Клеймо на ювелирном изделии. Именник в ювелирных изделиях россии

Заходя в любой ювелирный салон, трудно сделать правильный выбор. От различных форм ювелирных украшений и сияния драгоценных камней захватывает дух. Так как же не ошибиться при выборе в качестве ювелирного украшения? Для этого мы обратимся к процессу клеймения изделий из драгоценных металлов.

Вопреки распространенному мнению ювелирные украшения не изготавливаются из чистых благородных металлов. Это связано с чрезвычайной мягкостью, вследствие чего украшения не обладают необходимыми физическими свойствами. Для придания нужных свойств и цвета в драгоценный металл добавляют цветные металлы, получая сплавы, например, золота с серебром и медью, реже с палладием, кадмием, никелем и цинком; серебра и платины - с медью; палладия - с серебром и никелем. Пробу определяет содержание драгоценного металла в сплаве.

Государственное пробирное клеймо - это специальный знак, чеканящийся на изделиях или накладывающийся немеханическим способом государственными инспекциями пробирного контроля. В государственное пробирное клеймо входит именник (клеймо фирмы или мастера) и знак пробы, которые могут проставляться как вместе (в одном изображении), так и отдельно.

Историческая справка

Пробирный надзор России существует с 17 века, в то время клеймение золота и серебра производилось в Москве, в Серебряном ряду. Серебряный ряд был единственным местом, где законом разрешалось торговать изделиями из драгоценных металлов. В наши дни в основные функции пробирной палаты входит опробование и анализ не только украшений, но и бытовых предметов из драгоценных металлов. А также экспертизу оттисков пробирных клейм, техническую экспертизу и контрольные анализы изделий из драгоценных металлов, и, конечно, драгоценных камней.

Первое датированное московское клеймо — двуглавый орел, сопровождающийся датой, относится к 1651-1652 гг. Первые клейма еще не являлись показателем пробы в современном понимании этого слова. Как правило, качественным украшением считалось изделие от 83-й до 85-й пробы и выше, что соответствовало пробе привозных монет, которые переплавляли для изготовления украшений.

Первоначально в России существовала золотниковая система обозначения пробы на основе русского фунта, содержащего 96 золотников (1 фунт = 0,40 кг, следовательно, 1 золотник ≈ 4,27 г.). Таким образом, 96-золотниковое золото являлось абсолютно чистым, 48-золотниковое состояло наполовину из примесей и т. д.

Современное клеймение в России

Все современные изготовленные в России ювелирные украшения и другие изделия из золота, серебра, платины, палладия должны соответствовать пробам, определенным постановлением правительства Российской Федерации № 643, и быть заклеймены государственным пробирным клеймом.

Таблица проб для золота с 1952 г.

Таблица проб для серебра с 1952 г.

Таблица проб для платины с 1952 г.

Клеймению подлежат изделия, изготовленные из драгоценных металлов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и цветных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них.

В России существуют следующие пробы:

  • платиновая 950 (девятьсот пятидесятая)
  • платиновая 900 (девятисотая)
  • платиновая 850 (восемьсот пятидесятая)
  • золотая 999 (девятьсот девяносто девятая)
  • золотая 958 (девятьсот пятьдесят восьмая)
  • золотая 750 (семьсот пятидесятая)
  • золотая 585 (пятьсот восемьдесят пятая)
  • золотая 500 (пятисотая)
  • золотая 375 (триста семьдесят пятая)
  • серебряная 999 (девятьсот девяносто девятая)
  • серебряная 960 (девятьсот шестидесятая)
  • серебряная 925 (девятьсот двадцать пятая)
  • серебряная 875 (восемьсот семьдесят пятая)
  • серебряная 830 (восемьсот тридцатая)
  • серебряная 800 (восьмисотая)
  • палладиевая 850 (восемьсот пятидесятая)
  • палладиевая 500 (пятисотая).

Из золота 999 изготавливают слитки, которые используются как золотовалютные резервы. Наиболее распространенными пробами для изготвления украшений являются 585 и 750 пробы для золота и платины. В стоматологии используется в основном 375 проба золота.

Клеймение серебряных изделий

Для серебра существует лотовая, метрическая и золотниковая пробы. Если изделие изготовлено в конце XIX — начале XX в., пробирное клеймо — в золотниковой системе (пробы 78; 84; 90). Если изделие было произведено до конца XX в., то оно имело оттиск римскими цифрами — лотовой пробой.

Проба на импортных изделиях

На золотых импортных изделиях указываются каратные пробы и слово «GOLD» (российская 583-я проба соответствует 14K-ому золоту, 375-я проба — 9K-ому золоту, 500 — 12K, 585 — не имеет прямого аналога, близка к 14K, пришла на смену более старой и традиционной 583, в точности составляет 14,04K, 750 — 18K, 958 — 23K, 996 — 23,9K, 999,9 — 24K — «Чистое» золото именно такой пробы оно и бывает в слитках).

Если же на украшениях маркировка «gold-feld», то это означает, что изделие из определенного сплава с золотым напылением; при этом производитель указывает пробу золота и толщину напыления. Если такое украшение изготовлено в Германии, то на нем указывается пояснительная маркировка «Goldmult» — «нарисовано золотом».

Гулина Юлия Викторовна

Окончила Московский Государственный Промышленный Университет (МГХПУ) им. С. Г. Строганова, кафедру Проектирования и реставрации ювелирных изделий. Участвовала в дизайн-проекте Nokia Sirocco Edition , работала дизайнером в ювелирной компании "Эстет ", в данный момент художник-дизайнер Московского Экспериментального Ювелирного Завода "Ювелирпром " и автор, а также, редактор статей журнала "Деко "

Клеймениеювелирныхизделий

Необходимость клеймения изделий ювелирной промышленности до недавнего времени было обязательно, однако, в Государственную думу был предложен законопроект, который предусматривает отмену клеймения в Пробирной палате. Как же теперь будут обстоять дела по данному вопросу?

Теперь клеймение можно будет производить в частных пробирных палатах, но они должны иметь аккредитацию Минэкономразвития. Это еще не все изменения, которые ждут ювелиров в России.

Поправки данного законопроекта предусматривают полное освобождение от нанесения клейма на ювелирные изделия, которые были произведены для экспорта. Было предложено отменить пробы на изделиях, произведенных из серебра, вес которых не превышает 3 грамм.

В данный момент все российские производители должны ставить клейма в пробирной палате на свои изделия. Частными ювелирами оплачивается государственная пошлина, которая колеблется в диапазоне от 17- 45 рублей за одно изготовленное изделие. Срок установки пробы, а также её проверка на каждое изделие составляет 10 дней. Он предусмотрен действующим законодательством. Однако, как показывает практика, очень часто этот срок затягивается до одного месяца.

Со стороны ювелиров поступают предложения о создании небольших частных лабораторий проверяющих и наносивших бы клейма на изделия из драгоценных металлов. Большого количества таких лабораторий на практике достичь не получиться. Причиной тому большие затраты на организацию такого учреждения. Такие расходы смогут позволить себе только крупные заводы- производители и фабрики. Каждая лаборатория после прохождения аккредитации получит индивидуальный шифр, который будет нанесен на каждое исследуемое изделие. Это поможет в случаях возникновения нарушений привлечь к ответственности некомпетентную лабораторию. Наказывать такие недобросовестные учреждения предлагается штрафами. Суммы штрафов довольно не высокие 30-50 тыс. рублей.

В отношении экспортных ювелирных украшений, предлагается не ставить клейма, так как они не соответствуют стандартам других стран. А производить изделия с требуемыми клеймами заграничных заказчиков, у российских производителей возможности нет, так как это делать запрещает закон.

Многие аналитики выступают против данного законопроекта, так как считают, что это негативно повлияет на качество производимых изделий. Однако, большее количество экспертов поддерживают данные изменения. Организация собственных лабораторий поможет избежать огромных затрат крупным фабрикам и заводам. Считают также, что данная процедура может снизить цену на 1,5 — 2% на ювелирные изделия. Это хорошая новость для российского потребителя.

Ювелирный бизнес не должен предусматривать плохое качество продукции, так как люди, чтобы купить украшение идут на дополнительные расходы. Ведь после покупки, потребитель может перепроверить качество купленного изделия у авторитетных организаций, и если оно не будет соответствовать заявленному качеству, то могут возникнуть неприятности у производителя, которые приведут к массовым судебным разбирательствам.

Что касается изделий из серебра и их клеймения, то с учетом стоимости серебра по отношению к другим драгоценным металлам, нанесение проб на изделия которые не превышают 3 граммов, абсолютно не рентабельно. Производство таких украшений невыгодно производителям, а его приобретение, соответственно, не выгодно потребителю, так как нанесение клейма увеличивает цену небольших изделий примерно в два раза.

В общем, судьба данного законопроекта пока не известна, но в ближайшее время что-то обязательно будет предпринято.

Продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется только при наличии на них оттисков именников изготовителей и оттисков государственных пробирных клейм РФ. Изделия иностранного производства, ввезенные из-за рубежа, также в обязательном порядке должны иметь оттиски государственных пробирных клейм РФ.

Отдельные виды ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат клеймению государственным пробирным клеймом РФ, но предназначены для продажи, должны иметь сертификат качества.

Опробование и клеймение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации осуществляется Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов Российской Федерации. Продажа ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, не соответствующих ни одной из установленных проб, не допускается.


Клейма для разных драгоценных металлов имеют различную форму, но в каждом обязательно должен быть знак удостоверения (с 1994 года – профиль женской головы в кокошнике, повернутой направо), цифровое обозначение пробы сплава и шифр госинспекции пробирного надзора в виде буквы, точки или наклонной черты. Наличие на изделиях из сплавов драгоценных металлов данного клейма свидетельствует о соответствии сплава указанной пробе. Клеймо в виде лопатки применяется для клеймения ювелирных изделий из сплавов золота; в виде многогранника – для клеймения ювелирных изделий из сплавов платины; в виде бочонка – для клеймения ювелирных изделий из сплавов серебра; в виде усеченного овала – для клеймения ювелирных изделий из сплавов палладия.

Организации и индивидуальные предприниматели, изготавливающие ювелирные изделия из драгоценных металлов, обязаны иметь зарегистрированные в территориальных инспекциях пробирного надзора именники и ставить их оттиски на производимых ими изделиях.

Например, первым знаком именника 2000 года была буква, обозначающая шифр госинспекции, в районе деятельности которой находится изготовитель, вторым знаком именника была цифра «0». Следующими двумя знаками (буквами) обозначался шифр изготовителя. Последним знаком была точка вверху.

Шифр именника с 2001 года представляет собой сочетание из четырех букв русского алфавита. Первым знаком именника должна быть начальная прописная (заглавная) буква русского алфавита — «А», являющаяся шифром первого года третьего тысячелетия. Буквы русского алфавита «Б», «В», «Г» являются шифром 2002, 2003, 2004 годов соответственно. Второй знак именника – прописная буква русского алфавита, являющаяся шифром госинспекции, в районе деятельности которой находится изготовитель. Следующие два знака – прописные буквы русского алфавита – являющиеся шифром изготовителя. Все знаки именника должны быть заключены в единый контур, форму которого самостоятельно определяют госнспекции пробирного надзора.

По государственным пробирным клеймам и именнику на изделии можно определить пробу сплава, вид драгоценного металла, год изготовления изделия, предприятие- изготовитель и региональную госинспекцию пробирного надзора, заклеймившую данное изделие.

Все ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней должны иметь общероссийские артикулы из букв и цифр.

Артикул в коммерческой практике используется для конкретизации типа изделия, с указанием его буквенного или цифрового обозначения. Применительно к ювелирным изделиям первая цифра артикула означает вид изделия, вторая цифра артикула – материал изделия; третья цифра артикула – наличие вставки; четвертая цифра артикула – номер модели изделия.

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.



На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.


Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .



Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:

" data-provider-name="YouTube">

Клейма в Германии

Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.

Для определения качество такого драгоценного металла как золото, была придумана система проб, показывающая количество чистого металла в изделии.

Потребность в данной системе пришла вместе с появлением золотых украшений и изделий для продажи. Ввиду того, что золото в чистом виде очень мягкое и хрупкое, в него добавляют различного рода примеси (медь, цинк, серебро, палладий). В целом используют несколько основных систем пробирования. В России и странах ближнего зарубежья используют метрическую систему проб, в Евросоюзе и западных странах предпочтение отдают каратной системе. До 1927 года в советском союзе пользовались золотниковой системой пробирования.

Классификация проб золота

В целом различают две основных системы проб, это метрическая и каратная, но очень часто на старых антикварных вещах можно встретить и золотниковую пробу.

Золотниковая система

Золотниковая система проб была создана в России в 1711 году, и пробыла в использовании больше двухсот лет, до 1927 года. Данная система, как и другие, указывала точное число благородного металла в сплаве, для золота максимальный показатель был 96. В общем были установлены такие пробы золота: 56, 72, 82, 92, 94.

Для конвертирования золотниковой пробы в метрическую, можно воспользоваться следующей формулой:

Х/96 * 1000 = Y, где Х - золотниковая проба, а Y - метрическая
72/96 * 1000 = 750 Получается, что 72 проба в золотниках = 750 проба золота

Метрическая система

Метрическая система пробирования пришла на смену золотниковой в 1927 году, и работает в РФ и странах ближнего зарубежья до сегодняшнего дня. Существуют следующие метрические пробы для золота, используемые в России: 375, 500, 583, 585, 750, 958, 999. Измеряется она очень просто — допустим, у вас есть золотое украшение общим весом 1 000 грамм 585 пробы, это означает, что чистого золота в нем содержится 585 грамм, остальное это лигатурные добавки (медь, цинк и т.п).

Каратная система проб

Каратной системой проб пользуются в основном в США, Канаде и некоторых странах Западной Европы. Поэтому очень часто задают вопросы: 18 карат золота, какая проба? Или 14 каратное золото, какая проба?

Итак, основой каратной системы является количество карат благородного металла в 24-каратном сплаве.

То есть простыми словами: если у вас 18 каратное золото, и вы хотите узнать в метрической системе, сколько это, то нужно 18/24*1000 = 750. Это значит, что 18-ти каратное золото соответствует 750 пробе.

Маркировка и клеймо золотых украшений

В России на всех ювелирных украшениях согласно ГОСТу, рядом с цифрами, которые обозначают пробу, ставится клеймо. Клеймо имеет вид женской головы в кокошнике, которая смотрит в правую сторону. В СССР клеймо имело вид звезды со значком серпа и молота внутри.

Клеймо на золоте — самая главная информация, на которую стоит обратить внимание во время приобретения любых ювелирных изделий. Проба — это штамп, который проставляют ювелиры, чтобы подтвердить конкретное количество золота в украшении или другом изделии, так как драгоценные металлы в чистом виде не используются.

Качество металла, из которого выполнены золотые изделия, продающиеся или изготовленные на территории РФ, должно соответствовать одной из принятых законом проб и удостоверяться клеймом. Если же вы хотите купить на территории России изделие, произведенное в другой стране, на нем может находиться уже не одно клеймо, а два. В зависимости от процентного содержания золота в сплаве, в РФ существуют такие пробы:

  1. 999 — это чистое золото, без добавления каких-либо сопутствующих металлов.
  2. 750 — 75,5% золота, смешанного с никелем, платиной и серебром. Этот сплав может иметь цвет от желтого до красноватого. Так как он легко поддается обработке, используется для производства украшений и более точных работ.
  3. 585 — сплав с 58,5% металлов. Это сочетание делает его идеальным для производства, так как он становится прочным, плотным.
  4. 500 — 50,5% золота, смешанного с серебром и медью.
  5. 375 — сплав, содержащий 38% примесей других металлов. Цвет колеблется от почти белого до красного. Этот сплав через какое-то время тускнеет.

От того какая проба стоит на изделии, зависит способ его применения. Золото 999 пробы используется при отливании слитков, 375 используется в стоматологии, остальные — для изготовления ювелирных изделий. Сплавы пробой выше 750 не подвержены потускнению при соприкосновении с воздухом. Для произведений искусства больше всего подойдет 958 проба, для чеканки — 900, а для ювелирных украшений активно используется 585.

Только работники пробирного надзора могут ставить клеймо, которое подтверждает пробу изделий, в том числе изготовленных и ввезенных из других стран. Государственные территориальные службы клеймят не только золото, но и остальные металлы, которые изготавливаются на ювелирных заводах или мастерских.

Таким образом, проба на золоте — это процентное обозначение его примесей в изделии. Выглядит она следующим образом: на пробе изображена девушка в кокошнике, которая смотрит вправо, далее шифр пробирного надзора и в конце проба изделия, соответственно стандарту.

Форма клейма показывает, что это за металл. Например, клеймо на изделиях из платины представляет собой вытянутый восьмиугольник. Золотые изделия имеют клеймо в форме 2-х лопаток. Эта новая форма используется с 1994 года и по сегодняшний день.

Золотые украшения, изготовленные во времена СССР, имеют клеймо в форме звезды.

Что такое именник

Рассмотрим, что такое именник. Иногда на ювелирных изделиях можно встретить клеймо мастера, которое еще называют именник, но оно не является доказывающим качество.

Именник относится больше к личной подписи какого-то ювелира и компании, которая произвела изделие из драгоценного металла. Если произвести расшифровку, то она должна содержать дополнительную информацию о нем.

Для неопытного покупателя информация, внесенная в именник, мало о чем будет говорить. Только специалисты или другие ювелиры смогут с одного взгляда на именную печать рассказать, кто, где и в каком году изготовил украшение. С 1986 года все изготовители ювелирных изделий обязаны проставлять их самостоятельно.

По прошествии года старый именник необходимо уничтожить. Его перерегистрация производится ежегодно и отличается от предыдущего шифром года изготовления. Многие мастерские могут по просьбе заказчика нанести на золотое украшение любую надпись. Это может быть как важное для него слово, так и дата рождения или свадьбы. Особенно это актуально для людей, которые собираются вступить в брак.

Как осуществляется маркировка золота

В мире существует золотниковая, каратная и метрическая системы золотых проб. Чаще используются каратная и метрическая, из них вторая наиболее популярна. В законодательстве разных стран процедура клеймения и пробирования контролируется по-разному, а есть и вовсе такие страны, где разрешено изготовление золота любого качества. Сейчас очень дешево ценятся ювелирные украшения восточно-азиатского изготовления, выпускаемые в Турции, Египте. Вследствие того что качество украшений не контролируется государством, особенно хитрые предприниматели могут поставить клеймо 585 пробы на сплав, который еле натягивает на 500 пробу.

Клеймятся ювелирные изделия разными способами, которые выбираются конкретно для каждого предмета, исходя из многих факторов.

Наиболее грубым является механический метод. Пробу ставят отбойными молотками, изделие при этом прочно фиксируется в тисках. Он является самым древним и долговечным, при нем украшение не портится, из-за этого его используют в 80% случаях. В настоящее время этот процесс полностью автоматизирован и является конвейерным.

В случаях, когда имеется вероятность повреждения и царапин, используются более щадящие способы, например, электроискровой. При выборе этого метода клеймо наносится с помощью искр. Ставится оно только на ровную поверхность и относится к молодым способам клеймения, его изобрели только в 1967 году.

Наиболее затратным и сложным считается клеймение с помощью лазера, оно выходит долговечным. С его помощью на золотых изделиях может быть поставлено выпуклое клеймо. Но его не располагают в тех местах, которые плотно контактируют с кожей, в противном случае оно может стереться раньше, чем через 5 лет.

Таким образом, каким методом наносить клеймо, решается в каждом случае в индивидуальном порядке, учитывая все плюсы и минусы. Особенно это касается изделий с изящными узорами и драгоценными камнями, ведь важным условием является не испортить внешний вид, чтобы украшения не потеряли свою ценность и индивидуальность.

Если нет клейма на золоте, то изделие, которое изготовили из него, точно является подделкой. Называя его ювелирным украшением, продавец нарушает порядок, установленный государством по реализации изделий и драгоценных металлов, так как их запрещено продавать и закладывать. Поэтому если хотите порадовать себя драгоценным подарком, то надо попросить у продавца документы на него и внимательно разглядеть пробу, так как вместо пробы там может стоять просто чей-то именник. Также существует специальная маркировка золота, которая служит для того, чтобы человек, покупая золото зарубежного производства, не купил случайно изделия из металла с золотым напылением.

Подделывать клеймо решится далеко не каждый, так как это связано с огромными рисками.

Главный способ махинации — подделка высокой пробы на изделии более низкого качества. Такие украшения продаются чаще всего в маленьких лавках по всему миру, но и большие ювелирные магазины не застрахованы от этого.

Начиная с 1971 года, клеймению и опробованию подлежат золотые и серебряные медали различных соревнований, не имеющих статуса государственных наград, в том числе медали олимпийских игр.

В России пробирование, указывающее на количество золота в сплаве, стали производить в 1700 году при правлении Петра Первого. Проба имела форму орла. Монеты тогда состояли из 98% золота и 2-3% меди.