. По жанровому признаку свадьбу можно отнести к мелодраме с хорошим концом или к лирической комедии — если участники обладают достаточной долей юмора. Главные действующие лица — это, конечно, жених и невеста. Кстати, в старину их называли князь и княгиня, хоть бы они были из бедных-пребедных крестьян или чиновничьего сословия.

Итак, вот план старинной свадьбы:
. сватовство,
. смотрины,
. помолвка,
. венчание,
. свадебный пир.

А так выглядит план современной свадьбы:
. оповещение родителей о намерении вступить в брак (сватовство),
. подача заявления в загс (помолвка),
. девичник и мальчишник,
. регистрация брака в загсе,
. венчание (по желанию),
. свадебный пир.

Как видите, разница хоть и небольшая, но есть. Поскольку сегодня многие хотят восстановить утраченные обычаи в максимально полном объеме, познакомимся с традиционной русской свадьбой, какой она была в начале XX века.

Сват, сватья, сватовство — эти слова всем знакомы и понятны. Они имеют отношение к людям, которые берутся устроить чью-то судьбу — сосватать. В городах сватовством занимались свахи — женщины среднего возраста и достатка, чаще всего вдовы (кто от скуки, а кто и по призванию). Они выведывали, где есть девушки на выданье, а где — женихи, и пытались их свести. Получалась прибыль. В деревнях редко были профессиональные свахи. Чаще ими становились на время ближайшие родственники жениха или же в роли свата выступал сам отец. Когда приходили сваты, девушка не должна была показываться.

«У вас — товар, у нас — купец», — говорили сваты (то есть у вас девица на выданье, а у нас — жених). Если родители невесты не возражали против такого предложения, они сообщали представителям жениха о наличии и размерах приданого. Ответный ход родителей жениха — назначение смотрин, если, конечно, их устраивало приданое. На смотринах жених и невеста видели друг друга якобы в первый раз. Невеста меняла наряды, показывала, какая она хозяйка и рукодельница.

Довольные друг другом родители через две-три недели назначали помолвку. В богатых домах по этому случаю устраивался бал с угощением, который открывался вальсом жениха и невесты. Заинтересованные лица оповещались о помолвке пригласительными карточками. Иногда давалось объявление в газете. Но это у состоятельных людей. Гораздо шире был распространен обычай скромной домашней помолвки без гостей. В этот день обычно жених дарил невесте кольцо с драгоценным камнем.

После помолвки жених мог общаться с невестой сколько пожелает. От помолвки до свадьбы могло пройти от нескольких недель до года и более — смотря как складывались обстоятельства.

Помолвку, или сговор, можно назвать, говоря юридическим языком, предварительным договором о заключении брака. Веками это событие было важнейшим в жизни людей. Порой сама свадьба была менее важна, поскольку являлась естественным завершением целого ряда событий. Интересно, что еще в петровские времена сговор сопровождался обменом колец (потому и назывался обручением) и был чуть ли не значительнее самого венчания. Лишь в 1775 году при Екатерине Второй обмен кольцами был по велению Священного Синода соединен с венчанием.

Время от помолвки до венчания было предназначено для подготовки к свадьбе и самое главное — к будущей самостоятельной жизни молодых. Именно для этого готовилось приданое, которое в идеале должно было включать все, что необходимо для семейной жизни: от подушек до сковородок.

Подготовкой приданого занималась невеста, женщины-родственницы и подружки. Жених в это время мог приходить в дом невесты и общаться сколько пожелает.
Накануне свадьбы действие происходило в основном в доме невесты. Она готовилась покинуть родительский дом, во-первых, а во-вторых, — расстаться с девичеством. Как известно, девушки на Руси носили косы и ходили с непокрытой головой. Замужние женщины должны были обвивать голову косой и покрывать платком или каким-либо другим головным убором. Кстати, и сегодня в православную церковь женщины допускаются только с покрытой головой.

Накануне свадьбы совершался обряд расплетания косы. В это время пели грустные песни о том, что кончилась счастливая девичья пора и наступает трудная жизнь в чужом доме.
Накануне свадьбы перевозили в дом жениха приданое. Его принимала мать жениха. Сваха или ближайшая родственница жениха стелила постель для молодых.

К венчанию жених и невеста готовились порознь по своим домам. В доме жениха готовились к свадебному пиру. Родители, сваты, дружка благословляли его ехать за невестой, а затем к венцу. Родители жениха и невесты на венчании не присутствовали.
С приездом жениха к невесте фактически начиналось свадебное веселье. Свадебному поезду жениха преграждали дорогу, запирали ворота невестиного дома. Опять, как и при сватовстве, велись переговоры о товаре и купце. Популярна была такая присказка: «Мы купцы, едем с товаром, заблудились — пустите переночевать». После переговоров, а порой и платы, поезд жениха пускали на двор. Здесь происходили обмены караваями, символический выкуп невестиной косы и другие обряды. Наконец свадебный поезд отправлялся в церковь. Жених и невеста при этом ехали в разных колясках.

После венчания молодые ехали уже вместе. Свадебный поезд теперь уже был украшен лентами, цветами, колокольчиками.

Поезд с молодоженами направлялся к месту свадебного пира. По дороге было принято посетить святые или чем-то замечательные места. При этом повсеместно существовал обычай перегораживания дороги свадебному поезду. Чтобы проехать, нужно было отдать выкуп. Обычно это было вино.

Возвратившихся из церкви молодых встречали родители жениха и невесты. Они благословляли молодых. И начинался пир.

На Руси издавна свадебному кортежу всегда уделялось большое внимание. Во все времена кортеж был не только средством передвижения молодых к месту свадьбы, но и выполнял другую задачу — показать молодым город, а городу — красоту и богатство молодых. Кроме того, до сих пор считается, что богатство свадьбы, а следовательно, и молодоженов, оценивается по внешнему виду кортежа — чем красивее и пышнее составляющие его автомобили, тем богаче будет молодая семья. Чем же больше количество машин в кортеже, тем счастливее будет семейная жизнь молодых. В наше время, как правило, составлением свадебного поезда занимаются родители — они подыскивают несколько дорогих красивых автомобилей. Возможно подрядить на перевоз родственников или друзей, а если такая возможность отсутствует — то свои услуги могут предложить специализированные организации, у которых в наличии есть самые модные для торжеств автомобили — например, длинные лимузины или «хаммеры», которые являются редкостью для наших улиц. Особым шиком на свадьбах является старинный автомобиль. Конечно же, все автомобили кортежа украшаются праздничной атрибутикой, которую можно либо изготовить своими руками, либо заказать в специализированных салонах.

С древних времен сложилось мнение, что семейному счастью молодоженов может воспрепятствовать нечистая сила, которая сосредотачивалась на их пути. Именно поэтому свадебный кортеж — это не только транспорт, но и своего рода оберег от злых сил. Еще в семнадцатом веке на свадебные повозки, заряженные тройками лошадей старались прикреплять как можно больше бубенцов и колокольчиков, которые создавали звон и шум, способный отогнать нечистых духов от молодых, а также известить об очередном праздничном событии - создании новой семьи. Кроме этого, головной экипаж, в котором должны ехать молодожены, тщательно осматривали — это производилось для исключения возможности нахождения в нем всякого рода предметов, через которые можно было навести порчу.

В свадебный поезд, как правило, подбирают автомобили в светлых тонах. Подготовленный свадебный кортеж, традиционно, едет к дому жениха, а после этого вместе с ним, свидетелем и друзьями направляется за невестой.

Лучшее украшение для головной машины свадебного кортежа — это пара больших колец, лучше всего металлических, которые крепятся на подставке. Внутри колец прикрепляются колокольчики, а сама машина украшается также воздушными шарами, цветными лентами и различными цветами, причем лучше — красными и белыми. Сегодня же колокольчики не так-то легко услышать в шуме автомобильного потока, поэтому оберегами могут считаться сигналы автомобилей, составляющих кортеж.

Стоит заметить, что, оформляя кортеж, лучше избегать таких современных украшений как пластиковые куклы (по народным приметам это может быть причиной рождения у молодой семьи неживого первенца), или пара голубей, которые символизируют верность (от воздушного потока они могут разлететься в разные стороны, считается, как потом по жизни пойдут и новобрачные, не глядя друг на друга). Также есть западная традиция цеплять сзади автомобиля пустые консервные банки — лучше ей не следовать, поскольку это может поспособствовать в будущем пустоте в отношениях.

Отправка кортежа к дому невесты обычно проходила с особыми мерами предосторожности. Машин в кортеже должно было быть не менее трех, но при этом обязательно нечетное количество. Считалось, что лучше ехать к дому невесты не прямо, а по объездной дороге, чтобы злые силы, поджидающие молодого на пути к дому суженой остались ни с чем.

После того, как закончится выкуп невесты, гости рассаживаются по машинам. В машину невесты садятся вместе с ней свидетельница, сваты или крестные родители молодой, а в машину к жениху — шафер и сваты или крестные со стороны жениха. В остальные машины усаживаются гости и тамада, если он присутствовал при выкупе невесты. После того, как все займут свои места в машинах, по традиции родители невесты должны три раза по солнцу обойти вокруг всех машин кортежа. При этом у отца в руках домашняя икона, а мать обсыпает автомобили пшеничным зерном. Этими действиями родители как бы замыкают символический круг, в котором находятся все участники свадебного обряда. Этот круг при дальнейшем движении ни при каких обстоятельствах не должен быть разорван. Поэтому заранее согласуйте с водителями, что они не должны отрываться от кортежа, и проезжали встречающиеся перекрестки все вместе.

Также принято иногда обносить свадебный поезд полным ведром воды. Этой водой затем обмывают колёса головного автомобиля. Это считается символом того, что молодожены «умирают» как «парень» и «девушка», и приобретают новый статус — «муж и жена». Этот обряд «смывает» следы жизни до свадьбы, а в храме рождается новая семья.

Запомните: свадебный кортеж неприкасаем на протяжении всего пути. Всегда и везде нужно найти возможность уступить дорогу молодым. Когда кто-то посторонний нарушает целостность свадебного поезда, он провоцирует скорый разлад пары, появление в жизни молодоженов постороннего. Поэтому ни в коем случае не позволяйте никому разорвать кортеж.

Родители молодых не могут находиться в свадебном кортеже, так как замкнув круг, они остаются вне его. Поэтому в храме или, по более поздним традициям, в ЗАГСе их присутствие также не обязательно. Рядом с молодыми могут находиться крестные родители, а как много лет назад именно они принесли будущих жениха и невесту в храм. И с тех пор они должны находиться рядом с молодоженами во время всех обрядов, в том числе, и во время венчания.

Родители же молодых должны благословить своих детей в новую жизнь, а после проведения брачной церемонии встретить их возле порога своего дома.

Если же родители невесты разведены или кто-то из них овдовел, ритуальные действия выполняли посажёные родители.

стоит помнить, что кортеж с молодыми должен подъезжать к дому невесты, храму, ЗАГСу или банкетному залу только с востока на запад, то есть по движению солнца.

По пути движения кортежа можно встретить перегораживающую путь жердь или веревку. Не пугайтесь — это добрая примета. Издавна на Руси было принято останавливать свадебный кортеж с целью получить выкуп за дорогу. (На Могилевщине эта традиция имела название «кидать зайца») Проезд без выкупа считался бесчестным для жениха, и по поверьям, приносил неудачу. В наше время перегородившие дорогу, как правило, не только требуют выкуп, но и поздравляют молодую пару. Со старых времен традиционно жених и свидетель уплачивают выкуп вином или водкой, а так же конфетами. Размер же выкупа поределяется теми, кто его требует, и может измениться от умения сторон торговаться. Как правило, если в кортеже едет тамада, то выкуп проходит гораздо веселее. Когда выкуп закончен, молодых еще раз поздравляют с шутками и прибаутками, и кортеж продолжает движение.

После венчания свадебная колонна обычно заворачивала на кладбище. Считалось, что посетив могилы предков, можно их обрадовать, известить о том, что их род продолжается. После Великой Отечественной войны эта традиция возобновилось с тем, что молодые возлагают букеты к Вечному огню, отдавая дань памяти бойцам, погибшим во имя того, чтобы молодые продолжали жить счастливо. Поэтому в Могилеве популярным местом для посещения молодоженами является Буйничское поле. Вечный огонь — символ единения поколений, прошлого и настоящего, символ уважения к предкам и их традициям.