План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе "Сказочная страна". Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Знакомство с русскими народными сказками

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Знакомство с русскими народными сказками».

Цель: Выяснить знают ли дети русские народные сказки».

Задачи:

    Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т. д.;

    Развивать воображение, фантазию, мышление;

    Формировать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, приобщать к словесному искусству.

    Мотивационно – ориентировочный этап.

Дети стоят на ковре, раздается стук в дверь. В гости приходит Незнайка с большой книгой сказок и просит детей познакомить его с русскими народными сказками, потому, что он не знает не одной сказки.

Ребята, что же нам делать? (Помочь).

2. Поисковый этап.

А как мы можем помочь Незнайке? (Расскажем, какие русские народные сказки мы знаем).

Слушай внимательно Незнайка и запоминай.

3. Практический этап.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(дети поочередно загибают пальчики, на последнюю строчку хлопают в ладоши)

Будем сказки называть.

Рукавичка, теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть снегурочка – краса,

Три Медведя, Волк, Лиса.

Не забудем Сивку – Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про Жар – птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем волка и козлят,

Этим сказкам каждый рад.

Молодцы ребята! Вы много сказок знаете. А знаете ли вы, почему сказки называются русскими народными? Я вам сейчас расскажу, садитесь на стульчики и внимательно слушайте. Русский народ сочинял сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить различать в жизни добро и зло. Когда дети вырастали, они рассказывали своим детям эти же сказки. И так сказки переходили от взрослых к детям. Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают народными и авторскими.

Почему сказки называют авторскими? (Потому, что их сочинил и написал один человек – автор). Об авторских сказках мы расскажем Незнайке в следующий раз, а сейчас не хотите поиграть? Я буду загадывать вам загадки, а вы будете называть сказку.

Игра: «Узнай сказку по загадке»

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка, чуть больше ноготка.

(Дюймовочка)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…

(Айболит)

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Скоро к вам приду

(Колобок)

Молодцы, вы можете узнать сказку по загадке, а попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка – ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Колобок», «Теремок»).

Воспитатель предлагает подойти к доске.

Ребята, посмотрите и скажите из какой сказки эта иллюстрация? («Волк и семеро козлят»).

Чему учит нас эта сказка? (тому, что нельзя чужим открывать дверь, надо слушаться маму, не быть злым как волк, а быть добрым).

А эта иллюстрация из какой сказки? («Курочка Ряба»).

А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (курочка хорошая, она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко).

Молодцы, а сейчас я буду называть вам сказочных героев, а вы вспомните название сказок, в которых они действуют.

1.Дед, жучка, внучка, мышка. (Репка).

    Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышка. (Дюймовочка).

    Царь, три сына, стрела, болото. (Царевна – лягушка).

Ребята, а сказку «Грибок – теремок», мы можем с вами даже показать.

Отправляемся друзья

В чудо – сказку – вы и я.

Эй, герои, выходите,

Детям сказку покажите.

(Выходят ведущие и герои сказки, надевают шапочки и начинают показ сказки «Грибок – теремок», а остальных детей приглашаю в качестве зрителей.)

По окончании сказки Незнайка благодарит детей за интересные рассказы, игры, сказку.

4. Рефлексивно – оценочный этап.

Спасибо вам, ребята, вы были как настоящие актеры. Мне очень было интересно с вами, я еще приду к вам, вы обещали познакомить меня с авторскими сказками. (Прощается и уходит).

Воспитатель: Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка. О ней мы поговорим в следующий раз.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 32 «Бусинка»

«Утверждаю»:

Старший воспитатель

Г.Н. Иванова

Конспект ООД по речевому развитию.

Тема: «В ГОСТЯХ У ЗАЙКИ»

(вторая младшая группа

«Карапузики»)

Подготовила

воспитатель Алимулаева Е.А.

Провела 26.04.2017г.

г.о. Химки 2017

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Цель : формирование у детей звуковой культуры речи.

Задачи:

Обучающие: упражнять детей отчетливо произносить звуки [с] и [з] изолированными и в разных частях слов, способствовать формированию интонационной выразительности речи.

Развивающие: способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики; развивать воображение.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь окружающим.

Материал и оборудование : игрушка зайчик, корзинка, игрушки, в названии которых есть звуки З-С (слон,самолет,автобус,оса,лиса,зайчик,свинья,собака), предметная картинка комар, наклейки с изображением солнышка на каждого ребенка.

Предварительная работа : рассматривание предметных картинок,в названии которых есть звуки З-С, заучивание слов к подвижной игре «Солнышко и дождик», создать в группе необходимые условия для проведения занятия.

Методы и приемы (в ходе ОД): сюрпризный момент, дидактическая игра, подвижная игра, артикуляционная гимнастика,рассказ воспитателя, рассматривание картинки, объяснение, пальчиковая гимнастика.

Ход образовательной деятельности :

Организационный момент

Воспитатель. - Утром встали малыши,

В детский садик все пришли.

Вам мы рады как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь друзья!

Вводная часть .

Воспитатель – Ребята, а хотите поиграть? Я предлагаю вам поиграть с язычком.

(артикуляционная гимнастика)

Покажите свой язычок. Он вышел погулять. И мы с ним поиграем: 1-«Трубочка» (Вытягиваем язычок и сворачиваем трубочкой), 2- « Колбаска» (поднимаем язычок кверху и сворачиваем его во внутрь), 3-«Часики» (высунув язычок, поворачиваем им из,4-«Шарики» (толкаем язычком щёчку вправо-влево), 5-«Лошадки» (цокаем язычком),6-« Машинки» (губами изображаем мотор машины), 7-« Обиделись» (нахмурили бровки, нижнюю губу вывернули), 8-«Воздушный поцелуй»(целуя ладошку, посылаем поцелуй), « Пузырь»(набираем в рот воздух и держим).

Основная часть.

Рассказ воспитателя.

А сейчас я расскажу вам историю, которая произошла с язычком: Однажды Язычок познакомился с Комаром. « Простите, а вы любите петь? - поинтересовался язычок. « Конечно -конечно,-закивал комарик - Мы-комарики-хорошие певцы. Песни наши красивые и звонкие и запел «З-з-з». «З-з-з» - попробовал Язычок. Сначала Язычку было трудновато, ведь песенка комара ему была незнакома, но потом он научился. А не хотите ли вы спеть песенку комара? Давайте попробуем потихоньку «З-з-з». Дети пробуют петь песенку. Хоровые и индивидуальные пения (5-6 человек по желанию). Ребята! А ведь комарики тоже бывают разные и большие и маленькие. Вот большой комар поёт такую вот песенку: «Зу-зу-зу». Повторите со мной. Дети повторяют вместе с воспитателем. А маленький комарик поёт вот такую песенку: « Зи-зи-зи». Повторите со мной. А теперь, кто хочет спеть песенку большого комара или маленького? Дети по очереди поют песенку большого и маленького комара.

Раздается стук в дверь. –Кто же это к нам пришел?

Да это же Зайка пришел к нам в гости. Здравствуй, Заинька!

Здравствуйте! (Дети здороваются с зайцем)

А куда же я попал?

В детский сад «Бусинка» (отвечают дети)

Ой, как здорово,что я попал в садик,я очень хочу поиграть своими новыми игрушками. Поиграете со мной?

Зайка достает свои игрушки из корзинки по одной,дети их называют (слон, автобус, оса, лиса, собака и т.д.). Воспитатель при этом следит за правильным произношением детей.

Дидактическая игра «Чего не стало»

Воспитатель. – А теперь Заинька ты поиграй с нами в нашу любимую игру «Солнышко и дождик».

Проводится подвижная игра «Солнышко и дождик».

Зайка прощается и говорит, что ему пора возвращаться. В знак благодарности, что ребята с ним поиграли дарит каждому наклейку с изображением солнышка.

Заключительная часть

Мне очень интересно узнать что нового, интересного вы сегодня узнали?

А сейчас, давайте вспомним, чем мы занимались. Давайте вспомним песенку комарика.А чья песенка вам больше по душе большого или маленького комарика?

Во что тебе Миша больше всего понравилось играть? А тебе,Алена?

Молодцы!

Уважаемые коллеги буду рада каждому замечанию и пожеланию!

Конспект ООД по развитию речи с элементами драматицации в старшей группе

Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль».
Цель: Обучение связному пересказу текста с опорой на наглядную основу.
Задачи:
1. Развивать слуховое внимание, учить отвечать на вопросы, направленные на умения устанавливать причинно-следственные связи.
2. Развивать умение понимать смысл произведения, понимать «намек сказки».
3. Развивать навыки словообразования притяжательных прилагательных, родственных слов, учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным суффиксом.
4. Учить составлять пересказ близкий к тексту, развивая умение передавать диалог действующих лиц с опорой на театрализованную деятельность.

Образовательные области: Познание, коммуникация, социализация.

Методы и приёмы:
Чтение, беседа, пересказ, объяснения, игра, проблемный вопрос, рассматривание. Постановка системы перспектив, мотивация деятельности, предположение и прогнозирование.

Предварительная работа: Картинки с изображением животных и птиц. Чтение рассказов и сказок о животных и птицах. Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль».

Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: серия картин к сказке (4 иллюстрации худ. В. Лосина, следы)
Раздаточный материл: разрезные картинки из серии: дикие животные и птицы, атрибуты для инсценировки (маски журавля и лисы, картуз для журавля, фартук для лисы, тарелка и кувшин), листы бумаги с точечным изображением кувшина на каждого ребенка.

Место проведения: старшая группа

Возраст: 5-6 лет

Посадка детей: в свободном положении на ковре.

Ход совместной деятельности:
Организация детей.
1. Игра «Волшебная коробочка»
- У меня в руках коробочка, в нее вы положите все, что вам мешает заниматься
(упрямство, лень, невнимательность и т. д.). Закроем нашу коробочку на КЛЮЧИК, чтобы вам ничего не мешало заниматься. (Дети «складывают» в коробочку то, что мешает им заниматься, имитируя соответствующее движения).
2. Воспитатель обращает внимание детей на следы (следы, расположены на полу, а на них, написаны загадки о лисе и птице).

Смотрите перед нами чьи - то следы, они ведут нас в разные стороны, к домикам,
которые отличаются друг от друга. Чтобы узнать, кто здесь живет, нужно отгадать загадки, которые написаны на следах. (Воспитатель читает, дети отгадывают)

Эта птица длиннонога
Ходит, ходит по болотам
Она хочет съесть лягушку
Пучеглазую квакушку (журавль)

Рыжая красавица
Идет по лесу - хвалится
Я красива и умна,
И душиста, и хитра (Лиса)

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, показывает иллюстрации лисы и журавля, спрашивает у детей место обитания лисы и журавля и располагает их под соответствующими домиками.
Воспитатель предлагает детям превратиться в актеров и показать сказку. Но для этого им нужно отгадать, в какой сказки они будут актерами.

2 .Основная часть.
Воспитатель Ребята, вспомните из какой сказки это выражение: И с тех пор дружба у лисы и журавля врозь. Чтение сказки с постепенным появлением сюжетных картинок, ответьте на мои вопросы: -С кем подружилась Лиса? - Как приглашала Лиса Журавля в гости? -Как вы понимаете слова «званный пир»? -Чем угощала Лиса Журавля?
-Почему Журавль не смог ничего съесть?
-Что обозначает выражение не обессудь потчевать?
-Чем угощал Журавль Лису?
-Почему Лиса ушла от Журавля голодной?
-Что значит не солоно - хлебавши?
-Объясните пословицу «Как аукнется, так и откликнется»
-Как мог поступить Журавль?
-Бывает ли, что дети ведут себя как Лиса и Журавль?
Физкультминутка
Шел журавль на охоту, (ходьба на месте)
Искал лягушку на болоте
Ноги длинные поднимал (Ходьба с высоким подниманием колен)
Через кочки он шагал.
Посмотрел по сторонам (повороты головы вправо-влево)
Нет её ни тут, ни там (поднимание плеч вверх, опускание вниз)
Оглянулся, повернулся (повороты туловища вправо-влево)
И назад домой вернулся (ходьба на месте)

3. Дидактическая игра «Чьё это? »
Цель: Развитие навыка словообразования притяжательных прилагательных, родственных слов.
Предложить отобрать из предложенных частей разных животных, только те части, которые принадлежат лисе и журавлю и разместить их под схемами и построить предложение.
Морда чья? (лисья)
Шея у Журавля чья? (журавлиная.)
-Крылья у Журавля чьи? (журавлиные)
-Хвост у Журавля чей? (журавлиный)
Хвост Лисы чей? (лисий)
-Лапы лисы чьи? (лисьи)

4. Пересказ сказки.
После детального разбора смысла сказки и ее содержания воспитатель повторно читает текст с установкой на пересказ, адресуя детей к изображениям на картинках.
-Я хочу пригласить выйти двух ребят, которые покажут нам сказку (девочку и мальчика). -Я буду автором Тая-лисой, Андрей - журавлём. Дети надевают шапочки животных, и начинают показ. Дети, а кто еще желает? Вызывает (1 - 2 пары)
-Молодцы ребята хорошо показали сказку.
Поощряются сохранение выражений из текста сказки, а также плавность, непрерывность, смысловая точность пересказа.
-Подумайте, а как могла бы иначе закончиться сказка?

5 .Заключительная часть.
- Послушайте пословицу: Злом на зло отвечать плохо
- Подходит ли она к сказке «Лиса и Журавль»?
- Я надеюсь, что вы, общаясь друг с другом, будете помнить эту пословицу

6. Итог совместной деятельности.
-Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали?
Попросить детей актеров оценить самих себя.
- Как вам кажется, кто из вас был похож больше на сказочных персонажей? Таня (лиса), или Андрей (журавль)?
- Кто в нашей сказке вам ребята понравился больше всех?
-Кто был самый активный?

7. В конце занятия подарить всем детям иллюстрации с контурным изображением кувшина и попросить нарисовать дома самим или с родителями кувшин по точкам и заштриховать его.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №27 «Чароит»

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе

Воспитатель:

Штоль Наталья Алексеевна

Апрель 2017 год

г.Красногорск

Московская обл.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Цели занятия:

1. Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.

2. Обогащать словарный запас детей синонимами и антонимами, уметь подбирать примеры.

3. Вспомнить и назвать сказки по сказочным героям, развивать фантазию и речевое творчество детей.

Задачи:

1. Выработать умение образовывать от данных воспитателем существительных уменьшительно-ласкательные слова. Игра «Назови ласково».

2. Дидактическая игра «Назови свой домик» - научить называть правильно жилище (дом)животного.

3. Научить образовывать от существительных прилагательные (лиса – лисий).

4. Учить использовать в своей речи сравнительные слова и обороты.

5. Развивать умение узнавать животного по описанию (шерсть, носик, глазки) – метод сравнения.

6. Повторение домашнего адреса и телефона.

Тип занятия:

Закрепление ранее приобретенных знаний.

Форма занятия:

Непосредственно образовательная деятельность

Продолжительность:

30 мин

Участники:

Воспитанники группы

Возраст обучающихся:

6-7 лет

Оборудование и материалы:

Небольшой мяч,

Предварительная работа:

Методы и приемы работы с детьми:

Наглядные: демонстрация иллюстраций, показ способа действий, показ образца; словесные: рассказ воспитателя, объяснение детей; практические: выполнение заданий.

Структура занятия:

Выработать умение образовывать от данных воспитателем существительных уменьшительно-ласкательные слова. Игра «Я – ласка».

Дидактическая игра «Назови свой домик» - научить называть правильно жилище (дом)животного.

Научить образовывать от существительных прилагательные (лиса – лисий).

Учить использовать в своей речи сравнительные слова и обороты.

Развивать умение узнавать животного по описанию (шерсть, носик, глазки) – метод сравнения.

Повторение домашнего адреса и телефона.

20 минут

Окончание занятия

Подведение итога занятия, проверка усвоенных знаний.

5 минут

Ход занятия:

Ребята встают полукругом. Воспитатель – в центре с небольшим мячиком в руках.

Воспитатель: Ребята! Я попросила вас встать полукругом, плечом к плечу, чтобы вы почувствовали себя одной организованной, сплочённой группой и в случае вашей неудачи всегда могли почувствовать рядом плечо своего друга, товарища, который всегда придёт вам на помощь.

Давайте подумаем, как вы хотели бы, чтобы вас называли в группе и как вас ласково называет мамочка. Передавая мячик, пожалуйста, громко и чётко назовите ласково своё имя.

Дети передают мячик друг другу и называют ласково свои имена (Света – Светочка).

Воспитатель: Ребята! Но ласково можно называть не только вас, но и окружающие нас предметы. Давайте попробуем образуем уменьшительно-ласкательные слова, т. е. поиграем в игру «Назови ласково».

Воспитатель называет слово и передаёт мяч ребёнку, который образует от него уменьшительно-ласкательную форму. Например, цветок – цветочек, нос – носик, платье – платьице и т. д. Затем дети тихо садятся на стульчики за столы.

Воспитатель проверяет дальнейшую готовность детей к занятию (спинка прямая, ножки стоят ровно, руки – сложены – правая наверху).

Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами вспоминали слова, которые называются синонимами, то есть подбирали слова, близкие по смыслу.

Просит кого-нибудь из детей напомнить и привести примеры. Дети подбирают синонимы к словам «враг», «трудиться», «лентяй».

Воспитатель: Сегодня мы с вами поработаем над словами работать – бездельничать. Какие, ребята, это слова по смыслу, по значению? Как называются такие слова?

Просит одного из детей дать определение антонимов, привести примеры.

Воспитатель: Давайте, ребята, попробуем подобрать антонимы, то есть слова, противоположные по смыслу к данным словам: день – ночь; добрый – злой; вперёд – назад; вежливый – грубый; трудолюбивый – ленивый; высоко – низко; аккуратный – неряшливый; узкий – широкий; верх – вниз; вправо – влево; друг – враг; храбрец – трус.

Для лучшего понимания и запоминания воспитатель обращается к стихотворной форме.

Воспитатель: «Скажу я слово «высоко», а ты ответишь… (низко).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… (близко).

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты… (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,-

Ну, отвечай… (конец!»

Воспитатель в конце игры в антонимы хвалит детей.

Воспитатель: Посмотрите теперь, ребята, на мольберт. Давайте вспомним стихотворение И. Токмаковой «Рыбка, рыбка, где ты спишь?»

На мольберт поставить две демонстрационные картинки.

Воспитатель: Ребята! Кто из вас может прочитать нам это стихотворение? Пожалуйста, Аня. Я не случайно вызвала к мольберту Аню. Она очень хорошо прочитала это стихотворение и выделила голосом все окончания в словах. Давайте вместе повторим: у лисы – след лисий. (Голосом подчеркнуть окончание прилагательного).

Воспитатель с помощью мячика проводит игру «Чей след?» Дети передают мяч друг другу, говорят ответ:

Корова - коровий

Заяц – заячий

Овца – овечий

Лошадь – лошадиный

Кошка – кошачий

Коза – козий

Поросенок – поросячий

Ёж – ежиный

Белка – беличий

Волк – волчий

Лиса – лисий

Воспитатель: Из стихотворения мы узнали, что животные живут в домиках. Как же называются их домики?

С помощью мяча проводится игра «Кто где живёт?»: муравей – в муравейнике, птичка – в гнезде, медведь – в берлоге, акула – в море, щука – в реке, пчёлы – в улье, лиса – в норе, белка – в дупле, волк - в логове, бобр – в хатке, на плотине, собака – в конуре, курица – в курятнике, овца – в овчарне, конь – в конюшне.

Воспитатель: А где живут мои ребята? Кто может назвать свой домашний адрес?

Заслушивают ответы 3 - 4 детей.

В конце игры нужно похвалить ребят. Затем дети тихо встают около своих мест, воспитатель проводит физкультминутку:

«Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Зайчик вышел как живой

Он с хвостом и головой.

За усы не тяни –

Из соломинок они

Тонкие, блестящие,

Словно настоящие»

А теперь, ребята, давайте посмотрим как вы знаете сказки. Я буду называть сказочных героев, а вы мне скажите название сказки. Слушайте внимательно:

1. Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна – «Сивка-бурка».

2. Злая мачеха, две дочери, Дед мороз – «Морозко».

3. Царь, три сына, Иванушка, конёк-горбунок, царевна – «Конёк-горбунок».

4. Царь, три сына, стрела, болото, лягушка – «Царевна – лягушка».

5. «Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея – «Золушка».

На мольберт поставить картинку с изображением лесных сказочных животных. (Приложение)

Задание детям: внимательно посмотреть на картинку, выбрать понравившееся животное, описать его, сказать при этом, чем он отличается от других зверей. Как его называют в сказках и в каких сказках он встречается? Дети выходят и рассказывают про выбранных ими зверей.

Например, лиса – хитрая, обманщица, рыжая, пушистая, очень красивый хвост, ушки на макушке. Называют её лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна. Встречается в сказках: «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой»; мышка – маленькая, серенькая, длинный хвостик, глазки – как бусинки. Мышка-норушка. Сказки: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»; волк – серый волк, зубами щёлк, когда он голодный, то воет на луну, глаза злые. Серый волчище. Сказки: «Теремок», «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Красная Шапочка».

Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Чем мы занимались сегодня? Что нового вы узнали?

Литература:
1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада - Москва, 2010. - 192 c.

2. Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день; Академия Развития - , 2008. - 288 c.

3. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке. Учебник-тетрадь для дошкольников 4-6 лет в 4-х частях. Часть 2; Баласс - Москва, 2008. - 450 c.
4. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет; Мозаика-Синтез - Москва, 2009. - 112 c.

5. Развитие речи. Дополнительные материалы. Овощи, фрукты, ягоды; Корифей - Москва, 2010. - 112 c.