Когда малыш должен говорить. В каком возрасте дети начинают говорить первые слова

Мама учится понимать своего ребенка с самого рождения. Желания новорожденного пока вполне предсказуемы: он хочет кушать, замерз или ему пора поменять подгузник, но иногда узнать, что беспокоит кроху очень непросто.

Через две-три недели родителей ждет награда за бессонные ночи – младенец начнет улыбаться и стремиться к обществу. До первого простого слово ребенка и полноценного общения еще далеко - ни один педиатр точно не знает, в каком возрасте дети начинают говорить.

Произнесение первого слова ребенком - знаковое событие для семьи, которого родители ждут с нетерпением

Таблица развития речи

Четких сценариев речевого развития по месяцам не существует. В таблице приведены обобщенные сроки формирования словарного запаса у детей:

1-3 мес. Кроха активно агукает. Вначале он выдает протяжные звуки: «Аааа, уууу», затем слоги: «гуууу» «буууу»
4-5 мес. Младенец повизгивает, любит смеяться, петь – издавать протяжные звуки, меняя интонацию. Кроха начинает гулить: абу, апу
6 мес. Дитя реагирует на знакомые голоса, лепечет (проговаривает звуки: «ма», «та» и подобные)
7-8 мес. Младенец понимает фразы и просьбы («возьми уточку», «дай ручку»). Расширяется запас произносимых звуков. Кроха пытается подражать («Как лает собачка?» «Гав-гав», «А коровка?» «Муу»»). Кроха узнает некоторые предметы, ищет их взглядом, поворачивает голову
9-11 мес. Можно услышать новые звуки. Кроха проговаривает до 10 простых односложных фраз и звукоподражаний: «Ляля», «Баба», «Ко-ко», «Мяу»
1–1,5 года Любимое чадо может назвать членов семьи: папа, деда, баба. Может показать на картинке животных, части тела или лица. Играет в рифмованные стихи. Может повторять окончания простых стихов
2-3 года Детки понимают простые вопросы и выполняют просьбы, могут принести игрушки, свои вещи. Знают понятия «вверх» и «вниз», рассказывают простые стихи, сказки
3-4 года Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми людьми. Говорит простыми предложениями, может объяснить просьбу. Фразы хорошо понятны, звуки произносятся правильно

В 3-4 года детки уже активно общаются между собой, их речь становится осмысленной, новые слова быстро запоминаются

Это приблизительные, но общепринятые параметры. Если вы обнаружили значительные отклонения, стоит обратиться к специалистам – логопеду, неврологу, психологу, чтобы исключить задержку речевого и психического развития.

Первые занятия

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В это время произносится первое слово маленького ребенка - «агу». Гулить младенец начинает в полтора месяца. Вначале это протяжные звуки: аааа, ууу, аууу. К трем месяцам появляются слоги «абу», «агу» и др. К полугоду кроха начнет петь, произнося звуки с меняющейся интонацией. К 6 месяцев появится лепет, а к 9 - и долгожданное «мама».

Гулит малыш только если ему комфортно. Убедившись, что он не голоден, ему тепло и сухо, присядьте рядом с ним, наклонитесь и тихо произносите звуки. Младенец обязательно вам ответит.

Разговаривать с новорожденным нужно ласково и с улыбкой, отвечая на все звуки, которые он произносит. Откликайтесь с улыбкой, а если крохе захочется пообщаться, откладывайте неотложные дела. Повторяйте агу, меняя сочетания звуков, и кроха будет повторять за вами.

Почему младенцы выбирают именно «агу»? Все звуки, произносимые новорожденными - гортанные. Звуки [а], [у] по артикуляции больше на «г-гу» или «г-ха», поэтому их воспроизведение легче дается младенцу. Сначала звуки произносятся рефлекторно, но после продолжительных тренировок, кроха начинает придавать эмоциональную окраску своему «агуу» в разговоре с родителями.


Первые «разговоры» младенца - это агуканье, при помощи которого грудничок выражает свои эмоции

Всегда ли «мама» – первое слово?

Мамы и папы ждут осознанных фраз от крохи с большим нетерпением. Когда ребенок начинает говорить, гордость переполняет молодых родителей. В лепете крохи долгожданное «мама» можно различить уже после 7 месяцев. Кроха еще не осознает значения этого выражения, просто сочетания звуков младенцу легко произнести.

Осознанно звать родителей детки будут только после года или даже позднее. При этом во многих книгах развития отмечено первое простое слово малыша - «дай», оказывается, оно гораздо полезнее, чем умение звать родителей.

С помощью игры можно помочь крохе поскорее сказать «мама». Выполняя любые действия, нужно проговаривать: «Мама кормит свою крошку, убирает, варит суп». Можно поиграть в прятки. Спрятать лицо за пеленку и спросить: «Где наша мама? Я здесь!». За игрой вы и не заметите, когда ваш ребенок начинает говорить «мама».

Становление осознанной речи

Как распознать слова в лепете? Порой сложно сразу сказать, когда маленький ребенок начинает говорить. Было ли это первое простое слово ребенка или еще лепет? Что это, часто повторяемые слоги, или уже осознанные фразы? Если вы обнаружите, что ваше чадо говорит: «дай» и показывает пальчиком телефон или любимую игрушку, можно с уверенностью сказать, что это и есть первое слово вашего ребенка.


Чтобы понять, что хочет сказать ребенок, нужно обращать внимание и на его жесты, тогда взаимопонимание установится быстрее

Нельзя установить единую норму и определить с точностью, в каком возрасте дети начинают говорить. При этом формирование речи у большинства деток происходит поэтапно – с милого «агу» до четких многосложных предложений и фраз.

Не нужно торопить детей, некоторые к году говорят до 15 простых слов, другие – не говорят и 4. Главное, чтобы кроха понимал обращенную к нему речь, выполнял простые просьбы, накапливал пассивный разговорный словарь.

Как проверить, понимает ли вас ваше чадо? Попросите его принести мячик, а потом машинку. Если задания выполнены правильно, значит малыш развивается хорошо, не о чем беспокоиться и вы вскоре услышите первое слово своего ребенка.

Как растет активный разговорный словарь?

Услышав первые слова малыша, родители задумываются: «А что же дальше? К какому возрасту заговорит мой сын?». В среднем, активный словарь годовалых детей пополняется ежемесячно на 6-8 фраз. Чаще всего после полутора лет происходит «лексический скачок», и малыш добавляет в речь по 8 новых слов в неделю.

В это время важно как можно больше говорить с детьми, читать им хорошие книги, петь песни. Спустя 2-3 месяца родители обнаруживают «лексический взрыв». Ежедневно кроха произносит столько фраз, сколько ранее разучивал неделями.


Чтение книг - прекрасный способ обогатить активный словарный запас ребенка и стимулировать его речевое развитие

Когда появляются фразы и простые предложения?

Речь полуторагодовалых детей понимают обычно только близкие родственники. Кроха проговаривает только ударные слоги или окончания фраз, но именно этот период признается отправной точкой формирования активного разговорного словаря. Часто фразы звучат так: «Дай куку», что переводится «Дай куклу».

После 2 лет кроха пробует говорить предложениями - это пока еще 2 -3 слова, не подчиняющиеся никаким грамматическим нормам. Если ваше чадо не говорит фразами до 2,5 лет, то его следует показать специалисту - дефектологу и детскому неврологу, чтобы исключить задержку в развитии.

Полноценными собеседниками детки становятся в трехлетнем возрасте. Они уже хорошо согласовывают слова, могут ответить на ряд вопросов. Некоторые крохи уже могут философствовать, их посещают непростые мысли: куда утром пропадают звезды, почему дует ветер, откуда берутся дети?

Почему ребенок молчит?

В практике врачей встречаются «молчуны» - детки, не разговаривающие до определенного возраста. В три года родители слышат только первые слова своего ребенка, а через пару недель дети вовсю говорят предложениями. Это скорее исключение из правил.

Если к трем годам ребенок не заговорил, то необходимо искать причины «упорного молчания» - это могут быть проблемы медицинского характера: задержка речевого развития, нарушение слуха, отставание в развитии нервной системы.

Есть и иные факторы. К ним относится недостаточно развитая мелкая моторика, настойчивое обучение, отсутствие мотивации к разговору, переизбыток эмоций.

Развитие мелкой моторики

Руки – второй по важности орган речи и от их развития напрямую зависит, как скоро кроха заговорит. С самого рождения деткам нужно делать легкий массаж, можно играть в пальчиковые игры: сорока, гуси-гуси и другие.

С полутора лет можно подключать и творческую активность: рисование, лепка из пластилина, кинетический песок, тактильные короба и другое (рекомендуем прочитать: ). Мелкую моторику прекрасно развивает нанизывание бус и шнуровка.

Отсутствие мотивации или настойчивое обучение

Часто дети молчат из-за чрезмерной опеки своих родителей. Взрослые настолько научились предугадывать желания своих чад, что крохе совсем не нужно говорить, а достаточно пролепетать пару звуков и указать на желанную вещь пальчиком. Как только родители «разучиваются» понимать своего ребенка, у малыша возникает потребность в более четком изложении своих желаний, тогда в скором времени речь появляется.

Некоторые родители слишком упорно учат ребенка говорить, постоянно требуя повторить одну и ту же фразу. Если малыш не справляется, родители раздражаются, исправляют, иногда даже кричат. Это не самые лучшие методы для развития речи, так можно только замкнуть ребенка в себе, задержав процесс развития на долгие месяцы.


Чрезмерная опека и попытки быстро разговорить ребенка могут привести к обратному результату - малыш замкнется в себе и откажется учиться

Переизбыток эмоций или недостаток внимания

Бывает и обратная ситуация. Когда ребенок говорит свое первое слово, родители счастливы. Заметив реакцию, кроха снова и снова повторяет это слово, не понимая, почему родители больше не радуются. Задача родителей - проверить, соотносит ли малыш фразу с ее значением. Понимает ли кроха, что «мяч», «машина» - это игрушки, а «сок» - это любимый напиток?

Плохо говорящие малыши встречаются у очень занятых работой родителей. Недостаток внимания взрослые искупают всевозможными игрушками. Дефицит живого общения, особенно без детского сада, приводит к тому, что кроха замолкает.

Что делать, чтобы ребенок заговорил вовремя?

Для того чтобы ребенок заговорил вовремя, уделять внимание развитию речи нужно с самого рождения. Психологи и логопеды предлагают ряд советов:

  • Не включайте телевизор в игровой комнате. Постоянный звуковой фон только мешает развитию речи.
  • Разговаривайте с детьми с самого рождения. Проговаривайте фразы четко и ласково.
  • Рассказывайте крохе стихи, которые нужно закончить «в рифму». Самое популярное стихотворение «Гуси-гуси га-га-га». Его можно разучивать с малышом уже после года.
  • Не нужно «сюсюкать» в общении с детьми. Коверкая таким образом звуки, вы лишаете малыша верного восприятия речи.
  • Разговаривайте с детками простым и понятным для них языком, без сложных и непонятных конструкций.
  • Не говорите слишком быстро. Общаясь к крохе, проговаривайте все фразы медленно и четко. Ребенок, отвечая, тоже не должен торопиться.
  • Позвольте своим деткам стать активными собеседниками. Отвечайте на гуление, поддерживайте пение, хвалите за новые слова.
  • Не упрощайте речь вашей крохи. Не называйте собаку «Гав-Гав», а курицу «Ко-ко». Услышав от ребенка фразу: «Мама, би-би!», подтвердите: «Правильно, сыночек, это машина!».
  • Научитесь внимательно слушать и отвечайте на все детские вопросы. Отшучиваясь и отнекиваясь от общения, вы лишаете себя интересного собеседника в будущем.
  • Не забывайте читать вслух. Выбирайте детские книги с короткими текстами и яркими интересными картинками. Чтение должно занимать не менее 10 минут в день.

Не пренебрегайте этими советами, решение проблемы «упорного молчания» начинать лучше на самом раннем этапе. Чем раньше родители обратят внимание на задержку речевого развития, тем лучших результатов можно достичь и первые простые слова малыша не заставят себя ждать.

Когда пора волноваться?

Большинство педиатров и детских неврологов сходятся во мнении, что до 3 лет детки могут развиваться без оглядки на сверстников. Если же к этому возрасту дошкольник так и не заговорил, обязательно стоит обратиться к дефектологу, психологу и неврологу, чтобы исправить проблемы в звукопроизношении как можно раньше.

На вопрос о том, в каком возрасте дети начинают произносить слова, до сих пор нет единственно верного ответа. Да, существуют некие «подогнанные» под единые рамки стандарты, по которым так или иначе развиваются все физически и психически здоровые дети. Но при этом имеющиеся усреднённые данные в действительности не отображают реальной картины полностью, поскольку развитие детей вообще и развитие детской речи слишком отличаются от статистической информации.

Так, есть дети, которые в 10-12 месяцев уже вполне сносно владеют активным словарем из 10-15 слов. Но также часты случаи, когда малыши в возрасте 2,5-3 лет продолжают хранить молчание, хотя всё прекрасно понимают и имеют нормальное психическое развитие.

Уже неоднократно публиковались отчёты психологов и логопедов, в которых они делали безуспешные попытки подсчитать, сколько конкретно и какие слова должны знать малыши в том или ином возрасте. Однако воз и ныне там – речь каждого ребёнка развивается по собственному сценарию, независимо от желаний и усилий мамы и папы, ближайшего окружения, психологов, медиков и логопедов.

Хотя справедливости ради следует отметить, что на развитие речи малышей (а также на то, со скольки лет или даже месяцев они начинают осознанно произносить слова) существенное влияние оказывают окружающая обстановка и условия, в которых дети проживают. Но об этом ниже.

Приблизительные этапы становления речи

  • В промежутке от 1 месяца до пяти здоровые младенцы учатся реагировать на обращенные к ним реплики взрослых, перестают плакать и пытаются сосредоточиться на образе взрослых. К 3 месяцам среди звуков, издаваемых грудничками, отчетливо проявляются согласные звуки. Кроме этого обычно к 3 месяцам малыши уже умеют «агугать» и «гулить». В 5 месяцев многие младенцы «поют» – произносят продолжительные «реплики» на своем «малышовом языке» со сменой интонации, громкости и даже некоторой эмоциональностью.
  • В возрасте 6 месяцев многие дети уже умеют произносить первые слоги: «ба», «па», «ма» и др. Конечно же, это ещё не слова, но уже явные предпосылки для них. В этот же период формируется правильная реакция на интонации, они учатся распознавать знакомые голоса.
  • Примерно в 8 месяцев формируется устойчивая речевая функция – малыши все чаще и охотнее лопочут, т. е. повторяют одинаковые слоги с четким пониманием того, о чем они говорят. Например, повторяя «ма-ма» или «па-па», малыш полостью осознает, что обращается к родителям. В личном словаре ребёнка увеличивается объём активно используемых звуков, букв и слогов. На этом этапе мальчики и девочки развиваются более-менее одинаково.
  • В промежутке между 9 и 12 месяцами происходит активное развитие словаря, появляются первые осознанно произносимые слова, причём не в качестве случайного набора звуков, а в качестве конкретного обращения. Например, мама, папа, баба, ляля и т. д. Кстати, «мама» – далеко не всегда первое слово малыша. В возрасте 9-12 месяцев дети уже достаточно хорошо понимают взрослых, сносно выполняют несложные указания и просьбы (поцеловать маму, погладить кису, выбросить бумажку в мусор).
  • Некоторым детям в возрасте 1 года, произнося простые слова и демонтируя простые жесты, удается объяснить взрослым свои желания, намерения или планы. Хотя, согласно среднестатистическим данным, более-менее сносно малыши начинают разговаривать примерно в 15-18 месяцев, когда их словарный запас, в некоторых случаях, увеличивается до 20-30 слов. Это совсем не означает, что в этот период наступает момент, когда ребёнок должен начать говорить в традиционном нашем понимании, но зачастую это случается именно в этот момент времени.

Конечно, в возрасте 1,5 лет речь ещё слишком невнятная, так что часто произносимые слова и фразы может разобрать только мама.

  • На 21 месяце жизни малыши начинают употреблять двухсложные предложения: «Мама, дай!», «Баба, иди!», «Тёма бай», «Мама, кушать» и т. д.
  • К 24 месяцам или 2 годам словарный запас «малышни» может состоять примерно из 50 слов. В возрасте 2 лет дети уже, как правило, умеют выполнять более сложные инструкции и просьбы («Отойди от телевизора и сядь в кресло!», «Убирай свои игрушки, пора идти спать» и др.). В этом периоде дети уже умеют идентифицировать себя в обществе, правильно употребляют местоимения и начинают проговаривать более сложные предложения, состоящие из 3-4 слов, начинают более охотно общаться со сверстниками, и при наличии такой возможности их речевое становление развивается семимильными шагами.
  • В 36 месяцев или к трем годам словарный запас полностью здоровых детей может состоять из 250-700 слов. Они знают числительные, предлоги и глаголы. В возрасте 3 лет дети хорошо понимают прочитанные им стихи и сказки, могут их пересказывать в той или иной степени близко к тексту, начинают задавать массу вопросов и даже пытаются самостоятельно на них отвечать.

Приведенная выше статистика – весьма условная и неоднозначная. В действительности же, на тот момент, когда ребёнок начинает говорить, имеет влияние масса других не менее важных факторов. Но, даже несмотря на это, примерно к 3-3,5 годам все здоровые дети уже должны уметь более-менее сносно изъясняться на родном языке таким образом, чтобы не только мама понимала, о чем говорит малыш, но и другие люди, в том числе сверстники.

Факторы, влияющие на развитие речи

  1. Психическое и физическое здоровье имеет если не определяющее значение в развитии детской речи, то одно из первых.
  2. Ближайшее окружение малыша также один из важнейших факторов, способствующих развитию речи. Так, например, не стоит ждать развития речи в рамках установленной нормы у малыша, рожденного в семье глухонемых родителей. В семьях, где малышу уделяется недостаточно внимания, там, где с ним не стремятся разговаривать или вербальные коммуникации сведены к минимуму, также наблюдается некоторое отставание от установленных норм.
  3. Психологическая обстановка в семье, где проживает ребёнок, имеет огромное значение. В домах, где постоянно наблюдается нестабильный эмоциональный фон, происходят частые конфликты, ребёнок переживает стрессовые ситуации (испуг, переезд, расставание с близким человеком и т. д.) возможны нарушения в речевом развитии и отставания от норм и стандартов.
  4. Личная заинтересованность и мотивация ребёнка – ещё один важный элемент, способствующий становлению речи или тормозящий её развитие. В семьях, где попытки произносить новые слова и фразы пресекаются излишней опекой, «угадыванием» желаний малыша, дети, как правило, не заинтересованы в скорейшем пополнении словарного запаса.

Важно понимать и учитывать, что момент, когда ребёнок начинает говорить – у каждого свой, со скольки лет малыш начинает произносить свои первые слова – личная особенность ребёнка, однако – это болезнь, диагностировать которую могут только специалисты: врачи, психологи и логопеды. Никак не мама или другие родственники, не имеющие необходимой квалификации.

Что ещё нужно знать родителям

Кроме условных стандартов развития деткой речи есть и иные обстоятельства, влияющие на то, во сколько лет заговорят малыши.

  1. Существует мнение, что девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики. Это объясняют особенностями развития нервной системы. Однако и эта норма имеет свои исключения, при которых мальчики начинают произносить слова и предложения в более раннем возрасте.
  2. В паре близнецов обычно один из малышей начинает разговаривать раньше, делает это более активно и охотно по сравнению со вторым. Такая ситуация – норма, она особенно характерна для семей, где близнецы – мальчики. У разнополых двойняшек или у близнецов-девочек такой особенности не отмечают.
  3. Заметить какие-либо нарушения в речевом развитии малыша от рождения до 8-9 месяцев практически невозможно. Точно также неравнодушным родителям очень сложно не заметить их в возрасте 3-3,5 лет.
  4. Нередки случаи, когда полностью здоровые дети в возрасте 4-5 лет по тем или иным причинам не желают осваивать родную речь. В подобных ситуациях все же не помешает своевременная консультация со специалистами, иначе слишком вероятны сложности в процессе социализации и обучения таких молчунов.
  5. Если специалисты диагностируют нарушения в речевом развитии ребёнка, занятия по их исправлению могут занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Вовремя принятые меры позволят не столько повысить их эффективность, сколько исключить возможные осложнения.

Таким образом, очень важно знать, в каком возрасте дети произносят первые слова, но не менее важно понимать, что строгих рамок и четких границ не существует. Речевое развитие малыша будет проходить в рамках установленных норм, если он заговорит и в 10 месяцев, и в возрасте 3 лет.

Во сколько ребенок начинает говорить и нужно ли его этому учить? Вопрос этот весьма актуален в связи с тем, что учебные заведения сейчас требуют от девочек и мальчиков уметь читать и писать еще перед тем, как они пойдут в первый раз в первый класс, в наших интересах научить малыша разговаривать как можно быстрее. Просто потому, что ребенку потом самому будет легче научиться читать.

Ошибки родителей в общении с маленьким ребенком

Самая фатальная ошибка родителей, когда ребенок начинает говорить агу и произносить самые первые звуки – сюсюканье. Не называйте при ребенке машину «бибикой», говорите просто «машина». Потом еще ребенку придется переучиваться с «бибики» на «машину». Пусть телефон будет для него не «алё-алё», а «телефон».

Одна малышка в 2 годика говорила «лёлё» вместо «работа». Например, когда ее спрашивали: «Где папа, Анечка?», - она отвечала: «Папа лёлё». Это означало, что папа на работе. И ни у кого не возникало мыслей исправить девочку и объяснить, как нужно говорить правильно. Напротив, все разговаривали с ней на ее языке: «Анечка, папа лёлё, да?» Так делать не надо! Если ребенок не умеет выговаривать какое-нибудь слово, не надо умиляться и повторять за ним. Надо научить ребенка говорить это слово правильно. Пусть он еще не выговаривает некоторых букв, это придет со временем, но он должен знать, как оно звучит.

Начинаем разговаривать с рождения

С ребенком нужно разговаривать. С новорожденным – особенно. Обращайте внимание на звуки, которые он издает в ответ, на его выражение лица и отвечайте ему, удивляйтесь, смейтесь, улыбайтесь и ведите диалог. Малыши любят общаться и очень хорошо умеют это делать даже без слов.

С ребенком постарше (от 1 годика) эффективным будет просматривание цветных, ярких картинок с животными, цветами, с игрушками. Желательно, чтобы рисунки были крупными, тогда ребенку будет проще отличить их друг от друга. Каждого животного на картинке называйте четко, громко и правильно. Собачка – значит собачка, а не «гав-гав». Повторите несколько раз. Для ребенка это все равно, что иностранный язык. Когда вы впервые услышите незнакомое иностранное слово, вы вряд ли сможете запомнить его и уловить интонацию с первого раза. Так же и ваш малыш.

Наберитесь терпения. Дети начинают говорить первые слова далеко не всегда правильно. Но с каждым днем произношение будет все четче, и скоро ребенку уже не понадобится ваша помощь.

Хороший способ научить чадо правильно произносить буквы – ежедневное повторение алфавита. Останавливайтесь на буквах, которые пока не поддаются и оттачивайте, у малыша не пропадет интерес. И переходите к следующей букве.

После букв плавно перейдите к произношению слогов (например, «ма»). После того как слог усвоен, попробуйте научить ребенка сказать этот слог дважды (ма-ма). Потом трижды. Это станет базовым шагом к произношению сложных слов в дальнейшем (ма-ка-ка, ма-ши-на). Ребенок начинает говорить мама и папа отчетливо примерно в 9 месяцев .

Слоги усвоены, можно попробовать проговорить простые односложные слова (кит, кот, сон, слон). Тщательно следите за правильным произношением букв. В случае необходимости можно повторить трудные для ребенка буквы и слоги с их участием.

Помните несколько основных правил.

1. Не торопите ребенка. Со временем он обязательно научится. И прежде чем ругать малыша, вспомните, что когда-то сами были на их месте. Это сейчас вы взрослые, все знаете и понимаете.

2. Сделайте так, чтобы ребенок получал искреннее удовольствие от процесса, иначе он быстро потеряет интерес к обучению. Цветные картинки, книжки с «выдвижными» страницами и ваше неподдельное внимание к вашему чаду помогут вам в этом.

3. Занимайтесь всей семьей. Дети очень внимательно и ревностно относятся к отношениям мамы с папой. Когда родители по-настоящему любят друг друга и с удовольствием занимаются со своим ребенком, это создает особенную, волшебную атмосферу. Малыш научится разговаривать в процессе игры с любимыми папой и мамой – это самое важное.

Многие мамы, имея маленького ребенка, с нетерпением ждут момента, когда их крошка начнет разговаривать. Они читают много книг и статей о том, что их так интересует, выискивая ответ на такой непростой вопрос: «В каком возрасте дети начинают говорить?»

Большое количество ребят произносят звуки, которые походят на слова и имеют значение, где-то в возрасте около года. Но есть детки, которые не спешат говорить. Однако это не свидетельствует о том, что ребенок страдает слабоумием или другими отклонениями от нормы. Это всего лишь говорит о темпераменте и индивидуальности ребенка.

Разные детки

Ребенок, который по натуре веселый и дружелюбный, стремится к тому, чтобы начать говорить как можно раньше. Спокойные малыши склонны к наблюдению за тем, что вокруг них происходит. Так они познают мир. Пройдет немало времени, прежде чем такому ребенку захочется высказаться по поводу чего-то.

Атмосфера, в которой находится ребенок

В каком возрасте дети начинают говорить первые слова? Немаловажную роль в этом вопросе играет и обстановка в доме, и отношение родителей к самому ребенку. Когда мама все время молчит и не общается со своим чадом, то малыш, не чувствуя желания взрослого человека говорить, начинает уходить в себя.

Если родители постоянно «болтают», это тоже не принесет положительного результата. Взрослые руководят ребенком и лишают малыша инициативы. Такие детки чувствуют себя «не в своей тарелке» с людьми и опять же уходят в себя. Ребенку необходимо дать возможность захотеть научиться говорить.

Почему ребятишки начинают поздно изъясняться? Если ребенка обслуживают все члены семьи, не давая малышу проявлять самостоятельность и что-то сделать для себя самому, а все его желания выполняются молниеносно, то такие детки начнут разговаривать очень поздно. Редко, но все же бывает, когда родители со своими отпрысками изъясняются длинными фразами. У ребенка в этом случае нет возможности запоминать слова.

Волнение родителей

Когда ребенок долгое время молчит и не хочет начинать разговаривать, мама уже подумывает о том, что их малыш отстает в развитии. Да, такое тоже может быть, но очень редко. Большое количество детей, которые мало говорили до трех лет, оказываются совершенно нормальными и даже очень смышлеными ребятишками.

Так что, задавая себе вопрос о том, в каком возрасте дети начинают говорить первые слова, вспомните, что все детки - индивидуальные создания. Изъясняться они начнут тогда, когда им самим этого захочется. Но, как уже говорилось ранее, многое зависит и от атмосферы, в которой развивается малыш.

Шаги, которые должны предпринять родители

Мамам и папам нельзя сердиться на детей за то, что они не хотят разговаривать. Необходимо проявлять нежность по отношению к ребенку. И ни в коем случае нельзя мешать малышу в проявлении инициативы. Рекомендуют чаще гулять с другими детишками. Говорить с ребенком надо простыми словами, теми, которые он способен понять.

Родители часто спрашивают у друзей, малыши которых достаточно внятно изъясняются: "Когда дети начинают говорить нормально?" Но знакомые не смогут дать ответ на этот вопрос. Большинство детей, которые вначале изъясняются плохо, постепенно начинают выговаривать слова правильно. Просто надо дать малышу время. Если родители замечают, что некоторые слова ребенком произносятся неправильно, то им нужно его поправить. Тон, которым необходимо это делать, должен быть дружелюбным.

Маленькие детки, прежде чем начать разговаривать, должны понять язык, на котором с ними общаются. Когда ребенок начнет его понимать, он постепенно станет запоминать слова. Тем самым пополнится словарик маленького человечка.

В каком возрасте дети начинают говорить «мама»? Это очень индивидуально. Но в основном детки осмысленно произносят это слово приблизительно в 11 месяцев. Тогда они уже понимают, что оно означает. Если детки произносят это слово в шесть или семь месяцев, они просто имитируют звуки, не понимая их смысла. Теперь родители хорошо себе представляют, в каком возрасте дети начинают говорить «мама» и когда это слово становится им понятным.

Продуктивный возраст

Что это такое? Прежде чем ребенок начнет говорить, ему нужно пройти несколько ступеней овладения речью. Наиболее продуктивным считается возраст от шести месяцев до года. В этот период малыш запоминает слова, которые ему говорят. А в период с трех до четырех лет ребенок все, что знает, начинает пытаться воспроизводить.

К этому моменту он уже знает около 950 слов. И поэтому, отвечая на вопрос о том, в каком возрасте дети начинают говорить предложениями, можно с уверенностью сказать, что это происходит к четырем годам. Да, малыши изъясняются и в возрасте двух лет неплохо. Но здесь имеется в виду, что ребенок научится правильно выстраивать предложения в среднем к 4 годам.

Изучение этого вопроса подробнее

Изучая такой вопрос (в каком возрасте дети начинают говорить), необходимо учитывать многие моменты. Например, половую принадлежность ребенка, особенности малыша и так далее. Но есть моменты, когда родителям советуют насторожиться. Это когда в ребенке не проявляются указанные формы речи, которые сейчас будут приведены ниже.

1. Когда ребенку исполняется два месяца, в его плаче уже должны слышаться интонации. Родители уже должны спокойно различать, что малыш хочет своим криком выразить: радость или какое-то недовольство.

2. В три месяца ребенок начинает «гугукать». Он пытается повторять за мамой звуки.

3. В пять месяцев малыш начинает лепетать, повторять звуки, которые походят на слова.

4. В годовалом возрасте ребенок уже может говорить слова с открытыми слогами: «тата», «кака» и так далее.

5. В два годика ваше чадо может связать между собой два слова. Его уже проще понять.

6. В два с половиной года ребеночек начинает задавать вопросы о том, что его интересует.

7. В возрасте трех лет маленький человечек уже может ставить слова в правильный падеж.

8. В три с половиной года дети, играя, способны комментировать свои действия.

Факт, который важно знать родителям

Итак, задумываясь над вопросом о том, в каком возрасте дети начинают говорить слова, родители должны учесть и тот факт, что мальчики начинают свое общение иногда позже, чем девочки. Так уж сложилось. Девочки стремятся подражать во всем взрослым. Поэтому они пытаются начать говорить. Мальчики такого стремления не имеют.

В каком возрасте дети начинают говорить?

Все пять пунктов говорят о том, что ребенок развивается хорошо и проблем с речью у него не будет. Говорить такие малыши начинают рано. Как правило, это присходит к 1-3 годам.

1. Ребенок нормально развивается физически, у него нет проблем в неврологии.

2. Малыш общается хорошо с теми, кого знает, но стесняется разговаривать с незнакомцами.

3. Если родители просят ребенка что-то за ними повторить, он с готовностью это делает.

4. Разговаривая, малыш способен решить свои проблемы.

5. Ребеночек исправляет допущенные речевые ошибки самостоятельно.

Когда есть смысл родителям начинать бить тревогу?

1. У ребенка есть тяжелые заболевания, в особенности неврологические, и его развитие затормаживается.

2. Слова и словосочетания ребенок не хочет повторять за родителями. Или же он делает это вяло.

3. Мама просит ребенка повторить за ней какое-то слово, а ребенок делает вид, что ее не слышит или вообще убегает.

4. С проблемой, которая у малыша возникает, он не идет к родителям, а пытается решить ее самостоятельно.

5. Ребенок говорит на своем языке, и ему все равно, понимают его родители или нет.

6. Его сверстники изъясняются намного лучше, чем малыш.

Все эти шесть позиций говорят о том, что ребенка нужно показать врачу. Такие детки заговорят поздно. Поэтому им необходимы постоянные занятия со специалистами.

Малыш не может выговорить букву «р»

Многие родители начинают переживать, если их ребенок начал говорить, а некоторые буквы у него озвучивать не получается. Надо ли бить тревогу? В каком возрасте дети начинают говорить букву «р»?

Волноваться родителям рекомендуют, если их ребенок не произносит букву «р» в пять лет. Тогда пора обращаться за помощью к логопеду. Но есть детки, которые спокойно могут произносить эту букву и в 3 года. Играя, малыш подражает тому, как, к примеру, рычит двигатель самолета или едет машинка. Таким образом, малыш сам с собой занимается и тренирует, сам не зная об этом, свое произношение.

Есть специальные занятия, которые помогут ребенку выговаривать правильно буквы. Эти упражнения можно выполнять самим дома или же в кабинете у логопеда.

Заключение

Прочитав эту статью, родители получат ответ на вопрос, который их так волнует: «В каком возрасте дети начинают говорить?» Главное, чтобы взрослые понимали, что их ребенок особенный и относиться к нему нужно с любовью и пониманием. Не надо требовать от маленького человечка того, что на этот момент он не может выполнить. Всему свое время.

Говорить ребенок обязательно начнет. Но многое зависит и от самих родителей. Необходимо дать ребенку больше свободы. Пусть он учится быть самостоятельным, и тогда малыш заговорит. А родители получат то, о чем так долго мечтали.

Каждое новое действие малыша для родителей - целое событие. Его движения, смех и слова становятся предметом обсуждения и восхищения. Заботливые и внимательные родители понимают по поведению что детки чувствуют и чего хотят. И все-таки момента когда ребенок начинает говорить первые слова ждут всей семьей с нетерпением.

Во сколько лет кроха все понимает? Когда начинают говорить дети? Какие сочетания звуков или слова можно услышать даже от восьми месячных детей? И стоит ли беспокоиться, когда малыш еще не произносит полноценные слова в годовалом возрасте? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Когда новорожденный появляется на свет, у него закладываются основы будущей речи. Когда ребенок начинает понимать речь родителей? Во сколько дети начинают агу -кать? Во сколько месяцев появляются первые сочетания звуков? Эти процессы, как правило, происходят еще до года. Рассмотрим, как выглядит приблизительный набор звуков и слов, которые малыш произносит в разные периоды своей жизни - от рождения до 2-ух летнего возраста.

От рождения до года:

  • До 4 недель карапуз может быть напуган даже услышав едва повышенный тон одного из родителей. А уже с месяца реагирует на разговор взрослого;
    В 2-3 месяца, когда ребенок начинает агу -кать, он «отвечает» на разговоры и жесты мамы или папы. Кроха в этом возрасте осваивает также звуки «к», «н»;
  • К 5-му месяцу маленький человек поворачивает голову на звук;
    Уже в 7 месяцев для младенца характерно произношение двух букв одновременно, это происходит осознанно (например, «ма», «па», «ба»). Он распознает голоса близких;
  • После восьми месяцев дети озвучивают по несколько одинаковых слогов, например, – «па-па-па», «ма-ма-ма» и др. Могут произносить «б», «э», «а», «к»;
    В 10, ближе к 11 месяцам, одинаковые слоги объединяются в короткие слова. Нередко именно в этом возрасте ребенок начинает говорить мама;
  • Годовалый ребенок знает несколько несложных слов (не больше 2-х слогов). Он также начинает понимать когда ему говорят слово «нет» (или «нельзя») и выполняет несложные просьбы.


От одного до двух лет :

  • Спустя 3 месяца, после того, как вашему малышу исполнился годик, он уже знает около шести-семи слов. Это тот период когда дети начинают показывать предметы и картинки, о которых вы говорите;
  • В 1,5 года словарный запас становится больше. Ребенок без трудностей произносит 7-17 слов и указывает на некоторые части тела;
  • Ближе к 2-му году жизни сынок или дочка знает почти все части тела, составляет словосочетания, например, – «мама идем», «папа дай», задает вопросы – «где?», указывает «там», «тут» и т. д. Сейчас для крохи норма – 20-25 осознанных слов.

В 2 года :

  • Двухлетний карапуз свободно пользуется несколькими десятками слов. Еще он выполняет просьбы членов семьи;
  • Малыш, который достиг возраста 2,5 лет помнит до 3 цифр, осмысливает произнесенные близкими предложения из нескольких слов;
  • К 3-м маленький человек способен говорить предложениями, сам может многое рассказать: свое имя, возраст, имена близких, задает очень много вопросов.

Почему дети не спешат начинать разговаривать

Вы уже знаете приблизительно в каком возрасте маленькие девочки и мальчики выговаривают первые звуки, слова, словосочетания и во сколько начинают говорить целыми речевыми конструкциями. И все же случается, что ребенок долго не хочет переходить к осмысленному вербальному общению, хотя уже пора бы.

Опытные педиатры, в том числе и всем известный Е. Комаровский, утверждают, что переживать стоит если ребенок не начинает говорить после того, как он достиг возраста 3 лет.

Причиной того, что кроха может поздно начинать осваивать слова может быть вовсе не проблема со здоровьем или психическим развитием.

Перечислим другие факторы, которые влияют на то, во сколько лет дети начинают осваивать речь :

  • Недостаточно развита моторика рук. Именно от этого процесса может зависеть то, во сколько дети начинают говорить. Отделение мозга, которое отвечает за координацию движений рук и пальцев, также отвечает за речевое развитие.
  • Поэтому поздно осваивают речевые навыки младенцы, чья мелкая моторика плохо развита. Начните делать массаж на ручках и пальчиках с первого месяца жизни, а далее занимайтесь с ребёнком специальными играми и упражнениями, которые советуют для развития моторики (лепка, рисование и т.д.);
  • Мама, папа и другие члены семьи, с которыми проживает кроха, разговаривают на разных языках. Это серьезная причина, почему ребенок отстает в речевом развитии. Он просто еще не умеет различать языки, и ему сложно определится с конкретным. В таких условиях не странно то, почему дети начинают формировать словарный запас и пользоваться ним порой не ранее, чем в 5 лет. Путая слова, малыш не сможет понять их смысл и составить предложений;
  • Отец и мать уделяют крохе недостаточно времени и внимания. Если при этом человечек еще и не посещает детское учреждение (детсад, школу раннего развития и т. д.), он вовсе лишен полноценного общения, которое должно способствовать развитию речи. Если приходиться оставлять ребенка на целые сутки с няней, или он постоянно находится дома с одним из членов семьи - он вряд ли будет знать слова в необходимом количестве;
  • Нездоровая опека близких людей (мамы, папы, бабушек, дедушек и др.). Этот, казалось бы, положительный момент неизбежно приведет к тому, что мальчика или девочку будут понимать по жестам, плачу и взгляду, кроха поймет это и не захочет учиться вербальному общению. Такие обстоятельства приводят позднему развитию словарного запаса. Первое слово может быть произнесено лишь в 5 лет, когда дети начинают общаться со сверстниками;
  • Еще одной причиной почему ребенок не спешит общаться может стать состояние стресса. Конфликты между взрослыми, при которых мальчику или девочке приходиться регулярно присутствовать, приводят к тому, что маленький человек замыкается в себе. Далее следует отсутствие желания говорить и учиться новому. С такими детьми сложно разговаривать, ведь часто даже в 4 года они не способны произносить внятные слова.
  1. Во время совместных прогулок с малышом, указывайте на предметы, которые вас окружают - здания, растения, скамейки и т. д. Объясните как объект называется и в чем его предназначение.
  2. Посещайте парки, зоопарки и места, в которых сын или дочка увидит много нового. Разговаривайте о том, как там красиво. Это будет лучшее начало познания нового - звуков течения реки, птиц и насекомых.
  3. Отвечайте на все вопросы и ни в коем случае не «отмахивайтесь». Называйте термины, предметы правильно. Пусть кроха всматривается в вещи и процессы тщательно и делает попытки охарактеризовать их. Так вам точно удастся разговорить малыша, вы научите его быть наблюдательным.