Что такое общественные отношения как. Виды общественных отношений

англ. relations, social; нем. Verhaltnisse, gesellschaftliche. Многообразные связи между соц. группами и структурами (классами, нациями и т. д.), а также внутри них; совокупность отношений полит., соц.-экономических и др. См. ОБЩЕСТВО.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Общественные отношения

исторически развивающаяся совокупность форм организации совместной жизни людей, основывающаяся на их деятельности (взаимодействии) и придающая этой жизни социальную целостность, выступая ее связующим началом. Классики марксизма-ленинизма подчеркивали, что в обществе деятельность и совместная жизнь человеческих индивидов невозможны без и вне их отношений друг к другу, что отношения «являются условиями самодеятельности этих индивидов, и создаются они этой их самодеятельностью» (Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 72). Отсюда каждый человек и все люди вместе являются носителями О. о., а сами эти отношения представляют собой те необходимые формы организации, в рамках которых (как их содержание) реализуется деятельность людей по производству своей непосредственной жизни и с помощью которых социально организуется эта жизнь. Благодаря этому общество как целое, являясь продуктом взаимодействия людей, выражает всю сумму связей и отношений, в которых люди находятся. Каждое О. о., как и отношение вообще, имеет две стороны, ибо предполагает того, кто относится, и того, к кому относятся. Однако поскольку оно существует не между вещами, а между людьми, то всегда является их взаимоотношением, носящим также и субъективный характер. В этой связи возникновение, функционирование и развитие любого О. о. (а также свертывание, уничтожение его) предполагают ряд условий, включающих в себя: 1) причину (необходимость, потребность, интерес) или повод, благодаря которым оно складывается, 2) средство (например, вещь, знак, действие и т. п.), с помощью которого оно реализуется, 3) субъекта-носителя, через посредство деятельности которого отношение институируется, 4) объект. Выделяют следующие наиболее существенные характеристики О. о.: их органическое единство с человеческой деятельностью; предметную опосредованность; обусловленность взаимодействием людей; субъектность; содержательность (нет «пустых» отношений); институционализацию. Деятельностьнеобходимое условие складывания, развития и изменения О. о. и вместе с тем она не может осуществляться вне их. Как и деятельность, О. о. тоже опредмечиваются в телесной (биосоциальной), институциональной (организации, учреждения и т. д.), знаковой (язык, рисунки и т. п.) и вещной формах социальной предметности. Сами же по себе О. о. являются латентной реальностью, но через опредмечивание они получают являющуюся сторону, благодаря чему могут быть зафиксированы и обнаружены. Зафиксированные О. о. предстают как социальный, экономический, нравственный и т. п. факт. В зависимости от того, по какому поводу (причине) и посредством чего складывается то или иное О. о., как взаимодействуют между собой его субъект и объект, в какой сфере общественной жизни оно институционализируется, каково имеет социальное содержание, определяются его вид и качественная специфика. В основном эти же критерии берутся в качестве оснований дифференциации и классификации О. о. по разным направлениям. Так, например, по критерию участия сознания в формировании отношений, по их происхождению всю систему О. о. разделяют на две основные группы: материальные и идеологические. Первые складываются вне и независимо от сознания людей, они являются первичными и определяющими, вторые формируются при условии их предварительного осознания, онивторичны и определяемы первыми. Материальные О. о.-это отношения людей по поводу воспроизводства своей (производство, распределение, потребление) и чужой (брак, семья, деторождение) жизни. Они «образуют основу всех их отношений» (Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 27. С. 403). В структуре этих отношений определяющими являются производственные отношения, возникающие между людьми в процессе труда, производства (отношения собственности, обмена, распределения и потребления, технологические и организационные отношения и др.), из которых складывается экономическая структура, экономический базис общества. Идеологические О. о.это общее название целой группы отношений, куда входят: политические, правовые, нравственные, эстетические, художественные и другие отношения. Воплощаясь в различных организациях и учреждениях (государство, суд, церковь и т. д.) и совместно с общественными идеями, настроениями, социальными чувствами (т. е. идеологией и общественной психологией) они образуют надстройку общества. В этой связи их называют надстроечными отношениями. По критерию основной сферы реализации О. о. делятся на экономические, социальные, политические, духовные. Социология изучает прежде всего социальные отношения, все другие виды О. о. ее интересуют в той мере, в какой они «включают» в себя социальное или опосредуются им. При этом учитывается их статистический характер, массовость проявления.

ЛЕКЦИИ

Лекция № 1

ТЕМА: ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

1. Понятие общества и общественных отношений.

2. Строение общества.

3. Два подхода к развитию общества.

4. Прогресс и регресс в развитии общества.

1. Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле – общество – часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В любом значении общество понимается как система (целое, составленное из частей, взаимодействующих между собой), подвергающаяся постоянной эволюции и изменению. Это можно представить логической цепочкой: общество первобытных охотников и собирателей – общество земледельцев и скотоводов – рабовладельческое общество – феодальное общество – индустриальное общество.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем.

1. экономическая (её элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2. социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);

3. политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);



4. духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.

Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов. Общество представляется как коллектив коллективов. Человек входит и в более крупные общности людей. Он принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а так же внутри их в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизни называются общественными отношениями. Различают материальные и духовные общественные отношения.

2. Общество можно рассматривать с разных позиций. Его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, тогда мы будем иметь дело прежде всего с населением.

Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование и религия.

Социальные институты это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей. Брак, семья, моральные нормы, образование, частная собственность, рынок, государство, армия, суд – всё это социальные институты. С их помощью упорядочиваются и стандартизируются связи и отношения между людьми, регулируются их деятельность и поведение в обществе. Тем самым обеспечиваются определённая организованность и устойчивость общественной жизни.

Структура социальных институтов представляет сложную систему и состоит из элементов.

1.Духовно – идеологические элементы (семья – любовь, преданность, семейный очаг, воспитание детей; бизнес – личная выгода, престиж фирмы, доходность)

2. Материальные элементы (семья – дом, квартира, машина, мебель; бизнес – завод, оборудование, офис, транспорт, склад)

3. Поведенческие элементы (семья – душевность, уважение, доверие, взаимопомощь; бизнес – профессионализм, ответственность, исполнительность, законопослушность)

4.Культурно – символические элементы (брачный ритуал, обручальные кольца; религия – крест, иконы, свечи, религиозные праздники)

5. Организационно – документальные элементы (семья - регистрация брака, свидетельство о браке и рождении детей; бизнес – уставы, договоры, контракты).

Социальные институты никто не «придумывает». Они вырастают постепенно как бы сами собой, из той или иной конкретной потребности людей. К примеру, из потребности в охране общественного порядка возник институт полиции. Сам процесс утверждения в обществе того или иного явления в качестве социального института называют институционализацией. Институционализациясостоит в упорядочении, стандартизировании, организационном оформлении и законодательном регулировании тех связей и отношений в обществе, которые «претендуют» на превращение в социальный институт.

Среди огромного разнообразия институциональных форм в зависимости от сферы их действия можно выделить четыре основные группы социальных институтов. Каждая из них, как и каждый институт в отдельности, выполняют свои определённые функции.

1. Экономические институты призваны обеспечивать организацию и управление экономикой в целях её эффективного развития. Например, отношения собственности закрепляют материальные и другие ценности за определённым хозяином и дают возможность последнему получать от этих ценностей доход; деньги призваны служить всеобщим эквивалентом в обмене товаров, а заработная плата- вознаграждение работнику за его труд.

2. Политические институты связанны с установлением определённой власти и управлением обществом. Политические институты – это государство, суд, армия, политические партии.

3. Духовные институты – связаны с развитием науки, образования, искусства, поддержанием в обществе моральных ценностей.

4. Институтсемьи – это первичное и ключевое звено всей социальной системы. Семья задаёт повседневный тон всей общественной жизни.

Все институты общества тесно взаимосвязаны. К примеру, государство действует не только в «своей» политической области, но и во всех остальных сферах: занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения.

Складываясь веками, социальные институты не остаются неизменными. Они развиваются и совершенствуются вместе с движением общества вперед.

Важную роль в науке играет разграничение формальных и неформальных институтов. Формальными институтами являются не только институты, являющиеся частью государства, но и некоторые официально не оформленные обычаи (например, формальным институтом является система родства). Различие между ними состоит в том, что неформальные институты предполагают реальную свободу индивидов, тогда как формальные институты жестко регламентируют поведение индивида.

3. Наибольший интерес ученых вызывает различение обществ по социально – экономическим признакам. Популярны два подхода: марксистская (формационный подход) и теория трех стадий (цивилизационный подход)

Формация – стадия в развитии общества с присущей ей социально-экономической структурой. Признаки – формы собственности на средства производства и классовая структура общества. Выделяют пять формаций – первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Цивилизационная теория выдвинута на рубеже 50-60 годов 20века западными социологами – Даниел Белл, Уолт Ростоу.

Цивилизация – ступень общественного развития, уровень развития материальной и духовной культуры общества.

Три типа общества:

1. Доиндустриальное (аграрное, традиционное)

2. Индустриальное (промышленное)

3. Постиндустриальное (интеллектуальное, информационное).

4. Прогресс – это движение общества вперед, развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется в новых достижениях науки и культуры, в росте производительности, улучшении условий жизни людей.

Регресс – обратное движение, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движение вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негативным последствиям. Он проявляется в снижении эффективности производства и уровня благосостояния людей, в распространении в обществе пьянства, наркомании, увеличении смертности, падении уровня нравственности людей.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 2

ТЕМА: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВА .

1.Познание окружающего мира.

2.История воззрений на общество.

3.Цивилизация и общество.

1. В основе науки лежит процесс познания.

Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Целью познания служит приобретение не любых, а именно истинных знаний об объективном мире.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности.

Познание проходит две главные ступени – чувственное и рациональное познание. Чувственное познание осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. В нем задействованы пять органов чувств- зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, связывающие человека с внешним миром. При рациональном познании происходит выявление общего, существенного с помощью мышления и разума. Обе ступени познания находятся в единстве, переходят друг в друга, дополняют друг друга.

Процесс познания включает также такие формы мыслительной деятельности, как предвидение, фантазия, гипотеза, воображение, мечта, интуиция.

Методом получения научного знания выступает научное исследование.

Исследование – процесс научного изучения какого – либо объекта с целью выявления его закономерностей. Итог исследований – получение новых научных знаний – объективной истины. Истина – отражение в сознании человека предметов и явлений такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта.

Критерий истинности-практика.

2. Первым трудом по обществознанию можно считать знаменитое произведение « Государство» античного философа Платона. Он разделил общество на три класса: высший – мудрецы, средний – воины, низший – ремесленники и крестьяне. Аристотель провозгласил, что все люди по своей природе склонны к познанию. У Аристотеля опорой порядка и государства выступал средний класс. После Аристотеля и Платона наступила очень долгая историческая пауза, когда господствовали религиозные воззрения на происхождение человека и мира. Поворот к подлинно научным знаниям произошел только в 17-18 столетиях, когда в Европе появилась плеяда выдающихся философов: Рене Декарт, Френсис Бэкон, Джон Локк, Иммануил Кант, Жан Жак Руссо, Адам Смит и другие. В 19 веке Огюст Конт провозгласил появление науки об обществе, назвав её социологией. В 19 веке из философии выделилась экономика, политология, культурология, этнография, психология.

3. Слово цивилизация появилось во Франции в середине 18 века.

Сначала цивилизация обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека. Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли, но в 19 веке их развели. А в начале 20 столетия немецкий философ Освальд Шпенглер в своём труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит её окончательный упадок.

В современной науке не сложилось единого взгляда на сущность цивилизации, поэтому в литературе насчитывается более 100 её определений.

Сегодня в науке конкурируют две теории:

Теория стадиального развития цивилизации;

Теория локальных цивилизаций.

Стадиальная теория рассматривает цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, где выделяются определенные стадии (этапы). Теория локальных цивилизаций рассматривает всемирно-исторический процесс как совокупность исторически сложившихся общностей, занимающих определённую территорию и имеющих свои особенности социально-экономического и культурного развития.

Народы стоящие на дописьменной стадии развития, нельзя считать цивилизованными. Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация – позже.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 3

ЦИВИЛИЗАЦИИ ПРОШЛОГО.

1. Предпосылки появления древних цивилизаций.

2. Особенности развития древних цивилизаций.

3. Причины гибели древних цивилизаций.

1.Приблизительно в 3-2 тысячелетиях до н.э. часть человечества совершила гигантский прорыв – перешла от первобытности к цивилизации. Первые очаги цивилизации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месопотамии – между реками Тигр и Евфрат. Несколько позднее – в 3-2 тысячелетиях до н.э. – в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, а во 2 тысячелетии – китайская (в долине реки Хуанхэ). Эти цивилизации были речными. В особой географической ситуации развивались Финикия, Греция и Рим – приморские цивилизации.

Предпосылки появления древних цивилизаций:

1.Ирригационная система земледелия и повышение производительности сельского хозяйства.

2. Усложнение социальной структуры общества, появление классов, социальное неравенство.

3. Создание письменности и закрепление обычаев в законах.

4. Оборона от нападения соседних племен и захват новых территорий.

5.Появление городов – военных и религиозных центров, которые стали центральными пунктами государств.

6. Высокая роль религии, которая обожествляла вождя-царя, давала ему огромную власть над обществом.

2. Таблица «Особенности развития древних цивилизаций».

3. Причины гибели цивилизаций:

1) Внутренние противоречия в государствах.

2) Кризис рабовладельческой системы.

3)Слабые экономические и политические связи между областями.

4)Агрессивные захваты воинственных соседних народов.

Цивилизация не является чем-то неподвижным. Она развивается, проходит ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение и гибель.

Анализ исторических фактов показывает, что сроки существования цивилизаций разные. Древнеегипетская цивилизация просуществовала более 3 тыс. лет, китайская более 4 тыс. лет, индийская существует до сих пор, византийская и российская существует тысячу лет.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 4

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 5

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 6

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 7

Индивидуальность – это своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость. Взаимоотношения между индивидом, личностью и индивидуальностью может быть передано формулой «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Биологическое и социальное в человеке не два параллельных и независимых друг от друга фактора: они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причем интенсивность и качество их воздействия бывают разными и зависит это от многих обстоятельств.

2. Для того чтобы стать личностью индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения накопленного поколениями людей опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках традициях, знаниях, приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений.

Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации. Она происходит в семье, детском саду, школе, учебных заведениях, трудовом коллективе и пр. В процессе социализации усваиваются житейские взгляды, трудовые навыки, нравственные нормы поведения, идеалы, научные знания, религиозные ценности. Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Личностью человек не рождается, личностью он становится. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет своим поступкам. Личностью человек становится тогда, когда он обладает самосознанием.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 8

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 9

ТЕМА: ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

1.Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность.

2.Моральная оценка личности.

3.Мировоззрение и деятельность человека.

1. Духовный мир человека ученые нередко характеризуют как нерасторжимое единство разума, чувств, воли. Мир личности индивидуален и неповторим.

Духовная жизнь человека постоянно развивается. Внутренний мир человека проявляется и видоизменяется в процессе духовно-теоретической и духовно-практической деятельности, зависит от нравственных устоев индивида и общества, мировоззрения и менталитета.

Духовно-теоретическая деятельность – это производство духовных ценностей. Продуктом духовного производства являются мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений. Духовное производство осуществляется особыми группами людей, духовная деятельность которых является профессиональной.

Духовно-практическая деятельность – это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также освоение (потребление) созданных духовных ценностей, т.е. деятельность, результатом которой является изменение сознания людей. Следствием духовно-практической деятельности является рост духовной культуры людей. Сохранением и распространением духовных ценностей занимаются музеи, библиотеки, архивы.

Духовное производство, сохранение и распространение духовных ценностей направлены на удовлетворение духовных потребностей людей. Процесс их удовлетворения называется духовным потреблением. Духовное потребление – это особый вид деятельности, он имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования соответствующих средств. Направленность духовного потребления определяется общественными условиями и духовными запросами человека. В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой – соответствующие знания и навыки. Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

2.Мораль – это форма нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей. Мораль – это нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.

Учением о нравственности, морали является этика – теория, рассматривающая их сущность, проблемы морального выбора, нравственной ответственности человека, касающиеся всех сторон его жизнедеятельности – общения, труда, семьи, гражданской ориентации, профессионального долга.

Моральная оценка – это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества , этнической группы, социально-классовой общности людей, тех или иных личностей. Моральная самооценка выражается в таких понятиях морали, как совесть, гордость, стыд, раскаяние. Все многообразие моральных оценок деятельности человека опирается на понимание того, что есть добро и что есть зло. Нравственным в деятельности человека является то, что может быть оценено как добро, а безнравственным – как зло.

Одна из важнейших моральных категорий – совесть. Это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

3. Мировоззрение - сложное явление духовного мира человека, это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

Типы мировоззрения:

Менталитет – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет определяет духовный мир человека в целом.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 10

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 11

Самостоятельность, умение быть самим собой.

В узком смысле под девиантным поведением понимают всякие негативные и неодобряемые отклонения от социальных норм. Формы девиантного поведения: преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, психические расстройства, бродяжничество, суицид.

Причины отклоняющегося поведения:

Биологические причины.

Психологические причины.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 12

Научное познание.

1. «Знание – сила» - эти слова произнёс английский философ Фрэнсис Бэкон. В них выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Знания об окружающем мире необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса – познавательной деятельности людей.

Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания). Как же они соотносятся друг с другом?

В 17 веке сложилось и долгое время господствовало представление о том, что познающий разум как бы со стороны созерцает мир и таким путем познаёт его. Цель познания – описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне и независимо от человека. Подобному взгляду многие философы противопоставляют иную точку зрения. Познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри его. Мы можем познать сущность вещи не в качестве пассивных наблюдателей, а лишь через включение её в нашу активную деятельность. Результаты познавательной деятельности будут отражать не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, пристрастия, ранее накопленный опыт и т.д.)

Какой из источников знаний – разум или чувство – является определяющим в познавательной деятельности человека? Этот вопрос стал предметом острого спора среди философов. Философы – рационалисты отдавали предпочтение разуму, благодаря которому, человечество овладевает истинными знаниями. Они пришли к выводу о существовании неких врожденных идей, или задатков мышления, независимых от чувственного познания. Философы – сенсуалисты признавали решающую роль чувственного опыта. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».

2. Истина есть процесс движения от незнания к знанию, от менее глубокого к более глубокому знанию. Она не может рассматриваться как нечто застывшее, неизменное. Вечных, неизменных истин не существует. Истина всегда относительна, так как не охватывает всего содержания исследуемого предмета, а только его часть. По мере развития познания человек постепенно преодолевает относительность истины, добавляет новые знания, которые перепроверяют, подтверждают или отбрасывают старые знания, считавшиеся ранее истинными. Через относительную истину человек идет к истине абсолютной – истине максимально объективной, точной, полной. Критерием истинности является практика. Все научные истины основаны на опытных данных, они постоянно пересматриваются в свете новых доказательств.

Истине противостоит в познании ложь. Ложь – это неправда, искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого – либо в заблуждение. Источником лжи может быть логически неправильное мышление, неверные факты.

3. Отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на проверенных доказательствах. Под доказательствами в этом случае мы будем понимать конкретные результаты фактических наблюдений, которые другие наблюдатели имеют возможность видеть, взвешивать, измерять, подсчитывать или проверять на точность.

В науке выделяют эмпирический и теоретический уровни знаний. Эмпирическое познание имеет дело прежде всего с фактами, составляющими основу любой науки, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений и эксперимента.

Теоретическое познание имеет дело с более абстрактными теоретическими законами, охватывающими очень широкий класс явлений, а также такие объекты, которые нельзя непосредственно наблюдать, к примеру электроны, гены. Среди этих законов – закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения, законы наследственности.

Методы научного познания:

1. Наблюдение – это непосредственное восприятие явлений в их естественном виде. Оно возможно в двух вариантах: не включенное наблюдение, которое ведется со стороны, и включенное наблюдение, осуществляемое изнутри, при участии в событиях самого наблюдателя.

2. Эксперимент – предполагает проведение искусственного научного опыта, при котором изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия.

3. Метод моделирования основан на изучении явлений по их теоретическому образцу (модели). Здесь особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 13

ТЕМА: СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ.

1. Ненаучное познание.

2. Социальное познание.

1. Большинство людей черпают многие сведения о мире не из научных трактатов. Наряду с наукой как способом познания мира существуют и другие пути познания.

Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности был миф. Миф – это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей. В отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить взаимосвязь между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных проявлений. В мифах описывались творения мира, животных, людей, происхождение природных сил, особенности рельефа, различные обряды и обычаи.

Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни. Издавна люди не только стремились объяснить мир в целом, но и просто трудились, мучились неудачами, добивались результатов. При этом они накапливали и определенные знания.

Возрастание объема и усложнение деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний. Причем такие описания содержали как бы собранный воедино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы.

Еще одним следствием существования вненаучного знания является появление время от времени таких направлений, которые получили обобщенное наименование «паранаука». Паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует. Она использует сведения, не подтверждающиеся в эксперименте, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям.

2. Социальное познание – это познание общества. Усилиями ученых, изучающих социальные явления, общество познаёт само себя, т.е. субъект познания (общество) и его объект (общество) совпадают. Люди являются творцами общественной жизни и её изменений, они же познают социальную действительность, её историю.

Особенности социального познания:

1. Включенность человека как социального существа в социальную жизнь, которую он же изучает;

2. Сложность изучаемого объекта – общества. В социальных процессах взаимодействуют различные социальные силы, переплетаются многообразные экономические, политические, духовные причины, в них вторгается множество случайностей, причудливо пересекаются интересы, воля, действия множества людей.

3. В социальном познании ограничены возможности наблюдения и эксперимента.

Некоторые ученые, учитывая трудности социального познания, приходят к выводу, что общество не поддаётся научному изучению. Они считают, что возможно только описание общественных явлений.

Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов. Социальные факты – это события, имевшие место в определенное время при определенных условиях.

Виды социальных фактов:

1.Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.

2. Материальные и духовные продукты человеческой деятельности.

3. Словесные действия – мнения, суждения, оценки.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 14

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 15

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 16

Религия – это система представлений людей об окружающем мире, связанных с убеждением, что важную или решающую роль во всех событиях играют не материальные причины, а таинственные сверхъестественные духовные силы или существа. В развитых религиях все объяснялось волей бога.

2. За время существования человечества было немало религий. Известен пантеизм (от греч. pan - всеобщий и theos - бог) - отождествление Бога со всем миром, обожествление природы. Таковы религиозные воззрения многих первобытных и современных народов, по тем или иным причинам задержавшихся в своем историческом развитии.

Известен и политеизм (от греч. poly - многий и theos - бог) - многобожие, присущее, например, духовной жизни античной Греции, Древнего Рима, древних славян, ряду религиозных течений современной Индии. В этих системах были и главный бог (Зевс в античной Греции, Юпитер в Древнем Риме и т. д.), и многочисленные боги, которые опекали те или иные стороны жизни человека, воплощали в себе различные природные и общественные явления.

Существует и монотеизм (от греч. mono - один и theos - бог) - единобожие, религиозная система, признающая единого Бога. Он всесилен, всеведущ, всемогущ, всеблаг (т. е. обладает всеми достоинствами). Христианство и ислам монотеистичны.

Существует и атеизм (от греч. a - отрицание и theos - бог) - отрицание существования богов, отрицание необходимости и правомерности существования религии.

Различаются также племенные религии, национальные (например, конфуцианство в Китае) и мировые религии, распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих. К мировым религиям традиционно относят буддизм, христианство и ислам. По последним данным в современном мире христиан около 1 400 млн. человек, приверженцев ислама около 900 млн., буддистов около 300 млн. человек. В сумме это почти половина жителей Земли.

Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”. Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V-IV вв. до н. э. Другие мировые религии - христианство и ислам - появились позже (соответственно пять и двенадцать веков спустя).

Если попытаться представить эту религию как бы “с высоты птичьего полёта”, перед нами раскинется пёстрое лоскутное одеяло из направлений, школ, сект, подсект, религиозных партий и организаций.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы - тхеравады, Будда жил с б24 по 544 г. до н. э. По научной версии время жизни основоположника буддизма - с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н. э. Родина буддизма - Индия (точнее, долина Ганги). Общество Древней Индии делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.

В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.

Социальные отношения выступают как элементы общественной системы. Существующие общественные отношения можно представить в следующем виде.

1. Экономические отношения.

Эти отношения считаются базовыми, так как обеспечивают производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей людей.

Они включают в себя:

· производство;

· распределение;

· потребление.

2. Политические отношения.

Это отношения, которые представляют совокупность учреждений и организаций, выражающих интересы социальных групп, осуществляют руководство и управление обществом в рамках политической системы.

Элементами политической системы являются:

· государство и его органы (парламент, правительство, суд и т. д.);

· политические партии и партийные системы;

· общественные организации;

· группы давления и т. д.

3. Социальные отношения.

Социальные отношения – это система внутреннего устройства общества, основанная
на разделении труда, собственности, национальном факторе. Они регламентируют потребление и распределение материальных и духовных благ.

Основными элементами социальной структуры общества являются:

· классы или страты;

· общности и социальные группы;

· этнические группы и др.

4. Духовные отношения.

Это отношения в духовной сфере общества, которые позволяют человеку реализовать свои экзистенциальные потребности, способствуют нормативному регулированию общества и включают в себя:

· духовную деятельность;

· ценности и потребности;

· духовное потребление;

· обыденное и теоретическое сознание;

· идеологию и общественное сознание.

Таким образом, общественные отношения являются связующим компонентом общества и охватывают все его сферы.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Социология

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.. ульяновский государственный технический университет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социология
ЧАСТЬ 1 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ Ульяновск УлГТУ УДК 316 (075) Б

Определение социологии
Социология достаточно молодая наука об очень древнем предмете – обществе. В течение двух с половиной тысяч лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя полученные знания соци

Объект и предмет социологии
Объектом социологической науки выступает социальная реальность. Особой отличительной чертой этой реальности М. Вебер определил осознанное взаимодействие людей: «ожидание ожи

Структура и особенности социальных наук
Как и любая другая наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования. Она вклю­чена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. Со

Особенности социологического изучения реальности
Социология имеет дело с большими массами людей, мнение которых изучает с помощью анкет. Данные, которые она получает, называются статистическими и годятся только для всевозможных усреднений. Поэтом

Структура и особенности гуманитарных наук
К гуманитарным дисциплинам относят историю, филосо­фию, литературоведение, искусствознание, культурологию. Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценоч­ными суждениями и качестве

Внутренняя структура социологии
Социология подразделяется на множество исследовательских областей – областей интересов социологов, например, изу­чение юношеской преступности. Область образуется, когда на конкретную проблему социо

Эмпирические и теоретические компоненты социологического знания
Как мы выяснили, внутридисциплинарная матрица соци­ологии – это совокупность отраслей, которые покрывают все тематическое поле, изучаемое социологичес­кой наукой. Внутридисциплинарную матрицу социо

Социологическая структура – отражение общественного развития
Между уровнем и сложностью социального знания, уров­нем и сложностью развития общества существует не только тесная связь, но и прямое соответствие. Социологию можно считать объективным зеркалом стр

Функции социологии
Количество и список отраслей национальной соци­ологии, уровень их развития и время появления отражают дви­жение данной страны по пути технического и социального прогресса. Развиваясь в различных на

Основные функции социологии
Функции Направления 1. Познавательная

Зарождение социологии
Социология – относительно молодая наука; как профессиональная сфера она оформилась лишь полтора века назад. Но объект ее изучения – общество – зародилось в глубокой древности. Отсчитывая историю эт

Первые социологические теории: научный проект О. Конта
Огюст Конт резко противопоставил социологию философии. Получив математическое и естественное образование, О. Конт считал, что социология должна стать точным знанием, использующим методы естественны

Органическая теория Г. Спенсера
Английский социолог Герберт Спенсер (1820 – 1903) создал учение о социальной эволюции – органическую теорию. Получив инженерно-ремесленное образование, Г. Спенсер обратился к изучен

Учение К. Маркса
Немецкий философ и социолог Карл Маркс (1818 – 1883) получил разностороннее образование и вместе с Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) разработал концепцию общественно-экономической фор

Французская социологическая школа
Начало этой школы заложил О. Конт, но настоящий фундамент создал Эмиль Дюркгейм. Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) родился в семье потомственного раввина, однако семейной вер

Немецкая школа социологии
Немецкий социолог Макс Вебер (1864 – 1920) получил историческое, экономическое и юридическое образование. Труды Вебера представляют собой удивительный по широте охвата и смелости обобщений с

Американская социологическая школа
Выдающимся представителем американской социологической мысли был ученый российского происхождения Питирим Сорокин (1889 – 1968), которого в силу универсальности охвата социологической пробле

Этапы развития русской социологии
Социологическая мысль в России развивается как часть мировой социологической науки. Испытывая влияние различных школ и течений западной социологии, она вместе с тем отражает своеобразие развития ро

Субъективная социология
Субъективная социология, созданная народниками П. Л. Лавровым (1823 – 1900) и Н. К. Михайловским (1842 – 1904), сводилась к следующему: · сущность общественного развития состоит в перерабо

Теории строения общества
Формирование социологической концепции М. М. Ковалевского происходило под влиянием идей О. Конта и достижений сравнительно-исторического метода, разработанного в юриспруденции. Социологиче

Современная российская социология
В 1990-е годы наряду с социально-экономическими условиями жизни значительно возросло влияние социально-психологических и поведенческих факторов. Комплексный фактор «образ жизни», связанный с социал

Понятие общества
Общество – совокупность исторически сложившихся и развивающихся форм совместной деятельности и отношений людей. Общество – это не совокупность индивидов, а особый с

Общество как система
Система (от греч. система – целое, составленное из частей; соединение) в широком смысле – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную це

Типология обществ
В зависимости от того или иного критерия в социологии существует ряд типологий обществ, существовавших прежде и существующих сейчас. 1. По наличию или отсутствию письменности все об

Социальные общности
Общество представляет собой совокупность самых разнообразных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Под социальной группой понимают любую совокупност

Общество, его признаки
Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные ин

Основные элементы социальной структуры общества
1. Личность – это субъект социальных отношений, устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. 2. Соц

Социальная стратификация: исторические типы и современные страты
Закрепленность индивидов за различными формами, родами и видами деятельности по существу является основой социального неравенства, а исполнение конкретного труда требует разного трудового потенциал

Исторические типы стратификации
В социологии известны четыре главных типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний – открытые.

Модели социальной стратификации
Одним из основоположников теории социальной стратификации считается М. Вебер, предложивший делить общество на слои. Наиболее известной моделью стратификации является модель, предлож

Стратификация современного российского общества
Стратификация в России все больше принимает вид поляризации. По мнению О. М. Здравомысловой, «в России почти сформировались несопоставимые друг с другом «миры», каждый из которых может жить только

Типы социальной мобильности
Понимая под социальной мобильностью любой переход индивида или социального объекта от одной позиции к другой, П. Сорокин выделяет ее два типа: 1. Вертикальная: · восходящая


Социология придает исключительно большое внимание изучению социальных институтов общества. Понятию «социальный институт» принадлежит центральное место в системно-структурном анализе общественной жи


Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для реше­ния множества задач и удовлетворения важнейших потреб­ностей. Эти инструменты и называются социальн

Институционализация и институциональный кризис
Институционализация – закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Институционализа­ция означает развитие и ист


Поскольку зарубежные, а вслед за ними и российские социологи придерживаются различных определений соци­ального института, то вполне естественно, что по-разному они понимают его внутреннюю структуру


Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные инсти­туты: 1. Экономический – институты, организующие хозяй­ственную деятельность;


Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный инсти­тут или процесс по отношению к целому (например,


Функции Типы институтов Репродукция (воспроизводство общества в целом и отдельных его членов, а также их рабо


Функции, выполнявшиеся некогда одним институтом, со временем могут передаваться другим или распределяться, частично или полностью, среди других. Скажем, в далеком прошлом институт семьи выполнял не

Типы и ролевое назначение организаций
Сегодня социология организаций – одна из наиболее развитых частных социологических теорий. В то же время она не является целостной и монолитной дисциплиной – это динамично развивающаяся многомодель

Организация и социальный порядок
Основанием для возникновения организации является потребность в осуществлении людьми совместной кооперирован­ной деятельности, достижении неких общих це­лей. Необходимым условием функционирования о

Элементы внутренней структуры организации
Первым из важнейших элементов внутренней среды и внутренних ситуационных переменных организации – организационные цели. Особую роль целей в формировании организа­ционной структуры и ф

Социология города и села
К социальным общностям территориального типа относятся город и село. Город – сконцентрированное территориальное поселение людей, занятых разнообразными и неоднородными

Урбанизация и ее социальные последствия. Современные проблемы жизни горожан
Город можно рассматривать как материальную основу всей жизнедеятельности человека. Он обеспечивает всю жизнь человека: от родильного дома до кладбища. Город – самодостаточная система.

Положение сельского производителя: социология села
Для социологии села важными методологическими положениями являются: · сельскохозяйственное производство является сферой, обеспечивающей целостность народнохозяйственного организма и без ко

Понятие культуры
Культура (от лат. культура – возделывание, воспитание, образование, развитие) – это совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизн

Культурные конфликты
Аномия – означает нарушение единства культуры, связанное с отсутствием четко сформулированных социальных норм. Когда в Европе и Америке ускорился процесс индустриализации, п

Функции культуры
Первая – образовательно-воспитательная. Из ее названия видна ее цель, т. е. образование, воспитание или, как говорят социологи, социализация личности, то есть освоение ею знаний, языка, симв

Основные структурные элементы культуры
Можно выделить следующие структурные элементы культуры. Первый элемент – это понятия, которые содержатся, главным образом, в языке. Благодаря понятиям упорядочиваются отношения люде

Нормы культуры
С ценностями культуры тесно связаны – нормы, т. е. определенные стандарты поведения, работы, взаимоотношений между людьми. Как было сказано выше, за соблюдение норм индивида уважают, любят,

Формы и виды культуры
Широко известно разделение культуры на материальную и духовную. Но не бывает чего-то такого, что было на 100% материальной или, наоборот, на 100% духовной культурой. Обычный легковой автомобиль – э


Общественное мнение – это сложившееся в обществе, явное или скрытое отношение к общественным событиям и явлениям, деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей.

Основные характеристики общественного мнения
На эмпирическом уровне предлагается определять общественное мнение через: отношение, оценочные суждения или практические действия социальных общностей, в которых выражается их ответная реакция на р

Условия формирования общественного мнения
Общественное мнение формируется там и тогда, где и когда на обсуждение населения выносится проблема, имеющая важное практическое значение, затрагивающее существенные интересы людей (экономические,

Структурные элементы общественного мнения
Еще Г. Ф. Гегель изучал феномен общественного мнения. Он выделил в нем целый ряд структурных элементов: первый – условие существования общественного мнения, второй – объект (содержание) общественно

Виды общественного мнения
Важными видами общественного мнения являются аналитическое и конструктивное, которые тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требуют глубокого и всестороннего анализа, для чего необ

Измерение и управление общественным мнением
В современном демократическом обществе роль общественного мнения приближается к роли «социального института» и определяется следующими факторами: · Наличие разветвленной сети средств массо

Труд как форма существования. Трудовая мотивация
Термин «труд» в русском языке имеет положительную окраску. Трудиться – это долг каждого человека. В идеологическом плане до сих пор не отошли в прошлое споры о том. Чьим трудом создается народное б

Социология труда
Трудовая деятельность является детерминирующей в жизни каждого члена общества. Социология изучает труд как социально-экономический процесс и решает следующие задачи: 1. Изучение и

Функции социологии труда как науки
Каждая наука выполняет три важные функции: позитивную, нормативную и социально-технологическую. Позитивная функция науки заключается в выявлении реальных закономерностей протекания

Сущность, функции и модели трудовой мотивации
Для того чтобы подключить человека к решению той или иной задачи, надо суметь найти ту мотивацию, которая побудила бы его к действию. И только при соответствующих мотивациях можно вдохновить людей

Стимулирование труда
Стимулирование труда – это воздействие на трудовое поведение работника через мотивацию. Мотивация – это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (

Трудовой коллектив как социальная организация
Трудовой коллектив – объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность. В современной социологии понятие трудового коллектива

Социальные процессы в трудовой организации
Трудовая организация – это сложный социально-экономический организм, в котором происходят прогрессивные и регрессивные изменения. Для социологии интересны, в первую очередь, процессы формирования и

Типология трудовых организаций
Трудовые организации можно типологизировать по следующим основаниям: 1. По отношению к производству: · производственные трудовые организации: o промышленные;

Безработица и ее социальные последствия
Безработица – наличие безработных. Безработный – человек, не имеющий постоянной работы, заработка. Такое определение дается безработице в русском словаре С. И. Ожегова. Безработные

Виды безработицы
В экономической теории используется два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.

Сущность социального конфликта
Социальный конфликт (от лат. конфлитус – противоборство) – это противоборство двух и более социальных субъектов в процессе достижения вознаграждения. В качестве воз

Типология социальных конфликтов
Социальные конфликты можно типологизировать по следующим основаниям: 1. По структуре: · горизонтальные – протекающие на одном социальном уровне; · вертикальные – м

Проблемы социальных конфликтов, социальной напряженности, проявление группового эгоизма в современной России
Напряжения и конфликты в регионах России до сих пор не привлекали должного внимания ведущих исследовательских социологических центров. Несколько искусственное сосредоточение внимания научной общест

Понятие социального взаимодействия и действия
Социальное взаимодействие – система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием отв

Взаимодействие в системе социальных действий
Социальное взаимодействие, складываясь из отдельных действий, включает, в первую очередь, статусы и социальные роли. Отсюда мы можем их типологизировать по сферам: 1. Экономическая.

Взаимодействие как обмен
Любое взаимодействие можно рассматривать как обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, жестами, символами, материальными предметами. Основы теории обмена заложены не

Понятие социальных отношений
Социальные отношения – это совокупность связей, возникших в результате взаимодействия социальных субъектов. Социальные отношения тесно связаны с социальными статусами, и нельзя соци

Понятие социального движения
Социальное движение – это совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или сопротивление социальным изменениям в обществе или социальн

Типы социальных движений
В соответствии с целями, которые преследуют социальные движения, выделяют следующие их типы: 1. Реформаторские движения. Они выступают за прогрессивное и постепенное изменение сущес

Стадии социальных движений
Несмотря на различие в целях, в методах действий и поведении все социальные движения проходят в своем развитии одинаковые стадии. Российский социолог С. С. Фролов выделят такие жизненные циклы соци

Понятие социальных изменений
Социальные изменения – это процесс появления новых черт и элементов в социальных структурах и системах социальных взаимоотношений. Изменения в обществе очень тесно

Социальные процессы
Социальные изменения являются результатом социального взаимодействия, причем взаимодействия однонаправленного – на удовлетворение своих потребностей. Поскольку потребности у личности и социальной г

Понятие социального прогресса
Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от первобытного состояния к вершинам цивилизации. Социальный прогресс вкл

Виды социального прогресса
В социологии различают следующие виды социального прогресса: 1. Реформа – это частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих

Понятие и типы этносов
Жизнь современного общества сложна и многообразна и огромную роль в общественных отношениях играют национальные, или этнические отношения. В настоящее время на земном шаре насчитывается бо

Род. Племя
Род – группа кровных родственников, совокупность нескольких семей, ведущих происхождение от общего предка. Основные признаки рода: · наличие общего родовог

Народность
В отношении определения народности в настоящее время среди ученых идут споры. Одни считают народность переходной общностью от племени к нации; общностью, утратившей основные черты племени,

Понятие нации
Нация (от лат. нацио – племя, народ) – это историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного

Нации и современность
Нация является высшим видом этноса. Сможет ли нация развиться во всемирном масштабе в мировую общность, покажет, видимо, не скорое будущее. Нация – ноумен, а не феномен истории, вечно развиваю

Национальные отношения в современном российском обществе
Этнические общности постоянно взаимодействуют друг с другом, с другими субъектами социальной жизни. Национальные отношения – это совокупность связей между этническими о

Понятие национального вопроса
Национальный вопрос – это совокупность политических, экономических, территориальных, правовых и культурных отношений между этническими общностями по поводу их равноправия.

Национальное самоопределение
Национальный вопрос, как видим, может решаться различными путями, вплоть до полной реализации права народов на самоопределение. Национальное самоопределение – ключевой принцип нацио

Национализм
Национализм понимался в Советском Союзе лишь как идеология, психология, социальная практика и политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности и превосходства,

Причины возникновения национальных конфликтов в условиях глобализации
Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социально

Определение национального конфликта
В сегодняшнем мире насчитывается около 200 суверенных государств. И естественно между этническими общностями существовали и существуют конфликты и столкновения интересов. Существуют самые разные то

Типы национальных конфликтов
По своим типологическим характеристикам национальный конфликт является, прежде всего, социальным, поскольку его субъектами выступают крупные социальные группы, интересы которых становятся противоре

Способы предотвращения и разрешения национального конфликта
За последние годы достаточно сильно изменилось состояние межнациональных отношений и характер конфликтов в этой области. Удалось снизить накал открытых массовых вооруженных конфликтов и их последст

Понятие личности
Известно, что на одной из двенадцати колонн храма Аполлона в Дельфах была высечена надпись: «Познай самого себя». С тех древнейших времен и до сегодняшнего дня человек познает себя и до конца позна

Структура личности
Личность – сложноорганизованная система, сочетающая в себе биологическое и социальное. Каждое общество накладывает свои специфические отпечатки на личность. В общем виде структуру личности

Личность как деятельностный тип
Известно выражение Жана-Поля Сартра: «Человек есть не что иное, как то, чем он делает себя сам». В этом выражении ясно прослеживается мысль о самореализации, стремлении человека к д

Понятие социального статуса
Социальный статус (от лат. состояние, положение) – интиративный показатель индивида или социальной группы в иерархической структуре, в системе социальных связей и отношений отно

Понятие социальной роли
Социальная роль – это нормативный образец поведения, совокупность действий, которые должен выполнить индивид, занимающий определенный статус в социальной системе. М

Типы и свойства социальной роли
В своей жизни и даже ежедневно личность выполняет несколько ролей. Совокупность ролей называется ролевым набором. Можно выделить следующие группы или типы ролей: 1. Семейно-родственные – с

Социализация личности: этапы и результаты
Социализация личности (от лат. социалис – общественный) – это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, образцов поведения, социальных норм и ц

Типы личностей
Результатом социализации личности является формирование того или иного типа личности. Социальный тип личности – продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических

Социальные нормы и социальный контроль
Социальная роль включает в себя два тезиса полностью не совпадающих аспекта: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Характер человека выступает в качестве связующего звена между ними. Роле

Реализация социального контроля
Выступая в качестве регулятора социального взаимодействия, социальный контроль может реализовываться следующими способами: 1. Самоконтроль. Личность знает основные м

Социальные санкции
Социальные санкции (от лат. санкцио – строжайшее постановление) – это меры воздействия, вознаграждение и/или наказание за социальные действия. Санкции вознаг

Понятие девиации
Девиантное поведение (от лат. де – отделение и виа – дорога, девио – отклонение) – это поведение индивида или группы, не соответствующее общепринятым нормам

Причины девиации
В отношении причин и истоков девиантного поведения у социологов существуют разногласия. Одни видят причины отклоняющегося поведения в наследственности, другие – в особенностях строения человеческог

Типы девиации
Типологизировать отклоняющееся поведение можно по следующим основаниям: 1. По масштабам отклонения: · первичное – незначительное и терпимое отклонение, когда действия индив

Теории девиации
Проблемы девиантного поведения всегда изучались учеными-социологами, и в результате сложились следующие теории. 1. Теории физических типов. Основоположником этих теорий счи

Отклоняющееся поведение российской молодежи: формы и причины
В современной России основные формы девиантного поведения молодежи те же, что характерны для всего населения страны. Вместе с тем им свойственны некоторые специфические оттенки. На первом месте сто

Понятие семьи
Семья –основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Генезис семьи
Возникновение семьи уходит корнями в глубокое прошлое. В генезисе семьи можно выделить ряд этапов. 1 этап – зарождение семьи. Для этого этапа характерно: ·

Признаки семьи
Современная семья в своем развитии проходит следующие периоды (фазы) жизненного цикла: · образование семьи – вступление в брак; · начало деторождения – рождение первого реб

Типы семьи
Анализируя современную семью, можно выделить следующие ее типы: 1. Демократичная или дружная, благополучная семья. Для семьи этого типа характерно: · постепенное с

Семейные роли
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье и функции семьи. Семейные роли можно определить следующим образом: 1. Супруже

Основные функции семьи
Общественные потребности Функции Индивидуальные потребности Биологическое воспроизводство Репродук

Динамика норм семейной жизни
Нормы традиционной семьи Функции семьи Нормы современной семьи Семья должна быть многодетной Репро

Трансформация семьи
Динамика норм семейной жизни свидетельствует о трансформации семьи, основными показателями которой является следующее: · Тенденция к уменьшению членов семьи. Типичная современная семья – м

Конфликт в семье
Трансформация семьи и тенденции ее развития показывают, что на стабильность семьи решающее значение оказывают отношения между супругами. В подавляющем случае в основе развода лежит конфликт между с

Понятие брака
Современная семья все больше трансформируется в такую социальную группу и социальный институт, в основе которой лежит брачная связь, построенная на любви, взаимном уважении. Брак

Виды браков
Социологам известно много видов брака, рассмотрим основные из них: 1. Эндогамный – брак, заключаемый мужчиной и женщиной одной социальной группы. 2. Экзогамный – брак, когд

Глобализация и особенности ее проявления в политической, экономической и культурной сфере жизни общества
На современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в сов

Проявления глобализации
В политической сфере: · возникновение наднациональных единиц различного масштаба: политических и военных блоков (НАТО), имперских сфер влияния (сфера влияния США), коалиций правящих

Россия в современном глобальном мире
Сторонники и противники глобализации имеются и в России. При этом первые, как правило, разделяют идеи неолиберализма, а вторые тяготеют к небезызвестным «почвенникам». К сожалению, очень часто аргу

Социологическое исследование как средство изучения социальной реальности
Социологическое исследование – это конкретная разновидность научного исследования вообще. Оно подчиняется общенаучным требованиям, главное среди которых – вычленение истинны

Логика и методология исследования
Всякое социологическое исследование подразумевает сбор эмпирических данных, проведенный по определен­ной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого

Этапы исследования
Этапы социологического исследования – это последовательные стадии развития исследования, отражаемые в программе и рабочем плане. Социологическое исследование обычно включает в себя

Программа социологического исследования
Программа социологического исследования включает в себя два основных компонента: 1. Методология исследования: · Определение и обоснование проблемы; · Определение ц

Рабочий план исследования
Рабочий план исследования отражает основные процедурные мероприятия, этапы исследования и может включать в себя: 1. Подготовительный этап: o обсуждение и утверждение програ

Основные методы и результаты прикладных исследований
Методы и процедуры ис­следования – это система более или менее формализо­ванных правил сбора, обработки и анализа полученной информации. Но и здесь методологические посылки играют важнейшую роль, п

Виды вопросов
Искусство опроса состоит в точной формулировке и правильном расположении вопросов. Все вопросы подразделяются на три вида: 1. Открытый – это прямой вопрос, на который респо

Библиографический список
Литература* 1. Большой социологический словарь (Collins). В 2-х т.: пер. с англ. – М. : Вече; АСТ, 2005. – 1т.-528 с.; 2т. -544 c. 2. Горшков, М. К. Прикладная с

Интернет-ресурсы
1. http://www.isras.ru – сайт Института социологии РАН. Литература, публикации, статистика, события. – (20.04.2011). 2. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php – библ

В обществе между людьми складываются особые отношения. В науке их принято называть общественными отношениями. Это тот воздух, который мы не видим, но которым дышим, благодаря которому живем человеческой, а не животной жизнью.

Общество представляет собой своеобразный «коллектив коллективов». Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.

В широком смысле общественные отношения - это вся система социальных связей и зависимостей деятельности и жизни людей в обществе.

В узком смысле - опосредованные связи между людьми. Какие же характерные особенности имеют общественные отношения?

Характерные черты общественных отношений

Относительно устойчивые связи Безличные (формальные) связи Затрагивающие важные стороны жизни

В зависимости от разных критериев, положенных в основу, существует несколько классификаций общественных отношений.

1. Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни.

К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др.

Вторичный уровень образуют отношения, которые, в отличие от отношений первого уровня, возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей.

2. Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные.

Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого.

Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления.

3. Все общественные организации и предприятия обслуживают три вида общественных отношений: социокультурные, политические и производственные.

Как особый вид общественных отношений следует отметить также межличностные отношения.



На уроках естественно-научных дисциплин вы узнали, что объективная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями называется законом или объективной закономерностью. Как вы думаете, можно ли считать общественные отношения проявлением такой связи, т. е. «объективной закономерностью»?

Как подобное утверждение можно соотнести с сознательно-волевой деятельностью людей? Свой ответ аргументируйте.

Управление общественными отношениями включает в себя:

1. Выработку внутренней и внешней информационной политики;

2. Разработка комплекса мер, которые налаживают контакты между властью и общественностью;

3. Мероприятия, направленные на управление кризисными ситуациями;

4. Мероприятия, направленные на управление сферы влияния организации;

5. Формирование имиджа.

Общественные отношения - многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные отношения именно как члены (представители) тех или иных социальных общностей и групп. Общественные отношения находятся в диалектическом взаимодействии с личными отношениями людей, т.е. с их отношениями как конкретных индивидов, связанных непосредственными контактами, в которых значимы психологические, нравственные и культурные особенности людей, их симпатии и антипатии и др. личностные факторы.

Общественные отношения различных социальных групп, общностей, организаций, коллективов определяются, во-первых, их местом в исторически определённой системе производственных отношений и, во-вторых, конкретными взаимоотношениями с др. социальными группами и прежде всего их связями с основными классами данного общества.

Общественные отношения - это отношения, образующиеся на основе устойчивых вертикальных и горизонтальных связей и зависимостей людей в социальной структуре общества и между ними в процессах совместных действий и исполнения статусно-ролевых предназначений.

Общественные отношения условно можно разделить на две большие группы: отношения материальные и отношения духовные. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека и закрепляются в вещественных формах материальной культуры (создание, распределение, потребление материальных ценностей). Духовные отношения связаны с идеальными ценностями: моральными, художественными, философскими, религиозными.

Наиболее часто общественные отношения разделяются по сферам общественной жизни. В любом обществе - независимо от языка, господствующей религии, истории, ориентации хозяйства - существуют четыре типа деятельности, которые должны воспроизводиться в целях его сохранения и продолжения. Они составляют основу формирования четырех основных сфер общественной жизни и, соответственно, четырех видов общественных отношений. Таким образом, выделяют

· экономические отношения (отношения в процессе материального производства);

· социальные отношения (системообразующие отношения между субъектами общественной жизни);

· политические отношения (по поводу функционирования власти в обществе);

· духовно - интеллектуальные отношения (по поводу моральных, религиозных, эстетических ценностей).

Общественные отношения испытывают на себе влияние регулирующей деятельности человека и общества в целом. В то же время от характера отношений, установившихся в данном обществе, зависят положение и благосостояние каждого человека, а также направленность и темпы общественного развития. Экономические, социальные, политические и духовные отношения людей в каждом исторически определенном обществе существуют объективно, в значительной степени независимо от желания отдельного человека. Но система общественных отношений развивается только на основе творческих усилий многих людей, практическая деятельность которых рождает новые общественные отношения.

Различают следующие виды общественных отношений:

1) справедливые и несправедливые.

2) добровольные и принудительные.

3) сотрудничество и противоборство.

4) долгосрочные и краткосрочные.

5) По сферам жизнедеятельности:

Таблица 1. Виды общественных отношений по сферам жизнедеятельности.

участники

поводы возникновения

1) экономические

экономическая

наемные работник, собственники, предприниматели, органы власти

по поводу производства, распределения, обмена, потребления

2) политические

политическая

органы власти, партии, общественные организации

по поводу государственного устройства, формы правления, политического режима

3) правовые

правовая

органы власти, организации, юридические и физические лица

по поводу прав, свобод, обязанностей и ответственности

4) экологические

экологическая

производители, потребители, общественные организации

по поводу защиты объектов, качества жизни

5) деловые

деловая жизнь

органы управления, сотрудники, партнеры

по поводу организации управления, администрирования, деловых операций

6) духовные

духовная

субъекты духовного производства

по поводу идей, веры, науки, искусства, культуры

7) социальные

социальная

носители социальных статусов

по поводу социализации, поляризации общества, социальных авторитетов

Вступая в общественные отношения, люди, организации, опираясь на коллективные интересы граждан, формируют коллективную точку зрения, коллективное общественное мнение. Общественное мнение - это динамическое состояние массового сознания, отражающее отношение общества к различным событиям, объектам, личностям в конкретном историческом периоде.

Наиболее важными выступают следующие аспекты формирования общественного мнения:

1) мнение в большей степени, чем словами, определяется событиями.

2) степень влияния события зависит от его важности и конкретности.

3) суть события должна быть предельно ясной.

4) общественное мнение может формироваться в условиях дефицита информации.

5) для формирования общественного мнения всегда нужен лидер.

6) люди меньше сопротивляются принятию важных решений руководства, если они чувствуют, что принимают какое-то участие в этом процессе.

7) людям легче сформировать мнение относительно цели, чем относительно методов достижения этой цели.

8) следует использовать принцип по этапности в формировании общественного мнения.

9) люди более благоприятно относятся к идеям, которые сопровождаются планом конкретных действий.

10) в формировании общественного мнения действует принцип взаимности.

11) кампания, на проведение которой тратится слишком много денег, может вызвать недоверие и подозрение.

12) повторение сообщения до 3-4 раз повышает внимание к нему, однако очень частые повторения снижают внимание к событию.

13) необычные сообщения запоминаются лучше.

14) мнения граждан по конкретному вопросу зависит от того, как им преподнесен этот вопрос, и от обстоятельств, в которых они находились в это время.

15) граждане будут поддерживать ту идею, которая может повлиять на их будущее.

16) граждане склонны одобрять идеи, исходящие из знакомого для них и надежного источника.

Управление общественным мнением способно повилять на общественные отношения, и гарантировать достижение конкретной цели, при этом очень важно продумать как и чем правильнее будет воздействовать на общественность, для достижения именно того результата, достижение которого ставится целью воздействия на общественное мнение.

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений понятия «общественное мнение». Если попытаться суммировать их, то можно сказать следующее: общественное мнение социальной общности есть специфический способ проявления общественного состояния сознания этой общности, в котором опосредованно и обобщенно отражается отношение большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям в объективной или субъективной действительности, вызвавшим их интерес и дискуссии, и которое воплощается в оценочных суждениях или практических действиях членов данной общности.

Важность формирования государством определенного общественного мнения имеет следующее объяснение:

Во-первых, как своеобразное явление духовной жизни, общественное мнение непосредственно связано с материальным носителем, который определяет реальную силу этого мнения, его черты и свойства. При этом, чем более широкие слои общества выступают носителем общественного мнения, тем большим социальным авторитетом и действенностью оно отличается, тем в большей степени заставляет собой считаться.

Во-вторых, в каждом конкретном случае общественное мнение уходит своими корнями в те или иные потребности и интересы людей, заявляя самим фактом своего существования о важности их учета и удовлетворения.

В-третьих, общественное мнение как социально-психологический феномен является активным стимулятором социальных действий и поступков масс, способным придавать им широкий размах истабильность в течение различного, нередко довольно продолжительного времени.

В-четвертых, все более расширяющаяся практика действительных, неформальных выборов руководящих органов, хозяйственных руководителей всех рангов вольно или невольно заставляет держать руку на пульсе общественного мнения даже тех, кто пока недостаточно полно понимает важность изучения и учета общественного мнения в повседневной практической работе.

Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

Приведенные определения понятия общественного мнения вместе составляют картину, наиболее полно отражающую суть данного явления. Обобщив их, можно сделать вывод о том, что общественное мнение - это специфический способ проявления состояния общественного сознания, в котором опосредованно или обобщенно отражается отношение большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям, а также выражающееся в оценках этих фактов, событий и явлений.

Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Для общественного мнения характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком смысле контрольная), консультативная, директивная.

1. Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства.

Таким образом, объективным содержанием общественного мнения государственные институты, их лидеры ставятся в положение контролируемых. Обладая только одной моральной властью, общественное мнение бывает весьма эффективным своим результатам. Этот эффект будет, безусловно, выше, если он подкрепляется разнообразными формами контроля со стороны широких масс населения.

2. Консультативная функция - общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к этим советам, политические лидеры, группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.

3. Директивная функция общественного мнения проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место.

В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным.

Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений.

Аналитическое и конструктивное общественное мнение тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и конструктивное мнения не совпадают.

Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т.д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общественное мнение может также выступать в форме позитивных или негативных суждений.