Свадебные ритуалы и обряды. Магические обряды, приметы и ритуалы на свадьбу

Сегодня, многие русские свадебные традиции соблюдаются в «упрощенной» форме, но по прежнему, занимают важное место в свадебном торжестве.

Появляются и новые модные традиции, такие например как выездная свадебная регистрация .

Культуры разных стран перемешались, многие свадебные традиции были заимствованы, «модернизированы» и сегодня успешно соблюдаются нашими молодоженами.

В любом случае, свадебные традиции соблюдались нашими предками и соблюдаются нами для того, чтобы открыть молодоженам таким символическим способом, дорогу в счастливую семейную жизнь. Интересен и тот факт какие свадебные традиции существуют в других странах .

Помолвка и обручение - важная современная свадебная традиция

Когда пара решает официально вступить в брак, она считается помолвленной. Жених делает невесте предложение и в честь этого дарит обручальное кольцо, которое она носит на безымянном пальце правой руки.

По сути, помолвка-это официальное объявление перед родственниками о том, что пара собирается пожениться.


Девичник и мальчишник- часть современных свадебных традиций

Жених и невеста перед свадьбой по отдельности отмечают последний день «свободной жизни». Сегодня девичники и мальчишники - это веселые мероприятия, с розыгрышами и поздравлениями от близких друзей жениха и невесты.



Выкуп невесты - старая свадебная традиция, дошедшая до наших дней

Одно из самых веселых и интересных мероприятий на свадьбе, где жениху приходится проходить разного рода испытания на пути к невесте.
Раньше этот обряд совершался для того, чтобы жених выкупил свою будущую жену у её родственников. Сегодня жениху приходится выкупать невесту у её подружек, которые проводят выкуп.

Предлагаем вашему вниманию очень оригинальный сценарий выкупа невесты , который должен понравится не только жениху невесте, но и госям вечеринки.

Обмен свадебными кольцами - главный ритуал современной свадьбы

Эта традиция пришла к нам из древнего Рима. Считалось, что надевая кольца на безымянный палец левой руки, влюбленные таким образом кладут печать на сердца друг друга, которая всегда будет хранить любовь в их сердцах. Свадебное кольцо носится вместе с обручальным.

Осыпание рисом, лепестками роз, монетами, конфетами - старинная свадебная традиция

В этом обряде скрыт глубокий сакральный смысл. Во времена поклонения языческим богам, дорогу по которой ступали молодожены посыпали лепестками цветов, чтобы задобрить богиню плодородия. Рис и деньги-которые бросали к ногам молодых знаменовали собой достаток и процветающую жизнь. У многих народов используется этот красивый обряд. В наше время функцию «осыпающих», как правило, исполняют все приглашенные на свадьбу, осыпают молодоженов во время того, как они выходят из ЗАГСа.

Танец молодоженов - самая трогательная свадебная традиция

Оказывается, традиция первого свадебного танца новобрачных пришла к нам с приходом на престол великого государя Петра I, в те времена неотъемлемой частью свадебного торжества был бал. Открывали бал в честь заключения брака молодожены.
Сегодня классический вальс постепенно уходит на задний план, и вместо него молодожены радуют гостей постановочными танцами, в которых рассказывают историю своих отношений. Иногда в свадебном танце жениха и невесты участвуют приглашенные на свадьбу друзья, свидетели и т.д. В наши дни свадебный танец - это часто уникальная часть торжества, в которой невеста и жених проявляют свой творческий потенциал и удивляют гостей необычным выступлением.

Свадебная традиция - похищение невесты и туфельки

Эта свадебная традиция не носит уже столь глубокий смыл, что раньше, но до сих пор актуальна и в наши дни.
Подружки невесты или друзья жениха прячут невесту в каком ни будь укромном месте. Чтобы получить новоиспеченную супругу обратно, жениху приходится пройти ряд "испытаний".
Также поступают и с туфелькой невесты. Друзья заранее договариваются с невестой о времени пропажи её туфельки. Чтобы вернуть туфельку невесте, свидетелям новобрачных приходится пройти ряд шуточных "испытаний".

Бросание букета невесты и снятие подвязки - Европейская свадебная традиция

Значение данной традиции известно, наверное, всем: считается, что та девушка, которая поймает букет невесты - в скором времени сама выйдет замуж. Есть еще одна традиция связанная с букетом невесты, которая говорит о том, что невеста должна хранить свой букет в своем доме не менее года, для того чтобы брак был крепким. В связи с этим, заказывается дубликат букета невесты, и именно он бросается невестой на растерзание жаждущим поскорее выйти замуж девушкам.
По аналогии с бросание букета невесты, свадебная подвязка снимается женихом с ножки его молодой жены и бросается неженатым гостям. Тот, кто поймал свадебную подвязку, скоро сам станет мужем.

Запускание белых голубей - еще одна современная свадебная традиция позаимствованная у предков

Белые голуби - считаются символом мира и любви. Известно, что эти птицы создают пару на всю жизнь, по этому, совсем не удивительно, что именно эти птицы являются символом счастливого и долгого брака.
По полету голубей определяют, каким будет брак, и даже какого пола будет первый ребенок. Если впереди летит голубь жениха- то первым на свет появится мальчик, а если невесты - то девочка.
Если голуби стремились высоко вверх, то считается, что брак будет долгим и крепким.

Вкусная современная свадебная традиция - разрезание свадебного торта

Разрезание свадебного торта символизирует собой первое совместное действие новобрачных. Новобрачные, вместе взявшись за нож, разрезают торт и первыми угощают тортом своих родителей. Затем всех гостей.
Конечно, не обязательно соблюдать все свадебные традиции. В наше время есть множество вариантов отметить свадьбу ярко и необычно.

Подарки родителям жениха и невесты

На русских свадьба принято дарить подарки жениху и невесте, но и жених с невестой одаривают своих будущих родственников.

Мы рассказали вам о современных свадебных традициях, многие из которых имеют корни из самых древних времен.
Наша редакция желает всем, кто решил вступить в брачный союз - семейного счастья, процветания и благополучия на долгие годы совместной жизни!

Сегодня многие традиции русской свадьбы оказались безвозвратно утерянными, а те немногие оставшиеся существуют в очень измененном варианте. В наши дни значительно повысился интерес молодых к русским свадебным традициям. Все больше молодых пар желают отпраздновать бракосочетание так же, как это делали их прародители сто, двести и более лет назад, с соблюдением присущих ей красивых и запоминающихся обрядов и традиций. Сегодня мы расскажем о том, какие свадебные традиции существовали раньше.

Еще каких-то несколько сот лет назад свадьба являлась комплексом обрядов, которые совершались в строгой последовательности по определенному традицией сценарию. Важнейшими обрядами свадьбы на Руси считались сватовство, сговор, девичник , венчание, брачная ночь, свадебный пир. Каждый из них имел определённое смысловое значение. Сватовство, к примеру, выражалось в переговорах двух семей о возможности заключения брака между молодым человеком и девушкой. Прощание невесты с девичеством являлось обязательной стадией, характеризующей переход молодой девушки в категорию замужних женщин. Венчание выступало в качестве религиозного и юридического оформления брака, а брачная ночь – в виде его физического скрепления. Ну а свадебный пир выражал общественное одобрение брака.

Выполнение каждого из этих обрядов в определённой последовательности считалось правильной дорогой на пути создания семьи. Если последовательность обрядов нарушалась, либо какой-либо из них не выполнялся, брак считался несостоятельным (то есть событие было не до конца завершено).

Свадебный ритуал охватывал различные обрядовые действия, которые не являлись обязательными к исполнению. К примеру, смотрины можно было не проводить, если будущие жених и невеста проживали в одном населенном пункте (деревне). Если же парень, который посватался, жил в другой деревне и о его семье ничего не было известно, смотрины осуществлялись, согласно всем установленным правилам. Если родители будущих жениха и невесты прекрасно знали друг друга, да и сомнений относительно брака их детей не возникало, то сватовство и сговор проводили одновременно.

Несмотря на единство общей схемы проведения, свадебный ритуал имел локальное многообразие. К примеру, в северных губерниях Европейской России и в Сибири имел широкое распространение обряд, при котором невеста должна была посещать баню. Этот обряд являлся частью обрядов прощания молодой девушки с девичеством. В Южной России обязательной частью свадеб был каравайный обряд. Отдельные обряды проводились только в конкретных областях. Например, в Псковской Губернии невесте со своей «свитой» необходимо было встретить «поезд» жениха на пути в церковь и положить к его ногам букет бумажных цветов. В других русских областях жених должен был забрать невесту из дома родителей и везти в церковь.

В свадебном обряде участвовали определенные действующие лица – свадебные чины, чье поведение подчинялось правилам, установленными традицией, но имела место и некоторая импровизация. Невеста и жених являлись главными персонажами, вокруг которых происходило свадебное действо, причем они играли пассивную роль. Невеста всем своим видом должна была выражать покорность, любовь и благодарность родителям, которые ее вырастили, а также всячески показывать свое недоброжелательное отношение к жениху и его родне. В свою очередь жених должен был демонстрировать уважение и любовь к невесте. Инициативными участниками свадьбы были родители молодых, крестные, а также самые близкие родственники. Еще одними действующими лицами на русской свадьбе были друзья жениха и невесты или бояре, сваты, тысяцкий, дружка, помощники дружки (поддружья), каравайницы (молодые замужние женщины, счастливые в браке, имеющие хороших, здоровых детей) и т. д.

Важнейшая роль отводилась дружке или главному распорядителю свадьбы со стороны жениха. В его обязанности входило осуществление контроля за соответствием проводимой свадьбы русским традициям, развлечение присутствующих с помощью шуток и приговоров, а также защита участников свадьбы от нечистой силы. В Южной России важную роль играли каравайницы, который выпекали свадебный каравай. Каждый отдельно взятый свадебный чин имел в своем распоряжении специальный костюм или элемент одежды, украшение. К примеру, невесте в течение ритуала приходилось несколько раз менять одежду, демонстрируя тем самым изменение своего статуса. На «плакальном» этапе невесте полагалась быть в траурном наряде с закрытым платком лицом, в процессе венчания и брачного пира она носила нарядные одежды, полагалось быть нарядно одетой, а наутро после брачной ночи молодуха надевала самый нарядный и яркий костюм и женский головной убор. Жених обычно надевал вышитый квадратный платок (ширинку), который крепился к шапке, букетик цветов, закрепленный за шляпную ленту и наброшенное на плечи или подвязанное вместо пояса полотенце. Сваты отличались скрепленным через плечо вышитым полотенцем или красными перчатками на руках. Атрибутом дружки был кнут. Свадебные обряды, как своеобразное театрализованное действие, включали в себя специальные песни, приговоры, игры, присказки, плачи, заговоры, танцы.

Ядром русского свадебного ритуала являлось сложное переосмысление мифических представлений древности и христианских идей. К примеру, составной его частью стали действия, которые отражали далекие представления людей об умирании души девушки при переходе ее в категорию замужних дам и обретении ею после брачной ночи души молодухи. Некоторые обряды восходили к культу далеких славянских предков: плач невесты на могиле родителей с мольбой о благословении на брак, прощание с печкой при уходе из дома в день венчания и т. п. Часто магические действия, проводившиеся во время свадьбы (оберегающие, продуцирующие), имели языческий характер. Желание защитить и уберечь молодых от сглаза и порчи, а также любого негативного воздействия потусторонней силы, вынуждало закрывать лицо невесты платком или полотенцем, вкалывать в одежду молодых иголки, произносить заговоры, размахивать кнутом, палить вдогонку свадебному поезду, выбирать окружной путь к церкви. Чтобы молодые не испытывали нужды в семейной жизни и имели много детей их обсыпали зерном и хмелем, угощали курицей, садили на шубу, вывернутую мехом наружу. Все эти ритуальные действия сопровождались молитвами к Иисусу Христу, Богоматери, св. Николаю Угоднику. Вообще на Руси придавали большое значение благословению родителей, просили о защите христианских святых, которых упоминали в старинных причитаниях.

Русский свадебный ритуал, история формирования.
За основу проведения современного русского обряда свадьбы были взяты сложившиеся традиции к девятнадцатому и первой четверти двадцатого века. Окончательно он сложился предположительно в середине четырнадцатого века на базе общеславянского свадебного обряда. В письменных материалах этого периода ведется краткое описание свадеб с использованием привычных нашему слуху слов: «жених», «свадьба», «невеста», «венчание», «сваты». Также имеются сохраненные старинные миниатюры и рисунки с изображением свадебных пиров и брачных обрядов. В шестнадцатом веке, если судить по описанию княжеских свадеб, сложилась номенклатура свадебных чинов и определились их функции, возникла специальная свадебная одежда, атрибутика, пища, свадебный фольклор.

Во второй половине семнадцатого века в народный свадебный обряд стали активно внедряться традиции Православной Церкви: возник обряд родительского благословения, обязательным стал обряд венчания. Сам народный обряд официальные лица начали осуждать, считая его «бесовским действием». В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче был введен указ, который осуждал многие обряды народной свадьбы и который за проведение оных предписывал бить людей батогами, а использовавшиеся при этом музыкальные инструменты - ломать и сжигать.

Сватовство.
Сватовство представляло собой переговоры семей, которые были заинтересованы в заключении брака, а также являлось главным и обязательным ритуалом, предшествующим русской свадьбе. Вступать в брак на Руси принято было рано, при этом родители молодого человека сами занимались выбором невесты для своего сына. Нередко сами молодые даже и не знали о предстоящей свадьбе, их могли оповестить только во время приготовлений к ней. К сватовству подходили со всей серьезностью и ответственностью. Прежде чем на него решиться, собирали семейный совет, на котором присутствовали крестные родители и ближайшая родня. Конечно, при выборе невесты учитывали мнение молодого человека и родственников, но последнее слово оставалось за родителями. Прекрасной невестой считалась девушка физически сильная, обладающая трудолюбием, способная хорошо выполнять хозяйственные и домашние работы, проявляющая уважение и почтение к старшим, скромная, но имеющая чувство собственного достоинства. Особым «спросом» пользовались девушки из семей с хорошей репутацией. Принадлежность девушке к роду, который был уважаемым на протяжении нескольких поколений, позволяла судить о ней, как о достойной невестке-продолжательнице рода-племени.

Материальное благосостояние семьи в расчет не бралось при выборе невесты. Считалось, что молодые смогут сами «нажить все». Очень тщательно выбирались сваты, поскольку от их умения вести беседу, расположить родственников будущей невесты, в выгодном счете представить семью молодого человека зачастую зависел результат сватовства. Обычно в качестве сватов выступали крестные родители парня, либо кто-то из его близкой родни. Иногда родители парня в сваты приглашали уважаемого и пользующегося доверием односельчан человека. Кроме того, такая ответственная роль предлагалась красноречивым, умеющим устраивать брачные дела людям. В крупных ремесленных слободах, больших торговых селах, городах пользовались услугами профессиональных свах. Но этот обычай стал распространенным вначале в городах, и то довольно поздно. Так в середине девятнадцатого века подобное сватовство даже в городах было принято считать «ненастоящим», поэтому после получения согласия родителей на сватовство отправляли «настоящих» сватов.

Сватовство в те времена проходило с обязательным соблюдением различных примет, от которых по древним поверьям серьезно зависела будущая жизнь новобрачных. Обычно свататься или договариваться о заключении брака приходили в дом девушки родители или близкие родственники жениха. Во время этого обряда семьи молодых людей знакомились и налаживали «контакты», поскольку родственные связи имели достаточно серьезный вес в то время, поэтому продумывалось все буквально до мелочей. Для сватовства выбирали определенные дни недели, которые носили название «легкие»: воскресенье, вторник, четверг или субботу, обычно позднее вечернее или ночное время. Все это сопровождали различными магическими действиями, которые, как предполагалось, обеспечат положительный исход дела и предотвратят отказ родителей невесты. К примеру, в Псковской губернии мама молодого человека била три раза выходивших за дверь сватов поясом, сопровождая определенными магическими словами. В русских селах Казанской губернии сваха по приезду в дом избранницы находила ступу и три раза оборачивала ее вокруг себя, это предполагала удачное замужество (девушка будет трижды обведена вокруг аналоя во время венчания). В Пермской губернии сваха при входе в дом девушки ударяла пяткой о порог.

Войдя в дом будущей невесты, сваты вели себя по деревенскому обычаю: снимали шапки, крестились на иконы, отвешивали поклоны хозяевам, не проходили к столу без приглашения и не садились на лавку. Сват первым начинал разговор и произносил хорошо известные всем присутствовавшим фразы: «У вас товар, у нас купец»; «У вас курочка, у нас петушок, нельзя ли их загнать в один хлевушок?»; «Нам нужна не рожь и не пшеница, а красная девица» и т.п. Бывало и так, что сваты прямо выражали цель своего прихода, пришли, мол, «не пол топтать, не язык чесать, пришли дело делать - невесту искать».

Родители будущей невесты выказывали благодарность за оказанное их семье уважение, приглашали пройти в парадную часть избы или в горницу, ставили на стол угощение и приглашали к столу. Раньше считалось, что сватов необходимо очень хорошо встретить, даже если жених не особо «глянулся» родителям невесты. Если жених был не в угоду родителям невесты, то отказ они всегда излагали в деликатной форме: «У нас товар непродажный, не поспел», «Еще молода, надо подождать». В случае желанного сватовства, и если парень был хорошо знаком, родители девушки свое согласие давали сразу. Если же парень был малознаком или проживал в другой деревне, родители просили у сватов время на раздумье: «Дочку замуж выдать - не пирог испечь», «Не один день растили, чтобы враз отдать». Приветствие сватовства еще не означало полного согласия на свадьбу.

В цикл обрядов сватовства включали также переговоры относительно приданого , которое давали за невестой, размера денежной суммы (кладки), выделяемой родителями жениха на свадебные траты, о размере трат на свадебный пир, обсуждалось количестве гостей, которое будет на свадьбе со стороны жениха и со стороны невесты, дары, которыми будут обмениваться родственники во время проведения свадебного ритуала. Если семьи были зажиточные, то могли составляться юридически заверенные брачные контракты, в которых упоминались все детали свадьбы и дальнейшей жизни молодой семьи. По окончании переговоров семьи определялись со временем сговора, то есть назначали день точного принятия решения относительно свадебного торжества.

Погляды и смотрины.
Вслед за сватовством устраивались погляды, смотрины. Погляды (местоглядение, сугляды) заключались в приезде родителей и родственников невесты в дом жениха для уточнения его имущественного положения. Данный обряд также имел торжественное проведение, семью невесты встречали очень хорошо: демонстрировали дом, хозяйственные постройки, скот, количество зерна в амбарах, овин, гумно, сажали за праздничный стол, говорили о семейных преданиях. Если семьи были не знакомы, то осмотр был более строгим и тщательным. Если родители девушки по каким-либо причинам были не удовлетворены хозяйством жениха, они могли отказать в сватовстве: «Спасибо за хлеб-соль, домой пора». Если же осмотр им понравился, то говорили примерно так: «Все у вас хорошо, все нам нравится, и, если мы вам нужны, приезжайте к нам».

На смотринах (глядинах) девушку официально представляли парню. Который посватался и его семье. Обычно этот обряд проводили в доме избранницы. На нем присутствовали непосредственно жених, его родители и ближайшая родня. Данное действо сопровождалось пением молодых незамужних девушек (подружек будущей невесты), которых также приглашали на этот ритуал. Девушка надевала свое парадно-выходное платье, ее выводили в центр избы, прося пройтись или повернуться на месте. Гости и родители жениха, наблюдавшиеся за этим процессом, высказывали свое одобрение в адрес девушки. После этого молодые рука об руку прохаживались по избе, вставали на заранее расстеленную шубу, целовались или кланялись друг другу.

Если жених был не по нраву девушке, на смотринах она могла об этом сказать родителям, после чего отказаться от свадьбы. К примеру, она могла молча выйти из избы, заменить праздничный наряд на будний, и вернуться к гостям. Это расценивалось гостями как отказ. Но, как правило, данный обряд заканчивался пиром, при этом родители невесты накрывали стол, а родители жениха привозили хмельные напитки.

Сговор.
Спустя несколько дней после сватовства проводился (в доме невесты) сговор (рукобитье), который служил символическим закреплением решения о свадьбе и заключении брака. Также присутствовали родители и родственники с той и с другой стороны. Вначале велись переговоры о дне венчания, договаривались о величине приданого и кладки, количестве гостей на свадебном пиру. Во время сговора невеста начинала причитать, жалуясь на судьбу и родителей, которые вынуждают ее проститься с вольной девичьей жизнью и родимым домом.

Окончанием переговоров служило ритуальное рукобитье, в процессе которого отцы молодых вставали напротив друг друга и с размаху били по рукам, которые загодя были обернуты платками или небольшим куском овчины, после чего жали друг другу руки со словами: «Наш сын был бы между нами общим сыном, а ваша дочь была бы общей дочерью и нашей послушною слугою». Издавна на Руси пожимание рук друг другу узаконивало взаимовыгодное соглашение, договор. В некоторых российских областях рукобитье проводили над столом, где заранее клали каравай, после чего разламывали пополам. Хлеб в данном случае служил скреплением договора.

После рукобитья мать девушки скрепляла руки молодых, подтверждая тем самым свое согласие относительно решения отцов. После этого все начинали читать молитву перед иконами с зажженной лампадой. Достигнутое и согласие отмечали пиром, при этом молодые на нем не присутствовали.

После сговора отказаться от брака было невозможно, это расценивалось как страшный грех, расплата за который будет длиться всю жизнь. По обычаю, виновная сторона в нарушении соглашения была обязана оплатить все траты на свадьбу, а также выплатить «компенсацию» за бесчестье обманутой стороне. После сговора молодых называли женихом и невестой. Полученному статусу молодые должны были соответствовать (изменить поведение, внешний облик). Невесте предполагалось после сговора «кручиниться», «убиваться», причитать, то есть оплакивать свое девичество. Она должна была отныне носить только траурную одежду, на голове платок, надвинутый на лицо, ей нельзя было расчесывать волосы и заплетать косу. Она практически не говорила, объяснялась жестами, по дому она передвигалась исключительно с помощью подруг, которые теперь находились рядом с ней постоянно, а зачастую и ночевали у нее. Невесте было запрещено выходить за пределы дома и двора, ходить на вечеринки и гулянья молодежи. Разрешалось выйти из дома только для того, чтобы пригласить родственников на свадьбу, да проститься с соседями, деревней и «белым светом». Теперь она была отстранена от любой хозяйственной работы. Единственным ее занятием было приготовление даров, шитье приданого. Были и те области России, где невеста до венчания ежедневно в течение недели должна была выходить и печально причитать. По поверьям, чем больше невеста плачет, тем легче будет жизнь с мужем. На подобные «посиделки» иногда собирались все женщины деревни.

Жених же после сговора вовсю гулял со своими дружками по собственной и соседним деревням, расставаясь с «молодечеством». Кроме того, каждый день он должен был ходить в дом невесты и одаривать ее подруг разными вкусностями (конфеты, пряники).

Каравайный обряд.
Каравайный обряд выступал в качестве некого обрядового действия, которое было связано с выпечкой и раздачей каравая (круглый хлеб с украшениями в виде фигурок из теста, искусственных цветов) во время княжьего стола (свадебного пира). Каравай пекли в доме жениха (иногда в доме невесты, а в некоторых местностях и там, и там) накануне венчания или брачной ночи, либо за пару дней до этого. Этот обряд делился на два этапа: первый – непосредственно его приготовление (назывался этап «каравай валять»), второй - деление каравая на свадебном столе или «каравай носить». На всей территории существования данного обряда суть его была одна, хотя могла обыгрываться по-разному.

Процесс изготовления каравая символизировал зарождение новой жизни и обеспечивал плодовитость молодой пары. Он носил ритуальный характер. Готовить каравай начинали в тайно намеченное время, до захода солнца, перед этим обращаясь к Богу и святым угодникам. В обряде участвовали посаженый отец и посаженая мать жениха (если они были счастливы в браке), а также молодые женщины-каравайницы, также счастливые в браке и имеющие здоровых детей.

Для приготовления свадебного каравая воду набирали из семи колодцев, муку - из семи мешков. Все процессы, начиная с замешивания теста и заканчивая выниманием его из духовки и раздачей гостям осуществлялись нарочито театрально. Для придания формы тесту его укладывали в специальную большую чашу с крестом, а чашу в свою очередь ставили лавку, где находилось сено, покрытое скатертью. Всем, кто присутствовал при этом особом ритуале строго запрещалось дотрагиваться до теста и чаши. Прежде чем отправить сформованный каравай в печь, посаженая мать обходила с ним избу, садилась на печь, а потом совместно с посаженым отцом обходила трижды печной столб. Задвигали его в печь с помощью специальной лопаты, на краях которой были прикреплены горящие свечки. Перед тем как окончательно оставить его выпекаться, каравай трижды задвигали-выдвигали из нее. После постановки каравая в печь необходимо было ударить лопатой по потолочной балке.

С точки зрения мифологии печь символизировала женское чрево или материнское лоно, хлебная лопата - мужское начало, а каравай - плод, который получился при их слиянии. Украшения из теста, которые девушки пекли отдельно от каравая, были в виде фигурок солнца, звезд, месяца, цветов, плодов, домашних животных, то есть знаков, которые считались у русских олицетворением мира, добра, счастья, довольства, плодородия. В течение всего процесса изготовления и выпекания каравая исполнялись специальные каравайные песни, повествующие об этапах его создания каравайницами.

Девичник.
Девичник (плаканье, подвенёха) назывались обрядовые действия, при которых невеста прощалась с девичеством. Этот обряд проводился в доме невесты, на него созывались все ее подружки. Прощание невесты с девичеством, как правило, начиналось сразу же после сговора и продолжалось до венчания. Девичник символизировал переход девушки в категорию замужних женщин. Прощание невесты с «белым светом» во многих деревнях Европейской России и Сибири происходило на утренней и вечерней заре за околицей деревни, куда она приходила с подругами. В Псковской губернии невеста с девушками под пение грустных песен торжественно шла по деревне, неся в руках маленькую елочку, украшенную ленточками, тряпочками, бумажными цветами, либо букет бумажных цветов.

В деревнях Владимирской губернии невеста причитала о своей вольной жизни, сидя вместе с девушками на лавочке у своего дома. На ее причитания сбегались все женщины деревни. В Ярославской губернии невеста с подругами причитала посреди деревни, у дома ее родственников, у избы, где проходили посиделки. Финалом девичника было так называемое прощание с «девьей красотой», проводимое накануне венчания в доме невесты в присутствии родителей, сестер, братьев и подруг. Практически по всей России символом девичества была «коса - девичья краса». Проводился ритуал прощания невесты с косой: вначале косу заплетали, продавали невесту, а потом вновь расплетали. Заплетали ее так, чтобы ее потом было, как можно труднее расплести: вплетали ленты, шнуры, тесьму, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Все это сопровождалось печальными песнями девушек и причитаниями невесты. После заплетения косы, подруги или брат невесты торговались с дружкой жениха, прося выкуп за невесту . После получения выкупа девушки расплетали косу под пение песен.

Распущенные волосы демонстрировали готовность невесты к браку, символизировали первый шаг к замужней жизни. Ленты из косы подруги делили между собой. В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае в качестве прощания с «девьей красотой» невеста в компании подруг посещала баню. Топили баню рано утром подружки невесты, сопровождая этот процесс специальными песнями. Затем они брали за руку, сидящую в переднем углу избы, невесту и вели в баню. Во главе этого шествия шел дружка жениха, который читал заклятия от нечистой силы, махал кнутом и обсыпал невесту зерном. Процесс мытья в бане был довольно длительным, невесту парили березовым веником, с ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали ее зерном. Все это сопровождалось пением и причитаниями.

Молодечник.
Молодечник символизировал прощание жениха с холостой жизнью и проводился в доме жениха в последний предсвадебный день, либо рано утром в день венчания. На нем присутствовали родителей, родственники и друзья жениха. Собирали угощение для присутствующих, пелись свадебные песни. После этого родные жениха, либо он сам ехал к невесте с подарками. Данный обряд особой распространенностью не отличался, встречался лишь в некоторых селах Европейской России.

Свадебный поезд.
Данная традиция представляет собой выезд жениха и невесты в церковь для венчания. Рано утром в доме жениха в день венчания собирались дружки, один или два поддружья, крестные родители жениха, ранняя сваха (близкая родственница жениха), учувствовавшая в изготовлении и выпечке каравая (в ее обязанности входило обсыпание поезда зерном), помощницы свахи, дядьки или шафера, которые сопровождали жениха к венцу, бояре - приятели и родственники жениха. В разных областях России состав свадебного поезда мог различаться. Родители жениха, по традиции, на венчании не присутствовали. Они занимались подготовкой к встрече молодых и непосредственно свадебному пиру. За невестой поезжане зимой ездили на санях, осенью на кошевах, пошевнях, бричках. Лошадей очень тщательно готовили к данному событию: кормили овсом, чистили, расчесывали хвосты и гривы. На свадьбу их украшали ленточками, сбрую колокольчиками, бубенчиками, а сани застилали коврами, подушками.

Возглавлял поезд дружка, при этом он выбирал дорогу до невесты ровную, чтобы «жизнь молодой пары была ровная, без ссор». На пути к невесте поезд встречали жители деревни и всячески преграждали путь: запирали въездные ворота, протягивали веревки. В качестве выкупа дружка предлагал вино, конфеты, фрукты, орехи и пряники. У дома невесты поезд встречали ее подружки, закрывали ворота и пели песни о женихе и его свите, как о разлучниках, приехавших забрать подругу. Дружка возглавлял шествие, размахивая кнутом, как бы очищая дорогу от нечистой силы. Затем он вступал в разговор с подругами, которые после хорошего выкупа пропускали гостей в дом. Затем в некоторых деревнях России жених и дружка начинали искать спрятанную невесту, а в других – выкупать ее у старшего брата. Все это сопровождалось насмешливыми песнями, которые исполняли девушки в адрес жениха и поезжан. Обрядовое действие выражалось в стремлении спасти невесту от неминуемой символической гибели, которую сулило замужество, согласно мифологическим представлениям.

Затем поезжан приглашали за стол и угощали. Невеста и жених должны были сидеть с краю стола и не притрагиваться к пище. Считалось, что перед таинством венчания следовало нравственно очиститься, отказавшись от «плотских» удовольствий, в том числе и от еды. Также жених и невеста не должны были кушать вместе с женатыми и замужними родственниками, это было возможно только после брачной ночи. После угощений отец невесты передавал свою дочь жениху со словами, что он передает ее навсегда в распоряжение мужа.

В церковь жених и невеста ехали в разных повозках: невеста в сопровождении свашки, а жених - с тысяцким (главный предводитель). К свадебному поезду подключались поезжане со стороны невесты: повозник, который управлял лошадьми, крестные родители, ближайшие родня. Во главе по-прежнему ехал дружка в сопровождении поддружьев верхом на конях, далее повозка жениха, потом невесты, а за ними все остальные родственники. Родители невесты также на венчании не присутствовали. В церковь свадебный поезд ехал быстро, громко звеня колокольчиками, тем самым оповещая всех о своем приближении. Во время поездки жених и невеста осуществляли своеобразные магические действия: невеста, выехав за пределы родной деревни, открывала лицо, смотрела вслед удалявшимся домам и бросала носовой платок, в котором «были собраны все ее горести», жених периодически останавливал поезд, дабы справиться о состоянии невесты, не приключилось ли с ней чего-то во время опасного пути. При этом дружка на протяжении всего пути читал молитву-заговор.

Венчание.
Венчание представляло собой церемонию заключения брака в Православной Церкви, которая совмещалась с юридической регистрацией в метрических книгах. Обряд проводился в церкви священником и включал обручение, при котором жених и невеста давали согласие на брак и обменивались кольцами, и венчание, то есть возложения на их головы брачных венцов, что символизировало наложение Славы Божьей.

Во время венчания читались молитвы с целью Божьего благословения брачующихся. Священник давал наставления. В христианской традиции венчание выступало в виде некого таинства, символизировало соединение мужчины и женщины в нерушимый Божественный союз, который существовал и после смерти.

Обряд венчания связывал ряд ритуально-магических действий, которые обеспечивали защиту от злых сил, счастливый брак, здоровое потомство, хозяйственное благополучие, долголетие. Считалось, что именно в этот момент молодые более уязвимы, по тогдашним представлениям деревенских жителей, колдуны могли превратить их в камень, животных, оставить без потомства в браке. Для защиты от этого свадебный поезд не должен был останавливаться, следуя на венчание, поезжанам нельзя было оглядываться назад. Своеобразной защитой от темных сил считался звон колокольчиков, прикрепленных на повозках. Для оберега в одежду невесты, иногда жениха, крепили булавки, втыкали иголки, насыпали льняное семя или просо, в карман помещали чеснок и т. д.

Некоторые обрядовые действия были направлены на предотвращение измены молодыми. К примеру, запрещалось стоять или проходить между молодыми. Считалось, что во время обряда венчания можно было обеспечить здоровье молодым, для чего в момент обведения священником брачующихся вокруг аналоя, тихо произносили специальные заговоры.

Для обеспечения хозяйственного благополучия будущей семье перед приближением молодых к церкви перед ними расстилали белую новую ткань, бросали под ноги деньги, осыпали зерном, а во время венчания невеста запрятывала за пазуху хлеб, сыпала в обувь соль, крепила к одежде клочок шерсти. Верили, что предметы в руках у жениха и невесты во время церемонии венчания, имеют магические свойства. К примеру, воск венчальных свечей и вода с благословенной иконы, применялись в лечении младенцев, венчальная рубаха – для снятия боли у женщины во время родов. В некоторых деревнях хозяин дома надевал на себя венчальную рубаху в первый день сева для обеспечения хорошего осеннего урожая. Обручальное кольцо применяли при гаданиях на святках. После венчания новобрачные в северных губерниях Европейской России и во многих деревнях Сибири и Алтая отправлялись в родительский дом на свадебный пир. Там же по окончании пира проходила и их брачная ночь.

А в некоторых южнорусских деревнях после венчания каждый возвращался в свой дом, а вот вечером жених приходил к невесте, там и проходила их первая брачная ночь. Свадебный же пир начинали только после того, как объявлялось о том, что молодые стали мужем и женой. Если пара жила без венчания, их мужем и женой не признавали, а их дети считались незаконнорожденными. Между тем, согласно народным представлениям, одного венчания было недостаточно для признания брака. Необходимо было провести установленные обрядовые действия, согласно традиции.

Княжий стол.
Княжий стол (венчальный или красный стол) - свадебный пир, который проводился после венчания в доме родителей жениха. По традиции столы ставили вдоль половиц и лавок буквой «Г» и только в некоторых местностях - поперек половиц. Согласно традиции, в определенном порядке усаживали гостей, размещали также зрителей - «гляделыциков», подавали еду и напитки, пели песни. Жениха и невесту называли не иначе, как «князь молодой» и «княгиня молодая», сидели они в переднем углу избы. Гости рассаживались в порядке родства: чем ближе родня, тем ближе она располагалась к жениху или невесте. На свадебный пир обычно приглашали парней, соседей, девушек из деревни, но за столом они не сидели, они выступали в качестве зрителей. Свадебные столы были накрыты белыми скатертями. Вначале на столы (середину) раскладывался хлеб и пироги. По краю стола в соответствии с каждым место гостя укладывали ломоть ржаного хлеба, а сверху продолговатый пирог. Перед молодожёнами ставили две буханки круглого хлеба, положенных друг на друга и прикрытых платком. Как только гости занимали свои места, подавались напитки и еда. Блюда чередовались с напитками, при этом количество блюд должно было быть четным (символ счастья и удачи).

Началом свадебного пира служи обряд открывания «молодой княгини». После венчания состоявшаяся жена входила в дом, при этом лицо ее было закрыто платком. Обычно отец жениха, держал в руках горбушку хлеба или пирог и поднимал ими платок невесты, после чего брал его в руки и три раза обводил им вокруг голов новобрачных под возгласы присутствовавших. Этот обряд выступал в качестве знакомства родственников жениха с новым членом семьи. Жених и невеста во время свадебного пира ничего не ели и не пили, это было запрещено. В знак запрета миска перед ними стояла пустая, а ложки связаны красной ленточкой и располагались ручками к центру стола, а посуда для напитков переворачивалась вверх дном.

Окончанием свадебного стола служил уход молодых в особое помещение, там им подавали ужин. В некоторых местностях молодую после ужина «окручивали» или надевали на нее женский головной убор. Второй частью свадебного пира был горний стол, на котором были «князь молодой» и «молодая княгиня» в женском головном уборе и нарядной одежде. В этот момент приезжали родители и родственники новобрачной и садились за один стол с родственниками и родителями жениха. Горний стол выражался в одаривание невестой родственников жениха, от близких до самых дальних. Подарок клали на специальное блюдо, молодая подходила к родственнику мужа и отвешивала низкий поклон. Взяв подарок, на блюдо он клал отдарок: пряник, конфеты, деньги. Именно во время горнего стола «княгиня молодая» впервые называла свекра батюшкой, а свекровь - матушкой. После этого молодые принимали участие в общей трапезе. Однако им подавались определенные блюда: каша, яйца, мед, масло, хлеб, пироги, молоко. При этом молоко молодые пили из одного стакана, ели одной ложкой и из одной чашки, ели хлеб от одного куска. Это подтверждало единство молодых их неразрывную связь. По окончании горнего стола проводился обряд деления каравая.

Окончанием княжего стола являлся уход молодых к месту проведения брачной ночи под сопровождение пения гостей. Пиры проводились также и на второй, и на третий день, но несколько в иной форме. Суть их заключалась в символичном знакомстве родных мужа с новым членом семьи и раздача даров.

Брачная ночь.
Брачная ночь (подклет) - физическое и правовое скрепление брака проводилась в родительском доме жениха. В южнорусских губерниях, после венчания молодожены возвращались каждый в свой дом, ее проводили в доме родителей невесты до главного свадебного пира. Обычно постель для новобрачных стелили в холодном помещении (клеть, чулан, сенник, баня, реже хлев или овчарня), при этом использовалась постель из приданого невесты. С помощью различных приспособлений сооружали высокое брачное ложе: на доски клали мешки с мукой, затем ржаные снопы, пару матрасов из сена, реже перину и много подушек. Все это застилали белой вышитой простыней до пола и красивым одеялом.

Стелили постель свашки со стороны жениха и невесты, а также мать или сестра жениха. После этого под постель клали кочергу, несколько поленьев, сковородник, а затем обходили постель с веткой рябины или можжевельника. Ветка в дальнейшем втыкалась в стену. Верили, что все это защитит новобрачных от злых сил, а мешки с мукой и ржаные снопы обеспечат им благополучие. Поленья выступали символом будущих детей: чем больше их на брачном ложе, тем и детей в семье будет много.

Новобрачных провожали дружка, свашки, реже все присутствующие на пире под хохот, шум, прибаутки, эротические наставления, песни. Первым, по традиции, в комнату с брачной постелью входил дружка и пару раз бил кнутом по постели, дабы отпугнуть нечистую силу. В некоторых местах России также был распространен обычай, согласного которому дружка платил выкуп постельницам (тем, кто стелил постель). Дверь комнаты снаружи запирали и ставили снаружи клетника или по-нашему охранника, который охранял новобрачных от нечистой силы и подразгулявшихся гостей. Оставшись одни, новобрачным перед тем, как лечь в постель, полагалось скушать хлеб и курицу, дабы обеспечить себе согласную супружескую жизнь, богатство, здоровое потомство. Новобрачная должна была продемонстрировать смирение и покорность, сняв с мужа сапоги. Этот старинный обряд упоминается еще в «Повести временных лет». Новобрачный же демонстрировал свое положение, как хозяина в семьи, вынуждая невесту просить у него разрешения лечь с ним в постель. Во время брачной ночи к молодым несколько раз наведывался дружка и интересовался относительно того, состоялся ли половой контакт. По обычаю, который был распространен практически во всех местностях России, если все завершалось благополучно, дружка извещал об этом гостей, молодых же после этого либо выводили к гостям, либо не тревожили до утра. Гости после такого известия запевали эротические частушки, в которых говорилось о том, что произошло между молодыми.

Наутро те, кто сопровождал молодых к постели, приходили их будить, в целях проверки добрачного целомудрия девушки. Будить могли по-разному: использовались стук в дверь, крики, звон колокольчиков, битье горшков о порог, одергивание одеяла, обливание водой. Оповещение родителей, гостей, да и всей деревни о целомудрии или его отсутствии у невесты происходило посредством проведения обрядово-игровых действий. К примеру, в селах Пермской губернии, если новобрачная была девственницей, на дом молодоженов вывешивали полотенца и скатерти с красными вышивками, их же дружка привязывал к дугам лошадей, по дороге к родителям новобрачной. Во Владимирской губернии брачная простыня, вывешенная в переднем углу избы, говорила о честности невесты. В некоторых деревнях гости во главе со свашкой и дружкой с криками, звоном и шумом разъезжали по деревне и размахивали рубашкой новобрачной.

Если оказывалось так, что молодая утратила девственность до брака, то ее родителям надевали на шею хомут, отцу подавали пиво в дырявом стакане. Унижению подвергалась и сваха. Обязательная невинность невесты, а в некоторых деревнях и жениха до брака, исходила из представлений крестьян о том, что превращение девушки в женщину, а юноши в мужчину было возможно произойти только в ходе определенных обрядов и только при соблюдении в определенной последовательности. Нарушение порядка считалось нарушением хода жизни, посягательством на ее основы.

Также считалось, что девушка, потерявшая невинность до брака, останется бесплодной, рано станет вдовой или оставит вдовцом мужа, а семье погрязнет в голоде и нищете.

Окручивание молодой.
Окручивание молодой также являлось свадебным обрядом, при котором невеста меняла девичью прическу и головной убор на женские. Ритуал проводился сразу же после венчания на церковной паперти или в сторожке церкви, в доме жениха перед княжьим столом, в середине свадебного пира, после брачной ночи. На данном обряде обязательно присутствовал жених, его родители, дружки и свашек. Все это сопровождалось пением. Вместо одной косы заплетали две и укладывали вокруг головы, после чего покрывали кокошником.

В русских селах Алтая окручивание проводилось после приезда от венца. Невесту сажали в угол, закрывали с каждой стороны платками, плели две косы, укладывали их вокруг головы, надевали самшуру и платок. Затем молодую показывали жениху и просили их обоих посмотреться в одно зеркало, дабы «жить дружно». Песни, которые пели свашки при смене прически и головного убора, в разных местностях звучали по-разному, но суть была одна: утверждение девушки в новом статусе.

Хлебины.
Хлебины (отводины, отгостки) завершает последовательность свадебных обрядов. Это застолье, которое устраивалось для молодых в доме родителей молодухи. Ее родители к их приезду заранее готовили угощения. Теща угощала зятя блинами или яичницей, он же при этом показывал свое отношение к ней. Если он откусывал блин или ел яичницу с края, значит, дочка ее сохранила девственность до брака, и он за этой ей благодарен, если же зять откусывал блин или ел яичницу с середины, значит молодая оказалась «нечестной», т. е. не сохранила целомудрия до свадьбы. Тогда он высказывал ей претензии за плохое воспитание дочери. Затем молодые уезжали домой. При благополучном исходе ла пир в родительском доме молодухи продолжался.

Сегодня обычаи и традиции на свадебном торжестве сильно изменились. Некоторые сложные обряды уже не выполняются, некоторые, новые для русских людей, пришли к нам с Запада. Суть осталась прежней: свадьба – одно из важнейших событий в жизни семьи и самое важное в жизни молодожёнов.

Несмотря на постоянную эволюцию, свадьба и сегодня имеет чёткую структуру:

  • предложение;
  • сватовство;
  • девичник;
  • мальчишник;
  • выкуп невесты;
  • регистрация;
  • венчание;
  • прогулка (фотосессия);
  • банкет;
  • первая ночь;
  • свадебное путешествие.

Давайте рассмотрим свадебные традиции, которые актуальны сейчас, и сравним их с теми, которые были у наших предков.

Традиционное знакомство с родителями

Раньше могло произойти ещё до знакомства жениха и невесты. Устроить его могла сваха, хотя допускалась инициатива и от самих молодых. Если знакомство проходило хорошо и будущие родственники нравились друг другу, то они обсуждали подробности свадьбы и решали финансовые вопросы, связанные с ней. Церемония эта традиционно проходила за праздничным столом.

Сегодня тоже принято поступать таким образом.

Традиция эта не только выжила, но и обросла новыми обрядами. К примеру, сейчас существует негласное правило, по которому кольца, туфли и платье для невесты приобретает жених или его родители, а сторона невесты отвечает за приданое – постель, посуду, полотенца. В этот же день родители могут обсудить и подарки на свадьбу – мебель и технику (чтобы не повторялись).


Есть и такие традиции, которые уходят прямо сейчас. Мнение о том, что жильём будущую семью обязан обеспечить жених становится условностью. Зато примета, что будущий муж должен увидеть свою суженую в подвенечном платье лишь в день свадьбы, по-прежнему жива. Невеста может сама купить наряд, а жених только оплатить его или вовсе не оплачивать.

Что касается туфлей, то сегодня с одной стороны, их должен купить жених, с другой стороны, до свадьбы нельзя дарить ни обувь, ни носки, иначе свадьбы может не быть (уйдёт). Изначально у русских считалось, что невеста должна сама накопить на туфли, тем самым продемонстрировав свою хозяйственность и бережливость.

Свадебные платья

Платья для свадьбы стали белыми всего 200 лет назад, по указу Екатерины. До этого замуж выходили в красном. Однако даже эта, казалось бы, основополагающая традиция, сегодня необязательна.

Современные невесты выбирают и пастельные тона, близкие к белому, и пышные бальные платья, в том числе красные, а на подиумах мелькают даже чёрные наряды для невест. Фата, согласно приметам – не только символизирует чистоту невесты и её непорочность, но и служит оберегом от злых чар. Поднять фату должен именно жених.


Согласно древним обрядам, особое ритуальное значение имело и завешивание невесты фатой. Это должен был сделать отец, в то время как невеста, даже если была рада свадьбе, обязана была убегать от него, сопротивляться и прятаться. После того, как фата была завешана, невеста уже не сопротивлялась, а принимала свою судьбу.

Обычаи перед свадьбой

За несколько дней до свадьбы жених и невеста устраивают вечера в честь прощания со своей холостой жизнью – мальчишник и девичник. Способов их проведения становится всё больше, а главное правило остаётся всё тем же: два этих праздника должны проходить отдельно.

Кража невесты

По-настоящему современные женихи невест в России давно уже не крадут. И у женихов её не крадут. Зато обряд выкупа сохранился. Задача жениха – заполучить невесту у родителей или подруг. Для этого ему придётся заплатить определённую цену, от символической до очень большой или проявить свои лучшие качества – хитрость, ловкость, силу и смекалку.


Венчание — древняя традиция

Традиция, которая возвращается. Венчаются молодожёны часто после свадьбы, иногда на первую годовщину, а иногда и сразу после регистрации. Всё чаще молодые пары стали заказывать выездную регистрацию в церковь. После венчания на Руси молодожёнов осыпали зерном.

Эта часть обряда сегодня ушла в ЗАГС. После официального бракосочетания молодожёнов осыпают лепестками роз, рисом, мелочью или конфетами – на любой вкус.


Обмен кольцами — многовековой обряд

Обмен кольцами – многовековой обряд, символ бесконечного счастья и любви. Для жениха и невесты кольца на их руках станут настоящим талисманом семейной жизни.


Подношение каравая

После регистрации и свадебной прогулки, молодожёны направляются в банкетный зал, где их встретят родители жениха с караваем и предложат откусить от него по кусочку.

Подносится каравай на длинном вышитом полотенце, которое является символом долгой супружеской жизни. Отведать хлеб да соль предлагает свекровь. По этой примете главным в доме будет тот, кто откусит больший кусок.

Выпускаем голубей

Молодожёны, вышедшие из ЗАГСА, выпускают в небо по голубю, у одного из которых на лапке голубая ленточка, у второго – розовая. Это своего рода гадание, кто же первым родится у пары – мальчик или девочка. Летящие рядом голуби предсказывают мир в семье, а отдалившиеся друг от друга, или направившиеся в разные стороны – разлад.

Букет и подвязка

Невеста бросает букет незамужним подругам. Этот букет предвещает свадьбу той, которая поймает. Тот же механизм и у бросания подвязки. В последнее время принято приносить свой букет домой, а бросать букет – дублёр, потому что со своим букетом можно отдать и своё счастье.

Битьё посуды

Кроме того, что посуда в принципе бьётся на счастье, есть у этого обряда и сокральный смысл. Когда бьются фужеры молодожёнов, их осколки перемешиваются между собой и становятся единым целым, тем самым обещая долгую совместную жизнь. А ещё на осколках бокалов можно гадать. Крупные предвещают рождения мальчика, мелкие – девочки.

Лучшая традиция

Жених вносит невесту в дом на руках. Древние славяне считали женщину, вышедшую замуж, новорожденной с духовной точки зрения. Обряды проводов её из дома были похожи на поминальные обряды, затем невеста меняла имя, а в новый дом её вносили на руках, как ребёнка, который «в дом не входил, а в доме оказался».

Какие бы ни были причины носить женщину на руках – это всегда красиво и приятно.

Свадебных обычаев очень много, семейные и народные вполне могут как уживаться вместе, так и противоречить друг другу: замки на мосту, Бутылки с шампанским, подаренные заранее на первую годовщину и на рождение первенца (хотя нельзя же заранее), подарки родителям и от родителей, символическое подметание пола и многое другое, включая свадебное путешествие.

Вступая в брак, все мы хотим отметить это событие так, чтобы оно запомнилось на всю жизнь. Сегодня заметно увеличился интерес к традиционному свадебному обряду. В этот торжественный день люди стараются соблюсти все свадебные традиции, которые передаются из поколения в поколение.

Древнее название свадьбы «свиятьба» означает связывание (свиятие). Свияты (сваты) проводили обряд связывания, после которого можно было женщине и мужчине из разных родов сожительствовать вместе. В дальнейшем обряд связывания стал сопровождаться различными свадебными обрядами. Русский свадебный обряд появился в 18-19 веке, это один из самых главных семейных обрядов, состоящий из огромного числа элементов. Среди них можно отметить обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников.

Свадебные обряды являлись символом перехода девушки из отцовского рода в мужний род, под покровительство духов мужнего рода. Данный переход расценивался как смерть в своем роде и рождение в роду мужа. Например, один из свадебных обрядов вытие (ритуальный плач) сравнивается с причитаниями по покойнику. На девичнике хождение в баню сравнивается с омытием покойного. Когда невесту в церковь ведут под руки, это является символом безжизненности, отсутствия сил, а из церкви молодая жена выходит уже сама. Традиция вносить невесту в дом жениха на руках преследует цель обмануть домового, чтобы он принял девушку как новорожденного, который появился в доме, а не вошел в него.

Русский свадебный обряд в разных регионах России различается. Например, на севере обряд сопровождается только причетами, а на юге – полностью состоит из весёлых песен, причеты там играют более формальную роль. В некоторых региональных традициях присутствуют дохристианские истоки, а также элементы магии. Свадебный обряд представляется в виде строго организованной системы.

Несмотря на некоторые различия, общий порядок свадебного обряда остается неизменным и включает в себя следующие элементы.

Сватовство.
Сватовство является свадебным обрядом, который предполагает предложение жениха руки и сердца своей возлюбленной в присутствии ее родителей. В данном обряде, как правило, участвует сам будущий жених. Однако он может также посылать к родителям будущей невесты сватов. Чаще всего в роли сватов выступают родители жениха, близкие родственники, крёстные родители. Исключение составляют друзья, они могут присутствовать при сватовстве в редких случаях. Перед непосредственно сватовством родители жениха и невесты предварительно договаривались об этом.

Заходя в родительский дом невесты, сват осуществлял определенные обрядовые действия. Например, в Симбирской губернии сват должен был садиться под матицу, а в Вологодской губернии – погреметь печной заслонкой и т.п. Бывало так, что сват мог говорить о цели своего визита на неком обрядовом языке, а родители невесты отвечали ему в той же манере. Объяснялось это необходимостью уберечь свадебный обряд от воздействия нечистой силы. По традиции родители невесты обязаны отказать свату на первый раз, даже в случае их одобрения, сват же в данном случае обязан их уговаривать. После обряда сватовства родители будущей невесты давали ответ. Как правило, желание девушки в расчет не принималось. Ее согласие было лишь формальностью. В редких случаях сватовство проходило вообще без девушки.

На сватовство будущий жених должен надеть костюм, а также принести с собой два букета цветов. Один из них он должен подарить матери девушки (будущей теще), а второй – своей будущей невесте. Жених признается родителям девушки в своей любви к ней и просит у них ее руки. В случае родительского согласия отец невесты вкладывает правую руку дочери в руку жениха.

В наше время, как правило, совмещают сватовство с каким-либо семейным праздником, либо выходными. Естественные хлопоты вокруг стола позволяют будущим родственникам познакомиться поближе. В случае, когда родители жениха по каким-либо причинам отсутствовали на сватовстве, будущие молодожены должны посетить их, где сын представит родителям свою возлюбленную, а она дарит цветы будущей свекрови. После сватовства молодые назначают дату помолвки и ее объявления.

Смотрины.
Смотрины также являются обязательной частью свадебного обряда, при которых жених, его родители, сваты оценивают достоинства и недостатки будущей жены. Как правило, смотрины проводились перед рукобитьем, после сватовства. Кроме того, смотрины предполагают еще и осмотр родителями девушки хозяйства жениха, особое место при этом занимало наличие скота, хлеба, посуды и одежды. Если родителей что-то не устраивало, они могли отказать жениху. В противном случае, родителями невесты назначалась дата гласного сватовства - рукобитья.

В ходе обряда рукобитье окончательно договаривались по поводу свадьбы (дата, расходы, количество подарков, кладка (форма материального обеспечения невесты со стороны родственников жениха), приданное и т.д.). Как правило, рукобитье осуществлялось по прошествии 2-3 дней после сватовства. Во время рукобитья также распределялись свадебные чины. Итогом рукобитья являлось битье друг друга по рукам (при этом надевали холщевые рукавицы) отцами жениха и невесты. Данный обычай символизировал обязательность выполнения достигнутого договора. Обряд рукобитья свидетельствовал о том, что невеста просватана, в этом случае отменить свадьбу мог только исключительный случай (например, побег невесты).

Позднее обряды рукобития и сватовства присоединились к смотринам.

Вытие.
Вытие означал ритуальный плач, который осуществлялся на стороне невесты. Вытие символизировало прощание невесты с родителями и подругами. Голову невесты покрывали подобием фаты так, что на ничего не могла видеть и сопровождали ее. Как девушку отпускали – она падала.

Девичник.
Девичник осуществлялся, как правило, перед свадьбой или в дни от рукобитья до свадьбы. На девичник у невесты собирались ее подруги и под свадебные песни помогали ей шить для жениха и его родственников подарки. Невеста в это время должна была «плакать, выть, голосить». Это означало, прощание с девичьей жизнью, ожидание тяжелого труда после замужества.

Другим важным моментом на девичнике являлось расплетание девичьей косы, которое осуществляли подруги невесты. Оно означало окончание прежней жизни девушки.

Другим не менее важным элементом свадебного обряда являлось ритуальное омовение невесты в бане. Как правило, делалось это накануне свадьбы или утром в день свадьбы. В баню невеста ходила с подружками, при этом пелись специальные песни и причеты, а иногда осуществлялись некоторые обрядовые действия, имеющие магическую силу. Например, в Вологодской области было принято невесте ходить в баню со знахаркой, которая собрала ее пот в специальный пузырек, а на свадьбе подливала его жениху в алкоголь.

В наше время девичник все еще принято отмечать, только делают это дома или в уютных кафе с подружками. Но могут быть и другие варианты проведения девичника, все зависит от фантазии подруг невесты.

Приданое.
Невеста должна была подготовить к свадьбе большое приданное. В этом ей помогали подружки. Период приготовления приданного называли неделей. В приданое в основном входили вещи, сделаны невестой своими руками: постель (перина, подушка, одеяло) и подарки жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.

Первый день свадьбы.
Первый день свадьбы характеризуется приездом жениха, поездкой к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.

Дружка.
Дружка (или дружко) всегда был самым главным участником и руководителем свадебного обряда. Чаще всего именно дружка по ритуальному обычаю ругают, а он должен достойно ответить на такие шутки в его сторону. Жених в торжественный день практически не говорит никаких обрядовых слов. В качестве дружка выступает брат или близкий друг жениха. Его отличительной особенностью являлось повязанное через плечо вышитое полотенце. В традициях некоторых регионов могло присутствовать два, а то и три дружка, однако один из них все равно будет главным.

Приезд жениха.
По традициям некоторых регионов утром в день свадьбы дружка посещает дом невесты, чтобы узнать, готова ли невеста к приезду жениха. Невеста к визиту дружка уже должна быть в свадебной одежде и сидеть в красном углу. В свадебный «поезд» входили жених с дружкой, друзьями и родственниками (поезжане). По мере движения свадебного поезда пелись специальные «поезжанские» песни.

Выкуп.
После приезда жениха проходил еще один свадебный обряд – выкуп. Чтобы добраться до невесты, жених должен заплатить выкуп за ворота, дверь и т.п. При проведении данного обряда большое внимание уделяется магическим действиям, например, подметанию дороги, чтобы уберечь молодых от порчи, которая может быть наведена на брошенный под ноги предмет, камень и т.п. В разных традициях дорога, которую должны подметать, разная. Выкуп невесты сохранился и в наши дни. Выкупать невесту разрешается у подружек и у родителей. Бывало так, что жениха обманывали, выводя к нему невесту с закрытым лицом. Вместо настоящей невесты выводили другую девушку или даже пожилую женщину. В такой ситуации жениху приходилось выкупать невесту заново, либо искать ее.

Венчание.
Перед отъездом жениха и невесты в церковь родители невесты благословляли их иконой и хлебом. Перед обрядом венчания невесте расплетали косу, а после него ей заплетали две «бабьих» косы, при этом тщательно закрывая волосы головным убором (повойником). Иногда это осуществляли на свадебном гулянии, а у старообрядцев - между обручением и венчанием, либо перед обручением.

Приезд в дом жениха.
После венчания невесту везут в дом жениха, где его родители благословляют их союз. Во многих традициях по приезду жениха и невесту сажали на шубу, которая являлась оберегом. Хлеб являлся обязательным элементом обряда благословения. Как правило, хлеб находился рядом с иконой. Во многих традициях хлеб должны откусить и жених, и невеста.

Свадебный пир.
Как правило, за едой с шутками и песнями праздновалась свадьба. По традициям родители невесты не должны присутствовать за свадебным столом в первый день, поэтому существовал такой обычай «звать гордых». Это задание поручалось ряженым гостям со стороны мужа и жены. Шумной толпой они приходили в дом родителей невесты и приглашали их за свадебный стол. После таинства венчания заканчиваются причитания невесты, и начинается радостная и весёлая часть обряда. После этого молодожены отправляются за подарками в дом невесты, после чего едут в дом жениха, где уже все готово для свадебного пира. Свадебный пир все время сопровождается величавыми песнями для жениха, невесты, родителей и дружка. Второй день празднуют в доме родителей невесты. Если пир продолжается три дня, то третий день снова празднуют в доме жениха.

«Укладывание» и «бужение» молодых.
«Укладывание молодых» осуществляла сваха, либо постельница готовила брачное ложе, за которое жених должен был дать выкуп. Утром сваха, свекровь или дружка «будили» молодых. Как правило, после «бужения» гостям демонстрировали простынь или рубашку невесты с пятнами крови, что свидетельствовало о ее чести. По другим обычаям «честь» невесты демонстрировал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог. Если невеста оказывалась не девственницей, её родителей высмеивали, могли замазать ворота дегтем и т. д.

Второй день свадьбы.
Самым распространенным обрядом на второй день свадьбы является поиск невесты «поиски ярочки». Суть данного обряда состоит в том, что невеста (ярочка) прячется где-то в доме, а жених (пастух) или его родственники ее ищут.

Народные обряды издавна сопровождали на Руси самые значимые события в жизни человека. Их свято почитали, бережно передавая из поколения в поколение. Многие старинные обычаи сохранились до наших дней. Редкое бракосочетание обходится без традиционных обрядов. Они придают первому семейному празднику молодых особую торжественность, делают его ярким и запоминающимся. Обряды на свадьбе не только символично объединяют судьбы влюбленных, но и незримой нитью связывают многие поколения их семей.

Традиционные предсвадебные обычаи

Свадебные обряды в России начинаются задолго до радостного события. Самые распространенные обычаи, предшествующие бракосочетанию:

  • сватовство;
  • смотрины;
  • девичник;
  • мальчишник.

Давно прошли времена, когда родители выбирали подходящую пару для своих детей. Современные влюбленные обычно самостоятельно принимают решение создать семью, а сватовство подразумевает торжественное предложение руки и сердца в присутствии отца и матери невесты.

И все-таки, отдавая должное традициям, многие устраивают сватовство по всем правилам. Это увлекательный и красивый обряд, который проводят в доме невесты. Получив согласие и благословение ее родителей, начинают подготовку к свадьбе.

Ответный визит в дом жениха - смотрины, в старину наносили с целью осмотреть хозяйство, оценить достаток семьи и убедиться, что невеста после свадьбы попадет в хорошие условия.

Современные смотрины имеют скорее символическое значение. Придя в дом будущих родственников, родители невесты знакомятся с ними поближе и еще раз подтверждают свое согласие на брак. На смотринах начинают обсуждать и вопросы подготовки к предстоящему празднику.

Незадолго до свадьбы традиционно проводят и девичник. Невеста собирает подруг, прощается с прежней незамужней жизнью. Девушки обмениваются небольшими подарками, от души веселятся и развлекаются.

Мальчишник - подобный праздник для друзей будущего новобрачного. Провести интересную вечеринку в узком кругу близких друзей или отпраздновать событие с размахом - каждый решает сам, исходя из своих предпочтений и возможностей.

к оглавлению

Проведение обрядов в день бракосочетания

Для того чтобы долгожданное торжество прошло красиво, к свадебным обрядам желательно подготовиться заранее. Если на бракосочетание приглашен тамада, то он предложит готовые сценарии их проведения и посоветует, какие свадебные атрибуты необходимо приобрести. Выбранные церемонии, за исключением православного венчания, несложно организовать и самостоятельно.

Традиционные обряды на свадьбе в России:

  • выкуп невесты;
  • православное венчание;
  • благословение с хлебом-солью;
  • одаривание молодоженов;
  • породнение семей;
  • снятие свадебной фаты;
  • передача семейного очага.
к оглавлению

Перед заключением брака проводится последний предсвадебный обряд - выкуп невесты.

Если в прошлые времена девушку выкупали в буквальном смысле слова, одаривая ее родителей деньгами и другими материальными ценностями в знак того, что будущий муж в состоянии содержать жену, то современный обряд проводится в упрощенной и зачастую шутливой форме.

Свидетельница и подруги невесты устраивают для жениха ряд «препятствий» в виде различных конкурсов, которые он должен преодолеть, чтобы вручить суженой свадебный букет. Демонстрируя свою сообразительность, выдержку, чувство юмора, парень получает право забрать любимую и стать ее мужем. Жених и свидетель готовят небольшие подарки для девушек: шампанское, сладости и забавные сувениры. Иногда невесту выкупают и за деньги.

Веселый обычай развлечет гостей и виновников предстоящего торжества, поднимет настроение и послужит удачным началом радостного дня. Стоит рассчитать заранее время, необходимое для проведения обряда выкупа невесты, чтобы не опоздать к регистрации брака или венчанию.

к оглавлению

Обряд православного венчания

Многие молодые пары не только заключают брак официально, но и желают дать клятву любви и верности перед Богом, получив церковное благословение. В таком случае ритуал венчания в храме - самый главный и значимый обряд свадебного торжества.

Решение важно принимать осознанно. Венчание требует определенной духовной подготовки: будущим новобрачным нужно побеседовать со священником, исповедаться, причаститься и выдержать недолгий пост. Таинство церковного благословения новой семьи приглашают разделить только самых родных и близких людей.

Для торжественного ритуала приобретают две свадебные свечи, белый рушник под ноги молодоженам, обручальные кольца и венчальные иконы Спасителя и Божьей Матери. Следует учесть, что в России церковь венчает только тех молодоженов, которые зарегистрировали брак официально.

к оглавлению

Благословение с хлебом-солью

На свадьбе обряд с караваем традиционно проводят в доме жениха. Родители встречают счастливых новобрачных у входа с иконой и хлебом-солью на вышитом рушнике и благословляют. По дороге гости осыпают молодых супругов лепестками роз, а под ноги им бросают монеты и зерна пшеницы или риса - символы семейного счастья, достатка и плодородия.

Обряд хлеб-соль на свадьбе нередко организуют у ресторана или кафе перед началом праздничного банкета. Торжественный обычай означает принятие невестки в дом родителей мужа. По традиции жених с невестой должны без помощи рук одновременно откусить от каравая. Считается, что тот, чей кусочек окажется больше, будет главенствовать в семье.

Иногда свадебным караваем угощают гостей. Но чаще его прячет мать жениха, чтобы после свадьбы отнести в храм и оставить на столе для пожертвований. По некоторым поверьям, это гарантирует согласие и благополучие в семье молодоженов.

Для проведения обряда покупают или выпекают нарядный сдобный каравай. Также готовят вышитый рушник и икону для благословения молодых. В центр праздничного хлеба помещают небольшую солонку с солью.

к оглавлению

Дарение подарков гостями

После родительского благословения жених на руках вносит невесту в банкетный зал. Перед началом свадебного застолья гости вручают молодым супругам подарки. При этом не принято произносить длинные поздравительные речи, чтобы не утомлять молодоженов и других присутствующих. Однако несколько искренних душевных слов, напутствующих новобрачных в совместную жизнь, удачно дополнят обряд дарения подарков на свадьбе.

Если на торжество приглашено внушительное количество гостей, и обряд одаривания молодоженов рискует затянуться надолго, то его проводят в несколько этапов: вначале молодых поздравляют родители и самые близкие родственники, а после первой части свадебного застолья наступает очередь друзей, соседей и коллег по работе.

Свидетели и тамада следят, чтобы все подарки были собраны в одном месте, а цветы помещены в вазы или другие емкости с водой. Для денежных презентов можно подготовить заранее нарядный сундучок или яркую коробку с прорезью.

Удачная идея - предложить присутствующим написать поздравительные слова для новобрачных в специально подготовленном альбоме. Можно также положить на отдельный стол белую скатерть, которую друзья и родные молодоженов с удовольствием распишут душевными пожеланиями добра, счастья, достатка и благополучия.

к оглавлению

Породнение семей новобрачных

На свадьбе обряд для родителей молодоженов проводят во второй части праздничного застолья. В торжественный день объединяются не только сердца влюбленных, но и становятся родственными их семьи.

Обряд породнения на свадьбе можно начать с красивой церемонии. Для этого готовят фигурную бутылку, декорированную кружевом или яркими лентами, небольшую воронку и крупную соль двух цветов. Соль заранее окрашивают неразбавленной гуашью и высушивают.

После торжественных слов ведущего свадьбы об объединении двух семей и добрых пожеланий разноцветную соль из двух фужеров молодожены ссыпают в одну бутылку. Церемония символизирует слияние судеб новобрачных в одну и породнение их семей.

Затем целуются (или просто обнимаются) зять с тещей и тестем, невестка со свекровью и свекром и родители жениха и невесты между собой. После обряда новые родственники по очереди танцуют друг с другом.

к оглавлению

Снятие фаты невесты

Современный обряд снятия фаты на свадьбе проводят иначе. На стоящий в центре зала стул кладут подушку и усаживают невесту. Это символически означает, что теперь у невестки есть собственное уютное место в доме жениха. Свекровь снимает с новобрачной фату и с добрыми пожеланиями повязывает ей на голову нарядную шаль либо платок.

Затем невеста по очереди танцует со всеми незамужними подругами, поднимая фату над их головами. Примерять фату невесты другим девушкам нельзя. По народным поверьям, это - к нескорому замужеству. В некоторых сценариях подруги не танцуют с невестой, а под красивую музыку проходят под фатой, которую молодая жена держит в руках. Танец может быть и другим: новобрачные поднимают фату за венок, а подружки танцуют вокруг.

Иногда фату снимает мать невесты либо жених, а платок надевает свекровь. Свадебный головной убор хранят в доме молодой семьи. Он послужит надежным оберегом для будущей дочери супругов.

к оглавлению

Передача домашнего очага

Один из самых трогательных и зрелищных обычаев на свадьбе - обряд передачи семейного очага. Он проводится в самом конце торжества и помогает красиво его завершить. Мама новобрачной зажигает большую свечу и бережно передает ее дочери как частичку домашнего тепла, уюта и счастья, которые отныне должны царить и в доме молодой семьи.

Иногда обряд со свечами на свадьбе проходит иначе: от двух небольших свечей, которые держат в руках мамы невесты и жениха, молодожены зажигают символический огонь своей семьи. Очень красиво обряд выглядит в полутемном зале. Под нежную музыку молодожены медленно кружатся в последнем свадебном танце, завершая праздник и прощаясь с гостями.

Свадебная свеча - символ тепла и благополучия родительского дома

Пролетит год, и молодые супруги проведут обряд завязывания узелков на ситцевой свадьбе - первой семейной годовщине. Через двадцать пять лет они с нежностью одарят друг друга серебром. Прожив в согласии полвека, с любовью и благодарностью вновь обменяются золотыми кольцами. Но самыми дорогими навсегда останутся воспоминания об удивительном свадебном торжестве.