Применение мнемотехники для развития памяти. Мнемотехника - что это такое? Суть, упражнения для развития памяти

Представьте, что вы – фокусник, который на глазах у изумленной публики вытаскивает из «пустой» коробки связанные один с другим разноцветные платки. Один платок тянет за собой другой, а тот – следующий и т.д.

Представили? Теперь вы знаете, по какому принципу действует наш мозг, когда включает ассоциативные связи. Один образ тянет за собой другой, а тот – следующий… Именно так работает наша ассоциативная память. И именно на этой психологической закономерности основаны способы и принципы запоминания, получившие название мнемотехники .

Психофизиологические основы мнемотехники

Мозг человека, оперируя информацией, по большому счету, делает это одинаково, независимо от того, образ это реальных объектов или выдуманный. Это очень важный принцип, позволяющий нам использовать ассоциации для того, чтобы запоминать информацию.

Еще одним важным психофизиологическим базисом для памяти являются сами ассоциативные связи в мозге. Они могут быть естественными или искусственно заданными самим человеком. Такие искусственные связи и есть основы мнемотехники.

Образ, ассоциация и расположение – эти три принципа и породили все известные мнемотехники . Соединяя их, вы сможете запоминать больше и легче.

Конструирование яркого впечатляющего образа – вот основа успешного запоминания! Обычно, пытаясь запомнить новые термины или слова на иностранном языке или информацию из учебника, мы совершаем две типичных ошибки:

  • даже не пытаемся воспроизвести в своем мозге усвоенную информацию;
  • если пытаемся, то используем абстрактные логические связи, а не образы.

Запоминать английское «I go» надо, не соединяя его с русским переводом и произнося несколько раз про себя «Ай гоу – Я иду», а шагая, буквально «проживая» это свое состояние «Я иду» и представляя себя идущим в разных ситуациях. За каждым иностранным словом, или лучше фразой, должен стоять не их перевод на ваш родной язык, а образ, который они означают.

Если вы «smell», то втяните воздух ноздрями и чувствуйте запах. Если вы «watch TV», то уставьтесь в экран телевизора.

Если вы запоминаете научные термины, то и здесь вполне уместно использовать свое образное представление для запоминания. Спросите себя, как выглядят для вас:

  • толерантность;
  • сензитивность;
  • когерентный ряд;
  • турбулентность?

Например, толерантность (терпимость) можно представить в виде детского надувного шарика, заполненного водой и способного послушно изменять свою форму в наших руках.

Придумывайте лишь приятные для вас образы, поскольку неприятные мозг часто блокирует. Пусть это будут образы, которые пробуждают в вас определенные эмоции, например, удивление, улыбку, любопытство.

И, конечно, не стоит забывать о юмористичных, веселых, забавных образах!

С Викиум вы изучите основы мнемотехники онлайн

Связанные одной цепью: ассоциации

Ассоциации помогут вам связать объект запоминания и место, где вам потребуется это вспомнить . Например, вам нужно спросить у врача, который лечит вашего ребенка, о том, можно ли ребенку шоколад. Представьте врачебный кабинет, где будет проходить ваш разговор, и мысленно раскидайте на столе перед врачом шоколад. Ваш мозг вспомнит ваш вопрос, как только ваш взгляд упадет на стол врача.

Вы можете создавать свои ассоциации:

  • помещая объект запоминания в самом начале ряда из других объектов;
  • соединяя между собой два объекта;
  • представляя, как эти объекты медленно, плавно и одновременно возникают в вашем сознании;
  • представляя их танцующими вместе или кружащими друг за другом;
  • сделать их одного цвета, или запаха, или формы, или вызывающими одинаковые эмоции.

Убедитесь, что у созданного вами ассоциативного ряда есть объем, разметите его в определенном контексте и придайте динамики.

Ассоциативный образ – это не обязательно картинка, но еще и

  • звуки,
  • запахи и ароматы,
  • прикосновения,
  • движения,
  • эмоциональные состояния.

А все вместе они помогут создать полную картинку, которая легко всплывет в памяти.

Уроки для бабушки: расположение

Расположение как прием дает нам сразу два преимущества:

  • последовательность воспроизведения образов,
  • связь между запоминаемыми объектами и тем, что мы помним наверняка.

Вот пример, которые журналисты наблюдали во время интервью 26-летнего Алекса Маллена, победителя американского конкурса мнемонистов. Чтобы продемонстрировать им приемы мнемотехники, память бабушки показалась ему наиболее удачным полигоном. На глазах журналистов он предложил своей бабушке запомнить 10 слов:

  1. вишня,
  2. кофе,
  3. цветы,
  4. конфеты,
  5. чучело,
  6. дракон,
  7. соус,
  8. призрак,
  9. печенье,
  10. скатерть.

Бабушка наотрез отказалась и категорически заявила, что не в состоянии справиться с такой задачкой. Тогда он попросил ее, чтобы она представила себя в своем доме и мысленно расставила все слова, двигаясь в своей гостиной слева направо. Примерно так: «Положи вишенку прямо напротив входной двери, затем поставь цветы в вазу на полку слева, рассыпь конфеты по дивану, в кресло посади соломенное чучело… Представила? А теперь снова мысленно пройди весь этот путь снова». В результате его бабушка, неожиданно для самой себя, вспомнила 8 слов из 10!

Это полезный прием, когда требуется запомнить список несвязанных между собой слов, например, покупок или дел на день .

Тренируйте память, используйте мнемотехники.

Постоянные напоминания родных о том или ином событии угнетают. Сегодня на плохую память жалуются многие люди. Это не зависит от возраста, интеллекта и образования.

Если вы вынуждены ходить в магазин со списком продуктов, постоянно устанавливаете себе напоминания в телефоне, мнемотехника - то, что нужно.

Что такое мнемотехника?

Мнемотехникой называют комплекс специальных методик, направленных на запоминание цифр, событий или любой информации.

Это требуется каждому человеку, но существуют профессии, в которых память играет решающую роль.

Актёры кино и театров вынуждены запоминать длинные тексты. Если память начнёт их подводить, они лишаться заработка. В каждой профессии найдутся примеры, когда необходимо запомнить что-либо.

Простые консультанты магазинов обязаны держать в голове кучу информации: о товаре, поставщиках, покупателях и текущих проблемах.

Интересный факт! Мнемотехника предлагает простые способы запоминания.

Ею пользовались великие полководцы, разрабатывая военные стратегии, позволившие изменить мир. Память - самое дорогое, что есть у человека.

Стоит научиться использовать её максимально, чтобы хранить в ней счастливые моменты жизни и важные события.

Технология данного способа запоминания

Технология завязана на принципе присоединения информации к определённому образу:

  1. Определяем, что именно нужно сохранить в памяти.
  2. Привязываем образы к конкретным ощущениям, зрительным вариациям.
  3. Готово! В памяти построена цепная реакция, которая позволит вытащить необходимые знания в нужный момент.

По этому принципу работают различные методы и приёмы мнемотехники. Освоив технику однажды, вы сможете использовать её на протяжении всей жизни.

Это похоже на установку компьютерной программы: устанавливаешь один раз, и используешь по необходимости.

Подобные занятия помогают детям и взрослым. Школьники и дошкольники, изучив простые приёмы, значительно облегчат себе жизнь. В подростковом возрасте им придётся поглощать большие объёмы информации.

Описание основных методов и приёмов

Есть несколько основных методик, которые позволят удержать в памяти необходимую информацию в нужном порядке.

Их применяют, начиная с подросткового возраста:

Упражнения из таблицы помогут в запоминании цифр, в учении уроков для школьников. Каждый из них основан на визуализации. Развивайте зрительное воображение, что бы оно помогало усваивать информацию.

Упражнения для взрослых

Проблемы плохой памяти заложены в отсутствии систематизации. Люди не отфильтровывают нужную информацию, скидывая всё единым потоком.

Другой пример мнемотехники называется «Дворец памяти». Он работает по принципу зрительных образов, как и предыдущие техники.

Для применения этой техники в воображении строят дворец.

Его необходимо детально обойти, изучить всю обстановку внутри. Когда сможете гулять по этому дворцу, не упуская детали из виду, можно использовать метод.

Необходимую информацию помещают в одну из комнат, привязывают к обстановке и интерьеру детали. Войдя в свой дворец, вы найдёте там всё необходимое.

Лишнее будет храниться в резервуарах памяти, которые известны ненадёжность. Вся посторонняя информация будет удалена со временем.

Плюсы техники «Дворец памяти»:

  1. Работает безотказно.
  2. Подходит для начинающих.
  3. Пользоваться дворцом можно всю жизнь.
  4. Со временем детали внутреннего интерьера становятся чёткими, будто существуют в реальности.
  5. Технику используют взрослые, но для развитых детей он тоже подходит.
  6. Тренировка памяти по этому принципу даёт результат с первых дней, если удаётся быстро визуализировать дворец.

Интересный факт! Популярный американский сериал «Менталист» показывает эту практику в действии.

На примере героя фильма можно научиться приёму «Дворец памяти», увидеть сильные стороны владения этой техникой. Многие удивительные люди безупречно владеют ею.

Способы запоминания и игры для детей

Существуют различные игры для детей, которые учат их запоминать слова или предметы. В детстве все учили стихи. Это основа.

Она показывает: легче запоминать то, что рифмуется. Многие детские стишки мы помним всю оставшуюся жизнь. Это пример работы мнемотехники для детей.

Помимо этого, есть много развлекательных игр, которые тренируют память и служат для малышей пособием по запоминанию.

Помогает развитию памяти игра с картинками. На каждой картинке изображено животное или предмет.

Ребёнку предлагают поговорить о каждом предмете. Замет картинки переворачивают, и малыш угадывает их местоположения.

Эта игра стимулирует зрительную память. Образы привязываются к конкретному месту. Рекомендуют использовать 9 картинок для начала. Для детей до 3 лет начните с 4 картинок, выложенных в квадрат.

Подобные игры практикуют в детских садах. Навыки пригодятся ребёнку на протяжении всей жизни. Игра разовьёт интерес к саморазвитию.

Занимаясь с детьми подобными упражнениями, вы поможете им стать успешными. Развивайте память, совершенствуйте процессы мышления.

Пусть на освоение техники уйдёт время и силы, но результат ещё не раз вас порадует. Саморазвитие - важнейшая часть жизни каждого человека.

Полезное видео

Попробуйте хотя бы на пару минут представить ситуацию, когда вы получаете огромные объёмы новой информации, которую требуется запомнить, а вам никак не удаётся связать её со своим предыдущим жизненным опытом. Мороз по коже пробежал? А ведь ваш малыш КАЖДЫЙ день попадает в такую ситуацию… И вот тогда ему на помощь приходит мнемотехника.

Суть мнемотехники

Наглядность задействует оба полушария мозга, поэтоу запоминание идёт эффективнее

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках. Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущий вид памяти - зрительно-образный. То есть можно сто раз повторить карапузу стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему. Кроме того, мнемотехника помогает:

  • запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу);
  • привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время);
  • постичь азы чтения (картинки или условные знаки могут сопровождаться словами, буквами, что вызывает у малыша ассоциативную связь между понятием и буквенным образом);
  • повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий);
  • развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом).

Виды наглядности

Большинство детских книжек создаётся с использованием мнемотехнических элементов

Самый простой вид мнемотехники – это картинка. Например, ваш малыш ходит в детском саду в группу «Слива». На его шкафчике изображён этот фрукт, над умывальником его полотенце висит под изображением сливы и т.д. Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой.

Мнемоквадрат

Самый известный мнемоквадрат, который знаком каждому - это знаки зодиака

Следующий этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение.

Мнемодорожка

Задача ребёнка при использовании мнемодорожки - найти что-то общее между картинками

За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой детки собираются на улицу. Конечно, в зависимости от времени года, дорожка будет удлиняться.

Таблицы

С помощью мнемотаблицы запоминание стихотворений идёт быстрее

Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы – рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков. Кстати, для того, чтобы малышу было легче и интереснее осваивать таблицы, попробуйте рисовать их вместе. Только следите за тем, чтобы ребёнок занимался этим в удовольствие, иначе толку не будет. В таблицах применяются понятные и известные образы. Так, для описания животных следует соблюдать пропорции рисунка, а также обязательно делать его цветным. Тогда ребёнок чётко уяснит: лиса – рыжая с пушистым хвостом, волк – серый и т.д. По мнемотаблицам можно воспроизводить целые истории, а для развития фантазии крохи – ещё и предлагать придумывать собственные.

Мнемосхемы

Схемы для самых маленьких можно делать на фланелеграфе

Чтобы малыш запоминал пословицы или какие-то крылатые выражения, используются мнемосхемы. На них изображаются объекты, которые дополняются условными знаками. Например, удочка – пруд – перечёркнутая рыбка. Это схема для выражения: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».

Для взрослых, которые не могут похвастаться хорошей памятью, в мнемотехнике есть специальный приём - «римская комната». Суть его заключается в следующем: тем объектам, которые нужно запомнить, присваиваются определённые места в вашей комнате. Чтобы вспомнить нужное слово, нужно его «вывести» из помещения.

Приёмы наглядности

При заучивании стихотворений рисунками изображается каждая строка

Приёмы мнемотехники строятся на использовании тех или иных видов запоминания. Конечно, самый эффективный способ применения любой технологии воспитания и развития ребёнка – это игра. И мнемотехника в этом смысле – настоящий кладезь идей.

  • «Собери группу». Ребёнку даются отдельные картинки (например, символы времён года, одежда, виды активности) – нужно сгруппировать изображения и объяснить, почему они вместе.
  • «Нарисуй впечатления». Этот приём отлично расширяет словарный запас малыша. И, кстати, формирует семейные традиции. Предложите карапузу вместе зарисовывать впечатления от прожитого дня, чтобы потом рассказать, что в нём было хорошего и плохого. Каждый раз старайтесь добавлять одно или несколько новых для ребёнка понятий и слов.
  • «Выучи стихотворение». Для облегчения заучивания стихов используйте наглядные таблицы, в которых каждая строка представлена в виде картинки или условного знака. Старайтесь обязательно дополнять изображение словом (если малыш умеет читать) или буквой (если пока ещё ребёнок не освоил этот навык).
  • «Сетка памяти». Покажите малышу картинки, проговорите, что это и переверните. Задача ребёнка назвать изображённый предмет, а затем проверить себя, открыв мнемокартинку.
  • «Рассказы с картинками». В интернете можно найти массу детских рассказов, в которых слова частично заменены картинками. Так малыш не только учит новые для себя слова, но и развивает умение сосредотачиваться на чтении.
  • «Фотопамять». Покажите малышу картинку, затем уберите её и дайте взамен другую, которая отличается от первой какой-то деталью. Например, на первой изображена девочка с красным бантиком, а на второй – такая же девочка, но бантик – синий.
  • «День-ночь». Разложите перед ребёнком ряд картинок. Затем скажите: «Настала ночь». Малыш закрывает руками глазки, а вы в это время прячете одну картинку. Задача ребёнка: угадать, чего не хватает.

Существует несколько методов работы с детками от года, речь которых только-только начинает формироваться.

  • Тактильные игры. Этот приём мнемотехники предназначен для самых маленьких карапузов, которые ещё не разговаривают. Суть его заключается в том, что картинки заменяются предметами. Например, для знакомства с разными круглыми предметами, положите в мешочек камешек подходящей формы, теннисный шарик, крышечку от бутылочки или тюбика с кремом и пр. Просите малыша достать из сумочки тот или иной предмет на ощупь.
  • Звуковое лото. Включайте ребёнку звуки, под которые он должен подбирать картинки. Например, «Кто как разговаривает»: дайте прослушать мяуканье кошки, рычание льва и попросите малыша показать изображение зверя.
  • Фланелеграф. Магнитную доску обтяните тканью и приобретите набор картинок с магнитами (их можно сделать своими руками, приклеив магнит к обратной стороне изображения). Рассказывайте малышу истории, делая паузы в отдельных частях. Задача карапуза – выбрать подходящую картинку с изображением предмета, на котором вы остановились, и прикрепить его на фланелеграф.

Правила использования приёмов мнемотехники

Для занятий с малышом у вас обоих должно быть подходящее настроение

Как известно, дети быстро теряют интерес к той или иной деятельности. Но мнемотехника требует регулярных занятий. Поэтому старайтесь придерживаться следующих правил, чтобы ваш малыш не заскучал:

  • предлагайте поиграть только тогда, когда ребёнок не голоден и не хочет спать;
  • не прерывайте карапуза, если он чем-то уже занят – лучше подождите более удобного случая;
  • сделайте занятия традиционными, желательно в одно и то же время;
  • не торопите ребёнка, дайте ему время осмыслить задание;
  • помогайте найти решение, если видите, что ваше чадо застопорилось или идёт не в том направлении.

Видео: метод Римской комнаты для взрослых

Видео: метод Цепочки

Мнемотехника – это один из способов продуктивно поиграть с малышом. Помимо детского садика, приёмы наглядности активно используются и на уроках в начальной школе. Поэтому будет лучше, если ребёнок с раннего детства познакомится с этой методикой. Тогда большие объёмы информации точно не вызовут в нём растерянности и ужаса. А всё новое будет ассоциироваться с удовольствием от игры и запомнится быстрее.

Почему, имея неплохую память, нам трудно запоминаются цифры, номера телефонов и особенно даты? Это поправимо. Поможет мнемотехника, о которой и пойдёт речь в нашей статье.

Мнемотехника - что это?

Прежде немного поговорим о мнемонике. С греческого означает «искусство запоминания». Это совокупность методологий и правил, которые направлены на улучшения работы памяти. Они помогают организовывать приходящую в мозг информацию, создавая ассоциативные картинки.

Запоминание цифр и сложных слов происходит посредством превращения их в некие красочные образы, благодаря этому, информация прочно закрепляется в нашем сознании. Мнемотехника, это не что иное, как реализация мнемоники на практике. Это совокупность приемов, которые помогают запомнить большие объемы информации.

Овладеть мнемотехникой может каждый и в любом возрасте. Для этого не нужно обладать сверхспособностями и специальными знаниями. Все будет зависеть лишь от того, сколько времени вы готовы этому уделить.

Виды мнемотехники

Рассмотрим их:

  1. Народная. Широко распространенная мнемотехника. Это не конкретная система запоминания, это некие приемы, которые используются людьми неосознанно. Косвенно нас учили их применять в детском саду и школе. Конечно, их эффективность низкая, не имеет научного обоснования и строгой системы.
  2. Классическая. Использовалась еще в глубокой древности для запоминания длинных ораторских речей. Набор приемов данного направления невелик. Лучшим примером классической мнемотехники станет метод «Цицерона», который рассмотрим ниже и «Вешалка».
  3. Педагогическая. В отличие от классической не использует за основу благодаря чему стала понятной и доступной большинству людей. Тут делается упор на естественное запоминание через усиленное переживание изучаемого материала. Это не что иное, как многократное чтение текстов, другими словами, зубрежка, конспектирование, срисовывание книжных иллюстраций. Привычный учебный процесс. В XVI веке эта мнемотехника одержала победу над классической. Методы первой по сегодняшний день применяются в современной системе образования.
  4. Цирковая, или как ее еще называют «эстрадная» мнемотехника. Использует принципы классической. Отличительная черта в особой кодировке информации, которая шифруется везде и в мимике и в жестах, интонации голоса. Главное, даже не само запоминание, а передача кода от ассистента к исполнителю разными способами. Получается, что используется только часть средств мнемоники.
  5. Спортивная. Речь идет о соревнованиях мнемонистов. Соревнуются по двум критериям: скорости запоминания и объема информации, запоминаемой однократно.
  6. Современная мнемотехника. Она подкреплена наличием теоретической базы. Существующие приемы на основе теории дорабатываются и объединяются в конкретную систему запоминания, которая будет направлена на решение той или иной задачи. Допустим, существуют комплексы упражнений для изучения иностранного языка. Наглядным примером станет метод «Джордано», позволяющий запомнить четкую, точную информацию.

Итак, мы коротко рассмотрели виды мнемотехники, приступим к обсуждению следующего вопроса.

Как она действует?

Итак, мнемотехника - что система запоминания. Нам тяжело удержать в голове и воспроизвести цифры, числовые ряды, списки слов и так далее, нежели логические, ассоциативные и другие связи между этими объектами. Именно по ним проще отыскать информацию в памяти. А если таковых связных нитей нет, их необходимо создать. Над чем и работает большинство приемов мнемотехники.

Как долго могут храниться в нашей голове эти зашифрованные объекты? Сколько потребуется. Главное - периодически их воспроизводить.

Память, как и наше тело, требует постоянной должен постоянно работать. Чем больше он загружен, тем эффективнее его производительность. Мнемоника известна еще из глубокой древности. Древние греки заметили прямую взаимосвязь памяти с органами чувств. Считалось, что чем больше эмоций получит человек в процессе жизни, тем ярче будут его воспоминая. Поэтому, выполняя упражнения для запоминания, необходимо подключать вспышки-ассоциации.

Ассоциации - основа. Только научившись воссоздавать в голове правильные и крепкие образы, можно двигаться дальше. Нелогичные и странные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

А как создать ассоциацию?

Есть несколько правил:

  1. Возникший образ поможет вспомнить информацию.
  2. Картинка должна быть нелогичной, нелепой и даже бессмысленной. Чем более неординарная ситуация возникнет в вашей голове, тем сильнее она врежется в сознание. Если же вам удается создать мысленно образ предмета, это пол успеха.
  3. Мнемотехника для начинающих покажется несложной, если научиться воссоздавать крупные, яркие, с детальной прорисовкой образы. К этому процессу желательно подключить все свои органы чувств.
  4. Пусть ассоциация будет смешной, первое, что могло прийти в голову.
  5. Представляйте себя. Для большей эффективности запоминания, приведите ассоциацию в действие.

К примеру, необходимо запомнить два слова: «верблюд» и «песочница». Представьте, что играете в песочнице, лепите куличики. А вдалеке около качелей стоит верблюд, жует колючку. И тут он уселся рядом, выставив огромные ноги в стороны, чтобы уместиться в малюсенькой песочнице. Вы смотрите и думаете, зачем здесь верблюд, я пришла в песочницу забирать сына. Что он тут забыл? Неожиданно верблюд прыгнул и скрылся за поворотом, а ребенок побежал за великаном вдогонку.

Поэтому, чтобы наша память долго хранила полученную информацию, следует сухие факты заменять яркими картинками. Приемов мнемотехники очень много, мы более подробно о некоторых поговорим ниже, так вот, каждый обладает рядом характеристик:

  • Новшество. Суть в том, что неважно, какой прием вы выбираете и какой сложности, главное, чтобы упражнение было новым, а, следовательно, и польза будет большей. Цель - выход из зоны комфорта.
  • Уровень сложности. Необходимо выбирать такие тренинги, над которыми нужно производить усилие, получать знания. К примеру, освоить новый язык.
  • Интерес, без которого далеко не уедешь. И еще, необходимо брать задания с нарастающим уровнем сложности. Он должен быть высоким, но не настолько, чтобы выявить вашу неспособность.

Результата можно достичь только путем регулярных тренировок. Итак, мы вкратце осветили на вопрос о том, что это - мнемотехника, немного поговорили о приемах, к которым позже снова вернемся. Разберемся, как научиться мнемотехнике.

Неважно, будь то мнемотехника для начинающих, или вы уже овладели некими азами, необходимо знать, чтобы развивать систему запоминания, ее нужно чаще использовать. Начинать стоит с простых задач. Если необходимо научиться запоминать цифры, начните с номеров телефонов, кредитных карт. Придумывайте длинные числовые ряды, допустим, пароль к аккаунту, и защиту поставите, и память потренируете.

Если вы хотите запоминать нечисловую информацию, можно воспользоваться книгой, только не художественной литературой. Потому что, мнемотехника - что это? Это совокупность методов и приемов, позволяющих запоминать большие объемы информации. А роман, как известно, содержит сюжет с логической последовательностью связанных событий. Присутствие этих связей, позволяет легко усваивать материал. Пусть лучше это будет физика, химия или география.

И еще некоторые советы по мнемотехнике для начинающих:

  1. Выбор метода. Важно правильно выбрать наиболее подходящую и соответствующую вашему типу мышления и восприятию систему.
  2. Выбор картинок и связей. В некоторых источниках даются однозначные рекомендации, к примеру, представить такие-то объекты, и что с ними необходимо делать. Но, каждый человек обладает индивидуальностью и преобразовывает полученную информацию в образы, основываясь на личном опыте, используя свои ассоциации. Поэтому не стоит останавливаться и отчаиваться, приведенные рекомендации могут послужить отправными точками.
  3. Повторение. Хорошего результата можно достичь путем многочисленных, регулярных тренировок. Их необходимо проводить каждый день или, хотя бы, три раза в неделю. Приобретенный опыт нужно закрепить, довести навык до автоматизма, чтобы в любой момент без труда им можно было воспользоваться. Повторяйте различные фразы. Памяти нужно показывать, что сохраненные объекты актуальны и важны для вас, доставайте из нее материал, который положили туда давно.
  4. Спокойствие. Тренироваться необходимо в полной тишине. Нет, это можно проделывать и в метро, но, главное, чтобы вы могли сконцентрироваться и абстрагироваться от окружающего мира. На начальном этапе освоения какого-то метода не позволяйте вмешиваться в процесс непрошенным эмоциям, гневу, стрессу и так далее. Во-первых, будет трудно понять, подходит ли он вам, а во-вторых, в последующей работе его использование может быть связано именно с этими ассоциациями, что будет мешать процессу запоминания.

Увлекательны, главное, вначале определиться с целью, для чего вам нужна развитая память: запоминать цифры (номера телефонов, пароли), для изучения иностранного языка или юриспруденции.

При изучении методов мнемотехники для начинающих, главной ошибкой становится иллюзия того, что после нескольких тренировок, многие считают себя профессионалами. В нужный момент ассоциация не срабатывает. Это все потому, что мало практических навыков для запоминания информации на длительный срок. Вроде бы связь между образами получилась правильной, но не сработала. Нужно много и упорно практиковаться, и методы мнемотехники шаг за шагом будут вам подчиняться.

А для чего, вообще, нужна мнемотехника?

Во-первых, мнемотехника - самообразование. Мы не только учимся запоминать большие объемы информации, она совершенствует работу мозга, это, во-вторых, тем самым улучшая нашу память. А в-третьих, постоянное применение техник позволит включить в работу и использовать:

  1. Внимание. Как известно, память и внимание тесно взаимосвязаны. Отслеживание связей между картинками, замена предметов образами тренирует внимание и улучшает концентрацию над производимыми действиями.
  2. Образное мышление. Его развитие способствует быстрому анализу и принятию решения.
  3. Способность к визуализации. Умение рисовать образы и ассоциативные картинки к ним, это уникальная возможность, которая помогает быстро запоминать большие объемы информации. И, вообще, меняет жизнь к лучшему, вы посмотрите на нее другими глазами.
  4. Воображение, которое мнемотехника прекрасно развивает. Вы заметите, как быстро сможете находить решение, а ваше видение будет ярким и нестандартным, причем окружающим будет казаться это сложным.

Вообще, мнемотехника способствует тому, что в работу включаются оба полушария головного мозга, левое отвечает за логику, правое за воображение. Обычно люди используют только одно полушарие, левое. Потому что применяют логический подход к решению задачи, а подключая правое, возможности мозга используются намного шире, делая процесс мышления более эффективным.

Рассмотрим основные приемы

Их можно практиковать каждый день и абсолютно всем:

  1. Базовый метод «Цепочка», для запоминания большого числа предметов. Он прост. Рекомендуется для начинающих в мнемотехнике. Допустим, нам нужно запомнить список продуктов для покупки. Что мы делаем, представляем яркий образ и склеиваем его мысленно с другим предметом, таким же пестрым, одинакового размера. Затем эти образы связываются между собой попарно. Когда связь образовалась, первая картинка из сознания убирается, переносом внимания на вторую. После этого возникает связь между вторым и третьим и так далее. Когда цепочка вспоминается, в сознании всплывает сразу несколько образов.

К примеру, нужно купить курицу, яйца и пшено. Представляем курицу, которая высиживает яйца. Цыплята вылупились и начинают клевать пшено. И так далее, выстраивается целая башня из образов. Так можно запомнить до сотни наименований.

  1. Прием «Матрешка». Тут образы соединяются парами. Первая картинка ассоциации всегда больше и содержит в себе второй. Тут, как в матрешке, одна картинка помещается в другую, при этом мелкий элемент представляется нам большим и соединяется с частью крупного объекта. При их соединении, внимание переводим на меньший, другой должен исчезнуть из сознания. Затем мы мысленно его увеличиваем и присоединяем третий. И так далее. Образы вкладываются друг в друга. При этом четко должны вырисовывать только два образа.
  2. Прием «Символизации». Применяется для запоминания абстрактных понятий. Кодируя некий образ, нужно задать себе вопрос, как его можно представить. Допустим, холод ассоциируется со льдом, лето с изумрудной травой, весна с букетом тюльпанов, а осень с желтыми кленовыми листьями.

Отличие приемов мнемотехники от зубрежки в том, что во втором случае информация запоминается после прочтения и повторения несколько раз. Здесь же запоминание происходит сразу, а потом, придерживаясь определенного алгоритма, полученную информацию необходимо повторять.

Теперь ясно, что мнемотехника для развития памяти является эффективным методом. Благодаря ней память не только улучшается, но и повышается скорость чтения, и быстрее усваивается информация.

Какие еще существуют мнемотехники и способы развития памяти?

Поговорим о методе «Цицерона» для запоминания текстовой информации. Он был так назван в честь великого исторического деятеля, философа, политика, превосходного адвоката, великолепного оратора, который на закате жизни стал консулом. Сделал огромный вклад в развитие европейской культуры. Он был объявлен врагом государства и казнен, но навсегда осталась память о нем.

Марк Туллий Цицерон обладал уникальной памятью, чем и был прославлен, являлся прекрасным оратором, и все свои речи говорил, не подглядывая в лист, воспроизводил даты, цифры и множество фактов и имен. Он всего лишь пользовался приемами мнемотехники, которую применял на практике древнегреческий поэт Симонид.

Сначала определимся, как работает метод

У него есть еще другое название «Римская комната». Смысл в том, что образы привязываются к знакомой обстановке дома, которые возникают в определенной последовательности. Благодаря этим ассоциациям, в памяти легко воспроизводились знакомые предметы интерьера, к которым привязывались, цифры, даты и имена. Этот метод пользуется популярностью в мнемотехнике у начинающих.

Принцип работы

Этот способ мнемотехники очень интересен. Есть определенные правила запоминания:

  1. Интерьер комнаты, рабочего кабинета или всей квартиры являются матрицей, к которой привязываются ассоциации объектов, которые необходимо запомнить. Тут важно придерживаться определенной последовательности, к примеру, передвигаться по часовой стрелке или по правой стороне, если представлять путь от дома к работе.
  2. Фиксация матрицы. Необходимо пройтись мысленно по комнате несколько раз, чтобы запомнить четкую расстановку предметов.
  3. Привязка информации к определенным объектам матрицы, к примеру, к обстановке комнаты или кабинета.

Есть некоторые особенности, облегчающие процесс запоминания по данному методу:

  1. Образы должны привязываться к предметам, которые хорошо освещены.
  2. Реальный размер объекта необходимо изменять на противоположный, если предмет большой, представляем его маленьким и наоборот.
  3. Связка знакомого предмета с новым образом должна быть яркой и динамической. Можно воспользоваться приёмом действия или просто включить воображаемую пеструю раскраску.

Приведем пример метода «Цицерон»

В качестве отправной точки будем использовать интерьер комнаты: дверь, угол, окно, зеркало, диван. Слова, которые нужно запомнить: ангел, крыса, огонь, старик, топор.

Ассоциация будет выглядеть следующим образом: Я подхожу к двери, и вижу, ослепляющего светом, ангела. Открываю дверь, а в угол бежит огромная крыса. Бросаю взор на окно, а его охватил пламенем огонь. Потом вижу зеркало, из которого на меня смотрит старик. Я подхожу к дивану, и начинаю бить его топором.

Популярна мнемотехника для у взрослых и не только. Ею могут пользоваться все, она эффективна и проста в применении. «Римская комната» научит легко запоминать информацию и воспроизводить ее в любой момент, не хуже пресловутого оратора.

И в заключение хочется отметить, что подходить ко всему нужно грамотно. Существует много литературы с методами запоминания, но в книгах смешивают различные, порой несовместимые приемы. Получается некий сыр-бор, в котором не прослеживается какая-либо система. Еще одной проблемой становится полное отсутствие теоретического обоснования применяемых методов. Без теории, любая практика будет неэффективной. Термины «мнемотехника» и «самообразование» тождественны, потому что, развивая память разными способами, мы получаем много новых знаний. А совершенствоваться необходимо постоянно.

Мнемонический - означает "связанный с памятью или относящийся к ней" но наука мнемотехника - это также и орудие, помогающее вам лучше запоминать. Мнемотехника существует уже давно - настолько давно, что ее назвали в честь греческой богини Мнемозины , которая была богиней памяти, дочерью неба и земли (Урана и Геи), и матерью муз.

    Находить яркие, необычные образы, картинки , которые по "методу связки" соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук - запомнить это будет легко, если вы вообразите их "персонажами" яркого, фантастического мультфильма. Чтобы повысить эффективность запоминания по "методу связок", полезно сильно искажать пропорции (огромный "жук"); представлять предметы в активном действии ("карандаш" подходит); увеличивать количество предметов (сотни "звезд"); менять местами функции предметов ("стул" на "люстре").

    Метод свободных ассоциаций представляет собой последовательность опорных образов, формируемых по следующему принципу. Вспомните произвольный образ, зафиксируйте внимание на нем и ждите, пока в сознании по ассоциации с ним возникнет следующий образ. После формирования цепочки свободных ассоциаций закрепите ее мысленным повторением. Запоминаемые сведения привязываются ассоциативными связями к последовательности выделенных опорных образов. Метод основан на том, что в памяти уже существует огромное множество ассоциаций, образованных естественным путем (ложка чашка блюдце стол...). Применяется для расширения других методов. Например, для образования дополнительных образов к отличительному признаку при запоминании информации о человеке, формул и постоянных величин. Этим же приемом можно получить дополнительные образы для образных кодов чисел и букв алфавита.

    Метод наводящих ассоциаций позволяет преобразовывать в зрительный образ или ассоциацию практически любое слово. Используется в составе других методов для запоминания географических названий, терминов, понятий, иностранных слов, фамилий, а также бессмысленных буквосочетаний. Представляет собой комбинацию приема символизации, приема привязки к хорошо знакомой информации, приема кодирования по созвучию и приема образования слова по слогу. Какая комбинация перечисленных приемов запоминания будет использована - зависит от запоминаемого слова. Часто встречаются названия, для преобразования которых в образы приходится применять сразу несколько приемов. Т.е. в одной ассоциации, обозначающей название, образы будут получены разными приемами кодирования.

Например: штат Северная Дакота «Северная» преобразуется приемом символизации (белый медведь), Дакота - приемом кодирования по созвучию (ДвА КОТА). Название этого штата можно зафиксировать ассоциацией «На голове у белого медведя сидят два кота». Получившиеся в процессе кодирования зрительные образы легко могут запомниться последовательно и при припоминании подсказывают (наводят) нужное нам слово. В результате мысленных повторений запомнившиеся в образах слова закрепляются в памяти и в дальнейшем воспроизводятся непосредственно (сразу в виде звукового сообщения). Запомнившаяся этим методом информация безошибочно узнается в тексте.

    Метод Цицерона (метод размещения) основан на ассоциациях, образованных естественным путем, представляет собой последовательность опорных образов. Они формируются припоминанием хорошо знакомых помещений. Можно вспоминать хорошо знакомую дорогу (например, от дома до метро). Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Запоминаемые образы и ассоциации «прикрепляются» к выделенным вами предметам приемом образования ассоциативной связи. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив квартиру, - все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем "обходе". Этот метод применяется преимущественно для запоминания последовательности первых образов разных ассоциативных цепочек и блоков информации. Рекомендуем закреплять в памяти опорные образы, многократно запоминая на них случайные числа. Закрепленную систему опорных образов можно в дальнейшем использовать для долговременного запоминания блоков информации.

    Метод цепочек . Этим приемом запоминаются горизонтальные взаимосвязи, например, последовательность точных сведений в отрывке текста.Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т.д. Когда цепочка образов припоминается, в сознании возникают сразу по три-пять образов. Цепочка образов выходит из памяти, появляется в сознании и вновь исчезает в памяти. Всегда образуйте связи по определенной системе. Если ассоциация горизонтальная - первый образ размещайте слева. Если ассоциация вертикальная - первый образ размещайте внизу. Если образы при соединении проникают друг в друга - помещайте второй образ в первый. При припоминании считывайте образы в том же порядке.

Наглядно представьте себе первые два слова и придумайте связь между ними с помощью зрительных образов или событий. Предположим, вы хотите запомнить список: молоко, капуста, апельсины и творог. Например, чтобы запомнить молоко и капусту, вы могли бы представить ванну, полную молока. Вдруг огромный кочан капусты пробивает потолок и с жутким всплеском падает в ванну, и тут дверь открывается, и четыре огромных апельсина строем входят в комнату, бодро распевая во всю силу своих легких. Апельсины внезапно останавливаются, с ужасом глядя на капусту, плавающую в ванне с молоком, и эти апельсины лезут в свои рюкзаки, вытаскивают из них пачки с творогом и начинают забрасывать ими несчастную потрепанную капусту. Несколько раз повторите эту историю в уме, и вы запомните весь список! Данный мнемотехнический метод плох лишь тем, что вы не сможете сразу вспомнить, например, 10-ый пункт из списка.

    Слова вешалки - это такие мнемотехнические системы, в которых вам сначала надо выучить набор слов, а затем «вешать» на них слова и фразы, которые вам надо запомнить. Эти системы хорошо подходят для запоминания списков, особенно когда вы должны вспоминать седьмой пункт списка (например), а не весь список подряд.

В одной из простейших мнемотехнических систем слов вешалок каждое число сцеплено со словом, которое рифмуется с ним. Вот пример: номер один - это апельсин, номер два - это ботва, номер три - это фонари, номер четыре - это в кефире, номер пять - это кровать, номер шесть - это шерсть и т. д. Предположим, нужно запомнить лампу, зубную щетку, лошадь, зеркало и кенгуру». Глупая картинка или такая, которая вызывает эмоциональную реакцию, запоминается лучше. Номер один, апельсин - ярко светящаяся ЛАМПА в форме АПЕЛЬСИНА. Номер два, ботва, она станет «вешалкой» для зубной щетки: БОТВА = ЗУБНАЯ ЩЕТКА. Вы приехали на дачу и первым делом отправляетесь посмотреть на свою любимую грядку с морковкой - грядка в порядке, только вместо БОТВЫ из земли торчат разноцветные ЗУБНЫЕ ЩЕТКИ. Номер три, фонари, надо связать с лошадью: ФОНАРИ = ЛОШАДЬ и т.д.

    Прием «Матрешка» . Образы соединяются парами. Первый образ ассоциации всегда больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образа переведите свое внимание на второй образ (первый должен исчезнуть из сознания). Мысленно увеличьте второй образ и создавайте ассоциацию между вторым и третьим образами. И так далее. Образы постоянно вкладываются друг в друга. При этом в ассоциации всегда должны быть четко видны только два образа. Припоминание осуществляется аналогично. Представьте первый образ и ждите, когда из памяти возникнет второй. Переключите внимание на второй, увеличив его, и ждите появления третьего и т.д. Обращаем ваше внимание: этот способ соединения образов применяется очень интенсивно. Его следует тщательно отработать. Первый образ соединяемой пары образов должен быть намного больше второго. При мысленном увеличении первого образа старайтесь выделить в нем подобраз, к которому затем привяжите второй (маленький) образ пары. Пример. Соединить «Матрешкой» два образа: «Градусник» и «Ведро». Представьте градусник очень крупно. Выделите в нем подобраз «Ртутный столбик». К этому подобразу привяжите мысленно маленькое ведерко. В результате такого соединения образ «Ведро» практически незаметен, если вы представляете градусник обычных размеров. Ведро появляется в нашем воображении только после сознательного выполнения мыслительной операции «Увеличение образа». Этим приемом запоминаются: последовательность абзацев, последовательность дат хронологической таблицы, последовательность названий при запоминании телефонных номеров и смешанных таблиц. Прием «Матрешка» позволяет экономить опорные образы. С помощью этого приема запоминаемые сведения связываются в блок. Разные блоки информации дополнительно фиксируются на хорошо закрепленную в памяти последовательность опорных образов (например, методом Цицерона).

    Метод зацепок - замена цифр образами. Цифровой алфавит позволит вам запоминать любое число. Буквенно-цифровой код применяется для кодирования цифр и чисел в слова. Каждой цифре от 0 до 9 соответствуют две согласные буквы алфавита. Для применения буквенно-цифрового кода на практике выучите его наизусть и доведите до автоматического (рефлекторного) уровня припоминания. Цифры и числа должны переводиться в буквы без задержек и наоборот.

1 – ГЖ; 2 – ДТ; 3 – КХ; 4 – ЧЩ; 5 – ПБ; 6 – ШЛ; 7 – СЗ; 8 – ВФ; 9 – РЦ; 0 – НМ

Можно заменять цифры буквами и словами. Например, 0- круг, 1- карандаш, 2- очки, 3- люстра, 4- стул, 5- звезда, 6- жук, 7- неделя,8- паук и т.д.

Рефлекторный уровень припоминания - устанавливается прямая взаимосвязь между разными анализаторными системами; в данном случае - между зрительной и речевой. Обеспечивает мгновенное припоминание (исключает этап кодирования).

    Метод ассоциативного списка. Фиксированные образные коды двузначных чисел. Чтобы числовая информация запомнилась достаточно быстро, нужно выучить наизусть сто образов.Каждый образ жестко закрепляется за своим числом (от 00 до 99). Как только вы запомните этот список, сразу получите возможность запоминать без ошибок большие объемы любой цифровой информации, например, десятки телефонных номеров.

Кодирование двузначных чисел осуществляется через буквенно-цифровой код.

12 ГЖ ДТ Гж дТ ГиТара образ гитары

35 КХ ПБ Кх пБ КуБ образ куба

Числа 01. 02. 03. ... 09 в числовом ряду кодируются в образы как 1. 2. 3. ... 9. При припоминании к ним добавляется ноль слева.

05 - ПБ пБ оБои образ

06 - ШЛ шЛ юЛа образ

07 - СЗ Сз оСа образ

Отдельно запомните: 0 - номерок; 00 - бочки.

    При запоминании цифр, чисел выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 358954 зависимость 89= 35+ 54;

    Прием символизации применяется для запоминания абстрактных понятий, не имеющих четкого образного значения. Одно и то же слово может быть по-разному закодировано в образы разными людьми. Но, как правило, удается использовать для кодирования разнообразные символы, хорошо закрепленные в сознании большинства людей. Символы окружают нас со всех сторон. Переводя дорожные знаки в смысл, мы занимаемся мнемотехникой. Когда первоклассник заучивает взаимосвязь между значком «А» и звуком «А», он тоже занимается мнемотехникой. При кодировании слова этим приемом следует задать себе вопрос: «А каким зрительным образом я могу это обозначить?» Примеры кодирования слов в образы приемом символизации: холод «Лед», тепло «Грелка», вечность «Пирамиды», бесконечность «Математический знак бесконечности», зима «Снежинка», весна «Букет мимозы», лето «Солнце», осень «Желтый кленовый лист». Мы не можем представить лето вообще. Но можем представить траву. Этот образ легко запомнить.

    Прием привязки к хорошо знакомой информации , находящейся в памяти. Новые запоминаемые сведения могут состоять из элементов хорошо знакомой информации. Примерами хорошо знакомой информации могут быть: 1917 год, 1941 год, 1812 и 1861 гг., ваше собственное имя и название улицы, на которой вы живете, ваш телефонный номер, и надпись SONY на телевизоре. Новая информация, состоящая из элементов хорошо знакомых сведений, легко запоминается. Так, легко запомнить телефонный номер 917-41-45. Он сразу вызывает у вас в памяти известные исторические события. Например, в числе 859314 выделить 85- год рождения брата, 314- первые цифры числа "пи" и т.д.

Прием привязки к хорошо знакомой информации лучше применять для кодирования в образы географических названий, терминов, имен и фамилий. Этот прием не универсальный. Им кодируется в образы лишь то, что кодируется. Это зависит от содержания вашей памяти.

Примеры кодирования слов в образы приемом привязки к хорошо знакомой информации. Штат Вашингтон «Доллар», планета Марс шоколадка «Марс», 1380 год 380 вольт (образ проводов), число 220 - «Электрическая розетка», фамилия Блэк образ «Черный квадрат», 1912 год (выход первого номера газеты «Правда») знакомый 1812 год.

    Прием образования слова по согласным буквам . Этот прием применяется совместно с буквенно-цифровым кодом. Когда цифры переведены в буквы, по буквам подбирается слово, которое можно представить в виде образа. В данном приеме представляют интерес только согласные буквы (так как в буквенно-цифровом коде гласных нет). Примеры. ТЛФ ТеЛеФон; ПЛТ ПЛиТа; СБК СоБаКа; КЛН КЛоуН.

Если по буквам слово не подбирается, можно применить следующую «хитрость» - подобрать образ, обозначаемый двумя словами (прилагательное и существительное). В этом случае значимыми являются: первая согласная буква прилагательного и две первые согласные буквы существительного. При припоминании вы четко сможете отличать, какой образ обозначается одним словом, а какой - двумя. Примеры. ЗТР Зеленая ТРава; ГЛН оГромная ЛуНа; ППЧ Полосатая ПЧела. Любое слово можно без труда перевести в цифры. Запомнив последовательность слов, вы запоминаете и последовательность чисел.

Этот прием активно применяется при запоминании исторических дат, телефонных номеров, адресов, номеров автомобилей, разнообразных кодов и шифров. На основе этого приема составляются образные коды трехзначных чисел.

    Прием образования слова из слогов применяется самостоятельно или в сочетании с приемами кодирования по созвучию, символизации и привязки к хорошо знакомой информации в основном для запоминания названий, терминов, фамилий и других аналогичных сведений. Примеры. МАШ МАШина, РУЛ РУЛь, ФОН ФОНарь, КАМ КАМень, КНИ КНИга. Этот прием позволяет точно запоминать совершенно бессмысленные буквосочетания. Примеры. МАШФОНРУЛ ассоциация «машина фонарь руль». Штат Висконсин ВИС КОН СИН ассоциация «ВИСки КОНфеты СИНька». В этом приеме можно импровизировать, удаляя или прибавляя по одной значимой букве. Пример. Сахара ассоциация «САХАр РАк». Можно делать значимыми последние буквы. Примеры. ЗОР телевиЗОР, АКА собАКА, НИК приемНИК, КНО оКНО, ЮЛЯ кастрЮЛЯ.

    Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации ("Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" - о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т.д.)

    Ритмизация - перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

    Запоминание длинных терминов с помощью созвучных (ключевых) слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова; чтобы запомнить медицинские термины "супинация" и "пронация", используют созвучную и шуточную фразу "суп несла и пролила").

Очень многие иностранные слова, названия, термины, фамилии по своему звучанию похожи на хорошо знакомые нам слова. Эти слова легко представить в виде зрительных образов, например: штат Аляска образ «Коляска»; деверь (родственник) образ «Дверь». Пока вам не нужно запоминать значение незнакомых слов, достаточно зафиксировать в памяти их точное произношение и последовательность.

    Прием запоминания на разные части одного образа . Представьте мысленно гитару. Поставьте ее в своем воображении вертикально. Увеличивая и перемещая этот образ, можно выделять в нем разные детали (подобразы). Давайте выделим в образе «Гитара» следующие подобразы: «Колки», «Гриф», «Отверстие в корпусе», «Держатель струн», «Ремень». Всегда старайтесь выделять подобразы в определенной последовательности, например, сверху вниз или справа налево. Безразлично, какая это будет система, главное - она всегда должна быть одна и та же.

Прием выделения подобразов на образе позволяет предельно точно зафиксировать последовательность запоминаемых образов. Самое важное преимущество этого способа запоминания в том, что запоминаемые числа могут сколько угодно раз повторяться и вы никогда их не перепутаете. Припоминание осуществляется с математической точностью. Применяется для запоминания образных кодов. Любые образные коды должны запоминаться только изолированно друг от друга, через другой образ. (Запоминание имени и отчества на образе фамилии, запоминание чисел телефона на образе «хозяина» телефонного номера.)

    Прием возврата . При запоминании этим приемом в качестве опорных образов используются разные части предыдущего образа запоминаемой последовательности. Этот прием объединяет в себе прием «Цепочка» и «Прием запоминания на разные части образа». Применяется для изоляции образных кодов при запоминании точных сведений в отрывке текста. Техника возврата сочетает в себе надежность запоминания на опорные образы и скорость запоминания цепочкой.

    Запоминание под порядковыми номерами (на основе фиксированных образных кодов чисел). Применяется для оперативного запоминания информации с последующей перезаписью ее другими методами. Вы можете в течение дня записывать точные сведения в свою память под порядковыми номерами; затем не спеша систематизировать эту информацию, собрав ее в блоки или тематические последовательности.

    Запоминание в алфавитной последовательности. Применяется для запоминания сведений в алфавитном порядке. Вы можете запоминать адреса, телефоны, фамилии и другую информацию в порядке следования букв в алфавите без предварительной систематизации.

    Запоминание имен. Например, вы познакомились с человеком, которого зовут, к примеру, Гарри Кинг и вы хотите его запомнить. 1. Сначала можно просто часто повторять его имя (например: "как у Вас дела Гарри" или "можно я Вас угощу Гарри" и т.д.) 2. Например, вы познакомились с ним поближе, и он рассказал вам свою историю. Тогда надо просто переделать ее немного так, чтобы в ней встречались какие-то отрывки из имени. Например: Этот человек очень любит на ГАРнир есть РИс и очень любит фильм КИНГ-конг" Далее Ваш мозг сделает все сам! 3. Ну а, в крайнем случае, его имя и внешность можно ассоциировать с Гарри Поттером.

    Метод сжатия информации применяется для запоминания анекдотов, энциклопедических сведений и текстов небольшого объема (в пределах параграфа учебника). Из логически законченного отрывка текста выделяется смысл (главная мысль этого отрывка), которая обозначается образом и запоминается в последовательности с другими образами, обозначающими смысл других отрывков.

При запоминании текстовой информации существуют две основные проблемы: как запомнить последовательность изложения текстового материала, не перепутать порядок следования абзацев в тексте и как запомнить содержащуюся в текстовом материале точную информацию.

Этот метод, не обеспечивает глубокого понимания текстовой информации, позволяет формально запомнить порядок следования смысловых отрывков в тексте. Запоминать с помощью мнемотехники последовательность логически не связанных отрывков проще, чем обычный текст. В изолированных отрывках легче выделить смысл и зафиксировать его в памяти.

    Прием «фокусировки» информации на одном образе применяется для запоминания достаточно большого количества однотипных сведений. Типичным примером такой информации может служить небольшая хронологическая таблица. Запоминаемые сведения разбиваются на несколько частей, и каждая часть фиксируется на образе, выделенном из основного образа. Используется для создания надежной системы опорных образов и для «сборки» блока информации на одном образе (сбор нескольких цепочек на одном образе прием «фокусировки» информации).

Центральный образ разбирается на части приемом выделения невидимых частей образа. К каждому выделенному подобразу привязывается начало цепочки опорных образов, на которых зафиксированы конкретные сведения. Собирающий образ лучше выбирать из часто встречающихся предметов (авторучка, телефон и т.п.) В качестве такого образа удобно использовать образ, выделенный методом Цицерона. В этом случае автоматически фиксируется последовательность информационных блоков.

    Метод выделения отличительного признака человека . Прозвище выделяет отличительные признаки. Оно индивидуально, по нему сразу можно понять, о ком идет речь. Прозвище отражает самое важное в человеке или сокращенно напоминает его фамилию. Очень важно и то, что прозвища, как правило, это слова, которые достаточно легко представить в виде зрительного образа, к этому образу можно привязывать ассоциациями любую дополнительную информацию о человеке.

Отличительный признак позволяет вспомнить конкретного человека. К отличительному признаку может быть привязана любая точная информация (Ф.И.О., адрес, телефон, пейджер, номер автомобиля, место работы, профессия и т.п.). Отличительные признаки можно запомнить последовательно, что позволяет no-порядку вспоминать информацию о группе людей.

Выделение отличительного признака на фотографии. Как только вы вспомните отличительный признак, у вас в воображении появится обобщенный образ соответствующего человека. Отличительным признаком на фотографии могут быть: элементы одежды и прическа, дефекты внешности и сходство с кем-то, даже элемент фона. (Например, окно на заднем плане, необычного вида стул и даже царапина на снимке.) Но часто бывают фотографии, на которых очень трудно найти яркие отличительные признаки. Тогда внимательно всмотритесь в лицо на фото и постарайтесь определить его сходство с кем-то или чем-то.

Аналогичным способом можно запомнить последовательность любых картинок, например, иллюстрации в учебнике или картины на выставке. Сами иллюстрации можно использовать как блоки опорных образов для запоминания другой информации. Для этого следует мысленно выделить из каждой иллюстрации составляющие ее образы.

Выделение отличительного признака у хорошо знакомого вам человека. В этом случае отличительный признак выделяется по роду деятельности человека, его увлечениям, хорошим или плохим привычкам, по странностям в его поведении, манере ходить, говорить, одеваться, по его характеру. Если ваш знакомый - спортсмен можно присвоить ему образ «Штанга». Имеет смысл присвоить отличительные признаки даже своим близким родственникам.

Выделение отличительного признака у незнакомого человека, стоящего перед вами (ситуация «Знакомство»). Чтобы не забыть имя и отчество человека, с которым только что познакомился, полезно называть вашего собеседника по имени в процессе беседы, специально обращаясь к нему. Если вам предстоит знакомство, заранее выделяйте отличительный признак у человека до того, как он вам представится. Сразу привяжите его фамилию к выделенному признаку, а на образе фамилии зафиксируйте имя и отчество; в течение беседы повторите запомненную информацию, назвав человека его именем несколько раз. Хорошими отличительными признаками могут быть: фигура человека (рост, полнота, худоба), его сходство с известными или знакомыми вам людьми, необычное поведение, взгляд, особенности речи, походки, жестикуляции. Одежда или прическа могут меняться. Если кто-то похож на Кобзона, привяжите ему кобуру с зонтиком. Если у человека прыгающая походка - его можно мысленно представить «Лягушкой» и т.п.

Выделение отличительного признака у человека, образ которого вам неизвестен. В этом случае вам остается лишь фамилия человека. Из нее и нужно выделить отличительный признак. Если человек - Светлов, его можно обозначить образом «Лампа». Если его фамилия Тихонов - «Черепаха» или «Улитка». Наши отечественные фамилии достаточно легко переводятся в образы. Иностранные фамилии разбиваются на несколько частей, каждая из которых переводится в образ. Эти образы соединяются в ассоциацию. Имя и отчество следует фиксировать на одном из образов ассоциации, обозначающей фамилию. Мартенсон мар-тен-сон. «Марка» «Тент» «Кровать».

Выделение отличительного признака из интерьера помещения. Часто достаточно обратить внимание на элемент интерьера помещения, в котором находится нужный вам человек. Так, в кабинете зубного врача это может быть кресло, в поликлинике - окошко регистратуры, в автосервисе - подъемник для автомобиля. Необходимые сведения привязываются к выделенным вами предметам.

    Организующие схемы (наполнение структуры) . Все мнемонические системы основаны на структурировании информации так, чтобы ее легче было запомнить и воспроизвести. Основанием структурирования информации может быть место, время, орфография, звуки, образы и т. д. Весьма эффективный мнемонический прием - это организация информации по семантическим категориям, которые затем можно использовать как признаки для воспроизведения. Материал, организованный каким-либо способом - визуально, семантически или путем классификации,- запоминается лучше, чем неорганизованный материал.

При запоминании учебника в памяти фиксируются основные (ключевые) моменты. Разбавить «водой» сгусток точной информации можно с помощью небольшого дополнительного плана ответа. Его очень просто запомнить, так как такой план состоит всего из нескольких пунктов. Содержание этого плана вы определяете самостоятельно.

Наличие в памяти точной информации и подробных планов по разным разделам и по разным предметам позволяет осуществлять сравнение, анализ и обобщение информации. Ведь эти мыслительные операции возможны, если информация находится в вашей памяти. Иначе просто нечего будет сравнивать и анализировать.

С точки зрения мнемотехники, информацией являются связи между явлениями, фактами, событиями. Поэтому любые новые связи между уже известными фактами - это новая информация. Полученная вами новая информация также может быть включена в ответ на уроке или на экзамене.

    Прием мысленной прорисовки . Прием мысленной прорисовки относится к этапу соединения образов. В этом приеме один (опорный) образ мысленно соединяется непосредственно со знаком, который вы рисуете в своем воображении. В результате этой операции новый значок «приклеивается» к опорному образу и становится доступным для припоминания. Необходимо четко отличать обычное мысленное представление образов от процесса мысленной прорисовки.

Желательно при прорисовке знаков рисовать их достаточно крупно, жирными линиями. Представляйте, что вы пишете толстым фломастером на листе бумаги или пальцем на пыльной поверхности. Знак выписывается постепенно. Хорошо, если при этом вы постараетесь представить движение руки (самой рукой водить не надо).

Мысленная прорисовка осуществляется на фоне опорного образа (или на опорном образе), потому что основная задача этого приема - связать значок с опорным образом.

Первый способ - мысленно представить опорный образ, отделить его от себя воображаемым стеклом и рисовать значок на этом воображаемом стекле (удерживая в воображении и опорный образ). Второй способ - мысленно увеличить опорный образ и рисовать значок прямо на нем. И третий способ - это попытаться встроить значок в опорный образ. Для этого его лучше представлять не рисованным, а сделанным из толстой проволоки или любого другого подходящего материала. Представляйте запоминаемый знак в виде самостоятельного образа (или нескольких образов). Тогда процесс запоминания ничем не будет отличаться от образования обычной искусственной ассоциации между несколькими образами.

    Метод активного повторения . Повторение - это процесс, когда информация воспроизводится мысленно, устно или записывается исключительно из вашей памяти. Если вы многократно считываете информацию из учебника - это не повторение, это повторное восприятие и нет никакой гарантии, что образованные ассоциации будут активизированы. Для закрепления информации в памяти необходимо ее припоминание. Многократное припоминание запечатленных сведений называется активным повторением. Слово «активный» в этом определении подчеркивает гарантированную активизацию всех образованных ассоциаций. Следовательно, еще до начала повторения все сведения должны быть запомнены в полном объеме и без ошибок. Зачем же тогда повторять? Для сохранения. Обычно человек повторяет, чтобы запомнить. Мнемонисты повторяют уже запомненное, чтобы сохранить.

    Прием мысленного проговаривания. Этот прием - основа метода зубрежки. Когда вы слышите по радио нужный вам телефонный номер, вы начинаете искать карандаш и бумагу и в это время мысленно (и даже вслух) повторяете номер. Его удается удержать в сознании благодаря большой инертности речевого анализатора (примерно 4 секунды). Если вы будете повторять телефонный номер достаточно долго, то он «осядет» в памяти. Недостаток зубрежки заключается в том, что в кратковременной речевой памяти умещается только один телефонный номер. Поэтому запоминание телефонов (и других сведений) методом зубрежки занимает много времени. К тому же зазубренные сведения имеют свойство очень быстро стираться из памяти. Исторические даты, запомненные в зрительном анализаторе, могут храниться в памяти практически постоянно. Зазубренная же перед контрольной работой хронологическая табличка «испаряется» из головы в течение нескольких дней.

Мнемотехника использует прием мысленного проговаривания не для запоминания, а для закрепления в памяти уже запомненных сведений, для образования прямой связи между образом значка и его произношением. Этот прием относится к этапу соединения образов. Происходит фиксация взаимосвязи между зрительным образом знака и его речевым представлением. Когда вы представляете в воображении новый знак, мысленно многократно проговаривайте его звучание.

Возможность выучить новую азбуку за 2-4 дня - это очень хороший результат (медленно читать и писать можно сразу после запечатления, через 1,5-2 часа).