Совершенствование работы по социальному обеспечению семей с детьми

Введение 4
1 Теоретико-методологические основы осуществления социального обеспечения семей с детьми 6
1.1 Сущность социального обеспечения семей с детьми и его виды 6
1.2 Классификация пособий, предоставляемых семьям, имеющим детей 10
2 Анализ современного состояние социального обеспечения семей с детьми 13
2.1 Анализ государственной семейной политики в области поддержки материнства 13
2.2 Федеральные программы по поддержке семей с детьми 16
3 Пути совершенствования социального обеспечения семей с детьми 19
Заключение 23
Список используемых источников 25

В статье 7 Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (далее – Конституция РФ) провозглашено, что Российская Федерация – социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Система социальной защиты населения в Российской Федерации постоянно развивается и совершенствуется. Федеральное законодательство закрепляет основные направления государственной политики в области социальной поддержки российских семей. При этом необходимо, чтобы при реализации программ стимулирования рождаемости учитывались реальные проблемы уровня жизни и здоровья российских семей. Также необходимо концентрирование внимания на сохранении здоровья и качестве жизни детей и пожилых членов семей, в том числе средствами права социального обеспечения.
Объектом исследования являются общественные отношения по вопросам социального обеспечения семей с детьми.
Предмет исследования включает в себя:
− нормы права социального обеспечения, касающиеся темы исследования;
− научные публикации по исследуемым вопросам, которые изложены в списке литературы.
Цель данной работы – уяснение места компенсационных выплат в системе социального обеспечения; анализ современного состояния социального обеспечения семей с детьми; совершенствование законодательства РФ в системе компенсационных выплат.
Для достижения поставленных целей представляется необходимым решение следующих задач:
- раскрыть теоретико-методологические основы осуществления социального обеспечения семей с детьми;
- проанализировать современное состояние социального обеспечения семей с детьми;
- рассмотреть пути совершенствования социального обеспечения семей с детьми;
- в заключении подвести итоги и сделать выводы по проведенному исследованию.

1 Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12.12.1993 (с изм. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Текст] // Российская газета. - №237. - 1993.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (с изм. от 13.07.2015 № 236-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - №1 (часть 1). - Ст. 14.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изм. от 05.10.2015 № 285-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 3.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изм. от 13.07.2015 № 267-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №25. - Ст. 2954.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изм. от 13.07.2015 № 240-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №1. - Ст. 16.
6. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. от 30.09.2015 № 273-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - №48. - Ст. 6724.
7. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (с изм. от 03.11.2015 № 303-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - №42. - Ст. 5005.
8. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изм. от 01.12.2014 № 407-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - №29. - Ст. 3686.
9. Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. от 06.04.2015 №68-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №21. - Ст. 1929.
10. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №19. - Ст. 2343.
11. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №23. - Ст. 2994.
12. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы» (с изм. от 25.08.2015 № 889) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - №5. - Ст. 739.
13. Закон РТ от 14.10.2010 № 71-ЗРТ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Татарстан» [Текст] // Республика Татарстан. - №216. - 2010.

2 Учебная и специальная литература

14. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Государственно-правовой механизм охраны семьи и прав ребенка в РФ [Текст] / В.А. Авдеев, О.А. Авдеева // Российский следователь. - 2015. - №9. – С. 22-27.
15. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей [Текст] / Е.Г. Азарова // Журнал российского права. - 2013. - №3. – С. 21-32.
16. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия [Текст] / Н.С. Бондарь. – М.: Норма, Инфра-М, 2011. – 544 с.
17. Елисеева А.А. К вопросу о конституционных основах защиты семьи в Российской Федерации [Текст] / А.А. Елисеева // Семейное и жилищное право. - 2014. - №3. – С. 21-24.
18. Корсаненкова Ю.Б. Проблемы правового регулирования социально-трудовых прав беременных женщин и женщин с детьми [Текст] / Ю.Б. Корсаненкова Ю.Б. // Трудовое право в России и за рубежом. - 2013. - №1. – С. 16-22.
19. Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования [Текст] / В.А. Баранов, А.В. Буянова, Н.С. Волкова и др.; под ред. О.Н. Петюковой. – М.: Деловой двор, 2015. – 176 с.
20. Файнберг М.М. О Модернизация правовой системы Российской Федерации: проблемы теории и практики: Дисс. к.ю.н. [Текст] / М.М. Файнберг. – Краснодар, 2008. – 167 с.

Главной проблемой современного состояния законодательной базы в данной сфере является определенный разрыв между прогрессивными концептуальными подходами, провозглашенными в российских законах целям, приоритетам, принципами государственной поддержки семей и реальными размерами помощи. Это придает законодательству отчасти декларативный характер и снижает доверие семей к государству.

Прямая денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей в виде государственных пособий, компенсационных выплат, пенсии на детей по случаю потери кормильца, и других видов выплат Федерального уровня устанавливаются в форме твердых денежных сумм. Размеры их не зависят от реальной потребности семьи в поддержке для конкретного случая нуждаемости, а определяются финансовыми возможностями государства или иных источников финансирования мер социальной поддержки.

Общей проблемой законодательного регулирования государственной поддержки семей, имеющих детей, является привязка большинства форм поддержки к доходам семьей, точнее - к прожиточному минимуму. Наличие теневой экономики зачастую не позволяет реально оценивать доходы семей и выявлять действительно нуждающиеся семьи с детьми. Решение данной проблемы лежит вне возможностей отрасли социального обеспечения и социального обслуживания.

Недостаточная надежность установленных законодательством источников финансированиям и их ограниченность для большинства видов поддержки семей с детьми.

Не закреплены на уровне федерального закона норм поддержки семьи погорельцев, жертв террористических актов, природных и техногенных катастроф, за исключением радиационных. В каждом конкретном случае принимаются решения на уровне муниципальных образований, субъекта российской Федерации, либо Правительства России.

Законодательная и нормативная база действующей системы социальных выплат, услуг и мер социальной поддержки представляет собой огромный массив законодательных актов с многочисленными поправками, не всегда четко описывающих порядок предоставления социальных выплат и других форм социальной поддержки.

Не все семьи, имеющие право на поддержку, получают ее из-за недостаточной информированности семей, либо недоступности (отсутствия) учреждений, призванных оказывать помощь.

Одним из основных недостатков современного законодательства является отсутствие четкого механизма привлечения к ответственности за невыполнение положений законов.

Данные выводы свидетельствуют о необходимости совершенствования законодательной базы и системы мер социальной поддержки, предоставляемых семьям с детьми. В этой связи можно выделить основные направления совершенствования системы правовых гарантий, предусмотренных семьям с детьми:

Реформирование социального законодательства по пути дальнейшей реализации адресного подхода при выплате государственных денежных пособий и социальных услуг. Адресный подход должен выражаться в предоставлении помощи не категориям семей, а отдельным семьям, действительно нуждающимся в помощи на основе получения объективных данных о положении конкретных семей.

Целесообразно закрепить в законодательстве наряду с заявительным также выявительный принцип выплаты пособий и оказания мер социальной поддержки семей с детьми. При этом необходимо законодательно закрепить создание региональной и федеральной баз данных о семьях и детях, нуждающихся в различных видах государственной социальной поддержки.

Следует индексировать размеры и постепенно увеличивать долю финансовых ресурсов на выплату денежных пособий на детей

Важно рассмотреть возможность принятия федерального закона о квотировании рабочих мест для малообеспеченных семей с детьми (одиноких родителях с детьми, многодетных семей, студенческих семей с детьми и т.д.).

Необходима систематизация законодательства, отмена декларативных и противоречащих друг другу норм, надежные финансовые и организационные механизмы реализации.

Российское государство и общество должны обратить пристальное внимание на поддержку семей с детьми. В основу социальной политики должны быть положены приоритеты семейных ценностей, семейного воспитания детей, равенство мужчин и женщин во всех областях жизнедеятельности, включая семейную сферу. Решение проблем семьи - это задача всего общества, объединений граждан, каждой российской семьи. Нужна консолидация всех здоровых сил, повышение роли институтов гражданского общества, в том числе органов местного самоуправления, общественных организаций, самих семей в деле стабилизации и кардинального улучшения положения российских семей.

Российское государство и общество должны обратить пристальное внимание на поддержку семей с детьми. Государство, все институты гражданского общества должны не только разрешать неотложные проблемы семьи, но и приступить к разработке и реализации долговременной стратегии семейной политики для всех категорий семей. В основу социальной политики должны быть положены приоритеты семейных ценностей, семейного воспитания детей, равенство мужчин и женщин во всех областях жизнедеятельности, включая семейную сферу. Решение проблем семьи - это задача всего общества, объединений граждан, каждой российской семьи. Нужна консолидация всех здоровых сил, повышение роли институтов гражданского общества, в том числе органов местного самоуправления, общественных организаций, самих семей в деле стабилизации и кардинального улучшения положения российских семей.

Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка и реализация стратегий и механизмов, позволяющих активно развивать потенциал семьи на основе совершенствования ее отношений с государством, более полной реализации институциональных прав и потребностей. Семейная политика, дополняя и углубляя общесоциальные меры, призвана содействовать решению специфических проблем семьи.

В настоящее время социальные работники занимаются оказанием помощи семье, преимущественно на этапе кризиса, в момент конфликта или распада. Но работать над профилактикой семейных дисфункций пока большинство социальных учреждений не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества.


Заключение

В результате проделанной работы приходим к следующим выводам:

1. Система социального обеспечения семей с детьми в полной мере соответствует сложившейся в Российской Федерации общей системе социального обеспечения и понятие социального обеспечения семей с детьми должно строиться в рамках существующих понятий социального обеспечения. Семья, родители, законные представители детей, сами дети выступают лишь в качестве особых субъектов обеспечения или «определенных категорий граждан» в общей системе социального обеспечения;

2. Структура социального обеспечения семей с детьми значительно изменилась в свете современных экономических реалий. В первую очередь это касается системы финансирования и управления, что вызвано принципиально новым подходом законодателя к вопросам разделения полномочий в сфере социальной защиты, а равно социального обеспечения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Российская Федерация в настоящее время является гарантом денежных выплат семьям с детьми в отношении пенсий, пособий по обязательному социальному страхованию, отдельных видов пособий на воспитание детей. Кроме того, к ведению Российской Федерации относится ряд выплат семьям военнослужащих с детьми. Предоставление социального обслуживания семьям с детьми, его виды, формы и размеры оплаты социальных услуг практически в полной мере регулируются законодательством субъектов Российской Федерации, не имея законодательного закрепления в виде определенных стандартов или гарантий на федеральном уровне;

3. Для правоотношений, возникающих в праве социального обеспечения в связи с материнством и детством, характерно многообразие субъектов, среди которых можно выделить основные: лица, обладающие правосубъектностью (матери, отцы, имеющие право на пособие по уходу за ребенком и др.); лица, обладающие правоспособностью, но не обладающие дееспособностью (дети умершего кормильца до определенного возраста, с наступлением которого закон связывает наличие дееспособности, несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и т. д.); семья, обладающая в определенных законом случаях правоспособностью (малоимущая семья при предоставлении государственной социальной помощи, многодетная семья при предоставлении отдельных мер социальной поддержки);

4. Денежные выплаты семьям с детьми назначаются и выплачиваются преимущественно за счет государственных средств, большая часть расходов по социальному обеспечению приходится на долю федеральных внебюджетных страховых фондов.

Необходимость совершенствования семейной политики на региональном и местном уровне обусловлена, прежде всего, общественными потребностями. По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его коренных проблем, утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики. Общество заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие.

Необходимо разрабатывать такие меры семейной и демографической политики, которые будут адекватными для разрешения существующих демографических проблем. Иначе семья как социальный институт будет все более и более разрушаться, а население страны - сокращаться в условиях низкой рождаемости.


Похожая информация.


    Номер работы:

    Год добавления:

    Объем работы:

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ 5
    §1. Сущность социального обеспечения семей с детьми и его виды 5
    §2. Классификация пособий, предоставляемых семьям, имеющим детей 11
    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ 18
    §1. Анализ государственной семейной политики в области поддержки материнства 18
    §2. Федеральные программы по поддержке семей с детьми 33
    ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ 41
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
    ПРИЛОЖЕНИЯ 60

    Выдержка из работы:

    Некоторые тезисы из работы по теме Социальное обеспечение семей с детьми
    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность темы исследования основана на том, что особое место в общей системе социального обеспечения населения Российской Федерации за-нимает система социальной защиты семьи, и прежде всего, семьи с детьми. Это обусловлено тем положением, которое она занимает в обществе. В человече-ском сообществе семья является фундаментальным институтом, важнейшей со-циальной ценностью, естественной первичной ячейкой общества. Именно по-ложение семей, имеющих детей, уровень их жизни и социальной защищенно-сти – важнейшие показатели социальной зрелости общества, его цивилизован-ности и нравственного здоровья. Социальным обеспечением семей с детьми, выполнением ею своих функций определяется перспектива развития общества, его будущее.
    В настоящее время современная демографическая ситуация, уровень жиз-ни семей с детьми вызывает в настоящее время особую тревогу и требует неза-медлительного улучшения социально-экономического потенциала семьи, при-нятия мер, направленных на улучшение социально-демографической ситуации в стране. К началу XXI века Россия подошла в состоянии устойчивого процесса депопуляции, имея один из самых высоких в мире темпов естественной убыли населения. За 2000-2013 годы численность населения Российской Федерации сократилась на 5,8 млн. чел. или на 4%. Для настоящего времени характерны низкая рождаемость, массовое распространение однодетной семьи, ухудшение репродуктивного здоровья населения. Для обеспечения воспроизводства насе-ления и замещения поколений суммарный показатель рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной репродуктивного возраста) должен состав-лять 2,14. В Российской Федерации в 2013 году этот показатель составил всего 1,28.
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

    §1. Сущность социального обеспечения семей с детьми и его виды

    Социальное обеспечение семей с детьми – это система социальной поли-тики государства, направленная на материальное обеспечение граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов с це-лью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальны-ми членами общества. Существующие в науке права социального обеспечения взгляды на проблематику субъектного состава получателей пособий на детей не дают однозначного ответа. Считается, что субъектом семейных пособий является:
    – семья с детьми в целом
    – ребенок (дети)
    – родители ребенка или лица, их заменяющие
    – ребенок (дети) и матери или лица, ее заменяющие (в зависимости от вида пособий).
    В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым.
    В литературе можно встретить мнение о том, что термин «социальное обеспечение» в значении комплекса государственных мероприятий по обеспечению нуждающихся граждан в настоящее время имеет, скорее, исторический характер, поскольку он относится только к определенному периоду XX века. В последнее десятилетие, считают авторы, выявилась тенденция использовать в качестве обобщающего термина в этой сфере государственной деятельности выражение «социальная защита», и это выражение заменило собой термин «социальное обеспечение».
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Процесс демографической и семейной модернизации, захвативший в ХХ веке все развитые страны и Россию, привел к тому, что центр тяжести социального контроля над демографическим и семейным поведением людей стал перемещаться с институционально-коллективного уровня на индивидуальный: контроль над личностью со стороны государства, церкви или сельской общины постепенно уступает место самоконтролю, тем самым резко расширяется свобода индивидуального выбора человека во всем, что касается его личной жизни. По мере того как это происходит, старая система отношений, норм, институтов, приспособленная к прежним методам контроля «извне», оказывается в кризисе.
    Падение рождаемости, уменьшение числа зарегистрированных браков, распространение свободных союзов и других форм совместной жизни, ослабление прочности брака и увеличение числа разводов и внебрачных рождений, все более явное замещение семейной солидарности солидарностью социальной, эмансипация детей и пожилых, либерализация семейных нравов, гибкость семейной морали - таковы признаки новейших перемен, которые сказались на всех стадиях формирования современной семьи, затронули все стороны ее жизнедеятельности и очень плохо вписываются в казавшиеся незыблемыми архаические нормы человеческого общежития. Нередко эти перемены воспринимаются как свидетельства тяжелого кризиса современной семьи и даже всего современного общества.
    Матери и дети – это те категория населения любой страны, которые нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства, т.к. от них напрямую зависит будущее страны, ее демографический статус, количество работоспособного человеческого ресурса– и в целом экономическое, социальное и культурное процветание государства. Тем более в настоящее время, когда с каждым годом население России снижается, и, если не принимать решительных мер, то по прогнозам исследователей к 2050 году население России составит приблизительно 101 миллион человек – сегодня же эта цифра составляет около 143 миллионов.

Представленный учебный материал (по структуре - Дипломная работа) разработан нашим экспертом в качестве примера - 20.04.2014 по заданным требованиям. Для скачивания и просмотра краткой версии дипломной необходимо пройти по ссылке "скачать демо... ", заполнить форму и дождаться демонстрационной версии, которую вышлем на Ваш E-MAIL.
Если у Вас "ГОРЯТ СРОКИ" - заполните бланк, после чего наберите нас по телефонам горячей линии, либо отправьте SMS на тел: +7-917-721-06-55 с просьбой срочно рассмотреть Вашу заявку.
Если Вас интересует помощь в написании именно вашей работы, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Социальное обеспечение семей с детьми... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Современное состояние социального обеспечения семей с детьми Мизева Е.Ю. Пермский филиал Финуниверситета Пермь, Россия The Current State of Social Security of Families with Children Mizeva E.Y. Perm Branch of Finance University Perm, Russia Семья является одним из старейших и важнейших социальных институтов общества, влияющих на формирование и развитие личности. Огромный диапазон и уникальность семьи делают ее мощным, незаменимым средством социализации и социального становления личности. Подтверждением важности семьи, как основного института общества и необходимости ее защиты является Всероссийский день семьи, который ежегодно празднуется 8 июля. Впервые этот праздник отмечался в 2008 году, который был объявлен в России годом семьи. Но, несмотря на предпринимающиеся в нашей стране усилия, направленные на поощрение рождаемости и помощь семьям с детьми, в настоящее время законодательная база РФ, разрабатываемая на федеральном уровне, остается достаточно скудной. В настоящее время Россия стоит перед лицом острого демографического кризиса в предстоящие 50 лет ее население может сократиться вдвое. По данным специалистов, ежегодно население России сокращается на 700 тыс. человек, и темпы снижения численности увеличиваются. Для обеспечения воспроизводства населения и замещения поколений суммарный показатель рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной репродуктивного возраста) должен составлять 2,14. В Российской Федерации в 2012 году этот показатель составил всего 1,61. Существующие проблемы семей обуславливают необходимость оказания им помощи со стороны общества. Материальная и моральная

2 поддержка семьи, создание нормальных условий жизни в ней родителей и детей помогут решению демографической проблемы в нашей стране, поэтому очень важно осмыслить как нынешнее положение семьи с детьми, так и пути улучшения их положения. Создание эффективной системы социальной защиты семьи является неотъемлемым условием развития нашего общества. Социальная обеспечение семьей с детьми в Российской Федерации как отрасль профессиональной деятельности в рамках государственной системы социальной защиты и поддержки населения обладает богатым эмпирическим потенциалом, а как область научного знания только начинает складываться. Статья 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. провозгласила положение о том, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». Право семьи, материнства и детства на защиту со стороны государства гарантируется Конституцией РФ (ст. 38). Данное конституционное право реализуется, в частности, через российскую систему государственных пособий семьям с детьми. Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения по предоставлению пособий семьям с детьми в связи с их рождением и воспитанием, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», действующий в редакции от 14 июля 2008 г. (далее Закон о пособиях 1995 г.). В гг. в законодательство о пособиях (в том числе Закон о пособиях 1995 г.) были внесены значительные изменения в связи с принятием новых федеральных законов и подзаконных актов. Пособия на детей, являясь разновидностью пособий, содержат в себе родовые черты пособия как одного из важнейших видов социального обеспечения. По своему целевому назначению пособия делятся на две группы: 1. пособия, компенсирующие полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок

3 2. пособия, предоставляемые как «помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных обстоятельств» 1 или как «дополнительная материальная помощь» 2. Первая группа включает социальные пособия, выплачиваемые гражданам вместо заработка в период, когда они в силу объективных (уважительных) причин не имеют возможности заработать средства на жизнь. Специфика данных пособий прослеживается в связи управомоченного субъекта с общественно-полезной деятельностью (уход за ребенком). К ним относятся такие пособия, как пособие по уходу за больным ребенком, пособие по уходу за ребенком во время карантина, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком за время отпуска по уходу за ребенком до полутора лет. Во вторую группу включаются пособия, которые представляют собой материальную помощь гражданам в тот момент, когда им необходимо произвести или производить дополнительные расходы. Пособия предоставляются лишь в качестве помощи к основным доходам семьи, поэтому они не соизмеряются с оплатой по труду, а устанавливается в твердом размере. К ним относятся: единовременное пособие при рождении ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие беременной жене военнослужащего по призыву и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву, пособие на погребение умершего несовершеннолетнего, пособие на погребение в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, социальное пособие малообеспеченным семьям с детьми. По продолжительности выплаты пособия подразделяются на единовременные, ежемесячные и периодические. Юридическая природа 1 Иванова Р.И. Советское право социального обеспечения: учеб.пособ. / под ред. А.Д. Зайкина. С См.: Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. С. 384.

4 единовременных пособий, выплачиваемых семьям с детьми, состоит в покрытии разовых потребностей в дополнительных расходах. К ним традиционно относится единовременное пособие при рождении ребенка и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности. Большая часть появившихся в переходный период пособий семьям с детьми также относится к единовременным: на погребение; семьям с детьми беженцев и вынужденных переселенцев; семьям с детьми погибших граждан, принимавших участие в борьбе с терроризмом; умерших вследствие поствакцинальных осложнений; смерть которых наступила в результате несчастного случая на производстве; погибших (умерших) военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) при исполнении ими своих служебных обязанностей (на военных сборах). К ежемесячным пособиям семьям с детьми относятся: ежемесячное пособие по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка, ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву, ежемесячная страховая выплата в случае смерти застрахованного кормильца в результате несчастного случая на производстве: ежемесячное пособие супругу военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в период проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать в связи с уходом за детьми по состоянию их здоровья: ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, непосредственно участвовавших в борьбе с Терроризмом на территории Республики Дагестан. К периодическим пособиям семьям с детьми относятся пособия: по беременности и родам; по уходу за больным ребенком; по уходу за ребенком при карантине. Их особенность обусловлена определенной их протяженностью по времени выплаты.

5 Компенсационные выплаты на детей это единовременные, ежегодные, ежемесячные денежные выплаты строго целевого характера, предоставляемые семье с детьми из бюджетных средств в порядке социального обеспечения для возмещения дополнительных расходов в связи с рождением и воспитанием детей в установленных законом случаях, в твердой денежной сумме. Компенсационные выплаты семье с детьми установлены федеральным законодательством двум категориям: 1. матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинамвоеннослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста ежемесячно в размере 50 руб., не повышающемся с 1 января 2001 г. 3 ; 2. неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом 4, - ежемесячно в размере 1200 руб. к пенсии того лица, за которым осуществляется уход. Финансовый источниккомпенсационных выплат семьям с детьми один - бюджетные средства (федеральные и региональные). В этом их отличие от пособий, выплата которых не ограничена бюджетными ассигнованиями и может производиться за счет средств ФСС России и особого источника - субвенций. Федеральным законом от ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон 256-ФЗ) с в целях создания условий, обеспечивающих семьям, 3 См.: Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категория граждан». 4 Постановление Правительства РФ от 4 июня 2007 г. 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами // Российская газета июня (с послед, изм.).

6 имеющим детей, достойную жизнь, установлены дополнительные меры государственной поддержки таких семей. Материнский капитал выдается семьям, в которых появился второй и последующие дети. По закону материнский капитал можно потратить только на улучшение жилищных условий, образование ребенка или формирование накопительной части пенсии для матери. Причем на руки деньги не выдаются - это сертификат, с которого средства перечисляются на указанные в законе нужды. Итоги проведенного в работе исследования нормативной правовой базы, анализа российского законодательства и комплекса мер в области государственной поддержки семей с детьми, позволяют сделать следующие выводы: Прямая денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей в виде государственных пособий, компенсационных выплат и других видов выплат Федерального уровня устанавливаются в форме твердых денежных сумм. Размеры их не зависят от реальной потребности семьи в поддержке для конкретного случая нуждаемости, а определяются финансовыми возможностями государства или иных источников финансирования мер социальной поддержки. Законодательная и нормативная база действующей системы социальных выплат, услуг и мер социальной поддержки представляет собой огромный массив законодательных актов с многочисленными поправками, не всегда четко описывающих порядок предоставления социальных выплат и других форм социальной поддержки. Список литературы: 1. Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ//"Российская газета", N 99, Федеральный закон от г. 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и

7 профессиональных заболеваний» // СЗ РФ Ст (с послед, изм.). 3. Федеральный закон от N 178-ФЗ (ред. от) "О государственной социальной помощи"// "Российская газета", N 142, Федеральный закон от г. N 256-ФЗ (ред. от) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // "Российская газета", 4263, Иванова Р.И. Советское право социального обеспечения: учебное пособие / под ред. А.Д. Зайкина. С Захаров М.Л. Право социального обеспечения России/ Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. 2-е изд., испр. и перераб. - М.: изд-во БЕК, с 7. Социальные пособия семьям с детьми и иные меры их социальной поддержки в России: Учебное пособие / Ю.Б. Корсаненкова, А.Ф. Корсаненкова., С Исакович Е. И. Изменение словарного значения статуса семьи и ребенка за последние 150 лет // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» Социология. 9. Министерство труда и социальной защиты РФ URL: Дата обращения:


ПРОГРАММА МЕЖФАКУЛЬТЕТСКОГО СПЕЦКУРСА «РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ» (24 часа, включая зачет) Тема 1. Становление и развитие российского законодательства о социальных

Понятие и классификация пособий. Страховые пособия Основные вопросы темы 1. Понятие и классификация пособий по системе социального обеспечения. Страховые пособия 2. Пособие по временной нетрудоспособности

ПОСОБИЯ ПО СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Страховые и государственные пособия 2. Понятие пособия Пособие - денежная выплата, предоставляемая гражданам по системе социального обеспечения ежемесячно, периодически

Ю.Б. Корсаненкова ЗНАЧЕНИЕ СТРАХОВОГО СТАЖА В ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья посвящена анализу действующего пенсионного законодательства, регулирующего понятие, содержание и

Государственные пособия 1. Понятие и виды государственных пособий. Право граждан, имеющих детей, на государственные пособия 2. Пособия в связи с рождением и воспитанием детей: условия назначения и размеры

Право социального обеспечения (материалы к лекциям с учетом законодательства по состоянию на 01.11.2016) Основные вопросы темы 1. Понятие и виды социального обеспечения (1-8) 2. Функции социального обеспечения

Понятие и классификация пособий. Страховые пособия Основные вопросы темы 1. Понятие и классификация пособий по системе социального обеспечения. Страховые пособия (слайды 1-5) 2. Пособие по временной нетрудоспособности

Тема 1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (материалы к лекции) Основные вопросы темы 1. Понятие социального обеспечения 2. Функции социального обеспечения 3. Формы социального

Государственные пособия 1. Понятие и виды государственных пособий. Право граждан, имеющих детей, на государственные пособия (1-5) 2. Пособия в связи с рождением и воспитанием детей: условия назначения

19 мая 1995 года N 81-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ Список изменяющих документов (в ред. Федеральных законов от 24.11.1995 N 184-ФЗ, от 18.06.1996

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ (в ред. Федеральных законов от 24.11.1995 N 184-ФЗ, от 18.06.1996 N 76-ФЗ, от 24.11.1996 N 130-ФЗ, от 30.12.1996

Принципы права социального обеспечения Тема 2 Основные вопросы темы 1. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения 2. Содержание принципов права социального обеспечения 1. Понятие

ИНФОРМАЦИЯ О ВИДАХ И РАЗМЕРАХ ВЫПЛАТ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ В 2015 ГОДУ 12.01.2015 в руб. Федеральные выплаты Единовременные выплаты 1 Пособие по беременности и родам: - за 140 календарных дней

Право социального обеспечения (материалы к лекциям с учетом законодательства по состоянию на 01.09.2017) Основные вопросы темы 1. Понятие и виды социального обеспечения (1-9) 2. Функции социального обеспечения

Страница 1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О государственных пособиях гражданам, имеющим детей (с изменениями на 7 марта 2018 года) Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом от 24

СОДЕРЖАНИЕ Полные и сокращенные наименования использованных документов....... 5 Введение......................................................... 6 Глава 1. Пособие по временной нетрудоспособности. Порядок

Государственные пособия 1. Понятие и виды государственных пособий. Право граждан, имеющих детей, на государственные пособия (слайды 1-5) 2. Пособия в связи с рождением и воспитанием детей: условия назначения

19 мая 1995 года N 81-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ Принят Государственной Думой 26 апреля 1995 года Одобрен Советом Федерации 4 мая 1995

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ, ЛЬГОТ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ, И ИСТОЧНИКОВ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ Категория граждан Государственная гарантия, льгота Документы Источник финансирования

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Право социального обеспечения Основные вопросы темы 1. Понятие и виды пенсий (слайды 1-7) 2. Круг лиц, обеспечиваемых страховыми и государственными пенсиями

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ (ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ) 1. ЧТО ПОЛАГАЕТСЯ ЖЕНЩИНЕ В СВЯЗИ С БЕРЕМЕННОСТЬЮ И РОДАМИ Размер пособия Куда следует обратиться Необходимые документы Основание (Нормативные

ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Тема 2 Основные вопросы темы 1. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения (слайды 1-9) 2. Содержание принципов права социального обеспечения

Меры социальной поддержки, предоставляемые семьям с детьми на территории Ленинградской области Предоставление мер социальной поддержки семьям с детьми на территории Ленинградской области осуществляется

Уважаемые жители! В соответствии с Приказом Департамента социальной защиты населения города Москвы от 17.12.2012 г. 835 «О переходе на экстерриториальный принцип обслуживания населения по предоставлению

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ Петрозаводск. 2014 год. 1. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном

Расходование средств на обязательное социальное страхование производится в соответствии с утверждаемым на каждый год Бюджетом Фонда. Расходная часть бюджета ГУ Владимирского регионального отделения Фонда

Лекция 6. Виды выплат, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации, условия их назначения 6.1. Виды страхового обеспечения, осуществляемого Пенсионным фондом Российской Федерации по системе обязательного

F1: Право социального обеспечения F2:Кафедра ГП и ПД, ст. преподаватель, Иванов И. И., Фадеева А.В. F3: Для текущего контроля знаний (экзамен) студентов направления БЮ БЗФ, БЗУФ F4: Раздел Подраздел Тема

Право социального обеспечения 1. Компенсационные выплаты (1-10) 2. Жилищные субсидии (11-22) 3. Материнский (семейный) капитал (23-30) 1. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ Слайды 1-10 1. Компенсационные выплаты

Среднее Профессиональное Образование Г.В. Сулейманова Право социального обеспечения Рекомендовано ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования в учебном

Московский институт экономики, менеджмента и права Кафедра гражданско-правовых дисциплин ПРОГРАММА курса Право социального обеспечения Москва 2004 ель программы Кожухарик Д.Н., кандидат юридических наук

Обеспечение пособиями и компенсациями семей с детьми органами социальной защиты населения Калужской области с 1 января 2014 год (с учетом коэффициента индексации 1,05). Виды пособий Размер пособия Нормативный

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ФОРМЫ Тема 1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Понятие социального обеспечения и его функции Тема 1. Лекция 1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО

УТВЕРЖДЕН постановлением Губернатора Хабаровского края от 30 января 2016 г. 4 ПОРЯДОК 1. Общие положения Порядок в Хабаровском крае (далее Порядок), устанавливает правила ежемесячного пособия на ребенка

Право социального обеспечения 1. Компенсационные выплаты (1-9) 2. Жилищные субсидии (10-21) 3. Материнский (семейный) капитал (22-30) 1. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ Слайды 1-9 1. Компенсационные выплаты По

Отдел детских пособий Задачи отдела: 1. В соответствии с приоритетами социально-экономического развития Алтайского края и направлениями краевой социальной политики в сфере предоставления мер социальной

Право социального обеспечения 1. Компенсационные выплаты (слайды 1-9) 2. Жилищные субсидии (слайды 10-21) 3. Материнский (семейный) капитал (слайды 22-30) 1. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ Слайды 1-9 1. Компенсационные

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ, СУБСИДИИ И ИНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ Право социального обеспечения 2. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ По своей сути компенсационные выплаты - это денежные выплаты, которые призваны компенсировать

Отчет о деятельности Отдела социальной защиты населения Администрации Морозовского района в 2012 году В течение года сотрудниками ОСЗН совместно с коллегами из Министерства труда и соц. развития области

Пенсия по случаю потери кормильца вид пенсии, который предусмотрен нормами всех трех основных пенсионных законов: 1) ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» 2) ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» 3)

ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Право социального обеспечения Основные вопросы темы 1. Понятие принципов права социального обеспечения (1-3) 2. Классификация принципов и их общая характеристика

Информация отдела социальной защиты населения Вурнарского района КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии за 1 квартал 2016 год. В районе сохраняются все меры государственной

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Фонд оценочных средств «Право социального обеспечения» Уровень высшего образования Бакалавриат Направление подготовки

Размеры федеральных и городских денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, выплачиваемых органами социальной защиты населения, в 2006 и 2007 годах Вид пособия /компенсации/ Пособие по беременности

ЛЕКЦИЯ 9 Обязательное социальное страхование 1. Понятие и принципы осуществления обязательного социального страхования В нашей стране осуществляется обязательное социальное страхование, которое соответствует

Меры социальной поддержки беременных женщин и семей, имеющих детей Всероссийская демографическая программа «СВЯТОСТЬ МАТЕРИНСТВА» Смоленск Для неработающих женщин Всероссийская демографическая Программа

Социальная поддержка семьи и детей Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в лечебных учреждениях в ранние сроки беременности 705,11 руб. Предусмотрена индексация в соответствии с федеральным

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ, КОМПЕНСАЦИЙ И СУБСИДИЙ ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 1. Общие положения 1.1. Управление социальных выплат, компенсаций и субсидий

Право социального обеспечения 1. Компенсационные выплаты 2. Жилищные субсидии 3. Ежемесячные денежные выплаты 4. Материнский (семейный) капитал 5. Социальная доплата к пенсии 1. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ

Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной

Законы по вопросам социального обеспечения (с учетом изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 г.) 1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. 1032-1 «О занятости населения в Российской 2. Закон РСФСР от 26 апреля

Государственное учреждение региональное отделение Фонда социального страхования Петрозаводск. 2016 год. Количество страхователей и застрахованных по районам Карелии и их изменения за 2015 год 153 (+2%)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ВОРОНЕЖСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Азбука для будущих родителей У Вас будет ребенок? Поздравляем! Вы держите в руках брошюру

Уважаемые страхователи! С 1 июля 2012 года Новосибирская область участвует в реализации пилотного проекта. Познакомьтесь с основными положениями пилотного проекта Выплата пособий Филиалы Новосибирского

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ от 10 апреля 2006 года N 19-кз О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ И ВЕТЕРАНОВ

Комитет социальной защиты населения администрации Тихвинского района Ленинградской области Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление мер социальной поддержки малообеспеченным семьям с детьми

30 июня 2002 года 78-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДЕНЕЖНОМ ДОВОЛЬСТВИИ СОТРУДНИКОВ НЕКОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ДРУГИХ ВЫПЛАТАХ ЭТИМ СОТРУДНИКАМ И УСЛОВИЯХ ПЕРЕВОДА

1990 год принятие первого российского пенсионного закона «О государственных пенсиях в РФ» 2002 год первый этап реформирования 2010 год второй этап реформирования С 2002 года сформировалась новая пенсионная

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 августа 2003 г. N 512 О ПЕРЕЧНЕ ВИДОВ ДОХОДОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ РАСЧЕТЕ СРЕДНЕДУШЕВОГО ДОХОДА СЕМЬИ И ДОХОДА ОДИНОКО ПРОЖИВАЮЩЕГО ГРАЖДАНИНА ДЛЯ ОКАЗАНИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 1 Компенсация за период лишения свободы, 75 руб. за каждый месяц, но не Подвергшиеся репрессиям в виде лишения свободы, принудительного лечения и

Перечень государственных услуг Департамента труда и социальной защиты города Москвы, предоставляемых в сфере социальной защиты государственная услуга предоставляется по экстерриториальному принципу. электронная

Социальная защита населения в Российской Федерации Салмина А.В., Зайцева. Е.В Уральский Федеральный университет Город Екатеринбург, Россия Social protection of the population in the Russian Federation

Право социального обеспечения Основные вопросы темы 1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация (1-5) 2. Конституция РФ и международные правовые акты в системе отраслевых источников

Пособие по беременности и родам Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности Единовременное пособие при рождении ребенка пособие по уходу за ребенком

Обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Право социального обеспечения 1. Общая характеристика обязательного социального

5 декабря 2006 года N 207-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ (в

Право социального обеспечения Основные вопросы темы 1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению 2. Субъекты, объекты и содержание правоотношений 3. Характеристика отдельных видов материальных

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов

МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ Меры социальной поддержки Размер Условия предоставления Требуемые документы Пособие по беременности и родам. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет

Право на социальное обеспечение признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе. Оно неразрывно связано с правом человека на жизнь, ведь социальное обеспечение - единственная гарантия права на жизнь для людей, которые в силу различных, как правило, не зависящих от их воли причин утратили источник средств к существованию.

Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению. Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков, без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации».

В совокупности эти положения можно трактовать, как признанную на международном уровне обязанность государства оказывать всемерную поддержку семье, пока она выполняет функцию по воспитанию детей. Подобный подход не позволяет рассматривать социально-экономические меры по поддержке семьи как «вмешательство в личную жизнь семьи», что критикуется рядом исследователей. Международные правовые акты не случайно провозглашают семью естественной и основной ячейкой общества и гарантируют ей защиту со стороны общества и государства, ведь семья выполняет исключительные по значимости функции.

А.Г. Вишневский выделяет следующие функции семьи: экономическая (получение средств к существованию семьи); демографическая (обеспечение воспроизводства населения, создания и сохранения человеческих ценностей); социально-культурная (социализация личности и социальный контроль над поведением человека); социально-психологическая (реализация индивидуальных потребностей и стремлений человека, снятие эмоционального напряжения) . В условиях кризиса экономической, социальной и политической сфер 90-х гг. XX в. российская семья адаптировалась к изменениям путем трансформации присущих ей функций. Этот период ознаменовался постепенным разрушением института семьи как первичной ячейки общества: росло число разводов и неполных семей; распространились нетрадиционные сексуальные связи, феминизм, негативное отношение к браку. Деградация института семьи, материнства (отцовства), ослабление семейных связей вызвали устойчивую тенденцию к дефамилизации в обществе .

Конституция РФ гласит, что в стране обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, определенных законом (ч. 1 ст. 39), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38). При этом современное отечественное законодательство не содержит конкретных гарантий уровня социального обеспечения, адресованного семье с детьми и позволяющего достойно содержать и воспитывать детей. Право социального обеспечения обладает средствами воздействия на процессы рождаемости и продолжительность жизни населения в рамках правового регулирования социальной защиты граждан, имеющих детей. Более того, значение социального обеспечения семей с детьми возрастает из-за низкого размера оплаты труда и, как следствие, парадоксальной ситуации, когда зачастую двое работающих не могут прокормить двоих детей .

В этом контексте актуальным представляется исследование проблем реализации права на социальное обеспечение семьями, имеющими детей. С.И. Кобзева очень точно характеризует ситуацию в сфере социального обеспечения: «Отмена прав, скорее, осуществляется не прямо, путем отрицания их признания и защиты, а путем их умаления, т.е. принижения, необоснованного ограничения их объема, действия по кругу лиц, во времени и пространстве, сокращения гарантий их обеспечения и защиты либо создания таких процессуальных процедур и механизмов, которые могут свести на нет само право» .