Развитие речи в повседневной жизни дошкольников. Руководство связной речью детей в повседневной жизни. детей средней группы в повседневной жизни

Повседневная жизнь предоставляет большие возможности для непланируемого рассказывания детей (рассказы воспитателю и товарищам о событиях дома, рассказы ребенка, вернувшегося в сад после болезни, и др.). Воспитатель должен не только использовать эти случаи, но и создавать словия, побуждающие детей рассказывать.Рекомендуется использовать такой прием, как поручение: показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него, и рассказать о ней; показать высаженные растения или поделки и рассказать по порядку, как их выполняли. Нужно периодически менять в книжном уголке папки с картинками или рисунками детей; вывешивать крупные картины, так как рассматривание их активизирует разговорную речь и желание рассказывать. В подобных случаях рассказ ребенка бывает обращен к одному-двум слушателям, поэтому он проще для рассказчика, и к тому же легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Для развития связной речи можно использовать и другие случаи, когда от детей требуется более совершенный рассказ, обращенный к группе слушателей: некоторые ролевые игры (с рассказчиками), развлечения.Педагог должен знать несколько игр, в которых есть роли рассказчика, например «Кино» (роль киномеханика-чтеца), «Телевизор», «Радио», «Проигрыватель» (роли дикторов), «Телефон» (собеседники), «Магнитофон», «Космос» (роль космонавта, передающего свой рассказ о полете на Землю).Для успешного проведения этих игр надо заранее обогатить детей соответствующими знаниями; подготовить оборудование; поддержать их инициативу.Рассказывание имеет место и в играх «Детский сад», «Школа», «День рождения», а также в играх, отражающих увиденное в жизни. Воспитатель при этом должен следить, чтобы активные роли чаще поручались плохо рассказывающим детям. В зоне для самостоятельной художественно-речевой деятельности педагог располагает оборудование, предназначенное для свободного использования детьми.Умение рассказывать закрепляется в играх-драматизациях на литературные темы, при показе кукольного театра самими детьми. Рекомендуется широко использовать для настольного театра, а также для игр с песком обыкновенные игрушки, приучая детей разыгрывать простые инсценировки для кукол, для малышей или товарищей. Следует включать пересказы, творческие сочинения детей в программы утренников, концертов.Таким образом, обучение должно дополняться разнообразными формами работы в повседневной жизни. Знакомство с окружающей действительностью, содержательная жизнь в детском саду - вот снова для формирования такого сложного умения, как рассказывание. Нужно добиться, чтобы каждый ребенок, переходя из детского сада в школу, овладел этим умением в том доступном объеме, который намечен «Программой воспитания в детском саду».

Тема: «Методика работы с книгой в детском саду»

План 1. Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой2.Методика чтения произведений на занятиях3.Приемы формирования восприятия произведений4.Методика заучивания стихотворений5.Формы работы с книгой вне занятий6.Самостоятельная деятельность детейЛитература

    Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5.

    Алиева Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 5.

    Андросова В.Н. Обучение детей восприятию художественной литературы // Дошкольное воспитание. – 1081. - № 3.

    Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

    Венгер Л. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 2.

    Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 11.

    Гурович Л.М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

    Ермак Н Т. Восприятие детьми художественной литературы // Вопросы психологии. – 1994. - № 3.

    Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971.

    Леонтьева Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 4.

    Летова И. Воспитание интереса к книге // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 3.

    Панкратова Л.Я. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детьми // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – с. 510-516.

    Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984.

    Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.

Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. 1-3 года Мещерякова Софья Юрьевна

Педагогические приемы, используемые для развития речи детей в повседневной жизни

В процессе игры

Во время свободной игры воспитатель может подсесть к ребенку и завязать с ним беседу: «Ой, какая красивая кукла! Это девочка? Как ее зовут?» При этом обращения взрослого не должны нарушать ход игры, они должны органично вплетаться в нее, способствовать ее обогащению.

Педагог может также собрать возле себя несколько детей, взять игрушку и обратиться к малышам: «А как зовут эту куколку? Ляля? Какое хорошее имя! А какое красивое платье у Ляли, какие туфельки!» Важно привлекать внимание детей к отдельным деталям внешности куклы, называя их: «А где у Ляли носик? Кто мне покажет? (или: «Покажи мне».) А где у Ляли глазки?»

Игру с ребенком желательно сопровождать стихами. Например:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Идет бычок, качается.

Вздыхает на ходу:

«Ой, доска качается,

Cейчас я упаду».

А. Барто

Из книги Гимнастика и массаж для самых маленьких. Пособие для родителей и воспитателей автора Голубева Лидия Георгиевна

Приложение 1 Основные приемы гимнастики и массажа, необходимые для формирования и воспитания правильных произвольных движений у детей первых трех лет жизни Схема назначения гимнастики и массажа детям I и II групп здоровья разработана на кафедре поликлинической

Из книги Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий автора

Особенности развития речи детей четвертого года жизни На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно.Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их

Из книги Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Особенности развития речи детей третьего года жизни На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но

Из книги Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Особенности развития речи детей пятого года жизни В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их

Из книги Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Теплюк Светлана Николаевна

Принципы и задачи гармоничного развития детей первых лет жизни Первые годы жизни ребенка отличаются своей уникальностью и неповторимостью. Этот период правомерно выделяют особо в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста. В это время происходит

Из книги Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка автора Сосорева Елена Петровна

Средние показатели физического развития для детей второго месяца жизни Вес – 5–5,3 кг.Рост – 56–58 см.Окружность головы – 38,4-39 см.Окружность груди –

Из книги Десять родительских ошибок автора Лепешова Евгения

Средние показатели физического развития для детей третьего месяца жизни Вес – 6–6,3 кг.Рост – 59–61 см.Окружность головы – 40–40,9 см.Окружность груди –

Из книги автора

Средние показатели физического развития для детей четвертого месяца жизни Вес – 6,5–6,9 кг.Рост – 62–64 см.Окружность головы – 41–41,9 см.Окружность груди –

Из книги автора

Средние показатели физического развития для детей пятого месяца жизни Вес – 7,4–7,8 кг.Рост – 64–68 см.Окружность головы – 42,2-43,2 см.Окружность груди –

Из книги автора

Средние показатели физического развития для детей шестого месяца жизни Вес – 8–8,7 кг.Рост – 66–70 см.Окружность головы – 43,2-44,2 см.Окружность груди –

Из книги автора

Средние показатели физического развития для детей седьмого месяца жизни Вес – 8,5–8,9 кг.Рост – 68–71 см.Окружность головы – 44–44,8 см.Окружность груди – 45–46,4 см.Для оценки физического развития малыша в этом возрасте можно использовать очень простой индекс

Из книги автора

Средние показатели физического развития для детей девятого месяца жизни Вес – 9,3–9,9 кг.Рост – 71–73 см.Окружность головы – 45,3-46,3 см.Окружность груди –

Из книги автора

Средние показатели физического развития для детей десятого месяца жизни Вес – 9,5–10,4 кг.Рост – 72–74 см.Окружность головы – 45,6–46,6 см.Окружность груди –

Из книги автора

Средние показатели физического развития для детей одиннадцатого месяца жизни Вес – 9,8-10,5 кг.Рост – 73–75 см.Окружность головы – 46–46,9 см.Окружность груди –

Из книги автора

Средние показатели физического развития для детей двенадцатого месяца жизни Вес – 10,1-10,7 кг.Рост – 74–76 см.Окружность головы – 46,2-47,2 см.Окружность груди – 48–49,2 см.Итак, за первый год жизни ребенок прибавляет в весе около 7 кг и вырастает примерно на 25 см. Существуют

Из книги автора

Безразличие к повседневной жизни и мнению ребенка Обратимся к притче, приведенной в начале главы. Если воспринимать описанную ситуацию в ресторане буквально, оно вызывает множество сомнений. И самое очевидное в том, что все же родители (а не официанты) отвечают за жизнь и

Развитие речи ребёнка в

Повседневной жизни

О хорошем развитии речи, как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.

Часто можно услышать: «Мы так много читали ребёнку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всём рассказывали, но результата нет; сам ребёнок не может, ни описать самую простую картинку, ни о чём рассказать…»

Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребёнок.

«Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора .

Участие семьи в речевом развитии ребёнка очень значимо. Все усилия педагогов без помощи родителей будут недостаточны, а иногда и безрезультатны. Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, рекомендую следующие игры и игровые упражнения для закрепления различных речевых навыков.

1 . «Игры на кухне»

«Помогаю маме». Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

«Волшебные палочки» . Дайте ребёнку счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы, узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображение.

Игры на обогащение словаря.

«Ищем слова на кухне». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?

«Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и « угостим» друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока всё «не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова.

Игры на развитие грамматического строя речи. /

«Приготовим сок». - Из яблок сок …(яблочный) ; из груш …(грушевый ); из слив… сливовый ); из вишни, моркови, лимона, апельсина. Справились? А теперь наоборот - апельсиновый сок из чего? И т.д.

2. «Мастерская золушки»

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

«Узоры» . Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц и ярких ниточек красивые узоры.

«Панно». Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с вашей помощью), а можно укрепить на тонком слое пластилина (без вашей помощи).

Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. Дома вы можете проконтролировать своего ребёнка. Кнопки лучше втыкать в плотный поролон.

3. «По дороге из детского сада и в детский сад».

«Я заметил». - Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим. Обязательно укажем, какие они? Вот почтовый ящик - он синий. А вот кошка - она пушистая. Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки». - Представь, что у нас волшебные очки, когда их одеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т.п.) Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор, красный дом и т.д.

Какими ещё упражнениями можно развивать речь?

1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

2. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать последнее в нём слово.

3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

Какими словами, красками можно описать время года;

Назови слово предмет, слово – действие, слова – ассоциации, слово – цвет, только весёлые слова;

Расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.;

Играйте в игру «Если бы да кабы…». Ребёнку предлагается закончить предложение:

Если бы я был Улицей, то я бы …, потому что… .

Если бы я был Музыкой, то я бы …, потому что … .

Если бы я был Дождиком, то я бы …, потому что … .

Если бы я был Мандарином, то я бы …, потому что … .

Играйте в игру «Хорошо – плохо».

Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

Что хорошего в болезни, а что плохого?

Что хорошего в дождике, а что плохого?

Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?

Играйте в слова с противоположным значением (антонимы): весёлый – грустный, сильный – слабый и т.д.;

Играйте в слова, где изменяется только один звук : почка – дочка – точка – кочка…

4. Предложите ребёнку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

5. Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).

6. Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.

Помните!

Ребёнка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлечённый «говорун сразу скисает».

Будьте терпеливы. Поощряйте его любопытство, любознательность и воображение.

Радуйтесь вашему сыну, дочке.

МБДОУ №17 «Светлячок»

Интеллектуальное и речевое развитие ребёнка

Что необходимо для того, чтобы ребенок не испытывал трудности в интеллектуальном развитии, обучении и коррекции звуков.

Чтобы он был готов к обучению интеллектуально и психологически и его умственные функции: пространственные, логические и речевые должны достичь достаточного развития. Для этого необходимо осуществлять ежедневный контроль над ними. Контроль трудностей связан сегодня с нарушением нейродинамики нервнопсихичеких процессов, т.е. работа мозга затруднена либо из-за недостаточной связи между его отделами или в связи с нехваткой энергии для него. Это значит: в этом случае мозг ребенка функционирует как лампочка, работающая в полнакала. Для того, чтобы приступить к какой-либо деятельности, нужна активизация психических процессов, а для этого нехватает сил.

Процессы возбуждения и торможения оказываются разбалансированными, а ведь для переключения с одного вида деятельности на другой они должны включаться последовательно. Вот и получается, что ребенок, например, сидит над одним заданием и не может с ним быстро справиться. Проявление такой усталости указывает на то, что энергетика мозга страдает, и начинаются необдуманные движения и действия. Уверяем, вас ребенок вовсе не хотел вредничать, а просто в тот момент не думал, что делает.

И все - таки, что препятствует гармоничному развитию функций, необходимых для интеллектуального развития и обучения?

Неблагоприятное протекание беременности, родов, неправильное соматическое развитие (не вовремя сел, пошел, позже стал говорить). Но ведь патологии беременности в развитии ребенка были всегда. Просто из жизни наших детей исчезло игровое начало. Все игры, в которые мы с вами раньше играли, заменили компьютеры, боевики, мультфильмы с военными действиями, книги с динозаврами, роботами и человеком-пауком.

Значит, ребенку уже незачем представлять, что тарелка - это руль от машины (развитие знаковой системы). Нет надобности, соизмерять расстояние при игре в прятки (не формируются пространственно-временные представления).

Как можно все-таки преодолеть задержки речевого развития детей? Если у ребенка не сформированы функции контроля, то он не умеет управлять своим поведением, речью. Но мозг ребенка пластичен и функции восстанавливаются при усиленном контроле и помощи со стороны родителей, воспитателей, логопеда.

А еще мы помогаем создать в группе детей с нарушением речи психологически комфортную атмосферу для ребенка. Детям необходимо чувствовать себя защищенными, уверенными и любимыми.

Что вредно и полезно для мозга? Мозг любит: световой день, спортивные занятия, хорошо проветриваемые помещения, смену деятельности, бодрящие ароматы (хвои, цитрусовые). Мозг не любит: курения родителей, монотонных занятий, однообразной пиши, переутомления.

“Массаж… мозга”

Различные виды речевой недостаточности органически связаны с заторможенной деятельностью рече - двигательного и рече - слухового центров коры головного мозга. Разрешение этой проблемы в логопедической практике подсказала заметка “Массаж… мозга”:

Изучая рефлекторные связи языка и полости рта, специалисты одного из московских институтов пришли к выводу, что продолжительное (5–10 минут) полоскание рта оказывает определённое влияние на деятельность центральной нервной системы. Исследования показали, что начало полоскания у большинства здоровых и больных людей сопровождается активизацией процессов возбуждения. Потом, в момент выделения жидкой слюны и особенно при завершении полоскания, на энцефалограмме усиливаются медленные потенциалы, более регулярным и выраженным становится альфа-ритм. Такие сложные изменения можно сравнить со своеобразным массажем мозга, оказывающем весьма благотворное влияние на протекающие в нём процессы.»

Итак, у ребёнка в руках стакан кипячёной воды комнатной температуры. У четырёх - семилетних детей эта процедура занимает 3–5 минут в утренние часы (час - полчаса до завтрака). Можно приговаривать при этом: “Просыпаются щёки, просыпаются губы, просыпается язык! Просыпайся, ум! Пробуждайся, речь!”. За несколько месяцев ежедневного применения данной аквапроцедуры дети становятся более любознательными, рассудительными, находчивыми; значительно улучшается память.

Попробуйте! Это так просто и в то же время эффективно для активизации речевой моторики и мыслительных процессов.

Как сказал Сухомлинский В.А.: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.»

Развитие мелкой моторики для детей

Дошкольного возраста

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функции руки и речи. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до н.э. В Китае – специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев, приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Камикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он, утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца положительно повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние кишечника, среднего – на желудок, безымянного – на печень и почки, мизинец – на сердце.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими

орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает

перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествуют появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», и речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Схема Пенфилда показывает, что 1/3 всей области занимает проекция пальцев руки, и эта проекционная зона находится в непосредственной близости к речевому двигательному центру Брока.

На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались ручные различные жесты – указывающие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. А это значит, что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук «тревожат» и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности.

Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчётливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребёнка. Поэтому развитые и усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребёнка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Дошкольник может заблаговременно овладеть и рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволят ему постепенно войти в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений, ребёнок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком лёгкого прикосновения к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного «хода» руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр.

Развитие мелкой моторики важно не только для развития письма, но и для полноценного формирования у ребёнка устной речи. Существование такой зависимости имеет своё историческое объяснение.

Развитие тонкой моторики ребёнка должно начинаться с раннего детства. Начиная с 1,5 лет можно производить осторожное сгибание и разгибание пальчиков рук ребёнка, а также слегка поглаживать его руки в направлении от пальцев к запястью.

В более позднем возрасте для развития мелкой моторики рук могут использоваться рекомендованные задания. Упражнения должны быть доступными и легко выполнимыми, что достигается в результате перехода к всё более и более сложным для ребёнка заданиям по мере овладения менее сложными.

  • Различные виды конструирования
  • рисование
  • перевод картинок через копировальную бумагу
  • вырезание ножницами различных фигур
  • перебирание крупы, гороха для приготовления пищи
  • обучение игре на пианино и других музыкальных инструментах.
  • перелистывание книжных страниц
  • лепка из пластилина, что особенно важно для развития силы пальцев рук

Неограниченный простор в развитии у ребёнка ручной моторики даёт сама жизнь, нужно умело и своевременно привлекать ребёнка к доступным для него видам деятельности (сбор лесных и садовых ягод, чистка и резка варёных овощей, не требующая использование острого ножа и многое др.)

Для развития мелкой моторики активно применяются дидактические игрушки. Игры с предметами заставляют ребёнка запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым.

В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. Поэтому для ребёнка крайне необходимы игрушки:

  • для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие
  • для прокатывания
  • образные, с застёгивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией)
  • раскладывание фигур разной величины, формы; сравнение предметов резко отличающихся по форме (шар, куб) и т.д.

Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки (матрёшки, яйца, бочки и др.) При организации игр детей с предметами необходимо придерживаться двух основных принципов:

  • посильность требований
  • постепенность усложнения

Если для самых маленьких требуется наглядный показ взрослого, то чем старше он становится, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого. Родителям необходимо больше уделять внимания детям с речевыми нарушениями: больше общаться, разговаривать, обсуждать с ребёнком разные вопросы. От взрослого требуется не только дать ребёнку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищённости, доверия.

Играем с пальчиками


Прокатывание карандаша по поверхности стола.


Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.

Карандаш я покачу

Вправо-влево - как хочу.


Поднимание карандаша с поверхности стола одним пальцем.


Положи карандаш на край стола. Попробуй поднять его, подцепив снизу одним пальцем. А теперь выполни это упражнение другими пальчиками.

Карандашик поднимаю,
Крепко пальцем прижимаю.



Вращение карандаша между большим, указательным и средним пальцами.


Возьми тонкий длинный карандаш тремя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.

Отправляется в полёт
Наш красавец-вертолёт.




Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.


Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.

Успехов вам, взрослые и дети!

Учитель - логопед: Потапенко Е. В.

МБДОУ №17 «Светлячок»

«Если ваш ребёнок плохо говорит…»

Консультация логопеда для родителей детей 3-4 лет

Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.

Все родители, поняв, что у ребёнка есть проблемы с развитием речи, стремятся узнать, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов.

  1. Внутриутробная патология.

Это проблемы, которые возникают во время беременности. Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребёнка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К ним относятся:

  • Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга плода). Причины её могу быть разными: токсикоз, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, хронические заболевания матери.
  • Инфекционные заболевания матери во время беременности: краснуха, грипп, скарлатина, корь и т.д. Наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она может вызвать серьёзные отклонения в развитии ребёнка (глухоту, слепоту, умственную отсталость, порок сердца).
  • Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота) могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.
  • Несовместимость крови матери и плода.
  • Нарушение сроков вынашивания – недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
  • Курение.
  • Алкоголь и наркотические вещества.
  • Приём лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать.
  • Работа на вредном производстве, где повышаются физические нагрузки, или есть контакт с химическими активными вредными веществами, или происходит воздействие различных видов излучения.
  • Стресс, который испытывает будущая мама.

2. Наследственная предрасположенность.

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, дефекты строения твёрдого и мягкого нёба и даже заикание. Если один из родителей начал говорить поздно, подобные проблемы могут возникнуть и у ребёнка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключить такую возможность нельзя.

3 . Неблагоприятные роды и их последствия.

  • Родовые травмы.
  • Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповиной.
  • Малая масса тела ребёнка (менее 1500г.)

4. Заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни.

  • Инфекционно-вирусные заболевания могут вызвать снижение или потерю слуха.
  • Травмы и ушибы головного мозга. В результате ребёнок может перестать говорить.
  • Травмы лица. Мешают ребёнку научиться правильно произносить звуки и слова.
  • Длительные простудные заболевания.
  • Приём некоторых антибиотиков приводит к снижению слуха.
  • Сильный испуг или стресс.

Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми. Речь ребёнка задерживается и нарушается в отсутствие эмоционального положительно окружения.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечёткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание. Такой может быть речь близких людей или, например, речь, услышанная в телевизоре. Сейчас достаточно много ведущих программ, комментаторов и даже дикторов имеют нарушения речи.

Каковы же нормы развития речи ребёнка 3-4 лет?

За прошедшие три года жизни ребенок успел накопить значительный объем знаний и представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую самостоятельность и имеет определенный практический опыт действия с различными предметами.

Трехлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребёнка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, в единую группу. Например, показывает на собаку, изображённую на картинке и на собаку за окном.

К четырем годам активный словарь ребёнка, т.е. слова, которые он употребляет в речи, составляет примерно 2000 единиц. Есть ещё пассивный словарь. Это слова, значение которых ребёнок знает, но в речи не употребляет. Он начинает чаще использовать местоимения (мой, твой, ваш, наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два). Если раньше ребёнок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Но само по себе увеличение словарного запаса не имело бы большого значения, если бы он параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. И хотя достижения ребёнка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Так, трехлетние дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний (полетим на космос), неправильное образование некоторых грамматических форм (много карандашов). Не всегда верно ребенок употребляет слова (у меня ручки засохли, надо свет потушать).

Четвёртый год - это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и понятными.

К четырём годам на вопросы взрослых ребёнок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3-4 и более слов. Понятнее становится речь в целом, отчетливее произнесение слов и звуков. Звуковое несовершенство речи объясняется возрастом и физиологическими особенностями. Ребёнок четвёртого года жизни хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков (сова, лиса, коза, зима, цыпленок), но в то же время может опускать их в других словах: нег (снег) , вонок (звонок). Некоторые дети не различают звуки С и Ц: сапля вместо цапля.

В этом возрасте ребёнок еще не всегда может верно произнести шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ и часто заменяет их свистящими: каса (каша), нозык (ножик). Сонорные Р, РЬ, Л ребёнок может заменять звуком ЛЬ, реже Й: лябота (работа), лямпа (лампа), каяндас (карандаш), устай (устал), при этом, как правило, он правильно сохраняет слоговую структуру в двух - трехсложных словах, т.е. слова не коверкает. Но затрудняется в произнесении многосложных слов, заменяет или пропускает отдельные звуки, переставляет слоги, укорачивает слова. Например: «лисапет» - велосипед, «пигин» - пингвин, Голосовой аппарат ребёнка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями.

Делаем вывод, что к четырём годам ребёнок может не произносить звуки Р, РЬ, Л. Не всегда произносить шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. Поэтому не стоит требовать от ребёнка их правильного произношения. Но к пяти годам все звуки русского языка должны произноситься правильно. Если этого не произошло необходимо обратиться к логопеду.

Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребёнок был соматически здоров, активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Поэтому необходимо выбирать игры, которые совершенствуют внимание ребёнка, его память, мышление, воображение. Используйте игры с подражанием голосам животных, с совместным проговариванием потешек, прибауток, напеванием колыбельных.

Напомню, что речь формируется по подражанию. Родителям необходимо контролировать собственную речь, обращаться к ребёнку с адекватными просьбами и не требовать от него невозможного.

Советы логопеда

  • Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционногоаппарата.
    Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.
  • Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.
  • Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.
  • Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.
  • Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  • Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
  • Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.
  • Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми. Каждый человек ценен индивидуален.


Для закрепления умения придумывать рассказы и сказки, так же как и для других видов детского рассказывания, можно использовать словесные дидактические игры. Игры типа «небылицы» развивают чувство юмора, критичность ума, умение кратко, образно построить аналогичное высказывание. Сначала в процессе этих игр педагог учит детей замечать небылицы в сказках, в его шуточных рассказах, а затем сочинять самим, создавая воображаемые ситуации. Методика игр «Кто больше заметит небылиц?», «А если бы...», «Придумай небылицу» разработана А. К. Бондаренко.

Руководство связной речью детей в повседневной жизни

Повседневная жизнь предоставляет большие возможности для непланируемого рассказывания детей (рассказы воспитателю и товарищам о событиях дома, рассказы ребенка, вернувшегося в сад после болезни, и др.). Воспитатель должен не только использовать эти случаи, но и создавать условия, побуждающие детей рассказывать.

Рекомендуется использовать такой прием, как поручение: показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него, и рассказать о ней; показать высаженные растения или поделки и рассказать по порядку, как их выполняли.

Нужно периодически менять в книжном уголке папки с картинками или рисунками детей; вывешивать крупные картины, так как рассматривание их активизирует разговорную речь и желание рассказывать. В подобных случаях рассказ ребенка бывает обращен к одному-двум слушателям, поэтому он проще для рассказчика, и к тому же легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.

Для развития связной речи можно использовать и другие случаи, когда от детей требуется более совершенный рассказ, обращенный к группе слушателей: некоторые ролевые игры (с рассказчиками), развлечения.

Педагог должен знать несколько игр, в которых есть роли рассказчика, например «Кино» (роль киномеханика-чтеца), «Телевизор», «Радио», «Проигрыватель» (роли дикторов), «Телефон» (собеседники), «Магнитофон», «Космос» (роль космонавта, передающего свой рассказ о полете на Землю).

Развитие речи в повседневном общении

Разговорная речь детей формируется во время разговора воспитателя с ними в повседневной жизни. Разговор педагога с детьми имеет большое воспитательное значение для установления хороших взаимоотношений между ними, влияние на поведение ребёнка. На его умственное и речевое развитие.

Для развития детей большое значение имеет индивидуальное общение воспитателя с ребёнком. Чем меньше возраст детей, тем больше они нуждаются в индивидуальном общении с взрослым. Ребёнок, впервые пришедший в детский сад, сначала чувствует себя стеснённо. Он ещё не привык к новым людям, к новой обстановке. Он ещё не запомнил, как зовут воспитательницу, не знает, как и когда можно подойти к ней и поговорить. В личном общении с воспитателем ребёнок быстрее осваивается с новыми для него условиями жизни и находит своё место среди сверстников.

Чрезвычайно важно в течение дня найти время и место для разговора с каждым ребёнком отдельно или в маленькой группе. Надо поговорить с ребёнком так, чтобы у него осталось удовлетворение, даже радость оттого, что его выслушали. Если в разговоре воспитатель проявляет живой интерес, искрений к ребёнку, к содержанию его речи, то он чувствует себя смелее, увереннее и доверчиво рассказывает обо всём, что его интересует. Разговор с ребёнком даёт воспитателю возможность ближе его узнать его внутренний мир, интересы, уровень развития речи. Разговор воспитателя с ребёнком должен продолжить в спокойной обстановке, а не на ходу. Внимание к одному ребёнку не должно отвлекать от других детей.

В детском саду в течение дня есть такие периоды для индивидуального разговора. Это утренние часы, вечернее время, когда дети начинают постепенно расходиться по домам, самостоятельные игры и занятия на прогулке. Кроме того, во время ухода за малышами (умывание, одевание, укладывание спать и т.д.) воспитатель имеет возможность поговорить с каждым. Иногда разговоры возникают по инициативе ребёнка, который подходит с каким-нибудь вопросом или сообщением. Но нельзя ожидать таких случаев. Воспитатель должен сам быть инициатором интересных разговоров. Чтобы разговор имел положительные результаты, необходимо знать, каковы интересы ребёнка, любимые игры и занятия, какие события происходят у него в семье. Если воспитатель знает домашнюю жизнь ребёнка, если он видит, чем живёт каждый ребёнок в детском коллективе, то ему легко найти тему для разговора.

Дети дошкольного возраста - пытливые маленькие «исследователи»; их интересуют самые различные явления: кто что делает, как работают машины, которые они видят на улице, как, и из чего сделаны предметы, почему бывает гром, радуга и т.д. со всеми вопросами они обращаются к взрослым за ответом. Воспитателю детского сада эти вопросы раскрывают интересы и мысли детей. Не на каждый вопрос детей можно ответить просто и понятно: иногда вопрос ребёнка относится к той области, которая ещё недоступна его пониманию. Детей удовлетворит, если воспитатель спокойно объяснит им, что вопрос они задали очень трудный; когда они будут учиться в школе, они об этом узнают. Может быть, и воспитатель не имеет необходимых знаний, чтобы ответить на вопрос, который задали дети. «Я прочитаю в книге или я поговорю со знающими людьми и тогда расскажу». В повседневном общении воспитатель обогащает словарь детей. Воспитатель не должен упускать случая, подсказать ребёнку правильное название предмета, качества или действия и в повседневной их деятельности.

  • Во время еды воспитатель должен точно называть блюда, которые подаются детям, а не заменять разнообразные наименования обобщёнными словами: первое, второе, третье блюдо.
  • Ежедневное одевание и раздевание детей даёт воспитателю возможность закрепить в их памяти точные названия предметов одежды, их качеств (цвет, материал, качество, узнаваемые на ощупь).
  • Так, во время умывания воспитатель пользуется названиями действий: умываться, открываться, закрывать кран (глагольный словарь); названиями предметов туалета и домашнего обихода: мыло, пена, мыльница, полотенце, раковина, зубная щётка и т.д.; названиями частей лица и тела: лицо, лоб, щёки, подбородок, нос, уши, шея, руки, пальцы, ладони, локоть; названиями признаков: холодная, тёплая, свежея (вода), чистое (полотенце), чисто, аккуратно, правильно, сухо и т.д.
  • Уход за растениями и животными в уголке природы является в то же время поводом активизации словаря, относящегося к явлениям природы (например: ствол, стебель, лист, почка, бутон; гладкий, шероховатый, блестящий, тёмно-зелёный, светло-зелёный и т.д.).
  • Воспитатель должен не только сам называть предметы, но и задавать детям вопросы: «Что ты делаешь? Что ты строишь? Что ты надеваешь кукле? Какие у тебя дома игрушки? И т.д.
  • Оправдывает себя приём поручений: воспитатель поручает кому-либо из группы показать новичку или малышу аквариум или картинки в альбоме, комнатные растения, игрушки и рассказать об этих предметах.
  • В повседневной жизни воспитатель должен работать над культурой речи детей. Нельзя проходить мимо грубости в речи, невежливого тона. Воспитатель указывает, напоминает, как надо разговаривать друг с другом, с взрослыми, приводить хорошие примеры, даёт детям поручения узнать что-либо, передать вежливо попросить какую-нибудь вещь и т.п.

Пути исправления грамматических ошибок и формирование грамматической правильной речи

Ребёнок должен слышать грамматически правильную речь, потому что он подражает речи окружающих. Если взрослые говорят неправильно, то и ребёнок будет говорить так же. В детском саду ребёнок должен слышать речь, отвечающую грамматическим нормам русского языка.
Требуется постоянное внимание к грамматической стороне речи детей и исправление ошибок в ней. Это необходимо для того, чтобы дети усвоили правильные грамматические формы, в то же время исправление ошибок способствует тому, что дети начинают осознавать, как надо правильно говорить. Следовательно, исправлять ошибки детей надо так, чтобы ребёнок различал, как он сам говорит и как воспитатель, чтобы в дальнейшем сам исправил ошибку, или будет стараться говорить правильно. На занятиях это происходит успешнее всего; вне занятий не всегда обстановка благоприятная для исправления ошибки. При исправлении ошибки не следует повторять её, а нужно предложить ребёнку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно; пусть ребёнок повторит за воспитателем правильное слово или предложение.
В тех случаях, когда какие-либо грамматические ошибки широко распространены в речи детей группы, следует проводить специальные дидактические игры или дидактические упражнения. Дидактическая игра требует использовать приобретённые ранее знаний в новых обстоятельствах. В этих играх ребёнок должен самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, самостоятельно придумывать рассказ и т.д. в игре ребёнок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая. Что его учат. Дидактическая игра - доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.

Таким образом, речь в основном формируется в дошкольном детстве. На занятиях и в повседневной жизни. Воспитатель упражняет детей в чётком произношении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит говорить громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух. Ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитание и обучения, знание некоторых методических приёмов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома.

Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется воспитателем прежде всего в беседах и на консультациях, вывешиваются небольшие заметки, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста в уголке для родителей. Воспитатель может рекомендовать для заучивания с детьми дома стихи, загадки, пословицы, потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки; посоветовать какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста.

Интересным и полезным для молодых родителей являются собрания, на которых выступают, и делается своими впечатлениями о воспитании речи в условиях семьи сами родители. Полезны открытые занятия по развитию речи. Где могли бы присутствовать родители, использование папок-передвижек. Следует советовать родителям беречь ещё не окрепший голосовой аппарат ребёнка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк (родительские собрания с медсестрой).

Воспитатель, проводя с родителями беседы и консультации о том, как помочь ребёнку овладевать правильным звукопроизношением подчёркивает, что чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему ещё не доступны. Воспитатель объясняет родителям к чему может привезти перегрузка ребёнка непосильным для него речевым материалом (заикание, неправильное произношение звуков и др.)

Важно, обращать внимание родителей на то, что в общении с ребёнком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять вместо общепринятых слов усечённые слова или звукоподражания.

Отрицательно сказывается на речи ребёнка частое употребление взрослым слов с уменьшительно ласкательными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ребёнок неправильно произносит какие - либо звуки. Слова не следует передразнивать его, смеяться или наоборот хвалить.

В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всего верно. Воспитатель указывает родителям на то, что к исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательно.

Занимаясь с ребёнком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети легко справляются с такими заданиями, но при этом допускают речевые ошибки. В беседе не следует перебивать ребёнка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание. А затем указать на ошибки. Дать образец. Нельзя уклоняться от вопросов ребёнка, хотя порою на них трудно ответить сразу. В таких случаях родители могут пообещать ему дать ответ, когда он поспит (поест, уберёт игрушки) и.д. взрослый в это время подготовиться к рассказу.

Педагог советует родителям обязательно выслушивать ребёнка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанном ему книге, о просмотренном мультфильме. Воспитатель подчёркивает, что в семье для ребёнка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.