Свадебные традиции и обычаи из покон веков. Свадебные обычаи и традиции в россии

  • Организовываем свадебный девичник

    Любой свадьбе предшествует девичник – время, когда девушка может, как следует повеселиться с подружками и почувствовать себя свободной.

  • «А теперь жених и невеста произнесут свадебные клятвы!»

    Произносить свадебные клятвы, давать брачные обеты – такая традиция активно внедряется в каждую свадьбу. И, надо сказать, чуждой она не выглядит. «Вместе в горе и в радости…» – эти строки задевают все струны души.

  • Бросаем букет невесты красиво!

    Изюминка свадьбы – бросание невестой свадебного букета в толпу незамужних подружек. Все ли так просто, как кажется на первый взгляд?

  • Современная свадебная традиция – песочная церемония

    Жизни жениха и невесты становятся единым целым: образуется новая семья. Такая интересная церемония станет настоящим украшением любой свадьбы, как в гавайском, так и в классическом стиле.

  • Красивая традиция: дерево настоящей любви

    Такая красивая свадебная традиция, как совместная посадка дерева женихом и невестой, еще не широко распространена. Значит, тем больше шансов прослыть неординарной парой с творческим подходом к свадьбе.

  • Самые популярные свадебные традиции

    Свадебные традиции способны внести некую упорядоченность в свадебный день, поставить границы и рамки, соблюдая которые, молодожены получают залог успешной семейной жизни.

  • 5 идей вручения помолвочного кольца

    Способы вручения помолвочного кольца зависят исключительно от ваших возможностей и фантазии. Этот момент может стать трогательным и даже экстремальным. Куда же спрятать кольцо?

  • Тепло семейного очага: красивая традиция

    Символично, трогательно, романтично, - речь идет о передаче домашнего очага от родителей к молодоженам. В чем смысл этой красивой традиции и как ее организовать?

  • Кража невесты на свадьбе

    Считается, что самая непопулярная и скучная свадебная традиция – кража невесты. Если правильно организовать похищение, то такая традиция запомнится и новобрачным и гостям только позитивными моментами.

  • Альтернатива традиционному свадебному «Горько!»

    Одна из самых распространенных свадебных традиций – возглас «Горько!», чтобы у молодоженов была сладкая жизнь. Но большинство пар старается либо совсем отказаться от этого обычая, либо как-то видоизменить его. Для этого существует несколько вариантов.

  • Выпускаем голубей

    Полет голубей неслучайно используется на свадебных торжествах. Считается, что голубь, как символ мира и бесконечной любви, оградит ваш брак от зла. Кроме того, эти птицы считаются однолюбами и хранят верность друг другу, а что еще хочется пожелать молодоженам?

  • Что должно быть на свадьбе обязательно

    Свадьба может быть классической или оригинальной, роскошной или скромной, с огромным количеством гостей или только для самых близких. Тем не менее, некоторые атрибуты должны присутствовать при любом варианте организации торжества.

  • Девичник: мужчинам вход воспрещен!

    Традиция проводить перед свадьбой девичник существует во всех странах. И на протяжении времени она постоянно видоизменяется. Что в тренде сейчас?

  • Венчание – традиция или духовная потребность?

    Большинство молодоженов, вступая в брак, рассматривают такую традицию как венчание. Отношение к венчанию у всех разное. Для одних это неотъемлемое, логичное следствие официального бракосочетания. Для других – просто дань моде.

  • Организация танца с родителями

    Танец с родителями – это не просто трогательно и зрелищно, а еще – повод выразить благодарность своим родителям, продемонстрировать уважение и любовь!

  • Помолвка: современность или дань старине?

    Что такое помолвка? Это день, в который парень и девушка решают стать мужем и женой. Как правило, официальное предложение руки и сердца сопровождается вручением красивого помолвочного кольца, символизирующего крепкую любовь.

Свадьба – это один из важных, красочных и запоминающихся в жизни человека обрядов. Сегодня он происходит по обоюдному согласию молодых и отличается от того, участниками которого были наши прабабушки и прадедушки. Ведь постепенно все меняется, и со временем изменения претерпевают и обряды, передающиеся из поколения в поколение.

Современная свадьба

Свадьбу можно сравнить с пьесой, состоящей из разного количества актов, действующими лицами, которыми будут жених с невестой, родители, свидетели, тамада и, конечно же, приглашённые гости.

По классическим канонам пьеса начинается с завязки, а свадьба – со знакомства. Так, старинный обряд сватовства переродился в знакомство жениха и невесты с родителями друг друга, а затем и родителей между собой.

В первом акте молодые вводят родителей в курс дела. Сообщают о намерении заключить брак.

Современное сватовство проходит в один этап. Будущий жених просит руки и сердца девушки у её родителей. Получив благословение, молодые направляются в ЗАГС подавать заявление.

Во втором акте молодые отправляются в ЗАГС. К походу требуется подготовиться. Заранее определиться с фамилией, которую молодые будут носить после регистрации. Определиться с датой бракосочетания. При выборе даты кто-то использует народные приметы. Например, в мае свадьбу не рекомендуют праздновать – будете всю жизнь маяться.

После подачи заявления можно замутить вечеринку или званый ужин. Таким образом, это событие сродни официальной помолвке. Теперь гордо можно называться женихом и невестой. Обычно этот обряд сопровождается встречей семей, которым в ближайшее время предстоит породниться.

За широким торжественным столом сидят молодые. Справа от невесты садятся родители жениха, а слева от жениха – родители невесты. Невеста одета в светлое нарядное платье, а жених в строгий костюм. О помолвке объявляет отец невесты. После чего жених надевает обручальное кольцо невесте, а она благодарит его ценным подарком, который всегда будем при нём, например, перстень.

Помолвочное кольцо снимается в день свадьбы до встречи с женихом. В будущем его можно передать по наследству, если брак удачен.

Затем наступает самый ответственный, самый сложный период для всех участников предстоящего мероприятия. И третий акт будет посвящен подготовке к свадьбе. Большая часть забот ложится на семью невесты.

В четвёртом акте нашей пьесы наступает долгожданное событие - день свадьбы. Традиционно свадьба длится два дня. В последнее время молодые предпочитают сэкономить и отмечают её один день.

Утро начинается с преображения. Парень и девушка предстанут в новых образах. Всё внимание со стороны друзей и родственников направлено только на жениха и невесту. Они помогают им собраться. Нарядить свадебный кортеж. На протяжении всего времени ведётся видео и фотосъёмка.

Первая встреча жениха и невесты состоится только после того, как жених и его свита преодолеют все испытания, предложенные стороной невесты. Это обычно называется выкупом. Завершается он пиршеством в виде шампанского и конфет.

Счастливые молодые и гости садятся в кортеж и едут в ЗАГС, где происходит торжественная регистрация брака. После этого все направляются к месту проведения банкета.

По дороге свадебный кортеж делает остановки для проведения фотосессии.

Как правило, современные свадебные пьесы заканчиваются фейерверком.

Свадебные обряды и традиции

Традиционный участник свадьбы – большой круглый каравай. Он олицетворяет зажиточную, богатую жизнь. Украшают его колосьями ржи, цветами. Перед застольем новоиспеченных жениха с невестою встречает мать жениха и предлагает им «хлеб с солью». Тот из молодых, кто откусит больший кусок, и будет в семье хозяином.

Неукоснительным атрибутом невесты является фата. Она символизирует непорочность, молодость. С головы невесты снятие фаты производит либо мать жениха, либо мать невесты, и даже может это сделать сам жених. После чего её голову повязывают платком, символизирующим переход в другую жизнь, семейную.

Существует множество видов свадеб, а значит, в каждом есть свои обычаи и обряды. Но вся их суть сводится к одному – чтобы жизнь у молодых сложилась счастливо.

Видео по теме статьи

Свадебные приметы, традиции и обычаи

Свадьба относится к наиболее важным событиям в жизни не только невесты и жениха, но и их семей, родственников и близких друзей, которые приглашены на это знаменательное событие. Разумеется оно окружено рекордным количеством суеверий, некоторые из которых пришли к нам из глубины веков и насчитывают не одно тысячелетие своей истории, а другие рождаются прямо на наших глазах, но всё же прочно занимают место в сознании тех, кому еще предстоит сыграть этот удивительный обряд.

Если ретроспективно анализировать с древних времен до настоящего времени брачно-семейные отношения на Руси, можно заметить, что они подверглись существенным изменениям. Однако основой их по-прежнему остаются отношения между мужем и женой, которые после свадьбы отделяются от родителей и начинают жить «своим домом», что опять-таки восходит ко временам позднего каменного века, неолитического общества, когда наблюдался распад общинных отношений и единицей общества уже считалась семья, жившая отдельно.

Вот только некоторые приметы, связанные со свадебной поездкой. Еще с тех времен, когда основным средством передвижения была лошадь, пошел обычай ехать в разных каретах (телегах, повозках) как жениху, так и невесте. В наше время, разумеется, для этих целей используются машины, но все равно смысл остался неизменным — жених и невеста добираются до загса в разных автомобилях, причем невеста едет со своими подругами, а жених — со своими друзьями.

Еще до того как невеста окажется в свадебной машине, жених, согласно опять-таки существующему обычаю, несет ее на руках до самой машины, хотя в последнее время этот ритуал соблюдается всё реже и реже, преимущественно в Западной Европе и Соединенных Штатах. Согласно тем же обычаям путь до машин жениху и невесте устилают лепестками роз, чтобы совместная жизнь у них была такой же яркой, красивой и романтичной как лепестки этих цветков.

Откуда же пришел к нам обычай украшать свадебные машины лентами и цветами и что он означает? Родом из Западной Европы, этот обычай представляет собой несколько измененную, очень древнюю традицию так называемых «невестиных бантов», получившую в нынешнем виде наибольшее распространение в XVII-XIX веках. Красавица-невеста отправлялась в церковь на венчание в сопровождении нескольких мальчиков, которые несли веточки цветущего розмарина, считавшегося цветком невесты, и узенькие полоски ленты, так называемые «невестины банты», которые завязывались на руках и считались гарантией счастливой семейной жизни. В начале XX века этот обычай стал постепенно забываться, но практика украшать предметы, относящиеся к свадьбе, осталась, правда сами банты перекочевали сначала на свадебные экипажи, а затем и на автомобили.

На Руси издавна существовала традиция устраивать свадебные сговоры и справлять свадьбы с праздника Покрова (14 октября) до Кузьмина дня (14 ноября). Вымаливая себе «вторую половину», девушки и парни в эти дни вспоминали все известные любовные заговоры, которые на Покров имеют особую силу. Считалось, что обряд свадьбы непосредственно связан с поклонением огню как животворящему началу и Солнцу — как образу небесного огня, пробуждающего землю. В последний день девичества невеста плакала у пылающего очага. Входя в дом мужа, невеста направлялась прежде всего к очагу, специально разжигаемому в этот день.

С днем свадьбы связаны и многие другие обряды и поверья. Хотя этот праздник и считался радостным и торжественным, невеста с момента появления свахи в доме до самого венчания в церкви, по обычаю, должна была не переставая плакать и сокрушаться о своей судьбе, выказывая тем самым почтение к родителям и благодарность за годы жизни, проведенные под отчим кровом. В день сватовства назначается день следующей встречи, когда жених должен явиться за ответом. Окончательный сговор и назначение дня свадьбы отмечали застольем в доме невесты. По старинной традиции, невесту символически «пропивали»: сваты и родители невесты пили за договор о будущей свадьбе, в залог нерушимости которого жених перед уходом брал у невесты платок и кольцо.

А вот как воспринимали обычай бить посуду на свадьбе наши предки. Первый бокал с шампанским молодожены разбивают на счастье. Обычай бить посуду на счастье во время свадьбы можно назвать интернациональным. На второй день свадьбы в русских деревнях начинали бить глиняные горшки. К тому же разбившийся горшок считался доказательством целомудренности невесты, а вот если горшок оставался целым, туго приходилось бедной девушке. Ведь разубедить окружающих, что она честная, было очень сложно. Да и вообще считалось: чем больше осколков, тем больше счастья.

Кое-где в Европе существовал обычай, по которому родители невесты после венчания выбрасывали из верхнего окна дома блюдо с пирогами. Хорошим знаком считалось, если блюдо разбивалось на большое количество осколков.

Обычай разбивать посуду на счастье существовал не только в России. Так, в Йоркшире (Англия) до сих пор существует традиция разбивать блюдо. Само блюдо дают в руки жениху, на нем находятся кусочки свадебной лепешки. Жених должен через голову невесты бросить это блюдо на дорогу. В это время детишки должны проворно расхватать кусочки пирога. В том случае если блюдо не раскололось на мелкие кусочки, дружок жениха должен растоптать его ногой. Чем больше насчитывалось разбитых кусочков блюда, тем больше счастья, как предполагалось, можно было ожидать у молодых.

Отец и мать невесты встречают молодых хлебом-солью, ведут к столу и усаживают на шубу, вывернутую шерстью вверх. Считается, что это приносит богатство и достаток в дом. Во время всего пира новобрачные не должны пить и есть, а дружок и подружка жениха и невесты следят за тем, чтобы молодые сидели, тесно прижавшись друг к другу («так, что кошка между ними не пробежит»). Гости пируют до позднего вечера, бьют посуду на счастье, славят молодых. Традиционный возглас «Горько!» связан с обычаем подносить каждому из гостей стопку водки, выпив которую, он должен подтвердить, что это была действительно водка, крикнув: «Горько!

А вот и некоторые приметы, связанные с обрядами бракосочетания и свадебными торжествами.

Свадебные приметы

■ Когда молодожены садятся за свадебный стол, необходимо, чтобы они сидели на одной скамье — тогда семья будет крепкой и слаженной, иначе брак может оказаться неудачным.

■ Новобрачных за столом, по древним обычаям, надо посадить на шубу, вывернутую вверх шерстью, чтобы жили богато и с достатком.

■ Жених и невеста всегда должны находиться рядом друг с другом и не позволять, чтобы между ними кто-нибудь вставал, иначе разойдутся. Человек, который появлялся между ними, являлся провозвестником несчастья в семейной жизни. А кроме того считалось, что тот, кто станет между молодоженами, и будет причиной их расставания.

■ Не пригласить всех родственников — к выяснению отношений. В принципе к этой примете можно отнестись с известной долей юмора и не принимать ее всерьез, но задуматься над ней на досуге всё же не помешает.

■ Та девушка, которая поймает букет, брошенный невестой, следующая выйдет замуж, причем в следующем году. Особенно эта примета популярна в последние десятилетия, под влиянием американских фильмов.

■ Подруги не должны мыть посуду после свадьбы, а то быть ссоре с молодоженами.

■ Много гостей на свадьбе — к хлопотам. К этой примете тоже можно отнестись как к шуточной, фольклорной. Вероятно она исходит от пословицы «Бедному жениться — ночь коротка».

■ Хорошее угощение на свадьбе — к частым гостям в доме.

■ Жених и невеста не должны фотографироваться порознь на свадьбе — иначе они расстанутся.

■ Монеты, положенные во время свадьбы в рюмки жениху и невесте, нужно хранить дома под скатертью, тогда семья будет жить богато.

■ Если, возвращаясь из загса, первой в дом заходит невеста — она будет руководить в семье, если жених — он будет хозяином.

■ Если на свадьбе связать лентой две бутылки шампанского и не пить их, а оставить — молодожены обязательно отпразднуют годовщину свадьбы и рождение первого ребенка.

■ Если во время свадьбы с невесты упало украшение — дурное предзнаменование.

■ Если дарят столовые принадлежности (особенно с ножами), отдайте монетку — иначе быть раздорам.

■ Жених не должен видеть свадебного платья до дня свадьбы и не должен накануне свадьбы видеться с невестой.

■ Неудача поджидает невесту, если до свадьбы она увидит себя в зеркале в полном свадебном наряде.

■ Если у невесты на свадьбе порвалось платье, то свекровь будет злая.

■ Дождь или снег в день свадьбы — к счастью.

Существует множество примет, касающихся венчальных свечей. Вот например, считается, что тот из молодоженов, у которого венчальная свеча догорит раньше, умрет первым, а если она выпадает из рук, то это уж совсем считалось не к добру. Также не предвещало ничего хорошего неровное горение венчальной свечи, которая таким образом «волновалась» о старших в доме.

Если в день свадьбы шел дождь, то это считалось отличным предзнаменованием, но плохо если свадьбу играли зимой и разыгрывалась метель — согласно приметам, из молодой семьи выдувалось всё богатство.

Если после обряда венчания свадебный кортеж поехал по другой дороге, то это считалось отличным предзнаменованием, так как теперь муж и жена будут жить новой жизнью и не вернутся к прежней.

А что можно было предпринять, если девушка не хотела выходить замуж за того, кого ей прочили в мужья? Предприимчивые сваты старались во что бы то ни стало завладеть старой обувью и веником девушки, так как в этом случае она все равно должна была выйти замуж, даже помимо своего желания, за нелюбимого человека.

Некоторые приметы, связанные с проведением обряда венчания, насчитывают несколько столетий, и в нынешнем веке их также стараются соблюдать, свято веря в их действенность.

■ Перед венчанием невеста должна чуть-чуть поплакать — брак будет счастливым. Лучше всего, если эти слезы будут от напутственных слов родителей, а не из-за каких-то накладок или проблем.

■ Когда невеста отправляется в церковь/загс, мать передает дочери семейную реликвию: кольцо, крестик, брошь, браслет и пр., чтобы эта вещь находилась с ней при венчании, оберегая ее.

■ Венчальные свечи жених и невеста должны задуть одновременно — к долгой совместной жизни.

■ После венчания молодые должны посмотреться в одно зеркало — к удаче, к дружной и счастливой жизни.

Сейчас модно брать кредиты на проведение свадебных торжеств, да это и понятно — все-таки отличный повод повеселиться с размахом, да и запоминается это событие у одних надолго, а у других — и на всю жизнь. В общем, хочется, чтобы торжества прошли на самом лучшем уровне, вот и приходится деньги одалживать, брать кредиты... А вот в старину это считалось дурным признаком, так как по поверьям, семья, справившая свадьбу на одолженные деньги, всю жизнь будет отдавать долги и не иметь своих собственных денег.

Перед тем как сесть за свадебный стол, молодые должны разбить тарелку и вместе переступить через осколки, чтобы не ссориться в браке.

Свадебный торт разрезает невеста, жених поддерживает нож. Кусок торта с основным рисунком жених кладет на тарелку своей суженой, следующий кусок невеста преподносит жениху, а потом уже — гостям. Эта примета к взаимному согласию и помощи друг другу.

Если три года подряд в годовщину бракосочетания свадебной скатертью застилать стол, то молодые вместе проживут до старости.

Ну и конечно же, редкая свадьба даже в наше время обходится без традиционного свадебного каравая, о котором тоже сложено немало поверий и суеверий. Символ семейного счастья — свадебный каравай выпекают несколько женщин под руководством крестной матери жениха или невесты. Никогда не приглашают участвовать в этом ритуале вдов, разведенных или бездетных женщин: считалось, что их несчастливая судьба может повлиять на будущее молодой семьи.

В общем, примет о свадьбах существует великое множество, не все из них предвещают добро, но ведь и не все из них обязательно сбываются. Если верить в силу любви и не обращать внимание на мелкие неурядицы во время свадьбы, то ничего плохого и не случится. Главное — всегда верить в доброе и на всё смотреть с юмором.

В последнее время наблюдается увеличение интереса к африканской культуре и традициям. Некоторые фирмы, специализирующиеся на организации свадеб, даже предлагают услуги проведения свадьбы в африканском стиле. Экзотично, не правда ли? Но пожалуй стоит заранее узнать о некоторых приметах и обычаях свадьбы в Африке. Их — множество, и мы предлагаем вам некоторые из них.

Для начала важно, чтобы перед предстоящей свадьбой в дом, где будут жить молодые, вползла змея, — это считается хорошим предзнаменованием, знаком благосостояния и счастья в семейной жизни. Хозяйка дома в этом случае предлагает змее миску с парным молоком и просит остаться. И уж совсем отличным знаком считается, если змея попробовала угощение, — быть счастью в доме.

Также существует достаточно распространенный запрет на внутриплеменные любовные взаимоотношения; согласно поверьям многих племен, это несет беду и несчастья всему племени и разумеется тем мужчине и женщине, которые вопреки традициям полюбили друг друга.

Во время проведения самой свадебной церемонии хозяева дома, в котором разыгрывается это действо, читают заклинания и молитвы о благополучии дома, призывают духов предков быть благосклонными к ним, а также просят о достатке, благополучии и здоровье для всех. Примечательно, что аналогично традициям европейской церемониальной магии, африканцы в конце каждой молитвы-заклинания произносят хором «Да будет так».

Обычай перепрыгивать на свадьбе через метлу распространен не только на свадьбах древних и современных язычников, это непременный атрибут свадебных церемоний многих африканских племен. Жених с невестой во время свадьбы должны перепрыгнуть через метлу, что символизирует начало создания собственного домашнего очага.

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности.

Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.
Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт.

Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества.
Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада).

Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви.
Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал.

В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алторем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и празненство как бы начиналось сызнова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил. Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки. Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы. В форме причетов невеста прощалась с родным домом, своим девичьем головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц — "чинов", исполнявших определенные традицией роли. Центральными фигурами были жених и невеста. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее "вспоили и вскормили". А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь. Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, ближайшие родственники, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты и др.

Дружка (дружко) — представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому — старшего боярина. В южнорусском обряде назначались каравайници готовившие обрядовый каравай. Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи. Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. К 16-17 годам девушка становилась невестой. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные "смотры" ("смотрины") невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню". Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку которая, которую облюбовала на общественных смотринах.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье". Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).
Первые браки обычно заключали с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Время свадеб определялось земледельческим календарем — обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли". Большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.
Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.
Первый период начинался негласным семейным советом — "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.

Иногда прибегали к помощи профессиональных свах. Для сватовства выбирали легкие дни, избегая постных: понедельника, среды и пятницы. Во многих местах свахи брали с собой палку, кочергу или сковородник с целью "выгрести девку". Посещение сватов повторялось 2-3 раза, а то и более. Первое посещение рассматривалось как "разведка". Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела". Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.
Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.
Богомолью придавалось особое значение — "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами — обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством — запоем.

После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом. В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью. В этот же вечер родню жениха отправляли с подарками в дом невесты. Если жених ехал сам, его сборы сопровождались особыми ритуалами и наставлениями. Вслед за женихом уезжали его гости. Невесту тоже наряжали, нарядившись, невеста умывалась водкой (вином) и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре (к часам 9-10 вечера) приезжали сваты. На девичник жених привозил корзину с туалетными принадлежностями, а иногда и подвенечное платье, а подругам дарил ленты. По окончании стола, перед уходом жениха невесту прятали. Жених искал ее среди подруг, ему подсовывали старух, пока он не давал подругам выкуп.
К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб — каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины.
Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, возможно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.

Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили). Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь. На прощание желали: "Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить". Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником ("плаксой"). Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.
В среднерусских губерниях, напротив, дружки с буйством разгоняли встречных. Выезжая со двора, поезжане поздравляли друг друга с "молодецким выездом".
Погода в день венчания имела особое значение. Считалось, если "снег и дождь на свадебный поезд — богато жить", "дождь на молодых — счастье", "вихрь с пылью на встречу поезду — не к добру", "красный день свадьбы — жить красно, да бедно", "метель на свадебный поезд — богатство выдут".

Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов — собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.
Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадьбы не поощрялся.

Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачущихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать "голой жизни". Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел "верх" в семейной жизни. Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности). Стоя перед венцом, невеста крестилась "покрытой" т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий было связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо "не к доброму житью". А тот, кто под венцом свечу выше держал, "за тем и большина" (главенство в семье).

Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.
В доме молодого новобрачных ждали. Женщины — односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили их через него. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью. В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Их усаживали за стол, на лавки, покрытые шубами, приговаривая: "шуба тепла и мохната, — жить вам тепло и богато". Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Первый стол обычно назывался "свадебным". Молодые, хотя и сидели за ним, но ничего не ели. В честь молодых произносили поздравления и пожелания. Вскоре их уводили в другое помещение и кормили ужином. Затем молодые снова возвращались к поезжанам. К этому времени накрывали второй стол, называемый "горным". На этот стол приезжали родственники новобрачной. Их встречали у крыльца, подавая каждому по рюмке водки.
Приехавшие рассаживались за столом по старшинству — мужчины с одной стороны, женщины с другой. За горным столом молодая одаривала родственников мужа, кланялась им, обнимала их и целовала. Тогда же она должна была назвать свекра — батюшкой, а свекровь — матушкой. Во время пира девушки пели песни. По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе.

Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками. Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином. Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.

Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Молодые принимали поздравления. Во многих местностях было принято демонстрировать окровавленную рубашку новобрачной. Если молодая оказывалась непорочной, ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.

Во многих местностях обряды, связанные с "бужением" сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные. Проводы в баню проходили с шумом, песнями и музыкой. Перед молодыми разметали дорогу вениками. Впереди процессии шел дружка и нес разукрашенный и покрытый платком веник. Со временем обряд второго дня постепенно стал заменяться обливанием водой, валянием молодых в снегу, даже просто посещения нетопленой бани. После бани молодые катались по селу, заезжая в дома родственников и приглашая их на следующее застолье.
Застолье второго дня называлось — "сырный стол". Во время сырного стола совершалось разрезание сыров. Дружко по старшинству вызывал сначала родственников молодой, затем молодого и просил их принять угощение от молодых — водку и закуску, и положить что-нибудь "на сыры".
Наиболее распространенным обрядом второго и третьего дня было первое посещение новобрачной источника или колодца, во время которого молодая обычно кидала в воду деньги, кольцо, краюшку хлеба отрезанную от венчального каравая или пояс.
Другим, не менее распространенным обрядом, были пояски ярки. Родственники молодой приходили в дом ее мужа и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.
Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Одним из ответственных и достаточно распространенных обрядов было посещение зятем тещи ("хлебины"). Молодого теща угощала блинами и яичницей. Нередко в этот приезд зять демонстрировал свое отношение к ней, зависевшее от того сумела ли она воспитать дочь, и сохранить ее целомудрие или нет. После угощения зять разбивал посуду о пол. Во многих деревнях посещение тещи заканчивалось подачей разгонного пирога, означавшего коней свадебного гуляния.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.
Крестьянский свадебный обряд послужил основой городского.

В условиях города он значительно изменился, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.
Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей демократизацией общественной и культурной жизни России произошли изменения в социальных и бытовых отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.

Свадьбе у славянских народов уделялось особое значение. Это был знаковый момент в жизни каждой невесты, поэтому всегда брак связывался со многими обычаями, традициями и поверьями. Свадебные обряды никогда не придумывались просто так, на ровном месте. Каждый из них имел особое значение и был направлен на достижение счастья и гармонии в молодой семье.

Сейчас, к сожалению, многие обычаи утеряны, а когда-то важные сакральные действия приобрели чисто развлекательный характер. И все же, это русская история, даже славянская. Ведь когда-то жители России, Украины и Беларуси были тесно взаимосвязаны и представляли собой ветви одного народа – восточных славян. Поэтому и ритуалы у нас настолько схожи.

Смысл и таинство бракосочетания по-славянски

Прошлое, из которого вытекает и настоящее, у нас основано на славянском мировоззрении. Все современные обычаи, соблюдаемые на свадьбе, имеют исторические корни , связаны с особенностями отношения к жизни наших предков и основаны на логичных и последовательных действиях. В славянской свадьбе не было ничего лишнего. Поэтому, желая провести бракосочетание, учитывая все древние традиции, вы должны прекрасно понимать, какое обоснование они под собой имели.

Свадебный обряд – особое действие, направленное на достижение какого-либо определенного положительного результата. Цель брака – создать крепкую и дружную семью, в которой муж и жена держались бы друг за друга. Не зря ведь русские слова для них – супруги, т.е. люди, находящиеся в одной жизненной упряжке и на равных тянущие все радости и тяготы быта.

Все народные свадебные обряды , а также и традиции сводятся к одному: правильно выдать дочь замуж и обмануть нечистую силу, чтобы она не напакостила. Русские поверья были очень тесно связаны с представлением о злых духах, которые витают вокруг в огромном количестве и так и стремятся испоганить жизнь человеку. Тем более, тому человеку, который находится на грани, т.е. переходит из одного состояния в другое.

Это напрямую касалось невесты. Она в то время считалась именно таким, пограничным существом. Ведь девушка уходила из отчего дома и переходила из невинного девичьего состояния в женское, а впоследствии должна была стать матерью. Поэтому основной задачей было укрыть ее от нечисти, защитить, тем самым защитив и будущую семью. Отсюда и идет это слово – «невеста», неизвестная, сокрытая, тайная.

Практически все обычаи были направлены на достижение 3 важнейших результатов:

  1. Оградить будущую супругу, не дать нечисти прорваться к ней, а, следовательно, и окутать новоиспеченную семью благом. В то время это считалось очень серьезной задачей;
  2. Привлечь как можно больше добрых духов, чтобы они, наоборот, сопутствовали этой семье и укрепляли ее;
  3. Достичь плодовитости и прирастания нового семейного очага. Проще говоря, сделать все возможное, чтобы у молодых не только было большое количество детей (мы все знаем, насколько огромными были славянские семьи), но и росли материальные блага: был свой богатый дом, хороший урожай, крепкий и плодовитый скот. Народы России и Беларуси были в большинстве своем земледельцами, и для них в понятие семейного очага входило и процветающее, сильное домашнее хозяйство. Без этого нормальной и крепкой семьи не могло существовать, что отражено и во многих народных предания, песнях и стихах России.

Понимая эту особенность славянского, а впоследствии и русского мировоззрения, мы можем увидеть особый смысл, который несут в себе ритуалы на бракосочетание.

Основные обряды, известные и сегодня

Современное мировосприятие не позволяет так серьезно относиться ко всем традициям, как относились наши предки. Смысл многих действий мы просто не понимаем, но все же стараемся соблюдать. Свадебные обряды хоть и стали сейчас сродни развлечению, но не умерли, что подчеркивает их огромное значение для народа. Более того, где-то на глубинном уровне, мы все так же верим, что соблюдение определенных мер, а также и древние ритуалы, помогут сохранить любовь и счастье в новоиспеченной семье.

Вот давайте о них и поговорим. Практически на каждой свадьбе, желающей соблюсти все старинные традиции, проводятся следующие ритуалы:

  1. Благословение молодых;
  2. Выкуп;
  3. Венчание;
  4. Приезд в дом жениха;
  5. Свадебный пир.

Это основные ритуалы. Но они состоят из более мелких традиционных действий , тоже тесно связанных с благополучием новой семьи. В наше время все еще остались обряд породнения семей, зажжения семейного очага, благословения дочери, встречи молодых. И хотя они уже не соблюдаются в нужном сакральном порядке, но значение все еще имеют.

Кстати, многие из них можно встретить и в странах Европы. Это лишний раз доказывает, что традиции России и ее западных соседей все же имели под собой одно основание и формировались в одном мировосприятии.

Обряд породнения семей

Переходя из состояния девушки в состояние женщины, новобрачная уходит под опеку духов мужниного рода. Соответственно, между ее родителями и родителями супруга устанавливается особая связь, сродни магической. Семьи обязательно должны породниться, ведь дети, рожденные от этого брака, будут принадлежать им обеим.

В наше время это скорее веселая традиция, нежели магическое действо. Обряд породнения сейчас проводится иногда шутливо, иногда для него пишется даже отдельный минисценарий. Обычно используется кубок, наполненный каким-либо напитком (чаще всего, вином). Для того чтобы породнение состоялось, и родители, и новобрачные должны отпить из этого сосуда, хотя бы по глотку, но каждый и обязательно.
Как правило, подносит напиток свидетель, он же говорит и напутственные слова, и строго следит, чтобы все участники ритуала испили напиток.

В стародавние времена обряд породнения проходил несколько иначе. Кстати, он есть и у украинского народа, и у белорусского. Уже после венчания семьи обязаны были его совершить, иначе духи не примут нового человека. Для устранения этой опасности и существовал ритуал породнения, который проходил с чтением специальных заговоров и так же с отпитием напитка из общей чаши.

Без породнения не будет и счастливой семейной жизни, в это верили твердо. Но существовал и еще один обычай, без которого также не представлялось счастливой будущей семейной жизни.

Благословение дочери

Очень близок к обряду породнения. Ведь и там, и там особую роль играют родители – старшие представители двух сливающихся родов. Важно было благословить именно дочь, ведь она уходит в другую семью. Вообще, в славянском мировоззрении свадьба была сродни смерти для невесты: она умирала как девушка и начинала жить как женщина и мать.

В настоящее время к этому обряду относятся уже не так трепетно. А ведь родительское благословение – важнейшее условие семейного процветания. И в странах Европы оно до сих пор существует.

Итак, прежде чем невеста пойдет под венец, отец и мать должны дать дочери свое благословение. Тем самым они одобряют этот союз, соглашаются на него. А если учитывать, насколько велико было у славян уважение к своим родителям, то и понятно значение этого обычая. Благословение не получено, значит, брак не будет плодотворным и счастливым. Вот почему союзы, заключенные втайне от отца и матери, не одобрялись и вообще не поддерживались.

Если отец и мать желают счастье дочери и поддерживают ее выбор, они должны дать свое благословение. Совершается ритуал перед бракосочетанием. Родители крестят дочь, произносят напутственные слова, выражают одобрение. В давнее время были еще и специальные заговоры, но сейчас они уже забыты.

Зажжение очага новой семьи

Помимо обряда породнения и родительского благословения, существовал и еще один, сейчас часто забываемый. В России и других славянских государствах он называется ритуалом зажжения семейного очага. В Европе существует аналог, тоже имеющий такое же значение, но несколько иной порядок выполнения действия и их последовательности.

Семейный очаг – то, что основывает новая семья, то, что должно всегда гореть и согревать каждого члена брачного союза. Символическое значение здесь имеет огонь. Смысл ритуала заключается в том, что, загоревшись единожды, пламя семейного очага не должно погаснуть никогда. Задача каждого из супругов – поддерживать огонь любви и беречь вторую половинку. Естественно, все эти представления вылились в конкретные действа.

Каждому браку предшествует знакомство. Сначала оно происходит между парнем и девушкой, потом между их родителями. Постепенно разжигается пламя любви и страсти, которое потом станет основой для семейного очага. Кстати, встреча молодых тоже имеет огромное символическое значение в славянской свадебной культуре. Но о ней мы поговорим чуть ниже.

После того как любовь случилась, пламя вспыхнуло, а венчание состоялось, необходимо перевести его стихийную горячность в умеренно сияние тихого очага. Иными словами, из обоюдной страсти и любви, создать крепкую семью. Для этого у славян был разработан целый комплекс специальных ритуальных действий. Они сопровождались чтением определенных заговоров, вбирали в себя значительную часть древней магии.

Сейчас многое уже утеряно и не соблюдается, но обычай сохранил прежнее название ритуала зажжения семейного очага. В настоящее время он проводится уже после заключения брака в загсе, и после венчания, если оно было. Ему предшествуют ритуалы породнения семей и благословения невесты ее родителями. Если вы хотите соблюсти все народные традиции, выполните действия правильно.

Проводится обряд довольно просто. Для ритуала потребуется 3 или 2 свечи. Участниками его являются матери мужа и жены и молодожены. Если у кого-то из супругов матери нет, тогда только одна берет на себя святую обязанность передать огонь новоиспеченной семье. У каждой матери в руках должна быть свеча. У мужа и жены одна общая, которую жених держит правой рукой, а невеста – левой.

Родительскую свечу зажигает отец перед началом проведения обряда. Мамы принимают ее и, с поздравительными или напутственными речами, заготовленными заранее, передают пламя своим детям. Матери соединяют огонь двух свечей в единый и им поджигают свечку новобрачных. После чего родительское пламя тушится, а свеча жениха и невесты должна гореть до тех пор, пока молодая не снимет свою фату.

В нашей стране обряд зажжения очага популярен до сих пор. Он не только глубоко символичен, но и невероятно трогателен.

Обряд встречи новобрачных

Встреча для славян имела огромное значение. Она объединяла 2 любящих сердца, разжигала новые чувства и являлась основой для формирования новой семьи.

Затем происходила встреча родителей жениха и невесты, и она называлась сватовством. В России этот обычай, предшествующий свадьбе, практически не сохранился, а вот в странах Европы все еще соблюдается. Вообще, Запад в этом отношении более патриархален.

После сватовства происходит встреча жениха и невесты уже как почти супругов. Будущий муж сначала выкупает свою нареченную, а потом получает возможность увидеть ее. Это тоже знаковый момент, и в славянских традициях он имел большое значение. После выкупа молодые должны отправиться в церковь , где произойдет венчание, а согласно современной культуре – в загс, где состоится регистрация брака.

И только потом происходит главная встреча. Она тоже окружена множеством поверий и берет свое начало из очень древних представлений. Называется ритуал – встреча молодых, и проходит он на пороге дома новоиспеченного супруга.

С ним связаны многие древние представления, сейчас уже почти забытые. После бракосочетания муж и жена отправляются на новое место проживания супруги – в дом супруга. На пороге с хлебом-солью их встречают родители. Выбор атрибутики тоже не случаен. В древние времена хлеб был символом плодородия и процветания, а соль, которую добыть было крайне сложно, – богатства.

Встреча молодых проходила шумно, радостно. Она сопровождалась напутствиями и поздравлениями. Но самым главным было – отломить кусочек от каравая. У кого он получался больше, тот, считалось, и будет главным в новой семье. Естественно, все ждали, этого от жениха. Ведь руководить в семье должен мужчина.

Встреча молодых – это и пожелание добра и процветания, и радостный момент, и приглашение к столу. Дальше начинался свадебный пир, в который тоже необходимо было соблюсти огромное количество обычаев. Но самое главное ждало супругов впереди: первая брачная ночь. Сейчас традиция уже не актуальна, а раньше она имела огромное значение. Наутро муж обязан был предъявить доказательство невинности супруги: простыню с кровью. И если жена оказывалась нечестной, это влекло огромный позор на весь ее род.

Для славян встреча носила сакральный, очень глубокий и важный смысл. Ведь согласно поверьям наших предков, ничего в этом мире не происходило просто так. И раз двое встретились, значит, так того захотели духи. А их решение необходимо почитать и уважать.

Обряды и приметы имеют большое значение и в сегодняшнее время. Вся современная жизнь вытекла из того, что было раньше. Именно поэтому все эти действа: породнения, дача родительского благословения, встреча молодых и многие другие до сих пор так тщательно сохраняются и берегутся.

Это история, которую важно беречь и помнить. Она обширная, общая, что подтверждают и брачные обряды Европы, практически не отличимые от наших.