Во что одета снегурочка. Исследовательский проект «Кто такая Снегурочка? Снегурочка: городские легенды и современные "ужастики"

Снегурочка и Дед Мороз - популярные персонажи и неизменные гости любого Нового Года. Герои неизменно веселы и доброжелательны - поздравляют взрослых и дарят подарки малышам. Но история возникновения обряда празднования, как и настоящие роли Мороза и Снегурочки, потрясают воображение своей жестокостью и обилием кровавых подробностей.

Снегурочка и Мороз: скандинавское толкование

По свидетельствам римских летописей, кельтские жрецы - друиды - среди прочих деревьев особенно чтили хвойные (ель, сосна). Зеленым исполинам из священных рощ регулярно подносили дары - еду, цветы, драгоценности и человеческие жертвы. Впрочем, последние - факт неподтвержденный, хотя русская Снегурочка и ее современное толкование считается культурным заимствованием у диких, непросвещенных варягов.

Откуда родом Снегурочка?

Жестокий дух зимы - Старец Севера - требовал почтительного отношения. Девочка-Снегурочка была необходима, чтобы умилостивить божество природы. На роль Снегурки выбиралась либо сирота, либо жребий кидался в пределах поселения. Кто родители Снегурочки - было совершенно неважно.

Традицию жертвоприношения римские историки описали очень красочно и с множеством неаппетитных подробностей - обливание ледяной водой и вспарывание живота юной девушки были обязательными атрибутами кельтских празднований, как и украшения священных елей останками людей.

Особой веры римским летописцам нет, поскольку друиды были известны своим пацифизмом и бережным отношением ко всему живому - деревьям, травам, животным и людям.

Снегурка: славянское толкование

Общие корни народов индоевропейской группы позволяют делать выводы о едином мифологическом пространстве, в свете чего персонажи, герои и основные мотивы сказок и легенд повторяются и переплетаются. Русская Снегурочка - отголосок общей космогонической концепции и частичного культурного заимствования. Персонаж встречается преимущественно в славянских сказках, в Европе подобного образа

Одним из непременных внешних признаков и современных считается корона Снегурочки. по наблюдениям культурологов, восходит к образу пра-Снегурочки - славянского духа Костромы. Сестра Купалы - Кострома - изображалась как девушка в белых одеждах с короной (возможно, та самая корона Снегурочки) на голове и веткой дуба в руке. Встречи и проводы Костромы (олицетворения весны) сопровождались особыми обрядами. Подобно знакомому нам по многочисленным литературным произведениям, Кострома покидала людей - совсем как Снегурочка летом. Сестра Купалы некоторое время была «в силе», а затем «заболевала» и «умирала».

До сих пор неизвестно, как из Костромы получилась девочка-Снегурочка, но именно древнее божество славян лежит в основе современных семейных праздников.

Есть ли семья у Снегурки?

На вопрос «Кто родители Снегурочки?» ответов в мифологии можно найти несколько - Зима и Лада, Весна и Зима - два взаимоисключающих начала.

Без вмешательства потусторонних сил тут, очевидно, не обошлось, но современная легенда о Морозе и его внучке за Снегуркой родителей не признает в принципе.

Где родители Снегурочки? Исходя из древнескандинавского и древнеславянского понимания праздника, родители бы «в шоколаде». Избранной для торжественного жертвоприношения Снегурке была обещана вечная жизнь, а всем ее родным - благоденствие и процветание.

Снегурочка и Дед Мороз: эволюция образов

Традиционный Дед Мороз из русских сказок эволюционировал в доброго старика достаточно долго. Пра-Мороз, он же Морок, был божеством хтоническим, и встречаться с ним не захотелось бы никому.

Властелин снегов и бесконечной зимы, Мороз-Морок был также известен своей любовью к обманам, что сохранилось в многочисленных поговорках языков индоевропейской группы. Любимым развлечением доброго дедушки Морока было сбить путника с толку и завлечь его в болото или чащу, где последний погибал от холода и истощения. Задобрить Морока можно было только особыми подношениями и подарками, которые расставляли за дверью и на обочинах дорог.

Со временем Дед Мороз сильно подобрел и стал не только замораживать, но и одаривать смертных. Этот мотив можно проследить в народных и авторских сказках.

Пара «Снегурочка и Дед Мороз» сложилась значительно позднее - в начале 20 века.

Дед Мороз и Снегурочка: традиционные костюмы

Старик огромного роста в белой меховой шубе, покрытой изморозью - так себе представляли грозного Мороза наши далекие предки. Длинные седые волосы и белая всклокоченная борода с сосульками - непременные признаки властелина зимы. Царством Позвизда-Мороза была зима - в это время года ему и только ему принадлежал весь мир.

Часто на современные празднования Дед приходит с посохом в руке - такой же был и у его прародителя. Одним прикосновением этого могущественного оружия пра-Мороз мог заморозить реки и озера, превратить землю в ледяные равнины и расколоть горы. Под действием артефакта люди и животные превращались в ледяные глыбы, поэтому задобрить божество было жизненно необходимо.

Еще один магический артефакт - пояс, который можно увидеть и у современных Морозов, он выступал своеобразным оберегом.

Со Снегуркой все намного сложнее - непонятно, кто родители Снегурочки, откуда она взялась, и как сложился ее традиционный костюм. Предположительно, белая или голубая шубка девушки говорит о ее «зимнем» происхождении и роднит ее с названым родственником - Дедом Морозом.

Снегурочка: городские легенды и современные "ужастики"

Популярная в мировой сети версия о настоящем происхождении праздника и связанных с ним образов слегка отдает дешевыми фильмами ужасов.

По лучшим голливудским традициям, в роли Снегурочки, по версии популярной городской легенды, выступала юная дева, не знавшая мужчины. Эту несчастную девушку не только выставляли на мороз и обливали ледяной водой, но и впоследствии «украшали» ее останками деревья в ближайшем лесочке. Все эти ритуальные действия приписываются друидам - древним кельтским эко-пацифистам, которым и обижать любое живое существо было не позволено законами.

В подобное осквернение священных рощ и деревьев жрецами культа верится очень слабо. На территорию, где совершались сезонные ритуалы и обряды, посторонние не допускались - тем более маловероятно, что безвестная девица могла находиться в священной роще вплоть до полного оледенения. Да и осквернять мертвечиной древние ели, возраст которых мог насчитывать несколько сотен лет, друиды бы вряд ли стали.

Образ несчастной замерзшей насмерть девушки-Снегурочки - частично заслуга победивших римлян, а частично - обычные страшилки из серии «в черном, черном городе».

«Революционная» Снегурочка из СССР

Со сменой режима новой власти - Советской - понадобились и новые праздники. Католическое рождество с буржуазными атрибутами - толстым Сантой и его эльфами-слугами - показалось партийным деятелям недостаточно идеологически выдержанным.

Национальные традиции малых народов СССР были распространены на относительно небольших территориях, а огромной стране требовался другой праздник - новый, яркий и абсолютно уникальный.

«Кремлевские елки», вошедшие в историю как пример помпезных торжеств для избранных, стали началом легенды о советской Снегурочке, ведь сам по себе строгий старик Дед Мороз очень далек от ребятишек, а многие малыши и сейчас опасаются страшной бороды и необычной одежды новогоднего гостя. Приглашение Снегурочки на детский праздник позволяет сделать торжество более уютным и домашним. На вопрос «Кто родители Снегурочки?» можно ответить однозначно - массовики-затейники и организаторы кремлевских новогодних мероприятий 30-х гг.

Дед Мороз и Снегурочка: как порадовать детей?

Поддержать детскую веру в новогоднее чудо достаточно непросто. Артисты не всегда хотят и могут отрабатывать гонорар, который иногда бывает нескромным, а декорации, наоборот, оставляют желать лучшего.

Для малышей и их родителей большим сюрпризом может стать тот факт, что юная Снегурочка весит добрую сотню килограммов, а от дедушки Мороза пахнет пивом.

Массовые мероприятия - оптимальный выбор, поскольку на таких праздниках есть не только огромная яркая елка, но и самый настоящий Дед Мороз, которой хоть и находится далеко на сцене, но поздравляет всех и сразу.

Еще лучше, если на роль доброго волшебника подрядится отец семейства или другой родственник мужского пола. Так ребятишки гарантированно получат сердечные поздравления, подарки и воспоминания о настоящем новогоднем чуде.

Какими станут любимые

Динамика образов главных героев позволяет строить предположения, основывающиеся на эволюции персонажей. Грозные духи природы за сотни лет превратились из вредителей в помощников и благодетелей, которых ждут в каждом доме. Из маленькой девочки Снегурка превратилась во вполне взрослую девушку, а Дед Мороз из седого злобного старикана - в благообразного старца с проседью.

Смешение образов католического Санты и русского Мороза сегодня приводит к многочисленным смешным путаницам - часто в праздники можно встретить Деда Мороза в шапочке Санта-Клауса или Санту в сопровождении Снегурки.

Возможно, в недалеком будущем эти персонажи настолько сблизятся, что будут полностью взаимозаменяемы. Впрочем, поскольку праздник и подарки приносит каждый из них, это ничуть не обидно.

Не менее приятно будет праздновать Новый год и с Сантой, и со Снегуркой, и с Дедом Морозом - подобные традиции уже сегодня можно наблюдать в некоторых семьях, где есть и католики, и православные.

Елка всегда будет елкой, подарки - подарками, а праздник - праздником, кто бы их ни приносил и кто бы ни желал здоровья, счастья и богатства.

Новогодние Дед Мороз и Снегурочка, а также Санта-Клаус и его эльфы уж точно никого не оставят без подарков и воспоминаний о необычных и веселых праздниках.


Снегурочка - внучка Деда Мороза. Мы знакомы с ней с самого раннего детства, когда наши мамы и бабушки нам говорили вечером перед Новым годом: «Ложись поскорее спать, утром проснёшься, а Дед Мороз и Снегурочка принесут ёлку и подарки». А кто-то из нас сам убирал свою ёлочку, ожидая на следующее утро Деда Мороза и Снегурочку с подарками. Все эти воспоминания остались с нами, и живут тихой затаённой радостью в душе, которую взрослея, мы передаём своим детям.



Когда же «родилась» Снегурочка, эта помощница и спутница Деда Мороза? Видимо начать придётся c самой глубокой старины, когда в северных областях языческой Руси в зимнее время бытовал обычай делать из снега и льда разных сказочных идолов. В преданиях древних славян часто встречается образ ледяной девочки, которая ожила. А потом она появилась в русском фольклоре под именем Снегурка.



Пьеса и опера Снегурочка – Островский и Римский-Корсаков.


В «Поэтическом воззрении славян на природу» в 1869 году А. Н. Афанасьев, автор сборника русских сказок, опубликовал этот сюжет. А в 1873 году русский писатель А. Н. Островский написал пьесу «Снегурочка», в которой она предстаёт перед нами как дочь Весны-Красны и Деда Мороза. Снегурочка - юная девушка, в сердце которой нет эмоций, свойственных людям, поэтому она ощущает тоску, ведь «…несчастлив тот, в чьём сердце нет огня, кто без любви безумной век свой прожил…». Ей хотелось бы испытать яркие эмоции, и она вымолила у своей матери- Весны способность любить, хотя знала, что если сердце её станет горячим, она погибнет, а проще говоря, растает. В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков написал оперу, которая имела потрясающий успех. Воспитатели тех давних времён конца XIX - начала XX века придумывали различные сценарии для детских новогодних праздников, на которых появлялись не только Дед Мороз и Снегурочка, но и маленькие лесные жители: зайчики, белочки, медвежата и конечно снежинки. Дети радовались, и каждый выбирал себе костюм того или иного персонажа. Каждая девочка хотела быть Снегурочкой, но если это не удавалось, то снежинок на новогоднем празднике были настолько много, и они были так разнообразны, и все их наряды воздушные, летящие, пушистые были не менее привлекательны. Хотя, кроме снежинок, на праздник могли прийти и , и «Золушки», и феи, и эльфы и т.д. В это время любили делать инсценировки из сказок и театральных пьес и опер. Тогда театр любили, и посещение театра было событием грандиозным, которое начиналось подготовкой за несколько дней до посещения.
Как видим, Снегурочка в это время ещё не являлась главной помощницей Деда Мороза.




Советская Снегурочка.


После революции ёлочку запретили, и конечно вместе с ней Дед Мороз и Снегурочка тоже отправились в далёкие снежные края. А праздник Рождество не просто считался обычным будним днём, но и проще говоря, был вне закона. Даже специальные патрули, в основном комсомольцы, ходили по городу и заглядывали в ночные окна – нет ли ёлочки у кого?...В 1935 году ёлочку и Деда Мороза реабилитировали, в отличие от тех, кому предстояли долгие десятилетия испытаний. Снегурочка с этого года получила статус помощника и внучки Деда Мороза. Именно в 1937 году, который вспоминают наши бабушки и прабабушки даже сейчас шёпотом, Дед Мороз и Снегурочка впервые вместе выступали на ёлке в московском Доме Союзов. В ранних советских иллюстрациях, в детских книжках Снегурочка изображалась маленькой девочкой, а несколько позже, она повзрослела, и стала девушкой. Деду Морозу на новогоднем празднике нужна была помощница, которая умела бы не только подарки детям раздавать, но и игры заводить, и вместе с ними хороводы водить, и загадки загадывать-разгадывать и многое, многое другое...


Обычно в самодеятельных постановках Снегурочкой выбирали светловолосую девушку, а в школах это как обычно была «пионервожатая».



Кинематограф – фильм Снегурочка.


Когда в 1968 году снимали фильм «Снегурочка» выбрали одно из самых красивейших мест России – у реки Мера, где было построено царство Берендеев. Именно в этих краях, в Щелыково, А.Н.Островский написал свою «Снегурочку». Когда съёмки были закончены, деревянные декорации перенесли под Кострому, где возник парк «Берендеевка», есть там и «Терем Снегурочки». Да разве только терем, у неё даже день рождения есть – 4-5 апреля, когда уже почти середина весны. В сказке Снегурочка родилась зимой, но решили эту дату перенести на весну, объяснив тем, что «у Снегурочки отец - Дед Мороз, а мать - Весна, и поэтому у неё день рождения весной». Как известно, у Деда Мороза резиденция находится в Великом Устюге, а резиденцию Снегурочки, так тому и быть, решили оставить там, где она родилась, где А.Н. Островский написал эту пьесу.

Мифологический и сказочный персонаж Снегурочка в наше время чаще всего упоминается на Новогодние праздники. Сегодня Снегурочка — это внучка и непременный спутник . Оба персонажа являются частью народных представлений о хозяевах зимы. Сам образ Снегурочки достаточно противоречивый, а некоторые и вовсе высказываются в пользу того, что такого персонажа у древних славян и в языческой мифологии просто не существовало. Далее рассмотрим, так ли это на самом деле, и если Снегурочка существовала, то что же это могло быть за божество?

Высказывающиеся против существования Снегурочки и за её относительно недавнее появление в культуре и фольклоре, подкрепляют свои заявления одним историческим фактом. Дед Мороз и Снегурочка стали впервые появляться на Новогодних праздниках в 40-х годах XX века. Считается, что впервые Снегурочка появилась на новогоднем празднике в 1937 году, участвуя на новогодней ёлке в московском Доме Союзов. Важно знать, что впервые породнил Снегурочку и Деда Мороза русский драматург А. Н. Островский, который написал пьесу «Снегурочка». Произошло это гораздо раньше того самого праздника в Доме Союзов. Пьеса была написана в 1873 году. Тогда Островский назвал Снегурочку не внучкой, а дочкой Деда Мороза и Весны-Красны. Однако Островский не выдумал девочку из снега, а заимствовал из книги известного русского историка, исследователя славянского фольклора А.Н. Афанасьева. Афанасьев упомянул сказку о Снегурочке в своей книге « », которая была написана в 1869 году. Стоит здесь также отметить, что Афанасьев не занимался сочинительством, а взял сказку и образ Снегурочки из народного фольклора. Таким образом, можно вполне конкретно утверждать, что заявления о выдуманном образе Снегурочки несостоятельны. Если так, тогда что за мифологический персонаж может скрываться под обличьем девочки из снега?

Снегурочка (Снегурка, Снегурушка, Снежевиночка) — само имя этого персонажа говорит о её связи со снегом. Судя по сказке, которая дошла до собирателя фольклора Афанасьева, Снегурочку слепили из снега крестьянин Иван и его жена Марья, которые состарились, но так и не заимели детей. Когда выпал снег, они вышли из хаты и слепили снежную куклу или снежную бабу, которая вскоре ожила. Девочка или девушка, которая является самим олицетворением снега и которая тает с приходом весны — это вполне ясный персонаж. Яркие черты Снегурочки явно намекают на то, что в глубокой древности Снегурочка могла быть ни кем иным, а богиней зимы — (Мара, Марена). Мара — олицетворение зимы и снега, зимней свежести и чистоты. Также одинаково характерны для обоих персонажей их символическая смерть (таяние или сжигание) с приходом весны.

Всё бы так и всё вроде бы сходится, однако есть одно очень важное но! Дело в том, что в сказке Афанасьева Снегурочка погибает вовсе не с приходом первых весенних дней, как Морана, а на праздник , то есть в середине лета. С приходом весны Снегурочка стала прятаться от солнечных лучей, всё больше стала тосковать. Когда пришёл день Купалы подружки стали выпрашивать у стариков отпустить Снегурочку погулять, чтобы та немного развеселилась. Вечером, когда пришло время традиционных купальских игр, подруги сложили костёр из травы и хвороста и стали прыгать через него. Снегурочка, которая была позади всех, прыгнула последней, а когда её подруги обернулись, то её уже не было. Снегурочка растаяла, прыгнув через огонь. Именно этот сюжет опровергает теорию, что Снегурочка может быть снежной королевой Мораной. Если исходить из этих суждений, то Снегурочка — это Кострома (Костробунько, ). Именно чучело Костромы или Ярилихы принято сжигать, топить или разрывать на Купалу. Это один из самых известных купальских обрядов. Считается, что сжигание куклы Костромы является ритуальным прощанием с русалками, так как праздник Купала является последним днём Русальной недели или Русалий.

Снегурочку также сравнивают с — богиней весны. Леля — юная богиня, которая приходит в мир сразу после окончания зимы. Её приход сопровождается возрождением природы. Именно это мы и видим в образе Снегурочки, которая возродилась из «мёртвого» снега, победила смертельные оковы зимы, принесла жизнь и счастье, стала дочерью для пожилых крестьян. Всё это символизирует возрождение жизни и плодородие после окончания зимы.

Леля и Кострома — кто из них является прообразом Снегурочки? Вполне возможно, что обе богини. Дело в том, что этнографами были зафиксированы интересные поверия, судя по которым Кострома — богиня женского рода, богиня весны и является женой бога весны Ярилы. В некоторых областях чучело, сжигаемое на Купалу, так и называют — Ярилиха, то есть невеста или жена Ярилы. Если и Ярилиха (Кострома) и Леля считаются юными богинями весны, то вполне можно предположить, что это один и тот же персонаж славянской мифологии, называемый по-разному в разных областях и регионах, и обе они, соответственно, стали прообразами той самой Снегурочки, историю о которой услышал и записал замечательный русский учёный, историк, исследователь, фольклорист, писатель Александр Николаевич Афанасьев.

Мультфильм Снегурочка:

Большое собрание фильмов для самых маленьких на сайте «Мультики». Только здесь мультики про машинки все серии подряд , а также свинка Пеппа, Маша и Медведь и многое другое. Мультфильмы для мальчиков и девочек в отличном качестве.

Юная помощница Деда Мороза – внучка Снегурочка является уникальным новогодним персонажем, встречающимся только в русской культуре. Невероятно милая Снегурочка без труда находит общий язык с лесными зверями и непоседливыми малышами, которые видят в ней посредника при общении с Дедом Морозом.

Каждая девочка, выбирая костюм на новогодний карнавал, мечтает быть Снегурочкой, поскольку она является воплощением красоты, добродушия и воспитанности.

Родом из сказки

Вечно юная и сияющая Снегурочка вошла в нашу реальность со страниц книги «Поэтические воззрения славян на природу», автором которой является русский фольклорист Александр Афанасьев. В 1869 году он рассказал трогательную историю про старую бездетную пару Ивана и Марью, которым для полного счастья не хватало в доме только детей.

Однажды зимой они вылепили для себя из снега доченьку Снегурку, которая ожила и наполнила их жизнь радостью. Впрочем, семейная идиллия длилась недолго: с приходом тепла родители прятали Снегурочку от солнечных лучей, но все же не уберегли её – ослушавшись стариков, она отправилась с подружками на праздник Ивана Купалы и вместе со всеми решила прыгнуть через костёр.

Вдохновившись рассказом Афанасьева, писатель Александр Островский решил написать свою пьесу под названием «Снегурочка», в которой родителями бледнолицей новогодней красавицы являются Весна-Красна и Дед Мороз.

Драматург изобразил Снегурочку 15-летней девушкой, облачённой в шубу с меховым воротником, изящную шапку и тёплые рукавички. По сюжету Снегурочка живет в лесу и лишь однажды под надзором Бакулы-бобыля отправляется в слободу Берендеевку к людям, которые увлекли её своими волшебными песнями.

Именно в этот день слободчане отмечали День весеннего равноденствия, когда в свои законные права вступал языческий бог солнца – Ярила, от тепла которого таяли зимние сугробы. Не устояла под натиском жгучих лучей и Снегурочка, но тая весной, она снова возрождалась зимой.

К образу Снегурочки в своём творчестве обращался композитор Римский-Корсаков, написавший одноименную оперу, имевшую огромный успех.

Фольклорные корни

Возможно, свою биографию Снегурочка ведёт из русского фольклора, основывавшегося на языческих верованиях. Поклонники одной версии, считают Снегурочку воплощением богини зимы - Мораны, которая символизировала собой снег, морозную чистоту и свежесть. С приходом весны и тепла Морана, так же как и Снегурочка, таяла, однако вновь возрождалась с первыми заморозками.

Другие видят в Снегурочке прототип Костромы – чучела, сжигаемого во время празднования Ивана Купалы. Ещё существует мнение, что это рождающаяся с приходом зимы снежная нимфа, которая испаряется весной, забирая с собой мечты о хорошем урожае сельчан.

Как ни парадоксально, но Снегурочку также сопоставляют с богиней весны – Лелей, видя в ней символ возрождения природы: родившись из снега, она дарит счастье пожилой чете, побеждает зимние оковы, а превратившись в воду, дарит плодородие почве.

Не зря же Снегурочку также считают олицетворением речной воды, скованной мощными льдами.

Совместный выход

Когда 1935 году в СССР стали официально отмечать Новый год, главными символами торжества были определены Дедушка Мороз и его внучка Снегурочка. Кстати, до сих пор неизвестно, с чьей легкой руки между ними возникла такая родовая связь.

Уже через два года в столичном Доме Союзов на первом новогоднем балу у самой главной ёлки страны состоялся дебютный совместный выход этих персонажей. С тех пор Снегурочка верой и правдой служит своему дедушке, помогая ему в общении с детьми, в раздаче подарков, организации весёлых игр и хороводов.

Немного подзабыли про Снегурочку в суровые годы войны, но в воцарившееся мирное время она вновь блистала с Дедом Морозом на всех кремлёвских ёлках. Кстати увлекательные сюжеты приключений новогодних героев выходили из-под пера всеми любимых детских писателей Сергея Михалкова и Льва Кассиля.

Место рождения Снегурочки

В отличие от Деда Мороза, выбравшего своей вотчиной Великий Устюг, Снегурочка обосновалась в Костроме, куда ей можно посылать письма сразу на два адреса - на ул. Лагерную 38, где стоит её терем, и на ул. Ленина 3.

Хотя жители деревни Берендеевка на границе Ярославской и Костромской областей, считают Снегурочку своей землячкой.

Часто по этому поводу с ними спорят смотрители имения Щелыково, в стенах которого Островский создал пьесу «Снегурочка».

Ещё одним местом на карте России, ассоциируемым со Снегурочкой является подмосковное имение Саввы Мамонтова - Абрамцево, где художник Васнецов написал образ зимней красавицы в сарафане, лаптях и ленточным ободком на голове.

Кроме того на сцене абрамцевского театра была впервые поставлена посвящённая Снегурочке пьеса Островского и прозвучало музыкальное сочинение Римского-Корсакова.

Образ Снегурочки

Кроме Васнецова над внешним обличьем Снегурочки задумывались живописцы Врубель и Рерих: первый изобразил её в снежно-пуховой шубе, отороченной мехом горностая, а второй, представляя её символом России, расписал наряд таинственными завитками и орнаментами.

В современном облике Снегурочки переплелись старые и добавились новые черты: наряду с 8-ми лучевым венцом с серебром и жемчугом она может надеть капюшон, облачиться в костюм, как белого, так и голубого цвета.

Выполнили: обучающиеся 1 «а» и 4 «б» классов Руководители: Алешина Ю.В. и Морохова Л.Л.

В небольшом вологодском городке с красивым названием Великий Устюг в густом еловом лесу стоит сказочный терем, в котором обитает любимый персонаж новогодних праздников – Дед Мороз и его главная помощница – внучка Снегурочка. На въезде в деревню гордо развиваются три флага – России, Москвы и Великого Устюга. Наша современная Снегурочка сопровождает Дедушку Мороза в его новогоднем путешествии по стране, помогает ему веселить детей, одаривать их подарками. Проходят новогодние праздники и мы на целый год забываем об этой замечательной девушке. Грустно!

Откуда появляется и куда исчезает Снегурочка - это стало нам интересно и мы решили заняться исследованием этого вопроса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 имени В.Я.Шишкова»

Исследовательский проект

по теме:

«Кто такая Снегурочка?»

Выполнили обучающиеся

4 «б» и 1 «а» классов.

Руководители: Алешина Ю.В.,

Морохова Л.Л.

г. Бежецк

2013 – 2014 уч. год

1.Аннотация.

В небольшом вологодском городке с красивым названием Великий Устюг в густом еловом лесу стоит сказочный терем, в котором обитает любимый персонаж новогодних праздников – Дед Мороз и его главная помощница – внучка Снегурочка. На въезде в деревню гордо развиваются три флага – России, Москвы и Великого Устюга. Наша современная Снегурочка сопровождает Дедушку Мороза в его новогоднем путешествии по стране, помогает ему веселить детей, одаривать их подарками. Проходят новогодние праздники и мы на целый год забываем об этой замечательной девушке. Грустно!

Откуда появляется и куда исчезает Снегурочка - это стало нам интересно и мы решили заняться исследованием этого вопроса.

2.Введение.

Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника – это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого Бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние. Девушка, приходящая к нам с Дедом Морозом под Новый год существует только в России, нигде в других странах такой новогодней гостьи нет.
Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.

Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной. Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать до недавнего времени было известно весьма путанно и туманно.

По этой причине мы провели свои собственные исследования.

Цели исследования : узнать, откуда к нам приходит каждый год Снегурочка, составить ее родословную, показать роль современной Снегурочки как внучки Деда Мороза.

Проблемный во прос: (вопрос для исследования): если Снегурочка внучка Деда Мороза, то кто ее родители: мама и папа.

Тип исследования : экспериментально - творческий.

Тип исследования по предметной области: внепредметный.

Тип исследования по форме : коллективный.

Тип исследования по временным рамкам: краткосрочный (5 недель).

Объект исследования – Снегурочка.

Предмет исследования – история Снегурочки.

Для того чтобы, провести исследование мы составили план работы.

План исследования.

  1. Провести социологический опрос.
  2. Прочитать книги по теме исследования.
  3. Обратиться к компьютеру, посмотреть в сети Интернет.
  4. Познакомиться с произведениями искусства (музыка, живопись).
  5. Составить родословную Снегурочки.

3.Исследовательская работа по плану.

3.1. Социологический опрос.

В начале исследования был проведен социологический опрос одноклассников, в ходе которого было предложено ответить на вопросы:

Кто такая Снегурочка;

Откуда она появилась;

Почему она внучка Деда Мороза.

На первый вопрос все ответили – внучка Деда Мороза- 39 уч, дочка- 5 уч.

На второй вопрос мнения разделились: живет в городе Великий Устюг-15 , приходит из лесу с дедом Морозом-23, не знаю- 6.

На третий вопрос ответы были такие: так принято- 35, Дед Мороз старенький, она его помощница-7, и были 2 ответа «не знаю».

3.2.Легенды, народные сказки и литературные произведения.

Это сейчас Дед Мороз добродушен и щедр, готов веселить и радовать детей, раздавая подарки и зажигая елки. Но так было не всегда. В старинные времена в мире славян было много богов, духов. Среди них был и зимний дух, наводивший на землю морозы и метели, покрывавший реки льдом, а поля снегами. В зависимости от региона его проживания его называли Зимником, Трескуном, Студенцом, Карачуном, Морозкой, Морозом. Он, по преданиям, не был добродушным, а вот напакостить был не прочь: мог выморозить озимые, замести огромными сугробами дороги, напустить холода в дом или хлев, заморозить колодцы. Поэтому древним жителям приходилось такого духа задабривать, уговаривать, дарить ему подарки: выставлялись на двор угощения, пели ему заклинания или заклички, просили быть с ним милостливым. И в народных сказках этот дух не был добрым дедушкой: всем раздавал по делам его, дед Мороз мог жестоко наказать и щедро наградить, только сделать так, чтобы он наградил, было не очень просто, надо было весь год вести себя по- доброму. Обычно в сказках его представляли в образе деда с длинной седой (белой)бородой, который своим дыханием насылает на землю студеные ветры и метели; или в образе старика богатырского сложения, этакого зимнего кузнеца, сковывающего льдом реки и озера. И в сказках или преданиях о дедушке Морозе мы не встречаем рядом с ним никакой Снегурочки. Откуда же взялась Снегурочка ?

Мы обратились к народным сказкам и авторским литературным произведениям литературным источникам, в которых рассказывается о Деде Морозе – это «Детские рассказы дедушки Иринея» Владимира Федоровича Одоевского, где встречается такой персонаж как Мороз Иванович и поэма Николая Николаевича Некрасова «Мороз, Красный нос»,здесь мы не нашли никакого упоминания о девочке Снегурочке и только обратившись к произведениям В.И. Даля литературной сказке «Девочка Снегурочка»,мы прочитали о том, как появилась на свет Снегурочка. И опять она одна, без Деда Мороза, просмотрели еще много литературы, фильмы-сказки, поставленные по этим произведениям и сделали свои собственные выводы.

3.3.Снегурочка снежная.

Снегурочка снежная – это фигура из снега и льда, которая лепилась для того, чтобы в холодные зимние дни отгонять от дома злых духов. По дошедшим до наших времен преданиям, эта девушка могла оживать, жить среди людей, а весной таять, погибать, превращаться в облачко, тучку, чтобы с наступлением зимы снова вернуться в образе Снегурочки- снежной девушки. Даже в наши дни скульпторы и просто умельцы создают изо льда скульптуры Снегурочки, которые стоят на площадях городов, в скверах. А дети во дворах делают из снега Снежных баб, толстых, веселых и добродушных.

3.4.Снегурочка сказочная.

О такой Снегурочке написал Афанасьев Александр Николаевич, знаменитый собиратель русских народных сказок. В сказке о Снегурочке она была вылеплена из снега крестьянином Иваном и его женой Марьей. Они были бездетны и, глядя на детей, которые лепили из снега снежную бабу, тоже взялись за дело, Когда они вылепили носик, сделали вместо глаз две ямки во лбу, на них дохнуло от куклы теплым духом, на них смотрели голубые глазки и губки улыбались, но подошла весна и снегурочка растаяла, прыгая через костер, унеслась белым облаком. В таком виде представлены представления народа о том, когда от жгучих лучей солнца тают снежные насыпи, и, испаряясь, собираются в тучи. В зимнюю пору, когда облака из дождевых превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева сходит на землю. Это соответствует представлениям о духах природы, которые погибают при смене определенного сезона и воскресают с приходом этого сезона вновь.

Другая сказка, рассказанная В.И.Далем, собирателем живого русского языка, объясняет появление Снегурочки из комочка снега, который старик принес домой с улицы, снег растаял и из этой талой водицы появилась живая девочка « беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Из этих сказок видно, что Снегурочка – это символ воды, но в в зимнее время: снежная, ледяная, холодная внешне, но теплая живая внутри.

3.5.Снегурочка литературная

Александр Николаевич Островский в 1873году, почитав в сборнике сказок А. Н.Афанасьева, сказку о снежной девушке « замыслил» написать по его словам «весеннюю сказку». Он написал пьесу «Снегурочка», в которой Снегурочка из маленькой девочки-внучки превращается в девушку. Из произведения Островского мы впервые узнаем о том, что Снегурочка является дочерью Мороза и Весны . Внешность ее соответствует ее рождению: прекрасная бледная светловолосая девушка, одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой.

Эта Снегурочка тоже тает, погибает, но уже от горячих человеческих чувств. Это печально, но не навсегда. Придет зима- принесет снега, морозы, застынут во льдах воды, затем весна – тепло, солнце, радость от того, что люди пережили холодные тяжелые времена, и опять Снегурочке захочется любить и быть любимой, и опять она улетит облачком в светлое небо, унося с собой горести зимы, не зря царь Берендей говорит: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут!»

В Берендеевке жизнь продолжается.

3.6. Снегурочка музыкальная.

История Снегурочки, рассказанная А.Н. Островским, очень понравилась композитору Петру Ильичу Чайковскому, автору знаменитых «Времен года» и в 1873году П.И. Чайковский написал музыку к спектаклю по пьесе А.Н. Островского. Музыка получилась светлая и радостная, и до сих пор музыка П.И. Чайковского используется в постановках «Снегурочки».

Через несколько лет композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков создал оперу с таким же названием. Как говорил сам Римский-Корсаков, сначала царство Берендея ему показалось странным, но потом он, прочитав сказку еще раз, понял всю красоту и поэтичность образа Снегурочки. Художественное оформление оперы на сцене, Снегурочки и других персонажей были выполнены Виктором Васнецовым.

3.7. Снегурочка Костромская.

В городе Кострома считается, что сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострома, по древнеславянским понятиям, это соломенное чучело, изображавшее девушку, которую или топят в реке, или сжигают на костре, подобно современной Масленнице. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы – это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечивать плодородие земель. Так же и Снегурочка доживала до весны и погибала на костре. Образ Снегурочки – Костромы отличается от образа привычной нам Снегурочки. Это девушка, одетая в легкую светлую одежду, на голове у нее венок из листьев и в руке дубовая веточка. Воскрешение Костромы связано с неизменной переменной времен года.

Кстати, Кострома считается четырежды родиной Снегурочки:

Первое рождение – это возникновение образа Снегурочки – Костромы из обряда сожжения Костромы, давшее название городу Кострома;

Второе рождение – в весенней сказке «Снегурочка» А, Н, Островского, писателя и драматурга, создававшего свои произведения на Костромской земле;

Третье рождение – съемки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке, лесопарке на территории Костромы;

Четвертое рождение - воплощение в образе живого человека, играющего роль Снегурочки, живущей в тереме, встречающей гостей.

3.8.Снегурочка праздничная.

В обычной жизни Снегурочка стала появляться на поздравительных открытках и на детских новогодних праздниках в конце 19века и в начале 20 века как символ новогодних праздников. Девочки наряжались Снегурочками, делались инсценировки фрагментов из сказок. Но со временем этот праздник был запрещен и, дети многие годы на новогодних представлениях не встречали ни Деда Мороза, ни Снегурочки.

3.9.Снегурочка современная.

В истории нашей страны есть год, который считается годом возрождения празднования Нового года, и, соответственно Деда Мороза и Снегурочки. С1937 года на Новогодних праздниках появляется величественный Дед Мороз и его внучка Снегурочка. Все – таки внучка! И мы думаем, внучка она потому, что Дед Мороз - старик пожилой, ему трудно одному заниматься такой активной новогодней деятельностью и вот ему в помощь придумана Снегурочка, родная душа, верная и заботливая спутница путешествий Деда Мороза по новогодней стране. В такой роли Снегурочки проявляется забота молодых о своих пожилых родителях, бабушках и дедушках и, соответственно, воспитание в детях уважения к старости и мудрости . Кроме того, Снегурочка дружит со зверятами и зверятками, помогает им в нелегкой лесной жизни, поддерживает и опекает их, что также очень важно.

3.10.Снегурочка в изобразительном искусстве.

Художник В.М. Васнецов нарисовал эскизы к театральной постановки «Снегурочки» Островского нарисовал, где образ Снегурочки был нарисовал с дочери одного богатого человека, покровителя искусств Саввы Мамонтова.

Сказочную красавицу рисовали и другие художники, такие как Михаил Врубель и Николай Рерих, который также оформлял спектакль к оперной и драматической постановке «Снегурочки».

Современный облик Снегурочки вобрал в себя отдельные черты художественных версий всех трех мастеров - художников. Она может приходить на елку в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове – так увидел ее В.М. Васнецов;

в белой, сотканной из пуха и снега одежде, подбитой горностаевым мехом, как изобразил ее М.А.Врубель;

в меховой шубке, которую надел на нее Н.К. Рерих

3.11.Снегурочка в современной детской литературе.

В наше время создаются произведения о Снегурочке, как, например, история, рассказанная Татьяной Курякиной «Как маленькая баба Яга стала Снегурочкой».

3.12.Домашний адрес Снегурочки.

Россия, 156000, г. Кострома, ул. Лагерная, д. 38. Терем Снегурочки

Почта Снегурочки: [email protected]

Заключение.

Из всего вышесказанного мы делаем следующие выводы: на протяжении продолжительного времени в жизни нашего народа существовала, жила и доставляла радость и создавала грустное, но светлое настроение девочка Снегурочка, которая была представлена как

Образ дочери Мороза и Весны;

Образ зимы - Костромы, которая сгорая на костре, уносит с собой холода и метели;

Символ застывших вод: Снегурочка – зимой создана из снега и льда,

Летом – как дождевые облака и тучки, неся благодатные дожди на нашу землю;

Образ внучки деда Мороза.

Но нам хочется, чтобы Снегурочка была в нашей детской жизни как красивая и праздничная подруга, у которой есть дружная и веселая семья, каждый член которой выполняет свою очень нужную природе работу и поэтому мы придумали ей большую семью. Вот такая у Снегурочки родословная:

После завершения нашей работы одноклассники с удовольствием узнали историю нашей новогодней гостьи, получили новые знания. В течение всей работы мы познакомились как с художественными произведениями о Снегурочке, так и с музыкальными произведениями и картинами знаменитых художников. Правда, и спектакли (музыкальный и драматический) и картины художников мы нашли на диске и на сайтах Интернета.

История Снегурочки нас очень заинтересовала, хотелось бы продолжить свое исследование и узнать, как связаны между собой Снегурочка и Снежная королева, ведь они сделаны из «одного теста».