Десятый месяц жизни ребенка. Развитие ребенка на десятом месяце жизни

Как проходит развитие новорожденного ребенка – десятый месяц жизни ребенка принесет родителям много новых впечатлений, а малышу – навыков и способностей.

Многие родители считают этот возраст круглой датой, которая воспринимается как достижение определенного этапа в жизни младенца. Ребенок уже перестает быть похожим на всех грудничков, проявляются индивидуальные особенности, черты характера и внешности. Развитие к 10-ти месяцам достигает того уровня, когда он может уже сам себя занять чем-либо, полностью отдаваясь своему делу и не нуждаясь ни в чьей помощи или компании.

В тоже время повышается подвижность ребенка, его разговорчивость – он всячески старается произносить комбинации из звуков, осваивая то, что слышит от родителей. Если у младенца что-либо не получается или мама не дает ему сделать то, что он хочет, вероятнее всего последует возмущение и недовольство. 10-ти месячный ребенок уже склонен к тому, чтобы настойчиво добиваться желаемого и не отступать от цели.

Календарь развития ребенка на 10 месяце предполагает ряд изменений в области способностей, физических показателей, психике и на эмоциональном фоне, поэтому поговорим отдельно о каждой сфере жизнедеятельности малыша.

Физические показатели развития

Не следует удивляться тому, что с каждым месяцем младенец набирает меньше и меньше граммов, ведь это объясняется ростом его подвижности, а, следовательно, и увеличением расхода энергии. Развитие ребенка по месяцам предполагает сокращение набора веса, так что это совершенно естественно. Итак, на десятом месяце вам следует ожидать увеличение веса на триста – четыреста пятьдесят грамм, а рост на сантиметр – полтора. Календарь развития предполагает вес десятимесячного ребенка от восьми с половиной до десяти килограмм, с допустимым отклонением на один килограмм, а рост – от семидесяти одного до семидесяти четырех сантиметров, отклонение возможно в радиусе трех сантиметров.

Способности: что должен уметь в десять месяцев ребенок:

1. Младенец может встать на ноги и находиться в положении стоя, не опираясь на что-либо. Для того чтобы он попробовал пройтись, ему необходимо взять за руку кого-нибудь, а некоторым достаточно просто опираться о стеночку, чтобы стараться пройти вперед.

2. Десятимесячный ребенок должен уметь садиться без посторонней помощи из стоячего положения.

3. У ребенка не вызывает сложностей то, чтобы взять чашку в две руки, или ложку – в одну ручку. Развита способность брать предметы с помощью двух пальцев. Развитие новорожденного ребенка в этом возрасте достигает того уровня, когда он уже начинает определять для себя, какой рукой ему удобнее делать большую часть манипуляций. Не надо переучивать и насильно заставлять малыша сменить руку.

4. Если несколько раз показать малышу, как правильно слезть с кровати или дивана, повернувшись, попой и спустив ноги на пол, то он сможет освоить эту способность.

5. Происходит активное развитие координации движений малыша, а параллельно развивается способность ползать, что позволяет ребенку передвигаться по дому в любом направлении. Это сигнал к тому, что родители должны обезопасить все возможные маршруты младенца.

6. Развитие ребенка на десятом месяце происходит и за счет постоянного стремления подражать взрослым, их действиям и словам. Младенец любит играть с мебель, открывая дверцы, выдвигая и задвигая ящички.

7. В 10 месяцев ребенок умеет не просто толкать мячик или машину, а направлять ее именно туда, куда ему показывают.

8. Появляется способность использовать один предмет по отношению к другому, например, сбросить с поверхности игрушку, толкнув ее линейкой, и так далее.

9. Находясь в своей кровати, малыш берется за перила, опирается об перила и прыгает, приседает, а также проходит вдоль периметра кровати.

10. Учитывая, что каждый малыш индивидуален, не указывает на четкую дату появления первых зубов, главное чтобы процесс начался в первый год жизни. Но у большинства младенцев в десять месяцев уже появляются первые четыре зубика: два снизу и два сверху.

Эмоциональное и психологическое развитие новорожденного ребенка.

На эмоциональном фоне также проявляется ряд изменений: ребенок лучше взаимодействует с окружающими, становится более восприимчивым и понятливым.

Как оценить развитие новорожденного ребенка в 10 месяцев

Для того, чтобы понять, насколько хорошо развивает малыш, необходимо соизмерить то, что он может и то, что должен уметь в 10 месяцев ребенок.

1. Обязательными умениями являются: ползанье, вставание с помощью опор, сидение, способность использовать два пальца для того, чтобы взять небольшой предмет;

2. Что касается речи, ребенок на 10 месяце должен освоить произношение слогов и коротких слов, понимая их значение. Лексикон малыша включает в себя не более восьми слов, но эта база уже должна быть. Кроме того, ребенок осваивает эмоциональную окраску;

3. Развитие новорожденного ребенка в 10 месяцев позволяет ему привлечь внимание взрослых, используя голос, лепет, и даже жесты, например, он машет рукой, качает отрицательно головой;

4. Конечно, 10-ти месячный ребенок еще не особо понимает все, что от него просят, но банальные обращения, например, дать что-либо, взять – он способен;

Какое кормление предполагает развитие ребенка в 10 месяцев.

Дневной рацион полностью состоит из обычных продуктов, так как именно в этом возрасте необходимо переводить малыша с прикорма на постоянное питание продуктами. Что касается смесей и грудного молока, их можно давать младенцу перед тем, как укладываете его спать, или же заменяя сок и воду после потребления обычной еды. Развитие новорожденного ребенка на этом этапе предполагает потребление молока или смеси в количестве, не превышающем пятьдесят грамм.

Календарь развития ребенка в 10 месяцев указывает на то, что все молочные продукты, которые поступают в организм за сутки, должны составлять не больше, чем семьсот грамм. Так что, первое питание и последнее могут состоять только из смесей или маминого молока. Тогда порция будет равна примерно двухсот пятидесяти граммам.

Очень важно следить за тем, чтобы рацион состоял из легкоусвояемых продуктов, включал в себя витамины, минералы, белки в большом количестве, так как десятый месяц жизни ребенка характеризуется высокой активностью и процессами роста.

Что касается приготовления, лучше готовить вареные или паровые блюда, а вот с жареным стоит пока повременить. Если развитие ребенка на десятом месяце уже достигло того момента, когда у него появились первые зубы, то следует стимулировать жевательный рефлекс. Для этого надо давать малышу вареные овощи, например, картошку, а также бананы, персики.

Необходимо постоянно добавлять новые компоненты в рацион младенца, а вот при приготовлении пюре можно уже перейти от блендера к разминанию с помощью вилки.

Какой отдых предполагает развитие ребенка в 10 месяцев.

10-ти месячный ребенок должен отдыхать в ночное время на протяжении десяти часов, а также дважды в дневное время суток, по полтора – два часа. Такой режим отдыха сохраняется до года, а то и до восемнадцати месяцев жизни малыша. Учитывая индивидуальные особенности биоритмов каждого малыша, не следует заставлять его ложиться в определенное время или вставать. Некоторым комфортно засыпать в восемь вечера, другим – в одиннадцать. То же самое касается и подъема – одни детки уже в семь часов готовы играть и просят кушать. А другие сладко спят до девяти.

Развитие новорожденного ребенка обязательно должно происходить с учетом режима, поэтому следует приучить его кушать и спать в определенные часы. Это оказывает положительное влияние на аппетит, и малыш будет просить кушать именно в установленные часы. А ложась спать в примерно одно и то же время, ребенок не будет чувствовать себя переутомленным или уставшим.

Стимулируем развитие ребенка на десятом месяце.

Для того, чтобы младенец развивался правильно и своевременно, ему следует в этом помогать. Существует ряд методик, которые направлены именно на стимуляцию процессов развития малыша.

Большинство деток уже активно ползают, и даже пытаются пойти в этом возрасте. Однако это не значит, что следует перестать брать ребенка на руки. Каждый день уделяйте час времени тому, чтобы взять младенца на руки и гулять с ним по квартире или по улице, сопровождая прогулку разговорами. Кроме этого, уделяйте внимание и зрительному контакту. Эмоциональному, тактильному. Развитие новорожденного ребенка напрямую зависит от того, насколько часто он контактирует с мамой, и насколько чувствует ее любовь. Это способствует развитию речевых навыков, психики малыша. Ходить с ребенком на руках может не только мама, но и папа, бабушка и дедушка.

Не забывайте о том, что ребенок на 10 месяце уже понимает многое из того, что слышит от родителей. Поэтому не следует говорить с ним, сюсюкая и издавая детские звуки. Воспринимайте малыша, как взрослого человека, но постарайтесь сократить длительность предложения и использовать знакомые, простые слова. В этом возрасте малышу еще трудно понимать значение местоимений, поэтому лучше называть его по имени, например, Сережа идет гулять, или Сережа, дай мяч.

Самое время шутить с малышом, ведь в 10 месяцев он уже смеется с многих простых шуток.

Детки очень ранимы, поэтому даже самые простые прятки могут заставить их плакать, если предмет спрятан далеко и малыш не может его найти. Поэтому старайтесь подсказать или использовать несложные комбинации в играх, ведь малыши искренне радуются своей победе, пусть даже самой маленькой.

Десятый месяц жизни ребенка – это тот начало периода, когда родителям следует максимально следить за безопасностью в квартире, ведь ребенок уже отлично ползает и может достать во многие места. Желательно рассказывать младенцу обо всех опасностях. Объясните ему, что чайник – это горячо, розетка – ударит током, нож – режет и так далее.

Ребенок должен знать, где у него находится какая часть тела, и как она называется. Можно использовать отражение в зеркале для того, чтобы изучать их.

НЕ ругайте малыша за то, что он бросает кубики, игрушку или другие предметы. Наоборот, можно выделить специальный ящик или корзину, куда ребенок должен будет попасть игрушкой. Это стимулирует развитие ручек, а чтобы задействовать обе руки – можно менять положение корзины, устраивая ее то левее, то правее младенца.

Развитие к 10-ти месяцам достигает того этапа, когда можно понемногу начинать рисовать с младенцем, лепить из пластилина. Для начала вам не понадобится много маркеров, пластилина или красок. Несколько штук будет достаточно, потому что, увидев большое разнообразие вокруг себя, малыш постарается использовать все сразу, тем самым испортив много красок и маркеров за один день. Прежде всего, нужно познакомить младенца с функциями этих предметов, показать, как можно раскрасить картинку, провести линии или нарисовать разные фигуры.

В этом возрасте малыш не нуждается в большом количестве игрушек вокруг, вполне хватит нескольких штук, которые можно менять на другие раз в день или два.

Обязательно надо читать вместе с малышом. Для этого надо приобрести специальные книги с твердыми страницами, чтобы он сам мог их перевернуть. Сделайте в детской комнате специальную полку для книг, с которой ребенок сможет сам взять любую из них.

Стимулируем развитие моторики.

Есть основных три способа , которые считаются наиболее эффективными:

1. Высыпаем на поверхность или в тару понемногу макарон, гороха, фасоли, и даем ребенку помять все это руками. Также можно рассыпать муку и предложить малышу попробовать нарисовать что-либо пальцами;
2. Прищепки отлично развивают моторику: зацепите их на одежде малыша и предложите найти и поснимать – это и весело и полезно.
3. Используйте разноцветную бумагу, предложив малышу мелко порвать ее и сделать фейерверк.

Гимнастика для десятимесячного ребенка.

Гимнастический комплекс должен включать в себя различные упражнения, но следует сделать упор на те, которые развивают ходьбу и ползанье.

Придерживая младенца, попросите его присесть и подняться;
Пусть ребенок ходит на четвереньках;
Стимулируйте первые шаги малыша, придерживая его за руки;
Положите ребенка на спину, сгибайте и разгибайте его ноги.

Не следует перегружать малыша упражнениями и занятиями – у него должно быть время на то, чтобы поиграть самому. Важно развивать и социальные навыки: ребенку надо контактировать со сверстниками, дружить с другими малышами. Пригласите в гости других родителей с детьми и пусть младенцы поиграют вместе, главное, чтобы малышей было не больше трех, в противном случае ребенок устанет. Развитие новорожденного ребенка – десятый месяц жизни, еще не предполагает его взаимодействия с большим коллективом, скорее младенец испугается и начнет нервничать.

Достигнув 10 месячного возраста, малыш ни секунды не сидит без дела. Он продолжает активно исследовать окружающее пространство, осваивая новые навыки и приобретая новые знания.

Физическое развитие малыша – рост и вес ребенка в 10 месяцев

Физические параметры развития ребенка в 10 месяцев лежат в пределах:

К 10 месяцам у большинства малышей вырастает до 6 зубов – 2 нижних средних, 2 верхних средних и 2 боковых верхних резца. Дети в этом возрасте подрастают в течение месяца на 1-1,5 см и прибавляют в весе 400-500 грамм, а чересчур активные детки – не более 300 грамм.

Чему научился малыш к 10 месячному возрасту

К 10 месяцам маленький человечек многому научился, стал более самостоятельным и общительным. Ребенок с удовольствием контактирует как с взрослыми, так и с маленькими детьми.

К этому времени ребенок:

  • Умеет пользоваться ложкой и пить и кружки.
  • Без поддержки сидит с ровной спиной, ходит, держась за опору или руку взрослого, быстро ползает.
  • Самостоятельно встает, реагируя на протянутые к нему руки.
  • Умеет откусывать и пережевывать небольшие кусочки пищи.
  • Выполняет в процессе игры простые действия – укачивает куклу, катает машинку или мячик, собирает и разбирает пирамидку, строит башни из кубиков.
  • Осваивает пинцетный захват – берет мелкие предметы двумя пальчиками.
  • Самостоятельно забирается на кровать, диван, кресло или слезает с них.

Психоэмоциональное развитие ребенка в десять месяцев

Речь ребенка

В 10 месяцев кроха, продолжая непрерывно лепетать, произносит короткие слова, уже понимая при этом их смысл (Ляля, баба, дядя).

Родители должны совершенствовать и развивать речь ребенка, для чего уделять общению с ним достаточно времени:

  • Продолжать знакомство с окружающими предметами и явлениями – яркое солнышко, красивые цветочки на клумбе, зеленая травка или пушистый снежок
  • Расширять пассивный словарный запас , называя малышу все предметы и явления, к которым кроха проявляет интерес
  • Побуждать ребенка произносить звуки , которых еще нет в его лексиконе, то есть формировать активный словарный запас малыша
  • В разговоре с ребенком использовать простые предложения из подлежащего и сказуемого или доступные сознанию ребенка обороты речи.
Действия с предметами Десятимесячный ребенок осознанно выполняет многие действия – катает машинку, качает куклу, хлопает в ладоши или мастерит домик из кубиков. Ребенок учится манипулировать одновременно двумя предметами , например, пододвинуть палочкой от пирамидки далеко лежащий предмет, посадить в кузов машинки игрушку и повозить ее.

Теперь малыш не только раскидывает и разрушает все подряд, но и с большим удовольствием занимается созиданием – строит или собирает разбросанные предметы в коробку . Ребенок не просто производит хаотичные движения, а действует целенаправленно, радуясь похвалам мамы, когда цель достигнута.

Становление личности На 11 месяце жизни малыш уже активно проявляет черты характера – упрямство или покладистость, общительность или замкнутость, дружелюбие или агрессивность. В этом возрасте происходит становление личности маленького человечка . Теперь, подчас, не малыш выполняет требования взрослых, а родители идут на поводу у крохи, подчиняясь его требованиям и желаниям.

Малыш начинает ставить под сомнения запреты взрослых, он теперь не сразу отказывается от нежелательных действий (к примеру, выплескивая чай из кружки или запихивая в ротик посторонний предмет, небезопасный для здоровья), кроха не реагирует на возгласы взрослых, упрямо продолжая начатое дело. Малыша интересует, что произойдет, он как бы испытывает родителей на прочность.

Пройдет немного времени и малыш начнет вести себя как положено, так что взрослым стоит набраться терпения и спокойно относиться к экспериментам ребенка.

Контакты и социальное развитие В 10 месяцев малыш , чем раньше идет на контакт с посторонними людьми, старается что-то сказать, чтобы привлечь к себе внимание . Ребенок уже осознает различные настроения тех или иных людей. Осознавая себя, как личность, малыш ищет не просто внимания близких, но и плодотворного сотрудничества с ними. Малыш не только выполняет несложные поручения старших, но и сам находит для себя занятия. Нужно поощрять стремления крохи к самостоятельности.

На 11 месяце жизни ребенок позиционирует себя, как взрослого человека. Он точно копирует поведение родителей по отношению к окружающим людям, явлениям и событиям . Поэтому мамы и папы должны быть осмотрительны в своих действиях, так как малыш одинаково быстро впитает в себя как положительную, так и отрицательную модель поведения.

Память ребенка В возрасте 10 месяцев ребенок знает названия многих предметов, уверенно находит их глазами. Малыш может показать ручкой, где находится мама, папа или бабушка, любимая игрушка или источник звука. Ребенок хорошо знает, где лежат его игрушки, может воспроизвести действия, которым его научили несколько дней назад . Кроха узнает свои книжки по красочным иллюстрациям и может подсказать маме, какую из сказок он хотел бы послушать.

Ребенок на 11 месяце жизни усвоил, что предметы существуют независимо от того, видит их малыш или нет. Ребенок научился запоминать связь между действиями , к примеру, если открыть ящик, можно достать игрушки, а если доползти до кухни – увидеть маму.

Игры и занятия с 10 месячным ребенком

В этом возрасте малышу требуется больше разнообразных впечатлений. Речь идет не только о новых игрушках, но и обстановке, людях, играх и занятиях.

Ребенку пора расширять кругозор, для чего увеличивать его круг общения, знакомить с новыми местами, явлениями или действиями.

В 10 месяцев нужно активно поддерживать развитие речи.

Ребенок лучше запоминает слова, когда он производит с предметами какие-либо действия. Поэтому игра остается лучшим развивающим элементом для малыша.

  1. Небольшие сценки из жизни . Давая ребенку какую-либо игрушку или предмет, озвучивайте свои и его действия: «Возьми машинку, положи в нее кубик и покатай!» Выходя из комнаты, помашите крохе ручкой «Пока, пока!», пусть малыш помашет вам в ответ. Входя в комнату, скажите ребенку «Здравствуй!», протяните к нему свою руку и пожмите его ладошку.
  2. Изучаем процесс приготовления пищи . Готовя обед, завтрак или ужин берите малыша с собой на кухню. Покажите малышу, что и из каких продуктов вы готовите. Малыш вполне способен запомнить, что каша варится из крупы, а супчик – из овощей. Покажите крохе, как вы моете и чистите овощи, мешаете ложкой молочную кашу или варите компот. При этом, знакомьте малыша с такими понятиями, как горячее и холодное, кислое и сладкое, жидкое и густое.

Так как развитию речи способствует совершенствование мелкой моторики, нужно продолжать игры и занятия, развивающие ручки ребенка:

  • Переливание жидкости или игра с сыпучими материалами . Во время купания в ванной или летом на даче, дайте малышу, сидящему в воде, 2 стаканчика или любые емкости с широким горлышком. Покажите крохе, как черпать воду из ванной и переливать из стаканчика в стаканчик. Занятие придется ребенку по душе. То же самое малыш может делать, используя сыпучие предметы, например, крупу. Такие занятия укрепляют мышцы рук и обучают синхронизации движений.
  • Игра в рыболова . Во время купания положите в ванночку несколько мелких, но не тонущих предметов, например, пластмассовые шарики или рыбки. Дайте малышу небольшой ковшик или ситечко и предложите поймать рыбок. Упражнение развивает глазомер и мелкую моторику.
  • Лепим из пластилина . Скатайте колбаску и разрежьте ее на несколько частей. Покажите крохе, как скатать из кусочка пластилина шарик и прилепить его на бумагу или картон. Научите кроху разминать небольшие кусочки пластилина, это способствует развитию и укреплению пальчиков.
  • Надевание браслета на руку . Возьмите пластмассовый браслет или колечко и наденьте на свою, а потом на детскую ручку. Покажите малышу, как нужно держать браслет, чтобы его было удобно надевать. Обычно такие манипуляции получаются у малыша с 3-4 раза.

Особенности питания ребенка в 10 месяцев

В этом возрасте детки очень подвижны, поэтому для их полноценного развития требуется восполнять растраченную за день энергию.

Питание малыша должно быть сбалансированным, насыщенным витаминами и минералами, чтобы костно-мышечная система ребенка развивалась в соответствии с его возрастом.

В рационе ребенка уже присутствуют такие , как мясо и рыба. Теперь, когда малыш является обладателем не менее шести зубов, можно отказаться от пюре в баночках и готовить ребенку почти взрослую пищу.

  1. Завтрак малыша должен быть питательным и полезным . Для этого подойдут молочные кашки из гречневой, геркулесовой или рисовой крупы. Не менее полезны для крохи творожок и фруктовые пюре.
  2. В обед ребенок должен обязательно съедать первое блюдо , например, овощной супчик. Мясное пюре пора заменить паровыми котлетками, тефтелями или фрикадельками. Малыш, у которого уже выросли зубки, вполне может прожевать такую пищу. Рыбу можно давать крохе в виде котлет или небольших кусочков без костей, приготовленных на пару, отваренных или запеченных в духовке.
  3. Ужин малыша должен быть легким . Для него подходят овощные или фруктовые пюре и кефир.
  4. В течение дня нужно давать малышу погрызть небольшой очищенный кусочек яблока или морковки. Кроме этого, кроха не откажется от вкусного сухарика или баранки. Ребенку в 10 месяцев необходимо разрабатывать первые зубки, для чего нужно грызть, кусать и пережевывать пищу.

Чтобы малыш рос здоровым и развитым ребенком, нужно уделять ему максимум внимания, окружая кроху заботой и любовью.

Физическое развитие.
В весе ребенок за этот месяц набирает около 400 г.
В росте малыш увеличивается на 1,5 – 2 см.

Двигательная активность.
Малыш прекрасно сидит, поворачивается сидя, становится на четвереньки, хорошо садится из положения «лежа». Ползает во всех направлениях. Уже выучил все устойчивые предметы в комнате на которые можно опереться и встать. Малыш начинает требовать от мамы, чтобы она поставила его повыше, на стул например. Только обязательно держите малыша. Кроха тянется все выше. Его привлекают ступеньки, стулья, подоконники. Позаботьтесь о безопасности этих мест и недоступности их для ребенка. Кроха готовится сделать свой первый шаг. Малыш в этом возрасте может сделать несколько шагов, держась за мебель или стенку. Но после 2- 3 шагов возвращается в привычное сидячее состояние. Каждый малыш начинает ходить по своему. Некоторые пропускают момент ползанья и сразу становятся. Другие проходят все этапы подготовки по очереди. К неуемному любопытству малыша добавились навыки передвижения. Будьте осторожны. Кроха ползет везде, куда может попасть, тянет все, до чего может дотянуться, грызет все, что под рукой. Еще раз просмотрите квартиру и уберите опасные предметы. Ребенок может спокойно встать в кроватке, подтягиваясь за перекладины. Научившись этому действию ваш ребенок вдруг осознает, что кроватку можно раскачать. В этом возрасте одна из рук начинает доминировать. Вы сможете определить «правша» малыш или «левша». Умение рук совершенствуется. Кроха удерживает сразу два предмета в одной руке.

Общение. Социальное развитие.
Малыш в этом возрасте обожает, когда с ним общаются, разговаривают, играют. Он подражает звукам и действиям взрослых. Продолжает бояться незнакомых людей. Поиграйте с малышом в прятки. Вы заметите, как кроха сам прячет свое личико рубашкой или кофточкой и ждет реакцию. Если вы в этот момент будете говорить: «а где мой малыш?», то через некоторое время ребенок будет ждать этой игры. Малыш начинает стесняться. Чтобы ребенок не боялся незнакомых людей и помещений, почаще выносите его в новые места, знакомьте со своими друзьями, которых он не знает, обеспечьте ему общение с другими детьми. Кроха играется с водой. У него уже есть любимая игрушка. Любит танцевать под музыку с родителями.

Речь.
Кроха начинает называть свои и ваши действия, предметы. Это еще непонятные взрослым «детские», короткие слова. После какого – то определенного действия ребенок произносит определенное «слово», выражающее его эмоцию, реакцию. Развитие речи детей в этом возрасте сугубо индивидуально. Ребенок прекрасно понимает речь родителей. Нужно с ним разговаривать постоянно, как со взрослым, читайте ему стихи, рассказывайте сказки.

Интеллектуальное развитие.
Ребенок начинает понимать, что вокруг все существует не только в поле его зрения. В один прекрасный день он откроет для себя, что в коробке лежит игрушка, что мама, уйдя из комнаты, скоро вернется и т.д. Таким образом формируется ассоциативное мышление. Ребенок находит и запоминает связь между действиями. Малыш имитирует взрослых. Может чистить зубки, подносить ко рту кружки как это делают взрослые. Кроха способен выполнять простые просьбы. Начинает складывать пирамидку.

Тихий час
Проблемы со сном в этом возрасте может случиться из-за того, что за день малыш испытывает много новых эмоций. Поэтому перед засыпанием обеспечьте спокойную атмосферу и придерживайтесь «ритуала» засыпания. То есть: ванна, сказка, молочко, сон.

Приучение к горшку.
В десять месяцев можно начать приучать ребенка к горшку. Делать это стоит, когда кроха уверенно сидит. Запомните, когда штанишки становятся мокрыми и примерно в это время высаживайте ребенка на горшок. Создайте спокойную атмосферу, включите водичку в кране, повторяйте звуки типа «пи-пи» или «а-а», посадите кроху. Наберитесь терпения. Не надо заставлять ребенка сидеть на горшке, если он нервничает. Процесс приучивания ребенку к горшку не легкий, но рано или поздно он сделает свои дела в горшок. Если у крохи получилось, похвалите его.

Приучение к порядку.
Малыша надо приучать понемногу к порядку. Для этого все вещи после игры должны возвращаться на одно и тоже место. Превратите этот процесс в игру. Сначала сами кладите игрушки на место, показывая это действие ребенку. Потом понемногу приобщайте кроху к процессу.


не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Мария 08.04.2013 06:47
Ольге по по воду горшка:
В полтора года ребёнок становится самостоятельным,поэтому с моей первой дочкой я наткнулась на крутое упрямство и с горшком умучилась. А вот вторую дочку я высаживаю (понемногу, без перфекционизма) с рождения, а в 10 месяцев мы плавно перешли к сидению на горшке (вместо тазика или раковины) - всё это с удовольствием, как одна из любимых игр - просто замечательно и никаких нервов.

Ольга 12.01.2013 03:53
Какой смысл в 10 месяцев мучить ребенка на горшке, если дети до полутора лет (а то и до двух) не умеют физиологически контролировать (сдерживать) свои потребности?
К тому же, дети все разные. У кого-то в 10 месяцев сидят уверенно, у кого-то уже ходят, а у кого-то еще и не сидят без поддержки.
Считаю, что при выкладывании статей надо указывать, что они ориентированы на "усредненного" ребенка, рожденного в срок, без каких-то проблем в родах, имеющего совершенно определенный рост и вес. Иначе статьи бессмысленные

Элина 31.03.2012 16:12
Очень мило и понятно.Все дети разные и умения у них различаются,а в этой статье автор описывает,так сказать,"средние значения".Моя дочка ходит,но не ползает

валентина 25.01.2012 10:20
мне нравится!автор дает понять как правильно развивается ребенок!много есть чему поучится!мой ребёнок именно так развивается

Он наверняка перемещается на четвереньках довольно быстро и уверенно. Однако этот этап вовсе не обязателен: некоторые дети учатся сидеть, а затем сразу же встают на ноги.

Кроме того, малыш уже спокойно сидит, он может сесть даже из положения лежа на животе. Порой он может просидеть довольно долго, хотя время, которое ребенок проводит сидя, различно в каждом конкретном случае и зависит от личности ребенка и его желания изучать окружающий мир. Он самостоятельно встает, затем делает несколько шагов, держась за мебель; постоянные падения его совершенно не смущают. Порой малыш уже может стоять без поддержки. Скоро он пойдет!

Мелкая моторика ребенка

Ребенок уже удерживает мелкие предметы между указательным пальцем и основанием большого пальца. Он сам держит в руках бутылочку и, насытившись, сам вынимает соску бутылочки изо рта.

Он все с большей охотой передает предметы окружающим его людям. Любимая игра - выпустить предмет из рук и посмотреть, что из этого выйдет. Кроме того, он может по вашей просьбе отправиться на поиски предмета, которого нет у него под рукой: книги, пустышки...

Ритм ребенка

Сон

Теперь ваш малыш засыпает на короткое время два раза в течение дня и подолгу спит по ночам. В период с десятого по двенадцатый месяц большинство детей спят по двенадцать - четырнадцать часов в сутки.

Питание

Его питание четко организовано: дважды в день он получает грудное молоко или смесь, еще два раза ест твердую пищу. Продолжайте постепенно приучать его к новым продуктам, однако не заставляйте его есть то, что ему не нравится.

Когда малыш бодрствует

Ребенка переполняет энергия, ему не сидится на месте, он все время двигается. Ему постоянно требуются новые игры или новые занятия. Он становится еще более любознательным, хочет до всего дотронуться... и обожает шуметь!

Если он еще не говорит (повторяющиеся слоги, которые он уже произносит, - такие как «мама», «дада», «папа», пока что не обладают для него значением), то уже может многое выразить при помощи рук и мимики: «пока», «молодец» или «ура»... Он кивает или мотает головой, чтобы сказать «да» или «нет». На самом деле он постоянно имитирует жесты окружающих его людей.

Возможно, он также вытягивает руки и ноги, чтобы помочь вам, когда вы его одеваете.

Память ребенка очень быстро развивается. В его словаре в этот период порядка тридцати слов; он уже хорошо понимает смысл фраз.

Кроме всего прочего, формируется и личность малыша. Он сопротивляется, когда вы усаживаете его в автокресло или в коляску. Он учится сопереживать: теперь он способен понимать чувства других людей и разделять их. Он начинает баюкать свои игрушки или кукол.

Здоровье ребенка

Десятый месяц: посещение участкового педиатра

В десять месяцев рост малыша составляет примерно 71см, вес - 9,1 кг, окружность черепа - 45,5 см.

Как и в два предыдущих месяца, этот осмотр - простая проверка. Поэтому матери, дети которых отлично себя чувствуют, порой пропускают это посещение врача. Все же заметим, что поддерживать связь с лечащим врачом всегда полезно, даже если все идет хорошо. Врач, постоянно осматривающий вашего малыша, быстрее сможет помочь вам в экстренной ситуации или при необходимости решить конкретную проблему. Однако вы уже можете обращаться к врачу реже, чем раньше: если у малыша все в порядке и у вас не возникает никаких вопросов, посещайте поликлинику раз в два-три месяца.

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение

Краснуха. Дети часто болеют краснухой во втором полугодии своей жизни, она не опасна и придает пожизненный иммунитет. Она вызывает достаточно сильный жар, который может длиться один-два дня, затем на несколько дней на теле и на лице появляется множество ярко-красных прыщиков, которые не чешутся.

Врач посоветует вам следить за температурой ребенка и при необходимости пропишет жаропонижающее. Диагноз подтверждается при появлении сыпи.

Вы можете использовать гомеопатические средства против жара, а также при необходимости поддерживать иммунную систему ребенка специальным педиатрическим сиропом.

Губной герпес. В течение первого года жизни у ребенка может проявиться герпес: вокруг рта возникнут небольшие желтоватые болезненные пузырьки, кожа вокруг которых будет краснеть. Такие пузырьки проявляются без каких-либо дополнительных симптомов, кроме легкого повышения температуры и небольшой усталости. Вирус передается в основном в коллективе, хотя порой возможно заражение и внутри семьи. Пузырьки герпеса очень заразны, заражение происходит чаще всего при непосредственном контакте.

Впоследствии губной герпес может возникать снова. В зависимости от состояния организма малыша и от его предрасположенности к инфекциям герпес могут вызвать стресс, утомление или значительная нагрузка на иммунную систему (насморк, прорезывание зубов, рост).

В этом возрасте врач не может прописать ребенку ничего, кроме болеутоляющего, жаропонижающего, а также, возможно, противоинфекционного крема.

Природные средства против герпеса

Средства для местного применения. По 1 капле эфирного масла лаванды и чайного дерева смешать с 1 столовой ложкой оливковой мази; наносить несколько раз в день при помощи ватной палочки. Можно также добавить малое количество крема «Мадекассол»" 1%-ного (тюбики по 25 мг) 1-2 раза в день.

Гомеопатия

  • «Вакцинотоксинум 15 СН»: 1 доза сразу после появления пузырьков, повторять в течение не менее чем 3 дней, затем 1 раз в неделю в течение месяца.
  • Чтобы ускорить созревание пузырьков и приблизить их исчезновение: «Рус токсикодендрон 15 СН».
  • Чтобы снять ощущение жжения: «Арсеникум альбум 15 СН».
  • Если пузырьки проявились в виде нескольких очагов, добавьте «Боракс 9 СН».
  • Чтобы пораженные места лучше заживали, давайте помимо прочих препаратов «Мезереум 9 СН».

Против любых высыпаний

В эхом возрасте у детей могут проявляться и другие высыпания, чаще всего вызванные укусами насекомых (за исключением экземы).

Лучшая защита в данном случае - предотвращение. Выбирайте естественные, не химические репелленты (на основе эфирных масел), в особенности для нанесения на кожу: смешайте 2-5 распылений с 1 кофейной ложкой оливковой мази, наносите не реже чем 2-3 раза в день, если вы находитесь в местности, где много насекомых. Для защиты помещений в ночное время хорошо использовать фумигатор (особенно если вы разрежете пластинку для фумигатора пополам: так она сохранит эффективность, однако будет выделять в два раза меньше действующего вещества).

При появлении сыпи:

  • Средства для местного применения.
  • Те же средства, что и для лечения пузырьков губного герпеса.

Гомеопатия

  • Для нанесения на высыпания: «Ледум палюстре 7 СН».
  • Против очаговой реакции и зуда: «Апис меллифика 15 СН» в сочетании с «Белладонна 9 СН» и «Гистамин 9 СН».
  • Против реакции типа крапивницы: «Уртика урэнс 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы каждого препарата, выбранного в соответствии с симптомами, как можно чаще. Принимать реже и отменять по мере улучшения состояния.

Чтобы избежать вторичной инфекции при непроходящей сыпи: 1 доза «Стафилококцинум 15 СН» раз в 2-3 дня до явного улучшения состояния.

Инициатива приветствуется!

Ребенок уже очень хорошо стоит в кроватке, держась за перила, и даже делает попытки отпустить одну руку. Некоторые с поддержкой взрослых начинают ходить.

Что важно с точки зрения психологического развития? Малыш научился мимически выражать свои желания и предпочтения в еде, в одежде, в игрушках. К примеру, если ему не нравится пюре, которое вы предлагаете на обед, он будет мотать головой и корчить гримасы. Если предложите на выбор красные и зеленые колготки, он может показать, в каких хочет пойти гулять. Если покажете две игрушки и спросите: «С чем мы будем играть?» - он выберет то, что ему больше нравится. Ребенок уже в состоянии делать выбор .

Он прекрасно понимает слово «нет», слушается запретов, если они сказаны спокойным, уверенным голосом. Но в этот период проявляется такая черта характера, как упрямство, упорство, настойчивость, желание добиваться цели.

Мы уже начали приучать ребенка к порядку, нужно не забывать об этом и в дальнейшем. Помним, что это возраст подражательности, значит, для того чтобы ребенок со временем начал сам собирать игрушки, нужно уже сейчас собирать их у него на глазах и вместе с ним.

К десятому месяцу проявляется право- или леворукость. Мы уже видим, какой рукой ребенок предпочитает действовать, какой рукой берет игрушки. Тем не менее, играя, стимулируйте его в равной мере работать обеими руками. Например, во время кормления давайте ему по ложке в каждую руку, пусть барабанит.

Продолжаем с увлечением рисовать - и пальчиками, и ладошками. Важно, чтобы в процессе рисования участвовали обе руки. Дети часто пытаются рисовать, размазывая еду по столу. Мне приходилось встречать такие рекомендации: если ребенок играет с йогуртом, вылейте его на поднос, и пусть размазывает. На мой взгляд, еда - не игрушка. Крупа, о которой я говорила раньше - это все-таки не готовый продукт. Йогурт, используемый в качестве краски для рисования, обязательно окажется во рту. Если мы разрешим это делать с йогуртом, то малышу будет непонятно, почему нельзя есть краски. Поэтому если мы видим, что ребенок начинает использовать еду в качестве красок, убираем еду (игры с едой - первый признак того, что ребенок наелся), стелем клеенку, даем лист бумаги и краски. Пускай размазывает.

Совет : Когда семья собирается за столом, сажайте с собой и ребенка. Родители, которые едят отдельно от детей, совершают большую ошибку. Есть надо вместе. Это объединяет всех членов семьи. Кроме того, глядя на то, как аккуратно едят взрослые, малыш сам учится аккуратности. Если взрослые, пролив суп, берут салфетку и вытирают за собой, то рано или поздно кроха тоже начнет так делать. Неаккуратно, неловко, но начнет, потому что ничто так не убеждает, как пример родителей.

Детям в этом возрасте очень нравится дергать за все, что висит, и нужно эту потребность удовлетворить. Предложите малышу поиграть в игру «Сорви ленточку ». Закрепите с помощью малярного скотча на краю стола несколько длинных ленточек (бумажных или тканевых). Покажите крохе, как их можно срывать.

Малыш с удовольствием будет отрывать полоски одну за другой. Игра хорошо развивает мелкую моторику и координацию рук.

Еще одна игра - «Туннель ». Детский туннель можно купить, а можно взять несколько коробок, раскрыть у них дно и составить вместе. Пусть малыш сквозь них проползает.

Вообще, игра с коробками - одно из самых любимых занятий годовалого ребенка. Позаботьтесь о том, чтобы у него в комнате всегда было несколько коробок разных размеров. Это могут быть бумажные, картонные, пластмассовые коробки. Чем младше ребенок, тем проще будет игра. Десятимесячному малышу нравится просто в них залезать. Он еще не играет в космонавтов или в подводников, сюжетно-ролевая игра ему пока непонятна. Ему интересно пролезание и залезание.

Занятие на координацию и равновесие . Надуваем резиновый круг и выкладываем на него кубики. Надо поставить кубики так, чтобы они удержались на покатой поверхности круга. Кубики падают, малыш их ставит обратно, они снова падают. Это занятие может увлечь на длительное время.

Социальное развитие десятимесячного ребенка можно охарактеризовать кратко: он стесняется. Тем не менее малыш стремится к контакту, и если мы правильно сформировали у него отношение к окружающему миру, его природная любознательность будет перевешивать стеснительность. В присутствии чужих людей он может поначалу спрятаться за маму, но через какое-то время снова выглянуть. Он не будет с плачем уползать в другую комнату, а останется рядом с мамой, на всякий случай держась за ее юбку.

Меняется и поведение в песочнице. Если в возрасте семи-восьми месяцев ребенок играл в стороне от других детей, то теперь ему захочется находиться рядом. Он еще не умеет взаимодействовать, но ему очень интересно наблюдать. Посадите ребенка в песочницу, дайте какое-то время посидеть с детьми. Как только захныкал, заберите. И напоминаю - не общайтесь в этот момент с другими малышами. Многие мамы говорят: «Я показываю ему пример». Ребенок воспринимает это не как пример, а как «Меня бросили!»

Десятимесячный малыш любит проявлять инициативу. Но мама многое запрещает или старается сделать сама, потому что так проще и быстрее. Крайне важно ловить себя в эти моменты. Помните: сейчас вы ему не разрешаете, а потом вы его не заставите. Привыкнув, что вы все делаете сами, ваш ребенок будет сидеть и ждать, когда ему наденут, завяжут, застегнут, положат в рот. Как вы думаете, отчего среди детей школьного возраста много таких, кто ничего не хочет, ничем не интересуется? Может быть, родители что-то упустили тогда, в самом начале, когда делали так, как им было проще? В девять-десять месяцев ребенок уже очень многое может сам - пить, есть, доставать предметы, используя подсобные материалы (палки, швабры и т. д.). Не останавливайте его. Пускай будет криво, косо, пускай вам придется открывать вторую баночку детского питания, но дайте ему возможность разбросать эту кашу, пытаясь попасть себе ложкой в рот. Ребенок хочет достать игрушку, которая находится слишком высоко? Не доставайте ее, просто приподнимите малыша, чтобы он сам ее взял, и похвалите. Похвала очень важна. «Если меня хвалят за то, что я сделал сам, это значит, что мне можно и нужно так поступать», - вот какой вывод делает ребенок.

К десяти месяцам внимательные родители могут заметить первые проявления врожденных склонностей своего чада. Один малыш подпрыгивает в такт музыке, другой обожает катать мяч, третий может долго, упрямо строить пирамидку из кубиков. Пока речь идет не о талантах, не о способностях, а о задатках, о том, что заложено в ребенке генетически. Но уже сейчас можно подхватить эти задатки и начать их развивать.

Игры в папину копилку

«Найди по звуку» . Папа прячет вибрирующий телефон, громко тикающий будильник или включенное радио. Ребенок должен по звуку отыскать спрятанный предмет. Это великолепная игра. Она учит малыша прислушиваться. В нашем мире дети очень быстро привыкают к тому, что звуки - это просто фоновый шум. Умение выделять из шума какой-то звук - очень важный навык, он готовит ребенка к тому, чтобы избирательно воспринимать звуковые сигналы, например, голос учителя в школе.

«Разговор через трубочку» . Папа сворачивает в трубочку лист бумаги и начинает через нее говорить. Голос звучит совсем по-другому. Через какой-то промежуток времени малыш, посмотрев на папу, сам начинает издавать и исследовать эти звуки.

«Барабан» . Мы помним, что в этот период ребенку очень нравится стучать. Для того чтобы он целыми днями не грохотал кастрюлями, попросите папу взять плотную коробку, например из-под геркулеса, насыпать в нее крупы, хорошенько заклеить - получится импровизированный барабан. Им можно трясти, как маракасами, а можно бить ложкой. Но звук при этом будет шуршащий, мягкий, щадящий вашу нервную систему.

Тревоги родителей

«Ребенок стал гораздо более тревожно спать, вздрагивает во сне. Кричит. Все время ворочается. Что это значит?» В этом возрасте дети уже меньше нуждаются во сне, многие днем спят только один раз. Если вы продолжаете укладывать ребенка на второй дневной сон, возможно, он просто не успевает устать к ночи.

Может быть и другая причина. В десять месяцев именно во сне могут проявляться скрытые нервные расстройства. Безусловно, если ребенок вздрагивает от громкого звука, это нормально. Но если даже в комфортной, спокойной обстановке он продолжает ворочаться и вскрикивать, это повод обратиться к невропатологу.

«У моего ребенка появилась привычка стучать головой о стенку. Зачем он это делает?» Первая, самая распространенная причина такого поведения - ритмичные движения и удары помогают ребенку сбросить напряжение, которое в нем накопилось за день. Вторая возможная причина - у него что-то болит, и он стучится головой, чтобы отвлечься от боли. Это может быть боль в ушах или сильный дискомфорт в деснах, когда режутся зубки, короче говоря, какая-то ноющая, не острая боль. Третья причина - приступ гнева. Взрослые в состоянии ярости могут ударить кулаком о стену, а десятимесячный малыш сбрасывает свою злость вот таким образом.

Такое поведение считается вполне нормальным в возрасте до двух лет. И все-таки оно беспокоит родителей. Что же они могут сделать и чего делать не следует?

  • Нельзя бросаться к ребенку со словами: «Что ты делаешь! Тебе будет больно!» Как только вы показали яркую реакцию, малыш понимает: «Ага, это работает, я буду это делать и дальше, чтобы привлекать внимание». Своими восклицаниями вы добиваетесь прямо обратного результата и провоцируете ребенка повторять эти действия снова и снова. Поэтому успокойтесь и просто не реагируйте. Если боитесь, что малыш себе навредит, повесьте на стену плотное одеяло и перестаньте переживать.
  • Попытайтесь найти другой способ расслабить свое чадо - прогулками, купанием, тактильными играми. Все это помогает сбросить напряжение.
  • Начинайте подготовку ко сну заблаговременно. Иногда ребенок просто не успевает настроиться на то, что пора спать.

Совет : Когда ребенок стучит головой о стену, его успокаивают не только сами движения, но и их ритм. Включите малышу метроном. Иногда это помогает.

В конце концов, если вас очень беспокоит поведение малыша, обратитесь к специалисту. Пусть он проверит, не является ли оно невротическим симптомом.

Мама: нагрузки растут

«Теперь ребенок спит один раз в день и требует больше внимания. Кажется, что так тяжело мне еще не было». Ребенок перестраивает свой режим, значит, маме тоже надо перестраиваться. А любые изменения устоявшегося, привычного режима - это всегда непросто. При этом физическая нагрузка увеличивается. Малыш стал подвижным, теперь за ним надо почти бегать. И самое тяжелое, на мой взгляд: маме, чтобы взаимодействовать с ребенком, приходится либо стоять в полусогнутой позиции, либо поднимать его на руки. И то, и другое дает дополнительную нагрузку на позвоночник.

Как себе помочь? Во-первых, помните, что эти трудности временны. Вы перестроитесь, ребенок привыкнет к новому режиму, вы научитесь находить время для отдыха. Во-вторых, используйте любую возможность облегчить себе физические нагрузки: вместо того чтобы брать ребенка на ручки, присядьте рядом с ним, вместо того чтобы подсаживать его куда-то наверх, помогите ему туда забраться с помощью стула.

Ну, и последнее - максимально подключайте мужа, оставляйте на него ребенка, чтобы куда-то выйти. Даже если за десять месяцев супруг так и не научился ухаживать за своим чадом, это не значит, что вы должны сидеть дома, как приклеенная. Малыш уже большой, пусть муж познает азы отцовства на практике. «Я не знаю, что с ним делать!» - «Да просто посиди». - «А чем его кормить?» - «В холодильнике детское питание. Надо только разогреть». - «А как менять подгузники?» - «Разберешься!» Вставайте и уходите. Действительно, разберется.

Малышу исполнилось 10 месяцев, физическое, эмоциональное развитие продвигается ускоренными темпами. Ребёнок меньше спит, требует внимания, охотно контактирует с близкими людьми.

Малыш уже не такой беспомощный, ежедневный уход понемногу отходит на второй план. Гигиенические мероприятия обязательны, но общение, приобретение навыков, физическое развитие занимают всё больше времени. Возраст 10 месяцев – трудный, но интересный период для родителей. Радость от общения с подросшим ребёнком заставляет забыть об усталости.

Что должен уметь малыш в 10 месяцев

Ребёнок становится активнее, с интересом изучает мир вокруг себя. Кроха внимательно наблюдает за взрослыми, концентрирует внимание на определённых предметах, увлечённо занимается с определённым предметом или игрушкой.

Чем больше внимания вы уделяете эмоциональному контакту, тренировке речи, общаетесь с крохой, тем интенсивнее будет развитие. Детки, не получающие достаточно внимания в этом возрасте, зачастую отстают от сверстников.

Физическое развитие ребёнка

Что умеет малыш:

  • активно ползает, часто с высокой скоростью, опираясь на руки и коленки;
  • хорошо сидит даже без поддержки и опоры на ручки;
  • легко встаёт без посторонней помощи из положения сидя;
  • пытается делать первые шаги, учится крепко стоять, цепляясь за ноги родителей, мебель;
  • иногда кроха отпускает ручки, стоит, делает шажок – другой без опоры;
  • малыш двигается при поддержке за ручки, пытается достать игрушку, упавшую на пол, цепляясь за мамин или папин палец.

Важно! Ребёнок плохо сидит без поддержки, качается, подолгу лежит, вяло двигается? Посетите педиатра, расскажите о низкой двигательной активности. Зачастую для решения проблемы, укрепления мышц достаточно услуг опытного массажиста. Целенаправленное воздействие на биологически активные зоны улучшит мышечный тонус. Отличное дополнениеспециальная гимнастика, которую родители проводят дома.

Эмоциональное развитие

Особенности:

  • в 10 месяцев родители замечают, что рядом с ними не беспомощный человечек, мирно посапывающий в кроватке большую часть дня, а маленькая личность со своим характером и запросами;
  • ребёнок понимает несложные слова, короткие фразы. Среди лепета можно различить правильные слоги, псевдослова (бутя – бутылочка, ав-ав – собака), которыми ребёнок заменяет сложные понятия. Чем чаще вы разговариваете с крохой, тем активнее развивается речь;
  • проговаривайте по два-три раза одну фразу, избегайте длинных, труднопроизносимых слов. Откажитесь от постоянного «сюсюканья», коверкания слов: ребёнок запомнит неправильные названия предметов, позже переучивать сложно;
  • малыш понимает настроение родителей и окружающих, знает, когда его хвалят или ругают. Иногда проявляются приступы ревности, если мама в гостях уделяет внимание другому ребёнку;
  • при правильном развитии кроха выражает привязанность к родителям, близким, особенно выделяет «любимого взрослого»;
  • некоторые детки спокойно относятся к горшку, понимают, чего от них хотят. Оптимальное время для приучения к полезному приспособлению – 12–18 месяцев, но если малыш не сопротивляется, ненадолго высаживайте на горшок в 10 месяцев. Обязательное условие для обучения – окрепшие мышцы спины: ребёнок уверенно сидит без поддержки;
  • детки интересуются игрушками, предметами, исследуют содержимое ящиков, запоминают расположение вещей в комнате. Кроха изучает свойства каждой игрушки, не просто грызёт или стучит, а пытается собрать/разобрать её. Отличный вариант для изучения цветов, формы, развития внимания – обычная пирамидка с яркими кольцами. Стройте вместе домик из лёгких, не слишком больших, кубиков, изучайте картинки в книге (подходят крупные, чёткие изображения животных, овощей, фруктов);
  • при достаточном уровне психоэмоционального развития детки копируют поведение родителей, запоминают действия, воспроизводят их. Например, мама говорит по телефону, что-то увлечённо рассказывает. Малыш непременно заинтересуется. Дайте в руки детский гаджет с кнопками и музыкой (конечно, игрушечный, без вредного излучения). Ребёнок по-своему будет «говорить» по телефону, копировать движении мамы;
  • появляются вкусовые пристрастия, маленький человечек выделяет одежду, которую носит с удовольствием. Психологи советуют поощрять стремление к выбору: так ребёнок учится проявлять своё мнение, развивается психика;
  • при соблюдении режима дня десятимесячный малыш привыкает к распорядку, запоминает, что после еды будет прогулка, а после вечернего купания – сказка и сон.

Обратите внимание на следующие моменты:

  • о правильном развитии свидетельствует понимание простых вопросов, выполнение просьб и команд. Например, при вопросе: «Где папа?», – кроха ищет глазами одного из родителей, улыбается, часто просится на руки. Психологи советуют подкреплять просьбы действиями. Например, мама говорит: «Дай маме чашку», – сразу протягивает руку, затем хвалит за правильное выполнение. Повторение приёма закрепляет навыки поиска, концентрации внимания;
  • в 10 месяцев малыш становится чувствительным к переменам. Мама, ушедшая из дому без предупреждения и традиционного ритуала прощания, любимый медвежонок, забытый в гостях, расстраивают деток, доводят некоторых до истерики/горького плача.

Важно! Ребёнок слабо проявляет эмоции, безучастно относится к родителям, равнодушно смотрит на других деток? Возможно, наблюдается задержка развития. Иногда погружение в себя, долгие занятия с одним предметом, отстранённость от мира свидетельствуют о детском аутизме. Обязательно проконсультируйтесь педиатром, неврологом, психологом. Раннее выявление проблемы даёт больше шансов на успех терапии.

Правила питания

Повзрослевший малыш кушает многие виды пищи, проявляет разборчивость при выборе блюд. Исчезает разница между продуктами для прикорма, которые получает грудничок и малыш – «искусственник». Родители должны готовить не только вкусную, но и полезную пищу.

Чем кормить ребенка в 10 месяцев? Основные правила:

  • нельзя давать еду с общего, «взрослого» стола;
  • запрещены специи, острые, жареные, кислые блюда, копчёности, соленья, грибы, шоколад;
  • готовите пищу на пару, запекайте, отваривайте. Паровые блюда содержат максимум витаминов;
  • избегайте крупных кусков, жёсткого мяса. Сочетайте протёртые блюда с более твёрдой пищей;
  • исключите из меню продукты, часто вызывающие у деток аллергические реакции;
  • предлагайте порции согласно возрасту, красиво оформляйте блюда;
  • не превращайте еду в баловство, откажитесь от спектаклей и сказок, лишь бы заставить кроху съесть ещё пол-ложечки;
  • не перекармливайте маленького человечка. Ожирение, плохой аппетит, отвращение к еде, тарелка с кашей на полу, капризы – ответ малыша на излишнее внимание к приёму пищи, частая реакция на кормление, если кроха не голоден.

Полезные блюда и меню для ребёнка в 10 месяцев:

  • овощное пюре из тыквы, кабачков, цветной капусты, моркови, картофеля. Оптимальное количество – 110–130 г;
  • овсяная, кукурузная, гречневая каши. Манку давайте реже: много углеводов, мало витаминов;
  • масло: сливочное – до 10 г, растительное – не более двух чайных ложек за день;
  • соки (60 мл), фруктовое пюре из слив (если нет расстройства стула), зелёных яблок, черники, груш – 50–60 мг;
  • рыбные котлеты, фрикадельки на пару. Объём небольшой: достаточно 1–2 маленьких рыбных шарика, чтобы не спровоцировать аллергию;
  • тушёное, варёное мясо в виде паровых котлет, фрикаделек. Подходит кролик, курица, нежирная говядина, телятина. Постная свинина – 1 раз в неделю, не чаще;
  • творог – 50 г за день. Слишком большие порции творожка (много кальция) усиливают нагрузку на почки, особенно, в сочетании с кефиром, свежим молоком;
  • соблюдайте питьевой режим. Кроме соков, давайте несладкий компот, кипячёную водичку. При расстройстве стула, склонности к запорам полезны травяные отвары (после консультации у педиатра).

Полезные советы:

  • если в 6–7 месяцев вы излишне опекали кроху, не предлагали ложку, наверстайте упущенное;
  • ребёнок часто подражает взрослым: на этом и сыграйте. Купите пластиковую ложечку, столик для кормления, покажите, как пользоваться столовым прибором;
  • родители должны правильно держать ложку, чтобы кроха повторял за ними. Конечно, не всё сразу получиться, каша будет не только на лице, «слюнявчике», вокруг столика. Постепенно малыш научится крепко держать ложку;
  • главное: показать, что еда – это простой процесс, благодаря которому организм нормально растёт и развивается. Не разрешайте баловаться, играть с едой, специально разливать суп или сок;
  • кроха играет за столом? Значит, он наелся. Прекратите кормление, уберите еду. Постепенно малыш запомнит, как нужно вести себя за столом;
  • приготовьтесь к капризам и сопротивлению: некоторые детки долго играют на нервах, не слушают, намеренно дразнят маму, балуясь за столом;
  • наберитесь терпения, во время кормления уберите «лишних» людей из кухни. Театрализованное действие, бабушки, суетящиеся вокруг крохи – это лишний раздражитель, мешающий спокойному приёму пищи.

Рост и вес

Особенности:

  • тело подросшего ребёнка к десяти месяцам становится пропорциональнее;
  • набор веса, рост слегка замедляются;
  • средние показатели для девочек: вес – от 8 до 10 кг, рост от 69 до 75,4 см, для мальчиков: вес – 8,3–10,9 кг, рост от 69 до 77 см.

Разница зависит от многих факторов: роста, веса при рождении, качества питания, индивидуальных особенностей, наследственности.

Что делать, если у ребенка часто идет ? У нас есть ответ!

Эффективные методы лечения ринита у детей описаны странице.

По адресу прочтите о том, как распознать детский аутизм и как с этим бороться.

Сон

Соблюдение режима дня укрепляет здоровье, ребёнок привыкает к порядку. При повторении определённых процедур и действий складываются чёткие биоритмы для каждого вида занятий.

Здоровый сон – обязательный элемент в распорядке дня.

Особенности:

  • дневной сон – дважды, продолжительность – около двух часов каждый раз. Недосыпание отрицательно сказывается на наборе веса, увеличении роста, физическом развитии, здоровье нервной системы;
  • если кроха мало спит днём, он вряд ли проспит ночью подряд оптимальные, для его возраста, 12 часов. Создайте хорошие условия для отдыха, днём выезжайте на прогулку, чтобы малыш поспал на воздухе;
  • укладывайте спать десятимесячного малыша не позже 22 часов, утром подъём в 6–7 часов. Реже нарушайте режим: вы сами создадите проблемы для себя и малыша.

Ориентируйтесь на показатели психоэмоционального развития ребёнка в 10 месяцев, проверяйте, все ли навыки освоил малыш. При небольшой задержке не волнуйтесь: все детки имеют индивидуальные особенности.

Если маленький человечек сильно отстаёт в развитии, не сидите, сложа руки. Просите помощи у педиатра, психолога, детского невролога. Читайте полезную информацию по теме, общайтесь с другими мамочками: наверняка вы получите полезные советы.

Больше полезной информации для родителей в следующем видео: