Свадебный портал тут свадьба. Русский свадебный наряд

Свадебный наряд на Руси

Свадебные русские наряды

Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…

История русского свадебного наряда начинается с послереволюционного времени, вместе с отделения церкви от государства и отменой венчания. До этого периода свадебный наряд на Руси назывался подвенечным.

В старину девушка, выходящая замуж, считалась "умершей" для прошлой девической жизни и для своей семьи, поскольку с момента замужества уходила жить к мужу. Поэтому женский свадебный наряд на Руси менялся в течение дня бракосочетания, и состоял из довенчального и послевенчального.

На венчание девушка шла в "траурных", печальных и скромных одеждах, так как она расставалась со своей девичьей жизнью. В некоторых регионах девушки шли под венец в одежде черного цвета и такой же фате.

После венчания невеста переодевалась в праздничные и нарядные одеяния, красных оттенков. Красный цвет символизировал радость и начало новой жизни.

Подвенечный наряд для невесты, в основном, состоял из комплекса одежд с сарафаном. Свадебный сарафан русской невесты был настоящим произведением искусства - ведь он демонстрировал мастерство рукоделия будущей хозяйки и материальную обеспеченность ее семьи. Часто подвенечные наряды передавались из поколения в поколение и служили частью приданого невесты.

Сарафаны искусно вышивались золотыми нитками, украшались бисером и тесьмой и отделывались золотым и серебряным шитьем. Неудивительно, что свадебный наряд на Руси для знатных невест отличался особенным богатством и роскошью. Шился он из парчи, и оторачивался дорогими мехами и жемчугом. Нередко вес таких нарядов доходил до 15 кг.

Поверх сарафана в некоторых губерниях было принято одевать еще короткую широкую душегрею, напоминающую жакет. Она также богато отделывалась вышивкой, позументами и канителью.

Частью свадебного наряда являлась венчальная рубаха, рукава которой, в зависимости от местности, могли быть пышными, сужающимися к низу, или длинными, с боковыми прорезями. Такие рукава назывались "плакательными", и выполняли "защитную" функцию. Считалось, что жених и невеста не должны во время свадьбы касаться друг друга голыми руками.

Под сарафан невеста надевала большое количество нижних юбок, которые визуально делали ее фигуру более пышной, а также служили нижним бельем.

Головные уборы русских невест

Украшением головы невесты в древности являлся венок, сплетенный из полевых цветов. Позднее появились головные уборы, служившие интерпретацией венку - ленты, обручи, охватывающие область лбы и закрепленные на затылке. Головной убор также богато украшался. Волосы могли быть распущенными, либо заплетенными в одну косу.

Особое место можно отвести украшениям косы невесты. такие украшения назывались косниками и представляли собой богато расшитые ленты с объемными подвесками на концах, расшитые бисером, жемчугом, бахромой, кружевом.

Сразу после венчания прическа невесты менялась на две заплетенные косы, которые оборачивались вокруг головы. Голова обязательно покрывалась женским головным убором - кокошником, повойником, сорокой, или другим видом головного убора.

Свадебный наряд жениха

Любопытной деталью мужского свадебного костюма являлся платок. Во время сватанья невеста передавала своему суженному в подарок шелковый или ситцевый платок через сваху. С этого момента весь предсвадебный период, вплоть до венчания, жених не расставался с подарком, который носил в качестве украшения на шее, либо в кармане одежды так, чтобы его краешек выглядывал наружу.

Свадебный мужской наряд состоял из темно-синих, в тонкую полоску, штанов из домотканого сукна, рубахи, отделанной вышивкой и тканого пояса. Иногда ансамбль дополнял кафтан или шуба. Во время венчания жениха нередко подпоясывали искусно расшитым полотенцем.

Рубаха украшалась широким узором вышивки красного цвета по рукавам и подолу. Иногда расшивалась и грудь. Свадебная рубаха готовилась руками невесты, которая с молитвами вышивала ее, вкладывая в узор своеобразное послание с пожеланиями благополучия, доброты и любви.

Перервенко Анастасия

Современным невестам подчас так сложно выбрать подходящий подвенечный наряд из множества различных моделей. Порой мы даже не задумываемся, что такой многообразие стилей и фасонов обусловлено многовековой историей. Ещё с древнейших времен, в эпоху античности, женщины уделяли свадебному наряду особое внимание. Но возможно ли соединить все многовековые традиции в одном платье? Пытался ли кто то сделать это и каков был успех проекта. Чтобы выяснить это я проведу собственное исследование и разработаю свадебный костюм.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

2 слайд

Современным невестам подчас так сложно выбрать подходящий подвенечный наряд из множества различных моделей. Порой мы даже не задумываемся, что такой многообразие стилей и фасонов обусловлено многовековой историей. Ещё с древнейших времён, в эпоху античности, женщины уделяли свадебному наряду особое внимание. Но возможно ли соединить все многовековые традиции в одном платье? Пытался ли кто-то сделать это и каков был успех проекта. Чтобы выяснить это я проведу собственное исследование и разработаю свадебный костюм.

3 слайд

Чтобы разработать собственные эскизы я решила изучить история свадебного костюма, начиная с глубокой древности.

Нельзя было упустить и историю свадебного наряда древней Руси

В Древней Руси функцию свадебного наряда выполнял красочно расшитый сарафан и рубашка. Чаще всего цвет у сарафана был красным - традиционный цвет радости на Руси. Слово «красный» помимо цветового значения имело прежде и значение красивый».

В старину считалось, что девушка, которая выходит замуж, является «умершей» для своей прошлой девической жизни и для своей семьи, и после замужества уходила в семью мужа.

4 слайд

В XV веке свадебные наряды шили из парчи и расшивали жемчугом. Вес такого наряда мог составлять 15 кг! До этого времени все русские невесты наряжались в народные костюмы самых разнообразных цветов. Свадебные платья боярынь и простых крестьянок различались лишь дороговизной тканей и драгоценными камнями, которыми изобиловала вышивка. На протяжении всего свадебного обряда девушка должна была менять свои наряды.

5 слайд

Особое внимание хотелось уделить Свадебному костюму родных краёв. Для того чтобы лучше разобраться в его символике я посетила музей и узнала подробную информацию у экскурсовода.

Оказывается главной отличительной чертой Белгородского костюма является юбка (понёва), её девушка может одеть только в день свадьбы (Когда в других областях понёву одевали в день первого менструального цикла).

Также костюм состоит из рубахи, фартука, пояса, сороки (внутри которой скрываются рожки) и украшения – гребатки (Дарилась свекровью и считалось, что, сколько солнышек будет на гребатке, столько детишек будет в семье).

Белгородский костюм – это особый наряд, защищённый оберегами и сопутствующий удачу в семейной жизни. Каждый символ является значимым и очень важным.

6 слайд

Каждый символ – особый знак, оберег. Например, замысловатый узор на юбке символизирует семейное древо: «Он и она вместе», маленькое дерево и большое. Вертикальные полосы символизируют жизненную дорогу, а клетки – наделы земли. Рожки, скрытые под сорокой являются связью с древним божеством – лосихой. Каждая деталь, вышитая на платье создаётся в особом ритме, в особой гармонии с природой. Как писал Есенин: «Древо – истинная религия мысли русского человека».

7 слайд

И вот в 19 веке в моду входят «пустые» платья, пропадают обереги, значимые символы, узоры становятся просто украшением.

Традиции белого платья не так уж и много лет (около 200). Свадебные платья 19 века – это настоящее произведение искусства. Их шили с применением уникального кружева – блонда. Этот материал отличался изысканным золотистым оттенком. Тончайшая материя была очень легкой и хрупкой, что придавало образу невесты ещё больше возвышенности. На фото представлены образцы нарядов, которые являются частью многовековой истории свадебного платья. Именно 19 век стал «революционным» и новаторским для подвенечных нарядов. В это эпоху часто менялась мода, создавалась новые фасоны, которые послужили основой для разработок современных дизайнеров.

8 слайд

Первой в Европе рискнула пойти под венец в белом платье Маргарита Валуа - королева Марго. И вскоре все невесты континента оделись в белое. Но только в том случае, если шли замуж впервые. При втором браке женщина (ни разведенная, ни вдова) не имела права на белое одеяние. Мода эта держалась более двух столетий. Но к концу второго тысячелетия свадебные горизонты снова заалели. Сперва очень робко кое-где стали появляться невесты в нежно-розовом, и на них смотрели еще с удивлением. Но мода неумолима. Вспомнив оранжевые покрывала невест Древнего Рима и Россию конца XIX столетия, когда народный свадебный костюм переливался всеми оттенками красного, она вернулась к цвету, название которого означает - красивый (вспомним русских красных девиц).

9 слайд

А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года. Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо.

10 слайд

Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года. В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.

11 слайд

С1917 года отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий. Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде. Лишь во времена НЭПа (1921-1928) появилось какое-то подобие свадебного наряда. В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость».

Советские невесты, как и европейские, в 60-е надевали шляпки с вуалью или фатой. На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в несвадебных, обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате.

12 слайд

80-е и постперестроечный период – время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья. После распада СССР в страну хлынул поток импортных товаров и, конечно, свадебные платья среди них тоже были.

13 слайд

Попытки дизайнеров

14 слайд

Проведя исследование и разобравшись в многовековых тенденциях моды свадебного костюма, я попробовала разработать собственные эскизы. Я старалась совместить несколько эпох, соблюдая традиции и внешнюю эстетичностью.

Каждое платье несёт в себе жизнь, эпоху, наследие, и каждое остаётся по своему уникальным. Любое столетие, порождающее новый костюм делает его особенным, всегда красивым, пусть порой и простым или наоборот – слишком сложным. В платье хранится огромная история страны, области, семьи. Нельзя соединить все эпохи вместе эстетично и изыскано, но можно вдохнуть в то «древнее» новую жизнь.

Спасибо за внимание!

История культуры каждого народа включает в себя самые разнообразные обряды и верования. И, наверно, самыми красочными и разнообразными были .

Повлияли на формирование вышеупомянутых в первую очередь старинные народные поверья.

История формирования свадебных обрядов на Руси

Свадебные обряды на Руси уходят своими корнями в языческие времена, до принятия христианства, люди просили у различных божеств расположения к новообразовавшейся семье, проводя для этого всевозможные ритуалы. После крещения Руси произошло слияние верований, что и породило уникальную, свойственную только ей систему свадебных обрядов. Немалое влияние на традиционный русский свадебный обряд оказали и иностранные традиции. Так, например, обмен обручальными кольцами и венчальные свечи пришли на территорию Руси с древней Греции, осыпание новобрачных льном – от римлян. Все это придало необычайный колорит русским свадебным обрядам.

Предварительные свадебные обряды

Выбором невесты на Руси согласно древней традиции занимались только родители жениха, и чаще всего его мнение при этом не учитывалось. В то время очень популярными были весенне-летние гулянья, на которых и происходила своеобразная презентация невест.

Девушки в лучших своих нарядах с песнями ходили по деревням, давая возможность хорошенько себя рассмотреть. Оценивалась не только красота девушки, но и её умение вести домашнее хозяйство, мастерство рукоделия, и самое главное её приданое. После того, как выбор был сделан, в семью будущей невесты засылали сватов.

Сватовство

Старинные предания гласят, что для удачного брака необходимо было найти отличных сватов. Выбирали их из замужних людей, обладающих талантом ораторства и убеждения. Самыми удачными днями для сватовства считались четверг, вторник, суббота и воскресенье.

Дабы избежать сглаза имена сватов и сам день сватовства держали втайне, и в путь они должны были отправляться только после заката солнца. Ни в коем случае нельзя было разговаривать с кем-либо по дороге. На некоторых территориях древней Руси, сватов перед дорогой забрасывали головными уборами или же хлестали. Придя в дом потенциальной невесты, сваты начинали бойко расхваливать жениха, не забывая при этом рассматривать все вокруг. Если родители девушки соглашались, наступал очередной этап свадебных обрядов – смотрины.

Смотрины

Примерно через неделю после обряда сватовства происходили смотрины – такая своеобразная презентация невесты родителям жениха. Помимо будущих молодоженов, на смотринах всегда присутствовали родственники с обеих сторон, а также близкие подруги девушки, которые сопровождали весь обряд песнями.

Для будущей невесты это было нелегкое испытание.Разговаривать во время обряда она могла лишь в самых крайних случаях, нередко её просили продемонстрировать своё мастерство рукоделия или приготовить ужин для собравшихся под суровыми взглядами будущих родственников. Если презентация проходила успешно, отец жениха целовал невесту в обе щеки в знак того, что девушка ему понравилась. На смотринах девушка могла и отказаться выходить замуж. Однако встречалось подобное довольно редко, так как в те, далекие времена, мало какая девушка осмеливалась перечить своим родителям.

Сговор

После смотрин происходил обряд сговора, на котором и решались все главные вопросы, относительно предстоящей свадьбы. Когда стороны договаривались, в избу приглашалась молодая, которую с этих пор называли невестой. Будущие молодожены целовали иконы и друг друга.

Отказ от свадьбы с этого момента был невозможен и считался страшным грехом.

День накануне свадьбы

Накануне свадьбы для невесты обязательно растапливали баню – своеобразный символ прощания с девичеством и отчим домом. Туда её сопровождали подружки, неся с собою красиво украшенный веничек. Все это сопровождалось песнями и специальными ритуалами, которые должны были уберечь невесту от сглаза, порчи и укрепить её связь с будущим мужем. Девушке в последний раз заплетали девичью косу, а потом начинался своеобразный девичник, на котором пелись песни. Но в некоторых местах древней Руси, вместо распевания веселых песен, девушке полагалась горько плакать за своим девичеством.

Жених в это время тоже не скучал. С друзьями и родственниками мужского пола они весело праздновали завершение его холостой жизни, распивая мед и пиво и вспоминая различные истории.

Свадебный наряд невесты

Первым делом утром невеста умывалась холодной водой, а после шла к родителям за благословением. После этого начинался обряд одевания невесты. Прежде всего, голое тело девушки обматывали лыком, для того чтобы защитить её от чар злых колдунов. Под пазуху клали немного шерсти, льна и мыла, для того, чтобы одежда её всегда была качественной и чистой. На шею вешали пряники и крендельки – символы сытой жизни.

Традиционный свадебный наряд невесты на древней Руси сильно отличался от современного варианта. Но все же белый цвет был обязательной его составляющей. Наряд состоял из рубахи и широкой юбки или же сарафана. Рубаха искусно украшалась вышивкой, каждый элемент которой имел свое символическое значение. Юбка и низ сарафана были пестрых расцветок и подшиты снизу бисером, дабы уберечься от злых сил, живущих под землей. Кроме традиционной косы, голову невесты могли украшать ленточки и живые цветы.

Свадебный наряд жениха

Главным элементом свадебного наряда жениха на Руси был платок, подаренный ему невестой. Повязывали его ему на шею, или же он выглядывал из кармана брюк. Костюм состоял из светлых штанов и яркой, желательно льняной или шелковой рубахи. Непосредственно перед венчанием жениха подпоясывали роскошным вышитым рушником.

Выкуп

Ни одна свадьба на Руси не проходила без выкупа. Пока невесту наряжали к свадьбе, в семье жениха готовились к выкупу молодой. По одной из традиций все подарки для выкупа молодой должен был изготовить своими руками. Первые испытания поджидали жениха еще на пути к дому девушки. Как говорится, дорога к счастью легкой не бывает. Родственники и друзья невесты делали все возможное, что б жених прочувствовал это на себе.

Жениху приходилось перепиливать широкие бревна, чтобы доказать насколько он силен. Пройдя дорожные испытания, он оказывался у дома невесты, где его поджидали родители с новой порцией сюрпризов. Жениху предстояло отгадать несколько каверзных загадок, и за неправильный ответ его штрафовали. Войдя в комнату невесты, ему предстояло угадать свою суженую среди сидящих к нему спиной, одинаково одетых девушек. В итоге, угадав наконец-то свою будущую супругу, жених занимал место возле нее, и родители невесты благословляли их, после молодые отправлялись в церковь. Дорогу перед ними тщательно подметали, что б никто из недоброжелателей не смог подкинуть им заговоренную вещицу.

Венчание

До принятия христианства молодые отправлялись на луг, где им надевали специальные венки, проводились хороводы вокруг украшенной березы, пелись обрядовые песни. При этом от молодых всячески отгоняли злых духов водой, дымом и огнем. С приходом христианства старинные обычаи венчания древней Руси заменил церковный . При выходе из церкви молодых осыпали льняными семечками.

После венчания все отправлялись в дом жениха, где начинался свадебный пир. Самое интересное, что молодые за столом ничего не ели, а только принимали поздравления. И при третьей смене блюд их провожали в супружескую постель, а пир разгорался еще сильнее. Утром молодоженов будили, сваха демонстрировала всем любопытным рубашку невесты со следами невинности, и после молодых провожали в натопленную баню.

Свадебные традиции на Руси отличались неимоверным колоритом, проходили весело и с задором и заслуживают того, что б их помнили.

С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.

Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия , на Руси передающиеся из поколения в поколение.

Свадебные обряды древних славян

Для наших предков свадебный обряд был крайне важным событием: к созданию новой семьи подходили крайне ответственно, надеясь на помощь Богов и судьбы. Само слово «свадьба» состоит из трех частей: «сва»-небо, «д»-деяние на земле и «ба»-благословленное Богами. Получается, что исторически слово «свадьба» расшифровывается как «земное деяние, благословленное Богами». Из этого знания и исходили древние свадебные обряды.

Вступление в семейную жизнь в первую очередь всегда направлено на продолжение здорового и сильного рода. Именно поэтому древние славяне накладывали несколько ограничений и запретов на создание новой пары:

  • возраст жениха должен быть не меньше 21 года;
  • возраст невесты — не меньше 16 лет;
  • род жениха и род невесты не должны быть близки кровно.

Вопреки существующему мнению, и жениха, и невесту редко выдавали замуж или женили против их воли: считалось, что Боги и сама жизнь помогают новой паре найти друг друга в особом, гармоничном состоянии.

В наше время достижению гармонии тоже уделяется много внимания: к примеру, все больше людей начинают использовать специальные медитации для привлечения любви . Наши предки лучшим способом гармоничного слияния с ритмами матери-природы считали танец.

В день Перуна или в праздник Ивана Купалы молодые люди, желающие встретить свою судьбу, собирались в два хоровода: мужчины вели круг «посолонь» — по ходу солнца, а девушки — «противосолонь». Таким образом оба хоровода шли спинами друг к другу.

В момент сближения танцующих столкнувшихся спинами парня и девушку выводили из хоровода: считалось, что их свели Боги. Впоследствии, если девушка и парень были любы друг другу, устраивались смотрины, родители знакомились между собой, и, если все было в порядке, назначалась дата свадьбы.

Считалось, что в день бракосочетания невеста умирала для своего рода и его духов-хранителей, чтобы возродиться в роду жениха. Этой перемене придавалось особое значение.

В первую очередь, о символической смерти невесты для своего рода говорил свадебный наряд: у наших предков было принято красное свадебное платье с белым покрывалом вместо нынешней полупрозрачной фаты.

Красный и белый на Руси были цветами траура, а плотное покрывало, которым полностью закрывали лицо невесты, символизировало ее нахождение в мире мертвых. Снять его можно было только во время свадебного пира, когда благословение Богов над молодыми уже было совершено.

Подготовка к свадебному дню как для жениха, так и для невесты начиналась накануне вечером: подруги невесты вместе с ней отправлялись в баню для ритуального омовения. Под горькие песни и слезы девушку омывали водой из трех ведер, символически указывая на ее присутствие между тремя мирами: Яви, Нави и Прави. Невеста и сама должна была плакать как можно больше, чтобы получить прощение духов своего рода, которых она покидает.

Утром дня свадьбы жених присылал невесте подарок, означающий верность его намерений: шкатулку с гребнем, лентами и сладостями. С момента получения подарка невесту начинали переодевать и готовить к обряду бракосочетания. Во время одевания и причесывания подруги также распевали самые печальные песни, а невеста должна была плакать еще больше, чем накануне: считалось, что чем больше слез будет пролито до свадьбы, тем меньше их прольется во время супружеской жизни.

Тем временем в доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в которых сам жених и его дружина отправлялись за невестой с дарами ее подругам и родителям. Чем богаче семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к дому невесты под пение и танцы.

По прибытию родственники невесты проверяли намерения жениха вопросами и шуточными заданиями. Эта традиция сохранилась и в наше время, превратившись в «выкуп» невесты.

После того, как жених прошел все проверки и получал возможность увидеть невесту, свадебный поезд вместе с молодыми, дружиной и родственниками направлялся на капище. Ехали на него всегда долгой дорогой, закрыв лицо невесты плотным покрывалом: считалось, что в это время будущая жена наполовину находится в мире Нави, и видеть ее «полностью живым» людям было нельзя.

По приезду на капище ожидающий молодых волхв проводил обряд благословения союза, тем самым подтверждая лад в паре и скрепляя клятву молодых перед Богами. С этого момента жених и невеста считались семьей.

После обряда все гости во главе с семейной парой отправлялись на пир в честь свадьбы, который мог длится до семи дней с перерывами. Во время угощения молодые получали подарки, а также многократно одаривали своих гостей поясами, куколками-оберегами и монетами.

Кроме того, в течение полугода семейной жизни новая семья, оценив подарок каждого гостя, должна была нанести ответный визит и подарить так называемый «отдарок» — ответный дар, стоимостью превышающий подарок гостя. Этим молодая семья показывала, что подарок гостя пошел впрок, увеличив их благосостояние.

Со временем непоколебимые свадебные традиции претерпели некоторые изменения, вызванные переселениями и войнами. Изменения прижились и принесли нам память о русских народных свадебных обрядах.

Русские народные свадебные обряды

С появлением христианства на Руси свадебные обряды изменились коренным образом. За несколько десятилетий обряд благословения Богов на капище перешел в обряд венчания в церкви. Люди не сразу приняли новый уклад, и это прямым образом сказалось на проведении такого важного события, как свадьба.

Поскольку без венчания в церкви брачный союз не считался действительным, свадебный обряд состоял из двух частей: венчание в церкви и обрядовая часть, пир. «Волхование» не поощрялось высшими церковными чинами, но некоторое время церковнослужители участвовали в «невенчальной» свадебной части.

Так же, как и у древних славян, в традиции русской народной свадьбы долгое время сохранялись традиционные обычаи: сватовство, смотрины и сговор. На общих смотринах, проходивших на гуляньях, семья жениха присматривала невесту, справляясь о ней и ее семье.

Найдя девушку подходящего возраста и статуса, родственники жениха засылали сватов в семью невесты. Сваты могли приходить до трех раз: первый — заявить о намерениях семьи жениха, второй — присмотреться к семье невесты, и третий — получить согласие.

В случае удачного сватовства назначались смотрины: семья невесты приезжала в дом жениха и осматривала хозяйство, делая вывод: хорошо ли будет жить здесь их дочери. Если все было в порядке и соответствовало их ожиданиям, родители невесты принимали приглашение разделить трапезу с семьей жениха. В случае отказа сватовство прекращалось.

Если и этап смотрин оказывался успешным, то родители жениха приезжали с ответным визитом: они лично знакомились с невестой, наблюдали за ее умением вести хозяйство и общались с ней. Если в итоге они не разочаровывались в девушке, то к невесте привозили жениха.

Девушка должна была показаться во всех своих нарядах, показать, насколько она хороша как хозяйка и собеседница. Жених тоже должен был показать свои лучшие качества: в вечер «третьих смотрин» невеста в большинстве случаев имела право отказаться от жениха.

Если молодые смогли понравиться друг другу и не возражали против свадьбы, их родители начинали обсуждать материальные затраты на свадьбу своих детей, размер приданого невесты и подарки от семьи жениха. Эта часть называлась «рукобитием», потому что, договорившись обо всем, отец невесты и отец жениха «били руки», то есть скрепляли договор рукопожатием.

После завершения договора начиналась подготовка к свадьбе, которая могла продолжаться до месяца.

В день свадьбы подруги невесты одевали ее в подвенечный наряд под причитания о ее девичьей веселой жизни. Невеста должна была постоянно плакать, провожая свое девичество. Тем временем жених с друзьями приезжал к дому невесты, готовясь выкупать свою будущую жену у ее семьи и подруг.

После удачного выкупа и символических испытаний жениха молодые ехали в церковь: жених с друзьями отправлялся шумно и с песнями, а невеста — отдельно, долгой дорогой, не привлекая к себе особого внимания. Жених непременно должен был прибыть к церкви первым: таким способом будущая жена избегала клейма «брошенной невесты».

Во время венчания невесту и жениха ставили на расстеленную белую ткань, осыпанную монетами и хмелем. Также гости внимательно следили за венчальными свечами: считалось, что кто выше свою свечу держит, тот и в семье главенствовать будет.

После завершения венчания молодые должны были задуть свечи одновременно, чтобы умереть в один день. Погашенные свечи следовало хранить всю жизнь, оберегать от повреждений и зажигать ненадолго только во время появления первого ребенка.

После венчального обряда создание семьи считалось законным, и далее следовал пир, на котором в значительной степени проявлялись обрядовые действия древних славян.

Этот обычай существовал долгое время, пока не видоизменился в современные свадебные традиции, которые все же сохранили многие обрядовые моменты старинных свадеб.

Старинные свадебные обряды

Многие люди в наше время даже не догадываются о том, какое сакральное значение имеют ставшие привычными моменты любой свадьбы. Вместо аутентичного обряда на капище или венчания в церкви, долгое время являющегося обязательным, теперь происходит государственная регистрация брака с последующим банкетом. Казалось бы, что в этом осталось от древнего уклада? Оказывается, очень многое.

Традиция обмена кольцами. Обмен кольцами существует очень долгое время: еще наши предки надевали друг другу кольцо в знак соединения перед Богами на небе и на земле. Только в отличие от современного обычая носить обручальное кольцо на правой руке, раньше его надевали на безымянный палец левой руки — ближней к сердцу.

Девичий «печальный» костюм Конец XIX - начало XX в. Тамбовская губерния, Темниковскии уезд

Опираясь на фольклорные и этнографические материалы восточнославянских народов, современные исследователи пришли к выводу об общих древних представлениях, лежащих в основе свадебного и похоронного обрядов. Так, в довенчальный период невеста должна была обязательно «печалиться», оплакивая свое девичество, носить траурную одежду. Она отличалась сдержанной цветовой гаммой, в которой доминировал белый цвет холста, знаковый цвет скорби. Костюм из Темниковского уезда, выполненный в конце XIX - начале XX в., относится к категории «печальных», или «горевых», костюмов. По-видимому, его могли носить как молодые девушки, собираясь к венцу, так и пожилые женщины.

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Вятская губерния, Вятский уезд

В отдельных местах Вятской губернии девятое воскресенье после Пасхи было известно как «девичий праздник». В этот день нарумяненные девушки на выданье прогуливались по улицам в своих лучших нарядах в надежде привлечь к себе внимание женихов, а женихи и их матери высматривали будущих невест, придирчиво оценивая по одежде достаток их семей, чтобы затем послать к ним сватов.

Девичий праздничный костюм 1910-1920-е гг. Симбирская губерния, Сызранскии уезд, с. Жемковка

Этот наряд могла носить и девушка на выданье и молодая женщина. Костюм состоит из рубахи, сарафана и пояса с карманом.

Девичий венчальный костюм Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд

Костюм новобрачной 1870-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд (район Великого Устюга)

Костюм новобрачной 1870-1880-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд

Женский свадебный костюм Конец XIX - начало XX в. Вятская губерния, Малмыжский уезд

У староверов так называемого федосеевского согласия Вятской губернии, не признающих священства, а следовательно, и церковного брака, вместо венчания существовал обряд обручения. После чтения молитвы при зажженных свечах, как правило, мать жениха, взяв молодых за руки, обводила их вокруг стола, стоявшего в «красном углу», и благословляла иконой. Затем новобрачные катались по деревне на повозке, убранной ковром, колокольчиками, поясами, полотенцами, всенародно оглашая тем самым свое желание жить одной семьей. Народный свадебный обряд федосеевцев не отличался от традиционного народного северорусского обряда. Свадьба обычно длилась три дня, в течение которых молодые несколько раз меняли свои наряды.

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Тамбовская губерния, Спасский уезд, с. Красная Дубрава

В некоторых селениях Тамбовской, Рязанской, Калужской, Пензенской, Тульской, Орловской губерний в XIX в. существовал обряд первого надевания поневы. Обычно девочки, не достигшие совершеннолетия, носили рубахи, подвязанные поясками. С того момента, когда девушка впервые надевала поневу, она считалась невестой, и к ней уже можно было свататься. Первую поневу нередко шила сестра, а надевал брат или мать (родная или крестная). К концу XIX в. этот древний обычай сохранился лишь в отдельных местах, а понева осталась признаком замужества.

Начало XX в. Рязанская губерния, Скопинскии уезд

Отправляясь к венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Бирюченского уезда надевала «печальную» одежду, состоящую из белой рубахи, черного сарафана, передника, пояса и головного платка27. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей». Название рубахи связано с тем, что ее могла носить не только невеста, но и старуха.

Девичьи венчальные костюмы Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Костюм новобрачной Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченскии уезд, с. Афанасьевка

По возвращении из церкви перед брачным пиром девушку переодевали, и она представала перед молодым мужем, родственниками и гостями в преображенном виде. Ее голову венчал закрытый головной убор - «сорока», украшенный золотным шитьем. Девичья одежда - сарафан - менялась на «бабью» - поневу.

Мужской свадебный костюм Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд