Счет в пределах пяти. Конспект занятия по математике в средней группе «Счёт в пределах пяти Задания счет в пределах 5

Организация: Организация: МДОУ Большенагаткинский ДСОВ «Ромашка» МО «Цильнинский район»

Населенный пункт: Ульяновская область, с. Большое Нагаткино

формирование у детей интеллектуально-речевого развития посредством формирования математических представлений.

  • закреплять умение сопоставлять цифру и число (количество) ;
  • отрабатывать счет в пределах 5;
  • формировать умение находить известные геометрические фигуры;
  • формировать пространственные представления;
  • закреплять навыки измерения длины путем наложения;
  • развивать память, мышление, речь;
  • воспитывать активность, самостоятельность.

Демонстрационные материалы:

  • геометрические фигуры;
  • 1 домик 5- этажный;
  • 5 домиков 1-этажных;
  • рисунок с изображением дома и двух дорожек;
  • медали;
  • шапки моряков;
  • морской транспорт: лодка, катер, корабль.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, мы с вами сейчас отправимся в увлекательное морское путешествие. Выберите вид транспорта, на котором пойдем в море. (лодка, катер, корабль)

Что нам подойдет?

Почему так решили? (корабль большой, все поместимся, вместе веселей путешествовать;

лодка и корабль маленькие, будет перегруз, пойдем ко дну) .

Конечно всем вместе лучше, тем более во время путешествия с нами могут случиться невероятные приключения.

Вы готовы к отплытию?

Теперь вы юнги, а я ваш капитан.

2. Дидактическая. игра: «Когда это бывает».

Проверяю вашу готовность, не забыли ли вы положить себе в карман внимание, сообразительность и, конечно, дружбу.

Над рекой заря встает.

На дворе петух поет.

Умываются котята.

Просыпаются ребята.

Когда это бывает? (утром)

А что утром делаете вы? (умываемся, чистим зубы, идем в детский сад, делаем зарядку, завтракаем) .

Солнце в небе высоко.

До заката далеко.

Зерна в норку тащит мышь.

Учит азбуку малыш.

Когда это бывает? (днем)

Что вы делаете днем? (в детском саду играем, рисуем, читаем, гуляем, обедаем, спим) .

Солнце красное зашло.

Белка прячется в дупло.

Дрема в гости к нам идет.

Сказку он с собой ведет.

Кто такой «дрема»? (дремота, когда хочется спать) .

Когда это бывает? (вечером)

Что вы делаете вечером? (смотрим передачу «спокойной ночи малыши», мама читает сказку, чистим зубки, ложимся спать) .

В небе звездочки горят.

Птицы спят, и рыбы спят.

Спят цветы в саду на грядках.

Ну, а мы в своих кроватках.

Когда это бывает? (ночью)

А что ночью делаете вы? (спим)

Моя команда в полном порядке, к отплытию готова. Выходим в открытое море.

3. Дидактическая. игра: «Рассели фигуры».

Всем внимание, справа по борту остров. А это его жители -геометрические фигуры. Назовите их.

Поздоровайтесь с ними, называя их по имени и цвету. (здравствуй, желтый треугольник) .

Ребята, фигуры построили себе дом, а расселиться в него не могут, не знают какой этаж у какой фигуры. Расселение жильцов должно отвечать определенным условиям.

Очень нужна ваша помощь.

Давайте посчитаем сколько этажей в новом доме. (первый, второй…)

Сколько?

Предлагаю расселить жильцов (1 этаж – треугольники,

2этаж- квадраты,3этаж-круги,4-этаж-прямоугольники).

Расселяйте.

Молодцы! Геометрические фигуры вам благодарны.

4. Физкультминутка.

Над волнами чайки кружат. (взмахи руками)

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

Мы теперь плывем по морю, (движение руками перед собой)

И резвимся на просторе.

Веселей загребай, (круговые движения руками)

И дельфинов догоняй.

5.Дидактическая игра «Измерь дорожку».

Нам пора возвращаться в детский сад. Мы уплыли далеко, а так хочется побыстрее попасть домой. Что предлагаете сделать? (возвращаться коротким путем) .

Правильно. Вот два пути. Они изображены на рисунке от острова до детского сада.

Каким цветом обозначена дорога? (красным и синим).

Как узнать какой путь короче? Приложить. Найдите среди своих полосок равную по длине красной полоске.

Найдите среди своих полосок равную по длине синей полоске.

Какой путь возвращения домой выбираете? Почему? Потому, что он короче.

6. Итог занятия.

Молодцы!

Хлопнем в ладоши три раза, считая хлопки.

Хлопнем по коленочкам пять раз, считая.

Вот мы и оказались в детском саду.

Вам понравилось наше путешествие?

Что больше всего запомнилось?

Куда бы хотели отправиться в следующий раз?

Ребята, я хочу наградить вас медалями за то, что вы были храбрыми, смелыми, отважными. Помогли жителям острова заселиться в свои дома.

Главное, при обучении детей счёту в пределах 5 придерживаться основных правил, тогда работа по развитию элементарных математических представлений пойдет гораздо легче и быстрее. Итак, как научить ребенка считать?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учим детей счету в пределах 5

Счет предметов в пределах 5

Главное, при обучении детей счёту в пределах 5 придерживаться основных правил, тогда работа по развитию элементарных математических представлений пойдет гораздо легче и быстрее. Итак, как научить ребенка считать?

Соблюдаем принципы обучения

Взрослые должны понимать, что маленьким детям не всегда удается быстро освоить новые знания. Чтобы у малышей не потерялся интерес к занятиям из-за сложности материала, обучение должно идти:

  • от простого к сложному;
  • постепенно и поэтапно;
  • длительность занятий на начальном этапе не превышает 10 минут;
  • не надо нагружать ребенка излишней информацией;
  • необходимо постоянно повторять полученные знания.

Программа домашнего обучения счету в пределах 5 состоит из следующих этапов:

  1. Составление количества предметов в пределах 5 и счет их в прямом и обратном порядке (сначала от 1 до 5, потом от 5 до 1).
  2. Количественный (вопрос: сколько предметов? ) и порядковый (вопрос: который по счёту? ) счёт в пределах 5.
  3. Соотнесение числа и цифры: соединяем слуховое восприятие числа с его обозначением (написанием).

Готовим к осмысленному восприятию математических знаний

Педагоги утверждают, что даже самый маленький ребенок может без труда считать предметы: один, два, три и т. д. Это успокаивает родителей, они думают, что их малыш умеет считать. Однако зачастую кроха просто повторяет за взрослым и механически запоминает название числительных. Оказавшись в иных условиях, он может элементарно путать их. Родители поймут, осмысленно ли их малыш считает, если будут менять условия, например, составлять количество из разные игрушек, перемешивать их с бытовыми предметами, считать нарисованные объекты, счетные палочки. Для точности восприятия и осмысленности счета нужно учить ребенка действовать правильно: считать предметы, дотрагиваясь до них рукой, слева направо. При назывании последнего числительного спрашивать, сколько всего предметов.

Не забывать! Числительное "один" нельзя подменять словом "раз"!

Счет в прямом и обратном порядке

Обучая малыша количественному счету, важно показать ему, что можно считать в прямом и обратном порядке. Специалисты говорят, что такие навыки необходимы для дальнейших, более сложных, действий с числами, например, обучения вычитанию. Научить ребятишек обратному счету в пределах 5 помогут простые игры, например: выложить из кубиков лесенку, по которой вверх - вниз шагают игрушки под счет 1, 2, 3, 4, 5 и 5, 4, 3, 2, 1. Или поиграть в игру "Что изменилось?" (взрослый составляет количество из 5 мелких предметов, малыш пересчитывает их, делает вывод: игрушек всего 5.) Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает игрушку.

Пересчитывая, игрушки ребенок делает вывод: всего игрушек 4 и т. д.

Учим порядковому счету

После того как малыш усвоит количественный счет, необходимо переходить к порядковому. При таком счете каждый предмет получает свой порядковый номер: первый, второй... Считать по порядку можно только слева направо. Полезны при закреплении навыков порядкового счета пальчиковые игры, например, загибая пальцы, считать вместе с ребенком:

"Первый пальчик - самый большой,

Указательный - второй,

Третий палец - средний самый,

А четвертый - безымянный,

Пятый пальчик - наш любимчик, а зовут его - мизинчик!".

Или "Первый пальчик - дедушка,

второй пальчик - бабушка,

третий пальчик - папочка,

четвертый пальчик - мамочка,

пятый пальчик - наш малыш и зовут его (имя ребенка)".

Полезна будет игра "Какой игрушки не стало?" (каждому предмету присваивается порядковый номер: первый - мишка, второй - мячик, третий - слоник, четвертый - кубик, пятый - домик.

Затем ребенок закрывает глаза, взрослый прячет одну из игрушек и спрашивает, какого по счету предмета не стало).

Соединяем число и соответствующую цифру

Дети могут научиться быстро соотносить число и цифру. Важно правильное обучение, в котором лучший прием, когда кроху учат числительным и соответствующим им цифрам постоянно, в повседневных ситуациях. Например, дома пересчитывают и пронумеровывают книжки, расставляя их по порядку; считают ступеньки, обозначенные цифрами; голубей на площадке, деревья в парке. Полезно создавать для ребенка проблемную ситуацию, специально пропуская какое-то числительное, например: "Соберем листья для букета, первый листик, второй, ... четвертый. Правильно?" При этом обращать внимание, что число можно записать, искать цифры в окружающих предметах: в книжках, номерах дома, автобуса.

Осмысленно запомнить число и соединить его с цифрой помогут детские игры, стишки, считалочки. Например, на слова С. Маршака: "Вот один иль единица, очень тонкая, как спица. А вот это цифра два. Полюбуйся, какова: выгибает двойка шею, волочится хвост за нею..." взрослый выкладывает из подручного материала цифры или рисует их. Можно нарисовать цифрами имена котят в считалочке С. Михалкова: "Мы решали, мы гадали: как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: Один, Два, Три, Четыре, Пять". Или подарить ребяткам картинки с цифрами и поиграть: "Будем бегать и играть, я решил вас посчитать: один, два, три, четыре, пять...".

Обучаем действиям с числами

Запоминание чисел пойдет гораздо быстрее, если дошкольник научится активно действовать с ними, например, складывать. С детишками 2 - 3 лет переходят к сложению чисел только тогда, когда они овладеют осмысленным счетом. Не надо волноваться, если трехлетний малыш пока не понимает сложения. Для этого умения необходимы знания по составу числа, оно может сформироваться и позже, к четырехлетнему возрасту, что тоже является нормой. Чтобы ребенок понял состав числа, используются счетные палочки как тренажер: "Положи одну палочку слева и две справа, сколько всего? Какое число получилось?".

Учим детей счету до 5 в играх

Таким учебным требованиям отвечает детская игра. Особым успехом в усвоении и закреплении математических знаний пользуются дидактические (обучающие) игры, например, по типу знакомых всем лото, домино, пазлов. Для закрепления нового материала полезны словесные и подвижные, сюжетные и творческие игры, которые могут стать хорошим подспорьем для родителей, чтобы упражнять ребенка в счете.

Пальчиковые игры для самых маленьких

Для самых маленьких детишек подойдут пальчиковые игры, которые послужат не только гимнастикой мелких мышц руки, но и как тренажер счета от 1 до 5. Взрослый предлагает крохе под ритмику стиха поработать пальчиками: сжимать и разжимать, поочередно загибать и считать. Не стоит забывать, что играем с пальчиками и учимся считать до 5 вместе с малышом. Интересно игры с пальчиками будут проходить, если нарисовать колпачки со смешными рожицами для каждого пальца или использовать пальчиковый театр.

"Пять пальцев"

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Один, два, три, четыре, пять!

"Считаем пальчики"

Математические игры на счет

Любая игра может быть математическим занятием для дошколят, главное - соблюдать необходимые требования. Такое занятие поможет ребятишкам упражняться в количественном и порядковом счете, знакомиться с цифрами, математическими понятиями (один - много, больше - меньше), активно действовать с числами.

"Наш помощник"

Сюжетные действия позволяют малышу почувствовать свою значимость в семье, обогащают эмоционально, в то же время закрепляют навыки количественного счета. Ребенок по просьбе мамы пересчитывает и выкладывает необходимое количество столовых приборов для ужина. Можно попросить его принести два огурца, три помидора, один перец для салата.

"Составь фигуру"

Задание используется как тренажер для развития мелкой моторики, счета в пределах 5, закрепления цифр, названий геометрических форм. Взрослый заранее готовит несколько цветных геометрических фигур (квадрат, круг), которые разрезаются на 5 частей. Каждая часть помечается соответствующей цифрой. Дошкольник должен подобрать части и посчитать их количество для каждой фигуры. Для разнообразия можно предложить соревнование "Кто быстрее соберет фигуру!" Обязательно дать возможность выиграть малышу и поощрить его.

"Малыши - карандаши"

Дошколята знакомятся с составом числа из единиц, повторяют количественный счет. Для занятия нужны цветные карандаши. Взрослый достает голубой карандаш, уточняет, что предмет один, затем еще один карандаш, желтого цвета: число 2 состоит из двух карандашей (единиц). Постепенно подкладываются другие карандаши, чтобы аналогично познакомить с составом последующих чисел. В конце занятия для поддержания интереса взрослый читает стихи по мотивам произведения

А. Степанова, а ребенок рисует картинку:

Лежат в коробке малыши,
Малыши – карандаши.
Один, два, три, четыре, пять,
Начинаем рисовать.
Красный, жёлтый, голубой...
Выбирай себе любой.
Нарисуй красивый дом,
Будем жить с тобою в нем.
А над домом рисуй солнце,
Чтоб светило нам в оконце.
И на небе – облака,
К нам бегут издалека.
А внизу ручей, трава,
И на дереве – листва.

"Нарисуй число"

Задание знакомит дошколят с составом числа, помогает соотносить число и цифру, упражняет в количественном счете. Взрослый предлагает ребенку "нарисовать" число из каких-либо предметов: карандашей, мелких игрушек, счетных палочек, затем пересчитать количество предметов.

"Паровозик"

В сюжетной игре отрабатывается счет от 1 до 5 и закрепляется порядковый. Хорошо, когда играет вся семья. Если это невозможно, используются крупные игрушки: мишки, куклы, слоники. Взрослый ставит стульчики "паровозиком", малыш рассаживает игрушки по порядку. Можно спросить, всем ли пассажирам хватит места. Ребенок считает стульчики, игрушки. Затем под веселую песенку из мультика поезд отправляется в путь. Сюжет игры может быть таким: "Игрушки отправляются в путешествие. Посчитай их и посади по порядку: первый, второй, третий, четвертый, пятый ". Можно разнообразить действие, закрепив на стульчиках картинки с цифрами.

"Математические пазлы"

Игра развивает память, внимание, пространственное мышление, тренирует в запоминании чисел. Подготовить материал для такой настольной игры очень просто самим: подбираются картинки с крупным изображением, например, овощи, фрукты, предметы быта, домики. Картинки разрезаются на пять частей, и каждая часть обозначается цифрой. Ребенок должен собрать картинку в соответствии с числовым рядом. В этой игре полезно поучиться называть "соседей" числа (у 2 "соседи" 1 и 3).

Дети быстро и легко обучатся счету, если взрослые будут постоянно упражнять их!


Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Поможем друзьям"

Программные задачи:

    Познакомить детей с прямоугольником, учить различать прямоугольник и квадрат.

    Формировать умение соотносить количество предметов с числом.

    Совершенствовать навыки счета в пределах 5.

    Закрепить умение ориентироваться в пространстве на месте бумаги: слева, справа, вверху, внизу.

    Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.

    Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Оборудование:

    Демонстрационный материал: фланелеграф, теремок, мышка, лягушка, зайчик, волк, лиса, 5 деревьев, овощная грядка, числовые карточки от 1 до 5, 3 куклы, 5 ракет, 2 помидора, дидактический мешочек, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

    Раздаточный материал: прямоугольник, квадрат, лист бумаги, 4 моркови, 3 свеклы, 2 яблока, клубничка.

Ход занятия

1. Разминка

1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.

2. Формирование мотивационной основы.

Ребята, вы любите сказки?

Давайте вспомним русскую народную сказку “Теремок” и пригласи ее к нам на занятие по математике.

Воспитатель рассказывает:

Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок (выставляет картинку). Бежит мимо Мышка-норушка (карточка), увидела теремок, остановилась и спрашивает: “Терем-теремок! Кто в тереме живет?”. А волшебный голос из теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

3. Повторение изученного ранее материала.

Задание №1.

    Сколько деревьев возле теремка?” (счет до 5).

    Сосчитай овощи на грядке (которая по счету).

    Д/и “Трик – трак” (Проверить правильно ли расставлены числовые карточки около групп предметов).

Правильно сделали все, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки. Вошла Мышка в теремок и стала в нем жить.

Воспитатель:

Прискакала к теремку Лягушка – квакушка, остановилась и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?” А волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

4. Знакомство с новым материалом.

Задание №2.

    Чудесный мешочек” (прямоугольник, квадрат).

    Знакомство с прямоугольником”

Что это? (Квадрат)

А кто может назвать эту фигуру?

Это прямоугольник.

Сегодня мы с вами будем учиться различать прямоугольник и квадрат (выставить на доску). Положите перед собой квадрат, обведите его пальчиком, скажите, у него есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их? А теперь обведем прямоугольник. У прямоугольника есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их?

Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата?

Как можно проверить? (Наложить)

Что теперь мы видим? Что можем сказать?

Вывод: Верхняя и нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая одинаковые.

Правильно справились с заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Лягушки. Вошла Лягушка в теремок и стала в нем жить.

Прибежал к теремку Зайчик – Побегайчик, остановился и спрашивает:

Терем теремок! Кто в тереме живет?”

5. Закрепление изученного.

Задание №3. “Подбери ключ к замку”.

Возьмите понравившуюся вам геометрическую фигуру – это ключ от замка. Входим в круг, походим под музыку, попляшем. По сигналу: “Открой замок”, вы должны подойти, подобрать ключ, чей подошел, тот в ворота зашел.

Молодцы, помогли Зайке попасть в теремок. Прибежал к теремку Волчок – серый бочок. Остановился и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

6. Закрепление материала, изученного на предыдущем занятии.

Задание №4. “Разложи (овощи) урожай по полкам”.

Поможем Волчишке?

а) Морковь положите на верхнюю полку.
б) Свеклу на нижнюю полку.
в) капусту на левую полку.
г) редиску на правую полку.

На каких полках лежат овощи?

Все разложили правильно, двери волшебного теремка открылись для Волчишки. Вошел Волчек и стал в нем жить.

Прибежала Лисичка – сестричка к Теремку, спрашивает: Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Я Мышка – Норушка!
– Я Лягушка – Квакушка!
– Я Зайчик – Побегайчик!
– Я Волчок – Серый бочок! А ты кто?
– А я Лисичка – Сестричка, пустите к себе жить.

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

Задание №5.

Сколько зверей в теремке?
– Кто первый прибежал?
– Кто последний?
– Кто после зайца?
– Кто прибежал перед лисой?

Дверь теремка и открылась для Лисички. Стали звери дружно жить да поживать.

7. Итог занятия. Начало формы

Конец формы

Дадыкина Татьяна Валентиновна

Математические представления для детей группы «Особый ребенок» играют важную роль в учебном предмете «Математические представления и конструирование».

Счет в пределах 5 формируется на протяжении всего курса начальной школы и, как правило, у детей появляются навыки прямого и обратного счета. Часто не осознанно, механически после длительных упражнений.

Для выявления определенных знаний обучающихся по предмету «Математические представления и конструирование» я проводила игровые упражнения, в которых присутствовал счет по порядку и упражнения на соотношение числа с наличием предметов.

Для детей со средней умственной отсталостью определенные трудности вызывает смена предметов при счете по порядку.

Первые упражнения необходимо проводить с одними же и теми предметами, смена предметов вызывает непредсказуемые реакции (отказ от выполнения упражнений, «отворачивание» от предлагаемой работы, раскачивание, громкий гортанный смех, одновременные хлопки по столу, искаженные гримасы лица, хлопки по столу). Все это может привести просто к отказу от предлагаемой работы.

Мне пришлось вводить предметы по одному новому. Давала поиграть в руки, находили на картинке, узнавали среди разных предметов объединенных одной темой.

Выявление знаний цифр, соотношение числа и цифры происходит с определенными трудностями.
Цифры разного размера в начале учебного курса не осознаются как одинаковые, обучающийся показывает разные блоки: по цвету, по форме, по размеру и только потом начинает соотносить число и цифру. Выявление знаний цифры и количества, обозначаемых ею предметов, происходит также с проявлением определенных трудностей.

Спокойнее и легче происходит обучение с группой одинаковых предметов, которые не меняются определенное время. Полученные навыки позволяют обучающемуся на уровне тактильных ощущений усваивать предлагаемый учебный материал.

После выявления знаний цифр и соотношении числа и цифры, приступаю к выявлению знаний о геометрических фигурах, опираясь на знание цифр и чисел. Сравнение по цвету, форме и размеру.