Что должен уметь 10 месячный мальчик. Десятый месяц жизни ребенка: развитие, навыки и умения, сон, зубы, питание

После рождения первенца большинство женщин начинает штудировать интернет в поисках информации. Физическое и психическое развитие малыша - вот что в первую очередь интересует молодых мам. В педиатрии разработаны определённые нормы роста и развития ребёнка в зависимости от его возраста. Норма - всего лишь эталон, правило, идеал и небольшое отклонение от этого эталона допустимо. Каждый малыш индивидуален и на его рост и развитие влияют социальные и генетические факторы. Первые 12 месяцев жизни самые динамичные в психологическом и физиологическом развитии. Каждый месяц грудничок радует маму новыми начинаниями и открытиями.

Особенности физиологии десятимесячного малыша

Рост и вес малыша в 10 месяцев

Ближе к десятому месяцу пропорции тела грудничка уже сформированы и уменьшается ежемесячная прибавка в весе и росте. Если вначале он набирает по 500–700 грамм, то в десятом месяце - не более 450 грамм, а очень активные крохи - 300 грамм. Аналогично и с ростом. Первое время ребёнок вырастает на 2–3 сантиметра ежемесячно, а за десятый месяц его рост увеличивается на 1,5 сантиметра.

Росто-весовые показатели десятимесячных девочек по данным Всемирной организации здравоохранения

Росто-весовые показатели десятимесячных мальчиков по данным Всемирной организации здравоохранения

Самые нижние и верхние границы весо-ростовых показателей являются отклонениями от нормы.

Количество зубов у 10-месячных грудничков

К десятимесячному возрасту у большинства детей насчитывается до 6 зубов: 2 центральных резца сверху и 2 снизу, 2 верхних боковых резца.

Расположение и название молочных зубов в ротовой полости ребёнка

Из любого правила есть исключения. Могу сказать, что у моей дочери первый зуб прорезался в 9 месяцев, а в 10 месяцев было всего два нижних центральных резца. И это не считается отклонением от нормы.

Отклонение от нормы - появление зубов в хаотичном порядке (признак рахита и нехватки витамина D).

Сон и бодрствование в 10 месяцев

К десяти месяцам сон крохи становится более продолжительным и спокойным. Для нормального роста и развития десятимесячному ребёнку необходимо 14,5–15,5 часов сна в сутки. Из них один ночной сон, продолжительностью в 10–11 часов и два дневных - по 1,5–2 часа. Планировать распорядок дня необходимо таким образом, чтобы первый дневной сон крохи приходился до обеда, второй - в 3–4 часа дня. Важно, чтобы между вторым дневным и ночным сном разница была не менее 4 часов.

Примерный распорядок дня десятимесячного малыша

На бодрствование в этом возрасте отводится по 4 часа между периодами сна.

Если сарванец слишком активный, ему достаточно одного дневного сна продолжительностью 2,5–3 часа. В случае быстрой утомляемости, двухразовый дневной сон просто необходим для восстановления сил крохи.

Основные рефлексы, навыки и умения ребёнка

Что должен уметь делать кроха

Любознательность и активность - основные характеристики этого возраста. Малыш активно познаёт мир, появляется осознанная связь между моторикой и мышлением.

Особенности физического развития ребёнка:

  • Одни дети в этом возрасте ползают, другие - ходят;
  • Пытается делать первые шаги при помощи взрослых либо держась за опору. При этом ставит ноги на ширине плеч;
  • Самостоятельно садится с лежачего положения, при этом спинку держит ровно. Может достаточно долго просидеть без чьей-либо помощи;
  • Встаёт на ножки, используя в качестве опоры предметы мебели (стулья, бортики кроватки);
  • Сознательно сжимает и разжимает пальчики рук. Может удержать сразу два предмета в одной руке;
  • Больше интересуется маленькими предметами. Захватывает их большим и указательным пальцем руки (в психологии - пинцетный захват);
  • Умеет пользоваться ложкой и пить из кружки;
  • Показывает части лица на игрушке и человеке;
  • Самостоятельно заползает на диван, кровать;
  • Снимает и обратно надевает кольца на пирамидку. Открывает и закрывает шкафчики. Катает машинку, мяч, неваляшку. При помощи одного предмета толкает другой, вставляет стаканчик в стаканчик, складывает игрушки в коробку;
  • Переворачивает страницы книг, журналов. Рвёт бумагу;
  • Танцует, присядает у опоры;
  • Обнимает, тянет ручки.

В 10 месяцев наблюдается доминирование одной ручки над другой. С этого возраста можно определить будет малыш «левшой» или «правшой».

Особенности психического развития в десять месяцев

  • Знает около 20 предметов. По просьбе взрослых может указать на них;
  • Узнаёт голоса знакомых людей;
  • Неосознанно произносит первые слова «па-па», «ма-ма», «ля-ля», «дай», «ба-ба», активно лепечет на своём детском языке;
  • Повторяет мимику, звуки, жесты;
  • Улавливает настроение и тон разговора. Поэтому может расплакаться, когда ругаешься, и наоборот, улыбнуться при поощрении, похвале;
  • Знает как его зовут и реагирует на своё имя;
  • Проявляет интерес к детям;
  • Подражает взрослым: разговаривает по телефону, пьёт из кружки, качает куклу;
  • Машет ручкой «пока» на прощание, качает головкой «нет» или «да»;
  • Играет в «ку-ку» и делает «ладушки».

Основания для беспокойства в 10 месяцев

Каждое дитя индивидуально и его развитие зависит от многочисленных факторов. Но не стоит быть таким беспечным и лучше заметить нарушение в развитии малыша на ранней стадии, чем затянуть с диагностикой и лечением.

Основные причины для беспокойства

  • Ребёнок не реагирует на просьбы родителей подать предмет, указать на него, помахать ручкой на прощание;
  • Не подражает взрослым;
  • Не реагирует на собственное имя и не узнаёт близких людей;
  • Не кивает головой «да», «нет»;
  • Не хватает предметы «пинцетным методом» и не бросает их.

Возможно, перечисленные отклонения - результат особенностей темперамента. Но есть смысл перестраховаться и обратиться за консультацией к невропатологу.

Особенности ухода за десятимесячным грудничком

Основное требование по уходу за малышом - правильный режим дня. Соблюдение режима дня и сна - одно из условий успешного развития крохи, а также залог его хорошего настроения.

Основы гигиены малыша

Правильно начинать день с утреннего туалета лица, ручек, носика и зубов с тёплой водой. Весь процесс умывания можно превратить в игру с забавными песенками и потешками.

Стихи-потешки для проведения утреннего туалета грудничка

Зайка начал умываться,
Видно в гости он собрался,
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!

Л. Луканина

Мы проснулись-потянулись,
Маме нежно улыбнулись,
Сели на горшок с утра.
Умываться нам пора!

В десятимесячном возрасте ребёнок реже справляет нужду, поэтому памперс необходимо менять по мере его наполнения и перед длительными прогулками в город, поликлинику и т. д. Подмывать его следует после смены памперса тёплой водой, если малыш сходил в туалет по большой нужде, подмывать его необходимо тёплой водой с детским мылом. Нет необходимости купать его полностью каждый день, достаточно 3–4 раза в неделю. Исключение составляют жаркие дни, когда малыш сильно потеет, чтобы избежать покраснений кожи и опрелостей.

Стихи-потешки для весёлого купания малыша

Моем, моем малыша,
Потихоньку, не спеша,
Носит воду черпачок,
Льёт на спинку, на бочок,
На живот, головоньку…
Расти, малыш, здоровеньким!

О. Конаев

Кто тут будет куп-куп,
По водичке хлюп-хлюп?
В ванну быстро прыг-прыг, прыг,
в ванне ножкой дрыг-дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

В этом возрасте можно начинать знакомить ребёнка с горшком. Периодически присаживая его в одно и то же время, но не более чем на 10 минут. Если малыш противится и со слезами на глазах садится на горшок, лучше на некоторое время прекратить приучение.

Специалисты, в том числе и доктор Комаровский, считают, что нет смысла начинать приучение к горшку до года. В этом возрасте ребёнок ещё не контролирует процессы наполнения и опорожнения мочевого пузыря. Наиболее подходящее для этого время - 18–24 месяца.

Утренняя гимнастика и массаж. Прогулки на свежем воздухе

Утренняя зарядка и массаж важны для полноценного развития. Но комплекс упражнений нужно согласовать со специалистом в комнате здорового ребёнка.

Зарядку и массаж стоит делать через час после приёма пищи в хорошо проветренном помещении. Ещё одно условие эффективного проведения процедур - позитивно настроенный малыш.

Проветривание комнаты зависит от погоды за окном. В холодную зимнюю погоду необходимы частые, но кратковременные проветривания. В жаркую летнюю - сквозняк как минимум 5–6 раз в день. Просто открытой форточки недостаточно, для того чтобы наполнить комнату необходимым количеством кислорода.

Прогулки на свежем воздухе - залог здорового ребёнка и крепкого сна. Гулять необходимо не менее двух раз по 2–3 часа в день. Во время прогулок чадо активно изучает окружающий мир, общается со сверстниками на игровых площадках и в песочницах.

Песочница - отличный вариант для развития мелкой моторики.

Возможно совмещать прогулки и дневной сон.

Особенности питания грудничка в 10 месяцев: что можно кушать

Материнское молоко (при грудном кормлении) всё ещё важный источник витаминов и полезных веществ для крохи, поэтому его необходимо включать в рацион утром после пробуждения и вечером перед сном.

Существенных изменений в приёме пищи не наблюдается в этом возрасте. Ребёнок может есть практически всю пищу со взрослого стола, за исключением жирного, солёного, острого, жареного. Для детей, у которых прорезались первые зубы, не рекомендуется больше перемалывать пищу блендером, лучше резать на мелкие кусочки, чтобы в итоге малыш учился жевать самостоятельно.

Шестиразовый приём пищи должен включать в себя: злаки, мясо, овощи, фрукты, рыбу, молочные продукты, изделия из пшеничной муки, питьё, сливочное и растительное масло.

Не стоит вводить в рацион крохи продукты, вызывающие аллергию: красную рыбу, цитрусовые, кондитерские изделия с белковым и шоколадным кремом, козье и коровье молоко в любом виде. Чем позже он познакомится со сладостями, тем лучше для его здоровья.

Как развивать и чем заниматься с ребёнком в дальнейшем

Развивающие игры с малышами

Игра - основной вид деятельности десятимесячного ребёнка.

В этом возрасте он может на 10–15 минут увлечься одной игрой или игрушкой и не замечать глаз «восторженной публики». Крохе необходимо разнообразие в общении с новыми людьми, детьми, в смене обстановки.

С ребёнком можно поиграть в следующие игры:

«Ладушки» . Мама поёт песенку и хлопает в ладоши, дочка или сын повторяют:

Ладушки-ладушки!
Где были - у бабушки!
Что ели - кашку,
Что пили - бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!

Народное творчество

Игра «Ку-ку» . Мама прикрывает лицо руками и периодически открывает со словами «ку-ку». Ребёнок повторяет те же действия.

Игра на развитие памяти «Найди предмет» . Мама на глазах у ребёнка прячет один из предметов, находящийся на столе в коробку с другими игрушками и он должен достать именно его.

Можно спрятать будильник под подушку и попросить найти его, ориентируясь по звуку.

Ребёнку очень нравится переливать жидкость из одной ёмкости в другую (можно заниматься этим во время купания).

Игра «Дочки-матери» . Малыши укачивают кукол, кормят их с ложечки и дают пить с кружечки. Умывают, купают, раздевают, стараются одевать.

Игра. Мама с папой располагаются друг напротив друга на небольшом расстоянии с вытянутыми руками и зовут малыша. Таким образом он учится делать первые шаги.

Эта игра актуальна лишь для детей, которые готовы учиться ходить: уверенно стоят и ходят у опоры. Родители не должны помогать своим крохам, а тем более стимулировать этот процесс.

Когда мы провоцируем процесс ходьбы, то чаще всего развивается не совсем правильное формирование скелета, идёт нагрузка, особенно если ребёнок тяжёленький, на ножки и получаются деформации. Очень часто страдают мышцы, связки, особенно голеностопного сустава. Поэтому как только организм готов, как только готова центральная нервная система к вертикализации, ребёнок это делает самостоятельно.

Тимур Гришин, врач-ортопед

Программа «Бэби Бум. Первые шаги»

«Изучаем животных. Что говорит котик?» . Показываем картинки с животными, имитируем их голоса. Ребёнок повторяет. Одновременно изучаем части тела.

Для развития мелкой моторики можно перекладывать мелкие предметы с одной посуды в другую, рисовать пальчиковыми красками, водой, просить передать какой-либо предмет.

Важно, учить ребёнка помогать маме собирать игрушки после игры!

«Разговор по телефону» - одна из любимых игр детей. Дети быстро улавливают действия, мимику, жесты других людей и повторяют за ними.

Десятимесячный малыш с большим интересом рисует пальчиковыми красками, лепит из пластилина и солёного теста примитивные фигурки.

Фотогалерея. Развивающие игры с десятимесячными детьми

Ребёнок повторяет движения рук мамы Десятимесячные малыши любят ухаживать за своими игрушками Игра подходит только для детей, которые готовы сделать первые шаги Одна из любимых игр малышей Ребёнок познаёт окружаюший мир при помощи красочных книг с картинками Дети подолгу могут переливать жидкость из одной посуды в другую Бобовые - оптимальный вариант для развития моторики десятимесячного грудничка Телефон - одна и любимых игрушек грудничков

Развивающие игрушки для десятимесячных грудничков

Начиная с десятого месяца грудничок всё активнее проявляет интерес к игрушкам. Но не все игрушки будут одинаково интересны и полезны для психического и физического здоровья крохи.

Для развития мелкой моторики рук десятимесячному малышу стоит предложить :

  • (от англ. busyboard) - развивающие доски с кнопочками, замками, шнуровками, розетками, выключателями, дверными ручками. С помощью такой находки ребёнок познаёт суть вещей и приспособлений каждодневного использования, а мама может 10–15 минут позаниматься своими делами. Бизиборд - полезная и интересная игрушка для развития мелкой моторики рук;
  • Бусины, пуговицы, бобовые, макароны . Можно разбросать мелкие предметы по полу и попросить собрать их в определённую ёмкость. А также возможен вариант перекладывания этих предметов из одной мисочки в другую;
  • . В две миски набрать небольшое количество воды и в одну из них положить шарики. Когда шарики немного увеличатся в объёме, попросить выловить шарики с воды и переместить в другую миску;
  • и вкладыши;
  • Пирамидка, матрёшка, мяч, кубики, стаканы-вкладыши;
  • . Смысл игрушки, чтобы продеть верёвку сквозь все отверстия;
  • Игрушечные музыкальные инструменты с клавишами и кнопками.

Фотогалерея. Игрушки для развития мелкой моторики рук

Бизиборд можно купить, а можно сделать своими руками из подручного материала
Играть мелкими предметами необходимо только под присмотром взрослых
Ребёнку нравится класть маленькие предметы в большие Вкладыши можно сделать своими руками из обыкновенной коробки Малыш с большим интересом пытается строить и рушит пирамидки
Суть игры - собрать все предметы на ниточку Помимо мелкой моторики, развивается музыкальный слух

Для детей, которые пытаются делать первые шаги, необходимо развивать моторику ног. Для этого используют массажные дорожки, которые формируют правильный свод ступни крохи, улучшают кровообращение, развивают мышцы, суставы и координацию движений.

Используются для профилактики плоскостопия

Ребёнок, который готов к ходьбе, цепляется за все предметы, чтобы приподняться и дойти до намеченной цели. Каталка-ходунок - помощник малыша при освоении ходьбы. При помощи каталки ребёнок свободно перемещается по квартире, держась за ручку. Благодаря всевозможным игрушкам и кнопочкам, которыми оснащено это приспособление, это ещё и развлекательная и развивающая игрушка.

Использование каталок противопоказано детям с

  • Рахитом;
  • Нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • Гипертонусом ног.

Перед покупкой каталки-ходунка следует проконсультироваться с врачом

Из личного опыта могу сказать, что моя дочь научилась ходить благодаря машинке-толокар. Держась сзади за ручку, моя малышка следовала за машиной вперёд.

Малыш садится на машинку и передвигается, отталкиваясь ножками

Развитие ребёнка в 10 месяцев: видео

Доктор Комаровский о развитии крохи в этот период

Комаровский считает, десятимесячный возраст очень интересным и познавательным для маленького человечка. Ребёнок начинает интересоваться новыми игрушками и осваивает новые виды деятельности.

В десять месяцев очень заметно проявляются различия в развитии двигательных навыков детей. Один ребенок учится хорошо ползать, а другой уже неплохо ходит. Несмотря на старую пословицу «прежде чем вы встанете на ноги, придется поползать», это не всегда бывает именно так. Некоторые дети, особенно «если рядом есть сверстники, очень быстро минуют ползунковую стадию; иногда это происходит практически незаметно.

Комаровский Е.О.

Основные достижения ребёнка в десятимесячном возрасте по Комаровскому:

  • Развивается координация движений плеча, предплечья, запястья и пальцев;
  • Научился рвать бумагу;
  • Появляется желание «строить», складывая один маленький кубик на другой;
  • У ребёнка появляется понятие, как должны выглядеть предметы. Если подать ему чашку вверх дном, он повернёт её и возьмёт правильно;
  • Заметны признаки, свидетельствующие о том, что у ребёнка появляется понятие о постоянстве величин.Большую собаку он испугается, а с маленькой будет играть);
  • Ребёнка очень занимает проблема: что к чему подходит. Он будет очень усердно трудиться, пытаясь засунуть мерную чашку в меньшую по размеру, издавая при этом недовольные звуки;
  • Появляется способность разрешать задачи «за» или «в»;

Если вы держите перед ним игрушку, заслонив ее прозрачным подносиком, скорее всего он обойдет барьер, чтобы достать игрушку. Положите игрушку в прозрачную коробочку с крышкой, и вы увидите аналогичное действие. Теперь, чтобы достать игрушку, он столкнет крышку и залезет внутрь.

Комаровский Е.О.

http://lib.komarovskiy.net/desyat-mesyacev.html

  • Проявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова, которых ещё нет у него в репертуаре. Некоторые слова он уже понимает и с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией.

Видео «Ребёнку 10 месяцев. Развитие и уход»

Помогайте ребёнку изучать окружающий мир, побольше читайте, играйте, пойте песенки. Не сравнивайте своих и чужих детей. Каждый ребёнок индивидуален.

10 месяц жизни ребенка - это интересный период как в жизни малыша, так и в жизни его родителей, наполненный неповторимой романтикой познания окружающего мира.

В этом возрасте в развитии ребенка по всем ведущим линиям – сенсорной, социальной, речевой, моторной – наблюдаются качественные изменения. По-прежнему ведущей остается предметная деятельность (ознакомительная игра), в которой намечается новое:

ребенок начинает интересоваться не только самим предметом, но, в большей мере, тем, что с ним можно делать;
в действиях младенца появляется тенденция к созиданию.

В возрасте 10 месяцев внимание ребенка привлекает игра взрослого с кубиками, пирамидками, шариками, кольцами. И чем чаще крохе показывают различные вариации с давно знакомыми ребенку предметами, тем больше он получает сенсорной информации об их свойствах: шарик катится, а кубик стоит, конус можно поставить на основание, но нельзя удержать на вершине и т.д.

Если раньше, находясь на руках родителя, малыш смотрел на его лицо, то теперь, обретя некоторую автономность, сидя на ковре или стоя у опоры, ребенок наблюдает , прежде всего, за руками взрослого: как тот действует с теми или иными игрушками.

Постепенно ребенок отходит от беспорядочного манипулирования. Все чаще и чаще вы видите такую картину: вот он поставил кубик на кубик, шарики прикатил к дырочке, колечко положил рядом с другим и т.п.

Строим пирамидки

Если раньше малыш только разрушал то, что складывала для него мама, то на 10-м месяце кроха улавливает созидательный смысл ее действий и начинает повторять их так, чтобы и у него что-то получилось. Такая созидательная направленность, начавшаяся в конце 9-го и на 10-м месяце жизни, будет становиться все более выраженной.

Это необходимо для развития мышления и речи , ведь перед ребенком появляется продукт его усилий, который имеет название – башенка, пирамидка, лесенка, дорожка и т.п.

Игра с предметами

Другой важный аспект – понимание речи. Ребенок начинает понимать фразу из двух слов: название предмета и действия с ним. Например: «Дай ручку!», «Помаши ручкой. Пока!», «Покажи, где собачка?», «Пей молочко», «Ешь кашку», «Собери шарики» и т.п.

Для овладения пониманием речи ребенку необходимо образование связи между предметом и словом, обозначающим его. Вот почему предметная деятельность приобретает особое значение для речевого развития ребенка , являясь по содержанию ориентировочно-исследовательской, а по форме – ознакомительной игрой. В процессе этой игры ребенок усваивает названия предметов и действий с ними.

При игре с игрушками также появляются новации – показы сюжетов развернутых действий: куколка нарядилась и спела песенку; петушок походил, поклевал зернышки, прокукарекал; собачка танцевала на задних лапках, потом легла и т.п. Все эти показы эмоциональны и сопровождаются краткими речевыми пассажами: «Ляля топ-топ! Ля-ля-ля!», «Собачка ав-ав!» и др.

Вы замечаете, что ребенок с интересом наблюдает за действиями домашних: бабушка шьет, дедушка стучит молотком, сестренка поет – все что-то делают. Их действия взрослый обозначает словом, и малыш внимательно вглядывается в происходящее. У 10-месячного ребенка интенсивно формируется понимание, но и в развитии активной речи происходят значительные позитивные изменения.


К 10–11 месяцам жизни у ребенка наблюдается более сформированная способность к речевому подражанию. Теперь кроха вслед за взрослым сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (уточка), «ку-ка» (петушок) и т.п.

Однако далеко не все звуки речи одинаково хорошо удаются крохе. И вы замечаете, что во время переклички малыш легко произносит те звуки, которые еще раньше появились в лепете: «м», «б», «в», «п» (губно-губные). Их звучание связано со смыканием и размыканием губ на выдохе, что на первых порах возникает спонтанно.

Ребенок издает звуки , близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.

Как правило, к 9 месяцам ребенок уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.

Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!

Общее развитие ребенка

Задачи общего развития малыша, которые стоят перед родителями, направлены на правильную организацию его жизни:

  • обеспечьте ребенку достаточную двигательную активность: возможность перемещаться в пространстве (ползание) и вставать на ножки у опоры (у кресла, у дивана и др.), двигаться приставным шагом вдоль опоры;
  • обогащайте предметные игры малыша введением разнообразных действий с одним и тем же пособием («шароброс», пирамидка, матрешка, кубики и т.п.);
  • развивайте у вашего чада устойчивость и целенаправленность действий с предметами;
  • уделяйте особое внимание созидательным действиям ребенка, в результате которых появляется «продукт» – башенка, каталка из колечек, деревянная матрешка и др.;
  • обогащайте игровое общение малыша не только с мамой, но и с близкими, разыгрывая ситуации с использованием предметов домашнего обихода, игрушками и др.;
  • продолжайте совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • поддерживайте в малютке интерес к другим детям, учите ребенка играть рядом с другими малышами.

Развитие речи ребенка

Задачи развития речи ребенка следует выделить особо:

  • наполняйте жизнь ребенка яркими впечатлениями при знакомстве с окружающим миром – природой и социумом (теплое солнышко, зеленая травка, воркующие голуби, поливальная машина, праздничные флаги, клумба осенних цветов и т.п.);
  • называйте все предметы, явления, события, попадающие в поле зрения малыша;
  • говорите эмоционально, но не многословно, не торопясь; стройте предложения из двух слов – подлежащее, сказуемое (предмет и действие с ним). Употребляйте простые обороты речи, понятные ребенку;
  • продолжайте развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослыми и детьми;
  • расширяйте понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого (его пассивный словарь);
  • в процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формируйте активный словарь малыша (т.е. самостоятельное употребление им слов);
  • побуждайте ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете малыша;
  • поощряйте кроху к произношению первых лепетных слов: «ма-ма», «ба-ба», «пa-пa» и т.п.

Малышу интересны не только электронные игрушки с меняющимися модулями света, цвета, звука, но и самые простые хозяйственные предметы: бидончик, в который малыш набирает шарики; дуршлаг, в котором много дырочек и др. Эти предметы отличаются от игрушек, но не менее интересны для малютки, потому что действия с ними доступны и зрительно (визуально) просты.


Развивающая игра «Кто что делает?»

Задачи игры

  1. Продолжать обогащать социальный опыт ребенка, организуя познавательные и речевые контакты со взрослыми из его ближайшего окружения (отец, бабушка, сестра и др.), повышать интерес к ним.
  2. По договоренности с домашними разыграть ситуации действий с предметами домашнего обихода.
  3. Практиковать понимание фраз из 2 слов: название предмета и действия с ним («Что делаешь?» – «Варю кашку», «Чиню машинку» и др.).

Материал для игры

Предметы домашнего обихода (ситечко, корзиночка, деревянные ложки, расписанные под хохлому, дуршлаг, бидончик и др.), пирамидка, предметные картинки (3–4 шт.): кукла, машинка, мишка, зайчик, петушок и др.

Мама вместе с ребенком идет к бабушке на кухню. Бабушка ласково встречает малыша, называет по имени. Мама, держа ребенка на руках, глядя на бабушку, медленно и выразительно спрашивает: «Что ты делаешь?» Бабушка отвечает: «Я варю кашку. Кашку для Сашеньки (имя ребенка)».

Бабушка показывает бидончик, дуршлаг, корзиночку. Дарит ребенку корзиночку, в которую он будет собирать шарики. Мама предлагает малышу помахать бабушке ручкой: «До свидания! Пока! (разученное действие) Мы идем к дедушке!»

Дедушка ласково встречает ребенка. Ему задается тот же вопрос: «Что ты делаешь, дедушка?» Дедушка отвечает, что собирает пирамидку для Сашеньки. Мама опускает малыша на ножки около стула, на котором разложены колечки. Мама и ребенок наблюдают за действиями дедушки. Малыш расстается с дедушкой, мама предлагает помахать ручкой: «До свидания! Пока!» (разученное действие) и, взяв каталку, они идут посмотреть, что делает сестренка (тетя, брат). Вся сцeнкa повторяется. Сестра рассматривает картинки и показывает их малышу, называет изображения. В конце игры-занятия мама и малыш играют на ковре. Собирают шарики в корзиночку, возят каталочку, подбирают игрушки к картинкам (кукла, мишка, петушок). Мама озвучивает действия ребенка: «Сашенька складывает шарики», «Сашенька катает каталочку», «Сашенька смотрит на картинки» и т.д.

Речевое общение с домашними следует повторять с разными аксессуарами, находя новые игровые поводы.

Развивающая игра «Собачка»

Задачи игры

  1. Использовать прогулку с малышом для ознакомления с животными, живущими рядом с человеком, в частности, с собакой. Обратить внимание ребенка на внешние признаки, повадки, голосовые реакции. Ввести звукоподражание («ав-ав»).
  2. Продемонстрировать эмоционально-доброе отношение к животному, но не допускать приближения ребенка к нему (наблюдение проводить с расстояния 3–4 м, младенец находится на руках взрослого).

Взрослый обращает внимание ребенка на собачку: «Соба-а-ачка! Ав-ав!» и, держа ребенка на руках, следует за животным, обходит вокруг, давая возможность обозревать собачку с разных сторон: «Вот какая соба-а-ачка, ав-ав!» Далее мама описывает животное: «У собачки хвост, лапы, ушки. Как собачка лает?» – Отвечает: «Ав-ав! Ав-ав!» Обращается к ребенку: «Скажи: ав-ав! ав-ав!»

В заключение читает стихотворение Н. Комиссаровой «Собачка»:

К нам пришла собачка,
Добрая собачка,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
Ав-ав! Ав-ав!

Пальчиковая игра «Но-но! Нельзя»

Задачи игры

  1. Разучить с ребенком условное «запрещающее» движение пальцем руки (погрозить), соединив его с пониманием фразы: «Но-но! Нельзя!»
  2. Ввести это запрещающее движение в игровой показ с сюжетными игрушками. Использовать фольклор для маленьких.

Материал для игры

Сюжетные игрушки среднего размера (30–40 см): собачка, зайка, киска, поросенок Хрюша.

Мама удобно устраивает малыша на стульчике за детским столиком. Садится напротив ребенка. Под столиком располагает игрушки. Вначале мама старается привлечь внимание ребенка: называет по имени, ласково гладит его ручки, улыбается.

Затем читает:

К нам пришла Жучка,
Хвостик закорючкой,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
(Л. Н. Павлова)

С этими словами взрослый выводит на столик собачку. Собачка крутится, бегает по поверхности столика и начинает лаять на взрослого, потом на ребенка (звукоподражание «ав-ав!» выполняет взрослый).

Мама строго говорит: «Но-но!» (грозит указательным пальцем собачке). «Не лай! Нельзя!» Затем подходит к ребенку и выполняет это действие его пальчиком (пассивное движение).

Несколько раз повторяет фразу: «Но-но! Нельзя!», сопровождая ее запрещающим жестом ручкой малыша.
Затем то же игровое действие выполняет с киской, запрещая собачке лаять на кошечку. При этом взрослый ручкой ребенка повторяет запрещение со словами: «Но-но! Нельзя!»:

Ты, собачка, не лай!
Нашу киску не пугай!
(по мотивам русского фольклора)

Затем приходит зайка. Сценка повторяется. Мама старается перевести в активное движение уже понятый ребенком запрещающий жест с междометием «Ho-но!» Взрослый дополняет «Нельзя!»

Ты собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Нельзя! Не лай!
Зайку, зайку не пугай!

Ты, собачка, не лай!
Хрюшу (Тепу, Мышку, Лиску и др.) не пугай!

В конце игры-занятия все зверушки собираются перед ребенком, мама пересаживает их в тележку и вывозит на ковер.

Развивающая игра «Кукла танцует»

Задачи игры

  1. Продолжать практику речевой переклички на основе разученных слогов «ла», «ля». Связать лепетное слово «ляля» с демонстрацией куклы: ляля (кукла) танцует («ля-ля-ля!»).
  2. В ходе занятия постараться, чтобы малыш понял смысл фразы «кукла танцует» («Ляля ля-ля-ля!»).

Мама сажает ребенка напротив себя так, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Затем произносит: «Ля-ля-ля». Замолкает. Дает возможность ребенку откликнуться, повторяет звукосочетание еще раз. Если малыш откликнулся, мама подхватывает: «Ля-ля-ля!» Если ребенок молчит, она повторяет еще и еще этот речевой пассаж. Как правило, малыш откликается, вступает в перекличку, повторяя за мамой: «Ля-ля-ля!» Она показывает куколку, которая начинает танцевать: «Ляля (кукла) ля-ля-ля!» (танцует). Эту сценку мама эмоционально обыгрывает, несколько раз повторяет, что «Ляля танцует».

Развивающая игра «Озорные колечки»

Задачи игры

Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действиях с предметами: простейшее соотношение части с целым. Понимать фразу из двух слов: «Сними колечко!», «Дай колечко!»

Материал для игры

Кольца одного размера и цвета (4–5 шт.), нанизанные до конца стержня.

Взрослый располагает перед ребенком стержень горизонтально, держа за один кончик. Наклоняет стержень к ребенку.

Малыш сидит за столом или на ковре. Ему предлагается снять колечко. Первое снимает взрослый, показывая, как выполнить это действие, и объясняет: «Колечко! Сняли колечко!» Затем ребенок начинает снимать одно колечко за другим, а взрослый облегчает ему эту задачу, наклоняя стержень к его рукам.

Когда малыш снимет все колечки, мама эмоционально говорит: «Нет колечек!» (разводит руки). Ребенок может повторить этот жест и даже произнести: «Не-е-ту!»

В десять месяцев у вашего малыша начинает проявляться характер. Он может весело бегать, размахивать ручкам или наоборот сосредоточенно перебирать игрушки или мамины украшения. А если вы попытаетесь его отвлечь, скорее всего, он отмахнется от вас и продолжит свое занятие.

Таблица развития

Как спят дети в этом возрасте?

Ночной сон также длится около десяти часов. Малыш может иногда просыпаться для кормления, но зачастую это связано с активным ростом зубов , которые беспокоят его, а не с голодом.

Дневной сон занимает в общей сложности четыре часа и распределяется на два раза: первый раз в первой половине дня, а второй ближе к вечеру.

Конечно, каждый ребенок уникален, и соответственно, режим дня каждого свой. Главное придерживаться определенных правил, и тогда дневной сон не будут сопровождать уговоры и истерики, а ночной станет продолжительным и спокойным.

  • Перед сном примите с малышом теплую ванну.
  • Между последним пробуждением и отходом ко сну должно пройти не меньше четырех часов.
  • Успокаивающая сказка тоже поможет ускорить процесс засыпания.

Психологическое развитие на 10 месяце жизни

Общение с десятимесячным малышом теперь носит характер диалога. Он научился повторять за родителями простые слова, копировать жесты и поведение. Теперь ребенок может помахать ручкой в знак приветствия или прощания, кивнуть или замотать головой. Он уже знает, чего нельзя делать, а что разрешено, понимает все фразы, сказанные ему. И активно пробует границы маминого терпения. Так что теперь, если на ваше нельзя малыш продолжает заниматься запретным делом – это не непонимание, а попытка манипуляции .

К десяти месяцам малыш уже понимает, когда с ним шутят. И реагирует на шутки веселым смехом.

Общение с другими детьми также важно, как и с мамой. Сейчас как раз закладываются основы коммуникабельности и навыков поведения в обществе, поэтому чаще водите своего кроху на детские площадки или просто водите к другим маленьким родственникам.

Моторика продолжает совершенствоваться, но базовые навыки уже заложены. Малыш сознательно берет в ручку предмет, а если его попросить, с легкостью передаст этот предмет вам.

А еще ребенок сознательно ломает пирамидки, пытается оторвать голову кукле и совершает прочие вещи такого типа. Это все происходит из-за жажды познания , так что не мешайте ему развиваться и предлагайте все новые и более сложные предметы для манипуляций.

А если попросить кроху сложить свои игрушки, он спокойно отнесет их в ящик. Да, он уже знает, где находится коробка с игрушками, и сам может достать из этой коробки нужную игрушку.

Движения и действия малыша

Постепенно ползанье вытесняется хождением на двух ножках. Малыш уже успел оценить плюсы такого перемещения: например, можно нести в руках игрушку и идти за мамой или достать предмет, находящийся на высоте. Некоторые детки уже настолько хорошо осваивают хождение, что совсем перестают ползать (как научить передвигаться на четвереньках?), зато очень активно топают на довольно большие расстояния.

Ребенок уже вполне освоился с управлением ручками, спокойно может держать кружку или ложку. А если дать ему карандаш, то малыш даже сможет немного порисовать.

Если ведущая рука вашего малыша по-прежнему остается левой, не спешите беспокоиться и пытаться его переучивать. Просто полушария его мозга еще не успели синхронизироваться, поэтому нужно немножко подождать, где-то до полутора лет.

В десять месяцев карапуз вполне способен самостоятельно слезть с дивана. Если он еще не догадался, как это делается, покажите ему. Просто переверните его попой к краю и слегка потяните за ножки, чтобы они коснулись пола. Достаточно будет пары демонстраций, чтобы малыш запомнил последовательность.

Интерес к ящикам и комодам становится просто феноменальным. Если даже вы уже запаслись специальными замками от детей, не радуйтесь. Скорее всего, теперь он уже научился их открывать и залазить туда, куда ему хочется.

Готовьтесь к тому, что ваше самостоятельное чадо будет просто вытаскивать из ящиков комода все, что в них лежит и хаотично раскидывать по дому. Однако если попросить его сложить все вещи на место, он выполнит это. Только порядка больше не будет.

Манипулирование предметами приводит к тому, что малыш приобретает новые навыки: например, достать грабельками закатившийся мячик или укрывать одеялом куклу

Основные направления развития

Несмотря на самостоятельную ходьбу, продолжайте носить малыша на руках. Ему все еще важно чувствовать, что мама рядом. От таких объятий ребенок будет чувствовать себя защищенным. А если соединить их с развивающими играми, то вы удивитесь, насколько быстрее малыш освоит новые игры в маминых объятиях.

Диалоги с ребенком стоитстроить как с равным. Употребляйте простые предложения, старайтесь голосом разделять слова на слоги, не торопитесь. Малыш должен отслеживать вашу речь и повторять за вами.

Не стоит экспериментировать с прятаньем игрушек, особенно любимых. Это может очень сильно расстроить кроху и даже привести в плачу. А все потому, что в этом возрасте карапуз любые действия принимает за реальность . Для него пока еще нет разделения на игру и действительность.

Попробуйте предложить малышу пластилин или фломастеры. Скорее всего, он охотно присоединится к новой игре, которая еще и полезна для моторики.

Обязательно выделите малышу свою полочку для книг. Она должна находиться в доступном для крохи месте и состоять из специальных толстых детских книжек с удобными для маленьких пальчиков страничками. Пусть ребенок в любой момент берет книжки, рассматривает их, листает странички.

Обязательно выделите время для совместного чтения. Приятнее всего читать в постельке перед сном. Не игнорируйте чтение сказок перед сном.

Игры в 10 месяцев

Постепенно вводите сюжетные игры: пусть любимая игрушка ложится спать, кушает, умывается, как и малыш. Предлагайте крохе самому собирать свои игрушки на прогулку, или помогать маме накрывать на стол.

В остальном же перечень основных игрушек остается прежним.

В десятимесячном возрасте карапуз очень сильно отличается от новорожденного, а ведь совсем недавно вы держали на руках своего только что родившегося грудничка! Теперь малыш приобрел множество навыков, которые неизменно радуют родителей и будут необходимы ему на протяжении всей жизни. Его развитие ускоряется с каждым днем! Итак, что должен уметь ребенок в 10 месяцев?

Новые движения

Сложно перечислить все, что умеет ребенок в этом возрасте, ведь в десять месяцев круг его навыков очень широк.

Некоторые малыши уже ходят без опоры, но большинство еще передвигается на четвереньках. В десять месяцев ребенок должен хорошо ползать по всему дому, опираясь на коленки и ладошки.

Большое удовольствие малышам доставляют «прогулки» со взрослыми – когда их водят за одну или обе ручки. Не увлекайтесь таким времяпровождением – ваш кроха будет требовать водить его снова и снова.

Знайте! Если маленький человечек еще не ходит сам, это значит, что его косточки и мышцы пока не готовы принимать на себя такую нагрузку.

Родителям нужно немного подождать: период, когда малыш уже хочет ходить, но пока не может, скоро закончится.

Физическое развитие ребенка в десять месяцев дает родителям новый повод для гордости за свое чадо: с помощью взрослого карапуз начинает подниматься на небольшие лесенки в несколько ступенек. Малыш поднимает одну ногу, ставит ее на ступень, затем приставляет вторую ногу. В скором времени он освоит и спуск.

Важно! Позаботьтесь о безопасности своего малыша. Пока не стоит оставлять его одного в комнате, пусть он всегда будет под вашим присмотром.

В десять месяцев кроха способен самостоятельно залезть на стул или диван, а уж упасть оттуда – пара пустяков! Конечно, чаще всего такие падения не имеют никаких последствий, но бывают случаи, когда все складывается не столь удачно, поэтому родителям лучше всегда быть начеку. Препятствовать развитию двигательных навыков тоже не надо – просто подстрахуйте крошку.

Психологическое развитие десятимесячного малыша

В этом возрасте ваш кроха – полноценный участник общения. Он понимает большинство обращенных к нему фраз. Вы можете попросить карапуза принести вам, например, мишку – и он сделает это! Малыш выдает обоснованную эмоциональную реакцию на все ваши действия:

  • он радуется прогулке; как сделать прогулку удовольствием для мамы и малыша, узнайте из курса Внимание: прогулка >>>
  • протестует, когда ему хотят почистить уши;
  • малыш злится или расстраивается, если у него что-то не получается;
  • пугается, услышав неожиданный звук.

Эти реакции свидетельствуют о нормальном развитии эмоциональной сферы малыша.

Психическое развитие ребенка в десять месяцев приводит к появлению чувства юмора. Он смеется, если показать ему забавный танец или издать необычный звук. Карапуз и сам может пошутить: малыши по несколько раз повторяют действие, над которым некоторое время назад смеялись родители.

В 10 месяцев детки стараются во всем подражать взрослым. Это подходящее время, чтобы привить малышу правила поведения за столом, навыки самостоятельного одевания, умение ходить на горшок. Актуальная информация о том, как развить самостоятельность у ребенка >>>

Знайте! Пусть у крохи пока мало что получается, но развитие самостоятельности, начатое в раннем возрасте, оказывает глубокое воздействие на его поведение. Если родители будут вежливо общаться друг с другом и окружающими, поддерживать порядок в доме и соблюдать режим дня, то и ребенок, когда подрастет, не сможет поступать иначе.

Малыш старается не только подражать действиям взрослых, но и повторять сочетания звуков, которые они произносят. Речевое развитие ребенка не стоит на месте, и в десять месяцев жизни большинство деток уже порадовали родителей первыми словами, обычно это «мама» и «папа». Малыш комбинирует разные слоги и иногда выдает целые «фразы», к сожалению, пока непонятные для окружающих.

Что должен делать ребенок, когда ему исполняется десять месяцев? Конечно, ломать игрушки! Только не ругайте кроху за очередную развалившуюся машинку – именно так детки изучают окружающий мир.

Малыш уже придумывает сюжетные игры: укачивает куклу, кормит с ложки мишку, «чинит» что-нибудь папиными инструментами. Некоторое время может провести один, увлекшись каким-либо занятием или игрушками. По-прежнему любит игры в «ладушки» и «прятки».

Продолжается психомоторное развитие ребенка:

  1. в десять месяцев кроха легко захватывает пальчиками небольшие предметы;
  2. выполняет с ними различные манипуляции;
  3. может перекладывать предметы из одной ёмкости в другую;
  4. на прогулке с удовольствием складывает камешки в ведёрко;
  5. уже можно познакомить деток с карандашами и тестом для лепки

Во время этих занятий не оставляйте малыша одного и постоянно следите за его действиями.

Важно! Постарайтесь запрещать только то, что касается безопасности малыша (розетки, провода, горячее, открытые окна). Если вы не хотите, чтобы кроха испортил какие-то вещи, лучше уберите их подальше с глаз, чтобы не провоцировать маленького шалунишку.

В десять месяцев детишки уже не так боятся остаться в одиночестве и начинают любить самостоятельность. Малыш становится спокойнее, это время – один из удачных моментов для отучения от соски. Именно в 10 месяцев детки спокойно расстаются с ней.

Развитие ребенка десятого месяца жизни приводит к тому, что он становится более общительным и может поиграть с малознакомыми взрослыми или другими детками. Хорошо, если родители будут рядом и подскажут малышу, как действовать в той или иной ситуации.

Мама и папа могут научить ребенка здороваться, прощаться, делиться, говорить «спасибо», спрашивать разрешения. В этом возрасте малыши буквально впитывают правила поведения в обществе.

Смотрите в моем видеоуроке подробнее о развитии малыша в 10 месяцев:

Мальчики и девочки

В 10 месяцев ребенка достаточно хорошо заметна разница в развитии и поведении маленьких леди и юных джентльменов, то, что должна уметь девочка отличается от того, что должен уметь мальчик.

Малышки обычно больше привязаны к маме, хотят быть поближе. Любят, чтобы их водили за ручку, играли с ними. Могут достаточно продолжительное время провести за «сидячим» занятием: перебирать маленькие предметы, листать книжки, разбирать пирамидку или крупный конструктор.

Девочки больше любят повторять за старшими. Именно они раньше начинают самостоятельно есть, осваивают горшок. Малышка раньше произносит первые слова.

Мальчишки – это маленькие ураганы-непоседы. Взрослым нужно приложить большие усилия, чтобы склонить мальчика сделать то, что он не хочет. Не любит, когда ему помогают, стремится все делать самостоятельно. Но ему не хватает усидчивости и терпения, поэтому у него пока мало что получается.

В десять месяцев ребенку интересно все вокруг: доставать вещи с полок и из шкафов, залезать на стулья и столы – это то, что должен уметь мальчик в этом возрасте. Мальчики начинают говорить позже девочек, так как повторять слова за взрослыми – это скучно, ведь вокруг столько неизведанного!

Конечно, все детки индивидуальны; бывают и спокойные мальчики, и девочки-непоседы. И то и другое зависит от особенностей развития ребенка, ведь в 10 месяцев уже проявляется и темперамент, и характер. Родителям стоит немного подождать, и малыш в скором времени освоит все необходимые навыки.

Недоношенные детки

Развитие недоношенного ребенка в десять месяцев очень сильно зависит от срока беременности, на котором он появился на свет, от состояния здоровья и качества реабилитационных мероприятий, которые проводили в роддоме. В соответствии со сложившейся практикой, возраст развития недоношенных деток отсчитывают не от момента рождения, а от предварительной даты родов (ПДР).

В 10 месяцев такие малыши:

  • умеют вставать у опоры;
  • делают один-два шага вдоль дивана или детской кроватки;
  • ползают (по-пластунски или на четвереньках);
  • садятся и сидят без поддержки;
  • бросают и катают мячик;
  • знают свое имя;
  • понимают большинство обращенных к ним фраз;
  • пытаются повторять слова за взрослыми.

В десять месяцев ребенок меняется так быстро; очень интересно наблюдать за тем, что он умеет и сравнивать с тем, что он должен уметь; видео и фотографии помогут вам сохранить в памяти это неповторимое время.

Вашему крохе 10 месяцев , и по сравнению с новорожденными детками он кажется таким большим! Настоящий богатырь, а ведь, по сути, они ровесники. И через пару-тройку лет разница в возрасте будет совершенно незаметна. Некоторые родители записывают, что умеет их малыш в 10 месяцев, а потом читают эти записи со своим уже взрослым ребенком. И потом эти записи всегда вызывают умилительные улыбки. Итак, что бы вы могли записать?

Физические навыки

Малыш продолжает быстро развиваться, расти, учится всему, оттачивает свои умения и навыки во всем.

  • Он уже не только уверенно сидит, но и твердо стоит на своих двоих, держась за опору только одной рукой. Его иногда можно «ввести в заблуждение» — дать в ручки какую-нибудь маленькую игрушку. Тогда малыш отвлечется и станет держаться за нее, а об опоре забудет. Но чуть только обнаружит обман — тут же либо схватится за нее снова, либо сядет.
  • С удовольствием ходит со стулом, толкает его впереди себя. Но иногда может обходиться без него — опорой послужит стена. Возможно, ваш малыш в десять месяцев умеет ходить самостоятельно. (Все равно не стоит оставлять его одного.)
  • Новое достижение — он может подниматься на невысокую лесенку — 2-3 ступеньки. При этом сначала ставит ножку на ступеньку, а потом поднимает к ней вторую ножку. Чуть позже он научится и спускаться.

Социальное развитие

  • Малыш стал совсем взросленьким и хочет делать все, как большой. Сейчас его легко приучить к хорошим манерам — кушать из ложки, . А после еды проситься на горшок.
  • Он уже может выполнять кое-какие «поручения» — принести вам тот или иной предмет, показать, как надо играть с чем-то. Разрешите ему самому выбрать, в каких колготках он пойдет гулять — в синих или зеленых, или какую кофточку наденет.
  • Короткое время малыш способен забавлять себя сам — в своем детском уголке находит для себя множество неотложных дел. При этом может так захлопотаться, что не заметит «мокрую» аварию. Не упрекайте человека — ведь ему тогда в самом деле было некогда!
  • Он охотно играет с другими детьми своего возраста. Только ему надо в этом помочь, научить общению с ровесниками, ведь такого умения в 10 месяцев у него еще нет.
  • Чаще всего ребенок уже сам не хочет ходить с соской, так что отучить его от нее бывает довольно просто. Если же не получается, то соску можно «потерять» и не давать ему ее больше.

Эмоциональное развитие

  • Здесь тоже происходит настоящий прорыв — он уже понял, что общаться можно не только при помощи крика или плача.
  • Он уже понимает слова «нет» и «нельзя». Но пытается быть непослушным, и это ему нравится. Непослушание — пока только такая игра!
  • У него начинает проявляться чувство юмора. Хорошо воспринимает шутки, может сам специально издавать смешные звуки и смеяться над ними.
  • Может ужасно расстраиваться, когда у него забирают игрушку и заставляют заниматься неприятными вещами — например кушать или спать. Чтобы не было лишних слез, малыша надо чем-то отвлечь, заинтересовать предстоящим делом.

Игры и игрушки

  • В этом возрасте в играх малыша тоже наступает новый этап — в них появляется небольшой сюжет, игры делаются все больше осмысленными. Малыш может укачивать куклу, но еще не догадается, что можно таким же образом играть с мишкой или зайчиком.
  • Ребенок очень любит катать мячик, возить машинки, собирать пирамидки.
  • В 10 месяцев ребенок должен уметь поднять с пола небольшой предмет, положить его в ведерко.
  • Все так же он любит играть с вами и в разные «ладошковые» игры, а игра в прятки становится почти настоящей — ведь малыш предпочитает спрятаться за креслом. Важно подольше его искать — на кровати или под ней, по всей комнате. А потом «найдите» и удивитесь.

Речь

Арсенал доступных ребенку слогов все растет. Ему уже покорились и «ма» , и «ба» , и «па» . Он постоянно работает над их произношением. Ловит каждое ваше слово. И вскоре вы услышите требовательное — «дай-дай-дай» ! Правда многие ребятишки, требуя что-то, говорят «на!» Ведь вы, протягивая ему что-то, говорите именно это слово!

Малыш очень хочет общаться! Настолько сильно, что даже изобретает свой собственный язык. Говорит на нем с вами и огорчается, когда его не понимают. Не перебивайте человека, дайте ему высказаться до конца. Разговаривайте с ним, как с полноправным собеседником. Тогда, привыкнув к этому, он будет с вами общаться и когда станет подростком, и когда будет взрослым.