Грудничку месяц что должен уметь. Первый месяц жизни ребенка

Первый месяц жизни крохи – один из наиболее важных периодов. Именно в это время крошечному «комочку» предстоит сложная задача: «перестроиться», адаптироваться и привыкнуть к новым условиям обитания вне уютного маминого животика. Спустя месяц после появления на свет кроха приобретет ценные умения и навыки, и превратится из «новорожденного» в «грудничка».

Развитие мальчиков и девочек первого месяца жизни

Каждый человек уникален, и даже крошечный человечек не является исключением. Об этом следует помнить молодым мамочкам, которые нередко сравнивают своих малышей с другими детками и беспокоятся, если их умения в чем-то не совпадают.

Развитие ребенка в первый месяц жизни идет «семимильными шагами», причем на данном этапе развития совершенно неважно — мальчик это или девочка. День за днем он кропотливо трудится, и уже к концу этого периода у него образуется значительный список достижений:

  • удерживание в поле зрения яркого предмета, который медленно движется (погремушка) и фиксирование на нем взгляда;
  • удерживание взгляда на крупных и неподвижных предметах (лица взрослых), увеличение скоординированности и плавности движений глаз;
  • выделение мамы среди всех взрослых, окружающих кроху, распознавание ее голоса, запаха, рук;
  • проявление реакции в виде вздрагивания или резкого мигания на невидимый громкий звук, поворачивание головки в его сторону;
  • возникновение «обратной связи» с родителями в виде улыбки, возникающей как ответ на ласковые слова, улыбку взрослого;
  • возникновение первых попыток копирования окружающих звуков, «гуление» при обращении к нему;
  • появление более активных, чем раньше, движений ручками и ножками;
  • удерживание некоторое время головки при лежании на животике;
  • проявление посредством плача или крика перемены в настроении.

Рост и вес как основные показатели физического развития новорожденного в первый месяц

Основными данными, на которые ориентируется педиатр, проводя ежемесячный осмотр малыша, являются показатели физического развития ребенка. Именно они позволяют определить, насколько динамично развивается кроха, полностью ли он здоров, достаточно ли вынослив. Важную роль в данном процессе играют измерения роста, массы, окружности груди, головы и развитие различных органов и систем. Все эти показатели учитываются при осмотре ребенка в первый месяц в поликлинике педиатром и врачами-специалистами.

Важно! В среднем, с рождения новорожденный вырастает на 3 см, его вес увеличивается в на 600 грамм, окружность головы становится больше на 2 см, груди – на 2-4 см.

Стоит отметить, что каждый ребенок развивается в своем собственном ритме: есть «пухляши» и худышки, рослые и миниатюрные. Невозможно «подогнать» малыша под какие-либо рамки, да и не нужно этого делать. Любые табличные показатели – это лишь ориентировочная цифра. Важно общее состояние ребенка, его активность, наличие рефлексов, режим сна и бодрствования, аппетит.

В течение первого месяца происходит закрепление восемь основных рефлексов:

  1. Сосательный, проявляющийся в возникновении сосательных движений губ после проведения по ним пустышкой;
  2. Хватательный, при котором кроха ухватывает и старается держать все, что прикасается к его ладошке;
  3. Поисковый, когда при поглаживании щечки ребенок поворачивает головку в соответствующую сторону;
  4. Плавательный рефлекс, когда малыш, при выкладывании его на животик, делает движения, похожие на плавательные;
  5. Рефлекс ходьбы, при котором ребенок, поддерживаемый под мышки и чувствуя ножками опору, будто бы делает шаги;
  6. Рефлекс Бабинского, при котором после проведения пальцем по внешнему краю стопы пальчики крохи расходятся в стороны;
  7. Рефлекс Мора, когда при внезапном громком звуке малыш взмахивает ручкам и ножками;
  8. Рефлекс Бабкина, проявляющийся в поворачивании головки и открытии ротика при надавливании на ладошку ребенка.

Важно! Во время первой диспансеризации, проводимой в один месяц, ребенка обязательно должны осмотреть: терапевт, невролог, отоларинголог, ортопед, хирург, офтальмолог.

С целью определения наличия рефлексов, а также общего состояния нервной системы малыша, в месячном возрасте его необходимо показать врачу – неврологу.

Зрение грудного ребенка месячного возраста уже сформировалось, но иногда он еще не может полностью фиксировать взгляд на предмете, у него возможно проявление косоглазия (которое со временем, обычно, проходит) и , когда в глазках стоят слезки, даже когда он не плачет. Все эти состояния оценивает врач – офтальмолог, консультация которого также является обязательной.

Слух у грудничка в один месяц тоже сформирован: они реагируют на звук, поворачивая головку в его сторону. Если ребенок этого не делает, у него плохо дышит носик, он неохотно берет грудь и беспокоиться около нее, стоит посетить отоларинголога.

Для того чтобы вовремя выявить и устранить патологии развития опорно-двигательной системы, грудничка в возрасте одного месяца показывают врачу – ортопеду. Он проверит симметрию ножек, правильность их опоры о поверхность, исключит развитие кривошеи (когда головка малыша наклонена в одну сторону).

При наличии у крохи одышки при кормлении, вялости, плохого набора роста и веса, проявления синевы носогубного треугольника, педиатр может дать направление на осмотр к врачу – кардиологу с целью исключения заболеваний системы сердца и сосудов.

Желудочно-кишечный тракт и пищеварительная система грудничка развиты еще довольно слабо. Из-за этого частыми «спутниками» крохи являются , вздутие животика, . Но если он активен, нормально набирает вес и растет, никакого особенного лечения эти состояния не требуют, и, как правило, проходят со временем.

Питание и сон грудничка в один месяц

С первых дней жизни новорожденного, самой лучшей пищей для него является материнское молоко, имеющее оптимальный состав, температуру и вырабатываемое в объемах, необходимых для малыша. Существует два типа кормления:

  • по требованию, когда кроха прикладывается к груди при малейшем проявлении беспокойства;
  • по режиму, когда между кормлениями проходит фиксированное количество времени (в среднем около трех часов).

Каждая женщина сама выбирает наиболее удобный для себя способ кормления. Как правило, ребенок насыщается в первые десять минут, после чего продолжат сосать грудь просто не желая прерывать контакт с мамой, иногда засыпая «на груди». Важно правильно прикладывать грудничка, чтобы он не заглатывал лишний воздух при сосании, что чревато частыми срыгивания и вздутием животика.

О том сколько должен съедать ребенок первого месяца жизни грудного молока или смеси вы можете прочесть в

Сон в первый месяц жизни малыша занимает большую часть его времени. Выделяют три фазы сна:

  • глубокий, когда дыхание малыша ровное и спокойное;
  • неглубокий, когда кроха слегка двигает ручкам и ножками;
  • дремота, когда малыш находится будто бы в полусне, например, во время кормления.

Находясь в бодром состоянии, младенец активно двигает ручками и ножками, кряхтит, посапывает. Если маленького человека что-то не устраивает, он «говорит» об этом громким плачем. Молодым родителям часто кажется, что , однако эти опасения как правило, напрасны.

Правильный уход за малышом – залог гармоничного развития

Говоря о том, что должен уметь ребенок в первый месяц жизни, невозможно не упомянуть о правильном уходе. Комната, в которой находится малыш, должна быть комфортной, проветриваемой, но без сквозняков, с влажным прохладным воздухом. Кроватка грудничка должна быть без острых углов, из прочного материала и с . Подушка малышу пока не нужна. Одежду стоит выбирать из натуральных тканей, без грубых швов и застежек. Не стоит слишком кутать ребенка – из-за нарушенной в этом возрасте терморегуляции он может легко перегреться, что повлечет за собой возникновение пеленочного дерматита. Первый месяц жизни — это время когда необходимо внимательно следить за пупочной ранкой и принять своевременные меры,

Благоприятное воздействие на организм ребенка в первый месяц жизни оказывает оздоровительный массаж, который следует проводить ежедневно за тридцать минут до кормления. Длится он не боле десяти минут и прекращается, как только малыш начинает беспокоиться. Основным элементом массажа является поглаживание личика, пальчиков, ручек, ножек, спинки в направлении снизу вверх и из сторон к центру.

Зарядка ребенка в один месяц видео

С младенцем месячного возраста можно начинать занятия гимнастикой. Основные упражнения просты:

  • выкладывание крохи на животик;
  • вкладывание в кулачки лежащего на спинке малыша больших пальцев взрослого, после чего ручки его медленно разводятся в стороны и слегка встряхиваются.

Перед сном отличным занятием станет – оно не только укрепит мышцы грудничка, но и успокоит его, настраивая на длительный ночной отдых. Во время сна кроху следует поочередно переворачивать с одного бока на другой, чтобы мышцы с обеих сторон одинаково развивались.

видео

В период бодрствования можно показывать малышу яркие игрушки, медленно перемещая их в пространстве, тренируя концентрацию его внимания на предмете. Разговоры с изменением громкости и эмоциональной окраски голоса, прослушивание красивой негромкой музыки, ласковые прикосновения – все это оказывает неоценимый вклад в развитие маленькой личности.

Вконтакте

Одни родители уверены, что месяц - слишком короткий срок для того, чтобы их младенец освоил какую-либо иную науку, кроме как есть, какать и кричать круглые сутки. Другие, наоборот, с влажным блеском в глазах, готовы доказывать, что их месячный малыш практически уже готов к зачислению в ВУЗ - ведь он уже так «внимательно слушает», «кивает в ответ», «машет ручкой на прощание» и даже «все-все понимает». В действительности, от правды жизни далеки и те и другие. Что же на самом деле умеет ребенок в 1 месяц, и должен ли он вообще что-либо уметь?

Родиться – это тяжелая работа! Но и период новорожденности (первые 28 дней) для крохи – ничуть не легче: ведь мир вокруг такой большой и сложный... Как происходит развитие ребенка в самом начале жизни, и что уже умеет малыш на рубеже в 1 месяц?

Ребенку 1 месяц: новый мир, новое расписание

Всего за двенадцать месяцев ваш малыш изменится до неузнаваемости, и не только внешне. Он превратится в подвижного и любопытного карапуза, уже начинающего ходить, говорить и показывать первые признаки характера. Но у этого «восхождения» - 12 ступеней, 12 месяцев. Первая ступень - стартовая - заключается в основном в адаптации малыша к новым условиям «бытия». Но это отнюдь не значит, что ребенку в 1 месяц совсем нечем похвастаться!

Развитие ребенка в первый месяц жизни действительно по большей части сводится к тому, что он привыкает к новому, большому, странному миру. А вы привыкаете к тому, что с этого момента должны постоянно и неотлучно находиться рядом с ним и заботиться о нем.

Развитие ребенка в первый месяц жизни: теряем вес, набираем вес

Не стоит беспокоиться, если в первые дни жизни ваш малыш немного теряет вес. Новорождённые появляются на свет с дополнительным количеством жидкости в организме и обычно теряют до 10% своего веса за первую неделю. После этого их организм стабилизируется, и ребенок снова начинает набирать граммы. На исходе второй недели малыши, как правило, весят примерно столько, сколько они весили при рождении.

А вот уже к концу первого месяца жизни детишки, в условиях адекватного ухода и режима питания, начинают стремительно и стабильно набирать вес – в среднем от 15 до 30 грамм каждый день.

Что умеет ребенок в 1 месяц: трогательные рефлексы

Несмотря на то, что в первый месяц жизни ребенка его нервная система еще в процессе развития, он уже многое умеет. Вы увидите, что у вашего малыша есть несколько врожденных рефлексов. Один из таких, к примеру, сосание. Вскоре после появления на свет ваш ребенок способен - пусть и с вашей помощью - захватывать грудь и есть. А если вы прикоснетесь к его ладошке или положите на нее свой палец, он непроизвольно сожмет ее в кулачок.

Этот рефлекс осчастливил ни одно поколение отцов. Редкий папа упустит случай трогательно похвастаться, что у его отпрыска - крепкое мужское рукопожатие или «железная» хватка.

Если младенец вдруг чего-то испугался, например, вспышки яркого света, он разводит в стороны ручки и ножки, а затем поджимает их обратно. Это называется рефлексом Моро, он останется у ребенка до 4-5-го месяца, затем начнет постепенно угасать.

Ребенку 1 месяц: «Я бы взял бы да пошел - пусть меня отпустят!»

К концу первого месяца жизни у вашего ребенка уже формируется инстинкт к хождению. Если вы, придерживая малыша, поставите его ступню на ровную твердую поверхность, он попытается сделать первые шаги. Этот рефлекс называется «автоматическая походка новорожденного». Но не спешите! Всему свое время - не нужно стараться ставить ребенка на пол или стол, поддерживая лишь за ручки. Позвоночник малыша еще слишком слаб и однозначно не готов для такой нагрузки.

Кроме того, несмотря на то, что месячный новорожденный уже способен поворачивать голову, когда лежит на животе, его шея еще не настолько сильна, чтобы он мог держать голову самостоятельно. Поэтому всегда поддерживайте затылок ребенка, когда берете его на руки.

Спит как младенец?

Первые несколько недель вам может казаться, что единственное, в чем нуждается новорожденный помимо - это . На самом деле, новорожденные и правда очень много спят, по 15-16 часов в день. Эти часы могут быть нерегулярными, поскольку ребенок еще не привык к нормальному режиму смены дня и ночи.

Помните, в первый месяц жизни ребенка его циклы сна и бодрствования сильно отличаются от ваших. В отличие от взрослых, сон младенцев по большей части состоит из фазы быстрого сна. Это значит, что в течение первых недель ваше дитя будет просыпаться так же неожиданно, как и засыпать.

Вы можете помочь своей крохе быстрее привыкнуть к естественным биоритмам, играя и разговаривая с ним в течение дня, и сохраняя порядок вещей однообразным и скучным ночью. В конце концов, малыш «поймет», что днем играют, а ночью спят. И постепенно, как раз к концу первого месяца жизни, малыш станет все больше бодрствовать днем и все крепче спать по ночам.

Развитие ребенка в 1 месяц: что видит, как слышит?

В первый месяц жизни ребенка развитие его зрения еще только начинается, новорождённые близоруки. Малыш видит только те объекты, которые находятся от него не дальше двадцати-тридцати сантиметров. Это значит, что младенец сможет более-менее отчетливо видеть ваше лицо, когда вы его кормите или находитесь рядом. Кстати говоря, он предпочтет смотреть на ваше лицо вместо мордочки какой-нибудь плюшевой игрушки – неонатологи отмечают, что новорожденных естественным образом привлекают в большей степени именно «живые» человеческие лица. Малыш также предпочтет рассматривать высоко-контрастные объекты, ведь их лучше видно (это правда не означает, что нужно заполнить детскую спальню лишь черно-белыми игрушками, пастельные «мягкие» цвета тоже хороши и полезны).

Вполне вероятно, вы заметите, что в первый месяц жизни ребенок будет скашивать глаза, пытаясь сфокусироваться. Это нормально, ведь аппарат зрительного контроля новорождённого еще не сформировался. Однако если ребенок продолжает «косить» вплоть до трех или четырех месяцев, его нужно показать врачу, это может быть признаком косоглазия.

Слух у новорожденного тоже еще не развился, но многие звуки к концу первого месяца жизни он слышит уже отчетливо. Особенно голоса родителей, к которым он привык, пока находился в утробе. Кстати, новорожденным нравятся слушать высокие, пронзительные звуки. Так что не слишком возмущайтесь, когда ваша мама или няня специально разговаривает с ним писклявым детским голоском - до некоторого времени это даже полезно.

Если ваш ребенок в месячном возрасте совсем не реагирует ни на какие звуки, покажите его врачу. Несмотря на то, что в роддоме неонатолог проверяет слух у всех новорожденных, подстраховка не повредит.

Достижение первого месяца - любовь к сладкому

Как и дети постарше (да и многие взрослые) новорожденные любят сладковатый вкус. Все дело в том, что в первый месяц жизни ребенка развитие его вкусовых рецепторов только начинается – младенец пока еще не умеет распознавать горькое и соленое. А вот сладковатый вкус своего питания (который формируется благодаря особому ) месячный малыш распознает уже очень хорошо.

Что касается обоняния, то у месячного малыша оно уже хорошо развито – с первых дней жизни он вполне способен различить запах соска материнской груди и запах грудного молока.

Ребенку 1 месяц: общение сквозь слезы

У ребенка в 1 месяц есть пока еще только единственный способ общения с окружающим миром – плач. Ваш ребенок может плакать до трех часов в день, и это нормально. Не паникуйте – чем старше он будет, тем будет меньше слез. Плач – это способ вашего ребенка сказать «Я голоден – корми меня!», или «У меня мокрый подгузник – поменяй его!», или просто «Я устал». В конце концов, вы научитесь различать этот плач и выбирать .

Достижения не велики, но воля к победе - огромна!

Итак, месячный кроха еще не может похвастаться множеством новых умений и навыков. Пока он еще лишь привыкает к новым условиям жизни, кардинально отличающихся от тех, в которых он пребывал до рождения. Однако, кое-что он уже умеет. А именно:

  • заинтересованно следит за лицом склонившегося к нему человека
  • пытается повторить мимику своего «собеседника»
  • с любопытством случает речь
  • иногда повторяет некоторые звуки «в унисон» говорящему;
  • различает яркие однотонные цвета (красный, черный, белый, желтый);
  • узнает голос, запах и прикосновения того человека, который проводит с ним больше всего времени (чаще всего - это мама);
  • способен сосредоточить взгляд на неподвижном ярком предмете;
  • в положении на животе активно пытается поднять и повернуть голову.

По сравнению с тем, что ваш малыш сможет продемонстрировать в год - все перечисленные навыки кажутся незначительными. Но вы оценивайте успехи своего ребенка «с другой стороны» - по сравнению с тем крошечным «вопиющим комочком», каким ваша кроха выглядела при рождении, сегодняшний месячный карапуз - уже невероятный богатырь и герой. Не так ли?

Грудной возраст считается сложным периодом. Существует таблица развития ребенка, где прописано, с какого времени нужно ждать те или иные признаки развития.

Малыш первые 40 дней после рождения считается новорожденным. Таблица средних параметрических значений в первый месяц и до 40 дня после рождения.

Грудничок до 40 дней около 20 часов в сутки спит. Когда малыш спит, то его ножки прижимаются к животику.

В первые недели у ребенка присутствуют необходимые для дальнейшего развития врожденные рефлексы.

Месячный ребенок уже реагирует на звук и яркий свет. Фиксировать свое внимание на ярком предмете ему удается только после третьей недели. К концу 4-й недели месячный малыш не только может удерживать головку, но и поворачивает ее.

В первые дни после выписки мам часто волнует вопрос, до какого времени пеленают детей. Пеленают обычно детей до 40 дней. Считается, что в это время они слабо контролируют свои движения и будят себя во время сна. После 40 дней пеленают только ножки.

Второй месяц развития ребенка

К 40 дню после рождения малыш начинает рассматривать игрушки, следит за их движением. В два месяца он уже может отличать ночь ото дня. Днем ребенок больше времени начинает бодрствовать.

Ребенок в два месяца, если положить его на бок, сможет повернуться на спинку. Когда мама разговаривает с ребенком, он в ответ начинает улыбаться.

Игры должны быть направлены на развитие внимания. Можно устроить небольшой кукольный спектакль. Вложить малышу в ручки игрушку, которая пищит, подвесить над кроваткой игрушки так, чтобы его ручки и ножки могли дотянуться до них.

Особенности третьего месяца жизни

Когда кто-то разговаривает, ребенок хмурит брови, если голос строгий и начинает улыбаться, если интонация ласковая. Когда начинают разговаривать с ним, он радостно произносит звуки, машет ручками и ножками (комплекс оживления). Если держать его за ручки, пытается ставить ножки на поверхности. Любит сидеть на руках взрослых, при этом он должен держать головку.

Комплекс оживления у детей до года возникает в ответ не только на мамину улыбку, но и при виде игрушки, звуках любимой музыки, после еды. К концу этого периода он уже может тереть ручками глазки, рассматривать пальчики.

Считается, что в этом возрасте можно ставить ребенка на ножки. Если у детей хорошее настроение, или с ребенком разговаривают, то он начинает гулять.

Проводят занятия на большом мячике (можно его перекатывать в различных направлениях), можно разложить перед малышом игрушки, чтобы ребенок проявил желание к ним потянуться, можно на его ручки и ножки надеть яркие носочки или подвесить колокольчики.

Особенности четвертого месяца жизни

В четыре месяца после рождения устанавливается два дневных сна. Режим дня включает в себя около 6 кормлений. Появляются первые попытки ребенка сидеть самостоятельно. К концу месяца он умеет сидеть с поддержкой. Когда малыша держат за ручки, то он уверенно может ставить ножки, переступает ими. Начинает учиться переворачиваться со спины на животик.

Во время игры рассматривает, ощупывает игрушки. Ребенок в четыре месяца начинает различать цвета и форму предметов. Занятия с малышом можно проводить, используя музыкальные игрушки. Предлагается бумага, которую можно рвать или разминать (развитие мелкой моторики).

Пятый месяц жизни

Грудничок должен хватать игрушки, которые висят над кроваткой, переворачиваться самостоятельно со спины на животик, проявлять желание сидеть. Когда его держат за ручки, уверенно начинает ставить ножки.

Занятия направлены на развитие моторики (можно дать мячи с различной поверхностью), детям нравятся игры в прятки («ку-ку»), нельзя забывать о массаже и стишках.

Особенности шестого месяца жизни ребенка

Малыш должен отчетливо произносит слоги. В этом возрасте сидеть у него получается лучше, но все еще с поддержкой. Ребенок может долго играть – его интересуют игрушки. Появляются любимые игрушки, книжки. Развивающие занятия могут включать в себя игры на открывание и закрывание предметов, ладушки, игрушки с нажатием каких-либо кнопочек.

Особенности седьмого месяца жизни

Опираясь на ладони и коленки, дети начинают хорошо ползать. Но не все дети проходят данный этап развития, некоторые сразу начинают ходить. Спокойно могут повернуться со спины на животик и обратно.

Любит игры в прятки, когда задают вопрос «Где?», малыш направляет взор в сторону найденного предмета. Грудничок 7 месяцев должен уметь захватывать игрушки, находясь в любом положении. Может переложить игрушку с одной руки в другую.

Занятия включают в себя игры с музыкальными инструментами (барабан, молоточек), игры с крупой, привлекут внимание книжки, кубики.

Развитие на восьмом месяце жизни

Малыш повторяет за взрослым изученные движения, умеет сидеть без поддержки, сам садится, встает, держась за опору, ходит по бортику.

Занятия включают в себя игры: собирание пирамидки, складывание кубиков, ребенок умеет выполнять обратные и прямые действия. Любимыми могут быть игры в «Ладушки», прятки, собирание матрешки. Ребенок может долго сидеть один, играя с игрушками. На вопрос «Где?» ребенок показывает пальчиком.

К этому времени малыш так привязывается к маме, что тяжело начинает переживать недолгую разлуку с ней, особенно если он на грудном вскармливании.

Девятый месяц жизни

Ребенок выделяет себя, знает свое имя и откликается на него, выполняет различные действия с предметами, может пить из кружки. Совершенствуется навык ходьбы, пока еще с опорой.

Когда на пути нет предмета, за который можно было бы держаться, малыш переходит на ползание.

10 месяц развития ребенка

В 10 месяцев малыш должен уметь повторять за взрослым движения, звуки, слоги. В это время ему удается твердо ставить ножки на пол, он может сделать несколько шагов. Считается, что ставить детей на ножки до 10 месяцев нельзя, так как у них не до конца сформирован позвоночник.

В 10 месяцев развивается мелкая моторика – малыш может держать предметы двумя пальчиками. Он собирает в ящик игрушки, вынимает их оттуда, учится собирать пирамидку правильно.

Одиннадцатый месяц жизни

В речи появляются слова-обозначения (ав-ав – собака, би-би – машина), малыш может показать, как укладывать куклу, находит у предложенного изображения глазки, носик, начинает самостоятельно ходить . Правильно ставить ножки ему еще не всегда удается, поэтому он часто падает.

Появляются первые игры с куклой. На ее образе проживаются все свои эмоции. Дети 10-11 месяцев на картинке в книжке легко находят знакомые изображения и обозначают их словом (кукла – ляля, утка – га-га). Узнают себя на фотографиях.

Двенадцатый месяц

Словарный запас малыша расширяется до 10 слов, он самостоятельно сидит, ходит, встает, должен уметь выполнять простые инструкции.

Существует такое понятие, как кризис детей первого года жизни или кризис самостоятельности.

Кризис одного года имеет следующие признаки:

  • ухудшается поведение: появляется упрямство, настырность, непослушание;
  • поведение характеризуется появлением новых способов решения той или иной ситуации;
  • поведение с противоречиями (просит одно, в итоге ему нужно другое).

С какого возраста начинают появляться навыки у детей до года, поможет разобраться таблица.

Возраст, мес. Главное достижение
1 Лежа на животе, поднимает подбородок
2 Лежа на животе, поднимает грудную клетку
3 Пытается захватить игрушку
4 Начинает сидеть с посторонней помощью
5 Любит сидеть, хватает предметы
6 Может сидеть за своим стульчиком
7 Садится сам
8 Стоит с посторонней помощью
9 Стоит, держась за опору
10 Хорошо ползает
11 Ходит с посторонней помощью
12 Первые шаги

Не менее важным является речевое развитие детей до года. Таблица показывает особенности его развития по месяцам.

Важные вопросы относительно годовалого возраста

Ребенок, который на грудном вскармливании, прибавляет в весе медленнее, чем малыш на искусственном вскармливании. В среднем разница будет около 400 грамм.

Таблица наглядно показывает, как происходит прибавка в весе и росте у детей до года.

Возраст, мес. Прибавка в росте, см Прибавка в весе, г
1 3-4 700
2 3,5 800
3 2-3 850
4 2-3 800
5 2-3 750
6 2-3 650
7 2-3 600
8 2-3 500
9 1-2 450
10 1-2 400
11 1-2 350
12 1-2 300

Особенностью является то, что ребенок прибавляет в росте и весе не медленно, а скачками. Эти периоды вызывают изменения в эмоциональной сфере малыша, меняется и его поведение. Он становится капризным, постоянно просится на ручки. Проблемы связаны с тем, что по мере роста начинают растягиваться мышцы и связки, и это причиняет ребенку дискомфорт.

Кризис, связанный со скачком роста и веса, приходятся на следующие периоды развития ребенка до года :

  • конец 3-й недели;
  • 6-8 недель;
  • конец 3-го, 6-го и 9-го месяцев.

Иногда родители испытывают трудности, связанные с воспитанием и уходом за грудничком . Особенно тяжело тем, чьи дети на грудном вскармливании. Няня для грудного ребенка поможет ухаживать и исключить проблемы, возникающие в первые месяцы.

В обязанности няни входит присмотр за малышом, когда нет рядом родителей, поход в поликлинику, прогулки на улице, приготовление пищи, поддержание чистоты тела ребенка.

Если ребенок на грудном вскармливании, то могут возникнуть проблемы с нехваткой молока. Лактационный кризис в первые месяцы при грудном вскармливании встречается у всех женщин. Чаще всего кризис при грудном вскармливании наступает в 3 недели, в 6 недель, в 3, 6 и 12 месяцев. Длится от 3 до 7 дней.

Признаки, определяющие кризис при грудном вскармливании: поведение ребенка становится нервным, он плачет и капризничает около груди, отсутствует ощущение наполнения груди.

Проблемы подобного плана при грудном вскармливании чаще всего связаны с тем, что когда малыш растет, ему требуется больше питательных веществ. Организму женщины нужно несколько дней (максимум неделя), чтобы молоко начало вырабатываться в достаточном количестве.

Параметры одежды

Разобраться в том, какие размеры одежды у детей, поможет таблица.

Размеры колготок для детей подбираются в соответствии с ростом ребенка. Разобраться, какие размеры колготок нужно подбирать, поможет следующая таблица.

Рост, см Размеры стопы, см
50-56 7
56-62 8
62-68 9
68-74 9-10
74-80 11-12 см
80-86 12-13

Размеры для шапочек снимаются с головки следующим образом: сантиметровая лента располагается по бровям, над ушками и по затылку.

Таблица наглядно поможет разобраться, какие размеры головных уборов подходят в тот или иной месяц развития детей.

Возраст, мес. Размеры головы, см
Мальчики Девочки
0 34-35 34
1 37 36
2 39 38
3 40 39
4 41-42 40-41
5 42-44 41-42
6 43-44 42-43
7 44-45 43-44
8 45 43-44
9 45-46 44-45
10 46 45
11 46-47 45-46
12 46-47 45-46

Правильный уход за ребенком обеспечит его гармоничное развитие.

За первый месяц жизни человеку предстоит привыкнуть к новым условиям существования, адаптироваться к новым условиям жизни. Теперь это уже не новорожденный человечек, а грудной ребенок. За этот месяц он незаметно многому научился, уже многое умеет.

Физическое развитие

  • К концу первого месяца малыш постепенно перестает принимать позу эмбриона, активнее двигается, сучит ручками и ножками. Все его движения пока разбалансированы, но постепенно они становятся более координированными. На это уйдет еще 2-3 месяца.
  • Некоторым деткам в 1 месяц удается слегка приподнимать голову, когда они лежат на животике. Ребенку удается некоторое время удерживать головку, когда его держат вертикально.
  • Лежа на животике, он должен уметь одновременно слегка приподнять попку и головку. Если в это время ему подставить под пяточки ладонь, он оттолкнется от нее и продвинется на несколько сантиметров.

Эмоциональное развитие

  • За первые четыре недели жизни ребенок уже умеет отличать мамин голос от всех остальных. Он прекрасно знает ее запах, ее прикосновения.
  • Малыш копирует все, что способен увидеть. Чаще улыбайтесь ему. И очень быстро на вашу улыбку он ответит улыбкой. И это уже будет не рефлекторная непроизвольная улыбка новорожденного, а вполне осознанная, предназначенная именно вам.
  • В один месяц он уже несколько минут рассматривает яркие неподвижные предметы недалеко от его глаз. Он уже способен провожать взглядом игрушку, которую медленно проносят у него перед глазами.
  • Малыш постоянно копирует звуки, с которыми к нему обращаются. В этом возрасте ребенок начинает гулить, отвечает, когда к нему обращаются.
  • В месячном возрасте ребенок умеет показать свое настроение — плачем или улыбками.
  • Малыш реагирует на звуки, может определить, откуда он исходит, поворачивать голову в ту сторону.

Вот сколько, оказывается, уже умеет малыш! А вы говорите — месяц!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Читаем также: | |

Что умеет ребенок в 1 месяц видео

Видео: Развитие новорождённого от рождения до 1го месяца. Что должен уметь? Как развивать малыша в этом возрасте? Как бороться с самыми распространёнными проблемами этого возраста (колики, отрыжка, плач и тд.)

В этой статье:

С момента рождения вашего чада прошло уже четыре недели – целый месяц новой, наполненной заботой и любовью, жизни. Вы уже привыкли к бессонным ночам, изучили характер вашего малыша, сильно к нему привязались. Время идет, ребенок растет, он уже приспособился к внеутробной жизни, а его организм свыкся с новой «ролью».

И теперь вас беспокоят не протекание беременности и предстоящие роды, а то, как должен развиваться новорожденный в 1 месяц, что считается нормой, а что нет.

Физиология

В тот момент, когда рождается ребенок, его организм терпит колоссальные изменения – легкие раскрываются, начинают самостоятельно обеспечивать организм кислородом. Система кровообращения также начинает самостоятельную «работу» по циркуляции крови, в которой, между прочим, тоже произошли изменения – красные кровяные тельца, относящиеся к плодовому типу гемоглобина, разрушаются, кровь полностью обновляется.

А пищеварительная и эндокринная системы начали осваивать новую для себя «обязанность» — теперь они должны защищать организм от бактерий, с которыми в утробной жизни им сталкиваться не приходилось.

Все эти послеродовые процессы приводят к большим нагрузкам на организм, в результате чего ребенок за первую неделю своей жизни может потерять до 15% веса – это явление считается естественным. По истечении недели ситуация должна нормализоваться и малыш начнет активную прибавку в весе – новорожденный ребенок за 1 месяц должен набрать примерно 800 – 1000 г. А его рост увеличиться на 4 – 7 см.

Как только малышу исполнился месяц, необходимо посетить участкового врача-педиатора, который разносторонне обследует ребенка – измерит вес и рост, назначит анализы. В месяц новорожденному делаются прививки + УЗИ внутренних органов. Также рекомендуется пройти хирурга и невролога, которые выявят патологии (если такие имеются) и назначат соответствующее лечение.

Сон

Сон в жизни новорожденного занимает много времени – практически 20 часов в сутки. За это время его организм проделывает большую работу — происходит его адаптация ко внеутробной жизни.

Разделяют две фазы сна новорожденного:

  1. Фаза глубокого сна;
  2. Фаза поверхностного сна.

В первом случае ребенок полностью расслаблен, его дыхание спокойное и равномерное. Во втором случае у малыша наблюдается сбивчивое дыхание, при этом он может дергать ручками и ножками.

Поза, в которой спят малыши в этот период следующая: лежа на спине, они сгибают ручки в локтях и прижимают их груди. Ножки также непроизвольно сгибаются в коленках и раздвигаются в стороны.

Время бодрствования занимает у малыша примерно 4 – 5 часов. Но и в это время он может дремать, например, во время кормления.

Еда

Кормление – это один из важных процессов в жизни новорожденного. Его пищеварительная система начинает настраиваться на новый лад, в результате чего молодые мамочки сталкиваются с такой проблемой, как появление коликов у малыша, спазмов и вздутия живота. Поэтому если младенец, которому 1 месяц, находится на искусственном вскармливании, стоит более тщательнее подойти к выбору молочной смеси. Дороговизна не всегда означает качество. Порой дешевые молочные смеси намного лучше подходят ребенку, нежели дорогостоящие – они не вызывают дискомфорта в животе и не нарушают работу кишечника.

Однако стоит отметить, что лучше грудного молока для новорожденного нет ничего. Никакие молочные смеси его не заменят. Материнское молоко содержит в себе огромное количество веществ и микроэлементов, которые не только способствуют нормализации работы пищеварительной системы, но и также повышают иммунитет, что в последующем благотворно повлияет на здоровье малыша.

По рекомендациям врачей количество кормлений в сутки не должно превышать 6 – 7 раз. То есть кормить новорожденного ребенка нужно каждые 3 – 3,5 часа, при этом ночной перерыв между приемами пищи должен составлять 5 – 6 часов. Таким образом, молодая мамочка сформирует режим дня своей крохи, которая в будущем повлияет на психологическое и физиологическое развитие малыша.

Однако, зачастую встречаются такие детки, которые не могут выдержать перерыв между кормлениями – они ощущают сильное чувство голода, о котором они сообщают с помощью плача и движений (голодный ребенок раскрывает ротик и пытается ухватиться им за сосок мамы). В данном случае необходимо кормить новорожденного по потребности, таким образом, кормление будет происходить примерно 10 – 12 раз за сутки. Но в этом нет ничего страшного. В дальнейшем, когда начнется вводиться прикорм, количество кормлений уменьшится и можно будет нормализовать режим дня грудничка.
После кормления не нужно сразу же укладывать ребенка в кровать. Его необходимо поносить «столбиком» для того, чтобы он срыгнул и вышел весь воздух, который попал в его организм вместе с молоком.

Психология

Уровень психологического развития новорожденного в 1 месяц жизни, измеряется рефлекторными движениями, часть которых останется с ним навсегда, а часть исчезнут по мере взросления.

Основные рефлексы первого месяца жизни, которые указывают на нормальное психологическое развитие ребенка :

  • сосательный рефлекс;
  • хоботковый рефлекс;
  • хватательный рефлекс;
  • рефлекс опоры;
  • рефлекс Бауэра (ползания);
  • рефлекс Бабкина;
  • защитный рефлекс.

Сосательный рефлекс – важнейший для жизнеобеспечения рефлекс. Его наличие можно легко выявить – малыша нужно приложить к груди или дать ему соску-пустышку. Если он начинает ритмичные сосательные движения – значит все в порядке.

Хоботковый рефлекс – также как и сосательный, является важнейшим для полноценного жизнеобеспечения рефлексом. Исчезает примерно на 2 – 3 месяце. Проверяется легкими и отрывистыми прикосновениями пальцем до губ малыша. При наличии рефлекса новорожденный вытянет губки словно «хоботок».

Хватательный рефлекс выявляется при нажатии пальцем на ладошку грудничка. При его наличии, малыш крепко сжимает палец взрослого. Хватательный рефлекс исчезает примерно на 5 – 6 месяце, сменят его осознанное хватательное движение.

Рефлекс опоры – этот рефлекс очень важный, так как его наличие показывает нормальное формирование опорно-двигательной системы. Проверить его также очень легко – нужно взять малыша и в вертикальном положении «поставить» его на твердую поверхность так, чтобы его стопы касались ее. Когда малыш почувствует опору, его естественной реакцией будет распрямление ног. Если слегка изменить центр тяжести, то есть чуть-чуть наклонить ребенка вперед или назад, он будет имитировать ходьбу.

Рефлекс Бауэра – также является одним из главных показателей нормального развития ребенка. Проверяется следующим образом :

  • новорожденного кладут на животик;
  • слегка надавливают на его стопы;
  • при наличии рефлекса, как правило, груднички в 1 месяц должны совершать движения, схожие с движениями при ползании.

Рефлекс Бабкина – еще его называют ладонно-ротовой рефлекс. Проверяется нажатием подушечек пальца на ладошку младенца. Ребенок должен повернуть голову в сторону раздражителя.

Защитный рефлекс – его наличие также очень важно для новорожденного в первый месяц его жизни. Проверяется путем перекладывания малыша со спины на живот. Ребенок должен самостоятельно повернуть головку таким образом, чтобы его дыханию ничего не препятствовало.

При обследовании ребенка врачи проверяют и другие жизненно важные рефлексы, большинство из которых уже исчезают до одного года. Другие же трансформируются из рефлексов в осознанные движения.

Двигательное развитие

В месяц новорожденные детки уже начинают активно дергать ножками и ручками. Если их положить на животик, они начинают поворачивать голову. А некоторым удается даже ее поднять и посмотреть вокруг.

В этот период времени очень важно, чтобы новоиспеченные родители помогали мышцам малыша развиваться. Для этого в период бодрствования ребенка необходимо перекладывать со спины на бок, класть его на животик, совершать легкие поглаживания спинки, ножек и ручек. Поглаживания помогут не только развитию мышц, но и ощутить малышу свое тело.

Стоит отметить, что детки, которых не пеленали туго пеленками с рождения, начинают быстрее ходить и разговаривать и имеют повышенный аппетит. Также у таких малышей наблюдается повышенная активность. Сковывающие движения пеленки мешают в полной мере развиваться малышу.

Игры

Даже в возрасте одного месяца, малыши уже активно начинают играть. Они прислушиваются к звукам, разглядывают свои ручки.

В качестве игрушек для младенца можно использовать погремушки и колокольчики, которые издают различные звуки. Главное, чтобы эти звуки не были слишком звонкими, так как малыш может их испугаться и игры с такими предметами ему придутся не по душе.

Так как месячный ребенок начинает активно дергать ручками и ножками, в период бодрствования к ним можно привязать маленькие колокольчики или надеть звенящие браслетики. Таким образом, малыш научиться не только реагировать на звуки, но и различать их характер.

Также в этот период жизни можно начинать развивать моторику пальчиков. Для этого нужно дать ребенку маленький предмет, желательно чтобы он имел неровную поверхность. Так он научиться распознавать форму предметов и их фактуру. Естественно, что в этот момент рядом с ним должен находиться взрослый человек, так как ребенок может дотянуться ручкой, в которой предмет, до рта и проглотить его.

Что чувствует, слышит и понимает малыш?

К концу первого месяца у ребенка начинает срабатывать рефлекс «оживления», то есть, при каждом приближении взрослого человека к нему, он начинает дергать ручками и ножками, улыбаться, фыркать или пытаться лепетать.

Ребенок уже отчетливо слышит все звуки, однако сопоставить их лицами у него еще не получается. Он может отличить свою маму по запаху, а также реагировать на ее настроение – хмуриться или улыбаться в ответ.

Врачи рекомендуют включать ребенку спокойную классическую музыку минут на десять. Но некоторые детки очень сильно от нее устают и начинают капризничать. Поэтому если у вас имеется какой-либо инструмент, и вы умеете на нем играть, сыграйте вашему чаду что-нибудь. Если и это вашему малышу не придется по душе, попробуйте спеть ему колыбельную или почитайте сказки. Главное, чтобы песня или рассказы были спокойными и благотворно влияли на психологическое развитие ребенка.

В этот период очень важно побольше общаться с малышом. Разговаривать с ним как с взрослой личностью, которая на данный момент имеет потребность в новых впечатлениях, трогать его за ножки и ручки, гладить по спинке и животику. Все это поможет вам наладить контакт с малышом – с вами он будет чувствовать себя под защитой.

Полезное видео о том, что умеет 1 месячный ребенок