Объемная вышивка гладью. Мастер-класс. Объемная вышивка со схемами и фото

Вышивка нравится всем. Это не удивительно, ведь вышивка выглядит так красиво! Кому-то нравятся изделия, вышитые гладью, кто-то любит крестик, есть любители вышивки нежной и яркой. А что вы знаете про объёмную вышивку? Эта вышивка, пожалуй, наиболее удивительная из всех видов рукодельного искусства. Только представьте: все эти цветочки, ягодки, листики – не плоская картинка, а сочный, выпуклый рельеф!

Чаще всего выполняется объёмная вышивка шерстью: шерстяные нитки более толстые, они имеют немалый объём и сами по себе. Плюс ко всему, в данном виде рукоделия используются и ещё кое-какие хитрости, которые позволяют придавать вышивке вот такой «вкусный» объём. Готовы узнать тайну? Сегодня мы расскажем вам несколько секретов, о которых вы, возможно, даже не догадывались.

Для начала давайте попробуем угадать: откуда вообще может взяться такой объём у вышивки? Безусловно, можно пройтись нитками по узору несколько раз. Но намного удобнее просто что-то подложить под вышивку. Но что именно? Ведь изделия из шерсти нужно будет иногда стирать (если это варежки, например). А если подложка плохо сохнет? А если она потеряет форму после стирки, опадёт? Да, кажется, она должна быть особой, и выбирать её нужно не менее тщательно, чем саму шерсть!

На самом деле, есть несколько вариантов объёмной вышивки шерстью. Мы рассмотрим несколько, а там решайте, какой вам больше по душе.

Вышивка по настилу

Если возиться с подложкой у вас нет ни сил, ни желания, можно сделать вышивку по настилу. Если вы опытная вышивальщица, то вы знаете, конечно, что это такое – это азы. Для тех, кто иголку держит в руке не очень уверенно, разъясним – настилом называют длинные стежки-«штрихи», которые грубо заполняют серединку каждого элемента вышивки, будь то листочек или ягодка. Уже поверх этого настила вышивают рисунок набело, и в результате получается объём.

Рококо шерстяными нитками

Другой хороший вариант для объёмной вышивки – это техника рококо. Эта техника уже «от рождения» объёмная, а толстые шерстяные нитки делают объём более выраженным. Если вы не знакомы с подобной техникой, можете прочитать про неё .

Бахромчатые швы

Ещё один вариант – это бахромчатые швы, то есть швы петельками. Используя специальную иглу, или же обычную иглу и деревянную палочку, вы можете вышивать какие угодно рисунки. На схеме вы можете видеть, как выполняют бахромчатые швы счётным способом, по ткани переплетения «рогожка».

Когда весь рисунок заполнен петельками, его распушают с помощью старой жёсткой зубной щётки или щёточки для бровей. Получаются вот такие красивые махровые цветочки и листики.

Вышивка по фетру

А ещё для объёма можно использовать подложки из фетра . Такая вышивка несколько отличается по технике исполнения.

Обычно мы вначале рисуем эскиз, картинку, а потом её вышиваем. Здесь не так. Мы вначале рисуем на фетре элементы нашей будущей вышивки (примерно представляя её в голове), а потом их вырезаем. Элементы вышивки мы разложим на полотне, а потом уже поверх каждого элементы начнём выполнять вышивку.

Объемная вышивка сочетает в себе несколько технологий вышивания. Здесь используются гладь, бисер, ленты. Она заключается в использовании вышитых вырезанных деталей, которые накладываются и закрепляются на вышитой или чистой основной материи. За счет этого создается объемный эффект. В зависимости от того, какие виды вышивания знает рукодельница, их все можно сочетать в объемной вышивке. И чем больше умеет мастер, тем интереснее будут выглядеть работы. Поэтому тем, кто приступает к ней впервые, важно владеть как минимум одной, а лучше 2-3 видами шитья на ткани.

Мастер-класс по объемной вышивке цветов

Попробуем сделать что-нибудь простое, используя подробное описание каждого этапа занятия. Например, объемную вышивку анютиных глазок. Ее можно произвести на одежде или использовать в качестве украшения какого-нибудь сувенира.

Нам понадобится:

  • Шерстяная пряжа желтого, фиолетового, синего, 2 оттенка зеленого цветов.
  • Мулине нитки белого, желтого, зеленого цвета.
  • Шелковые - светло-зеленые. Сочетание разных видов ниток в вышивании деталей дает возможность подчеркнуть рельефность рисунка. Варианты оттенков можно менять по своему усмотрению.
  • Ткань для основы и более плотный материал для объемных элементов.
  • Проволока.
  • Пяльцы.
  • Швейные принадлежности.

После приготовления всего необходимого приступим к рукоделию.

Ход работы

1. Первым делом приготовим лепестки. Каждый из них выполняется по отдельности. На ткань перевести шаблон

И вышить контур петельным швом.

Внутри деталь заполняется теневой гладью следующим образом. Первый ряд стежков идет одним цветом, второй - другим. Закончить лепесток следует лучеобразным расхождением стежков от его основания нитками мулине черного цвета. Размер их равен 3 четверти длины лепестка. Затем элемент надо аккуратно вырезать. Таким же способом сделать 5 лепестков для одного цветка. Их можно сделать любое количество, в зависимости от замысла работы.

2. Прикрепление лепестков к ткани с помощью шва «за иголку».

Лепестки пришиваются по 2, сначала задние, потом напротив них передние. Последний (5-й) накладывается на пришитые в последнюю очередь детали лицевой поверхностью, закрепляется в центральной части и отворачивается. Центр соединения лепестков обозначается узелковыми швами.

3. Изготовление бутона. Его делают из чашелистиков. Шаблоны переносят на ткань. Очертания элементов выполняют петельными стежками зелеными нитками, внутри чашелистик заполняется гладью. На верхний край детали с обратной стороны тоже накладывается петельный шов, совпадающий по направлению со стежками глади. Чашелистики вырезаются как можно ближе к краю. Теперь надо собрать детали. Делается это с помощью проволоки, которая закрепляется на изнаночной стороне. Затем лепесток сворачивается и закрепляется зеленой шерстью. Другим концом проволоки обматывается чашелистик в нижней части. Таким образом, получается проволочный стебель.

4. Листья переводят на ткань, контур вышивается петельным швом светло-зелеными нитками, внутри - гладью. Для главной прожилки используется стебельчатый шов, для боковых - гладь, которые вышиваются шелковой нитью. В конце все детали вырезаются.

5. Составление композиции на основной ткани. Листья можно располагать по одной или по обеим сторонам от цветков. Часть листьев прикрываются цветами, так и несколько цветов можно заслонить листьями. Это придаст естественности сюжету.

Объемная вышивка, мастер класс которой описан выше, является одним из множества вариантов простых работ для новичков. Вот несколько примеров.

Видео-уроки для начинающих

объемная вышивка мастер-класс

Объемная вышивка

По-моему мнению для начинающих обязательно нужны:
1. Иголка (чем тоньше иголка тем лучше, я пользуюсь совсем тонкой иглой для бисера),ножницы.
2. Нитки DMC и любая ткань начиная от хлопчатобумажной и заканчивая шелковыми или атласными тканями
3. Проволока (тонкая медная проволока из телефонного кабеля)
3. Карандаш и шаблон рисунка
Сложность заключается только в одном в умении вышивать гладью. Даже простейшие навыки в этой технике очень бы вам пригодились.
Основные швы используемые в объемной вышивке:

1.
Мы берем проволочку и изгибая ее в форме цветочного лепестка. Если у
вас другой шаблон, например, надо сделать крылышко бабочки или др.
изгибаем проволоку в форме крылышка и др.
2. Закреп проволоки на
ткани. Вначале мы закрепляем на ткани нить (одинарную нить) нужного
нам цвета, я обычно подбираю нить основного цвета дизайна. Если вы
будете делать лепесток ромашки, то берем для закрепа белую нить, т.е.
цвет нити основного фона, не важно какие вкрапления у вас еще будут на
этом лепестке.


3. Пришиваем нашу проволочку-шаблон к материалу. рис. 1.
Материал может быть любым от шелка до хлопчатобумажных тканей. Чем больше у вас разнообразных материалов тем лучше.
4. Далее идут гладьевые стежки, можно использовать ту же нить, что и при закрепе шаблона рис. 2


5. Потом наша проволока покрывается петельным швом
В итоге получаем готовую часть!


Проволочки аккуратно прикрепляем нитками к материалу

Опираясь на советы изобретателя техники объемной вышивки, Хелен Пирс, Страна Советов расскажет вам, как вышить анютины глазки . Объемная вышивка в виде анютиных глазок станет отличным украшением корзинки для рукоделия, шкатулки для нужных мелочей или сумочки.
Анютины глазки бывают самых разных расцветок. Поэтому для их создания нам потребуется шерстяная пряжа разных оттенков желтого, синего и фиолетового цветов. Количество мотков каждого цвета зависит от количества оттенков. Комбинировать цвета можно по-разному. Задние лепестки (2 штуки) вышиваются темно-фиолетовыми или черными нитками.
Для листьев нам понадобятся 4 мотка зеленой и 2 мотка светло-зеленой шерсти. Кроме этого, нужно взять бледно-зеленые тонкие шелковые нитки и белые, желтые, черные и зеленые нитки мулине . Также пригодится тонкая зеленая проволока, основная ткань и ткань средней плотности для элементов цветка.
Начнем с лепестков . Переводим выкройку лепестка (1) на ткань и вставляем ее в пяльцы. Петельными стежками обшиваем контур цветка, а лепесток внутри контура заполняем гладью. Один ряд вышиваем одним цветом, второй — другим и т.д. У основания трех передних лепестков черной ниткой мулине прокладываем расходящиеся веером штрихи, заполняющие 3/4 лепестка.
Вынимаем ткань из пялец и аккуратно вырезаем лепесток как можно ближе к стежкам. Сделав 5 лепестков, вставляем в пяльцы ткань и прикрепляем к ней лепестки швом «за иголку». Сначала 2 задних, наложив их основаниями друг на друга, затем 2 передних (друг напротив друга) и оставшийся лепесток. Его кладем лицевой стороной на остальные лепестки, прихватываем парой стежков в центре и отгибаем. Расположение лепестков показано на рис. 2. Центр цветка заполняем узелками белого, желтого и зеленого цвета.
Для бутонов делаем два лепестка. Выкройку чашелистика (3) переносим на ткань и вставляем ее в пяльцы. Обшиваем темно-зеленой ниткой контур петельными стежками, а внутри контура заполняем чашелистик гладью. Когда чашелистик почти готов, переворачиваем его и обшиваем верхний срез петельными стежками — они должны располагаться по направлению глади. Аккуратно вырезаем чашелистик.
Теперь можно приступать к сборке бутонов . Отрезаем кусок проволоки и один ее конец загибаем петлей. Закрепляем петлю с изнанки лепестка, который мы делали для бутона. Сворачиваем лепесток следующим образом: изнаночная сторона выглядывает, края накладываются друг на друга, проволока закрыта. Прихватываем лепесток вместе с проволокой маленькими стежками у основания. Оборачиваем чашелистик вокруг основания бутона и пришиваем его несколькими стежками светло-зеленой шерстяной нитки, захватывая бутон.
Двумя темно-зелеными нитками обматываем проволоку у основания чашелистика примерно на 8 см. Конец проволоки загибаем, таким образом закрепив нить. Оставшейся ниткой мы будем прикреплять бутоны к основной ткани.



Чтобы сделать листья , переводим выкройку листка (4) на ткань и вставляем ее в пяльцы. Светло-зеленой ниткой обшиваем контур петельными стежками, а участок внутри контура заполняем гладью (направление стежков — от краев к центральной прожилке). Бледно-зеленой шелковой нитью вышиваем прожилки. Для центральной прожилки используем стебельчатый шов, для боковых — гладь. Аккуратно вырезаем листья.
Когда все элементы готовы, начинаем сборку цветков . К каждому цветку прикрепляем листья. Их можно расположить на одной стороне либо на противоположных, наполовину скрыть под цветами. Чтобы прикрепить каждый цветок, прокладываем стежки по оставшихся на цветках ткани. Цветки располагаем рядом, чтобы листья некоторых фиалок закрывали цветки. Бутоны на проволочных стебельках располагаем под цветками, закрепив их стежками «за иголку» на основной ткани.
Объемная вышивка «Фиалки» готова!













Про мастерство индийских вышивальщиков известно всему миру. Вышивка древнее исконное индийское ремесло, которым занимаются исключительно мужчины.
Это работа индийского мастера по вышивке из Агры Шамсуддина (Shamsuddin).

Размер картины примерно 2,52 м х 1,90 м. "Хорошего пастуха" художник вышивал 18 лет, техника тоже довольно необычная, смотрите сами это увеличенные фрагменты картин





Еще одна не менее удивительная работа Шамсуддина - "Букет цветов" (размер примерно 2,30м х 1,68м).

Букет вышит художественной гладью. Каждый цветок был сначала вышит отдельно и затем умело собран в букет, с учетом цветового решения цветка и его текстуры. После сборки, букет был вышит уже целиком, c тщательной проработкой деталей.
На создание этой великолепной работы Шамсуддин потратил 1000 часов, а делал он ее в течении 11 лет.
Ваза украшена драгоценными и полудрагоценными камнями общим весом 20,000 каратов.



Работы Шамсуддина образцы высочайшего вышивального мастерства, за которые вышивальщик был неоднократно награжден. К сожалению, Шамсуддина больше нет, но дело мастера продолжают его сын и ученики.
В настоящее время работы мастера выставлены в частной галерее ювелирного магазина Kohinoor в Агре.








Объемная вышивка зародилась еще в средние века, причем не в одной стране, а во многих. В Англии применяли вышивку гладью с накладными элементами, в Италии были популярны выпуклые набивные орнаменты, в Бразилии использовали технику плетения кружев для вышивания объемных цветов, а Франция до сих пор славится своей узелковой техникой вышивания . Сегодня мастерицы объединяют все эти техники в одной вышивке и создают рельефные, практически скульптурные изображения с помощью ниток, лент, бисера и пайеток.

Особенности техники такой вышивки

Для создания рельефной вышивки вам понадобится достаточно много различных материалов для рукоделия:

1. Нитки для вышивания:


2. Дополнительные элементы для вышивания:


3. Ткань, одежда, предметы мебели и декора – это то, на чем можно выполнить объемную вышивку.

4. Эскиз или схема вышивания .

5. Иглы для вышивания, ножнички, линейка, маркер, пяльцы или —станок для вышивания—.

Для такой вышивки сегодня используется множество различных техник , которые позволяют воплотить любые творческие идеи:


Идеи для такой вышивки со схемами

Если вы еще не освоили перечисленные виды техник, то предлагаем вам попробовать себя в каждой из них и объединить свои навыки в создании рельефной вышивки.

  • Воспользуйтесь этим цветочным эскизом и вышейте все лепестки гладью. Вырезав их тонкими острыми ножничками, пришейте к полотну, как показано на схеме, и у вас получится отличная цветочная миниатюра.

  • Вот вам еще одна идея объемной картинки с цветочной тематикой. Эти чудесные колокольчики выглядят, как живые, а подобная миниатюра может стать не только украшением вашего интерьера, но и отличным подарком. Обратите внимание, что для этой и предыдущей работы были использованы нитки мулине.

  • Таким же способом можно вышить шикарную розу. Стебель и часть листьев вышивают гладью, а лепестки цветка и один зеленый листик делают объемными в английской технике, как это показано на фото. Из заготовленных лепестков формируют цветок, пришивая по одному каждый элемент.

  • Сделать розочку из тонкой ленты очень просто. Пройдитесь по краю стежковым швом. Затем, стягивая нитку и формируя цветок, закрепляйте основание цветка, зашивая его нитью. Стебель и листья вышивайте обычной гладью, а цветы из ленты пришейте в нужных местах согласно рисунку.

  • Это еще один вариант создания розочки из ленты для объемной вышивки. Воспользуйтесь этой подробной пошаговой инструкцией, и у вас все получится.

  • Благодаря этой простой схеме вы сможете вышить красивую хризантему. Обращаем ваше внимание, что ленты должны быть тонкие атласные, а иглу выбирайте с продолговатым ушком.





  • Эта пошаговая схема позволит вам освоить технику французского узелка, который очень часто используют в объемной вышивке.

Видео с уроками мастер-класса такой вышивки для начинающих

  • Двенадцать для создания объемного орнамента или картинки.

  • Видеоролик о том, как сделать объемную вышивку из тонкой пряжи на вязаной шапке.

  • Мастер-класс для начинающих по вышивке объемных цветов гладью.

  • Мастер-класс, который научит вас основным принципам объемной вышивки гладью.

  • Видеоролик с мастер-классом по созданию объемной вышивки бисером.

Сегодня рельефные рисунки и орнаменты делают и , но радость творчества подарит вам гораздо больше эмоций и от самого изделия, и от процесса вышивания. Расскажите в комментариях, какие техники вышивки вы используете для создания объемных картинок и что вы уже успели сделать в этой технике.

Вышивка во все времена собирала множество почитателей. Стремление овладеть искусством создания объемных картин с помощью ниток толкает рукодельниц на новые свершения по сей день. Тем, кто только начинает свои первые творческие шаги и хочет самостоятельно сотворить тканый шедевр, будет полезно ознакомиться с азами мастерства. Завораживающая объемная вышивка нитками может выполняться и с помощью простых техник, понимание которых впоследствии приведет к освоению все новых сложных элементов.

Первые шаги

Процесс объемной вышивки включает в себя несколько основных стежков, на которых стоит сосредоточить свое внимание. Первыми швами начинающего мастера должны стать шов «вперед иголку», «назад иголку», строчка, обметочный, петельный.

Чтобы работа приобрела необходимый объем, существует несколько особых приемов. Способ, подходящий для начинающих – использование шерстяных нитей. За счет своей толщины они создают нужную выпуклость рисунка.

Практическое применение начальных навыков будет оправдано на простой вышивке цветка.

Работа здесь производится петельным швом. Как он исполняется, можно посмотреть по приложенной схеме.

Не обойтись в вышивании и без глади, поскольку именно таким способом удобнее всего заполнять пространство узора.

Зачастую видимое создание объема достигается путем цветовых переходов нитей, близких по тону: каждый новый ряд требует смены цвета. Такой метод именуется теневой гладью. Схематичное изображение данного процесса позволит не запутаться во время работы над изделием.

Для удобства выполнения лучше всего взять плотный материал или канву, на который предварительно наносится карандашный рисунок.

На первом этапе контур узора обрабатывается с помощью петельного шва. Необходимо следить за плотностью и ровностью строчки. Лепестки цветка заполняются теневой гладью, начиная от края и продвигаясь к центру. После окончания вышивания, элемент вырезается острыми ножничками.

После создания нескольких деталей аналогичным образом, можно собрать свою первую небольшую композицию.

Возможно, она будет незамысловатой, но впоследствии, с приходом опыта, творческие работы приобретут все более изысканные очертания.

Получив первые уроки, не стоит останавливаться. Существует масса способов разнообразить рукоделие новыми приемами.

Украшение скучных вещей

В качестве тренировки можно создавать не цельные картины, а отдельные элементы на текстильных вещах.

К примеру, украшенные объемной вышивкой домашние тапочки обретут необычность и будут привлекать внимание гостей.

Работа производится нитями двух цветов. Сначала следует выполнить розу. Для этого красная нить выводится на лицевую сторону полотна и осуществляется миниатюрный стежок вплотную к первому проколу. Игла остается в ткани.

Нить поддевается под острие иглы и плотно наматывается в 10-12 оборотов, после чего фиксируется стежком. Это первый лепесток розы. Аналогичным способом создается весь цветок.

Осталось вышить зеленое обрамление розы – листья. На ткани осуществляется карандашный набросок. Пририсовывается центральная прожилка листика. Зеленая нить выводится на лицевую сторону на линии середины листа. От центра к краям попеременно накладываются стежки, перехлестываясь по центру.

Данная техника носит название «рыбная косточка».

Когда работа закончена, нити прячутся на изнаночную сторону изделия.

Еще один из интересных методов вышивания демонстрирует последующий мастер-класс. Здесь предлагается поработать над отдельным элементом вышитого полотна, дабы понять суть техники.

Пушистый шмель

Такой стиль оформления деталей уместен, когда нужно придать элементу эффект «пушистости». Это подходит в работе над изображениями животных, насекомых, сердцевин цветов и т. п.

От нитей мулине, шелковых или любых хлопчатобумажных ниток такого эффекта не добиться. Поэтому положительный результат стоит ожидать лишь в том случае, когда вышивка производится шерстяными нитками.

Для работы понадобится:

  1. Шерстяные нити черного, желтого и белого цветов;
  2. Игла;
  3. Мулине;
  4. Кусочек сетчатого материала;
  5. Металлизированная нить.

На ткани прорисовывается контур будущего шмеля.

Вышивание производится стежками в 4-5 мм, где нить не затягивается, а остается на поверхности в виде небольшой петли.

Черной нитью плотно выкладываются петли, формируя головку насекомого.

Каждая петля закрепляется перпендикулярным стежком.

В ходе работы цвет нити меняется, образуя характерный для шмеля окрас.


Низ тельца оформляется белой нитью.

Затем каждая петля разрезается.