Тайны почерка. Тайны почерка человека. Графология в России

Почерк как индивидуальная манера письма всегда привлекал внимание не только красотой каллиграфии, но и возможностью изучения «слепка личности». Со времён императора Нерона, оценивавшего почерк судимых им людей, до наших дней в графике почерка продолжают искать черты характера, симптомы заболеваний, признаки эмоциональных состояний, искренность ответов, кризисы личности. А может анализ почерка - псевдонаука?

Только с 1875 года, с момента появления книги «Система графологии» французского аббата Жана-Ипполита Мишона, почерк становится предметом серьёзных научных изысканий.

С тех пор в истории изучения почерка были разные периоды - от паранаучных графологических трактатов и политических репрессий специалистов-графологов до полноценного становления к концу 80-х годов прошлого века анализа почерка как проективной методики в психологии и судебного почерковедения в криминалистике.

Показательна в этом судьба Дмитрия Митрофановича Зуева-Инсарова, председателя Русского научного графологического общества, автора книг «Почерк и личность», «Строение почерка и характер», «Чтение характера по почерку» о построении портрета личности по почерку. После мирового признания его как графолога и публициста, потока отзывов с благодарностью о его трудах со стороны известных в России учёных, писателей, артистов, государственных деятелей, он был арестован НКВД после 1935 года и бесследно исчез в ГУЛаге.

Почерк как проективная психологическая методика

В HR-технологиях анализу почерка не придаётся статуса могущества, как это часто можно видеть в различных, в том числе современных, книгах по графологии. Наряду с другими проективными методиками исследования личности, например рисуночными «Несуществующее животное», «Дом - Дерево - Человек», «Автопортрет», почерк относится к проективным методам изучения экспрессии, что сразу определяет его применимость и степень объективности получаемых выводов.

Как и оценка речи в телефонном интервью, так и анализ почерка, никогда не выявит насколько сотрудник добрый или злой, щедрый или жадный, трудолюбивый или ленивый, смелый или трусливый, серьёзный или легкомысленный. В то же время почерк составит HR-специалисту неоценимую услугу в определении ведущих свойств нервной системы, типа темперамента сотрудника, выявит личностный психотип (радикал), даст оценку поведению сотрудника в коллективе.

Для этого необходимо выбрать написанный сотрудником документ, содержащий не менее десяти строк (200 - 400 рукописных символов) и обязательно предназначенный им для чтения другими людьми, - в этом случае заметно снижается фактор небрежности в графике почерка и такой почерк является наиболее соответствующим личности его автора. Проективная методика анализа почерка готова решать не только задачи понимания черт характера сотрудника, но и поможет оценить личностную совместимость, склонность к кадровым рискам, уровень управленческого потенциала, оперативность в принятии решений и многие другие личностные особенности.

Алгоритм анализа почерка

Обычно выделяют три этапа изучения почерка. На первом делаются выводы по особенностям нервной системы и типу темперамента и оцениваются сила, подвижность, уравновешенность, эмоциональная возбудимость нервной системы, а также принадлежность к холерическому, сангвиническому, флегматическому, меланхолическому типам темперамента. Каким образом?

Чем больше геометрический размер символов и заметнее нажим при письме, тем более сильная нервная система изучаемого. Слабую нервную систему отличает «скромный» размер букв и нетвёрдый нажим при письме.

Подвижную нервную систему от инертной отличает выраженная длина межсимвольных связок и растянутость букв по направлению письма.

Уравновешенность - неуравновешенность нервной системы определяется по тому, насколько отклоняются строки в тексте от воображаемой средней линии, - чем более отклоняются от такой воображаемой средней линии для строки отдельные буквы, тем более неуравновешенна нервная система изучаемого.

Эмоциональная возбудимость выявляется по отклонению букв от воображаемой вертикальной линии от нижнего края листа, - чем более наклон букв вправо/влево, тем более характерна для изучаемого эмоциональная возбудимость.

В итоге, сильная, подвижная, мало уравновешенная, эмоционально возбудимая нервная система представляет холерический тип темперамента; сильная, подвижная и хорошо уравновешенная - сангвинический; сильная, мало подвижная и хорошо уравновешенная - флегматический тип: слабая, мало подвижная, но мало уравновешенная и эмоционально возбудимая нервная система представляет меланхолический тип темперамента. Описания типов темперамента легко найти в литературе.

На втором этапе анализа почерка делаются выводы по выраженности таких личностных черт, как экстраверсия - интроверсия, экстернальность - интернальность, коммуникативность - индивидуализм, конфликтность - компромисность и других:

Чем больше в символах присутствуют не несущие информации элементы (каллиграфические, стилизованные, украшающие), чем длиннее межсимвольныесвязки, тем болеевыражено свойство экстравертированности личности и наоборот;

Чем более поднимаются вверх строки письма по мере завершения, чем более выражен разрыв межсимвольных связок, тем более выражено качество экстернальности личности (при наличии признаков сильной, уравновешенной/неуравновешенной нервной системы);

Чем более округлены буквенные очертания, тем более характерно качество коммуникативности для изучаемой личности (при наличии признаков сильной, уравновешенной нервной системы);

Чем более выражена заострённость, угловатость букв, чем более характерна разорванность, несвязность отдельных символьных штрихов, тем более проявляется качество конфликтности личности (при наличии признаков сильной, подвижной нервной системы).

На третьем этапе анализа почерка даётся оценка проявлению в элементах рукописи признаков тех или иных психотипов (радикалов): демонстративного (истероидного), эпилептоидного, шизоидного, тревожного и других.

Например:

истероидность личности определяется присутствием в элементах букв украшающих штрихов, не несущих информационной нагрузки (при наличии признаков сильной, подвижной нервной системы);

эпилептоидность личности исходит изприближениябукв к машинописным, их идентичности друг другу, из ровного, последовательного стилянаписания по всему документу;

шизоидность (уникальность) личности выявляется по нетипичностинаписания рукописных символов, по высокой изменчивости в документе одинаковых алфавитных букв (при наличии свойства инертности нервной системы);

тревожность личности характеризуется наличием в тексте поправок, исправлений, появлением символьных «обводок», «зачернений» (при наличии признака эмоциональной возбудимости). Зная особенности того или иного психотипа, HR-специалист легко составит по почерку портрет изучаемого сотрудника.

Умение анализировать почерк и узнавать по нему характер человека может быть весьма полезным. Строки текста хранят информацию о человеке, его написавшем. И хотя для детального графологического анализа требуются профессиональные навыки и знания, сделать поверхностную оценку под силу каждому желающему. Нужно лишь знать основные особенности написания текста, и что они означают.

Материалы по теме

Следует помнить, что ни один признак не стоит рассматривать как догму. Только комплексный анализ личности, сопоставление различных наблюдений в совокупности может дать ясную картину о внутренних особенностях человека. Анализ почерка – это лишь подсказки, то, на что следует обратить внимание в характере человека.

Смотрим на почерк и читаем характер человека

В первую очередь стоит посмотреть на письмо в целом.

Аккуратный почерк с хорошо прописанными буквами свидетельствует об уравновешенности человека и его спокойствии. Если письмо неразборчивое, то, вероятнее всего, человек опасается раскрыться, стремится к замкнутости и отрешенности.

Крупный, похожий на детский, почерк говорят о доверчивости в характере человека, его чувственности и мягкости. Когда как мелкий убористый почерк свидетельствует о рациональности и сдержанности его хозяина.

Размашистый почерк говорит о широкой душе человека

Очень мелкие буквы могут говорить о жадности и недоверчивости.

Размашистый почерк говорит о широкой душе человека, склонности к глобальному взгляду на вещи. Плотное расположение слов при письме может быть признаком бережливости с переходом в крайнюю степень экономии и расчетливости.

Стоит обратить внимание и на поля. Чем шире левое поле, тем более щедрый перед нами человек. Узкое поле слева говорит о скупости. Если по мере письма левое поле сужается, это свидетельствует о склонности объекта к эгоизму. Практически полное отсутствие полей говорит о том, что человек стремится выжать максимум из предоставленных возможностей.

Какие бывают характеры у людей, определяем по почерку

Более детальное изучение строк письма дает дополнительную информацию. В идеале иметь несколько страниц текста, написанного в разное время при различных обстоятельствах. Именно такой подход дает возможность наиболее точно определить, какие бывают характеры у людей по почерку.

Наклон письма

Ярко выраженный наклон письма вправо говорит о стремлении к общению и любвеобильности натуры. Такой человек отличается энергичностью, он открыт для новых идей.

Незначительный наклон влево характерен для скрытных людей с рациональным подходом к жизни. Для них на первый план выходит разум, который подавляет эмоции.

Сильный наклон влево присущ чувственным натурам, которые привыкли открываться только самым близким. Эти люди умеют принимать взвешенные решения.

Направление строк

Если строчка письма сохраняет горизонтальное положение на протяжении всей ширины листа, значит, перед нами уравновешенный человек, контролирующий свои эмоции.

Строки, уходящие вверх, характеризуют людей с завышенной самооценкой и неисправимых оптимистов. Если же строки, напротив, опускаются вниз, значит, перед нами человек, не уверенный в своих силах, подверженный депрессии и угнетению.

Встречается письмо волнообразного характера, когда строка то уходит вниз, то задирается вверх. Такое присуще непостоянным натурам с переменчивым настроением.

Что такое графология? Это методика анализа почерка, с помощью которой можно определить внутренние черты характера человека, выраженные в написании букв.

Скептики скажут, что письмо - это просто работа мышц. Но это не так. Почерк - это внешнее проявление индивидуальных черт характера и ума. Если бы почерк был лишь результатом работы мышц, он бы не раскрывал человеческих эмоций. Бывали случаи, когда человек повреждал свою правую руку, и ему приходилось обучаться писать левой рукой. И хотя, на первый взгляд, слова, написанные левой рукой, отличаются от тех, что написаны правой, при внимательном сравнении открываются те же основные черты почерка человека. Более того, даже у людей, потерявших обе руки и научившихся писать ногами, появляются те же закономерности характера.

О связи почерка с характером знали еще в древности. Так, в письме римского императора Нерона говорится: "Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него предательская натура". А в трудах китайского философа Конфуция сказано: "Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром". Но в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, графология сложилась не так уж давно. В 1872 году французский аббат Мишон написал книгу "Система графологии", впервые употребив этот термин. Для того, чтобы окрестить новую науку, аббат использовал два греческих слова "графо" (писать) и "ологи" (наука).

Книга имела огромный успех, и увлечение графологией распространилось по многим странам. Впоследствии, благодаря энтузиастам, она развивалась и совершенствовалась.

Одним из самых новых и важных направлений в исследовании почерка стало использование образцов письма пациента, полученных под гипнозом. Когда взрослым людям внушали, что они - в детском возрасте, их почерк менялся, и они начинали писать, как дети. Благодаря тому, что стало возможным анализировать почерк человека в различном возрасте, можно проследить его эмоциональное и интеллектуальное развитие от детского до взрослого состояния.

Другие интересные эксперименты связаны с обнаружением признаков болезней, которые проявляются в характере почерка. Эти тесты проводятся профессиональными графологами, работающими в больницах вместе с врачами. Когда окончательные результаты исследований будут обнародованы, они, вероятно, окажут существенную помощь врачам.

Способность анализировать почерк не является врожденным даром. Графология основана на определенных правилах, которые должны строго применяться для того, чтобы получить верный результат. И еще. У анализа почерка существуют пределы возможностей, о которых необходимо сообщить. Вы не можете сказать, принадлежит ли почерк мужчине или женщине, если текст не подписан. Автором крупного, размашистого письма, которое на первый взгляд писал мужчина, может оказаться милая бабуся, обладающая сильной и энергичной натурой. Часто мелкие буквы с легким нажимом, которые по видимости писала женщина, на самом деле были начертаны застенчивым мужчиной со склонностью к сентиментальности.

Нельзя узнать по почерку, женат ли мужчина и замужем ли женщина, есть ли у них дети. Даже характер работы писавшего определить практически нельзя, поскольку многие люди занимаются делами, для которых они не подходят, но справляются с ними благодаря своим способностям. В то же время почерк открывает то призвание, к которому человек наиболее подходит.

И, наконец, несколько слов о том, как проводить анализ. Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Лучше не переписывать текст из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным. Постарайтесь получить и подпись человека, потому что подпись отличается от остального текста. Хорошо бы раздобыть образец письма, написанного раньше, когда испытуемый еще не знал, что будет проводиться анализ его почерка. Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страниц, обращайте внимание на последнюю, потому что к концу письма его автор уже не прилагает сознательные усилия для того, чтобы покрасивее выводить буквы. На последней странице он пишет более естественно.

Ну, а теперь наш первый урок.

Оптимизм или пессимизм. Наклон строки

Почерк, который идет точно по прямой, принадлежит человеку, которого нелегко расстроить мелкими неприятностями или заявлениями других людей. Такой человек тщательно обдумывает свои мысли и поступки и удерживает свое настроение под контролем.

Если линии почерка поднимаются вверх, это - признак оптимизма.

Такой человек не теряет духа, сохраняет веру и надежду и обычно является довольно амбициозным, стремясь продвинуться вперед. Он - доброжелательный товарищ, хорошо приспосабливается к окружающей обстановке.

Иногда строка взбегает вверх под большим углом. Так пишет неисправимый оптимист, суждения которого часто оказываются ошибочными из-за того, что он ходит по земле, высоко задрав голову, и не замечает реальной окружающей обстановки. Тем не менее, такой человек по-своему счастлив.

Противоположным примером является строка, которая постоянно опускается вниз.

Это - пессимист, который склонен проявлять скепсис во всем. Если спуск строки вниз не столь ярко выражен, то, возможно, пессимизм представляет собой лишь смесь осторожности и критичности, а такая черта характера не является плохой. Резкий спуск строки вниз - это признак убежденного пессимиста, которого нелегко вывести из упаднического настроения. Правда, не исключено, что это лишь временное состояние человека. Хорошо было бы просмотреть образцы почерков "пессимиста", сделанные за некоторое время до данного анализа, и обратить внимание на то, как шла строка раньше. Бывает, что самый бодрый человек испытывает временное ухудшение здоровья или на него сваливается какое-нибудь несчастье, что вызывает у него депрессию. Такое состояние автоматически заставляет его почерк спускаться вниз. Однако, как только условия меняются, строка с удивительной быстротой возвращается к своему обычному положению - ровному или бегущему вверх

В следующем примере мы имеем почерк человека с переменчивым настроением, у которого каждое слово может прыгать то вверх, то вниз.

У такого человека настроения меняются постоянно в зависимости от времени, места, окружающих людей. Людям, у которых нет устойчивого направления в написании строки, трудно приспособиться к любой работе, домашнему занятию или хобби, требующим тщательного соблюдения устойчивого порядка. Очень часто бывает, что умный человек не добивается никакого успеха, даже в вещах, для которых он, казалось бы, создан. И он сам, и все окружающие удивляются, почему же он не добился ожидаемого успеха. Чаще всего у таких людей направления строк и наклоны букв не отличаются постоянством, а то и дело меняются. Им надо обратить внимание на это обстоятельство и попытаться взять под контроль свои переменчивые настроения.

Инесса Игоревна Гольдберг

Тайны почерка, или Что на роду написано

Инесса Гольдберг – сертифицированный эксперт-графолог, обучавшаяся в соответствии с последними стандартами и требованиями европейской графологической школы, действительный член Научного графологического общества Израиля. Специализируется по европейским языкам, русскому языку и ивриту.

Первое образование (ученая степень в философии и классической культуре) получила в Тель-Авивском университете. Там же, в Kibbutzim College, обучалась общей психологии, психопатологии и теории личности.

Инесса Гольдберг – основатель Графологического агентства, основная деятельность которого – профессиональная графологическая психодиагностика и консультации, преподавание графологии. Являясь полномочным судебным экспертом-графологом, дает независимые заключения по запросам адвокатов.

Инесса Гольдберг – основатель Русской школы графоанализа, активно занимается преподавательской деятельностью, просвещением, проведением семинаров и лекций.

Авторская деятельность включает работу над серией из 8 изданий, посвященных обучению графоанализу. Публикуется в прессе, печатных и интернет-журналах, участвует в журналистских расследованиях. В качестве консультанта задействована в теле– и радиопередачах о графологии, является постоянным автором графологического раздела журнала «Kadrovik.ru» (издание Национального союза кадровиков), экспертом в проекте «Пси-Фактор, Особое мнение» ИТАР-ТАСС, ведет рубрику «Тайны почерка» в журнале «Шарм». Инесса Гольдберг руководит созданным ею двуязычным информационным графологическим порталом Агентства и Русской школы графоанализа, объединяющим любителей графологической науки разных стран:

www.grafologia.co.il.

Проект, не имеющий аналогов в русскоязычном Интернете, предлагает вниманию широкого круга читателей и специалистов-практиков тысячи страниц эксклюзивных материалов, авторских статей, ценной информации о научной графологии, интересных фактах, новостях мировой графологии и проходящих конференциях.

Интерактивная часть проекта представляет собой единственный в русскоязычном Интернете открытый профессиональный графологический форум. Здесь можно задать вопрос лично Инессе Гольдберг, почитать сотни анализов почерков (публикуются только с разрешения их авторов!), получить анализ собственного почерка. Здесь же, на форуме, можно стать участником круглого стола, где обсуждаются не только графологические, но и интересные психологические, философские и общечеловеческие вопросы.

Инесса Гольдберг родилась на Урале в 1974 году, покинула СССР в 1991 году. В настоящее время проживает в Израиле.

Предисловие

Эта книга посвящена одной из самых увлекательных тем, выходящих далеко за пределы графологии и психологии, – соотношению роли врожденных качеств и внешних обстоятельств в нашей судьбе и нашем характере.

Являясь мощным инструментом психодиагностики, графология позволяет взглянуть на тему личности и судьбы с практической точки зрения, то есть проанализировать соотношение врожденных и приобретенных черт личности, их роль в личном успехе.

Эта книга из серии «Секреты почерка», является продолжением и во многом опирается на первое издание серии «Графология шаг за шагом: Как расшифровать почерк». Желающим системно ознакомиться с основами графологического анализа можно порекомендовать это издание. Его изучение не является обязательным, материал этой книги о почерке и проявлениях в нем подсознания будет изложен достаточно простым и доступным для читателя языком. Жизненные проблемы, различные ситуации, случаи из практики автора в диалогах и анализ происходящего сопровождаются примерами соответствующих почерков.

Доступность объяснений, интересная подача автором материала позволяют рекомендовать издание для широкой аудитории: всем интересующимся психологией и саморазвитием.

В дополнение к разборам образцов почерка, в эту книгу были включены вопросы и ответы из психологических консультаций. Надеюсь, это поможет разъяснить мою позицию по обсуждаемым вопросам – ведь графологический анализ должен стать отправной точкой для самосовершенствования и разрешения конфликтных ситуаций. В том числе и в случае внутренних конфликтов – с самим собой.

Внимание! 1. Все иллюстрации почерков в этой книге обезличены и анонимны, любое внешнее сходство с какими-либо почерками лично или опосредованно знакомых читателям людей – случайно.

2. Качественные, с оригинальными полями и масштабом, в цвете образцы, черно-белый вариант которых представлен в издании, вы сможете найти на сайте www.grafologia.co.il

О графологии

Графологический анализ базируется на понимании того, что почерк формируется мозгом и в большей степени, чем моторикой, определяется подсознательными процессами. В процессе письма рука является лишь инструментом мозга, личности пишущего.

Научная графология основана на физиологических, психологических, психопатологических и других знаниях, а также научных исследованиях в перечисленных областях и богатом статистическом материале.

Примечание: интересные эксперименты, подтвердившие связь мозга и почерка, были проведены с помощью гипноза, также – с помощью измерения процента алкоголя в крови пишущего.

Применение графологии

Графоанализ используется в области кадрового менеджмента – прежде всего, это подбор персонала, головных позиций в организации, управляющей команды, оценка наиболее соответствующих кандидатов в специфических профессиях, а также оценка совместимости деловых партнеров в бизнесе.

Следующее по распространенности направление в графоанализе – обращение к нему частных лиц:

персональная консультация с целью разобраться в себе, в своей карьере;

парная консультация (диагностика проблем во взаимоотношениях, проверка совместимости в паре и т. д.);

благонадежность и личные качества третьего лица (например, няни для своего ребенка и т. д.);

диагностика подростков и детей (использование в том числе и рисунков, проективных графических тестов).

Графологический анализ в Израиле также применяется в спецслужбах, полиции, армии, судах (судебная графология).

Чем особенна графология: преимущества перед другими методами

Любой достоверный и качественный вид психодиагностики или психологического тестирования должен отвечать следующим требованиям:

Тестирование должно быть защищено от возможности подготовки к нему со стороны тестируемого.

Не должно терять своей эффективности при последующих его применениях к одному и тому же лицу.

Должно вскрывать характеристики личности, лежащие на уровне подсознания и определяющие поступки человека.

Графологическая экспертиза почерка отвечает всем вышеизложенным требованиям, включая при этом преимущества проективных методов.

Психомоторная основа метода. Развитие навыка почерка и отклонения от учебного стандарта

Правила, законы и норма в графологии, ее точка отсчета – стандарт школьных прописей того или иного языка. Но главный предмет изучения в графологии – не стандарты и прописи (иначе она была бы уже искусством каллиграфии), а именно особенности отклонений от них. Графология занимается нестандартными, сугубо индивидуальными проявлениями личности в почерке, то есть отклонениями – будь они обусловлены исключительностью или деградацией, способностями или комплексами, особенностями мышления или мира чувств и т. д.

Любое отклонение, отличие, импровизация, искажение или странность по своему определению всегда подразумевают наличие основы, стандарта, который бы позволял обратить внимание и указать на эти особенности. Эти отклонения вырабатываются не сразу, только со временем, с возрастом наше письмо становится полностью индивидуальным.

Формирование почерка и приобретение черт личной индивидуальности включает следующие этапы:

1. Этап сознательного овладения навыком письма – в начальной школе.

2. Приобретение автоматизма, инерции – в средней школе.

3. Графическая зрелость моторных навыков – после примерно 14-летнего возраста.

На этом этапе формируется индивидуальный почерк, проявляются отклонения от стандарта, почерк уже отражает не сознание, а подсознание – появляется подсознательное содержание. Его-то и можно анализировать с позиций современной графологии.

Валиева Азалия, Сокур Дарья

Исследовательский проект

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

ТЕМА : «Тайна почерка»

Валиева Азалия

Сокур Дарья

ученицы 3 «А» класса

МОУ НШДС «Ивушка»

Руководитель работы:

Носкова Лариса Александровна

г. Новый Уренгой 2011 год

Введение ………………………………………………………………………………..…..3

Глава I. Что позволяет узнать анализ почерка…………………………..5

Глава II. Анализ почерка учащихся 3 «А» класса………………………..6

Заключение……………………………………………………………………………….…8

Литература ………………………………………………………………………………..10

Приложение ………………………………………………………………………….…..11

ВВЕДЕНИЕ

“Дайте мне почерк женщины,

и я открою вам ее сердца…”

В.Шекспир

ГРАФОЛОГИЯ – это интересный и ценный способ, который позволяет быстро понять себя и понять природу окружающих нас людей. Если с помощью особенностей почерка мы поймем черты характера, то это поможет нам лучше приспособиться к другим людям и сделает счастливее нашу жизнь, а так же жизнь близких.

Специальное учение о почерке как отражении свойств характера и психологических состояний человека называется ГРАФОЛОГИЕЙ.

Актуальность

Мы считаем, что тема нашего исследования интересная и актуальная, так как в современной школе существует проблема почерка. Всех учеников в школе обучают писать одинаково, но по прошествии короткого времени большинство ребят начинают писать различно и таким образом проявляют свои индивидуальные черты характера и ума. Развитие ума и изменения в характере неизбежно вызывают изменения в написании букв.

Психологи считают, что особенности почерка могут свидетельствовать о характере, о внутреннем состоянии, благополучии или неблагополучии человека. Работа над улучшением почерка оказывает влияние и на самого пишущего, например, помогает приобрести большую уверенность в себе. Но учителей русского языка прежде всего волнует другое – разборчивость почерка, различие букв «а» и «о», узнаваемость слов. Не лишним будет и ученикам напомнить о культуре письма, над чем надо заранее поработать, чтобы их письмена могли быть прочитаны. Неразборчивое написание названий лекарств нередко стоит пациентам жизни.

Цель проекта

Цель нашей работы заключается в изучении особенности почерка учащихся 3 «А» класса.

Предмет исследования – почерк учащихся 3 «А» класса.

Для достижения денной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  1. проанализировать теоретические работы, посвящённые этой теме;
  1. выявить, насколько изучен данный вопрос в современной литературе;
  2. выявить причины, которые влияют на почерк человека;
  3. сравнить почерки учащихся 3 «А» класса и дать характеристики ребятам.

Для решения данных задач нами использованы такие методы исследования:

  1. анализ теоретической литературы;
  2. анкетирование;
  3. наблюдение;
  4. сопоставление.

Опираясь на работы Н.С. Позднякова, Д.А.Хаустовой, И. Моргенштерна и Д. Сари, мы пришли к выводам:

у каждого человека свой характер и свой индивидуальный почерк.

Почерк- это внешнее проявление ума и других сторон личности.

В науке доказано, что уже в детстве закладываются основы почерка. На четкость почерка влияют наклон, скорость, форма букв, величина интервалов между словами и буквами. Причины, влияющие на почерк, делятся на три группы:

а) физиологические – возраст;

б) психологические – уровень развития;

в) технические – положение бумаги, ручки, качество ручки, поза

Пишущего.

Изменения в почерке происходят бессознательно, по мере того, как сознание становится более зрелым и развитым.

Каждый почерк так же индивидуален, как и отпечатки пальцев. Часто у человека, обладающего, так называемым «красивым» почерком, умственные реакции замедленны, а человек с неразборчивым почерком может быть очень умным или же, по крайней мере, неглупым, но необразованным. Поэтому также не правильно судить о внутренней сути человека по внешнему виду почерка, как считать, что люди с красивым лицом обладают хорошим характером, а внешне некрасивые люди – дурными.

Способность анализировать почерк не является даром, с которым рождается человек.

Графология основана на определенных правилах, которые должны строго применяться для того, чтобы прийти к разумным выводам.

В конце XX века графология активно разрабатывалась в отечественной и западной науке.

Глава I.

Что позволяет узнать анализ почерка

Что такое почерк? В словаре русского языка С. И. Ожегова даётся такое толкование этому слову:

1. Манера писать, характер начертания букв в письме.

2. перен. Индивидуальная манера. (Творческий почерк художника)

Нас интересует первое значение - манера писать. Говоря вкратце, анализ почерка (графология) раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв. Почерки людей так же заметно отличаются друг от друга, как и их отпечатки пальцев.

У анализа почерка существуют пределы возможностей. Нельзя определить принадлежит ли почерк мужчине или женщине, то есть графолог не может отгадать пол писавшего. Почерк не показывает и возраст автора письма, так как письмо раскрывает умственный, а не хронологический возраст. Нельзя узнать по почерку женат мужчина или холост, замужем женщина или одинока, есть ли дети у автора письма, характер работы, род занятий или увлечения, принадлежат ли люди к одной и той же семье, потому что почерки не обладают семейным сходством.

Почерк может открыть наличие состязательного духа, способность ясно мыслить, четко действовать, проявлять упорство в достижении цели, присутствие финансовой расчетливости, а также других качеств, которые помогают человеку преуспеть. Графолог может рассказать человеку о его характере, его склонностях, его способностях и темпераменте, что позволит ему направить свои действия. Специалист может указать на наличие сильных и слабых сторон испытуемого, а последний может воспользоваться полученной информацией для того, чтобы всемирно укреплять свои достоинства и свести к минимуму свои недостатки.

Одним из первых ученых, рассмотревших и поднявших проблему почерка в школе, стал крупнейший методист Николай Сергеевич Поздняков. Давно известно, что с улучшением почерка в школе повышается грамотность. Современные школьники, боясь допустить ошибку, пишут некоторые буквы одинаково (например: а и о, м и н) ; однако «хитрость» это вредит прежде всего им, потому что их зрительная память так же спорно воспринимает написание слова. Следствие этого – повторяющиеся ошибка даже в несложных словах.

Габриель Тард утверждал: «Зачем мне фотография человека, для меня гораздо важнее клочок исписанной им бумаги, так как в нем выражается преступность, настроение духа и тому подобное»

Итак, по почерку мы можем сказать оптимист человек или пессимист, щедрый или бережливый; отношение к деньгам, интроверт, экстраверт или амбоверт, есть ли чувство юмора и воображение, скрытый человек или откровенный.

Глава II.

Анализ почерка учащихся 3 «А» класса

Ученики 3 класса, написали текст на листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Ребята писали под диктовку текст. В конце написали то, что пришло в голову. В этом случае почерк более естественный. Каждый ученик подписал свой текст и написал цифру 7.

При исследовании почерка мы пользовались увеличительным стеклом для того, чтобы тщательно рассмотреть все черточки и крючки, которые появляются перед началом буквы или в ее конце.

Для исследования мы взяли только три почерка под № 1, 2, 3 . Получили следующее:

№1. Самый обычный наклон в почерке. Он раскрывает теплую, дружескую натуру. Свои чувства выражает открыто, не очень импульсивная натура. Этот ученик хорошо ладит с другими людьми, потому, что в его характере существует искренняя тяга к общению, и он не будет счастлив, если будет долго находиться в одиночестве. Большое расстояние между словами и строками показывает щедрость души. Полей почти нет – это показатель того, что человек стремится выжать максимум из имеющихся у него денег. Округленные буквы показывают, что мы имеем дело с человеком, склонным к сотрудничеству. У данного человека логический ум. Он ничего не принимает на веру. Для него характерна гордость и большое чувство собственного достоинства. Написание цифры 7 показывает стремление не только к высоким материальным, но и к высоким духовным целям.

№2. Мелкий подчерк указывает на замкнутость и скрытность. Почерк, который не отклоняется от воображаемой линии, а идет по прямой, принадлежит человеку, которого нелегко расстроить мелкими событиями или заявлениями других людей. Данный человек тщательно обдумывает свои мысли и поступки и удерживает свое настроение под контролем. Манера такого человека –сдержанность. Такой человек хочет разумно взвесить вещи. Хотя у этого человека мягкий характер, он может «встать в позу» и временно принять агрессивный вид (среди заключительных букв появляются угловатые). Бережливый человек (чем меньше расстояние между словами и строчками, тем более бережлив человек). Средний нажим ручки говорит нам, что это амбоверт. Такого человека обычно легче понять, и он более предсказуем по сравнению с интровертом и экстравертом. Любит настаивать на своем. Человек серьезен и не позволяет своему воображению заходить слишком далеко. В отношениях с людьми проявляет душевность, осмотрителен. Исследовав написание цифры 7, мы пришли к выводу: у этого человека хороший самоконтроль и полное владение своими эмоциями.

№3 . Этот человек не теряет духа, сохраняет веру и надежду и обычно является довольно амбициозным, стремясь продвигаться вперед. Ровные узкие поля справа и слева показывают, что человек проявляет бережливость и разумную расчетливость в своих покупках. Угловатые буквы свидетельствуют о духе состязательности. Почерк не совсем разборчивый, что говорит об энергичности, беззаботности, а также о нервозности. Обладает напористой и честолюбивой натурой. Он ненавидит быть в подчиненном положении. Не отличается застенчивостью. Этот человек – экстраверт . Он направляет свои интересы к окружающему миру. Любит работу, связанную с человеческими контактами. Его нелегко расстроить. Он будет идти вперед. Более того, неудача может лишь подхлестнуть его к активности. Неровные, волнообразные строки – признак хитрости. Широкие поля, оставленные лишь слева (при узких полях справа), являются проявлением расточительного поведения, с которым пытается бороться человек.

У этого человека общительный характер и развито чувство ритма и координации. Не умеет хранить секреты. Еще одной чертой характера этого человека является медлительность, откладывание дела с одного дня на другой (по написанию цифры 7). Стандартная незамысловатая подпись указывает на уверенность в себе и смелость

Таким образом, исследовав почерк учеников 3 класса, мы получили разные характеристики на ребят. Эти характеристики мы прочли в классе, и одноклассники сразу узнали, что под №1 - это Маша Шестакова, под №2 – Данилов Илья, №3 –Асеев Сергей. Итак, мы пришли к выводу, что действительно изучая особенности почерка, можем понять черты характера человека, дать характеристику любому человеку. Значит, сможем лучше понимать друг друга.

Заключение

Мы, ученики 3 класса – Даша и Азалия, проанализировали теоретические работы, посвященные анализу почерка, выяснили, насколько изучен данный вопрос в современной литературе, самостоятельно исследовали почерк одноклассников и пришли к следующим выводам:

  1. Основы почерка закладываются в детстве.
  2. На четкость почерка влияют наклон, скорость, форма букв, величина интервалов между словами и буквами.
  3. У каждого человека – свой почерк, который характерен только для него. Наши почерки индивидуальны, как и отпечатки пальцев. Значит, и характеры у нас разные, что мы и доказали при исследовании нашего почерка.
  4. Большинство учеников 3 класса считает свой почерк разборчивым 14 человек (63%),

21 ученик хотели бы, чтобы их почерк стал лучше, красивее. Ребята считают, что для этого нужно не торопиться при написании текста и выполнении упражнений, стараться выводить каждую букву слова, писать аккуратно.

Предлагаем по классам в школе оформить выставку лучших тетрадей учащихся 1-4 классов.

По мнению графологов, существует прямая связь между почерком и психологическими качествами личности. Действительно, все мы знаем, что почерк – это и «визитная карточка», и удивительно присущая человеку форма общения, и как бы « письменный голос» его обладателя. У одних он приятный, располагающий к общению, гармоничный, у других – некрасивый, отталкивающий, вызывающий антипатию.

В отличие от капризов моды, на одежду, мода на красивый почерк не изменится во все времена. Поэтому вполне естественно, что красиво написанные работы не только всегда улучшают оценки ученика и способствуют повышению статуса в классе и в школе, но и укрепляют в нем веру в успешный результат своего труда. А это, в свою очередь, дает положительный психологический заряд всей последующей жизни, что многократно увеличивает вероятность получения хорошей работы.

Полученные данные нашей работы можно использовать учителям воспитателям для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, кружков и факультативов по предмету.

Литература

1. Дударева Е. Как исправить почерк.

  1. Жовтонижко А. Плохой почерк врача может стоить пациенту жизни.
  2. Паррхимик Е. Г. Как найти работу. Минск, 1998 год.
  3. Поздняков Н. С. Почерк в современной школе.
  4. Сара Д. Тайны почерка. Москва, 1996 год.
  5. Хустова Д. А. Москва, ж. «Русский язык» №12 2006 год.
  6. Интернетресурсы

Приложение 1

Анкета

  1. Разборчивый ли твой почерк?
  2. У кого из ребят в классе по – твоему мнению красивый почерк?
  3. Хотел бы тв, чтобы твой почерк был лучше? Красивее?
  4. Как ты считаешь, что нужно делать, чтобы изменить свой почерк?
  5. Оцени почерк своих родителей. Нравится ли тебе их почерк? (Разборчивый – неразборчивый, красивый – некрасивый)
  6. Похож ли твой почерк на почерк родителей?

Диктант.

Каждый из Вас уникален. Вы – единственный и неповторимый. Нигде нет другого такого же человека, как Вы. Скажите себе: «Я постараюсь помнить об этом и научусь уважать другого человека, как личность».