Венчание. Чем церковный брак отличается от обычного? Невенчанный брак

Половая потребность и блудная страсть составитель Ника

Брак без Церковного венчания

Брак без Церковного венчания

При рассмотрении этого вопроса следует учитывать один существенный факт: когда заключался гражданский брак, был ли муж или жена уже в вере или она оба - в неверии. В том случае, если при вступлении в брак супруги не участвовали в таинствах Церкви, то они не могли венчаться. Если один из супругов уже был в вере, то он не может венчаться с человеком неверующим. Если же один из супругов пришел к вере, а другой еще нет, то в отношении такого брака есть заповедь Апостола Павла: «если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1Кор. 7, 12–13).

Феофан Затворник (Толкование на посл.1Кор. 7, 12–13,14): ««Не узаконяет брать жену неверующую, и не повелевает жене верующей сочетаться с мужем неверующем, но дает правила для сочетавшихся прежде приятия проповеди. Ибо случалось, что муж уверует, а жена остается в неверии, и обратно: жена приемлет проповедь, а муж пребывает в недуге неверия. И Апостол повелевает здравому переносить немощи пребывающего с ним в супружестве, заботясь о спасении его» (Феодорит). …Но узаконил это не безусловно, а под условием согласия неверующего лица. Коль же скоро этого согласия нет, т. е. если неверный муж не хочет жить с женою верною, а предлагает ей или возвратиться к прежнему нечестию, или оставить его, то, очевидно, что должно оставить такого мужа: ибо о том, чтоб изменить вере и думать не следует, а оставаться с мужем при вере, наперекор ему, значило бы вводить намеренно разлад и ссоры в семью. Итак, говорит: мира ради оставляйте таковых мужей и жен; в таком случае вы свободны от ига брачного, не подработны ему. «Сторона верующая, говорит Апостол, да не подаст повода к разлучению; а если сторона болящая захочет разойтись, ты невиновен и свободен от обвинения» (Феодорит). «…Если неверный ежедневно оскорбляет и заводит ссоры, то лучше разлучиться: «к миру призвал нас Господь». Неверный сам подает к этому повод» (Златоуст)».

В случае если оба являются верующими и участвуют в таинствах Церкви до вступления в брак или оба пришли к вере, будучи уже супругами, то они должны быть венчаны.

Нравственное Богословие (грехи против 7-ой заповеди, грех - Гражданский брак, устроенный без церковного венчания, или только одобрение такого брака): «И самые язычники в древности не иначе заключали брачный союз, как обращаясь за содействием к своему божеству. Этим они невольно выражали, что брак есть особенное, торжественное событие в жизни человека, что он выше обыкновенного договора, который бы утверждался гражданскою властью и который можно было бы по обстоятельствам переменить или ограничить. А в христианстве брак есть такое же таинство, как крещение, причащение и другие, да еще он таинство «великое», как говорит апостол Павел. Заменить его гражданским, сравнить его с обыкновенным договором (договор-контракт заключается у нотариуса: по нему, обыкновенно, что-либо продается или покупается), значит главным образом, лишить его той нерасторгаемости и того обеспечения, какие сообщает ему Церковь, раздаятельница Божией благодати. Значит, это сорвать с него тот прекрасный венок, которым увенчал его в Новом Завете Господь Иисус Христос. Значит снова низвести женщину в то унизительное состояние, в каком она находилась в Ветхом Завете, а особенно у язычников. В гражданском браке женщина постоянно должна беспокоиться за дальнейшую свою участь, так как упадок ее красоты или раньше этого какая либо неприятность в семье дают повод ее мужу тотчас же сменить ее другою и третьею: а если она мать детей, то должна сдерживаться от сильной привязанности к детям и семье, т. е. сдерживаться в самых естественных и невинных своих чувствах; потому что не знает верно, - кому же достанутся дети в случае развода, хотя бы и должно принадлежать право воспитания их стороне невинной. Какое же это расстройство жизни! (В Англии, например, только легко допускается развод, а гражданский брак еще не узаконен. Но как же там пала женщина, как жестоко обращаются с ней!). Да; гражданский брак нисколько не серьезен и легко угрожает разрывом (особенно слабейшей стороне), если не завтра, то послезавтра. В нем, если и произносятся слова: «люби всегда, или до конца жизни, вечны симпатии», то без Евангельского смысла. В нем любить и терпеть мужу свою жену, и наоборот, не обязательно. Таким образом, человеку легкомысленному, нетерпеливому и необузданному в своих страстях и делается скучным, тягостным до конца самой жизни любить, а часто и терпеть, одно и то же лицо, любить и держать при себе волей и неволей это лицо. Тогда прежде всего он легко допускает супружескую неверность, а затем решается прекратить брак, женится снова. Но посмотрите на христианский брак. Как он обеспечен! В нем любовь мужа к жене, равно как жены к своему мужу, каждый раз снова оживляется таким напоминанием: «как и Христос возлюби Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5,25). В нем супружеская любовь и преданность опираются или утверждаются на особенной благодати таинства. Нет; гражданский брак или только одобрение и желание его - новизна в жизни христианина ни с чем не сообразная; - новизна самая дикая, придуманная главным образом мужчиною, чтоб он мог с необузданною свободою удовлетворять плотской похоти. …Для тебя, православный христианин и добрый сын Церкви, - пусть будет отвратительно одно имя «гражданского брака»!»».

Иоанн Крестьянкин (Опыт построения исповеди): «Есть грехи и явного блуда: если кто из приносящих покаяние живет в брачном союзе, не освященном Таинством Церкви, кайтесь с горькими слезами покаяния, ибо вы проводите жизнь в блуде! Просите Господа освятить ваш брачный союз Таинством Церкви, в каком бы возрасте вы ни были. Господи, прости нас, грешных!».

В последнем призыве к покаянию мы видим, что подвижник называет невенчанный брак - жизнью в блуде. Мне представляется, что такое категоричное мнение было сказано по причине сильной скорби о том, как живут современные христиане и это могло привести к желанию кающихся освятить свой брак. Если же кто либо высказывается о невенчанном браке категорично и с осуждением, то таким Священный Синод говорит следующее:

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: «Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что "некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в "невенчанном" браке, отождествляя таковой брак с блудом". В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку»».

Из книги Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства автора Сысоева Юлия

Брак, семья и семейные ценности Вступление в брак Итак, большинство священников женатые, только в брак они не вступают.Почему? Потому, что кандидат на рукоположение должен позаботиться о создании семьи заранее. Скажем так: тот, кто желает принять священный сан, должен либо

Из книги Требник на русском языке автора Адаменко Василий Иванович

Порядок венчания второбрачных. Священник: «Благословен Бог наш…» Затем трисвятое по «Отец наш…» (стр. 3). Дневной тропарь. Ектения: 1. «В мире Господу помолимся». 2. «О ниспослании мира свыше…» 3.,0 мире всего мира../” 4. «Об этом святом храме..(стр. 16)5. «О рабах Божиих (имена) и о

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Текст Требника на церковнославянском языке автора Автор неизвестен

Последование венчания Аще убо хотят в тожде время венчатися, входят во храм со свещами возжженными, предыдущу священнику с кадильницею, и поющу псалом 127, сице: людие же на кийждо стих глаголют: Сла?ва Тебе?, Бо?же наш, сла?ва Тебе?.Блаже?ни вси боя?щиися Го?спода.Сла?ва Тебе?,

Из книги Текст Требника на русском языке автора Автор неизвестен

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕНЧАНИЯ Если же сразу совершается и Венчание, все входят в храм: впереди священник с кадилом, за ним жених и невеста с зажженными свечами. При этом поется псалом 127 с припевом: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе» после каждого стиха.Блаженны все, боящиеся

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

1. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. Шел третий день после того дня, в который Христос призвал Филиппа (1:43). Этот день Христос уже проводил в Кане Галилейской, куда Он пришел, вероятно, потому, что

Из книги Толковая Библия. Том 12 автора Лопухин Александр

Глава VII. О вступлении в брак и о жизни в браке (1-9). О расторжении брачного союза, об обрезании и рабстве (10-24). Вступать ли в брак девам и вдовам? (25-40) 1-9 В Коринфской Церкви, в противовес прежней языческой распущенности нравов, некоторые христиане стали отстаивать ту мысль,

Из книги Кто же Сей? Книга об Иисусе Христе автора Фаст Геннадий

Таинство Венчания Казалось бы, при чем здесь Христос? Есть жених, есть невеста, люди полюбили друг друга и решили жить вместе, создать семью и растить детей. Может быть, дело в том, что Христос благословляет нашу совместную жизнь? Согласны ли мы с таким пониманием? Церковь

Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна

Кто и где совершает Таинство Венчания Таинство может совершать только законно поставленный «белый» священник, не находящийся под каноническим запрещением. Монашествующее священство, по обычаю, не венчает. Сына или дочь священника должен венчать другой священник, но

Из книги Книга о счастье автора Лоргус Андрей

Гражданский брак похож на брак, но… Однажды мне на глаза попались данные социологического опроса в одном из регионов России. Результаты казались парадоксальными: среди опрошенных замужних женщин оказалось больше, чем женатых мужчин. Это странное на первый взгляд

Из книги Венчание автора Мельников Илья

Обряд венчания Молодые люди, вступая в христианский брак, должны точно знать, какая ответственность на них возложена, какой смысл заложен в обряд венчания.Ведь брак, в церковном понимании – это тайна и открытие друг для друга одновременно. Это новое проявление личности.

Из книги Обряд венчания в церкви автора Мельников Илья

Последование венчания Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, торжественно выходят на середину храма. Им предшествует священник с кадилом. Хор поет 127-й псалом, прославляющий благословенное Богом супружество.Жених и невеста становятся на разостланный на полу

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

О последовании венчания Держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, жених и невеста, торжественно выходят на середину храма. Впереди них идет священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать заповедям Господним, а

Из книги Сравнительное богословие. Книга 3 автора Коллектив авторов

Поучение 3-е. День венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (О молитве Церкви за Царя в день венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора) I. Молиться за царя значит молиться за себя, молиться за все царство, молиться

Из книги автора

Поучение 4-е. День священного венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (Значение священного венчания на царство) I. Вся земля русская торжественно празднует настоящий день в память священного венчания и таинственного помазания

Из книги автора

Таинство венчания Приведём цитату описания таинства венчания из статьи «Венчание» сайта «Проект «Основы Православия»». Нижеприведённое высказывание ценно тем, что его смысл касается всех таинств церкви, а не только венчания:«Каждое таинство - это обновление человека,

Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Почему близость невенчанных является смертным грехом? Господь Бог сотворил мир совершенным и для поддержания этой первозданной гармонии положил законы. Если люди нарушают законы физического мира, то возникают гибельные последствия - от травм и увечий до широкомасштабных катастроф, подобных Чернобыльской аварии. Законы даны и духовному миру. Там нет хаоса. И когда в условиях массового неверия большинство людей не знает и знать не хочет законы невидимого мира, возникает духовный Чернобыль, разрушительные последствия которого мы наблюдаем.

Считается ли грехом невенчанный брак?

Развенчиваться даже не приходите, потому что я совершу смертный грех над вами обоими! Надо сказать эти слова, другие слова! Вы понимаете, что я утрирую, сгущаю краски, ёрничаю немножко, но суть остаётся сутью: правильные слова сказать человеку надо, иначе всю эту дрянь Господь будет драть с моей шкуры. С моей, со священника. Ты зачем здесь нужен? Ты почему молчишь? Ты почему в профанацию превращаешь церковные Таинства? Вот такие штуки, а вы говорите… Надо не только венчаться, надо расписываться! Двусмысленность нашей жизни не позволяет нам вести абсолютно духовную жизнь без всякой привязки к государственным формам. Нам нужно расписываться тоже, хотя бы потому, что есть такие фокусы, например.
Приходят люди и говорят: «Мы к вам ходим в церковь полгода уже, мы не любим государство… Мы духовные и мы хотим венчаться.

Развод после венчания

Истинное чадо Христовой Церкви должно жить верою - не логикой, не человеческими ухитрениями, не жалуясь на свою судьбу, как неверующие люди. Каждый из нас в какой-то момент своей жизни возьмет свой крест - великую скорбь и испытание - но, какими бы они ни были тяжелыми, мы никогда не должны впадать в отчаяние. Доверяясь Промыслу Божиему (т. е. заботе Бога о нас - пер.), мы должны с духовным благородством продолжать свой жизненный путь, и наш Отец Небесный, видя наше терпение и веру, даст нам то, чего желаем.


Часто это приводит к разводам.

Проблемы повторного брака

Конечно, не хочу сказать, что у нововенчанных будет вся жизнь покрыта цветами - это утопия. Будут и трудности, и скорби, и испытания, но все это должно не разъединять, а больше соединять супружескую пару. Муж и жена должны чувствовать, что они уже не две, а одна плоть, и жить этим благословенным единством в любви, в браке до конца дней.

Внимание

При разрушении брака, по сути, разрушаются личности супруга и супруги - ставшее единым расчленяется. Также неисчислимы психологические травмы, которые наносит развод родителей детям. Эти раны не всегда сразу дают о себе знать (хотя зачастую бывает и так), но всю оставшуюся жизнь подсознательно дети будут от них страдать.


Многие дети разведенных родителей, когда достигают брачного возраста, избегают вступать в брак только потому, что боятся развестись, как это сделали их родители.

Post navigation

В таинстве венчания человек получает благодать. Я сам венчался со своей женой после десяти лет брака, когда у нас уже был ребенок. И вы знаете, это была такая удивительная радость, как будто наша жизнь началась заново… Когда люди венчаются, а потом разводятся, это очень большой грех. Дело в том, что Церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых людей, а как на подвиг, на школу любви.


Инфо

И если уж ты решился соединиться с человеком, то должен эту школу пройти до конца. Просто так на брак Церковь не благословляет. Когда юноша и девушка из нашего прихода хотят повенчаться, мы год испытываем их, и они обязательно должны вести целомудренный образ жизни до брака. Если же ты получил благословение Божье на брак, нужно терпеть до конца, не изменять.


На самом деле в поисках нового мужа или жены нет никакого смысла. Люди мало отличаются друг от друга.

Вопрос священнику

Не так давно я стала верующей, крестилась. Некоторое время назад была на исповеди, и священник, выяснив, что мы с мужем не венчаны и муж мой - неверующий, сказал, что мы живем с ним во грехе. Я в совершенном недоумении: что мне теперь делать? Неужели развод - единственное, что предлагает Церковь таким, как я? Отвечает протоиерей Димитрий Карпенко, секретарь Белгородского и Старооскольского епархиального управления, заместитель главного редактора журнала «Новый ковчег»: Судя по Вашим словам, священник, к которому Вы обратились, был неправ. Возможно, он как-то неаккуратно выразился или сам не совсем осведомлен о том, каким образом Русская Православная Церковь оценивает зарегистрированные государством браки.

Развод после венчания: страшный грех или обычное дело?

Людей ведь не держит венчание! Это раньше люди, как Пушкинская Татьяна, говорили: » Вот я другому отдана и буду век ему верна», хоть она и любила Онегина и тоже в ней сердце колотилось, когда она его увидела… Также и Маша Дубровскому говорит: «Поздно, я обвенчана»! Сегодня ни для кого не будет препятствием венчание, чтобы переступить через совесть, уйти, в адюльтер залезть, в гречку скакнуть, разрушить одну семью, начать другую семью… Не держит людей венчание! Не держит! Кто из вас этого не знает? Даже священников венчание не держит, и священники разводятся! И матушки изменяют священникам нередко, что у нас волосы дыбом поднимаются – мы этих историй знаем массу! Людей ничего больше не держит, люди осатанели! Поэтому стоит вопрос, что не всех надо венчать, некоторых нужно гнать от венчания! А с некоторыми долго долго работать, чтобы приготовить их к венчанию.

Брак — нерушимое таинство

Если ваш брак протянет 10 лет, то после этого можно венчаться Из толкования Зонары: «Мы веруем, что божественная баня святаго крещения омывает всякую скверну, которою крещенные были осквернены прежде крещения, и никакой грех соделанный кем либо прежде крещения не препятствует крещенному быть произведенным во священство». По всей видимости, здесь даже не происходит исследования виновности сторон и, вероятно,такие люди не будут считаться второбрачными при вступлении в венчанный брак после крещения. 2)Брак УЖЕ крещеного и еретика(а также и любого другого лжевера или безбожника)должен расторгаться. Отвечает протоиерей Димитрий Карпенко, секретарь Белгородского и Старооскольского епархиального управления, заместитель главного редактора журнала «Новый ковчег»: Судя по Вашим словам, священник, к которому Вы обратились, был неправ.

Можно ли разводиться после венчания? отношение церкви к разводу

Когда мы совершаем браковенчание, мы читаем о том, как Господь Иисус Христос пришёл на брак в Кану Галилейскую. Эти люди были венчаны? Нет! Но мы читаем в Евангелии, что Христос пришёл на брак в Кану Галилейскую, а не на блуд в Кану Галилейскую… Если брак не венчан - это всё равно брак. Что такое брак? Где один мужчина живёт с одной женщиной, рожает с ней детей, считает её своей женой.

Почему-то они не венчаны: то ли они неверующие, то ли один из них неверующий. Но они живут вместе, вместе строят своё гнездо, вместе терпят радости и горести. Да какие же они блудники? Это невенчанный брак. Гражданский брак, как раз в правильных терминах - это расписанный брак, который не имеет венчания.

А в современном понимании гражданский брак - это сожительство. Вот блудное сожительство без взаимных обещаний - это преступление. В основном, против женщины.

Там поинтересуются мнением супругов, попытаются разобраться, что могло подвигнуть их на такой грешный шаг. Развод после венчания длится долгое время. Но если семейная пара находиться в браке меньше года или у них есть ребенок младше трех лет, то церковь на развод согласия не дает. Если одна из сторон против, то разойтись тоже не получится.

Но в некоторых случаях церковь всё же идет на расторжение брака. Причиной может явиться измена одного из членов семьи, тяжкое преступление, душевная болезнь одного из супругов. Последним пунктом является отсутствие физической возможности иметь детей.

Но при этом развод возможен, только если брак просуществовал не менее пяти лет. И получается, что развод после венчания намного сложнее вступления в брак.

Не так давно я стала верующей, крестилась. Некоторое время назад была на исповеди, и священник, выяснив, что мы с мужем не венчаны и муж мой - неверующий, сказал, что мы живем с ним во грехе. Я в совершенном недоумении: что мне теперь делать? Неужели развод - единственное, что предлагает Церковь таким, как я?

Отвечает протоиерей Димитрий Карпенко, секретарь Белгородского и Старооскольского епархиального управления, заместитель главного редактора журнала «Новый ковчег»:

Судя по Вашим словам, священник, к которому Вы обратились, был неправ. Возможно, он как-то неаккуратно выразился или сам не совсем осведомлен о том, каким образом Русская Православная Церковь оценивает зарегистрированные государством браки. Приведу цитату из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» на эту тему: «Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».
Таким образом, не венчанный, но зарегистрированный государством брак - есть брак, который Церковь уважает и не считает грехом. Бог даст, Ваша семья придет к осознанию необходимости освящения брачного союза молитвами Церкви. Как писал апостол Павел в Первом послании Коринфянам: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы (

Как быть с невенчанным мужем?

Вниманию читателей предлагаем статью из российской «Православной газеты для простых людей», раскрывающую отношение Святой Церкви к браку и семейной жизни. Но как же поступить супругам, состарившимся в гражданском браке, но скорбящим о том, что их брак не имеет церковного благословения? Венчаться по чину Православной Церкви? Но этот чин предусмотрен для людей, вступающих в брак, начинающих семейную жизнь и, во всяком случае, не для пожилых.

Для пожилых супругов имеется особый чин. Он помещен в 4-м томе «Настольной книги для священнослужителей», изд. Московской Патриархии 1983 года, стр. 309.

Митрополит КОРНИЛИЙ

«Считается ли блудом невенчанный брак?

Меня батюшка не допустил к причастию, услышав, что я с мужем невенчана, сказал, что сначала должна покаяться за жизнь в блуде. Мне горько это слышать: ведь мы с мужем любим друг друга долгие годы, вырастили детей. И я не смогу оставить его за то, что он еще не пришел к Богу вместе со мной и к венчанию не готов. Неужели верная любовь и крепкая семья могут считаться блудом?! У меня это не укладывается в голове.
С уважением, Наталия Н.,
Владимирская обл.

От редакции: Дорогая наша читательница! В качестве ответа на ваш вопрос публикуем отрывок из новой книги протоиерея Николая Балашова «И сотворил Бог МУЖЧИНУ и ЖЕНЩИНУ. Комментарий к Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», только что вышедшей в издательстве «Даниловский благовестник».

«Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти» , – писал в самом начале II века священномученик Игнатий Богоносец (епископы возглавляли тогда каждую церковную общину).

Подобные выражения встречаются и в более поздних святоотеческих писаниях. «Необходимо призвать священников и молитвами и благословениями утвердить супругов в совместной жизни, чтобы... супруги в радости проводили жизнь, соединяемые помощью Божией» , – говорил, например, святитель Иоанн Златоуст.

Итак, таинство брака изначально признавалось Церковью. Но формы его совершения бывали различными. И существующий у нас особый обряд брачного венчания довольно позднего происхождения – он стал общеупотребительным лишь в конце IX века, да и то лишь для свободных лиц (согласно 89-й новелле византийского императора Льва VI). На рабов этот обычай распространился еще позднее, в конце XI века.

А что же было до того? В течение многих столетий Церковь жила без такого обряда и признавала действительным брак между верующими людьми, который фиксировался только через публичное объявление в общине, благословение епископа или священника и совместное участие в Божественной Литургии. Церковь следовала нормам тогдашнего римского права, согласно которым законным браком признавалось подтвержденное перед свидетелями соглашение между свободными в своем выборе мужчиной и женщиной. Классическое определение языческого римского юриста третьего века Модестина («Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божественном и человеческом праве» ) перешло во все основные канонические сборники Православной Церкви, включая славянскую «Кормчую книгу».

Исторические памятники свидетельствуют, что в VI-м, и в VIII-м, и в IX-м веках в Византийской империи законный брак мог заключаться как священником, так и экдиком, то есть своего рода нотариусом. И Церковь не выражала по этому поводу никаких протестов. Браки, заключенные, по-нашему говоря, в гражданском порядке, признавались законными. Состоящие в них супруги не подвергались каноническим прещениям. «Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь» , – сказано в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (Х. 2). Таким образом еще раз подтверждено уважительное отношение Церкви и к гражданскому браку, засвидетельствованное ранее в Определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года.

– Значит, нельзя говорить о гражданском «невенчанном» браке как о блуде? Почему же тогда некоторые духовники не допускают к причастию тех из своих чад, которые по каким-либо причинам не повенчались? Какой ужасный выбор стоит иногда перед православной женщиной, у которой неверующий муж не соглашается венчаться: разводиться с любимым мужем или отказываться от Причастия, считая себя блудницей?!

– Да, несмотря на Определение Синода, мы до сих пор встречаемся с тем, что священники, чаще всего молодые, не допускают до причастия людей, которые состоят в «невенчанном» гражданском браке. И это даже в тех случаях, когда речь идет о людях пожилых, в брак вступивших давным-давно. В те времена, скорее всего, оба супруга были людьми неверующими, во всяком случае, весьма далекими от церковной жизни. Иногда для них в данный момент венчание невозможно хотя бы потому, что только один из супругов стал верующим, церковным человеком, а другой стоит весьма далеко от православной церковности.

Именно такие и подобные им нарушения в области духовнической практики стали, как известно, поводом для вышеупомянутого синодального Определения. В частности, как отмечалось, «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом» . Священный Синод признал такие меры неприемлемыми.

Ясно, что гражданским браком здесь именуется юридически действительный супружеский союз, а не просто сожительство двух людей, не желающих связывать себя какими-либо «формальными обязательствами».

– Значит, венчаться совсем не обязательно?

– Речь идет совсем не о том. Конечно, Православная Церковь, как указано и в том же Определении Священного Синода, настаивает на важности и необходимости церковного брака для своих членов. Совершением церковного бракосочетания торжественно утверждается создание домашней церкви. Это выражение, часто встречающееся в посланиях апостола Павла (Рим. 16. 4; Кор. 16. 19; Кол. 4. 15; Флм. 1.2 ), используется в «Основах социальной концепции» для описания христианской семьи. Образы Христа – жениха (Мф. 9. 15; 25. 1-13; Лк. 12. 35-36 ) и Церкви – жены или невесты (Еф. 5. 24; Откр. 21. 9 ) неоднократно употребляются в Священном Писании. Уже одно это говорит об особой внутренней близости семьи и Церкви. «Брак есть таинственное изображение Церкви» , – говорил святитель Иоанн Златоуст. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18.20 ), – эти слова Господа можно отнести ко всякой семье, в основе которой лежит не только любовь супругов друг ко другу, но и их совместная устремленность ко Христу.

– Нет и не может быть оправдания лукавству некоторых верующих, сознательно уклоняющихся от церковного бракосочетания, чтобы не связывать себя слишком серьезными обязательствами («поживем – увидим, может, потом и обвенчаемся»). Как показывает опыт, такой «пробный» брак чаще всего разваливается спустя определенное время.

Однако нельзя забывать, что «на протяжении длительного периода государственного преследования религии совершение торжественного венчания в церкви фактически оставалось крайне затруднительным и опасным» (Х. 2) . В определенных случаях Церковь способна признать таинство любви свершившимся, хотя обряд брачного венчания и не был совершен. Например, если оба супруга, ранее не являвшиеся членами Церкви, присоединяются к ней, их брак признается действительным и освящается самим таинством крещения и последующим участием в Евхаристии, не нуждаясь в обязательном совершении дополнительных обрядов.

– А если к вере обратился лишь один супруг?

– На такой вопрос ясно ответил еще святой апостол Павел:

«Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим... Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7. 12-14, 16 ).

В Послании апостола Петра также содержится обращение к христианкам, мужья которых – неверующие. Апостол не только не советует своим слушательницам разводиться, но и настаивает, что они должны проявлять особенное внимание и послушание своим супругам, «чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3. 1-2 ).

Впоследствии, в 72-м каноне Трулльского собора, со ссылкой на апостольские слова также была подтверждена действительность союза между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком» , если впоследствии один из супругов принял христианство. Уважение Церкви «к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере» , засвидетельствовано и в упомянутом выше Определении Священного Синода 1998 года.

О Христе сказано, что Он «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12. 20) . А Церковь подражает Христу. Поэтому ее пастырская забота всегда стремится к сохранению, а не к разрушению брачного союза, даже если союз этот страдает определенной неполнотой духовного единства.»