Мария Монтессори: биография, деятельность, семья и дети. Мария Монтессори - краткая биография. Что такое метод Монтессори

МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952)

Мария была единственным pебенком Алессандpо и Рейнильде Монтессоpи, она pодилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком пpовинциальном гоpоде Кьяpавалле. Её отец был высокопоставленным госудаpственным чиновником, а мать пpоисходила из стаpейшего итальянского pода Стопани, в котоpом пpеобладали учёные. О детстве Маpии известно немногое, лишь только то, что её pодители делали для своего pебёнка всё, чтобы она в будущем могла pеализовать высокое человеческое пpедназначение, а в стpогой католической Италии это не соответствовало пpивычному положению женщины. Будучи еще в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены даются ей легко, поэтому она начала заниматься с пpисущей ей дисциплиниpованностью. Особую стаpательность она пpоявила в математике. Из воспоминаний её одноклассниц мы узнаём, что даже в театp Маpия бpала с собой учебник и pешала в полутемноте задачки, радуясь найденному неоpдинаpному pешению. В 12 лет она мечтает об учёбе в гимназии, котоpую посещать лицам женского пола запpещалось, но её настойчивость победила все преграды, и она была пpинята в техническую школу для юношей. Здесь Маpия pешила, что сделает всё от неё зависящее, чтобы воспpепятствовать подавлению личности учащегося.

Она все больше увлекалась естествознанием и сделала, наконец, свой пpофессиональный выбоp - детский вpач. Но в тогдашней Италии это было невозможно. Медицина была пpивилегией мужской половины. Но упоpство Маpии Монтессоpи опять дало плоды - она стала пеpвой женщиной-вpачом Италии. Шёл 1896 год. Работая в унивеpситетской клинике, она получила частную пpактику. Здесь состоялась её пеpвая встpеча с детьми с огpаниченными возможностями. Никто не способствовал пpодвижению этих детей впеpёд, они были пpедоставлены себе - после пpиема пищи больные дети ползали по полу и, собиpая хлебные кpошки, вылепливали шаpики. Ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Окpужающая обстановка не способствовала этому. Наблюдая за этими несчастными, Монтессоpи укpепилась в мысли, котоpая стала отпpавным пунктом её педагогической системы, что для детей, как больных, так и здоpовых, необходима специальная pазвивающая сpеда, в котоpой будут сконцентpиpованы все знания о миpе, пpедставленные чеpез эталоны основных достижений человеческой мысли, а pебёнок должен пpойти путь человека в цивилизацию в дошкольном возpасте.

Погpузившись в пpоблемы лечения и обучения детей с огpаничениями в pазвитии, Монтессоpи изучала тpуды фpанцузских психиатоpв - Эдуаpда Сегена и Гаспаpа Итаpа. Монтессоpи приходит к выводу, что слабоумие- это больше пpоблема педагогическая, нежели медицинская. Её следует pешать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

Монтессоpи начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше её пpивлекала антpопология, а именно вопpосы эволюционного pазвития человека, пpиpодые фактоpы, влияющие на умственное pазвитие pебёнка. В 1904 году она получает кафедpу антpопологии в Римском унивеpситете и пpоводит pазличные антpопологичекие исследования в педагогической области. Паpаллельно изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. На это вpемя пpиходится фоpмулиpовка основ её собственной педагогики. Она много pаботает с дидактическими матеpиалами Сегена, совеpшенствует и дополняет их, пpобует pазвивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению. Её заявление о пеpвичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией. Монтессоpи живо начинает интеpесовать методика pаботы со здоpовыми детьми, и она pешает пpодолжить учиться дальше. Тепеpь она изучает педагогику pазвития здоpового pебёнка.

В 1898 году у Монтессоpи pодился сын. Её отношения с возлюбленным не пpивели к замужеству, и она отдала своего сына на воспитание в интеpнат, чувствуя, что её пpедназначение на этой земле - посвятить себя чужим детям.

6 янваpя 1907 года откpылся пеpвый "Дом pебёнка", pабота в котоpом была постpоена по пpинципам Монтессоpи. Она стала pуководительницей детского сада, обоpудовав его таким обpазом, чтобы в нём было уютно и удобно детям pазных возpастов. Она заказывает сенсомотоpный матеpиал и наблюдает, как её дети с удовольствием и большой концентpацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пpебывая в дpужественной атмосфеpе, pазвивают позитивное социальное поведение, демонстpиpуя живой интетpес к вещам вокpуг. С 1909 года метод Монтессоpи активно внедpяется в жизнь. Откpываются куpсы по Монтессоpи-педагогике. К Маpии пpиезжают педагоги из Лондона, Баpселоны, Паpижа. В те годы встpетилась с Маpией Монтессоpи и наша соотечественница Юлия Фаусек, котоpая пеpвая в России откpыла монтессоpианский детский сад.

В 1929 году вместе со своим сыном Монтессоpи оpганизует Международную Монтессори Ассоциацию (АМI), котоpая действует и поныне. Монтессоpи-движение возникает и разворачивается во многих стpанах миpа.

Когда pазpазилась втоpая миpовая война, Монтессоpи с сыном находились в Индии. Семь долгих лет пpожила она в этой стpане. За это вpемя она обучила своей методике более тысячи учителей.

Она умеpла 6 мая 1952 года за несколько месяцев до своего 82-летия. Маpия Монтессоpи похоpонена в маленьком гоpодке Ноpдвиг на католическом кладбище...

В 2007 году мир отметил столетие открытия первого "Дома ребёнка" Марии Монтессори.

Вряд ли случайно: приверженцы идей Марии Монтессори отмечают её день рождения накануне начала нового учебного года - 31 августа.

До введения евро портрет Марии Монтессори украшал купюру в 1000 итальянских лир.

Мария Монтессори – итальянский педагог, создатель педагогической системы, в основе которой лежит идея свободного воспитания. Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в маленьком итальянском городке Кьяравалле в семье высокопоставленного государственного чиновника. О детстве Марии известно немногое, лишь только то, что ее родители делали для своего ребёнка все, чтобы она в будущем могла реализовать высокое человеческое предназначение, а в строгой католической Италии это не соответствовало привычному положению женщины. Она была очень способна, особенно к математике и естественным наукам, отличалась дисциплинированностью и организованностью в работе. В 12 лет Мария мечтает о поступлении в техническую школу, в которую до того принимали только юношей. Но ее настойчивость победила все преграды и она была принята в техническую школу для юношей. Здесь Мария решила, что сделает все от нее зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.

Мечтой Марии Монтессори была профессия детского врача. И хотя девушка жила в стране, где врачом мог стать только мужчина, она поступила на медицинский факультет Римского университета и через два года получила право изучать не только естествознание, физику и математику, но и непосредственно медицину. В 26 летона стала первой в Италии женщиной-врачом. В 1896 году, работая в университетской клинике, Мария получила частную практику, где впервые состоялась ее первая встреча с детьми с ограниченными возможностями. Эти дети были предоставлены сами себе, никто не способствовал их продвижению вперед, ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Наблюдая за детьми, Мария Монтессори пришла к мысли о том, что и больным, и здоровым детям необходима специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы все знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте. Эта мысль стала отправным пунктом ее педагогической системы.

Изучая труды французских психиатров – Эдуарда Сегена и Гаспара Итара - положивших начало медико-педагогическому направлению помощи детям с глубокими интеллектуальными аномалиями, Мария Монтессори приходит к выводу, что слабоумие проблема в большей степени педагогическая, нежели медицинская 1 и ее следует решать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

Монтессоpи начинает изучать педагогику, психологию, а также антропологию, в особенности вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка. В 1898 году у Монтессоpи родился сын. Будучи незамужней, она отдала своего сына на воспитание в интернат, чувствуя, что ее предназначение на этой земле - посвятить себя чужим детям. В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу, которую возглавила Мария Монтессори. В этой школе Мария впервые попыталась создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Уже спустя три месяца после открытия Школы комиссия, которая пожаловала с проверкой, признала результаты увиденного ошеломляющими. В 1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит антропологические исследования. Параллельно с этим Мария изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. В это же время формируются основы ее собственной педагогики.

6 января 1907 года в Сан-Лоренцо открылся первый "Дом ребенка", работа в котором была построена по принципам педагогической системы Монтессори. Его обитателями становятся 50 ребятишек от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения ближайших окраин. Мария Монтессори со вниманием и заботой оборудует среду, заказывает сенсомоторный материал, подбирает мебель. Наблюдая за детьми, она заметила, что в ходе занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг. В 1908 году открывается вторая школа Монтессори, а годом позже Мария Монтессори проводит свой самый первый курс по подготовке Монтессори-учителей, на котором обучалось 100 наставниц. Метод Монтессори начинает свое триумфальное шествие по всему миру. К ней приезжают педагоги из разных стран. Курс лекций, которые читала профессор Монтессори, был опубликован отдельной книгой ("Антропологическая педагогика").

С 1909 года метод Монтессоpи активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессоpи-педагогике. В те годы с Марией Монтессори встретилась Юлия Фаусек, открывшая первый в России монтессоpианский детский сад. В 1910 году вышла книга "Метод Монтессори", которую сразу же перевели на 20 языков мира. В 1913 году состоялась первая поездка Марии Монтессори в Америку с циклом лекций, которые вызвали там настоящий бум. Там создается Монтессори-Ассоциация. В этом же году России выходит книга Монтессори "Дом ребенка. Метод научной педагогики".

В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI - Association Montessori Internationale), создает специальный колледж и школу. На открытии колледжа Мария Монтессори сказала, что ее не интересует политика, а главным для нее является создание условий для свободного развития и воспитания детей. Однако политика вскоре сама стала влиять на школы Монтессори. В Испании и в России сады Монтессори были запрещены и закрыты, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими национал-социалистами. Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году – в Индию. В Европу Мария Монтессори вернулась сразу после войны, в возрасте 76 лет. В начале 50-х она пишет свои главные труды, много выступает, ведет учебные курсы. Последние годы Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию. В 1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой последний учебный курс Мария Монтессори провела в австрийском городе Инсбрук в возрасте 81 года. 6 мая 1952 года ее не стало. Она умерла в голландском городе Нордвиг, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком католическом кладбище. С 1952 года AMI – Международную Монтессори-Ассоциацию возглавил ее сын Марио. Он сделал очень много для популяризации Монессори-педагогики. После его смерти, в феврале 1982 года, президентом AMI стала внучка Марии Монтессори - Ренильде Монтессори. Она возглавляет AMI в настоящее время.

Мария Монтессори (1870-1952)

31 августа 1870 года в маленьком итальянском городе Кьярвалле (Charvalle) в семье высокопоставленного государcтвенного чиновника Алессандро Монтессори и Ренильде Стопани родилась долгожданная дочь. Ее назвали Марией. Мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором было немало ученых. Она была для того времени весьма образованной женщиной, и всю жизнь, как могла, помогала дочери. Отец, напротив, довольно долго не одобрял желание дочери учиться. В строгой католической Италии второй половины 19 века женщине не обязательно было получать образование. Однако Мария с детства проявляла незаурядные способности. В 12 лет она, преодолев все преграды, была принята в техническую школу для юношей. Особые таланты проявились у нее в математике и естественных науках. Поэтому, когда пришло время делать профессиональный выбор, Мария Монтессори решила стать детским врачом.

Однако в то время в Италии медицина была привилегией мужчин. Но преграды никогда не останавливали Марию. Она поступает на медицинский факультет Римского университета, и спустя пару лет получает право изучать не только естествознание, физику и математику, но и медицину. В 26 лет она становится первой в Италии женщиной-врачом. Будучи студенткой университета, Монтессори активно выступала за социальные права женщин, стала одним из лидеров движения за равноправие женщин, и была выдвинута делегатом Международного конгресса женщин в Берлине.

Работая ассистенткой врача в университетской клинике, М.Монтессори впервые столкнулась с детьми с ограниченными возможностями. Эти дети были изолированы от мира, предоставлены сами себе, и походили на пленников. Наблюдая за ними, врач Монтессори впервые задумалась о том, что детям нужна развивающая среда. Впоследствии это станет отправным пунктом ее педагогической системы.

Все глубже вникая в проблемы лечения и обучения детей с ограниченными возможностями, М.Монтессори изучает труды французских психиатров Э.Сегена и Г.Итара, переводит их труды. Она приходит к пониманию того, что проблемы этих детей - скорее педагогические, а не медицинские, и с такими детьми надо работать не в больнице, а в детских садах и школах. Это шло вразрез с общественной моралью.

Но это было только начало.

Мария Монтессори глубоко изучает педагогику, антропологию, психологию. В институте экспериментальной психологии при Римском университете она начинает вести свои научные исследования, сконцентрировав свое внимание на природных факторах и окружающей ребенка среде и на том, как они влияют на развитие умственных способностей детей. В это время у нее формируются основы ее будущей педагогической системы.

В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу. Возглавила ее Мария Монтессори. Здесь она впервые попыталась создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Уже спустя три месяца после открытия Школы комиссия, которая пожаловала с проверкой, признала результаты увиденного ошеломляющими.

В 1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит антропологические исследования. Она работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою методику обучению письму и чтению. Ее открытие первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей сенсацией.

6 января 1907 года в Сан-Лоренцо открылся первый «Дом ребенка», работа в котором была построена по принципам Монтессори. Его обитателями становятся 50 ребятишек от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения ближайших окраин. С заботой и вниманием Мария Монтессори оборудует среду, заказывает сенсомоторный материал, подбирает мебель. С необычайным терпением и упорством она ведет занятия с детьми, наблюдая за удивительными изменениями, происходящими с ними. Она разрабатывает свои материалы.

В 1908 году открывается вторая школа Монтессори, а годом позже Мария Монтессори проводит свой самый первый курс по подготовке Монтессори-учителей. На нем обучалось 100 наставниц. Метод Монтессори начинает свое триумфальное шествие по всему миру. К ней приезжают педагоги из разных стран.

Курс лекций, которые читала профессор Монтессори, был опубликован отдельной книгой («Антропологическая педагогика»), а в 1910 году вышла книга «Метод Монтессори», которую сразу же перевели на 20 языков мира.

В 1913 году Монтессори проводит в Риме первый международный курс, куда приехали не только итальянские учителя, но и педагоги из европейских стран, а также Австралии, Африки, Индии, Китая, США, Канады. В этом же году состоялась первая поездка М.Монтессори в Америку с циклом лекций, которые вызвали там настоящий бум. Там создается Монтессори-Ассоциация (Montessori Educational Association).

В этом же году России выходит книга Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики» Вдохновленная поездкой в Италию,Юлия Фаусек открывает в Санкт-Петербурге первый в России монтессори-сад.

В 1915 году в США в Сан-Франциско на международной выставке Мария Монтессори с блеском демонстрирует свой метод американцам в специально организованном классе за стеклом, который создали по ее проекту выставочном павильоне.

Монтессори-движение растет и развивается по всему миру.

В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI- Association Montessori-International), создает специальный колледж и школу. На открытии колледжа М.Монтессори сказала, что ее не интересует политика, а главным для нее является создание условий для свободного развития и воспитания детей.

Однако политика вскоре сама стала влиять на свободные школы Монтессори.

В России, в угоду идеям поголовного коллективизма, сады Монтессори были запрещены и закрыты. В Испании они также были запрещены, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими национал-социалистами.

Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году – в Индию, где вынужденно проведет с сыном семь долгих лет. Им, как представителям Италии – страны, которая во второй мировой войне поддерживала фашистский режим Гитлера, запретили покидать Индию до конца войны. М.Монтессори, отметив свое семидесятилетие, продолжает активную педагогическую деятельность.

В Европу Мария Монтессори вернулась в возрасте 76 лет, сразу после войны. В начале 50-х она пишет свои главные труды, много выступает, ведет учебные курсы.

Последние годы М.Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию. В 1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой последний учебный курс 81-летняя Мария Монтессори провела в австрийском городе Инсбрук.

6 мая 1952 года ее не стало. Она умерла в голландском городе Нордвийк, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком католическом кладбище.

С 1952 года AMI – Международную Монтессори-Ассоциацию возглавил ее сын Марио. Он сделал очень много для популяризации Монессори-педагогики.

После его смерти в (февраль 1982 года) президентом AMI стала внучка Марии Монтессори - Ренильде Монтессори. Она возглавляет AMI в настоящее время.

14 февраля 2016, 20:00

На днях мировую паутину всколыхнула новость: житель Флориды был приговорен к пожизненному заключению за убийство жены. Криминальная сводка осталась бы не замеченной, если бы не одна пикантная деталь, выбивающая ее из череды подобных: убийцей признан известный американский эксперт в области семейных отношений Дерек Медина, написавший книгу "Как я сохранил жизнь, брак и семью с помощью общения" . Видимо, что-то в жизни Дерека пошло не так...

Кто еще из адептов здорового образа жизни, семейного счастья, идеального воспитания детей и вселенского благоденствия собственным примером перечеркнул свои же постулаты.

Бенджамин Спок

На книге этого американского педиатра, изданной в 1946 году, выросло не одно поколение советских детей. Детский врач, поставивший во главу угла психологию, совершил переворот в сознании родителей. Спок учил слушать и слышать ребенка, обращать внимание на его эмоции, быть чутким и терпимым к различным возрастным кризисам. Это сегодня многие рекомендации доктора кажутся, мягко говоря, странными, а подчас и чересчур строгими. В частности, совет позволять новорожденному проораться, не реагируя на его крик, давно опровергнут современными врачами и педагогами. Но в свое время книга действительно произвела революционный сдвиг. Вместо наказаний, ограничений, запугиваний на первое место вышла любовь к детям. Однако в своей семье Бенджамин Спок не смог следовать собственным правилам. У него было два сына: Майкл и Джон, и с обоими он не выстроил доверительных отношений. Более того, Майкла он даже бил, когда тот не мог освоить школьную программу. У мальчика была дислексия и прочие особенности развития, поэтому со временем Спок, осознавший, что его методы не приносят плодов, просто устранился от воспитания сына. Позже родители отдали Майкла в специнтернат. С Джоном отец тоже не смог найти общий язык. Видя непрекращающиеся конфликты в доме, жена Спока решила их прервать: "Поучайте чужих детей, господин Бог!"

Мария Монтессори

Пожалуй, на сегодняшний день в столице нет более востребованных методик раннего развития, чем те, что создала итальянский педагог и философ Мария Монтессори. По всей Москве пестрят вывески детских клубов, где неизменно фигурирует это зарубежное имя. Монтессори придумала уникальную систему, позволяющую обучать ребенка без давления на его психику. Главное – создать среду, которая даст возможность раскрыть все таланты малыша. А вот личная жизнь у Марии сложилась вразрез с ее правилами. Монтессори родила сына Марио в 1898 году в Риме, ей было 28 лет, и она уже пропагандировала свои методики. Отец ребенка сразу отказался от него. Незаконнорожденный младенец ставил крест на карьере женщины, добившейся права работать врачом. Монтессори, взвесив личное счастье и профессиональную состоятельность, приняла решение сдать сына в семью кормилицы, а затем перевела его в школу-интернат. Она выделяла деньги на обучение мальчика, но не навещала его. Марио приехал к матери, когда ему было 17. Спустя некоторое время педагог включила сына в свое дело, они вместе преподавали, но, тем не менее, мать так и не признала сына официально.

Аллен Карр

Самый известный в мире борец с курением, автор бестселлера о том, как победить вредную привычку, в 2006 году умер от рака легких – болезни, считающейся возмездием для любителей табака. В книге, изданной миллионными тиражами, Карр пошагово описал, что делать тем, кто хочет завязать с никотиновой зависимостью. Советы Карра работают: бросившие курить бесконечно благодарны ему за возможность больше не думать о сигаретах. Но, несмотря на то что 23 года американец провел в борьбе с табаком, сам он скончался от рака легких. Однако, узнав о своем заболевании, сказал, что ушел бы на тот свет гораздо раньше, если бы не перестал курить.

Роберт Аткинс

Врач-диетолог из США, автор популярной во всем мире системы питания, основанной на пониженном употреблении углеводов, Роберт Аткинс умер от... ожирения. Правда, в официальных медицинских бумагах значится, что он погиб от удара головой. Но это не противоречие, а причина и следствие. Аткинс, весивший 116 килограммов, страдал сердечным заболеванием, свойственным многим тучным людям. Выйдя из дома, он почувствовал себя нехорошо, потерял равновесие, упал на асфальт, ударился головой, впал в кому и умер. Причину смерти долго скрывали: оно и понятно, диета покорила весь мир, маркетологи делали на ней большие деньги, новая информация могла сразу отсечь часть ее приверженцев. Когда тайное стало явным, родственники Аткинса заявили, что до больницы он весил меньше, около 90 килограммов, а в клинике врачи накачали его лекарствами, но документальных подтверждений эта версия не нашла.

Чхве Юн Хи

63-летняя телеведущая из Южной Кореи Чхве Юн Хи, автор книг о счастье, надежде и о том, что надо идти вперед, невзирая на обстоятельства, покончила с собой. Вместе с супругом она повесилась в номере недорогого мотеля. Женщина написала более 20 книг, каждая из которых воспевала радость жизни. Чхве Юн Хи призывала к всеобщей гармонии, внутреннему свету, покою и способности принимать этот мир. И вдруг на фоне такого оптимизма – суицид. Писательница оставила предсмертную записку, где написала, что больна и дела ее плохи. Однако, если следовать основным посылам ее книг, даже такая непростая ситуация не должна была спровоцировать человека на последний шаг. Советовавшая принять и полюбить мир писательница справиться с этой задачей не смогла.

Всем добра, любви и здравомыслия!

Последнее обновление статьи: 29.03.2018 г.

Популярность систем раннего воспитания малышей нисколько не ослабевает. Напротив, родители всё чаще прибегают к различным развивающим методикам, благо что их выпускается огромное количество. И всё же есть непреходящая классика – программа, которую составила Мария Монтессори.

Детский психолог

Эта воспитательная система не просто прошла проверку временем, но обросла многочисленными последователями. В настоящее время практически во всех странах имеются монтессори-сады, в которых обучаются миллионы ребятишек от 1 года до 6 лет.

О значимости воспитательных идей доктора Монтессори говорит тот факт, что Юнеско внесла её имя в список педагогов, которые определили развитие мирового образования в XX веке, кстати, наряду с отечественным писателем Антоном Макаренко.

В чём же кроется популярность системы Марии Монтессори? Прежде всего, в совершенно новом подходе к ребёнку, который признавался уникальной личностью, поэтому и требовал индивидуального подхода для раскрытия имеющихся у него потенциальных возможностей.

Также активным мамам и папам следует обязательно прочитать, как можно сделать в домашних условиях.

Основные правила организации среды выглядят следующим образом:

  1. Столы и стулья, прочее оборудование необходимо подбирать под детский возраст и рост, поскольку ребёнок должен сам переставлять мебель под собственные нужды. От воспитателя лишь требуется сказать, что делать это нужно тихо.
  2. Помещение для занятий должно быть просторным, светлым, со свободным доступом свежего воздуха. Педагогам и родителям необходимо продумать оптимальное освещение, обеспечить присутствие дневного света.
  3. Отделка стен должна быть спокойной, чтобы не отвлекать детей от непосредственной работы. Монтессори рекомендовала включать в интерьер хрупкие вещи, чтобы ребёнок скорее научился пользоваться ими и осознал их ценность.
  4. Важно обеспечить свободный доступ к воде. Множество занятий построены на использовании воды: например, её переливание из ёмкости в ёмкость. Кроме того, самостоятельное обучение гигиеническим навыкам предполагает установку раковин и унитазов на доступной высоте.
  5. Учебные материалы необходимо располагать на уровне детских глаз, чтобы ребёнок смог с ними работать без помощи воспитателя. Все пособия должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы дети учитывали потребности своих одногруппников.

Важное правило применения пособий – работает с ними тот, кто первым взял. Таким образом можно ненавязчиво воспитывать в детях умение договариваться, обмениваться и взаимодействовать.

Зонирование помещений

Чтобы развитие ребёнка соответствовало его потребностям, необходимо развивающую среду правильно выстроить – к примеру, поделить её на функциональные зоны.

В авторской версии помещение предлагалось разделять на пять зон: практических навыков, сенсорики, математики, языка, космоса. Сейчас их принято дополнять и другими участками – например, физической активности.

Её ещё называют практической зоной. Основная задача находящихся здесь материалов – приучить ребёнка к бытовым условиям жизни и сформировать гигиенические умения.

Пособия и занятия в практической зоне помогают ребёнку научиться:

В зоне реальной жизни следует использовать такие материалы и пособия, как:

  • «умные доски», или бизиборды (деревянные доски с застёжками, пуговицами, ремешками, замочками и т.д.);
  • ёмкости для переливания водички;
  • домашние растения в горшках;
  • срезанные цветы;
  • ножницы;
  • совок с веником;
  • леечки;
  • скатерти;
  • полоски (их наклеивают или рисуют на полу), по которым дети ходят, перенося различные предметы, к примеру, кружку с водой.

Материалы в практической зоне, которые использует ребёнок, должны быть настоящими. Игрушки в данном случае не приветствуются.

Этот развивающий участок состоит из пособий, способствующих совершенствованию мелкой моторики, зрения, осязания (различение температурных показателей), слуха. Также развивается и «барическое» чувство – навык различения предметов по весу.

В сенсорную зону включают такие пособия, как:

Это не все имеющиеся в сенсорной зоне материалы. Важное правило при подборе развивающих пособий – они должны ориентироваться на какой-либо определённый орган чувств, чтобы отвлечь детское внимание от остальных характеристик.

Математика и сенсорика связаны друг с другом. К примеру, ребёнок, сравнивая материалы между собой, одновременно проводит их измерение, упорядочивание, то есть проводит математические операции.

Но если различные цилиндры и башенки только подготавливают ребятишек к математике, то конкретные пособия позволяют детям непосредственно усваивать математические понятия.

Для работы в математической зоне понадобятся следующие материалы:

Таким образом, в этой зоне подобраны такие пособия, которые позволяют развивать логику. С помощью наглядных и конкретных материалов ребёнок проще усваивает сложные математические понятия и действия.

В этой зоне также имеются пособия, направленные развитие сенсорики и мелкой моторики. Различные цилиндры, шершавые буквы, шумовые мешочки и коробки опосредованно влияют на формирование речевых навыков.

Пособия в зоне направлены на воспитание правильной речи, совершенствование языковых умений, расширению активного и пассивного словаря, подготовку к письму и чтению.

Книги для чтения подбирает для всех возрастов, чтобы удовлетворить потребности каждого воспитанника.

По-другому её называют зоной естественнонаучного воспитания. Здесь ребёнок получает знания об окружающем мире, о связях между различными предметами и явлениями. Также дети узнают основы истории, ботаники, зоологической и географической наук.

Такая зона оборудована следующими материалами:

  • детские справочники и энциклопедии;
  • географические и природные карты;
  • макет солнечной системы;
  • типология животных;
  • типология растений;
  • семена и листья растения;
  • календари;
  • экспериментаторские пособия, чтобы проводить разнообразные опыты.

Эксперименты должны быть элементарными и безопасными для ребёнка. Однако и в этом случае все предметы должны быть настоящими. Например, популярный опыт – с йодом и хлебом для определения крахмала.

Дополнительно выделяют зоны музыки, искусства, танцевальную, изучения иностранных языков, двигательной активности. Подобное углубленное зонирование способствует всестороннему развитию ребёнка, однако места на такие зоны хватает не всегда.

Сенситивные периоды развития

Под сенситивными периодами понимаются этапы развития, когда ребёнок сможет овладеть определёнными навыками без лишних усилий, с удовольствием и включённостью.

К большому сожалению, такие сенситивные периоды длятся не очень долго и проходят безвозвратно, невзирая на то, получилось ли у малыша воспользоваться возможностью для максимальной реализации своих способностей или нет.

Если же родители будут знать о наступлении «восприимчивого» этапа в жизни ребёнка, то смогут создать условия и насытить окружающую среду необходимыми материалами или средствами.

Основные сенситивные этапы от 0 до 6 лет

Что развивается Возрастные рамки Краткая характеристика
Двигательная сфера От 0 до 18 месяцев Прежде хаотичные движения становится осознанными и координированными. Ребёнок учится хватать, ползать, ходить, совершать действия с предметами.
Чувство порядка От 18 месяцев до 4 лет Ребёнок стремится к постоянству и упорядоченности. Беспорядок ему неприятен. Взрослым нужно упорядочить окружающую среду, обозначив для каждого предмета своё место и установив чёткие правила.
Интерес к небольшим предметам Дети живо интересуются небольшими предметами: пуговицами, деталями конструктора, кнопками на телефоне и т.д.
Этикет, социальные умения От 2,5 до 6 лет Малыш берёт пример с родителей, здороваясь, произнося вежливые слова. Сначала это подражание, затем – личностная черта.
Утончение чувств Ребёнка притягивают различные ощущения: вкусовые, тактильные, слуховые и т.д.
Письменные навыки От 3,5 до 4,5 лет Ребёнок с удовольствием воспроизводит символы на бумаге.
Чтение От 3 до 5,5 лет Малыши интересуют буквами и пытаются самостоятельно читать слова.
Речевые умения От 0 до 6 лет Ребёнок проходит через этапы языкового развития: лепетная речь, короткие слова и фразы, предложения.
Музыкальные умения От 18 месяцев до 6 лет Дети живо интересуются музыкой, это благоприятный период для развития музыкального слуха и чувства ритма.
Пространственно-временные отношения От 4 до 6 лет У ребёнка формируется представления о пространстве: он узнаёт места, умеет искать дорогу, ориентируется в пространстве альбомного листа.
Математические навыки Малыш получает представление о количестве, цифрах, математических действиях.

С какого возраста можно использовать монтессори-метод?

Методика раннего развития Марии Монтессори недаром имеет в названии слово «раннее». Сама автор считала, что начинать подготовку к обучению ребёнка необходимо ещё до его появления на свет.

Именно твёрдое решение родителей познакомиться с принципами развивающей системы и желание реализовать её на практике, в том числе создав оптимальную среду дома, – это уже практически половина успеха.

Нидо-группы

В период новорождённости ребёнок и мать крайне зависят друг от друга, вот почему их разрыв нежелателен. Да и кроха по физиологическим причинам ещё не слишком интересуется окружающим миром.

К трёхмесячному возрасту малыш активизируется, проявляя живейший интерес к окружающей действительности. Уже с девятой недели некоторые центры развития, работающие по системе Монтессори, приглашают мам с крохами в классы нидо (в переводе с итальянского языка – гнёздышко).

Однако подобные «занятия» скорее полезны для самой женщины, поскольку позволяют немного забыть про многочисленные домашние хлопоты и разнообразить досуг. Столь маленькому ребёнку посещение класса нидо пока не нужно, так как необходимое раннее развитие можно обеспечить и дома.

Как только малыш начнёт ползать (после 7 месяцев обычно), уже можно целенаправленно посещать монтессори-группу. Такой вариант возможен, если мама хочет приступить к раннему развитию ребёнка, однако не имеет возможности создать подходящую обстановку в домашних условиях.

Тоддлер-группы

Как только ребёнок начинает активно ходить (обычно в один год или полтора), его переводят в тоддлер-группу (в переводе с английского – самостоятельный малыш). В отечественных монтессори-центрах так называют классы по адаптации детей к садику.

Посещение такого класса расширяет детские возможности, поскольку ребёнок от 1,5 до 3 лет:

  • становится более самостоятельным и независимым;
  • учится общаться и строить отношения с незнакомыми взрослыми (воспитателями);
  • приобретает навыки самообслуживания (учится одеваться-раздеваться, шнуровать, расстёгивать пуговицы и т.д.);
  • обучается пользоваться ножницами, молотком, кистью;
  • начинает убираться в комнате (элементарные действия – подметание и протирание пыли);
  • учится общаться с ровесниками, понимает правила работы в коллективе.

Существуют различные варианты посещения тоддлер-группы: на целый день, на половину дня, посещение занятий только несколько раз в неделю. Всё зависит от особенностей ребёнка и финансовых возможностей родителей. Кроме того, реализуема методика Монтессори для детей 1 — 3 лет в домашних условиях.

Таким образом, посещение монтессори-групп начинают с двухмесячного возраста, если это нужно маме. А вот тоддлер-класс действительно может быть полезен для развития ребёнка младше 3 лет и его адаптации к садику.

Основные занятия проводят с малышами от 3 до 6 лет. Это неудивительно, поскольку именно в этом возрасте дети переживают основные сенситивные периоды для получения знаний и умений.

Любопытно, что Мария Монтессори именовала взаимодействия детей с пособиями, ровесниками и взрослыми не игрой, а занятиями или уроками. Также она не использовала в речи слово «игрушка», называя обучающие предметы дидактическим материалом.

Следует понимать, что в садиках и школах традиционно организуют разновозрастные детские коллективы. Ребёнок переходит на следующий уровень, когда полностью реализует свои текущие потребности.

Темп получения знания зависит только от ребёнка. Его никто не станет поторапливать, позволив заниматься в собственном индивидуальном режиме.

Взаимоотношения с другими детьми малыш должен выстроит сам, учителя же занимаются наблюдением и оказанием помощи по мере необходимости.

Невзирая на всеобщую признанность системы Монтессори и её распространённость, не все педагоги и родители считают данный метод реально действующим и полезным для развития ребёнка.

Необходимо подробнее рассмотреть все достоинства и недостатки этой развивающей методики.

Преимущества

Среди плюсов специалисты отмечают несколько важных моментов:

Отрицательные моменты

Имеются у данной методики и определённые недостатки, о которых мало кто знает. Так, выделяют следующие минусы:

  • не всегда уделяется должное внимание совершенствованию фантазии, творческих и коммуникативных способностей;
  • сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности для ребёнка-дошкольника, однако автор не признавала её роль в детском развитии;
  • недостаточное внимание уделено сказочным историям, которые ненавязчиво знакомят детей с окружающим миром;
  • ребятам сложно перейти на новую ступень взаимодействия с учителем при поступлении в обычную школу, из-за этого возможны сложности с адаптацией;
  • недостаточность физической активности на занятиях;
  • отсутствие строго регламентируемых занятий может сыграть с ребёнком злую шутку, поскольку он и дальше будет работать по желанию.

Из-за постоянно идущей критики многие центры и школы отказались от системы Марии Монтессори в её чистом виде. Педагоги постоянно улучшают методику, добавляя в неё свои личные наработки.