У ребенка появился выдуманный друг, или Откуда родом Лиссабук и Кусталейка? Что делать с воображаемыми друзьями ребенка

Воображаемый друг – существо, живущее только в фантазийных мечтах ребенка, часто своим появлением застает родителей врасплох. Неожиданно для себя взрослые узнают о том, что их чадо разговаривает с невидимым приятелем, когда не с кем поиграть на детской площадке или во время долгой поездки в автомобиле. Вопреки сложившемуся ранее мнению о том, что разговоры с воображаемым другом первый – это признак нарушения в нормальном развитии психики малыша, результаты исследований современных западных психологов помогают напуганным родителям найти ответ на вопрос: «Что делать, если у ребенка появился иллюзорный приятель?»

Стоит ли беспокоиться, если теперь ваша семья живет в доме воображаемых друзей?
Обычно невидимый друг появляется у малышей в дошкольном возрасте, но с началом подросткового периода ребенок может полностью забыть о своих прежних играх с необычным приятелем. Воспоминания о воображаемом друге могут остаться в памяти ребенка, но если при этом родители неправильно относились к особенностям развития детской психики на данном этапе формирования личности, то от этого может остаться горький след в душе подростка.

Исследователи подтверждают: воображаемый друг неопасен
По мнению американских исследователей, разговоры и игры с воображаемым другом совершенно не означают, что ребенок перестал различать грань между вымыслом и реальностью.
Наоборот, игры с воображаемым другом помогают малышу переосмыслить наиболее яркие события его жизни, научиться строить логические догадки и планировать решение сложных задач.
При этом малыш увлечен жизнью своего невидимого друга так же, как взрослые переживают за любимую героиню книги или кинофильма, задумываясь о том, как мы бы поступили на ее месте.
Напряжение, испуг в голосе родителей, агрессивная реакция на слова малыша о том, что неизвестно откуда взявшийся воображаемый друг Мурзик хочет попить молочка, могут привести лишь к ненужному стрессу и панике ребенка.

Рассказы детей о воображаемых друзьях
Хотя необычный друг может появиться и у ребенка из многодетной семьи, но зачастую такие невидимые приятели очень быстро заводятся у ребенка, который растет в семье без братьев и сестер. Общение с воображаемым другом помогает малышу проигрывать новые ролевые ситуации, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. В подтверждение вышесказанного предлагаем несколько примеров того, как дети рассказывают о воображаемых друзьях.

  • У шестилетней Кристины из Перми есть воображаемый муж по имени Стас, который работает в стоматологической клинике.У пятилетней Ярославы есть воображаемая подруга Алиса, и любимый пушистый питомец – черный пудель.
  • У трехлетней Арины из Кисловодска есть взрослая подруга Гана, которая живет в волшебной стране, где все говорят на ганском языке. Гана иногда становится девочкой и дружит с другими подругами Шарой, Биной и Мэлли. Иногда подруги между собой ссорятся. Арина часто сама говорит по-гански и просит родителей отвести ее в гости к Гане.У четырехлетней Софии в голове живет целая семья воображаемых друзей: невидимый друг и его семья: родители и маленький братик. Воображаемый друг активно влияет на жизнь девочки, он везде ходит с ней и видит все, что видит она. Иногда София придумает что-то, но утверждает, что это придумал ее невидимый приятель. Друг-невидимка появился у девочки после того, как родители прочли ей сказку о Муми-Троллях, где у одного из героев были невидимые мышки. Это и дало толчок для бурной фантазии малышки, которая увлечена придумыванием собственных приключений любимого воображаемого приятеля.
  • У шестилетней Маши из Санкт-Петербурга есть подруга Марина, которая часто приходит к ней гости, попрыгать на кровати и вместе поесть каши. Часто воображаемая Марина и является, по словам ребенка, инициатором детских шалостей и веселых игр.
  • У шестилетнего Стаса есть воображаемая кладовка, в которой можно найти все: от велосипеда до новых моделей гоночных автомобилей.
  • У маленькой Иры и ее братьев есть много воображаемых друзей, живущих на планете Маш-Порта, где все говорят на незнакомом языке. На этой планете живет много разных народов. Ребята часто рассказывают о путешествиях по инопланетным горам, рекам, морям и озерам. Среди земных воображаемых друзей у Иры есть зайцы, коты, медведи и динозаврики.
  • У Алеши в четырехлетнем возрасте в доме завелись воображаемые котята, которые плодились очень быстро, сначала их было двое, потому пятеро, семеро. Родители отнеслись к выдумке сына спокойно, подыгрывали ему, беря невидимых питомцев на руки и поглаживая их.

Воображаемые друзья могут быть добрыми и злыми. К примеру, с двух лет у Алены появились добрые невидимые мышата, которые помогали ей убирать игрушки, а злые непослушные крокодилы подталкивали девочку к непослушанию и мешали ей красиво писать в прописи.

Воображаемые друзья также могут приобретать вполне материальную форму. Доказательством этого могут быть истории подобные, которые происходят в семье четырехлетней Евы из Санкт-Петербурга. У девочки есть детки – красивые стеклянные шарики, которые она всегда носит с собой и разговаривает с ними. А два старых сдувшихся воздушных шара тоже могут вполне сойти за воображаемых друзей. Ева таких товарищей называет «жириками». Общение с вымышленными детьми помогает малышке проиграть роль матери, поэтому она часто ругает и воспитывает своих непослушных круглых друзей из стекла и резины.

В детстве у Кристины был детский игрушечный телефон, помогавшей ей дозвониться в сказку и пообщаться с любимым персонажем из книг. В подростковом возрасте бурная фантазия девочки помогала ей пережить приступы социо-фобии, когда она представляла в трудных ситуациях верную подругу, которая идет рядом с ней по улице и везде незримо присутствует с Кристиной.

Воображаемым другом может стать герой мультфильма, например, Эльза или Анна из «Холодного сердца», Спайдермэн из одноименного кинофильма. Или ребенок может рассказать о воображаемом ослике, живущем в подъезде, или об хищном орле, который приземлился ему на голову во время игр на детской площадке в детском саду. В любом случае, дети, разговаривающие с невидимыми друзьями, не считаются медициной отклонением от нормы.

Недавно мой юный художник двух с половиной лет с гордостью продемонстрировал очередные разноцветные каракули. На вопрос: «А кто это?», чадо, не задумываясь, ответило: «Это зверь Тухарик». И немного подумав, добавило: «Он живет в зоопарке». Несколькими днями позже к неведомой зверушке присоединился коллега – зверь Лиссабук, который, как выяснилось в результате допроса с пристрастием, «маленький и живёт в парке». Так у ребенка появилось сразу два выдуманных друга, а у мамы – ряд вопросов: откуда родом эти «невиданные звери» и что всё это значит? И вот что показало импровизированное расследование, в котором нам помогала детский психолог негосударственного образовательного центра «ДИВО» Елена Ивановна САВЛЕВА.


ГЕРОИ НИОТКУДА


Появление выдуманного друга вызывает у некоторых мам настоящий шок. Они начинают бить тревогу, считая, что у ребенка есть серьезные проблемы с психикой. Тревога эта абсолютно надуманная, - говорит Елена Ивановна. - Воображаемые друзья у детей были всегда, просто раньше многие малыши «не открывались», об этом мало писали в литературе, поэтому и кажется, что появился некий бум «выдуманных друзей». Если у ребенка нет других симптомов, это свидетельствует исключительно о хорошем интеллектуальном и творческом развитии. Очень многие дети проходят через этот период. Обычно появление таких «друзей» активно совпадает с возрастом от 2,5 до 5 лет, и в норме их существование естественно до 7-9 лет.


Американские ученые и психологи подтверждают, что большинство малышей придумывают себе друзей, а некоторые продолжают «играть» с ними даже в раннем школьном возрасте. Придуманные друзья есть примерно у 65% детей от 3 до 5 лет: обычно это сверстники (чаще всего того же пола) или животные. Доктор Майджори Тейлор говорит: "С помощью своей фантазии ребенок просто уходит от скуки повседневной жизни, находя способ заполнить ее вымышленным общением и играми. А это только способствует его развитию".


Кстати, и разум в виде мамских интернет-форумов подтвердил, что наши выдуманные друзья не одиноки. «У нашего лет до трех были в друзьях Батанет и Кусталейка, - пишет мама Анна. - Кто это или что это, мы так и не добились. Знаю, что у Кусталейки много лапок и глазок, и она маленькая, про Батанета, только то, что он в камуфляже (сын, как-то увидев человека в форме, сказал: "Смотрите, как Батанет!"). В общем, услышав в ответ, что они очень добрые и хорошие, мы от ребенка отстали…».


ОТКУДА ПРИЛЕТАЕТ КАРЛСОН?


И всё же иногда воображаемые друзья могут не просто свидетельствовать о наличии у ребенка богатой фантазии, но и говорить о том, что у малыша в его будничной жизни появилась какая-то пустота, что у ребенка есть какое-то желание, которое он либо не высказывает вслух, либо родители в категоричной форме отказывают крохе в его исполнении. Вспомните трогательный советский мультфильм «Варежка»: девочка так мечтала о собаке, что смогла своим воображением «оживить» самую обычную красную варежку. Да и Малыш, придумавший Карлсона, в общем-то, вполне благополучный ребенок: у него есть любящие родители, старшие брат и сестра. Но мы верим ему, когда он говорит, что у него никого нет. Он искренне чувствует себя одиноким, и Карлсон заполняет эту пустоту в душе ребенка…. Кстати, именно в честь героя Астрид Линдгрен и названо это психологическое явление – синдром Малыша (он же «золотая пора детской лжи» или «mania fantastica»).


Как справиться с этой ситуацией? Если есть возможность, купите ребенку котёнка или щенка, о которых он так просит! Если же это невозможно, или если малыш мечтает, например, о маленьком домашнем драконе или пони, придется эту ситуацию обыгрывать…


Развитая индустрия детских игрушек позволяет найти хороший выход, - советует психолог Елена Савлева. - Купите ребенку игрушечного дракончика или лошадку, но не оставляйте малыша с игрушкой один на один, «оживите» ее, внесите познавательный момент. Вам придется рассказать об условиях жизни этого животного, выделить небольшой уголок дома, где оно будет жить, а также развивать чувство ответственности у ребенка. Обязательно нужно интересоваться состоянием игрушечного питомца, помогать ребенку в «уходе» за ним, активно включаться в игру. Эти навыки обязательно пригодятся во взрослой жизни!


Отдельного внимания требует воображаемый друг, появившийся у ребенка после развода родителей или смерти близкого человека. Если ваш «Карлсон» возник в результате посттравматического синдрома, то крайне желательно подключить к решению проблемы специалиста-психолога, чтобы ребенок не абстрагировался от реального мира. Но все-таки на первых порах не отрицайте существования выдуманного друга – он оказывает ребенку очень сильную психологическую поддержку в трудный момент его жизни. Но никогда не пускайте ситуацию на самотек, если истории ребенка становятся мрачными и жестокими. Если малыш, увлекаясь игрой, теряет аппетит или сон, забывает о других играх, неохотно идет с вами на контакт, путает игру и реальность и становится слишком зависимым от своего придуманного друга, немедленно обращайтесь за психологической помощью!


КТО ЭТО СДЕЛАЛ? ПУШКИН!


Иногда воображаемый друг играет роль своеобразного «мальчика для битья». Ребенок снимает с себя чувство вины и сваливает на него свои провинности, боясь потерять вашу любовь и расположение (и чем сильнее ребенок боится наказания, тем больше искушение свалить все на придуманного друга!). Это обычно случается, если у ребенка строгие родители или воспитатели. Когда ребенка наказывают, он не всегда понимает взрослых - жизненного опыта не хватает. Но проблему он чувствует, поэтому и пытается инсценировать неприятную ситуацию, ставя на место взрослого себя, а на свое место - воображаемого друга. Если у вашего ребенка есть такой друг, понаблюдайте: возможно, вы чего-то не знаете о воспитателе вашего ребенка... или о себе.


Ругать и наказывать в этом случае не стоит. Для родителей лучшим выходом будет включиться в игру и сказать ребенку примерно следующее: «Давай-ка мы позовем твоего друга, и ты объяснишь ему, что он сделал не так». Снимите страх наказания и создайте условия, чтобы ребенок посмотрел на проблему с другой стороны. Отлично работает такая фраза: «Если твой друг такой неосторожный, пожалуйста, следи за ним, помогай ему, а если нужна будет помощь, то обращайтесь ко мне».


Может быть и обратная ситуация: выдуманный друг становится для ребенка защитником. Если ребенка часто обижают в реальной жизни, он может искать защиты хотя бы в воображении. Вот в таком случае не вмешиваться нельзя: нужно найти реальных обидчиков и, возможно, обратиться к психологу. И, конечно же, постарайтесь создать в семье теплую доверительную атмосферу, в которой ребенок не будет бояться делиться своими проблемами.


ЛЖЕЦ, ЛЖЕЦ, ЛЖЕЦ…


Нередко у детей появляются не только выдуманные друзья, но даже братья и сестры (это больше свойственно школьникам и подросткам). Если подросток переживает тяжелое психоэмоциональное состояние, то воображаемый друг в этом случае становится корректором поведения, который помогает справиться с проблемами. Чаще всего такая ситуация возникает, когда в семье наблюдается дефицит общения, нет доверительной атмосферы, тесной связи между ребенком и родителем, и обычно эта проблема семей с единственным ребенком. И настоящая катастрофа случается тогда, когда сверстники догадываются о том, что братья и сестры вашего ребенка – это только плод его фантазий…


Семья в этом случае является самой главной опорой. Постарайтесь «развиртуализировать» ребенка, помогите ему выйти из мира фантазий в социальную жизнь. Предложите ребенку записаться в секцию по интересам или на тренинги личностного роста для подростков. Нужно получать больше положительных эмоций от реальной жизни, чтобы потребность ребенка в общении была удовлетворена. Если не помогает и это, придется обратиться к специалисту, чтобы выйти из ситуации максимально безболезненно.

Граница между выдуманными обстоятельствами и ложью всегда очень и очень зыбкая. Но никогда не забывайте: намерения у ребенка на самом деле благие - сделать окружающий мир более интересным! Если мы грубо вторгаемся в этот придуманный мир, развенчиваем (или того хуже высмеиваем) фантазии ребенка, то это способно глубоко ранить его, не решив при этом проблем. Мы можем сдержать детскую фантазию, но уничтожить ее не в наших силах… И самый главный итог нашего «расследования» сводится к одной простой мысли: постарайтесь стать своему ребёнку НАСТОЯЩИМ другом, и тогда потребность в друзьях придуманных очень быстро угаснет сама собой.


Подготовила Инга Мацина

Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.

Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.

Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.

Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.

Придуманные друзья, появляющиеся обычно у трех-четырехлетн их детей, свидетельствуют не об отклонениях в психике, а, наоборот, о нормальном психологическом развитии.

Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.

Воображаемые друзья: кто они?

Мы уже говорили, что маленькие дети существуют в своем собственном чудесном мире, в котором на крыше живет Карлсон, растворяется в воздухе Чеширский кот, а обычная рукавица способна превратиться в лохматого щенка.

Воображаемый друг появляется у малышей, начиная с трех лет, и может принимать самые разные формы: мягкой игрушки или куклы, бесстрашного супергероя, мальчика Пети или девочки Кати.

Невидимый товарищ не обязательно должен быть человеком – почти у половины деток он «выглядит», как забавный зверек. «Внешность», способности и привычки выдуманных приятелей зависят только от выдумки ребенка.

Не торопитесь на прием к психологу, если в жизни вашего чада появился такой друг.

Во-первых, в живой детской фантазии нет ничего ужасного. А во-вторых, воображаемый приятель может послужить замечательным диагностическим материалом. Особенности общения с невидимым товарищем отражает как детские проблемы, так и семейные неурядицы.

Причины появления воображаемых друзей

Самое главное, о чем предупреждают специалисты, – не стоит запрещать детям проводить время с вымышленными приятелями, иначе они начнут встречаться с ними тайком.

Правильнее будет узнать причину подобного явления (помимо бурной фантазии) и помочь малышу, если имеется какая-либо проблема. Что же приводит к возникновению воображаемых товарищей?

  1. Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.
  2. Подражание. Если вы внимательно прислушаетесь, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем, то узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то. Повода для тревоги нет, если кроха ведет себя спокойно и не проявляет агрессии.
  3. Стремление к первенству. Если у ребенка есть старший брат, сестра или властные приятели, которые любят командовать, он может выдумать друга, чтобы брать на себя инициативу в играх, всегда в них побеждать. То есть воображаемый персонаж нужен малышу, чтобы почувствовать себя победителем.
  4. Страхи. Иногда дошкольники ищут и находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты, как одному. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители отмахиваются от него, считая детские тревоги несерьезными.
  5. Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик Петя. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.

Как общаться с воображаемыми друзьями детей?

Зачастую родители, узнав о существовании у ребенка невидимого приятеля, не знают, как себя с ним вести. Нужно ли игнорировать его или, наоборот, вступить в игру и общаться, как с реально существующим?

  1. Не говорите ребенку, что иметь вымышленных приятелей – признак сумасшествия, иначе он поверит, что с ним не все в порядке. Хотя ничего неправильного и тем более страшного с ним не происходит. Также не игнорируйте возникновение нового Карлсона, иначе малыш может замкнуться в себе.
  2. Не подавляйте детскую фантазию, а, напротив, интересуйтесь, не станет ли возражать девочка Катя, если вы отодвинете стул, мешающий вам пройти в комнату. Не сопротивляйтесь, если малыш попросит поставить тарелку воображаемому другу или расстелить ему кровать. Включитесь в игру и потренируйте собственное воображение.
  3. В то же время не выступайте инициатором взаимодействия с невидимым приятелем ребенка. Не спрашивайте у своего чада, пойдет ли его друг Петя с вами в магазин. Подождите, пока сам малыш вспомнит о нем и предложит вам подключиться к игре.
  4. Не следует разрешать детям перекладывать ответственность за свои проступки на воображаемых друзей. Дошкольники по-прежнему должны отвечать за недостойное поведение, а ваша задача – напоминать о последствиях. Малыш обвиняет в разбросанных игрушках прилетевшего Карлсона? Попросите навести порядок в комнате вместе с ним.
  5. Если причина подобного явления – одиночество, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Чтобы выдуманный друг не заменил реальных приятелей и родителей, развлекайтесь вместе: надевайте костюмы супергероев, играйте в кукольный театр, читайте вслух и по ролям приключенческие книжки.
  6. Иллюзорные товарищи придут вам на помощь, если вы захотите узнать, что чувствует ваше чадо на самом деле. Если невидимый друг пугается темноты, вероятно, именно ребенок испытывает эту боязнь. Впрочем, чаще всего малыши придумывают таких приятелей, чтобы веселиться.

Таким образом, возникновение выдуманных приятелей у деток до шести лет можно считать совершенно нормальным явлением.

Но иногда воображаемый друг появляется у детей постарше. В этом случае всплеск воображения работает в качестве защитного механизма.

Своеобразным пуском, способствующим появлению друга-невидимки, может стать любое травмирующее событие: переезд на новое место жительства, смерть домашнего любимца или близкого человека, развод родителей.

Возможно, вам понадобится помощь специалиста, однако его совет будет однозначен – уделять больше внимания ребенку или записать его в художественную студию.

Наличие воображаемых друзей у малыша является признаком нормального развития. Зачастую они помогают детям справляться с тревожащими переменами и помогают приобрести социальные навыки. Поэтому относитесь к ним как к естественному этапу взросления вашего чада.

С подростком что-то не так.

Признаками внутренней готовности к суициду могут стать изменения сна и аппетита, проблемы с успеваемостью, потеря интереса к своему внешнему виду, повышенная агрессивность. Подростки могут начать раздавать друзьям дорогие для них вещи. Без родительской поддержки подросток часто опускает руки.


У ребенка появился невидимый друг. Мама в панике: «Это аутизм», «мой ребенок страдает от одиночества». Но может быть, это просто чистый, искренний ребенок с богатой фантазией? Как разобраться?

Обычно придуманные друзья появляются от недостатка родительской любви или, как это ни парадоксально, от ее избытка. Если с первым понятно, что делать – чаще говорить, как любим и дорожим, чаще обнимать и прижимать к себе, то как разобраться со вторым?

Воображаемый друг спасает ребенка от излишней родительской любви, не оставляющей ему ни минуты для себя. А ребенку, так же, как и взрослому, нужно личное пространство – и поле для маневров, чтобы не папа с мамой решали, что есть, где гулять, с кем дружить, а ребенок сам мог влиять на свои действия. Надо ослабить свою хватку, перестать ежечасно контролировать ребенка, и тогда у него появятся самые обычные друзья.

Но воображаемый друг появляется и по другим поводам.

Расспросите сына или дочку – кто он, какой он, как познакомились, чем занимаются, во что играют (и ни в коем случае не сомневайтесь в его существовании)? Попросите нарисовать этого друга. Послушайте, как, с какими интонациями ребенок рассказывает о нем.

Если друг приходит по вечерам перед засыпанием, возможно, ребенок так трансформирует свой страх темноты. Помогите малышу - маленький ночник, сказки на ночь, любимая игрушка в постели – и страх уменьшится.

Если невидимый друг появился у старшего после появления вполне реальной младшей сестры, это говорит о том, что ему не хватает родительского тепла, и он чувствует себя брошенным.

Тайный приятель может появиться, когда родители очень строгие – тогда за счет игр с воображаемым товарищем можно компенсировать все, чего недостает в реальной жизни – пошалить, оставить неубранными игрушки, съесть все варенье и, наоборот, не есть гороховый суп.

Воображенного друга нельзя запрещать, лучше с ним подружиться Иногда на такого друга ребенок сваливает все свои проделки или, наоборот, делает его «мальчиком» для битья, выговаривая или ругая его за проказы. Прислушайтесь и, возможно, услышите до боли знакомые интонации. Свои собственные. Так ребенок снимает с себя тот груз ответственности, который вы на него хотите положить, и который он еще не может выдержать.

Иногда это друг-защитник, который спасает ребенка от обидчиков и неприятностей. Если это ваша история, тогда стоит оглянуться вокруг и поискать источники стресса в реальной жизни.

Но чаще всего воображаемый друг появляется у детей, которым не хватает возможности или умения дружить с настоящими, вполне себе живыми детьми. И здесь без вашей помощи ему не обойтись. Если он сидит дома с няней или бабушкой, создайте ситуации общения. Время от времени спрашивайте – не хочет ли он пригласить в гости кого-нибудь? Приглашайте сами, ходите в гости, найдите место, где у него будет возможность общаться.

Если он не умеет дружить, научите. Обсуждайте не только поступки ребенка и его друзей, но и чувства, которые они вызывают. Найдите время, чтобы рассказать ребенку о настоящей дружбе. О том, что это не только общие развлечения, но еще доверие и прощение – с последним все чаще возникают сложности. Умеет ли ваш ребенок прощать? Сейчас, когда ребенок в семье часто бывает единственным, ему не приходиться делить игрушки или драться за велосипед, но точно также ему не приходится просить прощения и мириться.

Психологи отмечают, что дети часто отказываются от командных игр, потому что не умеют проигрывать. Нетерпение оборачивается неумением договариваться, играми в одиночестве и грозит одиночеством потом. Только не пугайтесь детских размолвок, они бывают всегда. И как ни парадоксально, для профилактики одиночества маленькому ребенку иногда нужно оставаться одному. Если он с детства привыкает быть в центре внимания мамы, папы, бабушки, дедушки, дяди, тети, то ему трудно почувствовать вкус к общению, а с ним и интерес к другим людям. Вот почему иногда стоит чуть подольше предоставлять его самому себе, чтобы успел соскучиться.

Научите ребенка волшебной фразе «Давай играть вместе» - и тогда ему будет намного проще найти настоящего друга.

Когда все же стоит волноваться?

Если игры в фантазиях достаточно мрачные.

Если у ребенка исчез аппетит.

Если он потерял интерес к реальным играм.

Если ребенок начинает очень сильно грустить из-за ссоры с воображаемым другом.

Для многих трехлетних детей воображаемые друзья – это неотъемлемая часть взросления. Однако родители часто волнуются, что уход в мир фантазий может привести к отрыву от реальности и даже проблемам в психологическом развитии. Стоит ли беспокоиться, если в жизни вашего ребенка появился вымышленный приятель?

Воображаемые друзья: кто они?

К трем годам у ребенка складывается идеальный образ друга для игр и общения. Если такого друга он не находит в реальности, то с легкостью выдумывает. Так появляется вымышленный друг, который может быть похожим на человека (вспомните Карлсона), супергероя, персонажа сказки, мультфильма. «Внешний вид», привычки и особенности выдуманного приятеля будут зависеть только от фантазии малыша.

Воображаемый друг может быть постоянным спутником ребенка или всего лишь приходящим партнером для совместных игр. Он может существовать только в определенном месте: на даче у бабушки или в детской комнате. Никто не знает, когда он появится или исчезнет.

Причины появления вымышленного друга

Задумайтесь на минуту, каково это – быть маленьким ребенком? Вам постоянно говорят, что и когда делать, старшие братья и сестры (если они есть) забирают игрушки и конкурируют за внимание взрослых. Кто бы в такой ситуации не хотел друга, который никогда не берет вашу машинку, делает то, что говорите вы, и всегда приходит на помощь? Воображаемый приятель может защитить, когда малыш напуган, станет «козлом отпущения» , когда нужно будет кого-то обвинить, и станет отдушиной, когда ему хочется посмеяться или поплакать.

Можно выделить несколько причин, почему ребенок выдумывает друзей и предпочитает играть с ними.

  • Одиночество

Если ваш малыш является единственным ребенком в семье, то вероятность появления придуманного персонажа резко возрастает. Ребенок может стать более зависимым от своих воображаемых друзей, если ему трудно найти приятелей своего возраста.


  • Желание быть первым

Если единственный друг старше и к тому же любит командовать, то ребенок, вполне возможно, придумает приятеля, чтобы найти утешение. Часто дети, которыми помыкают, создают воображаемых друзей, с которыми легко общаться и которые всегда позволят им победить или взять на себя инициативу в любой игре. Воображаемый друг – часть выдуманного мира, где ребенок является победителем.

  • Напряжение

Ребенок тоже может испытывать стресс по разным причинам – у него проблемы в детском саду или школе, ему трудно завести друзей, ему сложно жить в тени старшего брата, которого другие считают лучше его. Часто эти затруднения мы неправильно истолковываем, отметаем в сторону, так как слишком заняты, чтобы замечать потребности ребенка. Во всех таких ситуациях ребенок придумывает воображаемого друга и рассказывает ему обо всех проблемах.

Как общаться с воображаемыми друзьями

Вот несколько советов, как общаться и взаимодействовать с выдуманными приятелями вашего ребенка.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Принимайте фантазию ребенка

Не стоит постоянно указывать малышу, что его друзья не являются настоящими. Будьте добры и приветливы и откликайтесь на детские просьбы. Ведь нет ничего сложного в том, чтобы налить дополнительную кружку чая или открыть дверь перед невидимым другом.


  • Не подавляйте его фантазию

Воображение очень важно для ребенка. Не стоит смеяться над несуществующими друзьями. Неправильная реакция родителей может заставить ребенку уйти еще глубже в выдуманный мир. Или же он просто перестанет фантазировать.

  • Не выступайте инициатором общения
  • Не позволяйте ребенку перекладывать ответственность

Не разрешайте ребенку винить воображаемого друга в том, что он сам делает неправильно. Дети по-прежнему должны нести ответственность за свои поступки, а задача родителей – напомнить о последствиях. Если ребенок обвиняет выдуманного персонажа в беспорядке в детской, попросите убраться в комнате вместе с ним. Если малыш откажется, то игра окончена, и пусть он сам убирает разбросанные игрушки.

  • Не используйте друга в «корыстных» целях

Не очень хорошо говорить ребенку: «Дима хочет, чтобы ты съел манную кашу». Малыш может понять, что вы им манипулируете.

  • Поощряйте воображение

Проводите больше времени с ребенком. Пусть ваш малыш притворяется, играет в куклы, надевает костюмы супергероев, читает приключенческие книги. И делайте это вместе с ним. Ребенок выдумывает приятеля еще из-за того, что не получает достаточного внимания со стороны родителей. Не позволяйте воображаемому другу заменить настоящих друзей и ваше внимание.

  • Узнайте ребенка получше

Воображаемые друзья могут дать вам понимание того, что ребенок чувствует на самом деле. Если его приятель Дима боится темноты, то, возможно, именно ваш малыш испытывает этот страх. Следите за другом и учитесь у него.

Наличие выдуманного приятеля – это совершенно нормально. Часто детям он помогает справляться с переменами в жизни или приобретением социальных навыков. Отнеситесь к нему как к еще одному этапу взросления ребенка.

Читаем